Меню

Что такое захолустная речонка а речка была славная переливалась солнечной чешуей вода

Спишите. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу. Укажите простые и составные глагольные сказуемые. Какие значения выражают вспомогательные глаголы в составных глагольных сказуемых?
1. Ещё в гимназии я начал зачитываться Буниным. 2. Я стремился следовать² этому совету Блока. 3. Я начал писать автобиографическую повесть и дошёл в ней до середины жизни. 4. Я продолжаю называть > повестью, хотя с таким же правом мог бы назвать её поэмой или сказкой. 5. Незнакомка стояла у калитки и пыталась раскрыть маленький зонтик, но он не раскрывался. 6. По дорожке Сокольнического парка шла та незнакомка, чей голос Левитан никак не мог забыть. 7. В слободе он решил остановиться.

Задание 1: В каждом предложении подчеркните грамматическую основу (подлежащее (П) и сказуемое (С)). Укажите простые (ПГС) и составные (СГС) глагольные сказуемые.
1. Ещё в гимназии я (П,_) НАЧАЛ ЗАЧИТЫВАТЬСЯ (СГС,=) Буниным.
2. Я (П,_) СТРЕМИЛСЯ СЛЕДОВАТЬ (СГС,=) этому совету Блока.
3. Я (П,_) НАЧАЛ ПИСАТЬ (СГС,=) автобиографическую повесть и ДОШЁЛ (ПГС,=) в ней до середины жизни.
4. Я (П,_) ПРОДОЛЖАЮ НАЗЫВАТЬ (СГС, =) «Жизнь Арсеньева» повестью, хотя с таким же правом МОГ БЫ НАЗВАТЬ (СГС,=) её поэмой или сказкой.
5. Незнакомка (П,_) СТОЯЛА (ПГС,=) у калитки и ПЫТАЛАСЬ РАСКРЫТЬ (СГС,=) маленький зонтик, но он (П,_) НЕ РАСКРЫВАЛСЯ (ПГС,=).
6. По дорожке Сокольнического парка ШЛА (ПГС,=) та незнакомка (П,_), чей голос Левитан (П,_) никак НЕ МОГ ЗАБЫТЬ (СГС,=).
7. В слободе он (П,_) РЕШИЛ ОСТАНОВИТЬСЯ (СГС,=).

Задание 2: Какие значения выражают вспомогательные глаголы в составных глагольных сказуемых?
Грамматическое значение: время и наклонение.

Источник

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»: цитаты героев и автора рассказа

Наше государство за свою историю прошло немалое количество войн с различным исходом. Одно из таких боевых действий нашло отражение в произведениях многих писателей и поэтов. Это события Кавказской войны, охватившей период 1817-1864 гг. Не обошел стороной эту тематику и Л.Н. Толстой в своем известном произведении «Кавказский пленник».

Первая публикация рассказа состоялась на страницах второго номера периодического издания «Заря» в 1872 году. В основе сюжета в определенной мере лежат реальный события, которые произошли с автором в то время, когда он нес службу на Кавказе в 1853-м г. Однажды автору и его другу-сослуживцу, чеченцу Садо, грозила опасность. Они были настигнуты противниками, которые хотели их захватить живыми в плен. Несмотря на то, что у Л.Н. Толстого был хороший конь, он не стал в одиночку отрываться от погони, остался помогать своему другу, у которого хоть и было оружие, но совсем без припасов. Однако, друзьям посчастливилось приблизиться к крепости казаков, которые поспешили к ним на помощь.

Кроме того, за основу произведения автор взял так же материал из «Воспоминаний кавказского офицера», написанных полковником Ф.Ф. Торнау.

Произведение повествует об офицере Иване Жилине, который принимал участие в боевых действиях на Кавказе. Однажды главный герой получает письмо от мамы, в котором она ведает ему о своем плохом здоровье и просит его приехать домой. Офицер берет отпуск и отправляется к матери.

Жилин и его сослуживец Костылин решаются идти в пешую, опережая медленно движущийся обоз. Увы, их настигают горцы и берут в плен. Пленные будут отданы как долг новому хозяину по имени Абдул-Мурат. Освобождение из плена возможно только лишь в случае выкупа их родными. Иван, который понимал, что больной матери не откуда взять такие средства, отсылает письмо с неверно указанным адресом.

Товарищи пребывают в плену уже на протяжении месяца. Жилин, который осознает, что ему помощи неоткуда ждать, заручается симпатией некоторых жителей аула, в том числе хозяина и его дочери Дины, ремонтируя вещи и создавая игрушки из глины для ребятишек. А в ночное время занимается рытьем подкопа.

Однажды пленники решаются на побег. Они сильно ранят ноги тесной обувью, и Жилину приходится тащить Костылина на себе. Им не удается далеко сбежать, их настигают татары и возвращают в селение, поместив в глубокой яме. Им было поставлено условие, что по истечению двух недель, в случае отсутствия выкупа, они будут убиты.

Читайте также:  Какая глубина реки томь

В яме самочувствие сослуживца Жилина ухудшается, и Иван решается совершить новый побег в одиночку. Для этого он просит о помощи Дину. После длинной дороги, прямо перед крепостью, главный герой снова нарывается на противников. Однако, ему удается докричаться о помощи до казаков, которые вовремя поспешили на подмогу. За Костылина все-таки был предоставлен выкуп по истечении месяца, он возвратился в крепость, но был очень ослаблен.

Описание главных персонажей

В своем рассказе автор изображает двух абсолютно противоположных героев, за счет чего и достигается большая контрастность произведения. Именно посредством данной антитезы Л. Толстой раскрывает явные проблемы и вопросы, которым посвящен рассказ.

Костылин – представитель качеств, присущих большей части людей верхушки. Ему присуща лень, слабость, трусливость, беспомощность в случае отсутствия денег.

Иван Жилин – русский небогатый дворянин, которому характерна изобретательность, отвага и сила. Он способен найти решение любой сложной ситуации.

В своем произведении автор стремится показать, что только личность, обладающая такими человеческими качествами как доброта, стойкость и храбрость способна противостоять любому жизненному испытанию.

Главные вопросы, затронутые в рассказе

Произведение посвящено раскрытию таких тем как:

— Противопоставление искренней, настоящей дружбы, дружбе «по удобному случаю».

— Вопрос отважного подвига как естественного состояния главного героя.

— Милосердие и сочувствие. Для этого автор вводит в рассказ образ Дины, руководствовавшейся чувством уважения и дружеской симпатии к главному герою.

События Кавказской войны охватили немалый промежуток времени и забрали большое количество жизней. Автор обращает внимание читателя на бессмысленность и жестокость военных действий, который выгодны лишь отдельным представителям социальной прослойки. Для обычного человека, такого ка Жилин, эта война вовсе не нужна, он прекрасно ладит с представителями лагеря противников.

Помимо этого, поднимается в рассказе и вопрос предательства в образе сослуживца Жилина – Костылина.

Рассказ Л.Н. Толстого, написанный простым и понятным языком, не теряет совей актуальности и сегодня. Он учит стойкости перед любыми жизненными обстоятельствами, показывает бессмысленность войн и национальной розни.

«Писатели улыбаются». Саша Чёрный. «Кавказский пленник»

Писатели улыбаются. Саша Чёрный. «Кавказский пленник». Урок в 5 классе. 1880 — 1932

Цель. Уметь выделять элементы текста, требующие комментария для раскрытия смысла текста. Классифицировать элементы согласно вопросам. Владеть навыками комментирования: проникнуть в смысл текста, уметь обобщить изученное на уроке.

Это ваш слуга покорный, Он зовётся «Саша Чёрный»… Почему? Не знаю сам. Псевдоним Александр Михайлович Гликберг. 1880-1932 гг

Составим анкету. Саша Чёрный. (страницы учебника 158-159) Год рождения: Место рождения: Детство: Юность: Начало писательской деятельности: Настоящее творчество: Первая книга: Журналистика: Эмиграция: (1 (13) октября 1880. Одесса. город Белая Церковь. Житомир. Житомир. Газета «Волынский вестник». Петербург. сборник стихов «Родные мотивы». журнал «Сатирикон». 1918 г. Литва. Германия. Франция.

Детский писатель. Что объединяет все картинки?

Подберите слова, выражающие ваше отношение к данным цитатам? «Воробьи…кричали, кувыркались, дрались…просто от избытка жизни…». «Никакие хозяйственные заботы в птичью голову не шли…». «…дворняжка Тузик, лохматая серая муфта с хвостиком в виде вопросительного знака…». юмор (анг. – нрав, настроение)- изображение героев в смешном виде. Смех весёлый, доброжелательный.

Выберите из текста смешные цитаты, подумайте, за счёт чего фразы становятся смешными? (стр.159-161) Антонимы. Эпитеты. Метафора. «Захолустная речонка…А речка была славная…Переливалась солнечной чешуёй вода». «…вынесли длинную-длинную лёгкую гичку, будто пила рыба …купаться пошла…». Сравнение. Гичка-лодка «Сын прачки…он сам себя от удовольствия ногой лягнул…». Просторечное слово. «Скворец …на ветке внимательно склонил голову: знакомая песня! В прошлом году слышал…». Олицетворение.

«В шкафу кротко блестели золотыми буквами корешки книг. Они отдыхали…». Какую картину вы представляете? «…курчавый, благосклонный Пушкин». «…седые, бородатые Тургенев и Толстой…». «…гусар Лермонтов с вздёрнутым носиком…». Какие выводы о главных героях можно сделать, читая такие характеристики писателей?

Прочтите описание героев и определите: доминирующую деталь портрета; раскрывает ли портрет черты характера? «…перед стеклянной дверью…стояли, прижав к стеклу носы, две девочки, две сестры. Если бы кто из сада на них взглянул, сразу бы увидел, что только им во всём саду и доме в этот солнечный день было грустно. У старшей Вали даже слезинка блестела на щеке, вот- вот капнет на передничек. А младшая, Катюша, надутая –перенадутая, сердито смотрела на скворца, сдвинув пухлые брови, — точно скворец её куклу клюнул или через форточку пышку с маком унёс». Девочки самостоятельно прочитали рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» и разволновались.

Читайте также:  Распределите реки по бассейнам океанов тихий

«Раз написано, — значит, настоящая правда… И раз окончание хорошее…не стоит горевать…» Какой конец рассказа придумали девочки? Жилин с солдатами взяли в плен татар и высекли. «Русские офицеры великодушны». Дине передайте георгиевскую медаль и русскую азбуку. Свадьба Жилина и Дины Эпилог

Какие «секреты» использует автор, чтобы привлечь наше внимание к рассуждениям девочек о концовке рассказа? «Жилин …поймал в плен татар, которые его мучили…Правда? Риторические вопросы. «И больно-пребольно высечь! Не кричать! …Марш!» Риторическое восклицание. «Зарубите себе на вашем кавказском носу». «…капусту порублю». Юмор – весёлый смех. Неточность фразеологизмов. «Обрадовалась….Топнула ногой.. Взвизгнула от удовольствия…» Авторские ремарки, замечания автора.

Игра. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Как дети воспроизвели рассказ в игре? Действующие лица . Миша – Жилин. Тузик – Костылин. Валя и Катя – татары. Валя – Дина. Катя – её подруга.

Что такое добро? « Я часто думал о том, что значит «быть добрым?» Мне кажется, добрый человек – это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует». Я. Корчак. Как соотносится данное высказывание с нашими героями? Приведите примеры из текста? «- Нет, знаешь, сечь их не надо….Так хорошо устроили судьбу Дины и Жилина, им стало немного легче…». Не хотели играть роль Костылина – не хотели быть предателями.

Назовите однокоренные слова к слову «добро». ДОБРО та любие порядочность душие деяние сердечность словие нравие

Домашнее задание. Поделитесь своими добрыми делами, поступками…. Творческая работа. Спасибо за работу! Разработала: Монгуш Е. М., учитель русского языка и литературы.

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Анализ произведения

  • Жилин соответствует собственной фамилии сухощавый, мускулистый; ловкий и выносливый.

Костылин богат, его родственники могут выплатить за офицера выкуп в пять тысяч рублей.

У Жилина нет богатых родственников (или он не желает к ним обращаться). У него только мать, для которой пятьсот рублей для выкупа неподъёмная сумма.

Жилин оптимистично смотрит на любую ситуацию и, даже попав в плен к горцам, сразу же решает, что сможет сбежать от своих «хозяев».

Костылин смиряется с судьбой пленника и ничего не делает, чтобы улучшить своё положение.

  • Как только татары нападают на офицеров, Костылин тут же бросает своего напарника и пытается спастись бегством.

Первый смысл, самый очевидный: кавказский пленник это любой пленённый человек. В данном случае это офицер, попавший в плен на Кавказе.

Все персонажи рассказа «Кавказский пленник», по сути, являются пленниками Кавказа каждый по-своему, но пленён горами и обстоятельстВам и, несмотря на личные особенности и характер.

Источник

«Кавказский пленник». Выразительные средства языка

как вам предложение)))
Из предложенного списка выберите те выразительные средства языка, которые используются в данном отрывке.

«Захолустная речонка…А речка была славная…Переливалась солнечной чешуёй вода».

Ответ

Ответы

Ответ

Ответ

Ответ

Ответ

Ответ

Ответ

Ответ

8. Правописание согласных в приставках.

Смотри. Все очень просто. Если например есть слово РАСКОЛОТЬ. Здесь мы пишем С на конце приставки, т.к. в начале корня стоит глухая согласная. Следовательно, чтобы запомнить или просто понять, какую букву писать на конце приставки, достаточно просто посмотреть на первую букву корня. Если она глухая (с,т,к,ф,ш и проч.), то в приставке тоже будет глухая, а в остальных случаях пишется звонкая согласная. Понятно?

Ответ

Ответ

Представьте себе, что было бы, если бы вдруг вы стали писать и разговаривать как захочется, безо всяких грамматических правил? Согласитесь, это было бы ужасно.

Когда вы хотите что-то выразить, то делаете это точно, не так ли? И вы не хотите быть непра­вильно понятым. Конечно, если бы каждый гово­рил и писал по-русски безупречно и каждый, кого вы слышите и читаете, выражался на безуко­ризненно правильном русском, то, может быть, и не надо было учить грамматику! Грамма­тика же учит, что надо исправить в вашей устной и письменной речи и зачем. Знание грамматики вам обрести точность, ясность выраже­ний русской речи, сделать ее разнообразной и интересной.

Читайте также:  Река мостья рязанская область рыбалка

Грамматические принципы каждого языка име­ют свои особенности. Разумеется, язык — это развивающаяся система, меняющаяся вместе со временем. Какие-то языковые формы устаревают, исчезают из употребления. Меняются люди, а вместе с ними меняется и грамматика языка их общения.

Другими словами, грамматика развивается, ме­няется, и нет ничего неизменного в том, что каса­ется употребления русского языка в насто­ящем или будущем.

Все придуманные человеком слова делятся на разделы, которые называются частями речи. Основными счтаются имя существительное, прилагательное, глагол, местоимение, причастие, деепричастие, наречие, предлог, союз и другие.

Изучение грамматики может показаться занятие неприятным, но зато оно вам пока­зать свои знания полно, с большой точностью.

Ответ

Разговорный стиль.
а) используется в диалоге; изобилует жаргонизмами, просторечными словами; присутствуют восклицательные и вопросительные предложения; используются уменьшительно-ласкательные формы слов.
б) Из текста:
* «- Здрасте , я ищу Алену Почкину.
— А ее нет. Она вообще здесь больше не живет.»

«- Так когда лучше зайти?
— Да приходи ближе к субботе».

* «Ничего себе!»; «А что случилось?»

* «-Привки, как дела?
-Норм».

«-Привет, подружка!
-Привет, подушка!»

Источник



Выберите из текста смешные цитаты

Выберите из текста смешные цитаты, подумайте, за счёт чего фразы становятся смешными? (стр.159-161). Антонимы. Эпитеты. Метафора. «Захолустная речонка…А речка была славная…Переливалась солнечной чешуёй вода». «…Вынесли длинную-длинную лёгкую гичку, будто пила рыба …купаться пошла…». Сравнение. Гичка-лодка. Просторечное слово. «Сын прачки…о сам себя т удовольствия ногой лягнул…». «Скворец …на ветке внимательно склонил голову: знакомая песня! В прошлом году слышал…». Олицетворение.

Слайд 7 из презентации «Саша Чёрный «Кавказский пленник»». Размер архива с презентацией 460 КБ.

Литература 5 класс

«Содержание «Одиссеи»» — На острове Эола. Если спутники Одиссея не тронут быков Гелиоса, то все вернуться домой. В кого Кирка превратила спутников Одиссея. Киконы и лотофаги. Возвращение на Итаку. Чем занимались циклопы. Какого ветра не было в мешке с ветрами. Дочерью какого бога была волшебница Кирка. Почему Зефира не было в мешке. Надо принести в жертву овцу и чёрного барана. Почему Одиссей не уследил за своими спутниками.

«К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб»» — Целостный анализ сказки. Как Филька помирился с раненым конем. К.Г.Паустовский. Он не был сказочником. В чем смысл названия сказки. Как вы думаете, Филька был злой. Разговор Фильки с мельником Панкратом. Просмотр мультфильма. Беседа. Работа по вопросам.

«Роды и жанры литературы» — Истоки басенного жанра. Поэт и мудрец слились в нем воедино…» Н.В. Гоголь. Басни Лафонтена написаны уже стихами. Что такое Эзопов язык? Жан де Лафонтен Лисица и виноград. Дядюшка Ворон, сидя на дереве, Держал в своем клюве сыр. В честь кого так назвали язык иносказаний? Тема: Роды и жанры литературы. Где же возник жанр басни? Эзоп Лисица и виноград. Какие жанры эпоса мы узнали? Какие жанры лирики мы узнали?

«Короленко «Дети подземелья»» — Василий Перов. В дурном обществе. Лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца. Доброта. Страдание. Хорошо. Дети подземелья. Репродукции картин художников. Любовь. Кусочек человеческого сердца. Светлые тона. Могила. Наделён ли Вася этими добродетелями.

«Игра по сказкам Пушкина» — Кто напал на царевну Лебедь. Угадай сказку. Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей. Из каких сказок эти вещи. Вспомните, из какой сказки слова. Узнай сказку по словам. Расположите по порядку сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке». Определите, где помощник, а где противники. В мире сказок А.С.Пушкина. Найдите героев сказок А.С.Пушкина по приметам. Кто был верным сторожем царя Дадона. Из каких четырех сказок А.С.Пушкина эти строки.

«Появление книги» — Простое письмо. Начальный лист. Иероглифы. Древние египтяне. Надписи на берестяных книгах. Друкарь «Апостола». Знаки египетского письма. Человеческие фигурки. Плитки. Берестянная книга. Письмо в картинках. Книга. Ознакомление с историей развития книги. Клинопись. Книги из бумаги. Слов драгоценные клады. Восковая книга. Книги из воска. Узелковое письмо. Древние китайцы.

Всего в теме «Литература 5 класс» 94 презентации

Источник

Adblock
detector