Меню

Дорога жизни открытое озеро

Дорога жизни. Главный блокадный маршрут

Партнерский материал

Наверное, туристы, посещающие Санкт-Петербург, видят его в большей степени как столицу пышных императорских дворцов и роскошных садов. Но есть у нашего города и еще одна, нетуристическая часть истории — о стойкости и мужестве, о самопожертвовании и подвиге, о твердости человеческого характера — история блокадного Ленинграда, о которой я хотел бы сегодня немного рассказать.

Во время блокады Дорога жизни являлась единственной транспортной магистралью, по которой осуществлялась поставка продовольствия в осажденный город. В обратную сторону на Большую землю по ней отправлялись в эвакуацию местные жители. Маршрут проходил через самое большое пресноводное озеро в Европе — Ладожское. Летом, в период навигации, передвижение осуществлялось на кораблях по воде, зимой — по льду Ладоги.

Роща «900 берёз»

Памятник «Цветок Жизни»

Маршрут по Дороге жизни до Ладожского озера

Самый простой способ проследовать по маршруту — личный транспорт. Также можно проехать по Дороге жизни на автобусе: общественном или приобрести автобусный тур в агентстве. Я же остановился на не самом простом, но очень интересном варианте — небольшом велопробеге.

Еще год назад у меня появилась идея проехать по историческому маршруту и написать о нем статью. После долгой подготовки и сбора команды из пяти единомышленников мы отправились в это увлекательное путешествие.

«Дневник Тани Савичевой»

Памятный знак «Балтийские крылья»

Примерный маршрут нашей поездки: 0-й километр Дороги жизни — «Регулировщица» — «Цветок жизни» — «Балтийские крылья» — Румболовская гора — «Полуторка» — мемориальный участок Дороги жизни — «Катюша» — Братское воинское захоронение — «Разорванное кольцо» — Осиновецкий маяк — Музей «Дорога жизни» — станция «Ладожское озеро». Приблизительное время в пути: около 10 часов, включая множество остановок, расстояние — примерно 58 километров.

Что взять с собой в поездку

На такое далекое от города расстояние мы поехали впервые, поэтому подошли к процессу подготовки весьма основательно. Самое главное на дороге — безопасность, поэтому перед поездкой мы приобрели необходимые аксессуары для своих «железных коней»: наборы задних и передних фонарей, велозамки, набор инструментов, ремкомплект. Это позволило нам спокойно преодолеть большое расстояние, не задумываясь о форс-мажорных обстоятельствах. Все аксессуары были приобретены в известном среди петербургских велосипедистов магазине Alienbike .

Памятник ГАЗ-АА «Полуторка»

Памятник и мемориальный участок Дороги жизни

Кроме того, в дороге вам пригодятся светоотражающие жилеты (можно купить в интернете), спрей от комаров, дождевики, небольшая аптечка. И последнее, что можно сказать о подготовке к путешествию: если решите переночевать на Ладожском озере, позаботьтесь об отеле заранее. Мы нашли и забронировали номер за три месяца до поездки, за два месяца до даты путешествия мест в отеле уже не было.

Приблизительная протяжённость нашего маршрута из Санкт-Петербурга до Ладожского озера — около 58 километров

Мемориал «Катюша»

Дорога жизни. Немного истории

Дорога жизни была единственным маршрутом, соединяющим Ленинград с территорией остальной страны с сентября 1941 по март 1943 года. В летнее время передвижение по Ладожскому озеру осуществлялось Ладожской военной флотилией и кораблями Северо-Западного речного пароходства. Длина водного маршрута от порта Осиновец на юго-западном берегу озера до Новой Ладоги составляла 135 километров, до деревни Кобоны — 35 километров. Автомобильный маршрут по льду Ладоги растянулся примерно на 30 километров.

Лесная дорога

Велокомпьютер показывает текущий километраж

Частые штормы на Ладоге и обстрелы противником только усложняли передвижение советских кораблей. А представить прокладку автомобильной трассы по льду озера в мирное время вообще мало кто мог, тем более учитывая, что по плану она должна была пролегать всего в 12—13 километрах от захваченного фашистами Шлиссельбурга. Несмотря на это, трасса была организована. По приказу военного командования она должна быть двухполосной, шириной не менее десяти метров.

Братское кладбище советских воинов

Строки, посвящённые девушкам, погибшим во время войны

Безусловно, работа водителей на Дороге жизни — очень тяжелый труд, постоянно связанный с риском. Каждый четвертый автомобиль ушел под воду или был расстрелян врагом. Тем не менее движение по трассе не прекращалось ни днем, ни ночью. За сохранностью льда и направлением движения автомобилей следили регулировщицы, которые находились в 300—400 метрах друг от друга по всему маршруту.

Зенитное орудие на берегу Ладожского озера

Мемориальный комплекс «Разорванное кольцо»

Продовольствие, топливо и боеприпасы поставлялись в осажденный Ленинград со всей страны. За весь период действия по ледовой трассе было перевезено более 361 тысячи тонн грузов, из них продовольственных припасов — 262 тысячи тонн. Только в ноябре 1941 — апреле 1942 годов по льду Ладоги было эвакуировано 550 тысяч человек.

С декабря 1942 года на Ладожском озере началось строительство свайно-ледовой железной дороги, которое закончено не было. Причиной тому был долгожданный прорыв блокадного кольца 18 января 1943 года.

Последняя остановка перед ночёвкой у озера

Осиновецкий маяк

Сегодня в районе сухопутной части блокадной Дороги жизни проходит одноименная современная автомобильная трасса, вдоль которой в послевоенное время было поставлено большое количество памятников, посвященных главному блокадному маршруту. Ежегодно в январе здесь проводится одноименный марафон по бегу.

Живописный закат на озере

Осиновецкий — один из самых высоких маяков в России

Заканчивается маршрут по знаменитой дороге в поселке при станции Ладожское Озеро. В нем находится важный ориентир Дороги жизни — Осиновецкий маяк. А в 1968 здесь был открыт интереснейший музей, о нем бы я хотел рассказать немного подробнее в следующей статье .

Если кратко, в целом:

  • интересный исторический маршрут;
  • несколько вариантов путешествия: на велосипеде, автомобиле, автобусе;
  • обратно в город можно вернуться на электричке.

Читайте также

Подписывайтесь на наш канал, ставьте 👍, читайте блог о путешествиях. С нами интересно🌴

Источник

Музей «Дорога жизни»

cheslav-kara» > Музей «Дорога жизни»
Рейтинг TripAdvisor - 4.516 отзывов

Музей «Дорога жизни» — это филиал Центрального военно-морского музея Санкт-Петербурга. Новый музейный комплекс открылся в 1972 году, на берегу Ладожского озера, на месте бывшего поселка Осиновец. Место для открытия филиала выбрано не случайно, в годы Великой Отечественной войны здесь находились пекарня, столовая, Красный уголок и руководство Осиновецкой военно-морской базы. Именно отсюда начиналось легендарное шоссе, давшее название музею. Здание было сильно разрушено в результате бомбежек, но его сохранили и отреставрировали.

Панорама главного входа:

В создании экспозиции принимали участие сотрудники Центрального военно-морского музея, а также ветераны, для которых музей «Дорога жизни» стал важным местом встреч. Также на территории комплекса ежегодно проводятся торжественные мероприятия — 9 мая, вручение погон, приведение к присяге и пр.

В 2015 году, в рамках подготовки к празднованию 70-летия со Дня Победы, территорию музея реконструировали, было построено новое здание для крупногабаритных экспонатов, проведено обустройство набережной, озеленение и другие работы. Сегодня музей «Дорога жизни» открыт для всех желающих. Посетители могут осмотреть выставочные залы, а также коллекцию военной техники под открытым небом.

Музей «Дорога жизни»

Режим работы и цены музея «Дорога жизни»

Учреждение работает со среды по воскресенье, с 10:00 до 18:00. Понедельник и вторник — выходные. Касса закрывается в 17:15.

Стоимость билетов на основную экспозицию:

  • Взрослые: граждане РФ и СНГ — 200 рублей, иностранцы — 300 рублей;
  • Учащиеся, студенты, пенсионеры, инвалиды III группы: граждане РФ и СНГ — 100 рублей, иностранные студенты, при наличии карт ISIC или IYTC — 200 рублей;
  • Единый билет: граждане РФ и СНГ — 800 рублей, иностранцы — 1500 рублей. (Такой билет дает возможность посетить музеи и его филиалы разово в течение одного года).
  • Дошкольники — бесплатно, в сопровождении родителей.
  • Интерактивная зона — 200 рублей с посетителя.

Услуги экскурсовода (входные билеты приобретаются отдельно от экскурсии):

  • Обзорная экскурсия (группа от 5 человек): граждане РФ и СНГ — 150 рублей, иностранцы — 300 рублей с каждого участника;
  • Пенсионеры, инвалиды, студенты и аспиранты ВУЗов РФ и СНГ — 100 рублей с каждого участника;
  • Дошкольники, учащиеся — 50 рублей с каждого участника;
  • Индивидуальная экскурсия (до 5 человек): граждане РФ и СНГ — 1000 рублей, иностранцы — 2000 рублей с группы.

Музей «Дорога жизни»

Экспозиция музея «Дорога жизни» на Ладожском озере

На территории комплекса располагаются несколько локаций: павильон с основной экспозицией, административно-бытовой комплекс, павильон для крупногабаритных экспонатов, павильон «Малый охотник» и экспозиция под открытым небом.

Панорама зала:

Основная экспозиция

Главная выставка располагается в здании, имеющем форму ледяной глыбы. Оно было построено в 2016 году, ко Дню ВМФ. В павильоне собраны экспонаты, рассказывающие о важнейшей магистрали, созданной в годы Великой Отечественной войны. Благодаря «Дороге жизни» удалось спасти тысячи людей в этот сложный и трагический период в истории нашей страны. Посетители узнают как создавалась ледяная магистраль, как с ее помощью удалось помочь жителям Ленинграда в период блокады, как прокладывались трубы, провода и другая инфраструктура необходимая для функционирования дороги и ее обороны.

Павильон содержит 12 выставок, посвященных разным временным периодам ВОВ. Гости музея могут ознакомиться с ними самостоятельно или заказать экскурсию.

Начинается экскурс с прошлого Ладожского озера, первый зал рассказывает о географических характеристиках озера, его историю с древнейших времен до наших дней. Особое внимание уделяется военным событиям — строительству крепости «Орешек», Северной войне, а также возведению судоходных каналов. Далее следуют залы, где собраны артефакты, отражающие судьбу озера и его инфраструктуры с начала и до конца Великой Отечественной войны.

Подробное описание выставок можно почитать на сайте музея «Дорога жизни».

Экспозиция музея:

Павильон для крупногабаритных экспонатов

Помещение представляет собой большой ангар, где выставлены автомобили времен войны, а также другие важные объекты, используемые в военных действиях и в строительстве «Дороги жизни» — морские мины, торпеды, полевая кухня, электромагнитный трал и другая крупногабаритная техника.

Павильон «Малый охотник»

В павильоне находится уникальный экспонат — сторожевой катер «Малый охотник» (МО-4), который использовался для поиска и уничтожения подводных лодок противника. В Музее «Дорога жизни» хранится единственный уцелевший экземпляр, участник боев в годы ВОВ. Кроме основной функции, «Малые охотники» использовались для выброски разведчиков во вражеский тыл, а после возведения переправы в блокадный Ленинград, охраняли баржи с продовольствием.

Музей «Дорога жизни»

Экспозиция под открытым небом

На территории музея «Дорога жизни» можно посмотреть коллекции военной техники. Здесь представлены не только авиационная и морская техника, но и виды артиллерийского орудия, а также памятник в честь защитников «Дороги жизни».

Большую часть выставки занимают корабли-герои, которые охраняли дорогу и постоянно участвовали в боях. Посетители увидят буксирные пароходы «Ижорец» и «Ижорец № 8», части канонерской лодки «Бира», якорь Холла со сторожевого корабля «Конструктор» и др.

Центральным объектом открытой экспозиции является транспортный самолет Ли-2Т. Авиация сыграла большую роль в помощи осажденному Ленинграду. До начала функционирования «Дороги жизни» в город доставлялось продовольствие и другие важные грузы старыми самолетами. С их помощью также вывозились ученые, дети, высококвалифицированные работники, ценные музейные экспонаты и пр.

На набережной Ладожского озера располагается выставка артиллерийских орудий. Гости музейного комплекса узнают какую важную роль играла корабельная артиллерия в борьбе с вражескими самолетами. Здесь представлена 45-мм пушка 21-К, 76-мм и 37-мм зенитная пушка 70-К, артиллерийская установка 90-К, зенитная установка В-11 и многое другое. Кроме корабельных орудий на выставке есть и оружие сухопутных войск — гаубицы ЗИС-3 и М-30, 76-мм полковая пушка и дивизионная пушка 52-П-353.

Музей «Дорога жизни»

Административно-бытовой комплекс

Это здание, где находятся служебные помещения, большой конференц-зал, кафе, а также интерактивные локации: стрелковый тир, симулятор «Полуторка» и интернет-кафе для проведения компьютерных игр и соревнований.

Симулятор «Полуторка» дает возможность ощутить себя водителей автомобиля, проезжающего по «Дороге Жизни» в условиях обстрела и постоянных опасностей.

Как добраться

Самый быстрый способ доехать из Санкт-Петербурга до музея «Дорога жизни» — это сесть на электричку, следующую от Финляндского вокзала до ж/д станции «Ладожское озеро». От станции нужно пройти пешком около 1 километра в сторону Ладожского озера.

Расписание электричек по станции «Ладожское озеро» от Яндекс. Расписания.

Схема пешеходного маршрута от станции до музея:

Поездка на машине является альтернативным вариантом. На дорогу уйдет около часа, автомобиль можно взять в аренду. Из Красногвардейского района Санкт-Петербурга следуйте в сторону КАДа, после него выезжайте на шоссе «Дорога Жизни». Нужно проехать Всеволожск, Романовку, Ваганово до Ладожского озера.

Автомобильный маршрут на Яндекс. Картах:

Заказать такси на такое расстояние будет сложно, можно попробовать вызвать машину через Яндекс. Такси, Gett, Uber или Maxim, но лучше воспользоваться услугами компаний предлагающих трансфер, например KiwiTaxi.

Филиал Центрального военно-морского музея — музей «Дорога жизни»: видео

Источник

Дорога жизни через Ладожское озеро: история Великой Отечественной войны. Блокадный Ленинград

Дорога жизни через Ладожское озеро — знаменитая транспортная магистраль, которая во время Великой Отечественной войны оказалась единственной связующей нитью с осажденным Ленинградом. Летом — по воде, а зимой — по льду. Единственным связующим звеном между Ленинградом и остальной страной она оставалась с сентября 1941 по март 1943 года.

Предшествовавшие события

дорога жизни через ладожское озеро

Дорога жизни через Ладожское озеро оказалась востребованной после полной блокады Ленинграда. Это случилось из-за неудач, которые потерпела советская армия в самом начале войны. Немецкие и финские войска практически полностью окружили Северную столицу.

В один миг изолированными в блокадном Ленинграде оказались почти два с половиной миллиона гражданских, а также несколько сотен тысяч человек, проживавших в пригородах. Было принято решение не сдавать город. Чтобы обеспечить такое количество людей продовольствием и всем необходимым, потребовался этот путь, который оборудовали на побережье Ладоги, остававшемся под контролем советских войск. Альтернативой были авиационные перевозки, но они не могли доставить весь необходимый груз.

Читайте также:  Какие притоки озеро байкал

Ситуация с продовольствием

блокадный ленинград

Стоит отметить, что на начало Великой Отечественной войны город имел достаточно продовольствия. Муки — почти на два месяца, крупы — практически на три. Мяса должно было хватить на 38 дней, масла — на полтора месяца.

После нападения немцев поставки продуктов в город велись с перебоями. Поэтому уже на начало сентября, за неделю до полной блокады, в Ленинграде муки оставалось всего на две недели, крупы на 23 дня, жиров ровно на три недели, а мясопродуктов не более чем на 19 дней.

Таким образом, после того как каналы поставки в Ленинград были перекрыты, город в считаные дни оказался на грани катастрофы.

Дорога жизни через Ладожское озеро

дорога жизни ленинград

Для того чтобы снабдить Ленинград всем необходимым, потребовалось отправлять груз водным транспортом. От самого города до Ладожского побережья имелись автомобильные и железные дороги. Но для приема большого объема грузов их пришлось расширять. Строить новые причалы, рыть к ним специальные фарватеры.

Стоит отметить, что до начала войны большая часть грузов в город шла в обход этого озера — по судоходным каналам. Поэтому судов, способных работать на озере, было совсем немного. При этом решение о том, что организация магистрали по Ладожскому озеру необходима, приняли еще 30 августа специальным постановлением Государственного комитета обороны.

Для приема судов была выбрана бухта Осиновец, которая располагалась в полутора километрах от станции «Ладожское Озеро». А также бухта Гольцмана, стоявшая еще на полтора километра дальше. Порты соорудили с помощью четырех земснарядов.

На сентябрь в распоряжении Северо-Западного речного пароходства, к которому относился Ленинград, были 5 озерных буксиров и еще 72 речных, около сотни барж.

Маршрут в Ленинград

дорога жизни во время великой отечественной войны

Грузы в Ленинград отправлялись по Дороге жизни через Ладожское озеро по одному заранее утвержденному маршруту.

С железнодорожной станции «Волхов» их перевозили на речную пристань в районе Гостинополье. Тут их перемещали на многочисленные баржи. Буксирами их доставляли до Новой Ладоги. Уже оттуда их сопровождали полтора десятков буксиров. Иногда их заменяли корабли речной флотилии. Так они добирались до бухты Осиновец.

Тут их уже перемещали на узкоколейку и отправляли по Ириновской ветке Октябрьской железной дороги. Далее они уже попадали непосредственно в Ленинград.

Всеми перевозками руководила Ладожская военная флотилия. Начальником всей трассы, в том числе и портов, был генерал-майор Шилов.

Для того чтобы немцы не могли помешать доставке грузов в блокадный Ленинград, действовал специальный отряд противовоздушной обороны, располагавшийся на правом берегу озера. Он прикрывал всю трассу от налетов немецкой авиации.

Первые баржи

дорога жизни проходила по льду

Первые баржи по Дороге жизни в Ленинград пришли 12 сентября 1941 года. За весь сентябрь в город поступило около 20 000 тонн грузов. При этом перевозки все равно оставались небезопасными. Из-за штормов на Ладоге затонуло несколько барж.

17 и 18 сентября потерпели крушение сразу две баржи, на которых находились люди. На одной было 520 военнослужащих, направлявшихся в Ленинград. Спасти удалось только 300 человек. На другой — 300 гражданских, которых эвакуировали из города. Большинство из них погибло. После этого перевозить людей на баржах запретили. Для этого стали использовать только самоходные суда.

Они, в свою очередь, регулярно подвергались бомбардировкам немецкой авиацией. В ноябре 1941 года авиабомба оторвала носовую часть сторожевого корабля «Конструктор». Погибли около 200 человек. В основном это были гражданские, которых эвакуировали из города.

После начала ледостава уже 22 ноября открылась автомобильная ледовая дорога. Некоторым судам удавалось доставлять грузы вплоть до 4 декабря.

Всего за осень 1941 года по Дороге жизни перевезли около 60 000 тонн грузов, две трети из них были продовольственными. Удалось эвакуировать около 33 000 ленинградцев. Немецкая авиация потопила пять буксиров и 14 барж.

В это время из-за ограничения поставок продовольствия в Ленинграде была введена карточная система. Служащим, иждивенцам и детям полагалось только по 200 граммов хлеба в день. Рабочим — по 400. С 1 ноября ситуация ухудшилась. Нормы сократились до 150 и 300 граммов соответственно.

Блокадная зима

дорога жизни памятники

Дорогу жизни во время Великой Отечественной войны по ледовой трассе начали готовить еще в октябре. Предполагалось, что она будет двухполосной, шириной до десяти метров. Через каждые пять километров оборудовались питательные и обогревательные пункты.

Для ее эксплуатации и охраны было создано управление дороги, которым руководил инженер Монахов. Он подчинялся только начальнику тыла фронта.

При организации ледовой дороги установили, что часто губительным было явление резонанса. Например, тяжелый грузовик маршрут по льду преодолевал без проблем, а ехавший за ним легковой автомобиль на определенной скорости мог провалиться под лед. Поэтому, чтобы избежать таких происшествий, для автомобилей была предписана строго определенная скорость.

Зима 1942-1943 годов

монумент разорванное кольцо

Не менее тяжелой оказалась и следующая зима, хотя и подготовку к ней начали заранее. По дороге зимой 1942-1943 годов было решено проложить узкоколейку, помимо автомобильной трассы. Ее грузооборот должен был составлять 2 000 тонн грузов в сутки.

В дополнение 20 декабря открыли движение гужевого транспорта. А еще через четыре — для автомобильного. В начале декабря 1942 года начали строить свайно-ледовую железную дорогу. К середине января 43-го построили около десяти с половиной километров. Затем, после прорыва блокады, строительство свернули.

Уже в середине января освободили Шлиссельбург. При этом дорога жизни проходила по льду вплоть до марта 1943 года.

Итоги работы Дороги жизни

В общей сложности за время существования этой трассы в Ленинград удалось доставить 206 000 тонн грузов.

112 000 тонн — это были фураж и продукты. В том числе 56 000 тонн муки, почти 10 тысяч тонн круп, две с половиной тысячи тонн мяса, почти пять тысяч тонн рыбы, около трех тысяч тонн сахара, около семи с половиной тысяч тонн овощей.

Также в осажденный город привезли 18 с половиной тысяч тонн угля, более 50 тысяч тонн боеприпасов.

Памятники Дороге жизни

К настоящему моменту установлено 7 монументов на дороге жизни. Памятники появились на всем ее протяжении. Все они входят в «Зеленый пояс Славы».

На протяжении нескольких первых километров, на которых находились транспортные колонны от железнодорожной станции «Ржевка» до Ленинграда, установлены четыре памятные стелы. Их называют «Ржевским коридором». Они являются естественным продолжением дороги жизни по самому Ленинграду.

На третьем километре трассы установлен мемориальный комплекс «Цветок жизни». Он создан в 1968 году по проекту архитекторов Мельникова и Левенкова. Здесь же расположены восемь стелл, которые представляют собой страницы дневника ленинградской школьницы Тани Савичевой, которая перенесла всю блокаду. Их в 1975 году создал тот же Левенков.

На десятом километре этой дороги располагается комплекс «Румболовская гора», а на 17-м — «Катюша» возле деревни Корнево. На железнодорожной станции «Ладожское Озеро» ключевое место занимает памятник паровозу. А возле поселка имени Морозова установлен монумент «Переправа».

Отдельного упоминания заслуживает монумент «Разорванное кольцо». Он находится на берегу Ладожского озера, на 40 километре шоссе, которому посвящена эта статья. Ориентир — деревня Коккорево. Именно в этом месте автоколонны брали курс на восточный берег Ладожского озера.

дорога зимой 1942 1943 годов

Мемориал представляет собой две железобетонных арки, символизирующие блокадное кольцо, в котором оказался город Ленинград. Разрыв, который можно видеть между ними, и есть Дорога жизни. Под арками на бетонной площадке можно рассмотреть следы от протекторов машин. А рядом еще два железобетонных шара белого цвета. Они имитируют прожекторные установки, которые активно применялись в годы Великой Отечественной войны. Завершает композицию мемориального комплекса подлинное зенитное орудие.

Монумент появился в 1966 году. В 2014-м здесь зажгли Вечный огонь, который специально привезли с Пискаревского кладбища. Возле него ежегодно стартует традиционный зимний марафон под символическим названием «Дорога жизни».

Источник

Музей Дорога жизни в Ладожском озере

Современная карта Дороги жизни через Ладожское озеро от Санкт-Петербурга до западного берега Ладоги именуется как трасса А128 Санкт-Петербург – Морье. Вдоль шоссе сооружено 46 памятных километровых столбов и 7 монументов. На 45 км дороги у берега Ладожского озера расположены музеи, посвященные «Дороге жизни».

  1. История Дороги жизни через Ладожское озеро
  2. Как проходила Дорога жизни по Ладоге
  3. Сколько километров Дорога жизни по Ладоге
  4. Памятники, посвященные Дороге жизни
  5. Цветок жизни
  6. Дневник Тани Савичевой
  7. Румболовская гора
  8. Полуторка
  9. Катюша
  10. Разорванное кольцо
  11. Переправа
  12. Музей Дорога жизни в поселке Ладожское озеро
  13. Заключение

История Дороги жизни через Ладожское озеро

8 сентября 1941 года немецкие войска захватили Шлиссельбург. Именно через этот город проходил единственно возможный сухопутный маршрут, связывающий город на Неве с Советским Союзом. Кольцо замкнулось – началась почти 900‑дневная блокада города. В этот же день была проведена массированная бомбардировка города вражеской авиацией, в результате которой были уничтожены крупные продовольственные склады. Более 2,5 млн жителей (в том числе 400 тыс. детей) были обречены на голодную смерть, так как запасов продовольствия катастрофически не хватало.

Единственная магистраль, связывавшая заблокированный в кольце немецких войск Ленинград и Большую землю, проходила через Ладожское озеро. До конца ноября 1941 года снабжение города велось двумя путями – воздушным и водным. Ежедневно более 50 самолетов ПС-84 (ЛИ-2) ГВФ осуществляли доставку продовольствия и горючего в осажденный город. По налаженному воздушному мосту самолетами ГВФ ежедневно доставляли по 100-150 т продовольствия и боеприпасов, а обратными рейсами вывозили по несколько сотен жителей блокадного города.

12 сентября в Ленинград по водной Дороге жизни через Ладожское озеро пришли первые баржи. За сентябрь в блокадный город было доставлено около 20 000 т грузов. Навигация по Ладожскому озеру была очень опасной. За первые 2 месяца блокады в водах Ладоги затонуло несколько барж, погибли сотни эвакуированных жителей и военных.

В ноябре 1941 года начала работу легендарная ледовая автомобильная трасса ВАД-101, основной маршрут которой проходил от Кобоны до Коккорево. 22 ноября по льду Ладожского озера прошли первые машины – транспортная магистраль получила народное название Дорога жизни.

Музей Дорога жизни в Ладожском озере

Опасную ледяную трассу по Ладожскому озеру нередко называли дорогой смерти. Немало машин, зачастую с полным бортом людей, проваливались под лед без шансов на спасение. Для многих жителей Ленинграда путь по ледяной трассе через Ладожское озеро стал последним в их жизни.

Как проходила Дорога жизни по Ладоге

Дорога жизни – это не только легендарная ледовая трасса, но и совокупность водных, воздушных, сухопутных, железнодорожных путей, благодаря которым осуществлялась транспортировка грузов в блокадный город и эвакуация его жителей.

Снабжение блокадного Ленинграда осуществлялось из города Вологда – главной продовольственной базы северо-запада страны. Сухопутная трасса проходила по следующему маршруту: Вологда – Череповец – Тихвин – Волхов – Новая Ладога. Продовольствие и боеприпасы доставляли по железной дороге Тихвин-Волхов. Далее, ценный груз со станции Волхов перевозили на водную пристань Гостинополье – важнейший перевалочный пункт Дороги жизни.

Музей Дорога жизни в Ладожском озере

В пристани ценный груз перегружали на баржи. Речные буксиры доставляли баржи по реке Волхов через Волховский шлюз до поселка Новая Ладога. Груженые баржи буксировали по Ладожскому озеру посредством озерных буксиров или кораблей военной флотилии на западный берег – в бухту Осиновец.

Бухта располагалась в 55 км от блокадного Ленинграда, недалеко от станции Ладожское озеро, конечной станции Ириновской ветки Октябрьской железной дороги. В порту Осиновец грузы из кораблей и барж перегружали на грузовые машины, железнодорожные платформы и доставляли в Ленинград по железной дороге и по трассе, идущей параллельно ей.

В ноябре 1941 года Тихвин был захвачен немецкими войсками. Единственная железнодорожная ветвь, благодаря которой удавалось поставлять ценный груз к берегу Ладожского озера на базы Кобона и Лаврово со складов станции Войбокало, была перекрыта противником. Маршрут поставок продовольствия и боеприпасов меняется – ценный груз для блокадного города начал поступать на станции Заборье и Подборовье, которые располагались в 300 км от побережья восточного берега Ладожского озера.

В конце ноября военный совет Ленинградского фронта принимает решение о строительстве зимней дороги от станции Заборье до Кобоны.

Музей Дорога жизни в Ладожском озере

Новая автомобильная дорога, построенная в рекордно короткий срок, получила название Военно-автомобильная дорогой № 102.

Сложная военная дорога, проложенная неимоверными усилиями военных и местных жителей близлежащих населенных пунктов через болота и непроходимые леса, стала жизненно важной артерией Дороги жизни. Благодаря ей жители Ленинграда смогли пережить самые мучительные блокадные дни 1941 года.

Дорога в объезд захваченного Тихвина просуществовала недолго, позже ВАД-102 объединили с легендарной ледяной дорогой через Ладожское озеро – Военно-автомобильной дорогой № 101. Автомобильная ледовая Дорога жизни через Ладожское озеро начала функционировать 22 ноября 1941 года.

Читайте также:  Незатопленные истории белого озера

По льду Ладожского озера были проложены первые маршруты – схемы движения по Дороге жизни.

Музей Дорога жизни в Ладожском озере

Сколько километров Дорога жизни по Ладоге

Протяженность первого участка дороги железнодорожной станции Войбокало – Кобона, по которой осуществлялась доставка грузов на автомобилях, составляла 32 км. Изначально участок Военно-автомобильной дороги Ленинградского фронта от станций Заборье и Подборовье до западного берега Ладожского озера был самым длинным, протяженность его составляла 308 км.

После высвобождения Тихвина стратегические базы Заборье и Подборовье были перенесены. Протяженность новой дороги для транспортировки груза автомобилями в Новую Ладогу составляла 115 км, для порожних машин – 155 км. К концу декабря 1941 года благодаря успешным контрнаступлениям советских войск и разгрому войск противника под Тихвином вскоре было восстановлено железнодорожное сообщение до станций Войбокало – Жихарево.

Протяженность ледяной Дороги жизни по Ладожскому озеру, благодаря которой осуществлялась доставка продовольствия и боеприпасов, перевозка эвакуированных жителей в период ледостава, составляла приблизительно 30 км.

Длина дороги жизни через Ладогу от Кобоны в Коккорево напрямую по льду составляла 27 км, однако, из-за регулярных бомбежек и опасных участков ледяной дороги с полыньей маршрут петлял – расстояние увеличивалось до 33 км. В первую зиму маршрут Дороги жизни ледовой трассы по Ладоге «перемещался» на карте 4 раза, а некоторые участки меняли свою конфигурацию 12 раз.

Протяженность сухопутной дороги от Коккорево до блокадного Ленинграда составляла 55 км. Протяженность современной Дороги жизни от Коккорево до Санкт-Петербурга составляет 45 км.

Памятники, посвященные Дороге жизни

Дорога жизни через Ладожское озеро в течение двух зим была единственной «нитью», связывающей блокадный Ленинград с Большой землей. В настоящее время единственная транспортная артерия увековечена в мемориалах, расположенных вдоль автомобильной дороги Санкт-Петербург – Морье.

Вдоль дороги от Ржевки до Ладожского озера сооружено 7 монументов, 46 мемориальных обелисков, которые отсчитывают километры Дороги жизни.

Цветок жизни

Памятник «Цветок жизни» расположен на 3 км Дороги жизни. Мемориал открыт 28 октября 1968 года. Один из памятников мемориального комплекса «Цветок жизни» создан в память о погибших детях блокадного Ленинграда. Юные ленинградцы, достойно переносившие страшный голод и ужасы войны, продолжали учиться и работать на заводах наравне с взрослыми.

Музей Дорога жизни в Ладожском озере

Памятник исполнен в виде огромного цветка высотой 15 м. На лепестках каменного цветка высечены памятные слова, а на одном из лепестков изображено лицо улыбающегося мальчика. Рядом с памятником расположена небольшая плита с памятной надписью.

Музей Дорога жизни в Ладожском озере

Памятник окружает роща из 900 берез, высаженных по числу дней блокады. На стволах деревьев повязаны кусочки алой ткани (пионерские галстуки) в память о погибших во время блокады детях.

Дневник Тани Савичевой

Недалеко от памятника «Цветок жизни» расположена аллея Дружбы, на которой расположен ряд мемориальных плит с высеченными именами пионеров-блокадников. Вдоль аллеи высажены липы, на стволах и ветвях которых также повязаны алые ленты.

Именно эта аллея соединяет главный мемориал комплекса с траурным курганом «Дневник Тани Савичевой», открыт в 1975 году.

Музей Дорога жизни в Ладожском озере

На небольшой возвышенности расположены 8 бетонных плит, символизирующих листки блокадного дневника ленинградской школьницы Тани Савичевой. Каждая гранитная «страница» мемориала повторяет записи, сделанные Таней в своем дневнике во время самых страшных дней блокады.

Музей Дорога жизни в Ладожском озере

Румболовская гора

Мемориал «Румболовская гора» установлен на 10 км Дороги жизни у подножия песчаной Румболовской горы во Всеволожске. В годы Великой Отечественной войны главная Дорога жизни – сухопутная дорога к берегу Ладожского озера – проходила именно здесь.

Мемориал возведен в 1967 году жителями Фрунзенского района Ленинграда. Металлический обелиск исполнен по форме огромных листьев дуба и лавра, устремленных ввысь. Дубовый лист символизирует несокрушимую силу, крепость и благородство воинов, лист лавра – славу героям. У основания импровизированных листьев расположен желудь – символ новой жизни, за которую сражались герои.

Музей Дорога жизни в Ладожском озере

Рядом с обелиском расположена стела, на которой выбиты стихи советской поэтессы Ольги Федоровны Берггольц.

Музей Дорога жизни в Ладожском озере

Полуторка

Памятник полуторке ГАЗ-АА расположен на 10 км Дороги жизни. Благодаря этому легкому и мощному автомобилю осуществляли перевозку ценных грузов и эвакуацию жителей из блокадного Ленинграда по сложной ледяной Дороге жизни через Ладогу.

Музей Дорога жизни в Ладожском озере

Самый молодой памятник Дороги жизни – бронзовая копия «Машины-солдата», выполнена в натуральную величину и установлена на Румболовской горе (открыт 27 января 2012 года). Основанием памятника служит особый каркас, обтянутый колючей проволокой, которая символизирует постоянную опасность, подстерегающую на каждом метре военной трассы.

Катюша

Монумент «Катюша» расположен на 17 км сухопутной части Дороги жизни. Установлен в 1966 году на возвышенности рядом с деревней Корнево Всеволожского района усилиями тружеников предприятий Ждановского района Ленинграда.

Музей Дорога жизни в Ладожском озере

Памятник реактивной системе залпового огня БМ-13, получившей в народе ласковое название «Катюша», заметен издалека. Монумент «Катюша» представляет собой стальную конструкцию из пяти 14 м балок, установленных под углом на бетонное основание. На месте, где сооружен памятник боевой машине, в годы блокады стояла зенитная батарея, которая защищала Дорогу жизни и аэродром Углово от обстрелов немецкой авиации.

Перед монументом установлена гранитная стела с памятной надписью.

Музей Дорога жизни в Ладожском озере

Разорванное кольцо

Памятник «Разорванное кольцо», открытый 29 октября 1966 года, расположен на западном берегу Ладоги в поселке Коккорево Всеволожского района на 40 км Дороги жизни.

Музей Дорога жизни в Ладожском озере

Скульптура установлена у Вагановского спуска, где заканчивалась сухопутная часть Дороги жизни и начиналась опасная ледяная трасса ВАД-101. Здесь грузовые автоколонны начинали путь к восточному берегу бухты Петрокрепость Ладожского озера.

Памятник «Разорванное кольцо» представляет собой две бетонные полуарки длиной в 7 м, которые символизируют кольцо блокады. Разрыв в центре фигуры – это символ Дороги жизни.

На плитах по краям арки расположены большие железобетонные шары, которые символизируют прожекторные установки.

Также рядом с мемориалом расположен оригинал зенитного орудия образца 1939 года. На пушке записаны даты:

  • начало блокады – 8 сентября 1941 года;
  • прорыв блокады — 18 января 1943 года;
  • снятие блокады — 27 января 1944 года.

Музей Дорога жизни в Ладожском озере

На бетонном основании под разорванным каменным кольцом отображены протекторы колес автомобилей, отправлявшихся в рейс по ледяной Дороге жизни. 7 мая 2015 года под бетонными арками памятника был зажжен Вечный огонь, доставленный к мемориалу с Пискаревского кладбища.

Музей Дорога жизни в Ладожском озере

У подножия памятника прорыва блокадного кольца расположена гранитная стела, на которой выбиты стихи советского поэта Бронислава Кежуна.

Музей Дорога жизни в Ладожском озере

Переправа

Мемориал «Переправа» является частью Зеленого пояса Славы Ленинграда. Монумент находится вблизи поселка им. Морозова по правому берегу Невы в Ленинградской области. Монумент установлен в 1970 году. После прорыва блокады Ленинграда в 1943 году силами третьей понтонно-мостовой бригады Красной Армии была построена свайно-ледовая железнодорожная переправа через реку Нева, которая связала город с Большой землей.

Музей Дорога жизни в Ладожском озере

Основание памятника, посвященного воинам-понтонерам, выполнено в форме понтона. На бетонной стеле высотой 20 м закреплены две мемориальные доски на юго-восточной и северо-западной стороне.

Музей Дорога жизни в Ладожском озере

Музей Дорога жизни в поселке Ладожское озеро

Музей «Дорога жизни» расположен на берегу Ладоги у железнодорожной станции Ладожское озеро рядом с мысом Осиновец. Небольшая безлюдная конечная станция Ириновского направления Октябрьской железной дороги в годы войны, превратилась в крупный железнодорожный узел.

На самой станции расположено здание мемориального музея «Дорога жизни», открытого в 1975 году. Здание станции выполнено в виде противотанковой надолбы.

Музей Дорога жизни в Ладожском озере

Рядом со зданием станции-музея расположен железнодорожный, памятный километровый столб «46/47 км», памятник кораблям Дороги жизни, паровоз Эш-4375 («Комсомолец»).

Музей Дорога жизни в Ладожском озере

Музей Дорога жизни в Ладожском озере

Недалеко от станции на 45 км Дороги жизни расположен филиал Центрального военно-морского музея Санкт-Петербурга. Музей открыт 12 сентября 1972 года в годовщину начала действия водной Дороги жизни по Ладожскому озеру.

Музей Дорога жизни в Ладожском озере

В здании музея, посвященному Дороге жизни, собрано более 400 уникальных экспонатов:

  • боевые артиллерийские орудия;
  • образцы военной формы;
  • флаги, знамена;
  • плакаты, фотографии, картины;
  • газеты, боевые листовки;
  • карты;
  • карточки на получение продовольствия в блокадном Ленинграде;
  • именные документы и личные вещи бойцов.

Музей Дорога жизни в Ладожском озере

Очень впечатляет экспозиция музея на открытом воздухе, которая представлена следующими экспонатами:

  • корабли-герои Ладожской трассы;
  • самолет ЛИ-2;
  • автомобили;
  • артиллерийские установки;
  • элементы оборудования кораблей, судовых боевых орудий;
  • памятные знаки и захоронения.

Музей Дорога жизни в Ладожском озере

Заключение

Об уникальной военной магистрали, не имеющей аналогов в мировой истории, расскажет карта Дороги жизни через Ладожское озеро. В годы блокады Ленинграда жители осажденного города Дорогой жизни называли единственную транспортную магистраль через Ладожское озеро, которая связывала его с Большой землей. Однако не стоит забывать о том, что этот термин означает целую сеть водных, воздушных, сухопутных, железнодорожных путей, благодаря которым удавалось снабжать блокадный город и эвакуировать жителей Ленинграда.

Источник



Дорога жизни блокадного Ленинграда: история создания, роль в обороне Ленинграда

Необходимость проложить новую дорогу к Ленинграду возникла после того, как замкнулось кольцо блокады вокруг города. Единственной возможностью было использовать для этих целей озеро Ладогу. После наступления холодов, прямо по льду, была проложена сложная транспортная магистраль, конфигурация которой менялась в зависимости от условий. Люди прозвали её Дорогой жизни.

Дорога жизни блокадного Ленинграда

В плане нападения на Советский Союз Гитлер особое место отвёл захвату и уничтожению Ленинграда. Падение этой исторической столицы и колыбели революции должно было предшествовать полному разгрому Москвы. Ленинград и Москва, несомненно, были важными стратегическими точками и транспортными узлами. Но ещё более важной была их роль в сознании советских граждан. Для Гитлера первостепенным моментом было подорвать моральный дух защитников. Как никто другой он знал насколько важно либо воодушевить, либо деморализовать толпу.

Поэтому группа армий «Север» под командованием Федора фон Бока получила приказ уничтожить Ленинград. Первоначально предполагалось, что город возьмут сходу, по технике блицкрига. Но к тому времени, как войска немецкой армии подошли к намеченной цели, уже стало ясно, что на советской территории молниеносная война не получается. Военачальники были против прямого штурма укреплённого города. Так была предложена блокада Ленинграда. Вместо того чтобы нести неизбежные при штурме человеческие потери, немцы решили заморить город голодом. Постоянно поливая его при этом щедрым артиллерийским огнём.

Автомобили вывозят людей из блокадного Ленинграда по

Вначале были отрезаны автомобильные и железные дороги. А 8 сентября 1941 года, после взятия Шлиссельбурга, началась история блокадного Ленинграда – одна из самых трагических в Великой Отечественной войне. Единственным сообщением с внешним миром для ленинградцев оставалась лишь дорога, начинавшаяся на берегу Ладожского озера. Эта тонкая нить, которую ценой невероятных усилий сумели протянуть защитники Ленинграда, дарила жизнь и надежду.

Дорога жизни через Ладожское озеро

Когда блокадное кольцо сомкнулось, осталась единственная возможность связи с блокадным Ленинградом – через Ладожское озеро, побережье которого во время Великой Отечественной войны продолжала контролировать советская армия. Это озеро было очень сложным для судоходства. Неожиданные шквальные порывы ветра часто налетали на суда. Поэтому побережье не было оборудовано ни причалами, ни пирсами.

Первые доставленные грузы сбрасывали прямо на дикий берег. Вместе с этим срочно проводили работы по углублению дна и обустройству гавани. На берегу выкапывали землянки и оборудовали склады. Под водой провели телефонные и телеграфные кабели. От берега к ближайшей линии железной дороги проложили узкоколейку.

Регулировщица на въезде на ледяную «Дорогу жизни» у деревни Коккорево.

Уже 12 сентября, всего через четыре дня после начала блокады Ленинграда по Ладожскому озеру доставили первую партию грузов. Там было 60 тонн различных боеприпасов и 800 тонн продовольствия. В обратный рейс брали ленинградцев. За время осенней навигации, до того момента, как лёд сделал невозможным передвижение по озеру, по воде эвакуировали 33,5 тысячи людей из города. За это же время в Ленинград было доставлено 60 тысяч тонн грузов.

Кроме неблагоприятных погодных условий транспортировку осложняли постоянные налёты немецкой авиации. Использование имеющихся в наличии буксиров и барж при доставке всячески приветствовалось. Однако даже полная загруженность всех судов не могла обеспечить продовольствием окружённый город в полной мере. Кроме того, поставленная задача усложнялась ещё и тем, что поставлять приходилось не только продовольствие. Для ведения войны и обороны города требовалось оружие. Поэтому часть грузов составляли боеприпасы.

Как прокладывали Дорогу жизни

С самого начала было ясно, что судоходный путь – мера временная. Вскоре должны были наступить холода. Поэтому загодя сотрудники Гидрологического института и автодорожный отдел Ленинградского фронта стали проектировать автомобильную дорогу, которая должна была быть проложена прямо по льду замёрзшего Ладожского озера.

В документах она именовалась военно-автомобильной дорогой № 101. На каждом пятом километре трассы должны были находиться пункты обогрева. А саму дорогу планировали делать в 10 метров шириной. Но в реальности всё было намного сложнее, чем на бумаге. При том, что проходила Дорога жизни, как её прозвали сами ленинградцы, по местам наименьших глубин, нередко лёд проламывался, забирая не только ценный груз, но и немало человеческих жизней.

Читайте также:  Детский дом надежда белое озеро

Военно-автомобильная дорога № 101

Длина через Ладогу составляла приблизительно 30 километров. На этом, сравнительно небольшом, участке в тяжёлых условиях слаженно трудились десятки тысяч человек. Это были водители грузовиков и погонщики конных подвод, механики, которые чинили автомобили, регулировщики, задачей которых было направлять водителей по наиболее безопасным маршрутам. Кроме того, были те, кто непосредственно прокладывал дорогу. А прокладывать её надо было постоянно. Временами из-за того, что дорогу заносило снегом, временами из-за того, что надо было выбрать участки с более крепким слоем льда, а временами из-за того, что дорога была повреждена немецкими авианалётами, которые совершались с завидной регулярностью.

Дорога жизни постоянно ремонтировалась. Водолазы укрепляли её всеми возможными подручными средствами, ныряя под лёд и устанавливая там настилы и опоры. Это была далеко не просто широкая колея, проложенная по льду. Вдоль дороги устанавливали дорожные знаки. По пути следования грузовиков строили медицинские и обогревательные пункты. На протяжении маршрута находились склады и базы. Также оборудовались станции технической помощи, мастерские и пункты питания. По дороге проходила телефонная и телеграфная связь.

Ситуация с продовольствием

Тем временем положение в городе становилось всё хуже. По сути, оно дошло до критической отметки, перешагнуло её и уверенно двинулось дальше. Продовольствия катастрофически не хватало. На начало осады в городе находилось приблизительно 2,9 миллиона человек. Каких-то сколь-нибудь значительных запасов продуктов в Ленинграде не было. Он функционировал за счёт продукции, поставляемой из ленинградской области.

Ленинградцы в очереди за продуктами.

К тому же, даже имевшиеся небольшие запасы были уничтожены на складах во время первых обстрелов. Система выдачи продуктов по карточкам была введена сразу же. Однако нормы выдачи постоянно урезали. К ноябрю 1941 года ситуация была критической. Нормы выдачи хлеба упали ниже необходимого физиологического минимума. На день выдавали всего 125 грамм хлеба. Для рабочих паёк был чуть больше – 200 грамм. Это маленький кусочек хлеба. И больше ничего. К тому времени все запасы давно были исчерпаны. Многие не пережили именно суровую зиму 1941 года.

И не стоит забывать, что эти 125 грамм были не хлебом из чистой муки, пускай и низшего сорта. В хлеб добавляли всё, что могло быть съедобным –пищевую целлюлозу, жмых, обойную пыль, выбойки из мешковины. Было ещё понятие коревой муки. Она образовывалась из промокшей, схватившейся и затвердевшей, словно цемент, корки. По дороге в Ленинград немало машин тонуло вместе с продовольствием. Специальные бригады под покровом темноты разыскивали эти места и, с помощью верёвок и крючьев, поднимали со дна мешки с мукой. Какая-то часть в самой середине могла остаться сухой. А остальная мука превращалась в твёрдую корку, которую потом разбивали и добавляли в блокадный хлеб.

Карточка на хлеб

Маршрут в Ленинград

О ситуации в городе было хорошо известно водителям машин, доставлявших десятки тонн различных грузов к берегам Ладоги в ленинградскую блокаду и забиравших оттуда эвакуируемых. Они ежеминутно рисковали жизнью, выходя на льды Ладожского озера. И это не просто громкие слова. Только за одни сутки 29 ноября 1941 года под воду ушло 52 автомобиля. И это на отрезке длиной 30 километров! Из которых несколько первых километров можно даже не брать в расчёт – там дорога была сравнительно безопасна.

В пути водителя постоянно подстерегала опасность уйти под лёд. Поэтому никто не закрывал дверцы машины, невзирая на пронизывающий до мозга костей холод. Так оставался шанс успеть выбраться из тонущей машины. Когда ситуация была особенно опасной (грузовики совершали рейсы и по уже тающему льду), водители всю дорогу ехали на подножке машины. Тридцатикилометровый ледовый участок, таким образом, превращался в серьёзное и длительное испытание. Ведь ехать приходилось на малой скорости. А ведь практически каждый водитель в день совершал по два рейса.

Однако опасности этим не исчерпывались. Немцы старались наносить авиаудары по колоннам во время перевозок грузов. Они целились как по самим грузовикам, так и по дороге следования, стремясь разрушить саму трассу. Капризная погода тоже практически атаковала ладожскую военную дорогу. Поднявшаяся метель быстро уравнивала проложенную по льду дорогу с окружающим нетронутым пейзажем. Была крайне велика опасность сбиться с пути. Немало водителей погибли от холода, заблудившись в метель. Для предотвращения таких случаев на протяжении трассы было установлено множество дорожных знаков.

Тонущие машины на

Блокадная зима

Всего ленинградцам пришлось пережить три блокадных зимы. И хотя именно в это время лучше всего действовала ледовая дорога, и по ней могли доставлять немалое количество тонн грузов, именно зимы блокады были самым тяжёлым временем для ленинградцев. Ведь к острой проблеме недоедания добавлялся холод. Центрального отопления не было, электричества не было. Те счастливчики, которые смогли обзавестись печкой-буржуйкой, потихоньку сжигали в ней всё, что могло гореть. В некоторых случаях в ход шли даже мебель и паркет.

За первую зиму – с декабря 1941 по февраль 1942 года – в Ленинграде погибло четверть миллиона человек. Но с увеличением норм выдачи хлеба смертность стала меньше. Для того чтобы доставка грузов проходила в осаждённый город более массово и безопасно, уже зимой 1942 года стали строить ледовую железную дорогу, которая должна была проходить прямо по озеру. Однако её строительство не было завершено, так как 18 января 1943 года был совершён прорыв блокады Ленинграда, и надобность в станции Ладожское озеро отпала.

Был и ещё один путь, который называли малой дорогой жизни. Он проходил по поверхности Финского залива. По этой малой трассе передвигались в большинстве своём защитники Ленинграда. Этим путём они попадали на обороняемый «пятачок». По нему же отправляли обратно и многочисленных раненых в боях солдат.

А когда блокада была прорвана, появилась ещё одна дорога, которую неофициально называли «Дорогой победы». Её построили прямо по болотам и труднопроходимой пересечённой местности для быстрой эвакуации населения и подвоза необходимых продуктов и боеприпасов.

Дорога жизни. Карта

Участки ледовых дорог рассчитывали и прокладывали, опираясь на данные водолазов и учёных из Гидрологического института. На оперативной военной карте Дорога жизни постоянно меняла свои очертания. Часто причиной становилось то, что доставка грузов проходила по участкам, которые, из-за бомбёжек становились аварийно-опасными. Да и погода постоянно вносила свои коррективы. Изменения температуры, подводные течения и другие внешние факторы очень влияли иногда на весь маршрут, а иногда только на отдельный участок трассы. Движение на ледовых трассах корректировали регулировщики. Только за первую зиму ледовая дорога полностью передвигалась 4 раза. А некоторые участки меняли свою конфигурацию 12 раз.

Именно с такими изменениями связано различие данных о протяжённости пути в исторических документах. К тому же, карта военно-автомобильной дороги № 101 включала в себя и сухопутный участок до железнодорожной станции. Некоторые указывали полный километраж, а некоторые – только тот участок, который назвали «Дорога жизни» на льду озера Ладога.

Дорога жизни. Карта

Памятники на Дороге жизни

Для того чтобы сохранить в памяти последующих поколений подвиг защитников Ленинграда, на Дороге жизни установили памятники. Всего установлено 7 монументов:

  • Цветок жизни;
  • Катюша;
  • Разорванное кольцо;
  • Переправа;
  • Дневник Тани Савичевой;
  • Полуторка;
  • Румболовская гора.

Кроме них установили 102 памятных столба вдоль шоссе и железной дороги и памятные стелы. Некоторые из стел входят в комплекс памятников и мемориалов, а некоторые установлены отдельно.

Среди мемориальных сооружений на Дороге жизни выделяется памятник «полуторке». Подобного ему больше просто не существует. «Полуторкой» в народе называли автомобиль грузоподъёмностью полторы тонны. Именно на таких грузовиках перевозили людей и грузы по Дороге жизни. В месте дороги, где были самые массированные обстрелы, сегодня возвышается, вылитый из бронзы, грузовик в натуральную величину.

Памятник

Цветок жизни

Дорога жизни проходила недалеко от Всеволожска. Там, на третьем километре мемориальной трассы, в 1968 году открыли комплекс «Цветок жизни». Он посвящён самым юным жертвам блокадного Ленинграда. Ведь в годы блокады дети становились не только пассивными жертвами голода и артобстрелов. По мере сил они помогали в обороне города, беря на себя те обязанности, которые в других обстоятельствах доверили бы только взрослым. Школьники гасили зажигательные бомбы, стояли в дозорах, помогали в госпиталях и собирали сырьё для военных нужд.

Мемориальный комплекс состоит из трёх частей. Вначале перед посетителем предстаёт 15-метровая скульптура цветка, на лепестках которой высечены слова популярной в СССР детской песенки: «Пусть всегда будет солнце» и изображение мальчика-пионера. Далее следует аллея Дружбы, которая состоит из девяти сотен берёз – по числу блокадных дней. На стволы деревьев в память о погибших детях повязывают алые пионерские галстуки. За аллеей находится траурный курган. Редко какое упоминание в путеводителях о Дороге жизни обходится без фото этого кургана. Среди прочих достопримечательностей, там находится, воссозданный в камне дневник девочки, которая неверным детским почерком последовательно вносила в блокнот даты смерти членов своей семьи.

Памятник

Разорванное кольцо

На западном берегу Ладожского озера, там, где брала начало Дорога жизни, находится ещё один памятник. С суровой лаконичностью он символически иллюстрирует интересные факты о Дороге. Две массивные полуарки, в форме разорванного кольца, высотой в семь метров напоминают о кольце блокады. А сам разрыв мемориала Разорванное кольцо указывает на Дорогу жизни. Под кольцом в сторону спуска к озеру, прямо по каменной кладке, проходит бетонный след от колёс автомобиля.

Отсюда в годы блокады начинали свой путь грузовики, доставлявшие ценный груз продовольствия и боеприпасов в осаждённый город. Под внушительным монументом выбиты слова из стихотворения Бронислава Кежуна:

«Потомок, знай: в суровые года,

Верны народу, долгу и Отчизне,

Через торосы ладожского льда

Отсюда мы вели дорогу Жизни,

Чтоб жизнь не умирала никогда».

Памятник

Осиновецкий маяк

Дорога жизни чаще всего ассоциируется с грузовиками на льду и метелями. Однако когда лёд сходил, она не прекращала функционировать. Просто в тёплое время нагрузку на себя принимала ладожская флотилия. Часто это было даже сложнее и опаснее, чем продвижение на автомобилях по льду. Береговая линия Ладожского озера никогда не благоприятствовала судоходству.

Поздней весной, летом и ранней осенью, курсировавшие по озеру суда ориентировались на свет Осиновецкого маяка, расположенного на юго-западном берегу. Этот маяк функционирует и сегодня. Экскурсий туда не проводят, так как маяк относиться к стратегическим объектам и находится в ведении Министерства обороны.

Строить Осиновецкий маяк начали ещё в 1905 году. С тех пор он не прерывал своей работы. Свет маяка указывает на западную границу бухты, из которой начинает свой путь Нева. Он возвышается на 74 метра над уровнем озера, а свет маяка виден на расстоянии 40 километров.

Памятник

Из-за того, что Осиновецкий маяк в годы блокады служил важным ориентиром для судов, идущим по Дороге жизни, он отнесён к объектам культурного наследия, хотя и не является памятником, как таковым.

Катюша

Дорога жизни была единственной связующей нитью осаждённого Ленинграда с остальной страной. Единственной артерией, по которой поступала пища и боеприпасы. Она была тем, что поддерживало жизнь в городе. Это прекрасно понимали защитники Ленинграда, это понимали сами ленинградцы, и это понимали немцы. Они отчаянно пытались перерезать этот последний путь сообщения, чтобы окончательно задушить сопротивление и уничтожить ослабленный город.

Дорога жизни была под постоянным обстрелом. Для защиты от вражеской авиации на ней использовали легендарные установки «Катюша». В память об этом, на месте, где в годы войны располагались зенитные части, возвели монумент, напоминающий об этих защитных орудиях, которые прикрывали движение грузовиков. Состоит он из направленных в небо стальных балок, каждая из которых имеет в длину 14 метров. Всего таких балок 5 штук. Они представляют знаменитую «Катюшу».

Памятник

Стихотворение о блокаде Ленинграда

Глубокие переживания ленинградцев о военном времени и блокаде родного города нашли свой выход в искусстве. Стихи, посвящённые Дороге жизни, картины, фотографии, литературные очерки – всё, что могло помочь выразить чувства, было использовано. Ольга Берггольц, Эдуард Асадов, Вера Ибнер, Борис Богданов, Всеволод Рождественский, Владимир Лифшиц – это наиболее известные поэты, воспевшие в своих произведениях блокадные дни. Но этот список далеко не полный.

И даже сегодня, спустя семь десятилетий, эта тема продолжает вдохновлять поэтов и слова памяти, боли и благодарности стройно складываются в рифмованные строки. Вот отрывок из современного стихотворения:

Дорога Жизни, Ладога родная,

О, скольких ты тогда смогла спасти!

Для наших дедов, бабушек, я знаю,

Священней места в мире не найти!

Я пред тобой стою, склонив колени,

Стою и вдаль задумчиво смотрю,

От всех послевоенных поколений,

Как Бога, я тебя благодарю.

И знаю: до сих пор ночами снится

Всем, выжившим в блокадном том аду,

Поток машин, бессонной вереницей,

Везущий хлеб по ладожскому льду….

Источник

Adblock
detector