Меню

Гулять по набережной реки фонтанки

Набережная реки Фонтанка

logo

Набережная реки Фонтанка

Протяженность реки Фонтанки более 7 км. По обе стороны реки расположились дворцы, сады и фонтаны.

Фонтанка — это самая “центральная” река в Питере. Ее история начинается в начале 18 века. Когда-то это был маленький ручеек, с названием — Безымянный Ерик.

Вообще свое название она получила потому что когда-то Петр I задумал сделать здесь летний сад с фонтанами.

ТОП 10 достопримечательностей, которые стоит посетить на Фонтанке

Остановимся на самых известных, популярных местах.

Конечно же первый из них является памятник Чижику-Пыжику

Расположен у Первого инженерного моста рядом с Михайловским замком, напротив дома 12/1. Он посвящен детской считалочке, в которой главным героем была маленькая птичка. Установлен в ноябре 1994 года. Памятник небольшой, высотой всего 11 см.

По одной из историй, памятник здесь установлен не просто так. Когда-то на набережной находилось Императорское училище правоведения. У студентов училища мундиры были тех же цветов, что и окрас у птички чижик — сочетание желтого с зеленым. Вот и появилось у студентов прозвище “чижики” и “пыжики”.

Также у туристов и жителей города есть поверье. Они загадывают желание и бросают монетки — если монетка останется на постаменте, то желание должно исполниться.

Михайловский замок

Строительство начинал Павел I. Вокруг замка водоемы, и переправой через них являлись подъемные мосты, закрывающиеся на ночь от нападения воинов. После гибели Павла I замок перешел в управление Главному инженерному училищу.

Михайловский замок в Санкт-Петербурге

Летний сад

Располагается в самом центральном районе Питера — около р.Мойки и Фонтанки. Приказ об обустройстве сада был издан в 1704 году.

Приказ о начале работ издал Петра I. Изначально планировалось что здесь будет построена летняя царская резиденция.

В те времена сад был закрыт для посторонних и являлся местом для проведения закрытых мероприятий. Здесь проводились балы, ассамблеи. За свою трехсотлетнюю историю территория претерпела немало изменений. И только в настоящее время все задуманное когда-то Петром I было реализовано. В парке установлено много скульптур и фонтанов. Он открыт для свободного входа посетителей.

Цирк Чинизелли

Это первый каменный цирк в Российской империи. Дата строительства: 1877 год. За всю историю существования, произошло много изменений (не один раз ремонтировали, как фасад, так и внутренние помещения здания).

В 2013 году цирк был закрыт на кап. ремонт. По его окончанию зданию вернули вид дореволюционного. С 2015 он снова принимает посетителей.

Аничков мост

Самый знаменитый мост через реку Фонтанку, сконструированный инженером М.Аничковым. Изначально он был деревянным.

Аничков мост в Санкт-Петербурге

Новый вид мост приобрел в 1942 году. Его расширили и украсили скульптурой. Скульптор П.К.Клодт сделал шедевр — гранитный пьедестал “Укротители коней”. Если обратить внимание на коней — они не все с подковами. Это связано с тем, что на Литейном проспекте было много кузниц. Кони с подковами — идут от кузниц, а которые без подков — в кузни.

Аничков мост и дворце в Санкт-Петербурге

Аничков дворец

Такое название дворец получил от Аничкова моста, находящегося неподалеку. Строительство дворца началось в 1741 году. Вокруг дворцово-парковая зона с аллеями и фонтанами, ухоженными деревьями и садом.

Мозаичный дворик

На улице Чайковского когда-то располагался ничем не приметный дом. Однако все изменилось когда художник Лубенко В. украсил его различными сказочными героями, сделанными из стекла различных цветов.

Музей Фаберже

Это самый молодой и современный музей (открыт в 2013 году). Музей частный. Расположен во дворце Нарышкиных-Шуваловых. Здесь собрана коллекция из более 4 тыс. экспонатов разрисованных и украшенных яиц.

Египетский мост

Открытие на Фонтанке произошло в 1956 году. Свое название получил благодаря исполнению в виде цепного моста в котором отразили моду к искусству античного Египта. Железные системы моста были сделаны на заводе, там же были изготовлены и Сфинксы.

Во время блокады Ленинграда при бомбардировке был разрушен один Сфинкс, но в послевоенные годы его восстановили. В 2006 году отреставрированы другие Сфинксы.

Дом В.Г. Кудрявцевой (Дом-утюг)

Это доходный дом нестандартной формы, напоминающий утюг. Такие дома в Питере строились для того, чтобы сэкономить пространство на набережных.

Рекомендуем выбрать одни из наших апартов на длительный срок возле Фонтанки.

Источник

Гулять по набережной реки фонтанки

March 2nd, 2014, 09:05 am

Фонтанка является внутренней петербургской рекой. На карте города она похожа на искусственно вырытый канал, траекторию которого наносили при помощи линейки и циркуля. Это потому, что первоначальное её русло было спрямлено по мере застройки берегов. А с той поры в Фонтанке уже много воды утекло. Движение транспорта в центре города достаточно плотное, поэтому для осмотра можно свернуть на Фонтанку из Невы на каком-нибудь теплоходе, благо их кругом в избытке.

Справа вдоль берега тянется Летний сад. Именно его фонтаны и дали название реке.

Здание Императорского Училища правоведения было сооружено в 1835 году на участке, первым хозяином которого был А. А. Ржевский (звание его неизвестно, но не исключено, что он был поручиком. ). Затем земля с существовавшими на ней строениями несколько раз меняла хозяев, пока её не купил князь П. Г. Ольденбургский, который открыл учебное заведение для подготовки юридически грамотных чиновников (из детей дворян). Среди выпускников училища писатель И. С. Аксаков, композитор П. И. Чайковский, шахматист А. А. Алёхин.

Комплекс Соляного городка. При Петре I на этом месте находилась Партикулярная верфь, где строились небольшие суда для жителей столицы. Государь стремился развивать парусный флот, поэтому на Неве проводились соответствующие учения. Владельцы гребных плавсредств подвергались штрафу, а наводить мосты через реку было запрещено. В 1780-х годах на месте верфи были сооружены склады для вина и соли. В 1870 году в Соляном городке проходила Всероссийская промышленная выставка. Фасад, выходящий на набережную (на снимке), был облагорожен.

От Пантелеймоновского моста через Фонтанку берёт начало река Мойка. Через неё, в этом месте, переброшен 1-й Инженерный мост (в центре фото). Вдали виден храм Спаса на крови.

В основании 1-го Инженерного моста установлена скульптура чижика-пыжика, персонажа известной песни «Чижик-пыжик, где ты был? На Фонтанке водку пил. » Желающие получить немного удачи бросают монетку на небольшой постамент. Многие уходят, так и попав в цель, а я добился желаемого со второго раза. Теперь жду.

На углу набережных Мойки и Фонтанки находится Инженерный (Михайловский) замок, построенный на рубеже XVIII и XIX веков по заказу императора Павла I. И ставший позднее местом его смерти.

Два дома, принадлежащих В. Д. Олсуфьеву (и у того, и у другого один номер). Построенные во второй половине XIX века, они подверглись серьёзной переделке в начале XX столетия. Это была первая серьёзная работа А. В. Щусева, в последующем известного архитектора (мавзолей Ленина, гостиница «Москва», Казанский вокзал и многие другие). В 1897 году, в одном из домов, останавливался Л. Н. Толстой во время своего последнего посещения столицы.

Отель «Дом на Фонтанке» (2003 г). Памятная доска, установленная на стене, повествует о том, что в его возведении большую роль сыграл губернатор города В. А. Яковлев. Текст составлен так, что не понять, ставится ли этот факт ему в заслугу или же вина за появление здания перекладывается на него. Я и сам внимательно рассмотрел дом. и всё равно не смог и сам , как говорят, расставить акценты в этом сообщении потомкам.

Особняк В. П. Кочубея (начало XIX века), по достижении совершеннолетия, выбрал себе юридическую стезю. Третье отделение Императорской канцелярии, департамент полиции и т. д. Сюда был доставлен Ф. М. Достоевский, арестованный, в 1849 году, вместе с группой вольнодумцев кружка Петрашевского. В 1880 году, в этом здании, находящийся под следствием «народоволец» Н. И. Кибальчич работал над проектом первого в мире реактивного летательного аппарата. Здесь жили многие государственные деятели Российской империи. В том числе, П. А. Столыпин. В 1918 году в доме разместился Народный суд ( в настоящее время Областной суд).

Дом Пашковых (1836 г). В конце XIX века в этом доме жил П. Ф. Лесгафт, педагог, врач и общественный деятель. Его имя носит Академия физкультуры. В 1921 году в одном из домовых флигелей жила Анна Ахматова.

Дом обер-прокурора П. В. Неклюдова (конец XVIII века). В нём, на заседаниях кружка «Арзамас», бывал А. С. Пушкин.

Дом купца В. Ф. Громова поддерживает заданное ранее архитектурное настроение.

Доходный дом Н. И. Яфа приобрёл нынешний облик в 1882 году. В середине XIX века здесь проходили собрания масонской ложи. В конце XIX века в этом доме, в квартире своего брата, проживал П. И. Чайковский. В ней он познакомился с А. П. Чеховым. После 1917 года, какое-то время, в здании размещался Петрогубревтрибунал.

Дом Мижуева (1806 г). В одном из флигелей этого дома, выходящем на соседнюю Моховую улицу, прошли последние годы Н. М. Карамзина, историка и реформатора русского языка. Там же жил друг Пушкина П. А. Вяземский. И того, и другого Александр Сергеевич посещал.

Здание цирка было построено в 1877 году для антрепренёра Гаэтано Чинизелли. Это было первое в России каменное здание, в конструкции которого была учтена специфика циркового зрелища. Архитектор В. А. Кенель сумел создать купол диаметром 49,7 метра, державшийся без единой опоры. Для обеспечнных граждан предназначались места внизу. В том числе, богатая царская ложа, за сооружение которой архитектору был пожалован бриллиантовый перстень. Публика попроще располагалась наверху, там были и стоячие места. Чтобы исключить соприкосновение столь разных групп зрителей, в предназначенные для них апартаменты вели разные входы с улицы. С цирком Чинизелли связана повесть Д. В. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик». Совеременный вид сооружение приобрело после реконструкции 1963 года.

Напротив цирка расположен доходный дом П. Н. Фокина (1899 г), владельца мастерской по изготовлению аксессуаров воинской формы (для офицеров).

Соседний дом приобрёл нынешний вид в 1841 году. Он принадлежал графине С. В. Паниной. Хозяйка, занимавшая в правительстве Керенского пост замминистра призрения, часто устраивала литературные и музыкальные вечера, на которых выступали известные артисты. Например, здесь пел Ф. И. Шаляпин.

На другой стороне Фонтанки небольшой площадью начинается улица Белинского. В левой части фотографии здание Дирекции чемпионата мира по хоккею. Построено в 2000 году и напоминает строение, стоявшее здесь ранее. Справа церковь Симеона и Анны (1734 г, перестройка в 1872 г).

Доходный дом Н. И. Хмельницкого (1864 г). В нём жил С. П. Дягилев, известный деятель культуры, организатор «Русских сезонов» в Париже.

Справа бизнес-центр «Oscar» (2005 г). Слева здание Петроградского губернского кредитного общества (1916 г).

На другой стороне Фонтанки расположен Шереметевский дворец (1750 г), также известный, как Фонтанный дом. После Октябрьской революции здесь был открыт Музей дворянского быта, просуществовавший до 1931 года. Затем в здании располагались различные научно-исследовательские учреждения. В этом доме поэтесса Анна Ахматова прожила более 30 лет. Сначала в северном флигеле с одним мужем, потом в южном с другим. Затем одна. Здесь были созданы многие её произведения, а с 1989 года открыт литературно-мемориальный музей.

Чугунная ограда у дворца была создана в 1838 году.

Оглянемся назад. Видно, что движение судов в Фонтанке достаточно оживлённое. Это вполне объяснимо, т.к. с воды город смотрится очень интересно, речные прогулки весьма популярны у туристов.
На переднем плане (угловой) дом княгини Урусовой. С 1847 по 1857 годы в нём, в квартире И. И. Панаева, находилась редакция журнала «Современник». В этой же квартире жил и совладелец «Современника» (вместе с Панаевым) поэт Н. А. Некрасов.

Дворец Нарышкиных был построен в 1799 году. Затем Софья Нарышкина вышла замуж за Петра Шувалова и сооружение стало называться дворцом Шуваловых. В советское время здесь находился Дом дружбы и мира с народами зарубежных стран.

Екатерининский институт благородных девиц получил шикарное здание в 1807 году. Построено оно было на месте Императорского Итальянского дворца.

Поглядим внимательней на центральную часть сооружения.

Мы вышли к Невскому проспекту. Доходный дом П. И. Лихачёва (1878 г). Первым строением в этом месте была гауптвахта, охранявшая Аничков мост.

На другой стороне Фонтанки только что построенное сооружение. Ранее на этом месте располагалось здание, называвшееся «Литературным домом». Т.к. в нём проживало много известных писателей (в разное время). После Октябрьской революции здесь располагался исполком Куйбышевского района Ленинграда. Во время Великой Отечественной войны строение сильно пострадало, и на его месте в 1950 году построили новое здание, которое неплохо вписалось в существующий архитектурный ансамбль. В начале 2010-х годов его поставили на реконструкцию.
Иду как-то мимо него. Дом закрыт сеткой. Внутри идут работы, а рядом стоит группа молодых людей, обращающихся к прохожим. Подходят ко мне.
— Подпишите, пожалуйста, обращение (к кому-то) против реконструкции здания.
— А почему Вы думаете, что я это буду подписывать?
— Как? Разве Вы против сохранения нашего города?
— Я не против. Мало того, я ещё кое-что делаю для этого на своей работе. Насколько я понимаю, хозяина, возможно, нового, не устраивает принадлежащее ему строение и он решил его переделать в соответствии с новыми требованиями к техническому наполнению и комфорту. Скорее всего и старая планировка сооружения уже морально устарела.
— Но они разрушат старые стены!
— Возможно. Но вновь построенное обычно лучше и долговечней отремонтированного. Новое строительство проще и дешевле. Работы на капремонте тяжелей и связаны с большим риском для рабочих. А у нас и так никто в эту отрасль работать не идёт. Да и здание может быть, вообще, не подлежать ремонту из-за своего состояния. Я закончил ЛИСИ, но всё равно не возьмусь давать подобные советы, т.к. это дело квалифицированных экспертов. Вот Вы протестуете, но понимаете ли хоть что-то в строительстве?
— Я 3 месяца работал на стройке. (Вижу, что врёт, да ладно, что такое 3 месяца. ). Исчерпав свои немногочисленные аргументы, парень бросает в атаку стратегический резерв.
— Скажите, почему Вы хотите разрушить наш город! (Повторяет несколько раз, привлекая внимание прохожих).
Даже гастарбайтеры, работающие за сеткой, до этого безразлично поглядывающие на великовозрастных балбесов с бумажками в руках, стали посматривать на меня с осуждением. Видимо, опасаясь, что я разнесу в пух и прах их труды.
Хорошо, что все эти листки с подписями не смогли сорвать работ. Прошло время и здание сияет новой краской.

Боковая сторона дворца князей Белосельских-Белозерских (1848 г). Здание шикарнешее. После Октябрьской революции здесь размещались райкомы КПСС и ВЛКСМ. Перед армией я именно здесь получил комсомольский билет, так что интерьеры видел собственными глазами. В настоящее время во дворце действует Муниципальный культурный центр. Встречается реклама Музея становления демократии им. Собчака, находящегося здесь же (возможно, являющегося частью этого самого центра).

Источник

10 достопримечательностей Фонтанки. Маршрут по набережной. Часть I

Набережная реки Фонтанки в Санкт-Петербурге берёт начало от истока реки Фонтанки и заканчивается в месте впадения Фонтанки в Большую Неву. Набережная проходит по обеим сторонам реки. Одна из частей набережной, которая проходит по чётной стороне, начинается раньше противоположной, расположенной на участке, ограниченном Невой, Фонтанкой, Мойкой и Лебяжьей канавкой, где находится Летний сад.

На обеих сторонах набережной реки Фонтанки — одностороннее движение. По правому берегу транспортный поток идёт в сторону Летнего сада, по левому — к Галерному острову. Это к сведению, так как мы отправляемся на набережную реки Фонтанки на познавательную экскурсию. А она не потерпит быстроты и мимолётности.

Стоит отметить, что с 2017 года на набережной организована велосипедная полоса. Так, что путешествие можно организовать и на колёсах. Но лучше — на своих двоих. Хотя, в любом случае, маршрут будет интересен и полезен для здоровья. По ходу можно делать остановки и привалы.

А сколько наслаждений сулит данный поход! Ведь набережную реки Фонтанки, которая расположена в самом сердце Северной столицы, украшают роскошные особняки и пышные дворцы, легендарные и культовые исторические и культурные памятники, уникальные, самобытные и восхитительные музеи и дома, а также другие известные на весь мир достопримечательности.

Мы пройдёмся по самым знаменитым мостам города на Неве, по ходу зайдём в один из самых изумительных дворов Санкт-Петербурга. Начнём экскурсию с самого свежего, прелестного и благоухающего памятника города, чтобы подышать полной грудью, зарядиться превосходным отдыхом и эмоциями на весь маршрут по набережной реки Фонтанки.

Вид из Летнего сада на чётную сторону набережной Фонтанки. Фото: A.Savin (Wikimedia Commons · WikiPhotoSpace)

Летний сад

Летний сад расположен в Центральном районе Санкт-Петербурга, был первым и остаётся главным садом города. Летний сад со своим изумительным парковым ансамблем является памятником садово-паркового искусства первой трети XVIII века. Сад был заложен по приказу Петра I в 1704 г.

Изначально он задумывался в качестве летней царской резиденции. Для его создания была выделена часть острова Усадица. Для устройства летней резиденции Пётр I выбрал «обжитую и выгодно расположенную мызу на этом месте — небольшой домик с хозяйственным двором и садом».

Первым строителем сада в 1704 году был Иван Матвеевич Угрюмов. Под руководством Петра I им проводились первоначальные работы. Когда в 1707 году Иван Матвеевич Угрюмов отошёл в мир иной, наблюдение за строительством в отсутствие Петра I было поручено А. В. Кикину. Активное строительство в саду началось с 1709 года. Были построены первые фонтаны и деревянный Летний дворец, высадили деревья и цветы.

Регулярный в планировке сад стал местом проведения ассамблей, балов и фейерверков. Для широкой публики он был закрыт. Попасть на его территорию можно было лишь по приглашению императора Петра Великого. Лишь при императрице Елизаветы Петровны Летний сад был открыт для широкой публики.

Карпиев пруд, и другие пруды Летнего сада, создававшие его мелиорационную систему, были зарыблены редкими породами рыб, специально доставленными из акваторий Волги и Дона. Летний сад включал в себя не только парковый комплекс, но также и огород с теплицами для выращивания экзотических растений. Рыба к царскому столу нередко поставлялась из садовых прудов, а ананасы и бананы из садовых оранжерей.

Читайте также:  Температура в реке нара

К 1784 году была изготовлена знаменитая решетка, общая протяжённость которой — 232 метра. Знаменитые 36 колонн в обрамлении тончайшего металлического кружева с золочеными деталями — бессмертное творение архитектора Юрия Фельтена. Её изготавливали тульские и уральские мастера. Первые отливали чугун, вторые делали огромные мраморные чаши. Разработкой ограды Летнего сада со стороны Невы занимались мастера по приказу Екатерины II в 1770 г.

Возведение решётки велось 16 лет. Изначально в композицию решетки входили ворота. В 1866 году на их месте построили часовню в память о покушении на жизнь императора Александра I. Как ворота, так и часовню постигла та же участь. В 1930 году часовню разрушили, установив на ее месте дополнительное звено ограды, и тем самым несколько нарушив художественную целостность решетки.

Летний сад задумывался Петром I как сад фонтанов. Без них государь не мыслил настоящего сада, способного соперничать по своей красоте со знаменитыми парками Версаля. В дальнейшем Летний сад не раз перестраивали и сегодня не увидишь первые фонтаны, как и некоторое из того, что было первоначально построено в XVIII веке.

Сейчас нет первых петровских фонтанов, Поперечного канала и других водоёмов, которые создали при Петре, когда предполагалось, что иных дорог, кроме водных, в городе не будет. На месте утерянного акведука — Пантелеймоновский мост.

Но многое Летний сад оставил и приобрёл за годы своего становления и развития. Сад обрамляет знаменитая невская решётка, ставшая визитной карточкой Петербурга ещё в царскую эпоху. Главная жемчужина сада — его скульптуры. Они остались на месте. Некоторые заказывали ещё при Петре I, большинство создали в XVII–XVIII вв.

Основная часть коллекции Летнего сада — это мраморные скульптуры итальянских мастеров конца XVII — начала XVIII вв. Приобретением скульптур в Италии в начале XVIII века занимались доверенные лица Петра I, великие знатоки искусства. В 1710 году в саду насчитывалось около 30 статуй и бюстов. Дальше — больше: в последующие годы их количество росло. К 1728 году количество мраморных скульптур в Летнем саду достигло — уже более 100.

С 2004 года коллекция мраморной скульптуры Летнего сада юридически стала составной частью собрания Русского музея. В настоящее время коллекция оригиналов мраморной скульптуры Летнего сада состоит из 92 единиц хранения — 38 статуй, 5 скульптурных групп, 48 бюстов и 1 гермы.

В 2004 году территория Летнего сада с Летним дворцом и Домиком Петра I вошла в состав Государственного Русского музея. Летний сад стал одним из филиалов Русского музея. После 2-х с половиной лет реставрации 27 мая 2012 года Летний сад был торжественно открыт для посетителей.

Благодаря своему великолепию и величию, Летний сад часто упоминается в поэзии:

У Летнего сада

Небо нежно-голубое

Прячут в мягкие подушки

Груды серых облаков.

В бледно-матовом покое

Незапятнанных снегов

Ровный полог. Вдоль опушки

Я иду. Мелькают прутья

Строго вычурной решётки

Меж законченных колонн.

Здесь оставлен оттиск чёткий

Отошедший в даль времён.

С ним себя могу сомкнуть я.

Вдоль возделанной аллейки

Статуй домики седые

Протянулись полосой,

И недвижна на скамейке

Дева с русою косой.

Все, как в дни давно былые.

— Владимир Пяст 1909 г.

Летний сад упоминается в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Поэт описывает детство главного героя:

Monsieur l’Abbé, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил.

Саду посвящено стихотворение Анны Ахматовой «Летний сад (1959 года):

Я к розам хочу, в тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград,

Где статуи помнят меня молодой,

А я их под невскою помню водой.

В душистой тиши между царственных лип

Мне мачт корабельных мерещится скрип.

И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,

Любуясь красой своего двойника.

И замертво спят сотни тысяч шагов

Врагов и друзей, друзей и врагов.

А шествию теней не видно конца

От вазы гранитной до двери дворца.

Там шепчутся белые ночи мои

О чьей-то высокой и тайной любви.

И все перламутром и яшмой горит,

Но света источник таинственно скрыт.

Самуил Маршак пишет о Летнем саде:

Давно стихами говорит Нева.

Страницей Гоголя ложится Невский.

Весь Летний сад — Онегина глава.

А там еще живет петровский век

В углу между Фонтанкой и Невою…

Четверостишье Петра Вяземского о Летнем саде:

Железо, покорясь влиянию огня,

Здесь лёгкостью дивит в прозрачности ограды,

За коей прячется и смотрит сад прохлады.

Полтавская рука сей разводила сад!

Место расположения Летнего сада и ближайшие станции метро
  • Санкт-Петербург, наб. Кутузова, 2
  • «Гостиный двор», «Невский проспект»

Летний сад. Фонтан

Летний дворец Петра І

Одновременно с началом обустройства Летнего сада Петр I повелел построить себе летнюю резиденцию. Перед нами сегодня предстаёт очень домик в Летнем саду, где Пётр I жил с 1712 по 1725 гг. Летний дворец — одна из старейших построек Санкт-Петербурга. Он был возведён в стиле Петровского барокко по проекту Доменико Трезини в 1710 — 1714 гг. Это 2-хэтажное здание, достаточно скромное, в нём всего — 14 комнат и 2 кухни. Его площадь — 26,5 х 15,5 м. Общая высота — 8,1 м. Высота комнат — 3,3 м.

Дворец служил в качестве летней резиденции Петра Великого. Для неё Петр І выбрал мызу между Невкой и Безымянным ериком (Фонтанка). Здесь была прорыта пристань Летнего сад и начаты работы по созданию фонтанной системы. Датой построения летнего дворца принято считать 1703 год. Дворец предназначался для проживания в нём царя только в тёплое время года — с мая по октябрь. Поэтому он не утеплён, в нём тонкие стены, а в окнах — одинарные рамы.

Отделку создали художники А. Захаров, И. Заварзин и Ф. Матвеев (Угрюмов). Государь въехал в частично отделанный дворец в 1712 году и жил там каждое лето до самой смерти в 1725 г. Первый этаж занимал сам Петр, а второй — его жена, Екатерина.

Период каменных построек приходится на 1710 год, и Летний дворец в этом отношении не стал исключением. Так, в 1713 году на месте прежнего дома было построено каменный дворец. Стены дворца были возведены из кирпича и укрыты четырехскатной крышей. Венчал строение медный флюгер в виде Георгия Победоносца, поражающего копьем змия. Водосток, расположенный по углам строения, был исполнен в виде драконов.

Вход обрамляли порталом из черного мрамора. Украшением фасада явились 29 барельефа, на которых в аллегорической форме изображены победоносные события Северной войны и прославление военной мощи России. Фасад дворца выполнен в виде триумфа и позволяет считать его первым памятником побед России в Северной войне. Барельефы выполнены в редкой технике ручной намазки, немецким архитектором и скульптором — Андреасом Шлютером.

Летний дворец был расположен таким образом, что его стены омывались с трех сторон водой: с севера — Нева, с востока — Фонтанка, а с юга, перед входом, располагался гаванец. Углом восточного и северного фасадов дворец врезался в поток вод Невы, создавая впечатление движущегося корабля. Подходившие ко дворцу лодки и ялики швартовались у фасадов дворца словно у бортов корабля, чему служат доказательством причальные кольца, расположенные на южном и восточном фасадах здания.

Надо отметить, что в петровские времена дуб массово использовался для нужд флота и не разрешалось его брать для строительства домов. Однако интерьер дома изобиловал изделиями из дуба, за исключением двух комнат — зеленого кабинета и личного кабинета Петра І, который был отделан ореховым деревом. Смежные с кабинетом комнаты — столовая и спальня царя. Прекрасно сохранена отделкам Зеленого кабинета второго этажа. Он стал образцом интерьера в духе французской моды: стены украшены декоративными росписями, зеркала, десюдепорты.

После смерти Петра I дворец использовался в качестве летней резиденции для сановников и придворных вплоть до середины XIX в. При Александре I весной и летом в царскую резиденцию пускали публику. Впервые дворец стал музеем в 1903 году. Именно в этом году была организована выставочная экспозиция посвященная 200-летнему юбилею Санкт-Петербурга, и посвящена она была Петру І.

После 1917 года и по сей день дворец является историческим и архитектурным памятником Посвященным Петру І. В 1934 году во дворце был открыт историко-бытовой музей. Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадала. После войны его отреставрировали и уже в 1947 году музей снова открыли для посетителей.

До нашего времени Летний дворец Петра І сохранился практически без изменений. Если сравнить сегодняшнюю планировку дворца и окрестностей с историческими планами первой половины XVIII века, то отличий найти невозможно. Летний дворец является одним из первых каменных строений Петербурга. Он вобрал в себя всю индивидуальность и харизму личности Петра Алексеевича — последнего царя и первого императора России. Сегодня он является одним из филиалом Русского музея. О дворце Петра в Летнем саду и его создателе написал хорошую песню петербургский бард Александр Городницкий.

Место расположения Летнего дворца Петра І и ближайшие станции метро
  • Санкт-Петербург, наб. Кутузова, 2; Летний сад
  • «Гостиный двор», «Невский проспект»

Летний дворец Петра І. Фото: Florstein (WikiPhotoSpace)

Михайловский (Инженерный) замок

В истории российской архитектуры Михайловский замок — единственный случай, когда дворец частного лица был назван в честь святого. Замок назвали в честь архангела Михаила — покровителя Дома Романовых. Младший сын императора Павла I был назван Михаилом. Соседние с Михайловским замком топонимы были названы этим именем: дворец, возведённый Карлом Росси; площадь перед дворцом, ставшая площадью Искусств; сад, и ведущая к дворцу от Невского проспекта парадная улица, носившая имя жившего на ней художника Исаака Бродского, чей музей-квартира находится в одном из домов на Михайловской площади.

В конце XVIII века российский император — Павел I, увлеченный идеями европейского рыцарства, начинает возведение замка в качестве личной резиденции. Для этого была использована территория центральной части Санкт-Петербурга, на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны, в котором он родился. В подражание европейским феодальным замкам и небезосновательно опасаясь за свою жизнь, император с архитекторами придал замку значительные оборонительные черты, что не было характерно для других российских императорских резиденций в XVIII — XIX вв.

Замок был со всех сторон окружен естественными водными протоками. Были задействованы реки Фонтанка и Мойка. Строились искусственные каналы и охраняемые подъемные мосты, которые поднимались на ночь для недопущения несанкционированного проникновения в замок.

Но Павлу І эти предосторожности не помогли и насладиться великолепием замка императору было не суждено. Он прожил в замке вместе со своей семьей всего 40 дней и был убит в спальне своего любимого архитектурного детища — заговорщиками и приближёнными, имевшими свободный доступ на территорию.

По воли Павла I Михайловский замок был связан с тогдашними традициями западноевропейского рыцарства. В 1819 году замок был передан Главному Инженерному училищу, в честь которого приобрел другое своё название — Инженерный замок.

С 1991 года и по сей день Михайловский замок служит в качестве одного из филиалов Русского музея. Государственный Русский музей является одним из крупнейших в России музеев русского искусства. Сегодня музей насчитывает около 400 000 экспонатов. В музее работают постоянные экспозиции.

Место расположения Инженерного замка и ближайшая станция метро
  • Санкт-Петербург, Садовая улица, 2
  • «Невский проспект»

Михайловский замок с набережной Фонтанки. Фото: Aleks G (Wikimedia Commons)

Памятник Чижику-Пыжику

Набережная реки Фонтанки может похвастаться крылатой достопримечательностью — памятником Чижику-Пыжику, известным во всем мире. В народе — это один из символов Санкт-Петербурга. Его установили в центре Северной столицы 19 ноября 1994 г. У пернатого даже есть своя личная прописка по месту жительства — у Первого Инженерного моста близ Михайловского замка, а если еще точнее, то напротив дома № 12/1.

Чижик-Пыжик при своем росте в 11 см и весе в 5 кг занимает топовые позиции среди памятников Санкт-Петербурга. Также он постоянно в рейтингах наименьших памятников не только в городе на Неве, но и в мире. К тому же птичка пользуется огромной популярностью среди жителей и гостей город на Неве.

Над созданием крылатой скульптуры потрудился творческий тандем — архитектор Вячеслав Бухаев, а также режиссер, сценарист и скульптор, в целом, грузин в одном лице — Резо Габриадзе. В графу «Чижиковы родители» записали и фестиваль «Золотой Остап» — именно во время его проведения писателю Андрею Битову пришла на ум идея увековечить чижика.

Так, этот герой-летун благополучно приземлился на реке Фонтанке почти у самой воды. Уселся на постамент и ожидает тут того, кто покормят. А корм, надо отметить, он предпочитает особый — звонкие монетки.

Птичка разместилась здесь неспроста — в доме № 6 с 1835 по 1918 годы на набережной было Императорское училище правоведения. Со студентами этого заведения связана одна история.

Они отличались от собратьев других Альма-матер мундирами желто-зелёного цвета. А, как известно, именно такой окрас у чижика. Зимой студенты носили пыжиковые шапки. По этим 2-м причинам студентов окрестили и чижиками, и пыжиками.

Вдобавок они были такими проворными, что успевали и знания получать, и отлично экзамены сдавать, и прилично отдыхать за рюмочкой. чая. Доподлинно известно, что они тайно посещали кабак купца Нефедова, где и сочинили песенку про себя:

Чижик-пыжик, где ты был?

На Фонтанке водку пил.

Выпил рюмку, выпил две —

Закружилось в голове…

Училище закрыли, а считалочка студентов-правоведов, которые носили жёлто-зелёные мундиры и пыжиковые шапки, прижалась в народе. Посему стоит на набережной Фонтанки красноречивый памятник Чижику-Пыжику. И очень популярен. К нему не зарастает народная тропа.

Ещё и потому, что Чижик-Пыжик исполняет желания. Любители Чижика-Пыжика и носители массы желаний уверяют, что если загадать свое сокровенное желание и бросить на постамент монетку так, чтобы она удержалась на нём, то всё задуманное непременно исполнится.

Вот, жители города с удовольствием приходят сюда и упражняются с метанием монеток. Сам Чижик невелик и площадка под ним — как раз по его размерам. Поэтому попасть в цель — нелегко, и следует запасаться монетками. Некоторые признаются, что каждый день забегают к Чижику в гости…

А еще говорят, что наибольшей популярностью памятник Чижику-Пыжику пользуется у местных и туристов молодоженов, мол, он приносит счастье в семьи, женит холостых и сулит потомство. Но опять-таки здесь нужна ловкость рук и никакого мошенничества.

Желающие счастливо устроить свою судьбу придумали — своеобразную проверку жениха на ловкость. Брачующийся должен спустить к Чижику рюмку на веревочке, затем осторожно чокнуться с клювиком птички. И нужно сделать это так, чтобы рюмка осталось целой. Уверяют, что в случае победы, счастье молодой паре гарантировано до глубочайшей старости.

Место расположения Памятника Чижику-Пыжику и ближайшая станция метро
  • Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанка, у Михайловского замка рядом с 1-м Инженерным мостом, напротив дома № 12/1
  • «Невский проспект»

Памятник Чижику-Пыжику. Фото: Надежда Пивоварова (Wikimedia Commons)

Цирк Чинизелли

Большой Санкт-Петербургский государственный цирк — первый в России каменный стационарный цирк, один из старейших цирков России. Он был построен в 1877 году по проекту зодчего Василия Кенеля. При его строительстве использовались самые передовые технологии того времени. Цирк поражал внутренним убранством, где доминировало использование бархата, золота и всевозможных зеркал.

Инициатором постройки стационарного здания для цирка выступил глава большой цирковой семьи, наездник и дрессировщик лошадей, итальянец — Гаэтано Чинизелли, имевший громкое имя в Европе. Цирк Чинизелли очень скоро вошёл в число главных достопримечательностей и культурных заведений Санкт-Петербурга. На его манеже можно было увидеть все мировые новинки, как репертуарные, так и технические.

В 1928 году в помещении Цирка открыли 1-й в мире — «Музей Цирка и Эстрады», позднее — «Музей циркового искусства». Его обширная коллекция отражает историю отечественного и зарубежного цирка. В 1939 году за большие творческие заслуги Ленинградский цирк был награждён Орденом Трудового Красного Знамени, а в 1977 году — Орденом Дружбы народов в связи со 100-летием Цирка.

За свою историю Цирк претерпел множество изменений как снаружи, так и внутри. В середине XX века в зрительном зале убрали царскую ложу. Повинуясь веяниям времени, фасад здания утратил свой декор В 1959 году власти города решили провести капитальную реконструкцию здания, в результате чего к 1963 году общая площадь цирка увеличилась на 2 000 м². Но, увы, декор лицевого и боковых фасадов был окончательно уничтожен.

Возрождение Цирка Чинизелли началось в 2003 году с восстановления фасада. В 2013 году цирк был закрыт на капитальный ремонт. Через 2 года — 15 декабря 2015 года двери Цирка Чинизелли вновь распахнулись для зрителей. Было восстановлено дореволюционное убранство интерьеров, которые своей красотой и шиком поражают сегодняшних зрителей и даже тех, кто повидал на своём веку немало роскоши и блеска.

На своем великолепном манеже Цирк Чинизелли принимает лучшие программы российского и мирового циркового искусства. Вместе с тем Цирк бережно чтит вековые традиции и сохраняет неподражаемую историю.

Большой Санкт-Петербургский государственный цирк, Цирк на Фонтанке, Цирк Чинизелли — Цирк жонглирует своими названиями, меняющимися от эпохи к эпохе, но Место расположения его остается прежним.

Место расположения Цирка Чинизелли и ближайшие станции метро
  • Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, 3/А
  • «Гостиный двор», «Невский проспект», «Маяковская»

Большой Санкт-Петербургский государственный цирк. Фото: Florstein (WikiPhotoSpace)

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Музей Анны Ахматовой в Санкт-Петербурге был открыт к 100-летию со дня рождения поэтессы —24 июня 1989 г. Анна Ахматова в девичестве — Горенко, по первому мужу — Горенко-Гумилёва. После развода неофициально взяла фамилию — Ахматова. По второму мужу — Ахматова-Шилейко, после развода — впервые официально получила фамилию — Ахматова.

Читайте также:  Переходя через речку по узкому мосту женщина оступилась испугалась

Псевдоним был придуман на основе семейной истории. Предполагалось, что род Ахматовой восходил к татарскому хану Ахмату. В Фонтанном доме Ахматова поселилась в 1924 году, когда жила с 3-м мужем — Николаем Пуниным.

Поэтесса пережила страшное время, хотя были и радостные годы. В 1910 году 2 великих поэта того времени создали семью — Анна Горенко и Лев Гумилёв. В 1912 году у них родился сын — Лев. Затем был развод в 1918 году. В том же году Анна Андреевна вышла замуж за учёного-ассириолога и поэта — Владимира Шипейко.

Самыми невыносимыми и ужасными были годы сталинских репрессий, которые очень жестоко ударили по поэтессе. Репрессиям были подвергнуты трое близких ей людей. Первый муж — Николай Гумилёв, с кем она после развода оставалась в дружеских отношениях, в ночь с 3 на 4 августа 1921 года был арестовали, а через 3 недели расстрелян.

Её единственный сын — Лев Гумилёв провёл в заключении и ссылках более 10 лет в 1930—1940-х и в 1940—1950-х гг. Третьего мужа поэтессы — Николая Пунина трижды арестовывали и он погиб в лагере в 1953 г. После того, как мужа забрали и он не вернулся, его пальто так и осталось висеть на своём прежнем месте у входной двери. Его и сегодня можно увидеть в музее.

Горе жён и матерей «врагов народа» было отражено в одном из наиболее значительных произведений Ахматовой — поэме «Реквием».

.

А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем — не ставить его

Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,

Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,

А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.

Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь,

Забыть, как постылая хлопала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.

И пусть с неподвижных и бронзовых век
Как слезы, струится подтаявший снег,

И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.

По этому поэтическому завещанию поэтессы памятник ей установили около следственного изолятора «Кресты», у ворот которого она простаивала долгими часми, о чём упоминается в поэме «Реквием».

При открытии в Музее представили самые разнообразные предметы, относящиеся к ее личности и творчеству. Это были документы, рукописи, фотографии, вещи, которыми пользовалась поэтесса. Для того, чтобы собрать все воедино, организаторам приходилось обращаться к семьям современников Ахматовой. Многие из них не дожили до открытия музея, а вещи, связанные с поэтессой, хранились как семейные ценности. Каждое имя было оглашено в день открытия музея. А коллекции продолжают пополняться и сегодня.

Сегодня в музее Ахматовой насчитывается более 50 000 экспонатов. Среди них собрание сочинений поэтов серебряного века с автографами, работы Ахматовой, фотографии, рукописи, портреты и личные вещи поэтов. Среди них самыми ценными считаются библиотеки Анны Ахматовой и Иосифа Бродского, творения мастеров прикладного искусства семьи Гумилевых, собрание профессора Николая Семеновича Несмелова с видами Петербурга середины XX века.

Относительно недавно представлена коллекция мемориальных вещей Льва Николаевича Гумилева. Особого внимания достойна библиотека историка, в ней собраны собственные труды Льва Николаевича, а также сочинения Ахматовой и Николая Степановича Гумилева.

Музей состоит из 2-х частей. Первая — жизнь и быт Анны Ахматовой и исторические экспозиции. Посетителям предоставляется возможность осмотреть кухню и коридор квартиры, где жила поэтесса. Обстановка в помещении более чем скромная. Сложно поверить, что в этом неуютном коридоре некогда пересекались несколько поколений двух семей: Пунина и Ахматовой.

Из прихожей гости музея попадают в Белый зал. Здесь каждая деталь неслучайна. Страницы газет на стенах, фотографии за стеклами, все связано с великой поэтессой. Самым интересным местом в музее для посетителей является комната, в которой жила Анна Ахматова. Здесь она проводила долгие вечера в компании со своей музой. Каждое из помещений рассказывает об определенном этапе в жизни Ахматовой. В ее комнатах отражены самые тяжелые годы поэтессы.

Анна Ахматова является символом серебряного века. Ее стойкая и творческая натура, которую пытались сломить запретами, до сих пор вдохновляет многих поэтов и художников. Посетители музея получают уникальную возможность почувствовать атмосферу прошлого столетия, в которой жили поэты серебряного века.

В Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме есть кабинет поэта Иосифа Бродского. Выдающийся поэт серебряного века, получивший признание благодаря своим русско- и англоязычным произведениям, был изгнан из родной страны. Он построил блестящую карьеру в Америке, но никогда не терял связь с Анной Ахматовой.

После смерти поэта его жена передала личные вещи Бродского в дар музею Ахматовой. Здесь воссоздали его рабочий кабинет по описанию и фотографиям. Гости дома на Фонтанке могут увидеть предметы мебели и письменные принадлежности поэта, ощутить атмосферу, где происходил творческий процесс.

Более того, в кабинете можно послушать запись приговора, вынесенного поэту ленинградским судом в 1964 году, в исполнении друга Бродского — Якова Гордина. Музей также предлагает посмотреть видеофильмы о жизни поэта и прослушать записи стихов в его исполнении.

Музей Анны Ахматовой расположен на набережной реки Фонтанки, в доме № 34, вход в музей осуществляется со стороны Литейного проспекта, через арку дома № 53. В южном садовом флигеле Шереметевского дворца жила поэтесса с 1924 по 1952 год. Тогда в здании располагался Институт Арктики и Антарктики, поэтому все гости Ахматовой должны были получить пропуска, даже чтобы просто заскочить и попить чаю. У самой поэтессы был специальный пропуск, в графе «должность» которого было указано «жилец».

Место расположения Музея Анны Ахматовой и ближайшие станции метро
  • Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, 34
  • «Маяковская», «Достоевская», «Владимирская»

Дворец Шереметевых на Фонтанке. Фото: A.Savin (Wikimedia Commons · WikiPhotoSpace)

Аничков мост

Это знаменитый мост через реку Фонтанку, соединяющий Спасский и Безымянный острова. Аничков мост — один из самых красивых и популярных мостов Санкт-Петербурга. Его Укротители коней, отлитых Клодтом, стали символами города, которые постоянно тиражируют на открытках и полотнах художников, в путеводителях и книгах. Сделать селфи на фоне легендарных коней стало модным среди отечественных и зарубежных туристов, посещающих Северную столицу.

В начале XVIII столетия нынешняя Фонтанка имела не слишком поэтическое название — Ерик или Безымянный Ерик. И как раз через него возникла необходимость соорудить переправу. Прокладываемый Невский проспект был одним из важных путей новой столицы и на пересечении 2-х путей возникла необходимость устроить постоянную переправу. В 1715 году Петр Великий повелел:

За Большою Невой на Фонтанной реке по перспективе сделать мост.

И уже в 1716 году была сооружена деревянная многопролетная переправа на свайных опорах. Мост был достаточно большой длины, так как сама Фонтанка тогда представляла собой внушительную водную преграду и имела ширину около 200 м. Народная расшифровка названия моста, якобы ему нарекли имя в честь какой-то Анечки, неверна. Свое название мост получил по имени инженера-подполковника Михаила Аничкова, руководившего солдатами строительного батальона. В дальнейшем мост постоянно перестраивали.

Нынешний вид мост приобрёл в 1841 — 1842 гг. Тогда его расширили, но и исчезли башни, устроенные вначале. Для украшения Адмиралтейской набережной скульптору П. К. Клодту заказали этакое экстравагантное; мастер и создал свой шедевр. Так, появились гранитные пьедесталы для скульптуры «Укротители коней». Дело в том, что в XVIII веке поблизости на Литейном проспекте располагались литейные мастерские и кузницы. Так, что изваяния были в тему местности.

И интересный факт, не все скульптурные кони подкованные. Статуи коней, которые обращены в сторону Адмиралтейства, имеют на своих копытах подковы. А статуи коней, смотрящих в сторону площади Восстания, не имеют подков. Распространённая легенда объясняет это кузницами на Литейном, о чём говорилось выше. Подкованные кони скачут от кузниц, к началу Литейного проспекта. А неподкованные кони, наоборот, скачут в направлении Литейного проспекта.

В 1841 году появились на западной стороне моста отлитые в бронзе скульптуры: «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы» и на восточном берегу такие же. Последние скульптуры повторяли западные, но были сделаны из гипса, стилизованные под бронзу. Почему гипсовые? — спросите вы. И правильно сделаете. А причина вот в чём. Для восточной стороны тоже отлили скульптуры в бронзе.

Но этих бронзовых укротителей и коней, буквально разгорячённых и не остывших прямо с литейного двора Николай I подарил прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Они с тех пор и по сей день стоят в Берлине.

В 1844 восточные гипсовые скульптуры заменили на бронзовые. И этих опять постигла та же участь. Они простояли недолго, через 2 года Николай I подарил их королю обеих Сицилий за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии. В 1846 году копии клодтовских бронзовых статуй с Аничкова моста уплыли в Неаполь.

И в дальнейшем, как будто коням попала вожжа под хвост. Отлитые в бронзе скульптурные кони продолжали срываться со своих пьедесталов на Аничковом мосту, и скакать, куда глаза глядят. Но, правда, уже не за границу — их затормозили и они оказались в Петергофе, Стрельне и на усадьбе Голицыных — Кузьминках в Москве. Причём всякий раз, когда их снимали с моста, на него помещали гипсовые подделки.

В 1851 на мосту всё как бы устаканилось и кони успокоились. Тогда Клодту надоело повторять прежние скульптуры. Мастер создал 2 новые композиции — статуи стали изображать 4 разных стадии покорения коня. Но всё равно они дважды покидали свои места на мосту. Но на этот раз по очень веским причинам: в 1941 году во время блокады они были сняты и закопаны в саду Аничкова дворца; в 2000 году они были увезены на реставрацию и к 300-летию города возвращены на прежнее место.

Конструкция моста не была нарушена во время Великой Отечественной войны. Мост продолжал исправно функционировать без капитального ремонта. Но мост продолжал разрушаться от времени и статических нагрузок. Во второй половине XX века провели несколько текущих ремонтов моста.

Ещё один интересный факт. После одной из реконструкций Аничкова моста в XIX веке на нём появилась табличка «Аничкин мост». И данное название пришлось по душе петербуржцам, тем более, что была реальная лав стори (любовная история) у одного из строителя моста с некой прелестной Анечкой. Но видоизмененное имя не прошло мимо потомков подполковника Аничкова — они потребовали незамедлительно исправить ошибку. Жалоба из городской управы добралась до думы, и историческое название было возвращено легендарному мосту, расположенному в самом сердце Северной столицы.

Место расположения Аничкова моста и ближайшая станция метро
  • Санкт-Петербург, Невский проспект
  • «Гостиный двор»

Аничков мост. Фото: Florstein (WikiPhotoSpace)

Аничков дворец

Своё название дворец получил от Ани́чкова моста, рядом с которым он находится. Впоследствии мост много раз перестраивали, но название сохранилось и его потом передали дворцу. Аничков дворец — старейшее из сохранившихся зданий на Невском проспекте.

Дворец был построен по приказу императрицы Елизаветы Петровны в 1741 г. Тогда Санкт-Петербург не был еще тем великим городом, который мы знаем сейчас. И многих удивило решение государыни, так как в то же время возводили Зимний дворец и Петергоф в Царском селе.

В те годы на месте Невского была простая просека, а сам будущий дворец находился на окраине города. По замыслу Елизаветы он должен был стать украшением въезда в столицу. Его фасад обращен к Фонтанке. С этой же стороны были бассейн с пристанью. Аничков дворец стал первым из множества построенных в этом районе.

Начал возведение дворца по собственному проекту в стиле барокко и в виде разноэтажного здания в форме растянутой «Н» Михаил Григорьевич Земцов. Но архитектор не закончил строительство. Строительные работы продолжил его ученик Григорий Дмитриевич Дмитриев, а завершил все — Бартоломео Франческо Растрелли. Последний архитектор внес довольно много правок к первоначальному проекту Михаила Земцова.

Центральная часть дворца имела три этажа. Она была соединена крыльцом с боковыми флигелями той же высоты. На них расположились ребристые купола в виде луковиц. Парадный двор украшал бассейн, а задний с западной стороны — регулярный сад. Его обустраивал в 1743 году Людвиг Киндер Тапера, английский садовник, которого специально для этого пригласили из Стрельны. Фасады дворца украшали высокие по тем временам крыльца с портиками и балконами. Внутри дворца было много росписи. Ее выполняли Алексей Петрович Антропов, Иван Яковлевич Вишняков, братья Бельские и другие умелые художники того времени. После окончания отделочных и ландшафтных работ дворец стал немного похож на Петергоф.

В 1751 году после окончания большей части строительных работ провели освящение домовой церкви Аничкова дворца, расположенной на втором и третьем этаже бокового флигеля по стороне Невской перспективы. Она отличалась необычайным богатством отделки: трёхъярусный резной иконостас с позолотой и барочными орнаментами достигал одиннадцати метров. Официально годом завершения строительства Аничкова дворца считается 1751. На протяжении последующих десятилетий его неоднократно перестраивали согласно вкусам новых владельцев.

В период 1794 — 1809 годы Аничков дворец использовало ведомство, которое занималось всем личным имуществом императорской семьи. Екатерина II учредила в нем отдельную канцелярию статс-секретарей для того, чтобы они занимались только ее делами. Например, разбирали челобитные и прошения на имя императрицы.

В 1803 — 1809 годы для перед дворцом построили 2 специальных отдельных корпуса в 2 этажа в форме буквы «П». Строительством занимался архитектор Джакомо Антонио Доменико Кваренги. Оба корпуса он выстроил в стиле зрелого классицизма. Единственное неудобство заключалось в том, что новые здания закрыли обзор дворца со стороны Аничкова моста. В 1811 году оба корпуса расширили пристройкой со стороны дворца и официально передали во владения Кабинета, куда переехали работать все служащие.

В 1809 году император подарил Аничков дворец сестре Екатерине Павловне в качестве приданного. За время проживания любимая сестра императора внесла немного изменений в интерьеры здания, несколько комнат переделали в стиле классицизма. Занимался отделкой архитектор Луиджи Руска. Дополнительно он построил несколько новых зданий для дворцовых служб и конюшню. Из работ Луиджи Руска до наших дней во дворце сохранилось 2 интерьера: Танцевальный зал и Большая столовая.

Замужество Екатерины Павловны с принцем Георгием Петровичем Ольденбургским продлилось недолго. В 1812 году он умер, а она в 1816 году повторно вышла замуж за наследного принца Франции — Вильгельма Вюртембергского. С отъездом владелицы в Вюртемберг в1816 году дворец выкупила казна. В 1817 году дворец снова стал свадебным подарком — Николаю Павловичу с Александрой Фёдоровной. Перестройкой дворца согласно вкусам новых владельцев занимался Карло ди Джованни Росси в 1817 — 1820 гг.

За это время построили Сервизный корпус и 2 новых садовых павильона, перенесена церковь на верхний этаж северного флигеля. Ее освятили в честь Святого князя Александра Невского. Были изменены некоторые интерьеры внутри дворца: Но самое главное — был приведен в порядок сад. Его включили в ансамбль Театральной площади, сейчас — площадь Островского, по проекту того же Карло Росси.

В Аничковом дворце проживал с семьей Николай I во время своего правления и в 1837 году, когда реконструировали после пожара Зимний. Здесь императорская семья проводила придворные балы и пышные празднества. Во дворце в 1830 году прошел большой бал-маскарад после заключения мирного договора с Турцией.

В 1841 году Аничков дворец был подарен императором своему сыну Александру Николаевичу к бракосочетанию с принцессой Марией Александровой. Тут прошло практически все детство будущего императора, поэтому существенных изменений в интерьерах не делали. Но в 1850 году произошли серьезные изменения в жилых помещениях в связи с обустройством водопровода и канализации. Работами руководил русский архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер. В 1855 году после смерти Николая I Аничков дворец назвали в его честь — «Николаевским», но новое имя не прижилось.

В 1866 году Александр II подарил Аничков дворец своему сыну Александру Александровичу на свадьбу с датской принцессой Марией Фёдоровной. Сюда перевезли библиотеку великого князя. Ее начали обустраивать в левом крыле здания с окнами в сад. Получился двухъярусный зал в стиле ренессанса с витражами и нишами по четырем углам помещения: вход, камин, потайная комната, лестница на антресоли. Книжные шкафы были выполнены из светлого дуба, люстры – из бронзы. Это помещение сохранилось до наших дней и используется по первоначальному назначению в качестве библиотеки.

Александр III в 1881 году сделал Аничков дворец своей официальной резиденцией вместо Зимнего. Здесь он не только жил, но и работал. Так как император опасался покушений на свою жизнь, дворец закрыли со стороны площади глухой стеной. Во время правления Александра III некоторыми интерьерами Аничкова дворца занимался архитектор Максим Егорович Месмахер.

После смерти царя Александра III в Аничковом дворце осталась проживать его супруга, вдовствующая императрица. В 1897 году здесь впервые показывали кинематограф. А с 1899 года при дворце работала школа, открытая специально для детей служащих. Последнее знаменательное событие императорской семьи Аничков дворец «видел» в 1914 году — венчание княжны Ирины Александровны с князем Феликсом Феликсовичем Юсуповым.

В феврале 1917 года в Аничковом дворце некоторое время размещалось Министерство продовольствия. В мае следующего года помещение отдали культурно-просветительскому отделу города, который организовал там Музей старого Петербурга. Директором музея был Лев Александрович Ильин. Но в 1925 году музей закрыли.

Читайте также:  Экспедиции по реке оленек

В 1935 году городские власти по инициативе Сергея Мироновича Кирова решили переделать здание в Дворец пионеров. Реконструкцией занимались архитекторы Александр Иванович Гегелло и Давид Львович Кричевский. В связи с этим было перестроено множество помещений, разобраны своды в цокольном этаже и даже часть капитальных стен. Дворцовую церковь переделали в кинозал на 300 мест.

К зданию бывшего Кабинета пристроили несколько новых корпусов. В них разместили несколько студий, лабораторий и классов. Две комнаты в самом дворце красочно расписали по мотивам сказок Александр Сергеевича Пушкина и Максима Горького. Так, в 1937 году во дворце открыли Ленинградский Дворец пионеров — сейчас Дворец творчества юных.

Во время Великой отечественной войны в залах Аничкова дворца работали военно-полевой госпиталь и хирургический стационар. Здание серьезно пострадало в эти годы. Бомбардировки и обстрелы серьезно повредили кровлю и разрушили зимний сад.

Дом пионеров работал даже во времена блокады. В нём даже провели выпускной был 28 июня 1942 года, в 1943 году — Олимпиаду творчества. После снятия блокады здание отреставрировали. В 1944 году Дворец пионеров работал в прежнем режиме. В 1986 году на территории Дворца пионеров построили театрально-концертный комплекс «Карнавал» по проекту Ноаха Игоря Борисовича и Куликовой Натальи Михайловны.

С 1989 года в бывшем Сервизном корпусе работает престижная школа с научным уклоном — Аничков лицей. С 1990 года в главном здании дворца размещается Дворец творчества юных. С 1991 года на этой же территории работает Музей истории. В 1998 году отреставрировали ограду Аничкова сада. Сейчас во Дворце творчества юных работает более 1300 различных кружков и секций. Перед главным корпусом Аничкова дворца растёт берёза, посаженная космонавтами Германом Титовым и Владимиром Комаровым.

Источник



Использование устаревшего браузера
повышает риск взлома вашего компьютера.
Обновите свой браузер!

Через социальные сети

Еще не зарегистрированы?

Регистрация

Через социальные сети

Восстановление пароля

Введите почту указанную при регистрации и мы вышлем инструкцию

Надо знать: 20 достопримечательностей Фонтанки

Рассказываем о главных достопримечательностях города. Сегодня отправляемся на набережные реки Фонтанки, которые украшают роскошные особняки и дворцы, легендарные памятники, уникальные музеи и дома. Также мы прогуляемся по знаменитым мостам и зайдём по дороге в один из самых удивительных петербургских дворов.

Надо знать: 20 достопримечательностей Фонтанки

Летний сад

Первый и до сих пор главный сад в Петербурге. Его не раз перестраивали, так что многое из задуманного изначально или построенного в XVIII веке уже давно уничтожено и забыто. Например, акведук (на его месте — Пантелеймоновский мост), первые фонтаны (их уничтожила Екатерина II, ненавидевшая эти сооружения всей душой), Поперечный канал и другие водоёмы (их прорыли при Петре, когда предполагалось, что иных дорог, кроме водных, в городе не будет).

Главная жемчужина сада — его скульптуры — осталась на месте. Некоторые стали заказывать ещё при Петре I, большинство же было создано в XVII–XVIII веках.

Кроме того, в саду же находится знаменитая невская решётка, ставшая визитной карточкой Петербурга ещё в царскую эпоху. Её построили в конце XVIII века при участии тульских и уральских мастеров. Первые отливали чугун, вторые делали огромные мраморные чаши.

Летний дворец

Очень скромный — других тогда не строили — двухэтажный дворец в Летнем саду, где Пётр I жил с мая по октябрь в течение 12 лет, с 1712 по 1725 год. Во времена Петра от Фонтанки до входа во дворец прорыли небольшой канал, так что царская резиденция находилась на полуострове. Император любил, когда гости прибывали к нему на лодках. Кстати, об этом дворце и его строителе написал хорошую петербургскую песню бард Александр Городницкий.

Инженерный замок

Единственный в истории российской архитектуры случай, когда дворец частного лица назван в честь святого — архангела Михаила, покровителя Дома Романовых.

Легенда гласит, что на месте, где ныне находится замок, к стоявшему в карауле солдату явился святой Михаил и повелел строить здесь царский дом. Именно этим фактом Павел I объяснял причины столь поспешного строительства новой царской резиденции. Но успел он прожить здесь недолго: вселился в начале 1801 года, а 1 марта пал жертвой заговора, после чего на 20 лет здание пришло в запустение: украшения и стены успели покрыться пылью, никто из царственных особ здание не посещал. Кстати, считается, что в замке до сих пор живёт призрак убиенного императора: ходит и пугает всех.

Памятник Чижику-Пыжику

Осенью 1994 года года набережная реки Фонтанки обогатилась на ещё одну достопримечательность, которая стала негласным символом Петербурга. Автором скульптуры выступил грузинский режиссёр, сценарист и скульптор Резо Габриадзе совместно с архитектором Славой Бухаевым. Возникновение именно такого памятника и именно в этом месте не совсем случайно: недалеко от места расположения памятника, в доме 6, с 1835 по 1918 год располагалось Императорское училище правоведения, студенты коего носили мундиры зелёного цвета с жёлтыми петлицами и обшлагами. Как гласит легенда, за расцветку этого мундира, напоминавшую оперение чижа, и за традиционные пыжиковые шапки студентов училища горожане называли чижиками-пыжиками. И именно о них сочинили известную песенку, начинающуюся со строк «Чижик-пыжик, где ты был».

Памятник со временем оброс поверьями и традициями, самой известной из которых является загадывание желания. Вы кидаете монетку, и если она остаётся на постаменте, на котором стоит Чижик-Пыжик, желание непременно сбудется.

река Фонтанка, у Михайловского замка рядом с 1-м Инженерным мостом, напротив дома № 12/1

Цирк Чинизелли

В 1875 году итальянский артист цирка и директор собственной труппы Гаэтано Чинизелли получил разрешение на постройку постоянного каменного цирка в Инженерном сквере, что находится перед южным фасадом Михайловского замка у Симеоновского моста.

Большой Санкт-Петербургский государственный цирк стал первым в истории России каменным стационарным цирком, роскошь и разумная планировка которого могли соперничать с лучшими европейскими заведениями подобного рода. Построен он был по проекту зодчего Василия Кенеля, который использовал при его проектировке самые передовые технические разработки. Наряду с чудесами инженерной мысли цирк поражал внутренним убранством, где доминировало использование бархата, золота и всевозможных зеркал.

наб. реки Фонтанки, 3а

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Музей был открыт к столетию со дня рождения Ахматовой в 1989 году. Поэтесса жила тут в дворовом флигеле с 1924 по 1952 год. Тогда в здании располагался Институт Арктики и Антарктики, потому все гости Ахматовой должны были получить пропуска. Даже чтобы просто зайти чаю попить. У самой поэтессы был специальный пропуск, в графе «должность» которого было указано «жилец».

Именно тут писательница пережила самые страшные годы сталинских репрессий: тогда были арестованы её сын Лев и третий муж Николай Пунин. Первый в итоге выжил и стал одним из идеологов возрождения Руси. Второй погиб в 1953 году. Пальто Пунина Ахматова так и оставила висеть у входной двери после того, как мужа забрали. Пунин не вернулся, а оно до сих пор на том же самом месте.

наб. реки Фонтанки, 34

Аничков мост

Один из самых популярных мостов Петербурга. Знаменитые кони, отлитые Клодтом, стали символом города, постоянно тиражируемым на открытках, в книгах и фильмах.

Клодта по праву считают главным скульптором-анималистом в истории российского искусства. Зверушки на памятнике Крылову были тщательно списаны с реальных (даже львы и козы). С конями — та же история. Всадник, пытающийся их окучить, оказался куда более схематичным, чем лошади с жилистыми ногами. Сами скульптуры Клодт неоднократно тиражировал для монарших дворов Европы по просьбе Николая I.

Аничков дворец

Аничков дворец

Когда-то Аничков дворец должен был украсить въезд в Петербург, граница которого в середине XVIII века проходила по Фонтанке. Его начали строить в 1741 году по указу Елизаветы Петровны, которая подарила его своему фавориту Алексею Разумовскому. После его смерти дворец отошел к его брату Кириллу Разумовскому, а затем Екатерина Вторая выкупила дворец, чтобы передать в качестве подарка уже своему фавориту Григорию Потемкину. В качестве подарка Аничков дворец использовал и Николай I, отдавший его сыну, будущему Александру II. А после революции этот дворец подарили детям: в 1937 году тут открыли Дворец Пионеров, который существует до сих пор.

Говорят, тут живет призрак некой белой дамы. Подробнее о нем можно прочитать тут.

Дворец Белосельских-Белозерских

Дворец Белосельских-Белозерских

Известное всем творение архитектора Штакеншнейдера (автора дворцов для детей Николая I, в том числе и Мариинского). Первоначальный заказчик дворца, Эспер Белосельский-Белозерский, не дожил даже до начала строительства первого этажа.

Теперь тут находится Музей становления демократии в современной России, носящий имя первого мэра города Анатолия Собчака, а также одна из первых в Петербурге выставок восковых фигур. Кроме того, тут нередко проводятся и концерты (в 2013-м, накануне «перехода в другое состояние», выступала группа «Аквариум»).

Невский проспект, 41 (перекресток с Фонтанкой)

Дом Толстого

Никакого отношения ко Льву Николаевичу — и другим писателям со знаменитой фамилией — этот дом не имеет отношения. Автор «Войны и мира» умер за год до окончания строительства здания в 1911 году. Спроектировал его знаменитый архитектор Лидваль для генерал-майора Петра Толстого. Главная достопримечательность здания — тройные арки. Проходящую через них дорогу неофициально называют «Улица Зодчего Лидваля». Само здание стало визитной карточкой того района, а внутри сооружения обосновалось сразу несколько знаменитых ресторанов из квартала на Рубинштейна.

между Фонтанкой и улицей Рубинштейна

Юсуповский дворец и Юсуповский сад

Впервые здесь появился сад ещё в 1730-е годы, когда князья Юсуповы построили тут усадьбу. Первым архитектором её был Доменико Трезини. Потом, в 1780-е, эти места перестроили, разбили английский парк с прудом и беседками. В 1860-е Александр II повелел открыть парк — который уже давно перешёл от Юсуповых к Министерству путей сообщения — для всеобщего посещения.

Но на зиму его всё равно закрывали, пока туда не пустили городской яхт-клуб, который развернул в саду активную деятельность. Тогда там стали заниматься фигурным катанием, а в начале XX века здесь проходили всероссийские и даже международные соревнования, тут же тренировались и росли первые олимпийские чемпионы из России.

Музей-усадьба Державина

Это филиал пушкинского музея: имя Державина, который «нас заметил и, в гроб сходя, благословил», навсегда связано с именем великого поэта. Сам особняк был построен в 1780–1790 годы. С 1811 года тут собирались на «Беседы любителей русского слова», а потом здание перестроили под нужды Римско-католической духовной коллегии. Восстановили и превратили в музей особняк уже в начале 2000-х годов, заодно и благоустроив знаменитый Польский сад.

наб. реки Фонтанки, 118

Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова: БДТ

Большой драматический театр открылся 15 февраля 1919 года трагедией Шиллера «Дон Карлос». Председателем Директории назначили поэта Александра Блока, ставшего художественным руководителем театра, а главным идеологом стал Максим Горький, который должен был отвечать за соответствие политики театра с политикой государства,

Открытие нового театра стало значимым событием в жизни города не только по причине того, что в Петербурге появилась новая культурная площадка, но и потому что театр стал символом революции и тех особых настроений, которые царили в обществе. Так как в те годы советская драматургия ещё только начала формироваться, на сцене ставили трагедии Шекспира, Гюго, Шиллера, а также пьесы отечественных авторов: Мережковского и Брюсова.

Многое менялось в истории театра за время его существования, однако коренной перелом произошёл в 1956 году, когда в театр приходит Георгий Товстоногов — заслуженный педагог и театральный режиссёр. В первый день, представ перед труппой и уже наслушавшись слухов о том, что в театре принято встречать режиссёров в штыки, Товстоногов сказал: «Я несъедобен! Запомните это: несъедобен!». Вымолвив эти слова, новый режиссёр уволил более 30 актёров и приступил к созданию нового театра, который начался со спектакля «Эзоп», за ним последовал гениальный «Идиот» с Иннокентием Смоктуновским в роли князя Мышкина.

В театре были задействованы артисты Сергей Юрский, Кирилл Лавров, Олег Борисов, Олег Басилашвили, Зинаида Шарко, Наталья Тенякова. В 1983 году туда пришла Алиса Фрейндлих.

Именно при Товстоногове в театре сформировалась труппа, которая стала одним из самых лучших явлений мирового театра. Так, литературный и театральный критик Старосельская говорила: «Труппа Большого драматического не могла соперничать с лучшими европейскими коллективами, потому что была на протяжении нескольких десятилетий величайшей труппой в мире».

В настоящее время художественным руководителем театра является Андрей Могучий. Под его руководством ставят пьесы А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя. На Малой сцене идут спектакли «Старик и море», «Кто боится Вирджинии Вульф», «Лето одного года».

наб. реки Фонтанки, 65

Египетский мост

Нынешний Египетский мост со столбами в псевдоклассическом стиле был открыт в 1956 году. От старого моста остались только сфинксы работы скульптора Соколова.

До 1956 года тут полвека находилась деревянная переправа, которую установили после обрушения первоначального Египетского моста. Тот был облегченной копией цепного Пантелеймоновского моста. Его построили фон Треттер и Христианович в 1826 году. 20 января (2 февраля) 1905 года по мосту проходил эскадрон гвардейской кавалерии и несколько возниц. Переправа рухнула. Одной из причин обрушения было названо то, что солдаты шли по мосту строем и в ногу. На самом деле они все были верхом и мост упал из-за несовершенства конструкции.

Адмиралтейский район, между Покровским и Безымянным островами

Двор-кольцо

Неизвестно, кто построил основной корпус, который сам по себе полукруглый и выходит на Семеновскую площадь. Зато доподлинно известно, что в 1822 году архитектор Шарлемань сделал к этому зданию причудливую круглую пристройку с двором.

Теперь «двор-кольцо» входит в число самых известных «колодцев» Петербурга и является абсолютным must-have’ом для тех, кому мало Эрмитажа и Невского. А что до здания, то (за исключением формы) это обычный дом, построенный в стиле классицизм.

наб. реки Фонтанки, 92

Шереметевский Дворец. Музей Музыки. Фонтанный дом

Во дверце графов Шереметевых, где некогда проходили балы, сейчас находится Музей музыки.

Экспозиция дворца позволяет посетителям обогатить свою эрудицию в нескольких направлениях: история рода Шереметевых и дворянский быт XVIII–XX вв; открытые фонды уникальной коллекции музыкальных инструментов; выставка частных коллекций.

Музыкальная коллекция музея насчитывает более трех тысяч инструментов. В её состав входят шедевры, созданные знаменитыми западноевропейскими и русскими мастерами XVI–XX веков. Так, здесь можно увидеть скрипку, принадлежавшую композитору Глинке, коллекцию флейт Александра I, виолончель Николая II, квартет корнетов, принадлежавших Александру III, скрипку работы итальянского мастера Страдивари.

Музей работает с четверга по понедельник с 11:00 до 19:00, в среду — с 13:00 до 21:00. Выходные дни — вторник и последняя среда месяца.

наб. реки Фонтанки, 34

Лениздат

Лениздат

Уникальное в своём роде советское здание, ворвавшиеся в гармоничную линию построек старого Петербурга.

Современная постройка универсального издательства Лениздат было возведено в 1964 году. На его базе выпускалась массово-политическая литература, а также журналы и газеты.

Сейчас нам покажется диким, что именно такой дом мог возникнуть по соседству с роскошными домами старого Петербурга, однако архитекторы Хрущёв и Неймарк озаботились проблемой не только построить современный комплекс, но и вписать его в историческую застройку, которая частично складывалась при участии самого Карла Росси. Была ли достигнута задача? На тот момент казалось, что здание не лишено архитектурной грандиозности и сделано в соответствии с лучшими традициями зодчества 60-х годов, однако со временем фасады посерели, штукатурка местами отвалилась, и постройка стала выглядеть чужеродно и неопрятно.

В настоящее время здесь располагается издательский дом «Ленинград» и офисы, которые сдаются в аренду.

наб. реки Фонтанки, 59

Дом-утюг. Доходный дом Кудрявцевой

Дом-утюг. Доходный дом Кудрявцевой

Необычный по своей форме дом расположен на пересечении улицы Садовой и набережной реки Фонтанки. Строили его в 1911–1912 годах по проекту знаменитого архитектора Василия Шауба. Зодчий решил создать новое здание в стиле неоклассицизма и в этом же стиле предполагалось декорирование фасадов, однако по причине жёсткой экономии, которую заказчик дома возвёл в главный принцип, коим необходимо было руководствоваться при работе, Шубину пришлось нарушить целостность композиции и прибегнуть к максимально упрощённому оформлению фасада.

Из-за своего угловатого расположения в народе здание прозвали «дом-утюг». Впрочем, некоторым он напоминает нос гигантского корабля, который рвётся к водам Фонтанки, чтобы пуститься вплавь по Балтийскому морю.

наб. реки Фонтанки, 199

Музей Фаберже

В музее представлена крупнейшая в мире коллекция произведений фирмы Карла Фаберже, обладающая огромной ценностью. Среди ювелирных украшений и драгоценных артефактов невозможно пропустить основу собрания музея — девять знаменитых императорских пасхальных яиц.

Однако не только яйцами Фаберже можно восторгаться, но и самим музеем, который располагается в Шуваловском дворце на набережной реки Фонтанки — одном из красивейших дворцов Санкт-Петербурга, некогда принадлежавшем знаменитым дворянским фамилиям — Воронцовым, Нарышкиным, Шуваловым. Дворец несет в себе колоссальную ценность. Стены его уникальны и интересны для посетителей, как и коллекция произведений декоративно-прикладного искусства, созданная русскими мастерами во второй половине XIX — начале XX века.

Музей работает каждый день, за исключением пятницы, с 10:00 до 21:00.

Шуваловский дворец, наб. реки Фонтанки, 21

Дом Пушкина в Коломне

Дом Пушкина в Коломне

Дом будет интересен поклонникам творчества Александра Пушкина и всем тем, кто любит прогуливаясь по городу смотреть на дома и знать их историю.

Именно здесь, на Фонтанке в доме № 185, в тесной комнатушке с одним окном, выходящим во двор, Пушкин обитал после окончания лицея вплоть до ссылки на Юг. Конечно, многое с тех времен поменялось. Да и дом уже давно успели перестроить, но на стене сооружения все же установили мемориальную доску в память о знаменитом поэте.

Источник

Adblock
detector