Меню

Где находится река алфей

Fonte Aretusa. История и легенда

Древняя легенда об Аретузе и Алфее витает над островом Ортиджия в Сиракузах и окружает один из самых красивых памятников города, Фонтан Аретузы, аурой таинственности и романтики.

Fonte Aretusa

Фонте Аретуза, расположенный на острове Ортиджия, является одним из самых красивых и любимых мест в Сиракузах.

Fonte Aretusa, вид с воздуха

Помимо мифа об Алфее и Аретузе, Фонте Аретуза – это не что иное, как источник пресной воды, поступающей из недр земли. Точный путь, по которому пресная вода попадает сюда (напоминаю, Ортиджия это остров, окруженный морем) доподлинно неизвестен. Считается что это либо река Чиан (Ciane) либо река Анапо (Anapo), либо обе реки вместе, смешивающиеся под землей.

Фотография фонтана в конце 19 века.

Важность Фонте Аретуза в древности была связана именно с пресной водой, и до 1169 года в фонтане действительно была чистая и пресная вода.

В 1169 году произошло сильное землетрясение, в результате которого источник высох на несколько дней, а затем, когда вода вернулась, было обнаружено, что у нее появился солоноватый привкус. С тех пор вода в Фонте Аретуза всегда оставалась солоноватой.

Сегодня Фонте Аретуза это небольшое полукруглое озеро, населенное утками и рыбами. Выглядит он немного заросшим, однако это не обычная растительность, это папирус.

Папирус на Сицилии

Большой куст папируса посередине фонтана Аретузы

Неслучайно Fonte Aretusa жители Сиракуз называют «funtana re papiri», то есть «фонтаном папируса».

Знаете ли вы, что Фонте Аретуза в Ортиджии и русло реки Чиане являются единственными местами произрастания дикого папируса во всей Европе?

На протяжении веков многочисленные писатели и поэты упомянали Fonte Aretusa в своих записях. Цицерон в своей «Веррине» говорил о нем как о «невероятно большом источнике, изобилующем рыбой и расположенном так, что морские волны захлестнули бы его, если бы он не был защищен массивной каменной стеной».

Подборка из исторических фотографий фонтана

Классические авторы, такие как Вергилий, Овидий, Пиндар, а в последнее время – литературные личности такого уровня, как Джон Мильтон, Андре Жид и Габриэле Д’Аннунцио, также упоминали этот источник.

Легенда об Аретузе и Алфее

“Там, где Пле­ми­рия мыс Сика­ний­ские вол­ны раз­ре­зал,
Ост­ров напро­тив лежит, что Орти­ги­ей издав­на звал­ся.
Мол­вят: Алфея поток, таин­ст­вен­ный путь под глу­бо­ким
Дном мор­ским про­ло­жив, течет сюда из Элиды,
В устье сли­ва­ясь тво­ем, Аре­ту­за, с вол­ной сици­лий­ской”.
Вергилий, Энеида, Книга 3

Самый известный миф, связанный с Фонте Аретуза Ортиджии, – это миф, в котором главным героем является нимфа Аретуза.

Легенда рассказывает о прекрасной Аретузе, одной из нимф, следующих за богиней Артемидой (Дианой). Нимфа во время охоты отошла от группы и оказавшись на берегу реки, решила искупаться, чтобы остыть от дневного зноя.

Речной бог Алфей, увидев Аретузу в воде моментально влюбился в нее. Очарованный красотой Аретузы, Алфей явилася нимфе в человеческом обличье: он превратился в белокурого красивого мужчину.

Аретуза попыталась сбежать в лес, однако понимая, что ей не удасться убежать самостоятельно, она взмолилась о помощи к богине Артемиде (Диане), и та, чтобы спасти ее от хватки Алфея, превратила ее в облако и ветром запустила её в сторону Сицилии.

Статуя Алфея и Аретузы возле фонтана, Сиракузы.

Прилетев к Ортиджии, облако капля за каплей выпало на земелю и в этом месте образовался источник пресной воды.

Алфей, потеряв любовь всей своей жизни, не мог смириться и каждый день умолял богов положить конец его боли. Зевс пожалел его и позволил добраться до объекта своей страсти – для этого ему пришлось вырыть подземный ход под Ионическим морем, так что он смог выйти на Ортиджии (не забываем, Алфей – речной бог) рядом со своей возлюбленной, которая, убежденная столькими усилиями и настойчивостью, уступила. Артемида решила скрепить их чувства, создав пещеру под источником, чтобы их воды текли вечно в бесконечных объятиях.

Расстояние от реки Алфей (Alfeios) до Сиракуз. Зевсу явно пришлось потрудиться.

Легенда об Аретузе и Алфее подпитывает распространенное мнение о том, что воды Фонте Аретуза в Ортиджии обладают силой дарить радость, любовь и плодородие молодым парам, которые их касаются.

Алфей и Аретуза в культуре искусстве

За два тысячелетия легенды об Аретузе, на эту тему были написаны книги, картины, созданы статуи и прочие произведения искусства.

Читайте также:  Главные реки россии по длине

Профиль Аретузы был очень популярен на монетах в Древней Греции, причём монеты с изображением Артезы чеканились не одно столетие.

Аретуза на Древнегреческой монете. Другая монета с Аретузой

Известный Древнегреческий чеканщик Эвенето знаменит своими монетами с изображением Артузы. (Чеканщик монет из 5 века до нашей эры известен по имени, история это удивительная штука :)) В честь его монет в 1966 году даже выпустили Лиру с одним из его рисунков Аретузы.

500 лир 1966 года

Ниже представлены некоторые произведения искусства, в которых упоминается Аретуза, далеко не полный список.

Книги:

  • Ovidio, Metamorfosi
  • Esiodo, Teogonia
  • Omero, Odissea
  • Pausania. Descrizione della Grecia
  • Virgilio, Bucoliche.
  • Virgilio, Eneide
  • Teocrito, Idilli
  • Giovanni Pascoli, Il ritorno
  • Giosuè Carducci, Rime nuove
  • Dante, Inferno
  • Boccaccio, Comedia delle ninfe fiorentine (XVIII) e Amorosa visione (XXV).
  • Sannazaro, Arcadia
  • Ariosto, Orlando furioso
  • Montale, L’estate in Le occasioni
  • Mario Luzi, Evento in Avvento Notturno
  • Salvatore Quasimodo, Auschwitz in Il falso e vero verde
  • Gabriele d’Annunzio, L’Oleandro e L’Onda
  • Percy Bysshe Shelley, Arethusa
  • John Keats, Endimione
  • Alberto Lollio, Aretusa – un esempio di poesia pastorale drammatica.

Картины:

Алфей и Аретуза. Филиппо Лаури, XVII Алфей и Аретуза. Карло Маратта, 1655 Алфей и Аретуза. Бернард Пикарт, 1730 Фонтан Аретузы. Абрахам Дюкрос, 1780 Граффити Алисы Пасквини. Сиракуза, 2014

Статуи и декор:

Алфей и Аретуза. Баттиста ди Доменико Лоренци, 1568 Алфей и Аретуза в декоре фонтана на улице Гро-Орлож. Руан, Франция. Алфей и Аретуза. Франческо Маринали, XVII

Источник

Алфиос

Реки

Алфиос, Алфей — река в Греции. Алфиос и Эвротас — крупнейшие реки на Пелопоннесе. Длина реки — 112 километров, это самая длинная река на Пелопоннесе. Площадь водосборного бассейна — 3600 квадратных километров. Исток находится у западного подножия Парнона в Аркадии, к югу от Триполиса. Течёт на юг до Мегалополис, затем поворачивает и течёт в северо-западном направлении к древней Герее русск. , поворачивает на запад, течёт через Элиду и впадает мимо Олимпии в северную часть залива Кипарисиакос Ионического моря.

Река Алфиос на карте Пелопоннеса

Стремительная в Аркадии река становится в Элиде более спокойной. Крупнейшие притоки — правые: Ладон и Эримантос (англ.)русск.. Более мелкие притоки также правые: Энипеас (греч.)русск., Лусиос (англ.)русск. (Гортиний), Кладеос (англ.)русск. и другие. Левые притоки: Карнион (греч.)русск., Селинус (греч.)русск., Ахерон (греч.)русск. и другие.

Алфиос и Кладеос ограничивают с юга и запада священный участок (Алтис) в Олимпии.

Река переносит огромное количество отложений, которые образовали обширную аллювиальную равнину и озера, бывшие ранее морскими лагунами: Кайафа и Агулиница (греч.)русск., эстуарий сместился на четыре километра с античных времён. В 1962 году построена плотина и мост на реке у села Флокас и создано одноимённое водохранилище (греч.)русск. для орошения, а с 2010 года — гидроэлектростанция.

Мосты в Каритене (англ.)русск.: современный и периода франкократии (XIII век)

Два моста пересекают реку в Каритене (англ.)русск.: современный и периода франкократии (XIII век).

Согласно греческой мифологии Алфей, бог реки, был сыном титанов Океана и Тефиды. Когда нимфа Аретуса, преследуемая Алфеем, бежала на остров Ортигию близ Сиракуз и там превратилась в источник, Алфей сделался рекой, которая, протекая под морем, наконец соединилась с этим источником. По другому, вероятно, более древнему сказанию, бог реки, любивший Артемиду, преследовал её до устья реки или до острова Ортигии.

В честь Алфея и Артемиды сооружён был в Олимпии общий жертвенник.

Источник

Алфей

Алфей – главная река олимпийского мифа. Вокруг неё всё и вертится. Она восхищала богов, сама причислялась к перевоплощённым божествам, ею любовался Геракл, выбрав именно её местом поклонения 12-ти главным святым и на её берегах учредив главные священные состязания, построив храмы, стадион и разбив парк.

Вот слова Павсания: «Дойдя до Олимпии, мы встречаем, здесь, наконец, воды реки Алфея, полноводной и прекрасной, так как в Алфей впадает много других рек, из них семь заслуживает особого упоминания…» Далее Павсаний начинает описывать притоки Алфея <7, стр. 22>. Т.е. даже не сама священная река, а её притоки (запомним число семь) и то достойны упоминания. Из какой они страны вытекают, мимо каких городов несут свои полные воды, какая в них водится рыба. Что уж говорить о самом Алфее. О нём Павсаний приводит аж несколько сказаний. Алфей – это, согласно верованиям древних, вообще не просто река, а перевоплощённый бог. Надо сказать, что здесь с ним солидарны практически все древние писатели, посетившие в разные эпохи священную речную долину. Алфей велик.

Читайте также:  Одно из самых популярных мест в северной америке образован одноименной рекой

Пиндар также восхищается этой рекой, описывая её исключительно в превосходных степенях. Легенды рассказывают нам, что по Алфею в Олимпию многие участники прибывали на кораблях. Т.е. Алфей был судоходным Более того, нам сообщается, что эта строптивая река в один из разливов нанесла столько песка и ила, что на тысячу с лишним лет похоронила под ними целый древний священный юрод, который мы сегодня можем лицезреть только благодаря раскопкам.

Начитавшись Пиндара и Павсания, наивный восторженный турист сегодня, едва оказавшись в Олимпии, спешит на чудесные берега того самого могучего Алфея. И здесь его ждёт небольшое, мягко говоря … разочарование.

По всему видно, что с тех славных пор много воды утекло. Конечно, в России и в Греции могут быть разные понятия о реках, но, тем не менее, сегодня Алфей даже ручьём назвать язык не повернётся. Перепрыгнуть через эту могучую реку, куда в античности заходили корабли с прибывавшими на состязание атлетами, царями и просто любителями спорта, сегодня может семилетний ребёнок[25]. Сегодня Алфей уже не тот Алфей… Если, конечно, он когда-нибудь вообще был тем Алфеем.

И здесь впору снова вспомнить дунайскую версию. Дунай, который в самом деле не раз всплывает «вдруг», когда Пиндар пишет об Олимпии или олимпийских делах Геракла, бесспорно велик. Это вторая по величине река Европы после Волги. Он протекает через всю Западную Европу, имея длину около трёх тысяч километров и впечатляющую ширину в низовьях. На его берегах стоят многие древние европейские столицы и красивейшие города мира. Течение Дуная стремительно и он действительно строптив. Только за последние 10 лет он дважды разливался, серьёзно затопив Вену, Будапешт, Белград, Братиславу и многие небольшие города. В устье Дунай разветвляется (согласно Геродоту) на семь рукавов, образуя прекрасную дельту (вспомним Павсания и семь прекрасных притоков Алфея[26]). Надо полагать, что и рыбы в нём водилось в древности довольно, чтобы хватало прокормиться многим жившим по течению народам. О чём, собственно, и поведали античные географы. Дунай судоходен до сих пор и является лучшей артерией, связывающей европейские народы. Если и проводить всеобщий европейский сбор в древности, то удобнее места, чем дельта Дуная, не найти. Южане и жители востока могут приплыть по морю в устье реки, а жители запада и севера по самой реке и её многочисленным притокам, пронизывающим практически всю западную и центральную Европу. Такую реку не грех и священным потоком назвать (т.е. Алфеем, или Алтаем). Дунай не худший претендент на звание Алфея, чем тот ручей, который сегодня так называется.

Но как же священная роща, руины храма Зевса, стадион и кувшины, которые лежат в музее Олимпии? – спросит кто-то из читателей. Разве это не доказательства? Отвечу так – скорее опровержение, чем доказательство. Дело в том, что руины храма в Олимпии ничем не примечательны. Таких руин в южной Европе огромное множество. На том же Дунае существует не один десяток раскопов античных поселений и святилищ куда больших масштабов. Взять хотя бы величественную Сармизегетузу в Румынии. Это и священная роща, и астрономический храм, и святилище, и огромный стадион. Есть и курганы-холмы, в которых, кстати, раскапывались царские захоронения. Ничем не хуже Олимпии.

Остатки античного храма и гигантского стадиона в Сармизегетузе. Город этот был крупнейшим религиозным и культурным центром Дакии. Располагался на холме, ничуть не уступающем холму в Олимпии.

Остатки величественного храма в Сармизегетузе. Ничем не хуже храма Зевса в Олимпии. Возле храма есть столбы, которые, как считается, использовались для каких-то астрономических вычислений. Например, точки весеннего равноденствия.

Более того, если верить Пиндару, Павсанию и другим древним авторам, то в Олимпию стекались скульптуры победителей со всех великих игр. Поставить свою статую в Олимпии считалось более чем престижным. Это была мечта любого атлета. За тысячу сто лет проведения олимпиад в этом месте должно было скопиться огромное количество статуй. В списке Ллойда сотни имён олимпийских победителей, Плиний Старший говорит о трёх тысячах статуй, которые он видел в Олимпии своими глазами. Т.е. одним из главных признаков попадания в «десятку», в смысле поисков Олимпии, должно служить обнаружение огромного хранилища статуй атлетов. Что раскопали за полторы сотни лет в Греции археологи? Практически ничего. Где статуи – главный признак того, что это Олимпия? Где хотя бы место для их установки? Этот вопрос неприятный, но справедливый. Сегодня нам показывают несколько десятков каких-то каменных тумб, заявляя, что это постаменты от статуй, а статуи были разворованы и бесследно исчезли. Но, во-первых, совершенно не очевидно, что предъявляемые каменюги – это постаменты, а во-вторых, даже если это так, то всё равно их мизерно мало, и с чего взяли археологи, что на них стояли статуи именно атлетов-олимпиоников, а не, скажем, богов или эпических героев. Где три тысячи постаментов? Да и кому нужны статуи первобытных атлетов, как правило, грубой работы? Зачем они якобы грабившим Олимпию кочевникам и готам? Тащить с собою в далёкие степи такую тяжесть вряд ли кто-то захотел бы. Если бы их просто разбили, то остались бы осколки. Ничего нет. Это подозрительно.

Читайте также:  Падение реки ангара с расчетом

Стадион в Олимпии. Слишком скромное сооружение для события мирового масштаба, которое проходило более тысячи лет. Трибуны представляют собою просто небольшую земляную насыпь. На этой насыпи якобы и сидели римские императоры, греческие цари и многочисленные заморские гости (более 10 000 человек на каждом празднике).

Стадион в Олимпии также не говорит нам о своём далёком прошлом и своём великом создателе ничего. Это прямоугольная площадка длиною в стадий (около 200 метров) и земляная насыпь сбоку. Насыпь есть, как нам говорят, трибуны, принимавшие царей, императоров, героев, поэтов, мыслителей, первобытную знать и тысячи просто любителей спорта со всей Эллады, а в более поздние времена и со всего цивилизованного мира античности. Тысячу с лишним лет образованные греки, создававшие великолепные храмы, прекрасные скульптуры, города и, кстати, амфитеатры, сидели ягодицами на земле, наблюдая за величайшими событиями их современности – олимпийскими играми. Например, на турецком побережье в каждой мало-мальски значимой античной эллинской деревушке вам покажут внушительных размеров каменный амфитеатр – место массовых местечковых собраний, представлений и священных действий. В Олимпии тоже были храмы, бани, гостиницы. Но там, где происходило главное действо, кульминация всего праздника – соревнования, всё было устроено более чем скромно. На стадионе в Олимпии трибун нет. Сидели прямо на земле.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник



Алфейос — Alfeios

Альфейос ( греч . Αλφειός , также латинизируется как Алфей , Альфейос ) — самая длинная река Пелопоннеса в Греции . Длина реки составляет 110 километров (68 миль), она протекает через региональные единицы Аркадия и Элида . Его источник находится недалеко от деревни Доризас , примерно на полпути между Триполи и Мегалополи в высокогорье Аркадии . Он течет на юго-запад в сторону Мегалополи, где он был отведен вокруг карьеров бурого угля . В Токнии он принимает свой правый приток Элиссонас и продолжается на север в сторону Каритайны . Ниже Каритайны Лусиос впадает в Альфейос, а Альфейос продолжается на северо-запад, проходя к северу от Андритсайны . Около Трипотамии реки Ладон и Эримантос впадают в Алфейос. Затем Алфейс течет на запад вдоль Олимпии и впадает в Ионическое море к югу от Пиргоса .

Древняя дорога, соединяющая Патры и Каламату, пролегала вдоль этой реки на большей части восточнее Олимпии.

В греческой мифологии , то пени и Алфей были две реки вновь разгромлена Гераклом в его пятом труде , чтобы очистить скверну от авгиевых конюшен в течение одного дня, задача которой , как предполагали, что невозможно. Поэма Роджера Кайлуа под названием Le fleuve Alphée (река Альфей ) в основном посвящена этой реке.

В Энеиде , Вергилий описывает Алфей , как течет в море , чтобы возродиться в Ортиджии на Сицилии , или «так работает сказку».

Река несколько раз исчезает в известняковых горах Аркадии и вновь появляется после того, как протекает на некотором расстоянии под землей. Отсюда и упоминание поэтом Сэмюэлем Тейлором Кольриджем реки по имени Альф в его стихотворении « Кубла-хан» , хотя он перенес местоположение реки в Монголию Хубилай-хана; «Где текла священная река Альф»

Источник

Adblock
detector