Меню

Берег реки определение для детей

Урок окружающего мира на тему «Реки» во 2-м классе по программе «Школа-2100»

Задача: Формирование познавательной деятельности, учебной мотивации.

  1. Познакомить учащихся с особенностями рек (исток, устье, берега, притоки), с причинами течения рек, их полноводьем.
  2. Научиться находить важнейшие реки на карте и правильно их показывать.
  3. Воспитывать любознательность, любовь к природе.

Учебные технологии: проблемно-диалогическая, информационные, здоровьесберегающие.

Оборудование: проектор мультимедиа, карта полушарий, карта Республики Башкортостан.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Течет, течет – не вытечет.
Бежит, бежит – не выбежит. (Река.)

– Как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем изучать?

– Тема нашего урока “Реки”.

– Что бы вы хотели узнать о реках?

– На какие вопросы вы бы хотели найти ответы?

  • Что такое река?
  • Откуда берется в реке вода?
  • Почему вода в реке не кончается?
  • Для чего нужны реки?
  • Как реки изменяют земную поверхность?

III. Совместное “открытие” знаний.

Река – это постоянно текущая вода.

– Как образуется река?

– Откуда река берет свое начало?

– Как называется место рождения реки?

Место рождения реки называется – исток.

Обычно она начинается с маленького родника, который бьет из под земли и течет ручейком. Постепенно с этим ручейком сливаются другие ручьи, а в образовавшуюся маленькую речку впадают такие же речушки.

– Как называются эти речушки?

Эти реки называются – притоками.

Притоки могут быть левыми и правыми.

– Почему их так называют: левый приток и правый приток?

Речка становится все полноводнее и мало-помалу превращается в большую реку. Именно так из ручейка рождается великая русская река Волга.

Чем дальше течет река, тем больше воды поступает в нее, стекая из мелких ручейков. В конце пути наша полноводная река может впадать в море или озеро. А если вдруг на пути встретится другая, более крупная река, то наша река может стать ее притоком.

– Посмотрите на схему реки.

– Как же называется место, где река впадает в другой водоем?

Это место называется – устье.

– Рождаться реки могут и в горах. Земная поверхность, с которой по ручьям и притокам собирается вода в одну реку, называется бассейном этой реки.

– Как определить, где левый берег, а где правый?

+ Нужно встать по течению.

– Какие новые слова вы видите на рисунке?

– Как вы думаете, что такое русло?

Русло – это канал, по которому течет река. Русло реки имеет уклон, поэтому вода в реке течет, у реки есть течение.

– Что такое течение?

Течение – это движение воды в реке.

– Одинаковое ли течение в реках?

– Посмотрите, как вы думаете, от чего зависит какое в реке течение ? Почему одни реки текут тихо, спокойно, а другие быстро, даже кажется, что вода в реке бурлит?

– Реки, протекающие по равнине, называют равнинными реками. Течение у них замедленное и спокойное.

Реки, протекающие по гористой земной поверхности, называются горными. Течение у них быстрое, подчас сбивающее с ног.

– А есть реки, в которых не видно воды. Она бежит под камнями. Такие реки называют каменными.

– Почему вода в реке не кончается? Почему она течет, течет, а не вытечет?

– Где река берет “вечнотекущую “ воду?

Рекам постоянно необходимо питание.

– Откуда реки получают питание?

– Питание может быть разное:

  1. дождевое
  2. ледниковое
  3. подземные воды
  4. снеговое.

– Основным источником питания являются осадки.

– А откуда берутся осадки? Вспомните, что такое круговорот воды в природе.

– Ребята, почему же вода в реке не кончается?

Вывод: реки получают постоянное питание и в природе происходит круговорот воды в природе.

Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот так славно освежились.
Делать так руками нужно
Вместе – раз, это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все, как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

IV. Закрепление изученного. Работа по рисунку

– Что же мы уже узнали о реках. Посмотрите на рисунок и ответьте на вопросы.

– Как это называется и что это такое? (исток, правый берег, левый, притоки, устье).

– У каких рек течение сильнее?

– Какое питание получают реки?

– В какое время года река получает большее питание?

+ Весной – во время таяние снегов.

Летом – при выпадении большого количества осадков.

– Как это время называется?

Половодье – большой и продолжительный по времени подъем воды.

V. Работа с картой.

1. Карта полушарий.

– Если река получает хорошее питание, и если у реки много притоков, то тогда и река становится крупнее.

– Откройте карту полушарий стр. учебника 128-129.

1-й ряд: ищет крупные реки Евразии.

2-й ряд: ищет реки Америки.

3-й ряд: ищет реки Африки.

– Нужно найти и показать. Как обозначены реки на картах? Откуда начинаем показывать?

+ Синими нитями. Показывать начинаем от истока – начала реки.

Африка: Конго, Нил.

Америка: Амазонка, Парана, Миссисипи, Макензи.

Евразия: Волга, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Меконг.

Читайте также:  Реки рыбинского района красноярского края

Большая часть этих рек находятся в нашей стране. Это – Волга, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Амур.

2. Реки Башкортостана.

– Посмотрите на карту нашей республики. Есть ли в нашем крае реки?

– Какие крупные реки нашего края вы знаете?

Более 600 рек украшают природу нашего Башкортостана. Матерью башкирских рек считается Агидель (Белая). Другие крупные реки: Караидель (Уфимка), Дема, Ик, Сакмара. Каждая река неповторима своим течением, своими берегами. У каждой реки свой характер. Живописны берега наших рек. То они покрыты зеленью лесов и полей, то возвышаются над реками высокие горы с пещерами. Есть реки с водопадами.

Атыш – водопад, природный памятник, находящийся на правом берегу реки Лемезы, в Белорецком районе.

Он образован подземной речкой в месте ее выхода на земную поверхность. Водопад низвергается из глубокой пещеры, расположенной в отвесной скале Ширина струи – 6 м, высота – 4,5 м. Внутри грота вода бьет из наклонного отверстия мощной восходящей струей, поэтому водопад назван Атыш, что в переводе с башкирского языка означает “бьющий, стреляющий). Из озера вытекает река Атыш.

– Для чего нужны реки?

Река – место отдыха, место жительство для рыб и других обитателей рек.

По рекам ходит водный транспорт, перевозит пассажиров и грузы. На крупных реках строят гидроэлектростанции, которые вырабатывают электричество.

Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти.
Тут сидят и там сидят, загорают и едят.
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли и поляночку нашли,
Но на солнечной полянке тут и там пустые банки.
И, как будто, нам назло, даже битое стекло.
Мы приехали на речку понедельник провести.
Только чистого местечка возле речки не найти.
(С. Михалков “Прогулка”)

– Как вы думаете, правильно ли вели себя возле речки отдыхающие?

– Какие правила, они нарушили?

– Что произойдет с рекой, если люди так будут поступать?

Давайте будем беречь реки. Реки – это жизнь, это красота вокруг нас!

– Рассмотрите рисунок. Какие понятия вам знакомы. Дайте им определение.

– Скажите, кто стоит на правом берегу, кто на левом?

– Что находится от ребят вверх по течению? Вниз?

– Как нужно стоять по отношению к реке, чтобы узнать, где у нее правый берег, а где левый?

Источник

Беседа для детей старшей группы «Что такое река» с использованием ИКТ

Виктория Угренева
Беседа для детей старшей группы «Что такое река» с использованием ИКТ

Беседа для детей старшей группы «Что такое река» (с использованием ИКТ)

Цели и задачи:

• Закрепление у детей знаний о реке

• Развитие коммуникативных навыков — умение отвечать на вопрос полным предложением, слушать друг друга.

• Формирование экологической культуры у детей, ценностного отношения к природным ресурсам.

Поскольку дети в старшей группе уже владеют достаточным запасом представлений об окружающем мире, то беседу лучше всего построить в режиме вопрос-ответ. Педагог задаёт детям проблемные вопросы, на которые они пытаются дать ответы, а затем показывает слайд с готовым ответом, который ясно и лаконично подводит итог всему сказанному в доступной для детей форме.

Слайд 1:

Определение реки?

Река — это поток воды текущей в выработанном им самим углублении (русле).

Слайд 2:

Откуда берёт начало река?

• Реки свое начало могут брать:

• От таяния ледников;

• От горного ручья и родника, в который втекают другие ручьи;

• Вытекать из болот или озер.

Начало реки называется исток.

Слайд 3-4:

Какие у реки есть части?

• Начало реки – устье

• Окончание реки – исток (это место впадения реки в море, озеро или другую реку)

• Устье — канал (углубление, по которому течёт река

• Приток – ручей или река, которая впадает (втекает) в реку

Слайд 5:

Какие бывают реки?

Реки бывают двух видов: горные и равнинные. Отличить их друг от друга очень просто:

• Равнинная река течет медленно, размеренно в широкой долине, огибая препятствия, поэтому её устье извилистое.

• Горная река имеет бурное течение, течёт прямо в узкой долине, на её пути часто встречаются водопады и пороги.

Слайд 6:

Что такое водопад?

Падение воды реки с уступа, пересекающего речное русло.

Слайд 7:

Что такое пороги?

Нагромождение камней, выход твёрдых пород, пересекающих русло. Преодолевая их, река пенится, высоко летят брызги, могут появляться водовороты.

Слайд 8:

Есть ли реки под землёй?

Да, реки существуют не только на поверхности Земли, но и под землёй в пещерах или пустых пространствах.

Слайд 9:

Какая вода в реке?

Вода в реке пресная – она не имеет особого вкуса и запаха. Речная вода – главный источник питьевой воды на нашей планете.

Слайд 10:

Зачем нужны реки?

• с древних времён реки используются в качестве источника пресной воды

• для добывания пищи

• для транспортных целей

• в качестве защитной меры

• как источник неисчерпаемой энергии

• орошения сельскохозяйственных угодий

Слайд 11:

Подведение итогов:

Сегодня, воды пригодной для питья в природе осталось совсем мало, потому что люди загрязняют водоёмы. Без пресной питьевой воды не сможет существовать ни природа, ни человек. Давайте же беречь воду — наше богатство!

Читайте также:  Длиннейшая река россии без притоков

Прикреплённые файлы:

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы «Что такое микробы?» МКДОУ Бобровский детский сад №4 общеразвивающего вида Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей.

Беседа «Что такое дружба» с детьми старшей группы Цель: продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности. Задачи: -формирование у детей навыка устанавливать.

Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо» с детьми средней группы Цель: разобрать с детьми понятия «плохие» и «хорошие» поступки. Задачи: 1. Формировать умение детей решать нравственные ситуации. 2. Учить.

Беседа с детьми средней группы «Что такое живое и неживое и для чего оно нам?»Беседа с детьми средней группы «Что такое живое и неживое и для чего оно нам?» Беседа: «Что такое живое и не живое и для чего оно нам?» Цель: Закрепить знания детей о живой и не живой природе. Задачи: Совершенствовать.

Беседа с детьми старшей группы «Что такое терроризм?»Беседа с детьми старшей группы «Что такое терроризм?» Беседа с детьми старшей группы на тему «Что такое «терроризм?». Цель: 1) Дать определение понятию «терроризм», «террорист». 2) Определить.

Что такое море. Презентация для детей старшей группы Что такое море из цикла презентаций на тему «Водное богатство» Составила: Парыгина Светлана Александровна воспитатель Детского сада № 244.

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы «Что такое хорошо и что такое плохо» Образовательные области: социально — коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое. Цель: закрепить с детьми представления.

Конспект НОД «Что такое хорошо, что такое плохо?» для детей старшего дошкольного возраста Цель: формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровые ситуации. Задачи: — показать детям, используя.

Новогодний КВН для детей старшей-подготовительной группы «Что такое хорошо, и что такое плохо» Новогодний КВН для детей старшей — подготовительной группы «Что такое хорошо, и что такое плохо». Татьяна Лысанская Новогодний КВН для.

Сценарий занятия «Что такое афиша?» для детей старшей группыСценарий занятия «Что такое афиша?» для детей старшей группы Цель: Познакомить детей с понятием «Афиша» и выполнить коллективную работу. Задачи: Познакомить детей с понятием «Афиша»; рассмотреть несколько.

Источник

Беседа о реке в старшей группе

Познавательная беседа на тему «Река» для детей 5-7 лет

Ребята! Сегодня мы поговорим о водном объекте, в котором вы любите купаться летом.

Она бежит, искрится,

На солнце серебрится,

Это постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением от истока до устья. По суше течет много рек.

♦ Какие бывают реки?

Рек на свете много: полноводные, равнинные, горные.

Полноводные с плавным, медленным течением. Такие реки текут среди полей, зеленых равнин и пологих холмов.

Равнинные реки бывают могучие, широкие. Встречаются реки поменьше, их называют притоками. Они обычно впадают в крупные реки.

С гор и их отрогов сбегают вниз веселые говорливые горные реки. Они отличаются от равнинных рек быстрым бурным течением с шумными водоворотами, а порой и водопадами и студеной ледяной водой. Ведь горные реки и ручьи сбегают с гор, и их исток лежит среди тающих на ослепительном солнце ледников.

♦ Задумывались ли вы, как возникает река?

У каждой реки есть начало — исток. Это может быть небольшой родничок, бьющий из-под земли, или светлый ручеек, пробирающийся среди болотных кочек. Горные реки питаются водой тающих ледников.

♦ Что такое русло реки?

Русло — путь, который выбрала себе река. Реки текут под уклон, часто путь их извилист, потому что они огибают горы, холмы, небольшие возвышенности.

Берега рек, как правило, разные. Правый берег крутой, часто поросший черностволыми пушистыми липами, зарослями ольшаника и ивняка. А левый берег — низкий, пологий, весной его заливают талые воды. Здесь вольготно разлеглись заливные луга, на которых ароматные сочные травы выше человеческого роста, пахнет медовым розовым иван-чаем, вьются пчелы, порхают бабочки, стрекозы и мотыльки.

Дождевая и холодная хрустальная вода подземных ключей попадает в реки. От этого они становятся шире, полноводней.

Некоторые реки в конце пути разветвляются на несколько рукавов. Такое место называют дельтой реки.

В конце пути река добегает до моря и впадает в него, щедро даря ему свои воды. Место впадения реки в море называется устьем.

Итак, у всех рек есть исток — начало реки, русло — путь, по которому она течет, и устье — место, где река впадает в море.

Опишите знакомую вам реку, опираясь на следующие вопросы.

♦ Видели ли вы реку?

♦ Какая это река — горная или равнинная?

♦ Знаете ли вы, как она называется?

♦ Широкая эта река или узкая?

♦ Какое у нее течение? Быстрое, плавное или медленное?

♦ Какие у реки берега?

♦ Что растет на берегах реки?

♦ Какая водится в реке рыба?

♦ Ловили ли вы рыбу в реке?

♦ Купались ли вы в реке?

♦ Куда впадает эта река?

У реки

Вода речная слаще меда,

Теплей парного молока!

Мальчишки плещутся у брода

И строят крепость из песка.

Они почти до черноты,

Солдатиком ныряют смело

И фыркают, набрав воды.

А речка разлеглась вольготно,

С улыбкой смотрит на ребят

И счастлива, что беззаботно

Они играют и кричат!

В реках водится много разной рыбы.

Читайте также:  Как будет по турецки река

♦ Назовите рыбу, которая водится в реках.

В реках есть щуки и ерши, красноперки, сазаны и караси.

Мальки резвятся

Сохнет сено в стогах,

На подводных лугах

Вьются рыбки по дну

Под склоненной ольхой,

В миг уйдут в глубину,

Лишь махну я рукой.

Будто искры сверкнут

В мокрых травах росинки.

♦ Какая самая длинная река в мире?

Это Нил! Он находится в Африке, впадает в Средиземное море, а его длина 6671 км!

Самая пресноводная из рек — Амазонка. Она течет в Южной Америке, вбирая в себя 15 000 рек, речушек и ручьев.

В России тоже много прекрасных, широких и полноводных рек.

♦ Какие российские реки вы знаете? Это и Волга, и Амур, и Лена.

Река Амур впадает в Охотское море. Волга и Дон несут свои воды по европейской части России. Волга впадает в Каспийское море, а Дон в Азовское. Енисей, Лена и Обь находятся в азиатской части нашей Родины. Лена — самая длинная река в России.

Речка Ветлинка

До чего же манит речка

Ваню летнею порой!

Есть любимое местечко

У мальчишки под горой.

Под горою, под обрывом

Рядом с быстрым родником,

Где сплелись, склонились ивы

И река не на просторе

А в зеленом коридоре

Гибких, вьющихся ветвей.

Все здесь кажется зеленым:

И вода, и солнца свет.

Теплой влагой напоенный

Лилий сказочный букет.

Ответьте на вопросы

1. Что такое река?

2. Какие бывают реки?

3. Как называется начало реки?

4. Как называется путь реки?

5. Как называется место, где река впадает в море?

6. Какая в реках вода — соленая или пресная?

7. Какие рыбы водятся в реках?

8. Что растет по берегам рек?

9. Какая самая длинная река в мире?

10. Расскажите о реках России.

11. Умеете ли вы плавать?

12. Ловили ли вы когда-нибудь рыбу? Какую рыбу вы поймали?

Источник



Значение слова «берег»

БЕ́РЕГ, -а, предл. о бе́реге, на берегу́, мн. берега́, м.

1. Край земли у водной поверхности. Берег реки. Крутой берег.Изрезанный уступами каменистый берег спускается к морю. М. Горький, Сказки об Италии.

2. Суша (в противоположность воде). Съехать на берег.По морям они уже не плавают — живут «на берегу», как говорят моряки. Бунин, Сны Чанга. [Григорий Прохорыч] попросил себе спокойного места на маленьком корабле, где полегче, но только не на берегу. Л. Соболев, Топовый узел.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Бе́рег — узкая полоса взаимодействия между сушей и водоёмом (морем, озером, водохранилищем) или между сушей и водотоком (рекой, временным русловым потоком).

Берегом также называют полосу суши, примыкающую к береговой линии.

Определить точную линию пересечения поверхности моря или озера с поверхностью суши, являющуюся границей водоёма, из-за постоянного изменения уровня воды, представляется невозможным. Поэтому береговая линия определяется условно относительно среднего многолетнего положения уровня водоёма.

Береговая зона состоит из собственно берега (его надводной части) и из подводного берегового склона.

Подводный береговой склон — прибрежная полоса морского дна, в пределах которой волны способны проводить активную работу (размывать дно, перемещать наносы).

Главными факторами формирования берега являются волны и волноприбойный поток, а также русловой поток. Берега в своём развитии проходят ряд этапов, в течение которых изменяются их очертания и строение. В зависимости от характера действия волн различают абразионные, аккумулятивные и абразионно-аккумулятивные и сложные берега.

БЕ’РЕГ, а, о бе́реге, на берегу́, мн. а, м. 1. Край земли у водной поверхности. Б. моря, реки, озера. 2. Суша (мор.). Во время стоянки судна матросы могут увольняться в отпуск на б.

берёг, -ся, регла́, -сь. Прош. вр. от беречь, -ся.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

бе́рег

1. линия границы между водой и сушей, а также полоса суши в непосредственной близости от этой линии ◆ Вот и берег показался.

2. морск. обобщающее наименование суши как противопоставление морю ◆ После рейса моряки иногда месяцами сидят на берегу.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • молочные реки, кисельные берега
  • высокий берег, крутой берег, пологий берег
  • правый берег, левый берег
  • держаться берега
  • попутать берега
  • на берегу
  • выйти из берегов
  • причалить к берегу, пристать к берегу
  • аккумулятивный берег
  • абразионный берег
  • бухтовый берег
  • кораловый берег
  • лагунный берег
  • ледяной берег
  • лиманный берег
  • опасный берег
  • отмельный берег
  • приглубый берег
  • продольный берег
  • поперечный берег
  • риасовый берег
  • с приливными осушками берег
  • термоабразионый берег
  • фиардовый берег
  • фьордовый берег
  • шхерный берег
  • увольнение на берег
  • списать на берег

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова зажилить (глагол), зажилил:

Источник

Adblock
detector