Меню

Что значит сплавляться по реке

Сколько стоит пойти в сплав

Этим летом я сходил в первый в жизни сплав на спортивную реку: с мужиками, автономно, с суточной заброской на место старта.

Тимур Зарудный сплавился по горной реке и выжил

Расскажу, как готовился и сколько это стоит, если идете в первый раз.

Что за сплав вообще

Сплав по горной реке — вид водного экстремального туризма. Обычно это бывает так: люди добираются до верховья реки, собирают плавсредства, загружают на них все свои вещи, гребут вниз по течению по нескольку часов в день, ищут место для лагеря, чалятся, ставят лагерь, ужинают макаронами с тушенкой, поют песни у костра, спят — а на утро все заново. И так неделю или две.

Когда я собирался в поход, то ничего этого не знал — мне просто хотелось в какое-нибудь путешествие. Идея спуститься по реке на надувных баллонах не вдохновляла, но я решился. После финиша почувствовал себя настоящим мужиком.

Сплавы бывают туристическими и спортивными. Туристические проходят на доступных реках рядом с цивилизацией, длятся 2—3 дня , идеальны для отдыха с семьей. Спортивные сплавы — по рекам с препятствиями, которым присвоили высокие категории сложности. Часто их проводят в труднодоступных местах, что усложняет спасательные работы и эвакуацию, если потребуется. По таким ходят ради спортивных разрядов — или просто упоротые туристы-экстремалы.

На туристических реках тоже бывают препятствия — пороги и шиверы, но если в реке невысокая вода, то все равно сплавляться можно даже с детьми.

У рек и препятствий бывает 7 категорий. Они считаются по сложности всех препятствий, близости к цивилизации и возможности проведения спасательных работ.

0, или бескатегорийная — прогулочная река без препятствий. По таким ходят в семейные походы.

1—3 категории — реки для новичков. На них появляются несложные преграды: перекаты, шиверы, небольшие пороги.

4—5 категории — для людей с опытом, которым скучно на простых реках. Тут сложные пороги, прохождение которых предварительно планируют и страхуются.

6 категория — сложные реки, на которые лучше вообще не ходить.

6+ — специальная категория, которую назначили участку алтайской реки Аргут под названием Карагемский прорыв. Это 20-километровый участок с практически непроходимыми препятствиями. По нему начали ходить в 1986 году, а полностью прошли (живые и в сознании) только в 2003. Специально для прохождения этого прорыва советские инженеры придумали плавсредство под названием «бублик».

В России сплавляться ходят везде. Коммерческие и несложные маршруты есть практически на любой горной реке: в Хабаровском крае, Карелии или Приморье. Основные спортивные маршруты в России — в Восточных и Западных Саянах, на Кавказе, Алтае и в Карелии.

На первые реки обычно ездят поближе. Если у вас рядом с городом есть река, то по ней можно сплавиться. Вокруг Москвы сплавляются по Волге, Оке, Клязьме, Москве-реке, Медведице.

Опасности

Риск для жизни есть даже на бескатегорийной реке. В Хабаровском крае на простых реках каждый год гибнут рыбаки, попадая под деревянные заломы. Вроде ничего сложного, но зазевался, затянуло — все.

Мы живем в Хабаровске, но ближайшими реками решили себя не ограничивать. Наша команда пошла на автономную реку 5 категории сложности под названием Снежная. Это Восточные Саяны в Бурятии. Автономная — значит без выхода к цивилизации на протяжении всего маршрута. Если что-то случится, единственное спасение — вертолет МЧС . Поэтому прохождение каждой реки заранее планируют. Команда читает отчеты других групп, смотрит карты и отмечает потенциально опасные пороги.

Уровень воды в реках часто меняется. Он влияет на сложность прохождения порогов. Поэтому все приходится планировать на месте: команда причаливает недалеко от порога и идет вперед по берегу — смотреть на препятствие и планировать тактику прохождения.

Река Снежная, на которую ходили мы, во время паводка из 4 категории сложности превращается в стабильную 5. Там уже нет никакого контроля: куда понесет вода, там и выйдешь. В такую воду не ходят, МЧС запрещает выход к маршруту.

На чем плывут

Чаще всего сплавляются на плотах, байдарках, каяках, рафтах и катамаранах. Плоты — самый простой и удобный способ сплава по рекам нулевой сложности. Они не предназначены для вхождения в пороги, но комфортны: по ним можно перемещаться во время сплава, готовить еду или читать книги.

Рафты — надувные лодки для прохождения порогов. Бывают разных размеров: от 4 до 20 мест. Это самый популярный тип сплавного судна в мире.

Байдарки и каяки — узкие и легкие лодки. Байдарки рассчитаны на 1—4 места , каяки — на 1—2. На байдарках ходят в основном по спокойной воде, каяки — спортивные и для водного слалома.

Сплавные катамараны — это две надувные гондолы, скрепленные рамой, а не прогулочный катамаран с педалями, как думают многие. На раму крепят груз и дополнительные весла. Бывают 2-, 4-, 6- и 8-местные . На катамаранах в основном сплавляются в России и странах бывшего СССР . Мы плыли на катамаранах, потому что в группе просто так давно сложилось. Плюс они легче и маневреннее рафтов, поэтому их удобнее транспортировать до точки старта.

Источник

Что такое рафтинг? Плюсы и минусы сплавов по горным рекам

Как и где заняться рафтингом, о чем стоит знать заранее новичкам, а также достоинства и недостатки этого вида спорта.

Если ты хочешь отправиться в настоящее путешествие, не боишься бросить вызов водной стихии и обожаешь адреналин, то стоит обязательно попробовать рафтинг.

По какой реке можно сплавиться, какими бывают маршруты для рафтинга, и о чем стоит узнать, прежде чем бронировать тур? Сейчас подробно ответим на все эти вопросы.

Что такое рафтинг

Рафтинг — спортивный сплав по горным рекам и искусственным каналам на надувной лодке. Его популярность, вероятно, связана с тем, что рафтингом может заниматься практически любой человек, в том числе и новички.

Все, что требуется, чтобы присоединиться к команде — это 15 минут инструктажа, после чего ты начнешь скакать по бурным порогам или наслаждаться тишиной и спокойным течением реки.

Лодки для рафтинга называются рафты, и самые простые из них представляют собой большую надувную лодку. Они бывают разных размеров и могут вмещать от четырех до 18 человек. Современные модели выполнены так, чтобы не затонуть от попадающей внутрь воды, и достаточно прочны, чтобы подводные камни и другие препятствия не могли их повредить.

Экипаж

В спортивном рафтинге экипаж — это единая команда, они работают в унисон, чтобы маневрировать лодкой. Каждый из членов экипажа, как правило, является высококвалифицированным специалистом по рафтингу или опытным энтузиастом. Они все могут «читать» реку, что позволяет им автономно работать в команде и отбрасывает необходимость в гиде.

В коммерческих сплавах по воде экипаж обычно состоит из новичков и нуждается в опытном гиде или капитане, который управляет лодкой. Клиенты работают вместе, чтобы выполнить команды, выкрикиваемые лидером. В этом случае гид подобен водителю, а экипаж — двигателю.

Работа гида — это, прежде всего, безопасность его команды. Он обязан проинструктировать всех и научить ряду упражнений для понимания того, как вести себя в лодке и в воде, если упадешь за борт. Гид отвечает за «чтение» реки и определение наилучшего маршрута через пороги.

Опыт лидера имеет решающее значение для веселого, захватывающего, но безопасного опыта сплава по воде. Гиды по рафтингу — это уникальные люди, которые почти всегда обладают причудливой и веселой индивидуальностью.

Снаряжение

Снаряжение для рафтинга на воде для клиента включает в себя плавучие средства, гидрокостюмы, шлемы и весло. Для гида это также еще и плот, метательная веревка, коммуникационное устройство, свисток, речной нож, средство для поддержания плавучести на порогах, аптечка первой помощи и большое направляющее весло для дополнительного рычага.

Навигация

Навигация, также известная как чтение реки — это навык, который требует большой практики. Река имеет много особенностей (объем воды, вертикальный спуск, препятствия, мусор, камни, подрезанные скалы, фильтры, отверстия, волны и многое другое), которые образуют пороги.

Работа гида состоит в том, чтобы перемещаться по реке, избегая опасностей и при этом используя все забавные особенности маршрута, которые делают сплав по реке таким увлекательным.

Плюсы и минусы рафтинга

Если ты подумываешь о том, чтобы попробовать этот спорт, то наверняка захочешь взвесить все «за» и «против».

Уровни сложности маршрутов

Хотя заняться рафтингом может каждый, но далеко не все маршруты подходят для первого раза, а на некоторые из них не стоит отправляться даже любителям, которые сплавлялись несколько раз. Маршрут оценивается по международной шкале от I до VI, с постепенно увеличивающейся сложностью и опасностью.

Размер и тип волн, удаленность, температура воды и характер реки (сплошные пороги или спокойный участок между порогами), географический рельеф (участок ущелья или равнинная, открытая местность) — все это определяет уровень сложности и то, кому подходит сплав на этом участке.

  • Уровень I: быстро текущая вода с небольшими волнами / рябью
  • Уровень II: легкий
  • Уровень III: трудный
  • Уровень IV: очень трудный
  • Уровень V: экстремальный, сплавляться может только опытная команда, высока вероятность травм, есть опасность для жизни
  • Уровень VI: сплав по этому участку почти точно означает смерть всех участников
Читайте также:  Есть свете чистая река

Лучшие места для рафтинга

Хотя сегодня существует разновидность этого вида спорта, подразумевающая сплав по искусственным каналам, более популярен и распространен рафтинг по горным рекам с порогами. За границей самые популярные маршруты для сплава находятся в таких странах, как:

  • Грузия;
  • Непал;
  • Турция;
  • Украина;
  • Индия;
  • Перу;
  • Италия;
  • Уганда.

Кстати, чтобы попробовать рафтинг, совсем не обязательно уезжать далеко. Вот список самых популярных мест для сплавов в России:

  • Республика Алтай (реки Катунь, Чуя, Башкаус, Аргут);
  • Адыгея (река Белая);
  • Республика Карелия (реки Охта, Чирка-Кемь, Шуя);
  • Якутия (реки Тимпон, Чульман).

Если ты планируешь отправиться в отпуск в Сочи, то неподалеку от курортного города можно заняться рафтингом по реке Мзымта.

Кроме того, популярен рафтинг и в Лосево Ленинградской области, откуда можно сплавиться по реке Вуоксе.

Отдельно выделим Крым. На этом полуострове можно сплавиться по рекам Днестр, Прут и Опир.

Что стоит узнать, прежде чем заняться рафтингом по реке

Рафтинг — это отличный новый опыт, который подарит тебе незабываемые впечатления, однако важно убедиться, что твоя жизнь не окажется под угрозой во время сплава. Для этого, прежде чем прыгнуть в лодку, нужно узнать ответы на следующие вопросы.

  1. Как давно компания, с которой ты собрался сплавляться, занимается рафтингом?
  2. Насколько опытен ваш гид?
  3. Соответствуют ли спасательные жилеты, которые вы наденете, стандартам безопасности? Если они повреждены, это должно тебя насторожить.
  4. В каком состоянии находятся шлемы? Они должны прочно сидеть на голове в течение всего сплава, поэтому недопустимо, чтобы ремни на них были оборваны.
  5. Внушает ли доверие речное снаряжение и надувное судно?
  6. Имеет ли гид квалификацию в области базовой первой помощи и СЛР (сердечно-легочная реанимация)?
  7. Есть ли у компании аптечка первой помощи, аварийно-восстановительный комплект и спасательные сумки?
  8. Насколько полным является инструктаж по безопасности? Если ты что-то не понял, не бойся задать гиду уточняющий вопрос.
  9. Во сколько закончится ваш сплав? Важно, чтобы вы успели закончить по крайней мере за час до наступления темноты.

Примечание: обязательно сообщи гиду о любых имеющихся у тебя серьезных заболеваниях и состояниях, а также том, как хорошо ты умеешь плавать.

На что обратить внимание во время сплава

1. На реке всегда носи спасательный жилет и убедись, что он плотно прилегает к телу. Даже если ты хороший пловец, пренебрегать этой мерой безопасности нельзя.

2. Помни, что шлемы в основном предназначены для того, чтобы уберечь тебя от весел восторженных товарищей по рафтингу и очень редко — в качестве защиты от камней на реке. Однако, поскольку такая опасность есть, не снимай шлем до окончания сплава и убедись, что он надежно закреплен на твоей голове.

3. Не привязывай / не обматывай веревкой запястья, руки, ноги или шею! Это может быть опасно, если ты упадешь в воду.

4. Не ставь ноги на страховочный трос снаружи рафта во время гребли. Так ты можешь пострадать, если ударишься о валун.

5. В случае, если рафт вот-вот ударится о валун, не пытайся остановить двухтонный импульс надувного судна своим легким веслом, ногой или руками, поскольку так можно получить травму.

6. Прекрати водные бои и другие забавные занятия перед порогами и убедись, что личное защитное снаряжение — спасательный жилет и шлем — плотно прилегают к телу.

7. Если ты упал в воду, не паникуй и расслабься: спасательный жилет немедленно поднимет тебя на поверхность. Существует около 90% вероятности, что ты всплывешь прямо рядом с рафтом. Хватайся за него. Помни, что надувное судно — это твой самый большой спасательный жилет на реке.

В случае, если ты окажешься вдали от рафта, ляг на спину, направив ноги вниз по течению. Не пытайся резко встать, так как можешь зацепиться ногой за камень или другое подводное препятствие. Внимательно слушай своего гида, даже если его указания противоречат твоим инстинктам — плыви туда и так, как он скажет.

8. Получай удовольствие! Если ты сплавляешься вместе с опытным гидом и четко следуешь его инструкциями, не забывая о мерах безопасности, то рафтинг принесет массу ярких впечатлений, и ты наверняка захочешь повторить!

Источник

Сплав по реке. Как подготовиться.

Сплав по реке дает возможность осуществить мечту многих спиннингистов – исследовать и обловить множество самых укромных мест реки, где встреча с трофейной рыбой наиболее вероятна. Но многодневный сплав по реке требует серьезной подготовки. Важно не упустить из виду «мелочи».
Вот несколько рекомендаций, как подготовиться к сплаву по реке.

 к сплаву по реке нужно подготовиться

Выбор реки для сплава

Сплавляться по мелководным и безлюдным верховьям рек не рекомендуется.
Река должна быть достаточно полноводной, что бы не пришлось тащить лодку на руках. А то, может случиться так, что бобровые плотинки, коряжники и бурелом, мель на перекатах превратят путешествие в сплошное ношение тяжестей по труднопроходимой местности.
Лучше, если ширина реки будет не меньше чем 15м, а глубина — не менее полуметра.

Точно рассчитать скорость движения по реке заранее не получится. Она будет зависеть от количества остановок на рыбалку и привал, от скорости течения и согласованности действий по управлению лодкой.
Но, при расчетах, можно исходить из следующих соображений:

  • если совсем не торопиться и больше отдыхать и рыбачить, то суточное продвижение должно составить 5 – 7 км;
  • если все же налегать на весла, но опыта сплава и согласованности гребли с напарником нет, то за сутки получится пройти 10 – 12 км;
  • если все делать быстро и отлажено, то на реке со средним течением за сутки можно пройти и 15 км, а на быстром течении – и все 20 км.

Поэтому для путешествия продолжительностью в одну неделю, при скорости движения 10 – 15 км в сутки, нужно подобрать участок реки длиной примерно 100 км. Таким образом, общая длина реки, пригодной к длительному путешествию не должна быть менее 200 км. Из которых 100 км условно можно отнести к труднопреодолимому верховью.
В общем, подобрать 100-километровый участок пригодный для недельного сплава и рыбалки на реках России или Украины труда не составит.

При планировании путешествия нужно учитывать сезонность и погоду.

В южных регионах сезон пригодный к сплаву начинается раньше. На майские праздники уже должна быть комфортная теплая погода и хороший клев отнерестившихся голавля и судака. На севере в это время еще прохладно и малоперспективно в отношении рыбалки.

Зато, с наступлением полноценного лета, северные реки становятся более предпочтительными. Они порадуют отсутствием рыболовного прессинга и более внушительными размерами рыбы. Экземпляры голавля за 1 кг в северных реках отнюдь не редкость, трофеи попадаются часто.
На юге, в целом, клев более интенсивный. Но, за то, размеры добычи желают лучшего….

Трофейный голавль

Постарайтесь собрать максимум информации о намеченном месте сплава. Внимательно изучите спутниковую карту. Вбейте название реки, населенных пунктов, автомагистралей в Googl, соберите всю информацию из интернета. Если названия упоминаются на форумах, постарайтесь пообщаться с пользователями на интересующие вас темы. Может удасться достать точные карты местности. Чем больше соберете информации о местности, тем лучше будете представлять, как действовать, как подготовиться.

Инвентарь

Ключевой вопрос – как добраться в начальную точку сплава, а затем, — как уехать из конечной точки домой. Если каким-то образом будет использован автомобиль, — например знакомые подвезут, или же такси… то вопрос с лодкой отпадает. Тогда лодка может быть любая надувная, в т.ч. и ПВХ-лодка с мотором. Если автомобиль использовать нельзя, и доставлять лодку придется вручную, то необходимо остановить выбор на легчайших вариантах. Хорошо для подобного путешествия подходят легкие надувные двухместные лодки-байдарки. Они более скоростные и позволяют преодолеть за день большее расстояние.

Необходимый минимум:
— палатка;
— спальные мешки;
— подстилка-одеяло;
— одежда на разную погоду и время суток, включая болотники;
— газовая плитка;
— котелок и посуда;
— фонарики и комплекты запасных батареек;
— карты местности и навигационная аппаратура;
— аптечка в полном комплекте.

На реке

Теперь о мелочах, о которых частенько забывают или их игнорируют:
— эффективные защитные средства от комаров или гнуса. В зависимости от сезона, атакующие кровососы могут просто выгнать с реки или превратить рыбалку в испытание на выживание;
— защитные средства от солнца. Возможно, придется находиться все время под палящим солнцем. Головные уборы, кремы – обязательны. Не то можно получить нешуточные ожоги;
— защитный крем для рук, х/б перчатки. Руки постоянно будут контактировать с рыбой, мокуть, после чего приходится грести… Нужно защитить руки, во избежание растрескивания кожи и ее заболеваний.
Судак

Также нужно не забыть:
— ремкомплект для резиновой лодки, ведь проколы – не редкость:
— спички, — желательно не замокающие, и запасную зажигалку — в карманчик рюкзака.
— фотоаппарат, — желательно брать недорогой и легкий – «мыльницу», который бы всегда находился под рукой на поясе, и который бы не жалко было утопить;
— несколько плотных и объемистых ПВХ-пакетов, в которые во время путешествия должно быть складировано все, что боится воды, и которые должны плотно завязываться;
— запас тонкой веревки – всегда пригодится.

Относительно рыболовных снастей можно порекомендовать ограничится легким спиннингом быстрого строя длиной до 2,4 м. Дальний заброс скорее всего не понадобится, а условия ловли с напарником в одной лодке, которая крутится на течении, — довольно стесненные. Поэтому и удилище в первую очередь должно быть очень маневренным. Катушка также легкая — 2000 – 2500.

Читайте также:  А еще есть речка карасан

Красивые пейзажи

Полезные советы относительно сплава по реке

  • Вглядывайтесь в спутниковые карты как Googl, так и Яндекс. Там легко читаются изменения течения, которые всегда привлекают хищника. Можно обнаружить явно перспективные места для рыбалки – перекаты, сужения, повороты, мосты и т.п. И в соответствии с этой картографией можно спланировать график движения таким образом, что бы ночевка совпадала с рыбным местом. Тогда перспективное место можно хорошенько обловить и вечером и утром. Распечатайте карты и нанесите на них всю дополнительную информацию.
  • Основная трудозатрата такого путешествия – гребля. Сразу же обустройте высокие посадочные места в лодке. Сидеть нужно повыше, тогда удобней работать и веслами и спиннингом. При длительном путешествии высокой и удобной посадкой пренебрегать нельзя. Выработайте ритмику гребли и управления лодкой – «на раз, два, три…», это позволит повысить скорость прохождения участков.
  • Лодку на течении и поворотах реки может крутить как угодно. И бороться с этим явлением очень трудно. Рекомендуется загружать лодку равномерно по всей длине – от кормы и до носа. В случае сильного неуправляемого разворота лодки – нужно прекратить борьбу с разворотом с помощью весел, что бы зря не переутруждаться, дождаться, когда лодка сбавит ход, а затем уже выровнять ее и разгонять заново.

Сплавляясь по реке, вы откроете множество новых рыбных мест, увидите разнообразные красивые пейзажи. В укромных уголках реки, где «не ступала… рыболова», обязательно встретится рыба трофейных размеров, выдающая яростные поклевки. Голавль, судак, окунь, щука, жерех, язь – окажутся вполне доступной добычей. Сплав по реке не оставит равнодушным любого спиннингиста.

Источник



КАК ПРОХОДЯТ СПЛАВЫ ПО РЕКАМ В КАРЕЛИИ И НА КОЛЬСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ?

Если собираетесь в первый раз на сплав — советуем прочитать эту статью.

На этапе бронирования тура наш менеджер уточнит необходимую информацию и подберёт подходящий вариант сплава. Проконсультирует по времени, на которое необходимо брать билеты.

Конечно, у каждого из вас при сборах на сплав возникнут свои вопросы, ответы на которые можно получить у менеджера по телефону +7-996-963-50-03. Здесь опишу как проходит водный поход, чтобы ответить на большую часть вопросов, всплывающих в голове завтрашнего сплавщика.

Встреча и прибытие на стапель

Для начала рекомендую ознакомиться со статьёй, повествующей о наполнении моей гермоупаковки. Там вы найдете минимум вещей, без чего точно на сплав ехать не надо. И вот когда рюкзак собран, возникают вопросы безопасности иного рода: Кто встретит? Куда поедем? Сколько ехать по времени? Когда накормят? И так далее.

Итак, начнем с поезда. Бывалые сплавщики шутят: это самый ключевой порог «Поезд» — не все проходят 🙂 Если шутки вы не поняли, то точно надо ехать и спросить об этом бывалых товарищей. Раз вы не смеетесь, значит скорее всего, это препятствие вы преодолеете более чем успешно.
Далее вокзал. Чаще всего мы встречаем вас на вокзале родимого Петрозаводска, однако могут быть другие города Карелии и Мурманской области: Кемь, Беломорск, Кандалакша, Апатиты. Для того, чтобы приехать правильно, нужно внимательно прочитать программу, там написано примерно следующее: «Мы встречаем вас на вокзале. ». Итак, вы выходите из вагона, а там толпа народу: все с рюкзаками и все сплавляться и встречающих с табличками тоже целый вагон. Чтобы не потеряться ищите скромного такого гида с белой табличкой и надписью цвета нашего. корпоративного «Get Karelia» . Итак, встречающего вы нашли и здесь прежде, чем задать вопрос: «А когда есть будем?», следует набраться терпения. Поскольку инструктору предстоит собрать ещё энное количество человек в кучу.
После того, как он всех соберет, он обязательно расскажет план дальнейших действий: идем туда-то, магазин там-то, туалет направо, готовность пять минут. Поехали!

Обычно путь до стапеля занимает от 1 до 12 часов в зависимости от маршрута. Да-да, не пугайтесь, некоторые реки расположены действительно очень далеко, но поверьте, оно того стоит! Дорога — время познакомиться с другими участниками и попытать руководителя похода вопросами. Возможно, вам повезет, и он ответит на них серьезно, а не как обычно он это делает.

Итак, вы прибыли на стапель (так называется место старта). И прежде, чем бежать со счастливым лицом к реке, как показывают в американских фильмах счастливых людей, бегущих по морскому побережью, стоит остановиться. Вы же теперь команда, а команде в данный момент надо:

— освободить автобус от себя;
— забрать свои вещи;
— разгрузить все снаряжение, чтобы с успехом отпустить водителя в обратный путь.

На стапеле, сначала, как это всегда бывает, курящие выкурят по одной, некурящие — обсудят дорогу и те части тела, которые ломит или свело от долгой поездки. Но потом, надо сразу приниматься за работу. Гид-проводник раздаст всем задачи: кому-то дров принести, кому-то катамараны собирать или рафты накачивать. В общем, все при деле.

Инструктаж и сплав

И вот, наконец, еда готова, суда готовы — все уже на низком старте, но спешить не надо! Для начала нужно подобрать для себя личное снаряжение. Если какие-то элементы экипировки зависят от размеров, веса и прочих параметров, то об этом у вас обязательно спросит менеджер на этапе бронирования тура. И тут наступает момент истины и «отлив показывает, кто купался без трусов». Если вы слукавили с весом, то кольчужка в виде спас жилета вам явно будет не по размеру. А это не что иное, как ваша безопасность и, как следствие, здоровье и приятные впечатления о вашем путешествии. Поэтому в подборе снаряжения лучше себе не льстить и примкнуть к сторонникам бодипозитива — я такой (-ая), какой (-ая) я есть.

Что из снаряжения вам выдадут? Это, конечно же, спас жилет, который подбирается в зависимости от веса; это весло — чаще всего, они все одного размера (с небольшими отклонениями); каска — тоже регулируется под любую голову; гермомешок на 100 литров (в этот девайс вы должны будете переупаковать все свои вещи, заботливо сложенные дома перед поездом). Сделать переупаковку придется, скрипя зубами, поскольку занятие неприятное, но в 99% случаев этого не избежать — очень редко вижу сумки или рюкзаки, которые можно запихать в герму, не нарушив изначально задуманной идиллии укладки. Также вам выдадут коврик и спальник. Спальный мешок я рекомендую настоятельно иметь свой. Для походника это как зубная щетка. Но если вдруг его нет, то в стоимость программы он входит. Также имейте в виду, что мы выдаем вкладыши из бязевой ткани, которые стираются после каждого заезда. Со спальниками такие трюки производители не рекомендуют делать, иначе теряются его ключевые свойства и он превращается в тряпку.

Все это вам выдали на время вашего путешествия, чтобы оно было комфортным, и здесь придется заключить первый «общественный договор». Мы вам предоставляем, а вы бережете это как своё и не разбрасываете на стоянках, а бережно и нежно убираете либо в палатку, либо под тент. Как говорят, своя рубашка ближе к телу, и каждое утро, приятнее надевать свой спасик и свою каску.

Снарягу разобрали. Все экипированные такие, красивые стоят. Пришло время для общей фотографии и по коням! Снова стоп! Сейчас — инструктаж по технике безопасности! Вот здесь вы услышите много нового и интересного: и как грести, и как «лопату» держать, и что в бочке делать, и про морковку, и главное — не ТАБАНЬТЕ!

С техникой безопасности закончили — теперь рассаживаемся по судам и вперед! Сразу оговорюсь, чтобы вы не питали иллюзий о том, что сегодня я поеду на левом борту, а завтра на правом — это не так. Скорее всего вы займете своё место и прирастете к нему до конца похода. Причин тому несколько. Во-первых, местоположение для вас определит инструктор, опытным глазом прикинув развесовку и расстановку сил. В первый день еще возможны передвижения исключительно в целях улучшения маневренности и управляемости судна. Во-вторых, если вы начнете пересаживаться каждый день, то в критических ситуациях (а такие будут), вы банально будете забывать «правый» вы или «левый» (и здесь я говорю не о политических пристрастиях). Ещё вчера были «левым», сегодня — уже «правый» и наоборот. А неточное выполнение команд в пороге приводит к еще более критическим ситуациям. Поэтому рекомендую крепко подумать, прежде чем жаловаться на то, что болит рука, потому что «я сижу справа, а мне надо налево, чтобы рука отдохнула». Рука у вас болит от того, что техника гребли страдает, а следовательно, страдаете и вы. Как следствие, в данной ситуации лучше научиться правильно грести — от этого выиграет не только рука.

Всё, с формальностями покончили, теперь сплавляемся! Казалось бы, греби себе, наслаждайся пейзажами. Но постоянно напоминает о себе этот вредный тип — сидит он обычно сзади и, как водится, не гребет — опустил весло в воду и делает умный вид: мол, я тут главный. И всё бы ничего, но он еще и команды странные раздает: «Левый вперед!», «Правый табань!». Придется к этому товарищу привыкнуть — работа у него такая: весло в воду опускать и непонятными словами ругаться. Ну еще он может на стоянке кашу приготовить, а может и этот процесс делегировать. И вообще, чем опытнее этот персонаж, сидящий на корме, тем меньше он работает. Ну, по крайней мере, с первого взгляда — именно так. А некоторые экземпляры могут еще и взять гитару вечером и так, чтобы душа свернулась, а потом развернулась!

Читайте также:  Крупнейшие реки материка северной америки впадающие в атлантический океан

Есть с этими товарищами проблема одна: не понятно, когда они шутят, а когда всерьез что-то говорят. Держи ухо в остро!

Одно надо запомнить — при прохождении порога, он (или она) — сто процентов не шутит и все команды необходимо выполнять с точностью, даже если они кажутся вам нелогичными.

А сплав уже полным ходом: плёсы, пороги, перекаты, озёра — в Карелии они есть практически на каждой реке, сменяющиеся пейзажи — всё то, ради чего вы собственно и ехали. Вот сплавной день подходит к концу — ищем стоянку.

Стоянка и вечерний досуг

При зачаливании рафта или катамарана к берегу сначала выходят загребающие (как водится это два здоровых мужика, сидящих на носу судна) и держат плавсредство, пока все участники один за другим не выйдут на берег. Здесь есть важное правило: не дергать лодку, когда кто-то стоит, а не сидит. Думаю, не сложно догадаться, что произойдет. И еще одно очень важное правило: по судну передвигаемся исключительно на коленях.

При выходе на берег еще одна сложная задача: не разбежаться по кустам, а всем вместе встать в цепочку и разгрузить судно и вытащить все пожитки на сушу. После этого уже можно идти ставить палатку и заниматься прочим устройством временного лагеря. Не забудьте предложить помощь инструктору с заготовкой дров и приготовлением пищи, а то эти ребята скромные — все время стесняются попросить помощи.

Тут и ужин готов. Можно и расслабиться после тяжелого трудового дня, однако с оглядкой на то, что завтра не менее трудовой день. Песни под гитару у костра? Пожалуйста! Нет гитары? Вот и акапелла-бэнд сформировался. Здесь вход идет все: и про коня, и про байдарку, и луч солнца золотого — тоже здесь. И что немало важно — можно шуметь после одиннадцати. Кто поставил своё жилище недалеко от костра, тот просто неопытный походник =) В следующий раз лучше с палаткой уходить на дальний кордон и внести в список обязательных вещей беруши.

Итак, утро следующего дня. Все довольные и выспавшиеся выходят на завтрак, заботливо приготовленный тем самым, который с умным видом опускает весло в воду. Утренний кофе, обсуждение того, кто получил приз зрительских симпатий в номинации «Голос» во вчерашнем запеве. Но расслабляться нельзя: сегодня новый ходовой день, а значит новые пороги, новые приключения и море эмоций.

Снова сплав

Двигаемся далее. Вот впереди шивера и все думают: «Ну наконец-то текуха, сейчас можно довериться течению и не грести, а вода сама вынесет». И как только все собрались расслабиться, тишину разрывает команда: «Оба вперед! И раз! И раз! И раз!» Все в недоумении — почему так, что мешает просто сплавиться? Оказывается, чтобы успешно управлять судном на воде, необходимо чтобы это самое судно имело скорость несколько бОльшую, чем скорость течения, только тогда прохождение будет успешным: можно будет маневрировать среди камней, вовремя совершать повороты и сохранить судно и команду в целости. А что вы думали? Здесь все как в жизни: если вы по течению плывете — то вас как щепку мотает из стороны в сторону, а если вы быстрее, а иногда и против, то у вас уже контроль над ситуацией появляется. В природе также: многие виды рыб для нереста поднимаются в реки против течения или на прокорм становятся против стремнины (то есть течения) — так в рот залетает больше. В общем, после недоуменных вопросов типа: «А зачем нам грести, если нас и так хорошо несет?» — инструктор рассказывает примерно вышеописанную историю и все встает на свои места, приходит понимание, что расслабиться в стремнинке не получится.

Где же тогда расслабляться? Нигде. Отдых то активный. Но есть одна фишечка: на плёсах (так называются спокойные участки, где практически отсутствует движение воды) или озерах, которых в Карелии великое множество, мы припрятали один бонус — это подвесной лодочный мотор. Обычно он небольшой, от 2,5 до 5 лошадиных сил, но свою работу четко выполняет: позволяет расслабиться на скучных плёсах и не выбиться из сил при встречном ветре на озере.

Но даже скучный плёс может стать очень хорошим развлечением. В группе всегда есть рыбаки. Видим плёс или озеро — вот и настал ваш час, ребята — расчехляем удочки. Ну а что же делать тем, кто не рыбачит? Здесь все от фантазии вашей зависит: самые распространенные игры в это время — это «Контакт» и «Города». Если не знаете, о чем это я, точно надо ехать.

И вот когда все уже успели расслабиться под северным карельским солнцем, крик с кормы: «Чалимся!». Обычно эту функцию выполняют так называемые «загребные» — два самых крепких или самых опытных товарища в группе. Это означает, что им нужно выпрыгнуть на берег с чальным концом (специальной длинной веревкой) и пришвартовать, то есть привязать судно к дереву или камню на берегу.

Снова недоуменные вопросы: «Зачем? Почему?» И так же все нормально было. Объявляется осмотр порога и снова новая порция вопросов: «А зачем смотреть? А сходу нельзя? Чё мы лошары что ли?» Надо сказать, что помимо прямого назначения — осмотра, такая остановка являет собой много плюсов: размять слежавшиеся мышцы, сделать классные фото и сходить в туалет. Ну и посмотреть на порог — что же нас ждет, и почему инструктор хочет обратить внимание на это препятствие. Осмотр предстоящего препятствия иногда действует очень отрезвляюще: некоторые сразу отказываются идти в порог со словами: «Я лучше вас с берега сфотографирую». Сразу скажу, что вы вправе сделать этот выбор — остаться на берегу, но нужно учитывать еще и то, что скажет тот товарищ, который сидит на корме, опускает в воду «лопату» и ругается непонятными командами. Если он говорит, что идти можно, то наверное стоит прислушаться, вы же приехали сюда не по берегу ходить, а сплавляться.

И вот, когда все уже наделали крутых фото для своих инстаграм-аккаунтов, чтобы поразить всех коллег и подписчиков, гид собирает всех на берегу и начинает что-то с умным видом рассказывать и показывать.

И здесь случается то, что англичане называют «vice versa»: вы видите порог и думаете: «Тут все просто, нечего делать, пройдем на раз!» Инструктор начинает рассказывать, как на самом деле: здесь «закусывает», там «подсасывает», а вот здесь если не «зацепиться», то будет весьма нехорошо. «Напоминаю, если вы оказались за бортом, не теряйте весло — оно стоит миллион, не расплатитесь!» =) Конечно же это шутка, но она очень хорошо помогает действительно не терять весло.
Почему этот аксессуар так важен? Есть два важных момента: во-первых, управление при самосплаве. При попадании в воду вы ложитесь на спину ногами вниз по течению и перед собой держите весло. Таким образом, вы встречаете препятствия, которые приготовила для вас река не головой, а ногами и мягким местом. Весло в данном случае помогает «подруливать» при самосплаве. Во-вторых, при попадании в бочку (обратный вал воды, способный крутить вас как в центрифуге и не отпускать долго), вы крепко держите весло. Как правило, при первом попадании в бочку, вы не понимаете ничего — где верх, где низ, где ноги, где руки. И тут весло решает, поскольку у него есть лопасть, которая «как бы случайно» находит струю — ваш спасительный ключ, выход их центрифуги. Когда вы не понимаете, что происходит, струя, которая обычно находится на глубине под пеной, попадает в лопасть и вытаскивает вас из бочки. И наоборот, вы видите большой водопад, от которого дух захватывает, и с опаской спрашиваете гида: «Мы ведь туда не пойдем?», на что получаете ответ с ухмылкой: «Легко!»
Почему так? Это опыт «чтения» препятствий. На то он и инструктор, чтобы сзади сидеть, филонить, табанить и опускать «лопату» в воду, да и еще выкрикивать непонятные ругательства.

После многочисленных просмотров, прохождений без осмотров, «зеленых» остановок и прочих прелестей ходового дня, прибываем на стоянку. Сегодня был сложный день, все устали, но это еще не финал. Ставим лагерь, готовим ужин. Сегодня у костра можно задержаться подольше, ведь завтра днёвка. Это значит, что как минимум две ночёвки будет сделано на этой стоянке и завтра точно не нужно будет собирать палатку. Поэтому и место для днёвки выбирается получше: чтобы баня была обязательно и порог хороший для покатушек, но если нет падуна, то и пляж на озере сгодится!

Источник

Adblock
detector