Меню

Границы государств по рекам

Водные пути России.

Единая глубоководная система Европейской России, которая обеспечивает проводку крупнотоннажных судов с осадкой до 3,5 м, своим единством в старину была обязана трудным волокам, сегодня — рукотворным водным путям. Назову основные:

Беломоро-Балтийский канал. Он «приблизил» Белое море к Балтийскому в 4 раза.

Канал имени Москвы дал столице выход непосредственно на Волгу и на 1000 км сократил водный путь к городам Северо-Запада. Кроме того, избавил москвичей и промышленность города от жажды.

Волго-Донской канал связал Волгу с Черным и Азовским морями.

Волго-Балтийский канал — глубоководный путь из Белого и Балтийского морей в Волжский бассейн. Благодаря ему, речные суда, следуя из Волги к Санкт-Петербургу, затрачивают не 18, а 2,5 суток, как бывало при наших дедах.

Уверен, «среднестатический россиянин» способен без мысленного усилия назвать первый и третий. Чтобы вспомнить и правильно назвать второй и четвёртый, необходимо морщить лоб и время на обдумывания. И мало кто знает, что действующих рукотворных отечественных рек, рассчитанных на судоходство, много больше, считая каналы местного значения. Внушителен и список бывших. Наиболее значительные из последних Вышневолоцкая, Мариинская и Тихвинская водные системы. Это в Европейской части России. Русская Азия может представить любознательному уму Обь-Енисейский судоходный канал, с 1942 года заброшенный.

Интересно, с чего началось у нас «водное рукотворчество». Разумеется, и в древности наши предки «подправляли природу», вторгаясь во владения речных нимф. Как могли, ручным инструментом углублялись в донные наносы, срезали местами берега, спрямляли каналами излучины рек, тянули русла как можно дальше в сторону волока с двух сторон.

Нужда в каналах была всегда, но не всегда технические возможности могли её удовлетворить. Такое по плечу оказалось Петру I. Подтолкнула острая необходимость наладить доставку хлеба и других грузов в отвоёванную у шведов Ингерманландию, строящемуся Петербургу. Соединить Волгу с Балтийским морем царь решил там, где издревле наши предки волокли посуху гружёные суда из одного речного бассейна в другой. Там возник Вышний Волочек, город обслуги трудного дела. В 1703 году было велено сверху приступить к работам, через 6 лет исполнено мужицкими руками и умом голландских мастеров под присмотром царского стольника князя Гагарина. Почти трёхвёрстный канал, шириной 7 сажен, с водохранилищами, связал волжский приток Тверцу с речкой Цной, впадающей в Мсту на «балтийском склоне». Дальше речные суда двигались обычным путём: из Мсты в Ильмень-озеро, оттуда Волховом в бурную, опасную Ладогу, потом Невой до пристаней немецкого города русского царя, ставшего в 1712 году столицей империи. На первый отечественный канал легла вся тяжесть пассажирских и грузовых перевозок в одну сторону, пока не вступил в строй сухопутный тракт между столицами (о нём в своём месте). Не удивительно, что первый блин пошёл комом из-за нехватки воды для свободного хода судов. Доводку канала осуществил М.И. Сердюков, инженер-конструктор, самородок из бурятов. В 1719 году Пётр Алексеевич передал ему на содержание весь Вышневолоцкий путь. Через 55 лет государство его выкупило и перестроило с целью повышения уровня воды. Реконструкции производились и позднее на разных участках пути. Был проложен обходной Ладожский канал, другой — для обода бурного Ильменя. Хотя появились новые водные дороги из Москвы в Санкт-Петербург, первый путь использовался для массового транзитного судоходства до конца XIX века. И сейчас два участка системы используются для местного судоходства.

Главные недостатки Вышневолоцкой водной системы, проявившиеся сразу (односторонность движения и мелководье), побудили энергичного царя Петра искать дополнительные пути. Возникла мысль соединить впадающую в Белое озеро реку Ковжу на «волжском склоне» с рекой «балтийского склона» Вытегрой. Последняя изливалась в Онежское озеро, соединённое с Ладогой легендарной Свирью. А там до новой столицы — обычным путём. Строительство канала и оборудование системы, названной Мариинской , началось только в 1799 году. Были возведены сложные гидротехнические сооружения для питания мелководных участков, построены шлюзы на Вытегре и Ковже. 21 июня 1810 г. по Мариинской системе открылось сквозное движение судов. Первые годы эксплуатации водного пути показали многие его неудобства: частая перегрузка с судов на суда разной осадки и типов, что замедляло и удорожало доставку грузов. Не случайно в то время сложилась поговорка: «За морем телушка — полушка, рубль перевоз». Чтобы обеспечить безопасность движения, пришлось рыть каналы в обход Белого и Онежского озер. На это ушло более 40 лет. Дополнительные работы продолжались по 1883 год, после чего система приняла свой окончательный вид. В нее вошли: река Шексна от устья Белозерского канала до впадения в Волгу у Рыбинска, Белозерский обводной канал, река Ковжа, Новомариинский канал, река Свирь, Новосясьский канал, Новоладожский канал и Нева. Впоследствии Мариинская система еще несколько раз перестраивалась и совершенствовалась. Бурлаков сменила конная тяга, цепь, проложенная по дну, позволяла двигаться против течения. Система стала главным «хлебным путем» в столицу. Несмотря на недостатки, по тому времени она считалась первоклассным гидротехническим сооружением и на Всемирной выставке в Париже в 1913 году была удостоена Большой золотой медали.

С древности из бассейна Волги в Прибалтику использовался «болотный» путь через Тихвин И на него «положил» глаз» зоркий царь. Однако работы здесь были начаты в 1802 году, продолжались 9 лет. Тихвинский канал связал Мологу, приток Волги, с Невой (через речки Чагодища и Сясь, Староладожский канал). Этот путь оказался самым коротким от Рыбинска до Петербурга — 924 км, тогда как по Мариинской системе — 1143 км, а по Вышневолоцкой — 1440 км. Недостатком Тихвинской системы (на фото — выше). была маловодность. Кроме того, она не была достроена. Однако, несмотря на все трудности, по ней проходило до 6 тысяч судов в год. Обслуживали ее 40 тысяч лошадей, десятки тысяч погонщиков и бурлаков. После постройки Николаевской железной дороги и с усовершенствованием Мариинской системы значение Тихвинского пути стало падать. В дальнейшем он использовался только для местных перевозок на отдельных участках и в высокую воду.

Чтобы даже вкратце описать старинные водные пути, какое-то время действовавшие на всём задуманном протяжении или отдельными местами, частично, после реконструкции вошедшие в ныне используемые системы, необходима книга, а у меня — статья. Поэтому ограничусь скороговоркой и простым перечислением славных реликтов, свидетельствующих о грандиозности замыслов наших предков и их исполнения.

Пётр Великий соединил-таки Дон с Волгой со второй попытки, избрав на этот раз Ивановское озеро, из которого вытекали тогда Дон и рукой было подать до реки Шать, притока Упы, что впадала в Оку. Этим путём в 1707- 08 годах прошло 300 судов. Затем инженерные работы прекратились.

В 1828 г. в окрестностях г. Кириллов был прорыт Топорнинский канал, соединивший Шексну с Сиверским озером, далее системой рек, озёр, в том числе Кубенским, и каналов с Сухоной, которая впадает в Северную двину. Начала действовать Северо-Двинская система. Она неоднократно переделывалась и совершенствовалась. Однако роль её после сооружения Беломорско — Балтийского канала сошла на нет. Теперь она обслуживает главным образом местную линию Вологда — Кириллов.

Еще в начале XVIII в. был задуман В. Н. Татищевым проект канала, соединяющего близко сходящиеся притоки Камы, Вычегды и Печоры на водораздельном болоте Гуменец. Сооружение его, начатое при Екатерине II, закончилось при её внуке. При этом русла рек не только не шлюзовали, но и не чистили, решив использовать канал для малого судоходства по вёснам. Так и использовали. В 1847 г. путь был закрыт «за ненадобностью», его использовали местные жители, проходя на лодках с Камы на Вычегду.

Ещё в старой России, до Петровской модернизации, возникла мысль о соединении бассейнов Оби и Енисея искусственным водным путем. На это наводило удобное расположение притоков двух великих сибирских рек, близко подходивших друг к другу. В 1875 — 1878 гг. была установлена возможность устройства канала между реками Кеть (правый приток Оби) и Кас (левый приток Енисея). Сооружение канала создало бы непрерывный чайный и иных восточных товаров путь от Иркутска до Тюмени, суливший большие экономические перспективы, но Государственный совет выделил лишь двадцатую часть необходимой для строительства суммы. Прокопан был только один участок протяженностью 7,8 км. В том виде путь оказался непригодным для транспортного использования и не оправдал возлагавшихся на него надежд. Сооружения приходили в ветхость, и, после того как вошла в строй Транссибирская железная дорога, водная система была окончательно заброшена.

При слове «Беломор» людям старших поколений вспоминается непритязательная пачка папирос. На ней была изображена розовым цветом европейская часть Советской России и полосками — основные каналы эпохи социализма. Сине-белая радуга-дуга над простором родины содержала гордое слово: Беломорканал. Этот рукотворный водный путь, протяжённостью 227 километров между Онежским озером и Белым морем, построенный между 1931-33 годами «ударными темпами», действительно стал гордостью первой пятилетки.

В выборе трассы большевики не были оригинальны. Её подсказали паломники, ходившие к святыням Соловецкого монастыря. Этот путь посуху, по рекам и озёрам, отмечен в «Книге Большому Чертежу» 1627 года. Во время Северной войны царь Пётр очень нуждался перевозках из Архангельска к причалам Невы.

2 августа 1933 года Беломорско-Балтийский канал имени Сталина был открыт. В Великую Отечественную войну первенец пятилеток претерпел значительные разрушения, южная его часть была полностью уничтожена. Сильно пострадали инфраструктура канала, ряд посёлков вдоль него. Объекты были восстановлены и канал был вновь введён в строй в июле 1946 года. Начались работы по электрификации сооружений и механизмов. Перепад уровней на северной части канала стали использовать для выработки электроэнергии гидроэлектростанциями. Здесь к месту сказать, что питание канала водой происходит естественным образом.

Значение ББК возросло после ввода в эксплуатацию современного Волго-Балтийского водного пути к середине 60-х годов, через который открылся выход в его систему. Пропускная способность канала и фактический объём грузоперевозок возросли в несколько раз. В ходе реконструкции 70-х годов гарантированная глубина судового хода была доведена до четырёх метров, и канал стал частью Единой глубоководной системы европейской части РСФСР. ББК дал жизнь населённым пунктам от Белого моря до Онежского озера. Глухой Повенец стал большим портом. Здесь развилась промышленность, главным образом деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная.

Читайте также:  Первые суда двигающиеся по рекам против течения создал

В «смутные» 90-е годы интенсивность судоходства по каналу значительно снизилась, но с XXI века объёмы грузоперевозок по каналу начали постепенно расти: в навигационный период 2007 года (165 суток) по каналу было перевезено 400 тысяч тонн, 2500 пассажиров. Не падает и стратегическое значение ББК для арктического побережья. Предел росту перевозок, наряду с другими техническими причинами, составляют минимальные габариты судового хода: глубина 4 м, ширина 36 м, радиус закругления 500 м. Размеры камер всех шлюзов — 135×14,3 м. Скорость движения судов оставляет желать лучшего.

Развитие туризма, его перспективы, делают водный путь в «Стране белых ночей» вечным.

Державное самолюбие Москвы изначально было уязвлено вторичностью столичной реки по отношению к царственной Волге. Летописцы зафиксировали желание государя Алексея Михайловича соединить Москву-реку напрямую с водным путём в сказочные восточные страны. Его энергичный сын пошёл дальше — заказал проект канала, но, ознакомившись со сметой, произнёс озадаченно: «Однако. » и спрятал бумагу под сукно. При Николае, правнуке Петра, канал с грехом пополам прорыли в 1850 году, да тут вступила в строй железная дорога Москва-Петербург — более дешёвый и быстрый путь. И мелководный, несовершенный канал вскоре приказал долго жить. Не думалось тогда москвичам, что скоро их дети и внуки выпьют из Москвы-реки всю воду, растащат по предприятиям.

Спохватились лишь при советской власти, когда река под стенами Кремля, по сути, превратилась в мелкий, мутный ручей. Столица пролетарского государства изнывала от жажды, речные судёнышки умирали по илистым берегам. С большевистской решимостью в 1931 году было принято политическое решение, утверждён Дмитровский проект. Инженеры решили перегородить Волгу плотиной у деревни Иваньково, близ устья реки Дубны. В весеннее половодье река упрется в плотину и разольется, образует новое рукотворное озеро — Иваньковское водохранилище, первое «московское море». Часть его воды продолжит путь по старому волжскому руслу, другая часть круто повернет на юг, в искусственное русло, и по высокой водяной лестнице начнет взбираться на высоту девятиэтажного дома, чтобы далее пройти по ровному и широкому водяному мосту и снова спуститься по крутой южной лестнице в Москву-реку. Расстояние от старинного села Тушина до устья реки Дубны, впадающей в Волгу, было 130 км.

Очередное, без преувеличения, чудо света было открыто 15 июля 1937 как Канал Москва — Волга. Через 10 лет, к 800-летию столицы он получил современное название Канал имени Москвы.

Сейчас трасса канала имеет 240 сооружений, из них 11 шлюзов, 40 плотин, 8 водохранилищ, 5 насосных станций, 8 гидроэлектростанций, три главные пристани (Большая Волга, Дмитровская и в Химках — Северный речной порт Москвы), а также многочисленные пристани местных линий. По каналу транспортируются строительные материалы, лес, зерно, нефть, уголь и др. Перевозки осуществляются судами грузоподъёмностью до 5000 т.

Архитектура производственных зданий гидросооружений канала у многих вызывает восхищение. Архитекторы исходили из того, что сооружения должны радовать, отражать внешний стиль социалистической эпохи — все для человека, все для вдохновенного его труда на благо Родины. Тех творцов давно нет, красота обрела иные стандарты, но она, согласимся, всегда спасает мир.

Читатель, подозреваю, привык, что, о каком бы канале на наших просторах ни зашла речь, у его истоков окажется фигура вездесущего Петра Алексеевича. Однако в первой попытке соединить Волгу и Дон, в месте их наибольшего сближения, русского царя опередил султан османов Селим II, пытавшийся проложить водный путь для своей армии, чтобы захватить Астрахань. Когда попытка не удалась, султан оправдывался перед историей: «Даже всем турецким народом тут и за 100 лет ничего не сделать». Спустя 128 лет Пётр повторил попытку и тоже отступил. Все проекты впоследствии не были реализованы по той главной причине, что движение по каналу Волго-Дон не могло осуществиться (кроме как в весеннее половодье) без всеобщей реконструкции рек. Такая работа оказалась по плечу большевикам. Проектные работы начались сразу по завершении Сталинградской битвы. Через 5 лет приступили к земляным работам. В работах было задействовано 8000 машин и механизмов. Водотранспортный канал протяженностью 101 км (из них около половины по трём водохранилищам), глубиной не менее 3,5 м, был построен за 4,5 года, что является уникальным сроком в мировой истории гидростроительства. Например, Панамский канал длиной 81 км, при таком же объёме работ строился 34 года, а 164-километровый Суэцкий — 11 лет. В исторический день 31 мая 1952 года (подарок к 35-летию Октября) между 1-м и 2-м шлюзами слились воды Волги и Дона. Москва реально превратилась в порт пяти морей. На следующий день по каналу, между Сталинградом и Калачом-на-Дону, началось движение судов. Именины канала состоялись в конце первого летнего месяца. Новый водный путь стал называться Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина.

Сегодня для прохождения полного пути из Волги в Дон суда должны пройти 13 шлюзов, разделённых на Волжскую шлюзовую лестницу (высота 88 м, состоит из 9 однокамерных однониточных шлюзов) и Донскую шлюзовую лестницу (высота 44 м, состоит из 4 шлюзов такой же конструкции). На весь путь затрачивается около 10-12 часов. Канал питается донской водой из Цимлянского водохранилища, так как Дон лежит выше Волги на 44 м. Системой насосных станций вода подаётся на водораздел, откуда самотёком поступает на волжский и донской склоны. Часть воды расходуется на орошение полей. Средняя продолжительность навигации на Волго-Донском канале составляет 211 суток. За это время может пройти до 5000 судов грузоподъёмностью до 5 тыс. т. Пропускная способность канала оценивается в 16,5 млн т грузов в год. В 2009 году по каналу перевезено 13,2 млн т грузов и пропущено 11 692 судна.

Сложное слово Волгобалт (иначе Волго-Балт) тоже на слуху у многих наших соотечественников. Можно сказать, что Волго-Балтийский водный путь — это Мариинская система сегодня после её коренной реконструкции в 1960-64 годах или наследник трёх старых водных дорог, что ближе к истине, — Вышневолоцкой, Тихвинской и Мариинской. Главное преимущество нового (обновлённого) пути длиной в 1100 км, при глубине судоходного фарватера 4,0 м, в том, что из него появился выход в Беломорско-Балтийский канал.

Основным участком нового пути является собственно Волго-Балтийский канал. Он соединяет Онежское озеро с Рыбинским водохранилищем у г.Череповец; длина канала от устья реки Вытегра до селения Торово 368 км. Канал пересекает Балтийско-Каспийский водораздел и имеет два склона: Балтийский и Каспийский. Северный склон крутой, южный — пологий. Верхний подходной канал шлюза №1 соединяется с Вытегорским водохранилищем. Затем следует гидроузлы со шлюзами №№ 2-6. Последний является границей между склонами канала. Водораздел преодолевается каналом длиной 39 км. Далее трасса канала проходит по реке Ковжа, Белому озеру и реке Шексна до Рыбинского водохранилища. На р. Шексна, в 121 км от её истока, расположен Шекснинский гидроузел с параллельными шлюзами №7 и №8. На северном склоне трасса пути совпадает с руслом р. Вытегра и проходит по водохранилищам, образованным гидроузлами.

Описываемый водный путь доступен для судов грузоподъёмностью около 5000 т, грузы перевозятся без перевалки. Суда идут прямо по озёрам (вместо движения по обходным каналам). Преобладают перевозки в самоходных грузовых судах; ведётся сквозная буксировка плотов. Впечатляюще возросла скорость перевозок (Череповец -Петербург 2,5-3 суток против 10-15 до реконструкции). То же грузооборот. Увеличился удельный вес смешанных железнодорожно-водных перевозок. Преобладающие грузы: железорудный концентрат на Череповецкий металлургический комбинат с Кольского полуострова; хибинский апатит, апатитовый концентрат, карельские гранит и диабаз в разные районы страны; лес и пиломатериалы из Архангельской и Вологодской областей на Юг, в Прибалтику, Санкт-Петербург и на экспорт; чёрный металл из Череповца, донецкий и кузнецкий уголь, уральский серный колчедан, соликамские калийные соли; зерно. В танкерах с Волги идут нефтегрузы для Северо-запада, Прибалтики, на экспорт. Через Санкт-Петербург каналом транспортируются импортные грузы для разных районов страны. В пассажирском движении отмечается значительно число туристских теплоходов.

Источник

Как выглядят границы России с другими государствами? — Дзен дневник

Друзья, сегодня речь исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил пойдет о государственной границе не случайно, ведь 28 мая каждого года свой профессиональный праздник отмечают военнослужащие, охраняющие нашу огромную страну от различных напастей. Речь идет о пограничниках, а точнее – о празднике отрезок времени, выделенный в календаре в честь чего-либо или кого-либо, имеющий сакральное (небытовое, мифическое) значение и связанный с культурной или религиозной традицией День пограничника!

Итак, я хочу поздравить всех пограничников войска (пограничная служба, пограничная стража, пограничная охрана и так далее) государства — государственная организация, орган, вооружённое воинское формирование, предназначенное для охраны и (не только настоящего, но и прошедшего времени) с их профессиональным праздником! Граница – это такое место, с нападения на которое начинается любая война конфликт между политическими образованиями — государствами, племенами, политическими группировками и так далее, — происходящий на почве различных претензий, в форме вооружённого противоборства,. Подвиги пограничников, принявших на себя первый удар в Великой Отечественной войне, навсегда останутся в памяти наших и будущих поколений!

Ну а сейчас перейдем к основной теме вопроса и рассмотрим, как же выглядят границы России с другими государствами?

Читайте также:  Как переходить реку зимой

Напомню, что протяженность в совокупности границ России составляет почти 61 000 километров! Из них:

  • 22 125 км – сухопутная граница (из которых речной и озёрной — 7616 км)
  • 38 807 км – морская граница.

Рассматривать мы будем только сухопутные границы, т.к. границы морские носят условный характер.

1) Россия официально также Российская Федерация (РФ) — государство в Восточной Европе и Северной Азии – Норвегия

Граница по суше

Граница по реке природный водный поток (водоток) значительных размеров с естественным течением по руслу (выработанному им естественному углублению) от истока вниз до устья и питающийся за счёт поверхностного и

2) Россия – Финляндия

Финны оградились колючей проволокой металлическая нить, шнур

Источник

Полный список стран, с которым граничит Россия в 2020 году

Российская Федерация имеет самую большую в мире территорию. Она определяется ее границами. Именно в пределах них действует суверенитет России.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Устанавливаются линии на основании различных международных договоров и соглашений.

Большинство соседних государств появились относительно недавно на современной политической карте.

Общая информация

Государственная граница — это линия, которая отделяет территорию Российской Федерации от других государств. Именно на ней действуют законы РФ и проживает население страны.

В настоящий момент общая протяженность российских границ, с учетом включенного в состав Крыма в 2014 году, составляет 61 667 км.

Основные задачи по охране выполняет Пограничная служба ФСБ РФ. Ранее она существовала в качестве отдельной службы, но была передана в подчинение ФСБ.

Формируют пограничные войска исключительно граждане РФ, проходящие службу по контракту. Тех, кто проходит по призыву в погранвойска не направляют с 2008 года.

Задачи по охране государственной границы РФ выполняются войсками ПВО, а также ВМФ России.

На текущий момент РФ признает наличие границ с 18 государствами. Большинство же других стран мира из этого числа исключает Абхазию и Южную Осетию. Грузия относит эти территории к временно оккупированным.

Какие виды

Россия имеет как сухопутные, так и морские границы общей протяженностью 61 667 км.

Морские составляют порядка 38 тысяч км. Нужно учитывать также и наличие на море исключительных экономических зон. Они находятся на расстоянии 370,4 км от территориальных вод.

Сухопутные включают в себя примерно 7,5 тысяч километров озерных и речных границ.

По суше

Непосредственно по суше (без учета речных и озерных) Россия граничит со следующими государствами:

  • Норвегией;
  • Финляндией;
  • Эстонией;
  • Латвией;
  • Белоруссией;
  • Украиной;
  • Грузией;
  • Азербайджаном;
  • Казахстаном;
  • КНР;
  • Монголией;
  • КНДР;
  • Японией;
  • США;
  • Республикой Абхазией и Южной Осетией;
  • а также Польшей и Литвой.

Замечание. Границы с Польшей и Литвой у основной территории Российской Федерации нет. Она есть только у находящегося на западе, полуэксклава — Калининградской области.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о том, с какими странами граничит Россия на северном Кавказе.

Грузия, как и большинство других государств мира не признает Абхазию и Южную Осетию. Но Россией эти страны были признаны, с ними установлены границы.

Хотя въезд на их территорию возможен и по внутренним Российским паспортам, по аналогии с Казахстаном и Республикой Беларусь.

На море

Исключительно морская граница у Российской Федерации имеется с Соединенными Штатами Америки и Японией. Еще с 10 государствами РФ имеет как сухопутную, так и морскую.

В их число входят:

  • Норвегия;
  • Финляндия;
  • Эстония;
  • Литва;
  • Польша;
  • Украина;
  • Азербайджан;
  • Казахстан;
  • а также Абхазия.

Замечание. Большинство других стран Абхазию самостоятельным государством не признают и включают ее в состав Грузии.

По этой причине в ряде источников можно встретить информацию о наличии у России морской границы с Грузией и отсутствие сведений об Абхазии вообще.

Озерная (речная)

По озерам и рекам проходит практически 7,5 тысяч километров российской границы. Наиболее протяженные из них связывают страну с Китаем и Казахстаном.

Вся сухопутная часть границы с Северной Кореей проходит исключительно по рекам, хотя длинной ее назвать не получится ни в коем случае. Даже с учетом морской части границы она не дотягивает и до 50 км.

Большинство таких границ проходит по различным рекам. Длинна, проходящих по озерам невелика – всего порядка 500 км.

Спорные участки

Границы между государствами вызывают споры достаточно часто и касается это не только России.

Многие другие страны также довольно долго ведут переговоры относительно точного установления границ своих территорий.

Естественно, что в этой ситуации возникают вопросы. Но большинство из них удается урегулировать.

Урегулированные

Вопросы, после распада Советского Союза, возникли со многими государствами. Не все бывшие союзные республики остались довольны полученной территорией, а внутри некоторых из них вспыхнули локальные конфликты, часть из которых не завершилась до сих пор.

Основные споры были связаны с 3 государствами. Впрочем, их удалось урегулировать.

Рассмотрим, какие споры относительно государственных границ, возникшими после распада СССР были урегулированы:

Азербайджан Еще в 1952 году на территории Дагестана был построен Самурский гидроузел, который после распада СССР оказался собственностью Азербайджана, хотя и расположен был в РФ. Согласно заключенному между Россией и Азербайджаном Соглашению №1416-р граница между странами была сдвинута на середину гидроузла. При этом оба государства договорились о делении водных ресурсов пополам
Эстония Это государство претендовало на Печерский район Псковской области, а также Ивангород и все правобережье Нарвы. Договориться по поводу государственных границ удалось с этой страной не сразу. Первоначальный договор, подписанный в 2005 году, так и не был ратифицирован Россией из-за поправок, внесенных в него эстонской стороной. Договориться о границах РФ и Эстония смогли, но уже только 18 февраля 2014 года
Латвия Изначально эта страна претендовала на Пыталовский район, который расположен в Псковской области. Он входил в ее состав 1920-1945 году. Но Россия категорически отказалась уступать эту территорию и в результате длительных переговоров Латвия все же была вынуждена отказаться от своих притязаний. Это было зафиксировано договором от 27 марта 2007 года

Отдельного внимание заслуживает спор относительно государственной границы с Китаем. Ее современная длина составляет 4203,9 км. При этом ее разделяют на два участка восточный и западный.

Между ними пролегает Монголия, которая ограничена на юге КНР, а на севере — РФ. Споры относительно точного ее положения велись еще со времен покорения Сибири и лишь усугублялись в дальнейшем.

В Советское время они минимум дважды доходили до вооруженных конфликтов. Текущие очертания граница РФ и КРН приобрела лишь в 2005 году.

Видео: сколько государств

Не закрытые вопросы

Увы, но не все вопросы по территории удается разрешить достаточно быстро. Одним из самых сложных остается спор относительно Крыма.

Россия считает его полностью своей территорией. С 2014 года там была установлена государственная граница в одностороннем порядке.

Украина, отделение Крыма и вхождение его в состав РФ не признает, хотя в 2014 году приняла закон о создании на территории республики Свободной экономической зоны.

Были также созданы зоны таможенного контроля на границе Крыма и Херсонской области.

Еще одна страна, с которой у РФ имеется не закрытый вопрос относительно границ и территории, находится на востоке.

После Второй Мировой Войны в состав России вошли несколько островов, ранее принадлежавших Японии. Договориться государствам об их принадлежности так и не удалось.

С одной стороны, Япония настаивает на передаче ей 4 Курильских островов, а с другой Россия совершенно не собирается их отдавать.

На текущий момент наличие территориального спора привело к тому, что РФ и Япония до сих пор так и не заключили мирный договор, хотя и в состоянии войны не находятся.

Вопросы, относительно границ, всегда вызывает немало споров и различий во мнениях.

Тем более, когда речь идет о такой большой стране, как Россия, имеющей больше всего соседей.

Некоторые государства готовы идти на сотрудничество и с ними существуют достаточно мягкие режимы границ, позволяющих населению пересекать их почти без проблем, например, такая ситуация сложилась с Белоруссией и Казахстаном. С отдельными странами вопрос о границах не разрешен до сих пор.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • 8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник



Территории в международном праве

Понятие и виды территорий в международном праве

Под территорией в международном праве понимается пространство с определенным правовым режимом — часть земного шара (сухопутная, водная территории, недра, воздушное пространство), а также космическое пространство и небесные тела. Правовой статус территорий определяется нормами внутригосударственного законодательства и международного права.

По правовому режиму территории подразделяются на государственные, территории со смешанным режимом и территории с международным режимом.

Государственные территории являются материальной базой существования соответствующего государства и находятся под его суверенитетом. Основу правового статуса государственных территорий составляют нормы национального права.

Территории со смешанным режимом (континентальный шельф и экономическая зона) не входят в состав государственных территорий, однако прибрежные государства в этих пространствах имеют определенные суверенные права, зафиксированные национальным законодательством и международными договорами.

Территории с международным режимом (открытое море за пределами территориальных вод, международный район морского дна, некоторые международные проливы, реки и каналы, Антарктика, космическое пространство и небесные тела) не принадлежат какому-либо государству в отдельности и находятся в общем пользовании всех стран. Правовой режим этих территорий определяется главным образом международными договорами.

Читайте также:  Равнинные реки это сдо

Государственная территория

Государственная территория — это часть земного шара, находящаяся под суверенитетом соответствующего государства. Государственную территорию образуют: сухопутная территория (вся суша, расположенная в пределах границ данного государства, острова); водная территория (все водоемы, расположенные на сухопутной территории и части вод морей и океанов, примыкающие к берегам), воздушная территория (все воздушное пространство, расположенное над сухопутной и водной территориями); недра (под сухопутной и водной территориями).

Условной государственной территорией принято считать морские, воздушные, космические корабли, находящиеся вне пределов государственной территории, а также трубопроводы, другие сооружения и оборудование в пределах международной территории (буровые установки, искусственные острова и т.п.).

Правовой режим государственных территорий определяется прежде всего национальным законодательством каждого государства; международные договоры затрагивают отдельные аспекты правового статуса внутренних вод и территориального моря, устанавливают договорное прохождение государственной границы, определяют вопросы пограничного режима и т.д.

В пределах государственной территории государство осуществляет свое территориальное верховенство и национальную юрисдикцию. Государству принадлежит исключительное право владения, пользования и распоряжения соответствующей территорией и находящимися на ней ресурсами.

Современное международное право запрещает насильственное изменение государственной территории. Территория государства неприкосновенна и не может быть объектом военной оккупации или других насильственных действий. Не признаются никакие территориальные приобретения или иные выгоды, полученные в результате применения силы или угрозы силой.

Территория государства может изменяться в результате:

  • разделения существующего государства, выхода части территории из состава государства, объединения двух или нескольких государств;
  • национально-освободительной борьбы и реализации права на самоопределение;
  • обмена государственными территориями по соглашению сторон (так, по Соглашению 1954 г. СССР и Иран обменялись участками своей территории);
  • применения мер ответственности за агрессию (например, отторжение Пруссии от Германии в 1945 г. и передача Восточной Пруссии Польше и СССР);
  • цессии — уступки права на территорию (в настоящее время не используется).

Пределы территориального верховенства государства обозначены государственными границами.

Государственная граница

Государственная граница — это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая государственную территорию, пространственный предел государственного суверенитета.

Прохождение границы устанавливается:

  • на суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ориентирам;
  • на море — по внешнему пределу территориальных вод (границы территориальных вод между противолежащими или смежными государствами определяются по соглашению между ними);
  • на реках — по середине главного фарватера либо (в некоторых случаях) по их середине.

Государственные границы устанавливаются в договорном порядке. При этом вначале решается вопрос о делимитации, т.е. о юридической принадлежности определенной территории. Делимитация предполагает определение в договорном порядке общего направления прохождения государственной границы с обозначением ее на карте. Решив вопрос о принадлежности того или иного участка территории и установив его границы на карте, государства осуществляют демаркацию — проведение линии границы на местности с одновременным обозначением ее пограничными знаками. Государственная граница на суше обозначается ясно видимыми пограничными знаками — столбами, пирамидами и т.п., на воде — створами, вехами и т.д.

Режим государственной границы устанавливается национальным законодательством и международными договорами и включает правила:

  • содержания границы;
  • пересечения границы лицами и транспортными средствами;
  • пропуска через границу лиц и товаров;
  • ведения на границе хозяйственной и иной деятельности;
  • разрешения пограничных инцидентов.

От режима государственной границы следует отличать пограничный режим — режим пограничной зоны, территориальных вод и внутренних вод, имеющих выход к государственной границе. Пограничный режим нацелен на создание необходимых условий для охраны границы. Ширина пограничной зоны не превышает, как правило, пяти километров.

Охрана Государственной границы РФ осуществляется органами и войсками Федеральной пограничной службы РФ в пределах приграничной территории. Вооруженными Силами РФ в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности РФ. Охрана государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу.

Органы ФПС РФ вправе:

  • вести дознание, оперативно-розыскную, контрразведывательную и разведывательную деятельность по делам, отнесенным к их ведению;
  • задерживать лиц, совершивших незаконное пересечение Государственной границы;
  • пресекать нарушения Государственной границы.

В территориальных и внутренних водах в отношении иностранных невоенных судов органы ФПС имеют право:

  • предложить судну изменить курс, если он может повлечь нарушение режима плавания;
  • остановить судно и произвести его осмотр, если оно не поднимает свой флаг, не отвечает на опрос, не подчиняется требованию изменить курс; по результатам осмотра судно может быть задержано;
  • снимать с судна и задерживать лиц, совершивших преступление на территории прибрежного государства;
  • осуществлять преследование «по горячим следам» — преследовать и задерживать в открытом море судно, нарушившее правила пребывания в водах РФ, до захода этого судна в территориальное море своей страны или третьего государства. Такое преследование должно быть начато в водах РФ после подачи зрительного или звукового сигнала об остановке с дистанции, позволявшей видеть или слышать этот сигнал, и вестись непрерывно;
  • осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом или договором.

Для разрешения вопросов, связанных с соблюдением режима Государственной границы РФ и урегулирования пограничных инцидентов создан институт пограничных представителей (уполномоченных). В их компетенцию входят: осуществление контроля за соблюдением режима Государственной границы; недопущение нарушений границы; обеспечение выполнения договоров о государственных границах; проведение расследования пограничных инцидентов.

Международные и пограничные озера и реки

Многие реки полностью или частично протекают по территории двух или нескольких государств (Рейн, Дунай, Нил, Брамапутра и др.). Такие реки получили название международных.

Хотя международные реки или их части входят в состав территории соответствующего государства и находятся под его суверенитетом, их правовой режим регулируется как национальным законодательством, так и международными договорами прибрежных государств. Так, правовой режим Дуная определяется Конвенцией о режиме судоходства на Дунае 1948 г., Рейна — Конвенцией о судоходстве по Рейну 1868 г. (с изм. 1919 и 1979 гг.) и т.п.

Соглашениями установлена свобода судоходства по международным рекам иностранных невоенных судов любых государств. Иностранные суда обязаны соблюдать установленные прибрежными государствами и международными соглашениями правила плавания. Плавание по международным рекам иностранных военных кораблей неприбрежных государств в большинстве случаев запрещено.

Особые правила действуют в отношении пограничных рек. Пограничные реки (озера) — это реки (например, Амур) или озера (Каспийское море), по которым проходит граница двух или нескольких государств. Право беспрепятственного плавания по этим рекам (озерам) согласно международному праву, как правило, имеют только суда прибрежных государств. Плавание военных кораблей неприбрежных государств по пограничным рекам (озерам) запрещено.

Правовой режим Арктики

Арктика — часть земного шара, ограниченная Северным полярным кругом и включающая в себя окраины материков Евразия и Северная Америка, а также Северный Ледовитый океан.

Территория Арктики поделена между США, Канадой, Данией, Норвегией и Россией на полярные сектора. Согласно концепции полярных секторов все земли и острова, находящиеся к северу от арктического побережья соответствующего приполярного государства в пределах сектора, образованного этим побережьем и сходящимися в точке Северного полюса меридианами, считаются входящими в территорию данного государства.

Нужно заметить, что боковые границы полярных секторов не являются государственными границами соответствующих стран: государственная территория в полярном секторе ограничивается внешним пределом территориальных вод. Однако, учитывая особую значимость полярных секторов для экономики и безопасности прибрежных государств, затрудненность судоходства в этих районах, ряд иных обстоятельств, можно сказать, что на территории секторов действует правовой режим, мало чем отличающийся от режима территориальных вод. Приполярные государства устанавливают разрешительный порядок ведения хозяйственной деятельности в районе полярного сектора, правила охраны окружающей среды и т.п.

СССР закрепил свои права в полярном секторе постановлением Президиума ЦИК СССР 1926 г., по которому все земли, как открытые, так и могущие быть открытыми в будущем, расположенные между северным побережьем Советского Союза и сходящимися у Северного полюса меридианами, были объявлены территорией СССР. Исключение составляют острова архипелага Шпицберген, принадлежащие Норвегии.

Правовой режим Антарктики

Антарктика представляет собой территорию земного шара южнее 60° южной широты и включает в себя материк Антарктиду, шельфовые ледники и прилегающие моря. Правовой статус Антарктики определен Договором об Антарктике 1959 г., в котором участвует около сорока государств. Это соглашение на конференции государств — участников Договора в 1995 г. было признано бессрочным.

В соответствии с положениями Договора 1959 г. все территориальные претензии государств в Антарктике «замораживаются». Не признавая чьего-либо суверенитета в Антарктике, Договор не отрицает существования территориальных претензий, но замораживает существующие и запрещает предъявление государствами новых притязаний.

Договором установлено, что Антарктика может использоваться только в мирных целях. В Антарктике запрещаются, в частности: создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, испытания любых видов оружия. Кроме того, на территории Антарктики запрещено проведение ядерных взрывов и сброс радиоактивных отходов. Таким образом, Антарктика признана демилитаризованной территорией. Договор, однако, не препятствует использованию в Антарктике военного персонала или оборудования для научных исследований или для любых иных мирных целей.

За соблюдением Договора установлен строгий контроль. Каждое государство — участник Договора может назначать своих наблюдателей, которые имеют право доступа в любой район Антарктики в любое время. Антарктические станции, установки, оборудование, морские и воздушные суда всех государств в Антарктике открыты для инспекции.

Наблюдатели и научный персонал станций в Антарктике находятся под юрисдикцией государства, чьими гражданами они являются.

Правовой режим живых и минеральных ресурсов Антарктики регламентируется Конвенцией о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г., Конвенцией по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г., другими документами.

Источник

Adblock
detector