Меню

Что такое в реке насыпь

Проектирование пойменных насыпей

проектирование пойменных насыпей

Подходы к постоянным мостам сооружают в большинстве случаев в виде незатопляемых земляных насыпей на поймах или в русле блуждающих беспойменных рек. Только в особых случаях на дорогах низших категорий и у временных низководных мостов устраивают периодически затопляемые подходы. Строительство незатопляемых насыпей становится экономически неэффективным только при высоте их 30 м и более и при неудовлетворительных грунтах основания, а также при отсутствии у перехода грунтов, пригодных для возведения земляных сооружений. В этих случаях устраивают пойменные эстакады.

Чтобы насыпь была незатопляемой, ее бровку поднимают выше возможного уровня воды в реке на мостовом переходе с учетом подпора. На границе разлива подпор у верхового откоса пойменной насыпи достигает наибольшего размера.

Уровень воды у низового откоса насыпи определяется отметкой поверхности воды у концов низовых струенаправляющих дамб. Эта отметка мало отличается от бытовой. Таким образом, наибольшее повышение уровня воды у верхового откоса над расчетным уровнем одновременно определяет и наибольшую разность уровней у верхового и низового откосов пойменной насыпи на границе разлива.

На участках насыпи, достаточно близких к мосту, разница уровней меньше. Непосредственно у моста эта разница наименьшая и равна падению поверхности потока на длине струенаправляющих дамб.

На протяжении водной воронки перед мостом ширина потока уменьшается, причем границы его очерчены приблизительно по дугам круга с центральным углом 90°, начинающимся от границ разлива и заканчивающимся у голов пойменных струенаправляющих сооружений. За этими криволинейными границами в зонах, примыкающих к пойменным насыпям, движение воды замкнутое и относительно медленное. Только в тех случаях, когда ширина разлива очень велика, течение прижимается непосредственно к откосам пойменных насыпей и может вызвать размыв откосов сооружений.

Период разлива воды на поймы часто сопровождается ледоходом на реке. В это время возможен заход льдин из русла к насыпям, и, кроме того, у откосов насыпей могут появиться льдины, принесенные течением с пойменных озер. Плывущие льдины ударяются об откосы насыпи и нарушают их устойчивость. В отдельных местах лед может скапливаться, что приводит к навалу больших масс льда на насыпь.

Во время высоких паводков в долинах рек наблюдаются сильные ветры, вызывающие волны на водной поверхности. Явления половодья и интенсивного перемещения воздушных масс в долине реки нельзя считать независимыми одно от другого. Во время паводков вполне закономерны сильные ветры. Глубины воды на речных поймах достигают максимума при очень высоких расчетных паводках, а при значительных глубинах развиваются большие ветровые волны у откосов пойменных насыпей. Вследствие этого при высоких паводках устойчивости откосов пойменных насыпей угрожают подтопление, удар или навал льдин, удар волн. Обычно сильные удары наблюдаются на свободных реках только у верхового откоса насыпи, где волны распространяются вниз по течению. Меньшая или нулевая высота волн у низового откоса пойменной насыпи объясняется тем, что подход волн к этому откосу должен совершаться против течения. На залесенных поймах волны не развиваются совсем и насыпям не угрожают.

В последние десятилетия в связи с развитием гидротехнического строительства на автомобильных и железных дорогах появились мостовые переходы, находящиеся в подпоре. Откосы насыпей таких переходов уже не периодически, а постоянно подтопляемые. В отличие от переходов через свободные реки уровни у верхового и низового откосов насыпи в этом случае почти одинаковы.

На водохранилищах неизбежно волнообразование, опасное для насыпи даже в тех случаях, когда господствующие ветры действуют нефронтально по отношению к ней. Волнение, развивающееся на поверхности водохранилищ, достигает значительной силы и может наблюдаться как у верхового, так и низового откосов насыпей. Например, на переходе р. Дона, находящемся в подпоре от Цымлянской ГЭС, опасные для насыпи волнения возникают исключительно с низовой стороны.

Читайте также:  Трактор плывет по реке

Волны, набегающие на откос насыпи, взбегают по нему на значительную высоту, и вода может попасть на обочину земляного полотна. Этого не следует допускать, так как при откатывании волн струи воды могут смывать грунт с обочины.

Высота и длина волны зависят от скорости ветра и длины разбега волны. Однако на узких, длинных (более пятикратной ширины) и мелких водных пространствах волны, возникшие на глубоких частях водотока, не могут распространяться. В этих условиях высота волны ограничивается глубиной мелкого водного пространства, так как не развивается длина волны, соответствующая скорости ветра и длине разбега. Максимальная длина волны ограничивается двойной глубиной воды. Фактически она еще меньше, так как все теоретические расчеты волн справедливы для неподвижной воды, а в данном случае речь идет о развитии волн на поверхности текущей воды.

Высота волн составляет от 1/13 до 1/8 ее длины (в среднем 1/10). Поэтому можно считать, что пределом высоты волны на пойме является.

Волна, набегая на откос насыпи, поднимается по нему до высоты (от спокойного уровня воды).

Принято, что длина волны равна десятикратной ее высоте.

Коэффициент относительной шероховатости откоса зависит от типа покрытия откоса.

Сплошное непроницаемое гладкое покрытие (асфальтобетон, монолитный бетон) — 1

Сборные бетонные плиты — 0,9

Каменная кладка (мощение) и дерн — 0,75-0,80

Наброска из булыжника — 0,60-0,65

» из рваного камня — 0,55

» из тетраподов — 0,50

У насыпей переходов через водохранилища из-за большой глубины неподвижной воды и значительных расстояний разбега волны могут получаться значительными, но все же меньшими предела, определяемого формулой.

Следует иметь в виду, что скорость ветра после постройки водохранилища обычно возрастает из-за уменьшения трения между воздушным потоком и водной поверхностью по сравнению с движением воздушного потока над сушей. Поэтому в расчетах высоты волн не следует использовать данные о скоростях ветра, полученные до постройки водохранилища. Если водохранилище еще только проектируется, то расчетные скорости ветра следует увеличить на 30-50% против наблюдавшихся. Удар волны об откос вызывает силовое воздействие воды на укрепление откоса и грунт.

Источник

Проектирование пойменных насыпей и регуляционных сооружений

Подходы к постоянным мостам сооружают в большинстве случаев в виде незатопляемых насыпей на поймах или в русле блуждающих беспойменных рек. Насыпи сооружают высотой до 30 м. Чтобы насыпь была незатопляемой ее бровку поднимают выше возможного уровня воды в реке на мостовом прееходе с учетом подпора.

Во время высоких паводков в долинах рек наблюдаются сильные ветры, вызываеющие волны на водной поверхности. Вследствие этого при высоких паводках устойчивости откосов пойменных насыпей угрожают подтопление, удар или навал льдин, удар волн.

Высота и длина волны зависят от скорости ветра W и длины разбега волны L . Максимальная длина волны ограничивается двойной глубиной воды. Предел высоты волны на пойме: hвол

Выход с поймы на коренной берег долины проектируется как обычная а/д, так как эта часть подхода является сопрягающей между пойменной насыпью и незатопляемой дорогой вне пределов речной долины.

Минимальную отметку бровки насыпи назнач. выше наиб. расчетного уровня воды:

Продольный профиль ПЧ моста и спуск с него на насыпь с минимальными отметками проектируют обычно в виде ряда вертикальных кривых больших радиусов соответственно категории дороги.

Читайте также:  Проблема загрязнения рек в москве

Чтобы разгрузить пойменный участок отверстия моста от излишнего количества воды и ликвидировать опасный местный размыв у конуса насыпи, применяют пойменные струенаправлящие незатопляемые сооружения. Под их действием течение под мостом становится близким к прямолинейному и равномерному, местный размыв отодвигается вверх против течения к голове струенаправляющего сооружения, а вряде случаев уменьшается. Пойменные струи, текущие к отверстию моста параллельно пойменной насыпи, должны перед мостом изменить свое направление на перпендикулярное первоначальное. Для этого пойменные струи должны быть сначала принудительно искривлены, а затем выпрямлены. Поэтому очертание верховых дамб, вдоль которых будут протекать пойменные струи перед мостом, должно иметь переменную кривизну.

v=v м

р=R/tg

Регуляционные сооружения и мероприятия применяемы у мостов:

-пойменны незатопляемые криволинейные струенаправляющие сооружения

— пойменны незатопляемые прямолинейные струенаправляющие сооружения

-валы, стесняющие и ограждающие русловую зону блуждающих рек

Источник

Что такое дамба и как она устроена

ТАСС-ДОСЬЕ. 19 октября 2019 года близ поселка Щетинкино (Курагинский район Красноярского края) на реке Сейба прорвало каскад дамб на золотодобывающем прииске. В результате ЧП, по последним данным, 17 человек погибли, трое числятся пропавшими без вести.

ТАСС рассказывает о том, что такое дамба и как она устроена.

Дамба — гидротехническое сооружение в виде грунтовой насыпи или вала (аналогично грунтовой плотине). В отличие от плотины, возводимой на реке для удержания воды с одной стороны на более высоком уровне, чем с другой (так называемый подпор), основная функция дамбы — оградительная. Дамбы размещаются вдоль границы защищаемой территории или акватории. Обычно выполняются из местных материалов (грунт, камни), однако при строительстве также могут использоваться бетонные блоки, железобетонные сваи и другое. Временные дамбы сооружаются из мешков с песком.

Дамбы могут быть незатопляемыми и затопляемыми, глухими или оборудованными судо- и водопропускными сооружениями (шлюзами, трубами).

Термин «дамба» происходит от голландского dam («дам»). Названия ряда нидерландских городов включают в себя это слово. Например, Амстердам дословно переводится как «дамба на реке Амстел», Роттердам — «дамба на реке Ротте».

Крупнейшей дамбой в РФ является комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений, возведенный в 1981-2011 годах. Он состоит из 11 каменно-земляных защитных дамб общей протяженностью 25,4 км и шириной в основании до 80 м. По дамбам проходит шестиполосная автомагистраль — западный сегмент петербургской Кольцевой автомобильной дороги. По оценкам Минрегионразвития РФ, 29 октября 2016 года закрытием створок судопропускных сооружений комплекса удалось предотвратить катастрофическое наводнение высотой до 2,6 м, ущерб от которого мог составить 19,2 млрд рублей.

Классификация дамб

По своему устройству дамбы делятся на напорные и безнапорные.

Напорные дамбы предназначены для противостояния напору воды. К ним применяются те же требования водонепроницаемости, прочности и устойчивости, что и к плотинам. Такие дамбы делятся на:

— дамбы обвалования — служат для защиты речных и морских прибрежных низменностей от затопления паводками, приливами, ветровыми нагонами и др.;

— защитные дамбы — для защиты акватории портов, шлюзовых каналов и других сооружений от волн, наносов, ледохода и др.;

— сопрягающие дамбы — требуются для сопряжения подпорных гидротехнических сооружений с берегами;

— перемычки — ограждают места строительства других гидротехнических сооружений;

— дамбы искусственных бассейнов — используются при прокладке русел каналов, а также при сооружении бассейнов электростанций различных типов, включая атомные (ГЭС, ГАЭС, ТЭС и АЭС).

Читайте также:  Парк в пойме реки битцы в северном бутово

Безнапорные дамбы (используются там, где нет риска высокого напора воды) подразделяются на:

— регулирующие — сооружаются для регулирования и выправления русел;

— почвозащитные — служат для уменьшения поверхностного стока и задержания грунта поймы, который сносится в результате ливневого стока;

— струенаправляющие — улучшают условия судоходства и работу водопропускных и водозаборных гидротехнических сооружений;

— транспортные — для прокладки дорог через поймы рек и заливы водохранилищ.

Дамбы комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга в обычное время безнапорные, но при сильных нагонах водо- и судопропускные сооружения в них закрываются, делая дамбы напорными.

Дамбы близ поселка Щетинкино

При добыче рассыпного золота распространен метод так называемого кучного выщелачивания (с орошением руды цианистым растровом), который требует наличия технологического водоема — пруда-отстойника. Он может ограждаться напорными защитными дамбами. По данным СМИ, дамбы на реке Сейбе, прорванные 19 октября 2019 года, ограждали технологический водоем такого рода. При этом, согласно сообщению Следственного комитета РФ, целью возведения дамб служил «отвод грунтовых вод».

Источник



Значение слова «насыпь»

НА́СЫПЬ, -и, ж.

1. Искусственное возвышение из земли, сыпучих отходов производства и т. п. Железнодорожная насыпь.Чья это могила Тиха, одинока? И крест тростниковый, И насыпь свежа? Кольцов, Могила. Поезд несся по насыпи сквозь облетевшие леса. Паустовский, Золотая роза.

2. в знач. нареч. на́сыпью. Спец. В рассыпанном состоянии (о способе хранения и перевозки сыпучих грузов). Грузить зерно насыпью.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • На́сыпь — сооружение из насыпного и уплотненного грунта. Используется, как правило, для сооружения автомобильных дорог, железнодорожных линий и каналов, чтобы избежать сильного перепада высот на транспортных линиях. Альтернативой насыпям может служить сооружение объездов или путепроводов. Помимо насыпей для схожих целей используется и выемка, там где грунт расположен изначально выше, чем требуется. Насыпи часто сооружаются с использованием грунта, полученного из выемки. Насыпь должна быть построена с использованием подходящих материалов для обеспечения устойчивости.

В военном деле принято выделять брустверы, банкеты, траверсы, земляные валы и другие виды насыпей, используемые в военных целях.

НА’СЫПЬ, и, ж. 1. Искусственное земляное возвышение. Железнодорожная н. 2. Способ нагрузки и перевозки сыпучих тел без тары в вагонах, телегах (спец.). Уголь перевозят насыпью.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

на́сыпь

1. искусственное возвышение из земли, сыпучих отходов производства и т. п. ◆ Высокая, наполовину готовая насыпь, кучи песку, глины и щебня, бараки, ямы, разбросанные кое-где тачки, плоские возвышения над землянками, в которых жили рабочие, — весь этот ералаш, выкрашенный потёмками в один цвет, придавал земле какую-то странную, дикую физиономию, напоминавшую о временах хаоса. А. П. Чехов, «Огни», 1888 г. (цитата из НКРЯ)

2. спец. , в знач. нареч. на́сыпью способ хранения и перевозки сыпучих грузов в рассыпанном состоянии

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова княжой (прилагательное):

Источник

Adblock
detector