Меню

Будто замерзшее озеро двинулось

Будто замерзшее озеро двинулось

Не в силе Бог, а в правде!

За последние десятилетия в нашей стране увидело свет немало книг, посвященных великому князю Александру Ярославичу Невскому. В том числе и в молодогвардейской серии «Жизнь замечательных людей», где еще в 70-е годы прошлого столетия была опубликована одна из лучших биографий великого князя, принадлежащая перу замечательного исследователя средневековой Руси Владимира Терентьевича Пашуто. Но и до, и после книги Пашуто историки, писатели, публицисты вновь и вновь обращались к личности Александра Невского и к проводимой им политике, пытаясь найти в ней ответы на многие вопросы, актуальные для нашей страны и по сей день. И это закономерно, ибо великий князь Александр Ярославич, вне всяких сомнений, одна из ключевых фигур нашей истории, а время его правления зримо отделяет историю древней, домонгольской Руси от истории Руси Московской. И очень многие черты политической жизни нашего государства, многие особенности политики московских великих князей, а затем и царей были заложены именно в княжение их великого предка.

Казалось бы, об Александре Невском написано всё. Историкам и биографам остается спорить лишь об отдельных нюансах в его биографии, о том или ином освещении давно установленных фактов, извлеченных из давно опубликованных и подвергнутых тщательному изучению источников — летописей, житий, княжеских договоров, западноевропейских хроник, записок иностранных дипломатов и путешественников. Но вот перед нами книга, в которой многие известные факты изложены по-новому, а иные из них и вовсе неизвестны исследователям жизни Александра Невского и Руси его времени. Автор книги, предлагаемой вниманию читателя, — известный петербургский ученый Юрий Константинович Бегунов, действительный член нескольких академий наук — Петровской, Международной Славянской и Русской, профессор политологии, доктор филологических наук России и Болгарии, почетный доктор Великотырновского университета имени святых Кирилла и Мефодия, член Русского Исторического общества и Ассоциации болгаристов СНГ. Его имя прекрасно известно специалистам по истории древнерусской литературы; сюжетами, связанными с именем Александра Невского, автор занимается вот уже более полувека, а его монография, основанная на кандидатской диссертации, — «„Слово о погибели Рускыя земли“ — памятник русской литературы XIII века» (1965), — в которой исследована рукописная традиция Жития святого Александра Невского и реконструирован первоначальный текст этого выдающегося памятника русской агиографии, до сих пор служит основой для большинства исследований как самого произведения, так и обстоятельств жизни его главного героя — святого и благоверного великого князя Александра Ярославича. В дальнейшем Ю. К. Бегунов опубликовал несколько десятков статей, посвященных Житию Александра Невского, биографии князя, его изображению в русской литературе и искусстве XIII–XIX веков[1]. При его участии были организованы и проведены конференции, посвященные Александру Невскому, — международная, проходившая в Санкт-Петербурге и приуроченная к 750-летию Невской битвы и Году Александра Невского (1990), и научно-практические, состоявшиеся в городе Колпине (1989, 1994, 1999). В отличие от прежних биографов Александра Невского, автор книги сумел привлечь многие новые источники, остающиеся до сих пор вне поля зрения историков. В первую очередь, это различные редакции Жития святого и благоверного великого князя Александра Ярославича, которые составлялись на протяжении XIII–XVIII веков (по данным автора, их число перевалило за 20); церковная Служба святому князю в редакциях XVI–XVII веков; написанное в XVI веке «Исповедание веры святого Александра Невского»; «Ростовский летописец» А. Я. Артынова (XIX век). При описании монголо-татарского нашествия на Русь и мер, принятых Александром Невским для отведения угрозы от Новгорода, автор привлек практически неизвестный даже специалистам так называемый «Свод булгарских летописей» (XVII век), сохранивший в том числе и летопись знаменитого татарского (точнее, булгарского) полководца XIII века Гази-Бараджа Бурундая, одного из самых заметных участников похода татар на Русь и последующего утверждения власти Орды над Русью.

Издатели книги, несомненно, отдают себе отчет в том, что эти памятники имеют позднее — как правило, даже очень позднее — происхождение, а потому степень их достоверности не может не вызывать серьезных сомнений. Наверное, кое-кто из специалистов, исследователей Древней Руси, с пренебрежением отнесется к подобным источникам, напрочь отвергнув их показания. Однако едва ли такой подход можно признать правильным. Во всяком случае, нам показалось, что читателю будет полезно и небезынтересно познакомиться с новой, насыщенной новыми, зачастую неожиданными фактами биографией одного из крупнейших деятелей средневековой России.

В заключение скажем особо о структуре книги. Значительную ее часть составляют документальные приложения — тексты двух редакций Жития святого Александра Невского, церковной Службы и другие материалы. Мы уже говорили о том, что автор книги, проф. Ю. К. Бегунов, известен прежде всего как исследователь агиографических сочинений, посвященных святому князю. А потому собранные им материалы представляют немалый интерес и немалую — в том числе и чисто научную — ценность. Все переводы древнерусских памятников на современный русский язык выполнены Ю. К. Бегуновым.

ВЫБОР АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

Александр Невский — ключевая фигура русской истории: победитель шведских и немецких рыцарей, остановивший крестовый поход на Русь, строитель Русского национального государства с городом Владимиром как центром, оберегатель Русской вольницы — Новгорода Великого и Пскова, заступник Русского народа от ордынских нашествий, создатель династии московских великих князей и т. п.

Про таких говорят: герой с тысячью лиц, человек многих достоинств и добродетелей, отмеченный Богом. Неудивительно, что Русская Православная Церковь причислила его к лику святых: вначале — местно в Рождественском монастыре во Владимире, где он был похоронен как схимник Алексий (1263), с написанием в его честь благочестивого Жития (1280-е годы); затем — также местно — с открытием мощей святым митрополитом Киприаном (1381), с написанием «Чуда о Доньской победе», еще позже — соборно — с общерусской канонизацией в Москве в 1547 году, с написанием владимирскими иноками «Слова похвального благоверному великому князю Александру, иже Невский именуется, новому чюдотворцу, в нем же и о чюдесех его споведася».

В дальнейшем, на протяжении веков, святого князя Александра Невского прославляли как «Второго Константина» и «Нового Владимира»; ему посвящали храмы, изографы писали иконы. Из-под пера древних книжников явился идеальный образ князя-святого, сына благочестивых и благородных родителей, потомков Владимира Мономаха.

Вся короткая многострадальная жизнь князя Александра — всего 43 года! — пример беззаветного служения Отечеству. С его именем связана Русская идея мира, свободы и справедливости. Говорят, что героями становятся по воле Божьей. Святой Александр Невский и был таким героем, у которого нельзя отделить героическое от человеческого, ангельское подобие от человеческого служения миру, небесное от земного, вечное от временного.

Историки, с легкой руки Г. В. Вернадского, говорят о двух подвигах Невского: во-первых, о подвиге земном, воинском, так как князь и его сподвижники спасли Русскую землю от иноземного порабощения, и, во-вторых, о подвиге духовном, так как земной воитель, ведомый Святой Софией и Святой Троицей, отстоял родную землю, народ и веру православную: не согласился на унию с Римской католической церковью, стойко защищал христиан от «поганых», установивших жесточайшее иго на Руси.

Читайте также:  Озеро сновидений евпатория беседки

Источник

Будто замерзшее озеро двинулось

— Вы историю преподавали? — спросил Белов.

— Нет. Математику и физику. В истории я дилетант, — улыбнулся Лебедев. — Здесь, на псковской земле, — продолжал он, — издавна селились русские. Форпост России, так сказать. Дальше была Прибалтика, латыши, литовцы, эсты, Пруссия.

— Здесь бы не с автоматами, а с лопатами ходить, — сказал Белов мечтательно. — Столько здесь бесценных сокровищ лежит — от Игоря Святославовича до наших дней.

— А ведь Александр Невский, он тоже отсюда! — сказал Матросов.

— Отсюда, — кивнул Белов. — Трудные времена были. На востоке монголы жгли и резали, а с запада немцы зубы точили.

— Семьсот один год назад и случилась битва на Чудском озере. Была тогда суббота. И писал летописец, что, когда взошло солнце, сошлись оба войска. И была злая сеча, и раздавался такой треск от ломающихся копий, и звон от мечей, будто замерзшее озеро двинулось. И не видно было льда, потому что покрылся он кровью. И разгромили рыцарей, а многих в плен взяли.

— Хорошо вы все это знаете, — с уважением сказал Лебедев. — В институте проходили?

— Интересовался, товарищ старший лейтенант.

— А знаете вы, что в этих краях еще одна славная битва была? — сказал Лебедев. — Двадцать третьего февраля восемнадцатого года — двадцать пять лет назад — в бою с немецкими захватчиками родилась Красная Армия.

— Вот здорово, — сказал Матросов, — может, и мы в этот день в первый бой пойдем!

— Может, раньше, может, позже, — сказал Лебедев. — Но ударить надо так, как всегда их здесь били.

— Эх, товарищ старший лейтенант, знали бы вы, как руки на них чешутся, уж очень медленно идем!

— Дойдем, — спокойно сказал сержант Донской, — и возьмем его, как куру, за шею. — Он стиснул свой огромный кулак так, что пальцы побелели.

Мы притащили из ангара два тяжелых мотора — «Нептун» и «Вихрь», и Вячеслав, радуясь свиданию с ними, улыбался и похлопывал по крутым бокам.

— Залежались, голубчики, застоялись в стойле!

Мы оттолкнулись, загребая веслами, сплавились вниз по течению. Там нас ждали остальные члены экипажа, шофер Коля — высокий, могучий парень, который играючи взял «Нептун» на плечо; худенький и чем-то озабоченный слесарь Валерий и его жена Люда. Валерий с Людой только что поженились и не расставались теперь ни на шаг.

Вечером собрались все снова испытывать моторы. На набережной, увидев нас, нагруженных туристской амуницией, собралась толпа, под шуточки которой Валерий со Славой возились внизу с моторами.

— На водных лыжах сейчас будут кататься, — предполагали в толпе.

— Какие сейчас лыжи, лед еще идет!

— А я вам говорю, на лыжах, они летом все на лыжах гоняли, я их знаю.

Подошел кто-то знакомый, поздоровался, крикнул:

— К Матросову хотим сходить, — просто сказал Слава.

Уже темнело, когда они подошли к деревне Осипово. Деревни не было, они уже привыкли к этому, даже печи не торчали, как обычно, из-под снега, их тоже свалили танками, чтоб не было ориентиров. Но на командирской карте деревня была, и должны были они здесь ночевать. Еще на днях тут проходила линия немецкой обороны, вились траншеи, виднеясь холмы дзотов, повсюду валялось брошенное в поспешном отступлении снаряжение. Разведчики быстро обшаривали траншеи.

— Эй, здесь блиндажи, идите сюда! — крикнул кто-то.

— Осторожно, — предупреждающе скомандовал Артюхов, — не двигаться, пусть саперы проверят все! Блиндажи могут быть заминированы.

Саперы быстро скрылись в траншеях, разошлись по блиндажам. Роты остались стоять на ветру.

Вдруг из ближнего блиндажа выскочил молоденький сапep, бросился к Артюхову.

— Товарищ старший лейтенант, там.

Лицо его было белое-белое, а глаза пустые.

— Пятеро за мной, — сказал Артюхов и пошел к блиндажу.

Матросов, Белов, Копытов, Донской и лейтенант Королев, командир взвода, бросились за ним.

Дверь в блиндаж была узкая и заклинилась, протискивались по одному. Там было темно и холодно.

Артюхов зажег фонарь, луч упал на добротную бревенчатую стену, перешел на стол с разбитой рацией, бутылочным стеклам, скользнул к другой стене, там стояли две железные кровати со сползшими на пол тюфяками.

Луч опять вернулся, пополз на пол — опрокинутые стулья, разбросанные вещи.

Королев включил свой фонарь, направил его в другую сторону. Все вздрогнули одновременно. Босые ноги торчали из-под вздувающегося ковра.

Источник

Урок-игра в 8-м классе «Своя игра». Выявление уровня литературного образования учащихся

  • Обучающая: обобщить знания учащихся по произведениям, изученным за курс 8 класса; проконтролировать уровень формирования читательской компетенции.
  • Развивающая:

развитие познавательного интереса, формирование умения преодолевать трудности в учении.

Воспитывающая: воспитание внимательного читателя, бережно относящегося к художественному произведению; воспитание настойчивости, уверенности в своих силах, аккуратности, товарищеской взаимопомощи.

Оборудование — мультимедийная установка

Вступительное слово учителя.

Правила игры: игра проводится по несколько измененным правилам популярного телешоу «Своя игра». Участвуют 3 команды. К игровым местам выходят представители трех команд, победившие в отборочном туре. Каждый игрок отвечает на выбранный им самим вопрос.

Потом игровые места занимает следующая тройка и т.д. В игре четыре раунда, в каждом раунде, кроме финального, три категории вопросов, в каждой категории три вопроса разной сложности (чем сложнее вопрос, тем больше баллов он приносит игроку). Игрок сам выбирает категорию и цену вопроса, после чего ему зачитывается и показывается вопрос на слайдовой презентации. Участник верно ответивший на выбранный им вопрос, приносит своей команде количество баллов, равное цене вопроса. И наоборот, участник, давший неверный ответ, теряет эти баллы. Если правильный ответ дает другой игрок из тройки, то баллы получает его команда. Среди вопросов каждого раунда есть вопрос-аукцион и «кот в мешке».

Если участнику попадается вопрос-аукцион, то другой игрок из тройки может «перекупить» его, дав большее количество баллов (если у него они есть), и тогда в случае правильного ответа игрок, перекупивший вопрос, приносит своей команде то количество баллов, которое он «заплатил» за вопрос. Если же ответ дан неверно, команда теряет эти баллы. «Кот в мешке» — вопрос не из выбранной категории. Участник, которому попадается «кот в мешке», может по желанию отдать его любому игроку тройки.

В финальном раунде игроки последней тройки поочередно убирают трудные для них категории вопросов, и каждый из игроков отвечает письменно на вопрос оставшейся категории. Но перед озвучиванием вопроса игроки объявляют свои ставки, которые не могут превышать набранное командой количество баллов. Если ответ дан верно, ставка добавляется к общей сумме баллов, если же ответ неправильный, поставленные баллы снимаются. Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов.

Читайте также:  Васюткино озеро в каком классе читают

УЗНАЙ АВТОРА

Лауреат Нобелевской премии от 9 ноября 1933 года, его жизненный девиз

«Я хочу, чтобы смерть застала меня за книгой, с пером в руке:», его жена дочь известного химика,

В 1907 году А.Блок писал: «:Поэзия Бунина возмужала и окрепла:Цельность и простота стихов и мировоззрения Бунина настолько ценны и единственны в своем роде, что мы должны сего первой книги «Листопад» признать его право на одно из главных мест среди современной русской поэзии.

Афоризмы из его произведений

— «Наделала синица славы, а моря не зажгла:»

-«Беда, коль пироги начнет печи сапожник, сапоги тачать пирожник»

— «Не презирай совета ничьего, но прежде рассмотри его:»

30. М.Ю. Лермонтов

а. Наряду с поэтическим даром у него увлечение живописью — больше десяти картин маслом и акварели: виды Кавказа, Пятигорска, портреты и автопортреты

б. Автор переводил многих европейских поэтов. Самые знаменитые его переводы «На севере диком», «Горные вершины». В 15-летнем возрасте вслед за В.А. Жуковским он перевел две шиллеровские баллады «Кубок» и «Перчатка»

в. У этого поэта состоялась дуэль 18 февраля 1840 с сыном французского посланника Барантом, за которую он был вторично сослан на Кавказ.

«Стихотворения в прозе», «Записки охотника», «Ася», «Бежин луг», «Отцы и дети», «Дворянское гнездо»

Этот писатель с детства испытывал глубокий интерес к истории. Он хорошо знал не только русскую и украинскую, но и всемирную историю. Историческая тема становится главной в рассказе о Запорожской Сечи. Автор нарисовал вымышленный провинциальный город, в котором царит пошлость, все чиновники погрязли в пороках. Все заняты сплетнями, мелочными, корыстными интересами. На этом фоне душевно и духовно ничтожных людишек появляется незначащий чиновник из Петербурга, который всего боится

УЗНАЙ ГЕРОЯ (Кто так описывается, характеризуется?)

10 Петр Андреевич Гринев (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

«Отец мой в молодости служил при графе Минихе. Все мои братья и сестры умерли во младенчестве. Я же еще, даже не родившись, уже был записан в Семеновский полк сержантом. С пятилетнего возраста я был отдан на руки стремянному Савельичу, под его надзором на 12 году я выучился русской грамоте. Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Когда мне минуло 16 лет, судьба моя переменилась:

20 Фотограф ( В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»)

Этот герой приехал глухою зимою в овсянскую школу и «подарил» чудо: на фоне деревенского дома с белыми ставнями — ребятишки: кто с оторопелым лицом, кто смеется, кто губы поджал, кто рот открыл, кто сидит, кто стоит, кто на снегу лежит. Этот подарок жив до сих пор, пожелтел, обломался по углам. А есть и другие : например, тетки и дядья красуются в фанерном автомобиле, одна тетка в шляпе в виде вороньего гнезда, люди с гармошками, балалайками, гитарами, с часами, высунутыми напоказ из-под рукава, и другими предметами, демонстрирующими достаток в доме. Его подарок — своеобычная летопись народа, настенная его история

30 Е Пугачев (А.С Пушкин «Капитанская дочка»)

а. Буран, бродяга приехал на постоялый двор, утором снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи;

б. Ему подарен заячий тулупчик, который оказался для него узок. И надевая на себя, распорол его по швам. Бродяга был чрезвычайно доволен этим подарком;

в. Проводил до кибитки и сказал с низким поклоном: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей»

40 Гришка Челкаш (М Горький «Челкаш»)

Старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор. Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе, с разорванным воротом, открывавшим его сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей

50 Из Древнерусской литературы. «Повесть о житии и о храбрости Благородного и Великого князя Александра Невского»

Рост его был больше других людей, а голос его как труба в народе, лицо же его как лицо Иосифа (герой Библии, за красоту его прозвали Прекрасным). Им совершены три подвига: поездка на Орду, победа в Ледовом побоище и победа на Неве: «Была тогда суббота. Когда всходило солнце, сошлись обе стороны. И была сеча злая. И треск от ломания копий, и звук от сечения мечей. Словно замерзшее озеро двинулось. И не было видно льда, ибо покрылось кровью»

КОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ СЛОВА?

10 Городничий (Н.В. Гоголь «Ревизор«)

«Чего смеетесь? Над собою смеетесь:»

20 Городничий (Н.В. Гоголь «Ревизор«)

«Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины! Пришли. Понюхали — пошли прочь».

30 Мцыри. (М.Ю. Лермонтов «Мцыри»)

Ты хочешь знать, что видел я
На воле?- Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей

40 Н.М. Карамзин «Наталья, Боярская дочь»

«Для чего, для чего не могу я превратиться в невидимку или маленькую птичку, чтобы слетать в Москву белокаменную, взглянуть на родителя, поцеловать руку его, выронить на нее слезу горячую и возвратиться к милому моему другу?»

50 Автор А. Т. Твардовский «Василий Теркин»

Лучше нет воды холодной,
Лишь вода была б вода.
На войне, в быту суровом,
В трудной жизни боевой,
На снегу, под хвойным кровом,
На стоянке полевой,-
Лучше нет простой, здоровой,
Доброй пищи фронтовой

ДАЙТЕ НАЗВАНИЕ СЦЕНЫ, ЭПИЗОДА ФРАГМЕНТА.

10 Бой Мцыри с барсом (М.Ю. Лермонтов «Мцыри»)

:. И вот в тени ночной
Врага почуял он, и вой
Протяжный, жалобный, как стон,
Раздался вдруг: и начал он
Сердито лапой рыть песок,
Встал на дыбы, потом прилег,
И первый бешеный скачок
Мне страшной смертию грозил:
Но я его предупредил.
Удар мой верен был и скор.
Надежный сук мой, как топор,
Широкий лоб его рассек:
Он застонал, как человек,-
И опрокинулся. Но вновь,
Хотя лила из раны кровь
Густой, широкою волной,
Бой закипел, смертельный бой!

20 Дуэль Петра Гринева и Швабрина (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

«Спустясь по крутой тропинке, мы остановились у самой реки и обнажили шпаги. Противник был искуснее меня, но я сильнее и смелее, и monsieur Бопре, бывший некогда солдатом, дал мне несколько уроков в фехтовании. Долго мы не могли сделать друг другу никакого вреда; наконец, приметя, что противник ослабевает, я стал живостию на него наступать и загал его почти в самую реку. Вдруг услышал я свое имя, громко произнесенное. Я оглянулся :. В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже плеча, я упал и лишился чувств»

Читайте также:  Озеро в сша презентация

30 Грядущий день ( А. А. Блок На поле Куликовом»)

Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск и трубы лебедей.
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал.- Молись!

40. Беседа Сторожа и Е. Пугачева (С. Есенин «Пугачев»)

Невеселое ваше житье.
Но скажи мне, скажи,
Неужель в народе нет суровой хватки
Вытащить из сапогов ножи
И всадить их в барские лопатки?

50 Размышления героя Н.Н ( И.А. Тургенев «Ася»)

Завтра я буду счастлив! У счастья нет завтрашнего дня; у меня нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее — и то не день, а мгновенье:

ВНИМАТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ:

Вставьте пропущенные слова

10 Любовь (М.Исаковский «Катюша»)

Пусть он вспомнит девушку простую,
Пусть услышит, как она поет,
Пусть он землю бережет родную,
А . Катюша сбережет.

20 Прости (И.Бунин «У птицы есть гнездо»)

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать . родному дому

30 Напроказишь (И.А Крылов «Обоз»)

Как в людях многие имеют слабость ту же:
Все кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так. вдвое хуже.

40 Честь (пословица перед повестью А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

50 Урал (А. Куницын «Здесь в крае руды:»)

Здесь в крае руды,
Самоцветов
Нам тусклыми быть не с руки.
Немыслим .
без поэтов,
без их самоцветной строки!

  1. Литература, 8 класс. Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Автор — составитель. В.Я. Коровина и др.- 10-е издание.- М.: Просвещение, 2011

Источник



—>Decadence —>

Образовательный сайт

  • Регистрация
  • Вход
  • Facebook
  • Twitter
  • YouTube

Александр Невский — князь, имя которого наводило страх на всю Европу, вызывало чувство уважения у самых могущественных воинов и зарождало любовь в сердцах соотечественников. «Повесть и житии. » рассказывает не только о его самых великих подвигах, но и раскрывает особенности жизни великого защитника Руси.

Поразмышляем над прочитанным.

1. Какой теме посвящена повесть и какие чувства вызывает при чтении?

Повесть посвящена великим подвигам русского полководца — Александра Невского. Она освещает битвы его воинов на Неве, на Чудском озере, а также поход к хану. Повесть вызывает чувство гордости за отвагу и свободолюбие русского народа. Также возникает чувство горечи, когда рассказчик повествует о преждевременной смерти князя.

Как называет себя рассказчик и что хочет подчеркнуть этим? Как он говорит о том, что был современником Александра?

Рассказчик описывает себя как ничтожного, многогрешного и неразумного человека. Также он говорит, что был современником Александра: «Слышал я о нем от отцов своих и был самовидец деяний его».

Александр Невский — князь, о котором стали ходить легенды еще при жизни.

2. Каким героям уподобляет рассказчик князя?

Лицо князя рассказчик сравнивал с лицом одного из самых красивых египетских царей — Иосифа. Силу Александра он описывает как силу Самсона — еще одного библейского персонажа, отличающегося необычайно мощным телом. Умственные способности и опыт Невского сравнивается с премудростью Соломона — самого умного еврейского царя. Храбрость князя уподоблялась храбрости иудейского царя Веспасиана, завоевавшего в военных походах много земель.

О каких его подвигах рассказывает? Какими словами Александр укрепляет дух своей дружины? С помощью каких средств создается образ героя?

Монах рассказывает о победе князя над немцами (ледовое побоище) битве на Неве (Невская битва). Александр укрепляет своих воинов словами: «Не в силе Бог, но в правде». Образ героя создается при помощи такого литературного приема как сравнение. Автор сравнивает князя с великими героями, которые известны ему из Библии.

3. Обратите внимание на особенности описаний, поэтические образы, постарайтесь вникнуть в их суть. Например, какие картины видятся вам за словами рассказчика: Словно замерзшее озеро двинулось?

За словами автора видятся картины великой битвы, от которой в буквальном смысле «дрожит земля». Озеро двинулось не только под тяжестью конницы. Русские воины рубили лед и топили закованных в доспехи врагов. Битва была настолько тяжелой, что звук сечения мечей был подобен грому от движения замерзшего озера.

Отчасти благодаря этой битве прославился Александр Невский. Князь совершил много подвигов ради своей земли, и Ледовое побоище было лишь одним из них.

Будьте внимательны к слову

1. Как вы понимаете слова Александра Невского, которыми он укреплял «дух дружины своей»: «Не в силе Бог, но в правде»?

Александр Невский говорил слова ободрения, подразумевая, что Бог на стороне тех, кто выступает за справедливость. Они защищали свои земли, а враги движимые жадностью, вероломно вторглись на их территорию. И не важно сколько у них человек в войске, ведь «Бог не в силе, а в правде».

Как звали шестерых мужей храбрых, которые «вместе с ним Крепко сражались»? С чем сравнивает автор сердца «мужей Александровых»?

1) Гаврила Алексич — воевал на коне, искустно пробрался на корабль врагов;

2) Збыслав Якунович — новгородец, бился одним топором;

3) Яков полочанин — ловчий (охотник) князя;

4) Миша — новгородец, погубил целых 3 вражеских корабля;

5) Савва — из младшей дружины, обрушил вражеский шатер;

6) Ратмир — один из слуг князя, бился до последнего в окружении врагов.

Сердца мужей Александровых были преисполнены храбрости.

Кого Александр Невский называет народом «высокомерным» и кто похвалялся: «Посрамим народ славянский», «Возьмем Александра руками»?

Европейским властям не было выгодно соседство с Русью, которую представлял на международной арене Александр Невский. Князь так называл немецких правителей и воевод, которые решили напасть на землю славянскую.

2. Каков последний подвиг Александра? Зачем он пошел к царю? Как об этом говорится в повести?

Последний подвиг Александра заключался в походе к царю в Орду. Он собирался отмолить русских людей от участия в войнах татар с монголами. Говорящий об этом отрывок из повести: «Было тогда великое притеснение от иноплеменников, и сгоняли они христиан, веля им воевать вместе с ним. Князь же великий Александр пошел к царю, дабы отмолить людей от беды той».

3. Какими словами и от чьего лица автор описывает горе от утраты, понесенной землей Суздальской со смертью Александра? Произнесите эти слова вслух и объясните их смысл.

Сначала к народу обращается митрополит Кирилл: «зашло солнце земли Суздальской». Затем идет описание горести всего народа, иереев и диаконов, черноризцев, нищих и богатых: «Уже погибаем!».

4. Составьте небольшой словарик характерных для этого текста слов, которые могут использоваться сегодня и которые ушли в прошлое, например: самовидец, деяния, разгорелся сердцем, сеча, распря, отмолить от беды и т. д.

Источник

Adblock
detector