Меню

Астафьев детство писателя васюткино озеро сюжет рассказа его герои конспект урока 5 класс

Астафьев детство писателя васюткино озеро сюжет рассказа его герои конспект урока 5 класс

Уроки литературы в 5 классе[1]
Уроки 76-77

УРОК 76
В. П. АСТАФЬЕВ. «ВАСЮТКИНО ОЗЕРО»:
ЮНЫЙ ГЕРОЙ В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Поведение героя в лесу. Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных ситуациях. Картины сибирской природы и их нравственный смысл.

Основные виды деятельности учащихся.
Чтение и обсуждение статьи учебника об Астафьеве, статьи «Деревня Овсянка» (из раздела «Литературные места России»). Восприятие и выразительное чтение рассказа, художественный пересказ его фрагментов, анализ содержания рассказа по вопросам учителя (по группам). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Обсуждение произведений книжной графики к рассказу. Устное иллюстрирование.
Самостоятельная работа. Создание иллюстраций к рассказу и подготовка к их презентации и защите.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности)

Рассказ о писателе (см. страницу Основные темы творчества В. П. Астафьева. Урок литературы в 11 классе) с показом презентации, включающей в себя галерею портретов и изображения мест, связанных с именем Астафьева.

II. Чтение статьи учебника об Астафьеве (см. статью ниже), статьи «Деревня Овсянка» (см. статью ниже) из раздела «Литературные места России» в конце учебника, ч. 2 и обобщающая беседа:

Как вы понимаете эпиграф к статье о писателе?

Могут ли рассказы о родне, земляках, односельчанах быть интересны для людей, которые их не знали? Обоснуйте своё мнение.

Какие трудности перенёс Астафьев в детстве и юности? Какие испытания он преодолел в жизни?

Как понять слова «. всё это откладывалось, где-то накапливалось потихоньку, пока не попросилось наружу»?

Поведение героя в лесу. Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных ситуациях

III. Выразительное чтение, пересказ и работа с текстом рассказа «Васюткино озеро» (в группах).
Текст для каждой группы могут прочитать несколько пятиклассников.

Г р у п п а 1.
Выразительно прочитайте фрагмент рассказа с начала до слов «. иногда из ружья пальнёт».

Расскажите, какая проблема озадачила рыбаков из бригады Васюткиного отца.

Г р у п п а 2.
Выразительно прочитайте фрагмент рассказа со слов «Васютка проснулся поздно» до слов «Тяжеловато будет, пожалуй, да ничего, донесу».

О каких таёжных законах предупреждала Васютку мать? Почему мальчик не выстрелил в кедровку?

Г р у п п а 3.
Выразительно прочитайте фрагмент рассказа со слов: «Вдруг впереди Васютки что-то сильно захлопало» до слов «. где же затеси? Пора уж им быть».

Как Васютка справился с глухарём?

Какие навыки охотника он проявил?

Картины сибирской природы и их нравственный смысл

Г р у п п а 4.
Выразительно прочитайте фрагмент рассказа со слов «Он посмотрел кругом» до слов «„Будь что будет“, — отрешённо подумал он».

Какой символический смысл вложил автор в описание «мёртвой птички» и «мухи, влипшей в тенёта»?

Г р у п п а 5.
Перескажите подробно, как Васютка провёл первую ночь в тайге, со слов «В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь» до слов «Он отламывает отростки от корневища и несёт их костру».

Какие качества характера проявил Васютка во время первой ночёвки в тайге?

Какие первые испытания предложила ему тайга?

Что он сумел сделать? Как он спасался в тайге от голода и холода?

Г р у п п а 6.
Перескажите подробно, как Васютка провёл свой первый день в незнакомом месте, когда заблудился, со слов «Коротка августовская ночь в Заполярье» до слов «По всем признакам ждать этого осталось недолго».

Какие картины сибирской природы подтверждают мысль автора о том, что тайга — живое существо?

Обобщающая беседа:

Ответы на вопросы 2—5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном»

Домашнее задание

Выполнить задание 2 из раздела учебника «Проверьте себя».

Прочитать рассказ «Васюткино озеро» со слов «Солнце пошло на закат» до конца и подготовиться к пересказу этой части.

Индивидуальные задания.

Нарисовать свои иллюстрации к рассказу «Васюткино озеро» и подготовиться к их защите.

УРОК 77
В. П. АСТАФЬЕВ. «ВАСЮТКИНО ОЗЕРО»:
СТАНОВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ

Основные виды деятельности учащихся.
«Открытие» Васюткой нового озера. Основные черты характера Васютки. Становление характера героя в сложных испытаниях. Автобиографичность рассказа. Герой и автор.

Основное содержание урока
Устный рассказ о писателе. Чтение (в том числе по ролям) и пересказ фрагментов рассказа, лексические и историко-культурные комментарии к тексту (по группам). Устные ответы на вопросы (с использованием цитат). Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героя рассказа. Рассказ о поведении и поступках героя (с использованием цитат). Нравственная оценка поведения и поступков героя рассказа. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Чтение и обсуждение отрывка из воспоминаний Астафьева «Судьба рассказа „Васюткино озеро“».
Практическая работа. Составление цитатной таблицы «Черты характера героя и авторское отношение к нему».
Самостоятельная работа. Выполнение письменной характеристики героя (с использованием материалов таблицы). Подготовка к контрольной работе — письменный ответ на проблемный вопрос. Составление плана (в том числе цитатного) самостоятельного письменного высказывания.

I. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера героя в сложных испытаниях

Чтение вслух и пересказ второй половины рассказа «Васюткино озеро», лексические и историко-культурные комментарии (в группах):

Г р у п п а 1.
Пересказ эпизода «Васютка находит озеро» со слов «Солнце пошло на закат. » до слов «. и вскоре забылся беспокойным сном».
(Заглавия эпизодов могут придумать пятиклассники.)

Почему Васютка, найдя озеро, расплакался? Что особенно удивило его в озере?

Какие законы природы и таёжной жизни он вспомнил во время своего пребывания в тайге?
(Болота чаще всего бывают у берегов озёр; пока хватит терпения, не трогать хлеб; поглядел на озеро, на кровянистое небо и с тревогой проговорил: «Ветер завтра будет. А вдруг ещё с дождём?»; вспомнил слова дедушки: «Вызвездило — к холоду!»)

Почему Васютку «начало донимать раскаяние»?

Г р у п п а 2.
Пересказ эпизода «Утро на берегу Васюткиного озера» со слов «Проснулся Васютка поздно. » до слов «. и снова забылся тяжёлым сном».

Как объяснил Васютка наличие в озере множества белой рыбы?
(Озеро проточное, значит, из него вытекает речка, ведущая к Енисею; заметил входящую в глубь тайги жёлтую бороздку лиственного леса. Значит, там речка; появились высокие обрывистые берега. «Вот она, речка!»)

Как эти знания помогли мальчику выжить?

Какие метафоры и образные сравнения применяет автор для создания картин суровой и неумолимой тайги?

Докажите, что всё-таки для автора она прекрасна.

Г р у п п а 3.
Пересказ эпизода «Васютка выходит на берег Енисея» со слов «На рассвете Васютка, стуча зубами от холода. » до слов «Вот стучит, стучит, стучит».

Как Васютка преодолевал трудности последних ночей в тайге?
(Находил дрова, берёг спички, готовил пищу, устраивал ночлег, подвязал разорвавшуюся обувь и др.)

Какие «фокусы тайги» и приметы таёжной жизни он знал?
(Гудок всегда откликается на ближнем водоёме; в верховьях реки появился дымок. Идёт пароход; так могла стучать только выхлопная труба рыбосборочного катера-бота и др.)

Как автор описывает состояние Васютки при виде берега Енисея и теплохода «Серго Орджоникидзе»? Сравните эти состояния.

Какие слова и выражения находит автор для выражения радости и разочарования героя?

Г р у п п а 4.
Прочитайте по ролям эпизод «Васютка спасён» со слов «Тут же опомнился, схватил свои манатки. » до слов «. протягивая руки навстречу сыну».

Какие интонации присущи репликам Васютки? Как они выражают состояние мальчика?

Как украинский говор дяденьки Коляды помогает создать неповторимый образ этого персонажа?

Опишите чувства читателя, узнавшего о состоянии матери и деда пропавшего Васютки.

Г р у п п а 5.
Прочитайте по ролям эпизоды «Васютка снова дома» и «Рыбаки на Васюткином озере» со слов «. И вот Васютка дома!» до слов «. открыли постоянный промысел».

Как отнеслись к приключениям Васютки мать, отец и дед? Какие слова и выражения автор использует для изображения состояния персонажей, когда мальчик вернулся?

Какие нравственные уроки мог извлечь Васютка из реакции отца на его рассказы? Почему он «постеснялся плыть в лодке»?

Прочитайте два последних абзаца рассказа. Какие чувства и мысли о нашей Родине они вызывают?

Обобщающая беседа:

Вспомните детали приключений Васютки, которые помогли выработке у него мужского характера.

Что он знал о тайге до своих скитаний и чему научила его тайга?

Выполнение заданий 2—5 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

II. Основные черты характера Васютки
Составление плана характеристики Васютки.

Возраст героя, его внешний вид.

Занятия родителей и деда и отношение Васютки к ним.

Черты характера Васютки:

•Стремление помогать старшим (собирал кедровые орешки для рыбаков и др.).

•Закалка таёжного жителя (умение стрелять, пользоваться спичками и беречь их, находить в тайге пищу и воду, экономить хлеб и соль и др.)

•Умение находиться одному в лесу (разжёг костёр, высушил одежду, устроил ночлег, чтобы не замерзнуть, приготовил пищу, знал приметы, по которым в тайге находят север и юг, определяют близость реки или болота, умел определять породы рыб и др.).

•Смелость и находчивость (не испугался один ночевать в лесу, определил, что озеро проточное, и др.).

•Оптимизм, вера в победу над тайгой (не пал духом во время своих скитаний, старался не плакать и сохранять самообладание, постоянно думал о практических способах выхода из тайги и умело применял их в своих приключениях и др.).

•Любовь к родной земле (глубокое чувство Родины при встрече с Енисеем и др.).

Черты характера мальчика, вызывающие восхищение читателей.

Прослушивание устных сообщений учащихся по пунктам плана.

III. Чтение отрывка из воспоминаний Астафьева о своей детской «робинзонаде».

Почему рассказ «Васюткино озеро» называют автобиографическим?

IV. Автобиографичность рассказа. Герой и автор
Чтение отрывка из воспоминаний Астафьева «Судьба рассказа „Васюткино озеро“»
(см. отрывок ниже).

Можно ли считать историю создания рассказа необычной?

Как автор относится к своему герою?

Как проявилась в рассказе авторская позиция?

Обобщить свои наблюдения над текстом школьники могут в таблице:

IV. Показ, обсуждение и защита иллюстраций учащихся к рассказу.

Домашнее задание

Создать письменную характеристику Васютки, используя материалы таблицы.

Подготовиться к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов (см. следующий урок).

УРОКИ 78-79
УРОКИ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

Основное содержание урока.
Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов.

Основные виды деятельности учащихся.
Составление плана самостоятельного письменного высказывания. Подбор цитат по заданной теме. Составление плана (цитатного плана) письменного высказывания. Составление устного и письменного ответа на один из проблемных вопросов.
С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а. Поиск в справочной литературе или Интернете материалов о судьбах и подвигах детей в годы Великой Отечественной войны. Подготовка сообщения о военной биографии А. Т. Твардовского с показом его портретов. Поиск стихотворения о детях на войне, подготовка к его выразительному чтению, создание иллюстрации к стихотворению.

I. Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов

1. Какой изображена русская природа в творчестве С. А. Есенина, П. П. Бажова, К. Г. Паустовского, В. П. Астафьева? (по одному произведению)

Составление плана письменного высказывания и подбор цитат, раскрывающих пункты плана:

Что такое пейзаж в литературном произведении? Зачем писатели используют описания природы в своих стихах и прозе?

Какое время года рисует писатель? Какие приметы этого времени года он показывает читателю?

Как при помощи пейзажа передаются чувства и настроения человека?

Какие изобразительно-выразительные средства использует автор, чтобы сделать своё описание красочным?

Можно ли по пейзажу определить авторское отношение к конкретному времени года, к природе вообще?

В чём необычность и своеобразие русского пейзажа в выбранном вами произведении?

Какое впечатление производят описания природы на читателя, на вас лично (на примере конкретного произведения)?

Ответ на каждый вопрос подкрепляется примерами из текста.

2. Какие поступки сверстников и черты их характера вызывают моё восхищение в произведениях К. Г. Паустовского, А. П. Платонова, В. П. Астафьева? (по одному произведению)

В какой семье воспитывался герой? Кто были его родители, ближайшее окружение, чем они занимались?

Как они влияли на образование героя, его воспитание, взгляды на жизнь?

Что мы узнаём о герое до его появления в произведении?

Какие приёмы использует автор для создания образа героя (выбор имени, обстановка появления героя в произведении, портрет, речь, мир вещей, характеризующий героя, поступки героя, оценка героя другими персонажами, самооценка героя)?

Каково авторское отношение к герою, как оно выражается (автор прямо оценивает героя или показывает свои оценки скрыто)?

II. Пересказ содержания будущих ответов.
На втором уроке пятиклассники будут отвечать на эти вопросы письменно.

Домашнее задание

Найти в справочной литературе или Интернете материалы о судьбах и подвигах детей в годы Великой Отечественной войны.

Индивидуальные задания.

Подготовить краткое сообщение о военной биографии А. Т. Твардовского, найти в Интернете его портреты в военное время.

Подобрать одно стихотворение о детях на войне, подготовиться читать его выразительно, нарисовать к нему иллюстрацию (это задание даётся нескольким пятиклассникам).

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. – М.: Просвещение, 2016.

ВИКТОР ПЕТРОВИЧ
АСТАФЬЕВ

1924-2001

. Думал я, думал, и вышло, что мне надо рассказывать о своих земляках, в первую
голову о своих односельчанах, о бабушке и дедушке и прочей родне. Они были
интересны мне и любимы мной такими, какие они есть на самом деле.
В. Астафьев

Виктор Петрович Астафьев родился близ Красноярска в крестьянской семье. Рано потерял мать. Около трёх лет жил у бабушки и дедушки. Затем переехал с отцом и мачехой в Игарку, убежал из дому, беспризорничал, поступил в школу на станции Енисей, работал в пригороде Красноярска, участвовал в боях в Великую Отечественную войну, был ранен, потом работал разнорабочим. Позднее он напишет:

«. Масса встреч, масса впечатлений, множество событий, разных, приятных и неприятных, — всё это откладывалось, где-то накапливалось потихоньку, пока не попросилось наружу».

В 1951 году он написал первый рассказ «Гражданский человек». В автобиографии В. П. Астафьев пишет:

«. Я твёрдо знаю одно — заставили писать меня книги и жизнь. Я всегда и всюду много читал, и читал порой в ущерб учебе. Начался я как литератор не в тот вечер, когда сел писать свой первый рассказ, а, видимо, тогда, когда сочинял длинные „лирические» письма с фронта, когда в госпиталях, в пути и на привалах рассказывал о своих фронтовых товарищах, о разных случаях из своей жизни». В 1953 году в Перми был опубликован первый сборник рассказов Астафьева «До будущей весны».
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Что, по словам самого В. П. Астафьева, заставило его писать?

2. Подготовьте устное сообщение о писателе, используя содержание статьи учебника и произведений В. П. Астафьева, прочитанных вами ранее.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)

СУДЬБА РАССКАЗА «ВАСЮТКИНО ОЗЕРО»

Судьба рассказа «Васюткино озеро» любопытна. В городе Игарке преподавал когда-то русский язык и литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский, известный потом сибирский поэт. Преподавал он, как я теперь понимаю, свои предметы хорошо, заставлял нас «шевелить мозгами» и не слизывать из учебников изложения, а писать сочинения на вольные темы. Вот так он однажды предложил написать нам, пятиклассникам, о том, как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провёл один, и вот обо всём об этом и написал. Сочинение моё было напечатано в рукописном школьном журнале под названием «Жив». Много лет спустя я вспомнил о нём, попробовал восстановить в памяти. Так вот и получилось «Васюткино озеро» — мой первый рассказ для детей.
В. П. Астафьев
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)

Задания к рассказу «Васюткино озеро»
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ

1. Почему рассказ называется «Васюткино озеро»?

2. Что рассказывает писатель о рыбной ловле? Какая рыба попадалась в ловушки?

3. Как заблудился Васютка? Что помогло Васютке выжить, выйти из леса (смелость, смекалка, терпение, знание леса, другие качества)?

4. Какое время странствий в лесу оказалось для Васютки самым трудным и почему?

5. Что вспоминал Васютка? Как прислушивался к лесным звукам, о чём разговаривал с лесными жителями?

6. Почему взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем?

7. Какие иллюстрации вы нарисовали бы к этому рассказу?

8. Как начинается и как заканчивается рассказ «Васюткино озеро»?
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Подберите текст из рассказа «Васюткино озеро» к иллюстрации, помещённой в учебнике.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)

ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ

1. Обратите внимание на детали рассказа, например: почему мать настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба?
Что значат её слова: «На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать»?

«Ему уже не раз драли уши за попусту сожжённые патроны. Трепет перед драгоценным „припасом» (так называют сибирские охотники порох и дробь) крепко вбит в сибиряков отроду» — отчего был такой трепет? Что он обозначает?

Читайте также:  Озеро чистое курганская обл

«Страх начал давить ещё сильнее. Мальчик снова заговорил вслух: „Ладно, не робей. Найдём избушку. Надо идти в одну сторону. «» Почему Васютка стал разговаривать вслух?

2. Объясните слова и включите их в пересказ текста: холодная изморось, осётр, стерлядь, были, небылицы, хилые берёзки, затеей, белая рыба, шлюпка, бот, пацан, хлопец, варнак, рыбная тара.

3. Пошёл, ковыляя, передвигался, поплёлся. — какие из этих слов вы часто используете в своей речи?

4. Замёрз, продрог, окоченел. — когда используется каждое из этих слов? Приведите примеры.

5. Устал, притомился, изнемог. — придумайте предложения с этими словами.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Вспомните истории, которые происходили с вами в лесу.
Расскажите об этом устно или письменно, используя запомнившиеся вам образные слова и выражения из текста рассказа «Васюткино озеро».

Виктор Петрович Астафьев
Деревня Овсянка. (Красноярский край)

Овсянка — родина выдающегося русского писателя В. П. Астафьева. Рано оставшийся без матери мальчик воспитывался в семье деда и бабушки. Образ бабушки Катерины Ивановны — один из самых ярких и светлых во всём литературном наследии писателя (рассказы «Конь с розовой гривой», «Фотография, на которой меня нет» и др.). Воспоминания детства легли в основу многих произведений писателя.

В последние годы жизни В. П. Астафьев вновь вернулся в Овсянку. Здесь ему особенно хорошо писалось. В Овсянке, благодаря заботе и настойчивости писателя, была построена одна из лучших в крае сельских библиотек.

Многие любители русской литературы едут в Овсянку, чтобы отдать дань уважения писателю.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)

1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2016. — 252 с.
Методическое пособие «Уроки литературы в 5 классе» соответствует рабочей программе по литературе и переработанному в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования учебнику.
Пособие способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций пятиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 5 класса: учебника, фонохрестоматии, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим. ».
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников, содержатся ссылки на интернет-источники.
Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)

Источник

Литература. 5 класс

Конспект урока

В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • рассказ о жизни и творчестве В.П. Астафьева;
  • анализ сюжета рассказа «Васюткино озеро»;
  • работа с языком художественного текста.

Автобиографическое произведение – произведение, в котором есть отсылка к фактам из жизни писателя.

Метафора – сравнение, построенное по принципу сходства двух предметов, но без использования сравнительных союзов «как», «словно», «будто» (пахучий мякиш тишины).

Рассказ – художественное произведение небольшого объёма, в котором идёт повествование о каких-либо событиях.

Сравнение – описание предмета через сравнение его с другим с помощью сравнительных союзов «как», «словно», «будто», «точно».

Эпитет – определение, помогающее выделить данный предмет из ряда других. Имеет переносное значение (золотой месяц, драгоценный человек).

Изморось – очень мелкий, моросящий дождь.

Телогрейка – зимняя рабочая верхняя одежда, стёганая ватная куртка с хлястиком и застёжкой на пуговицах.

Фортуна – судьба, случай, счастье («Нет фарту», – говорит один из героев. Значит не везёт.)

Бот – небольшое плавательное судно для ловли рыбы.

Бурелом – деревья, поваленные бурей.

Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

Затесь – зарубки на стволах деревьев.

Перемёты – ловушки для рыб, которые ставят поперёк течения реки.

Тенёта – паутина, сеть для ловли животных

Тягун – подводное течение.

Патронташ – специальная лента с гнёздами для патронов.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин – Москва, Просвещение, 2013, стр. 303 (с илл.)

2. Астафьев В. П. Васюткино озеро. М., 2002. Электронный ресурс: http://www.serann.ru/text/vasyutkino-ozero-8777

Теоретический материал для самостоятельного изучения

«Да, да, не удивляйтесь и не думайте, что все озёра уже известны и что у каждого есть своё название. Много ещё, очень много в нашей стране безымянных озёр и речек, потому что велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, всё будешь находить что-нибудь новое, интересное».

Так начинается рассказ Виктора Астафьева «Васюткино озеро».

Произведение это было написано Астафьевым в 1952 году, а опубликовал его автор только спустя четыре года. Интересно, что прежде чем написать рассказ, Астафьев рассказал эту историю в своём школьном сочинении. Правда, тогда, это была история не Васютки, а самого Виктора. Так как, именно он заблудился в тайге, но смог сам выйти к людям.

Каков сюжет рассказа?

Мальчик Васютка 13-ти лет от роду добывает кедровые орехи. Но вблизи жилья кедры уже все обобрали, и подросток решает отправиться в лес.

Вспомните волшебные сказки. Обычно у героев, попадающих в сложные ситуации, всегда были волшебные помощники или чудесные предметы.

Вот старинная сибирская традиция: «Идёшь в лес – возьми с собой еду и спички». Недаром мама Васютки напомнила ему об этом: «На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать».

Не вспоминается ли вам скатерть-самобранка?

Приметы, которые знал Васютка, тоже помогли ему не пропасть в тайге.

Например, затеси на деревьях помогали ему не сбиться с пути. Но, отвлёкшись на глухаря, мальчик всё-таки заблудился.

Но Васютка проявил смекалку и знание таёжных законов. Вспомните эпизод с глухарём: «Вдруг он вспомнил, что глухаря часто берут с собакой. Охотники рассказывали, что глухарь, сидя на дереве, с любопытством смотрит вниз, на заливающуюся лаем собаку, а порой и подразнивает её. Охотник тем временем незаметно подходит с тыла и стреляет. Васютка же, как назло, не позвал с собою Дружка. Обругав себя шёпотом за оплошность, Васютка пал на четвереньки, затявкал, подражая собаке, и стал осторожно продвигаться вперёд. Глухарь замер, с любопытством наблюдая эту интересную картину!»

Как и в волшебной сказке встречает наш герой и других животных, которые могли бы ему помочь. Белку, например, и обращается к ней: «А я вот заблудился. Не понимаешь ты ничего, толкуй с тобой! А то бы сбегала, сказала нашим, где я. Ты вон какая проворная!»

Во всех сказках, несмотря на волшебных помощников, герой сам отличается сообразительностью и смекалкой.

Какая же сказка без волшебника?

А может быть, его дедушка как волшебник помогает герою? Ведь именно его слова постоянно вспоминает Васютка, уроки дедушки помогли мальчику выжить в тайге.

В сказках героя всегда ждёт награда за проявленные способности. Вот и Васютка благодаря свои стараниям был вознаграждён: и жив остался – после 4-х дней в тайге он вышел на берег Енисея, где его подобрал бот, и озеро нашёл (почти волшебное), в котором было много рыбы.

Помните, с чего мы начали урок? С рассказа о сочинении Астафьева, которое потом стало литературным произведением. Такого рода произведения называются автобиографическими.

Васютка же в рассказе дальше Енисея ещё никогда не бывал и видел только один город – Игарку. А ему так много хотелось узнать и увидеть, и мы уверены, его мечты осуществятся, потому что он настойчивый и находчивый мальчик.

А заканчивается этот рассказ так: «С тех пор и пошло: Васюткино озеро, Васюткино озеро… На районной карте появилось ещё одно голубое пятнышко, с ноготь величиной, под словами: «Васюткино оз.». На краевой карте это пятнышко всего с булавочную головку, уже без названия. На карте же нашей страны озеро это сумеет найти разве сам Васютка. Может, видели вы на физической карте в низовьях Енисея пятнышки, будто небрежный ученик брызнул с пера голубыми чернилами? Вот где-то среди этих кляксочек и есть та, которую именуют Васюткиным озером».

Теоретический материал для углублённого изучения

«В городе Игарке преподавал когда-то русский язык и литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский, известный потом сибирский поэт. Вот так он однажды предложил написать нам, пятиклассникам, о том, как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провёл один, и вот обо всём этом и написал. Сочинение моё было напечатано в рукописном школьном журнале под названием «Жив». Много лет спустя я вспомнил о нём, попробовал восстановить в памяти. Так вот и получилось «Васюткино озеро» – мой первый рассказ для детей».

Вот так описывает Виктор Петрович Астафьев историю создания своего рассказа.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный выбор

Под каким названием было напечатано сочинение В.П. Астафьева в школьном журнале?

Чтобы ответить на это вопрос, необходимо обратиться к дополнительному материалу об истории создания рассказа. В школьном журнале рассказ был опубликован под названием «Жив».

Установление соответствий между элементами двух множеств

Сопоставьте реплики героев и их имена.

Не разговаривай! На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать.

Ффу-ты, чёрт! Где же затеси?

Раз уж такое дело, не надо было метаться. Нашли бы тебя скоро. Ну да ладно, дело прошлое. Мука – вперёд наука.

Оце тоби и ну! Лягай давай спать, горе ты моё гиркое.

Чтобы выполнить это задание, необходимо при чтении текста обратить внимание на речевую характеристику персонажей рассказа.

Стоит вспомнить также, о чём могли говорить герои рассказа.

«Не разговаривай! На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать», – именно так давала наставления Васютке его мать в начале рассказа.

«Ффу-ты, чёрт! Где же затеси?» – так ругался Васютка, когда заблудился в тайге. Мы же помним, что ориентировался он по затесям.

«Раз уж такое дело, не надо было метаться. Нашли бы тебя скоро. Ну да ладно, дело прошлое. Мука — вперед наука», – речь деда Васютка всегда была насыщена поговорками. И именно дедушка давал Васютке наставления по выживанию в тайге.

«Оце тоби и ну! Лягай давай спать, горе ты моё гиркое», – дядя Коляда разговаривает на смеси русского и украинского языков. Поэтому именно ему принадлежат эти слова.

Источник

Технологическая карта урока литературы по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Технологическая карта урока литературы по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
Конспект урока

В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе.

Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков устного и письменного рисования и комментированного чтения, формирование навыка работы с интерактивной доской

Основное содержание темы, термины, понятия

Пейзаж, комментирование, анализ, автобиографическая проза

Бережно относится к природе, понимает, что такое твердость духа.

Контролирует процесс и результаты своей деятельности

Делает вывод по прочитанному, умеет работать с текстом и дополнительной литературой.

Вступает в учебный диалог с учителем и одноклассниками

Оценивание содержания рассказа Астафьева

Умеет действовать по плану

Сотрудничает в группе, умеет высказывать свое мнение о прочитанном

Умение прогнозировать результат.

Развитие речи и творческих способностей учащихся

Умение оценивать собственную деятельность и деятельность партнера

Умение структурировать знания по теме.

Умение ставить вопрос

Осознанное построение речевого высказывания в устной речи

Умение точно выражать свои мысли

Организация образовательного процесса

Литература, география, ОБЖ, предметы естественно-научного комплекса

Индивидуальная, в парах

Проектор, литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть 2. / Автор-составитель: Т. Ф. Курдюмова и др. М.: Просвещение, 2004

Цель: Создать позитивный настрой
у учащихся

Здравствуйте, проверьте готовность к уроку. Я рада вас видеть и мне бы хотелось, чтобы каждый из вас открыл для себя что-то новое.

Настроились позитивно на работу

2 этап «Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся»

Сформировать тему и задачи урока

Деревья, деревья, деревья. Под ногами — мох и жухлая трава, над головой — равнодушные, безучастные к человеческой беде облака. А в сердце — холодный, липкий, пронизывающий ужас, заставляющий то бежать сломя голову, то без сил лежать на земле.» Вот, что почувствовал Васютка, главный герой рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

Астафьев писал: «Природа – не только источник жизни. Она и воспитатель души».
Главный герой попадает в ситуацию, которая требует от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений.
Ребята, а как бы вы повели себя, если бы заблудились в лесу?

Использование технологии развития критического мышления

Внимание на доску. «Как бы повели себя, заблудившись в лесу». Задание: расположите пункты памятки «Поведение в лесу» в нужном порядке. Спустя некоторое время мы проверим ваши ответы с помощью интерактивной доски.

Как удалось Васютке выжить в тайге? Тема нашего урока «Человек и природа».

Как вести себя наедине с природой? – на этот вопрос нам предстоит ответить, размышляя над рассказом В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

Творчество этого писателя имеет огромное значение в современной литературе. В.П. Астафьев родился в 1924 году в Красноярском крае, в селе Овсянка, что на реке Енисее. К самому берегу подступает вековая тайга. В.П. Астафьев писал: «Землю люблю свою и не перестаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте …. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».

Под стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя. Он создал много книг о войне, о мире, о детях, о природе, и каждая из них пропитана радостной музыкой человеческой души.

3 этап «Актуализация знаний»

Цель: повторение того, что необходимо к изучению нового материала :знание текста

Почему рассказ называется «Васюткино озеро»?
Что рассказывает автор о рыбной ловле?
Какое место занимал Васютка в бригаде? Чем занимался?
Как относился мальчик к взрослым? Почему не стал спорить с матерью перед походом в тайгу?
Как автор подчеркивает, что Васютка перенимал привычки взрослых? Какой детский поступок совершил солидный Васютка? Как его можно объяснить?

Потому что мальчик Васютка находит озеро, полное рыбы, и открывает его людям.
Рыбная ловля ведётся бригадами, которые движутся по реке вниз по течению и ловят сетями, на паромах или перемётами. Попадается осётр, стерлядь, таймень, налим.

Частые дожди, вода поднялась, рыба ушла на глубину. Заспались рыбаки, рассолодели от безделья.

Снабжал рыбаков орехами, бродил по лесу, напевал, из ружья палил.

Говорил, что рыбакам надо пощёлкать орехи, кто-то должен их добывать.

Она посоветовала не отходить от затесей, взять хлеб с собой. Таёжные законы не ему менять.

Старинный закон: идёшь в лес – бери еду и спички.

Проявлять интерес к тексту, знать содержание текста рассказа; определять место Васютки среди взрослых; знать правила поведения в лесу; уметь анализировать эпизод.

4 этап «Первичное усвоение новых знаний»

Цель: отработка навыков комментированного чтения,

Чтение эпизода со слов «открытие было настолько простым и потрясающим» до «Живем!» стр. 151

Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил, что заблудился?
Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил, что заблудился?

Васютка испугался, потому что он ребенок. Его охватило отчаяние, природа испугала сначала его.

Познавательные: меть объяснять прочитанное, рассказывать, пересказывать эпизод, отвечать на вопросы
Коммуникативные: умение точно высказывать свои мысли.

Чьи слова он вспомнил, когда ему стало плохо? стр. 152

Он вспомнил слова деда, потому что он оказал на мальчика большое влияние. Рассказы рыбаков и охотников.

Что он сделал в первую очередь?

Васютка разжег костер, у костра он вел себя как взрослый человек.

Как он приготовил себе еду?

Когда он готовил себе еду, то оценил наставления матери о хлебе. Краюшка спасёт от голода, к законам тайги нужно относиться с уважением.

В чем корил себя Васютка, когда начал ужинать?

Не взял соль, мало хлеба.

Итак, проверим, как же нужно вести себя в лесу, если заблудился.

На слайде действия, установить их последовательность. Ученики зачитывают свои ответы, затем проверяют по слайдам.

5 этап «Первичная проверка понимания»

Цель: формировать умения работать с активной доской,

Внимание на слайды: найдите те предметы, которые необходимо взять с собой в лес.
Какие черты характера обнаружились в мальчике? С кем он разговаривал?
Чтение эпизода «Тайга». стр. 156
Почему тайга показалась мальчику «молчаливой, равнодушной»? Почему она напомнила Васютке море? Как автор усиливает мрачность пейзажа? Какие слова использует при описании тайги? Как почувствовал себя мальчик в этот момент? Какое впечатление производит этот пейзаж?

Отчаяние, страх. С пнём, с белкой, укорял себя в трусости. Прислушивался к звукам.
Смелость, решительность, смекалка, знание законов тайги, мужество, терпение и упорство.

регулятивные : уметь оценить результат собственной деятельности; умение адекватно вести себя в учебной ситуации.
коммуникативные:
уметь планировать учебное сотрудничество учителя с учеником; уметь точно выражать свои мысли.
познавательные: находить и выделять необходимую информацию; свободно ориентироваться в тексте.

6 этап «Первичное закрепление»

Цель: развитие навыков самостоятельной работы с текстом; усвоение содержания рассказа путем выборочного чтения и краткого пересказа текста, предварительно прочитанного учащимися.

Встречи Васютки с миром живой природы. Как и почему относился Васютка к окружающей его фауне?
Чтение отрывка из текста «мальчик внимательно следил…» до «табуны перепуганных птиц». Стр. 158

Васютка убивал дичь, как любой охотник, чтобы прокормиться, заботился о том, чтобы накормить других, но в тоже время он воспринимал животных как равных, сердился на кедровку, разговаривал с белкой. Это говорит о том, что мальчик хорошо знает жизнь животных, наблюдает за ней, при этом подражает взрослым, копирует их привычки.
Рассказать, как пригодились ему навыки, полученные в общении со взрослыми. Смекалка, вера в себя, сноровка помогли мальчику не растеряться и выжить в трудных условиях. Мальчик постоянно размышляет, у него пытливый ум, это оказывается решающим в его путешествии. Васютка нашел озеро, полное рыбы и открывает его людям .

Читайте также:  Схема крупнейшие озера материков

7 этап «Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция»

Цель: контроль за усвоением знаний, умений и навыков, самоконтроль

Обсуждают правильность ответов одноклассников

8 этап «Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению»

Объяснение домашнего задания

Сочинение – миниатюра «Как и почему человек должен относиться к природе?

Выразить своё отношение к природе.

9 этап «Рефлексия»

Цель: выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Почему рассказ начинается и заканчивается взглядом автора на карту?
Чему можно научиться у Васютки?

Это озеро может найти только сам Васютка. Обращение к карте как бы окольцовывает рассказ, такое построение придаёт произведению завершённость.
Герой — наблюдательный и способный к размышлению, потому что он черпает знания из опыта взрослых, из таежных законов, законов жизни.
Унего можно поучиться смелости, знанию законов тайги, мужеству, терпению, упорству.

Регулятивные: оценка достигнутых результатов.
Личностные::нравственно-этическая ориентация.

Источник



Урок литературы в 5 классе по рассказу В. Астафьева «Васюткино озеро»

История создания

Написано «Васюткино озеро» было в 1952 году, а опубликовано — в 1956. Но началом появления рассказа на свет стал тот год, когда пятиклассник Витя, выполняя задание учителя литературы, поведал в сочинении, посвященном ушедшему лету, о том, как потерявшись в тайге, провел наедине с природой много тревожных суток, обнаружил неизвестное старожилам озеро и, в конце концов, смог самостоятельно выбраться к реке. Яркий и правдивый пересказ переживаний мальчика привел к тому, что его работа была напечатана в школьном журнале.

Созданное по памяти детское сочинение и стало основой для писателя.

Описание рассказа

Простым, но образным языком рассказчик повествует о буднях рыбацкого стана в Сибири. Тринадцатилетний Васютка, сын бригадира, пытается в меру своих сил помогать взрослым, добывает для них кедровые орехи.

В один из дней, захватив ружьё и провиант, парнишка зашел подальше в лес, надеясь на богатый урожай, и заблудился. После тщетных попыток отыскать дорогу Васютка осознает, что помощи ждать неоткуда, рассчитывать надо только на себя.Ужас, паника и растерянность постепенно уступают место спокойной рассудительности. Не зря парень рос в этом суровом краю, с малолетства слыша наставления стариков о том, как вести себя в подобном случае. Применяя советы бывалых охотников и собственные навыки, мальчику удаётся не только продержаться в жестких условиях несколько дней, поборов в себе страх, но и добыть себе пропитание, обогреться, обнаружить затерянный водоем с ценной рыбой, и, вспомнив уроки географии, выйти к берегу Енисея, к людям.

Шестьдесят километров прошел школьник за пять долгих, полных неизвестности и тревоги, дней. Зная, что рыбаки давно тоскуют без улова, Васютка, прибыв домой, без промедления сообщил об увиденном озере. Указав путь бригаде заветный маршрут, подросток чувствует причастность к общему делу. Впоследствии водоём был нанесен на карту и назван именем Василия.

Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 5 классе. Астафьев «Васюткино озеро»

Урок внеклассного чтения по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
Автор: Печникова Альбина Анатольевна, учитель литературы МОУ «Зайковская СОШ №1» Название работы: Урок внеклассного чтения по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро» Описание: Представляю вашему вниманию урок внеклассного чтения по рассказу уральского писателя Виктора Петровича Астафьева. Этот материал может пригодиться учителям начальной школы на РКО, литературном чтении, классном часе, педагогам 5-6 класса среднего звена обучения. В работе приведен тест по прозаическому произведению автора. Цель: развитие у школьников адаптивного поведения в условиях, угрожающих их жизни посредством художественного текста. Задачи: 1)воспитывать уважительное отношение к суровой таёжной природе; 2)раскрыть содержание человеческих качеств личности, помогающих людям справиться с бедой в самых опасных жизненных ситуациях; 3)способствовать формированию у подростков чувства ответственности за свои поступки.
Урок внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Ход урока: Учитель. Ребята! Многие ли из вас знают, как вести себя в трудных жизненных обстоятельствах? (обсуждение) Сегодня мы с вами познакомимся с любопытной историей мальчика, который спасся в тайге благодаря своим знаниям и наблюдательности! Это герой из рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро». К уроку вам дано было задание поискового характера: в библиотеке найти фрагменты о жизни этого уральского писателя. Какие факты из его детства вам удалось разыскать?

Рассказы детей. Я узнала о том, что писатель Виктор Астафьев рано потерял маму, растили его бабушка и дедушка Патылицыны, он был даже воспитанником детского дома! Мне стало известно, что Виктор Петрович учился на железнодорожника в городе Красноярске, воевал на фронте, был серьёзно ранен. После победы уехал к нам на Урал и жил там восемнадцать лет в городе Чусовом. Работал обычным грузчиком, слесарем, литейщиком и даже плотником в вагонном депо. Известность пришла к нему только в шестидесятые годы. Он всегда был честным человеком, настоящим тружеником земли русской! Опыт разных профессий помог потом писателю достоверно рассказывать о людях труда в своём творчестве. Учитель. Спасибо, ребята, хорошо, что вы уже многое узнали об авторе рассказа «Васюткино озеро», в этом тексте описана реальная история из жизни мастера слова. А опубликовал её писатель в тысяча девятьсот пятьдесят шестом году. Какое же событие лежит в основе сюжета?

Ученик(1) Произведение «Васюткино озеро» — история о подростке, который заблудился в таёжном лесу, но сумел выйти из него живым и здоровым, так как имел сноровку и помнил рассказы опытных таежников. Василий был сыном артельщика. Часто он бегал в лес, чтобы набрать для рыбаков кедровых шишек. Мальчик отлично знал суровые законы тайги и сам не раз ходил по лесным тропкам. Однажды мальчуган заблудился! Это было особенно обидно! Потерялся в тайге из-за собственной глупости, невнимательности. Погнался за раненым глухарем, ушел от затесей, «зарубок» на деревьях не на ту дорожку, а выйти обратно было не так – то просто.

Ученик(2) Сначала Васютка очень испугался и запаниковал—побежал, толком не разбирая дороги, ему было очень страшно, ведь он нередко слышал разговоры взрослых, как теряются в лесу и гибнут в болоте люди. Когда страх понемногу прошёл, мальчик успокоился и стал вести себя, как настоящий опытный охотник. Он не упал духом и вспомнил советы старых таёжников, начав разрабатывать план своего спасения. Умение рассуждать, воля, находчивость и вера в успех помогли маленькому сыну рыбака найти правильный путь к реке Енисею, к людям. Мальчик продержался несколько дней в лесу совершенно один, распределяя еду, бережно экономя патроны и спички. Я думаю, что не всякий взрослый сумел бы выдержать и спастись в тайге! Когда Васютку нашли и привезли домой, то он поведал всем о чудесном озере, которое отыскал, выживая в тайге. В озере этом было очень много рыбы. Его так потом и прозвали — «Васюткино».

Анализ текста по вопросам: 1)Что же чувствовал мальчик, блуждая по тайге? (страх, растерянность); 2)За что ругает себя Василий? Найдите и прочитайте об этом в тексте. (побежал за птицей, забыв об осторожности охотника); 3)Какое решение он принимает? О чём оно говорит? (чтение фрагментов из текста, обсуждение, анализ, синтез); 4)Найдите изобразительно-выразительные средства, которые использует автор для описания внешности героя; 5)Назовите эпитеты, метафоры и олицетворения, раскрывающие природу, как действующее лицо рассказа. Природа – друг и помощник мальчика или враг? 6)Как характеризует героя стремление выжить и найти дорогу домой? 7)Назовите качества характера Васютки, помогающие ему справиться с трудной жизненной ситуацией. А как бы поступили вы? (обсуждение)

Учитель. В конце урока я предлагаю вам 10 вопросов теста по рассказу. Постарайтесь быть точными и внимательными в своих ответах.(Правильные ответы теста к заданиям 1 — 6 прописаны заглавной буквой. Ответы на вопросы 7-10 дети дают индивидуально, используя свои знания текста таким образом, как они поняли произведение и что нового узнали из устных рассуждений в ходе всего урока.) Тест. 1)Из — под чего был мешок, в который мальчик собирал шишки? а) Из — под муки; Б) Из — под соли; в) Из — под крупы. 2)Что такое «жарки»? А) цветы; б) огонь; в) рыба. 3)Сколько дней бродил Васютка по тайге?

а)1 б)2 В)5 4)Сколько было герою лет, когда он заблудился? а)7 б)10 В)13 5)Как звали собаку мальчика? а) Трезор; Б) Дружок; в) Жучка 6)Чего не было у Васютки с собой?

А) топора; б) соли; в) хлеба; г) спичек. 7)Какие черты характера мальчика вы можете назвать? 8)Почему он заблудился? 9)Какие таёжные законы помогли ему выжить? 10)Чему у Васютки тебе можно научиться?

Итог. Рефлексия Перед вами на парте два смайлика: грустный и весёлый. Если вам всё было понятно, и вы многое узнали для себя полезного, прикрепите на доску весёлый смайлик. Если вам наш урок не понравился — оставьте грустный смайлик. Домой возьмите два задания. Мне бы очень хотелось, чтобы вы нарисовали рисунки о Васютке и его самоотверженной борьбе за жизнь. Второе задание: составьте для урока ОБЖ памятку по теме: «Условия выживания в опасной зоне. Мои действия». Помните: необдуманность некоторых поступков может оказаться смертельной для человека! До скорой встречи, ребята!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока внеклассного чтения для 5 класса. Рождественское чудо Конспект урока внеклассного чтения по литературе, 5 класс. Лавренев «Разведчик Вихров»

Похожие статьи:

Киплинг «Откуда у Кита такая глотка»

Главный герой

Василий Шадрин — обычный деревенский школьник, озорник и хвастунишка. Он любит приключения, считает себя вполне взрослым и самостоятельным человеком. Его характер сложился под воздействием отца, немногословных жителей таежной деревни. Обычаи и традиции сибирского края также наложили свой отпечаток. Автор не дает подробной характеристики главного героя, его личность раскрывается в процессе повествования.

Попав в безвыходное, пугающее положение, зная, чем может обернуться потеря дороги в лесу, ясно представляя последствия, Васютка проявил мужество и выдержку, практическую сметку и рассудительность, не утратив при этом чувства юмора. Не поддавшись страху, отважно преодолевая препятствия, парнишка думает не только о себе, но и об общих интересах.

Анализ рассказа

Во вступлении, ведущемся от третьего лица, автор говорит о новом озере и о роли Васютки в этом открытии. Глубокая любовь к родине и убежденность, что каждого из нас ждут большие и малые победы, сквозит в начальных строках.

Завязка происходит, когда, увлекшись охотой за глухарем, подросток заблудился. Кульминацией выступает момент, когда таёжники спасают отчаявшегося Васютку. Развязка рассказа — это возвращение парня к матери и начало промысла в открытом озере.

Рассказчик применяет традиционную композицию с последовательным повествованием и минимальным количеством героев. Неторопливость и подробность изложения позволяет представить себя на месте центрального персонажа, читатель сочувствует Васе, переживает за него.

Для Астафьева характерно использование сравнений. Благодаря красочным описаниям природа низовья Енисея оживает. Образности действующим лицам добавляет применение в прямой речи местного диалекта.

Преодолевать трудности, всегда искать выход из непростой ситуации, использовать все возможности — вот чему учит эта история. Огромное желание жить помогло маленькому сибиряку выбраться из тайги.

Жанр произведения – рассказ. Рассказ о путешествии, кото­рое невольно совершил тринадцатилетний мальчик, заблудивший­ся на пять дней в тайге.

Главный герой – мальчик Васютка, помогавший родителям на промысле в тайге. Второстепенные персонажи – мама, дед, отец, рыбаки.

Мальчик помогает родителям в тайге, чем может. Его обязан­ность, которую он сам себе придумал, – снабжать рыбаков кед­ровыми орешками, которые те не прочь пощелкать в свободное время. Однажды, как обычно, он отправляется в тайгу набрать орехов, и вдруг у него появилась возможность застрелить глуха­ря. Это завязка рассказа.

После своих длительных скитаний и приключений Васютка вышел на берег Енисея и услышал звук мотора катера-бота. К тому времени он потерял надежду на то, что его быстро найдут. Это кульминация рассказа.

Развязка наступает, когда Васютка оказывается дома, а потом и сам ведет рыбаков на случайно открытое им озеро. В центре рассказа – поведение человека в экстремальной ситуации. Ва­сютка достойно преодолел все выпавшие на его долю трудности, несмотря

на то, что ему всего тринадцать лет.

Большой интерес в рассказе представляют собой описания тайги и ее жителей. Много познавательного можно почерпнуть из рас­сказа об обычаях и привычках таежников. Мы как будто сами путешествуем с мальчиком по тайге – так умело писатель рас­сказывает нам о Васюткиных приключениях.

Спокойный рассказ, неторопливая речь, диалектные слова – отважные и трудолюбивые люди-сибиряки вводят нас в свой мир.

1. Неудачи на рыбном промысле.

2. Охота на глухаря.

3. Васютка заблудился.

6. Удачное спасение.

Глоссарий:

  • план рассказа Васюткино озеро
  • план васюткино озеро
  • план к рассказу васюткино озеро
  • план по рассказу васюткино озеро
  • васюткино озеро план

Другие работы по этой теме:

  1. Васютка Васютка – главный герой рассказа В. П. Астафьева “Васюткино озеро”, мальчик лет тринадцати, сын бригадира рыбаков Григория Шадрина. Это храбрый и смекалистый мальчик, который…
  2. В самом начале рассказа описывается озеро, получившее свое название в честь мальчика по имени Васютка. Именно он нашел озеро и показал его остальным людям. В…
  3. План пересказа 1. Озеро, памятное Васютке. 2. Жизнь рыбаков в ожидании путины (времени, когда особенно удачен лов рыбы). 3. Васютка в лесу. 4. Мальчик заблудился….
  4. Что помогло Васютке выжить в тайге Тайга – это бескрайние леса, в которых трудно выжить обычному человеку, тем более, если он не знаком с таежными…

Непосредственно знакомясь с кратким рассказом Астафьева «Васюткино озеро». Данное произведение – это рассказ о приключениях тринадцатилетнего мальчика, который однажды заблудился в тайге.

Астафьев «Васюткино озеро» краткое содержание

Васютка – тринадцатилетний мальчик, который родился в таежном крае в семье рыбака. Отец часто его брал с собой, поэтому мальчик хорошо был знаком с промыслом отца. Очень часто, чтобы угостить рыбаков, мальчик ходил в тайгу за кедровыми орешками. Щелкая орешки, рыбаки делились интересными историями, которые мальчик слушал внимательно, запоминая каждое слово. Всегда, отправляясь в лес, мальчик от матери слушал напутствующие слова, повторяя таежные законы, ведь всегда может случиться непредвиденное, что и произошло с Васюткой, который отправился за орешками.

Краткое содержание рассказа «Васюткино озеро» продолжается тем, что мальчик, как всегда, взял спички, соль, ружье и хлеб. Пошел он вглубь, но, когда орешки были собраны и мальчик собрался возвращаться, он заметил глухаря, за которым и погнался, а когда птица была в руках, Васютка понял, что заблудился. Целых пять дней мальчик пытался выбраться и вернуться домой. Сначала им преобладал страх, поэтому он бежал стремглав, но потом, успокоился. Применив все свои знания и умения, навыки, руководствуясь рассказами рыбаков, ребенок сумел выйти сначала к озеру, где водилась рыба, а затем и к реке Енисей, где проплывал катер-бот. Там его и взяли на борт знакомые рыбаки, а попав домой, мальчик через пару дней привел всех рыбаков во главе с отцом к тому озеру, где рыбаки и продолжили рыбачить. А на карте же появилось небольшое пятнышко с названием «Васюткино озеро».

Астафьев «Васюткино озеро» герои

В произведении Астафьева «Васюткино озеро» главным героем является мальчик Васютка, которому исполнилось тринадцать лет, но уже в этом возрасте он проявил всю свою смекалку, доказал, что тайга ему по плечу. Второстепенными героями в рассказе являются отец и мать Васютки, дед и рыбаки.

Рассказ Астафьева «Васюткино озеро»

Работая над сочинением по рассказу Астафьева «Васюткино озеро», хочется отметить мужество главного героя, его смекалку, находчивость. Благодаря знаниям местных примет, знание леса, благодаря полученным навыкам и умению разжечь огонь, умению раздобыть и приготовить самостоятельно еду, мальчик не только выжил, но и сумел вернуться домой. Его собранность, запасливость, терпеливость помогли победить тайгу. По рассказу Астафьева «Васюткино озеро» мы видим, родителям удалось вырастить настоящего мужественного сибиряка.

План рассказа

Чтобы было проще пересказывать рассказ, предлагаем ознакомиться с произведением Астафьева «Васюткино озеро» и планом рассказа 1. Невезение в рыбном деле 2. Васютка и кедровые орешки 3. Васютка охотится за глухарем 4. Мальчик заблудился. Васютка борется со своим страхом 5. Пять дней в тайге. 6. Озеро, что привело мальчика к спасительной лодке 7. Спасение мальчика 8. Васюткино озеро

«Васюткино озеро» — рассказ, написанный Виктором Петровичем Астафьевым о мальчишке, выжившем в тайге. Тяжело пришлось ему одному в суровых таежных условиях, но все же он сумел спастись, да еще и открытие сделал. План рассказа «Васюткино озеро», а также ключевые моменты произведения рассмотрим подробнее.

Тема: В.П. Астафьев. «Васюткино озеро».

Тема: В.П. Астафьев. «Васюткино озеро».

Сюжет и композиция рассказа

Кратко познакомить учеников с биографией В.П. Астафьева; повторить элементы композиции произведения; развивать навыки пересказа текста, составления плана.

портрет В.П. Астафьева; издания его произведений.

I. Вступительное слово учителя

В.П. Астафьев ушел из жизни совсем недавно (в 2001 г.). Таких, как он, называют совестью нации. Это был очень честный, чуткий, непримиримо относившийся ко лжи и злу, требовательный, прежде всего к себе, человек. Герои его книг – простые люди, а еще постоянный герой произведений В.П. Астафьева – природа.

Основная тема многих рассказов В.П. Астафьева – тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один случай может повлиять на всю жизнь человека, сделать человека старше, изменить его. Случай, описанный в рассказе, как раз из таких.

Читайте также:  Растение озера 7 букв

Прочитаем статью о В.П. Астафьеве в учебнике-хрестоматии.

II. Чтение и обсуждение статьи учебника о В.П. Астафьеве (с. 142-143)

Из статьи учебника мы узнали, что В.П. Астафьев родился в Сибири, на Енисее, в селе Овсянка, там он жил и последние годы своей жизни. Действие рассказа тоже происходит в одной из сибирских деревень на Енисее в 30-е годы ХХ века. Это было очень трудное время. Детям рано приходилось взрослеть, помогать старшим, работать. Рассказ, который вы прочитали, автобиографический, т.е. автор описывает случай из своей жизни.

III.
Краткий пересказ текста
IV. Подготовка к составлению композиционного плана рассказа

1. Слово учителя

Повествование начинается неспешно, издалека. В прологе мы узнаем, что речь идет о 13-летнем мальчике, в честь которого названо озеро. Мало кто может похвастаться подобным. Писатель заинтриговывает нас: почему же мальчик удостоился такой чести? Об этом мы узнаем после.

— К какой части композиции относится описание жизни рыбаков из бригады Васюткиного отца?

(Это описание относится к экспозиции.)

— Что называется экспозицией?

(Вступление, в котором нет еще действия, а лишь обозначаются действующие лица и место событий, называется экспозицией.)

— Как называются остальные части композиции?

(Завязка, развитие действия, развязка.)

— Почему, несмотря на ценные уловы, дни казались однообразными и скучными?

— Чем занимался Васютка в бригаде?

— Какое событие является завязкой повествования?

(Поход Васютки в тайгу за орехами.)

— Какой старинный порядок перед отправкой в тайгу должен был соблюдать каждый?

(«Идешь в лес – бери еду, бери спички».)

— Почему Васютка потерял дорогу в тайге?

(Он увлекся погоней за раненым гнлухарем.)

— Когда мальчик понял, что заблудился?

(Когда увидел муху, попавшую в тенета паука. Он и сам своей беспомощностью напомнил себе муху-пленницу.)

— Что заставило Васютку справиться с отчаянием?

(Он вспомнил слова отца и дедушки: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит».)

— Какие действия предпринял Васютка ночью в тайге?

— Какие события произошли с мальчиком в тайге? Что пришлось ему пережить?

— По каким приметам Васютка нашел озеро?

— Какие умения пригодились Васютке в тайге?

— Как описывает В.П. Астафьев жизнь таежной природы7

— Как Васютке удалось выйти из тайги к Енисею?

— Какое событие является кульминацией рассказа?

(В рассказе две кульминации. Первая – приближение пассажирского парохода – надежда Васютки на спасение и разочарование. Вторая – появление катера-бота и спасение Васютки.)

— Сколько дней блуждалВасютка в тайге?

(Дедушка говорит: «Пятый день ищем». Значит, Васютка блуждал больше четырех суток.)

— Какова развязка рассказа?

(Благополучное возвращение Васютки домой и поход к озеру.)

— Какую часть рассказа можно считать эпилогом (послесловием)?

(От слов: «На районной карте появилось еще одно голубое пятнышко…» до конца рассказа.)

1. Составить план рассказа, используя цитаты из текста.

2. Ответить на вопросы и выполнить задания 1-8 (с. 174).

3. Ответить по выбору на один из вопросов повышенной сложности (с. 174-175).

4. Сделать иллюстрацию к рассказу (рисунок или устно).

Тема урока: В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

Человек и природа в рассказе

  • Познакомить учащихся с биографией В.П. Астафьева, пробудить интерес к его личности
  • Продолжить работу по обучению аналитическому пересказу исоставлению аналитического комментария художественного текста.
  • Совершенствовать речевые умения путём пересказа художественного произведения, подготовки сообщений.
  • Развивать навыки групповой работы.
  • Развивать умение составлять план фрагмента текста.
  • Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.
  • Помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.
  • Вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей.

Тип урока: урок изучения нового материала.

  • Компьютер, проектор, экран
  • Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть 2. / Автор-составитель: Т. Ф. Курдюмова и др. М.: Просвещение, 2004
  • Тетради по литературе

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Словарная работа: автобиографическая проза.

Общие задания: самостоятельно прочитать рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро»; подготовиться к конкурсу «Самый внимательный читатель рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

I . Организационный этап. Сообщение темы и целей урока. Запись темы в тетради. Ребята, сегодня на занятии мыприступимк интересному знакомству с писателем В.П. Астафьевым и его рассказом «Васюткино озеро». Творчество этого писателя имеет огромное значение в современной литературе.
II . Изучение нового материала.

Презентация «В.П.Астафьев. Жизнь и творчество»

Презентация «Как Васютка выжил в тайге?»

Совсем недавно ушёл из жизни В.П. Астафьев. Он родился в 1924 году в Красноярском крае, в селе Овсянка, что на реке Енисее.

К самому берегу подступает вековая тайга. В.П. Астафьев писал: «Землю люблю свою и не стаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте …. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».

Под стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя. Он создал много книг о войне, о мире, о детях, о природе, и каждая из них пропитана радостной музыкой человеческой души. Произведения, вышедшие из-под пера писателя, хорошо известны в нашей стране и за рубежом. Это многочисленные рассказы и повести: «Перевал», «Стародуб», «Кража», «Звездопад», «Пастух и пастушка», «Последний поклон», «Царь-рыба». В.П. Астафьев – искренний и правдивый писатель. В подтверждение этому обратимся к словам А.Михайлова: « … хочется сказать, что он … много испытал и выстрадал, прежде чем попытался рассказать о пережитом, о виденном». А жизнь великого сына земли красноярской была нелёгкой.

Мальчику было семь лет, когда утонула мать, Лидия Ильинична. Её он любил безгранично. Только заботами бабушки было скрашено одинокое сиротское детство. Однако довелось Вите быть беспризорником, узнать, что такое детский дом.

Из родных мест ушёл в 1942 году на фронт, сражался, был тяжело ранен. Вернулся, стал писателем.

В послевоенные годы пришлось сменить будущему писателю много профессий. В 1951 году он становится сотрудником газеты «Чусовой рабочий», где был опубликован его первый рассказ. Это и стало началом его творческой биографии.

Я надеюсь, ребята, что вы заинтересовались произведениями В. Астафьева, его личностью, стремящейся к правде. А сейчас мы переходим к изучению интересного рассказа для детей «Васюткино озеро».

Вам предлагаются следующие задания: «Разгадай кроссворд», «Викторина», «Вставь слова вместо пропусков».

Ребята, сейчас мы с вами познакомимся с историей создания рассказа. Самостоятельно прочитайте статью в учебнике – хрестоматии «Судьба рассказа «Васюткино озеро» (страница ….)

Беседа. Значение термина «автобиографическая проза».

Впервые писательские умения стали проявляться в школьных сочинениях. Так, события, описанные в одном из сочинений, много позже легли в основу рассказа для детей «Васюткино озеро». В детдоме написал сочинение о том, как мальчик заблудился в тайге и нашёл неизвестное озеро. Сочинение было признано лучшим и опубликовано в школьном журнале. Много лет спустя вспомнил об этом сочинении и написал рассказ для ребят. Детству посвящены многие книги писателя. Воспоминания о детстве крестьянского мальчика автобиографичны и говорят о становлении характера. Они дороги Астафьеву потому, что в детские годы в трудных обстоятельствах складывалась личность, начинался человек.

Ребята, для работы мы возьмём эпизод из произведения на странице 139 – 140 учебника – хрестоматии автора – составителя Т.Ф. Курдюмовой и др., начиная со слов: «открытие было настолько простым и потрясающим» до «Живём!».

Беседа по тексту. Вопросы и задания к фрагменту.

Ребята, обратите внимание на слова и выражения, характерные для стиля В.Астафьева: таинственный шорох в глубине потемневшего леса; упал с валежин; отрешённо подумал; хлипких не любит; пучок сухого мха-бородача; монотонно зудя; пылающие головни; дурило.

Подумайте над их значением и постарайтесь использовать в своём пересказе.

Ребята, разделите текст на части, каждую озаглавьте. В тетрадях оформите таблицу на 1/3 листа. При подготовке пересказа каждой части отметьте её главную мысль и запишите в правой части. Эти небольшие комментарии, как элементы анализа, включите в пересказ.

1. Открытие Васютки.

III . Подведение итогов урока. Итоговая беседа. Комментирование деятельности учащихся.

  • Назовите запомнившиеся события из жизни В.П. Астафьева.
  • Происходили ли с вами истории, подобные Васюткиной?
  • Как вы нашли выход из ситуации?

IV . Домашнее задание. Перечитать понравившиеся эпизоды, составить план рассказа.

 Чтение в лицах эпизода встречи Васютки с ботом.

 Вопрос № 7 в учебнике – хрестоматии автора – составителя Т.Ф.Курдюмовой и др.

Васютка в страшной тайге

Мальчик Васютка рос в семье рыбака, и поэтому очень часто бывал в тайге вместе с отцом. Однажды бригада рыбаков отправилась на промысел дальше, чем обычно. И, конечно же, с ними поехал маленький Васютка. Дома он скучал. До начала учебного года было еще много времени, поэтому паренек помогал рыбакам, собирая для них кедровые орешки. В один из таких походов он заплутал, гоняясь за глухарем, и остался совсем один в незнакомом ему лесу. Как бы поступил любой мальчишка на его месте? Конечно бы, испугался, зарыдал, и даже, возможно, стал бы звать на помощь маму. Но только не Васютка. Он смог поступить, как настоящий мужчина. План рассказа «Васюткино озеро» обязательно включит пункт о его смелом поведении в тайге.

так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по русской литературе 5 класс

Урок 55 В. П. АСТАФЬЕВ. «ВАСЮТКИНО ОЗЕРО»

13.05.2015 5181 0

познакомить с писателем советского периода, лауреатом Государственной премии СССР, фронтовиком, человеком правдивым и предельно честным; рассмотреть условия, в которых пребывает его герой; поразмыслить над поведением ребенка, попавшего в тяжелые условия.

I. Проверка домашнего задания
(см. предыдущий урок)
.

II. Вступительное слово о жизни и творчестве писателя.

Астафьев – автор книг о войне, о мире, о детях, о природе, и каждая из них пропитана радостной музыкой человеческой души. Произведения, вышедшие из-под пера талантливого писателя, хорошо известны в нашей стране. Это многочисленные рассказы и повести: «Перевал», «Стародуб», «Кража», «Звездопад», «Пастух и пастушка», «Последний поклон», «Царь-рыба» и другие.

Родился Виктор Астафьев в Красноярском крае, в селе Овсянка, что на реке Енисее.

Трудное детство. Мальчишке было семь лет, когда утонула мать, Лидия Ильинична. Мать он любил безгранично. Позднее, когда станет известным писателем, он посвятит ей повесть «Перевал». Утирая горькие мужские слезы, скажет: «И лишь одно я просил бы у своей судьбы – оставить со мной маму. Ее мне не хватало всю жизнь». Насколько было сил, ему помогали бабушка и дедушка. Однако довелось быть беспризорником, узнать, что такое детский дом.

В жизни В. Астафьеву встречались разные люди, и неизвестно, как повернулась бы судьба, если бы не добрые и умные учителя, которые смогли заметить в мальчике искру таланта и не дали ей погаснуть. Впервые писательские умения стали проявляться в школьных сочинениях. Так, события, описанные в одном из сочинений, много позже легли в основу рассказа для детей «Васюткино озеро».

С весны 1943 года Астафьев на фронте, рядовой, на передовом крае. Дважды ранен, контужен, но на поле брани остается до победы.

В послевоенные годы пришлось сменить много профессий.

В 1951 году становится сотрудником газеты «Чусовой рабочий», где был опубликован его первый рассказ. Это и стало началом его творческой биографии.

III. Беседа по произведению.

1. Понравился ли рассказ? Что особенно поразило вас, удивило, расстроило, обрадовало? Почему рассказ называется «Васюткино озеро»? Только потому, что он нашел озеро? (1) Нашел озеро; 2) озеро явилось подсказкой природы к спасению юного героя и подарило свои богатства людям.)

2. С какой целью писатель вводит в повествование историю с глухарем? Почему заставляет героя обратить свое внимание на тушку истлевшей птицы; на паутину, сплетенную пауком-охотником; зачем нужна муха, которая бьется и жужжит слабеющими крыльями?

3. Рассказ автобиографичен. Подумайте, в какое время и где происходят описанные события? Писатель сообщает о частых осенних дождях и тут же говорит: «Коротка августовская ночь». Объясните.

4. Смогли бы вы выжить, как Вася, четверо суток в лесу? Что ему помогло? Какие вы читали произведения, где героям приходилось выживать один на один в тяжелых природных условиях? (Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке», Д. Дефо. «Робинзон Крузо», Дж. Лондон. «Любовь к жизни».)

перечитать понравившиеся эпизоды, составить план рассказа.

1. Пересказ эпизода с глухарем.

2. Чтение в лицах эпизода встречи Васютки с ботом.

Тайга любит сильных

Оставшись один в незнакомой тайге, мальчик мгновенно сориентировался, что ему нужно сделать. Он постелил ветки на землю, сделав себе постель. Затем приготовил ужин. Он воспользовался знаниями, полученными от отца и деда: вырыл яму в земле, положил туда глухаря, обложил мхом и развел костер. Таким образом птица испеклась, а мальчик смог хорошенько поужинать.

Всю ночь мальчику было жутко. Все-таки непростое дело — остаться одному в темном лесу. Во мраке он видел разных чудищ (хотя это были всего лишь деревья), разные звуки пугали его. Когда же наступило утро, мальчишка, немного отдохнув, отправился в путь — искать выход из леса. Как же ему пригодились советы старших! Даже по ясным звездам он смог определить, что будет холодно. Умение обращаться с ружьем не оставило его голодным: на следующий день он смог подстрелить себе пару уток, чтобы утолить голод.

К вечеру следующего дня мальчик набрел на незнакомое озеро, которое изначально показалось ему в темноте болотом. Каково же было его удивление, когда он увидел в нем редкие виды белых рыб! Впоследствии его назовут Васюткино озеро. Краткое содержание рассказа почти подошло к концу. Что же дальше произошло с Васюткой?

Спасение героя

Мальчишка и дальше не испугался трудностей. Увидев, что подстреленную им утку унесло течением, он стал догадываться, что в это озеро может впадать река, а найденное им озеро, вероятно, является проточным. И он не ошибся: действительно, это был всего лишь небольшой заливчик, само озеро было намного крупнее. План рассказа «Васюткино озеро» включает пункт о спасении мальчишки.

В тайге начался сильный дождь. Природа вокруг замерла. Васютка, устав от своего путешествия, уснул. Но вдруг он услышал какой-то гудок. Сначала он принял этот звук за комариный писк, но после понял, что это звук теплохода. Васютка начал махать руками, стрелять из ружья, всячески привлекая к себе внимание, но у него ничего не вышло: на пароходе не заметили мальчишку. И в этот раз он дал себе слабину и расплакался изо всех сил. Его радовала лишь его находка — Васюткино озеро. Тайга в знак его смелости и терпения преподнесла ему настоящий подарок.

Таежный плен продолжался недолго: мимо озера проезжал рыбацкий бот отца, и Васютку, наконец, заметили.

Какова же была радость родных, которые безумно переживали за мальчика! Его напарили в бане, накормили разными вкусностями и бесконечно хвалили за смелость и находчивость.

Краткое содержание

В самом начале рассказа описывается то, что Васютке необходимо подготовится к новому учебному году. Он очень сожалеет, что кончилось лето. Погода не благоприятная для рыбалки. Рыбаки ремонтируют снасти, а Васютка приносит им кедровые орешки. Он постоянно ходит в лес за этим лакомством. В этот раз он решил пройти дальше в лес.

Собираясь в лес, он не хотел брать с собой хлеб и спички. Но, мама настаивала. Насобирав много орехов, парень заметил глухаря. Он стрельнул в него и попал. Васютка побежал за раненой птицей. В этой погоне мальчик заблудился. Раньше он делал зарубки и по ним находил дорого домой, а сейчас он этого не сделал. Он сильно испугался и начал бежать дальше. От этой суматохи он окончательно потерялся в тайге.

Васютка злился на себя, глухаря и на лес. Начинало темнеть. Всю ночь он думал, что к нему кто-то подойдет. Ему удалось распалить костер. На ужин он приготовил себе глухаря. Ему было страшно, он сильно хотел домой. Он даже ради своего спасения готов был бросить курить.

Наутро парень полез на дерево, что бы запланировать свой маршрут. Он вспомнил все народные приметы, которые помогают выбраться из леса. Васютка не сдавался, по пути он ел кедровые орешки. Он наткнулся на кочки, которые обычно находятся возле реки. Он думал, что пришел к Енисею. Но, это оказалось не так, мальчик пришел к неизвестному озеру.

Он сначало не сильно обрадовался. Потом он заметил, что в озере очень чистая вода и очень много рыбы. Помимо этого на берегу водилась разнообразная дичь. Он застрелил несколько уток. Начался дождь и Васютка стал сидеть под деревом.

Мальчик решил, что от озера идет ручей и впадает в Енисей. Он хотел пойти по берегу и найти себе спасение. В озере водилась речная рыба, а это обозначает то, что имеется проток. Знания и интуиция не подвели Васютку. Он вышел и наткнулся на корабль. Капитан судна не заметил мальчишку и не подобрал его. Мальчику ничего не оставалось, как ждать. Он знал, что должен плыть еще один корабль. Ожидание тянулось вечность.

Когда Васютка увидел плывущий корабль он начал всевозможными средствами привлекать к себе внимание. Мальчик кричал, размахивал руками и стрелял в воздух. Мальчик был очень грязный. Капитан увидел его и спустил к нему шлюпку. На корабле его накормили и доставили домой. Вся деревня искала Васютку и переживала за него.

Мальчик рассказал всем, что набрел на чудесное озеро. Сначала ему не верили. Но, позже решили проверить. Мальчик не соврал, озеро было наполнено рыбой. В итоге в честь Васютки назвали это озеро.

Источник

Adblock
detector