Меню

Девичий плес река кумир

Девичий плёс

Юрий Пастухов Этот рассказ напечатан: 1. В альманахе «Бийский Вестник» №4. 2010г. с.61.
2. В сборнике «Я расскажу Вам о Бийске» №9.2010г с.110

Андрейка проснулся очень рано. Он договорился с дядей Cашей ехать на рыбалку по горной реке Кумир до знаменитого Девичьего плёса. Река Кумир с зеркально чистой водой впадает в реку Чарыш в Горном Алтае.Когда Андрейка, позёвывая, подошёл к дому Фёдоровых, дядя Саша уже запрягал своего любимца Вороного.
— Что, не выспался? — спросил дядя Саша.
— Ничего, выдержу, — шмыгая носом, ответил Андрейка.
Конь и впрямь был красивым, у него лоснилась и переливалась на свету грива, а серебряная сбруя придавала ему ещё более благородный вид.
Александр Фёдоров ездил на торги в Европу и купил за большие деньги коня орловской породы. В Усть-Канском районе такого не было ни у кого. Многие хотели перекупить этого скакуна , да Александр не уступал. Называл такую цену, что любители сразу бросали сделку. Дядя Саша сделал любимцу тёплый загон, кормил его чистым овсом и каждый раз чистил, омывал, обихаживал, словно ребёнка.
При виде Андрейки Вороной повернул голову к нему и заржал, узнал своего друга, а мальчик полез в карман за сахаром. Дорога до Кумира ровная, и конь резво скакал, красиво переставляя ноги. По Кумиру же дорога пошла в гору и становилась всё круче и круче. Вороной почувствовал, что путь не лёгок и сам стал выбирать скорость.
Вдоль дороги поднимались горы с лесом, преобладали, в основном, хвойные породы. Воздух опьянял запахами хвои, горных трав, цветов, попадался кедрач. Музыка леса, гор, реки, их обитателей напоминала, что этот уголок природы, не тронутый человеком, благоухал.
Высоко в небе кругами парил ястреб, высматривая себе добычу, а по дороге сновали жирные емуранки (суслики). Они кое-как добегали до своих норок, плюхались туда и вновь высовывали любопытные мордочки.
Рыбаки остановились у небольшого водопада, чтобы передохнуть, напоить, накормить Вороного, да и самим не мешало перекусить. Дядя Саша налил холодной воды в резиновую ёмкость и поднёс Вороному. Снял уздечку и стал поить. Тот в знак благодарности мотал головой и старался лизнуть своего хозяина.
— Тише ты, разбрызгался, — ласково сказал Александр, вытирая с себя воду. Напоив коня, он отпустил его пощипать травки. Андрей в это время достал хлеб, сыр и спустился за водой к водопаду. Хотя водопад был небольшой, но от шума падающей воды, Андрейка не мог услышать того, что говорил дядя Саша. На другом берегу два горных козла пили воду. Когда мальчик подошёл к воде и увидел горных красавцев, остолбенел, а они, увидев человека, быстро скрылись в горах.
Набрав воды, Андрейка подошёл к Александру и сказал:
— Дядя Саша! Я видел горных козлов.
— Я хотел тебя предупредить, но ты меня не услышал — ответил дядя Саша.
По берегу было столько ягод, что они наелись кислицы(красная смородина), чёрной смородины, черёмухи. На склоне гор росли слезун — горный чеснок, колба — черемша, репка, дикий крыжовник, малина, клубника, ревень, красный корень. Насобирав в кожаные сумы ягод, отдохнув, друзья отправились дальше. Вокруг свистели, щебетали птицы, прыгали кузнечики. Куропатки отвлекали пришельцев от своих гнёзд, приковывая к себе внимание. На пути встречались ящерицы, змеи. Дядя Саша говорил:
— Ты уже видел горных козлов, можно увидеть и медведя. Здесь зверь не пуган и свободно ходит, где захочет, особенно, где чует добычу. Надо быть поосторожней.
— А маралы есть? — спросил Андрейка.
— Да, они собираются на гон и в битве за самку сбрасывают целебные рога — панты, — ответил Александр и добавил:
— Вот и приехали.
За поворотом показался Девичий плёс.
Андрейка достал снасти и спросил:
— Дядя Саша, я посмотрю под камнями ручейников, прямо лакомство для хариуса.
— Давай, а я коня напою, накормлю и к тебе приду.
Жара постепенно стихла. Девичий плёс напоминал тихую заводь, с большими камнями и живописными берегами.
Одна из местных легенд звучит так. Девушка, полюбившая парня, приходила сюда на свидание, а парень так и не пришёл, тогда она бросилась с большого камня в воду. Старики говорили, что видели её русалкой, выходившей из воды.
Слышал эту легенду и Андрей. Он спросил:
— Дядя Саша, а ты русалку видел?
— Нет, не приходилось, — ответил Александр, собирая из под камней ручейников. Насобирав наживку, размотали удочки и стали рыбачить нахлыстом. Местная приманка — любимое лакомство хариуса и, не пуганный, он прямо бросался на неё, так рыбаки выловили несколько интересных экземпляров. У них была сине-красная окраска, которая отличала их от серебристо-белых хариусов, пойманных в реке Чарыш. Старожилы говорили, что попадался даже хариус «покрытый мхом».
В торбочках у каждого шевелилось уже по несколько хариусов. К вечеру рыба стала плавиться, распуская круги на поверхности реки.
— Эй, Андрей, попробуй половить кузнечиков, — попросил Александр.
— Хорошо, сейчас, — ответил Андрейка. Наловив с десяток, мальчишка спустился к берегу.
— Дядя Саша, возьми кузнечиков, а я ещё половлю.
Андрейка поймал ещё несколько кузнечиков и пошёл на место рыбалки.
До сих пор Андрейка ещё ни разу так не рыбачил и не имел такого улова. Торбочка была уже полна, пришлось перекладывать рыбу в большую сумку, предварительно распотрошив и посолив. Жара совсем спала, подул прохладный ветер, который принёс приятный запах горного чистого воздуха. Дышалось легко. Рыбаки смеялись и перекидывались словами:
— Андрейка, смотри, какого я вытащил хариуса!
И действительно это был редкий экземпляр около килограмма, и вообще Александру везло больше.
— Дядя Саша! Это же надо, как у тебя так получается, — восхищался парнишка, вытаскивая экземпляры поменьше.
В горах солнце быстро заходит за горизонт, и солнечные лучи стали меньше проникать на плёс. На рыбаков налетели комары, мошкара. Рыбачить становилось всё труднее. Конь защищался хвостом, как мог, от паутов и мошки. Вдруг он заржал,стал себя вести неспокойно.
— Давай собираться, — сказал дядя Саша. — Конь чувствует зверя.
Они быстро собрали всё в бричку, Александр запряг Вороного и друзья, придерживая удила, начали спускаться с горы. В этот момент на горе показалась медведица. Дядя Саша сказал:
— Смотри, медведица!
Андрей увидел огромную медведицу, которая смотрела на них, как на жертву и думала, нападать или нет. Александр отпустил узду, Вороной, почуяв слабину, рванул галопом. Друзья держались изо всех сил, чтобы не упасть и не перевернуться. Медведица посмотрела на быстро удаляющуюся жертву и скрылась в кустах.
— Сыта, а то бы за нами рванула, — сказал Александр.
— Медвежат не видно, — добавил Андрейка.
— Наверное, в положении, — ответил дядя Саша.
Вот они уже преодолели высоту, а Вороной скакал рысью — домой! Солнце зашло за горизонт,заалел закат, путников незаметно настигли сумерки. Вскоре показалось село Усть-Кумир. У въезда в село дядя Саша остановил коня и сказал:
— Андрей, беги домой.
Андрейка, уставший, с полной сумкой рыбы, пошёл по знакомой улице домой. Его лицо светилось счастливой улыбкой. Эта рыбалка дала ему столько радости, счастья, что он запомнил эти впечатления на всю свою жизнь. Прибыв домой, он встретил озабоченных родителей.
— Сынок,ты что так долго на рыбалке был? Мы стали уже беспокоиться.
Андрей, показывая улов, начал рассказывать о своих приключениях.
— Давай к столу, ужинать и спать, — сказала мать. — Мы покушали.
Андрейка с аппетитом уплетал пироги с картошкой, запивая чаем. Потянуло ко сну. Мальчишка так крепко заснул, что не слышал, как мать, укрывая его одеялом, сказала:
— Кормилец ты наш.

Читайте также:  Распространите предложение течет река

© Copyright: Юрий Пастухов, 2013
Свидетельство о публикации №213010400732 Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении Другие произведения автора Юрий Пастухов Очень понравился рассказ. Вроде и простой, но в тоже время очень «теплый и домашний». Всего самого доброго

Источник

Девичьи плесы

Административный район: Чарышский
Туристический район: Горный Чарыш
Девичьи плесы : Фотографии
Девичьи плесы на карте Алтая

Кумир – стремительная горная река, несущая свои воды с Коргонского хребта в реку Чарыш. Общая протяженность ее — 66 км, 2/3 длины — это мощный бурный поток, прокладывающий себе путь в ущелье, с множеством порогов и перекатов. В переводе «Кумир» (Комрю) — узкое и обрывистое место на вершине горы.

Река является излюбленным местом для поклонников водного туризма. Насчитывая 17 порогов и около 30 шивер, Кумир предлагает водные маршруты 3-4 категорий сложности, на ней часто проводятся всевозможные слеты и соревнования.

Места, по которым течет Кумир, очень красивы. Ландшафты ущелья восхитительны, здесь, в 3 км к юго-востоку от с. Усть-Кумир, в районе правого берега р. Кумир находится, так называемая, Кумирская зона смятия — полоса с интенсивным рассланцеванием, и дроблением пород до листоватости. Она представляет собой очень необычный и живописный природный объект.

Вода в реке очень чистая и прозрачная, даже в период весеннего паводка. Цвет ее совершенно изумительный, утоляет жажду одним своим видом, в русском языке нет для его обозначения подходящего слова. Можно сказать: прозрачно-стальная с легким изумрудным оттенком — и все равно, это будет очень приблизительно.

Где-то между верхним и средним течением Кумира находится красивый и сложный порог, за которым бурлящая, норовистая река внезапно превращается в безупречно гладкое зеркало, в которое глядятся прибрежные скалы и спускающиеся к самой воде березы. И порог, и этот участок спокойной, до самого дна прозрачной воды, носят одинаковое название «Девичьи плёсы», которому они обязаны красивой легенде.

Было это в стародавние времена, когда алтайцы боролись за свою независимость с могучим Джунгарским ханством. В урочище Мендай прорвался отряд завоевателей во главе с князем, свирепым одноглазым стариком. Позорный плен и рабство ожидали его жителей. Камнями, стрелами отбивались жители, пока не погибли все, кроме трех девушек. Умирая, отец самой красивой девушки — Мерей — заклинал ее не даваться живой в руки чужеземцев, не предавать свой род и свою землю. Пообещала ему Мерей, что никогда не принесет позора своему роду. Похоронила она отца. Позвала подруг и предложила первыми выйти сражаться, не ждать когда их всех троих пленят. Одна из трех, дочка бая, заплакала и наотрез отказалась идти на верную смерть, ведь вражеские войны девушек не убивают. Усмехнулась в ответ красавица Мерей, сказала, что стать рабыней — хуже смерти. Оставили они с подругой дочку бая встречать своих будущих господ, а сами бросились к единственному оставшемуся в живых коню. Они обе уместились в одно боевое седло и с мечами в руках ринулись в самую гущу вражеского отряда, вовсе не ждавшего нападения. Свирепо бил мощными копытами конь по головам разбегавшихся в страхе джунгар, а девушки «косили» мечами направо и налево всех, кто оказывался рядом. Наконец, враги опомнились, а старый князь, пораженный смелостью и отвагой двух юных девушек, приказал пленить их, не убивая. Этот приказ услышала Мерей. Рванула она поводья, направила коня на верхушку скалы. Взвился конь на дыбы и упал с обеими наездницами вниз, в пропасть. В тот же миг со дна ущелья вырвалась быстрая река — это конь побежал, так и не остановив свой бег. А в том месте, где упали две девушки, образовалось тихое спокойное место — Байлулардын кажады, «Девичьи плёсы». Жалко стало вождю, что потерял он Мерей, сильно пленили его красота, ум и смелость незнакомки. Заплакал жестокий вождь. Смотрел он со скалы на красивую реку и не мог оторвать глаз, настолько она манила и притягивала его какой-то магической силой. Шагнул князь со скалы вниз. И там, где он упал, застыл подводный порог, над которым бурлит и пенится вода, до сих пор успокоиться не может. А в том месте, где по легенде, упали две девушки, река ласковая, спокойная, словно шелковые косы девушек, погибших за честь своего рода.

Ну, а для прожженных скептиков, испорченных высшим образованием, существует более прозаическое объяснение: под «Девичьими плесами» находится тектонический разлом глубиной около 11 м.

Так, или иначе, а выглядит это место очень красиво. В районе «Девичьих плесов» берега Кумира выполаживаются, образуя множество полянок, приспособленных под туристические стоянки — с удобными спусками к реке, костровищами, каменками на берегу для устройства походной бани, ибо это весьма популярное место отдыха туристов и любителей рыбной ловли. Рыбалка на Кумире доставляет большое удовольствие — объекты промысла хорошо видны сквозь прозрачную воду. Окрестности богаты грибами и ягодами, а добраться сюда несложно: от Усть-Кана идет асфальтированная дорога, потом

10 км гравийки, а дальше — грунтовая дорога уже вдоль Кумира.

Дорога к «Девичьим плесам» была проложена еще до революции. Она вела к железорудным рудникам в верховьях Кумира. Если подняться по правому берегу Кумира вверх по течению от «Девичьих плесов», можно увидеть ржавый трос и вагонетку — остатки старой канатной дороги, служившей переправой на левый берег, к заброшенному ныне руднику. Выше по течению расположено несколько пасек. Прогуливаясь, можно дойти до «Чёртова моста», как называют его местные жители (утверждают, что его длина, как и высота над поверхностью воды, 13 м). Вскоре дорога превращается в тропинку, а затем, и вовсе, заканчивается. Ее остатки теряются в густом лесу.

Читайте также:  Желаю вам море любви океан счастья реки радости

Летом на Кумире и, особенно, в районе «Девичьих плесов», много путешественников на отдыхе в Горном Чарыше.

Девичьи плесы : Активные туры с посещением объекта:

    Экскурсионные
  1. Алтай Шамбала (8 дней) (7 дней, 34280/39860 р., 6-12 чел.)

Источник

Девичьи плесы

Девичьи плесы (Девичье плесо) — водный участок на р. Кумир, место отдыха местного населения и туристов.

Девичьи плёсыДевичьи плёсы. Фото В. Черкасова

Как добраться

Точка отсчёта маршрута — движение прямо на перекрёстке в с. Усть-Кане улиц Ленинская и Октябрьская. Дорога, которая идёт на Кумир — ул. Ленинская – Тугамбаева. До реки Кумир 36,4 километра. Не переезжая реку, перед мостом влево уходит дорога, вдоль правобережья Кумира. Нужно проехать 7,9 километров — и вы на заданной точке. Дорога для машин повышенной проходимости.

Девичьи плёсыДевичьи плёсы. Фото Н. Пономарёва

Описание

«Девичьими плёсами» принято называть участок реки около 200 метров между порогом «Девичьи плёсы» и местом впадения в Кумир его левого притока, ручья Девичий.

Бурлящий водный поток в этом месте, неожиданно превращается в спокойную заводь.

«Представьте себе большой поток, сдавленный с обоих берегов скалами. Он с яростью мчится сначала через громадные камни-пороги, но затем, из бурного и шумного, делается до того тихим, что если бы не белые клочки пены, нельзя было бы и подумать, что он идет далее. Светло-зеленый цвет воды плеса, скалы, составляющие берега, — все это имеет красивый замечательный вид».

Это явление объясняется тем, что в этом месте есть тектонический провал глубиной 9-10 м.

Девичьи плёсыДевичьи плёсы. Фото В. Черкасова

Туристское значение

С давних пор, ещё в начале XX века место «Девичьи плёсы» обозначалось как элемент туристических маршрутов отдыхающих в с.Тюдрала Усть-Канского района.

Спокойная заводь, образованная горной рекой, сочетание пологих берегов и скал, уходящих в прозрачную воду, создает уникальный по красоте пейзаж.

Вот как описывает это место Демченко Александр Михайлович: «. Мчится по ущелью Кумир. Вольной птицей летит на простор, на свободу, и кажется, нет такой силы, которая могла бы обуздать его, сдержать, приостановить.

И только в одном месте он тих и ласков. И струи его как шелковые девичьи косы. Это место называется Девичьими плесами. Почему оно так называется? Может быть, как-то по-своему права легенда, а может, потому, что нет на Кумире более прелестного уголка, и человеку хотелось назвать его ласковее, красивее».

Чуть ниже по течению находится небольшой Кумирский водопад. Между «Девичьими плёсами» и водопадами на высоком скалистом левобережье Г.Д. Гребенщиков в 1910 году отмечал одна над другой две пещеры.

Река КумирДевичьи плёсы. Фото Н. Пономарёва

История

Картиной «Девичье плесо» летом 1910 года приковал внимание посетителей на выставке, устроенной в Барнауле, алтайский художник Андрей Осипович Никулин.

В конце июня 1910 года эти места посетил русский писатель Георгий Дмитриевич Гребенщиков, который записал историю от тюдралинского старожила Николая Басаргина. В логу, на левой стороне Кумира, в 60-х годах XIX века обосновался фальшивомонетчик с двумя девушками-любовницами. Когда с целью ареста жандармы прибыли в эти места, они увидели купающихся в плёсе девушек. Тогда-то и родилось название «Девичье плесо».

Но Н. Басаргина оспаривали другие местные жители. Они утверждали, что мужчина, который жил у плёса — крестьянин Зырянов, а девушки, которые с ним жили – просто подвижницы.

Девичьи плёсыДевичьи плёсы. Фото Н. Пономарёва

По данным В.П. Писарева в 1912 году это место отмечено Сапожниковым Василием Васильевичем: «Перед устьем Кумира, которого не видно за возвышением, следует свернуть налево к заимке, виднеющейся на большом лугу его правого берега.

От заимки вверх по Кумиру — только верхом, ни пешком косогорами правого берега; по пути ещё одна заимка; в 8 километрах от Чарыша живописное ущелье со скалами, сжимающими реку. Кумир здесь стремится пенистым потоком в тесном ущелье из скал, торчащих с боков и со дна, а отсюда вливается в три расширения, тоже в скалах, очень глубоких, где вода кажется остановившейся; в ее зеркальной поверхности отчетливо отражаются и скалы, и лес. Это и есть Девичий плёс. В одном месте есть лава через Кумир, по которой можно перебраться на другой берег».

Не случайно мы указываем годы публикации данного туристического объекта. Дело в том, что сегодня название плёсов некоторые связывают монашками из Усть-Чарышского, которые сбежали от советской власти в эти места и, спасаясь от нашедших их большевиков, бросились в воду. Сами понимаете, что в 1910 году большевиков на Алтае не было…

Девичьи плёсыДевичьи плёсы. Фото Н. Пономарёва

Легенда

Нет давно уже следов от тех троп, которые вели на место битв в горах, где храбрые воины из алтайских сеоков сражались с захватчиками-джунгарами. Обрушились тропы от времени, заросли деревьями. А легенда живет и будет еще долго жить, потому что остались Девичьи плесы. Благодаря им оживает в памяти время героических сражений алтайцев за свою независимость.

…Жители урочища Мендой долгое время отбивались от отряда джунгаров, рвавшимся по горным кручам под предводительством свирепого одноглазого хана. Бились они вначале стрелами, потом камнями. Но не иссякал вражеский поток. Не желая принять позорный плен и рабство, совсем обессилев, они полегли в неравной битве.

Осталось во всем урочище три девушки.

— Не попадайте в руки мучителей,— напутствовал, собрав последние силы, тяжело раненый отец луноподобной и гордой Мерей.— Уведут вас как невольниц. Не увидите никогда больше родины. Нет беды страшнее, чем умереть вдали от родных мест.

— Якши! Позор мы никогда не примем, ада,— сказала Мерей.

Во всем урочище оставался один конь. И крикнула Мерей девушкам:

— Наш путь лежит через вражий лагерь. Прорвемся или умрем. Больше дорог нет.

Одна из них, дочка бая, сбежавшего из урочища, испуганно замахала руками:

— Йок, Мерей! Мой ада сказал, что девушек воины не убивают.

— Это были слова труса. Он предал наш народ,— сказала гневно Мерей.— Оставайся. Встречай гостей, а мы решим иначе.— Она метнула взгляд на другую подружку, и та поняла ее.

Читайте также:  Пошел гулять по берегам рек

Девичьи плёсыДевичьи плёсы. Фото Н. Пономарёва

Сели девушки на коня и ринулись на врагов. Многих недосчитались завоеватели, пали они от мечей девушек. Бил копытами вражьи головы аргамак. Рвал зубами.

Вот уже к стану самого хана пробиваться стали. Удивился тот храбрости девушек, велел живыми взять их. Бросились враги со всех сторон. Раздались крики:

— Живыми! Это приказ господина!

Услышала Мерей. Видит —не пробиться.

— Лучше смерть!— крикнула она.

— Лучше смерть!—подтвердила подруга.

Река КумирРучей Девичий. Фото Н. Пономарёва

Рванула повод Мерей и направила аргамака к краю скалы. Как вихрь взлетел конь, камни под копытами трещину дали, и в мгновение исчезли они в пропасти.

И тотчас в этом ущелье вырвалась из-под земли река. Это аргамак никак не остановит свой бег. Мчится по камням, срывается водопадами, ревет в тесных ущельях непокорной волной.

Только в одном месте образовался тихий плес. В нём укрылись от рабства и плена непокорные и гордые девушки свободолюбивого алтайского сеока. Хрустальные заводи просматриваются здесь до самого дна.

Подошёл на край скалы предводитель завоевателей и не мог оторвать глаз от реки и места, куда скрылись девушки. Вода звала и притягивала его, и не было сил сопротивляться ее силе. Заворожённый шагнул навстречу тем заводям старый хан и сорвался со скалы в воду, чуть повыше плеса. Вскипела в месте падения река. До сих пор гнева унять не в силах. А прошло уже столько лет…

Кумир перед Девичьими плёсамиКумир перед Девичьими плёсами. Фото Н. Пономарёва

Комментарии к легенде

В книге И.В. Шодоева (25.09.1914 — 21.12.2006) «Кызыланду Чилдар»(Трудные годы), где как раз описываются военные действия в районе Девичьих плёсов. Вот вольный пересказ алтайского текста.

Это было примерно в 1754 году. Под давлением казах алтайское войско под предводительством Чиче отступало вниз по Чарышу. Перед тем, как принять бой под Тюдралой, Чиче отправил часть войска, раненых и семьи вниз по течению в сторону Кумира.

Воины Чиче были полностью разбиты. Но перед тем, как броситься в Чарыш, Чиче направил гонца к оставшимся алтайцам с плохой вестью о том, что их защитник не смог остановить захватчиков и враг приближается.

И тогда глава одной семьи, Карчага, у которого была дочь Мерей, решил не спускаться дальше по Чарышу в сторону русских, а остаться на Алтае. Они повернули в сторону Кумира и поднялись по тайным тропинкам, взяв с собой раненых, на самую высокую вершину, где основались жить в пещерах. Долгое время они там находились.

Оставшаяся часть войска спустилась дальше по течению Чарыша. Вскоре её настигли вражеские войска и уничтожили.

Но не смогла семья Карчага полностью скрыть свои следы от хитрых захватчиков. И хотя те были людьми степными, они стали подниматься по тропинкам в гору, чтобы уничтожить племя и взять в плен их девушек. И Карчага принял бой, в котором одержал победу.

Следует отметить связь указанных событий с географическими местами этого района Алтая. С востока от Девичьих плёсов возвышается высокая гора Турачин, с востока от Тюдралы в Чарыш справа вливается речка Мерей, которая образуется после слияния Большой и Малой Мерей. А с запада есть ещё один правый приток Чарыша — Чеча.

. Когда вы, спускаясь с берега, поросшего березками, на коричневые каменные плиты, заглянете в светлые заводи плеса, может быть, вам придет в голову какая-либо другая история.

© Е. Гаврилов, 21 апреля 2017 года. Особая благодарность за информацию А. Садучину. Ссылка на сайт обязательна!

Источники

1. Блошкин С.И. Человек с веслом. Путеводитель-справочник по рекам и порогам Алтая // Новосибирск: В-Принт, 2012г., 250 с.; 2. Гребенщиков Г. Алтайская Русь (историко-этнографический очерк) // Алтайский альманах. 1914. 3. Демченко А. М. В краю легенд. Рассказы и очерки. М., «Современник», 1977, 208 с.; 4. Сапожников В. В. Пути по Русскому Алтаю. Томск. 1912.

Источник



Река Кумир и Девичьи плесы.

Красивейшие места. Река Кумир и Девичьи плесы главная достопримечательность этих мест. Туристов привлекают эти места красота природы и своенравный характер красивый реки Кумир. В зависимости от освещения, вода в реке становятся то изумрудно зеленой, то голубовато-бирюзового цвета. Кумир (Комрю) переводится как, узкое и обрывистое место на вершине горы.

высокогорное озеро в верховьях реки Кумир

Река Кумир берет свое начало из горных озер на юго-востоке Коргонского хребта на высоте 2000 метров над уровнем моря. Протяженность реки 66 км. Является левым притоком реки Чарыш. Устье реки Кумир находится недалеко от села Усть-Кумир. Почти на всем своем протяжении река течет в глубоком ущелье. Поэтому образует множество порогов и шивер 2-3 категории. Следовательно пользуется большой популярностью у любителей водных сплавов. Ежегодно проводятся слеты и соревнования по рафтингу.

Река Кумир и Девичьи плесы.

Наиболее популярным местом для туристов является порог Девичьи плесы. После которого река приобретает озерную гладь и спокойствие. Глядя на это даже не верится, что немного выше по течению, река Кумир несет свои бушующие воды через узкое ущелье. Ночью в тишине слышно как мощь воды перекатывает по дну валуны. И вдруг такая водная гладь. Зрелище просто чудесное. Девичьи плесы находятся на расстоянии 8-10 км от устья реки. В результате многие туристы предпочитают сюда пешие прогулки с турбазы.

Река Кумир как проехать.

Добраться до этих прекрасных мест не так уж и сложно. Нужно доехать до районного центра Усть-Кан. Далее по дороге до села Усть-Кумир. Дорога до Усть-Кана асфальтированая, а до Усть-Кумира придется немного проехать по гравийной дороге. Но она вполне нормальная, поэтому путешествовать можно на любой машине. Только это до устья Кумира, дальше, вдоль самой реки Кумир без полноприводной машины не обойтись. Дорога представляет собой крутые спуски и подъемы, с торчащими из земли острыми камнями. Следовательно ехать нужно аккуратно, чтобы не налететь на камень.

Не далеко от устья расположена турбаза. Кто приехал не на внедорожнике не надо отчаиваться. Можно совершить пешую экскурсию по маршруту река Кумир и Девичьи плесы. Это даже намного увлекательней чем поездка на машине.

мост через реку Кумир

Но не везде можно проехать на автомобиле. В верхнее течение к истокам реки нужно добираться конным транспортом или пешком. Зато сколько можно увидеть красивых уголков долины реки Кумир. Посмотреть на реку с высоты гор.

река Кумир вид с горывид с моста на реку Кумир

Река Кумир и Девичьи плесы это одно из многих красивейших уголков Горного Алтая. Если будете в Усть-Кане, то непременно посетите эти уникальные места. Всем приятного отдыха!

Источник

Adblock
detector