Меню

Федор сологуб забелелся туман над рекой

Анализ стихотворения «Забелелся туман за рекой» Сологуба

Стихотворение “Забелелся туман за рекой” Федора Сологуба наполнено грустью и в то же время надеждой. Краткий анализ “Забелелся туман за рекой” по плану поможет ученикам 7 класса понять, с чем связаны эти чувства и какие художественные приемы автор использовал, чтобы их выразить. Его можно использовать для объяснения материала на уроке литературы.

Краткий анализ

История создания – стихотворение написано в 1885 году, известна даже точная дата – 27 июля. Напечатано оно было только пять лет спустя, в 1900-м году.
Тема стихотворения – одиночество, которое все же наполнено надеждой на встречу.

Композиция – одночастная, автор говорит об одиночестве в первых двух строфах и завершает произведение намеком на надежду.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – хорей с перекрестной рифмой.

Метафора – “огонь воскрешу“.

Эпитет – “берег невысок“.

Анафора – “одинок – один“.

История создания

Это произведение написано в период разлуки Сологуба с женщиной, в которую он был влюблен – Анастасией Чебораревской. Они с поэтом были знакомы много лет, однако романтических чувств с ее стороны не было, хотя они часто вели литературные споры и виделись у общих знакомых. Поэту было достаточно видеть ее, но когда Анастасия уехала в Париж, о почувствовал себя совсем одиноким. Это чувство одиночества и вложено в стихотворение “Забелелся туман за рекой”, написанное 27 июля 1885 года.

Напечатают произведение только пять лет спустя, в 1900-м году, а в 1913-м оно будет опубликовано в сборнике “Змеиные очи”. В 1908 году Федор Сологуб и Анастасия Чеботаревская все же поженятся.

Литературное творчество

Впервые попробовал себя в поэзии Сологуб в двенадцатилетнем возрасте. Пытался описывать свои жизненные тяготы в период юношества, когда достижения доставались только благодаря собственному труду.

Портрет Федора Сологуба

С присущим только в раннем возрасте максимализмом Федор был убежден, что судьба — стать признанным поэтом. Твердо шел к цели, ни на миг не забывая о призвании. Посылая одно испытание за другим, судьба не была к нему благосклонной.

Если опустить тот факт, насколько была бедной семья, то можно упомянуть о модальных терзаниях начинающего поэта. Творчество проходило в захолустном городишке. Шансов прославиться было меньше, нежели преград. Первые стихотворения он отдавал в публикацию в провинциальных журналах с низким рейтингом и мизерным количеством читателей.

Переломным в судьбе автора стал 1891. В этот год молодой человек попал в столицу и там повстречал на своем пути Николая Максимовича Минского (являлся представителем на тот момент нового направления мистического символизма). Значение этой встречи переоценить нельзя. Несмотря на непродолжительное общение, Сологуб оставил для прочтения ранние стихи.

Константин Эрберг, Фёдор Сологуб, Александр Блок, Георгий Чулков

Еще одним знаковым событием того года стало зарождение журнала «Северный вестник», над созданием которого работали Николай Минский, Зинаида Гиппиус и другие знаменитые в литературных кругах деятели. В тот момент они были заняты поиском произведения, олицетворяющего манифест Минского, «При свете совести…».

Подходило как нельзя больше творчество молодого автора. Произведения Сологуба помогли в оформлении журнала, а для поэта стали стартом творческого признания. Далее отметим значимые даты в судьбе писателя, рассказы которого способны будоражить умы не одного поколения:

В 1892 году поэт совершил переезд в Санкт-Петербург. Ворвался в творческий союз символистов того времени с непреодолимым желанием к творчеству.

1902 г. — автор завершает работу над знаменитым романом «Мелкий бес». Повествование произведения ввергает в состояние шока общественность, так как повествует о мыслях и чувствах учителя-садиста. Из-за такой тематики популярные издания отказываются произведения публиковать.

1905 г. — впервые один журнал берет в публикацию роман. Но из-за закрытия журнала статьи были прерваны и не дошли до читателя в полном объеме.

Книги Федора Сологуба

1907 г. — «Мелкий бес» выходит в полном формате. С того момента это произведение стало самым изучающимся романом в русской литературе.

1908 г. – заканчивает учительскую карьеру и женится.

1913 г. — вместе с супругой отправляется в турне по российским провинциям. Это дает силы к творческому порыву.

1918 г. — становится председателем Союза деятелей художественной литературы.

Творчество Федора Сологуба, прозаика и поэта в одном лице, безгранично и многогранно. Хотя, по мнению критиков, творчество относится к символизму, большое количество написанных произведений не вписываются в рамки этого определения.

В начале творческого пути занимался исключительно поэзией и добился признания в этом деле. Позже, обучаясь в институте, он пытается создавать литературные произведения, но часто наталкивается на стену непонимания и неодобрения.

Композиция

В стихотворении три строфы, которые последовательно развивают мысль поэта об одиночестве.

В первой он создает экспозицию: описывает пейзаж и одной короткой строкой выдает своей душевное состояние. Во второй строфе лирический герой Сологуба рассказывает, как он борется со своей тоской: раскладывает на берегу костер и мечтает о чем-то (скорее всего, о своей возлюбленной). При этом очевидно, что такое одиночество его не тяготит.

Третья строфа – это подведение итога всего стихотворения: лирический герой, намечтавшись, просто идет домой. Но огоньки, которые указывают на то, что он недалеко – это еще и символ надежды на счастье.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Наталия_Кравченко

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Мечтатель, странный миру
(Начало здесь)

1 марта 1863 года родился Фёдор Сологуб.

Что мне мир! Он осудит иль хвалой оскорбит. Тёмный путь мой пребудет нелюдим и сокрыт.

В его поэзии какая-то вечная и мучительная загадка. В ней есть дивная музыка, секрет которой разгадать никому не дано.

Я — бог таинственного мира, Весь мир в одних моих мечтах. Не сотворю себе кумира Ни на земле, ни в небесах.

Моей божественной природы Я не открою никому. Тружусь, как раб, а для свободы Зову я ночь, покой и тьму.

Поэт, прозаик, драматург, публицист, Фёдор Сологуб более чем за 40 лет творческой деятельности оставил обширное литературное наследие, насчитывающее десятки томов. Он оказал значительное влияние на современников. С большим уважением и симпатией относилась к его творчеству А. Ахматова. С. Городецкий считал себя его учеником. О. Мандельштам писал: «Для людей моего поколения Сологуб был легендой уже 20 лет назад. Мы спрашивали себя: «Кто этот человек, чей старческий голос звучит с такой бессмертной силой?» Из воспоминаниях Г. Чулкова: «Сологубу можно было тогда дать лет пятьдесят и более. Впрочем, он был один из тех, чей возраст определялся не десятилетиями, а по крайней мере тысячелетиями — такая давняя человеческая мудрость светилась в его иронических глазах».

Зинаида Гиппиус: «В лице, в глазах с тяжёлыми веками, во всей мешковатой фигуре — спокойствие до неподвижности. Человек, который никогда, ни при каких условиях, не мог бы «суетиться». Молчание к нему удивительно шло. Когда он говорил — это было несколько внятных слов, сказанных голосом очень ровным, почти монотонным, без тени торопливости. Его речь — такая же спокойная непроницаемость, как и молчание. Таким он и остался в памяти многих: «непроницаемо-спокойный, скупой на слова, подчас зло, без улыбки, остроумный. Всегда немножко волшебник и колдун».

Настоящая фамилия Сологуба была Тетерников, но в редакции, куда он отнес первые свои произведения, ему посоветовали придумать псевдоним. — Неудобно музе увенчать лаврами голову Тетерникова.

И тут же придумали более «благозвучное имя» — Федор Сологуб. С одним «л», чтобы не путали с писателем-графом В. Соллогубом. По своим родовым корням Ф. Сологуб не похож на остальных корифеев символизма, вышедших преимущественно из обеспеченных социальных слоёв. Детство Фёдора Тетерникова прошло там, где были взращены многие герои любимого им Достоевского — на самом дне жизни. Он был из «кухаркиных детей» в буквальном смысле слова.

Родился сын у бедняка. В избу вошла старуха злая. Тряслась костлявая рука, Седые космы разбирая.

За повитухиной спиной Старуха к мальчику тянулась И вдруг уродливой рукой Слегка щеки его коснулась.

Шепча невнятные слова, Она ушла, стуча клюкою. Никто не понял колдовства. Прошли года своей чредою,-

Сбылось веленье тайных слов: На свете встретил он печали, А счастье, радость и любовь От знака темного бежали.

Родился он 1 марта (по старому стилю — 17 февраля) 1863 года в Петербурге в семье портного, в прошлом крепостного крестьянина. В четыре года лишился отца, умершего от чахотки, и воспитывался матерью, оставшейся вдовой с двумя детьми.

Татьяна Семеновна Тетерникова (1832–1894), мать писателя. 1890-е годы

Читайте также:  Начало реки или в китае

Рос Фёдор в крайней бедности, испытал много трудностей и унижений. В богатом доме хозяйки, у которой служила его мать, он улавливал какие-то обрывочные знания, зачатки культуры, часто бывал в театре, но учил уроки в отгороженном шкафом углу передней, спал в кухне на сундуке. Мучительная а между господами и прислугой во многом определила характер будущего поэта. С одной стороны Фёдор и его сестра были почти воспитанниками в семье коллежского асессора, где было принято музицировать, посещать театры, оперу, но вместе с тем дети служанки строго должны были знать своё место.

Мать трудилась в поте лица, вымещая на детях усталость и раздражение. Она была очень сурова с ними, наказывала за малейшую провинность, била, секла розгами. Герой самых первых стихотворений Сологуба — босоногий поротый мальчик: «Словно мальчик, быстро пчёлами// весь облепленный, кричит -// стонет сердце под уколами// злых и мелочных обид». Стихи рождались как плач в ответ на оскорбления и обиды:

«Хнык, хнык, хнык!» — Хныкать маленький привык.

Прошлый раз тебя я видел,- Ты был горд, Кто ж теперь тебя обидел, Бог иль черт?

«Хнык, хнык, хнык! — Хныкать маленький привык.-

Ах, куда, куда ни скочишь, Всюду ложь. Поневоле, хоть не хочешь, Заревешь.

Хнык, хнык, хнык!» — Хныкать маленький привык…

Ф. Сологуб в детстве

О переживаниях детства можно судить по тону и настрою его произведений, по судьбам героев-детей, и, видимо, в беседах с близкими людьми прорывалось что-то такое, что заставило А. Белого произнести страшные слова после одного из таких рассказов: «У меня было чувство, что меня обваривают кипятком… это такой ужас, о котором лучше не думать».

Кто это возле меня засмеялся так тихо? Лихо мое, одноглазое, дикое Лихо! Лихо ко мне привязалось давно, с колыбели, Лихо стояло и возле крестильной купели, Лихо за мною идет неотступною тенью, Лихо уложит меня и в могилу. Лихо ужасное, враг и любви и забвенью, Кто тебе дал эту силу?

Лихо ко мне прижимается, шепчет мне тихо: «Я — бесталанное, всеми гонимое Лихо! В чьем бы дому для себя уголок ни нашло я, Всяк меня гонит, не зная минуты покоя. Только тебе побороться со мной недосужно,- Странно мечтая, стремишься ты к мукам, Вот почему я с твоею душою так дружно, Как отголосок со звуком».

В «медвежьих углах»

В те времена «выйти в люди» человеку такого происхождения было нелегко. Должно быть, нелегко это далось и Фёдору Сологубу. Но он выбрался, получил высшее образование, стал учителем. 25 лет он учительствовал в уездных городах, самых отдалённых глухих углах: Крестцах, Великих Луках, Вытегре. Отсюда знание Сологубом провинциальной жизни.

Как много снегу намело! Домов не видно за буграми. Зато от снега здесь светло, А осенью темно, как в яме.

Тоска и слякоть, хоть завыть, — Недаром Вытегрой зовётся, — Иль в карты дуться, водку пить, Коль грош в кармане заведётся.

Вытегра. 1810–1910 годы

Бедность была такова, что Сологуб, будучи учителем, просил разрешения у начальства ходить на занятия босым — не на что было купить обувь.

Ф. Сологуб. 1880-е годы

В поселке Крестцы сохранилось здание городского 3-х классного училища, в настоящее время там располагается школа №1.

Поэт, прозаик, драматург серебряного века, Федор Сологуб (Тетерников) преподавал здесь математику. Сохранился также дом, где жил Сологуб.

Крестцы в это время, как писала А.Чеботаревская, «представляли собою подлинный тип «медвежьего угла», где из каждого дома видно поле, в тёмные вечера ходят по улицам с собственными фонарями, рискуя утонуть в невылазной грязи, а колбасу и консервы лавочники получают один раз в год».

Крестцы в 20-е годы

Крестцы в наши дни

Кошмарная жизнь провинциальных уездных городов с их нищетой, пьянством, серостью и дикостью, впечатления от всего этого легли потом в основу романов Сологуба « Тяжёлые дни» и « Мелкий бес». Причём он там, по его словам, значительно смягчил краски («были факты, которым всё равно никто бы не поверил, если б их описать»). Там Сологуб и начал писать стихи, рассылая их по столичным редакциям с затаённой надеждой и мечтой вырваться из этого захолустья.

Порой повеет запах странный,- Его причины не понять,- Давно померкший, день туманный Переживается опять.

Как встарь, опять печально всходишь На обветшалое крыльцо, Засов скрипучий вновь отводишь, Вращая ржавое кольцо,-

И видишь тесные покои, Где половицы чуть скрипят, Где отсырелые обои В углах тихонько шелестят,

Где скучный маятник маячит, Внимая скучным, злым речам, Где кто-то молится да плачет, Так долго плачет по ночам.

Магия музыки слова

Гармония, музыка сологубовского стиха роднит его с наиболее «музыкальным» поэтом А. Фетом. «Я не знаю никого среди современных русских поэтов, чьи стихи были бы ближе к музыке, чем стихи Сологуба, — писал Лев Шестов. — Даже тогда, когда он рассказывал самые ужасные вещи — про палача, про воющую собаку, — стихи его полны таинственной и волнующей мелодии. Как можно петь про собачий вой, как можно воспевать палача? Не знаю, это тайна Сологуба, даже, может быть, не самого Сологуба, а его странной Музы».

Мы пленённые звери, голосим как умеем. Глухо заперты двери. Мы открыть их не смеем…

Все эти ваши слова Мне уж давно надоели. Только б небес синева, Шумные волны да ели,

Только бы льнула к ногам Пена волны одичалой, Сладко шепча берегам Сказки любви небывалой.

Какая-то магия в каждой вещи Сологуба, даже заведомо слабой. И. Эренбург писал: «Сологуб познал высшую тайну поэзии — музыку. Не бальмонтовскую музыкальность, но трепет ритма».

День туманный Настает, Мой желанный не идет. Мгла вокруг. На пороге Я стою, Вся в тревоге, И пою. Где ж мой друг?

Холод веет, Сад мой пуст, Сиротеет Каждый куст. Скучно мне. Распрощался Ты легко И умчался Далеко На коне.

По дороге Я гляжу, Вся в тревоге, Вся дрожу, — Милый мой! Долго стану Слезы лить, В сердце рану Бередить, — Бог с тобой!

Шопенгауэр из подполья

Лирический герой поэзии Сологуба — это во многом маленький человек Гоголя, Пушкина, Достоевского, Чехова. Огромный личный опыт подавления человеческой личности будущего великого писателя позволил ему воплотить личные страдания в метафизический облик униженного и оскорблённого народа.

Всё дано мне в преизбытке,- Утомление труда, Ожиданий злые пытки, Голод, холод и беда.

Деготь ярых поношений, Строгой славы горький мед, Яд безумных искушений, И отчаяния лед,

И — венец воспоминанья, Кубок, выпитый до дна,- Незабвенных уст лобзанья,- Всё, лишь радостъ не дана.

Сологуб абсолютизировал личные страдания, возводя их к страданиям человечества, придавая им некий космический характер. Один из критиков сказал о нём: «Это какой-то русский Шопенгауэр, вышедший из удушливого подвала». Открытые Достоевским трагизм и уродливость человека из подполья лирически раскрылись в поэзии Сологуба. Недаром на Западе его воспринимали наследником Достоевского.

Как бессвязный рассказ идиота, Надоедлива жизнь и темна. Ожидаю напрасно чего-то, — Безответна ее глубина.

Перепутаны странно дороги. А зачем-то куда-то бреду. Предо мною в багряном бреду Терема золотые, чертоги.

В 1892 году Сологуб переезжает в Петербург, там получает место учителя математики, а затем становится инспектором Андреевского училища и членом Петербургского училищного совета.

В Петербурге Тетерников знакомится с поэтом и философом Николаем Минским, секретарём журнала « Северный вестник» и становится сотрудником этого журнала. Минский вводит его в круг «старших символистов»: З. Гиппиус, Д. Мережковского, К. Бальмонта.

Сологуб становится представителем и пропагандистом этого направления в поэзии. Однако в его творчестве было и нечто, отличающее его от классического символизма: ирония, сарказм — это то, что выламывало музу Сологуба из этих канонических рамок.

Тогда насмешливый мой гений Подсказывал немало мне Непоэтических сравнений. Я в поле вышел при луне, —

На мякоть зрелого арбуза Похожа красная луна, А иногда и жабы пузо Напоминала мне она. —

эти сравнения явно были не из лексикона символистов. Или вот, например, стихотворение « Объявления»:

Нужны врачи и фельдшера, — Так объявляют все газеты, — Нужны портные-мастера. А вот кому нужны поэты?

Где объявление найдёшь: «Поэта приглашаем на дом Затем, что стало невтерпёж Обычным объясняться складом,

И мы хотим красивых слов, И души в плен отдать готовы!» «Купить имение готов». «Нужны молочные коровы».

Или вот совершенно изумительное стихотворение из цикла « Свирель»:

Читайте также:  Главные реки 4 класс литературное чтение конспект

«Бойся, дочка, стрел Амура. Эти стрелы жал больней. Он увидит, — ходит дура, Метит прямо в сердце ей.

Умных девушек не тронет, Далеко их обойдёт, Только глупых в сети гонит И к погибели влечёт».

Лиза к матери прижалась, Слёзы в три ручья лия, И, краснея, ей призналась: «Мама, мама, дура я. »

Так что Фёдор Сологуб был не совсем обычным символистом. Его поэтическое творчество не исчерпывается репутацией воинствующего декадента и эстета, оно сложнее, богаче и значительнее. В его эстетических принципах главным было требование «внешней простоты», общепонятности и прозрачности искусства. Это отмечал и Блок, подчёркивая «простоту, строгость и отсутствие какой бы то ни было пряности и мишуры», отличавшую тогда символистскую поэзию.

В поле не видно ни зги. Кто-то зовет: «Помоги!» Что я могу? Сам я и беден и мал, Сам я смертельно устал, Как помогу?

Кто-то зовет в тишине: «Брат мой, приблизься ко мне! Легче вдвоем. Если не сможем идти, Вместе умрем на пути, Вместе умрем!»

К. Чуковский писал, что впервые прочёл этот стих «ещё мальчиком»:

«Меня поразила аскетическая простота этих строк. Ни одного эпитета, ни единой метафоры, никакого щегольства перезвонами, никакого красноречия, никаких патетических жестов, словесных орнаментов, нищенски бедный словарь — но в этом отсутствии всяких эффектов и заключался сильнейший эффект: чем безыскусственнее была форма этих внешне убогих стихов, тем вернее они доходили до сердца. Тем-то и поразили меня эти стихи: я понял, что для такой безыскусственности требуется большое искусство, что в этой предельной простоте — красота:

Что я могу. Как помогу?

И это в то время, когда чуть не вся молодая поэзия культивировала вычуры, вывихи и выверты речи, когда в литературе уже начинало царить пустозвонное краснобайство бальмонтовщины. И другие стихи Сологуба, которые мне случалось в то время читать, прельщали меня все той же благородно-классической красотой простоты — красотой, чуждающейся всяких прикрас».

Источник

Забелелся туман за рекой.

Анализ стихотворения Фёдора Кузьмича Сологуба «Забелелся туман за рекой. «

Настоящая любовь пришла к Федору Сологубу достаточно поздно, и его избранницей стала известная петербургская переводчица Анастасия Чеботарвская. К моменту заключения брака в 1908 году поэту исполнилось 45 лет, однако он ни одного дня не пожалел о том, что судьба свела его с этой замечательной женщиной.

Впрочем, знакомство с Анастасией Чеботаревской состоялось намного раньше, так как она являлась частой гостьей литературных вечеров и даже писала о Сологубе критические заметки в питерских журналах. К своему подопечному Чеботаревская относилась с определенной долей скептицизма, хотя и восхищалась его талантом, самобытностью и образным восприятием окружающего мира. Что касается Федора Сологуба, то он был давно и безнадежно влюблен в Анастасию, поэтому ее отъезд во Францию привел поэта в уныние. Он не знал, увидит ли когда-нибудь свою возлюбленную, и что именно сулит ему такая встреча.

Угнетенный одиночеством и страдающий от неразделенной любви, в 1900 году Федор Сологуб публикует стихотворение «Забелелся туман над рекой», каждая строчка которого наполнена тоской и грустью. «И теперь я совсем одинок», — отмечает автор, намекая на то, что отныне ему не встретить в литературном салоне Чеботаревскую , не устроить с ней дискуссию по поводу новый веяний в литературе, не услышать ее резких суждений по поводу символизма и молодых поэтов, считающих себя чуть ли не пророками. Спасают от чувства безысходности Сологуба лишь редкие загородные прогулки, когда он, наконец, может остаться один на один со своими мыслями и чувствами. «Огонь воскрешу, посижу, помечтаю один», — отмечает поэт, признаваясь, что его не тяготит отсутствие компании.

Действительно, для человека, который часть своей жизни прожил в провинции, работая обычным учителем, встреча с родной природой является некой отдушиной, успокаивающим бальзамом для исстрадавшегося сердца. «И потом, по теченью реки, потихоньку пойду босиком», — пишет поэт, находя в таких прогулках особое удовольствие, но при этом не забывая о том, что где-то далеко находится его дом, в котором уже, наверное, собрались многочисленные друзья. Правда, той единственной, ради которой бы стоило прерывать свое маленькое путешествие, среди них нет, и это по-настоящему огорчает поэта. Лишь надежда на то, что когда-нибудь он вновь увидит женщину, разлука с которой причиняет такую сильную боль, заставляет автора идти вперед и думать о завтрашнем дне с улыбкой.

Источник

Стихотворение «Забелелся туман за рекой» Сологуб Федор Кузьмич

Стихотворение “Забелелся туман за рекой” Федора Сологуба наполнено грустью и в то же время надеждой. Краткий анализ “Забелелся туман за рекой” по плану поможет ученикам 7 класса понять, с чем связаны эти чувства и какие художественные приемы автор использовал, чтобы их выразить. Его можно использовать для объяснения материала на уроке литературы.

Краткий анализ

История создания – стихотворение написано в 1885 году, известна даже точная дата – 27 июля. Напечатано оно было только пять лет спустя, в 1900-м году.

Тема стихотворения – одиночество, которое все же наполнено надеждой на встречу.

Композиция – одночастная, автор говорит об одиночестве в первых двух строфах и завершает произведение намеком на надежду.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – хорей с перекрестной рифмой.

Метафора – “огонь воскрешу“.

Эпитет – “берег невысок“.

Анафора – “одинок – один“.

История создания

Это произведение написано в период разлуки Сологуба с женщиной, в которую он был влюблен – Анастасией Чебораревской. Они с поэтом были знакомы много лет, однако романтических чувств с ее стороны не было, хотя они часто вели литературные споры и виделись у общих знакомых. Поэту было достаточно видеть ее, но когда Анастасия уехала в Париж, о почувствовал себя совсем одиноким. Это чувство одиночества и вложено в стихотворение “Забелелся туман за рекой”, написанное 27 июля 1885 года.

Напечатают произведение только пять лет спустя, в 1900-м году, а в 1913-м оно будет опубликовано в сборнике “Змеиные очи”. В 1908 году Федор Сологуб и Анастасия Чеботаревская все же поженятся.

LiveInternetLiveInternet

Фёдор Кузьмич Сологуб

В тени косматой ели, Над шумною рекой Качает черт качели Мохнатою рукой.

Качает и смеется,

Вперед, назад, Доска скрипит и гнется, О сук тяжелый трется Натянутый канат.

Снует с протяжным скрипом Шатучая доска, И черт хохочет с хрипом, Хватаясь за бока.

Держусь, томлюсь, качаюсь,

Вперед, назад, Хватаюсь и мотаюсь, И отвести стараюсь От черта томный взгляд.

Над верхом темной ели Хохочет голубой: — Попался на качели, Качайся, черт с тобой!-

В тени косматой ели Визжат, кружась гурьбой: — Попался на качели, Качайся, черт с тобой!-

Я знаю, черт не бросит Стремительной доски, Пока меня не скосит Грозящий взмах руки,

Пока не перетрется, Крутяся, конопля, Пока не подвернется Ко мне моя земля.

Взлечу я выше ели, И лбом о землю трах! Качай же, черт, качели, Все выше, выше… ах!

Стихотворение «Чертовы качели» написано Федором Кузьмичом Сологубом (1863–1927) 14 июня 1907 года. Оно вошло в сборник «Пламенный круг. Стихи. Книга восьмая», опубликованный в Москве в 1908 году.

У стихотворения необычная композиция. Оно состоит из девяти строф, причем две из них являются секстинами (от латинского «sex» – шесть). В начале стихотворения они чередуются с обычными четверостишиями, которые имеют форму abab. Строфы, в которых содержится по шесть строк, образуют схему cddccd и eddeed.

Действо, о котором повествует автор, напоминает страшный сон. В лесу высоко на ветвях подвешены огромные качели. Они раскачиваются сильнее и сильнее, угрожая гибелью лирическому герою – авторскому «я». Эти качели приводит в движение сам черт, поэтому автор понимает, что этот аттракцион не сулит ничего хорошего. Раскачиваясь все выше, поэт предчувствует, как в какое-то мгновение он соскользнет с доски и рухнет на землю. Финал стихотворения остается открытым, и читателю позволяется самому понять, чем закончится этот полет.

Сюжет этого стихотворения немедленно вызывает в памяти другое произведение – знаменитый «Фауст» Гете. Как и демон лирического героя в «Чертовых качелях», Мефистофель увлекает Фауста в водоворот событий, развлечений и удовольствий. Расплата за миг наслаждения будет страшной – мучительная смерть. Но оба – герой Федора Кузьмича Сологуба и доктор Фауст, принимают условия игры.

То, что поэт описывает именно сатанинскую игру, можно подтвердить с помощью особенностей стихотворения. Например, автор использует живую бытовую лексику. Текст произведения изобилует междометиями («ах!»), звукоподражательными словами («лбом о землю трах»), просторечные выражения («мотаюсь», «крутяся», «шатучий»). Есть в тексте прямая речь, которая создает впечатление шутливой перебранки:

Читайте также:  Город мальчик река друг газета сосед кинофильм спектакль товарищ подруга

Визжат, кружась гурьбой: «Попался на качели, Качайся, чёрт с тобой». Постоянно встречаются повторы: Качает и смеётся, Вперёд, назад, Вперёд, назад. Держусь, томлюсь, качаюсь, Вперёд, назад, Вперёд, назад…

Интересна поэтическая фонетика. Все стихотворение словно наполнено разными звуками, неизменно сопровождающими движение качелей. Вот благодаря аллитерациям скрипят ветви елей: «косматой», «качает», «доска», «канат». Вот раздается смех черта: «хохочет», «хрипом», «хватаясь». Вот свистит ветер в ушах: «стремительной», «скосит», «бросит».

Образ чертовых качелей можно интерпретировать как символ жизни. Если представить, что взлеты и падения на качелях – это жизненные радости и неудачи, то становится понятно, почему лирического героя не страшит близкое падение. Ведь смерть – это закономерный итог любой жизни. Таким образом, с помощью обращения к мистике поэт предлагает взглянуть на привычные вещи иным взглядом.

Композиция

В стихотворении три строфы, которые последовательно развивают мысль поэта об одиночестве.

В первой он создает экспозицию: описывает пейзаж и одной короткой строкой выдает своей душевное состояние. Во второй строфе лирический герой Сологуба рассказывает, как он борется со своей тоской: раскладывает на берегу костер и мечтает о чем-то (скорее всего, о своей возлюбленной). При этом очевидно, что такое одиночество его не тяготит.

Третья строфа – это подведение итога всего стихотворения: лирический герой, намечтавшись, просто идет домой. Но огоньки, которые указывают на то, что он недалеко – это еще и символ надежды на счастье.

Анализ стихотворения Сологуба “Я – бог таинственного мира

Умение очень четко и лаконично формулировать свои мысли является отличительной особенностью творчества Федора Сологуба. Он считал себя символистом и даже в самом непримечательном событии пытался угадывать знаки судьбы. Это увлекательное занятие, безусловно, отразилось на творчестве знаменитого поэта и драматурга, который нередко шокировал публику нетипичными выводами, сделанными из простых и, на первый взгляд, понятных фактов.

Внутренний мир Федора Сологуба практически всегда оставался “за кадром” его произведений. И на то были

свои причины, так как этот автор не торопился впускать в свою жизнь других людей. Лишь небольшой круг приближенных могу судить о том, насколько ранима душа у этого человека, который очень близко к сердцу принимал любые неудачи. Причем, не только свои, но и тех людей, которые были для него по-настоящему дороги.

В 1896 году он опубликовал стихотворение “Я – бог таинственного мира…” , которое, на первый взгляд, может показаться очень заносчивым и высокомерным. Действительно, уже в первой строчке автор утверждает, что он выше других в духовном плане, и ему доступно для понимания то, что для окружающих

являются тайной за семью печатями. Однако развивая собственную мысль, Сологуб отмечает, что его мысли весьма далеки от реальности, подчеркивая при этом: “Весь мир в одних моих мечтах”. Это означает, что у поэта существует своя Вселенная, в которую он не желает никого впускать. Приоткрыть завесу тайны над своими мыслями и чувствами для него равносильно духовному самоубийству. При этом Сологуб хочет донести до читателей мысль, что он не страдает высокомерием и не пытается задеть чье-то самолюбие.

“Не сотворю себе кумира ни на земле, ни в небесах”, – подчеркивает автор, считая, что возвышаться над толпой так же глупо, как и принижать свои собственные достоинства. Поэт пытается уйти от повседневной обыденности, но при этом осознает, что жизнь вынуждает его быть частью социума. И для того, чтобы сохранить свой внутренний мир, такой романтичный и иллюзорный, Сологуб выводит для себя определенную формулу, отмечая: “Своей божественной природы я не открою никому”, Лишь ночью, когда на улицах стихает городской шум, и нет необходимости лицедействовать перед людьми, поэт признается, что чувствует себя свободным. Покой и тьма – его верные спутники и молчаливые слушатели, которым можно доверить самые сокровенные мысли и чувства.

Средства выразительности

В этом стихотворении Федор Сологуб использует минимум художественных средств:

  • Метафора – “огонь воскрешу“.
  • Эпитет – “берег невысок“.
  • Анафора – “одинок – один“.

Такой минимализм объясняется тем, что в основном для выражения мыслей и эмоций автора используются не тропы, а символы. Изображенное им маленькое путешествие символизирует собой большое путешествие – жизнь. Река – это путеводная нить, которая приводит человека к его дому. Таким образом с помощью символов автор высказывает свою философскую позицию относительно жизни и отношения к ней человека вообще.

Анализ стихотворений«Зеленый шум» анализ стихотворения Некрасова по плану кратко – идея, смысл, средства выразительности, эпитеты

Анализ стихотворений«Если жизнь тебя обманет» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – год, тема, идея

Источник



Анализ стихотворения «Забелелся туман за рекой» Сологуба

Стихотворение “Забелелся туман за рекой…” относится к ранней лирике поэта-символиста Фёдора Сологуба. Оно наполнено грустью и в то же время надеждой. Краткий анализ “Забелелся туман за рекой…” по плану поможет ученикам 7 класса понять, с чем связаны эти чувства и какие художественные приёмы автор использовал, чтобы их выразить. Его можно использовать для объяснения материала на уроке литературы.

Анализ стихотворения «Забелелся туман за рекой» Сологуба

Краткий анализ

История создания – стихотворение написано в 1885 году, известна даже точная дата – 27 июня. Напечатано оно было только пятнадцать лет спустя, в 1900-м году.

Тема стихотворения – одиночество, надежда на встречу. Это пейзажная и философская лирика.

Композиция – одночастная, автор говорит об одиночестве в первых двух строфах, а третьей – выражает надежду на встречу.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – анапест; рифмовка перекрёстная и кольцевая.

Метафора – “огонь воскрешу“.

Эпитет – “берег совсем невысок“.

Анафора – союз “и“.

История создания

Об этом произведении иногда говорят, что оно относится к периоду разлуки Сологуба с женщиной, в которую он был влюблён, – Анастасией Чеботаревской. Эти чувства якобы и вложены в стихотворение “Забелелся туман за рекой…”, написанное 27 июня 1885 года. Однако в 1885 году начинающий поэт работал в провинции учителем математики, а будущей жене Сологуба было только 8 лет. К тому же познакомились они только в 1907 году, когда уже оба жили в Петербурге, а в 1908 поженились. Значит, эта версия обманчива, хотя красива.

Напечатано произведение только через пятнадцать лет после написания, в 1900-м году, а в 1913-м оно опубликовано в сборнике “Змеиные очи”.

Это стихотворение рассказывает о том, какие чувства испытывает лирический герой, оказавшийся в одиночестве. Оно не тяготит, однако тоска всё же сжимает сердце. Очевидно, что лирический герой всё же не отказался бы от встречи, но это должен быть конкретный человек. И этот человек воплощает для него понятие дома.

Композиция

В стихотворении три строфы, которые последовательно развивают мысль об одиночестве.

В первой он создаёт экспозицию: описывает пейзаж и одной короткой строкой выдаёт своё душевное состояние. Во второй строфе лирический герой Сологуба рассказывает, как он борется со своей тоской: раскладывает на берегу костёр и мечтает о чём-то. При этом очевидно, что такое одиночество его не тяготит.

Третья строфа – это подведение итога всего стихотворения: лирический герой, намечтавшись, просто идёт домой. Но огоньки, которые указывают на то, что дом недалеко, – это еще и символ надежды на счастье.

Это философское произведение, в котором автор показывает свою позицию относительно одиночества: его такое положение дел не тяготит, однако хотелось бы, чтобы рядом был дом, где его ждут. Он думает о завтрашнем дне с улыбкой, поскольку надеется на встречу с кем-то дорогим.

Стихотворение написано трёхстопным анапестом; рифмовка перекрёстная (во второй строфе – кольцевая), что создаёт напевность и позволяет с лёгкостью воспринимать его читателю с любым опытом.

Средства выразительности

В этом стихотворении Фёдор Сологуб использует минимум художественных средств:

  • Метафора – “ огонь воскрешу “.
  • Эпитет – “ берег совсем невысок “.
  • Анафора – союз “ и “.

В стихотворении есть повторы: слова “совсем” и корней слов “один (одинок)”.

Такой минимализм объясняется тем, что для выражения мыслей автора используются не тропы, а символы. Изображённая им прогулка символизирует собой большое путешествие – жизнь. Река – путеводная нить, которая приводит человека к его дому. Таким образом с помощью символов автор высказывает свою философскую позицию относительно жизни и отношения к ней человека вообще.

Источник

Adblock
detector