Меню

Где находится река чалдон

Где находится река чалдон

Чалдоны: где в Сибири живут последние коренные русские

Место обитания во многом определяет особенности домашнего быта, уклада и способы ведения хозяйства людей. Климат и природные условия оказывают большое влияние на их жизнь. В Сибири, например, есть такой малочисленный народ, как чалдоны. И хотя его представители являются потомками русских переселенцев, их обычаи и традиции после переезда стали заметно отличаться от тех, что соблюдали их предки. Как же выходцы из европейской части нашей страны стали чалдонами?

Кто они такие?

Чалдоны – это потомки русских, прибывших на обширные сибирские территории в период конца XVI – XVII столетия. В настоящее время представители этой малочисленной этнической группы живут в отдалённых деревнях. И их самобытная культура нуждается в сохранении. Например, в Новосибирске работает государственный ансамбль песни и танца «Чалдоны».

Примечательно, что многие представители этой народности были язычниками. Первые русские переселенцы в красных углах своих избушек устанавливали статуэтки различных божков. Потом они массово приняли христианство под влиянием усилившегося потока мигрантов из России.

На смену божкам пришли православные иконы, но определённые пережитки языческих верований сохранились у первых русских переселенцев до сих пор. Возможно, из-за постоянного общения с соседями – коренными народами Сибири. Многие исследователи замечали среди икон в красных углах чалдонских избушек небольшие статуэтки идолов, вырезанные из костей различных животных.

Эти люди часто противопоставляли себя русским, перебиравшимся в Сибирь намного позднее их. Они сторонились ссыльных, каторжан, беглых крестьян и прочих выходцев из европейской России, живя своим устоявшимся веками укладом.

Странное слово «чалдон»

Этимология слова «чалдон» вызывает споры среди лингвистов и по сей день. Сами представители этой народности называют четыре основные версии происхождения этнонима:

  • чалдон – это человек с Дона;
  • чалдоны – это люди, прибывшие на челнах с Дона;
  • чалдон – это человек с реки, ведь слово «дон» в переводе со скифо-сарматского языка означает «река»;
  • чалдоны – это выходцы из местности, располагающейся между рекой Чалкой (Чалой) и Доном.

Все версии имеют право на существование, тем более что чалдонские деревушки действительно стоят на берегах рек.

Отдельные лингвисты считают, что слово «чалдон» имеет монгольское происхождение: заимствовано из некого местного сибирского диалекта. Например, на это указывал известный филолог Владимир Иванович Даль в своём Толковом словаре живого великорусского языка.

Другие специалисты полагают, что название народа возникло от слова «челядь» (слуги). Дескать, они – потомки беглых крепостных крестьян.

Происхождение народа

Сами чалдоны уверены, что они пришли на свои земли раньше, чем казаки атамана Ермака Тимофеевича (1532-1585), которого называют легендарным завоевателем Сибири. Вероятно, некоторые русские переселенцы действительно мигрировали за Урал и далее на восток ещё во времена княжеской Руси. На это указывает жизненный уклад людей, сохранивших языческую веру далёких предков, хотя и влияние казацких обычаев на быт и мировоззрение чалдонов отрицать нельзя.

Внешний вид представителей данного народа мало отличает их от русских. Это типичные европеоиды, у них светлые глаза. Правда, отдельные черты коренных народов Сибири в облике чалдонов всё же проступают. Не случайно более поздние переселенцы иронично называли этих людей «жёлтопупыми».

Лица типичных представителей данного народа шире и смуглее, чем у русских. А их голубые и зелёные глаза в детстве бывают узкими, отдельные монголоидные черты в их облике проявляются и в зрелые годы.

Соседи считают чалдонов упрямыми людьми. Они, как правило, медлительны, добросовестны и независимы.

По мнению большинства учёных, этногенез чалдонов происходил на основе русских переселенцев (язычников и старообрядцев), казаков атамана Ермака Тимофеевича, беглых людей с Дона и представителей коренных народов Сибири.

Обычаи и традиции

Изначально чалдоны занимались рыболовством, охотой и другими промыслами. Это они первыми начали строить небольшие домики, так называемые заимки. Там для случайных путников оставляли небольшой запас провизии и спички, чтобы можно было отдохнуть и перекусить по дороге. Впоследствии обычай обустраивать в тайге охотничьи заимки переняли у чалдонов другие народы Сибири.

Их незамужние девушки носили белые и красные платки, а женщины – чёрные с вышивкой. Показаться в обществе без платка считалось недопустимым. А если волосы ещё и не заплетены в косу, то это уже позор.

У большинства народов России принято было усаживать гостей на самые почётные места за столом, выказывая им особое уважение, у чалдонов же всё не так. Даже если гостем являлся начальник, его положение было ниже, чем у хозяина дома и уважаемого члена местной общины (соседа). Вероятно, такой обычай сложился из-за неприятия чалдонами более поздних переселенцев из России, пришлых людей: каторжников и бродяг, которые воспринимались коренными сибиряками как гости на их земле.

Вообще, чалдоны живут общинами, для них характерен приоритет коллективных нужд над потребностями отдельного человека.

Одной из наиболее отличительных особенностей этого народа является жёсткое разделение гендерных ролей. Мужчина не имеет права даже заходить на женскую половину избы, брать в руки предметы кухонной утвари, чтобы «не осквернить» их своей энергетикой. То же самое касается и женщин. Они не могут прикасаться к молоткам, топорам, косам и другим предметам, относящимся к мужскому обиходу.

Нередко возле кухни устанавливают бачок с водой, чтобы хозяин дома мог хотя бы попить самостоятельно. Очевидно, эта традиция своими истоками уходит к обычаям казаков, которые также чётко разграничивают бытовые дела на мужские и женские.

Сибирский характер

Чалдоны всегда подчёркивают, что они никогда не были крепостными людьми. Вольность и личная свобода – краеугольный камень их самоуважения. Они не жалуют тех, кто угождает властям. Поговорка «Чалдон шапки не ломает» появилась неспроста.

Если представитель этого народа получает указание по работе от непосредственного руководителя, то он не спешит его выполнять, дабы не унизить своё достоинство. Поэтому создающееся иногда впечатление, что чалдоны ленивы, ошибочно.

Эти коренные сибиряки гордятся тем, что они – исконно русские, то есть потомки людей, которые перебрались на вольные земли ещё до реформ, начатых царём Алексеем Михайловичем Романовым (1629-1676), в результате которых Русь превратилась в Россию.

Источник

Река Алдан: описание, природа и интересные факты

Река Алдан (Якутия) – самый крупный приток на территории России. По объему стока занимает шестое место среди рек страны. Суровый край, где протекает Алдан, поражает своей нетронутой дикой красотой.

Чистейшая вода в сочетании с живописнейшими пейзажами обрывистого правого берега, растущими у воды могучими елями, непроходимыми таежными зарослями притягивает не только местное население, но и приезжающих издалека туристов.

Описание

Река Алдан — приток Лены (правый), относящийся к бассейну моря Лаптевых. Течет по территории Якутии, водосбор покрывает северо-запад Хабаровского края. Алдан обеспечивает Лену водой на одну треть. Описание:

  • длина – 2273 км;
  • площадь речного бассейна – 729 000 км 2 ;
  • количество притоков –275 (все они длиннее 10 км);
  • среднегодовой расход воды – 5060 м 3 /с;
  • средний уклон – 2,2 м/км;
  • скорость течения – от 1,2 м/с до 8 м/с;
  • количество озер в бассейне – больше 51 тысячи;
  • количество водостоков – более 114 тысяч;
  • ширина – от 20 до 1300 м;
  • минимальная глубина – от 0,2 метра (на перекатах);
  • высота над уровнем моря – 1400 м (верхнее течение).
Читайте также:  Миссисипи климатический пояс питание рек режим рек

На границе Якутии и Амурской области, в горах Станового хребта расположен исток реки Алдан. В верховье – это типичная горная речка, с множеством перекатов и бурным течением. Русло пролегает по горным ущельям, пересекая Алданское нагорье.

Город Томмот (с якутского переводится как «незамерзающий») основан в 1923 году, расположен по обоим берегам описываемой реки и является отправной точкой для судоходства. Далее Алдан приобретает характерные черты равнинной реки, протекая в тишине безлюдной и бескрайней якутской тайги.

Устье реки Алдан представляет собой несколько рукавов. Многочисленные крупные и мелкие острова — излюбленное место отдыха местных жителей и туристов.

Притоки

Многочисленные притоки создают густую и полноводную сеть, собирая воду с огромной территории. Река Алдан принимает воду от 275 притоков, самые крупные из них:

По длине рекорд за притоком Амга, он течет параллельно Алдану. Самый большой «приход» воды обеспечивает Учур, хотя по водосбору крупнейшим считается Мая, площадь составляет 171 тыс. кв.км. Из более чем пятидесяти тысяч пойменных озер Алдана крупнейшее – Большое Токо, его зеркало составляет 82,6 км 2 .

Гидрология

Река Алдан покрывается льдом уже в октябре. В начале-середине мая начинается ледоход, уровень воды может подниматься до 10 метров. Максимальный уровень полноводности приходится на июнь. В августе-сентябре изредка наблюдаются паводки. Основной источник пополнения воды – снег, дожди и многочисленные притоки с якутских и дальневосточных горных хребтов.

Во время паводка расход воды возрастает до 30 000-48000 м³/с. Зимой (февраль-апрель) он значительно снижается и составляет всего 230-300 м³/с. По химическому составу вода гидрокарбонатно-кальциевая с максимальным содержанием растворённых солей до 0,3 грамм на литр.

Флора и фауна

Река Алдан привлекает не только туристов, но и заядлых рыболовов. Тут просто рай для любителей тихой охоты. Река характеризуется значительными рыбными ресурсами стерляди и осетра. Кроме того, здесь водятся:

  • верхний Алдан: ленок, таймень, щука, хариус, налим, елец сибирский, ерш, окунь, шиповка сибирская, сиг;
  • средний Алдан – ко всем вышеперечисленным добавляются минога сибирская, тугун, ряпушка сибирская, плотва сибирская, нельма, гольян речной.

Флора представлена разнообразными животными. Из земноводных встречаются живородящая ящерица и сибирская лягушка. Широкое представительство пернатых любопытно по своему составу. Отдельные виды птиц в других районах Якутии не встречаются: сойка, дикуша, сизый дрозд, зимородок. На озерах и заболоченных низменностях часто можно видеть черную крякву и черного журавля.

Млекопитающие южного бассейна реки:

  • кабаргу;
  • бурый медведь;
  • дикий северный олень;
  • пищуха;
  • полевка;
  • выдра (живет на незамерзающих участках реки).

Правый и левый берега отличаются по почвенному составу. Правый представлен горно-гольцевыми и мерзлотно-подзолистыми почвами. Мерзлотно-таежная характерна для надпойменных террас. Река повлияла на растительный покров окрестностей, он несколько отличается от всей остальной части Центрально-Якутской равнины. Болотные, луговые и степные районы уступили место смешанному хвойно-лиственному лесу. В основном здесь растут: ель, сосна, береза, кедровый стланик, лиственница. В таких лесах осенью изобилие грибов. Местные жители собирают грузди, подосиновики, сыроежки и прочие грибы.

Использование

Еще в семнадцатом веке по Алдану русские исследователи смогли добраться до восточных районов Сибири и выйти к побережью Тихого океана. Открытые позже месторождения полезных ископаемых дали толчок для основания поселений на берегах реки.

Судоходный Алдан имеет большое значение для транспортировки промышленных и продовольственных грузов. По нему вывозят продукцию горнодобывающих предприятий. В бассейне реки обнаружены крупные залежи слюды, каменного угля и золота. Для развития рыбного промысла в промышленных масштабах судоходность приобретает решающее значение.

Красота и пороги верхнего Алдана привлекают многочисленных спортсменов-туристов. Ниже по течению на берегах частенько можно встретить отдыхающих и рыбаков. Много лет назад здесь были исправительно-трудовые лагеря, но от них почти ничего не осталось.

Одной из природных достопримечательностей считается Мамонтова гора. Она тянется на 5 км и поднимается над водой на 80 метров. Открытые срезы дают представление о палеонтологической и геологической истории края за 15 миллионов лет. Раскопки позволили найти останки восточной лошади, мамонта, широколобого лося, шерстистого носорога.

Откуда пришло название

Река Алдан до сих пор вызывает споры у специалистов по поводу происхождения ее названия. Существует несколько версий:

  1. Название собрано их двух частей «ал» – в переводе с юкагирского «низ» и «дон», с осетинского – это «вода». Получается «Нижняя вода».
  2. Тюрко-монгольский перевод определяет «алтан» («алтын») как «золото» и название – «Золотая река». Версия имеет право на существование, поскольку на Алдане добывали и сейчас добывают драгоценный металл.
  3. На тунгусо-маньчжурских языках «алтан» обозначает еще и «медь». Тоже довольно правдоподобная версия, поскольку медь нашли раньше золота и могли дать название «Медная река».
  4. С эвенского «алдон» («олдан») переводится как «бок». В прямом значении – боковой приток Лены.
  5. Тунгусский язык указывает на обилие рыбы, перевод звучит как «рыбная».
  6. Эвенкийский перевод слова «алдан» это – весенняя береговая наледь. Если произносить – «элдэн», то перевод – «железо».

Все вышеперечисленные версии основываются на переводе с местных языков и вполне могут быть правдоподобными.

Источник

Обширная география. Чалдоны

Мой отец с гордостью говорил «Я-чалдон «. Откуда пошел это народ- чалдоны ? Когда и как, они расселились по Сибири ?

Братск
Сообщений: 2710
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 3948

http://myhistori.ru/blog/43498. iki-Sibiri
Поскольку предки чалдонов различаются по времени своего заселения в Сибирь,
традиции, говор и суеверия чалдонов серьёзно отличаются, сибирские традиции не повсеместны.
Чалдоны сами действительно часто определяют своё самоназвание именно как происходящее от «люди, выходцы из местности между Чалой (Чалкой) и Доном».

Однако эта версия самоназвания относится к народному фольклору с юмористическим оттенком, и связана с игрой слов, возникшей после появления в Сибири первых ссыльных каторжников. «Человеком с Дона» в Сибири принято называть любого представителя казачьего сословия, «вольных людей»; а «людьми с реки Чалый» иносказательно называли каторжан, ссыльных и разбойников, которых так же относили к «вольным людям», то есть к людям, не склонным подчиняться власти.

Таким образом, народная легенда в шутливой форме намекает на происхождение первых сибирских поселенцев от «вольных людей», казаков и разбойников, каторжников, сосланных в Сибирь за вольнолюбие, намекая на то, что предки чалдонов были «свободными» — «вольными людьми», в противовес «крепостным крестьянам» и «холопам». Так чалдоны сами себя относят к «вольным людям», к тем, кто не обязан подчиняться власти как свободный человек и потомок «вольных людей». Нередко у чалдонов бытует пословица «чалдон шапку не ломат», что значит — чалдон перед властью не снимает шапки, не мнёт её в волнении, не кланяется.

Именно с этой чертой чалдонов связаны легенды про их глупость и лень, поскольку чалдоны традиционно не торопятся выполнять приказы власти, считая себя не обязанными кому-либо подчиняться: чалдоны медлительные добросовестные работники, но не любящие исполнять чьи-либо приказы, поскольку подчинение и холопство у чалдонов традиционно считается позорным.

Читайте также:  Вахрушев 2 класс реки

«Со слов моей прабабушки Ермаковой Матрёны, которая была из чалдонов, и проживала в урмане на севере Омской области, в Тарском районе, чалдонами их называли потому, что чалились (шли) они с устья реки Дон. И её предки пришли с Дона в Сибирь во второй половине шестнадцатого века спасаясь от церковных реформ, потому как были они старообрядцами. Я склонен верить ей. Вы ведь не врёте своим детям, потомкам, о происхождении вашего рода?»

В Новосибирской области, в Сузунском районе в сороковые годы XX века ещё были чалдонские и «россейские» сёла и со смешанным населением. В каждой чалдонской семье имелся ведёрный самовар. Каждое воскресение его ставили и пили чай всей семьёй вёдрами.

В поведенческом плане чалдоны характеризуются медлительностью, добросовестностью, плохими способностями к запоминанию, упрямством, добродушием, независимостью, склонностью к неподчинению власти и приоритетом общественного, коллективного.

В прошлом чалдонов в деревнях определяли по пословице:
«Крыльцо блестит — чалдоны живут.», то есть по отличительным особенностям
выполнения ими какой-либо работы из-за упрямства и добросовестности,
характерных для представителей данной этнической группы.

В настоящее время чалдоны являются вымирающей этнической группой,
сохраняющей свою обособленность и традиции только в отдалённых сибирских деревнях,
редких семьях и отдельными личностями.
Однако по всей России можно встретить выходцев из Сибири,
которые на вопрос о происхождении назовут себя Ча(е)лдоном.
Достоверно выявить принадлежность поможет генетический анализ на гаплогруппу
***
https://docviewer.yandex.ru/vi. mp;lang=ru
Сибирский старожильческий говор
«Чего это такое, вы не знаете самых обыкновенных русских слов, али иностранец?» — спросил однажды сибиряк-старожил ученого, исследователя сибирского края П.А. Ровинского. «Чалдон» поразился, что «человек из России» не знает таких «обыкновенных русских слов», как:
зонтугло — отупевший, старый человек;
курягашка — весенний барашек;
кантурга — кисет с табаком;
дымбей — напротив;
ханзаный — лысый.
Итогом исследований П.А. Ровинского стали «Замечания и словарь сибирского наречия», опубликованные в Известиях Сибирского отделения РГО в 1873 году. О сибирском старожильческом говоре сказано следующее: «Сибирское наречие произошло от северо-русского, но двухсотлетняя разъединенность, совершенно иные естественные условия жизни и иные условия исторические: дали направление оригинальное. Говор Восточной Сибири имеет особую фонетику, много своеобразных грамматических форм. Словарь насчитывает более 3000 чисто местных слов, неизвестных в общем русском языке».
Но еще в первой половине XIX века А.П. Степанов, первый Енисейский губернатор, определил, что «выговор их нежнее, и в разговорах более учтивости: крестьянка говорит подруге своей «вы».
На вежливость в обращениях и особенность говора обращали внимание и другие исследователи, например: «После чихания в сторону сибиряки-забайкальцы говорят:
— Салфет вашей милости!
Чихавший благодарит:
— Красота вашей милости!»
Однако нужно сразу определиться, что единого для всей Сибири говора не было: в каждой местности бытовали свои особенности. Но сибиряк сибиряка всегда понимал. Ведь многие слова и целые выражения появились для общения «своих». Особые местные слова обозначали цифры. Для большинства предметов крестьянского быта и орудий труда, инвентаря и домашнего скота, обозначения времен года и дней недели существовали также свои местные слова. Даже в словах общерусских сибиряки часто заменяли буквы, «выбрасывали» отдельные звуки при произношении. Например: господин — восподин, бумага — гумага; знает — знат, играем — играм, гуляем — гулям; чашша, шшавель, шшеколда:
Многие и многие слова употреблялись с добавлением — чи: помогчи, легчи, пекчи, волокчи, секчи и др.

Распространено было добавление к словам частицы — ка: на-ка, возьми-ка, выйди-ка, нету-ка и др.

Отбрасывание окончаний: проста, высоко дерево, ровна дорожка и др.

Многие слова, видимо, появились в лексиконе сибиряков по причине сурового, «грубого» образа жизни: реветь — кричать; зобать — хлебать, есть; зубатить — грубить; тубурыхнуть — упасть с высоты и пр. В условиях ярко выраженного индивидуализма сибиряков, повсеместного высмеивания пороков появление слов, определяющих негативные качества личности, было вполне естественным: хайлать — бестолково кричать; хаять — оговаривать, ругать человека; хныкать — плакать; чмутить — сплетничать; зюзя — пьяница и др.
Дата публикации на сайте:
10 Июль, 2003

Москва
Сообщений: 40
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 35

Источник



Чалдон, челдон — этноним, этимология

Сергей Колибаба Русское население пришло в Западную Сибирь в конце XVI-XVII вв., основное ядро составляли казаки, стрельцы, беглые крестьяне, староверы, позже ссыльные, каторжники, и вольные поселенцы.

1) М.Л. Бережнова. Вот повести минувших лет, или откуда пошли челдоны в земле сибирской. Кафедра этнографии и музееведения Омского университета
http://ethnography.omskreg.ru/page.php?id=1077

«Устоявшегося написания слова ‘челдон’ до сих пор нет, потому что оно характерно для устной речи. В Омском Прииртышье в первом слоге произносят звук, средний между [е] и [и], поэтому в статье использовано написание через букву «е»… Слово ‘челдон’ (чалдон, чолдон) в письменных текстах встречается с середины XIX в. В 1853 г. А. Боровников составил и опубликовал список заимствованных «от монголов и калмык» слов, входящих в различные русские диалекты. В этот список было внесено и слово ‘чалдон’. Автор полагал, что слово восходит к монгольской ругательной кличке ‘шолдон’ – презираемый, негодный человек.

В 1866 г. слово ‘челдон’ было опубликовано в «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля. Откуда это слово взял Даль, не ясно; можно только предположить, что слово сообщил ему человек, связанный с Забайкальем, но не бывавший (не живший) в других местах Сибири, иначе этот респондент знал бы, что слово широко распространено по всей Сибири. В словаре Даля указано, что ‘челдон’ – иркутское слово, заимствованное из монгольского языка, и означает ‘бродяга, беглый, варнак, каторжник’, то есть дано негативное истолкование слова. Авторитет Даля столь высок, что и сейчас, почти через 150 лет, для многих ученых его мнение оказывается решающим. …

Известный советский антрополог В. Бунак для 3 тома «Сибирской советской энциклопедии» (Новосибирск, 1932) подготовил статью «Метисация». В ней он писал: «Тип русского поселенца “сибиряка” – “челдона”, по описаниям старых путешественников, имеет некоторые черты сходства с типом татар или турецко-монгольским типом, заметно отличаясь от обычного типа русских большей широколицестью и скуластостью». …

Происхождение самого слова «челдон» не ясно. В целом, большая часть ученых разделяет мнение о том, что слово было заимствовано. Все попытки объяснить его исконный смысл из других языков пока не убедительны. Попытки вывести значение из русского языка относятся к области народной этимологии. Термин до XIX в. был неписьменным, в старинных сибирских документах не встречается. Слово означает русских старожилов Сибири. Видимо, так их дразнили поздние переселенцы, то есть слову в его современном значении не более 150 лет. За это время изменилась экспрессивная оценка слова от негативной до позитивной, и слово превратилось в этноним.
Я считаю, что слово ‘челдон’ устарело уже к XIX в., его первоначальный смысл – ‘представитель особой социальной группы’ – и исходная форма – ‘челедон’ от слова ‘челядь’ – были забыты. Челдонами постепенно стали называть русских старожилов Сибири».

Читайте также:  Рукав реки иначе 4 буквы

2) Существующая этимология

Корень – нет. Значение: рег. (Сиб.) коренной русский житель Сибири. Этимология – нет.

б) Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973

Челдон челдо;н чолдо;н, чалдо;н «в Сибири: пришлый, недавний выходец из России, также – бродяга, беглый, каторжник», ирк., сиб. (Даль). Неясно. Ср. монг. ;oligan, ;olgin, калм. zоl ;;;n, zоl ;gn; «бродяга» (Рамстедт, KWb. 476).

3) Применение термина в русском языке

Национальный корпус русского языка

* В. Г. Короленко. Федор Бесприютный (1886): «Он знал, в какой стороне чалдон живет мирный и мягкосердный; в каких деревнях бабы ревут ревмя, заслышав заунывный напев «Милосердной» 2, и где бродяге надо идти с опаской; знал он, где для бродяжки готов хлеб «на поличке» и где встретят горбача винтовкой».

* В. М. Дорошевич. Сахалин (Каторга) (1903): «Чалдон ; слово сибирское, означает вольного человека, оседлого. …И в том, как беглый каторжник, варнак, произносит это «чалдон» ; слышится много ненависти даже к маленькому достатку, много презрения бездомного бродяги ко всему, что зовется домом, семьею…».

4) Обобщение и вывод

* Термин «челдон» фиксируется в русской литературе с XIX века, этимологии нет, исследователи высказывают гипотезы, совершенно игнорируя религиозную основу общей русской культуры – иудеохристианство.

Из приведенных литературно-исторических примеров ясно, что термин «чалдон» обозначал местного коренного сибирского жителя, имевшего в своей родословной несколько поколений предков, проживавших в Сибири. Чалдоны жили общиной, имели свою религиозную организацию, храмы, скиты, монастыри, лишь позже в поселения стали допускать переселенцев. Исследователями отмечен высокий уровень грамотности, мужского населения, наличие в поселениях и даже в семьях старинных рукописных книг примерно XVIII века, к любой власти относились негативно, по крайней мере «не спешили» выполнять указания властей. Имели свой диалект, многие предметы и явления называли словами, отсутствующими в русском лексиконе.

* Историки в колонизации Сибири выделяют два основных направления: государственное, осуществлявшееся казачеством, официальной церковью и служивыми людьми, и религиозно-диссидентское – старообрядчество; в XIX веке считали, что 1/3 населения Сибири имеет старообрядческие корни. Реформы патриарха Никона в 1653 году встретили сопротивление со стороны сторонников старых обрядов, вскоре начались гонения на старообрядцев, их казнили, сажали в тюрьмы и изгоняли. Вождь старообрядчества протопоп Аввакум с 1653 г. побывал в ссылке в Тобольске, Енисейске и в Забайкалье.

По переписи 1897 года в России было более 2 млн. старообрядцев, из них более 500 тыс. проживало в Сибири, население Сибири в то время 6 млн. человек. В Пермской губернии (Урал, Западная Сибирь) – 218 тыс., Томске – около 100 тыс., Тобольске – 72 тыс., в Забайкалье – 36 тыс., Омске – 26 тыс., Енисейской – 11 тыс., Благовещенской – 10 тыс., Иркутской – 7 тыс.

Исследователи Раскола предполагают, что старообрядцы (со времени протопопа Аввакума) создали разветвленное религиозное подполье, законспирированные сети обмена информацией и распространения своего вероучения. По ним распространялась литература, деньги, продукты, одежда в места постоянного обитания староверов, первоначально это были глухие районы Севера России, Волги, Дона и Урала, позже Сибирь. Известна этнографическая группа русских старообрядцев – кержаки, в 1720 г. из-за преследования властей они десятками тысяч, бежали из Нижегородской губернии в Пермскую губернию и далее в Сибирь и на Алтай.

В колонизации Сибири участвовали официальная Церковь и старообрядческая Церковь, которая находилась на нелегальном положении и пользовалась своим тайным языком (феней, офенским языком, социальный жаргон прим. с XVII в.). Освоение Сибири проходило в условиях острой религиозной борьбы (Раскол) между государственной Церковью и старообрядческими общинами, в ходе которой и появлялись загадочные термины неизвестные русском лексикону. Целесообразно рассмотреть слово в связи библейской терминологией и образами, т.к. мышление и сознание людей живших в XVII-XIX вв. было религиозным. В лексике иврита необходимо искать термины, указывающие на родословную «челдонов»: рождение, порождение, местный житель, уроженец, потомок и им подобные.

5) Терминология иврита и библейский образ

Если мы будем идти по пути указанному Викисловарём, Максом Фасмером и грамматикой, то никогда не узнаем значения множество непонятных слов русского языка (и других). В древности в письме применяли приём, который называется АББРЕВИАТУРА, сокращение слов, такое письмо было распространено в еврейских текстах, а также древнерусских летописях (ГОСПОДЬ = ГСПД, человек = члвк), сокращали в словах гласные, или составляли термин из нескольких слов, применяя только начальные буквы. Скорее всего, этноним «ЧЕЛДОН» составлен именно таким образом.

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корень – ЧАЛДОН, ЧЕЛДОН = Ч+ЕЛДОН, Ч+ЕЛД+О+Н. У нас моментально появляется соответствующий смыслу слова термин Й.Л.Д, ЙАЛАД рождать, порождать; имеет разные формы, которые собственно и указывают на местного уроженца, потомка.

ЧЕЛДОН = Ч+ЕЛД+О+Н = корень Е.Л.Д. = иврит, общий корень Й.Л.Д., ЙАЛАД рождать, порождать.

Бытие 4:18: «У Еноха родился (Й.Л.Д.) Ирад; Ирад родил (Й.Л.Д.) Мехиаеля; Мехиаель родил (Й.Л.Д.) Мафусала; Мафусал родил (Й.Л.Д.) Ламеха.
Формы от общего корня

* ивр. Й.Л.Д, ЙЕЛЕД дитё, ребенок, младенец.

* ЙЛДОН малыш, мальчишка (поздний иврит).

** форма без огласовок Й.Л.Й.Д., с огласовками ЙАЛИД уроженец, туземец, местный житель, абориген, сын, домочадец, потомок.

* См. стронг иврита 3211, ЙАЛИД потомок, уроженец

* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_184.htm

б) ЧЕЛДОН = Ч + ЕЛД + О связка слова + Н

Происхождение букв Ч и Ц, обычно связывают с семитской буквой «цаде» или «цади» (ср. с еврейским начертанием этой буквы, применяемым в начале и середине слов).

* Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета: «Цади. Занесена в русскую азбуку (Ч)».

* Ч = Ц = ивр. корень Й.Ц., ЙАЦА выходить (общий смысл), происходить; формы ЙАЦИ потомок, ЙОЦЕ потомок, отпрыск (библейский термин).

* Н = ивр. НАА пристанище, жилище (библейский термин).

б) Истолкования аббревиатуры

ЧЕЛДОН = Ч+ЕЛД+О+Н = Ц (Ч) потомок, выходец + ЕЛАД местный житель, уроженец + О связка слова + Н жилище; т.е. отпрыск (потомок) местных жителей в данном месте (село, хутор, жилище).

в) Библейский образ

* Числа 13:22 Они пошли и высмотрели землю от пустыни Син даже до Рехова, близ Емафа; 23: и пошли в южную страну, и дошли до Хеврона, где жили Ахиман, Сесай и Фалмай, дети (ЙАЛИД потомки, урожденные) Енаковы: Хеврон же построен был семью годами прежде Цоана, города Египетского».

Таким образом, применив элементарную историко-лексическую логику и язык иврит к «неясному» русскому этнониму (этническая группа), мы совместили декларируемое содержание слова (коренной житель) с библейским лексиконом (местный уроженец, коренной житель по рождению). Данный языковый факт показывает, что и на территории Сибири в момент её колонизации, имелись образованные люди (монахи, раскольники) знавшие сакральный иврит и применявшие его для создания новых имен и терминов.

Источник

Adblock
detector