Меню

Главные герои произведения васюткино озеро 5 класс

Главные герои рассказа «Васюткино озеро»

В рассказе «Васюткино озеро» описывается история из жизни Васютки. Автор рассказывает о чувствах, переживаниях мальчика, потерявшегося в лесу. Астафьев уделят много внимания описанию природы.

Васютка – единственный главный персонаж, центральный герой произведения. Полное имя мальчика Василий Шадрин. На момент повествования ему 13 лет. Автор редко привлекает внимание к внешности героя. Читателю понятно, что одежда ребенка соответствует погодным условиям: на нем кепка, телогрейка, сапоги.

Отец мальчика – начальник рыбацкой бригады, Григорий Шадрин. Ребенок всю жизнь провел рядом с тайгой, «…дальше Енисея ещё никогда не бывал и видел только один город — Игарку…» Близость природы не тяготила его, «Мальчишке нравилось бродить. Ходит себе по лесу один, напевает, иногда из ружья пальнёт…» Васютка неглупый и любознательный. Он знает множество полезных вещей о лесе, птицах, рыбе, животных. Васютка «…знал, что кедровка — птица полезная: она разносит по тайге семена кедра…», «…не раз слышал от рыбаков, что в некоторых озёрах будто бы водится белая рыба, но озёра эти должны быть или были когда-то проточными…». Мальчик умеет ориентироваться в лесу, определять стороны света по деревьям: «…Почти голая сторона у ели — значит, в ту сторону север, а где ветвей больше — юг.» Полученные знания и навыки помогли 13-летнему пареньку несколько дней выживать одному в тайге.

Жизнь рядом с лесом позволила ребенку обучиться обращению с оружием. О нем говорится: «…с ружьём на плече и с патронташем на поясе, похожий на коренастого, маленького мужичка…» Когда Васютка потерялся в тайге, он смог самостоятельно добывать себе пищу: добыл несколько птиц, собирал орехи.

Герой учится в деревенской школе. Уроки не слишком привлекательны для Васютки. Во время одиночества в лесу, боясь никогда уже не выбраться, ребенок сожалел о сделанном: «Не слушал вот он на уроках и в перемену чуть не на голове ходил, покуривал тайком…» Страх никогда не выйти к людям заставляет мальчика вспоминать родных, дом, школу, жалеть об упущенных возможностях: «А много ли в жизни хотелось узнать и увидеть Васютке? Много. Узнает ли? Выберется ли из тайги?» Однако герой не отчаивается, смело продолжает идти вперед в поисках дороги. Он переживает непогоду, охотится, чтобы продолжать путь. Найденное озеро вызывает бурные эмоции. Васютка счастлив найти возможность выбраться из тайги.

Мальчику удается выйти к Енисею, еще не дойдя до родных, он радуется знакомым местам. Васютка не знает, в какую сторону ему отправляться, он не боится подавать махать руками, кричать проплывающим по реке судам. Увидев знакомые лица, мальчик был счастлив. Мать, испытавшая немало проблем из-за поведения сына, упала, увидев его живым и здоровым. Найденное мальчиком озеро было названо в его часть и принесло много рыбы, необходимой жителям.

Также в «Васюткином» озере есть и второстепенные персонажи:

  • Григорий Шадрин – отец Васютки, глава рыболовной бригады;
  • Анна Шадрина – мама;
  • Дед Афанасий;
  • дядя Коляда – капитан судна, он помог мальчишке попасть домой.

Рассказ Астафьева показывает читателю переживания человека, рискующего остаться в лесу. Автор дает понять важность природы в жизни каждого, только знаниями о лесе была спасена жизнь Васютки. Роль играет и рыбное озеро, без которого рыбакам деревни пришлось бы нелегко.

Источник

Характеристика главных героев рассказа «Васюткино озеро»

Характеристика главных героев рассказа

Характеристика

Рассказ Виктора Астафьева «Васюткино озеро» известно многим. Описательный стиль повествования, простые для понимания диалоги действующих лиц, большое внимание русской природе сразу обращают на себя внимание читателя. Главный герой, 13-летний мальчик Васютка, заблудился в тайге, и в повествовании хорошо прорисовывается его личность, черты характера, умение выживать в сложных условиях. Автор с помощью цитат позволяет читателям легко представить себе переживания и ощущения Васютки, а также вместе с ним пережить непростую прогулку по тайге.

Характеристика главных героев рассказа «Васюткино озеро»

В представленном рассказе не очень много действующих лиц. И центральным героем является мальчик Васютка, деревенский житель, понимающий и знающий природу, обладающий чуткостью и смелостью. Другие персонажи относятся к второстепенным, их описание дается автором с меньшей подробностью.

Читайте также:  Озеро сумозеро беломорский район

Характеристики главного героя Васютки

Васютка является главным действующим лицом рассказа. Ему 13 лет, и полное имя его – Василий Шадрин. Следующие цитаты подтверждают это: «…Да это я, Васька! Заблудился я. », «…Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки — озеро, названное его именем! Пускай оно и не велико, не то что, скажем, Байкал, но Васютка сам нашёл его и людям показал…».

Мальчик всю свою жизнь провел в непосредственной близости к тайге, знает ее и отлично понимает: «…дальше Енисея ещё никогда не бывал и видел только один город — Игарку…». Он не боится один оставаться наедине с природой: «Мальчишке нравилось бродить. Ходит себе по лесу один, напевает, иногда из ружья пальнёт…». Вместе с отцом Васютка живет в Заполярье, около реки Енисей: «…Заполярная тайга не страшна зверьём…», «…Ниже и ниже но Енисею спускалась бригада. Но уловы по-прежнему были малы…».

Васютку можно описать следующим образом:

  • характерная внешность мальчика описывается как уверенного в себе маленького жителя тайги. «…Когда Васютка с ружьём на плече и с патронташем па поясе, похожий па коренастого, маленького мужичка…» и «…Васютка сдвинул свои густые брови, силясь что-то припомнить…»;
  • учеба мальчика проходит в местной деревенской школе: «…Одно утешало: скоро начнётся учебный год, и мать с отцом отправят его в деревню…», «…Васютка старался думать сначала о доме, а потом ему вспомнилась школа, товарищи…»;
  • процесс учебы идет своими темпами, и хотя мальчик вследствие своей природной активности и любознательности часто шалит и хулиганит во время уроков, он получает необходимые навыки и знания. «…Жалко ему самого себя стало, начало донимать раскаяние. Не слушал вот он на уроках и в перемену чуть не на голове ходил, покуривал тайком…»;
  • любовь Васютки к природе описана многими цитатами. Отец обучил сына узнавать признаки присутствия зверей и птиц, определять стороны света по природным признакам, что облегчает ему возможность ориентироваться в лесу. «…Почти голая сторона у ели — значит, в ту сторону север, а где ветвей больше — юг», «…Бранился Васютка так, для солидности. Он ведь знал, что кедровка — птица полезная: она разносит по тайге семена кедра…», а умение собирать дары природы помогало ему не голодать: «…Орехами рыбаков снабжал Васютка. Все ближние кедры он уже обколотил;
  • мальчик умеет обращаться с оружием, без которого невозможно ощущать себя уверенно в условиях дикой природы. «…Он подождал, пока утки поравняются с мысом, выцелил пару и выстрелил. Две нарядные свиязи опрокинулись кверху брюшками и часто-часто задвигали лапками…»

Заблудившись в тайге, Васютка не пугается. Благодаря своим приобретенным навыкам мальчик легко ориентируется, охотится, собирает плоды. Однако в душе его растет страх, что он не найдет верной дороги и никогда не выберется к людям: «А много ли в жизни хотелось узнать и увидеть Васютке? Много. Узнает ли? Выберется ли из тайги?» Увидев озеро, он эмоционально радуется и уже не боится, сигнализируя руками проплывающим по Енисею судам.

Второстепенные герои

Рассказ «Васюткино озеро» имеет и второстепенных действующих лиц. К ним относятся отец мальчика, Григорий Шадрин. Он – бригадир рыболовной бригады. Охарактеризовать его можно как серьезного и справедливого человека.

Кроме отца, имеются следующие второстепенные герои:

  • мать Васютки, Анна Шадрина, добрая и сердечная женщина;
  • Шадрин Афанасий, дедушка главного героя. Он знает и рассказывает множество интересных познавательных историй;
  • дядя Коляда помог мальчику добраться домой, капитан судна справедлив и добр.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 3.8 / 5. Количество оценок: 4

Источник

Краткое содержание «Васюткино озеро»

Рассказ «Васюткино озеро» Астафьева, написанный в 1952 году, во многом автобиографичен, основан на детских воспоминаниях писателя. В своей книге Виктору Петровичу в полной мере удалось передать переживания мальчика, потерявшегося в тайге.

Читайте также:  Кто водится в озерах калужской области

Для лучшей подготовки к уроку литературы в 5 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Васюткиного озера». Также краткий пересказ пригодится для читательского дневника.

Главные герои

Васютка – смелый, добрый, смышленый мальчик тринадцати лет.

Другие персонажи

Григорий Афанасьевич Шадрин – отец Васи, бригадир рыболовецкой бригады.

Афанасий – дедушка Васютки.

Дядя Коляда – старшина рыбосборочного бота.

Краткий пересказ

«Рыбаки из бригады Григория Афанасьевича Шадрина» уходят на рыбный промысел в низовье Енисея и останавливаются в избушке, построенной «несколько лет назад ученой экспедицией» . Вместе с ними отправляется и тринадцатилетний сын бригадира, Васютка.

Рыбаки чинят неводы, изготовляют якорницы, конопатят лодки, а раз в сутки проверяют «переметы и спаренные сети» , поставленные вдали от берега. В ловушки часто попадает ценная рыба, но нет в таком спокойном лове «азарта, лихости» . Дедушка Афанасий частенько жалуется, что «оскудел батюшко Енисей» .

Васютка развлекает себя тем, что собирает рыбакам кедровые орешки. Вскоре все ближние кедры остаются без шишек, и мальчику приходится «забираться все дальше и дальше в глубь леса» .

За десять дней до начала учебного года Васютка, как обычно, идёт в тайгу за орешками. Как положено, берет с собой хлеб, спички и ружье с патронташем.

Идя по тайге, мальчик не забывает следить «за пометками на деревьях» , от скуки он принимается мысленно рассуждать «о дороге и о всяких таежных разностях» .

На вершине старой ели Васютка замечает кедровку, «орущую» во все горло. Он хочет выстрелить в нее, но вовремя вспоминает, что в тайге ни в коем случае нельзя тратить впустую патроны. Этот закон «крепко вбит в сибиряков отроду» .

Васютка замечает кедр, в котором «упрятались целые выводки смолистых шишек» , и забирается на него. Он из всех сил стучит ногами «по разлапистым веткам кедра» , и шишки дождем падают на землю. Собрав их в мешок, мальчик размышляет о том, чтобы «обобрать» еще одно дерево.

В этот миг Васютка замечает огромного глухаря. Он жалеет, что в этот раз не позвал своего верного Дружка: охотиться на эту птица куда удобнее с собакой. Подобравшись поближе, Васютка стреляет и ранит птицу. Он догоняет ослабевшего глухаря и сворачивает ему шею, но сам не замечает, как оказывается в глухом лесу без единой знакомой зарубки на дереве.

Васютку охватывает паника. Чтобы как-то совладать со страхом, он принимается говорить вслух, но это не помогает. Услышав «какой-то таинственный шорох в глубине потемневшего леса» , мальчик в ужасе бежит, куда глаза глядят.

С наступлением ночи Васютка пытается припомнить все, что ему рассказывали о тайге отец и дед. Ему удается разжечь костер и приготовить мясо глухаря. Поужинав, мальчик перекладывает в сторону тлеющие угольки от костра, а сам сооружает себе лежанку из мха и веток на теплой после костра земле.

Ночь в тайге проходит очень тревожно. Утром Васютка забирается на самое высокое дерево и вглядывается в молчаливую, равнодушную тайгу. Не отыскав знакомых мест, мальчик решает идти на север.

К вечеру Васютка начинает замечать «среди однообразного мха тощие стебли травы» – значит, где-то поблизости есть вода. Он надеется, что вскоре выйдет к Енисею, но натыкается лишь на «унылое озеро, подернутое у берега ряской» . Оглядевшись, Васютка удивляется большому количеству непуганых уток на озере, но еще более – великому множеству рыбы, среди которой попадается и ценная белая рыба.

На следующий день Васютка внимательно осматривает большое озеро и приходит к выводу, что в нем «есть тягун, озеро проточное» . Это значит, что водоем связан с небольшой речушкой, которая в свою очередь соединяется с Енисеем.

Днем погода меняется: становится «хмуро, неуютно» , идет холодный осенний дождь. Васютка прячется под развесистой пихтой, съедает драгоценную краюшку хлеба и засыпает. Проснувшись, он принимается разжигать костер, как вдруг слышит слабый пароходный гудок, раздающийся издалека. Не веря своему счастью, Васютка бежит на этот звук.

Читайте также:  Вода это вещество a озеро

Мальчик выбегает к Енисею и замечает маленький дымок, «будто от папиросы» : приближается теплоход. В отчаянии он кричит и машет руками, но капитан принимает его за местного жителя и не останавливается.

Васютке ничего не остается, как заночевать на этом месте. Утром он слышит звук выхлопной трубы «рыбосборочного катера-бота» . Мальчик разжигает сильнее огонь, стреляет из ружья, и его замечают. Капитан бота, хорошо знакомый дядя Коляда, благополучно доставляет Васютку к родным, которые вот уже пятый день безуспешно ищут его в тайге.

Спустя два дня мальчик отвел всю рыболовную бригаду к озеру, которое рыбаки назвали Васюткиным. Рыбы там оказалось так много, что бригада Шадрина полностью переключилась на озерный лов.

Со временем на районной карте появилось крошечное голубое пятнышко с надписью «Васюткино оз.» . На краевой карте оно уже значилось без названия, а на карте страны «озеро это сумеет найти разве сам Васютка» .

Заключение

В своем рассказе Астафьев выделяет главную мысль: даже в самой сложной ситуации никогда не стоит опускать руки. Нужно преодолевать свой страх и искать пути решения проблемы – только тогда можно надеяться на успех.

Краткий пересказ «Васюткино озеро» будет полезно для читательского дневника. После его прочтения рекомендуем прочесть рассказ Астафьева в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Источник



Герои рассказа Астафьева «Васюткино озеро»

Главные герои рассказа Астафьева «Васюткино озеро»

Васютка — тринадцатилетний мальчик, живущий на Енисее рядом с тайгой, сын начальника рыбацкой бригады. Внешне он похож на коренастого маленького мужичка: в сапогах, в телогрейке, кепке и «с ружьём на плече и патронташем на поясе». В тайге без ружья не обойтись, и с малолетства паренёк умел обращаться с оружием. Летом он был занят добычей кедровых орехов для бригады рыбаков.

Васютка — самостоятельный, смышлёный мальчуган. В школе он не отличался примерным поведением: и хулиганил, и покуривал. Но всё это не по злому нраву, а по живости характера. Прилежанием в учёбе герой тоже не мог похвастаться, хотя был любознательным и многое собирался узнать в жизни.

Васютка любил бродить по лесу, он многое знал о жизни леса, о птицах, рыбах и зверье, умел определять стороны света в лесу. Однажды, увлёкшись добычей глухаря, он заблудился в тайге. Ему было страшно, одиноко, но он вспомнил слова отца и деда о том, что тайга хлипких не любит. Эти слова помогли ему собраться с духом, вспомнить всё, чему его учили.

Смекалка, знание природы и стойкий характер помогли подростку выйти из тайги к реке. В тайге он наткнулся на озеро, в котором оказалось много белой рыбы. А белая рыба — признак проточности озера. Васютка это знал. Так он, падая от усталости, вышел к Енисею, на берегу которого развёл костёр и палил из ружья, завидев бот.

В образе Васютки автор показывает единение человека и природы, подчёркивает необходимость уважения законов природы, описывает своего героя с большой симпатией.

Второстепенные герои рассказа Астафьева «Васюткино озеро»

Григорий Афанасьевич Шадрин — отец Васютки, рыбак, бригадир. Многому научил сына в плане выживания в тайге.

Анна — мать Васютки, строгая, но очень любящая сына. Когда увидела сына, вернувшегося из тайги, у неё подкосились ноги.

Афанасий — дед главного героя, старый таёжник, переживающий, что Енисей уже не так богат.

Дядя Коляда — старшина бота, на котором Васютку привезли домой.

Все эти люди оказали влияние на формирование личности паренька. Благодаря им он сумел выжить, выстоять и вернуться.

Источник

Adblock
detector