Меню

Чем оделась речка весной

Разливы рек весной: описание, особенности и интересные факты

Разливы рек (половодье) – это естественный и повторяющийся из года в год процесс подъёма уровня воды, вызванный обильным таянием снега весной (весеннее половодье) или выпадением дождевых осадков во влажный сезон. «Жизнь» реки представляет собой серию годовых циклов, и разлив является их неотъемлемой частью. Во время разлива реки величина речного стока достигает максимальных значений в период наиболее активного таяния снега в речном бассейне или на пике выпадения дождевых осадков. Весеннее половодье приводит к большому сбросу воды, который составляет обычно большую часть всего годового стока реки. В нашей стране разлив реки из-за таяния снегов причиняет больший ущерб, чем разлив, который вызван обильными дождями во влажный сезон.

В чём отличие половодья от других процессов, происходящих на реках?

Одной из основных особенностей половодья является сезонная зарегулированность. Хотя сроки этого процесса могут меняться, в зависимости от погодных условий, половодье всегда связано с массовым таянием снега весной. Оно наблюдается каждый год, а его масштабы зависят от количества накопленного снега, скорости повышения температуры и особенностей реки. На востоке России разлив реки весной выражен слабо, а основной подъём воды наблюдается в тёплое время года, что связано с особенностями распределения осадков.

Резкое повышение уровня воды и разливы рек возможны и при паводках, но возникают они из-за сильных дождей, выпадение которых не так чётко зависит от периода года. Длительность паводка гораздо меньше длительности половодья.

В противоположность половодью, период обмеления рек на ЕТР типичен для второй половины лета и первой половины осени. В это время уровень воды в реках устойчиво снижен на протяжении длительного времени. Такие периоды в «жизни» реки называются маловодьем или меженью.

Как происходят разливы рек

При половодье подъём воды может оказаться значительным, что является причиной разлива реки по пойме и затоплению низинных территорий. Уровень воды довольно неустойчивый, и это приводит к частому изменению ширины зоны затопления. Несмотря на попытки строить дома подальше от реки, всё равно нередки случаи подтопления жилых строений. При образовании ледяных заторов площадь разлива резко увеличивается. Это связано с тем, что лёд при заторе является препятствием свободному течению воды, что вынуждает её обтекать затор стороной. В среднем частота сильных половодий составляет один раз в несколько лет. Наибольшее значение для их возникновения имеет высокая снежность прошедшей зимы.

При половодьях под водой оказываются приблизительно 0,3 % территории России. Разлившаяся вода может заливать дороги, ЛЭП, газопроводы и другие коммуникации. Самое сильное из известных половодий случилось в 2001 году на реке Лена. Во время разлива ширина реки увеличилась на много километров. При этом был практически полностью затоплен город Ленск.

Защита от половодья

Чтобы весенний разлив рек оказывал как можно меньший урон хозяйству, крупные водотоки перегораживают дамбами и другими видами технических сооружений. Если имеется риск образования заторов, лёд приводят в движение подрывными мероприятиями. При наличии высокой угрозы затопления населённых пунктов осуществляют своевременную эвакуацию местного населения. В качестве обязательных атрибутов жители посёлков, расположенных в рискованных зонах, обязаны иметь при себе надувные лодки, запас продовольствия, средства связи.

Как прогнозируются разливы рек

Ещё до наступления половодья в бассейне реки производятся замеры мощности снежного покрова, рассчитываются прогнозы температурного режима и так далее. Вся эта информация обрабатывается и анализируется метеослужбами, которые и выпускают прогноз по половодью.

Особенности рыбалки при весеннем разливе рек

Многие рыболовы предпочитают пересиживать период разлива рек дома и не выходить на рыбную ловлю. Однако возможности получить хороший улов есть и в это время года. Но условия рыбалки при весеннем разливе рек существенно отличаются от таковых в остальную часть года. И не следует сразу разочаровываться: возможно, вам просто не повезло с первого раза. А для тех, кто желает получить необычные впечатления, самое время отправляться на рыбалку.

Общая масса рыбы в период высокой воды такая же, как и при нормальном состоянии рек. Правда, ведёт она себя в это время иначе, чем в другие периоды года. Это требует применения нестандартных методов ловли. Даже в мутной воде, типичной для половодий, рыба продолжает искать пищу, хотя и с меньшей эффективностью, чем в прозрачной.

В какой период разлива рек лучше ловить

Повышение уровня воды и разливы рек приводят к попаданию в воду большего количества органики, которая является кормом для рыб. Увеличивается и количество растворённого в воде кислорода. Значительно ухудшить условия рыбалки могут только сильные разливы, когда рыбу будет найти очень трудно. Небольшие же разливы дают рыбакам отличный шанс на улов. Период подъёма воды следует переждать, дождавшись фазы её снижения. Это связано с тем, что повышение уровня воды сопровождается снижением её температуры, что делает рыбу менее активной. Дополнительно этому способствует большое количество взвешенных в воде твёрдых и коллоидных частиц. По мере ослабления таяния снега температура воды несколько повышается, что делает рыбу более активной. Параллельно с этим происходит оседание взвешенных частиц, и вода немного очищается. Условия для жизни рыбы резко улучшается: она начинает активно искать корм.

Читайте также:  Карта рек горного алтая подробная

Плюсами для рыболова на фазе спада воды является возможность подобраться к рыбе поближе, а также упрощение самого процесса ловли. Менее пугливая рыба позволяет не церемониться с выбором снастей и вытаскиванием себя из воды.

Если течение довольно сильное, то необходимо использовать более тяжёлую оснастку. Если же выходить на ловлю в период подъёма воды, то следует придерживаться мест с минимальным течением и мутностью. Оптимальным вариантом для ловли будут мелководные участки, где течение очень слабое, а вода лучше прогревается.

Какие снасти использовать в период разлива рек

Выбор подходящей снасти зависит от размеров водоёма, наличия или отсутствия растительности, доступности береговой зоны, погодных условий и других причин. При ходовой ловле стоит использовать поводочное или болонское удилище с длиной 5-7 метров. Катушку брать безынерционную, небольшую по размеру. Диаметр лески будет 0,14–0,18 мм. При выборе поводка стоит ориентироваться на диаметр 0,10–0,12 мм при длине 25–30 см.

Особенности прикормки

Основная часть рыбы в период половодья прижимается ко дну водоёма. Поэтому именно туда и следует доставлять прикормку. Что бы прикормка опустилась ко дну, следует делать из неё плотные шарики. При быстром течении прикормка должна проводиться систематически. Её цвет должен быть таким, чтобы контрастировать с цветом воды на глубине.

В качестве насадки в период весеннего половодья отлично подойдёт порубленный червь, насекомые, личинки, мотыли и опарыш. При половодье лучше использовать крупные насадки, поскольку рыба в этот период обращает внимание прежде всего на объекты большого размера, которые легко разглядеть в мутной воде и которые дадут ей много энергии при минимуме собственных затрат. Допускается и использование насадок растительного происхождения.

Источник

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Экскурсия на реку»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Родионова Елена Юрьевна

Данное занятие предназначено для детей старнего дошкольного возраста по экологическому воспитанию. Оно помогает закрепить сезонные изменения в природе весной. Учит различать ветки деревьев по их основным признакам: цвету и запаху коры,особенностям почек , их расположению и запаху. Н а занятии формируется наблюдательность, иследовательские действия, развивается словарный запас.

Скачать:

Вложение Размер
«экскурсия на реку весной» 17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологии в старшей группе

«Экскурсия на реку»

Уточнить знания детей о изменениях в живой и неживой природе;

Уточнить и расширить представления о состоянии реки весной, установить связь между изменением температуры и состоянием воды; обратить внимание , как изменилась растительность на берегу;

Учить узнавать деревья по их веткам, различать ветки по запаху коры, особенностям почек, их расположению; формировать исследовательские действия;

Учить отражать увиденное точным словом, обогащать словарный запас: почка, кора, липкие , пахучие, душистые, клейкие.

-Ребята, послушайте стихотворение:

На дворе звенит капель,

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи,

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

-О каком времени года говорится в стихотворении?

-Как вы догадались что это весна?

-Посмотрите на ромашку и назовите, какие еще изменения происходят в природе?

-Как светит солнце? (ярко, ослепительно, греет землю теплыми лучами)

-Что еще делает солнце? ( припекает, пригревает).

-Что происходит с землей? (она оттаивает, чернеет, темнеет, появляется трава).

-Чем заняты птицы весной?

— Что происходит с животными?

-Какие дела у людей весной? Во что они одеваются?

-Сегодня, мы отправимся с вами на экскурсию к реке, и посмотрим, какие изменения происходят там весной.

Дружно ударились рыбы об лед,

И на реке начался ледоход.

Лед идет, лед идет,

Вышел на берег народ

Смотрит как река играет-

Лед в кусочки разбивает.

-Ребята, снег постепенно тает, ручейки все сбегаются к рекам. Под действием воды и солнца во льду образуются трещины, он раскалывается и трогается с места. Льдины, теснясь и толкаясь, несутся вниз по реке. По пути они тают. Вода в реке становится мутная, темная, грязная, потому что ручейки сбегаются ото всюду. Реки освобождаются от льда, выходят из берегов и разливаются. Начинается половодье (выставляется иллюстрация с изображением половодья, наводнения).

-Вспомните, в каком произведении описаны половодье и разлив реки весной? ( «Дедушка Мазай и зайцы»)

-Скажите, какая река была зимой?

-Как изменилась она сейчас? (иллюстрация реки)

-Это еще одна примета весны. Что весной происходит на реках? (ледоход)

-Из каких двух слов состоит слово ледоход? (картинки льдины, шагающий человек)

-Что значит лед идет?

-Какая вода в реке? (мутная, темная)

-На что похожи облака? Как их называют? (кучевые)

-Что мы видим вокруг реки? (деревья)

-Какие изменения происходят с деревьями весной?

-Глубоко в земле корни деревьев вбирают в себя влагу оттаявшей земли. Весенние соки могучим потоком поднимаются вверх по стволу к сучьям, наполняют почки.

Физминутка. Игра « Солнышко»

-Сейчас подойдем к столу. Какие деревья растут на нашем участке?

-Как можно летом узнать березу и тополь?

-У нас есть веточки деревьев, на которых уже распустились листья. Как вы думаете, почему у нас в группе распустились листья, а на улице нет?

-От какого дерева эти ветки? Как вы узнали? (по почкам, по коре)

-Сейчас мы будем учиться отличать березу и тополь по веткам без листьев.

-Возьмите из вазы ветку березы. Объясните, как ее узнали?

-Возьмите ветку тополя.

-Положите на стол две ветки рядом. Как узнали, что это ветки березы и тополя?

-Какая поверхность коры на ощупь у тополя? У березы?

-Какого цвета кора у этих веток?

-Осторожно согните ветки: узнаем гибкие они или хрупкие.

-Сравните их по толщине. Какая тоньше?

-Определите, одинаковые ли у них почки? Их величина, цвет, запах. ( у тополя почки крупнее, зеленовато-бурые с блестящим смолистым налетом, душистые, клейкие)

-Давайте поставим свои ветки каждый в свою банку и понаблюдаем кого и какие ветки быстрее распустятся? Как мы будем за ними ухаживать?

-Ну а сейчас пришло время возвращаться с экскурсии.

-Где мы сегодня побывали?

-Что вам запомнилось?

-Как ы думаете как надо вести себя у реки?

-Хочу каждому из вас раздать карточки, в которых мы будем отмечать как распускаются почки на ваших ветках.

Источник

Описание природы весной в лесу. Описание весны в художественном стиле

Без сомнения, весна – мое любимое время года. Есть в ней что-то особенное, неповторимое, манящее. Весна – это дыхание природы, начало новой жизни.

Так здорово, проснувшись однажды утром, после зимних трескучих морозов, ощутить первые лучики солнца. Весь воздух вокруг словно пропитан теплом. То тут, то там слышны радостные трели птиц. Снег начинает таять так быстро и незаметно и вскоре на смену белоснежным сугробам приходит грязь и слякоть. Но это длится не долго. На прогретых солнцем проталинах уже начинает пробиваться зеленая травка. В лесу расцветают первые цветы – подснежники.

Все вокруг преображается. На смену скучным и мрачным пейзажам приходит настоящая сказка. Почувствовав тепло, на деревьях начинают набухать и проклевываться почки. Интересно наблюдать как когда-то черный, окутанный сном лес, зеленеет. И только кое где в тени еще остались небольшие ледяные сугробы, как напоминание холодной зимы.

Все больше и больше ярких красок рисует весна. Нет удивительнее и прекраснее картины, чем пышный яблоневый цвет. Их благоухающие белые наряды завораживают. А каким запахом наполняется воздух, когда зацветает черемуха? Этот немного терпкий, но приятный аромат невозможно спутать с другим. Он распространяется повсюду. На лицах людей появляются улыбки, излучающие доброту и тепло. Солнышко входит в каждый дом и дарит каждому человеку свои ласковые и нежные лучики. Все чаще на улице можно встретить детские счастливые лица, услышать их заливистый смех, а в глазах увидеть удивление от сотворенных природой чудес.

И от этой красоты и наполненности весеннего воздуха становится так легко и светло на душе. Хочется петь и преображаться вместе с природой. Хочется наслаждаться этой весенней свежестью и прохладой, каждой клеточкой своего тела прочувствовать весну, наполниться её энергией и получить заряд бодрости. Это и есть любовь к весне, любовь к себе, любовь к жизни.

Сочинение про весну

Больше других времен года я люблю весну. И это не удивительно. Весна дарит мне чувство радости, грядущих перемен, особое весеннее настроение.

Первые лучи весеннего солнца говорят, что прошла долгая и трудная зима, не будет больше трескучих морозов, метелей и снежных заносов, настало новое удивительное и радостное время. Дыхание весны ощущается во всем. Она пробуждает еще спящую природу к новой жизни. Греет солнце, тает снег, звенит капель, бегут быстрые ручьи. Все вокруг ликует и поет, радуясь приходу весны. Особенно люблю я слушать хор весенней капели. Это поразительная и не сравнимая ни с чем музыка, созданная природой, уставшей от долгой зимы.

Ночью холодно и морозно, зима не уходит и не сдается без боя. Зато днем весна все больше вступает в свои права. Все меньше становится снега, птицы поют и звонко щебечут, приветствуя весну. Деревья уже просыпаются от зимнего сна. На их ветвях набухли почки, готовы показаться первые листочки. Даже весенний ветер не похож на зимний. Он, хоть еще холодный, но ласковый и пахнет весной.

Для всей природы весной наступает пора обновления. Нужно только очутиться в весеннем лесу, чтобы увидеть, как вокруг пробуждается природа. Легкость и радость здесь ощущается во всем. Первые ласковые солнечные лучи освещают освободившуюся от снега и льда землю. Солнечные зайчики радостно скачут между просыпающимися от зимнего сна деревьями. А на проталинах уже появляются первые весенние цветы. Это подснежники. Еще местами земля покрыта талым темным снегом, а эти маленькие и нежные синие цветочки уже пробиваются к свету и теплу, радуя глаз яркими красками. Они упорно тянутся к солнцу даже сквозь прошлогодний снег.

Подснежники появляются на полянах так дружно, что кажется, будто на земле лежит кусочек голубого весеннего неба. Не хочется срывать такие цветы, ими можно только любоваться.

Поистине, весна – самая долгожданная пора. И она непременно приходит вслед за дождливой осенью и холодной, морозной, бесконечной зимой.

Источник



Три весны. по мотивам произведения В. Бианки

Натали Самоний ТРИ ВЕСНЫ
(по мотивам одноимённого рассказа Виталия Бианки)

В ПОЛЕ
Над пашнями поднялся тёплый пар,
Весну на крыльях принесли пернатые:
Вернулись зяблики и чибисы хохлатые…
И с каждым днём сильней воздушный жар.

НА РЕКЕ
Светило зимние сметает укрепления,
И снег, растаяв, мчит под лёд реки.
Зиме с весной сражаться не с руки:
Усиливает солнце наступление!

В ЛЕСУ
Кукушки скромное «ку-ку», что ликование…
Туманцем зелени окутались леса.
И россыпь звёздная совсем ни чудеса –
Черёмухи цветущее сияние!

Натали САМОНИЙ,
19.08.2016 г.

*Не с руки кому. Разг. Экспрес. 1. Неудобно; нет смысла,
Фразеологический словарь русского литературного языка.

Натали СамОний – ударение в фамилии на втором слоге!

«Три весны». Это рассказ для детей о весне. О том как пробуждаемся постепенно природа, сначала появляются первые проталины, затем просыпаются реки, а затем одевается в красивые одежды лес.

Три весны. Автор: Виталий Бианки
Зима лютая, она всё бы хотела заморозить насмерть — людей, зверей, птиц, деревья. И всех с голоду уморить. Но солнце — отец жизни — уже объявило ей войну и 21 марта перешло в решительное весеннее наступление.
В этот день оно ровно полсуток побыло на небе, разя врага своими лучами-стрелами. Другие полсуток — ночью — зима морозила землю, чинила свои разрушенные укрепления. Потом солнце всё дольше и дольше стало задерживаться на небе, день стал быстро расти, ночь уменьшаться, тепло прибывать. С каждым днём теперь солнце выше поднимается в небо, лучи его прямей падают на землю и сильней разят снег.
Первая победа — весна полевая.
Она началась, когда в полях показались первые проталины, освободилась первая земля. Обрадовались ей грачи, мигом примчались к нам. Потом — скворцы и полевые жаворонки.
Грачи рады, что могут ковырять носами поле, вытаскивать из потеплевшей земли проснувшихся червей, жучьих личинок. Скворцы ловят оживших насекомых, жаворонки собирают в поле зёрнышки.
Вслед за жаворонками прибыли с зимовок самцы-зяблики — и тоже пока кормятся на земле. А из куликов первыми прилетели красивые хохлатые чибисы — заняли ещё мокрые пашни, с которых поднимается уже тёплый пар.
Вторая победа — весна речная.
Ещё не кончилась весна полевая, не все ещё поля освободились от снега, а солнце повело уже новое наступление — на самые крепкие, ледяные укрепления зимы.
В полях отступает, бежит с них ручьями снег, спасается от солнца в овраги, под крепкий лёд реки. Не дремлют реки, копят силы в неволе. Вот понатужились и поднялись.
Будто пушка ухнула над рекой — треснул толстый лёд. Река вырвалась на волю, с громом и звоном понесла к морю льдины, кроша и разламывая их. Но не доплыть им до далёкого моря: по дороге солнце расстреляет их золотыми горячими своими стрелами.
Ждут не дождутся освобождения рек, озёр, прудов водяные птицы — утки, гуси, лебеди, чайки, гагары, речные и болотные кулики. Ведь в освобождённой воде будет им чем поживиться: проснулись в ней рыбы, разные насекомые, рачки, улитки, личинки и другая водная мелюзга.
А реки, освободившись от льда, поднимаются выше и выше. И будет скоро: выйдут из берегов своих, хлынут в луга, затопят долины, кустарники. Люди скажут: «Вот и паводок — весенний разлив. Напоит вода землю».
Это вторая великая победа солнца, вторая весна — весна речная.
В полях уже ни следа не останется от снега, реки начнут возвращаться в свои берега, а зима ещё всё не захочет сдаваться, всё ещё будет бросаться в контратаки — насылать свои морозы-утренники. Последние разбитые отряды её снега ещё долго будут прятаться от солнца в лесу, по тенистым склонам оврагов.
Закукует кукушка, лес закутается зеленоватым туманцем, прилетят ласточки, с последним крепким морозцем белыми звёздочками зацветёт черёмуха. Все певчие птицы вернутся на родину, и бегом прибежит, прячась в зелёной, уже подросшей осоке, болотная курочка-погоныш.
Лес оденется. И соловей запоёт в цветущей, благоуханной сирени.
Это будет третьей решительной победой солнца над зимой. Это третья весна — весна лесная. Последняя: за ней наступит лето.

© Copyright: Натали Самоний, 2016
Свидетельство о публикации №116082409457 Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении Другие произведения автора Натали Самоний Весеннее настроение в Ваших строках, Натали! Красиво получилось

Источник

Adblock
detector