Меню

Балет лебединое озеро рассказ для 4 класса

Лебединое озеро сказка

В Поднебесном, светлом царстве,
средь высоких диких скал,
на одной из них стоял
красотою дивный замок,
будто изо льда сиял!
И жила в нём королева,
кисть волшебную имела,
и на синем, синем небе
рисовала облака,
облака вдруг оживали
и, взлетая, улетали,
и искрились в синем небе,
светом как её душа.
У неё был сын один,
Зигфрид, славный, милый принц,
видя матери творенье,
говорил всегда с почтеньем:
— О! Моя ты королева!
Мама милая моя!
Мне б найти такую деву,
что подобна королеве,
и легка как облака!
– О! Чудесный, милый сын!
Не останешься один,
я устрою в парке бал,
чтобы сам ты выбирал.
В мире так заведено,
где светло, а где темно,
кто-то лишь творит добро,
кто-то в жизни сеет зло.
Среди этих диких гор
было озеро одно,
среди дня туман ложится
и густой как молоко,
но как только ночь вспорхнёт,
небо куполом над ним,
очарует блеском звёздным,
воды точно, что магнит
отражением зеркальным,
душу будто бы дурманя,
в воды манят, тянут, тянут.
Там колдун великий жил,
волю лишь свою творил,
птицы даже не летали,
злое сердце его, зная.
Зверь в лесах тех не ходил,
зная в гневе его пыл.
Даже гадкая змея
с гор давно тех уползла.
Как-то к озеру пришли
девы чистой красоты,
бело тело, стан лоза,
бело власы, мед уста,
искупаться захотели,
хохотали, песни пели,
и на тот девичий гам,
появился колдун сам,
чёрным коршуном упал,
перед ними сам предстал.
Глаза молнией искрятся:
— Как посмели в моём царстве
вы купаться, песни петь.
Но взглянув на нежность дев,
свои мысли он сложил,
нежным девам предложил:
— Кто из вас женой мне станет,
ту как есть озолочу,
в полный рост её пред всеми,
я казною одарю.
Девы стайкой в воде сбились
и ему все возразили:
— Не нужна твоя казна,
заявили как одна.
– Ну, раз так!
Да будь те утки!
Пусть о вас все позабудут!
Зло и ненависть его
сотворили колдовство.
Колдовство конечно в силе,
только девы на столь милы,
что воздав своё творенье,
пал в большое изумленье,
девы лебедями стали,
нежно головы склоняли,
взмах лебяжьего крыла
нежность стана обрела.
О великое творенье!
Словно ангела виденье!
Не когда не видел птицы,
пред которой взгляд искрится!
Он пришёл к себе в пещеру,
видит тёмную он деву,
дочь Одиллия его,
как две капли, вся в него,
голос едкий, угловата,
ох отдал бы много злата,
чтоб не видели глаза,
полна чаша — вся из зла.
Он обрушил свои чары,
чтобы лебедью та стала.
Вся-ка зависть — беспридел,
стала птицей, как хотел,
тоже лебедь, тоже гибка,
на лице нет злой улыбки,
только цвет чернее сажи,
тёмна ночь светлее даже.
Как колдун в себя пришёл,
разум свой слегка обрёл,
стал он думать и слагать,
как её расколдовать.
Что он только не творил,
дочку всё ж таки любил.
Лебедь чёрная кричит,
так что вся скала дрожит,
и щипает всё его.
Он разрушил колдовство,
но отчасти лишь всего.
Злые чары не разрушить,
коль ты служишь злу послушно.
Сила в том в ком есть любовь,
лишь она очистит кровь,
и от зла, от колдовства,
Богом ведь любовь дана.
Птицы в дев оборотились,
но как только лишь светило
под названием Луна,
пробуждается от сна,
снова чары все всплывают,
в лебедей дев превращая.
Вновь творит он колдовство,
от Луны лучи кидая,
вечную любовь слагая:
— Если кто нибудь найдётся,
сердце птицей встрепенётся,
перед небом поклянётся,
в вечной верности любви,
чары вечные разрушит,
вновь вернутся к птицам души,
обретёт та птица снова
человеческий свой лик!
В Поднебесном королевстве
нынче яблоку не пасть,
собирались все невесты,
чтоб на этот бал попасть,
из под вееров распятья
звёздами горят глаза,
пышные с вуали платья,
будто в небе облака.
Взоры дев лились как звуки
от небесной чистоты,
лёгкой поступью идут,
словно облака плывут.
Ах! Какой великий бал!
На него кто не попал,
этих чувств не испытал.
Эти плавные движенья,
взоры, лёгкие скольженья,
взглядов тайное влеченье
и улыбки на устах,
словно блики от виденья.
Ах! Прелестные творенья,
девы с трепетом в глазах!
Вдруг, неведомо откуда,
появилось в небе чудо,
стая нежных, белоснежных,
легкокрылых лебедей!
Ах! Божественно летали,
в небе танец танцевали,
свои крылья раскрывали
лёгкие как веера.
Небо звёздами блистало,
дивным озером мерцало,
и от этого мерцанья
колыхнулась вдруг волна.
Ах! Какие эти птицы!
Белокрылые царицы!
Даже свет от них струится,
раздвигая в небе тьму.
Словно Ангелы пред всеми,
танцевали, будто пели,
а потом вдруг полетели
за далёкую скалу.
Люди взглядом провожали,
удивлённо восхищались,
— Что за дивное творенье?
— Будто б Ангелов виденье.
— А Вы слышали их пенье!
— Вот так чудо!
— Ну и ну.
Принц смотрел на это чудо,
удивляясь: — Ну откуда ж,
появились эти птицы,
от которых ночь светлей?
Сердце принца всколыхнулось,
будто птица встрепенулось.
Для души на белом свете
ни чего уж нет милей.
В сердце принца зреют чувства,
— Вот бы соколом взметнутся,
полететь бы в след, за ними
за ту дикую скалу!
Друг его оповещает:
— Там колдун, я точно знаю,
не за что уж — не вернутся,
ты поверь, тебе не лгу.
Только друга не послушал,
взяв свой лук и стрел колчан,
поспешил в тот лес дремучий,
что простёрся среди скал.
Долго он ходил иль мало ль,
даже зверя не встречал он,
на него взирали скалы
молчаливостью своей.
Видит озеро лесное,
небывалое какое,
в серебристых, ярких блёстках
от сияния луны.
А средь озера. О, чудо!
Птицы цвета перламутра,
от которых свет струится
и становится светлей.
Будто не плывут, танцуют,
сердце Зигфрида ликует:
— Ах! Какая грациозность
в их изгибе нежных шей!
И они взметнули крылья,
словно веера раскрыли,
и волною опустили
по серебряной воде.
Среди них одна с короной,
свет струится с неё тонкий,
раскрывая свои крылья,
вдруг вспорхнула над водой,
в лёгком танце закружилась,
тихо на воду спустилась,
в круге будто растворилась,
перед ним венец живой!
И как яркое виденье,
только в чёрных опереньях,
вдруг откуда — то явилась
птица той же красоты,
и пред ними будто встала,
закружилась, танцевала,
будто змейка извивалась
и легка как будто дым.
Неожиданно над всеми
появился коршун в гневе,
над прекрасною царевной
свои когти распустил.
Принц вспорхнул как будто сокол,
— Нет! Не жить тебе жестокий!
Натянул тетиву твёрдо
и стрелу в него пустил.
Чёрный коршун в небо взвился,
в тёмном небе растворился,
лебедь чёрная взлетела
и умчалась вслед за ним.
Первый луч земли коснулся,
в озере туман проснулся,
заклубился, заклубился,
всю округу застелил.
Из тумана, будто птицы,
вышли светлые девицы,
от которых свет струится
и становится мир мил. ?
А одна из них в короне,
лилия в её ладони,
а корона не простая
с сотни тонких, острых стрел.
Красотою дева дивной,
светлый облик. О, невинность!
Сердце птицей встрепенулось.
Как колдун того хотел.
Дева видит пред собой,
юноша,- О! Боже мой!
Испугалась, но спросила,
-Чья ж лихая тебя сила,
в эти дебри заманила?
И послышался ответ.
-Я искал тебя повсюду!
Ты прекраснейшее чудо!
Кто ж ты дева, и откуда?
Как же звать тебя?
— Одетт.
Только зря сюда пришёл ты,
здесь живёт колдун жестокий,
даже птицы не летают,
даже змею места нет.
Кто в его владенья входит,
чары на того наводит,
уходи скорей отсюда,
здесь живому места нет.
-Как скажи, могу уйти я?
Вы прекрасные такие,
в повеление живёте
среди зла и колдовства.
Те, кто злу послушно служит
потеряет свою душу,
О, прекрасная Одетта!
Вас спасу от колдуна.
Моя мама королева,
управляет облаками,
в доброте своей великой
ей не в чём запретов нет.
Знаю, нам она поможет
злые чары уничтожит,
поспешим же к ней скорее.
-Нет,- послышался ответ.
Не вступить нам на дорогу,
по тропинке не пройти
злые чары здесь нас держат,
нам отсюда не уйти.
Только как луна проснётся,
полным ликом улыбнётся,
в белых птиц мы превратимся
раскрываются пути.
Но как солнце луч бросает,
лучи в дев нас превращают
и от озера лесного
невозможно нам уйти.
-Не ужель не кто не в силе,
эти чары все разрушить?
-Зло его везде всесильно,
может лишь любовь спасти.
Кто полюбит деву птицей,
и чьё сердце заискрится,
пред Богом поклянётся
в вечной верности своей,
чары вечные разрушит
и спасёт он наши души,
сможем жить среди людей.
-О прекрасная Одетта!
Будешь ты в веках воспета,
потому как красотою
твоё имя есть любовь!
Без тебя уже не жить мне,
жизнь моя теряет смысл весь,
лучше тенью мне пролиться,
у твоих прекрасных ног!
О прелестная Одетта!
Одарю тебя я светом!
И пред этим звёздным небом
в вечной верности клянусь!
В нашем царстве поднебесном,
быть тебе моей невестой,
для любви ведь нет запретов,
ею правит только Бог.
У Одетты сердце тает,
ведь любовь преград не знает,
перед ней стоит любимый,
храбрый Зигфрид перед ней,
и она ему с улыбкой
очень кротко отвечает,
-Прилечу к тебе я ночью,
уходи лишь поскорей.

В поднебесном добром царстве,
бал как ручеёк течёт,
зал наполнился интригой:
-Ну кого же назовёт
своей избранной невестой?
-Ах! Кому ж так повезёт.
Королева взгляды шлёт.
принц стоит в смятенье. ждёт.

А колдун рассеял чары,
дочь Одиллию венчает,
-Пусть Одетту в ней признает
у людей всех на виду.
Поклянётся ей в любви,
в вечной верности клянётся,
пусть к Одиллии тогда
снова образ свой вернётся.

Вот раскрылись двери замка,
и Одиллия вошла
в чёрном,чёрном,чёрном платье
дочка злого колдуна,
будто гадкая змея.
Звуки разом в зале стихли,
а она с кривой улыбкой
к принцу Зигфридту идёт,
принц Одетту признаёт,
будто она в платье белом,
подошла к нему не смело,
и в летящем,лёгком танце,
закружился вместе с ней.
Все придворные молчали,
королева мать в печали,
не когда же не видали
в зле уродливых людей.
Королева руки взвила
И у Бога попросила,
— Разбуди его ты сердце!
Умоляю! Поскорей.
Чары в сердце тают, тают,
в такт мелодии слагает,
возмущаясь содрагает,
нет не с ней ты,нет не с ней.
А Одиллия строптива
и пред всеми заявила:
-Ну скажи ка всем мой милый,
что твоя невеста я!
-Нет не ты.
Ты не моя.
Небо громом разразилось,
и Одиллия взбесилась,
и предстала уж пред принцем
в чёрном облике своём:
-Не увидишь ты Одетту,
хоть везде ищи по свету,
не вернёшь уж не какую,
и не ночью,и не днём!
Пламя в небе бушевало,
небо с воем громыхало,
а он к озеру помчался:
-Где любимая моя!
Когда к озеру пришёл он,
лебедь мёртвую нашёл он,
та лежала без движений
и прекрасна и нежна.
Воды в озере взметались,
их волною накрывали,
он пред ней сидел в печали,
не чего не замечал,
белы перья ей гладил,
и тихонечко шептал ей:
-О любимая Одетта!
Лебедь белая моя!
Без тебя мне нет и жизни,
только ты лишь жизнь моя.
И над ними коршун взвился,
сам колдун решил сразиться,
свои когти будто сабли
он над ними распустил.
Чтоб любимую не тронул
принц схватил тогда корону,
и что только было духу
в сердце коршуна вонзил.
Разлетелись чёрны перья,
коршун превратился в пепел,
и его развеял ветер,
словно серый,серый дым.
Всё затихло,тишина.
и сияет лишь луна.
Принц закрыл свои глаза,
звуки мук. болит душа.
Звуки звёздные пролились,
стайкой лебеди склонились,
и струились у них слёзы,
будто лунные лучи,
и Одетту орошали,
светом нежно покрывая.
И свершилось во тьме чудо,
она встала перед ним!
============
=============
В поднебесном светлом царстве,
да в добрейшем государстве,
шум безумолку стоял.
Принц нашёл себе невесту,
с ней подружки столь прелестны.
Я скажу от всего сердца,
вряд ли кто таких встречал.
Ах! Какой была та свадьба!
А невеста в белом платье,
грациозность королевы,
и легка как облака.
Королева величаво
угощала, угощала,
облака все посыпала
сладкой пудрою она.
Ах, как было то всем сладко!
Это кушанье загадка!
Удивляясь, восхищался
над тем кушаньем весь мир!
Но скажу вам по секрету,
нам она дала рецепт тот,
в любовь нежность добавляют.
Ах! Божественный зефир!

Читайте также:  Озеро в сортавале мост

Добро и зло! Всё относительно!
Кольдун хотел счастья для своей дочери.

Источник

Сказка в музыке: Чайковский. Балет «Лебединое озеро»

Сказка в музыке: Чайковский. Балет «Лебединое озеро»

Пётр Ильич Чайковский. Балет «Лебединое озеро»

1-е занятие

Программное содержание. Познакомить детей с музыкой балета П. Чайковского, с сюжетом сказки, положенной в основу произведения. Учить детей чувствовать характер музыки.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы хорошо знаете имя великого русского композитора — Петра Ильича Чайковского, знакомы с некоторыми его произведениями из «Детского альбома», цикла «Времена года». Музыка П. Чайковского так прекрасна, что вы наверняка будете с удовольствием слушать её в разные годы своей жизни.

Есть у него произведения, которые могут быть понятны как детям, так и взрослым и любимы ими. Среди них балет «Лебединое озеро».

Кто из вас знает, что такое балет? Это театральный спектакль, но необычный. Главный рассказчик в нём музыка. В балете герои не произносят ни одного слова, они только танцуют под музыку.

Итак, сказка первая. Она называется «Лебединое озеро».

Представьте себе старый замок, бал в честь дня рождения принца. Все кружатся в вальсе. На следующий день бал продолжится, и принц должен будет выбрать себе невесту. Вдруг гости увидели стаю лебедей, словно плывущих по небу, и предложили принцу поохотиться на них. Долго продолжалась погоня в лесу за скрывшимися лебедями.

Все вернулись назад, только принц продолжал бродить по лесу и вдруг оказался на берегу большого озера, по которому красиво скользили белые лебеди. Неожиданно один лебедь превратился в девушку.

Она рассказала принцу, что злой колдун заколдовал её и подруг, превратив в птиц. По ночам они могут сбрасывать лебединые перья, а наутро опять становятся птицами. Только верная любовь юноши может снять это заклятье. Принц полюбил девушку, обещал спасти её.

Но их разговор подслушал злой волшебник. Он задумал обмануть принца — привести на бал свою дочь, сделав её похожей на девушку-лебедя. На следующий день он явился на бал со своей дочерью. Она так была похожа на девушку-лебедя, что принц не понял, что его обманули.

В конце бала он назвал дочь колдуна своей невестой. В это время в раскрытом окне показалась девушка-лебедь. Она горестно взмахивала белыми крыльями. Как только принц увидел её, он понял, что был обманут. Принц бросился бежать к озеру, чтобы найти её. Он признался ей, что любит только её. В это время появился злой колдун. Принц вступил с ним в бой, победил его и спас девушек.

Так закончилась эта сказка.

Педагог предлагает детям послушать несколько отрывков из балета. Например, сцену, когда принц встретился с лебедями. Эта тема лебедей встречается в балете несколько раз. Она меняет свою окраску в зависимости от того, что происходит в сказке. Звучит то нежно и грустно, то тревожно и грозно, то радостно и торжественно.

Звучит фрагмент «Лебеди». Дети говорят, что сначала музыка нежная и грустная, а потом тревожная.

П е д а г о г. Мелодия эта такая длинная, как будто не имеет конца. Она начинается трепетно, нежно, грустно, потом звучит все напряжённее, беспокойнее, взволнованнее. Мелодия очень красива и выразительна. Послушаем её ещё раз. (Звучит фрагмент.)

Теперь послушаем другой фрагмент из балета, сцену, когда девушка-лебедь рассказала принцу о своей беде, а он обещал освободить её и подруг от злых чар колдуна. Лебеди кружатся в танце. (Исполняется «Танец лебедей») Как звучит музыка?

Д е т и. Радостно, легко.

П е д а г о г. Какой это танец?

П е д а г о г. Да, мы говорили с вами, что П. Чайковский очень любил вальсовый ритм и многие его произведения или отдельные темы написаны в этом жанре. В этом и других его балетах много вальсов. Но каждый вальс имеет своё настроение, свою окраску, звучит то мечтательно и нежно, то празднично, то тревожно. Вы правильно почувствовали, что этот вальс звучит радостно, нежно, полётно. Девушки надеются, что принц спасёт их.

Послушайте ещё один фрагмент из балета — прощание девушки-лебедя с принцем в этой же сцене.

Светает. Девушкам пора превращаться в лебедей. Какая счастливая и одновременно грустная музыка, прислушайтесь. Счастливая потому, что принц и Одетта (так звали девушку-лебедя) полюбили друг друга. Грустная потому, что им нужно расставаться. (Звучит фрагмент «Одетта и Зигфрид».)

В следующий раз мы послушаем эти и другие отрывки из балета.

2-е занятие

Программное содержание. Учить детей узнавать прослушанные ранее музыкальные фрагменты. Формировать умение следить за развитием музыкальных образов, различать тембры музыкальных инструментов.

Ход занятия:

Педагог предлагает детям послушать один из фрагментов балета «Лебединое озеро». Исполняется фрагмент «Лебеди».

П е д а г о г. Какой фрагмент мы прослушали?

Д е т и. «Лебеди». Музыка нежная, грустная, красивая.

П е д а г о г. Прислушайтесь, как задушевно звучит мелодия. Она исполняется на гобое, это духовой инструмент (показывает его изображение). Он произошёл от народных инструментов типа свирели, рожка. Мелодия всё время возвращается к одному и тому же звуку, опускается, падает и снова поднимается, будто взмахи лебединых крыльев. А аккомпанемент играют скрипки — быстро, тревожно, взволнованно, как предчувствие беды. В аккомпанементе слышны и звуки арфы, словно всплески воды — нежные, переливчатые (играет аккомпанемент отдельно).

Послушайте, как звучит мелодия в середине и в конце этого фрагмента. Она словно стремится ввысь, разрастается, расцветает, звучит то с мольбой, то напряжённо, встревоженно, порывисто. В конце вступает весь оркестр — грозно, беспокойно.

Послушайте весь фрагмент целиком ещё раз. (Звучит фрагмент «Лебеди».)

Теперь послушайте другой знакомый вам фрагмент – прощание принца и девушки-лебедя перед рассветом. Прислушайтесь, как меняется характер музыки в разных частях. (Звучит фрагмент «Одетта и Зигфрид».)

Д е т и. В начале и в конце музыка грустная, печальная, задумчивая, а в средней части — радостная.

П е д а г о г. Да, средняя часть звучит радостно, счастливо, а крайние части — очень нежно, печально. Прислушайтесь к голосам музыкальных инструментов. Вначале звучит арфа, она аккомпанирует нежной, взволнованной скрипке. А в конце эту же мелодию играет виолончель. Она поёт низким голосом, а нежная скрипка вторит ей. Оба эти инструмента похожи друг на друга, но у них разный тембр. У скрипки высокий звук, а у виолончели низкий. Эти струнные инструменты обладают красочными, выразительными тембрами. Мелодия как бы с трудом поднимается всё выше, но в конце поникает с грустью. Послушайте весь фрагмент целиком. (Звучит грамзапись.)

Теперь давайте послушаем «Танец лебедей». Какая музыка по характеру?

Д е т и. Это вальс.

П е д а г о г. Давайте выберем нескольких девочек, которые попробуют потанцевать вальс так же легко, радостно, как его танцуют лебеди. (Звучит вальс.)

Сейчас вы услышите новый фрагмент. Маленькие лебеди тоже захотели потанцевать, глядя на взрослых. Послушайте любимый многими фрагмент из балета — «Танец маленьких лебедей». Какая изящная, грациозная музыка.

3-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать средства музыкальной выразительности («Как рассказывает музыка?») в трёх фрагментах, формировать представление об изобразительных возможностях музыки.

Ход занятия:

П е д а г о г. Мы говорили с вами о том, что тема лебедей звучит в балете несколько раз по-разному. Мы слушали нежную, светлую, задумчивую мелодию в сцене встречи принца с Одеттой, её играет гобой на фоне «шелестящих» скрипок и переливов арфы. Музыка полна нежной красоты и печали. В середине и конце этого фрагмента мелодия развивается, звучит более взволнованно, беспокойно.

В сцене, когда принц назвал своей невестой дочь колдуна, эта тема звучит с мольбой, тревожно, стремительно. Мелодия всё время прерывается зловещими, страшными возгласами — аккордами, которые как бы рассекают её, пытаются уничтожить. Эти злые, угрожающие интонации похожи на раскаты грома.

Давайте сравним, как звучит эта мелодия в двух названных сценах. (Исполняются фрагменты «Лебеди» и «Измена».)

Теперь обратимся к концу балета. Злые силы побеждены. Снова звучит знакомая мелодия, но как она преобразилась: стала торжественной и просветлённой, уже не прерывается злыми, грозными интонациями. (Исполняется финал балета.)

Так, преображая одну мелодию, композитор даёт нам почувствовать печаль заколдованных девушек-лебедей (первое появление темы), злобу, торжество колдуна и отчаяние Одетты (второй фрагмент), торжество добра и любви (в конце балета). Музыка рассказывает нам сказку звуками.

4-е занятие

Программное содержание. Познакомить детей с вальсами из балета, учить различать характер и настроение каждого произведения. Формировать тембровый слух детей.

Ход занятия:

П е д а г о г. Мы говорили с вами о том, что П. Чайковский очень любил жанр вальса. Им написано много вальсов как самостоятельных произведений. Вам, например, знаком вальс из «Детского альбома». Вальс включается во многие крупные его произведения: симфонии, оперы, балеты. В балете «Лебединое озеро» несколько разных вальсов. Один из них вы слушали.

Этот вальс танцуют девушки-лебеди на берегу озера после встречи с принцем. (Исполняется фрагмент «Танец лебедей».) Как звучит вальс?

Д е т и. Легко, нежно, светло.

П е д а г о г. Да, он очень воздушный, переливчатый, изящный. Давайте послушаем и другие вальсы, которые звучат в балете. Например, в начале балета и в сцене бала, когда принц должен назвать свою невесту. (Исполняется вальс, с. 277.) Как звучит первый вальс?

Д е т и. Нежно, потом празднично.

П е д а г о г. Да, в начале балета звучит спокойный, плавный, светлый вальс. Он настраивает нас на лиричный тон. Все события, которые будут происходить в сказке, ещё впереди. Вот другой вальс, в сцене бала. (Исполняется вальс, с. 278.) Как звучит вальс?

Д е т и. Более торжественно.

П е д а г о г. Да, он более праздничный. Вместе с тем в нём слышится больший драматизм, предчувствие важных событий, которые должны произойти на балу. На балу звучат и другие танцы. Мы их послушаем в следующий раз. А сегодня давайте вспомним другие фрагменты из балета, которые мы уже слушали. Например, сцену на озере после вальса лебедей. Помните, чей танец мы ещё слушали? («Танец маленьких лебедей».)

Читайте также:  В любимцев малиновое озеро основная мысль

Послушайте его ещё раз. (Исполняется «Танец маленьких лебедей».) Как звучит танец?

Д е т и. Легко, отрывисто, изящно. (Исполняется фрагмент «Одетта и Зигфрид».)

П е д а г о г. Какая это музыка?

Д е т и. Наступает рассвет, и девушки должны превращаться в птиц. Одетта прощается с принцем. Музыка грустная, нежная, потом в середине радостная, летящая. В конце опять грустная.

П е д а г о г. Какие инструменты звучат в этом отрывке?

Д е т и. Арфа, скрипка, виолончель.

П е д а г о г. Как звучат их голоса?

Д е т и. Арфа звучит переливчато, скрипка — нежно и высоко, а виолончель — низко, грустно.

П е д а г о г. Арфа напоминает плеск воды, а скрипка и виолончель в последней части как бы разговаривают между собой нежно, печально и светло.

5-е занятие

Программное содержание. Познакомить детей с музыкой танцев балета. Учить детей различать характер пьес, средства музыкальной выразительности.

Ход занятий:

Музыкальный руководитель предлагает детям послушать несколько танцев, которые звучат на балу во время появления гостей из разных стран. Это венгерский танец «Чардаш» — нежный, лёгкий, грациозный, потом решительный, быстрый. (Звучит венгерский танец «Чардаш».)

П е д а г о г. Входят гости из Испании — звучит огненная, ритмичная музыка — испанский танец «Болеро» в сопровождении бубна, кастаньет. (Звучит испанский танец «Болеро».)

Прибывают гости из Италии. Эту мелодию вы хорошо знаете. Послушайте и назовите это произведение П. Чайковского.

Д е т и. Это «Неаполитанская песенка» из «Детского альбома» П. Чайковского, только она звучит по-другому, в исполнении оркестра.

П е д а г о г. П. Чайковский использовал «Неаполитанскую песенку» и включил её в балет в оркестровом изложении. Мелодию играет труба — звонко, призывно, энергично. Неаполитанский танец, как венгерский, испанский и русский, тоже разгорается праздничным весельем к концу. (Звучит «Неаполитанский танец».)

И наконец, последний танец — польская «Мазурка» — яркая, праздничная, горделивая, блестящая. Послушайте, меняется ли характер музыки внутри этого танца. (Звучит польский танец «Мазурка».)

Д е т и. Средняя часть более нежная, лёгкая.

П е д а г о г. Правильно, в середине пьесы музыка звучит очень легко, грациозно, а затем опять гордо, ритмично. (Звучат фрагменты.)

В следующий раз вы послушаете танцы вновь, сами попробуете потанцевать под эту музыку, выразить в движениях настроения, которые слышны в ней, передать характер каждого танца.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Чайковский. Балет Лебединое озеро:
Вальс (1-е действие) , mp3;
Вальс (2-е действие) , mp3;
Венгерский танец , mp3;
Измена , mp3;
Испанский танец , mp3;
Неаполитанский танец , mp3;
Мазурка , mp3;
Лебеди , mp3;
Одетта и Зигфрид , mp3;
Танец лебедей , mp3;
Танец маленьких лебедей , mp3;
Финал, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.

Источник

Краткое содержание балета Лебединое озеро (сюжет) для читательского дневника

Балет начинается с того, что Зигфрид вместе со своими друзьями празднует своё совершеннолетие вместе с очаровательными девушками. В самый разгар веселья появляется мать юбиляра и напоминает парню, что его холостая жизнь сегодня заканчивается. После этой не очень приятной новости женщина грациозно удаляется. Придворный шут, чтобы развеселить принца, вовлекает его в танец, и снова становится весело и хорошо. Когда все разошлись, Зигфрид вдруг заметил в небе стаю лебедей. Прихватив с собой арбалет, он отправился на лесное озеро. Он остановился, завороженный красивым танцем, и наблюдая, как в небе парит чёрный коршун.

Принц не знает, что этот колдун Ротбард превратил девушек в белоснежных лебедей. Вдруг его взгляд привлёк прекрасный белый лебедь с золотой короной. Недолго думая, Зигфрид прицелился, и тут лебедь превратилась в очаровательную хрупкую девушку, которая мгновенно покорила сердце принца. Целую ночь Одетта наслаждалась обществом Зигфрида, а под утро опечалилась, так как с рассветом она должна была снова превратиться в лебедя. Принц же намерен расколдовать девушку и жениться на ней.

Вернувшись во дворец Зигфрид отвергает всех претенденток на его руку и сердце, и мечтает быть только с Одеттой. Однажды на пороге его дома возникает чёрный рыцарь с дочерью, в которой Зигфрид тут же узнаёт Одетту! Его даже не сбивает с толку тот факт, что одета его невеста во всё чёрное. Он не догадывается, что перед ним Одилия — дочь злого колдуна Родбарта. Зигфрид счастлив и не выпускает свою возлюбленную из рук.

Наступает ночь, и чёрный рыцарь превращается в злого коршуна, а в окне появляется белый лебедь с короной. Поняв весь ужас происходящего, Зигфрид стремглав покидает дворец и бежит за Одеттой. Также за девушкой несётся и коршун. Принц стреляет из арбалета и ранит злую птицу. Потеряв свои чары, Ротбард умирает. Зигфрид и Одетта замирают в объятиях друг друга, и наступает рассвет.

Балет «Лебединое озеро» учит тому, что любовь всё равно побеждает зло.

Подробный пересказ сюжета

Старинный замок наполнен шумом и весельем. Гости собрались отметить совершеннолетие принца Зигфрида. Прекрасные девушки пытаются завладеть его вниманием, ведь уже завтра ему нужно выбрать себе невесту. Но ни одна из красавиц не может пробудить в принце искренних чувств.

В разгар вечеринки в дом прибывает мать Зигфрида. Владетельная принцесса поздравляет сына и дарит ему арбалет. В тот же вечер принц отправляется на охоту.

Юноша выходит к темному лесному озеру, где замечает стаю белых лебедей во главе с самой красивой птицей — королевой Одеттой. На его глазах она сбрасывает свои крылья и превращается в прекрасную девушку. Зигфрид очарован.

Одетта рассказывает принцу о своей страшной участи. Злой гений Ротбарт, который появляется в виде черного коршуна, заколдовал ее и подвластных ей девушек. Лишь ночью они могут перевоплощаться в человеческий облик.

Снять проклятие может только любовная клятва, но если ее нарушить, все девушки останутся во власти злых чар навсегда. Принц Зигфрид признается Одетте в своих чувствах и обещает спасти ее. Разговор влюбленных слышит злой Ротбарт и уже строит свой коварный план.

На следующий день в замке владетельной принцессы проходят смотрины. Но знатные красавицы мало интересуют принца, все его мысли заняты Одеттой.

Внезапно прибывает еще одна девушка – Одиллия, очень похожая на его возлюбленную. Незнакомку сопровождает отец — Ротбарт в обличии рыцаря. Очарованный Зигфрид принимает Одиллию за Одетту, он объявляет ее своей невестой и дает клятву вечной верности.

В этот момент замок погружается во тьму, и Зигфрид замечает в окне видение прекрасной Одетты. Обманутый принц устремляется вслед за образом белого лебедя.

На берегу озера девушки-лебеди ждут свою королеву. Возвратившись, Одетта рассказывает об измене Зигфрида. Вскоре появляется и сам принц, он умоляет убитую горем Одетту простить его.

Стая черных лебедей во главе с Ротбартом норовит разлучить влюбленных. Зигфрид вступает в схватку со злым волшебником. Испугавшись за своего любимого, Одетта бросается ему на помощь, рискуя собственной жизнью. Принц ломает черному коршуну крыло, птица умирает, вместе с ней бессильно и колдовство. Зигфрид и Одетта в объятиях друг друга встречают рассвет.

Произведение «Лебединое озеро» показывает, что любовь и верность могут преодолеть все, даже если на пути к счастью были допущены страшные ошибки.

Читать краткое содержание Балет Лебединое озеро. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Балет Лебединое озеро

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Само название подсказывает читателям, что речь пойдёт о цирке, так как этот окрик используют там, часто обращаясь к дрессированным зверям. Но и артисты цирка могут себе говорить «алле» перед опасным трюком.

Произведение начинает своё повествование с того что Галя Андросова поступает в институт. По этому случаю её мать и её муж, которого все почему-то называли ласково, Павлуша, принимают решение дать ей путёвку в санаторий для больных сердцем

На первых страницах произведения мы видим, как герцог Херфордский предъявляет обвинение Томасу Мобрэю во всевозможных преступных действиях, в том числе в убийстве герцога Глостера. Ричард II был приглашен для того

Начинается опера со сцены в прекрасном саду в горах. Там принцесса, которая и не знает, что она дочка короля, грустит. Она молода и прекрасна, ее возрасту свойственны сомнения-волнения

Рассказ Антона Павловича Чехова «Злой мальчик» повествует нам об истории, которая наглядно показывает влияние устоев общества на взаимоотношения и поведение людей. Главные герои рассказа — Анна и Иван

Источник

Путешествие в сказку Знакомство с балетом П. И. Чайковского «Лебединое озеро»

Александра Веремеенко
Путешествие в сказку Знакомство с балетом П. И. Чайковского «Лебединое озеро»

Путешествие

в сказку

Знакомство с балетом П. И. Чайковского

«Лебединое озеро»

Вы со сказкой никогда,

Никогда не расставайтесь.

Пусть бегут, бегут года –

К сказкам снова возвращайтесь!

1. Воспитывать эмоциональное отношение к живописи, классической музыке, искусству слова.

2. Развивать воображение, фантазию, умение активно и самостоятельно воплощать свой творческий замысел в художественной деятельности.

3. Закрепить знания об особенностях некоторых шедевров мировой культуры, созданных композиторами, поэтами, художниками.

• портреты П. И. Чайковского,

фонограммы: музыка из балета “ Лебединое озеро”,

• иллюстрации балета.

– Итак, мы с вами сегодня отправляемся в сказочное путешествие. В нашем путешествии примут участие музыка, проза, поэзия, живопись, сказка, фрагменты из мультфильма и кинофильма. Садитесь поудобнее, прикройте глаза… начинаем…

(Звучит “Интродукция” из балета П. И. Чайковского)

– Сгущаются сумерки. Лес замер в ожидании чуда. На озеро опустился голубовато–серебристый туман, приглушил его сияющее зеркало… Из–за макушек вековых сосен торжественно выплывает луна. Она протекает сквозь синеватую пелену и становится похожей на задымленное круглое стеклышко или на потускневшую жемчужину. Окружающий лес утонул во тьме и бросает на воду темную тень.

– Но что это? Какие–то необычные звуки нарушают здешнюю тишину. Это из зарослей величественно выплывают лебеди.Всмотритесь: может быть, это юная царевна со свитой, заколдованные злым волшебником.

– Кажется, что всё поёт. Эта мелодия завораживает, манит в волшебную страну грез. Там, где музыка, – там и волшебство.

– Понравилось ли вам путешествие к озеру? Что вы из него запомнили?

– Во время словесного рассказа раздавалась музыка. Созвучна ли она по настроению, по ее особенностям тому лесному пейзажу, о котором шла речь?

– Она “словно соткана из легких, прозрачных звучаний, и поэтому слушать ее нужно не дыша, чтобы не вспугнуть очарования волшебства”. Кудеснику–композитору очень хотелось рассказать о том, как таинственны лесные озера, как рождается на их берегах сказка.

– И так Действие I. Юный принц Зигфрид достиг совершеннолетия. К нему собрались друзья. Веселье прерывает владетельная принцесса – мать Зигфрида, которая сообщает ему, что завтра на балу ему предстоит выбрать невесту среди девушек, приглашенных на праздник. Над парком, где веселится принц Зигфрид с друзьями, пролетает стая лебедей. Ночью Зигфрид отправляется поохотиться на лебедей. И что же он видит?

Читайте также:  Какое озеро находиться в бурятии

Белые лебеди – это прекрасные девушки, заколдованные злым Гением – Ротбартом. Только по ночам превращаются они в людей. Лебеди приводят Зигфрида в глухую лесную чащу, к берегу темного озера, около которого высятся развалины мрачного замка.

(Прослушивание “Танца лебедей”).

– Какие чувства передавали девушки в своем танце? (Ответы детей: боль, печаль, тоску. Они страдали от того, что потеряли свободу и не могут снова стать людьми.)

– Вместе с обаятельными и грациозными девушками–лебедями на озере резвились и маленькие лебеди, помните? А какие они? Какой образ нарисует ваше воображение? Как они танцуют?

(Прослушивание “Танца маленьких лебедей”).

– Эта музыка трогательно проста, поэтична, исполнена наивной грации. Музыка привлекательна. Чайковский великолепно использовал здесь звучание деревянных духовых инструментов. Отрывистые, легкие звуки двух гобоев и аккомпанирующих им фаготов воспроизводят “топчущиеся” изящные и слаженные движения танцующих маленьких лебедей.

– А теперь представьте, что вы – маленькие лебеди, и потанцуйте. Только не все вместе, а по нескольку человек.

(Звучит современное переложение “Танца маленьких лебедей”)

– Здесь, на берегу озера, принц встречает прекрасную Одетту. Их сердца загораются любовью. Что же принц обещал Одетте?

(Ответы детей: принц поклялся в любви.)

– Да, ее красота очаровывает принца, и он клянется девушке–лебедю Одетте в вечной любви. Только искреннее чувство может спасти Одетту и ее подруг от злых чар Ротбара. И это спасет их от заклятья и вернет свободу.

– Почему принц так полюбил Одетту? Какая она, расскажите!

(Ответы детей и прослушивание фрагмента “Одетта” – адажио из балета “ Лебединое озеро”).

– Второе действие. Бал. По приказу матери принц должен выбрать себе невесту. На балу самые разные принцессы танцуют с Зигфридом, но он ни на кого не обращает внимания. И вдруг замечает девушку, очень похожую на Одетту. Кто же это?

(Ответы детей: это Одиллия, дочь злого волшебника).

– Вы правы. Она поразительно похожа на Одетту. Злой Гений приказывает ей очаровать Зигфрида и вырвать у него признания в любви. Они решили обмануть принца, чтобы помешать ему освободить от заклятия Одетту.

– Внешне Одиллия очень похожа на Одетту. А какая она по характеру? Давайте послушаем музыку.

(Звучит фрагмент “Одиллия”, выслушиваются ответы детей).

– Да, она холодная. Но принц, не узнав Злого Гения, принимает Одилию за свою возлюбленную – Одетту. Он объявляет матери о своем решении жениться не этой девушке. Колдун торжествует! Клятва нарушена, теперь Одетта и ее подруги погибнут. В это время в окне появляется Одетта. Зигфрид в отчаянии. Он понимает, что стал жертвой обмана. Но уже поздно – клятва произнесена. Ротбар и Одиллия исчезают. Несчастный принц в порыве отчаяния убегает к озеру.

Снова на озере страшная буря. Это злой волшебник хочет помешать принцу встретиться и объясниться с Одеттой. Но Зигфрид пробивается сквозь грозу и мрак, сквозь злые чары и все преграды. Добро побеждает зло.

– Подведем итог. Вы видите, композитору так удалось рассказать о добром и светлом, злом и жестоком, что вы, слушая музыку, узнаете и добрую Одетту, и холодную Одиллию.

– О персонажах балета можно рассказывать и с помощью красок. Но сначала подумайте, какие краски вы подобрали бы, рассказывая о добром, светлом? И какие краски для того, чтобы рассказать о злом, жестоком? Вот теперь приступайте к рисованию.

(Раскрашивание индивидуальных заготовок – лебедей).

– После путешествия вы получили задание нарисовать то, что вам понравилось в нашем путешествии?

Конспект для подготовительной группы

«Лебединое озеро». Оформление детской площадки«Лебединое озеро». Оформление детской площадки «Лебединое озеро» — оформление детской площадки. Цель: создать условия для организации оздоровительной, познавательной, творческой деятельности.

«Лебединое озеро» своими руками«Лебединое озеро» своими руками Доброго времени суток дорогие МААМовцы! Недавно я рассказывала в своем блоге, как мы украшали корабль осенними цветами. Сегодня хочу представить.

Комплексная НОД «Путешествие в сказку» Цель: создать условия для закрепления ранее изученного: форма, величина, цвет, количество. Задачи: — учить видеть основные формы предметов,.

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе. Знакомство с творчеством П. И Чайковского ЦЕЛЬ: Познакомить детей с творчеством П. И. Чайковского. Вызвать интерес к различным жанрам музыки и исполнительству на различных музыкальных.

Конспект занятий по лепке «Лебединое озеро» в старшей группеКонспект занятий по лепке «Лебединое озеро» в старшей группе Конспект занятия по лепке в старшей группе. Лебеди на озере. Программные задачи: Расширять знания о водоплавающих птицах. Продолжать учить.

Мастер-класс по модульному оригами «Лебединое озеро»Мастер-класс по модульному оригами «Лебединое озеро» Для изготовления лебедей нам понадобится белая бумага формата например «А 4». Вначале нарезаем прямоугольники. Для больших лебедей.

Мастер-класс «Лебединое озеро счастья»Мастер-класс «Лебединое озеро счастья» «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев, От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

НОД «Путешествие в сказку «Репка» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 г. Курганинска Конспект непосредственной образовательной.

Проект «Путешествие в сказку» Проект «Путешествие в сказку» Выполнила: воспитатель Раднаева Г. Г. 2016 г. Путешествие в сказку. Мотив: В группу.

Вечер развлечения «Слушаем сказку» (По произведениям Грига, Чайковского, Бизе) Вечер развлечения «Слушаем сказку» (По произведениям Грига, Чайковского, Бизе)Цель: Развивать у детей умение чувствовать характер музыки,.

Источник



Краткое содержание балета Лебединое озеро сюжет

Все начинается с грустной истории принцессы Одетты. Красивая девушка прогуливалась в старинном парке, когда ее увидел незнакомец. Им оказался злой волшебник Ротбарт. Принцесса очень понравилась ему, и Ротбарт предложил ей стать его супругой. Но Одетта ответила отказом. В гневе Ротбарт наложил на нее заклятие. Теперь Одетта днем превращается в лебедя, а ночью принимает человеческое обличие.

После похищения дочери ее мать плакала так долго, что из слез образовалось целое озеро. На этом водоеме обитает стая прекрасных лебедей, некогда все они были юными красавицами. Всех их превратил в птиц хозяин озера – колдун Ротбарт. Заколдованные девушки избрали Одетту своей королевой. Разрушить злые чары способна лишь любовь юноши. Но эти чувства должны быть искренними и верными, иначе принцесса рискует навсегда остаться в облике белой птицы.

В это время во дворце царит веселье. Принц Зигфрид не спешит связывать себя брачными узами, он развлекается и веселится в кругу друзей и прекрасных девушек. Танцы продолжаются, но принцу становится скучно, и он просит всех удалиться. Мимо него высоко в облаках пролетает стая красивых белых лебедей, они привлекают внимание принца. Он отправляется их искать, чтобы поохотиться.

Птицы приводят Зигфрида в темный густой лес, где среди развалин замка простирается зеркало волшебного озера. Юноша наблюдает за белым лебедем, самым прекрасным из всей стаи, который превращается в девушку. Одетта рассказывает принцу о проклятии. Лишь ночью среди развалин она бродит в образе девушки. Зигфриду жаль принцессу, он готов отомстить за нее и убить злого чародея. Но смерть его не развеет чары, Одетту может спасти только любовь. Зигфрид дает клятву Одетте, он обещает любить ее вечно. Но злой колдун все видел и уже строит коварный план, как помешать двум влюбленным.

В замке снова торжество. Это бал, на котором принц Зигфрид обязан выбрать себе будущую супругу. По этому случаю приехали принцессы из самых разных стран. Но все мысли принца заняты Одеттой, он не смотрит на красавиц в замке.

Но одна девушка привлекает внимание Зигфрида. Это дочь таинственного незнакомца. Она как две капли воды похода на Одетту. Это все злые чары колдуна Ротбарта. Девушку зовут Одиллия, это двойник прекрасной принцессы-лебедя. Принц очарован ею и объявляет матери и всем присутствующим, что он выбрал невесту. Колдун ликует, на замок опускается тьма. Принц понимает, что его обманули и что он нарушил клятву верности, данную Одетте.

Зигфрид спешит к озеру, где обитают лебеди. Одетта понимает, что теперь она навсегда так и останется лебедем. Но принц не нарушил клятву, ведь он видел лицо Одетты и только поэтому объявил ее своей невестой, ведь он любил именно Одетту.

Но злой колдун не сдается. Он направляет против Одетты и Зигфрида все природные стихии. Но двум влюбленным гром и молнии не страшны, буря их не пугает. Принц борется с хозяином озера и побеждает его. Злые чары больше не властны над Одеттой и другими девушками.

Произведение учит тому, что любовь и верность могут победить все, даже самое большое зло и обман.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Оперы. Все произведения

  • Балет Ромео и Джульетта
  • Беллини — Норма
  • Бородин — Князь Игорь
  • Вагнер — Валькирия
  • Вагнер — Гибель богов
  • Вагнер — Золото Рейна
  • Вагнер — Летучий голландец
  • Вагнер — Лоэнгрин
  • Вагнер — Тангейзер
  • Вебер — Вольный стрелок
  • Верди — Аида
  • Верди — Бал-маскарад
  • Верди — Дон Карлос
  • Верди — Зигфрид
  • Верди — Луиза Миллер
  • Верди — Макбет
  • Верди — Набукко
  • Верди — Риголетто
  • Верди — Травиата
  • Верди — Трубадур
  • Верди — Фальстаф
  • Гендель — Оттон
  • Гершвин — Порги и бесс
  • Глинка — Иван Сусанин (Жизнь за царя)
  • Глинка — Руслан и Людмила
  • Глюк — Орфей и Эвридика
  • Гуно — Фауст
  • Даргомыжский — Русалка
  • Доницетти — Дон Паскуале
  • Доницетти — Любовный напиток
  • Доницетти — Лючия ди Ламмермур
  • Жизель
  • Жорж Бизе — Кармен
  • Иисус Христос — суперзвезда рок-опера
  • Кальман — Принцесса цирка (Мистер Икс)
  • Корсар
  • Лебединое озеро
  • Леонкавалло — Паяцы
  • Масканьи — Сельская честь
  • Моцарт — Волшебная флейта
  • Моцарт — Дон Жуан
  • Моцарт — Похищение из сераля
  • Моцарт — Свадьба Фигаро
  • Мусоргский — Борис Годунов
  • Мусоргский — Хованщина
  • Мюзикл Кошки
  • Пуччини — Богема
  • Пуччини — Джанни Скикки
  • Пуччини — Мадам Баттерфляй (Чио-Чио-сан)
  • Пуччини — Манон Леско
  • Пуччини — Принцесса Турандот
  • Пуччини — Тоска
  • Рахманинов — Алеко
  • Римский-Корсаков — Золотой петушок
  • Римский-Корсаков — Псковитянка
  • Римский-Корсаков — Садко
  • Римский-Корсаков — Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
  • Римский-Корсаков — Снегурочка
  • Римский-Корсаков — Царская невеста
  • Россини — Севильский цирюльник
  • Рубинштейн — Демон
  • Рыбников — Юнона и Авось
  • Спящая красавица
  • Тристан и Изольда
  • Чайковский — Евгений Онегин
  • Чайковский — Иоланта
  • Чайковский — Пиковая дама
  • Чайковский — Чародейка
  • Чайковский — Щелкунчик

Лебединое озеро. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Антон Павлович с самых ранних лет был приучен к труду, что в дальнейшем помогло ему добиться успеха в жизни. Его отец был добрым, но справедливым. Он приучил юного Антона Павловича к труду.

Купец Эгеон из Сиракуз по личным делам должен поехать на берег адриатического моря — в город Эпидамн. Когда он уезжал, его супруга Эмилия была беременна. Спустя пол года к нему неожиданно приезжает Эмилия

Васека был не такой, как все. Молодой высокий парень с утиным носом и невозможным характером, он резко отличался от остальных молодых людей. Деньги его не интересовали, работой не увлекался – не видел ни в какой деятельности «души»

Феридэ рано осталась без родителей, ее взяли на попечение родственники матери. Девочка учится и живет во французском пансионе, а на каникулы приезжает в семью тетки. Феридэ обожает лазить по деревьям

Как-то утром Юра едва не опоздал в школу. Мама вчера где-то допоздна задержалась, но на все вопросы сына молчала.

Источник

Adblock
detector