Меню

Диктант рыба в нашем озере

Рыбалка

Лариса Ищенко2 Рыба варится в озере. Это происходит лишь в единственном месте на земле — в озере
КИВУ. Оно находится в сердце Экваториальной Африки, в верховьях реки Конго. У самого
его берега расположен вулкан Китуро.

Во время извержений расплавленная лава устремляется в одну из бухт озера. Его воды яростно
закипают и с силой взлетают. Поток лавы ползёт дальше и дальше. От этого температура
воды на расстоянии двух километров поднимается до 80 градусов. В этой воде рыба и
варится, всплывает на поверхность. Конголезцам остаётся только черпать даровой улов.

Какое необычное явление! Я подыскиваю текст для диктанта в 7 классе.
Чтобы был увлекательным непременно.Тогда детям легче его писать, потому что
все, что интересно, то не кажется трудным.

О рыбе. Моя к тому же тема.

Нетипичное увлечение для женщины — рыбалка? Я уже не раз слышала, что
именно женщины -заядлые рыболовы. Вот и у меня есть это хобби.

Каждое лето на даче, что находится близко от моря. Такая благодать: рано утром поплыть
на лодке ловить бычки. Мне нравится одной сидеть в нашем большом Прогрессе и рыбачить.
Грести я умею. На море штиль. Якорь хороший. Вот и на этот раз поплыла одна.
Остальные члены семьи остались на берегу.

Солнце выплыло величаво, торжественно, а потом быстро как будто выскочило, и на морской
глади появилась дорожка. Сижу лицом к этой дорожке, спиной к
берегу — любуюсь.

Вдали , вижу, несколько лодок — тоже ранние рыболовы. Я рассчитывала, что в такую
погоду наверняка будет клевать хорошо. Забросила якорь, опустила закидушку, и через
минуту уже начался клёв.

Одного за другим вытаскивала я бычки. Настолько увлеклась, что не увидела, как мимо
меня проплывает лодка. Мужичок, сидевший в ней, смотрит на меня внимательно и
спрашивает: -Что? Так хорошо клюёт? -Очень хорошо,- радостно отвечаю ему.
Он пожимает плечами и плывет дальше. То есть не гребет веслами , а лодка сама скользит
по воде -течением несет — ветер боковой.

Через некоторое время мимо меня скользит еще одна лодка. В ней двое. Ничего у меня
не спрашивают, но смотрят внимательно-пристально и что-то говорят друг другу.
Ага, думаю я, завидуют, наверно, их жёны так не могут -одна в большой лодке.

Когда мимо меня проплывает третья лодка и из нее что-то мне кричат -не понимаю , потому
что далековато, я вдруг замечаю странность: все три лодки плывут с опущенными якорями.

Объяснить это явление я не могу, рыба у меня наживку выхватывает, не успеваю опустить удочку,
так что не до размышлений.

Далеко в море я не заплыла, потому что как раз бычки у берега поселились, и
слышу крики на берегу. Оборачиваюсь и ничего не могу понять: по берегу бегут мои
домочадцы, машут руками, что-то кричат, а берег. не узнаю. Незнакомое место.

Не лодки проплывали мимо меня, а я двигалась по морю мимо них, потому что коротко
забросила якорь, его немного сорвало и тащило потихоньку по дну. Потом я узнала,
что в это утро рыба клевала не очень активно, а у меня получилось «на протяжку», как
говорят рыбаки, то есть я будто бы дразнила бычки и они, двигаясь за наживкой, попадали на крючок. Да всё большие -мартовики.

Теперь мне стали понятны и удивленные «проплывающие» рыбаки, и их вопросы.
А для себя я открыла новый способ ловли бычков.

Не дрейфь, рыбачка!
А что мне дрейфить —
Я дрейфую.
Улов богатый —
Я кайфую!

© Copyright: Лариса Ищенко2, 2013
Свидетельство о публикации №113071200039 Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении Другие произведения автора Лариса Ищенко2 Не дрейфь, рыбачка!
А что мне дрейфить —
Я дрейфую.
Улов богатый —
Я кайфую!

Владимир Рули 10.06.2014 23:40 Заявить о нарушении Вот хорошее послесловие! Спасибо)) Добавлю — оригинально))

Источник

Годовой контрольный диктант за 11 класс
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс) на тему

Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков требованиям Государственного стандарта и программы по русскому языку.

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений выбора условий для написания:

— проверяемые безударные гласные;

— правописание непроверяемых безударных гласных;

— безударные личные окончания глаголов;

— написание приставок пре- и при-;

— -н- и –нн- в прилагательных;

— непроизносимые согласные в словах;

— написание о-ё после шипящих,

Для постановки знаков препинания:

— при вводных словах,

— при уточняющих членах предложения;

— при обособленных членах предложения;

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыкав учащихся:

— синтаксического разбора сложного предложения и словосочетаний;

— разбора слова по составу;

-умение составлять схему к указанному предложению.

На Чёрном озере

Однажды мы ночевали на Чёрном озере, в высоких зарослях, около большой кучи старого хвороста.

Мы взяли с собой резиновую надувную лодку и на рассвете выехали на ней за край прибрежных кувшинок – ловить рыбу. На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья, и в воде плавали коряги.

Внезапно у самого борта лодки вынырнула громадная горбатая спина чёрной рыбы с острым, как кухонный нож, спинным плавником. Рыба нырнула и прошла под резиновой лодкой. Лодка закачалась. Рыба вынырнула снова. Должно быть, это была гигантская щука. Она могла задеть резиновую лодку пером и распороть её, как бритвой.

Я ударил веслом по воде. Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом и снова прошла под самой лодкой. Мы бросили удить и начали грести к берегу, к своему биваку. Рыба всё время шла рядом с лодкой.

Мы въехали в прибрежные заросли кувшинок и готовились пристать, но в это время с берега раздалось визгливое тявканье и дрожащий, хватающий за сердце вой. Там, где мы спускали лодку, на берегу, на примятой траве стояла, поджав хвост, волчица с тремя волчатами и выла, подняв морду к небу. Она выла долго и скучно; волчата визжали и прятались за мать. Чёрная рыба снова прошла у самого борта и зацепила пером за весло.

Я бросил в волчицу тяжёлым свинцовым грузилом. Она отскочила и рысцой побежала от берега. И мы увидели, как она пролезла вместе с волчатами в круглую нору в куче хвороста невдалеке от нашей палатки.

Мы высадились, подняли шум, выгнали волчицу из хвороста и перенесли бивак на другое место

(К.Паустовский. 235 слов)

Грамматические задания.

  1. Фонетический разбор слова:

Гигантская – 1-й вариант Тявканье – 2-й вариант

2.Раобрать слова по составу:

Прибрежные, готовились – 1-вариант Хватающий, отскочила – 2-й вариант

3. Из своего предложения выписать по одному словосочетанию на все виды подчинительной связи:

4. Синтаксический разбор предложения:

Мы въехали в прибрежные заросли кувшинок и готовились пристать, но в это время с берега раздалось визгливое тявканье и дрожащий, хватающий за сердце вой. — 1-й вариант

Там, где мы спускали лодку, на берегу, на примятой траве стояла, поджав хвост, волчица с тремя волчатами и выла, подняв морду к небу. – 2-й вариант

5. Выписать СПП и составить к нему схему. – 1-вариант

Выписать ССП и составить к нему схему. – 2-й вариант.

Источник

Проверочные диктанты с грамматическим заданием 3 класс IV четверть

Подборка проверочных диктантов за 4 четверть 3 класса по темам:

мягкий знак на конце существительных после шипящих,

неопределенная форма глагола,

Проверочные диктанты по теме «Части речи. Имя существительное. Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

На рыбалке

Полночь. Я и мой товарищ встали удить рыбу. Озеро Кругляш находилось за полем. Через рожь вела тропинка. На берегу был готов шалаш. Мы сложили туда весь наш багаж и легли спать.

Ночь была звёздная. Стояла тишь. В чаще на другом берегу прокричал сыч. Его крик был похож на плач ребёнка.

Утром луч солнца осветил шалаш. Мы встали и заделали в лодке брешь. По озеру шла лёгкая рябь. Лодка мягко скользила по воде. Мы закинули удочки. Начался клёв. Нам попались ёрш, лещ и карась. Мелочь мы взяли для кота.

1. Выпишите из текста пять имён существительных с шипящими на конце. Графически объясните написание этих слов.

2. Запишите слова в два столбика: 1) рыбы; 2) птицы. Вставьте мягкий знак там, где это необходимо.

Грач. лещ. стриж. ёрш. сыч. чиж. рыба-меч.

3. К данным именам существительным подберите антонимы с шипящими на конце.

Правда -. шум -. бедняк-. старики -. .

Ночь в лесу

Стояла июльская жара. Кругом сушь. Но вот последний луч солнца осветил горизонт. Спустилась ночь. Она принесла прохладу. Кругом тишь. Только звонко журчал в овражке ключ.

Вот промелькнула тень. Ночные птицы вылетели на охоту. Проухал сыч. Он заметил под корнями ели мышь. В чаще завыл утёныш волка. Малыш потерял мать. Волчица ушла на охоту. Зафыркал в траве еж.

В полночь началась сильная гроза. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие листья. Ударил гром. Молния озарила лесную глушь. Крупные капли освежили лес.

1. Выпишите из текста пять имён существительных с шипящими на конце. Графически объясните написание этих слов.

2. Запишите слова, разделив их на две группы. Вставьте мягкий знак там, где это необходимо.

Грач. брош. ключ. фальш. мелоч. меч. мощ. выигрыш — .. .

3. К данным именам существительным подберите синонимы с шипящими на конце.

Родник — . неправда — . предмет — . друг — . .

Сыч-воробей

Сыч-воробей — маленький ночной хищник. У птицы острое зрение. Глухая ночь ему не помеха. Сычик бесшумно летает над лесными полянами, огородами и прислушивается. Пискнет полевая мышь — сыч бросится на неё и схватит. Хищник приносит свою добычу в дупло старого дуба. Малыш запаслив. Когда мышей наберётся много — он складывает их про запас на зиму. Зимой в дупле можно найти уйму мёрзлых мышей.

Читайте также:  Озера чад какая котловина

Грызуны уничтожают рожь, опустошают наши поля. А этот крепыш помогает сохранить урожай. Спасибо ему за такую помощь. По Г. Снегирёву

1. Выпишите из текста слова, данные в транскрипции.

[помащ’], [рош], [кр’ипыш].

2. К данным именам существительным подберите синонимы. Вставьте пропущенные буквы там, где это необходимо. Укажите род имён существительных с шипящими на конце.

Граница — . соревнование — . трепет — . ерунда — . команда -. призыв -.

Слова для справок: клич. дрож. экипаж. матч. рубеж. чуш.. .

3. Спишите предложения, вставьте подходящие по смыслу имена существительные с шипящими на конце.

Именительный . — это начальная форма имени существительного.

. — хороший строительный материал.

Принимайте по утрам холодный.. .

Лесной. внесён в Красную книгу.

На охоте*

Лишь только первый луч солнца осветил верхушки деревьев отправились на охоту. Дорога шла через рожь. Я с интересом смотрел по сторонам. Вот пробежала полевая мышь; Пролетел к лесу пёстрый чиж. У опушки мы услышали плач. Это прокричал сыч

У леса нас встретил егерь — лесной сторож. Мы оставили вещи в сторожке. С собой взяли только ружьё. В рюкзаке лежали лаваш и несколько яиц.

В этих лесах встречается тетерев-косач. Егерь завёл нас в глушь. Мы тихо вышли на поляну и затаились. В кустах кто-то зафыркал. Это ёж. Долго мы ждали удачи.

И всё же нам повезло. Мы возвращались усталые и несли на поясе дичь. К сторожке мы подошли за полночь. По Г. Снегирёву

1. Выпишите из текста по одному имени существительному, оканчивающемуся на -Ч, -ЧЬ, -Ж, -ЖЬ, -Ш, -ШЬ. Объясните написание этих слов. 2. Замените в словах одну букву так, чтобы получились слова с указанными значениями.

Печь — . (средство человеческого общения). Ложь — . (культурное растение, злак). Брешь — . (женское украшение). Тишь — . (краска для черчения).

3. Спишите текст-бессмыслицу, вставьте мягкий знак там, где это необходимо.

Наклуная мележ.. норясла войрый грамоч. а люный мовиж.. ралил луняную ворощ.. .

Проверочные диктанты по теме «Имя прилагательное»

Берестяная трубочка

Я нашёл в лесу берестяную трубочку. Вырезал себе человек кусок бересты на старой берёзе, а остальная береста около пореза свернулась в трубочку.

Посмотрел я в такую трубочку и нашёл хороший орех. С трудом мне удалось палочкой вытолкнуть ценную находку. Как же такой крупный орех туда попал?

Видимо, умная белка туда его спрятала. Она делала зимние запасы. Знала, что трубочка плотнее станет. Но после я догадался. Это была не белка, а лесная птица — ореховка.

Я снова заглянул в берестяную кладовую и сделал ещё одно удивительное открытие. Внутри поселился хитрый паучищко. Под прикрытием ореха он затянул всю трубочку внутри крепкой паутинкой. По М. Пришвину

1. Выпишите из текста три словосочетания «прил. + сущ.». Укажите род и число имён прилагательных.

2. Спишите пословицу, вставьте пропущенные окончания имён прилагательных.

Умн.. книга что тёпл.. дождь для всходов.

3. Замените выделенные слова именами прилагательными и запишите получившиеся словосочетания.

Платье из шёлка, сок вишни, забавы зимой, гайка из стали.

Медвежата

В зоопарке посадили в одну клетку медвежат — бурых, рыжих черноватых, разных и мастью, и ростом. Самый маленький — самый угрюмый. Сидит в углу, чешет животик, лапу сосёт и всё время ворчит. Самый большой медвежонок не умеет есть. Его старшая служительница соской кормит. Черноватый малыш с белым пятном-нагрудником всё время лазает. Полез по железным прутьям клетки к потолку. Прутья были скользкие. Устал и вцепился зубами в железный прут — отдыхает. Добрался до потолка, упал и завопил жалобным голосом.

Принесли медвежатам молочной каши. Все на корыто навалилась, чавкают. Съели медвежата вкусную кашу. Вывозились — никакой масти не узнать. Стали полосатые и пятнистые. По Е. Чарушину

1. Выпишите из текста по одному словосочетанию «прил. + сущ.» в единственном и множественном числе.

2. Составьте и запишите словосочетания с прилагательным тихий и приведёнными ниже именами существительными. Выделите окончания прилагательного в каждом словосочетании.

Утро, музыка, стук, голоса.

3. Опишите своего друга, дописав имена прилагательные к именам существительным.

Рост. причёска — . глаза — …, характер — … .

Песцовая земля

В порту стоял новый корабль. Серёжа поднялся на палубу. Утром корабль подошел к небольшому острову. Серёжа собирал красивые камни и зашёл вглубь острова. На нём жили песцы. Песцы боялись гостя и прятались.

Мальчик видел только их чёрные носы за камнями.

Серёжа увидел дом и рыжую девочку. Это Наташа. Она звала песцов на обед, но они не подходили. Тогда мальчик зашёл в дом Пегие, серые, черные и даже голубые песцы со всех сторон побежали к девочке за едой.

Наташин папа разводит зверей. Вместе с дочкой они живут на острове Песцовая земля.

1. Выпишите из текста по одному словосочетанию «прил. + сущ.» в мужском и женском роде и одно словосочетание во множественном числе. Укажите род имён прилагательных и выделите в них окончания.

2. Подберите к данным именам существительным как можно больше подходящих по смыслу имён прилагательных.

Сердце, характер, улыбка.

3. К данным именам существительным подберите близкие по смыслу устойчивые выражения.

Розово-серебристый лес*

В средней полосе России нам привычны зелёные леса. Тёмно-зелёные — хвойные и светло-зелёные — лиственные.

А на юге есть леса с раскидистыми седыми деревьями. Они будто покрыты инеем. Эти седые деревья — джиды. Они похожи на нашу плакучую иву. Ветви их обвисли густыми прядями. Листья длинные, узкие, серебристые. На ветках жёлтенькие цветочки. Их очень много, но они крошечные. Зато их особый запах слышен издалека. Вдохнул хоть раз — забыть трудно.

Под джидами растут розовые кусты. Они похожи на копны розоватого пуха. Это тамариск. Эти кусты розовые с головы до ног. Вы словно видите на ветках розовую пену. Пчёлы гудят в этих нагретых ветвях, варят розовое варенье. По Н. Сладкову

1. Выпишите из текста по одному словосочетанию «прил. + сущ.» в мужском, женском и среднем роде и одно словосочетание во множественном числе.

2. Спишите словосочетания, разделив их на две группы. Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных.

Ярк.. небо, бел.. облака, дремуч.. лес, высок.. горы, тёмн.. туча, част.. дожди.

3. Составьте и запишите словосочетания с каждым из близких по значению имён прилагательных.

Сильное, мощная, могучий.

Проверочные диктанты по теме «Глагол»

Майские дни

В майские дни у всех людей много забот. Вот первый луч солнца осветил горизонт. Птицы запели рассветные песни. Зашелестели листочки на деревьях. Весенние цветы раскрывают бутоны. Всюду проснулась жизнь.

Жители сельской местности спешат на работу. Стадо коров гонит на пастбище пастух. На горе стоит молочная ферма. Доярки сливают молоко после утренней дойки. Водитель готовит машину. Он повезёт молоко на завод. Много дел у сельчан и на полях.

Дачники высаживают в теплицы рассаду. Всходит на грядках первая зелень. Укроп и петрушка — первый-весенний урожай. Майский день год кормит.

1. Выпишите из текста три глагола. Укажите число и время этих глаголов.

2. Запишите глаголы в три столбика: 1) в прошедшем времени; 2) в настоящем времени; 3) в будущем времени.

Чернеет, ушёл, покормит, пробегает, блестел, прохожу, спала, придвинет, будет спать.

3. Образуйте глаголы с корнем -ПЛЯС- с помощью приведенных ниже приставок и запишите их.

Кот-ворюга

Каждую ночь нас обворовывал рыжий кот. Этот бродяга потерял всякую совесть. Все звали его Ворюгой. Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану, хлеб. Однажды он пробрался в погреб и стащил кукан с окунями. Мы поклялись поймать кота и вздуть за бандитские проделки.

Кот попался этим же вечером. Он украл со стола кусок колбасы и полез с ним на берёзу. Мы потрясли берёзу. Кот сорвался с дерева и убежал под дом.

Тогда был вызван деревенский Лёнька. Он привязал к леске за хвост рыбину и закинул её в лаз. Кот вцепился зубами в рыбью голову. Через минуту Ворюгу вытащили.

Мы решили накормить кота как следует. С тех пор он прижился у нас и перестал воровать. По К. Паустовскому

1. Выпишите из текста однокоренные глаголы. Укажите число и время этих глаголов.

2. Подберите к данным именам существительным подходящие по смыслу глаголы в прошедшем времени и запишите получившиеся предложения.

Сыч. Луна. Солнце.

3. Выпишите словосочетания, в которых глагол употреблён в переносном значении.

Играть мячом, водить за нос, подаёт пальто, играть на нервах, водить такси, подаёт надежды.

Самое страшное

Вова был сильнее всех товарищей. Он никого не боялся. Мальчик ударил друга, обидел собаку, нагрубил бабушке. Вова гордился своей силой. Он победит всех.

Прошла время. Настал тяжёлый день. Мальчики избегают одноклассника. Девочки боятся с ним играть. Даже любимая собака Пушок убежала от него на улицу. Бабушка сидела в комнате и вязала. Она не смотрела на внука. Только тихо плакала. Все отвернулись от мальчика.

Володя остался совсем один. Это для человека самое страшное. Он чувствовал себя одиноким. По Е. Пермяку

1. Выпишите из текста по одному глаголу в настоящем, прошедшем и будущем времени. Поставьте к ним вопросы.

2. Из каждой группы однокоренных слов выпишите только глаголы.

Читайте также:  Озера с термокарстовой котловиной

Глотать, глоток, наглотаться, проглотил.

Готовый, подготовка, готовить, заготовил.

Мечтает, мечтатель, размечтался, помечтаем.

3. Подберите как можно больше синонимов к глаголу идти и запишите их.

Томка*

У охотника я увидел пёсика. Он был умный, понятливый на охоте помогал. От этого пёсика есть щенки. Я с хозяином пошёл посмотреть их.

Щенки были маленькие — только что научились ходить. Как мне узнать — кто из них толковый?

Вот один щенок — ест да спит. Он ленивым будет. Вот щенок сердитый. Рычит и со всеми в драку лезет. И его не возьму — не люблю злых. А этот ещё хуже — лезет ко всем, лижет даже чужих. Такой на охоте дичь потеряет.

Один щенок грыз деревяшку. Я эту деревяшку отнял и спрятал. Найдёт он её или нет? Щенок стал искать. Нюхал, нюхал и почуял. Я обрадовался. Вот этот будет настоящим охотником. Назвал я щенка Томкой и стал растить помощника. По Е. Чарушину

1. Подберите не менее десяти подходящих по смыслу глаголов к существительному дождь и запишите их.

2. Составьте с каждым из данных слов по два предложения так, чтобы в первом предложении они являлись именем существительным, а во втором — глаголом.

Стекло, белила, покрывало.

3. К глаголу говорить подберите как можно больше синонимов и запишите их.

Проверочные диктанты по теме «Неопределенная форма глагола. Не с глаголами»

Лес — наш общий дом

Однажды Оля и Лида пошли в лес погулять. Устали после долгой дороги и сели под куст отдохнуть.

Вынули девочки из сумки хлеб, масло, яйца и сели пообедать. Закончили Оля и Лида обед. И вдруг запел соловей. Они слушали прекрасную песню и не шевелились.

Перестал соловушка петь. Оля собрала остатки еды и бросила под кустик. А Лида не стала так поступать. Она завернула в газету скорлупки, хлебные крошки и положила в свою сумку. Оля удивилась. Но потом всё поняла. Стыдно перед соловушкой оставлять мусор в лесу. Это наш общий дом. По В. Сухомлинскому

1. Выпишите из текста глаголы с частицей НЕ. Обозначьте орфограмму графически.

2. Замените данные словосочетания глаголами в неопределённой форме.

Оказывать помощь — . очищать пол от сора — . вести наблюдения — .

3. К данным глаголам подберите синонимы и запишите их в неопределенной форме.

Строят, изумляет, шумит, просил, охраняет, сказал.

Вершки и корешки

Жил мужик на краю села. А в лесу жил медведь. Больше всего он любил на пне сидеть, щепу дёргать да песни реветь. Поехал мужик репу садить. Стал пахать и песню запел.

Услыхал медведь и: хотел мужика погубить. А мужик хитрый был. Предложил медведю по осени вершки, а себе хоть корешки оставить. Согласился медведь и стал дальше на пне играть.

Наступила осень. Пора репу дёргать. Мужик повыдёргивал репу и отдал медведю вершки. Попробовал медведь вершок – сморщился, разбросал листву от злости.

На другой год посеял мужик рожь. Уговорился с медведем: ему – корешки, себе – вершки. Рад медведь. Сжал мужик осенью вершки и оставил медведю корешки. Пожевал Медведушко корешки в берлоге – не вкусно. Заревел с досады и зарёкся с мужиком дружить. По русской народной сказке

1. Выпишите из текста пять глаголов в неопределенной форме. Поставьте к ним вопросы.

2. Образуйте от данных имён существительных глаголы в неопределённой форме.

Стрельба — . крик — . писк-. защита-.

3. Спишите пословицы, употребив глаголы с частицей НЕ.

С огнём шути, ветру верь.

Чего знаешь, то и говори.

Посеешь — урожай соберёшь.

Не бери в лес ружьё

В глубокой древности оттолкнул от себя человек зверей и птиц на расстояние вытянутой руки. А потом — на расстояние стрелы. А что ему было делать? Нужно было есть и шить одежду.

С тех пор это расстояние растёт. И вот уже не подпускает к себе зверь и на ружейный выстрел. Но теперь одежду и мясо нам даёт хозяйство. Зачем нам враждовать с дикими животными?

Человек устраивает зоопарки, держит дикарей дома. Но клеточный зверь не похож на лесного. Человек идёт в лес. Но всё живое в ужасе бежит от человека. Виноваты в этом охотники. Это они приносят в лес страх. Это они увеличивают разрыв.

Не бери в лес ружьё. Не поднимай палку и не тянись за камнем. И мы снова обретём добрых соседей. По Н. Сладкову

1. Выпишите из текста глаголы с частицей НЕ. Обозначьте орфограмму графически.

2. Составьте и запишите три предложения о том, чего нельзя делать в лесу. Используйте глаголы с частицей НЕ.

3. Спишите пословицы, употребив перед глаголами частицу НЕ там, где это необходимо.

После драки кулаками машут.

Без труда вытащишь и рыбку из пруда.

Рой другому яму — сам в нее упадешь.

Глухарь*

Глухарь — житель лесных чащоб. Это большой лесной петух. Летом глухарь ест ягоды. В это время созревают черника, 6pycника, голубика. А на берегах ручьёв глухари-начинают глотать мелкие камушки. Камушки эти в желудке перетирают ягоды.

Зимой глухарь не боится голода. Пища птицы — сосновые хвоинки. Набьёт он желудок хвоей, а камушки-жернова перетирав хвоинки в кашицу.

Весна — пора птичьих свадеб. Сойдет снег в лесу. Глухаря начинают токовать — петь свои весенние песни. Глухарь важно ходит по земле. Хвост веером распустит. Щелкает клювом, будто две палочки одна о другую стучат. А песню кончает, будто нож на бруске точат. В конце песни глухарь глохнет, потому птицу и назвали глухарём. По Г. Снегирёв

1. К данным глаголам подберите синонимы и запишите их в неопределённой форме.

Плакал, превозносил, стережёт, требует, сиял.

2. Составьте и запишите три предложения о том, чего нельзя делать в школе. Используйте глаголы с частицей НЕ.

3. Замените фразеологизмы глаголами в неопределённой форме.

Витать в облаках, бить баклуши, клевать носом, держать язык за зубами, зарубить на носу.

Источник



Диктанты по русскому языку — 6 класс 3 четверть

Диктанты 6 класс 3 четверть

Диктанты

  1. Контрольный диктант «Конец зимы»
  2. Контрольный диктант «Озеро»
  3. Контрольный диктант «Рыбы»
  4. Контрольный диктант «Подвиг Сталинграда»
  5. Контрольный диктант «Байкал»
  6. Контрольный диктант «Тайны глубин»
  7. Контрольный диктант «Летняя ночь»
  8. Контрольный диктант «Зайчата»
  9. Итоговый диктант за 3 четверть
  10. Словарные диктанты

Контрольный диктант «Конец зимы»

У нас стоял апрель, но за окном лежали сугробы. Вчера по дороге пробежала позёмка и скоро стала настоящей метелью.

К утру всё изменилось. Языки метели не били уже по стёклам домов. Ветер поменял направление, свернул с севера на юг. 4 С юга пришло тепло, и снег стал мягким и липким.

Когда солнце поднялось над деревней, оно уже не застало ночной бури. Вокруг лежал чистый снег. Он слегка подтаял, осел и казался даже тёплым. И тут на раскидистых ветвях нашей седой ветлы увидел я первых грачей.

Грачи были очень чёрными среди белого снега и казались большими и тяжёлыми. 4 Так к нам прилетели вестники весны.

Объём слов: 103

Грамматическое задание

  1. Выполните морфологический разбор слова: всё (1 вариант); к нам (2 вариант);
  2. Выполните морфемный разбор слов: раскидистых, прилетели, вестники (1 вариант); тяжёлыми, поднялось, направление (2 вариант);
  3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему: Ветер поменял направление, свернул с севера на юг. 4 (1 вариант); Грачи были очень чёрными среди белого снега и казались большими и тяжёлыми. 4 (2 вариант).

Контрольный диктант «Озеро»

Озеро около берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули.

Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, где доцветали кувшинки. Голубая вода казалась чёрной, как дёготь.

Там мы ловили разноцветных окуней. Они бились и сверкали в траве, как сказочные японские петухи. Мы вытаскивали оловянную плотву и ершей с глазами, похожими на две маленькие луны. Щуки ляскали на нас мелкими, как иглы, зубами.

Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далёкие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звёзды.

Объём слов: 107

Грамматические задания:

  1. Озаглавить текст.
  2. Выписать 2-3 слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением, подобрать однокоренные проверочные слова (оба варианта)
  3. Разобрать слово по составу:
    I вариант – Разноцветных;
    II вариант – Оловянными.
  4. Произвести морфологический разбор слова:
    I вариант – Далёкие (облака);
    II вариант – низкие (звёзды).
  5. Сделать синтаксический разбор предложения:
    I вариант – Лески ложились на листья и не тонули.
    II вариант – Там мы ловили разноцветных окуней.

Контрольный диктант «Рыбы»

Рыбы живут только в воде. У них собственной температуры тела нет. Она зависит от температуры воды.

Зимой рыбы собираются на дне водоёмов, караси и лини даже зарываются в ил.

С наступлением весны и потеплением воды вновь возвращаются к жизни: быстрее плавают, больше едят, набирают вес.

Чем больше водоём и чем теплее вода, тем разнообразнее пища для рыбы тем больше веса они достигают. В Каспийском море попадаются белуги более тысячи килограммов. Ловятся сомы в двадцать пять килограммов и щуки весом до тридцати килограммов. Это всё хищные рыбы. Карась, линь, плотва редко достигают веса более пятисот граммов.

Продолжительность жизни рыб неодинакова. Хамса живёт всего три года, а щука более сорока лет.

Объём слов: 114

Грамматические задания:

  1. Подчеркнуть составные числительные одной чертой, простые — двумя.
  2. Определить падеж имеющихся в тексте количественных числительных:
    I вариант – В первых трёх предложениях четвёртого абзаца;
    II вариант – В последних двух предложениях.
  3. Произвести синтаксический разбор предложений:
    I вариант – Зимой рыбы собираются на дне водоёмов;
    II вариант – Рыбы живут только в воде.
  4. Просклонять числительные:
    I вариант – 647, 84-й;
    II вариант – 895, 51-й.

Контрольный диктант «Подвиг Сталинграда»

Ещё хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.

Читайте также:  Курорт с соляными озерами

По утрам лёгкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись жёлтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка. 4

Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

Из кустов доносится чьё-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. 4 Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их.

Объём слов: 100

Грамматическое задание

  1. Выполните морфологический разбор: второго (февраля) (1 вариант); до полутора миллионов (человек)(2 вариант);
  2. Выпишите из текста 3 разных числительных (целое, дробное, и порядковое): из 1 и 3 абзаца (1 вариант); из 2 и 4 абзаца (2 вариант);
  3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:
    В битве за Сталинград враг потерял до полутора миллионов человек убитыми и ранеными… (1 вариант);
    На отдельных этапах его боях участвовало одновременно более двух миллионов человек. (2 вариант).

Контрольный диктант «Байкал»

Глубина озера Байкал – 1640 метров. Оно самое глубокое на планете. В нём содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает одна – Ангара.

Совсем недавно жители прибрежных селений преспокойно пили воду прямо из озера. Сейчас оно страдает от промышленных отходов.

Окрестности Байкала одеваются в зимний наряд раньше самого озера. Уже в октябре зима заковывает скалистые берега в сверкающие белоснежные доспехи и превращает ели и гигантские сибирские кедры в блестящие ледяные фигуры.

Январские морозы покрывают озеро толстым льдом. Местами его толщина достигает двух метров. Он похож на неровное одеяло.Летом даже в безветренный день может вдруг налететь шквалистый ветер, и тогда озеро становится неласковым морем.

Объём слов: 108

По материалам книги «Энциклопедия чудес природы»

Грамматические задания:

  1. Произвести морфологический разбор слов:
    I вариант – восьмой (вагон);
    II вариант – двадцать шесть (книг).
  2. Просклоняйте числительные:
    I вариант – шестьдесят;
    II вариант – пятьсот.

Контрольный диктант «Тайны глубин»

Люди всегда старались разгадать тайну глубин нашей планеты. Что находится в центре Земли? Почему на Земле происходят землетрясения, извержения вулканов? Где встречаются полезные ископаемые? Движутся материки или стоят на месте? Почему одни участки суши поднимаются, а другие опускаются? Каков возраст нашей планеты? Какой была Земля миллионы лет назад?

Выяснить это не так просто. А если прорубить скважину к центру Земли? Глубинное бурение — один из методов изучения земных недр. Он позволяет много узнать о строении нашей планеты. Самая глубокая скважина не превышает 15 километров, а расстояние от поверхности до центра Земли 6370 километров.

И все-таки с помощью бурения ученые установили, что при приближении к центру Земли температура повышается. В среднем на каждые сто метров глубины она возрастает на три градуса.

Объём слов: 120

Из книги «Почемучка»

Грамматические задания:

  1. Определите падеж числительных:
    I вариант – в 1 абзаце;
    II вариант – в 2 абзаце.
  2. Произведите морфологический разбор любого числительного:
    I вариант – из 2 абзаца;
    II вариант – из 1 абзаца.
  3. Произведите синтаксический разбор:
    I вариант – 3 предложения 2 абзаца (Глубинное бурение);
    II вариант – 1 предложения 1 абзаца (Люди всегда…).
  4. Просклоняйте любое числительное из диктанта

Контрольный диктант «Летняя ночь»

Однажды в летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным столом. Ночь была тихая, только с реки доносились какие – то далёкие лёгкие звуки. В полной ночной тишине под полом вдруг послышались какие – то тихие голоса. Они были похожи на шёпот птенцов, которые пробудились в гнезде. Но какие птенцы могли быть в подполье? Я долго не мог понять, кто разговаривает у меня под полом. Потом я догадался, что это ежи.

Ежи – смирные и кроткие звери. Разговаривать они не умеют. Это я слышал их возню. Они никому не причиняют вреда и никого не боятся. Днём они спят, а ночью выходят на охоту. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами.

На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги покрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят всю зиму.

Объём слов: 125

из методического пособия Г. А. Богдановой

Грамматические задания:

  1. Укажите разряды местоимений:
    I вариант – в первом абзаце;
    II вариант – во втором абзаце.
  2. Произвести морфологический разбор слов:
    I вариант – моей;
    II вариант – у меня.

Контрольный диктант «Зайчата»

Пришла ранняя весна. Ласково пригревает весеннее солнышко. Терпеливо ждут маленькие зайчата свою мать. Обрадовались теплу, высунулись из гнезда длинноухие. Хорошо спрятались они в сухой прошлогодней траве! Здесь не найдёт их хищная рысь, не увидит хитрая лисица. Увидела зайчат суетливая пташка. Большими, страшными зверями кажутся ей робкие маленькие зайчата. Птичка всё вертится над зайчатами, тоненько поёт: «Вот, вот вижу! Вот, вот слышу!» Со страхом смотрят на суетливую птичку зайчата.

Загорается вечерняя заря. Слышно, как дышит, оживает земля. Пахнет весенними почками. Тихо потянули над макушками леса длинноносые лесные кулики. Крепко прижались друг к дружке во сне маленькие зайчата.

Спускается весенняя прохладная ночь.

Объём слов: 101

По И. Соколову-Микитову

Грамматические задания:

  1. Сделать фонетический разбор слова:
    I вариант – Поёт;
    II вариант – свою.
  2. Разобрать слова по составу:
    I вариант – Ранняя, длинноухие, загорается;
    II вариант – Весенняя, длинноносые, спускается.
  3. Произвести морфологический разбор слова:
    I вариант – Хищная (рысь);
    II вариант – робкие (зайчата).
  4. Сделать синтаксический разбор предложения:
    I вариант – Ласково пригревает весеннее солнышко.
    II вариант – Спускается весенняя прохладная ночь.

Итоговый диктант за 3 четверть

Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.

По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь желтые корзинки ее цветка.

Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

Из кустов доносится чье-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их.

Объём слов: 118

«Энциклопедия чудес природы»

Грамматические задания:

  1. Озаглавьте текст.
  2. Выпишите местоимения, определите их разряд.
  3. Произведите морфемный анализ слов:
    I вариант – преспокойно;
    II вариант – безветренный.
  4. Произведите синтаксический разбор:
    I вариант – 2-го предложения последнего абзаца;
    II вариант – 5-го предложения последнего абзаца.

Словарные диктанты

Волчья нора, искусный резчик по дереву, с талантливыми умельцами, художественные промыслы, простираться за пределы округа, расстилаться по земле, кратчайшая дорога, безжалостный огонь, примятая трава, ранние сумерки, на территории России, природа Северного Урала.

Задания: устно объяснить правописание выделенных орфограмм, записать под диктовку.

Естественные краски, удивительное искусство, декоративное панно, присутствовать на открытии выставки, пример для подражания, великолепный талант, образцовая вещь, художественная деталь, колоссальный успех, серебряные украшения, деревянные игрушки, расположить по алфавиту, стеклянные бусы.

Задание: подготовиться к написанию под диктовку.

(Сельско)хозяйственный журнал, (юго)восточный ветер, (трёх)метровый слой, (садово) огородный инвентарь, заг..реть под лучами солнца, киргиз(к,ск)ий скакун, казац..ая бурка, (русско)немецкий словарь, румя(н,нн)ое лицо, комари(н,нн)ый укус, безветре(н,нн)ый день, соломе(н,нн)ая крыша, це(н,нн)ая вещь, осе(н,нн)ий пейзаж, иску(с,сс)тве(н,нн)ое полотно.

Задание: запишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Далеко (не)удачный ответ; (не)лёгкий, а тяжёлый предмет; совсем (не)удобная дорога, отнюдь (не)единственное решение, (не)устойчивая погода, камыш..вые зар..сли, ветре..ый день, отечестве(н,нн)ый продукт, оси(н,нн)ое гнездо, (санитарно)гигиенические требования, шес..надцатый вагон, оди…адцать часов, ми(л,лл)ион роз, сем..сот бассейнов.

Задание: устно объясните правописание слов и подготовьтесь к написанию под диктовку.

Пятьсот экземпляров, шестьдесят наименований, одиннадцатое издание, одна четвёртая тонны, по обеим сторонам бассейна, десятитысячный тираж, прикоснуться к рукописи, восьмидесятый километр, полутора килограммов помидоров, готовиться к знаменательной дате Девятое мая, четыреста центнеров.

Задание: подготовиться к написанию под диктовку.

Первый понедельник месяца, встретиться в субботу, городская олимпиада, миллион зрителей, основная трасса, запереть дверь на ключ, барабанная дробь, замираешь от предчувствия победы, приблизиться ко мне, из девяноста спортсменов, в восемнадцатом пассажирском вагоне.

Задание: подготовиться писать под диктовку.

Общественно полезный труд, общественно-политическая газета, дорожить каждой секундой, написать расписку, вывезти тонны снега, девятнадцать километров, семьсот страниц, сгруппировать орфограммы, символическая точка, расстилаться передо мной, коллекция орденов и медалей, музыкальный инструмент, какая-нибудь мелочь.

Задание: подготовиться к написанию под диктовку.

Расположиться под каким(либо) деревом, коснуться его плеча, ко…екция инструментов, касаться кого(то), приблизиться кое(к)чему, не возр..жать против прису..ствия, противоречить себе, (не)сколько и(л,лл)юстраций к книге, служащие типографии, биография и(с,сс)ледователя, великолепный орнамент.

Задание: объяснить правописание слов, записать под диктовку; подчеркнуть все местоимения.

Полтораст… страниц, Олимпийские игры, подзаголовок в книге, закупить спортинвентарь, порасспрашивать кое(у)кого, ни(с)чем не сравнить, не(на)кого рассчитывать, (не)большая терраса, какие(либо) растения, художественные иллюстрации, рассуждение на тему, сэкономить пятьдесят рублей.

Задания: объяснить правописание слов, записать под диктовку; сделать морфемный разбор слова порасспрашивать.

Источник

Adblock
detector