Меню

Деревни по реке уфтюге славились основная мысль

Деревни по реке уфтюге славились основная мысль

Верхнее течение Северной Двины — регион зарождения нескольких самобытнейших русских росписей, имеющих самые различные корни, богатую историю, развитую и устоявшуюся графическую традицию. Так сложилось, что на левом берегу Двины расцвели сюжетные росписи, отличавшиеся сложной техникой и имевшие свои корни в традиционном иконописном искусстве Новгорода и Сольвычегодска, а на противоположном, правом — живописные, отличающиеся экспрессией и богатством красок. Об одной из этих росписей с правого берега — уфтюжской росписи — наш рассказ.

Происходит уфтюжская роспись примерно из тех же местностей, что и весьма схожая с нею ракульская — из местностей по Северной Двине, лежащих чуть ниже устья Вычегды. Километрах в сорока от Котласа справа в Двину впадает река Уфтюга (или Устюга, как отмечено на старинных картах), довольно значительная для тех мест и в половодье даже судоходная. Полторы сотни километров петляет Уфтюга по глухой тайге, а когда приближается к низкому правому берегу Северной Двины, то будто нанизывает на себя, словно на ожерелье, многочисленные бусины сел и деревень, промеж которых размером и значительностью выделяется село Верхняя Уфтюга, знаменитое и посейчас стоящим там старинным деревянным храмом Дмитрия Солунского, аж на 45 метров (а это высота современного 12-этажного дома) взметнувшим ввысь свой шатёр.

Так или иначе вся жизнь края вращалась вокруг Верхней Уфтюги — село было и религиозным центром — шутка ли, единственный храм на пятнадцать километров окрест, — и административным центром Уфтюжской волости Красноборского уезда Вологодской губернии; и всё это при том, что Уфтюжские края и по сию пору недоступны посуху из «материковой» России, что уж говорить о временах, отдаленных от нас на столетия. Даже сейчас летом добраться до тех мест возможно только по воде — катером из Красноборска, тамошнего райцентра, либо курсирующим дважды в день паромом из Котласа на противоположный берег Вычегды, а затем 40 километров по разбитому грейдеру до Берёзонаволока, где от понтонного моста уже совсем недалеко до Верхней Уфтюги.

Жители Уфтюжской волости были, как правило, государственными крестянами, лично свободными, но обязанными платить подушные подати — ежегодный фиксированный налог, взимавшийся в денежном виде с каждого взрослого мужчины. Чтобы собрать необходимую к уплате в казну сумму, местные жители, жившие в основном собственным хозяйством и натуральным обменом, вынуждены были прибегать к различным промыслам, изделия которых могли пойти на продажу в том числе и на регулярно проводившейся ярмарке в уездном Красноборске. Одним из таких промыслов и было укоренившееся в тех местах самобытное искусство изготовления и украшения росписями берестяных и деревянных вещиц, имевших практическое применение в повседневном крестьянском быту.

Генеалогию уфтюжской росписи, как и генеалогию весьма схожей с ней ракульской, бытовавшей также на правом берегу Двины чуть выше по течению, принято вести от старообрядческих промыслов — «выродившихся» книжной миниатюры и иконописи.

Появлялись старообрядцы в уфтюжских окрестностях двумя потоками — во время гонений, последовавших сразу после церковной реформы патриарха Никона во второй половине XVII века (хроники середины XVIII века содержат многочисленные сообщения местных властей об обнаружении в Уфтюжской волости скрытых в тайге населённых старообрядческих скитов и о поимке старообрядцев) и после «выгонок» старообрядцев в середине века XIX-го при Николае I из Выговских и Пинежских скитов, располагавшихся в глухих местностях на востоке нынешней республики Карелия. Среди старообрядцев, славившихся среди прочего крестьянского населения России высоким уровнем образованности, существовало большое число искусных мастеров — живописцев и графиков. Но общий упадок старообрядчества, прекращение строительства часовен и моленных домов, рассеивание «выгоняемых» по обширным территориям Севера и Сибири, ведшее к утрате связей между приверженцами «древлего благочестия», да ещё и строгий полицейский надзор уменьшили и надобность и возможность производства книг, икон и лубков, бывших основным промыслом многих староверческих семейств. Потому многие староверы, вынужденные перейти к ведению обыкновенного крестьянского хозяйства, не желали расставаться с ремеслом и изукрашивали орнаментами предметы повседневного обихода, расцвечивая ярким узорочьем растительности и бойкими многоцветными птичками большую часть года не баловавшего щедростью красок северный крестьянский быт. Со временем расписной промысел стал обычным занятием для тех мест, сперва перенятым от мастеров-старообрядцев, а затем передававшимся от поколения к поколению. Работали, изготовляя и расписывая, целыми семьями, в более поздние времена, вплоть до 1950-х годов, мастера часто объединялись в артели.

Читайте также:  Город измаил река какая

Основными центрами Уфтюжской росписи были расположенные бок о бок, через реку прямо против Верхней Уфтюги, деревни Новоандреевская и Якшаково, ныне почти вымершие (по данным переписи населения 2010 года в них проживало 9 человек, 5 из которых — пенсионного возраста). Отсюда, по зафиксированным краеведами воспоминаниям старожилов, каждое половодье вниз по Уфтюге, а дальше вверх и вниз по Двине отправлялись баржи, наполненные берестяными корзинами-набирухами, туесами и коробами, которые потом продавались на базарах ближайших крупных городов — Сольвычегодска, Великого Устюга, даже Вологды и Архангельска.

Собственно говоря, уфтюжская роспись, как и родственная ей ракульская, была в первую очередь росписью по бересте. Мотивы росписей, структура графических изображений создавались специально для берестяных изделий и лишь после адаптировались для росписи прялок. В то время как сюжеты и композиция прочих северодвинских росписей проделывала обратный путь — с прялок и сундуков на прочие обиходные предметы.

«Царём» всех уфтюжских берестяных поделок, а также основным продуктом промысла был, разумеется, туес. Бересту на туеса промышляли в течение всего пары недель в году, в середине лета, когда в берёзах идёт усиленное движение соков и береста легко и податливо снимается с распиленных стволов. Для изготовления каждого туеса вырезалось два листа — меньший, «рубашка», для внешней поверхности, и больший, «сколотень», предварительно распаривавшийся в воде для лучшей гибкости, образовывший внутренный слой, по краям загибавшийся на «рубашку» и плотно её обхватывавший. Края получившегося двуслойного цилиндра заплетались замком-змейкой, в получившееся изделия плотно вбивалось изготовленное из хвойной древесины донышко, и почти уже готовый туес был вполне готов к росписи. Почти готов, но по непреложному правилу уфтюжских мастеров на изделии изнутри и снаружи, вдоль змеящегося замка, скрепляющего туес, сперва насекались тупым шилом метки мастера-изготовителя. Возможно, эти метки были своеобразным «знаком качества», возможно, они являлись и своеобразным оберегом, предохранявшим замок, самое уязвимое и хрупкое место туеса, а вместе с замком, и сам туес, и его содержимое от нечистой силы.

Композиционная структура уфтюжской росписи стандартна и повторяет таковую ракульской. В центре всегда извилистая длинная ветвь, унизанная распустившимися разноцветными листьями, а по сторонам от неё располагаются птички-«кутеньки», графически отличные от ракульских и очень похожих на птиц, обычных для более технически сложных и сюжетных росписей противоположного берега Северной Двины — борецкой, пучужской, пермогорской.

Центральная ветвь обычно венчается крупным колокольчиком или тюльпаном («котлом», как называли его сами мастера), листья, вырастающие из ветви, украшаются множеством темных ресничек-прожилок, часто выбегающих за пределы листка.

Единственная схема композиции, принятая в уфтюжской росписи, представляет собой широко распространенный в северных росписах сюжет Мирового Древа — идеальной модели миропорядка, простирающейся от мира дольнего до мира горнего. Мировое Древо венчает изображение Бога-творца или обиталища божественных сил в виде крупного яркого бутона или цветка, служащего древу навершием. А окружающая дерево пара птичек легко может быть отождествлена с жаворонками или тетерками, служащими одновременно и небесными вестниками и защитниками Мирового Древа.

Техника Уфтюжской росписи

Последовательность использования красок в уфтюжской росписи.

Правильная постановка руки и кисти.

Источник

Как быстро научиться определять и записывать основную мысль текста?

Многие учащиеся совсем не понимают, как определять основную мысль текста, несмотря на то что это достаточно простой навык, который отрабатывается с помощью алгоритма.

Работа над пониманием текста в средней школе почти не ведется, но на всевозможных контрольных работах, присланных сверху, часто проверяют умения и навыки, связанные с пониманием текста. ВПР по русскому языку также содержит задания, где требуется определить тему и правильно записать основную мысль.

Для того чтобы научиться правильно выполнять это задание, нужно иметь теоретические знания, связанные с понятием текст.

Что такое текст и как его составляют?

Человеческая речь развивается постепенно. Каждый человек начинает осваивать устную речь уже на первом году жизни. Сначала мы учимся произносить гласные звуки, потом начинаем использовать согласные и тут же составляем из них слоги и простые слова.

Читайте также:  Как нарисовать рыбу с рекой

При таком навыке используется три единицы речи: фонетические -звук, слог и лексическая единица речи — слово. К трем годам ребенок начинает говорить простыми предложениями. К пяти он может использовать эпитеты, и вполне способен распространить простое предложение определениями, то есть он начинает использовать синтаксические единицы речи, объединяя словосочетания в предложения.

Предложение — это самая крупная единица речи, и без них текста не получится. Но предложения нужно правильно соединять, чтобы было понятно, как развивается мысль, и к какому выводу нас ведет рассказчик.

Уже в дошкольном возрасте человек начинает интуитивно составлять понятные высказывания на определенную тему. Дети могут рассказать, где они были, что делали и видели. Ребенок, показывающий речевой навык, позволяющий ему составить устный рассказ или текст, использует несколько предложений, объединенных одной темой, идеей и основной мыслью.

Каждый раз, когда хочется рассказать историю, человек формирует высказывание на определенную тему. Дети и взрослые не просто так рассказывают. Они хотят донести до слушателя информацию, которая их особенно волнует.

Если их речь будет внутренне организованной и относительно законченной, то полученное высказывание можно назвать текстом. Тогда у созданной единицы речи проявится основная мысль, которую старается уловить слушатель, чтобы осознать услышанное.

Текст — это высказывание на определенную тему, а основная мысль — это что именно сказал человек на эту тему.

В школе детей учат осмысленному пониманию структуры письменного текста и его особенностей. Рассматривают различные композиции текста, учитывая три типа речи: повествование, описание, рассуждение. Каждый тип речи требует своей уникальной структуры.

Текст — это самая крупная единица синтаксической системы, результат сложной мыслительной и речевой деятельности.

Чтобы текст был логически построенным и законченным, легко читался, люди используют абзацы. Каждый новый абзац содержит в себе новое высказывание, раскрывающее основную тему. Лингвисты утверждают, что абзац пишут на определенную микротему , помогающую говорящему раскрыть через пример какую-то мысль, позволяющую слушателю понять суть высказывания. Сколько в тексте абзацев, столько и микротем.

Микротемы нужны для полного раскрытия темы.

Чтобы понять, что такое микротема, представьте себе коробку, на которой написано «подарок» и где лежат смартфон, конфеты и цветы. Подарок — это тема, а вещи, лежащие внутри и преподнесенные в дар, — это микротемы.

Как определяют основную мысль в тексте

Основная мысль заложена во всем тексте. Чтобы слушатель смог понять, в чем смысл высказывания, автор текста начинает развивать свою идею с самого начала, переходя от одной микротемы (абзаца) к другой. Когда рассказчик считает, что он полностью высказался по данной теме, он делает вывод и заканчивает свою речь.

Чтобы определить основную мысль текста нужно:

  1. Прочитать весь текст.
  2. Определить тему высказывания.
  3. Ответить на вопрос: Что именно сказал автор на эту тему.
  4. Вычитать каждый абзац, выбрав в нем главное предложение, подчеркнув его.
  5. Сократить выбранные предложения, оставив только словосочетания, в которых заключена важная информация, раскрывающая отношение автора к рассматриваемой теме.
  6. Соединить выбранный материал в одно-два предложения, используя различные средства связи, и создать ответ, в котором бы отразилась основная мысль текста.

Внимание : распространенной ошибкой многих учащихся является попытка при определении основной мысли текста создать полностью самостоятельное суждение без слов автора, используемых в тексте. В этом случае ученик совершает подмену. Он заменяет слова, которые сказал автор, на свои, близкие по смыслу, но искажающие истинную мысль автора.

Как определить и записать основную мысль на практике?

Чуть ниже представлен текст о букве ё. Автор составил высказывание, в котором он размышляет о важности буквы ё в русском алфавите. Он написал 3 абзаца, и в каждом раскрыл микротему. В каждом абзаце имеется 1 предложение, которое несет в себе основную смысловую нагрузку. Все эти предложения выделены жирным шрифтом.

Наша задача — сделать из трех предложений одно сложное, которое и будет раскрывать основную мысль текста.

Буква «ё» в русском алфавите самая молодая. Появление в алфавите этой буквы вызвало огромное негодование в кругах дворянского просвещения. Несмотря на то, что данная буква не узаконена по сегодняшний день, её важность в русском языке трудно переоценить. — Это три выделенных предложения из абзацев. Теперь из них создаем сложное предложение, которое передаст дословно основную мысль текста :

Читайте также:  Плот плывет по реке относительно чего он находится в движении

Буква «ё» в русском алфавите самая молодая, и ее появление вызвало огромное негодование, но важность этой буквы в русском языке трудно переоценить. — Это сложное предложения является основной мыслью, которое выразил автор, рассказывая о букве ё.

Источник

Деревни по реке уфтюге славились основная мысль

«Верхняя Уфтюга (в местном наречии Ухтюга) – село, названное именем реки – небольшого притока Северный Двины, пересыхающего летом. Верхняя Уфтюга находится в 60 км от Сольвычегодска
Уфтюжский промысел, что был в селениях по реки Уфтюге, славился сказочностью растительного орнамента, написанного по ярким оранжево-красным, зелёным и даже синим фонам.

Характерно для уфтюжской росписи то, что большая часть поверхности остается не покрытой орнаментом и сохраняет красоту материала.
Фон часто подкрашивается тонким слоем краски, цвет
его сохраняет теплоту и мягкость бересты. Наиболее распространенный цвет фона туеса — светлый солнечный, оранжево-розовый или красноватый. Хотя некоторые мастера пишут и на светло-коричневом или темно-красном фоне, но при этом они смело включают в роспись и традиционные цвета — розовый, голубой, светло-лиловый, зеленый, коричневый, синий, белый.
Композиция росписи всегда одна и та же — это гибкая веточка, несущая легкий цветок (тюльпаны-лилии, «котлы», «лунники», репей, ромашки), раскинувшиеся опущенные ресничками листья, несколько ягод; птички-«кутеньки» в различных позах: важно расхаживающие, клюющие, охорашивающие пёрышки, готовящиеся взлететь.

Если сравнить уфтюжскую роспись по бересте с росписью борецких и пермогорских туесов, то увидим, что мотивы этих росписей перенесены с прялок, тогда как уфтюжские берестяные туески имеют свою собственную роспись, созданную для бересты. Мастера уфтюжской росписи перенесли эти мотивы на прялки.
Прялки не изготавливались для продажи, а только исключительно для членов семьи или соседей, отец -дочери, жене, жених — невесте.»

Источник



Деревни по реке уфтюге славились местными крестьянскими умельцами мастерили туеса. так на севере называют посудины, похожие на ведерки сделаные из березовой коры -бересты. в туесах уфтюгские жители хранили муку, крупу, засаливали на зиму грибы, замачивали морошку и клюкву. тема текста и главная мысль

Изображение Ответ

Ответы

Ответ

Ответ

1. однородные члены отвечают на один вопрос, относятся к одному члену

предложения, произносятся с интонацией перечисления.

2. средствами выражения однородности

3. для выражения однородности служат союзы:

4. соединительные: и; да; как … так и; не только … но и; также.

разделительные: или; либо; то … то; не то … не то.

противительные: а; но; однако; зато; да.

5. однородные определения — это определения, которые характеризуют предмет с

одной стороны и произносятся с перечислительной интонацией. как правило, между

ними можно вставить союз «и». например: жёлтые, красные, зелёные листья.

неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон, при этом

определение, которое стоит перед определяемым словом, характеризует непосредственно

его, а второе определение характеризует весь оборот (существительное + первое

определение). неоднородные определения произносятся без перечислительной

интонации и между ними нельзя вставить союз «и». например: красивые красные розы.

6. обобщающие слова — это слова, которые обобщают несколько слов (называют

их одним словом). например, для слов «россия, япония, китай» обобщающим словом

будет слово «страны».

если между однородными членами нет союзов (они соединены интонационно),

то ставится запятая. например: пришли катя, миша, вова.

если союзы разделительные или соединительные,

запятая не ставится. например: пришли дети и родители. возьмите кружку или

если союзы противительные, запятая ставится. например: пришла не я, а он.

если они соединены повторяющимся союзами, запятая ставится перед каждым

союзом. например: ручки были и красные, и жёлтые, и синии.

Ответ

Знаки препинания. И [ ‘ ]

Деревни по реке уфтюге славились местными Крестьянскими умельцами мастерили туеса. Так на севере называют посудины, похожие на ведерки сделаные из березовой коры -бересты. В туесах уфтюгские жители хранили муку, крупу, засаливали на зиму грибы, замачивали морошку и клюкву.
Все знаки препинания расставлены правильно.

Источник

Adblock
detector