Меню

Бог река в двуречье

100 великих богов
Рудольф Баландин, 2007

Книга рассказывает о самых знаменитых из богов, которым поклонялись в прошлом, а отчасти поклоняются и теперь разные племена и народы. Знакомство с этими богами помогает нам лучше понять духовный мир не только людей давно ушедших веков, но и самих себя. Помимо ста великих, в книге упомянуто немало других богов, а также приведены разнообразные дополнительные сведения из истории культуры, что позволяет сопоставлять былые идеи с современными. Пристально вглядываясь в прошлое, мы начинаем лучше понимать настоящее.

Оглавление

  • Сквозь магический кристалл…
  • Первые боги
  • Древний Египет

Из серии: 100 великих (Вече)

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 100 великих богов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

«Сто великих» ® является зарегистрированным товарным знаком, владельцем которого выступает ЗАО «Издательство Вече».

Согласно действующему законодательству, без согласования с издательством использование данного товарного знака третьими лицами категорически запрещается.

© Баландин Р. К., 2007

© Издательский дом «Вече», 2007

Сквозь магический кристалл…

Представления о мире и о себе люди с незапамятных времен воплощали в образы богов и героев. Жизнь, характеры и деяния богов отражают реальность, но не зеркально, а как бы увиденную сквозь многогранный магический кристалл воображения, поэтических фантазий, философских размышлений.

Задача этой книги проста: познакомить читателя с наиболее знаменитыми из богов, которым в прошлом поклонялись, а отчасти поклоняются ныне разные племена и народы. Но решить такую простую задачу не так-то легко, как может показаться на первый взгляд.

Если собрать все мифы и легенды, которые сложены о богах, то получатся десятки увесистых томов, а число упоминаемых божеств перевалит за тысячу. И это лишь то, что уцелело, избежав забвения. Очень многое останется лишь упомянутым, названным, но не раскрытым и потребует домысливания. Веками исследователи собирают, обдумывают и сопоставляют сведения о богах прошлого и настоящего, но при этом редко удается вырабатывать убедительные и общепринятые мнения.

Вот почему и отбор великих богов, и их характеристики носят отчасти субъективный характер. Тем более что мы всматриваемся в прошлое тоже сквозь магический кристалл собственной личности, и не следует выдавать то, что видится, понимается и домысливается за объективную реальность.

Образы богов нередко причудливо меняются со временем или в зависимости от авторского произвола конкретных, хотя и обычно безымянных, сказителей, поэтов, философов древности. Эти образы ныне представляются подобием окаменелости, а некогда они были одухотворены сознанием и чувствами верующих. Тогда эти чуждые нам боги были живыми, принимая самое активное участие в личной и общественной жизни людей.

Вряд ли можно воссоздать в первоначальном одухотворенном виде богов прошлого. Как понять тех, давно канувших в небытие людей? Как проникнуть в их духовный мир и восстановить его хотя бы частично? Ведь мы — представители совершенно иной цивилизации, вокруг нас совершенно другая среда, а наши знания благодаря наукам разительно отличаются от того, что было известно им…

Тут приходит на память прозорливое высказывание Карла Маркса о том, что традиции всех былых поколений тяготеют как кошмар над умами живых. Справедливость такого суждения подтверждает наша действительность: достижения науки воплощаются в технику и весьма косвенно, преимущественно в искаженном примитивном виде входят в массовое сознание, тогда как всяческие нелепейшие предрассудки и суеверия (не путать с высокой истинной верой!) распускаются махровым цветом.

Однако роднят нас с прошлым не только, конечно, низменные мысли и чувства. Бессмертна не только глупость, но и мудрость. Порой встречаются удивительные переклички идей — через многие века, поколения, страны. Вспомним, что писал о Боге в минуты высокого вдохновения Гавриил Державин:

Дух всюду сущий и единый,

Кому нет места и причины,

Кого никто постичь не мог,

Кто все собою наполняет,

Объемлет, зиждет, сохраняет,

Кого мы называем: Бог…

А за 33 столетия до того неведомый египтянин (возможно, сам фараон Эхнатон), слагая гимн солнечному богу Атону, имел в виду нечто более всеохватное:

Никто из богов не знает его настоящего вида;

Его образ не передан на письме…

Он сокровенен, чтобы была постигнута его сила.

Он велик, чтобы быть проповеданным,

Он могуч, чтобы быть познанным.

Можно было бы привести сходные идеи древнеиндийской «Ригведы». Люди, размышляя о мире и о себе, невольно приходили к одним и тем же чувствам, образам, представлениям. Такое духовное единство заставляет предполагать нечто надчеловеческое, малым отражением чего мы являемся, а потому с гордостью можем повторить вслед за Державиным:

Я связь миров повсюду сущих,

Я крайня степень вещества,

Я средоточие живущих,

Черта начальна Божества;

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю,

Я царь — я раб — я червь — я Бог!

Ничто божественное нам не чуждо. Поэтому знакомство с богами прошлых эпох помогает нам проникнуть в глубины духовной жизни не только людей древности, но и современников, самих себя. Ведь в умственном отношении, если не считать достижений науки и техники (которых мы так и не успеваем толком осознать), мы недалеко ушли от своих предков, а если и ушли, то неизвестно в какую сторону.

Источник

Бог река в двуречье

Шумерская мифология. Шумерийцы — племена неизвестного происхождения, в конце IV тысячелетия до нашей эры освоили долину Тигра и Евфрата и образовали первые в Двуречье города-государства. Шумерский период истории Двуречья охватывает около полутора тысяч лет, он завершается в конце III — начале II тысячелетия до нашей эры так называемой династией города Ура и династиями Исина и Ларсы, из которых последняя была уже только частично шумерской. Ко времени образования первых шумерских городов-государств, видимо, сформировалось представление об антропоморфном божестве. Божества — покровители общины являлись в первую очередь олицетворением творящих и производящих сил природы, с которыми соединяются представления о власти военного вождя племени-общины, совмещающейся (сначала нерегулярно) с функциями верховного жреца. Из первых письменных источников (самые ранние пиктографические тексты так называемого периода Урук III — Джемдет-Наср датируются концом IV — началом III тысячелетия) известны имена (или символы) богов Инанны, Энлиля и других божеств, а со времени так называемого периода Абу-Салябиха (поселения близ Ниппура) и Фары (Шуруппака), то есть с 27-26 веков — теофорные имена и наиболее древний список богов. Самые ранние собственно мифологические литературные тексты — гимны богам, списки пословиц, изложение некоторых мифов (например, об Энлиле) восходят также к периоду Фары и происходят из раскопок Фары и Абу-Салябиха. От времени правления лагашского правителя Гудеи (около 22 столетия до нашей эры) дошли строительные надписи, дающие важный материал, касающийся культа и мифологии (описание обновления главного храма города Лагаш Энинну — «храма пятидесяти» для Нингирсу, бога-покровителя города). Но главная масса шумерских текстов мифологического содержания (литературных, учебных, собственно мифологических и других, так или иначе связанных с мифом) относится к концу III — началу II тысячелетия до нашей эры, к так называемому старовавилонскому периоду — времени, когда шумерский язык уже вымирал, но вавилонская традиция еще сохранила систему преподавания на этом языке.

Таким образом, ко времени появления письменности в Двуречье (конец IV тысячелетия до нашей эры) здесь зафиксирована определенная система мифологических представлений. Но в каждом городе-государстве сохранялись свои божества и герои, циклы мифов и своя жреческая традиция. До конца III тысячелетия не было единого систематизированного пантеона, хотя имелось несколько общешумерских божеств: Энлиль, «владыка воздуха», «царь богов и людей», бог города Ниппур, центра древнейшего шумерского племенного союза; Энки, владыка подземных пресных вод и мирового океана (позднее и божество мудрости), главный бог города Эреду, древнейшего культурного центра Шумера; Ан, бог неба, и Инанна, богиня войны и плотской любви, божества города Урук, Наина, лунный бог, почитавшийся в Уре; бог-воитель Нингирсу, чтившийся в Лагаше (этот бог позднее отождествлялся с лагашским Нинуртой), и другие божества. Древнейший список богов из Фары (около 26 столетия до нашей эры) выделяет шесть верховных богов раннешумерского пантеона: Энлиль, Ану, Инанна, Энки, Нанна и солнечный бог Уту. Древние шумерские божества, в том числе и астральные боги, сохраняли функцию божества плодородия, которое мыслилось как бог-покровитель отдельной общины. Один из наиболее типичных образов — образ богини-матери (в иконографии с ней иногда связывают изображения женщины с ребенком на руках), которая почиталась под разными именами: Дамгальнуна, Нинхурсаг, Нинмах, Нинту, Мама, Мами. Аккадские варианты образа богини-матери — Белетили («владычица богов»), та же Мами (имеющая в аккадских текстах эпитет «помогающая при родах») и Аруру — создательница людей в ассирийских и нововавилонских мифах, а в эпосе о Гильгамеше — «дикого» человека (первочеловека) Энкиду. Не исключено, что с образом богини-матери связаны и богини-покровительницы городов: так, шумерские богини Bay и Гатумдуг также носят эпитеты «мать», «мать всех городов». В мифах о богах плодородия прослеживается тесная связь мифа с культом. В культовых песнях из Ура говорится о любви жрицы «лукур» (одна из значительных жреческих категорий) к царю Шу-Суэну и подчеркивается священный и официальный характер их соединения. Гимны обожествленным царям III династии Ура и I династии Исина также показывают, что между царем (одновременно и верховным жрецом «эном») и верховной жрицей ежегодно совершался обряд священного брака, в котором царь представлял воплощение бога-пастуха Думузи, а жрица — богини Инанны.

Содержание произведений (составляющих единый цикл «Инанна-Думузи») включает в себя мотивы ухаживания и свадьбы героев-богов, нисхождения богини в подземное царство («страну без возврата») и замену её героем, гибели героя и плача по нему и возвращения героя на землю. Все произведения цикла оказываются преддверием драмы-действа, составлявшей основу ритуала и образно воплощавшей метафору «жизнь — смерть — жизнь». Многочисленность вариантов мифа, равно как и образов уходящих (гибнущих) и возвращающихся божеств (каким в данном случае выступает Думузи), связана, как и в случае с богиней-матерью, с разъединённостью шумерских общин и с самой метафорой «жизнь — смерть — жизнь», всё время меняющей свой облик, но постоянной и неизменной в своём обновлении. Более специфична идея замены, лейтмотивом проходящая через все мифы, связанные со спуском в подземное царство. В мифе об Энлиле и Нинлиль в роли умирающего (уходящего) и воскресающего (возвращающегося) божества выступает покровитель общины Ниппура владыка воздуха Энлиль, силой овладевший Нинлиль, изгнанный за это богами в подземный мир, но сумевший его покинуть, оставив вместо себя, жены и сына «заместителей». По форме требование «за голову — голову» выглядит юридической уловкой, попыткой обойти закон, незыблемый для любого, кто вошёл в «страну без возврата». Но в нём звучит и идея некоего равновесия, стремления к гармонии между миром живых и мёртвых. В аккадском тексте о нисхождении Иштар (соответствует шумерской Инанне), равно как и в аккадском же эпосе об Эрре, боге чумы, эта идея сформулирована более отчетливо: Иштар перед воротами «страны без возврата» грозится в случае, если ее не впустят, «выпустить мертвецов, поедающих живых», и тогда «более живых умножатся мертвые», и угроза действует. Мифы, имеющие отношение к культу плодородия, дают сведения о представлениях шумерийцев о подземном царстве. О местонахождении подземного царства (шумер. Кур, Кигаль, Эден, Иригаль, Арали, вторичное название — кур-нуги, «страна без возврата»; аккадские параллели к этим терминам — эрцету, церу) четкого представления нет. Туда не только спускаются, но и «проваливаются»; границей подземного царства служит подземная река, через которую переправляет перевозчик. Попадающие в преисподнюю проходят через семь ворот подземного мира, где их встречает главный привратник Нети. Участь мертвых под землей тяжела. Хлеб их горек (иногда это нечистоты), вода солона (питьем могут служить и помои). Подземный мир темен, полон пыли, его обитатели, «как птицы, одеты одеждою крыльев». Представления о «ниве душ» нет, как нет и сведений о суде мёртвых, где судили бы по поведению в жизни и по правилам морали. Сносной жизни (чистой питьевой воды, покоя) удостаиваются души, по которым был исполнен погребальный обряд и принесены жертвы, а также павшие в бою и многодетные. Судьи подземного мира, ануннаки, сидящие перед Эрешкигаль, владычицей подземного царства, выносят только смертные приговоры. Имена мертвых заносит в свою таблицу женщина-писец подземного царства Гештинанна (у аккадцев — Белетцери). В числе предков — жителей подземного мира — многие легендарные герои и исторические деятели, например Гильгамеш, бог Сумукан, основатель III династии Ура Ур-Намму. Непогребенные души мертвых возвращаются на землю и приносят беду, погребенные переправляются через «реку, которая отделяет от людей» и является границей между миром живых и миром мертвых. Реку пересекает лодка с перевозчиком подземного мира Ур-Шанаби или демоном Хумут-Табалом.

Собственно космогонические шумерские мифы неизвестны. В тексте «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир» говорится, что некие события происходили в то время, «когда небеса отделились от земли, когда Ану забрал себе небо, а Энлиль землю, когда Эрешкигаль подарили Куру». В мифе о мотыге и топоре говорится, что землю от небес отделил Энлиль, миф о Лахар и Ашнан, богинях скота и зерна, описывает еще слитное состояние земли и небес («гора небес и земли»), которым, по всей видимости, ведал бог Ану. Миф «Энки и Нинхурсаг» рассказывает об острове Тильмун как о первозданном рае. О сотворении людей дошло несколько мифов, но полностью самостоятелен из них лишь один — об Энки и Нинмах. Энки и Нинмах лепят человека из глины Абзу, подземного мирового океана, и привлекают к процессу создания богиню Намму — «мать, давшую жизнь всем богам». Цель создания человека — трудиться на богов: обрабатывать землю, пасти скот, собирать плоды, кормить богов своими жертвами. Когда человек изготовлен, боги определяют ему судьбу и устраивают по этому случаю пир. На пиру захмелевшие Энки и Нинмах начинают снова лепить людей, но у них получаются уроды: женщина, неспособная рожать, существо, лишенное пола, и т. д. В мифе о богинях скота и зерна необходимость создания человека объясняется тем, что появившиеся до него боги ануннаки не умеют вести никакого хозяйства. Неоднократно проскальзывает представление, что раньше люди росли под землей, как трава. В мифе о мотыге Энлиль проделывает мотыгой дыру в земле и оттуда выходят люди. Этот же мотив звучит во введении к гимну городу Эреду. Много мифов посвящено созданию и рождению богов. Широко представлены в шумерской мифологии культурные герои. Творцами-демиургами выступают в основном Энлиль и Энки. Согласно разным текстам богиня Нинкаси — зачинательница пивоварения, богиня Утту — ткацкого ремесла, Энлиль — создатель колеса, зерна; садоводство — изобретение садовника Шукалитудды. Некий архаический царь Энмедуранки объявляется изобретателем разных форм предсказания будущего, в том числе предсказаний при помощи излияния масла. Изобретатель арфы — некий Нингаль-Папригаль, эпические герои Энмеркар и Гильгамеш — создатели градостроения, а Энмеркар — еще и письменности.

Эсхатологическая линия отражена в мифах о потопе и о гневе Инанны. В шумерской мифологии сохранилось крайне мало рассказов о борьбе богов с чудовищами, уничтожении стихийных сил и т. д. (известно только два таких сказания — о борьбе бога Нинурты со злым демоном Асагом и о борьбе богини Инанны с чудовищем Эбих). Такие сражения в большинстве случаев — удел героической личности, обожествлённого царя, тогда как большинство деяний богов связано с их ролью божеств плодородия (наиболее архаичный момент) и носителей культуры (наиболее поздний момент). Функциональной амбивалентности образа соответствует внешняя характеристика персонажей: эти всесильные, всемогущие боги, творцы всего живого на земле, злы, грубы, жестоки, их решения часто объясняются капризами, пьянством, распущенностью, в их облике могут быть подчеркнуты бытовые непривлекательные черты (грязь под ногтями, выкрашенными в красный цвет, у Энки, растрепанные волосы Эрешкигаль и т. д.). Разнообразна и степень активности и пассивности каждого божества. Так, наиболее живыми оказываются Инанна, Энки, Нинхурсаг, Думузи, некоторые второстепенные божества. Самый пассивный бог — «отец богов» Ану. Образы Энки, Инанны и отчасти Энлиля сопоставимы с образами богов-демиургов, «носителей культуры», в чьих характеристиках подчеркиваются элементы комизма, богами первобытных культов, живущими на земле, среди людей, чей культ и вытесняет культ «высшего существа». Но при этом никаких следов «теомахии» — борьбы старых и новых поколений богов — в шумерской мифологии не обнаружено. Один канонический текст старовавилонского времени начинается с перечисления пятидесяти пар богов, предшествовавших Ану: их имена образованы по схеме: «владыка (владычица) того-то». Среди них назван один из древнейших, судя по некоторым данным, богов Энмешарра («господин всех тайных сил Мэ»). Из источника еще более позднего времени (новоассирийского заклинания I тысячелетия до нашей эры) следует, что Энмешарра — «тот, кто передал Ану и Энлилю скипетр и господство». В шумерской мифологии это божество хтоническое, но нет никаких свидетельств, что в подземное царство Энмешарра был низвергнут насильственно. Из героических сказаний до нас дошли только сказания урукского цикла. Героями сказаний являются три правивших последовательно царя Урука: Энмеркар, сын Мескингашера, легендарного основателя I династии Урука (27-26 века до н. э.; по преданию, династия вела свое начало от бога солнца Уту, чьим сыном считался Мескингашер); Лугальбанда, четвертый правитель династии, отец (а возможно, родовой бог) Гильгамеша, наиболее популярного героя шумерской и аккадской литературы.

Единой для произведений урукского цикла внешней линией является тема связей Урука с окружающим миром и мотив странствия героев. Тема путешествия героя в чужеземную страну и испытание его моральной и физической силы в соединении с мотивами волшебных даров и волшебного помощника не только показывает степень мифологизации произведения, составленного как героико-исторический памятник, но позволяет вскрыть и стадиально ранние мотивы, связанные с обрядами инициации. Связь этих мотивов в произведениях, последовательность чисто мифологического уровня изложения сближает шумерские памятники с волшебной сказкой. В ранних списках богов из Фары герои Лугальбанда и Гильгамеш приписаны к богам; в более поздних текстах они появляются как боги подземного мира. Между тем в эпосе урукского цикла Гильгамеш, Лугальбанда, Энмеркар, хотя и обладают мифоэпическими и сказочными чертами, выступают как реальные цари — правители Урука. Их имена фигурируют и в так называемом «царском списке», составленном в период III династии Ура, вероятно, около 2100 года до нашей эры (все династии, упомянутые в списке, делятся на «допотопные» и правившие «после потопа», царям, особенно допотопного периода, приписывается мифическое число лет правления: Мескингашеру, основателю династии Урука, «сыну бога солнца», 325 лет, Энмеркару 420 лет, Гильгамешу, который назван сыном демона Лилу, 128 лет). Эпическая и внеэпическая традиция Двуречья имеет, таким образом, единое общее направление — представление об историчности главных мифоэпических героев. Можно допустить, что Лугальбанда и Гильгамеш были обожествлены посмертно, как герои. Иначе обстояло дело с начала староаккадского периода. Первым правителем, объявившим себя еще при жизни «богом-покровителем Аккада», был аккадский царь 23 века до нашей эры Нарам-Суэн; в период III династии Ура культовое почитание правителя достигло апогея. Характерное для многих мифологических систем развитие эпической традиции из мифов о культурных героях на шумерской почве, как правило, не имело места. Характерной актуализацией древних форм (в частности, традиционного мотива путешествия) выглядит и нередко встречающийся в шумерских мифологических текстах мотив путешествия бога к другому, высшему, божеству за благословением (мифы о путешествии Энки к Энлилю после постройки его города, о путешествии лунного бога Нанны в Ниппур к Энлилю, своему божественному отцу, за благословением).

Читайте также:  Река воря московская область какая рыба водится

Период III династии Ура, время, от которого дошла большая часть письменных мифологических источников, — это период выработки идеологии царской власти в наиболее законченной в шумерской истории форме. Поскольку миф оставался господствующей и наиболее «организованной» областью общественного сознания, ведущей формой мышления, постольку именно через миф утверждались соответствующие идеи. Поэтому не случайно, что большинство текстов относится к одной группе — ниппурскому канону, составленному жрецами III династии Ура, а основные центры, чаще всего упоминаемые в мифах: Эреду, Урук, Ур, тяготевшие к Ниппуру как традиционному месту общешумерского культа. «Псевдомиф», миф-концепцию (а не традиционную композицию) представляет собой и миф, объясняющий появление в Двуречье семитских племён амореев и дающий этиологию их ассимиляции в обществе, — миф о боге Марту (само имя бога — деификация шумерского названия западносемитских кочевников). Миф, лежащий в основе текста, не разрабатывал древнюю традицию, а был взят из исторической реальности. Но и следы общеисторической концепции — представления об эволюции человечества от дикости к цивилизации (нашедшего отражение — уже на аккадском материале — в истории «дикого человека» Энкиду в аккадском эпосе о Гильгамеше) проступают сквозь «актуальную» концепцию мифа. После падения в конце III тысячелетия до нашей эры под натиском амореев и эламитов III династии Ура почти все правящие династии отдельных городов-государств Двуречья оказались аморейскими. Однако в культуре Двуречья соприкосновение с аморейскими племенами почти не оставило следа.

Аккадская (вавилоно-ассирийская) мифологияия. С глубокой древности восточные семиты — аккадцы, занимавшие северную часть нижнего Двуречья, были соседями шумерийцев и находились под сильным шумерским влиянием. Во второй половине III тысячелетия до нашей эры аккадцы утверждаются и на юге Двуречья, чему способствовало объединение Двуречья правителем города Аккад Саргоном Древним в «царство Шумера и Аккада» (позднее, с возвышением Вавилона, эта территория стала называться Вавилонией). История Двуречья во II тысячелетии до нашей эры — это уже история семитских народов. Однако слияние шумерского и аккадского народов происходило постепенно, вытеснение шумерского языка аккадским (вавилоно-ассирийским) не означало полного уничтожения шумерской культуры и замены ее новой, семитской. Ни одного раннего чисто семитского культа на территории Двуречья до сих пор не обнаружено. Все известные нам аккадские боги — шумерского происхождения или с давних пор отождествлены с шумерскими. Так, аккадский бог солнца Шамаш отождествился с шумерским Уту, богиня Иштар — с Инанной и рядом других шумерских богинь, бог бури Адад — с Ишкуром и т. д. Бог Энлиль получает семитский эпитет Бел (или Балу, или Баал), «владыка». С возвышением Вавилона все большую роль начинает играть главный бог этого города Мардук, но и это имя по своему происхождению шумерское. Аккадские мифологические тексты старовавилонского времени известны гораздо меньше, чем шумерские; ни один текст не дошел полностью. Все главные источники по аккадской мифологии относятся ко II-I тысячелетию до нашей эры, то есть ко времени после старовавилонского периода.

Если о шумерской космогонии и теогонии сохранились весьма отрывочные сведения, то вавилонское космогоническое учение представлено большой космогонической поэмой-эпосом «Энума элиш» (по первым словам поэмы — «Когда вверху»; наиболее ранняя версия датируется началом 10 века до нашей эры). Поэма отводит главную роль в сотворении мира Мардуку, который постепенно занимает главное место в пантеоне II тысячелетия, а к концу старовавилонского периода получает всеобщее признание и вне Вавилона. В сравнении с шумерскими представлениями о мироздании новым в космогонической части поэмы является представление о последовательных поколениях богов, из которых каждое превосходит предыдущее, о теомахии — сражении старых и новых богов и унифицирование многих божественных образов созидателей в один. Идея поэмы — в оправдании возвеличивания Мардука, цель создания ее — доказать и показать, что Мардук — прямой и законный наследник древних могучих сил, в том числе и шумерских божеств. «Исконные» шумерские боги оказываются при этом молодыми наследниками более древних сил, которые они сокрушают. Он получает власть не только на основании законной преемственности, но и по праву сильнейшего, поэтому тема борьбы и насильственного свержения древних сил является лейтмотивом сказания. Черты Энки — Эйя, как и других богов, перенесены на Мардука, но Эйя делается отцом «владыки богов» и его советником. В ашшурской версии поэмы (конец II тысячелетия до нашей эры) Мардука заменяет Ашшур, главный бог города Ашшур и центральное божество ассирийского пантеона. Это стало проявлением общей тенденции к монотеизму, выражающейся в стремлении выделить основного бога и коренящейся не только в идеологической, но и в общественно-политической ситуации I тысячелетия до нашей эры. Ряд космологических мотивов «Энума элиш» дошел до нас в греческих переложениях вавилонского жреца III века до нашей эры Бероса (через Полигистора и Евсебия), а также греческого писателя VI столетия Дамаския. У Дамаския присутствует ряд поколений богов: Тауте и Апасон и сын их Мумие (Тиамат, Апсу, Мумму), а также Лахе и Лахос, Киссар и Ассорос (Лахму и Лахаму, Аншар и Кишар), их дети Анос, Иллинос, Аос (Ану, Энлиль, Эйя). Аос и Дауке (то есть богиня Дамкина) создают бога-демиурга Бела (Мардука). У Бероса владычицей, соответствующей Тиамат, является некая Оморка («море»), которая господствует над тьмой и водами и описание которой напоминает описание злобных вавилонских демонов. Бог Бел ее разрубает, создаёт небо и землю, организует мировой порядок и приказывает отрубить голову одному из богов, чтобы из его крови и земли создать людей и животных.

Мифы о сотворении мира и рода людского в вавилонской литературе и мифографии связаны со сказаниями о человеческих бедствиях, гибели людей и даже о разрушении вселенной. Как и в шумерских памятниках, в вавилонских сказаниях подчёркивается, что причина бедствий — злоба богов, их желание уменьшить число всё растущего и надоедающего богам своим шумом рода человеческого. Бедствия воспринимаются не как законное возмездие за людские грехи, но как злой каприз божества. Миф о потопе, в основу которого, по всем данным, легло шумерское сказание о Зиусудре, дошел в виде мифа об Атрахасисе и рассказа о потопе, вставленного в эпос о Гильгамеше (и мало отличающегося от первого), а также сохранился в греческой передаче Бероса. О наказании людей рассказывает и миф о боге чумы Эрре, обманным путем отбирающем власть у Мардука. Этот текст проливает свет на вавилонскую теологическую концепцию некоего физического и духовного равновесия мира, зависящего от присутствия на своем месте законного владельца (ср. шумеро-аккадский мотив равновесия между миром живых и мертвых). Традиционным для Двуречья (еще с шумерского периода) является и представление о связи божества со своей статуей: покидая страну и статую, бог тем самым меняет местожительство. Это совершает Мардук, и стране наносится ущерб, а для вселенной создается угроза гибели. Характерно, что во всех эпосах об уничтожении человечества главное бедствие — потоп, вызвано не наводнением с моря, но дождевой бурей. С этим связана и значительная роль богов бури и ураганов в космогонии Двуречья, особенно северного. Кроме специальных богов ветра и грозы, бури (главный аккадский бог — Адад), ветры были сферой деятельности различных богов и демонов. Так, по традиции, им, вероятно, был и верховный шумерский бог Энлиль (дословное значение имени — «дыхание ветра», или «владыка-ветер»), хотя в основном он бог воздуха в широком смысле слова. Но все же Энлиль владел разрушительными бурями, которыми он уничтожал врагов и ненавистные ему города. Сыновья Энлиля — Нинурта и Нингирсу, также связаны с бурей. Как божества, во всяком случае как персонифицированные высшие силы, воспринимались ветры четырех сторон. Вавилонское сказание о сотворении мира, сюжет которого был построен вокруг личности могучего божества, эпическая разработка эпизодов, повествующих о сражении бога-героя с чудовищем — олицетворением стихии, дало начало теме бога-героя в вавилонской эпико-мифологической литературе (а не героя-смертного, как в шумерской литературе).

По аккадским понятиям, таблицы судеб определяли движение мира и мировых событий. Обладание ими обеспечивало мировое господство (в «Энума элиш» ими первоначально владела Тиамат, затем Кингу и, наконец, Мардук). Писец таблиц судеб — бог писцового искусства и сын Мардука Набу — также иногда воспринимался как их обладатель. Таблицы писали и в подземном мире (писец — богиня Белетцери); видимо, это была фиксация смертных приговоров, а также имена мертвых. Если число богов-героев в вавилонской мифологической литературе по сравнению с шумерской преобладает, то о героях-смертных, кроме эпоса об Атрахасисе, известны только сказание (явно шумерского происхождения) об Этане — герое, попытавшемся взлететь на орле на небо, и сравнительно поздний рассказ об Адапе — мудреце, осмелившемся «обломать крылья» ветру и вызвать гнев бога неба Ану, но упустившем возможность добыть бессмертие, и знаменитый эпос о Гильгамеше — не простое повторение шумерских сказаний о герое, а произведение, отразившее сложную мировоззренческую эволюцию, которую вместе с вавилонским обществом проделали герои шумерских произведений. Лейтмотив эпических произведений вавилонской литературы — недостижение человеком участи богов, несмотря на все его стремления, тщетность человеческих усилий в попытке получить бессмертие. Монархически-государственный, а не общинный (как в шумерской мифологии) характер официальной вавилонской религии, равно как и подавление общественной жизни населения, приводит к тому, что черты архаической религиозно-магической практики постепенно подавляются. Со временем всё большую роль начинают играть «личные» боги. Представление о личном боге каждого человека, который облегчает ему доступ к великим богам и вводит его к ним, возникает (или, во всяком случае, распространяется) со времени III династии Ура и в старовавилонском периоде. На рельефах и печатях этого времени часты сцены, изображающие, как божество-покровитель ведёт человека к верховному богу для определения ему судьбы и для получения благословения. В период III династии Ура, когда царя рассматривали как защитника-хранителя своей страны, он принимал некоторые функции бога-защитника (особенно обожествленный царь). Считалось, что с потерей своего бога-защитника человек становился беззащитным перед злобным своеволием великих богов, легко мог подвергнуться нападению злых демонов. Кроме личного бога, который должен был прежде всего принести удачу своему покровительствуемому, и личной богини, олицетворявшей его жизненную «долю», каждый человек имел еще своего духа-демона шеду (у шумеров, алад) — антропоморфизированную или зооморфизированную жизненную силу. Кроме этих защитников, у жителя Вавилонии со II тысячелетия до нашей эры появляется и своя личная хранительница — ламассу, носительница его личности, возможно, связанная с культом плаценты. «Имя» человека или его «слава» (шуму) тоже рассматривались как материальная субстанция, без которой немыслимо его существование и которая передавалась его наследникам. Напротив, «душа» (напишту) — что-то безличное, она отождествлялась то с дыханием, то с кровью. Личные боги-хранители противостояли злу и были как бы антиподами злых сил, окружающих человека. Среди них — львиноголовая Ламашту, поднимающаяся из подземного мира и ведущая за собой всевозможные болезни, сами злые духи болезней, призраки, озлобленные тени мертвых, не получающие жертв, разного рода служебные духи подземного царства (утукки, асакки, этимме, галле, галле лемнути — «черти злые», и т. д.), бог-судьба Намтар, приходящий к человеку в час его смерти, ночные духи-инкубы Лилу, посещающие женщин, суккубы Лилит или Лилиту, овладевающие мужчинами, и другие злые демоны.

Сложнейшая система демонологических представлений, сложившаяся в вавилонской мифологии (и не засвидетельствованная в шумерских памятниках), получила отражение и в изобразительном искусстве. Общая структура пантеона, сложение которой относится еще к III династии Ура, в основном остаётся без особых перемен в течение всей эпохи древности. Во главе всего мира официально стоит триада Ану, Энлиль и Эйя, окруженные советом из семи или двенадцати «великих богов», определяющих «доли» (шимату) всего на свете. Все боги мыслятся разделёнными на две родовые группы — игигов и ануннаков, боги земли и подземного мира, как правило, относятся к числу последних, хотя и среди небесных богов также есть боги-ануннаки. В преисподней, однако, правит уже не столько Эрешкигаль, сколько ее супруг Нергал, подчинивший свою супругу, что соответствует общему уменьшению роли женских божеств в вавилонской мифологии, низведённых, как правило, почти исключительно до положения безличных супруг своих божественных мужей (по существу, особое значение сохраняют лишь богиня врачевания Гула и Иштар, хотя, судя по эпосу о Гильгамеше, и её положение оказывается под угрозой). Но шаги в направлении монотеизма, проявившиеся в усилении культа Мардука, который монополизировал к концу II тысячелетия до нашей эры почти все области божественной деятельности и власти, происходят и далее. В единый образ «владыки» — Бела (Баала) сливаются Энлиль и Мардук (в Ассирии — Энлиль и Ашшур). В I тысячелетии до нашей эры Мардука в ряде центров постепенно начинает вытеснять его сын, бог писцового искусства Набу, который имеет тенденцию к тому, чтобы стать единым вавилонским божеством. Свойствами одного бога наделяются другие божества, и качества одного бога определяются при помощи качеств других богов. Это еще один путь к созданию образа единого всемогущего и всесильного божества чисто абстрактным способом.

Памятники (в основном I тысячелетия до нашей эры) дают возможность реконструировать общую систему космогонических воззрений вавилонских теологов, хотя нет полной уверенности в том, что подобная унификация самими вавилонянами была осуществлена. Микрокосм представляется отражением макрокосма — «низ» (земля) — как бы отражением «верха» (небес). Вся вселенная как бы плавает в мировом океане, земля уподобляется большому перевёрнутому круглому челну, а небо — твердому полусводу (куполу), накрывающему мир. Все небесное пространство делится на несколько частей: «верхнее небо Ану», «среднее небо», принадлежащее игигам, в центре которого находилась лазуритовая целла Мардука, и «нижнее небо», уже видимое людям, на котором расположены звезды. Все небеса сделаны из разных пород камня, например «нижнее небо» — из синей яшмы; над этими тремя небесами помещается ещё четыре неба. Небо, как здание, покоится на основании, прикрепленном к небесному океану колышками и, подобно земному дворцу, защищенном от воды крепостным валом. Самая высокая часть небесного свода носит название «середина небес». Внешняя сторона купола («внутренность небес») излучает свет; это то пространство, где скрывается луна — Син во время своей трехдневной отлучки и где солнце — Шамаш проводит ночь. На востоке находится «гора восхода», на западе — «гора заката», которые заперты на замок. Каждое утро Шамаш открывает «гору восхода», отправляется в путь по небу, а вечером через «гору заката» скрывается во «внутренности небес». Звезды на небесном своде — это «образы» или «письмена», и каждой из них определено твердое место, чтобы ни одна «не сбилась со своего пути». Земной географии соответствует география небесная. Прообразы всего сущего: стран, рек, городов, храмов — существуют на небе в виде звезд, земные предметы являют собой лишь отражения небесных, но обе субстанции имеют каждая свои измерения. Так, небесный храм примерно вдвое больше земного. План Ниневии первоначально был вычерчен на небесах и существовал издревле. В одном созвездии расположен небесный Тигр, в другом — небесный Евфрат. Каждому городу соответствует определенное созвездие: Сиппару — созвездие Рака, Вавилону, Ниппуру — другие, чьи названия не идентифицированы с современными. На страны разделены и солнце и месяц: на правой стороне месяца — Аккад, на левой — Элам, верхняя часть месяца — Амурру (амореи), нижняя часть — страна Субарту. Под небесным сводом лежит (как перевернутая лодка) «ки» — земля, которая также разделена на несколько ярусов. В верхней части живут люди, в средней части — владения бога Эйя (океан пресной воды или подпочвенных вод), в нижней части — владения богов земли, ануннаков, и подземное царство. По другим воззрениям, семи небесам соответствуют семь земель, но об их точном членении и расположении ничего не известно. Чтобы укрепить землю, ее привязали к небу верёвками и закрепили колышками. Эти верёвки-канаты — Млечный путь. Верхняя земля, как известно, принадлежит богу Энлилю. Его храм Экур («дом горы») и одна из центральных его частей — Дуранки («связь небес и земли») символизируют строение мира. Таким образом, в религиозно-мифологических воззрениях народов Двуречья намечается известная эволюция. Если шумерская религиозно-мифологическая система может быть определена как основанная в первую очередь на общинных культах, то в вавилонской системе видно явное стремление к монолатрии и к более индивидуальному общению с божеством. От весьма архаических представлений намечается переход к развитой религиозно-мифологической системе, а через неё — к области религиозно-этических воззрений, в какой бы зачаточной форме они ни были выражены.

Читайте также:  Где находится река нил в индии

Источник

Пантеон богов Двуречья

Пантеон богов Двуречья

Шумеро-аккадская «религия» отличалась довольно устойчивым спектром основных концепций и ритуалов. Шумеры, первопроходцы цивилизации в Двуречье, почитали множество богов, которые перешли «по наследству» к сменившим их аккадцам. Как и во многих других мифологиях Западной Евразии, в пантеоне Шумера и всего Двуречья предусматривалось два «царя богов». Первое место по старшинству занимал бог неба, «царь богов» Ан (аккад. Ану). Но он был слишком высок, чтобы обременять себя делами земли, а поэтому царствовал, но не управлял. Реальной же властью пользовался его сын — тоже «царь богов» — бог воздуха, ветра, дыхания и жизни Энлиль (шумер. «Господин воздуха, дыхания»). Аккадцы звали его Элл иль и Бел, т. е. по-аккадски «Господин», что, вероятно, являлось эпитетом изначального верховного бога аккадцев до расселения среди шумеров, позднее его отождествили с Энлилем. Энлилю поклонялись в главном культовом центре Шумера — городе Ниппуре. Он и осуществлял верховное управление и Вселенной, и миром (аналогичные роли играли Ил Отцовский и Ил у западных семитов, Бог Неба и Бог Грома у ранних индоевропейцев). Нельзя не угадать здесь отражение распространенной в первобытности практики раздела полномочий между сакральным и военным вождями человеческого сообщества.

Столицы крупных государств Двуречья выдвигали на престол «царя богов» собственного городского бога-покровителя. По вавилонскому мифу, собрание богов принуждено было провозгласить своим царем Мардука, чтобы тот избавил мир от хаоса, исходящего от чудовища Тиамат. Аналогично в Ассирии «царем всех богов» выступал Ашшур.

За Энлилем по старшинству следовал Энки (аккад. Эа) — владыка пресных вод, хранитель высшей мудрости и полезных житейских знаний, особенно благосклоннный к человеку, Инанна (аккад. Иштар) — богиня плородия, любви и войны, круговорота жизни и смерти, бог Солнца и социального порядка, хранитель справедливости Уту (аккадск. Шамаш, доел. «Солнце»), бог Луны Нанна (аккад. Син) и другие. В мифологии существенную роль играла Нинхурсаг — «мать всего живого». Выделялись также две большие группы богов: небесные Игиги (или «великие князья») и подземные и земные Ануннаки («семя князя», т. е. младшие потомки Пану). Семью великими игигами в Вавилонии считались Ан, Энлиль, Эа, Син, Шамаш, Мардук (бог-покровитель Вавилона, выдвинувшийся затем на первое место в пантеоне) и Иштар.

У аккадцев большим почетом пользовался бог Луны Син и бог писцового искусства и ученых знаний Набу. Типично сельскохозяйственный характер носил культ бога растительности — умирающего и воскресающего Думузи (аккад. Таммуз). Подземным миром правили богиня Эрешкигаль и ее супруг бог смерти Нергал. Их страшились даже остальные божества. Близок к ним по функциям бог чумы Эрра. Боги-воители, бог бури, грома и молний Адад и бог войны и охоты Ни ну рта, выдвигаются в связи с созданием военных держав, их особенно почитали воинственные цари.

Месопотамские боги отождествлялись с небесными светилами, но в отличие от египетских обычно имели человеческий облик. Иные образы встречались редко: например, Энки изображали с рыбьим хвостом. Отличительными приметами богов были рогатые тиары и окружающий их тела устрашающий смертоносный блеск.

Читайте также

ЛЕГЕНДАРНАЯ БАШНЯ. ЗИККУРАТЫ ДВУРЕЧЬЯ

ЛЕГЕНДАРНАЯ БАШНЯ. ЗИККУРАТЫ ДВУРЕЧЬЯ Древние греки и римляне сошлись на том, что чудес света – семь. Семь самых знаменитых сооружений человеческих рук.Начиная со знаменитого географа Геродота эти чудеса перечислялись в разных трудах древних знатоков.Чаще всего в их

Пантеон богов древних славян

Пантеон богов древних славян Славяне имеют многотысячелетнюю историю, однако их пантеон богов и языческие мифы не так хорошо известны, как пантеон Древней Греции, Древнего Рима или Древнего Египта. И связано это не только с борьбой между христианством и язычеством, а в

Пантеон богов

Пантеон богов У славянских племен было много богов, которым следовало приносить определенные жертвы, регулярно проводить обряды, чтобы боги не забывали о людях и помогали им. Многие обряды проводили непосредственно дома или в овине перед небольшими «образами» богов и

Древнейшее население Двуречья

Древнейшее население Двуречья Данные археологии говорят о том, что в VI и V тысячелетиях до н. э. сначала в Северной, а затем и в Южной Месопотамии существовали осёдлые поселения, жители которых занимались не только охотой, рыболовством и собирательством, но также

Пантеон богов князя Владимира

Пантеон богов князя Владимира Следует вспомнить о таких языческих богах, которые стояли на горе Киевской рядом с Перуном, как Хорс, Даждьбог, Стрибог, Симаргл и Мокошь. Это могли быть боги различных племен и местностей Древней Руси.Хорс и Даждьбог считались богами солнца.

Литература и культура Двуречья

Литература и культура Двуречья Первая литература Двуречья, бесспорно, принадлежит шумерам. Хотя, как отмечают, основное количество шумерских литературных памятников дошло от периода между 2000 и 1800 годами до н. э., когда язык шумер перестал быть разговорным. Основная

ДРЕВНЕЙШЕЕ НАСЕЛЕНИЕ ДВУРЕЧЬЯ

ДРЕВНЕЙШЕЕ НАСЕЛЕНИЕ ДВУРЕЧЬЯ Данные археологии говорят о том, что в VI и V тысячелетиях до н. э. сначала в Северной, а затем и в Южной Месопотамии существовали оседлые поселения, жители которых занимались не только охотой, рыболовством и собирательством, но также

Глава 3 Язычество. Проникновение христианства на Русь. Религиозная война Святослава. Язычник Владимир и христианин Ярополк. Пантеон языческих богов. Крещение Руси. Последствия крещения

Глава 3 Язычество. Проникновение христианства на Русь. Религиозная война Святослава. Язычник Владимир и христианин Ярополк. Пантеон языческих богов. Крещение Руси. Последствия крещения Ничего нет странного в том, что приход Рюрика на Русь и его борьба за власть и добычу

Пантеон богов Шумера и Аккада

Пантеон богов Шумера и Аккада В представлении древнего жителя Месопотамии мир был населен добрыми и злыми духами, а также могущественными божествами, управляющими всеми силами природы. Каждый род, община, город-государство в Шумере имели своих богов-покровителей, иногда

Религия и мифология Двуречья

Религия и мифология Двуречья Каждая шумерская территориальная община почитала своего бога покровителя, который являлся как бы универсальным олицетворением всех тех высших сил, которые держали власть над жизнью людей. Такой бог как правило считался покровителем

Литература Двуречья

Литература Двуречья До нашего времени сохранилось большое количество памятников шумерской литературы. Главным образом они сохранились в копиях, которые переписывались уже после падения III династии Ура и хранились в храмовой библиотеке в городе Ниппуре.Необходимо

У колыбели культуры Двуречья

У колыбели культуры Двуречья Кутии, «драконы гор», персы, амореи, касситы, мидяне, ассирийцы, эламиты, хурриты, луллубеи и множество других «диких» кочевых и полукочевых племен, так же как и народов, имевших свою собственную, уже сложившуюся культуру, вторгались в земли

ПАНТЕОН БОГОВ СЛАВЯНСКИХ

ПАНТЕОН БОГОВ СЛАВЯНСКИХ Перун Перун — начальнейший и первостатейный славянский бог, его признавали производителем грома, молнии, дождя, облаков и прочих всех небесных действий: стан его был вырезан искусно из дерева, голову имел серебряную, усы и уши золотые, ноги

Зодчество и скульптура Двуречья

Зодчество и скульптура Двуречья Искусство Месопотамии запоминается прежде всего скульптурой (статуи царей и быкоподобных добрых демонов-защитников, крылатых «шеду», рельефы), фресками из Мари и ассирийских столиц и архитектурой. Особенную известность приобрели

Ашшур в контексте цивилизаций Двуречья

Ашшур в контексте цивилизаций Двуречья Рассматриваемую нами область шумерские тексты III тысячелетия до н. э. называют «Су-бир». Аккадские тексты III и II тысячелетий до н. э. называют ее «Субарту» или «Шубарту», потому местное население называют субарийцами

Глава 3. Истоки славянского ПравоСлавия и пантеон богов

Глава 3. Истоки славянского ПравоСлавия и пантеон богов С детских лет можно слышать словосочетание «Православное Христианство» и ни разу не взглянуть на первую или последнюю страницу Библии, где написано: Russian Orthodoks Bibl. Если взять словарь греческого языка и попытаться

Источник

Западная Азия в древности — Годер 5 класс 1 часть (ГДЗ, ответы)

Задание № 46. Впишите недостающие буквы

Боги, почитавшиеся в Двуречье:

Шамаш — бог солнца
Син — бог луны
Иштар — богиня плодория и любви
Эа — бог воды

Задание № 47. Заполните контурную карту «Древнее Двуречье»

1. Надпишите название реки, протекавшей через Египет (Нил)

2. Надпишите названия двух главных рек Двуречья (Евфрат и Тигр)

3. Закрасьте районы земледелия в Двуречье (границы районов обозначены пунктиром)

4. Закрасьте кружочки, обозначающие города — центры древнейших государств. Напишите их названия:

5. Какие страны и полуостров обозначены на карте цифрами? Напишите их названия:

4. Египет

5. Синайский полуостров

6. Палестина

7. Сирия

8. Финикия

6. Какие водные пространства обозначены на карте цифрами? Напишите их названия:

9. Персидский залив

10. Средиземное море

11. Красное море

Задание № 48. Впишите недостающие буквы и цифры

В Двуречье протекают две реки: Евфрат и Тигр

Страна, лежащая между Евратом и Тигром, называется Двуречье или Междуречье

Царь города Урук был любимым героем сказаний. Его звали Гильгамеш

Письмо, возникшее в древности в Южном Двуречье, называется клинопись

Знаменитым вавилонским царем был Хаммурапи. Он правил с 1792 по 1750 год до н.э.

Задание № 49. Ответьте на вопросы к рисунку нашего времени

В древней поэме, созданной в Двуречье, сказано: «Погрузил на корабль весь свой скот и всю родню»

Какому мифу посвящен рисунок? О каком корабле идет речь? Как звали его строителя? Что изображено на рисунке (в центре, вдали справа)?

Мифу о вселенском потопе. Речь идет о Ковчеге, который построил Утнапиштим. На рисунке в центре изображен сам Ковчег, а вдали справа — гора Нацир (Арарат)

Задание № 50. Ответьте на вопросы

Жители Вавилона знали соседние с Двуречьем страны и моря. Например, они знали о существовании двух больших водных пространств. Это не были реки — одно из них они называли «морем Восхода», а другое — «морем Заката»

Как в наши дни называются эти водные пространства? Чем объяснить каждое из древних названий? Прежде чем дать ответы, рассмотрите карту

«Морем Восхода» называли Персидский залив, расположенный на востоке, где «восходило» солнце. «Морем Заката» называли Средиземное море, расположенное на западе, где «закатывалось» солнце

Задание № 51. Ответьте на вопросы

Отряд воинов-чужеземцев подошел к большой полноводной реке. Это был Евфрат. Чужеземцы посмотрели на бегущую воду, в удивлении замахали руками и закричали: «Быть не может! Да ведь это река, текущая наоборот!»

К какому народу принадлежали чужеземцы? Почему они назвали Евфрат «великой перевернутой рекой»?

Это были египтяне из армии фараона Тутмоса. А удивились потому, что привычный для них Нил течет на север, здесь же они впервые увидели реку, текущую на юг

Задание № 52. Ответьте на вопрос

В Южном Двуречье в древности богатые люди указывали в своем завещании среди прочего имущества предметы из дерева — кровать, табурет и дверь

Почему дети и внуки получали в наследство наряду с домом, домашней утварью, слитками серебра такой, на наш взгляд, странный для упоминания в завещании предмет, как дверь?

Древесина в Двуречье, в основном, была привозной, а потому стоила очень дорого и изготовляли из нее чаще всего двери. Деревянную мебель могли позволить себе только состоятельные люди. Дверь же была во многих домах, даже небогатых и считалась ценным движимым имуществом. Поэтому дверь всегда упоминали в завещаниях

Задание № 53. Заполните контурную карту «Вавилонское царство»

1. Надпишите названия главных рек Двуречья (Евфрат и Тигр)

2. Закрасьте кружочек, обозначающий самый знаменитый город Древнего Двуречья, и надпишите его название (Вавилон)

3. Какой залив обозначен на карте цифрой? Напишите его название:

4. Обведите границы Вавилонского царства при Хаммурапи (1792-1750 годы до н.э.)

Задание № 54. Заполните «линию времени»

Отметьте на «линии времени» годы правления Хаммурапи в Вавилоне. Сколько лет правил этот царь? Сколько лет назад он умер? Вычисления делайте письменно

Хаммурапи правил 42 года. 1792-1750=42

Хаммурапи умер 3762 года назад. 2012+1750=3762

Задание № 55. Ответьте на вопрос

Представьте себе, что в музей попала глиняная табличка, будто бы найденная при раскопках. А на табличке надпись на древнем языке, из которой следует, что это письмо вавилонского царя Хаммурапи фараону-завоевателю Тутмосу. Признают ли ученые письмо подлинным или же заявят, что это подделка?

Чтобы найти правильный ответ, обозначьте на «линии времени» годы правления Хаммурапи и Тутмоса

Письмо является подделкой. Годы правления Хаммурапи 1792-1750 до н.э., годы правления Тутмоса 1504-1492 до н.э. Хаммурапи жил почти на 3 века раньше Тутмоса и не мог знать о существовании этого фараона

Задание № 56. Решите два кроссворда «На берегах Тигра и Евфрата

Если вы правильно решите кроссворд, то в клетках по горизонтали, выделенных рамкой, прочтете имя героя мифа, который спасся во время потопа

По вертикали: 1. Один из древнейших городов, царем которого был Гильгамеш (Урук). 2. Богиня плодородия и любви (Иштар). 3. Бог луны (Син) 4. Злой великан, охранявший кедровый лес (Хумбаба). 5. Наводнение, затопившее всю землю по воле богов (потоп). 6. Царь Урука — герой сказаний, возникших в Двуречье (Гильгамеш). 7. Бог солнца (Шамаш). 8. Полноводная река, текущая в Двуречье (Евфрат). 9. Любимый друг и соратник Гильгамеша (Энкиду)

В клетках по горизонтали, выделенных рамкой, вы прочтете название письма, изобретенного в Двуречье

По вертикали: 1. Небольшая пластина из мягкой глины для письма (табличка). 2. Горная порода, образующая в соединении с водой тестообразную массу; использовалась в строительстве, в писцовых школах, для изготовления посуды (глина). 3. Одна из двух главных рек Двуречья (Тигр). 4. Высеченные на каменном столбе правила, по которым вавилонские судьи разбирали споры между людьми (законы). 5. Самый известный в Древнем Двуречье город (Вавилон). 6. Вавилонский царь-законодатель (Хаммурапи). 7. Брусок из глины, обожженный в печи или высушенный на солнце, употребляемый для построек (кирпич). 8. Каменный предмет, на котором высечены законы Хаммурапи (столб). 9. Одно из названий страны в Западной Азии, где, как и в Египте, более 5 тысяч лет назад возникли государства и было изобретено письмо (Двуречье)

Задание № 57. Ответьте на вопрос

Вавилонские врачи в лечебных целях прописывали больным употреблять в пищу яблоки, груши, морковь, свеклу, лук, чеснок

Правы ли были древние врачи? Поясните свою мысль

Да, правы. Фрукты и овощи, содержат много витаминов. Помимо этого в таких растениях, как лук и чеснок, содержатся вещества, препятствующие росту болезнетворных микроорганизмов

Задание № 58. Ответьте на вопрос

Русское слово «трава» вавилоняне обозначали словом «шамму». Интересно, что слово «шамму» употреблялось и в другом значении — «лекарство»

Случайно ли одно и тоже слово употреблялось в разных значениях? Поясните свою мысль

Нет, не случайно. И сейчас употребляется фраза «лекарственные травы». Травы применяли, как лекарство, из них готовили лекарственные снадобья

Задание № 59. Ответьте на вопросы

Кто из жителей Двуречья или героев сказаний мог бы произнести такие слова ? По какому поводу они могли быть сказаны?

1. Я о моем друге плачу, горько рыдаю. Неужто и я умру и стану землею?!

Гильгамеш оплакивает своего друга Энкиду и, осознав смертность всего живого, устрашается смерти

2. Вынес я ворона и отпустил его. Ворон же улетел, спад воды увидел и не вернулся.

Утнапишти во время потопа выпускает ворона, и когда тот не вернулся, понимает, что недалеко есть суша

3. Я начертал мои драгоценные слова на камне, чтобы сильный не притеснял слабого! Я дал сиять справедливости в стране!

Хаммурапи о своем своде законов, в котором содержались 282 статьи по различным вопросам жизни общества

Задание № 60. Найдите ошибки

Однажды учитель предложил пятиклассникам придумать рассказ из жизни мальчика, живущего в Вавилоне. Этот учитель часто не слушал отвечающего на уроке ученика. Если тот говорил без запинки, то получал пятерку. В классе многие этим пользовались. Судите сами — вот как начал выполнять задание один ученик:

«Мы живем на берегу Тигра. Это красивейшее место в Вавилоне! Все дома здесь построены из обожженного кирпича или белого камня, добываемого поблизости. В то утро меня разбудил Пирхум, который еще до моего рождения попал в наш дом, где живет на положении раба. Некогда его отец взял в долг у моего отца серебро, а отдать в срок не сумел. Теперь Пирхум совсем старый и уже не мечтает, что ему простят долг и вернут свободу. Путь в школу лежал мимо пристани, где готовился к отплытию торговый корабль. Он был загружен слитками меди и бревнами. То и другое вавилонские купцы рассчитывали выгодно продать в чужих краях. Еще один корабль прибыл издалека: носильщики выгружали мешки с зерном, в котором так нуждались вавилоняне. Засмотревшись на корабли, я едва не опоздал в школу. Сел на свое обычное место рядом с девочками, рассчитывая на их подсказки»

«Ну и рассказ! Жаль, что никого не нашлось, кто подсказал бы тебе самому!» — прервал отвечающего учитель. На этот раз он слушал внимательно

Чем был недоволен учитель?

а) Вавилон расположен на Евфрате, б) в Вавилоне не было домов из белого камня, в) рядом с Вавилоном не добывался камень, его просто не было, г) пожизненно рабов не держали и очень часто давали им свободу через несколько лет, д) рабство не распространялось «по наследству», е) школы были организованы при храмах, ж) древесина и медь ввозились в Вавилон, з) зерно вывозилось купцами из Вавилона, и) за нарушения дисциплины в школах сурово наказывали, к) в школах учились только мальчики

Задание № 61. Впишите недостающие буквы и слова

Города финикийцев

Города финикийцев Библ, Сидон, Тир были расположены на берегах Средиземного моря

Самой известной колонией финикийцев был город Карфаген

Что продавали финикийские купцы

Ткани, выкрашенные пурпурной краской

Сосуды и бусы из стекла

Бревна из ливанского кедра

«Живой товар» — рабов

Оливковое масло

Виноградное вино

Задание № 62. Заполните контурную карту «Финикийские колонии»

Читайте также:  Схема образования реки это

1. Закрасьте кружочки, обозначающие финикийские города, и напишите их названия:

2. Надпишите название моря, по которому финикийцы проложили торговые пути (Средиземное море)

3. Закрасьте берега, захваченные и колонизированные финикийцами

4. Закрасьте кружочек, обозначающий колонию финикийцев, ставшую впоследствии главным городом крупного государства, и напишите название города (Карфаген)

5. Океан, по которому плавали финикийские корабли, обозначен цифрой

4. Напишите его название : Атлантический

Задание № 63. Ответьте на вопрос и выполните задание

В древности Финикия была частью обширной области, называемой Ханаан. Название же Финикия придумали греки. Это они дали жителям Библа, Тира, Сидона прозвище «финикийцы», что по-гречески означает «красноватые», или, точнее, «красящие в лилово-красный цвет»

1. Чем можно объяснить такое прозвище?

Это связанно с производством пурпурной краски из моллюсков, добывавшихся в Финикии. Благодаря этой краски финикийцы отдавали предпочтение красным и жёлтым цветам в одежде

2. Известно, что греки жили достаточно далеко от Финикии. Предположите, как и при каких обстоятельствах они познакомились с жителями финикийских городов

Финикийцы были прекрасными мореплавателями и торговали по всему бассейну Средиземного моря, в том числе и с греками

Задание №64. Заполните контурную карту «Израильское царство»

1. Река, протекающая в Палестине, обозначена на карте цифрой 1.

2. Обведите границы Израильского царства при Давиде

3. Закрасьте кружочек, обозначающий главный город Израильского царства при Давиде (10 век до н.э.), и надпишите его название

4. Закрасьте кружочки, обозначающие финикийские города, и надпишите их названия

5. Какие страны обозначены на карте цифрами?

Напишите их названия: 2. Египет 3. Сирия

6. Какой полуостров и какие моря обозначены на карте цифрами?

Напишите их названия: 4. Синайский полуостров 5. Красное море 6. Средиземное море

Задание № 65. Составьте рассказ по рисунку нашего времени

В Ветхом Завете сказано: И простер он руку свою, и расступились воды»

О каком человеке идет речь? Что предшествовало изображенному на рисунке? Что было дальше? Опишите рисунок

Речь идёт о Моисее и великом исходе. Бог приказал Моисею вывести иудеев из египетского плена. Получив отказ фараона отпустить иудеев, Моисей повёл их сам. Фараон послал погоню. Дойдя до Красного моря, иудеи, спасаясь от погони, бросились в воду. Волны расступились и обнажилось дно. Иудеи прошли по сухому. Когда же за ними пошли войска фараона, волны сомкнулись

Задание № 66. Составьте рассказ по рисунку нашего времени

В Ветхом Завете сказано: «И сдвинул он с места два средних столба, на которых утвержден был дом, упершись в них, в один правою рукою своею, а в другой левою»

О ком идет речь? Что предшествовало изображенному на рисунке? Что было дальше? Опишите рисунок

Речь идёт о Самсоне. Его сила заключалась в его длинных волосах. Филистимляне не могли одолеть Самсона, тогда они подговорили его жену Далилу, выведать в чём его сила. Узнав секрет, Далила обрезала волосы Самсону, когда тот спал. Враги захватили Самсона и ослепили. Спустя некоторое время, филистимляне собрались в храме на праздник и привели Самсона. Они начали издеваться над ним, но к Самсону вернулась его сила, потому что отросли его волосы. Самсон обрушил колонны храма, погиб сам, но убил множество врагов

Задание № 67. Составьте рассказ по рисунку нашего времени

В Ветхом Завете сказано: «Я убью его и отрублю голову ему, и узнают все, что есть Бог в Израиле!»

Кому принадлежат эти слова? Против кого они направлены? Опишите рисунок

Слова Давида, сказанные Голиафу. Во время войны филистимлянин Голиаф вызывал на поединок. Давид решился на бой, выйдя на поединок с одной пращёй. Метнув камень, он убил Голиафа и отрубил ему голову

Задание № 68. Ответьте на вопрос.

Более трех тысяч лет назад в Египте и Двуречье ученики писцовых школ тратили на овладение письмом и чтением долгие-долгие годы. Напротив, в древних городах Тире, Библе и Сидоне школьники, едва только начав учиться (проходило каких-нибудь несколько недель), могли записать и прочитать несложный текст

Чем объяснить различие в сроках обучения грамоте в разных странах древности?

Тем что финикийцы первыми придумали алфавит, где каждый согласный звук соответствовал букве, что значительно упрощало письмо

Задание № 69. Ответьте на вопросы

Вспомните библейские сказания. Кто из тех, о ком рассказывается в Ветхом Завете, мог произнести такие слова?

1. «Идите к отцу моему и скажите ему: «Так говорит сын твой. Приди ко мне, не медля. Ты будешь жить близ меня в Египте, ты и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий, и крупный скот твой»

Как звали отца и сына? Как случилось, что они оказались в длительной разлуке?

Это слова Иосифа. Он обращался к своему отцу Иакову и всем иудеям. Иосиф в детстве был продан в рабство своими братьями. Оказавшись в Египте, со временем он стал важным чиновником. Зная, что иудеи голодают, он предложил им переселиться в Египет

2. «Вот ты говоришь, что любишь меня, а сердце твое не со мною. Скажи мне, в чем твоя тайна?» — так она спрашивала его всякий день, и душе его от этих расспросов стало тяжело до смерти. И он наконец сказал ей: «Бритва не касалась головы моей. »

Что последовало за признанием юноши ? Какова была его дальнейшая судьба?

С этими словами Далила пыталась узнать секрет Самсона. Узнав, что сила его в волосах, она остригла спящего Самсона и выдала его филистимлянам

3. «Зачем вышли вы воевать? Выберите у себя человека и пусть придет ко мне. Если он сможет сразиться со мной и убьет меня, то мы будем вашими рабами. Если же я одолею его и убью его, то вы будете нашими рабами»

Это слова филистимлянского воина Голиафа. На бой с ним решился Давид, убивший его из пращи

Задание № 70. Решите кроссворд «Библейские сказания»

Если вы правильно решите кроссворд, то в клетках по горизонтали, выделенных рамкой, прочтете данное христианами название первой, наиболее древней части Библии

По вертикали: 1. Родоначальник евреев (Авраам). 2. Сын Адама и Евы, убитый братом (Авель). 3. Гора, к вершине которой пристал корабль со спасшимися после Всемирного потопа людьми (Арарат). 4. Бог — создатель мира, животных и людей (Яхве). 5. Один из родоначальников евреев, отец Иосифа (Иаков). 6. Добрый и богобоязненный человек, спасшийся во время потопа (Ной). 7. Название еврейского государства (Израиль). 8. Первый мужчина на Земле (Адам). 9. Первая женщина на Земле (Ева). 10. Человеческая кость, из которой бог создал первую женщину (ребро). 11. Страна, где долгие годы томился в рабстве еврейский народ (Египет)

Задание № 71. Решите кроссворд «Израильское царство»

Если правильно решите кроссворд, то в клетках по горизонтали, выделенных рамкой, прочтете название главного города Израильского царства при Давиде и Соломоне

По вертикали: 1. Река в Палестине (Иордан). 2. Древний город, стены которого, согласно сказанию, рухнули от звуков военных труб израильтян (Иерихон). 3. Оружие, с помощью которого был убит Голиаф (праща). 4. Первый правитель израильского царства (Саул). 5. Герой библейских сказаний, чья великая сила была в его длинных волосах (Самсон). 6. Подкупленная филистимлянами красавица, предавшая своего возлюбленного-израильтянина (Далила). 7. Филистимский богатырь, с которым вышел сразиться юный израильский пастух (Голиаф). 8. Царь Израиля, пришедший к власти после гибели Саула и его сыновей (Давид). 9. Царь Израиля, славившийся богатством и мудростью (Соломон)

Задание № 72. Ответьте на вопрос

Первый алфавит придумали финикийцы. В нем были только согласные буквы. Это создавало трудности при чтении. Представьте себе, что кто-то написал, подобно финикийцам, без гласных заповеди, данные Богом Моисею

Какие заповеди здесь написаны?

не красть

не лгать

не убивать человека

почитать отца и мать

Задание № 73. Познакомьтесь с древнеегипетской сказкой о потерянной рыбке и ответьте на вопрос

Ученые полагают, что авторы, создавшие Ветхий Завет, хорошо знали древнеегипетскую литературу и испытали на себе ее влияние. Почему ученые считают, что подтверждением этой мысли служит одна из древнеегипетских сказок? Вот эта сказка:

«Однажды фараон, владыка Египта, грустил. Позвал он главного жреца и спросил, как ему избавиться от тоски. Тот ответил: «Да проследует твое величество к озеру у дворца фараона, да будет он жив, невредим и здрав! Да посадит он в ладью свою разных красавиц из дворца своего. Сердце твоего величества усладится, когда ты увидишь, как гребут они взад и вперед. Посмотришь ты на прекрасные заросли озера твоего, увидишь поля у берегов его, и сердце твое возрадуется». И сказал царь: «Воистину устрою себе катание. Пусть достанут весла черного дерева, украшенные золотом, и приведут самых красивых девушек дворца».
И было сделано все, как велел повелел его величество. И красавицы гребли взад и вперед. И сердце его величества услаждалось, когда он глядел на них. Но вот у одной из девушек растрепались волосы и упала в воду украшавшая прическу ее бирюзовая рыбка. И умолкла девушка, и перестала грести, а за ней и все остальные. Сказал его величество девушкам: «Почему же вы не гребете?» И ответили они: «Наша старшая замолкла и не гребет». Тогда сказал его величество старшей над девушками: «Греби, я дам тебе другую бирюзовую рыбку». И ответила она: «Мне не надо другой, я хочу свою рыбку».
Позвал царь главного жреца и рассказал ему обо всем. Тогда жрец промолвил что-то волшебное и разделил воды озера пополам. И положил одну половину вод на другую. Обнажилось дно озера, и нашел жрец на его дне бирюзовую рыбку – лежала та рыбка на камне. Он поднял ее и отдал девушке. Затем жрец снова промолвил что-то волшебное и привел озеро в первоначальное состояние. Его величество, да будет он жив, невредим и здрав! — провел прекрасный день»

Вспомните библейские сказания. Что могли заимствовать авторы Ветхого Завета из древнеегипетской сказки?

По библейским сказаниям перед Моисеем разомкнулись воды Красного моря, пропустив по сухому дну иудеев. Это явление и было заимствованно авторами библейских сказаний

Задание № 74. Заполните контурную карту «Ассирия»

1. Обведите границы Ассирийской державы в середине 7-го века до н.э.

2. Страны, находившиеся под властью ассирийских царей, обозначены на карте цифрами. Напишите их названия:

1. Вавилонское царство 2. Сирия 3. Израильское царство 4. Финикия

3. Обозначьте стрелками направления завоевательных походов ассирийцев

4. Закрасьте кружочек, обозначающий название главного города Ассирийского царства, и надпишите его название:

5. Закрасьте кружочек, обозначающий самый знаменитый город Двуречья, оказавшийся под властью царей Ассирии. Надпишите его название:

6. Надпишите названия главных рек Двуречья:

7. Какие водные пространства обозначены на карте цифрами? Напишите их названия:

5. Красное море

6. Средиземное море

7. Персидский залив

Задание № 75. Впишите недостающие слова и буквы

Столицу Ассирии, город Ниневию, называли «логовищем львов», «городом крови».

В 8-м веке до н.э. самой сильной в мире была армия царя государства Ассирия.

Ассирийцы впервые стали широко использовать в военном деле конницу.

Для разрушения вражеской крепости ассирийцы применяли таран.

Если путь войску преграждала река, ассирийцы надували кожаные мешки и на них переправлялись вплавь.

Ассирийские воины были вооружены мечами и топориками из твердого металла, его название железо. Ниневия была захвачена и сожжена врагами в 612 году до н.э.

Однако библиотека царя Ассирии по имени Ашшурбанапал не погибла в огне

Задание № 76. Решите кроссворд «Ассирийское царство»

Если вы правильно решите кроссворд, то в клетках по горизонтали, выделенных рамкой, прочтете прозвище главного города Ассирийской державы, данное ему покоренными народами

По вертикали: 1. Река, на которой был расположен главный город Ассирии (8-7 века до н.э.) (Тигр). 2. Металл, широко применявшийся ассирийцами при изготовлении оружия (железо). 3. Орудие, с помощью которого ассирийцы разбивали стены вражеских городов (таран). 4. Один из ассирийских городов, захваченных ассирийцами (Сидон). 5. Страна, на севере которой возникло Ассирийское государство (Двуречье). 6. Распространенный в древности род войск, который впервые стали использовать ассирийцы (конница). 7. Один из последних ассирийских царей, создатель дворцовой библиотеки (Ашшурбанапал). 8. Населявший южное Двуречье народ, который поднял победоносное восстание против ассирийского владычества (вавилоняне). 9. Главный город ассирийской державы (Ниневия). 10. Народ, живший к северо-востоку от Двуречья; принял участие в разгроме Ассирии (мидийцы)

Задание № 77. Ответьте на вопросы

Древний путешественник рассказывал, что видел в одной из стран быков с пятью ногами. Шутил ли этот человек? Если нет, то что он имел в виду?

Вход во дворец ассирийских царей украшали две пятиметровые статуи фантастических крылатых быков. Статуи имели пять ног. Это делалось для того, чтобы при взгляде сбоку создавалась имитация шага животного

Задание № 78. Ответьте на вопрос

Известно, что главную роль в гибели Ассирийского царства и разрушении Ниневии сыграли вавилоняне

Мог ли вавилонский царь Хаммурапи участвовать в празднике по случаю этой победы?

Чтобы найти правильный ответ, обозначьте на «линии времени» годы правления Хаммурапи и год разрушения Ниневии

Хаммурапи не мог участвовать в празднике, т.к жил задолго да этого события.

1792—1750 годы до н.э. — годы правления Хаммурапи

612 год до н.э. — разрушение Ниневии

Задание № 79. Решите кроссворд «Персидская держава»

Если вы правильно решите кроссворд, то в клетках по горизонтали, выделенных рамкой, прочтете название знаменитой дороги в древней Западной Азии. Причудливая форма рамки напоминает нам эту дорогу (рассмотрите ее изображение на карте учебника)

По вертикали: 1. Слово, которым мы называем правителей древних государств — Вавилонского, Ассирийского, Персидского (царь). 2. Главный город Лидийского царства (Сарды). 3. Последний царь Лидии, славившийся своим богатством (Крез). 4. Один из главных городов Персидской державы (Сузы). 5. Основатель Персидской державы (Кир). 6. Огромный город в Двуречье, взятый персами благодаря военной хитрости (Вавилон). 7. Великое царство в Западной Азии, которое первое оказалось под властью персов (Мидия). 8. Еще одно захваченное персами великое царство, название которого совпадает с распространенным женским именем (Лидия). 9. Драгоценный металл, который в изобилии добывался на песчаных берегах рек Малой Азии (золото). 10. Название воина из личной охраны персидского царя (бессмертный). 11. Один из главных городов персидской державы, известный своими роскошными дворцами (Персеполь). 12. Страна в Африке, завоеванная персами (Египет). 13. Самый могущественный из царей Персии, властитель обширной державы (Дарий)

Задание № 80. Заполните контурную карту «Персидская держава»

Заполните контурную карту «Персидская держава»

1. Закрасьте ту территорию, на которой возникло Персидское государство

2. Обведите границы Персидского царства (6 век до н.э.)

3. Надпишите название реки, до которой доходили владения персов на востоке:

4. Страны и полуостров, подвластные персидским царям, обозначены на карте цифрами. Напишите их названия:

1. Мидия 2. Лидия 3. Вавилония 4. Сирия 5. Палестина 6. Финикия 7. Синайский полуостров 8. Египет

5. Какие водные пространства обозначены на карте цифрами? Напишите их названия:

9. Красное море 10. Средиземное море 11. Черное море 12. Каспийское море 13. Персидский залив

6. Закрасьте кружочки, обозначающие города Персеполь, Сузы, Экбатаны, Вавилон, Сарды. Надпишите их названия

7. Проведите путь из города Сузы до города Сарды. Надпишите название этого пути

Царская дорога

Источник



Рабочая тетрадь по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. 1 часть. Задание 54

Задание №54. Разгадайте два кроссворда «На берегах Тигра и Евфрата».

Если вы правильно разгадаете кроссворд, то в клетках по горизонтали, выделенных рамкой, прочтёте имя героя мифа, который спасся во время потопа.

Рабочая тетрадь по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. 1 часть. Задание 54

По вертикали:

  1. Один из древнейших городов, царём которого был Гильгамеш. — Урук
  2. Богиня плодородия и любви. — Иштар
  3. Бог луны. — Син
  4. Злой великан, охранявший кедровый лес. — Хумбаба
  5. Наводнение, затопившее всю землю по воле богов. — Потоп
  6. Царь Урука — герой сказаний, возникших в Двуречье. — Гильгамеш
  7. Бог солнца. — Шамаш
  8. Полноводная река, текущая в Двуречье. — Евфрат
  9. Любимый друг и соратник Гильгамеша — Энкиду

Ответ по горизонтали: Утнапишти

В клетках по горизонтали, выделенных рамкой, вы прочтёте название письма, изобретённого в Двуречье.

Рабочая тетрадь по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. 1 часть. Задание 54

По вертикали:

  1. Небольшая пластина из мягкой гли­ны, предназначенная для письма. — Табличка
  2. Горная порода, об­разующая в соединении с водой тестообразную массу и использовавшаяся в строительстве, в писцовых школах, для изготовления посуды. — Глина
  3. Одна из двух главных рек Двуречья. — Тигр
  4. Высеченные на каменном столбе правила, по которым вавилонские судьи разбирали споры между людьми. — Законы
  5. Самый известный в Древнем Двуречье город. — Вавилон
  6. Вавилонский царь-законодатель. — Хаммурапи
  7. Брусок из глины, обожжённый в печи или высушенный на солнце, исполь­зовавшийся для построек. — Кирпич
  8. Каменный предмет, на котором высечены законы Хаммурапи. — Столб
  9. Одно из названий страны в Западной Азии, где, как и в Египте, более пя­ти тысяч лет назад возникли государства и было изобре­тено письмо. — Двуречье

Ответ по горизонтали: Клинопись

Источник

Adblock
detector