Меню

Дымское озеро в тихвине как добраться

Дыми. Озеро. Преподобный

Дыми. Озеро. Преподобный

«В июль катилось лето », и прикатилось, и зависло. А мы поехали в нашу, как мы надеемся, ежегодную паломническую поездку к преподобному Антонию Дымскому. К этому святому у меня почему-то сугубо личностное отношение, не знаю и почему. Может, потому, что впервые нас привезли к нему именно познакомиться. И мы познакомились, как с человеком, сегодня живущим. Его молитвенное присутствие было так явно ощутимо в этих местах. Но десять лет назад какая была разруха. Вообразить тогда, что за какое-то десятилетие все изменится, было трудно. То, что было, представить можно. К сожалению, мы слишком часто видели развалины, помойки, бомжатники вместо святых мест.

Живой и действующий монастырь после революции был упразднен. В 1919 году для разгона монахов пригнали броневик. Чтобы люди не забыли об этом властном поступке большевиков, саму обитель переименовали просто в « населенный пункт » и назвали революционным именем « Красный броневик » . Потом здесь был «Приют для калек и престарелых». А потом – апофеоз святотатства: в Дымском монастыре была образована коммуна по производству кирпича с названием «Красный броневик». И её деятельность заключалась в разборке монастырских стен и башен на кирпичи для продажи.
Троицкий собор действовал до конца 1930-х годов в качестве приходского храма. Его закрыли и пытались уничтожить. А монастырское кладбище и уничтожили.
После войны в сохранившемся келейном корпусе и гостинице была организована школа трактористов. Затем в зданиях, как это обычно и бывало в монастырях, расположилась психиатрическая больница. Наверное, чтобы крики умалишенных отпугивали случайных захожих людей.
В последние десятилетия остатки монастыря были переданы бокситогорскому комбинату «Глинозем», в бывшем монастырском странноприимном доме был размещен заводской санаторий-профилакторий. Главный собор монастыря использовался под склад.
К началу 90-х годов от комплекса монастыря сохранились: остов четырёхъярусной соборной колокольни, келейный двухэтажный корпус, двухэтажный корпус странноприимного дома, здание церковно-приходского училища, несколько деревянных хозяйственных монастырских построек. Это то, что мы увидели в начале 2000 г. Но к этому моменту уже пошли изменения в жизни монастыря:

В 1994 г. на Дымском (Святом) озере у камня, на котором, по преданию, молился преподобный Антоний, был установлен 4-метровый деревянный крест. Его установка была приурочена к 770-летию со дня преставления преподобного Антония (1224 – 1994) и 200-летию 2-го возобновления монастыря в 1794 году.
30 октября 1997 года Антониево-Дымский монастырь был передан Русской Православной Церкви и приписан в качестве скита к Тихвинскому монастырю. А мощи Преподобного тогда и находились в Тихвинском монастыре.
В 2000 году было начато восстановление главного собора монастыря, которое продолжается до настоящего времени. В 2001 году, стараниями настоятеля Тихвинского монастыря игумена Евфимия (Шашорина) в Антониево-Дымском монастыре произошло третье обретение мощей преподобного Антония. Когда мы впервые приехали на Святое озеро, там стояла скромная деревянная часовня, которую возвели монахи в конце 90-х годов. А в прошлом году она была заменена на каменную, был обустроен берег и построена купальня.
6 октября 2008 года монастырь стал самостоятельной обителью, его настоятелем назначен игумен Игнатий (Бузин).
Такая вот краткая историческая справка.
Как изменится обитель за эти годы, я себе и представить не могла.

1.jpg

Все начинается с дороги. Вместо разбитой проселочной. не дороги, нет, просто укатанного направления – вот такие новые подъездные пути.

2.jpg

3а.jpg

4.jpg

5.jpg

Протоиерей Геннадий Беловолов в статье «Первый святой Петербургской епархии » писал:

«В то время, когда прп. Антоний пришел на Дымское озеро, о Петербурге никто даже не помышлял. Эти бескрайние земли принадлежали Господину Великому Новгороду. Но именно этот святой стал первым исторически известным святым Санкт-Петербургской епархии. Если составить список Собора Санкт-Петербургских святых в хронологическом порядке – первым его откроет имя Дымского подвижника, подвизавшегося в нашем краю в кон. XII –нач. XIII вв.. И если Петербург отмечает свое 300-летие, то Дымский монастырь уже отметил свое 800-летие.

Антоний, ученик Варлаама Хутынского, пришел на Дыми из Новгорода. Конечно, он не знал, что станет первым молитвенником неведомого ему града св. Петра. Но есть в его подвиге одно удивительное и знаменательное совпадение, как бы предсказавшее будущее явление града св. Петра.

Dums.jpg

Предание рассказывает, что прп. Антоний обрел на озере большой камень-валун, лежавший на дне. Верх камня был вровень с водой. Когда вода поднималась – камень исчезал под водой , когда опускалась – камень вновь показывался. Антоний приплывал к камню на лодке и подолгу молился на нем среди глади вод. Подвижник исполнил уникальный подвиг столпничества на водах, предварив стояния на камне Серафима Саровского и Серафима Вырицкого. Этот камень стал основанием Дымского монастыря.

Но более того: можно сказать, что этот камень стал и краеугольным камнем всей будущей Петербургской епархии и в некотором смысле и самого града св. Петра. И здесь поражает одно совпадение. Мы часто называем наш город – град св.Петра, не задумываясь, что буквально это означает – город святого камня, ибо имя Петр переводится с греческого – «скала, камень». Камень св. Антония стал как бы прообразом будущего града и краеугольным камнем будущей Санкт-Петербургской епархии.

И этот первый молитвенный камень Петербургской земли на Дымях напоминает о ее последнем камне в Вырице, где был вымолен наш город в годы блокады. Эти два святых камня являются как бы духовным основанием петроградской земли. Историю Петербургской епархии наиболее кратко и, может, наиболее емко можно было бы выразить формулой: от камня прп. Антония Дымского до камня прп. Серафима Вырицкого ».

6.jpg

Так выглядит сегодня Троицкий храм. В его основании лежат кирпичики, на которых имена: Иван, Николай, Мария. Это значит, что храм строили всем миром. Люди давали деньги на конкретный кирпичик, и основание росло, превратилось в стены, подошло под купол. Как будто храм самовоспроизвелся. Такое ощущение. Десять лет назад стоял лишь остов желтой колокольни. А дальше – ничего: руины, разбитые кирпичи. И за это время, по молитвам Преподобного, волею людей – насельников, которых в 2001 г. было всего двое, храм ожил.

210712_1053.jpg

7.jpg

Аккуратная дорожка внутри монастыря ведет к озеру. Я на ней стою, только смотрю в другую сторону.

210712_1060.jpg

По дороге к озеру проходим мимо дома хранителя Чудотворной Тихвинской иконы прот. Сергия Гарклавса. Когда он привез ее из Америки и передал в Тихвинский монастырь, то попросил разрешения жить рядом с Образом. Ему охотно пошли навстречу и подарили этот дом.

210712_1062.jpg

Новая часовня на Озере, которая так меня поразила.

210712_1065.jpg

210712_1066.jpg

210712_1067.jpg

210712_1068.jpg

210712_1069.jpg

210712_1070.jpg

Вот такое у нее внутреннее убранство. Все самые значимые святые, в Земле Российской просиявшие. Им можно помолиться, поставить свечи. Денег за них монахи не берут. Свечи лежат и стоит баночка для пожертвований. Есть деньги – положи, сколько можешь. Нет – так помолись и свечку поставь. Никто не осудит.

210712_1073.jpg

210712_1064.jpg

Часовня. Озеро. Крест.
Монахи говорят, что нужно войти в воду, доплыть до креста и три раза проплыть вокруг него с молитвой. Рядом с крестом – камень-валун, на котором молился Преподобный. По своей вере люди получают исцеление. Первым исцелился у этого камня князь Александр Невский. Ревматизм перестал его мучить. Об этом даже есть историческое свидетельство, которое находится в Александро-Невской Лавре.

Читайте также:  Край 10000 озер это

11.jpg

9.jpg

Вода в озере удивительная в любую погоду. Во-первых, она всегда теплая. Во-вторых, она густая. Вроде и льется, вроде и на пальцах остается. Первые годы я недоумевала, чем же она насыщена. Теперь уверена: благодатью. И такого ощущения легкости нет ни после какой другой воды. И она «работает » ! Верь! И получишь исцеление.

12.jpg

Это видишь при входе.

13.jpg

А это – при выходе из воды. Возвращаешься опять к храму. Работы еще не закончены, но молитвенная жизнь уже идет.

16.jpg

17.jpg

15.jpg

18.jpg

Те самые, именные, кирпичики.

19.jpg

20.jpg

Рака с мощами Преподобного. Это главная святыня монастыря.

И вот совершилось еще одно чудо. Даю материал из журнала «Вода живая » . Теперь и в Питере есть, где помолиться Преподобному и приложиться к частичке его мощей:

11 августа 2012, суббота
Божественная литургия совершена в Покровском храме на Боровой улице Санкт-Петербурга спустя 76 лет после его закрытия

Божественная литургия совершена 11 августа в петербургском храме Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице, 52 спустя 76 лет после его закрытия. Богослужение возглавил епископ Лодейнопольский Мстислав .
Его Преосвященству сослужили настоятель Антониево-Дымского монастыря игумен Игнатий (Бузин) и клирики храмов епархии. За богослужением пел сводный хор певчих Александро-Невской лавры и хора духовенства епархии.

Храм, в котором с 1989 года находился « Дом Евангелия » христиан-баптистов, был возвращен епархии 19 июня этого года и получил статус подворья Антониево-Дымского монастыря. Его первой святыней стал ковчег с дланью святого Антония Дымского.
В церковном здании отремонтирована протекавшая крыша, теперь в нем можно служить. Еще накануне здесь вставляли двери и красили стены.

« «Царство Небесное силой берется» – свидетельствует нам Священное Писание. Отец Игнатий, Вы своими подвигами, молитвой и силой сумели получить этот храм. Но предстоит еще много трудов. В первую очередь Вам нужно приобрести духовных чад, прихожан этого храма. Чтобы они не только приходили на праздники и ставили свечи, но стали вашими помощниками », – сказал владыка Мстислав.

Девятиглавая церковь Покрова Пресвятой Богородицы с высокой шатровой колокольней была построена в 1897 году по проекту зодчего Николая Никонова в русском стиле XVII века. При советской власти ее закрыли, купола демонтировали. В здании располагалась багетная мастерская Худфонда.
Пользуясь помещениями храма 23 года, христиане-евангелисты проводили косметический ремонт. Практически сразу через отштукатуренные стены проступил лик Христа – баптисты посчитали это чудом и восстановили фреску, хотя в их традиции нет икон и росписей.

Иконостас для нижнего храма заказан в мастерских « Софрино » , а в верхнем храме св. великомученика Вонифатия настоятель намерен воссоздать майоликовый иконостас.

В целом памятнику федерального значения предстоит долгое восстановление. Но « сначала душу надо реставрировать, а потом уже стены » , – считает игумен Игнатий. По его мнению, главное – это молитвенная жизнь, поэтому богослужения в храме теперь будут совершаться регулярно.

Вторая Божественная литургия состоится 13 августа, в день памяти митрополита Вениамина Петроградского. Будущий новомученик духовно окормлял епархиальное братство Пресвятой Богородицы, трудами которого была возведена церковь на Боровой.

« Вода живая»
11.08.12

Комментарии

Татьяна Анатольевна (СПб)

Татьяна Анатольевна (СПб)

Людмила Никеева

Людмила Никеева

Елена Панцерева

Елена Панцерева

Хочется добавить про воду: дорогая Людмила права, вода необычная. И молочная, и дымчатая, не случайно ведь и название — Дымское озеро. Если плыть вокруг креста ранним утром, часов в шесть, я читала такие воспоминания, то дымчатые облака тумана приходится раздвигать руками. Наверное, незабываемые ощущения. И еще. Самое прямое отношение к установке Креста на озере имеет наш питерский священник, протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель Леушинского подворья. Вот воспоминания участника событий, казанского священника о. Димитрия Пономарева, он это говорил в 2009 г. :

— Всечестные отцы, братья и сестры! Господь явил сегодня по молитвам преподобного Антония чудо. То, что вы видите здесь — это и есть жизнь Церкви. Не только в книжках мы читаем об истории Церкви, но и ныне стоящие здесь священники, монахи и мирские люди творят церковную историю. А десять лет тому назад на это святое место пришли всего пять человек! Эти люди молились преподобному Антонию и установили на сем святом месте, у камня, где преподобный молился и зимой и летом, стоя на коленях в воде, памятный крест. И кто мог подумать, что на следующий год на это святое место придёт уже восемь человек? А ещё через год — двадцать! А ещё через год — пятьдесят! И вот сейчас здесь столько людей, что мне даже не сосчитать: что-то около трехсот или четырехсот человек. Сегодня ко мне подошёл монах Тихвинского монастыря и сказал: «Какая радость, Боже! Ну и хор у нас сегодня пел! Кого только в этом хоре не было! Регент из Архангельска, регент из Казани, регент из Ростова. И служило у нас сегодня восемь священнослужителей». А тогда, десять лет назад, среди нас был всего лишь один священник.

И я вас уверяю, что вы, единожды приехав сюда, уже никогда 7 июля не будете находиться в иной точке земного шара. Потому что благодать Божия, которая даруется нам по молитвам преподобного Антония Дымского, велика есть. Сегодня в этом монастыре мы не можем поклониться мощам святого Антония, потому что он не может ныне покинуть Тихвинский Успенский монастырь. Потому что, совершая паломничество, он, по преданию, первым увидел Тихвинскую икону Божией Матери и приложился к ней — тогда она ещё находилась в Константинополе. Получается, он стал предтечею появления Тихвинской иконы Божией Матери в наших землях. Ныне почитание преподобного Антония Дымского становится всё больше. Это чудный святой! Практически все, кто десять лет тому назад нёс сюда памятный крест, стали либо священниками, либо монахами. Преподобный благословляет очень сильно. Пусть же по молитвам преподобного Антония Дымского, чудотворца, Господь наш Иисус Христос благословит вас обильно своей благодатью и человеколюбием!

Пока паломники купались в освящённой воде, я попросила отца Димитрия поподробнее рассказать о том, как устанавливали на озере поклонный крест.

— Я не знаю, есть ли еще в России такой необычный крест — на водах! — сказал батюшка. — Ну, это воля Божия, это Господь так на сердце положил — и всё. Когда мы 7 июля 1994 года сюда на грузовой машине приехали, выгрузили из нее крест — прогремел в первый раз гром. Отец Геннадий Беловолов, такой скептический человек, говорит: «Это самолёт, самолёт». Но никаких самолётов в небе не было — мы посмотрели. А когда понесли крест — громыхнуло второй раз!

Когда мы крест везли, по пути нашли металлическую воронку, в которую потом крест поставили. Взяли с собой мешок цемента, но нужен был какой-то тяжёлый груз, чтобы крест поставить. Смотрим: свалка старых вентиляционных вещей, и среди них — эта воронка. Потом разводили цемент, потом жгли костёр, чтобы цемент застыл. Погрузили всё это на водный велосипед — тут база отдыха была — и уже очень поздно, ровно в 23 часа 53 минуты, крест сам соскользнул в озеро. И тут в третий раз гром прогремел! И крест встал очень чётко, как и положено православному кресту. Если бы он встал неровно, его невозможно было бы поправить, потому что основание у него очень тяжёлое. Это действительно было чудо Божие.

Читайте также:  Озеро кедровое красноярский край

А вообще почитание Антония Дымского в наше время началось с фильма «Созижди церковь», посвящённого монастырям России, Северной Фиваиды. В девяносто третьем году, в ноябре, мы с отцом Геннадием приехали сюда вместе со съёмочной группой. И когда мы оказались здесь — услышали колокольный звон. Спустились к озеру — никаких колоколов, никакого монастыря не было, ни одной церкви в округе.

Источник

Святое Дымское озеро

Еще одна древнейшая обитель северной Руси, которую мы посетили в июле 2019г. в нашу встречу с питерскими родственниками – Антониево-Дымский мужской монастырь, расположенный у Святого Дымского озера в 15 км от Тихвина.

Основан он в начале XIII века Антонием Дымским – учеником и подвижником преподобного Варлаама Хутынского. Грамоту на земли вокруг Дымского озера для создания на них монастыря пожаловал еще Александр Невский. Обитель эта не раз подвергалась гонениям и татар, и шведов, и революционеров. В результате монастырь был не только закрыт в 1919 году, но и полностью разрушен. И только в 1994 году началось его возрождение установкой поклонного креста на Святом озере. А мощи святого Антония Дымского были вновь обретены и перенесены в монастырь только в 2008 году.

Рака со святыми мощами преподобного Антония Дымского

Очень почитаем здесь образ Божией Матери «Умиление» (внизу)

После посещения вполне отреставрированного Тихвинского Успенского мужского монастыря (о чем читайте в предыдущей статье), Антониево-Дымский мужской монастырь выглядит просто удручающе. Восстановительных работ здесь, как говорится, непочатый край! Казанский соборный храм Дымского мужского монастыря пока еще, к сожалению, выглядит совсем не так, как раньше…

Казанский соборный храм Дымского мужского монастыря (со стороны входа)

Казанский соборный храм Дымского мужского монастыря

Святое Дымское озеро

Но, несмотря на разруху этого места, ничто не смогло погубить его духовность, которую непременно почувствует каждый сюда прибывший. Лично я ощутила какое-то вселенское спокойствие, равновесие и гармонию мира.

Святое Дымское озеро

Дымский мужской монастырь до сих пор еще не оправился от гонений и строительство по его восстановлению продолжается. Каждый может не только оставить пожертвование, но и написать на кирпичах для строительства свои имена (и своих близких) с мысленным пожеланием каждому счастья и благополучия, что мы и сделали.

Святое Дымское озеро

Святое Дымское озеро

После посещения собора мы пешком прошлись до Святого Дымского озера, которое издавна слывет целебным.

Дорога от монастыря до Святого Дымского озера

Рядом с озером можно зайти в новенькую часовню (2011 г.) Прежняя, построенная одним петербургским купцом, получившим здесь исцеление, когда-нибудь тоже будет восстановлена.

Новая часовня на берегу Святого Дымского озера

В часовне

Расчищено место старой часовни

А вокруг такая красота! По дороге к озеру лес с полянами иван-чая, в котором непременно захотелось сфотографироваться!

Поляна иван-чая

Рядом с озером есть оборудованные места и для переодевания, и для купания. У часовни – замечательные лавочки, а если несколько метров пройти в лес, то можно увидеть и грибы, и бруснику, и чернику с голубикой! Только в Тихвине я впервые попробовала эту замечательную ягоду (купили туесок у какой-то бабушки в Тихвине).

Лавочки у часовни, а рядом лес.

Святое Дымское озеро

Голубика

Сегодня сюда приезжает масса народа, желающего исцеления или надеющегося обрести какие-либо чудесные перемены в жизни. Особенно людно здесь бывает 7 июля – в день обретения мощей Антония. Мы были хоть и не в этот день, но все равно, несмотря на хмурое небо, доплыли до Святого креста Дымского озера, проплыли вокруг него 3 раза, обращая свои просьбы и желания Небу… И в душе поселилось такое спокойствие, такая уверенность в завтрашнем дне, в свои силы, в исполнение желаний, что хочется жить, творить и любить!

Купание в Святом Дымском озере

О других поездках по тихвинским местам (и не только) читайте в следующих статьях, подписавшись на наш канал «Записки путешественника».

Источник

Антониево-Дымский монастырь

Антониево-Дымский монастырь находится рядом с поселком Красный броневик Бокситогорского района в 17 километрах от Тихвина на берегу Дымского озера. Довольно странно видеть эти два названия рядом на дорожном указателе, но такова уж наша история. Что касается названия озера, существуют две различные версии. По одной из них озеро названо Дымским из-за частых туманов, которые как дымы поднимаются над водой. Вторая версия относится к древним временам, когда здесь жили финно-угорские племена. У финно-угров было принято сжигать своих мертвых, а пепел собирать в глиняные сосуды и оставлять их в специально построенных для этого домиках. Такой домик на берегу озера обнаружили археологи.

Святой, чьим именем назван монастырь – Антоний Дымский пришел в эти места в начале 13 века.

Был он выходцем из Великого Новгорода. С юных лет он стремился к уединению и молитве, поэтому принял решение отправиться в обитель к Варлааму Хутынскому. Варлаам, предвидя дальнейшую судьбу молодого человека, несмотря на юный возраст, принял его в обитель и нарек Антонием в честь Антония Великого, жившего в IV веке. В 1187 году Антоний был отправлен с важными поручениями в Константинополь, после чего он совершил паломничество в Иерусалим. К моменту возвращения Антония в родные края игумен Варлаам пребывал на смертном одре и со спокойной душой вручил своему ученику заботу об обители. Некоторое время Антоний оставался в Хутынском монастыре, но он всё больше тяготел к уединению, и в результате оказался на пустынных берегах Дымского озера, где в одиночестве проводил свои дни в трудах и молитве.

Антоний приплывал на лодке к большому камню посреди Дымского озера и часами творил молитву, стоя на камне. В память о страданиях Спасителя Антоний надевал на голову железную шапку с шипами весом около 3 килограммов, а на плечи – тяжелые вериги.

Постепенно к Дымскому озеру стали приходить другие монахи, ищущие уединения, и наконец, вокруг Антония сформировалась обитель.

Скончался отец Антоний в 1224 году и был погребен здесь в обители в построенном храме.

Дымский монастырь, в отличие от многих других обителей этих мест, никогда не был хорошо укрепленным, поэтому неоднократно подвергался полному разорению, сначала со стороны татар, позже — со стороны шведов. Шведский генерал Делагарди не смог взять хорошо укрепленный Тихвинский Успенский монастырь, зато в отместку полностью разрушил Дымскую обитель. Во время всех этих набегов монахи спасали мощи отца Антония, которые были обретены нетленными спустя более века после кончины святого. Они и сейчас находятся в храме возрожденной обители. Мощи были подвергнуты медицинскому освидетельствованию, в результате которого было установлено, что кости черепа имеют повреждения, свидетельствующие о том, что при жизни этот человек долгое время носил что-то очень тяжелое на голове, а повреждения на ключицах соответствуют ношению вериг при жизни. Железную шапку и вериги святого Антония монахи погрузили в воды озера.

Читайте также:  Озеро журавлиное курганская область

Во время царствования Екатерины II Антониево-Дымский монастырь был упразднен, монастырские храмы стали приходскими. Восстановлен монастырь был в 1794 году при императоре Павле I и просуществовал до 1919 года, пока его вновь не закрыли большевики. Сначала здесь был организован приют для инвалидов, а после — коммуна по производству кирпича «Красный броневик». Никакого кирпича эта коммуна не производила, она разбирала на кирпичи монастырские постройки. После Великой Отечественной войны в сохранившихся хозяйственных постройках монастыря разместилась школа трактористов, позже – психиатрическая лечебница, а в последние годы советской власти санаторий-профилакторий одного из предприятий Бокситогорска.

В наше время монастырь выглядит так:

За воротами рядом со сторожкой привратника приготовлены платки и юбочки для неподобающим образом одетых дам:

Источник



Антониево-Дымский монастырь. Тихая обитель у живописного озера

Содержание

  1. Антониево-Дымский монастырь. Один из древнейших монастырей на Руси
  2. История монастыря. Обитель у Дымского озера
  3. Преподобный Антоний Дымский
  4. Антониево-Дымский монастырь. Поклонный крест на Дымском озере
  5. Прогулка по монастырю. Фотоотчёт
  6. Крещение Господне в Антониево-Дымском мужском монастыре
  7. Где находится Антониево-Дымский монастырь. Как добраться. Карта расположения

Антониево-Дымский монастырь. Один из древнейших монастырей на Руси

Антониево-Дымский монастырь — действующий мужской монастырь на территории Ленинградской области. Монастырский комплекс небольшой. Он не так ещё подновлён, как некоторые другие христианские обители. Не так многолюден по церковным праздникам и в мирские дни. Но есть в этом монастыре своя притягательная красота. Места здесь тихие. Нет рядом крупных мегаполисов. И от того, не так много здесь случайных и любопытных, жадных до достопримечательностей заезжих туристов. Здесь тихая скромная красота природы соседствует с размеренным укладом жизни посвятивших себя служению Веры.

Каждый год, так уже повелось, я навещаю стены этой обители. Для интересующегося историей Ленинградской области, христианства на Руси, для любителя красивых уединённых пейзажей — поездка к стенам этой обители станет приятным и познавательным путешествием. И, если вы ещё не бывали в этих местах, то рассказ об Антониево-Дымском монастыре может стать для вас хорошим поводом совершить сюда путешествие. Рассказ об обители — в этой моей статье.

Подборка моих фотографий — за разный период и время визитов. В самом низу статьи — репортаж с Крещения. Православный праздник я снимал по благословению игумена монастыря и братии.

История монастыря. Обитель у Дымского озера

Антониево-Дымский (Свято-Троицкий) монастырь был основан Антонием Дымским в ХIII веке. Так, во всяком случае, утверждают предания. Достоверных письменных источников о времени основания монастыря — нет. Существуют архивные документы датируемые XV-XVI веком. Описи и церковные грамоты, в которых упоминается эта обитель и житие преподобного Антония.

Но согласно преданиям и жизнеописаниям Антония Дымского, этот монастырь был основан именно им. Сподвижником и учеником Варлаама Хутынского.

И именно Антонию была пожалована грамота о создании монастыря Александром Невским. В 1243 году. С этой даты и принято считать время основания обители.

Преподобный Антоний Дымский

Антоний Дымский родился в 1206 г. Место его рождения — Великий Новгород. С детства юноша воспитывался в боголюбивой семье. Однажды в храме он во время Божественной Литургии услышал слова Евангельского чтения, которые содержали призыв к другой жизни.

«Аще кто хочет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет» (Мф. 16,24).

Так явился отроку Промысел Божий. И в 1225 г Антоний покинул отчий дом и ушел в монастырь Спаса, находившийся на Хутыни. Недалеко от Новгорода. Здесь настоятель Варлаам Хутынский увидел в юноше сосуд, избранный для вместилища Святого Духа. Он с радостью принял его в обитель и спустя несколько лет, в один из дней, облек Антония в ангельский образ.

Антоний стал игуменом Хутынского монастыря уже после кончины своего наставника. Когда он понял, что монастырь надежно утвержден, то решил уйти из него в поисках тишины и уединения для молитв. Именно так он попал на Дымское озеро. Здесь он в одиночестве и прожил вторую половину своей земной жизни. Позже, среди Дымских лесов и возникла новая обитель. Где Антоний до самой своей смерти продолжал удручать свое тело посильным трудом, регулярным постом и молитвой.

Подвижничество преподобного Антония

Личность Антония – примечательная. Известно, что он по церковным делам Хутынского монастыря в 1238 году был отправлен в Константинополь. К Вселенскому Патриарху Афанасию. Точная цель того посольства до нас не дошла. Известно только, что из Византии Антоний прибыл в родной монастырь с дарами от Патриарха для обители Спаса на Хутыни.

( Об Феодорите Кольском, который также вёл подвижнический образ жизни и совершил визит в Византию можно прочитать в моей обзорной статье про Кандалакшу здесь)

После смерти своего наставника, преподобного Варлаама, Антоний исполнил наказ игумена и достроил каменную церковь Преображения в монастыре. Но, не желая оставаться в сане настоятеля – отправился в безвестное подвижничество. Скитания его привели на берег уединённого, расположенного в лесной глуши, Дымского озера.

Уединение Антония Дымского

На берегу озера Антоний вёл жизнь отшельника, соорудив небольшой шалаш. На зиму – выкопал пещеру, сделав в ней келью. Так, с 37-и лет от роду, всю вторую половину жизни, до самой своей кончины, провёл здесь преподобный Антоний. Днями в трудах, а по ночам — в молитве. Инок носил на себе тяжёлые вериги, а голову покрывал тяжеловесной железной шляпой с широкими полями. Поля шляпы были прибиты к тулье гвоздями. Гвозди эти, под тяжестью шляпы, врезались в голову отшельника. Так принимал он на себе муку тернового венца Спасителя.

Подвижничество Антония со временем обрастало людской молвой. И, вскоре, вокруг места уединения преподобного стала собираться братия.

На берегу Дымского озера поставили деревянную церковь. Наречённую в честь ангела первоначальника Дымской пустыни преподобного Антония Великого. Вокруг храма появились кельи монашествующих.

Антоний, основатель Дымской обители, прожил 67 лет. В 1273 году он ушёл из бренного мира.

Спустя почти сто лет, в 1370 году его мощи были впервые обретены нетленными. А в месте его отшельничества, на берегу Дымского озера, появился Антониево-Дымский монастырь.

Антониево-Дымский монастырь. Поклонный крест на Дымском озере

Разные времена пережила эта обитель. Были в её истории и печальные годы.

За период своего существования Антониево-Дымский монастырь подвергался разрушению 3 раза: в 1409 году – во время набега татар, в 1611 году – захватившими во время войны эту территорию шведами, а последний раз уже при советской власти. Случилось это в 1919 г. Для разгона монахов даже пригнали броневик. Именно в память об этом печальном событии и было впоследствии переименовано расположенное рядом село. С тех пор это селение называется «Красный броневик».

Нынешнее возрождение Антониево-Дымского монастыря было начато летом 1994 г. Именно в этот период здесь был установлен поклонный крест на Святом озере. Его высота составляет 4 метра. Крест изначально был деревянным, а спустя несколько лет его подновили. И теперь над озёрной гладью возвышается более крепкий символ православной веры.

Источник

Adblock
detector