Меню

Что нашли в ладожском озере

Капитан Овчинников поднимает со дна Ладоги блокадные автомобили и человеческие судьбы

На дне Ладоги, там, где в годы Великой Отечественной проходила ледовая трасса Дороги жизни, со времен блокады Ленинграда лежит «карфаген», карта которого в подробностях никому неизвестна. Но десятки лет его исследует капитан катера «Кудесник» Константин Овчинников. Он не раз поднимал со дна озера машины — «полуторки» и «трехтонки», не преодолевшие спасительный путь из блокадного Ленинграда на «большую землю» и провалившиеся под лед. В беседе с корреспондентом ИА REGNUM капитан Овчинников рассказал о том, как возвращает из небытия военную технику.

— Когда в первый раз решили исследовать глубины?

— На мою просьбу купить акваланг, когда я был еще дошкольником, отец-летчик почему-то ответил: «Будешь в шестом классе, куплю». Но в 12 лет этого не случилось — такая ценная вещь у меня появилась, только когда я был уже студентом Казанского авиационного института. Водолазный костюм назывался «Садко». Мы тут же, в декабре, с друзьями поехали на озеро с прозрачной водой, в ту пору не замерзшей, и я в первый раз по всем правилам погрузился.

— Мечтали увидеть что-то интересное под водой?

— Мечта раскрывать тайны глубин и находить затонувшие корабли у многих остаются в детстве, а мне и сейчас это интересно. Быть может потому, что всю жизнь мама с отцом мотались по гарнизонам, жили в Польше и Германии, но родился я все-таки под Ленинградом. Прописаны был в Сиверской — мой отец Герман Степанович работал там на военном аэродроме. Когда я окончил академию Можайского и уехал на Байконур, у меня уже был собственный акваланг, но там я им мало пользовался — в тех местах вода прозрачная. Потом учился в академии Дзержинского в Москве, и, наконец, в 1993 году приехал в Петербург. Так и начался новый «водолазный» этап.

— Какими были первые петербургские впечатления?

— Только приехал, иду по Невскому — красота! Счастливый зашел в комендатуру отметиться. А мне говорят: «Ты, видимо, там с начальством не очень дружил». «Почему?» — спрашиваю. Объясняют, что мне велено явиться в субботу, хотя никто в это время в военных «приемках» не работает. «В понедельник приходи, майор». Выхожу, и впереди у меня — два дня. Смотрю, на воде катер стоит. Подхожу: «Капитан, сколько стоит покататься?» Мне отвечают: «Твоей зарплаты не хватит». Но все-таки мы разговорились. Капитан сказал, что зовут его Александром Васильевичем, что у него два сына, оба военные. Я о себе рассказал. Это было началом многолетней дружбы и первого путешествия: в тот же день мы поехали на кронштадские форты. А потом даже породнились — его старший сын стал мужем моей сестры.

— Как началась именно Ладога?

— Поехали с товарищами с Байконура на Валаам. Когда возвращались, зашли в Сортавале к Саше Гарамову, музыканту, а у него два паренька — азартные аквалангисты. Наши интересы совпали, и вскоре у нас появился большой водолазный катер со специальным оборудованием — барокамерой, компрессорами. А к середине девяностых годов мы уже получили возможность поднимать со дна блокадные «полуторки» и «трехтонки».

Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года). Единственным путем сообщения с Ленинградом оставалось Ладожское озеро, по которому били артиллерия и авиация фашистов. Кроме того, на озере действовала объединенная немецкая военно-морская флотилия.

После снятия блокады 18 января 1943 года осада Ленинграда продолжалась еще полгода. Чтобы заставить противника снять осаду города, в июне — августе 1944 года советские войска при поддержке кораблей и авиации Балтийского флота провели Выборгскую и Свирско-Петрозаводскую операции, 20 июня освободили Выборг, а 28 июня — Петрозаводск. В сентябре 1944 года был освобожден остров Гогланд.

— А кто в первый раз рассказал, где находится блокадная «полуторка»?

— Директор музея «Дорога жизни» в Осиновце (расположен во Всеволожском районе Ленобласти, на западном берегу Ладожского озера, как раз в том месте, где начиналась «Дорога жизни») позвонил зимой и сообщил: «Я знаю, где затонула «полуторка», которая во время Великой Отечественной везла водку. Попробуешь ее поднять?» Я удивился, но к весне все же решил ехать.

— Как стало известно, что в машине была водка?

— Вот и я спрашиваю директора: «А с чего ты взял, что машина с водкой?» В ответ он меня познакомил с капитаном катера, которого все называли Александр Сергеевич Пушкин. Тот и рассказал, что в 1990-х годах рыбаки в этих местах купили хорошие финские сети, поставили, через несколько дней начинают поднимать, в середине сети — зацеп. Дергали — дергали, не оторвать, но резать жалко — сеть новая и улов хороший. Хорошо, что в Осиновце жил водолаз Андрей, который промышлял цветным металлом на затопленных кораблях. Рыбаки — к нему, а тот говорит: «В том месте вверх колесами лежит машина, видно, сетка как раз через эти колеса прошла». Вернулись мы к сетке. Я погрузился, смотрю — действительно, машина времен войны. Дверцы лежат фанерные. На песке ровный грунт, но горлышко торчит. Рядом — еще — так вытащил три бутылки с прозрачной жидкостью, горлышко запаяно сургучом, ничего не написано, сургуч затерт. Только на дне бутылки — звездочка маленькая.

— Расковыряли сургуч, понюхали и стали гадать: водка али метиловый спирт? Нюхали-нюхали, смотрим, механик идет. Он выпил срочно. И все остальные за ним. Я говорю: «Ну, и дураки! Вы бы одну такую бутылку водки отдали в «Метрополь», вам бы за нее дали ящиков десять!» Капитан тут же отреагировал: «Знаю, где еще, пошли!»

— Не сразу. Как-то на борт сели операторы и журналисты сразу нескольких телеканалов: искали, искали — ничего не находили. Нашли позже, уже без свидетелей. Солнце, жара, волнишка небольшая недалеко от берега. Встали на якорь, и человек из нашей команды говорит: попробую-ка нырнуть. Через секунд 15 выныривает: «Мужики, вы не поверите, но под нами «полуторка»! Машина глубоко ушла в илистое дно, лежала колесами вверх. Глубина — метра три. Взяли водолазную помпу, размыли все вокруг «полуторки». Притащили пластиковые кубы, привязали их, надули — машина всплыла. Так мы доставили уникальный автомобиль на берег.

— В чем его уникальность?

— Он оказалась с гидравлическими тормозами, которые ставили на первые 500 собранных машин в СССР машин по «фордовской» технологии. У «полуторки» был бампер особой конструкции, а на руле выпилено: «Миша и Надя». Кстати, и руль целый, и «бибикалка». На Горьковском автомобильном заводе узнали об этом, предложили: мы дадим за «полуторку» любую машину. Не договорились.

— Вы поднимаете машины, но ведь за ними, точнее, в них — судьбы людей.

— Всякий раз — особое чувство. Понимаю, что там погибли люди, пытаюсь мысленно восстановить истории их жизни, которая закончилась трагически — баржи тонули, машины проваливались под лед. Помимо «полуторок» были и машины «трехтонки» — ЗИС-5 (это, как большой ЗИЛ). Когда «трехтонку» нашли, прозрачность воды позволяла фотографировать. Картина да и только! Колеса упругие, как будто вчера закачены. Мы ее поднимали понтонным способом. Тянем — потянем, мелко — не удается. Это осенью было. Темно, холодно, и — никак — пришлось нам ее обратно класть на грунт. Только через год подняли. Потом следующая «полуторка» была, и снова ЗИС-5 в 2012 году. «Полуторка» целехонькая стоит возле музея в Осиновце. Аккумулятор там, как новенький. А от ЗИС-5 тогда подняли только задний мост.

— А оружие поднимали?

— К таким находкам, как оружие, отношусь отрицательно. Поднимешь, и каждый мужик захочет его подержать, прицелиться, а главное, вряд ли пожелает его отдать — потом не оберешься проблем!

— Наверняка на дне остается немало неподъемных находок.

— Конечно. Вагоны, железнодорожные рельсы и даже платформы — баржи, а их спускали на воду по железнодорожному пути — слипу, тогда шли на дно. Могу показать в одной из ладожских бухт разрушенный, но существующий до сих пор слип. На глубине 5-6 метров рельсы сохранились с тех времен. На борту «Кудесника» есть отличный прибор, который отчетливо показывает все, что происходит на дне.

— Но что-то все-таки поднимали с таких паромов?

— С парома, который 5 ноября 1942 года не выдержал массированной бомбежки и затонул, мы сняли штурвал, подняли, замотали скотчем, чтобы не развалился, привезли в музей. Я читал, что во время блокады было построено девять барж. Видимо, это одна из них. Они должны были возить по 600-700 тонн груза. Иным из них даже нарастили борта, и они могли «потянуть» до 900 тонн. Кстати, кроме паромов на дне лежат корабли, подводные лодки-малютки — на нашем счету три штуки. Эти малютки во время войны участвовали в разведывательных операциях на севере Ладоги.

Читайте также:  Как нарисовать озеро сточное или бессточное

— Вы поднимаете со дна технику военных времен, а совсем недавно российская армия бросала современную в чистом поле.

— Больно видеть брошенные танки, самолеты. Большая беда многих военных гарнизонов, к слову, и того, в котором служил мой отец — аэродрома в Сиверской на территории Ленинградской области, — что они брошены вместе с людьми: кто-то уехал, но кто-то ведь и остается. Этим людям приходится сражаться с разными бытовыми бедами. Вот и получается, что пока человек служит, он нужен, а когда отслужил — без надобности.

Источник

Что нашли в ладожском озере

Тайны Ладожского озера

Самая главная тайна Ладожского озера – это происхождение баррантид. Баррантидами называют на Ладоге звуки непонятного происхождения, идущие из-под воды Ладожского озера в районе между островами Валаам и Коневец. Звуки чаще всего появляются в районе самых больших глубин в озере и своим жутким воздействием пугают местных рыбаков и пассажиров, проплывающих мимо судов.

Я слышал подводный гул на Ладоге всего один раз – на побережье в районе поселка Кузнечный. Этот звук напомнил мне удар колокола – или молота о наковальню – в общем, железа о железо. Стояло совершенное безветрие, и Ладога, в другое время цвета маренго, казалась голубой, потому что в ней отражалось небо. Звук длился минуты полторы, постепенно затухая. Справившись у местных жителей, я убедился в том, что такие звуки слышали буквально все, живущие на Севере и Северо-Востоке Ладожского озера.

Многие объясняют их «военными взрывами» или отзвуками горных работ. Верно, разумеется и то, что на огромном озере трудно определить источник звука… Вот только баррантиды существовали еще до изобретения динамита…

Красочное описание баррантид составил Александр Дюма, путешествуя по Ладоге в 1858 году: «. все заволоклось таким туманом, что друг друга было не разглядеть. В гуще тумана гремел гром, и озеро забурлило, словно вода в котле. … Казалось, что гроза зародилась не в воздухе, а в глубинах бездонного озера. Туман все сгущался, раскаты гремели все оглушительнее, угасая в плотных сгустках пара, молнии отсвечивали каким-то мертвенным блеском; воды озера вздымались все выше и не из-за буйства волн, а от какого-то подспудного клокотания. … Все это длилось часа два».

Оставили свидетельства о баррантидах и монахи Валаамского монастыря . Вот запись, датированная 5 марта 1917 года : «Канцелярия монастыря спешит сообщить, что сегодня в 2 час. 17 мин. утра был наблюдаем очень сильный подземный удар, центральная сила которого была очень слышна на главном острове, где раскинут монастырь. Удар был одиночный, протяжный, наподобие громового удара, длительность явления простиралась до 30 с. Впечатление от этого удара получилось такое, что как будто после разразившегося подземного звука вблизи монастыря отзвук этого явления покатился на восток постепенно замирая в своей силе и звучности…» (цитирую по статье «Загадочные явления на Ладожском озере», Б. А. Ассиновская, кандидат физико-математических наук, А. А. Никонов, доктор геолого-минералогических наук Объединенный институт физики Земли РАН. Москва, журнал «Природа», 1998, №5).

Научное изучение этого явления началось в 1914 году на Центральной сейсмической станции Пулково. Видимо, тогда решили, что подобные гулы являются предшественниками землетрясений. Правда, обнаружить взаимосвязь между микротолчками, фиксируемыми сейсмической аппаратурой, и звуками из глубины Ладожского озера не удалось до сих пор. А последние мощные землетрясения (до 7 баллов) в бассейне Ладожского озера происходили примерно 3 – 3,5 тысячи лет назад и, видимо, предшествовали прорыву Невы из озера.

Описания подводного гула, «кипения воды» при полном штиле, тумана непонятного происхождения и так далее мы можем прочесть не только в воспоминаниях ладожских капитанов, но и в рассказах об океанских плаваниях. В частности, примерно так же описывают свои наблюдения в «Бермудском треугольнике» очевидцы тамошних «аномалий». Сторонники существования «подводных баз пришельцев» высказывают предположения, что подводный гул – следствие манёвров «подводных НЛО»; мистически настроенные люди считают, что во всём виновато «ладожское чудовище».

Как бы то ни было, но баррантиды – явление до сих пор не объясненное и, видимо, таящее в себе большую потенциальную опасность для людей.

Скорее всего, причина баррантид – изменение давления огромной толщи воды на подводную земную кору. Глубина Ладоги в этих местах достигает 200 – 240 метров. В то же время уровень вод в озере довольно сильно меняется с годами – Ладога, как, например, Каспий, «дышит». Средний многолетний уровень Ладожского озера составляет 476 см. над уровнем моря. Самое высокое стояние уровня наблюдалось в 1924 году, тогда уровень был почти на 2 метра выше. В 1942 году стояние уровня было самым низким – на 1,5м ниже среднего.

Гидрогеологам и сейсмологам известны случаи, когда переполнение чаши водохранилищ вызывало локальные землетрясения. Так, например, в мае 1939 года произошли сильные сейсмические толчки в районе водохранилища Мид на реке Колорадо в США в сейсмически безопасной, «платформенной» области – стоило только уровню воды подняться выше 100 метров… В 1962 году было заполнено до отметки 103 метра водохранилище Койна в Индии. Постепенно нарастающие после этого сейсмотолчки завершились в 1967 году разрушительным 9-балльным землетрясением.

Землетрясение силой в 8 баллов к югу от Новосибирска у города Камень-на-Оби в 1963 году было неожиданным для специалистов. Лишь гораздо позже они стали связывать его с заполнением в 1957 – 1959 годах Обского моря объемом 8,8 кубокилометров… По американским данным, в США примерно 15% водохранилищ вызывают сейсмическую активность. В Ладоге с её гигантской площадью и объемом (соответственно 17, 6 квадратных километров, не считая островов, и 905 кубических километров) повышение уровня воды даже на сантиметры вызывает значительное изменение давления на дне озера, сопровождающееся выделением газов от гниющих органических останков, сдвигом подстилающих пластов горных пород, расширением или сужением трещин земной коры – и, вероятно, акустическими эффектами. Впрочем, есть и другая гипотеза возникновения баррантид, и о ней мы сейчас поговорим.

Ладожское озеро не только полно загадок. Оно – само загадка. Загадки Ладоги, в частности – удивительную глубину её северной части, объясняет гипотеза ученого Валерия Юрковица. Её суть в том, что Ладожское озеро образовалось от удара крупного метеорита примерно 40 тысяч лет назад. Метеорит имел в поперечнике примерно 11 километров и образовал кратер, который и стал глубоководной частью Ладожского озера. Да, но тогда мы должны были бы наблюдать оплавленные породы по берегам озера, скажете вы. Должны были бы, если бы не последующее оледенение, скрывшее следы этой катастрофы.

Правда, кое-где в осадочных породах мы можем обнаружить оплавленную «доледниковую» гальку, например, на территории к югу от Ладоги, где сплошного оледенения не было. В частности, в подводной части песчаного карьера в п. Шапки Тосненского района Ленинградской области. Карьер уже выработан ниже уровня грунтовых вод и песок в нём берут драгой со дна образовавшегося водоёма. Маркирующий горизонт находится на глубине около 10 метров, откуда массово поднимается галька частично оплавленных пород самого различного состава. Как правило, с оплавленной стороны наблюдается слой мелкой каменой крошки, прикипевшей к оплавленной корке, поднятой, очевидно, вихрем взрывной волны.

Здесь же были найдены, возможно, прямые доказательства падения космического тела – предполагаемый микрометеорит, который попал в гальку девонского кварцевого песчаника – горной породы, распространённой в Приладожье.

Гипотеза Валерия Юрковца достаточно страшна, но в то же время, возможно, имеет под собой некоторые основания. В частности, она объясняет наличие слоев пепла выпавшего из атмосферы 40 тысяч лет назад, достигающих на Русской равнине до полуметра и феномен так называемой «вулканической зимы» того времени, связываемой раньше с извержением в районе Флегрейских полей.

Расположены они к северо-западу от Неаполя на берегу залива Поццуоли и занимают площадь 10 кв. км. Это зона повышенной сейсмической активности, где лава подступает настолько близко к земной поверхности, что земная кора буквально плавает на ней, совершая вертикальные колебания, это явление называется — брадисейсм. В таком случае Ладога — и поныне действующий вулкан в его последней, фумарольной стадии. А на её глубине, в самом сердце кратера, работает аналог камчатской Долины Гейзеров и Йеллоустонского парка Америки.

Вулкан в фумарольной стадии уже не извергает лаву или пепел, а вся его активная деятельность происходит в форме выделения газовых струй (вероятно, этим явлением объясняются полосы «кипения» на Ладоге), водяных паров и горячей воды. Вот и еще одна гипотеза происхождения баррантид, новое объяснение геотермальной аномалии как пробивающегося к поверхности второго жерла вулкана…

Читайте также:  Запрудное бирюзовое озеро где это

Грозит ли нам катастрофой этот гипотетический «подводный гейзер»? Думаю, что вряд ли. Хотя бы потому, что подобное явление природы давно бы вызвало изменение минерального состава воды, а Ладожское озеро, как известно, ультрапресное и никаких последствий от наличия в нем «аналога Долины Гейзеров» не наблюдается.

Разумеется, я не хочу сказать, что на наших глазах не происходит движений земной коры. Это далеко не так. На территории Ленинградской области до сих пор происходит много совершенно загадочных проявлений новейшей тектоники. Например, от оз. Разлив в северо-восточном направлении вплоть до Ладожского озера выделяется зона повышенной активности и нестабильности движений, которая на участке от р. Охты до р. Авлоги и Ладожского озера фиксируется границей смены знака вертикальных движений.

Зона разломов меридионального направления в виде мелких блоков прослеживается от побережья Ладожского озера (пос. Владимировка) через Санкт-Петербург, Гатчину и Вырицу до оз. Вялье и пос. Торковичи. К этой зоне и отдельным разломам часто тяготеют геохимические аномалии, аномальные значения объемной активности радона и метана в почвенном воздухе, высокоаномальные концентрации радия и урана в грунтовых водах.

Активная ныне региональная Онежско-Рижская зона разломов восток-северо-восточного направления протягивается через юго-восточную часть Невской губы и Санкт-Петербург (на участке аварии трассы метрополитена в районе станции «Пл. Мужества») и далее в южное Приладожье, ширина зоны составляет от 5–7 до 15–25 км. В настоящее время эта зона наиболее активна на участке от оз. Бабинского до Санкт-Петербурга и г. Всеволожска, где ею создается повышенная экологическая опасность на прилегающих территориях.

Эта зона трассируется аномалиями гелия и радона. Характерные проявления ее в ландшафте свидетельствуют об активных сдвиговых и (или) взбросо-сдвиговых деформациях. На отдельных участках часть этой зоны фиксируется цепочкой локальных поднятий.

Признаки современной тектонической активизации распределяются по площади неравномерно, имеют «пятнистый» характер. В одном случае они сосредоточены в пределах блока на значительном отрезке зоны разломов, именно на участке пересечения разнонаправленных разломов; в другом случае периодически проявляются в зонах разломов определенного направления. Этот труднообъяснимый факт неравномерного проявления современной активизации объясняется, возможно, единым глубинным фактором (например, процессами холодной дегазации Земли).

А в районе города Сосновый Бор было обнаружено широкое развитие на дне Финского залива структур, которые могут быть диагностированы как покмарки (кратеры газов). Известно, что скопления покмарков могут служить индикаторами близости углеводородных проявлений, геохимических барьеров, линий перегибов погребенного рельефа, ослабленных зон и погребенных разрывных нарушений как в толще осадков, так и в фундаменте. Покмарки – такие воронки на дне моря – впервые были отмечены капитаном научно-исследовательского судна «Ладога» В.А.Снитко в 2009 году.

Раньше их наблюдали только в Гданьском заливе. Эти воронки оказались довольно крупными для мелководного Финского залива. Самые большие достигали в ширину двадцати трех метров, а в глубину – чуть больше двух. К западу от них простиралось целое поле разломов, воронок и трещин глубиной уже 12 метров – при средних глубинах 26 метров. Вероятнее всего, это следы разрушений дна, вызванные тектоническими причинами. Всё вместе это однозначно свидетельствует о нарастании сейсмической активности в Северо-Западном регионе.

Юрий Шевчук, «Зеленый Крест».
По материалам книги «Удивительные и загадочные места Ленинградской области».

Источник

Белорус нашел на дне Ладоги суда, спасавшие блокадный Ленинград

Смельчак в акваланге. Так коротко можно назвать Игоря Матюка — профессионального водолаза, который уже 20 лет поднимает из темных глубин боевую технику Второй мировой. Его потрясающему чутью на железные машины может «позавидовать» любой металлоискатель. В коллекции его грозных находок — 15 танков и их фрагментов, один бронекатер и два самолета. И это только в Беларуси. Второй год подряд знаменитый белорусский подводник исследует дно Ладожского озера. Того самого, через которое с 1941 по 1943 годы проходила Дорога жизни — последний шанс осажденного Ленинграда получить продовольствие, оружие и технику.В эксклюзивном интервью «Р» Игорь Матюк рассказал о пугающих встречах на Ладоге, страшной судьбе советского «Титаника», героическом острове Сухо и неизвестном кладбище советских истребителей у берегов Норвегии.

«Паровозы плывут по воде!»

«Р»: — В последний раз мы встречались с вами на «Линии Сталина» под Заславлем. Вы тогда со своей командой как раз занимались восстановлением очередного, поднятого из белорусских болот танка. И тут вдруг Россия, Ладога, блокада… Новая тема?

И. Матюк: — Не совсем. В 2003-м я поднимал из Невы единственный уцелевший танк КВ-1. Все получилось. Уже спустя несколько месяцев эта могучая машина своим ходом заехала в ангары Музея прорыва блокады Ленинграда. Прошло 10 лет. 27 января следующего года будет отмечаться 70-ая годовщина полного снятия блокады, и меня как эксперта-подводника снова пригласили участвовать в поисковой работе. Теперь уже на Ладоге, откуда берет свое начало Нева. Дно этого крупнейшего в Европе озера — настоящее кладбище военной техники, где покоятся десятки и десятки судов, бронемашин, орудий, лодок, донных мин. Как можно усидеть в Беларуси, где ты поднял почти все, зная, что здесь еще столько неоткрытого, неизведанного?

«Р»: — Координаты затонувшей техники вам подсказали россияне? И. Матюк: — Едва ли они вообще были где-то зафиксированы. Описание тех боев и мест крушений мы по крупицам собирали в военном архиве, а также у доживших до наших дней очевидцев. Но, сами понимаете, любые данные весьма условны по прошествии 70 лет на озере площадью 17,6 тыс. кв. км… Притом летом на Ладоге сильно штормит. Поэтому мы решили разбить лагерь зимой прямо посреди 35-километрового участка Дороги жизни. На льду. Именно по этому, малому, пути в холодное время года к голодающему Ленинграду шли колонны с продовольствием. Немецкие бомбежки и артобстрелы превратили этот узкий участок Ладоги в массовое захоронение военных машин. Мы бурили лунку за лункой и опускали поисковые магнитометры на самое дно. Повезло. С первого же раза видеокамера отчетливо показала стальную гусеницу. Еще большее удивление ожидало нас на глубине 12 метров… «Р»: — Танк сохранился идеально? И. Матюк: — Это был не танк, а советский трактор ХТЗ НАТИ, причем их было три. Но дело не в количестве. Они лежали прямо возле затонувшей железнодорожной баржи длиной 57 и шириной 9 метров. Смотрим — а на ее рельсах стоят девять железнодорожных вагонов с тепловозом. Представьте, целый поезд на плавучем пароме! Все это означало только одно: мы нашли уникальную баржу времен блокады. В то время их было построено всего четыре: две распилили на металл сразу после войны, местонахождение еще одной не известно до сих пор. Это настоящее чудо инженерной мысли: поезд с береговых путей сходу заезжал по слипу на баржу и мог тут же плыть на ту сторону. Говорят, немцы, впервые увидевшие в ладожском тумане такую необычную картину, передавали командованию по радиостанции: «Русские сошли с ума! Их паровозы плывут по воде…»Конкретно этот паром, эвакуировавший на Большую землю ленинградский завод «Электросила», «юнкерсы» противника потопили в 1942-м. Мы нашли большую пробоину по правому борту. На палубе, в окружении водорослей, по сей день покоятся 30-тонная цистерна с горючим, бомбы, генераторы, ящики с патронами, электрооборудование на гусеничном и колесном ходу, мотоцикл.Мы обнаружили и подняли на поверхность штурвал этого гиганта. Сегодня он занял свое почетное место в музее.

Самое неприятное — это «черные» водолазы

«Р»: — Игорь Владимирович, с какими непредвиденными трудностями вы столкнулись в ходе поисковых работ на Ладоге?

И. Матюк: — Почти полярный холод. Рабочая температура на поверхности — -32. В прорубленной ледорубами полынье — +1. Но даже несмотря на это, при погружении в воду заклинивало кнопку стравливания воздуха. Это смертельно опасно. Еще одна реальная угроза для жизни — сети рыбаков, зацепившиеся за обломки кораблей. Попал в такую ловушку — пиши пропало: даже с ножом выбраться из нее сможет не каждый. В середине марта лед на озере начал ломаться. Огромные льдины наползали одна на одну. В одну из ночей лед под нашей палаткой начал трескаться и расходиться в стороны. Молились Богу и сидели в аквалангах, ведь спасать нас в кромешной тьме в 17 км от берега было некому. Господь миловал: наутро уезжали на пневмомашинах, разгоняясь до 90 км/час и перепрыгивая 3-метровые разломы. Местные, встречавшие нас на берегу, крутили пальцем у виска. Прозвище «отмороженные белорусы» преследовало нас до конца экспедиции. «Р»: — Надеюсь, летом на Ладожском озере погода более благоприятна для поисков? И. Матюк: — Да. Если не считать штормов, которые набегают здесь за 15 минут. Погружаешься — светит солнце и на поверхности лазурная гладь. Выныриваешь — свинцовое небо, ветер и волны высотой с фуру. А до берега еще 20-30 км… Бывало, в лодку не с первого раза и залезешь.Но самое неприятное — это «черные» водолазы. Если ты один и со дна видишь подплывшую к твоему катеру лодку, наверху лучше не показываться. За радиостанцию или навигатор можно схлопотать выстрел из подводного ружья. «Р»: — Что же в итоге «засекли» ваши сканеры на дне?И. Матюк: — В общей сложности мы намотали по озеру более 2000 км и обнаружили 218 затопленных объектов времен последней войны. Это плашкоуты, деревянные баржи с зерном и углем, фрагменты обшивки и вооружения, цистерны с топливом, грузовые автомобили… Но самое ценное — это останки двух флагманских сторожевых кораблей, охранявших суда Ладожской военной флотилии: «Конструктора» и «Пурги». Первым из них в свое время командовал контр-адмирал Колчак. Четвертого ноября 1941 года «Конструктор», перевозивший из Ленинграда в Новую Ладогу 256 жителей осажденного города, атаковали три немецких бомбардировщика. Судно получило серьезную пробоину и затонуло, унеся с собой на дно почти 200 человек. Летом прошлого года мы передали в музей «Дорога жизни» якорь с легендарного флагмана. Теперь он стоит там.Гибель «Пурги» также на совести немецкой авиации. 31 августа 1942-го корабль поддерживал огнем своих орудий начало Синявенской операции. Переночевал в районе банки Железница и утром 1 сентября возвращался на базу в Осиновец. Здесь его и настигли «юнкерсы»: две бомбы легли возле бортов, третья разломала палубу надвое… В ближайшее время мы планируем поднять носовую часть корабля: она сохранилась лучше всего. Этот фрагмент станет своеобразным памятником всем героически сражавшимся кораблям Ладожской военной флотилии.

Читайте также:  Доклад тему озера чад

И ужас режет души напополам

«Р»: — Скажите честно, что страшнее всего видеть под водой? И. Матюк: — Если вы об останках матросов и пассажиров, то они встречаются редко. Сколько ж времени уже прошло… В этот раз очень тяжело было видеть деревянный домик шкипера, сохранившийся на одной из барж. На них, как правило, уходили в плаванье семьями. А это значит, что муж и жена приняли смерть в один день и час.Ну а самая нервозная встреча произошла у меня на затопленном железнодорожном пароме. Я заплыл в трюм — и тут в свете фонаря мелькнуло лицо с усами и в маске. Сердце как молот, кровь прилила к ушам. Первая мысль: «Боевой пловец! Но откуда?» Инстинктивно схватился за нож и только потом разглядел, что это морской котик. До сих пор не знаю, откуда он там взялся.

«Р»: — Какую находку этой экспедиции вы считаете самой ценной и почему?

И. Матюк: — Останки баржи № 725, иначе говоря, ладожского «Титаника». Долгие десятилетия эта трагическая страница военной истории оставалась неизвестной. Более того, была засекречена. Все грифы с документов в архиве сняли только в 2004-м! Что же произошло в ночь на 17-е сентября 1941 года? Буксир «Орел» тянул через Ладогу баржу с курсантами ленинградских военных училищ, медиками и офицерами. В общей сложности на борту находилось более 1200 человек, и это только по официальным данным. Из-за перегруза и начавшегося шторма баржа дала течь и начала тонуть. Корабль сопровождения ушел вперед недопустимо далеко. Канонерская лодка «Селемджа», оказавшаяся в районе бедствия, напрочь проигнорировала сигналы СОС. В итоге крохотный буксир «Орел» принял на борт из ледяной воды 216 человек — больше было невозможно. Зато на сигналы бедствия вскоре прилетел немецкий самолет и сбросил 6 бомб. Только после угрозы применения оружия капитан «Селемджы» приблизился к месту крушения и спас… 24 человека. Больше спасать было некого.У этого места очень тяжелая энергетика. Говорят, каждый год в середине сентября рыбаки слышат здесь пронзительные шумы радиостанций, передающих СОС. Лично мы видели другое. Четыре дня подряд не могли возложить на воду венки: такой шторм. Пришлось вернуться на берег и заказать молебен в местном храме. Хотите верьте хотите нет, на следующий день ровно на три часа выглянуло солнце, и мы смогли осуществить задуманное. А потом опять поднялась волна.»Р»: — Вы планируете поднимать фрагменты баржи №725? И. Матюк: — Такие планы есть, сейчас проходят согласование все правовые вопросы. Очень хочется достать рубку: она станет веским доказательством самой страшной катастрофы 1940-ых, унесшей жизни 1000 человек. Как видите, в СССР тоже был свой «Титаник», как в зеркале отразивший неорганизованность и хаос начала войны.

Победили. Отстояли. Превзошли

Но были и другие примеры. Я говорю о непокоренном и овеянном славой острове Сухо. Сейчас здесь ни души, последние люди ушли отсюда несколько лет назад. Вокруг — только чайки. Ступаешь по каменистой земле — и чувство такое, будто война закончилась тут вчера. В башне маяка до сих пор зияют пробоины от снарядов, стены исписаны датами и надписями тех суровых лет. 22 октября 1942 года стоявший здесь на дежурстве советский гарнизон лейтенанта Гусева (104 солдата) отразил атаку 30 немецких десантных кораблей. Им было что охранять: остров располагался на пути движения советских конвоев, он же прикрывал подходы к главной базе Ладожской флотилии. Отступать им было некуда и незачем: с первых дней войны Гусев до исступления натаскивал своих солдат и отрабатывал до автоматизма элементы ведения боя. Итог: 16 кораблей противника потоплено, один — захвачен, сбито 15 самолетов. Вот он, героизм без лишних жертв, вот она, выучка!Мы ходили по этой земле с благоговением. И погружались в Ладогу с каким-то особенным чувством. Трофейный десантный корабль «Зибель», найденный в километре от берега, вызвал почти мальчишеский восторг. Потому что победили, отстояли и превзошли.»Р»: — В Минск на майские праздники вы прилетели прямиком из Норвегии. Это значит, что ладожская экспедиция уже завершена?И. Матюк: — Нет, еще рано. После 9 мая я возвращаюсь на Ладогу, в деревню Коккарево, где расквартирована наша база. За эту весну и лето предстоит детально изучить и каталогизировать каждый из 218 объектов на дне озера. Затем Военно-историческое общество России примет решение о том, что же именно нужно поднимать.А в Норвегию я летал на разведку. Знакомые с флота подсказали, что в одной из бухт в районе местечка Бодо лежат десятки сбитых немцами советских истребителей «Як» и «Ла». Вместе с английскими и американскими пилотами они сопровождали во время войны конвой союзников, который шел у берегов Норвегии (на тот момент захваченной фашистами). Я сделал несколько погружений — и просто обомлел: на дне этой бухты — настоящее кладбище погибших самолетов. Сразу видно: бои здесь были жаркие, навскидку насчитал 90 машин.

Пока идут двусторонние согласования, я активно изучаю архивы по теме. Очередная страница военной истории «воскрешает» поименно неизвестных героев, лежащих на дне мирной норвежской бухты.

Источник



Что нашли в ладожском озере

В Ладожском озере найдено тело одного из подростков, утонувшего три месяца назад

время публикации: 18 сентября 2017 г., 13:08 | последнее обновление: 06 декабря 2017 г., 14:05

МЧС России

В Ладожском озере обнаружено тело 16-летнего юноши, утонувшего во время июньского

пяти подростков на алюминиевой лодке, когда в живых остались только двое, сообщает управление

по Республике Карелия 18 сентября.

Судьба еще одного молодого человека и девушки остается неизвестной, их поиски продолжаются.

Трагедия произошла 19 июня: тогда во время прогулки по Ладожскому озеру перевернулась лодка с пятью подростками. Они приехали из карельского города Сортавала в поселок Импилахти Питкярантского района республики, где один из подростков взял у своей родственницы алюминиевую лодку типа «казанка» с мотором. После этого подростки отправились на прогулку по акватории залива Импилахти Ладожского озера без спасательных жилетов.

Двум ребятам удалось спастись, но трое утонули, в их числе оказалась девушка, 16-летие которой по некоторым данным, отмечали ее друзья.

Следственный комитет возбудил уголовное дело по части 3 статьи 109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности двум или более лицам»), сейчас продолжается его расследование.

Временно исполняющий обязанности главы Карелии Артур Парфенчиков тогда заявил, что

полностью лежит на участниках трагической прогулки. По своей легкомысленности они подвергли себя неоправданному риску — хождению в лодке по озеру с пресной водой и тяжелой волной без спасательных жилетов.

Источник

Adblock
detector