Меню

Гидрологический режим реки ганг

Реки Ганг, Брахмапутра и Инд

Катастрофические наводнения на Ганге, Брахмапутре и Инде наблюдаются с незапамятных вре­мен. Они всегда были и остаются самыми трагическими собы­тиями в жизни народов, населяющих берега этих рек, особенно в нижнем течении и дельтах.

В бассейнах рек Ганг и Инд во время муссонных дождей часто формируются столь высокие половодья, что воды их за­топляют в долинах почти все поля и деревни, хотя последние, как правило, расположены на естественных или насыпных холмах.

Ганг имеет огромную (площадью 129,5 тыс. кв. км) низмен­ную дельту с великим множеством протоков, рукавов и стариц. На ее бесчисленных островах, известных своим плодородием, живут миллионы людей. Острова дельты возвышаются над уров­нем моря не более чем на 5 м.

В дельте Ганга на левом (восточном) берегу ее западного рукава — Хугли, в 140 км от моря, расположен самый крупный город Индии — Калькутта. Территория, занятая городом, совер­шенно плоская, она не имеет стока, не защищена со стороны реки. Каждый ливень оборачивается для Калькутты на­воднением.

Климат в дельте Ганга, как и во всей Южной Азии, муссон-ный. Два раза в году направление муссона меняется. Летом он имеет юго-западное направление. Летний муссон, с мая по сен­тябрь, несет жаркую и дождливую погоду. Зимой, с декабря по апрель, муссон меняет свое направление на северо-восточное и устанавливается ясная, прохладная и сухая погода. При смене муссона, в октябре — ноябре, происходит перемещение области низкого давления с суши к экваториальным широтам. В это время развивается интенсивная циклоническая деятельность, сопровож­дающаяся штормами и ливневыми дождями.

В бассейне Ганга и Брахмапутры выпадает в среднем 1500— 3000 мм осадков в год, причем 80% из них приходится на че­тыре дождливых месяца.

Русла Ганга, его рукавов в нижнем течении и их притоков неустойчивы. Только за последние 15 лет воды Ганга образовали в восточной части Бенгальского залива новый архипелаг, пло­дородные земли которого были немедленно заселены и освоены жителями из засушливых областей страны. Рост дельты и изме­нение ее очертаний происходят здесь настолько быстро, что географическими картами, составленными в 1967 г., во время спасательных операций при катастрофическом наводнении 1970 г. уже нельзя было пользоваться.

Катастрофические наводнения на Ганге, Брахмапутре и Мег-не происходили в 1954, 1960 и 1961 гг. В 1962 г. в восточных штатах Индии огромная территория была затоплена водами вы­шедшей из берегов р. Джамны. Окрестности Дели превратились в безбрежное озеро. Калькуттский ураган в октябре 1964 г. вызвал чрезвычайно высокий подъем уровня воды в реках, приведший к наводнению. Погибло около 50 тыс. человек.

Во время наводнения в октябре 1965 г. в штатах Западный Бенгал, Ассам и Бихар погибло более 2000 человек.

С 1965 по 1967 г. в дельте Ганга произошло пять высоких наводнений, имевших очень тяжелые последствия. Во время одно­го из них в мае 1965 г. погибло 10 тыс. человек и пострадали около 20 млн., из них 5 млн. осталось без крова.

В 1970 г. население дельты Ганга постигла страшная ката­строфа. В этот роковой год в дельте было два наводнения — летом и в ноябре. Летнее наводнение было довольно сильное, но оно померкло перед ноябрьским наводнением, которое можно уподобить разве что библейскому потопу. Причиной его был сильнейший циклон. Ураганный ветер скоростью свыше 200 км/ч поднял океанскую волну высотой до 10 м. Она встрети­лась с могучими водами Ганга, направила их вспять, накрыла и поглотила острова дельты и широкую полосу суши. Специалис­ты утверждали, что энергия этого циклона более чем в 100 раз превышала мощность взрывной волны от атомной бомбы, сбро­шенной на Хиросиму. Жители о. Рабнабад, расположенного в дельте, рассказывали итальянским журналистам:

„В четверг 12 ноября, около 9 часов вечера, над островом пронесся страшный смерч. Он бушевал больше часа, вырывая с корнями деревья и поднимая в воздух крестьянские хижины. Затем раздался зловещий гул, на­раставший с каждой минутой, и на остров обрушился океан. Водяные валы проносились над ним один за другим. Люди пытались укрыться на крышах уцелевших кое-где домов и в вершинах сохранившихся деревьев. После не­скольких минут обманчивой тишины, когда казалось, что стихия, насытив­шись буйством, утихла, огромные волны внезапно вновь усилили свой натиск, вода стала катастрофически прибывать, затопляя дома и деревья с людьми, которые висели на них гирляндами. Ураган продолжал свирепствовать вплоть до рассвета, и вода спала лишь через полтора дня» .

Это наводнение нанесло ущерб обширной территории пло­щадью около 20 тыс. кв. км. Точное число жертв катастрофы установить не удалось. По официальным данным, погибло свы­ше 500 тыс. человек, по другим данным — около 1,5 млн. Общее число людей, непосредственно пострадавших от наводнения, пре­высило 10 млн. Те, кто чудом спасся от наводнения, вскоре умерли от голода и болезней. Были уничтожены целые деревни и крупные населенные пункты. Океан и река смыли все запасы пищи, разрушили или занесли илом источники питьевой воды. В дельте погиб весь скот. Океан долго выбрасывал на берег трупы животных. Когда стих ветер и схлынула вода, возникли эпидемии тифа и холеры. Это наводнение можно отнести к числу величайших стихийных катастроф, когда-либо наблюдавшихся на Земле.

Высота здешних наводнений обусловлена орографией региона. Бенгальский залив, принимающий в себя воды больших рек, расширяясь к югу, переходит в Индийский океан. Дельта вдает­ся большим выступом в Бенгальский залив и открыта всем ветрам, дующим со стороны Индийского океана. К северу от залива тянется цепь Гималайских хребтов. Они, понижаясь к востоку, образуют своеобразный воздушный коридор в сторону бескрайних равнин Азии, откуда поступают массы холодного воздуха, способствующие образованию резкого перепада атмо­сферного давления над океаном и материком, который приводит к быстрому смещению расположенных над ними воздушных масс. Усилению наводнений на берегах Ганга и Брахмапутры способствовало истребление лесов в бассейнах этих рек. Когда-то Индия была лесистой страной. Сейчас значительная часть тер­ритории страны, особенно ее север — это необозримые поля, по межам которых встречается лишь редкий кустарник. Знаменитые джунгли сохранились только в горах: в Гималаях, Центральной Индии, на Западных Гатах и на Майсурском плато.

В 1971 г. печать и радио сообщали о катастрофических на­воднениях в северных и северо-восточных районах Индии. Воды шести разлившихся притоков Ганга в его среднем течении почти полностью затопили крупнейший штат страны Уттар Прадеш. В результате наводнения погибло около 300 человек и было разрушено около 217 тыс. домов. В этом же году в Бангладеш из-за наводнения на Ганге и его притоках без крова осталось 500 тыс. человек, а материальный ущерб составил 125 млн. долл.

В августе 1973 г. в Пакистане произошло небывалое в его истории катастрофическое наводнение. Вышедшие из берегов вследствие продолжительных дождей в Кашмире р. Инд и ее притоки, разрушив защитные дамбы и плотины, затопили более 50 тыс. кв. км территории Пенджаба — основного сельскохо­зяйственного района Пакистана. 22 города и более 10 тыс. де­ревень оказались под водой. Полностью или частично было раз­рушено около миллиона домов. 8 млн. человек остались без крова, свыше тысячи утонуло. Ущерб, нанесенный сельскому хо­зяйству, составил 300 млн. долл.

На р. Инд прорывы дамб особенно опасны в низовьях, где в результате отложения наносов в русле уровень воды в реке места­ми на 10—15 м выше окружающей местности.

Источник

Ганг — Ganges

В Ганга ( / ɡ æ н dʒ я г / ГАНО -jeez ) или Ганг ( / ɡ ʌ ŋ ɡ ə / Гун -gə , Хиндустани: [ɡəŋɡaː] ) является трансграничной рекой в Азии , которая течет через Индию и Бангладеш . Река 2525 км (1569 миль) повышается в западных Гималаях в индийском штате в Уттаракханд , и течет на юг и на восток через Гангской равнины в северной Индии в Бангладеш, где она впадает в Бенгальский залив . Это третья по величине река на Земле выделениями .

Ганг — самая священная река для индусов . Это спасательный круг для миллионов индийцев, которые живут в соответствии с его курсом и зависят от него в своих повседневных нуждах. Он почитается как богиня Ганга в индуизме . Он также имел важное историческое значение, поскольку многие бывшие столицы провинций или империи (такие как Паталипутра , Каннаудж , Кара , Каши , Патна , Хаджипур , Мунгер , Бхагалпур , Муршидабад , Бахарампур , Кампилья и Калькутта расположены на его берегах или берегах притоков. и соединенные водные пути. Главный ствол Ганги начинается в городе Девпраяг , в месте слияния Алакнанды , которая является источником в гидрологии из-за его большей длины, и Бхагиратхи , который считается истоком в индуистской мифологии.

Гангу угрожает сильное загрязнение . Это представляет опасность не только для людей, но и для животных; Ганг является домом для около 140 видов рыб и 90 видов земноводных. В реке также обитают рептилии и млекопитающие, в том числе находящиеся под угрозой исчезновения виды, такие как гавиал и речной дельфин из Южной Азии . Уровни фекальных колиформных бактерий из человеческих отходов в реке около Варанаси более чем в сто раз превышают официальный лимит правительства Индии. План действий Ганги , экологическая инициатива по очистке реки, был признан провалом, который по-разному объясняется коррупцией , отсутствием воли в правительстве, плохими техническими знаниями, экологическим планированием и отсутствием поддержки со стороны местных религиозных властей. .

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 курс
  • 2 Геология
  • 3 Гидрология
  • 4 История
  • 5 Религиозное и культурное значение
    • 5.1 Воплощение святости
    • 5.2 Аватарана — Сошествие Ганги
    • 5.3 Искупление мертвых
    • 5.4 Очищающий Ганг
    • 5.5 Супруга, Шакти и Мать
    • 5.6 Ганг в классической индийской иконографии
    • 5.7 Кумбха Мела
  • 6 Орошение
    • 6.1 Каналы
    • 6.2 Плотины и заграждения
  • 7 Экономика
    • 7.1 Туризм
  • 8 Экология и окружающая среда
    • 8.1 Рыба
    • 8.2 Крокодилы и черепахи
    • 8.3 дельфин реки Ганг
    • 8.4 Последствия изменения климата
  • 9 Загрязнение и экологические проблемы
    • 9.1 Нехватка воды
    • 9.2 Горное дело
  • 10 См. Также
  • 11 Примечания
  • 12 Ссылки
  • 13 Источники
  • 14 Дальнейшее чтение
  • 15 Внешние ссылки

Верхняя фаза реки Ганг начинается в месте слияния рек Бхагиратхи и Алакнанда в городе Девпраяг в Гарвальском районе индийского штата Уттаракханд . Бхагиратхи считается источником в индуистской культуре и мифологии, хотя Алакнанда длиннее и, следовательно, с гидрологической точки зрения является источником. Истоки Алакананды образованы таянием снега с таких вершин, как Нанда Деви , Трисул и Камет . Бхагиратхи возвышается у подножия ледника Ганготри , в Гомукхе , на высоте 4356 м (14 291 фут) и в мифологии упоминается как обитающий в спутанных замках Шивы ; символически Тапован, луг неземной красоты у подножия горы Шивлинг, всего в 5 км (3,1 мили) от отеля.

Хотя многие небольшие ручьи образуют истоки Ганги, шесть самых длинных ручьев и их пять слияний считаются священными. Шесть истоков — это Алакнанда , Дхаулиганга , Нандакини , Пиндар , Мандакини и Бхагиратхи . Их слияния, известные как Панч Праяг , проходят вдоль Алакнанды. В нижнем порядке они находятся в Вишнупраяге , где Дхаулиганга соединяется с Алакнандой; Нандпраяг , где присоединяется Нандакини; Карнапраяг , где присоединяется Пиндар; Рудрапраяг , где присоединяется Мандакини; и, наконец, Девпраяг , где Бхагиратхи присоединяются к Алакнанде, образуя Ганг.

Пройдя 256,90 км (159,63 миль) через узкую гималайскую долину, Ганг выходит из гор в Ришикеше , затем выходит на равнину Ганг в паломническом городе Харидвар . В Харидваре плотина отводит часть своих вод в канал Ганг , который орошает регион Доаб в штате Уттар-Прадеш , тогда как река, русло которой до этого момента было примерно юго-западным, теперь начинает течь на юго-восток через равнины северной Индии.

Река Ганг протекает по дуге протяженностью 900 км (560 миль), проходя через города Каннаудж , Фарухабад и Канпур . По пути к нему присоединяется Рамганга , который обеспечивает средний годовой сток в реку около 495 м 3 / с (17 500 куб. Футов / с). Ганг соединяется с рекой Ямуна длиной 1444 км (897 миль) и длиной 216 км (134 миль) под рекой Сарасвати в Тривени Сангам в Аллахабаде (ныне Праяградж), месте слияния, которое считается священным в индуизме. В их слиянии Ямуна больше, чем Ганг, составляя около 58,5% совокупного стока, со средним расходом 2 948 м 3 / с (104 100 куб футов / с).

Теперь река течет на восток и встречается с рекой Тамса длиной 400 км (250 миль) (также называемой Тоннами ), которая течет к северу от хребта Каймур и обеспечивает средний поток около 187 м 3 / с (6600 куб футов / с). После Тамсы присоединяется река Гомти длиной 625 км (388 миль) , текущая на юг от Гималаев. Гомти обеспечивает средний годовой сток около 234 м 3 / с (8 300 куб. Футов / с). Затем присоединяется река Гхагара ( река Карнали) протяженностью 1156 км (718 миль) , также текущая к югу от Гималаев Тибета через Непал. Гхагара (Карнали) со среднегодовым расходом около 2 991 м 3 / с (105 600 куб. Футов / с) является крупнейшим притоком Ганга по расходу. После слияния Гагара Ганг соединяется с юга рекой Сон протяженностью 784 км (487 миль) , которая дает около 1 008 м 3 / с (35 600 куб. Футов / с). Река Гандаки длиной 814 км (506 миль) , затем река Коси длиной 729 км (453 миль) присоединяются с севера, текущая из Непала, обеспечивая около 1654 м 3 / с (58 400 куб. Футов / с) и 2166 м 3 / с. с (76 500 куб футов / с) соответственно. Коси является третьим по размеру притоком Ганги после Гхагары (Карнали) и Ямуны. Коси впадает в Ганг около Курсела в Бихаре.

Читайте также:  Река по которой плавал лоцманом м твен 9 букв сканворд

По пути между Prayagraj и Malda , Западная Бенгалия, река Ганг проходит городов Chunar , Mirzapur , Варанаси , Гхазипур , Ара , Патна , Chapra , Хаджипур , Mokama , Мунгер , Sahibganj , Rajmahal , Bhagalpur , Балья , Buxar , Simaria , Султангандж и Фаракка . В Bhagalpur, река начинает течь к юго-юго — восток и на Farakka , он начинает истирание с разветвлением в сторону своего первого распределителе , 408 км (254 миль) в длину Бхагирати-Hooghly , который идет дальше , чтобы стать реки Хугли . Незадолго до границы с Бангладеш Дамба Фаракка контролирует поток Ганги, отвлекая часть воды в питающий канал связан с Хугли с целью сохранения ее относительно иловые бесплатно. Река Хугли образована слиянием рек Бхагиратхи и Аджай в Катве , и у Хугли есть несколько собственных притоков. Самая большая река Дамодар , длина которой составляет 625 км (388 миль), с водосборным бассейном 25 820 км 2 (9970 квадратных миль). Река Хугли впадает в Бенгальский залив недалеко от острова Сагар . Между Мальдой и Бенгальским заливом река Хугли протекает через города Муршидабад , Набадвип , Калькутту и Ховру .

После входа в Бангладеш главный рукав реки Ганг известен как Падма . К Падме присоединяется река Джамуна , крупнейший приток Брахмапутры . Далее вниз по течению, Падма присоединяется к реке Мегхна , сливающемуся потоку речной системы Сурма- Мегхна, получившей название Мегхны, когда она входит в устье Мегхны, которое впадает в Бенгальский залив. Здесь он образует бенгальский веер размером 1430 на 3000 км (890 на 1860 миль) , крупнейший в мире подводный веер , на который приходится 10–20% глобального захоронения органического углерода .

Дельта Ганга , формируется в основном крупными, осадка нагруженных потоков рек Ганга и Брахмапутра, является крупнейшей дельтой в мире, около 64000 км 2 (25000 квадратных миль). Он тянется на 400 км вдоль Бенгальского залива.

Только реки Амазонка и Конго имеют более высокий средний расход, чем объединенный сток Ганга, Брахмапутры и речной системы Сурма-Мегхна . В полном разливе больше только Амазонка.

Геология

В Индийском субконтиненте лежит на вершине индийской тектонической плиты , небольшая пластина в Индо-Австралийской плиты . Его определяющие геологические процессы начались семьдесят пять миллионов лет назад, когда, будучи частью южного суперконтинента Гондвана , он начал дрейф на северо-восток — продолжавшийся пятьдесят миллионов лет — через тогда еще несформированный Индийский океан. Последующее столкновение субконтинента с Евразийской плитой и субдукция под ней привели к образованию Гималаев , самых высоких горных хребтов планеты. На бывшем морском дне непосредственно к югу от возникающих Гималаев движение плит создало обширный желоб , который, постепенно заполняясь отложениями, переносимыми Индом и его притоками, а также Гангом и его притоками, теперь образует Индо-Гангскую равнину .

Индо-Гангская равнина геологически известна как прогиб или прогиб .

Гидрология

Основной левобережные притоки включают Гомати , реку Ghaghara , Гандак и реку Коси ; основные правобережные притоки включают реку Ямуна , река Сон , Punpun и Дамодара . Гидрология реки Ганг очень сложно, особенно в области Ганг Delta. Одним из результатов являются разные способы определения длины реки, ее расхода и размера водосборного бассейна .

Источник

Гидрологический режим реки ганг

Географические названия мира: Топонимический словарь. — М: АСТ . Поспелов Е.М. 2001 .

Краткий географический словарь . EdwART . 2008 .

Словарь современных географических названий. — Екатеринбург: У-Фактория . Под общей редакцией акад. В. М. Котлякова . 2006 .

География. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. А. П. Горкина . 2006 .

Смотреть что такое ГАНГ в других словарях:

(по-санкритски Gangâ) — главная река передней Индии, священный поток индусов, образуется на горном склоне Гималаев в вассальном государстве Гарвал из д. смотреть

Ганга (санскр. ганга — река), река в Индии и Восточном Пакистане; вместе с Брахмапутрой по водоносности занимает 3-е место в мире после Амазонк. смотреть

ганг сущ., кол-во синонимов: 1 • река (2073) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: река

Ганг (по-санкритски Gang â) — главная река передней Индии, священный поток индусов, образуется на горном склоне Гималаев в вассальном государстве Гарвал из двух рек: Багирати-Ганга на западе и Алакнанда-Ганга на востоке. Первая река, Багирати-Ганга, берет начало из-под снежных и ледяных полей толщиной в 104 м под 30° 54‘ северной широты и 79° 7‘ восточной долготы (от Гринвича), близ Ганготри, на высоте 4495 метров над уровнем моря, между горными вершинами св. Патрика (7428 м) и св. Георгия (7378 м). Направляясь на северо-запад, она принимает близ Байгарти на высоте 2770 м более значительную и более бурную реку Джанави, которая считалась прежде европейцами за настоящее начало Г. Затем близ Саки река прорывает Гималаи на высоте 2478 м и возле храма Деопрага, на высоте 636 метров, соединяется с более спокойной и многоводной Алакнандой, образующейся при Бадринате из слияния двух рек: Вишну и Дули. Соединенные воды Багирати и Алакнанды под названием Г. прорывают у священного места Гардвара на высоте 403 м последнюю Гималайскую цепь и протекают через болотистую равнину Терай в громадную, необычайно плодородную равнину Северной Индии. В своем верхнем течении, имеющем преимущественно южное направление, Г. несется бурным потоком, а покинув горы, он становится судоходной рекой и спокойно течет сперва в южном, а потом в юго-восточном направлении, образуя многочисленные извилины, возле которых расположены многолюдные города: Каунпур, Аллахабад, Мирзапур, Бенарес, Патна, Багельпур, Раджмахал и другие. На этом среднем течении, занимающем протяжение по прямой линии в 1529, а с изгибами в 2597 км, Г. принимает следующие большие притоки: с левой стороны, не доходя до Каноджи, Рамагангу и недалеко от нее, с правой стороны, Кали; далее, у Аллахабада справа главный приток Джамуну, которая вместе с Г. образует так называемый Дуаб (двуречие) и своими хрустально-чистыми водами расширяет русло грязно-желтого Г. на 800 м. За Аллахабадом в него впадают слева Гумти, а справа Тонс и Курумназа; выше Патны — слева Гауза, справа Сона (Sone), a напротив Патны, у Хаджипура — мощный Гандак (см. это слово). Наконец, ниже Багальпура Г. принимает в себя многоводную Кузи, спускающуюся непосредственно с Гималайских гор. Достигнув в своем среднем течении ширины 1500 м при глубине не больше 1 м, Г. круто поворачивает на юго-восток и вступает в Бенгальскую низменность, где начинается его нижнее течение, образование рукавов и дельты. Близ Саибганжа влево громадный рукав Багирати, а 100 км дальше по течению другой рукав Джаланги, у города того же имени. Пройдя пространство в 160 км, оба рукава соединяются в один общий канал Хугли, на котором расположен город Калькутта. После соединения с Даммудой этот канал у Чандернагора становится доступным для морских кораблей и близ Сагара, ниже Калькуты, впадает в Бенгальский залив. Отдав часть воды в Хугли, Г. под именем Падда или Падма продолжает свое течение на юго-восток и, отделяя новые рукава (Мартабангу, Гору, Чундну), принимает слева большой приток Магананду и при Джаффергандже соединяется с Джабуной, мощным рукавом Брахмапутры. Соединенные воды обеих рек изливаются в Бенгальский залив под именем Мегны. У Джафферганджа начинается настоящая дельта Г. и Брахмапутры, самая сложная и громадная на земном шаре, подверженная постоянным изменениям. Наносные пространства земли между Хугли и Мегной носят название Sunderbands. Это лабиринт из топей, рек, каналов и бухт вдоль Бенгальского залива, длиной в 265 и шириной в 130 км, усеянных неожиданно возникающими и зачастую столь же быстро исчезающими илистыми и песчаными островами, а также громадными, отчасти затопляемыми морским прибоем лесными пространствами вместе с илом и остатками животных и растений, в которых впервые зародилась холера. Дальше в глубь страны дельта очень быстро высыхает, образуя плодоноснейшую часть Бенгалии; в населенных местах она превосходно обрабатывается, в малолюдных же покрыта роскошной, почти непроницаемой растительностью. Верхняя дельта Г. — самая населенная страна в мире. Ежегодно в дельте отлагается около 180 миллионов куб. метров осадков, и обусловливаемое этими осадками изменение цвета Бенгальского залива бывает заметно уже на расстоянии 150 км от берега. Подобно Нилу, Г. подвержен ежегодным, хотя и не столь правильным, разливам. Вода начинает прибывать в апреле, а в июле затопляет окрестности, достигая высоты 15-16 м (Бенарес и Аллахабад). С конца сентября он снова возвращается в берега, оставляя громадные количества плодоносного ила. Хотя по длине Г. меньше Инда и Брахмапутры, но зато он превосходит их величиной своего бассейна и занимает пространство в 1060000, а вместе с теми водами, которые приносит Брахмапутра, 1643000 кв. км. Его водная масса так громадна, что у Бенареса, т. е. на расстоянии 1224 км от устьев Хугли, он имеет в сухое время года 430-440 м ширины и 10-12 м глубины, а во время дождей 900-950 м ширины и 18-20 м глубины. Среднее количество воды, уносимой им в море, вычисляется в 7700 куб. метров в секунду. Между его притоками 12 превосходят величиной Рейн. Наклон его между Гардваром и Аллахабадом составляет 0,22, а от последнего города до Калькутты 0,05 м на каждый километр. Вплоть до Каунпура на нем происходит деятельное судовое движение, тогда как дальше к верховьям судоходство затруднено множеством отмелей и быстрин, особенно в сухое время года. Г. — главная артерия Бенгалии и северо-западных провинций. Для англичан же он, кроме того, имеет значение большой военной дороги, которая помогла им завоевать Индию и теперь облегчает им защиту своих владений. Для орошения и оплодотворения двуречья (Дуаб) английским правительством с 184 8 г. выстроен громадный канал Ганга, имеющий в длину 1305 км. Он идет от Гардвара на юг к Алигару, где разветвляется на 2 рукава, из которых один ведет к Каунпуру в Г., а другой на Этаву к Гамерпуру в Джамну. В 1878 открыт еще один канал, нижний канал Ганга . В устьях Г. движение сосредоточено преимущественно в Хугли. Начиная от Калькутты вплоть до Каунпура Г. сопровождает железная дорога (East Indian Railway). Река Г. изобилует рыбой, крокодилами и особым видом черепах. Г. священная река индусов (см. ниже). По этой причине вода Г. считается святой, и обитатели обязаны в известные дни совершать в ней омовение. С последней целью туда ежегодно стекаются толпы богомольцев, особенно к источникам Г. Кто умрет на его берегах или кто перед смертью выпьет его воды, душа того избавляется от скитаний по Земле. Поэтому умирающих приносят на берега Г., вливают им в рот воду из него, погружают их в реку и после смерти предают тело его волнам. Отдаленные же от Г. жители хранят для смертного часа его воду в медной посуде, а богачи завещают себя сжечь после смерти и бросить свой пепел в Г. Ср. еще Браманизм, Индия. Ганг играет очень важную роль в индийской мифологии. В Ригведе он упоминается только два раза, откуда обычно делается вывод, что индусы в эпоху составления этого памятника литературы жили еще на северо-западе Индостанского полуострова, на берегах Инда. В позднейшие эпохи он получает больше значения и наконец делается наиболее чтимой и священной рекой индусов, так что в Магабхарате (п. XIII, 1793) говорится: «как все касты и различные ступени жизни брамина без добродетели и познаний, как жертва без сока Сомы, так был бы мир без Ганга». В Пуранахе Виядганга Ганг вытекает из ножного пальца Вишну и сводится с неба на Землю молитвами святого Бхагиратха, чтобы очистить пепел 60000 сыновей царя Сагара, которые были сожжены гневным взглядом мудреца Капила. Вследствие этого Г. получает имя Бхагиратхи. Г. разгневался за свое удаление с неба, и бог Шива, чтобы спасти Землю от тяжести его падения, подхватил реку на свое чело и задержал ее течение своими переплетенными локонами. Поэтому Шива получает имя Гангадхара (поддерживающий Г.). Река потекла с чела Шивы несколькими потоками, число которых обычно принимается семь, почему она и называется Сапта-синдхава (семь рек). Собственно Г. есть одна из этих 7 рек. При своем падении на Землю Г. помешал мудрецу Джагну, занятому жертвоприношением, который в досаде выпил воду, но потом смиловался и позволил ей течь из своего уха. Отсюда название Г. — Джагнави. Олицетворенный как божество, Г. является старшей дочерью Гимавата (Himavat — олицетворение гор Гималаи) и его жены Мена; ее выдали за царя Шантану, от которого она родила сына Бхишма (страшный); этот последний по матери называется также Гангея. Г. является также матерью бога войны Картикея. По сказанию Магабхараты, от брака Г. с богом Агни произошло золото. Г. имеет еще много имен или титулов. С. Булич.

Читайте также:  Все реки рыбновского района рязанской области

Ганг (Ganges), Ганга (санскрит, буквально — «поток»), река на Ю. Азии, протекает по Индии и Бангладеш. Одна из наиболее многоводных рек на Земле (г. смотреть

Источник



Река Ганг

Река Ганг (Ganges)

Река Ганг – это одна из крупнейших рек Южной Азии и третья по полноводности река планеты. Ганг берёт своё начало в Западных Гималаях с ледника Ганготри в штате Уттаракханд, протекает на юго-восток, пересекая Индо-Гангскую равнину на севере Индии, и впадает в Бенгальский залив, формируя вместе с реками Брахмапутра и Мегхна дельту преимущественно на территории Бангладеш, часть которой покрыта лесами Сундарбан. Площадь бассейна реки составляет 1 060 000 км².

Сэкономь на путешествии!

Видео: Ворота в Ганг

Основные моменты

Индуисты считают Ганг божественной небесной рекой, которая сошла с небес. Отчасти это объясняется значением Ганга в жизни народов Индии и Бангладеш. Дельта Ганга – самая большая на планете, а бассейн реки – один из самых густонаселённых районов Земли, и речная вода обеспечивает проживание сотням миллионов людей.

Кроме непосредственно хозяйственного значения, Ганг олицетворяет собой сложную систему религиозных воззрений народов Северной Индии. Индуисты совершают паломничества к реке, осуществляют ритуальные омовения, в воде рассеивают прах умерших. На Ганге расположено три священных города – Аллахабад, Варанаси, Харидвар. Однако практически на всём протяжении реки сосредоточено бесчисленное количество индуистских культовых сооружений. Даже истоки реки Бхагиратхи на высоте 3700 метров – крупный центр паломничества.

Города Ганга — Канпур, Патна, Калькутта, Кхулна и другие — богаты несметным количеством архитектурных памятников, среди которых видное место занимают образцы европейского зодчества.

Русло и направление течения

По большей части своего русла, Ганг — типичная равнинная река с медленным и спокойным течением, хотя она и берёт своё начало высоко в Гималаях, питаясь многочисленными притоками, которые также проистекают с гор. Индо-Гангская равнина, на которую приходится большая часть течения реки, чрезвычайно плоская. Разница высот между Дели, расположенном на реке Джамна, и Бенгальским заливом, расстояние между которыми составляет 1 600 км, составляет всего 210 метров. Уклон русла Ганга между городами Харидвар и Аллахабад составляет 0,22 метра на километр, а от Аллахабада до Калькутты 0,05 метра на километр. Само русло извилистое, образует многочисленные рукава, много перекатов, островов, проливов между рукавами, отмелей.

Направление течения Ганга несколько раз меняется: от истоков река течёт на юго-запад, у Харидвара поворачивает на юго-восток и течёт в этом направлении до Аллахабада, далее, почти до слияния со своим притоком Коши, — прямо на восток, а от места впадения Коши — в юго-восточном направлении. При этом основное русло и некоторые рукава Ганга текут в юго-восточном направлении, а затем возвращаются на юг до Бенгальского залива, а другие, такие как Бхагиратхи и Джаланги, сразу идут в южном направлении. Часть рукавов сливается с рукавами Брахмапутры и Мегхны и впадают в залив вместе с ними. Ширина реки в её срединной, самой широкой, части колеблется от 800 до 1 500 м. В нижнем течении река расходится многочисленными рукавами, образуя общую с Брахмапутрой дельту протяжённостью 300 км и шириной около 350 км.

Водосборная площадь и водный режим

Бассейн Ганга — самый большой по площади в Южной Азии. Хотя по длине Ганг меньше Инда и Брахмапутры, однако он превосходит их размерами своего бассейна, который занимает площадь 1 060 000 км², а вместе с бассейном Брахмапутры, с которой Ганг формирует общую дельту, — 1 643 000 км².

Часть питания реки — дождевое, за счёт влаги, которую приносят юго-западные муссоны и тропические циклоны (в нижнем течении) с июля по октябрь, а часть —снеговое, за счёт гималайских снегов, тающих с апреля по июнь. В декабре—январе в бассейн реки выпадает очень незначительное количество осадков. В среднем, показатели осадков в бассейне реки колеблются от 760 мм/год в его западной части до более 2 300 мм/год на востоке. На большей части собственно течения реки, кроме дельты, осадки составляют 760—1 500 мм/год. В дельте часто бывают сильные циклонные ливни как во время сезона муссонов, так и после него, то есть с марта по октябрь.

В результате переменного режима осадков, река подвержена ежегодным разливам, хотя и не столь периодическим или длительным, как известные разливы Нила. Два главных влажных сезона — это с апреля по июнь (в результате таяния снегов) и с июля по сентябрь (в результате муссонов). Так, во время сезона муссонов вода в районе городов Варанаси и Аллахабад может подниматься на 15—16 м. Зимой уровень воды в реке снижается до минимума.

Общая водная масса реки очень велика, например, около Варанаси, на расстоянии 1 224 км от устья рукава Хугли, даже в сухое время года Ганг имеет 430—440 м в ширину и до 12 метров глубины, а во время сезона дождей — 900—950 м шириной и до 20 метров глубины. Среднее количество воды, выносимое рекой в Бенгальский залив, оценивается в 12 000 м³/с (для сравнения, сток Ганга примерно в восемь раз больше, чем сток Днепра).

Река в течение всего года отличается очень мутной водой, что связано с содержанием в ней большого количества осадочных пород во взвешенном состоянии. Ежегодно в дельте откладывается около 180 млн м³ осадков, и этим определяется изменение цвета воды в Бенгальском заливе, которое бывает заметно уже на расстоянии 150 км от берега. Когда река возвращается в берега после сезонных разливов, она оставляет огромное количество ила, который обеспечивает чрезвычайное плодородие почв равнины.

География

Ганг условно делят на три части:

  • верхнее течение (около 800 км, от истока до города Канпур),
  • среднее (от Канпур до границы Индии с Бангладеш, примерно 1 500 км по прямой),
  • нижнее (от границ Бангладеш до устья, около 300 км).

Верхнее течение

Главным истоком реки является Бхагиратхи (не путать с одноимённым рукавом Ганга — Бхагиратхи), берущая своё начало в районе Гаумукх (название нижней части ледника Ганготри) в Гималаях на территории индийского штата Уттаракханд, на высоте 7 756 метров над уровнем моря. У источника расположен одноимённое с ледником селение Ганготри — священное место проживания богини Ганги и важный центр паломничества индуистов.

Направляясь на северо-запад, Бхагиратхи принимает вблизи селения Бхайронгхати на высоте 2 770 м бурный приток Джадх-Ганга (Джахнави), который ранее считался европейцами за исток Ганга. Далее река протекает через Нижние Гималаи на высоте 2 478 метров и возле селения Девпраяг, на высоте 636 метров, соединяется с прозрачной Алакнандой, которая также берёт начало с гималайских ледников. С этого места река и получает название «Ганг».

Соединённые воды Бхагиратхи и Алакнанды протекают через цепь холмов Шивалик на высоте 403 метров у священного города Харидвар и, протекая через болотистую равнину Тера, выходят на огромную, чрезвычайно плодородную Индо-Гангскую равнину. В своём верхнем течении Ганг несётся бурным потоком преимущественно в южном направлении, а оставив позади горы, он становится спокойнее и поворачивает на юго-восток. Только на равнине река становится судоходной, хотя до строительства Гангского канала суда поднимались до территории современного парка Раджаджи.

Среднее течение

В среднем течении Ганг замедляет своё движение, плывя в океан в юго-восточном направлении, образуя многочисленные извилины, возле которых расположены крупные города: Канпур, Аллахабад, Мирзапур, Варанаси, Патна, Бхагалпур (Индия), Раджшахи (Бангладеш) и другие. Хотя по прямой линии длина этого участка 1 529 километров, но через изгибы длина русла составляет в действительности 2 597 километров. Не доходя до Каннауджа, Ганг с левой стороны принимает большой приток Рамгангу. Далее, у Аллахабада, в Ганг справа впадает его главный приток — Джамна (Ямуна), — которая вместе с Гангом (по легенде также и с Сарасвати) образуют так называемый Тривени-Сангам, священный для индуистов, и своими кристально-чистыми водами расширяет русло грязно-жёлтого Ганга до 800 метров. В результате значительного отбора гангской воды, Джамна несёт в среднем примерно в полтора раза больше воды, чем Ганг перед слиянием, поэтому по формальным гидрологическим правилам далее по течению река должна называться Джамна, но из-за глубоких традиций и верований вопрос о переименовании существующего названия не ставится. По Аллахабаду в Ганг впадают: слева Гомти, справа Тамса иКарманаша, а чуть выше Патны — слева Гхагхра, справа Сон, а напротив Патны, возле Хаджипура, — большой приток Кали-Гандаки.

Наконец, ниже Бхагалпура, Ганг принимает в себя многоводную Коши, спускающаяся непосредственно с Гималайских гор. Достигнув в своём срединном течении ширины 1 500 метров при глубине не более 10 метров, Ганг круто поворачивает на юго-восток, попадая на наиболее плоскую западную часть Индо-Гангской равнины. Здесь начинается его нижнее течение, где он разветвляется на рукава дельты. Вблизи Сахебганджа влево отходит огромный рукав Бхагиратхи, а главное русло Ганга получает с этого места название Падма. Через 100 км дальше по течению от Падмы отделяется ещё один крупный рукав, Джаланги.

Нижнее течение и устье реки

Пройдя по низине 160 км, рукава Бхагиратхи и Джаланги соединяются в один общий рукав Хугли, на котором расположен город Калькутта. После соединения с рекой Дамодар возле города Чанданнагар, Хугли становится доступен для морских кораблей, а близ острова Сагар, ниже Калькутты, впадает в Бенгальский залив. Отдав часть воды в рукав Хугли, Падма, главный рукав Ганга, продолжает своё движение на юго-восток и, распадаясь на мелкие рукава (Мартабангу, Гуру, Чундну), принимает в себя слева большой приток Махананду, а возле городка Раджбари соединяется с Джамуной, мощным рукавом ещё одной священной для бенгальцев реки — Брахмапутры.

Соединённые воды обеих рек изливаются в Бенгальский залив, сливаясь с Мегхной. Начиная с Раджбари наблюдается настоящая дельта Ганга и Брахмапутры, самая сложная и самая большая на земном шаре, подверженная постоянным изменениям. Участок земли между Хугли и Мегхной носит название Сундарбан. Это лабиринт из топей, рек, рукавов и бухт вдоль Бенгальского залива длиной в 265 км и шириной в 350 км, засеянных неожиданно возникающими и зачастую столь же быстро исчезающими илистыми и песчаными островами, покрытыми огромными лесными массивами, частично затапливаются наводнениями и морскими приливами, которые оставляют на островах слои ила и остатки смытых животных и растений.

Дельта Ганга делится на восточную (более активную) и западную (менее активную) части. Сундарбан, крупнейший регион мангровых лесов в мире, является частью дельты Ганга. Дальше от береговой линии, в глубине континента, дельта очень быстро высыхает после наводнений, образуя плодородную часть Бенгалии. Сейчас она почти полностью используется для нужд сельского хозяйства, а последние необитаемые участки покрыты роскошной, почти непроходимой растительностью. Несмотря на риски наводнений,цунами и тропических циклонов (так в 1961 и 1991 годах от этих природных явлений погибло более 700 тысяч человек) в дельте Ганга продолжают проживать свыше 145 миллионов человек.

Флора и фауна

Как известно из исторических свидетельств, долины Ганга и Джамны были покрыты густыми лесами, ещё в 16—17 веках здесь оставались значительные нетронутые участки. В этих лесах водились слоны, буйволы, носороги, львы, тигры. Прибрежная зона Ганга через её спокойную и благодатную среду привлекала множество разновидностей водоплавающих птиц, по меньшей мере 140 видов рыб, 35 видов пресмыкающихся и 42 вида млекопитающих.

На этой территории и сейчас распространены редкие виды животных, которые сейчас находятся под защитой — бурый медведь, лисица, леопард, снежный барс, несколько видов оленей (в том числе пятнистый олень), кабарга, дикобраз и другие. Также здесь распространены бабочки и другие насекомые разнообразных цветов.

Из-за повышения демографического давления со стороны людей, вся фауна медленно перемещалась из долины Ганга к остаткам лесов. На Индо-Гангской равнине можно иногда встретить оленей, кабана, дикого кота, волка, многие виды лисиц. В реке встречаются пресноводные дельфины двух видов, речная и гангская акулы и другие пресноводные рыбы.

Больше всего биоразнообразия сохранилось в устье реки, на стыке с Бенгальским заливом в районе Сундарбан, где всё ещё распространено очень много форм малоизученной и редкой флоры и жемчужина животного мира региона — бенгальский тигр. Типичные рыбы этого района включают нотоптерид, карповых, лягушковый клариевый сом, ползающих Гурама и ханос.

Сельское хозяйство и рыболовство

Вода из реки широко используется населением для бытовых нужд. Огромный её объём забирается на промышленные объекты всего региона. Ещё большее количество воды используется для орошения сельскохозяйственных угодий. Ганг со своими притоками благодаря плодородной почве Индо-Гангской равнины играет важную роль в экономике Индии и Бангладеш, обеспечивая водой для орошения огромные территории этих стран. Главные культуры, выращиваемые в этом регионе — рис, сахарный тростник, чечевица, масличные культуры, картофель и пшеница. Вдоль берегов реки, вблизи болот и озёр, на плодородных почвах выращивают ещё и бобы, перец, горчицу, кунжут и джут.

Читайте также:  Поиск по войне в реке

Для орошения угодий региона Доаба между реками Ганг и Джамна, правительством Британии в 1848 году был построен протяжённый Гангский канал (или Верхний Гангский канал) длиной в 1305 км. В 1878 году было открыто продолжение этого канала — Нижний Гангский канал. Сейчас Гангский канал идёт от города Харидвар на юг в город Алигарх, где он разветвляется на 2 рукава, в города Канпур и Етавах, соответственно. Первая ветка идёт примерно вдоль Ганга, вторая — вдоль Джамны в городок Хамирпур.

Река Ганг традиционно была богата рыбой, крокодилами-гавиалами и местным видом гангских мягкопанцирных черепах. Несмотря на сокращение численности этих животных в наше время, все они вылавливаются и употребляются в пищу населением прибрежных территорий. Наиболее развито рыболовство в устье реки, где построена разветвлённая сеть рыбоперерабатывающих заводов. Много возможностей для рыбалки есть и вдоль реки, хотя там остаётся проблема высокого уровня загрязнения воды и, как следствие, сокращение популяции рыбы.

Паломничество и туризм

Туризм является другой сопутствующей, а зачастую и основной деятельностью населения региона. Главным типом туризма является паломничество, обслуживание которого составляет значительную часть экономики священных городов (Харидвар, Аллахабад и Варанаси) в центральных районах и, в меньшей степени, в верховьях реки. Пороги реки Ганг в её верховьях (от Ганготри до Ришикеша) также являются популярным местом рафтинга, что привлекает в летние месяцы сотни любителей активного отдыха.

Легенды о Ганге и упоминания в классической литературе

С рекой связано множество легенд индуизма. Река Ганг и её персонификация в лице богини Ганги, упоминаются в древнейших индийских литературных произведениях, в частности Ведах, Пуранах, «Рамаяне» и «Махабхарате». Общей чертой всех этих легенд является её небесное происхождение. В начале времён Ганга была исключительно небесной рекой, но позже спустилась на землю, протекая сейчас во всех мирах индуистской космографии. Большинство легенд связано с её рождением, со спуском на землю и с определёнными эпизодами пребывания уже на Земле. В легендах подчёркиваются способность Ганги к очистке или снятию грехов, её значение как символа материнства и значение как посредницы между мирами.

Существует несколько версий рождения Ганги. Так, по «Рамаяне», Ганга была дочерью Химавана, обладателя Гималаев, и его жены Мены, она приходится сестрой богинеПарвати. По другой легенде, священные воды из камандалу Брахмы были персонифицированы в образе этой богини. Позже вайшнавские толкования этой легенды описывают, что вода в камандалу была получена Брахмой от омовения стоп Вишну. По «Вишну-пуране», Ганга вышла из большого пальца левой ноги Вишну. В любом случае, она была поднята до Сварги (небес) и оказалась на попечении Брахмы.

Самой известной легендой, связанной с Гангой, является легенда о Бхагиратхе, изложенная в «Рамаяне» и «Бхагават-пуране». Когда царьСагар, правитель одного из крупных индийских государств, совершил ашвамедху — царский обряд жертвоприношения коня, конь исчез, возможно похищенный Индрой, а сыновья царя обвинили в краже мудреца Капилу. Капила, однако, уничтожил и проклял принцев, оставив единственным шансом на их спасение погружение их пепла в воды Ганги. За это дело взялся новый правитель государства, Бхагиратха. Он был вынужден много лет осуществлять тапас ради удовлетворения Брахмы и Шивы. Сначала Бхагиратха просил того, чтобы Брахма приказал Ганге спуститься, а затем, чтобы Шива принял на себя мощный удар её падающих на землю вод. Таким образом, Бхагиратхи удалось осуществить задачи, а верховья реки получили по его имени название Бхагиратхи. По другим вариантам этой легенды Шива заманил Гангу в ловушку из своих волос и выпустил маленькими ручейками. Прикосновение Шивы предоставили Ганге ещё большее священное значение. С тех пор река протекает через все три мира: Сваргу (небо), Притхви (землю) и Нараку (ад), отчего она получила название Трипатхага — «путешествующая через три мира».

Ещё несколько легенд о Ганге связанны с её ролью матери. Так, по «Сканда-пуране», именно омовение в водах Ганги предоставило жизнь Ганеше, созданном Шивой и Парвати из смеси своих тел. Кроме того, по «Махабхарате», Ганга была матерью телесных воплощений богов Васу, которых (кроме Дьяуса или, в земном воплощении, Бхишмы) она утопила сразу после рождения для освобождения их от смертной жизни, на которое их проклял риши Васиштха.

В искусстве Ганга изображается как чувственная и красивая женщина, несущая переполненный кувшин в руке, который символизирует богатство жизни. Часто её изображают восседающей на своей вахане — Макаре, животном с телом крокодила и хвостом рыбы.

Обряды и церемонии, связанные с рекой

Наибольшее значение Ганг имеет для индуистов, составляющих подавляющее большинство населения его берегов. Из всех рек в мире именно эта река почитается больше всего. Воды Ганга, по легенде, обладают способностью к очищению, снятию грехов, а сама река остаётся символом святости и чистоты, несмотря на физическое загрязнение её воды.

Главный ритуал, связанный с рекой, просто купание в её водах. Жители близлежащих районов часто приходят купаться в реке ежедневно. Много паломников со всей Индии и других стран прибывают к реке исключительно для целей осуществления священного омовения, которое считается обязательным минимум один раз в жизни индуиста. Лучшим временем для омовения считается рассвет, в этот момент индуисты также молятся солнцу. После омовения индуисты молятся одному или нескольким божествам и подносят им дары, обычно фрукты, сладости и цветы.

Также важным ритуалом, проводимым на гхатах Ганга — это Аарти. Во время этого ритуала богам преподносятся зажжённые лампадки, сделанные из листьев деревьев, с фитилём, погружённым в топлёное масло. Считается, что чем дольше горит лампадка, тем больше шансов на осуществление просьбы, о которой индуист просит богов. Важным элементом этого ритуала являются песни, посвящённые богам, исполняемые одновременно с принесением.

Ганг — популярное место захоронения. Поскольку река в индуизме является связующим звеном между Землёй и Небом, считается, что когда индуисты бросают пепел своих умерших родственников в воды этой реки, они помогают им достичь мокши (спасения) и попасть на небеса. Поэтому кремация в любом месте вдоль реки является желательной для индуистов. Зачастую люди везут умерших сюда через всю страну, а на берегах реки постоянно горят костры, на которых сжигают мертвецов. Если кремация на берегу реки невозможна, родственники впоследствии могут привезти пепел к Гангу, а некоторые компании предлагают его перевозку даже из-за рубежа и выполняют соответствующие церемонии рассеивания пепла. Самые бедные индийцы, однако, часто, в виду высокой, по их мнению, стоимости дров для кремации, стоимости услуг электрических крематориев и стоимости услуг брахманов, считают проведение церемонии чрезмерно дорогим, отчего просто бросают тела мертвецов в воду.

В многочисленных центрах паломничества на реке проводятся фестивали в определённые индуистские праздники, собирающие от тысяч до десятков миллионов посетителей. Крупнейшим фестивалем является Кумбха-мела, проводимый каждые три года в одном из четырёх городов, два из которых, Харидвар и Аллахабад, находятся на берегах Ганга. Этот фестиваль, проводимый в 2007 году в Аллахабаде, собрал около 70 млн человек. Другой крупный фестиваль, который ежегодно проводится в Варанаси — Ганга-махотсава. Этот фестиваль является не только религиозным, но и большим культурным событием в жизни страны. На нём, помимо прочего, демонстрируются народные песни и танцы.

Вода реки высоко ценится среди индуистов. Паломники часто наполняют этой водой ёмкости и берут их домой или в местный храм. Брахманы, а теперь и целые компании, занимаются коммерческой поставкой этой воды в другие регионы страны. Почти в каждом индуистском доме можно найти кувшин с гангской водой. Она используется во всех важнейших индуистских церемониях, в частности для омовения новорождённого ребёнка, во время свадьбы, перед смертью (как «последняя еда» на Земле) и во время похорон, когда нет возможности перевезти прах умершего к самой реке. Кроме того, эта вода является основой многих традиционных лекарственных препаратов в Индии.

Хотя большое религиозное значение река имеет лишь для индуистов, индийские и бангладешские мусульмане также используют реку для религиозного очищения тела при молитве.

Центры паломничества

Ганг считается священной рекой на всём своём протяжении, однако бо́льшая часть реки не имеет транспортной инфраструктуры и труднодоступна, и лишь относительно небольшое количество городов на его берегах стали важными центрами паломничества и туризма.

Первым из таких поселений является Ганготри, расположенное у истоков реки Бхагиратхи, главного истока Ганга. Это поселение построено вокруг центрального храма, посвящённого Ганге, и входит в число четырёх мест паломнического маршрута Чота-Чар-Дхам, в который также входит Ямунотри, который находится в районе источника главного притока Ганга, Джамны (Ямуны). Из-за значительного загрязнения воды реки ниже по течению, воду для церемоний в других частях Индии обычно набирают именно здесь.

Далее по течению находится городок Девпраяг, где Бхагиратхи сливается с Алакнандой и образуется собственно река Ганг.

Следующим паломническим центром является город Ришикеш, мировой центр йоги. И хотя город содержит много храмов, на самом деле не так много из них посвящены собственно реке, поэтому город считается второстепенным для паломничества.

Далее Ганг протекает мимо города Харидвар, где река впервые выходит на Индо-Гангскую равнину, а от неё отходит Гангский канал. Традиционно Харидвар считается одним из важнейших центров паломничества на реке. Город играет важную роль как для вайшнавов, так и для шиваитов, собственно его название может переводиться как «Брама Вишну» (в написании «Харидвар») или «Брама Шивы» (в написании «Хардвар»). Считается, что Вишну оставил в городе след своей ступни, когда сам совершал омовение в водах Ганга. Также по легенде, это один из четырёх районов, где небесная птица Гаруда пролила из своего кувшина эликсир бессмертия амриту, отчего в них проводятся крупнейшие индуистские фестивали — Кумбха-мела или «фестиваль кувшинов».

Аллахабад (также Праяг — «место слияния рек» или Аггра — «место жертвоприношения»), расположенный в месте слияния Ганга с Джамной (Ямуной), считается местом, где Брахмой была принесена первая жертва после сотворения мира. Это второе из четырёх мест, где Гаруда пролила амриту, и также является местом проведения фестиваля Кумбха-мела. Именно здесь по легенде выходит на поверхность и присоединяется к Гангу священная река Риг-веды — Сарасвати, которая впоследствии исчезает с поверхности Земли.

Следующим центром паломничества на реке является Варанаси (также Бенарес или Каши), город, который в наибольшей степени ассоциируется с самой рекой и её религиозным значением. Кроме того, город славится своим фольклором и считается культурной столицей Индии. По легенде, Варанаси — один из старейших городов на Земле и был основан Шивой около 5 тысяч лет назад. Сейчас город ежегодно посещает более миллиона паломников, не только шиваистов и вайшнавитов, но ибуддистов, и джайнов.

Ниже по течению река разливается намного больше, а муссоны делают её годовые наводнения крайне разрушительными, отчего поклонение реке постепенно угасает и города ниже по течению не имеют такого большого религиозного значения, связанного непосредственно с рекой.

Из городов в дельте реки наибольшее религиозное значение имеет Раджшахи, являющийся достопримечательностью для бенгальцев. Именно здесь возник один из крупнейших индуистских фестивалей — Дурга-Пуджа, который и сейчас является исключительно важным праздником и проводится во многих других местах. Фестиваль празднует приход Рамы, который намеревается жениться на Дурге в доме её отца в Гималаях. Фестиваль характеризуется созданием скульптурных композиций богини, для которых из Ганга собирается глина. В мусульманском Бангладеш Раджшахи является главным центром этого индуистского фестиваля и представляет собой большойкарнавал, в котором принимают участие представители всех слоев общества и всех религий.

Символическое значение и упоминания в массовой культуре

Символизм Ганга и частые упоминания его в литературе связаны прежде всего с его огромным значением для жизни большого числа людей, проживающих на его берегах и прямо или косвенно зависящих от него. «Кроме религиозного значения, Ганг является местом работы для перевозчиков, рыболовов и прачек, водопоем домашнего скота, слонов и диких животных, источником животворного ила, необходимого для роста риса, и местом утреннего туалета, и купания в горячее индийское лето. Все это, однако, — как писал Марк Твен после своей первой поездки в Индию, — не лишает эту вечную реку красоты и не мешает ей, с незапамятных времён, до сумасшествия очаровывать прибывших на её берега людей».

Река Ганг занимает важное место в индийской классической литературе и фольклоре — от ведийских времён до Болливуда. Разносторонне описан Ганг в классической литературе древними, средневековыми, современными поэтами и романистами, писавшими разнообразными языками. Многие популярные индийские кинофильмы вращаются вокруг этой реки, и ещё больше популярных песен. Так, песня Jis desh mein Ganga behti hai («Я живу там, где течёт Ганг») — является исключительно популярной в Индии. Эта популярность в большей степени вызвана ассоциацией реки с самой Индией, важным символом которой она является.

Источник

Adblock
detector