Меню

Доехав до конечной станции дальше путь лежал по реке

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (А3-А15)
тест по русскому языку (11 класс) по теме

Подобран материал для самостоятельной подготовки к ЕГЭ по русскому языку (задания А3-А15)

Скачать:

Вложение Размер
material_dlya_samostoyatelnoy_podgotovki_k_ege_po_russkomu_yazyku.docx 114.32 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАЗ. ЧАСТИ РЕЧИ

1. Укажите правильную морфологическую характеристику выделенного слова.

Здесь так пыльно, что даже в платке, который я вынимаю из сумки, лежит пыль. (В. Каверин)

1) наречие 3) слово состояния

2) краткое прилагательное 4) причастие

2. Укажите правильную морфологическую характеристику выделенного слова.

А няня топит печку в детской, огонь трещит, горит светло. (М Кузмин)

1) наречие 3) слово состояния

2) краткое прилагательное 4) причастие

3. Укажите правильную морфологическую характеристику выделенного слова.

Утром, когда в комнату врывается масса света, на душе делается празднично. (А. Чехов)

1) наречие 3) слово состояния

2) краткое прилагательное 4) причастие

4. Укажите правильную морфологическую характеристику выделенного слова.

Из печки вывалилась горящая ветка и чадно горела на железном листе, набитом перед печкой. (Л. Леонов)

1) наречие 3) действительное причастие

2) прилагательное 4) страдательное причастие

5. Укажите правильную морфологическую характеристику выделенного слова.

Тогда он был бойкий, веселый, самоуверенный старичок, теперь он казался жалким затерянным человеком. (Л. Толстой)

1) наречие 3) действительное причастие

2) прилагательное 4) страдательное причастие

6. Укажите правильную морфологическую характеристику выделенного слова.

Изображение Георгия в образе мученика нередко среди памятников византийского искусства.

1) наречие 3) слово состояния

2) краткое прилагательное 4) причастие

7. Укажите правильную морфологическую характеристику выделенного слова.

Напрасно чернила его клевета, он был безупречней, чем прежде. (Я. Некрасов)

1) наречие 3) слово состояния

2) прилагательное 4) причастие

8. Укажите правильную морфологическую характеристику выделенного слова.

У ног Ильи широкая пасть оврага была наполнена густой тьмой. (М Горький)

1) глагол 3) действительное причастие

2) прилагательное 4) страдательное причастие

9. Укажите правильную морфологическую характеристику выделенного слова.

Вечерами, когда гасли фонари и начинали стрекотать кузнечики, мы мечтали о будущем.

1) имя существительное 3) причастие

2) имя прилагательное 4) наречие

10. Укажите правильную морфологическую характеристику выделенного слова.

В палатке пусто и розово от солнца, прошедшего сквозь нарядный брезент.

1) наречие 3) действительное причастие

2) прилагательное 4) страдательное причастие

11. В каком предложении выделенное слово является местоимением?

1) Теперь мы сами доедем, — сказал Селифан, — ступай себе домой. (Я. Гоголь)

2) Бабушке с каждой минутой становилось все лучше. (В. Каверин)

3) Ему был известен каждый переулок этой большой рабочей окраины. (В. Катаев)

4) Где же все-таки я видел этого человека?

12. Выпишите притяжательное местоимение.

Подполковник Николай Вадимович Рубовский, невысокий плотный человек с густыми бровями, веселыми серыми глазами и прихрамывающею походкою, отчего его шпоры неровно и звонко призвякивали, был весьма любезен и за то любим в обществе. (Ф. Сологуб)

13. Выпишите относительное местоимение.

Я пожалел, что напрасно погубил цветок, который был так хорош в своем месте, и бросил его. (Л. Толстой)

14. Выпишите неопределенные местоимения.

Я часто воображал себе моря, туманные и золотые от вечернего штиля, какие-то далекие плавания, когда весь мир сменяется, как быстрый калейдоскоп. Боже мой, если бы кто-нибудь догадался подарить мне хотя бы кусок ржавчины от старого якоря! (К. Паустовский)

15. Выпишите страдательное причастие.

Стоит только узнать, сколько берет медлительный извозчик в Лиссабоне, как тотчас возникает немыслимое желание нанять его и проехать по старым, величавым улицам готического города, политым ласковой водой, к пышному городскому собору, а потом по моряцким улочкам в порт, пахнущий рыбацкими тельняшками. (К. Паустовский)

16. Выпишите производный предлог.

Дениске было уже около двадцати лет, служил он в кучерах и собирался жениться, но, несмотря на возраст, не перестал еще быть маленьким. Он очень любил пускать змеи, гонять голубей, играть в бабки, бегать вдогонки и всегда вмешивался в детские игры и ссоры. (А. Чехов)

17. Выпишите подчинительные союзы.

Постепенно я понял, что тот, кто составляет задачи, нарочно запутывает их, чтобы ученики не могли сразу решить. (Н. Носов)

18. Выпишите предлоги.

Но как раз когда собака почуяла след, сквозь густую крону дерева пробился солнечный луч и полетел вниз, на тот листик заячьей капусты, от которого запахло собаке перышком тетеревенка. (М. Пришвин)

19. Выпишите частицы.

Где именно жил пригласивший чиновник, к сожалению, не можем сказать. (Я. Гоголь)

20. Выпишите частицу.

Щелкуны показывают свои головоломные фокусы: подпрыгивают, переворачиваются воздухе и падают прямо нам под ноги. (В. Бианки)

21. Выпишите прилагательное, образованное от причастия.

Это, однако, не мешало [доктору] не пропускать ни одного вечернего представления, знать близко всех выдающихся наездников, акробатов и жонглеров и щеголять в разговорах словечками, выхваченными из лексикона цирковой арены и конюшни. (А. Куприн)

22. Выпишите наречие, образованное от деепричастия.

Впереди, у дороги, сидит на травке Домна Панферовна с Анютой. Анюта тычется в узелок, — плачет? Горкин еще издали кричит им: «Ну, чего уж. пойдемте с Господом! по-доброму, по-хорошему. » Они поднимаются и молча идут за нами. (И. Шмелев)

23. Выпишите относительное местоимение.

Николай Григорьевич быстро прошел в кабинет и стал одеваться. Сердце колотилось толчками, руки не слушались. Он почувствовал гнусную слабость где-то внутри, под животом, чего не было очень давно, может быть с детских лет. (Ю. Трифонов)

24. Выпишите предлог, образованный от наречия.

Побежали по деревенским улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух; в огромных лужах воды отразилось голубое небо с плывущими по нему круглыми, точно крутящимися, белыми облаками. (А. Куприн)

Задание А 5(1 вариант)

Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

1. Знакомясь с оглавлением книги,

она может показаться слишком сложной.

видишь, что это основательный труд.

выясняется, что её тема шире, чем заявлено в названии.

Возникает желание непременно прочитать её.

2. Наблюдая экзотическую природу,

у Чарльза Дарвина появились первые мысли об эволюции.

Дарвином были сделаны первые выводы об эволюции живой природы.

Дарвин сделал первые выводы об эволюции живого.

Возникла теория эволюции Чарльза Дарвина.

3. Наклеивая обои,

требуется прежде всего аккуратность.

нужно следить, чтобы не образовались морщины.

лицевая сторона должна быть сухой.

многое зависит от качества клея.

4. Научившись читать в пятилетнем возрасте,

в школе мне было скучно изучать азбуку.

письмом я не мог овладеть до восьми лет.

любимым моим занятием всё-таки оставалось рисование.

учение в школе не представляло для меня никакого труда.

5. Спустившись по крутому склону,

на пути лыжника возникло непредвиденное препятствие.

лыжников ожидал последний этап соревнований.

получался значительный выигрыш во времени.

можно было добраться до посёлка за час-полтора.

Задание А 5 (2 вариант)

Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

1. Находясь на эскалаторе,

запрещается садиться на ступени.

держитесь за поручни.

есть простые правила, которые нужно соблюдать.

левый ряд должен быть свободен.

2. Доехав до конечной станции,

там нас ждала машина.

нужно пересесть на автобус.

останется километра два.

дальше путь лежал по реке.

3. Читая роман в стихах «Евгений Онегин»,

мне интересны лирические отступления А.С.Пушкина.

привлекает история взаимоотношений главных героев.

больше всех мне нравится Татьяна.

понимаешь, что не случайно В.Г.Белинский назвал его «энциклопедией русской жизни».

4. Прогуливаясь по бульвару,

нам встретилась знакомая.

свежий весенний ветерок обдувал нам лица .

приятно вдыхать аромат буйно цветущих роз.

оказалось, что фонтаны не действуют.

5. Прислушиваясь к голосам за дверью,

показалось, что назревает скандал.

вдруг испортилось настроение.

меня чуть не сбили с ног.

я понял, что конфликт улажен.

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1)Ч. Айтматов как-то заметил, что бывают дни, когда всё ладится и жизнь прекрасна.
2) Пассажиры, пользующиеся пригородным транспортом и имеющие документы на право бесплатного проезда, оплачивают стоимость провоза каждого места багажа на общих основаниях.
3) Все, кто изучал труды Г.О. Винокура, знают о его исследованиях в области лингвопоэтики.
4) Благодаря таланта дирижёра удалось ощутить своеобразие музыки П.И. Чайковского.

1) Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет.

2) К числу достижений лаборатории следует отнести то, что в ней успешно завершен сложнейший научный эксперимент.

3) Если необходимые меры будут приняты, все закончится благополучно.

4) Последнее, на чем следует остановиться, – это .композиция романа.

5)Одним из русских прозаиков начала XX века, детально описавшим быт русского народа, был Иван Шмелев.

1) Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама.

2)Благодаря искусству Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства.

3) Горячо любящим родную культуру предстает перед нами Д.С. Лихачев в книге «Письма о добром и прекрасном».

4) За короткий срок в городе построена не только новая школа, но и больница.

4) 1) По приезде в Санкт-Петербург экскурсанты сразу же направились в Эрмитаж.

2) Учёные заметили, что скоро начнётся новоднение.

3) Все, кто хоть раз побывал в Петербурге, никогда не забудет этот город.

4) Среди научных трудов Ф.И.Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка».

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1)Ч. Айтматов как-то заметил, что бывают дни, когда всё ладится и жизнь прекрасна.
2) Пассажиры, пользующиеся пригородным транспортом и имеющие документы на право бесплатного проезда, оплачивают стоимость провоза каждого места багажа на общих основаниях.
3) Все, кто изучал труды Г.О. Винокура, знают о его исследованиях в области лингвопоэтики.
4) Благодаря таланта дирижёра удалось ощутить своеобразие музыки П.И. Чайковского.

2) 1) Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет.

2) К числу достижений лаборатории следует отнести то, что в ней успешно завершен сложнейший научный эксперимент.

3) Если необходимые меры будут приняты, все закончится благополучно.

4) Последнее, на чем следует остановиться, – это .композиция романа.

5)Одним из русских прозаиков начала XX века, детально описавшим быт русского народа, был Иван Шмелев.

3) 1) Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама.

2)Благодаря искусству Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства.

3) Горячо любящим родную культуру предстает перед нами Д.С. Лихачев в книге «Письма о добром и прекрасном».

4) За короткий срок в городе построена не только новая школа, но и больница.

4) 1) По приезде в Санкт-Петербург экскурсанты сразу же направились в Эрмитаж.

2) Учёные заметили, что скоро начнётся новоднение.

3) Все, кто хоть раз побывал в Петербурге, никогда не забудет этот город.

4) Среди научных трудов Ф.И.Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка».

Варианты заданий А6 для самостоятельной проработки

ТЕКСТ 1. (1)… (2) Одна, объяснительная, физиологическая, на самом деле раскрывает

смысл явлений, но оставляет за своими границами все сложнейшие формы человеческого поведения. (3) Другая – описательная – берёт самые сложные явления, но лишь рассказывает о них, потому что, по мнению её представителей, явления эти недоступны объяснению. (4) Выготский ставил задачу уйти от этих двух независимых дисциплин и научиться объяснять все сложнейшие проявления человеческой психики. (5)… надо выйти за пределы организма и искать объяснения в общественных отношениях, во взаимодействии организма со средой. (6) Он любил повторять: те, кто надеется найти источник высших психических процессов внутри индивидуума, совершают ту же ошибку, что и обезьяна, пытающаяся обнаружить своё отражение позади зеркала.

Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

Из первых исследований психологов выросла нынешняя нейропсихология.

В каком направлении развивались мысли выдающегося психолога Л.С. Выготского?

Биографии учёных представляют для психологии значительный интерес.

Психология в 20 веке практически разбилась на две науки.

ТЕКСТ 2. (1)… (2) На самом деле новое в науке никогда не бывает простым отрицанием старого. (3) Новое – это лишь существенное изменение, углубление и обобщение старого в связи с новыми сферами исследования. (4) Если бы новая теория начисто отрицала сложившиеся знания, то наука вообще не смогла бы развиваться. (5) Без опоры на достижения предшественников любая фантастическая концепция стала бы претендовать на истину, и полный разгул воображения и чувств учёного стал бы возможен. (6)…

Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

Главный общечеловеческий итог борьбы за научное мировоззрение – это

раскрепощение человеческой мысли.

Одним из признаков лженаучных обобщений является отрицание опыта и теории всей

В прошлом веке философы-идеалисты утверждали, что человеческое познание

Наука постепенно накапливает факты, которые затем систематизируются.

ТЕКСТ 3. (1)… (2) Под коррозией понимается разрушение металлов, вызываемое

химическими и электрическими процессами. (3) Чтобы защитить металл от разрушения, рекомендуют использование материалов, не подвергающихся коррозии. (4) Например, добавление к стали титана, хрома, никеля значительно увеличивает её антикоррозийные свойства. (5) А для защиты металлов от атмосферной коррозии часто применяют такой способ изоляции: поверхность металлов покрывают лаками, красками, а иногда и слоем другого металла (олова, цинка, никеля, хрома). (6) … покрытие надо периодически обновлять, поэтому такой способ защиты металла оказывается довольно дорогим.

Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

Некоторые материалы способны противостоять разрушительному действию среды.

Защитить металлы от неблагоприятных воздействий окружающей среды

невозможно.В окружающем нас мире мы часто сталкиваемся с явлением коррозии.

Одно из средств защиты металла – покрытие его краской или лаком.

ТЕКСТ 4. (1)… (2) В каталогах научно-исследовательского института хлебопекарной

промышленности хранится около семисот рецептов приготовления хлеба: буханок, булок,батонов. (3) И все семьсот основаны на таком свойстве зерна, как содержание в нём белка и клейковины. (4) Белка в зерне всего 7-8%, но именно ради белка мы и едим хлеб, клейковина же — структурная основа самого белка. (5) Так, воздушный каравай и тяжёлый твёрдый батон могут быть из одной и той же пшеницы, а хлеб получается разный из-за того, что мука, как говорят пекари, «залежалась». (6)… потеряла клейковину.

Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

Сколько сортов пшеницы существует на земле?

Почему один хлеб нам кажется вкусным, а другой – нет?

Почему хлеб считается одним из главных продуктов питания во многих странах

Человечество издавна возделывает пшеницу.

ТЕКСТ 5. (1)… (2) Казалось бы, что общего между умением ориентироваться в

пространстве, счётом и пониманием грамматических конструкций? (3) Оказывается, есть общее: если у человека повреждены определённые участки в затылочной области, то ни того, ни другого, ни третьего он делать не умеет. (4) С ориентацией всё ясно – именно эти участки заведуют пространственными соотношениями, но при чём тут счёт и грамматика? (5)… если надо из 31 вычесть 7, вы от 30 отнимаете 7 и получаете 23, а теперь думаете, куда отложить единицу – вправо или влево, 24 или 22 должно получиться в результате. (6)Вы не решите, какой ответ правильный, как и не различите сочетания мама друга и мамин друг , если не сможете отличить «право» от «лево» – так сказывается пространственный компонент в счёте и грамматике.

Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

Нейропсихология – это особое направление в науке.

Новые исследования учёных раскрыли перед нами немало удивительных

закономерностей, связанных с работой мозга.

Работы Л.С. Выготского, появившиеся ещё в 20-е годы ХХ века, были началом

ХIX век был периодом открытия фундаментальных законов мироздания.

Задания А6-А11 для выполнения требуют опоры на один и тот же текст. Мы объединим их разбор в одну статью для удобства. Прежде, чем приступить к выполнению заданий — ознакомьтесь с текстом:

(1)… (2)Однако не все эти фрагменты должны войти в реферат. (3)Их следует отобрать в соответствии с темой реферата и сгруппировать вокруг развивающих её нескольких больших подтем. (4)При этом важно точно и лаконично изложить содержание отобранных фрагментов, провести их смысловое свёртывание. (5)Под смысловым свёртыванием, или компрессией, понимается операция, приводящая к сокращению текста без потери важной, актуальной информации. (6)… компрессия, предусматривающая исключение из текста избыточной, второстепенной информации, является одним из ведущих приёмов при написании реферата.

Задача А6: Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Фрагменты, содержащие второстепенную информацию, не должны перегружать текст реферата.
2) Выделение в текстах ключевых фрагментов является основой для написания реферата.
3) Часто при работе с текстом приходится удалять или заменять не отдельные предложения, а целые фрагменты текста.
4) Различные главы реферата несут различный объём информации.

Очевидно, что первым должно быть предложение под цифрой 2) Выделение в текстах ключевых фрагментов является основой для написания реферата.

Задача A7: Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?

1) И только
2) Ещё
3) С другой стороны,
4) Таким образом,

Верный ответ: «Таким образом,» (Под смысловым свёртыванием, или компрессией, понимается операция, приводящая к сокращению текста без потери важной, актуальной информации. Таким образом, компрессия, предусматривающая исключение из текста избыточной, второстепенной информации, является одним из ведущих приёмов при написании реферата.)

Задача A8: Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений текста?

1) понимается (предложение 5)
2) фрагменты должны войти (предложение 2)
3) их следует отобрать (и) сгруппировать (предложение 3)
4) исключение является (предложение 6)

Грамматическая основа – это сочетание, образуемое главными членами, или единственный главный член предложения. В ней (грамматической основе), как правило, содержится вся суть предложения. Таким образом, верный ответ: 2) фрагменты должны войти (предложение 2)

Задача A9: Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

1) сложное бессоюзное
2) сложносочинённое
3) сложноподчинённое
4) простое осложнённое

Данное предложение является простым осложненным

Задача A10: Укажите правильную морфологическую характеристику слова ОДНАКО в предложении 2.

1) частица 2) местоимение 3) союз 4) наречие

Задача A11: Укажите значение слова РЕФЕРАТ во втором (2) предложении текста.

1) часть художественного или научного произведения, содержащая предварительные разъяснения и замечания
2) творческая работа, заключающаяся в устном или письменном пересказе прослушанного и проанализированного текста
3) письменный доклад по определённой теме, в котором обобщается информация из одного или нескольких источников
4) данные, факты независимо от формы их представления, которые несут в себе смысловую нагрузку

А177. Укажите грамматическую основу предложения.

Эта терраса низенькими широкими ступенями спускалась в красивый цветник .

1) Эта спускалась;

2) спускалась в цветник;

3) терраса спускалась;

4) ступенями спускалась.

А178. В каком предложении неверно выделена грамматическая основа?

А179. Укажите грамматическую основу предложения:

Через неделю наш журавль сделал первый шаг.

4) журавль сделал.

А180. В каком предложении подлежащее выражено словосочетанием?

1) Ночью ветер злится да стучит в окно.

2) Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

3) Я памятник себе воздвиг нерукотворный.

4) И кто-то камень положил в его протянутую руку.

А181. В каком предложении неверно выделена грамматическая основа?

А182. Укажите грамматическую основу предложения.

Старый огородник услышал песню скворца.

1) Услышал песню;

2) огородник услышал;

3) старый огородник;

4) песню скворца.

А183. В каком предложении неверно выделены главные члены?

А184. В каком предложении неверно выделена грамматическая основа?

А185. Какое слово в предложении является подлежащим?

Кто-то тайный тихим светом напоил мои глаза.

А186. Укажите грамматическую основу предложения.

В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели.

1) Вечера не кричат;

2) не кричат перепела;

3) не кричат коростели;

4) не кричат перепела и коростели.

А187. Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением.

1) Дежурные внимательно следили за порядком.

2) Вдруг все остановились и замолчали.

3) Опоздавшие были вынуждены стоять в дверях.

4) Учиться всегда приходится.

А188. В каком предложении подлежащее выражено словосочетанием?

1) Несколько повозок въехало во двор гостиницы.

2) Некоторые отошли в сторону.

3) Далече грянуло «ура».

4) У самой воды стояла скамеечка.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО КОЛИЧЕСТВУ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ.
ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СРЕДСТВАМ СВЯЗИ ЧАСТЕЙ.
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ.

В задании требуется определить тип предложения:

1) простое,
2) сложное:
— сложносочиненное,
— сложноподчиненное,
— бессоюзное,
— с разными видами связи.

Возможны различные формулировки вопросов:

Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.
1) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью
2) сложносочинённое
3) сложное бессоюзное
4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью

Какие виды сложных предложений встречаются в тексте?
1) сложноподчинённые
2) сложносочинённые
3) сложные бессоюзные
4) сложные с разными видами связи

Какие виды предложений встречаются в тексте?
1) все предложения простые
2) 2,3 — сложноподчинённые, остальные простые
3) 2,3 — сложносочинённые, остальные простые
4) 2 — сложносочинённое, остальные простые

Укажите сложносочинённое/сложноподчинённое/сложное бессоюзное предложение.
— 2
— 3
— 4
— 5

Залог успешного выполнения этого задания — правильное нахождение грамматических основ предложений.
(Подробнее о грамматических основах см. Помощь к теме А8)

Простое предложение представляет собой слово или сочетание слов, характеризующееся смысловой
и интонационной законченностью и наличием одной грамматической основы.
Простое предложение может осложняться однородными членами, обособленными членами, вводными словами,
обращениями или прямой речью.

Сложное предложение — предложение, которое состоит из двух или нескольких частей, связанных в одно целое
по смыслу и интонационно.

В сложносочиненном предложении части соединены сочинительными союзами, равноправны,
независимы друг от друга.

Типы сочинительных союзов:
1. Соединительные: и, да (в значении «и»), и. и, ни. ни, тоже, также.
2. Противителные: но, а, да (в значении «но»), однако, зато, же.
3. Разделительные: или, либо, ли. ли, то. то, не то. не то, то ли. то ли.
4. Сопоставительные: как. так и, не только. но и, хотя и. но, если не. то, не столько. сколько.
5. Пояснительные: а именно, то есть, или (в значении «то есть»), как-то.
6. Присоединительные: и то, а то, да и, а также и др.

Сложноподчиненное предложение состоит из неравноправных частей, где одна часть зависит от другой.
Независимая часть называется главной частью, а зависимая — придаточной.

Части соединяются при помощи подчинительных союзов и союзных слов, которые находятся в придаточной части.

В русском языке представлены следующие группы подчинительных союзов:

1) временные: когда, пока, лишь, только;
2) причинные: так как, потому что, ибо;
3) условные: если, коли;
4) целевые: чтобы;
5) уступительные: хотя;
6) следствия: так что;
7) сравнительные: как, словно, будто, чем;
8) изъяснительные: что, как, ли, чтобы.

Союзные слова являются:
1) относительными местоимениями (кто, что, какой, который, чей, сколько и др.), которые могут стоять в разной форме,
2) местоименными наречиями (где, куда, откуда, когда, зачем, как и др.).
В отличие от союзов союзные слова не только служат средством связи частей предложения,
но и являются членами предложения в придаточной части.

СЛОЖНОЕ БЕССОЮЗНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Части бессоюзного сложного предложения связаны по смыслу и интонационно. Между ними может стоять запятая или
точка с запятой, если части равноправны, и двоеточие или тире, если одна часть по смыслу подчинена другой.

Предложение может иметь сложную структуру, включая в себя более 2 частей, соединённых различными способами.
Такое предложение называется сложным с разными видами связи .
В нём следует выделить смысловые части и разобрать каждую как простое или сложно

Варианты заданий А10 для самостоятельной проработки

Укажите правильную характеристику слова КОТОРОГО в предложении:

После шумного завтрака, во время которого за столом никогда не было менее пятнадцати человек, он спускался в сад.

Какая характеристика соответствует слову НЕСРАВНЕННО в предложении:

Например, когда матушка улыбалась, как ни хорошо было её лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом всё будто веселело.

Какое слово или сочетание слов из предложения неверно охарактеризовано как часть речи?

Из активного словарного запаса уходит множество слов, но потребность в них возникает тут же, как только мы заглядываем в прошлое.

НО – сочинительный союз

КАК ТОЛЬКО – подчинительный союз

В каком падеже употреблено слово ПЕРЕРЫВ в предложениях 1 и 2?

(1) Когда эта звезда появлялась на небе, в Риме наступали самые жаркие летние дни и в занятиях объявлялся перерыв. (2) Этот перерыв и стали называть каникулами.

1) в предложении 1 – в именительном, в предложении 2 – в винительном

2) в предложении 1 – в винительном, в предложении 2 – в именительном

3) в обоих предложениях в именительном

4) в обоих предложениях в винительном

Укажите правильную морфологическую характеристику слова НАГРЕТЫЕ(предложение 5).

При этом электромагнитные волны излучают нагретые тела, молекулы которых движутся особенно интенсивно.

Укажите правильную морфологическую характеристику слова НЕОБХОДИМЫ(предложение 3).

Гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права одинаково необходимы для обеспечения достойной жизни.

Укажите правильную морфологическую характеристику слова ХАРАКТЕРНО(предложение 6).

Для атмосферы Земли характерно уменьшение его количества от экватора к полюсам и очень быстрое его уменьшение по мере увеличения высоты над Землёй.

Укажите правильную морфологическую характеристику слова НУЖНЫ(предложение 6).

Руководство концерна прекрасно понимает, что для осуществления программ нужны высококвалифицированные специалисты.

Укажите верную характеристику слова ТОЧНО в предложении:

И теперь многое из прочитанного тогда представляется мне точно пейзаж под плывущими туманами.

ТЕСТ. Орфография. Правописание Н и НН в различных частях речи.

В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется НН?

1)кожа_ый мяч, исписа_ый листок, подоко_ик;

2)маринова_ые грибы, стари_ая гравюра, ветре_ое утро;

3)пута_ые мысли, квалифицирова_ый рабочий, печё_ый картофель;

4)обеде_ое время, нежда_ый гость, безветре_ая ночь.

В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется НН?

1)пламе_ая речь, зелё_ый плод, зако_ое требование;

2)кова_ая решётка, избра_ые произведения, ра_яя молодость;

3)балова_ый ребёнок, дорога пусты_а, избра_ики народа;

4) полома_ый автомобиль, лома_ый грош, исти_ый гуманизм.

В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется Н?

1)журавли_ый крик, обветре_ые лица, гружё_ые составы;

2)серебря_ая повеска, яблоко зелен_о, плетё_ая корзина;

3)гружё_ая лесом баржа, тушё_ые овощи; льня_ое полотно;

4)глиня_ая изба, печё_ая картошка, запечё_ое в тесте яблоко.

В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется Н?

1)масля_ые краски, писа_ая красавица, солё_ые огурцы;

2)голуби_ое воркование, беспричи_ый страх, ране_ый солдат;

3)си_ие облака, стекля_е двери, наруч_ые часы;

4)передача не законче_а, жестя_ые коробки, телефо_ый аппарат.

В каком предложении на месте пропуска пишется Н?

1)Над столом горела привеше_ая к потолку небольшая лампа.

2)В сетке купе лежала соломе_ая шляпа с цветами и ягодами.

3)Произведение было написа_о мастером.

4)На двор станции влетела, гремя о камни, запылё_ая тройка.

6. В каком предложении во всех словах на месте пропусков пишется НН?

1)Кова_ые сапоги гулко стучали по мощё_ой булыжником мостовой.

2)Нижние ряды Гости_ого двора были заполнены оживлё_ыми посетителями.

3)Студё_ая вода струилась по каме_ым плитам.

4)Непогода отступила, и под солнцем стари_ое север_ое село было прекрасно.

Укажите номер ответа, в котором указаны все цифры, на месте которых в предложении пишется НН.

На столе стояли солё(1)ые огурцы, реза(2)ая кусочками рыба и гусь запечё(3)ый в духовке в серебря(4)ой кастрюле.

1) 1,3; 2) 2,3,4; 3) 1,2,3,4; 4) 2,3.

Укажите номер ответа, в котором указаны все цифры, на месте которых в предложении пишется НН.

Неожида(1)о вернулся из города отец с печаль(2)ой надуше(3)ой дамой, и матушка стала вдруг необыкнове(4)о оживлё(5)ой.

1) 3,4,5; 2) 1,2,4,5; 3) 1,3,4,5; 4) 1,3,4.

9.Укажите номер ответа, в котором указаны все цифры, на месте которых в предложении пишется Н.

Медле(1)о похолодела Оленька, широко раскрыла очарователь(2)ые глаза, оттенё(3)ые пепель(4)ыми кругами, схватила свечу и выбежала в сени.

1) 1,2,4; 2) 2,4; 3) 1,2,3,4; 4) 2,3,4.

Задание А13 на знание типов корней с безударными гласными

1.В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

погл…щение, выч…тать, отвл…кать

под…литься, выр…сли, г…рьковатый

ст…мулировать, запл…сневеть, с…мволический

угн…тать, р…месленник, осв…домленный

2.В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная?

осн…стить, уг…дали, пров…нциальный

напр. вление, оз…рение, оп. лчение

вд…леке, не…тделимый, зак. лоть

объед…нение, ч…столюбие, л…пата

3.В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная?

разм…ститься, с…реневый, отр. вление

пок…яние, х…отический, сопост…влять

задр…жать, над…рваться, настр. ение

скв..зной, те..ретики, заж…гать

4.В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная?

не усп. вать, исп…длобья, ст…рина

сат. рический, к..бачки, подм…тать

укр…шение, выск…чить, д…рование

пок…яние, укр…пить, консп…ктировать

5.В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная?

пох…щение, постр…дать, разг…ряченный

прик…зать, г…рячий, гр…хотать

рассм…треть, зав…зировать, к…валерия

поб…дить, препод…ватель, изб…жать

6.В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная?

пер…одический, насл…ждаться, посп…шили

пол…гать, предст…вление, б…тонный

прит…жение, с…реневый, пож…леть

выд…ржка, осл…жнение, подст…лить

7.В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная?

подр…жание, закр…постить, прил…жение

зав…зать, пл…нителный, в. кзал

подтв…рдить, проф…ссионально, прогр…ммист

закр…питься, нисп…дать, б…нокль

8.В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная?

кр…стовина, узн…вать, акв…рель

пост…жение, присп…собление, м…лиционер

б…тонный, разгр…бать, пом…нить

ин…рционный, выл…пил, осл…жнение

9.В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная?

ст…листика, ц…клический, распростр…ненный

тор. пясь, стр…мление, прин…мать

приоб…дриться, к. пошиться, недоум…вать

бл…стающий, прибл…женный, разгл…деть

10.В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная?

м. литва, прот. стовать, разб. рающийся

нагр. вать, упр…щение, соч…тающий

пре…бладать, п…чать, оз…ренный

возн…кать, од. брительный, разл…нованный

1. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

А) пр..увеличивать, пр..одолеть, пр..града

Б) бе..дарно, бе..пристрастный, ра..шифровать

В) о..далённый, на..треснутый, на..пиленный

Г) из..мать, дез..нформация, от..граться

2. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

А) в …дании театра, не…доровый вид, бе…жизненный

Б) пр…сутствовать, пр…сечь, пр…ступление

В) спорт. нвентарь, контр. гра, без…звестный

Г) в. южный, с. ёмка, от…явленный

3. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

А) пр…одолевать, пр…лежание, пр. беречь

Б) с…митировать, без…мянный, с…грать

В) нера…чётливый, ра…плескать, бе…дельник

Г) об…ективный, под. ем, интер…ер

4. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

А) грузопод. ёмность, из…явить, в. юга

Б) переи…дание, во…главил, ра…четливый

В) пр…рвать, пр…ступить закон, пр…образиться

Г) чере…чур, бе…жалостный, ра…мешать

5. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

А) и…подлобья, ра…мечтался, ра…жаловать

Б) на пр…еме, пр…небрегать, пр…обладание

В) меж…нститутский, без…мянный, из…скать

Г) кинос..емка, раз..яренный, суб…ективный

6. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

А) вз…мать налоги, без…нерционный, раз…скать

Б) из…бличить, от…гнать, пр…дедушка

В) пр…мерить, пр…обрести, пр…дать форму

Г) в …дании вокзала, ра…бираться, бе…компромиссный

7. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

А) пр. игрыватель, нед…ступный, пр…родина

Б) под…емник, пред…экзаменационный, об…емный

В) пр…бежище, пр…ступник, пр…образились

Г) во…препятствовать, бе…трепетный, бе… чувственный

8. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

А) под…скать, небез…звестный, меж…нститутский

Б) пред…ставить, пр…дедушка, п…строить

В) пр…вратить, пр…ступить к занятиям, пр…образить

Г) ра…четливый, бе…перспективный, ему не…добровать

9. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

А) ад…ютант, об…ективный , в…ющийся

Б) без…мянный, без…сходное, супер…гра

В) непр…метный, воспр…имчивый, пр…обрести

Г) бе…покойство, …дешние жители, …добная булка

10. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

А) распр…дажа, нед…стижимый, пр…бабушка

Б) меж…нститутский, без…мянный, из…скать

В) пр…рвать заседание, пр…ступить закон, пр…образиться

Г) во…главить, во…никнуть, бе…чувственный

11. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

А) из…бразить, от…гнать, пр…дедушка

Б) вз…мать налоги, без…дейность, раз…скать

В) пр…грозить, пр…вратник, пр…дать суду

Г) бе. рассудный, не. дешний, не видно ни . ги

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

роз…ск, без…мянный, с…митировать

пред…пределять, п…ддержка, н…дкусить

пр…грозить, пр…ступить закон, пр…образиться

ра…ценить, чере. полосица, не. дешний

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

преп…давать, от…звать , подн…дзорный

небез…нтересный, без…сходное, меж…нститутский

непр…ступная крепость, невоспр…имчив, пр…обрести

бе…вкусие, …десь холодно, …добная булка

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

п..дписать, с..гласие, поз..вчера

ра. положиться, бе..деятельный, в..помнить

пр..образовать, пр..неприятный, пр..следовать

под..грать, сверх..нтересный, небез..звестный

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

без..скусный, без..нициативный, супер..гра

пр..страстный, пр..тормозить, пр..вышение (скорости)

бе..перспективный, в..помнить, неи..бежность

с..причастность, пр..контролировать, под..брать

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

пр..вращение, пр..высить, пр..огромный

и..брать, не..гибаемый, ра..бросать

под..грывать, раз..скать, сверх..нтересный

н..право, п..днимать, под..рвать (доверие)

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

нен..глядный, с..звучие, безз..ветно

пр..морье, непр..миримый, пр..обрести

бе..дорожье, в..будоражить, не..жатый

небез. нтересный, сверх. зысканный, под..грать

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

пр..амурский, пр..толстый, пр..командировать

под..грать, сверх..нтересный, небез..звестный

и..кажённый, бе..жалостный, ни..послать

по..веска, пре..чувствие, по..зарядка

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

расп..рядиться, с. причастный, н. верное

в. дрогнуть, ро. сказни, . бросить

пр..ломление, пр..скучный, пр..пятствие

без..ядерный, раз..ём, прем..ера

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

и..числять, бе. компромиссный, не..гибаемый

о..брасывать, на..пись, по..черкнуть

пр..забавный, сопр..косновение, пр..школьный

из..явить, обез..яна, меж..языковой

Варианты заданий А15 для самостоятельной проработки

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) увид..шься, реша..мый 2) забуд..шься, выпил..вший

3) удерж..шься, рекоменду..мый 4) спляш..шь, разбуж..нный

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) подпрыгн..шь, завис..мый 2) задремл..шь, определяя..мый

3) рассмотр..шь, накле..нный 4) намаж..шь, накле..вший

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) засуш..шь, присоединяя..мый 2) замет..шь, купл..нный

3) услыш..шь, заявл..нный 4) безмолвству..шь, постел..нный

В каком ряду в обоих словах пропущена буква И?

1) обгон..шь, знач..мый 2) назнач..шь, сдвига..мый

3) вытр..шь, налад..вший 4) засохн..шь, исправ..вшийся

В каком ряду в обоих словах пропущена буква И?

1) верт..шься, обожа..мый 2) засмотр..шься, добыва..мый

3) высп..шься, законч..нный 4) выпил..шь, провер..вший

В каком ряду в обоих словах пропущена буква И?

1) высмотр..шь, замет..вший 2) выкрут..шься, окружа..мый

3) провер..шь, осмысл..нный 4) прокат..шься, выбира..мый

В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется буква Я?

1) стел..щиеся растения, ямщики гон..т лошадей

2) завис..щий от силы ветра, собаки ла..т

3) белки корм..тся орехами, ссор..щиеся воробьи

4) недремл..щий глаз, друзья дар..т радость

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А?

1) дожди хлещ..т, тревож..шщийся напрасно

2) бабушки нянч..тся, слыш..щий всё

3) отношения слож..тся, пляш..щие человечки

4) шнурки развяж..тся, тащ..щие санки дети

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У?

1) птицы щебеч..т, кураж..щийся над новичком

2) пыш..щий здоровьем, пожарные туш..т

3) трепещ..щий от страха, сыновья служ..т

4) геологи ищ..т, хлопоч..щая за сына

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Ю?

1) кресла верт..тся, красне..щий юноша

2) студенты отдыха..т, люб..щий поесть

3) снега присыпл..т, кача..щиеся деревья

4) двери пода..тся, пил..щий дрова

1) Вставьте пропущенные буквы и объясните написание слов.

Учителя цен..т, сия..щий от радости, землекопы ро..т, сме..щий возражать, друзьявыкро..т время, ве..щий ветерок, собаки чу..т, трат..щий накопления, внемл..щий

советам, продавцы сыпл..т, молот..щий зерно, листья стел..тся, ка..щийся грешник,гости увид..т, ре..щий стяг, самолёты пронос..тся, родные утеш..т, дыш..щий легко,

бойцы окруж..т, плач..щая ива, невежи переч..т, движ..щийся транспорт, ветрывысуш..т, брызж..щий фонтан, се..щий гречиху, мастерицы кле..т, пол..щая огород,

народы бор..тся, та..щие льды, кондитеры мес..т, мел..щий кофе, коллеги подмен..т,шины скрежещ..т, неж..щийся в постели, рокоч..щий мотор, капля точ..т камень,

маш..щий крыльями, бойцы услыш..т, колхозники вяж..т, бормоч..щий во сне.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак.

Урок-презентация для10 и 11 класса по русскому языку по теме «Миниатюры В.Крупина при подготовке к ЕГЭ по русскому языку».

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края .

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм. Этот урок – продол.

Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: — формирование у школьников навыков написания сочинения — рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н.

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: — формирование у школьников навыков написания сочинения — рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н.

Источник

Обособленные обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Сравнительный оборот

1. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

Дождь барабанил как сумасшедший.

Перстами легкими как сон моих зениц коснулся он.

Его речи были сладки как мед.

2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Доехав до конечной станции, …

там ждала нас машина

мы пересели на автобус

останется километра два

дальше путь лежал по реке

3. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

Дождь лил не переставая.

Он ,бежал сломя голову.

Обычно пес спал свернувшись калачиком, но иногда разваливался на спине.

Жили новые соседи ни с кем не знакомясь.

4. Укажите, в каком предложении неправильно оформлен сравнительный оборот.

Я вам как чужой.

Младенчество прошло, как сон.

Такие развлечения, как театр и концерты, ему не нравились.

Я виделся и говорил с ним как с родным.

5. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

Работая, он старался заглушить свою тоску.

Павел не спеша направился к двери, но вспомнив о чем-то, вернулся к столу.

Проблуждав до самых сумерек, я пошел по берегу реки.

Не испортив дела, мастером не станешь.

6.Средства связи предложений в тексте.

Разговор двух или нескольких лиц называется диалогом. Диалог состоит из реплик.

Источник

Тренировочные задания при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку

«Синтаксические нормы». «Построения предложений с обособленным обстоятельством»

Тренировочные упражнения

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

1) мне стало грустно.

2) уже совсем стемнело.

3) я вспомнил о своем обещании позвонить домой.

4) из моей сумки выпала книга.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

1) требуется прежде всего аккуратность.

2) нужно следить, чтобы не образовались морщины.

3) лицевая сторона должна быть сухой.

4) многое зависит от качества клея.

Первое и четвертое предложение — два разных деятеля. В третьем предложении обратите внимание на сказуемое: составное именное. Перевод такого сказуемого в деепричастный оборот невозможен. (Правильный вариант-2)

Как происходят действия? Друг за другом или одновременно.( все действия происходят одновременно. )Это тоже одно из условий.

Зафиксируем наши выводы:

Если перед вами б/л предложение, посмотрите, есть ли в нём инфинитив, к которому мог бы относиться д/о.

Например: В войну приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение длительного времени ни одного дня для отдыха.

(Приходилось работать как?)

Если же в б/л предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться д/о , то употребление последнего стилистически неоправданно.

Например: Прощаясь с родной школой, мне стало очень грустно.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Знакомясь с оглавлением книги,

1) она может показаться слишком сложной.

2) видишь, что это основательный труд.

3) выясняется, что её тема шире, чем заявлено в названии.

4) возникает желание непременно прочитать её.

Первое и четвертое предложение- два разных деятеля. Третье предложение — СПП, два разных деятеля, сказуемое выражено прилагательным в сравнительной степени. Второе предложение — о/личное, действия происходят одновременно. (этот вариант и будет правильным).

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Доехав до конечной станции,

1) там нас ждала машина.

2)нужно пересесть на автобус.

3) остается километра два.

4) дальше путь лежал по реке.

В первое и четвертое предложение — два разных деятеля. Третье предложение-б/личное. Второе предложение составное глагольное, имеющее обоб. лич.значение (этот вариант и будет правильным).

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Научившись читать в пятилетнем возрасте.

1) в школе было скучно изучать азбуку.

2)письмом я не мог овладеть до восьми лет.

3) любимым моим занятием все-таки оставалось рисование.

4)учение в школе не представляло для меня никакого труда.

Третье и четвертое предложение- два разных деятеля. Первое — б/личное. Второе — правильный вариант.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Спустившись по крутому склону,

1) на пути лыжника возникло непредвиденное препятствие.

2) лыжников ожидал последний этап соревнований.

3) получался значительный выигрыш во времени.

4) можно было добраться до поселка за час-полтора.

Четвертое предложение — правильное. Оно безличное.

Подведем итог.

Условия, при которых перевод возможен:

1)два действия относятся к одному деятелю.

2) определенно-личные предложения.

3)если действия происходят одновременно.

Помни. составное именное сказуемое невозможно перевести в деепричастный оборот, т.к. оно обозначает добавочное действие глагола-сказуемого.

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Я несколько лет работаю по своей теме самообразования: «Технология проблемного обучения ». В рамках темы разработала систему уроков по этой технологии, давала мастер-классы. Предлагаю ознакомиться с разработанными мной тренировочными заданиями, которые можно использовать на уроке в целях предупреждения нарушений синтаксических норм.

Номер материала: 311973

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник



Ответ на Номер №152 из ГДЗ по Русскому языку 9 класс: Бархударов С.Г.

Условие

Рассмотрите таблицу на с. 78-79. Прочитайте примеры, к обстоятельсвенным придаточным каждого вида поставьте вопросы. К придаточным какого вида нельзя поставить вопрос? Каким союзами или союзными словами присоединены придаточные в данных предложениях-примерах? Преобразуйте содержание таблицы в связный текст и подготовьте устное высказывание. Приводя примеры, комментируйте способ связи придаточного предложения с главным.
Виды обстоятельственных придаточных
Образа действия и степени
Места
Времени
Условия
Причины
Цели
Сравнения
Уступки
Следствия

Союзы и союзные слова
Как,сколько, насколько, что, чтобы,будто, как будто, словно и др.
Где, куда, откуда
Когда (когда. то), пока,едва, как только, с тех пор как (с тех пор, как), до тех пор пока (до тех пор, пока) и др.
Если (если. то), когда, раз и др.
Потому что, оттого что, благодаря тому что, так как, ибо, вследствие того что и др.
Чтобы, для того чтобы и др.
Как, чем, чем. тем,словно, будто, точно и др.
Хотя, несмотря на то что, пуская, как ни и др.
Так что

Примеры
1) Ученик всё сделал так, как требовал мастер. 2) Учение всё сделал так хорошо, что мастер его похвалил.
Алексей пополз туда, куда ушёл самолет (Б.Полевой)
1) Когда я выбрался из зарослей на луговую дорогу, то увидел далеко впереди трёх девочек. (К.Паустовский) 2) Дедушка приказал не будить Танюшу до тех пор, пока сама не проснётся. (С.Аксаков)
Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком. (К.Паустовский)
Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (Д.Мамин- Сибиряк)
Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. (К.Паустовский)
Лес стоит молча, нподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками и ждёт чего-то. (А.Чехов)
1) Ночь была тиха и светла, хотя луны не было. (И.Тургенев) 2) Как мы ни старались, в этот день нам удалось дойти до устья реки. (В.Арсеньев)
Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было войти. (С.Аксаков)
Как видно из приведённых примеров, большинство обстоятельственных придаточных присоединяется союзами ко всему главному предложению. И только немногие придаточные, например придаточные места, образа действия и степени, присоединяются союзными словами. Обычно в этих случаях союзным словам в придаточном предложении соответствуют указательные слова в главном, например: так — как, столько — сколько, настолько — насколько, там — где, туда — куда, оттуда — откуда.

Источник

Читайте также:  Реки в москве названия список
Adblock
detector