Меню

Гроза грачи носы трава река лещи лицо ряды сады волна

Весна. Диктанты для 4 класса

Обнаружила в своих запасах диктанты для 4 класса на разные темы. Мне кажется, чаще всего попадаются итоговые диктанты на тему «Весна», поэтому я решила их выложить. Все диктанты взяты из открытых источников. К каждому имеется грамматическое задание. Думаю, эти диктанты нужно использовать во время учёбы в 4 классе заранее, в течение года, для подготовки к итоговой аттестации.

Весна. Диктанты для 4 класса

Диктант № 1: «Последние денечки» (76 слов)

Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно легкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку.
Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне.

  1. подчеркните главные члены в третьем предложении, над каждым именем существительным укажите падеж;
  2. разберите по составу слова: побежал, берёзки.

Диктант № 2: «Весеннее утро» (68 слов)

Как хорошо весеннее утро! Из-за синей полоски леса показалось солнце. В его лучах краснеют вершины гигантских сосен. Над рекой золотистым дымком клубится туман. Вот туман пропадает в прозрачном воздухе и открывает синюю гладь реки.
В зеркальной поверхности реки видишь голубое небо и облака. На яркой зелени сверкает роса. Лёгкий ветерок покачивает ивовые серёжки. Дрозд на еловой верхушке высвистывает песенку. Свистит и слушает. А в ответ ему удивительная тишина.

  1. разберите по составу глагол «высвистывает»;
  2. найдите в тексте глаголы II спряжения и выделите в них окончания;
  3. образуйте от глагола «покачивает» глагол женского рода в прошедшем времени.

Диктант № 3: «Весеннее солнце» (91 слово)

На небе появилось весеннее солнце. Оно разбудило всех в лесу. Повеселела лесная поляна. Золотые лучи солнца перелетали от тропинки к тропинке. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.
Но вот набежала туча и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья.
Лес грозно зашумел. Крупные капли дождя застучали по земле. На ней появились мокрые пятна. Удары грома оглушили всю местность.
Но гроза быстро прошла. Тишина. Только дятел стучит по коре дуплистой березы. И снова над лесом светит ласковое солнце.

  1. подчеркните главные члены четвёртого предложения, над каждым именем существительным укажите падеж.
  2. разберите по составу слова: загрустила, полетел.

Диктант № 4: «Весна пришла» (75 слов)

Хрупкими хрустальными слезинками заплакали ледяные сосульки. Весёлые солнечные лучи ласково разбудили спящую зимой крепким сном природу. В овражках зажурчали, зазвенели, запели озорные ручейки. На берегу тёмной реки появились первые робкие, но яркие и весёлые первоцветы – мать-и-мачеха. Выбрался из укромного зимнего жилья в корнях старого дуба колючий ёжик. Потянулись к солнышку веточки пушистой вербы. В зарослях сухого валежника проснулся в своей тёплой берлоге косолапый хозяин леса — медведь. Запрыгали по лесной лужайке шустрые зайчишки. Все весне рады!

  1. выполните морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного и глагола по своему выбору;
  2. выполните синтаксический разбор первого предложения;
  3. выполните фонетический разбор слов: сосульки, первые.

Диктант № 5: «Весна в лесу» (88 слов)

Наступила радостная, шумная весна. Тёплые лучи солнца съедают последний снег. Звенят под деревьями весёлые ручьи. Душистой смолой пахнут набухшие почки. С раннего утра до позднего вечера поют на лесной поляне птицы.
Вылезли из своих жилищ жучки, паучки, букашки. Вышел из своего зимнего домика ёжик и осмотрел окрестности. Он не хотел вставать. Холодный ручеек забрался в его сухую постельку и разбудил ежа. Мелькнула серая тень. Это полевая мышь пробежала по узкой тропинке. На макушке ели шумят драчливые вороны. Скоро побегут от кочки к кочке хлопотливые муравьи.
Все рады весне!

  1. подчеркните главные члены во втором предложении, над каждым именем существительным укажите падеж;
  2. разберите по составу слова: пробежала, побегут.

Диктант № 6: «Цветёт черёмуха» (64 слова)

Под лучами майского солнышка всё быстро растёт. Отцвели лёгкие белые подснежники. В лугах развернулся пёстрый ковёр из трав и листьев. Налились на черёмухе бутоны. Приятным ароматом повеяло от дерева. Грянули холода. Утренний туман не поднялся колечком с лесной полянки. Он замер и лёг инеем на землю. Тишина в лесу. Птицы молчат. Они боятся застудить горлышко. Одна кукушка кричит с раннего утра до позднего вечера.

  1. укажите время большинства использованных в тексте глаголов;
  2. выпишите из текста глагол из последнего предложения, выполните его морфологический разбор.

Диктант № 7: «Чудесный май» (93 слова)

Стоит чудесный майский день. Как хорошо в эту весеннюю пору! Ласковое солнце осветило всю окрестность. После тёплого дождя покрылись сочной зеленью поля, луга и леса. Синие и жёлтые цветки подняли прелестные головки. Земля надела пёстрый наряд. Вот уже появились душистые кисти на черёмухе, на сирени. У лесного оврага цветут ландыши и земляника. На вершину высокой ели забралась шустрая белочка.
Спешат домой перелётные птицы. Лес встречает своих певцов. С раннего утра до позднего вечера не смолкают в лесу птичьи голоса. С полей и лесов несутся весенние звуки.
Май – самый нарядный и звонкий месяц года.

  1. подчеркните главные члены в девятом предложении, над каждым именем существительным укажите падеж.
  2. разберите по составу слова: майский, нарядный.

Диктант № 8: «Весенний звон» (76 слов)

Пробудилась земля от долгого зимнего сна. Заблестела молодая травка. Разлилась волна зелёного тумана по широкому лугу. Стоят теплые и тихие вечера. Я прислушался к вечерней тишине. Звенят луга. По земле, по лугам, по оврагам плывет звон. Что это звенит? Вот скатилась капля сладкого сока с берёзовой ветки. Она упала на зеркальную поверхность пруда.
Возвратились из теплого края журавли. Они важно осмотрели родное болото. Весело зазвучала их радостная песня. В эти дни мы всюду слышим музыку природы.

  1. разберите по членам первое предложение;
  2. в девятом предложении определите склонение, падеж и число имён существительных.
  3. выпишите глаголы настоящего времени, определите их спряжение.

Диктант № 9: «Лягушка» (99 слов)

Весенняя вода разбудила маленькую лягушку. Она выползла из своего укрытия и отправилась в путь.
Ночью шел снег. Следы лягушки легко можно было разобрать на чистом снегу. Мы пошли по следу. В начале пути след был прямой. Он привел нас к болотцу. Потом след начал сбиваться. И вдруг мы увидели лягушку. Она лежала на снегу без признаков жизни.
Мы взяли лягушку и стали отогревать своим дыханием. Но она не оживала. Мы принесли ее домой, налили тёплой воды в кастрюльку и пустили туда малышку. Через час лягушка ожила.
Скоро настали теплые дни. Мы отнесли лягушку к реке и выпустили в воду.

  1. разберите по членам второе предложение;
  2. в предложении «Мы принесли ее домой, налили теплой воды в кастрюльку и пустили туда малышку» определите склонение, падеж и число имён существительных;
  3. разберите по составу слова: увидели, принесли.

Диктант № 10: «Майское чудо» (83 слова)

Ласковое солнце согревает землю своим теплом.
Ранним утром ты бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь редкое чудо. В зелени высокой травы белеет прелестный цветок. На тонкой ножке висят жемчужины. Внизу они похожи на крохотные колокольчики. В верхней части еще закрытые цветы напоминают бубенчики. Широкие листья, словно ладони, охраняют хрупкий стебелёк.
Слышишь, как звенят колокольчики весны? Ты вдыхаешь тонкий запах нежного цветка. Прекрасный подарок русского леса!
Догадались, о каком растении идет речь? Ландыш подарила нам весна. Не губи красоту дивной полянки!

  1. сделайте синтаксический разбор второго предложения;
  2. сделайте морфологический разбор глаголов «бежишь, видишь»;
  3. разберите по составу слова: разбежалась, присмотреть, вдыхаешь, внизу, разъярённый, пронеслось, расписать, засветишь, сверху, слева, объездная.

Диктант № 11: «Скворцы» (83 слова)

Весна. Светит солнце. В саду раздаётся задорная птичья песенка. Это вернулся из далёких стран весёлый скворец. Зимовал он далеко на юге, за тёплым морем. А вернулся в родной домик. Сделали ему скворечник школьники и прикрепили на дереве. Звонкая песня скворца далеко слышна вокруг.
Скворец хорошо подражает разным звукам. В его песне услышишь мальчишеский свист, деревенскую трещотку, кваканье лягушек. Не песня, а целый птичий разговор! Скворец не только распевает песни, но помогает скворчихе строить гнездо. Вот появились скворчата. Родители кормят птенцов червячками и гусеницами.

  1. подчеркните главные члены в восьмом предложении, над каждым именем существительным укажите падеж.
  2. разберите по составу слова: сделали, появились.

Диктант № 12: «Наступление весны» (61 слово)

Весна – самое чарующее время года. Зима еще пытается заявить о себе, сковывая редкие лужи тонким ледком, бросаясь охапками снежинок. Но все явственнее слышится дыхание весны.
Дни становятся длиннее, и солнце все дольше задерживается на небосводе. Пригретые теплом солнечных лучей, набухают на ветках деревьев почки. Молодая травка робко пробивается сквозь сугробы.
Вернулись грачи. Они – первые вестники весны. Весело звучит их радостная песня.

  1. во втором предложении укажите род, число и падеж имен существительных;
  2. найдите в тексте глагол в неопределенной форме;
  3. разберите слова по составу: редкие, набухают, вестники.

Диктант № 13: «Чудесный май» (92 слова)

Майскую весну торжественно встречают залпы гроз и тёплые ливни. Чудесная погода
стоит в этом месяце. После грозового дождя ярче светит солнце. На голубом небе расцветает радуга. Первые листочки на сирени, берёзе, тополе сверкают, переливаются на солнышке. Ты подходишь к ручью и видишь, как он торопливо прокладывает себе дорогу.
Воздух наполнен могучим запахом весны. Войдите в майский лес. Он весь в зелёном убранстве. Радуют сердце яркие краски весенних цветов. А сколько звуков ты услышишь в весеннем лесу! С раннего утра до позднего вечера распевает пернатое царство. Звонкими голосами поют зяблики, соловьи, певчие дрозды.

  1. в первом предложении укажите род, число и падеж имен существительных;
  2. сделайте фонетический разбор слов: сколько, сверкают;
  3. разберите слова по составу слова: подходишь, расцветает.

Диктант № 14: «Ласточки» (71 слово)

Прошли ненастные и хмурые дни. Деревья и кусты освободились от снежного плена. Зазвенела капель. В воздухе чувствуется приближение весны.
Над парком закружилась стайка ласточек. Ласточки – удивительные птицы. Они пьют и охотятся на мошек на лету. Их слабенькие лапки мало приспособлены для хождения по земле.
Ласточки – превосходные пилоты. Длинные остроконечные крылья ласточки похожи на крылья первоклассного истребителя. А их хвост напоминает вилку. Такое строение хвоста помогает ласточке в воздухе выписывать головокружительные виражи.

  1. укажите в тексте все падежи слова: ласточка;
  2. сделайте фонетический разбор слов: слабенькие, пьют;
  3. проведите грамматический разбор последнего предложения.

Диктант № 15: «Птичье расписание» (77 слов)

Открывает птичье весеннее расписание месяц март. В полях еще лежит снег, но уже появились первые проталины. В это время мы встречаем грачей.
Пришёл апрель. Треснул на речке лед. Это весенний салют в честь прилёта трясогузки. Речка освободилась от ледяного плена. Весело журчит вода. Над ней шумят птичьи крылья. Белые лебеди, серые гуси, дикие утки возвращаются домой из тёплых краёв.
В лесу пылят серёжки осины. Лезет из влажной земли молодая трава. В это время можно услышать голос кукушки.

  1. укажите в тексте падежи слов в первом предложении;
  2. сделайте фонетический разбор слов: салют, ледяного;
  3. определите главные члены в 10 предложении.

Диктант № 16: «Сирень» (90 слов)

Под моим окном расцвёл куст сирени. Тёплый майский ветер ворвался в окно и наполнил комнату чарующим ароматом распустившихся цветов. Его порывы – словно сообщение: весна, весна на улице!
Сирень – удивительное растение. Маленькие цветочки, словно завитушки у модницы, нанизаны на тонкий стебелёк и образуют пышные кисти. Если приглядеться, то можно среди россыпи сиреневых цветков обнаружить тот заветный цветочек с пятью лепестками. Такой цветок по народным поверьям сулит исполнение желаний.
Осторожно-осторожно я склонил ветку сирени и вытянул лапчатый цветок. На моей ладони вспыхнула ярким фиолетовым цветом пятиконечная звёздочка. Теперь надо быстро загадать желание.

  1. выполните морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного и глагола по своему выбору;
  2. выполните синтаксический разбор первого предложения;
  3. выполните фонетический разбор слов: поверьям, заветный.

Диктант № 17: «Начало весны» (88 слов)

Снег заметно стаял. В полной лесной тишине словно сама собой шевелится еловая веточка. А как раз под той ёлкой прикрылся широкими еловыми ветками и спит заяц. В страхе он встаёт и прислушивается. Не может же веточка сама собой шевелиться!
Заяц метнулся, побежал, присел столбиком и слушает. Откуда беда? Куда бежать? Замер заяц на месте, прислушивается к тишине. А перед его носом как выпрямится, как закачается целая берёзка! Как махнет рядом ветка ёлки! И пошло, и пошло. Везде прыгают ветки. Вырываются они из снежного плена. Весь лес кругом шевелится.

  1. укажите падежи слов во втором предложении;
  2. сделайте фонетический разбор слов: тишине, берёзка;
  3. проведите морфемный разбор слов четвёртого предложения.

Диктант № 18: «Весенняя капель» (105 слов)

Весенняя капель – это первые звуки весны. Еще снежные сугробы толпятся на обочине дороги. Еще подёргиваются тонким ледком лужи. Но уже чувствуется приближение весны.
Яркое солнце появилось на синем небе. Его лучи ласково и нежно обнимают природу. Вот солнечный лучик заиграл на снежной шапке, которая всю зиму безмятежно пролежала на крыше дома. Снег не рад теплу. Тонкие ручейки воды, словно зимние слезы, потянулись к краю крыши. Капли звонко ударяются о землю и разбиваются тысячью брызг.
С каждым днём сосульки становятся все короче и короче. Скоро от них не останется и следа. Затихнет звук капели. Природа, освободившись от снежного плена, зацветет яркими красками. Весна шагает по планете.

  1. выполните морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного и глагола по своему выбору;
  2. выполните разбор первого предложения по частям речи;
  3. выполните фонетический разбор слов: солнечный, ледком.

Диктант № 19: «Приход весны» (79 слов)

На улице весна. Все вокруг радуется её приходу. Горячее ласковое солнце удивительно приятно печёт, но не парит. Ласковый ветерок приносит горьковатый аромат. Неужели это черёмуха? Маленькие бутончики цветов черёмухи только начинают лопаться. Но как пахнет кругом!
Уже на второй день вся черёмуха в цвету. Пчёлы спешат к душистой красавице, запасаются сладким нектаром. Через несколько дней она осыпается. Её мелкие белоснежные лепестки метёт по воде ветер. Он устилает траву нежной белой накидкой. И становится черёмуха незаметной среди деревьев и кустарников.

  1. укажите падежи слов в шестом предложении;
  2. сделайте фонетический разбор слов: черёмуха, несколько;
  3. проведите морфемный разбор слов четвёртого предложения.
Читайте также:  Советские войска выбили китайцев с острова даманский река уссури

Диктант № 20: «Весеннее расписание» (73 слова)

Весной наши птицы возвращаются на родину из жарких стран. Открывает птичье весеннее расписание март. В полях лежит снег, но уже показались первые проталины.
Важно по проталинке прохаживается грач. Треснул на речке лед. Прилетела трясогузка. В шутку говорят, что она разбила лед своим длинным хвостом. Река освободилась от ледяного плена. Лебеди, гуси, утки возвращаются домой.
А в мае лес развешивает зелёные флажки. Он встречает соловья. Ночью прилетает перепел. Только звёзды освещают его посадочную площадку.

  1. укажите в тексте падежи слов в первом предложении;
  2. сделайте фонетический разбор слов: флажки, ночью;
  3. определите главные члены в последнем предложении.

Диктант № 21: «Весна» (68 слов)

Трудятся на родной земле люди. Нужно успеть выполнить все полевые работы. И тогда зелёными всходами от края до края покроется широкое пшеничное поле. Колокольчиком звенит и льётся с неба звонкая песня жаворонка. Цветёт за окном школьный сад.
Среди зелёных ветвей устроили гнездышко певчие птички. Сразу не заметишь его в густой листве! Скоро появятся птенчики. Птицы накормят их мошками и жирными гусеницами. Много вредных насекомых съедят за лето птенцы.

  1. выполните морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного и глагола по своему выбору;
  2. выполните разбор первого предложения по членам;
  3. выполните фонетический разбор слов: льётся, пшеничным.

Диктант № 22: «Весна в лесу» (94 слова)

Наступила самая мягкая и светлая пора. Весна. Особенно красиво сейчас в лесу, где в каждом шорохе листвы, в каждом дуновении ветра чувствуется пробуждение природы.
Вот сорвалась с листа и звонко ударилась о землю капелька росы. Молодая травка робко пробивается сквозь пласты прошлогодней опавшей хвои. Но уже совсем скоро зелёный ковер покроет всю землю.
Деревья спешат примерить весенние наряды. Стройная сосна выпустила новые иголочки, которые ярко выделяются на фоне старой хвои. На её ветках появляются маленькие душистые шишки.
Над рекой склонилась ива. Её гибкие ветки украшены забавными серёжками. А узкие листочки трепетно шелестят над водой.

  1. укажите в тексте падежи слов в 4 предложении;
  2. сделайте фонетический разбор слов: выделяются, гибкие;
  3. сделайте морфемный разбор слов в первом предложении.

Диктант № 23 «Весенний первоцвет» (84 слова)

Ещё в полях лежит снег, а на склонах холмов, сквозь снежные сугробы пробиваются первые весенние цветы. Такие цветы называют первоцветами.
Ранней весной расцветает удивительный цветок. Он похож на маленькое солнышко. Его жёлтые лепесточки, словно тонкие лучики солнца, тянутся к свету. Странное название имеет этот цветок. В народе его окрестили мать-и-мачеха.
Название связано со строением листа. Одна сторона листа мягкая, глянцевая, шелковистая. Приложишь листок этой стороной к щеке, и почувствуешь лёгкую прохладу.
А с другой стороны листа поверхность тёплая на ощупь, словно руки родной матери.

  1. выполните морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного и глагола по своему выбору;
  2. выполните разбор второго предложения по членам;
  3. выполните фонетический разбор слов: глянцевая, строением.

Источник

Апрельская поэзия: весенний аромат и изменчивость

Приветствую вас, дорогие друзья! Сегодня в рубрике » Рифмы жизни« продолжаю разговор о месяцах года в творчестве русских и современных поэтов. Тему назвала так „Апрельская поэзия: весенний аромат и изменчивость“. Все двенадцать месяцев воспеты поэтами разных времен. Месяцы года, словно части одного бессмертного произведения, следуют один за другим. Но каждый год эта вечная симфония звучит по-разному.

Апрель – зенит весны. Это самое радостное время. Ежедневные перемены радуют сердце, настраивая его на лирический лад. Поэтому апрельская поэзия во все времена занимала особое место в отечественной литературе. Ведь в душе каждого поэта живет художник.

Апрельский дождь прошёл впервые,
Но ветер облака унёс,
Оставив капли огневые
На голых веточках берёз.

Ещё весною не одета
В наряд из молодой листвы,
Берёзка капельками света
Сверкала с ног до головы. (С. Маршак).

Апрельская поэзия: весенний аромат и изменчивость

Поэты старательно расписывают апрельское полотно красивыми словами, которые сродни живым краскам. Неслучайно Валерий Брюсов этот весенний месяц назвал давним гимном, который в едином порыве поет весь мир.

Кто поет, мечта ль, природа ль,
Небо — нежный сон свирели?
Каждый листик вылит в трели,
Свет и тень звенят в апреле,—
Ветр, лишь ты, всех неумелей,
В медь трубы дудишь поодаль.

Давний гимн! Припев всемирный!
В дни, где мамонт высил бивни,
В первом громе, в вешнем ливне,
Выл ли тот же зов призывней?
Жди весны, ей верь, лови в ней
Флейты ропот, голос лирный.

Песнь вливаешь в струны ль, в слово ль,
Все ж в ней отзвук вечной воли.
С ланью лань спозналась в поле,
Змей с змеей сплелись до боли,
Лоб твой влажен вкусом соли,
Всех мелодий — вдоволь, вдоволь! (В. Брюсов).

Второй месяц весны любит преподносить сюрпризы: то он радует солнышком и многоголосьем птиц, а то внезапно обрушивается ветрами и мокрым снегом. Эта апрельская изменчивость заставляет русского поэта Александра Сумарокова задуматься: а весна действительно пришла, или она просто приснилась?

Апреля в первый день обман,
Забава общая в народе,
На выдумки лукавить дан,
Нагая правда в нем не в моде,
И всё обманом заросло
Апреля в первое число.

Одни шлют радостную весть,
Друзей к досаде утешают,
Другие лгут и чем ни есть
Друзей к досаде устрашают.
Лукавство враки принесло
Апреля в первое число.

На что сей только день один
Обмана праздником уставлен?
Без самых малых он причин
Излишне столько препрославлен,
Весь год такое ремесло,
Так целый год сие число. (А. Сумароков).

Но особое настроение, которое посещает нас только весной, подсказывает правильный ответ – мир меняется. И эти перемены происходят только весной утверждает русская советская поэтесса и писательница Наталья Крандиевская в своем стихотворении „Апрель“.

Опять, забыв о белых стужах,
Под клики первых журавлей,
Апрель проснулся в светлых лужах,
На лоне тающих полей.

Кудрявый мальчик — смел и розов.
Ему в раскрытую ладонь
Сон, под корою злых морозов,
Влил обжигающий огонь.

И, встав от сна и пламенея,
Он побежал туда, в поля,
Где, вся дымясь и тихо млея,
Так заждалась его земля. ( Н. Крандиевская).

Небольшое стихотворение Ивана Бунина „После половодья“ передает живописные и точно найденные приметы именно апрельской поры, когда воздух днем согрет, а ночью еще холодно и туман покрывает землю, а утром „точно млеет“.

Прошли дожди, апрель теплеет.
Всю ночь — туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет
В далеких просеках в бору.

И тихо дремлет бор зеленый.
И в серебре лесных озер —
Еще стройней его колонны,
Еще свежее сосен кроны
И нежных лиственниц узор! (И. Бунин).

Внимательный взгляд автора стихотворения „Весна“ русского поэта Андрея Белого подмечает все, даже самые малейшие признаки возрождения природы – распускающиеся почки или набухающие бутоны: «Зацветут скоро ландыши, кашки». Облака он сравнивает с маленькими барашками, что тоже указывает на его благодушное настроение.

Всё подсохло. И почки уж есть.
Зацветут скоро ландыши, кашки.
Вот плывут облачка, как барашки.
Громче, громче весенняя весть.

Я встревожен назойливым писком:
Подоткнувшись, ворчливая Фекла,
Нависая над улицей с риском,
Протирает оконные стекла.

Тут известку счищают ножом…
Тут стаканчики с ядом… А тут вата…
Грудь апрельским восторгом объята.
Ветер пылью крутит за окном.

Окна настежь — и крик, разговоры,
И цветочный качается стебель,
И выходят на двор полотеры
Босиком выколачивать мебель.

Выполз кот и сидит у корытца,
Умывается бархатной лапкой.
Вот мальчишка в рубашке из ситца,
Пробежав, запустил в него бабкой.

В небе свет предвечерних огней.
Чувства снова, как прежде, огнисты.
Небеса всё синей и синей,
Облачка, как барашки, волнисты.

В синих далях блуждает мой взор.
Все земные стремленья так жалки…
Мужичонка в опорках на двор
С громом ввозит тяжелые балки. (А. Белый).

Апрельские метаморфозы

Русский поэт Игорь Северянин весьма вдохновенно описывает в своем стихотворении «Весенний день» состояние души и называет его «благословенный день». Сравнивает влюбленность с юностью. Он как бы говорит, что влюбленность способна исцелить душу и сделать человека счастливым.

Весенний день горяч и золот, —
Весь город солнцем ослеплен!
Я снова — я: я снова молод!
Я снова весел и влюблен!

Душа поет и рвется в поле,
Я всех чужих зову на «ты».
Какой простор! Какая воля!
Какие песни и цветы!

Скорей бы — в бричке по ухабам!
Скорей бы — в юные луга!
Смотреть в лицо румяным бабам,
Как друга, целовать врага!

Шумите, вешние дубравы!
Расти, трава! Цвети, сирень!
Виновных нет: все люди правы
В такой благословенный день! (И. Северянин).

Даже поистинне пролетарский поэт Сергей Обрадович в стихотворении «Апрель» не жалеет эпитетов для описания этого месяца, называя его синеглазым, кудрерусым Апрелем.

Сердце в шумном хороводе,
В сердце — песен пышный хмель,
Улицею дымной бродит
В нашем городе Апрель.

Лишь весенним переливом
Прозвучит зарей гудок —
Торопливо, прихотливо
К маю рядит городок.

У крыльца цветы раскинул,
Птицей в вышине звеня;
Взвил шутя худому тыну
Молодые зеленя…

Лишь зарею тихоструйной
Улыбнется поутру —
Все на помощь: ветер буйный
Чешет косы дымных труб.

Целый день с метлой лучистой
Солнце — сторож у ворот —
Над струею серебристой
За работою поет.

По карнизу нижет бусы
Голосистая Капель…
Синеглазый, кудрерусый,
Бродит городом Апрель. (С. Обрадович).

Русский поэт Иннокентий Анненский вносит нотки грусти, печали и тоски в светлый и радостный апрельский день. Ему весной действительно жаль умирающей зимы. Он – поэт «томительных» граней, сменяющих друг друга состояний: природы, человеческих чувств, ощущений, мыслей.

В желтый сумрак мертвого апреля,
Попрощавшись с звездною пустыней,
Уплывала Вербная неделя
На последней, на погиблой снежной льдине;

Уплывала в дымаx благовонныx,
В замираньи звонов поxоронныx,
От икон с глубокими глазами
И от Лазарей, забытыx в черной яме.

Стал высоко белый месяц на ущербе,
И за всеx, чья жизнь невозвратима,
Плыли жаркие слезы по вербе
На румяные щеки xерувима. (И. Анненский).

Апрельские метаморфозы будоражат воображение. Так и хочется, не отрывая взгляда наблюдать, как пышные облака плывут по небу, стремясь попасть в солнечные объятья. Хочется любоваться грациозными березками, ветви которых Осип Мандельштам в свое время видел на бледно-голубой эмали неба. Апрель задел живые струны в душе поэта, и он описал этот торжественный месяц в несвойственной для него манере.

На бледно-голубой эмали,
Какая мыслима в апреле,
Березы ветви поднимали
И незаметно вечерели.

Узор отточенный и мелкий,
Застыла тоненькая сетка,
Как на фарфоровой тарелке
Рисунок, вычерченный метко.

Когда его художник милый
Выводит на стеклянной тверди,
В сознании минутной силы,
В забвении печальной смерти. (О. Мандельштам).

Описанию весны многие другие классические поэты посвятили свое творчество. Их произведения мастерски передают краски неповторимых апрельских восходов и пробуждающейся природы. Читая их, хочется полной грудью вдыхать дурманящий весенний воздух, и улыбаться прохожим. Русский поэт Серебряного века Александр Тиняков так описывает свой апрель:

Лилейно-лёгкими перстами
Лелеет грудь Земли Апрель,
Любовно-лирными словами
Вливает в жилы сладкий хмель
И сладострастными руками
Влечёт на брачную постель.

Свирель в полях запела нежно;
Любовью глубь сердец полна;
Одежда яблонь белоснежна;
Волна в реке бежит вольна,
И к травам льнёт она мятежно,
В лазурь и в землю влюблена.

В тиши лесной и густосмольной,
Танцуя с лёгким мотыльком,
Царь эльфов — радостный и вольный,
Коснулся ландыша крылом,
И — звон пролился колокольный
В весёлом сумраке лесном! (А.Тиняков).

Связан месяц апрель с важными христианскими праздниками. Так, известная поэтесса Марина Цветаева посвятила свой апрельский портрет главному событию для каждого православного человека – Пасхе. Колокольный звон и крашеные яйца на блюдечке символизируют этот праздник, согревающий душу.

Звон колокольный и яйца на блюде
Радостью душу согрели.
Что лучезарней, скажите мне, люди,
Пасхи в апреле?

Травку ласкают лучи, догорая,
С улицы фраз отголоски…
Тихо брожу от крыльца до сарая,
Меряю доски.

В небе, как зарево, внешняя зорька,
Волны пасхального звона…
Вот у соседей заплакал так горько
Звук граммофона.

Вторят ему бесконечно-уныло
Взвизги гармоники с кухни…
Многое было, ах, многое было…
Прошлое, рухни!

Нет, не помогут и яйца на блюде!
Поздно… Лучи догорели…
Что безнадежней, скажите мне, люди,
Пасхи в апреле? (М. Цветаева).

Для земледельцев наступает самая ответственная пора. Ведь для них главные рифмы жизни звучат сейчас в поле. Чтобы оно заколосилось спелыми хлебами надо приложить немало усилий. Земля любит ласку и заботу.

В лесу апрельская уборка:
Метёлки верба мастерит,
Подснежник первый, как пятёрка,
Чуть-чуть застенчиво стоит.

И облака уже, как груда,
А это значит: скоро жди –
Ударит первый гром, как чудо, –
Откроет летние дожди! (М.Садовский).

Родная природа никогда не оставляет поэта Александра Твардовского равнодушным: он зорко замечает, «Как после мартовских метелей. » что-то происходит. Стихотворение наполнено радостью, предвкушением весны, тепла, счастья.

Как после мартовских метелей,
Свежи, прозрачны и легки,
В апреле —
Вдруг порозовели
По вербному березняки.

Весенним заморозком чутким
Подсушен и взбодрен лесок.
Еще одни, другие сутки,
И под корой проснется сок.
И зимний пень березовый
Зальется пеной розовой. (А. Твардовский).

Природа жаждет ярких красок

Андрей Дементьев в своем эссе, посвященном второму весеннему месяцу, описывает первый дождь – предвестник майских гроз.

В лес весна нагрянула в апреле
Шумная – от птичьей кутерьмы.
И стоят в весенних платьях ели,
Будто бы и не было зимы.

И ручьи, ожив от ветров вешних,
Песни разнесли по всем концам.
Воробьи покинули скворешни,
Чтобы сдать их нa лето скворцам.

Дождь стучится робкою капелью.
Первый дождь – предвестник майских гроз.
Так тепло, что сосны загорели
И открыты шеи у берёз.

Ожил лес – теплу и солнцу рад он.
Ничего, что выбравшись из тьмы,
В эту пору он ещё залатан
Белыми заплатами зимы. (А. Дементьев).

Апрельская поэзия отличается легкостью и прозрачностью. Особенно это ощущается в описаниях природы. Лучшие мастера слова этой теме посвящали свои произведения. Наталья Самоний называет апрель ликующим:

Апрель от счастья плачет,
Пророчит май и грозы.
И солнечной капелью
Цветёт в душе мимоза.

Весна! – ликуют птицы,
Им вторит сердце-птаха,
Ведь солнце вновь воскресло,
Апрель – морозам плаха.

Зима, смиренно тая,
Прощенья слёзно просит…
Весна, простив злодейку,
В неё вдохнула просинь.

И стала облаками
Прощённая царица,
Чтоб к декабрю снежинкой
На землю возвратиться.

А нынче – небо плачет
Слезою покаянной…
Весна! – апрель ликует
Красою первозданной. (Н. Самоний).

Читайте также:  Многоводные реки в удмуртии

Настройся на волну любви.

Весна своей теплой рукой касается не только каждого деревца, каждой травинки. Она заставляется чаще биться сердце в надежде на новую любовь. В своем стихотворении Белла Ахмадулина напоминает, что апрель – это время мечтать и влюбляться.

Вот девочки — им хочется любви.
Вот мальчики — им хочется в походы.
В апреле изменения погоды
объединяют всех людей с людьми.

О новый месяц, новый государь,
так ищешь ты к себе расположенья,
так ты бываешь щедр на одолженья,
к амнистиям склоняя календарь.

Да, выручишь ты реки из оков,
приблизишь ты любое отдаленье,
безумному даруешь просветленье
и исцелишь недуги стариков.

Лишь мне твоей пощады не дано.
Нет алчности просить тебя об этом.
Ты спрашиваешь — медлю я с ответом
и свет гашу, и в комнате темно. (Б. Ахмадулина).

Теме весенней любви уделяли немалое внимание классики, а современные авторы тоже внесли лепту в сокровищницу русской поэзии. Как трогательно описывает преображение природы Давид Самойлов, сравнивает весну с заспанной красавицей. У девы синие, как апрельское небо, глаза и распахнутое навстречу счастью сердце.

Словно красавица, неприбранная, заспанная,
Закинув голову, забросив косы за спину,
Глядит апрель на птичий перелет
Глазами синими, как небо и как лед.

Еще земля огромными глотками
Пьет талый снег у мельничных запруд,
Как ходоки с большими кадыками
Холодный квас перед дорогой пьют.

И вся земля — ходок перед дорогой —
Вдыхает запах далей и полей,
Прощаяся с хозяйкой-недотрогой,
Следящей за полетом журавлей. (Д.Самойлов).

Булат Окуджава тоже напоминает всем, кому немного за двадцать, что апрель подкарауливает каждого, у кого в сердце есть надежда, что прошлая любовь может вспыхнуть с новой силой.

Когда исхоженное станет
студить последним декабрем,
седой архив воспоминаний,
не торопясь, переберем.

И вспыхнут давние надежды,
любви закружится метель.
И нам захочется, как прежде,
подкарауливать апрель,

чтоб по-весеннему одетым,
с двадцатилетием в груди
к девчонке, вынесшей букеты,
не спотыкаясь, подойти.

И, не боясь прослыть нелепым,
к груди девчонку ту прижать
и синих глаз сплошное небо,
да, только небо целовать.

Друзья, а мне до слез обидно,
Какой нас холод обволок?
Мы стали важны и солидны
не к месту, не к добру, не в срок.

И в кабинетах, как в потемках,
сидим, не поднимая глаз,
и та апрельская девчонка
с цветами ждет уже не нас. (Б.Окуджава).

Весна и женщина — похожи.

А какое прекрасное сравнение в своем стихотворении предложил Александр Тарадов, что весна и женщина — похожи! И это действительно так: «Обеих хочется любить. ».

ВЕСНА и ЖЕНЩИНА — похожи:
Неравновесие — во всём!
То вдруг, позёмкою по коже..
То неожиданным теплом.

А то ласкова, то агрессивна,
С обилием кошачьих форм,
Загадочна и экспрессивна,
То штиль, то неуёмный шторм!

А то расцветает, как подснежник,
То снегом вдруг запорошит,
А то дремлет, как лесной валежник,
То лёгким пёрышком кружит.

То паводком уносит в море,
Доверившись рукам судьбы,
То тает в чувственном просторе.
То встанет льдиной на дыбы.

И всё же, солнце выше, выше.
Теплее ночи, ярче дни,
Капель озвучивает крыши
И оживают даже пни.

Весна и женщина — похожи!
Порыв, ничем не остудить!
Посмотришь, аж мороз по коже.
Обеих
. хочется
. любить! (А.Тарадов).

Эти поэтические наблюдения подтверждает реальная картина происходящих вокруг перемен. Первые признания в чувствах сливаются с шепотом первой робкой листвы. Поэтесса Вера Никольская выбрала из всей палитры «самый-самый нежный — цвет голубой».

Расщедрилась природа, выбрав цвет
Из всей палитры самый-самый нежный –
Цвет голубой, сведя почти на нет
Все прочие с беспечностью небрежной.

Пропитан плотно им насквозь апрель,
Пронизан воздух, талый и шуршащий,
И частой дробью бьющая капель,
И снег ещё живой и настоящий.

А солнце вдруг, откуда ни возьмись,
Заняв собой свободное пространство,
Лишь оттенило голубую высь,
Присвоив ей характер постоянства.

Деревья, обнажённость невзлюбив,
Стоят укором на небесном фоне
В предчувствии совсем другой судьбы,
С мечтой о жизни и богатой кроне.

Апрель – весны доверенный связной.
Он дружен с солнцем. Жаждет небосвода.
Откуда свет зовущий, неземной?
Откуда вкус непрожитой свободы?

Он нас, печальных жителей Земли,
Лелеющих надежду на удачу,
На срок, пускай короткий, окрылит
И путь нам высший где-то обозначит. (В. Никольская).

Совсем скоро разнесутся над миром соловьиные трели, оповещая всех о том, что время настало время любить. Надо только успеть настроиться на эту волну, чтобы лучик надежды заглянул в каждый дом.

Пора в весенние поля.

Как только погода становится устойчивой, а почва прогреется до нужной температуры, в поле дружно выходит техника. Это особое время, когда равномерный рокот моторов сливается с птичьим гомоном в окрестных лесах. Грачи и аисты осматривают с деловым видом свежевспаханные поля. И создается впечатление, словно им кто-то поручил принять выполненную механизаторами работу.

Когда в окно стучит апрель
Я, бросив город, еду в поле –
Послушать жаворонка трель,
Весной полюбоваться вволю!

Люблю глядеть, как не спеша
В ней просыпается душа!
И солнце – красный стригунок —
Летит, едва земли касаясь,
И радость прыгает, как заяц,
И под собой не чует ног! (Г. Новицкая).

Не отстают от земледельцев дачники. В своем стихотворении «Весенняя уборка» русская поэтесса Зинаида Александрова описывает уборку в саду и сравнивает ее с матерью, моющей ребятишек.

Когда от солнца растеклась
Серебряная горка,
В саду апрельском началась
Весенняя уборка.

И чтобы первая трава
Росла весною лучше,
Шуршит под граблями листва,
Растут сухие кучи.

Была веселая метла
Работе моей рада,
Она с утра плясать пошла
По всем дорожкам сада.

Потом весенний дождь помог,
Умыл сады и крыши, —
Вот так в предпраздничный денек
Мать моет ребятишек.

Дождем апрельским смыта грязь
И ледяная корка.
Как хорошо, что началась
Весенняя уборка. (З. Александрова).

Детские радости – забавы и шалости

Если взрослые поглощены заботами о хлебе насущном и сердечными делами, ребятишки встречают апрель с восторгом по иным причинам. Теперь можно, наконец, скинуть теплые одежды, а свободное время посвятить веселым играм и забавам. Вот она – Весна долгожданная!

Улетела Ласточка
За тридевять земель.
Возвращайся, Ласточка!
На дворе апрель.

Возвращайся, Ласточка!
Только не одна:
Пусть с тобою, Ласточка,
Прилетит Весна! (Б. Заходер).

Уже не за горами летние каникулы – самое счастливое время для детворы. И хотя очень трудно под цокот веселой капели решать уравнения и запоминать теоремы, приходится подчиняться главному закону жизни: отдых обеспечить сможет только успешное окончание учебного года. Поэтесса Алла Фонина прямо задает вопрос апрелю и ждет такого же ответа.

— Что несешь с собой, Апрель?
— Солнце, ручейки, капель,
Смех, веснушки, птичий гам
И туманы по утрам.

Прихватил большую ложку –
Есть сугробы понемножку,
Ковырять на речке лед,
Чтоб устроить ледоход.

— Отчего ты так спешишь?
И куда сейчас бежишь?
— Мчусь скорей весну будить
Брата Мая торопить.

Очень ждут меня в лесах,
Рощах, парках и садах.
В городах я тоже нужен —
Для ребят наделать лужи —
Выйдут в сапогах гулять
И кораблики пускать. (А.Фонина).

Про апрель и весну настоящую.

Как видим, апрельская поэзия касается всех и каждого в отдельности. В ней много солнца, ярких красок и хорошего настроения. Но только поэты и художники способны передать эту насыщенную палитру словами и красками. Поэтесса Ирина Самарина описывает именно такими красками апрель и весну настоящую.

Расплескалась печаль необъятная
По изгибам ранимой души…
И дождинки с небес многократные
Научились на землю спешить…

И нависла слезами весенними
Над Полтавою туча одна,
Что заплакала стихотворением,
О котором забыла весна…

Ветер осени в душу цветочную
Залетел и оставил следы…
Он разбрасывал рифмы неточные,
Злобно рушил куплетов ряды…

И казалось, весна не воротится…
Завывает сомнений метель…
Но вдали за печалью охотится
Бесшабашный игривый апрель…

Он приходит всегда неожиданно
Под овации первых цветов…
Красотою волшебной, невиданной
Он делиться со всеми готов…

И весны рыжеватые волосы
Он украсит цветастой фатой…
А людей чёрно-белые полосы
Он заполнит ожившей весной…

Пусть дождинки по стёклам бежащие
Исчезают как слёзы с лица.
Ведь в апреле весна настоящая
Проникает в людские сердца… (И. Самарина-Лабиринт).

Терентий Травник пишет очень хорошие стихи, продолжает и развивает традиции русской поэзии. Он, как и его любимый поэт Пастернак, стремится к простоте и ясности стиха, что подтверждает его стихотворное произведение «Апреллиада».

Пишу талым снегом,
макая в апрельницу прутик,
И знаю, что это прошенье
стихами к суровой Зиме
Откроет тюремные веки ее
откроет замки и распустит
Листву молодую на лето
гулять по прекрасной земле.

И вижу, как синь отмывается
строчка за строчкой,
И птицы сольфеджно галдят,
чтобы к лету запеть,
И почва пропитана
ромовой талостью сочной,
И ты вместе с нею невольно
пропитан почти что на треть.

Везде только небо,
его по-весеннему много,
Оно даже в лужах
разлито и в них голубит,
И шлепаешь ты
по дорожным не лужам — оконцам,
И солнце в ногах
всей бенгальскою рябью горит.

Я снова в Апреле –
в зените весны как в прицеле. (Т. Травник).

Я влюбилась в апрель в сотый раз.

Но удивительные краски природы поражают не только наделенных поэтическим талантом людей. Любой неравнодушный человек с упоением, забыв о времени, будет наблюдать, как оживает лес и поля. Уже в сотый раз влюблена Светлана Бурашникова в вечно юный апрель, о чем повествует в стихотворении «Потому, что Апрель».

Вечно юный апрель
Мне в окошко стучится.
Птиц весёлая трель.
И нельзя не влюбиться.

Я влюблюсь в сотый раз
В это поле и ветер,
В синеву чьих-то глаз,
И в чистый воздух рассвета,

В звон хрустальный ручья
И в слезу на берёзе,
В суетливость грача
И в унылую прозу
Еще голых лугов,
Им пока только снится
Сарафан из цветов
И по небу зарницы.

Я влюблюсь снова в жизнь
В то, что может случиться,
Потому, что апрель —
И нельзя не влюбиться. (С. Бурашникова).

Невозможно пройти мимо украшенной первыми цветами лесной полянки. А луг неподалеку от речки еще вчера казался серым и унылым, а сегодня он весело зеленеет под лучами теплого солнышка. Татьяна Лаврова «Апрель — открытие природы»:

Апрель – открытие природы –
Раскрылись первые цветы.
Назло прохладе, непогоде
Орут влюбленные коты.

Цветет красавица – береза,
В сережках черная ольха,
У ивы – плаксы льются слезы,
И пахнет медом из леска.

Бегут ручьи, воды – раздолье.
Она бурлит в лугах, полях.
И оживает на приволье
Весной согретая земля. (Т. Лаврова).

«Опять апрель маячит на пороге – людских надежд счастливая пора». С такой любовью и нежностью описывает этот месяц молодая поэтесса Юлия Вихарева.

Стоял апрель. Дожди с земли смывали
Лежалый снег, скопившуюся грязь…
Мы на судьбу свою не уповали —
Такого я не помню отродясь.

Всегда легки к различным переменам,
Особо остро жаждали весны:
Она, вторгаясь внутрь, текла по венам,
Нас наполняя счастьем новизны.

Не раздражали грязь и бездорожье,
И те дожди, что лили без конца,
Казались нам благословеньем божьим,
Что очищало землю и сердца.
.
Опять апрель маячит на пороге —
Людских надежд счастливая пора.
Последний снег. Размытые дороги.
И синь небес. И свежие ветра.

Жизнь, как обычно, не стоит на месте:
Отнимет что-то, что-то даст взамен.
Пусть будет дождь! Ведь он для нас — предвестник
И чистоты, и важных перемен.

Судьба не мёд, но мы — смешные люди:
Я жду чудес. И ты их тоже ждёшь.
Ты скажешь мне: — А, знаешь, счастье будет.
И я отвечу: — Знаю. Будет дождь. (Юлия Вихарева).

А вы были в стране Апреля?

Проклюнулись на деревьях первые почки, а ветер разносит их терпкий весенний аромат над просторами просыпающихся полей. Освободившаяся от ледяных оков река, торопливо убегает вдаль, чтобы сообщить всем миру о новой весне. «А вы были в стране Апреля?» — задает вопрос поэт Давид Кугультинов.

Постойте! Вы были в стране Апреля?
Где птичьи трели? Где звон капели?
Еще не бывали. Несу вам вести!
А лучше со мной поспешите вместе!

Там столько событий — волшебных, разных.
Сегодня Солнце справляет праздник.
Вы видите: весь небосклон — в движенье.
Похоже, Солнышко сына женит.

А может быть, не скажу вам точно,
Светлейшее выдало замуж дочку.
А может, их светлость, забыв про старость,
С возлюбленною наконец обвенчалось.

Да так иль иначе, но в это утро
Оно разукрасило Землю мудро,
Очистило мир от зимы постылой
И души людские в цветы превратило.

Пьянит нас игристым воздухом-пивом,
Само, развеселое, правит пиром.
Друзья, торопитесь в страну Апреля!
Потом не сердитесь, что не успели! (Д. Кугультинов).

И пусть апрель не вечен, потому что его однажды обязательно сменит май, он в сердце каждого оставит маленький солнечный лучик. Поэтому мы не прощаемся с ним, а говорим словами поэтессы Елены Буториной: «До свидания, любимый апрель! Ты порадовал солнышком душу!»

До свиданья, Любимый Апрель.
Ты порадовал Солнышком душу!
Мирным Небом без боли потерь.
И надеждой на свет в день грядущий.

Ты окутал всю землю теплом.
Нежным. Ласковым. И благодатным.
Коснулся сердец волшебством..
И украсил сад белым нарядом.

До свиданья, Любимый Апрель.
Через год ты опять повторишься.
И дай Бог, не познать слёз капель,
Боль и горечь тревоги нависшей.

Сбереги то святое в душе,
Что не даст преступить грань безумья.
И пусть простенький «рай в шалаше»
Вновь и вновь нас балует лазурью!

До свиданья, Любимый Апрель.
Из всех месяцев ты – самый мудрый!
Радость можешь ты сделать светлей,
А печаль злую – сиюминутной.

Ты умеешь мечту возродить
И любовью божественной тронуть.
Солнцем зимнюю стынь победить
И надеть на мир счастья корону.

До свиданья, Любимый Апрель.
Приходи каждый год столь же ярко,
Снова делай нам жизнь веселей
И дари велемудрость Веснянки! (Е.Буторина).

Напоследок

Современные авторы в своих стихах упоминают, что апрельская поэзия: весенний аромат и изменчивость. Можно бесконечно описывать апрель, подбирая для этого месяца самые красивые эпитеты. И, хотя каждый из нас воспринимает по-своему этот период года, всех живущих на Земле людей объединяет одно – вера в то, что этот удивительный месяц принесет всем счастье.

Читайте также:  Молочные реки значение сказка

Изменчив ты, мой друг апрель,
но я люблю тебя, поверь,
за солнца лучик за окном,
и за лето, что придет потом.

За зелень леса и полей,
и что вернулся соловей,
за то, что позади зима,
и что ушла надолго тьма…

И про Гагарина полет
я вспоминаю каждый год…
Тебя люблю я, друг апрель,
ты месяц дивный, мне поверь! (З.Сергеева).

Но не только поэты передают эти чувства наступающей весны в своих произведениях, к ним присоединяются и музыканты. Прекрасные звуки музыки можно услышать в публикации, посвященной приходу весны – » Пришла пора весенняя. .«.

Поэзия апреля отлично ложится на музыку. Приглашаю вас послушать песню Булата Окуджавы «Я дежурный по апрелю» в исполнении Юрия Архипова.

Спасибо вам за внимание, дорогие читатели! Если вам понравилась публикация и хотите больше знать о современной поэзии, то подписывайтесь на обновление статей в рубрике » Рифмы жизни«. Также не забывайте рекомендовать статью своим друзьям в социальных сетях! Приглашаю посмотреть видеофильмы на моем канале You Tube.

Источник

Урок русского языка во 2-м классе по теме «Безударные гласные в корне слова»

  1. Закреплять изученные способы проверки слов с безударной гласной в корне; упражняться в применении полученных знаний на практике.
  2. Развивать орфографическую зоркость, память, внимание, речь.
  3. Воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: магнитофон, звукозапись “Голоса леса”, портреты волшебных героев (колдунья Двойка, волшебница Пятёрка, ёжик), карточки для провидения графического диктанта, памятки “Способы проверки безударных гласных в корна слова”.

Долгожданный дан звонок.
Начинаем наш урок.

II. Повторение изученного.

Начнём работу с повторенья.
Ведь повторенье – мать ученья.

1. На доске слова:

— Р..ка, вет..р, тр..ва, з..мля, б..рёза, пч..ла.

— Что объединяет все эти слова? ( Все слова с безударной гласной в корне, это имена существительные)

— Что называется именем существительным?

— Какое слово лишнее? Почему? ( ветер – м.р., пчела – одуш., береза – 3 слога, трава – безуд. гласн. а)

— На какие две группы можно разделить слова?

( I группа – слова с непроверяемой безударной гласной;

II группа – слова с проверяемой гласной).

— Как проверить безударную гласную в корне слова?

III. Сообщение темы урока.

— Исходя из того, что мы сейчас повторили, вы, наверное, догадались, что тема нашего урока: “Безударные гласные в корне слова”.

IV. Игровая мотивация.

— Но что случилось? ( звукозапись)

Раздался грохот, потемнело, а буквы из слов пропали.

— Долой все Гласные на свете!
Пусть будут неучами дети!

(Злая колдунья Двойка)

— Это злая колдунья Двойка похитила гласные буквы и заколдовала все книги. Теперь там такой беспорядок! А на месте безударных гласных стоят только чёрные точки. Надо немедленно освободить гласные буквы, а для этого надо сразиться со злой колдуньей Двойкой. Но как это сделать? Обратимся за помощью к доброй волшебнице Пятёрке.

— Пятёрка, расскажи, как нам это сделать?

— Я вам поведаю древнюю легенду. Где-то далеко, а может быть близко, в стране Орфографии находится лес Ударений. В этом лесу скрыт источник Знаний. Если брызнуть водой из этого источника на любые заколдованные книги, они тут же расколдуются. Гласные буквы вернутся на свои места, а злая колдунья растает. Не теряйте времени даром. В путь. А дорогу к источнику будет указывать волшебный клубок. Но сначала его надо распутать.

V. Минутка чистописания.

— Распутаем клубок. Для этого определим букву, которую будем писать на минутке чистописания:

1 буква находится в имени существительном м.р. и обозначает звонкий парный мягкий согласный звук.

2 буква находится в одушевленном имени существительном и обозначает безударный гласный звук.

— Определите порядок следования букв и продолжите ряд.

— Клубок распутали, и он покатился.

VI. Работа по теме урока.

Привёл нас клубок к лесу Ударений. Но войти в него сможет тот, кто быстро подберёт проверочное слово к словам:

— Гроза, грачи, носы, трава, река, ряды, лицо, сады, моря, волна, грибы, мячи, змея, звезда, вода, следы, врачи.

— Как нашли проверочное слово?

— Внимательно прочитайте пары слов, между которыми имеется смысловая связь. Постарайтесь их запомнить. Ориентируясь на первое слово пары, запишите по памяти вторую часть. Проверьте правильность выбора безударной гласной. Орфограмму подчеркните.

дерево – гр..чи ( на доске)

мост — р..ка

шум — в..да

лес — гр..бы

снег — сл..ды

больница — вр..чи

птица — п..ро

окно — ст..кло

Продолжаем путь. (Шагаем под музыку).

Жарко. Привёл нас клубок к озеру Однокоренных слов. Чтобы искупаться в озере, надо правильно выполнить задание.

— Исключите лишние слова:

— м..рской, с..довый, сп..ртивный, х..лодный ( садовый, так как в нём безударная гласная а, а в остальных словах – безударная гласная и);

— зв..зда, в..сло, в..дро, сп..шить ( спешить, так как это глагол, а оставшиеся слова — существительные);

— св..тлячок, л..сной, кр..чать, сн..говик ( кричать, так как в нём безударная гласная и, а в остальных словах – е);

— т..желый, пр..мой, в..селый,гл..дит ( глядит, так как это глагол, а остальные слова – прилагательные, или весёлый – так как в нём безударная гласная е, а в остальных – я).

— Выпишите лишние слова. Подберите к ним проверочные.

На какие группы можно разделить выписанные слова?

— Как в данном случае нашли проверочное слово?

Сделаем вывод: Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать…

VII. Физкультминутка под музыку.

— Идём по лесу. Красота кругом! Птички поют. Посмотрим налево, посмотрим направо, вверх, вниз, кругом. ( Гимнастика для глаз)

— Хорошо гулять по лесу!
Вот высокая сосна,
К солнцу тянется она ( руки вверх)
Над поляной дуб старинный
Ветви в стороны раскинул ( Потягивание – руки в стороны)
Хорошо гулять по лесу!

VIII. Работа с текстом.

1). Прочитайте текст.

— Около п ..нька с ..дят кр ..сивые зв ..рьки. На сп ..не у этих см ..шных зв ..рьков в ..дны к ..лю чки. Они ..стры.

Источник

Вариант ВПР по русскому языку в 4 классе

Вариант для подготовки к проверочной работе в 2021 году.

На ВПР у вас будут другие задания!

Большая туча плывёт над полем и рекою. Согретый солнцем воздух словно застыл. В траве стрекочут кузнечики. Они словно пытаются подчеркнуть предгрозовую тишину. Ярко сверкнула молния. Послышался первый далёкий звук грома. От него в душе проснулись волнение и страх.

Крупные капли грузно падают на дорогу. Мы бежим от дождя в густой лес. Макушки деревьев грозно качаются над нами, уныло скрипят. Бушует
гроза. Деревья трещат под напором ливня. Какой сильный дождь! Но за рекой уже синеет небо. И вдруг появляется разноцветная радуга.

2) Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.

3) Выпиши из текста 9-е предложение.

1. Подчеркни в нём главные члены.
2. Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

4) Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

Документы, звонят, позвала, сантиметр.

5) В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово.

Лисичка пушистым хвостом замела след.

Прочитай текст и выполни задания 6–14.

(1)Весной тёплые туманы стали подтачивать льдины. (2)А когда совсем потеплело, с береговым ветром прилетела на палубу красивая бабочка.
(3)Я поймал её, принёс в каюту и стал вспоминать, как весной в лесу зяблики поют и на полянах бегают ёжики. (4)«Хорошо бы, – думаю, – ёжика изловить!» (5)Только где его в северном море отыщешь? (6)Завёл я во время плавания в море маленького осьминожка: он с рыбой в сетях запутался.

(7)Осьминожек стал жить у меня в банке из-под варенья. (8)Я что-нибудь делаю, а он за камушком притаится и за мной подглядывает. (9)Камушек серый – и осьминожек серый. (10)Солнышко его осветит – жёлтым станет. (11)Осьминоги умеют маскироваться, менять окраску. (12)А ёжик так не умеет, он только колется и фыркает. (13)Однажды я банку с осьминожком на шахматную доску поставил, и осьминожек не знал, каким быть – белым или чёрным, а потом разозлился и покраснел.

(14)Но я его больше не злил. (15)Когда наступило настоящее лето, я выпустил осьминожка на подводную полянку, где помельче и вода потеплее: ведь он ещё совсем маленький!

6) Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.

7) Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

8) Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.

9) Как ты понимаешь значение слова «лето» из 15-го предложения? Запиши своё объяснение.

Ответ. Лето – это

10) Замени слово «изловить» из 4-го предложения близким по значению словом. Запиши это слово.

11) В 5-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:

Вариант ВПР по русскому языку в 4 классе

Выпиши это слово, обозначь его части.

12) Выпиши из 7-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

13) Выпиши из 2-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).

14) Выпиши из 8-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении.

15) Подумай и напиши, в какой ситуации уместно будет употребить выражение В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

Выражение В чужой монастырь со своим уставом не ходят будет уместно в ситуации, когда

2)

3.1)

3.2)

Источник



Подобрать проверочные слова гроза, грачи, носы, трава, рука, лещи, лицо, рады, сады, волна, хвосты, рога, слоны, врачи, коты, глазной, нога, сестра, мясной, листва, кричать, темнота, дождливый, цветет?

Русский язык | 1 — 4 классы

Подобрать проверочные слова гроза, грачи, носы, трава, рука, лещи, лицо, рады, сады, волна, хвосты, рога, слоны, врачи, коты, глазной, нога, сестра, мясной, листва, кричать, темнота, дождливый, цветет, скрипит.

Грозы, грач, нос, травы, руки, лещ, лица, радость, сад, волны, хвост, рог, слон, впач, кот, глаз, ноги, сестры, крик, темень, дождь, цвет, скрип.

Несколько слов идут через рекламу — не могу прочитать.

Гроза — грозный грачи — грач носв — нос трава — травушка рука — там нечего проверять рады — рад сады — сад волна — волны хвосты — хвост рога — рог слоны — слон врачи — врач коты — кот глазной — глаз нога — ног сестра — сёстры мясной — мясо кричать — крик дождливый — дождь скрипит — скрип.

Подбери проверочные слова хвосты рога нога сова овца роса волна страна дожди ковры ножи строка?

Подбери проверочные слова хвосты рога нога сова овца роса волна страна дожди ковры ножи строка.

Выделите корень в словах : Гроза, Трава, Лицо, Волна, Пятёрка?

Выделите корень в словах : Гроза, Трава, Лицо, Волна, Пятёрка.

Как записать буквенную запись слов?

Как записать буквенную запись слов?

Травы, ноги, воды, враг, волны, врач.

Напишите проверочные слова : хвосты, рога, слон, врачи, коты,?

Напишите проверочные слова : хвосты, рога, слон, врачи, коты,.

Рогатый, дождливый, цветет, скрипит надо проверочное слово, обозначает предмет?

Рогатый, дождливый, цветет, скрипит надо проверочное слово, обозначает предмет.

Буквенная запись слова трава?

Буквенная запись слова трава.

Вода враги волна врачи.

Помогите пожалуйста подберите проверочные слова к словам : Волна — Гроза — Трава — Цена — Вода — Страна — Стрела — Гора — Стена — Строка — Нога — Коза -?

Помогите пожалуйста подберите проверочные слова к словам : Волна — Гроза — Трава — Цена — Вода — Страна — Стрела — Гора — Стена — Строка — Нога — Коза -.

Напишите проверочные слова пятое беда длина мясо листва темнота много сестра кричать змея крепость рыжие врачей которые глазной Foster ага слон?

Напишите проверочные слова пятое беда длина мясо листва темнота много сестра кричать змея крепость рыжие врачей которые глазной Foster ага слон.

Допиши окончания слов лещ грач врач плащ ключ борщ врач грач клещ?

Допиши окончания слов лещ грач врач плащ ключ борщ врач грач клещ.

Проверочное слова к словам : поля, сады, стада, плоды, гроза, вода, волна, зима, водой, травой?

Проверочное слова к словам : поля, сады, стада, плоды, гроза, вода, волна, зима, водой, травой.

Вы перешли к вопросу Подобрать проверочные слова гроза, грачи, носы, трава, рука, лещи, лицо, рады, сады, волна, хвосты, рога, слоны, врачи, коты, глазной, нога, сестра, мясной, листва, кричать, темнота, дождливый, цветет?. Он относится к категории Русский язык, для 1 — 4 классов. Здесь размещен ответ по заданным параметрам. Если этот вариант ответа не полностью вас удовлетворяет, то с помощью автоматического умного поиска можно найти другие вопросы по этой же теме, в категории Русский язык. В случае если ответы на похожие вопросы не раскрывают в полном объеме необходимую информацию, то воспользуйтесь кнопкой в верхней части сайта и сформулируйте свой вопрос иначе. Также на этой странице вы сможете ознакомиться с вариантами ответов пользователей.

Сколько будет 10000 — 2000.

1) поведёшься — сказуемое ; наберёшься — сказуемое(двумя чертами) 2)любишь кататься — сказуемое ; люби возить — сказуемое( двумя чертами) 3)не плюй — сказуемое ; пригодиться напиться — сказуемое(двумя чертами) 4)один — подлежащее(одной чертой) ; не в..

Пунктуационный знак ✓ («галочка»), которым мы привыкли обозначать правильный ответ и передавать согласие, имеет противоположное значение в Швеции, Норвегии и Финляндии. Например, в шведских школах галочкой маркируют именно неправильные ответы, а кор..

Обращение(пример) : «Мама, я тебя люблю» 1) Скажи — ка, дядя, ведь недаром. 2) Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч. 3) Тише, Танечка, не плачь. 4) Ах, няня, няня, я тоскую. 5) Ну пой, красавица, при мне.

Красивая дуга — ед. Ч. , Ж. Р. , И. П.

СтрЯпной, проверочное слово тряпь, тряпать. Удачи в учебе.

Стряпной. Например, стряпной кут.

D) Держа кувшин над головой — это деепричастный оборот.

D) ДЕРЖА КУВШИН НАД ГОЛОВОЙ, грузинка узкою тропой сходила к берегу.

Бурлит — ставим в начальную форму , бурлить — окончание ить, он бурлит значит 2 спряжение. Воет — 1 спряжение. Светит — 2 спряжение — проделаем тоже самое действие (поставим в начальную форму — светить окончание ить значит 2 спряжение)как и с глаго..

Источник

Adblock
detector