Меню

Аэродром у реки лена

Великая река Сибири Лена: особенности, описание, характеристика, легенды и факты о реке, исток и устье, притоки, длина, название. Лена на карте России.

Лена — крупнейшая в мире река, протекающая в зоне вечной мерзлоты, а также самая крупная в России река, чей бассейн полностью находится на территории Российской Федерации.

Основные характеристики реки Лена:

Длина реки Лена: 4 400 км. Лена — крупнейшая река Восточной Сибири, десятая в мире река по длине и восьмая в мире река по полноводности.

Альтернативные методы подсчета:
Без учета Быковской протоки (106 км) в дельте Лены ее длина составляет 4294 км.

Площадь водосборного бассейна Лены: 2 490 000 км²

Расположение: Восточная Сибирь. Водосборный бассейн Лены (то есть территория с которой река получает своей питание или сумма всех ее притоков, вливающихся в нее рек, ручьев и подземных вод) полностью лежит в пределах Российской Федерации.

Исток: река Лена берет начало на высоте 1470 м над уровнем моря в заболоченной местности на склонах Байкальского хребта, в 10 км в западу от озера Байкал.

Впадает: море Лаптевых Северного Ледовитого Океана. Устье Лены — важный транспортный узел Сибири, в частности здесь расположен один из портов Северного морского пути — порт Тикси.

Общее направление течения: с на север.

Устье реки Лена с воздуха с высоты птичьего полета

Устье Лены — съемка с воздуха

Крупные притоки реки Лены:

  • Алдан — крупнейший приток Лены. Расположен справа. Длина Алдана — 2273 км. Алдан сам является рекордсменом — 1. это самая полноводнаяв России. 2. Алдан занимает место среди всех рек России по объему стока. Крупнейшим притоком Алдана является река Амга, которая сама входит в самых больших по протяженности рек России с длиной 1462 км.
  • Вилюй — самый длинный приток Лены. Расположен слева. Длина Вилюя — 2650 км. На Вилюе построены две крупные ГЭС — Вилюйская ГЭС (648 МВт, 2,71 млрд кВт·ч в год) и Светлинская ГЭС (270 МВт, до 1 млрд кВт·ч в год)
  • Витим — еще один правы приток Лены. Третий по длине и площади бассейна после Алдана и Вилюя. Единственный крупный город на реке Витим — Бодайбо Иркутской области.
  • Олёкма — еще один правый приток длиной 1436 км.
  • Другие притоки: (все на порядок меньше вышеперечисленных четырех) Большой Патом, Чая, Кута, Киренга, Чуя, Молодо, Бирюк, Лунгха, Долгая.

Река Лена и Ленские столбы

Река Сибири Лена и Ленские столбы

Города на реке Лена:

Лена протекает в достаточно суровых и малонаселенных районах. Практически весь ее путь проходит в регионах вечной мерзлоты в Якутии и Иркутской области. Непосредственно на реке Лена стоит всего 6 городов:

  • Якутск — столица Якутии и самый крупный город на Лене. В Якутске проживают 300 тыс. человек.
  • — старейший (по известной истории) населенный пункт Восточной Сибири, бывший одним из первых русских острогов на этих территориях. Сегодня его население насчитывает 42 000 человек. Здесь расположен один из крупнейших речных портов России — порт Осетрово. Это единственный порт, связывающий водную систему Лены с железнодорожным сообщением страны. Именно через него осуществляется северный завоз, в связи с чем город также называется «воротами на север Восточной Сибири».
  • Киренск — 11 000 человек.
  • Ленск — 23 000 человек, предприятия алмазодобывающей и нефтяной промышленности.
  • Олёкминск — 9 000 человек, предприятия лесозаготовительной и золотодобывающей промышленности.
  • Покровск — 9 000 человек.
  • Остальные расположенные на реке населённые пункты имеют статус деревень и небольших поселений, а расстояние между ними может достигать сотен километров.

Река Лена с притоками на карте России

Река Лена с притоками на карте России

Происхождение названия реки Лена:

1. Наиболее популярная гипотеза гласит, что название реки Лена происходит из эвенкийского языка, где оно звучит как («Елюенэ», «Линэ») и означает «большая вода». Такое название было впервые зафиксировано в 1619–1628 годах первопроходцем Пяндой. В русском же закрепилось в транскрипции привычного женского имени.

2. Есть также версия о том, что Лена названа так по характеру своего течения — ленивая, медленная, размеренная.

3. Не стоит полностью исключать и происхождение названия реки от женского имени Елена, издавна существовавшего на нашей земле. Именно Аленушка — то есть Елена — является наиболее распространенным поименованным женским персонажем русских сказок, что очевидно свидетельствует о некой сакральности этого имени. Если допустить, что наша история длиннее на несколько тысячелетий, чем это принято считать — чему появляется множество доказательств в самых разных науках, или хотя бы оттолкнуться от достаточно официального факта о расселении индоариев с территории Индии, то вполне можно предположить, что наши предки уже проходили и знали земли, на которых течет река Лена, задолго до «первопроходцев» Сибири XVII века и могли назвать великую реку именем одной из своих богинь/цариц/жриц.

Картина Виктора Васнецова

В.Васнецов. Аленушка

Интересные особенности и факты про реку Лену:

-Согласно официальной истории русские первопроходцы появились на Лене в начале XVII века. Первой базой служил Енисейский острог из которого уже направлялись новые группы для исследования неизвестных ранее земель, включая берега Лены. Первый острог на Лене — Ленский был основан в 1632 году, после чего освоение пошло уже активнее и за следующие 10 лет на реке появилось еще несколько больших казачьих укреплений.

Карта Тартарии Яна Янсона

Карта Тартарии Яна Янсона 1640-1650 гг.

-Интересно, что вопреки распространенному убеждению о полнейшей безлюдности и неисторичности Сибири на древних картах мы видим СОВЕРШЕННО противоположную картину. Так, например, на карте Тартарии Яна Янсона (см.подробный разбор карты здесь) мы видим, что Сибирь в целом застроена городами гораздо плотнее, чем Европа. Так, автор на своей карте посчитал достойными быть запечатленными лишь 11 городов к западу от Уральского хребта, а вот в востоку от Урала таких — 17. Сегодня их названия — Naimen, Ezma, Gauta, Caracoran, Cacatora, Tenduc, Tartar и др. — ничего нам не говорят, но нелепо считать эти города плодом фантазии автора, который совершенно точно и детально изобразил другие «известные» города Европы. Не знай он об этих сибирских «мегаполисах» доподлинно и не имей он надежных источников — он бы просто оставил на карте «белое пятно» — именно так поступали картографы, например, с линией побережья Северной Америки до того, как она была изучена. Судя по изгибу рек на карте Яна Янсона Лене соответствует Orchardus flu с городами Naimen, Turfon, Ca(?)ind.

Карта Азии Даниэля Келлера 1590 гг

Карта Азии Даниэля Келлера 1590 г. Обратите внимание на крупный рисунок государя на троне на территории Сибири.

Другая интереснейшая карта авторства Даниэля Келлера 1590 года поражает воображение тем, что в недоступных по сегодняшним меркам северных районах между Хатнгой и Леной автор расположил самую крупную и детальную иллюстрацию — а именно грандиозный трон с сидящим на нем правителем совершенно европейской наружности, который к тому же держит в руках скипетр и подписан как Magnus Cham Tartarorv Rex — то есть Великий Кам Царь Тартарии («кам» — шаман? Отсюда «камлать»?). Справа от него стоит человек с копьем в тюрбане. А на другом берегу предполагаемой реки Лены значится надпись «Naiam unde oriundus fuit presbiter Iohannes cuius posteri nunc in Ethiopia residet», что можно перевести как «В Найане родился пресвитер Иоанн, потомки которого ныне правят в Эфиопии».

Великий хан Тартарии на древней карте Даниэля Келлера 1590 г.

Карта Даниэдя Келлера крупнее — с интересующим участком

По всей видимости, именно этот легендарный правитель изображен на троне, главенствующим над всей Евразией. Современная история не признает такой личности (подробный анализ этой темы делал еще Лев Гумилев), однако, легенды о неком христианском (!) правителе пресвитере Иоанне (он же ), жившем далеко за Уралом были крайне распространены во все времена, начиная с XII века. Так, например, верили, что христианский царь Востока придет на помощь праведным воинам в решающей битве. Но самое интересное, что легендарный Иоанн даже написал письмо императору Византии Мануилу Комнину, правящему с 1143 по 1185, которое сохранилось (. ) в различных версиях и списках. В этом письме он называет византийского правителя «князем», в то время как себя «царем царей» и великодушно предлагает перейти в подданство к пресвитеру Иоанну, а также дает понять сколь велико его могущество:

«… знай: я, пресвитер Иоанн, господин господствующих, и никто из царствующих на этой земле не сравнится со мной богатством, доблестью и силой. Семьдесят два царя являются моими подданными.»

Не обошла стороной легенда о и Русь — мало кто знает, но существует памятник древнерусской словесности XIII в. «Сказание об Индийском царстве, послание пресвитера Иоанна к императору Мануилу» (другое название — «Послание царя индийского Иоанна к греческому царю Эммануилу», который пересказывает текст легендарного письма, дополняя его множеством интереснейших подробностей. Как и в случае со многими другими древними сказаниями (см. статью про «Голубиную книгу») здесь нет единого канонического текста — имеется более 40 вариантов только русского «Сказания», некоторые из которых мы обязательно рассмотрим в следующих статьях.

Как все это объяснить? Очевидно, Сибирская земля таит еще множество невероятных открытий, которых человечеству еще предстоит осмыслить, переосмысливая заодно и саму мировую историю как таковую.

Ленские столбы на реке Лена

Ленские столбы

-Одной из самых знаменитых достопримечательностей реки Лена несомненно являются Ленские столбы, включенные в список мирового наследия ЮНЕСКО в 2012 году. Это невероятная по своим масштабам каменная гряда в 150 км от Якутска, протянувшаяся вдоль одного из берегов реки. Отдельные столбы достигают высоты свыше 200 метров. А общая протяженность гряды составляет свыше 500 км! Декабрист -Марлинский так отзывался о Столбах:

« святая тишина лежит на девственном творении, и душа сливается с дикою, но величественною природой».

Ленские столбы на Лене - масштаб, вид с высоты птичьего полета

Ленские Столбы в сравнении с пароходом

Однако не все знают, что и это еще не все — в 50 километрах дальше по реке есть продолжение этой цепочки — так называемые Синские столбы. Последние тянуться еще на 80 километров! Вместе они образуют национальный парк «Ленские Столбы» (с филиалом «Синские», куда туристы добираются уже реже в силу большей удаленности). Традиционно считается, что все это природные образования возникшие в резульате выветривания скальных пород за миллионы лет… Однако есть в этом месте и еще, некий глубинный мистический смысл или иной пласт восприятия — не зря у местного населения эти скалы всегда вызывали религиозный трепет и считались застывшими фигурами людей.

Ленские столбы - памятник природы

Во многих выступах действительно читаются очертания лиц и фигур и никто не отменяет того факта, что человеческая рука может намеренно усиливать подобное сходство в местах изначально созданных природой. Как подтверждение «обжитого» характера места — многочисленные наскальные изображения людей, животных, а также рунических надписей.

Шишкинские писаницы на реке Лена

Шишкинские писаницы

-Впрочем, не только Ленские столбы известны петроглифами, есть на берегу Лены и другое знаменитое место — Шишкинские писаницы. Расположен археологический комплекс эпохи палеолита в верховьях Лены в Иркутской области. там насчитывалось более 2000 наскальных изображений возрастом порядка 15. тыс лет. Сегодня, как полагают ученые, сохранилась лишь треть. Общая территория покрытая рисунками занимает порядка 2 километров.

-Сегодня берега реки Лены достаточно труднодоступны и мало освоены. Так, через реку на всем ее протяжении построено всего 5 мостов и один мост (в г. ). На других участках переправы возможны только паромами или в зимнее время по льду.

-В Советское время бытовало мнение, что псевдоним вождя мирового пролетариата, настоящая фамилия которого была Ульянов, происходил от названия реки Лена. Ленину неоднократно задавали вопрос о его псевдонимах, которых у него за всю жизнь было несколько десятков, но сам он никогда не давал на это четкого ответа. Тем не менее, его семья поддерживает версию о связи фамилии Ленин с рекой. Вот как это комментировала его племянница Ольга Дмитриевна Ульянова:

«Я имею основание предполагать, — писал мой отец, — что этот псевдоним происходит от названия реки Лена, так прекрасно описанной Короленко. Владимир Ильич не взял псевдоним Волгин (примечание — семья Лениных проживала в Симбирске, который расположен на Волге. Ныне — Ульяновск), так как он достаточно был истрепан, в частности, его использовал, как известно, Плеханов, а также другие авторы, например, небезызвестный богоискатель Глинка и пр.»

Памятник В.И.Ленину в Санкт-Петербурге

Памятник в

— В 2015 году к города Олекминска в Якутии на набережной был установлен памятник реке Лене в образе молодой красивой девушки («Красавица Лена»). Он выполнен из высокопрочного бетона по эскизу пятиклассницы Вали Федоровой, участницы конкурса детских рисунков «Моя Якутия», молодым скульптором Николаем Никитичем Чоччасовым. Интересно, в местной культуре река Лена чаща предстает в образе мудрой старухи, а не молодой девушки, но в целом памятник был встречен восторженно, а некоторые увидели в нем даже символ молодой, прекрасной и устремленной в будущее России, а не только реки. Кстати «молодость» памятника можно объяснить тем, что великая река начинается с небольшого ручейка, так что как бы меняет свой возраст на пути от истока к устью. Олекминск, где установлен памятник, находится примерно в среднем течении, так что Лена Олекминска вполне может быть представлена в виде цветущей девушки.

Читайте также:  По течению реки катер прошел за 7 часов столько же километров сколько он проходит

Памятник

Памятник «Красавица Лена», Олемкинск. Скульптор:
Автор фото неизвестен.

Навигация и характер реки Лена

Навигационный сезон на Лене длится примерно с мая по сентябрь, в низовьях — на несколько месяцев дольше (до октября—ноября). В августе судоходство может прерываться обмеления отдельных участков. В целом характер реки весьма неоднородный и сложный на всем протяжении — колебания глубин весьма существенны, часто случаются разливы, а русло вообще может менять свои границы.

Лена и Ленские столбы зимой

Река Лена и Ленские Столбы зимой

Участок от истока до протяженностью в 3,5 тыс км проходим только в период поднятия воды и только для судов с небольшой осадкой. Здесь небольшие глубины и много мелководных перекатов.

Участок от порта Осетрово () до устья пригоден для постоянного судоходства, однако здесь немало опасных для прохождения судов зон. Например, участков с «односторонним» движением в местах где русло руки сильно сужается скалистых берегов («щек»).

Последний отрезок — устье реки/дельта реки (150 км) характеризуется наличием большого количества островов, проток и озер, границы которых довольно непостоянны.

Источник

Туристические места республики Саха — река Лена и природный парк «Ленские столбы»

Туристические места республики Саха - река Лена и природный парк

Как и все большие реки Сибири, Лена течет на Север, впадая в море Лаптевых, окраинное море Северного Ледовитого океана. В какой-то степени Лену можно назвать первооткрывателем: после таяния ледника и формирования флоры и фауны именно эта река одной из первых проторила себе тропинку к морю, изучая бескрайние таежные просторы Сибири.

Привычное русскоговорящим название «Лена» не имеет ничего общего с женским именем — это лишь производное от эвенкийского слова тунгусо-манчжурской языковой группы «Елю-Эне», что переводится как «Большая Река». Эвенкийский гидроним был применен первооткрывателем реки, русским землепроходцем Пяндой (Пендой), который в 1619-1623 гг исследовал реку, проследовав вниз по течению от современного района Киренска до Якутска. Как и все большие реки Сибири, Лена течет на Север, впадая в море Лаптевых, окраинное море Северного Ледовитого океана.

Туристические места республики Саха - река Лена и природный парк

исток Лены из горного озера недалеко от Байкала

Туристические места республики Саха - река Лена и природный парк

верховья реки Лена

Туристические места республики Саха - река Лена и природный парк

петроглифы на берегу Лены

В своем верхнем стремительном течении Лена за тысячи лет, как скульптор-модернист, выточила в скалах причудливые формы «крепостных стен». Огромные, величественные утесы, так называемые «Ленские столбы», вздымаются по ее берегам чуть выше Покровска, достигая в высоту 200-300 м.

Туристические места республики Саха - река Лена и природный парк

Туристические места республики Саха - река Лена и природный парк

Высоченные скалы, абсолютно сплошной стеной тянущиеся вдоль правого берега Лены на четыре десятка километров. Одним они напоминают стены огромного средневекового замка, другие вспоминают о клыках дракона, третьим кажется, что перед ними навсегда застыли каменные великаны.

А вот для якутов скалы эти являются памятником любви, верности и храбрости, поскольку Ленские столбы на самом деле не что иное, как пара влюблённых, которых заколдовал дракон: юноша в смертельном поединке победил злого змея, который захотел взять в жёны его возлюбленную, но тому удалось отомстить.

Находятся Ленские столбы, а вместе с ним и одноимённый национальный природный парк на территории России, в Республике Саха, в Хангаласском районе (улусе) Якутии, на правом берегу Лены.

Координаты: 61.10694,127.36167

Туристические места республики Саха - река Лена и природный парк

Чтобы добраться сюда из Москвы, нужно потратить несколько дней: лишь на перелёт до Якутска уйдёт около семи часов (чтобы оказаться в этом городе, нужно перелететь через всю Сибирь). Чтобы добраться до Ленских столбов из столицы Якутии, можно воспользоваться катером или теплоходом (в среднем, на дорогу уйдёт около двенадцати часов). Куда двигаться дальше, подскажут местные жители, проведут экскурсии и укажут на карте самые интересные места.

В настоящее время — это уникальное геологическое образование входит в список чудес России и является природным памятником мирового значения. Несколько лет назад ЮНЕСКО взяло территорию, на которой расположены Ленские столбы, под свою защиту.

В действительности Ленские столбы являют собой отвесные скалы, сформированные из известняка, которые под воздействием суровых климатических условий Якутии, распавшись на отдельные части, образовали вертикально вытянутые скалы причудливой формы высотой от ста до двухсот метров. Тянется каменный лес вдоль Лены на протяжении сорока километров, при этом скалы находятся довольно-таки близко друг от друга, а наиболее плотно расположены между селом Петровское и речными островами Тит-Ары.

Туристические места республики Саха - река Лена и природный парк

Горы, образовавшие Ленские столбы, начали формироваться около 550 млн. лет назад на месте плескавшегося здесь когда-то неглубокого моря, на дне которого постепенно накапливался известняк. Исчезло оно после того, как стала подниматься Сибирская платформа, формируя сложенные из известняка скалистые образования, разломы и речные долины, при этом на форму гор повлияла эрозия, в частности – выветривание.

Процесс этот длился долго, до тех пор, пока 400 тыс. лет назад не был сформирован каменный лес, причудливые формы которого вот уже на протяжении многих столетий восхищают и поражают человеческое воображение.

Очевидцы утверждают: особенно чарующе Ленские столбы выглядят на рассвете, когда освещённые лучами восходящего солнца скалы из красного песчаника напоминают средневековый дворец, а благодаря протекающей у подножья реки всё это выглядит в несколько раз больше и величавее. А вот на закате вид скал несколько зловещий и похож на замок злого колдуна.

Интересно, что на склонах скал Ленских столбов было обнаружено немало пещер, на стенах которых жёлтой краской нанесены рисунки прадавних людей, обитавших в этой местности, а также найдены орудия труда. На территории национального парка были выявлены останки мамонтов, носорогов, бизонов, а в обломках горных пород – окаменелости трилобитов, вымершего класса морских членистоногих, живших более 200 млн. лет назад.

Благодаря своим уникальным природным достопримечательностям и найденным уникальным находкам на территории заповедника, не удивляет тот факт, что ЮНЕСКО все же приняло решение включить национальный парк «Ленские скалы» в список Всемирного наследия и взяло эти земли под свою защиту.

Интересно, что природный парк «Ленские столбы», где находится каменный лес, имеет огромную территорию: площадь заповедной зоны составляет 81 тыс. га, а протяжённость вдоль реки Лена составляет 220 км. На его территории, кроме Ленских столбов, расположены ещё три природных объекта, охраняемые ЮНЕСКО:

Буотамские столбы – эти скалистые образования, расположенные ниже устья реки Харыя-Юрэх Буотама, состоят в основном из мергеля, доломита и известняка, которые придают столбам разноцветную фактуру;

Синские столбы – несмотря на то, что эти скалы не такие высокие, как Ленские (их высота редко превышает 100 м), они также привлекают внимание туристов.

Тукуланы – крупные песчаные массивы, более характерны для пустыни. Уникальность их в том, что они не только находятся посреди зелёной тайги, но и занимают при этом немалую площадь, например, протяжённость одной из дюн, Саамыс Кумага, составляет около 5 км, а ширина – почти 900 м.

Заповедник Ленские столбы расположен полностью на неосвоенных землях, а потому любые хозяйственные работы здесь запрещены. Кроме того, через парк протекает сразу несколько водных артерий региона: Лена, вторая по протяжённости река России, и её притоки – Буотама (у её берегов были найдены стоянки первобытных людей) и Синяя.

На территории национального парка немало озёр глубиной от двух до трех метров, образованные как в природных понижениях рельефа, так и на плоских водоразделах. Наполняются эти озера водой благодаря дождевым осадкам (а потому во время засухи крупные водоёмы мелеют, а мелкие и вовсе пересыхают), берега их пологи и почти всегда заболочены.

Не может не поражать разнообразие флоры и фауны национального парка: здесь насчитывается около 500 видов растений (из них около двадцати занесены в Красную книгу России), 42 вида млекопитающих, более ста видов гнездящихся птиц, огромное количество рыб и немало рептилий.

Как добраться?

Природный парк «Ленские Столбы» можно добраться водным, наземным и воздушным транспортом.

Круиз из Якутска можно совершить на теплоходах «Демьян Бедный», «Михаил Светлов» и «Механик Кулибин» — навигация с июня по сентябрь.

На «ракете» до Синска, а далее на моторной лодке с местным населением до места пребывания.

В перечень туристских услуг парка входит размещение на турбазах, встреча и сопровождение на экскурсиях, выдача разрешений/путевок на территорию парка.

В зимне-весенний период Природный парк можно посетить наземным путем. С г. Якутска до Ленских Столбов составляет 220 км.

Где остановиться?

База отдыха «Ленские столбы» — стоимость размещения с экскурсионной путевкой 850 руб./чел.

Туристская база «Усть-буотама» — стоимость размещения с экскурсионной путевкой — 700 руб./чел.

Дом охотника — до 15 чел. — 9000 руб.

Кордон №2 до 5 человек — 6500 руб.

Кордон «Кураннаах» до 5 человек — 6500 руб.

Источник

Река Лена

Великая сибирская река Лена является одной из самых протяженных рек на планете. Её исток находится возле Байкала, далее река делает огромную излучину в сторону Якутска, а затем разворачивается на север и впадает в Море Лаптевых, образуя широкую дельту.

река Лена на карте

Если точнее, Лена — это десятая по длине река в мире. Правда иногда идут споры по этому поводу, связанные с определением точки начала (истока) разных рек. Длина реки Лена 4400 км. Площадь бассейна водосбора — 2 490 тыс.кв.км. Река Лена протекает в зоне вечной мерзлоты. Питание Лены в основном происходит за счет таяния снегов и дождевых вод. Вечная мерзлота не позволяет грунтовым водам пополнять водосток этой реки.
Течет по территории Якутии в Иркутской области.

В Северо-Восточной Сибири река Лена — крупнейшая водная артерия. Часть ее притоков приносят в неё воду из Забайкалья, Хабаровского и Красноярского края, а также из Бурятии. Река Лена находится на территории только РФ.

Название реки Лена произошло от эвенского слова Елю-Енэ, что в переводе означает «Большая Река». Открыл ее в 1619 – 1623 годах землепроходец Пянда и зафиксировал именно такое название. В русском же языке такое название на ужилось и она зовется просто — река Лена.

Где исток реки Лена

lena-istok

Исток Лены – небольшое озеро рядом с Байкалом. Название этого озеро мною не обнаружено. Вот так, у величайшей сибирской реке исток безымянный. Расположен этот исток недалеко от озера Байкал. Указываются разные расстояния до Байкала от 12 до 7 км. Зато координаты истока даны точно: 53°56′20.4″ с. ш. 108°05′08″ в. д. (G), а для большей уверенности здесь вы обнаружите маленькую часовню с соответствующей табличкой.

Высота места, откуда берет начало река Лена 1470 метров над уровнем моря.

Характер течения реки Лена

Эта река делится на три участка. Их отличает именно характер течения:

  • первый (верхний) участок располагается от истока до места впадения реки Витим,
  • второй (средний) – от места впадения Витима до устья Алдана,
  • третий (нижний) – от устья Алдана до дельты с морем Лаптевых.

Основные притоки реки Лена — Синяя, Витим, Алдан, Нюя, Олекма, Вилюй, Киренга, Чуя, Молодо. Самым крупным является река Алдан.

Вся верхняя часть течения Лены располагается в горном Предбайкалье.

река Лена

Средняя часть течения имеет протяженность 1415 километров. Среднее течение Лены — это территория Якутии. После впадения в Лены Витима размеры реки становятся огромные. Ее глубина достигает местами 12 метров, русло существенно расширяется и обтекает множество островов. Увеличивается и ширина долины реки (достигает 20÷30 километров). Левый склон поймы реки здесь пологий, а правый – высокий, крутой.

Склоны покрыты хвойными лесами и редкими лугами. После Покровска долина Лены еще расширяется, так как река выходит на равнину. Скорость течения Лены здесь значительно снижается и не превышает значения 1,3 м/с, а в большинстве своем составляет не больше 0,7 м/с.

В этой части течения реки Лена, на её правом берегу расположены знаменитые Ленские столбы — одна из главных достопримечательностей реки Лены.

Нижние течение реки Лена принимает в себя водные потоки из двух основных притоков: Вилюй и Алдан. Слившись с Вилюем, река Лена образует огромную пойму, где много болот и озер. Русло имеет ширину 10 км. Глубина реки повышается до 15-20 метров. В некоторых местах образовались многочисленные протоки. По берегам стоит суровая тайга, а поселения людей очень редки. Дельта Лены очень обширна и начинается ориентировочно в 150 километрах от устья.

Рельеф реки Лена

Бассейн реки Лена являет собой границу двух различных ландшафтов. На западной стороне лежит Среднесибирское плоскогорье, а на восточной – Черский и Верхоянский хребты, а также хребет Сунтар-Хаят. Самые крупные притоки реки Лена – это реки Олекма, Витим, Вилюй и Алдан.[ads1]

Читайте также:  Дельта реки ловать карта

Витим имеет протяженность 1820 км и водный режим, характерный всем дальневосточным рекам, то есть горный поток, проходящий через неширокую долину, а русло его содержит большое количество каменистых порогов.

Река Олекма имеет протяженность практически равную протяженности Витима, то есть 1810 км. Долина реки зажата между горами, а в устье встречается множество порогов.

Самым длинным притоком Лены, как уже писалось, является Алдан. Его протяженность 2240 км. В верхнем течении Алдана по обоим берегам плоскогорье, а в нижнем – межгорная равнина.

В бассейн реки Лена входят двенадцать водохранилищ общим объемом 36 200 млн. куб. м.

Использование реки Лены человеком

Замерзает река Лена целиком от низовья к верховью. Вскрывается в обратном порядке, т.е. от верховья. Навигация на реке Лене продолжается 130-170 суток. Лена — это главная водная артерия, соединяющая Якутию со всей остальной страной. Малые суда плавают практически по всему водному пути. А большие речные суда способны передвигаться только по нижнему течению реки.

Половодье бывает весной. Разлив начинается в среднем течении в конце апреля в южных районах. По мере таяния снегов разлив смещается на север. В низовья добирается только к середине июня. Уровень воды при этом поднимается очень значительно: на 7-8 метров, а в отдельных местах — на 10 метров.

Ледоход всегда сопровождается заторами льда. Река вскрывается постепенно и закономерно с юга на север. Замерзает с севера на юг. Примечательно то, что на некоторых участках вода перемерзает на дне, а затем и на поверхности. Это вызывает образование наледи, которые иногда достигают в высоту нескольких метров. В течении лета эти ледяные скалы тают.

Неприветливые берега Лены обжиты мало, ее русло, за редким исключением, окаймляют непроходимые чащи. Здесь, как и тысячи лет назад, царит природа, которая не торопится уступать свое место человеку. На бесконечных просторах Сибири жизнь человека всегда казалась такой же редкостью, как оазис в пустыне.

Рыбалка на реке Лена

С давних времен река Лена и ее притоки привлекают рыбаков. Платины на реке Лена отсутствуют и имеется богатая кормовая база. Такие обстоятельства создают прекрасные условия для жизни многих видов рыб.

Сибирский осетр является самой большой и наиболее ценной рыбой, обитающей в Лене. Здесь помнят времена, когда эта рыба достигала в длину двух метров и массы около 200-т килограмм. Однако цивилизованный человек предпринял определенные усилия и теперь выловить осетра весом больше двадцати килограмм не реально.

Кроме того, в Лене легко можно наловить тайменя и ленка. Бывают крупные особи (0,7 м в длину и с массой до восьми килограмм). Очень результативно порыбачить можно и на обычного сига, муксуна, чира, пелядь, а также на сибирскую ряпушку. Нередкой добычей может стать хариус. Любителям ловли хищной рыбы есть возможность заняться ловлей щуки и судака. Особенно искушенный рыбак может попробовать вытащить налима. Есть и более мелкие хищники: елец, сибирская щиповка.

Достопримечательности в городах, стоящих на реке Лена

  • Никольская церковь (1852 г.),
  • башня Якутского острога (1685 г., реконструкция),
  • бывшая воеводская канцелярия (1707 г.), «
  • Шергикская шахта» глубиной 116,6 м (1828-1836 гг.),
  • Спасский монастырь (1664 г.)
  • Водогрязелечение,
  • Краеведческий музей.
  • Дом декабриста Голицына,
  • старинные села в окрестностях города
  • Спасское, Спасский собор (1860 г.),
  • часовня Александра Невского (1891 г.),
  • памятные места ссыльных.

Природа реки Лена

В дельте Лены находятся важнейшие экологические территории: Байкало-Ленский заповедник, Усть-Ленские заповедники Дельтовый и Сокол и крупнейший в России резерват «Лена-Устье». Ну и конечно национальный природный парк «Ленские столбы». Заповедники насчитывают 402 вида растений, 32 вида рыб, 109 видов птиц и 33 млекопитающих.

Места тут, как уже писалось, довольно дикие и суровые. Так что без проводника или серьезного опыта самостоятельных путешествий здесь делать нечего, точнее опасно.

Источник

Тайны мира и человека

Тайны мира и человека

Базы третьего рейха в устье реки Лена

Картинки по запросу нацисты в арктике

Секретную немецкую базу в устье реки Лены мы считаем самой отдаленной из всех известных нам баз, созданных нацистами в советском секторе Арктики. В принципе, обследование и изучение этой базы было бы нужно (или можно) начать еще в 1963 году, когда на берега Неелова залива море стало выносить бочки с соляркой, помеченные символикой вермахта. Местные жители с удовольствием принимали эти «дары моря», но как и откуда они появлялись, не интересовались. Поэтому тайная «ленская» база была впервые обнаружена и осмотрена вертолетчиками БАМа только в середине 70-х годов.

По их воспоминаниям, сооружения базы были построены у безымянной протоки на плоском острове, укрытом от ветров высокой скалой. Скорее всего, это мог быть остров Столб, находящийся в южной части дельты реки. Нагое столь конкретное предположение основано на том, что многие острова в дельте Лены просто не годятся для создания базы. Они состоят из песка, ила вперемешку с прослойками из вечного льда, а потому подвержены заметным разрушениям под влиянием прибоя, течений и плюсовых температур.

Очевидцы рассказали, что на левом берегу Быковской протоки они обнаружили 200-метровый бетонный причал. На причале через каждые 10 метров в бетон были вмурованы мощные швартовные кнехты. Непосредственно к причалу примыкала большая расселина, практически полностью прикрытая сверху многометровыми скальными породами. Вероятно, в этой расщелине под скальными породами размещена большая пещера. Что эта пещера хранит в своих недрах — неизвестно, так как часть обвалившегося каменного козырька полностью закрыла вход в нее. Представляется совершенно очевидным, что обвал каменного козырька произошел после сильнейшего взрыва,

Рядом с причалом располагалась площадка, на которой было складировано несколько сотен 300-литровых бочек с соляркой и керосином, которые можно было подвозить к причалу по специально проложенной узкоколейке. Выход в море Лаптевых от причала можно было осуществлять сразу через две речные протоки: Быковскую и Исполатова. (Ну чем не маленький Киль?)

Впервые много и открыто о ленской базе заговорили только через несколько лет после ее открытия вертолетчиками БАМа, Редакции газет «Советская Россия» и «Комсомольская правда» даже собирались организовать специальные экспедиции на эту базу. Но ни одна из них не состоялась, а открытая информация о необычной находке, за исключением нескольких коротких сообщений в газетах, внезапно исчезла. Сначала, видимо, на всякий случай за цензурой пеленой, а потом в хаосе перестройки.

Анализируя факты с позиции наших сегодняшних знаний, можно предположить, что изначально база предназначалась для заправки топливом тех четырех нацистских рейдеров, которые планировалось проводить по Севморпути вслед за «Комет» на Тихий океан. А далее — обеспечивать топливом германские транспорты, которые с началом Второй мировой войны простаивали у причалов некоторых тихоокеанских стран. А может, и не только топливом? Ведь мы пока ничего не знаем о том, что именно хранится в заваленной пещере!

А содержимое этой пещеры может оказаться весьма интересным, так как та далекая от Германии база существовала автономно (а возможно, и активно эксплуатировалась) в течение долгих пяти военных лет. Кстати, это еще один доказательный факт того, что в годы Великой Отечественной войны в советской Арктике постоянно действовало некое специальное соединение (возможно, секретная флотилия) германских субмарин, которое имело совершенно иные задачи, чем охота за советскими караванами, идущими по Севморпути.

К сожалению, сегодня большинство как российских, так и иностранных историков относятся с большим сомнением к информации о транспортной и тем более иной деятельности германских подлодок в арктических морях Советского Союза- Но это совершенно не означает, что такая информация не хранится где-то в архивах Кригсмарине или иных ведомствах бывшей нацистской Германии.

Вот только несколько примеров, которые явно подтверждают транспортную деятельность германских субмарин в водах советского Заполярья:

  1. Немецкая подлодка U-362, которая, по официальным данным, совершила шесть явно не боевых походов в Арктику, так как никогда не была замечена ни в одной стае «серых волков». В 1944 году эта лодка была потоплена неподалеку от бухты Бирули (Берег Харитона Лаптева). А ведь именно где-то в этом районе нацисты добывали некую руду, которую, погрузив в специальные контейнеры, далее везли в порт Лиинахамари. (Может быть, именно такой груз до сих пор находится на борту этой лодки.)
  2. Восемнадцатого сентября 1944 года три немецкие подлодки попытались форсировать пролив Вилькицкого и пройти к советскому порту Нордвик. Зачем — установить так и не удалось.
  3. В первых числах мая 1945 года в море Лаптевых со специальным заданием была направлена немецкая подлодка U-534. Несмотря на то, что эта подлодка вошла в состав Кригсмарине только в 1943 году, к началу арктического похода она прошла внеплановый ремонт, связанный с ее модернизацией, и была подготовлена к дальним походам к берегам Арктики или Антарктиды.

Предполагалось, что в майском походе и-534 сначала зайдет в некую базу на побережье Норвегию. Затем пересечет Баренцево и Карское моря и через пролив Вилькицкого пройдет в море Лаптевых, Здесь она дозаправится топливом в секретной базе на реке Лена и проследует к архипелагу Северная Земля, где на одном из островов выгрузит 11 ящиков специального груза. А далее вернется в Киль.

Но уже в начале похода эта лодка была потоплена в проливе Каттегат.

Детали похода могли быть несколько иными, но «534-я» обязательно должна была зайти в обе секретные арктические базы, находящиеся в глубоком тылу СССР/

Более того, после возвращения из Арктики для U-S34 был запланирован поход к берегам Аргентины, а возможно, и Антарктиды для участия в специальной операции «Огненная Земля» (по одной из версий — доставка неких важных грузов или неких официальных лиц в секретные базы Южной Америки). Уж не исполнителей ли вышеупомянутого спектакля с двойниками?

Погибшую подлодку нашли датские аквалангисты еще в 1977 году. После ее осмотра некоторые сохранившиеся корабельные документы рассказали о маршруте похода и погрузке на борт неких ящиков спецгруза. Но этого груза на подлодке не оказалось!

Что было в них и кто должен был принимать спецгруз на Северной Земле, осталось загадкой. Только в начале 90-х годов удалось установить, что на следующий день после гибели субмарины, то есть уже утром 6 мая 1945 года(1), несмотря на хаос, царивший тогда в германских штабах, специальная команда водолазов Кригсмарине подняла весь груз и вывезла его в неизвестном направлении. Такая оперативность и организованность, безусловно, заставляет задуматься и предположить, что груз, вывозимый на U-534, имел для Третьего рейха особую значимость!

Кроме того, согласно найденным на лодке документам, было установлено, что на борту (вместе с некими пассажирами) находились 53 человека (хотя в эти дни на подводных лодках типа VII–C40, к которым относилась и U-534, максимальная численность экипажа состояла не более чем из 48 человек). Это было связано с тем, что после гибели на Балтике нацистских транспортов «Вильгельм Густлов» и «Генерал Штойбен», эвакуировавших курсантов и преподавателей Школы подводного плавания Кригсмарине, на немецких подводных лодках, выходивших в море, некомплект личного состава был узаконен специальным приказом.

Выходит, что на Северную Землю или в устье Лены U-534 везла не только спецгруз, но и пять пассажиров, а обратно могла бы забрать до десяти человек, для которых на подлодке в связи с уменьшением штатного состава были спальные места. Но некие пассажиры так и не дождались своей спасительницы.

Здесь вполне уместно напомнить, что в мае 1945 года где-то на берегу губы Буор-Хая (море Лаптевых) все еще находились представители вермахта. И это не фантастическое предположение, а реальный факт, который подтверждается весьма загадочной находкой, сделанной летом 1963 года недалеко от советского порта Тикси, на безлюдном берегу Неелова залива.

В тот день примерно в 25 километрах от порта, на каменной осыпи у залива, были найдены останки погибшего человека в серой «несоветской» форме. Ни документов, ни каких-либо бумаг у погибшего не обнаружено, а над его внешностью поработало полярное зверье. Однако на воротнике куртки погибшего сохранилась черная петлица с желтым узорчатым шитьем, а на куске ткани, бывшем когда-то левым рукавом куртки, — обрывок черной повязки «…tsche Wehrm…». Расшифровка остатков этой надписи позволяет предположить, что, скорее всего, это был рядовой или унтер-офицер из немецкого корпуса оказания срочной технической помощи TeNo (Technische Nothilfe).

При этом высота склона, на которой был обнаружен неизвестный, совершенно исключала даже предположение, что он мог быть занесен сюда течением из пролива Вилькицкого. Возможно, это был ремонтник из какого-то нацистского подразделения, обслуживавшего базу в дельте реки Лена, направленный на разведку советского аэродрома у Тикси, но погибший в дороге.

Читайте также:  Характеристика реки оки по плану 8 класс география

Кроме неясности с истинным предназначением секретной базы в дельте реки Лены есть еще один, можно считать, глобальный вопрос: каким образом могла быть создана столь фундаментально построенная база в далеком советском тылу, да еще в условиях Арктики?

Ведь для сооружения 200-метрового бетонного причала понадобился не один десяток квалифицированных рабочих-строителей и не одна тысяча тонн цемента и металлической арматуры» Да и без наличия на месте специальной техники построить такой причал весьма и весьма проблематично. Более того, все строительные проблемы <а они, безусловно, были) пришлось решать не на территории рейха или хотя бы оккупированной Норвегии, а за 3 тысячи километров от них, да еще в условиях арктического климата. Но раз тайная база есть, то всех специалистов, всю необходимую технику и стройматериалы сюда каким-то образом доставили!

Конечно, можно предположить, что все необходимые грузы, техника и люди были доставлены на борту немецкого рейдера «Комет», который в августе 1940 года проходил через море Лаптевых, Но это предположение абсолютно нереально, ибо высадка столь большой группы строителей и многодневную выгрузку стройматериалов и техники для базы не могли не увидеть наши лоцманы, находящиеся в это время на борту крейсера.

Кроме того, «Комет» вряд ли мог иметь у себя на борту эти грузы, так как рейдер в рекордно короткий срок прошел весь маршрут по Севморпути и для долгой разгрузки (да еще на необорудованное побережье Арктики) у его экипажа просто не было времени. Но тогда кто, как и когда все это доставил и построил в устье Лены?

И еще! Если немецких специалистов-строителей все же увезли после окончания строительства, а простых чернорабочих, скорее всего советских военно-пленных, ликвидировали на месте, то куда же делась вся строительная техника? Вряд ли ее увезли. Видимо, утопили здесь же, где-то рядом с причалом. Поэтому было бы весьма интересным обследовать грунт возле этого причала, что, естественно, значительно проще и перспективнее для ознакомительной экспедиции, чем вскрывать скальные породы, завалившие вход в пещеру. Вот и получается, что сегодня по этой нацистской базе в дельте реки Лены одни вопросы, да еще какие! Но искать и найти ответы на них чрезвычайно важно! Хотя бы из соображений государственной безопасности новой России.

Кстати, мы неслучайно заговорили о безопасности. Ведь все эти и подобные им сооружения, почти как египетские пирамиды, возведены на века! При этом давайте вспомним о нашем, вероятно, почти фантастическом предположении, что одна из баз для фашистских подводных лодок на Новой Земле — это наследие еще времен кайзеровской Германии. Но ведь вполне возможно, что она была активно использована во время войны с Советским Союзом! Так почему бы не предположить, что, может быть, где-то кто-то мечтает о том, что секретные базы Третьего рейха, законсервированные в бывшем советском, а ныне российском секторе Арктики, можно будет активно использовать в случае… впрочем, это уже вопросы не нашей компетенции!

Конечно, можно сказать, что в наши дни подобные предположения вообще нереальны. Но как мы увидим в следующем рассказе, некоторые механизмы, запущенные гитлеровцами более 60 лет назад, продолжают работать и сегодня с точностью швейцарских часов, например механизмы затопления штолен на нацистском заводе в Лиинахамари.

Кстати, хотелось бы обратить внимание на следующий весьма интересный факт.

В настоящее время именно к дельте реки Лены одна из германских фирм, организовала туристический маршрут для жителей Германии и Австрии на теплоходах «Михаил Светлов» и «Демьян Бедный». Только за 2003–2006 годы здесь побывало двенадцать туристических групп, в составе которых было более полутора тысяч немецких и австрийских туристов.

В перспективе рассматривается далее возможность организации где-то в этом районе туристического лагеря для любителей экстремального отдыха. Невольно возникает вполне законный вопрос: «Почему именно здесь, в районе, где когда-то была тайная база нацистов?»

Может быть, кому-то необходимо определить, насколько эта база сохранила свое военное предназначение, или разыскать нечто весьма важное в пещере, заваленной взрывом или на дне у причала?

Уж не в эту ли тайную базу (а совсем не в бухту Нордвик, как долгое время считали советские военные историки) в сентябре 1944 года пытались пробиться вышеупомянутые фашистские подлодки?

Меж тем тайны Третьего рейха еще живут! И не только в удаленных районах советской Арктики, а и в таком давно обжитом районе советского Заполярья, как Печенгская губа. Правда, эту тайну вряд ли можно назвать тайной «районного» масштаба. Скорее всего, ее следует отнести на государственный уровень! Впрочем, судите сами.

Базы третьего рейха в устье реки Лена : 4 комментария

Всё написанное оставляю на совести автора.
Надо сказать, богатая у него фантазия! Чего тут только нет! Даже вертолётчики БАМа, но вопрос: как они с БАМа в эти широты попали? Захотели посмотреть и просто так прилетели?
Далее читаем: «Очевидцы рассказали, что на левом берегу Быковской протоки они обнаружили 200-метровый бетонный причал. На причале через каждые 10 метров в бетон были вмурованы мощные швартовные кнехты. Непосредственно к причалу примыкала большая расселина, практически полностью прикрытая сверху многометровыми скальными породами. Вероятно, в этой расщелине под скальными породами размещена большая пещера.»
У меня вопрос откуда на ЛЕВОМ берегу Быковской протоки взялась эта самая «большая расселина, практически полностью прикрытая сверху многометровыми скальными породами», в то время, как Левый берег этой протоки — понятие весьма условное. Эта картина характерна для ПРАВОГО берега, но никак не для левого. Кстати, в половодье протоки дельты смыкаются и становятся фактически одним циклопическим руслом.
Не выдерживают никакой критики и все другие «факты», включая находку останков в «ненашей» форме. Автор делает предположение, что это был ремонтник, отправленный на разведку советского аэродрома. Сомнительно. Скорее всего это мог быть один из разведчиков-метеорологов. Подобные группы в составе 1 -3 человек в период войны в тыл противника забрасывали и наши и немцы с ЕДИНСТВЕННОЙ целью вести метеонаблюдения и передавать их в Центр, поскольку вся метеоинформация засекречивалась.
Организовать же подобное строительство и сделать его незаметным мог разве что старик Хоттабыч. Или, на худой конец, инопланетяне с их неведомыми нам технологиями.
В общем, данная публикация на совести автора.
О себе коротко скажу, что работал в дельте Лены в качестве гидролога полярной станции.

Нахождение останков немецкого военнослужащего — вряд ли вымысел. Ходил на разведку — скорее всего. Самолеты за ним не прилетели, подлодка не пришла.. Что еще оставалось. В 2013-м или 2016-м на берегу Обской губы обнаружили контейнер немецкого диверсанта, а неподалеку — самого его…вернее то что осталось. Есть в сети воспоминания одного очевидца, который погранцом служил в тех местах, он не то чтобы причал видел — он утверждал, что видел там брошенную немецкую подлодку, люки которой были заварены, а сама она находилась в завале бревен. Вообще есть /нет решается бюджетно — с помощью беспилотников. Остров столб — скорее всего ориентир, а не сама база. Основной вопрос — кому может быть важна и полезна правда об этом факте истории или легенде.

Извините,но чувствуется,что Вы новички в обсуждении этих тем.На сайте ___ аж с 2013г. эти вопросы достаточно основательно обсуждались.Темы: Секретный причал в дельте,ПЛ на берегу бухты Эклипс,Арга- Муоре-Сисе терра инкогнито и т.д.,если не удалили.

Мне искренне жаль автора этой перепечатанной статьи.Он не понимает куда вляпался.Поэтой теме столько спекуляций,выдумок, откровенного вранья и домыслов,выдаваемых за факты-аллювия в дельте Лены гораздо меньше.Но книги написаны,дешевый популизм заработан,деньги получены.
Я искренне разделяю недоумение и даже некоторую растерянность тех людей,которые работали или жили в районе дельты Лены,когда им преподносят фейк типа»остров Столб-немецкая база.»Авторы подобной информации просто безответственны и информационно безграмотны.

Источник



Немецкий аэродром в нашем тылу у Архангельска

В войну в 150 км от Архангельска, в нашем тылу, был немецкий аэродром.
Я решил посмотреть, есть ли что новое об этом, пошерстил в интернете. Увы, никаких официальных источников, а по форумам гуляет одна и та же история:
в зависимости от силы воображения авторов, в нашем тылу была сеть тайных немецких аэродромов, от двух (у р. Мегра и у оз. Окулова) до десятков, от Кольского до Казахстана. причём авторы безграмотно путают тайгу с тундрой и не представляют себе, что такое моховые болота.

В этой истории правда только то, что аэродром есть. На космоснимках его отлично видно даже сейчас.

Для начала, щи отдельно, а мухи отдельно.
Кажется, в 87-м, мы работали в том районе. Я со своим отрядом сплавлялся по Майде, а Лёня Р. — по Мегре. Он и рассказал, что в излучине Мегры, у оз. Окулова (Это одно место, а не два! Вот оно, Окулово — к СВ от полосы) видели следы расчищенной полосы и там — эти стальные листы, которыми укрепляют грунт на аэродромах. Местные рассказали им, что в войну видели там немцев. Позднее была статья в «Северном комсомольце»: в нашем тылу действовал немецкий аэродром. Официальной реакции не последовало.
Видимо, это был аэродром подскока, для того, чтоб бомбовозы могли заправляться на обратную дорогу после бомбёжки Архангельска. Горючее доставлять туда они могли только самолётами.

Теперь о самолётах. Я не помню точно, сколько Франций может поместиться в Архангельской области, но это не Псковская и не Новгородская, где поисковики раскапывают места побоищ.
Примерно об ту пору в «Огоньке» была реклама проекта, что-то типа «Спитфайру — взлёт!». Предприимчивый англичанин обещал по цветному телевизору всем, кто сообщит места, где лежат английские самолёты. Он хотел их вывозить и реставрировать.
Кто мог знать, где лежат самолёты? Мы и вертолётчики, что нас возили. Может, и местные кое-что знали. На нашей площади рассказывали о четырёх-пяти самолётах, включая один МИГ-17. Естественно, все у болот или на болотах, потому что в тайге и паровоза не увидишь. И вот, приезжал человек от этого проекта и расспрашивал. Но про это прослышали вояки (мы с ними рядом жили), сказали, что все самолёты принадлежат им и даже вывезли штуки три на подвеске вертолётом. Самолёты валялись в посёлке, пацаны отломали всё что отламывается (у нас дома был масляный бачок от Харрикейна), остальное разбили, а потом самолёты куда-то дели.
Если поисковики и нашли тот самолёт около оз. Окулово, это значило, что немцы могли прилететь с аэродрома в радиусе 400 километров. Сбили его рядом с полосой, видимо, только потому, что он на неё нежданно вылетел, а рядом как раз были немецкие истребители. Но летело их два, и где второй? И неужели они ничего не передали по рации?

И аэро-, и космосъёмка там была давно, и поисковикам ничего не надо было делать; да кто б им ещё разрешил и за какие деньги делать АФС при Советской Власти? Всё секретно. Им бы и снимки не дали.
А таких белых пятен на снимках миллион. Бочки, если там и были, небось утащили местные (полезная вещь!), а анализ стали полос — хоть убей не верю.
Немцы неудачно выбрали место для полосы. Сосновый бор-беломошник (видите светлый крапчатый фототон между рекой и озером?), значит грунт — песок, рельеф пологий. Видимо, они сбросили парашютистов, которые подготовили полосу. Но они не учли, что здесь дорог нет, дороги — это реки, и даже сено косят по лугам иной раз вдоль реки за 50-70 км от деревни а потом возят на лодках. На озере явно ловили рыбу. Даже при том, что мужики были на войне, немцев должны были очень быстро обнаружить.

И что ж там было, с этим аэродромом? Его захватили? Долго ли его использовали немцы?Молчание.
На одном сайте мне попалась информация, которая может это прояснить. Немцев увидел местный мужик, дезертир, который скрывался в лесу. Он вышел в деревню и сообщил уполномоченному НКВД. Опер не стал заморачиваться, дезертира расстрелял, а информации «не поверил». А оно ему надо? После чего желающих доказывать, что там немцы, в деревне не нашлось.
Ну и что вы хотите, чтоб сейчас, у нас, написали, что наши доблестные органы просрали у себя под носом целый вражеский аэродром?!

Ну. Есть некая информация , что во время войны, немецкие самолёты приземлялись и в Челябинской области. Прилетали , якобы , со стороны Казахстана.

Источник

Adblock
detector