Меню

Идут казаки по рекам

Текст песни Д.Хворостовский — Едут-едут по Берлину наши казаки

Оригинальный текст и слова песни Едут-едут по Берлину наши казаки:

По Берлинской мостовой
Кони шли на водопой.
Шли, потряхивая гривой,
Кони-дончаки.
Распевает верховой —
Эх, ребята, не впервой
Нам поить коней казацких
Из чужой реки.

Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.

Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.

Он коней ведёт шажком,
Видит — девушку с флажком
И с косою под пилоткой
На углу стоит.
С тонким станом, как лоза,
Синевой глядят глаза.
Не задерживай движенья —
Казаку кричит.

Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.

Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.

Задержаться он бы рад,
Но, поймав сердитый взгляд,
Ну-ка, рысью — с неохотой
Крикнул на скаку.
Лихо конница прошла,
А дивчина расцвела.
Нежный взор не по уставу
Дарит казаку.

Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.

Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.

По Берлинской мостовой
Снова едет верховой.
Про дивчину, про землячку
Говорит друзьям.
Как вернусь в родимый дом,
Как вернусь на тихий Дон,
Синеглазую казачку
Снова встречу там.

Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.

Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.

Перевод на русский или английский язык текста песни — Едут-едут по Берлину наши казаки исполнителя Д.Хворостовский:

In Berlin bridge
The horses were at the watering hole.
There were, shaking his mane,
Coney Dons.
Sang horse —
Hey, guys, not the first time
We drink Cossack horses
From a foreign river.

The Cossacks, Cossacks,
Ride, ride through Berlin
Our Cossacks.

The Cossacks, Cossacks,
Ride, ride through Berlin
Our Cossacks.

He leads the horses steps,
He saw — the girl with the flag
And with a scythe forage cap
In the corner stands.
With a thin pitched as a vine,
The blue of staring eyes.
Do not hold the movement —
Cazacu screams.

The Cossacks, Cossacks,
Ride, ride through Berlin
Our Cossacks.

The Cossacks, Cossacks,
Ride, ride through Berlin
Our Cossacks.

He would be happy to stay,
But catching an angry look,
Come on, trotting — reluctantly
He shouted at full gallop.
Famously cavalry passed,
A maiden blossomed.
Gentle eyes not by statute
Gives Cossack.

The Cossacks, Cossacks,
Ride, ride through Berlin
Our Cossacks.

The Cossacks, Cossacks,
Ride, ride through Berlin
Our Cossacks.

In Berlin bridge
Again, horse rides.
About maiden, about countrywoman
Says a friend.
How to get back to my dear home
How to get back to the quiet Don,
Blue-eyed Cossack girl
Again, there is a meeting.

The Cossacks, Cossacks,
Ride, ride through Berlin
Our Cossacks.

The Cossacks, Cossacks,
Ride, ride through Berlin
Our Cossacks.

Если нашли опечатку в тексте или переводе песни Едут-едут по Берлину наши казаки, просим сообщить об этом в комментариях.

Источник

Как казаки на Берлин ходили – история подвигов, отраженная в песне

МОСКВА, 9 мая — РИА Новости. Казачья кавалерия вместе с остальными войсками ворвалась в столицу Германии в мае 1945 года. Это было настолько впечатляюще, что буквально за один день была создана песня «Едут, едут по Берлину наши казаки» – одно из самых известных произведений, посвященных окончанию войны.

От Гражданской до Великой Отечественной

Казаки всегда служили Родине, защищали ее. Но был период, когда им это просто не позволялось делать.

До революции 1917 года казачество было сословием, то есть социальной группой с определенными правами и обязанностями, рассказал кандидат исторических наук Всеволод Веселов.

«Несмотря на то что в годы Гражданской войны множество казаков воевало на стороне Красной армии, в 1920-е годы им это запретили. Бойцами Рабоче-крестьянской Красной армии не могли быть выходцы из «привилегированных сословий», к которым большевики отнесли и казачество. До середины 1930-х годов казаки и их дети не имели права даже добровольно вступать в вооруженные силы», – отметил он.

Лишь в 1936 году ситуация в корне изменилась – ограничения были сняты. Казаков начали призывать на службу. Многие кавалерийские части стали называться казачьими. Военнослужащие в них получили особую форму.

К 1943 году значение конницы на поле боя свелось к минимуму, и ее стали использовать для быстрой переброски пехоты.

«Казачьи конные части продолжали существовать на завершающем этапе ВОВ и вступили в Европу. Особая казачья форма, безусловно, производила эффект как на впечатлительных европейцев, так и на корреспондентов советских газет. Благодаря такому колориту возникла знаменитая песня «Едут, едут по Берлину наши казаки»», – заключил Всеволод Веселов.

Слова к ней написал поэт Цезарь Солодарь, который в качестве военного корреспондента присутствовал при подписании фельдмаршалом Кейтелем акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. Его настолько восхитила казачья кавалерия, шествующая по Берлину, что стихи были написаны буквально за день – 9 мая 1945 года.

Отдельные герои – общий подвиг

В период Великой Отечественной войны многие казаки проявляли героизм.

«В битве под Москвой неувядаемой славой покрыл себя Герой Советского Союза танкист, кубанский казак, старший лейтенант Дмитрий Лавриненко, который уничтожил 52 танка противника всего лишь за два с половиной месяца ожесточенных боев, став самым результативным танкистом Красной армии в Великой Отечественной войне», – рассказал ректор Первого Казачьего университета Сергей Чеботарев.

Прежде чем атаковать противника, Лавриненко внимательно изучал местность, чтобы правильно выбрать направление атаки и вид последующего маневра, активно используя преимущество Т-34 в проходимости перед немецкими танками.

Еще одним примером успешного применения казачьих кавалерийских соединений стала Кущевская атака 2 августа 1942 года у станицы Кущевской Краснодарского края, добавил Андрей Бакурадзе, доктор философских наук, профессор, директор экспертно-аналитического центра казачества Первого Казачьего университета. Там отличился эскадрон донского казака капитана Константина Недорубова.

«Уникальность Недорубова в том, что он единственный из наших соотечественников одновременно и Герой Советского Союза за солдатские подвиги, и полный георгиевский кавалер, заслуживший четыре георгиевских креста в ходе Первой мировой войны. В октябре 1941 года К.И.Недорубов добровольцем ушел на фронт, сформировав из своих земляков кавалерийский эскадрон», – рассказал Бакурадзе.

Вклад казачьих соединений, частей и подразделений в освобождение Европы от фашизма в целом и в грандиозную Берлинскую операцию в частности был весьма весомым. Многие казаки, участвовавшие в боевых операциях 1945 года, были удостоены звания Герой Советского Союза и награждены различными боевыми орденами, рассказал доктор исторических наук, профессор МГТУ им. Разумовского (Первого Казачьего университета) Алексей Кураев.

Особую роль в достижении победы сыграли казаки 3-го гвардейского ордена Ленина Краснознаменного кавалерийского корпуса под командованием генерал-лейтенанта Николая Осликовского.

«Пройдя с боями более 250 километров, разгромив элитную фашистскую дивизию «Герман Геринг» и еще три вражеские дивизии, казаки взяли в плен около 14 тысяч солдат и офицеров вермахта. Корпус овладел городом Виттенбергом и районом Ленцен, первым выйдя на реку Эльбу, где встретил войска союзников под командованием генерал-лейтенанта Гилля», – отметил он.

Также 7-й гвардейский кавалерийский корпус под командованием генерала Михаила Константинова, в составе которого было много казачьих частей, занял районы Зандхаузен и Ораниенбург, подготовив тем самым удар советских войск по Берлину с севера.

Этот корпус вел также бои за город Ратенов – важный транспортный центр в семидесяти километрах от Берлина, рассказал профессор. Город был взят советскими войсками 1 мая.

В годы Великой Отечественной войны казаки геройски сражались во всех родах войск. 279 казаков заслужили высокое звание Герой Советского Союза. Среди них родовой уральский казак генерал-лейтенант инженерных войск Дмитрий Карбышев, замученный фашистами в концлагере Маутхаузен; донской казак генерал армии Маркиан Попов, командовавший Брянским и 2-м Прибалтийским фронтами. Терские казаки гордятся своим земляком, адмиралом Арсением Головко, на протяжении Великой Отечественной войны бессменно командовавшим Северным флотом; а донские − конструктором-оружейником Федором Токаревым, создателем пистолета ТТ, а также самозарядных винтовок СВТ-38 и СВТ-40.

Источник

Любо, братцы, любо. что мы знаем об этой песне?

В 1942 году вышел фильм «Александр Пархоменко». Поскольку рождение фильма произошло задолго до моего собственного рождения, то посмотреть этот фильм я смог только где-то в конце 50-х годов прошлого столетия. Надо заметить, что знакомство с героями времён Гражданской войны во времена моего «босоногого» детства происходило не столько по учебникам истории, сколько по замечательным фильмам, посвященным этим героям – «Чапаев», «Кочубей, «Олеко Дундич», «Котовский» и другие. И вот в череде этих фильмов «Александр Пархоменко». Есть в этом фильме один эпизод, который надолго, если не сказать навсегда, почему-то врезался в мою память. Это как раз то самое место в фильме, где батька Махно, роль которого исполняет Борис Чирков, сидя на тачанке и играя на гармошке, поёт эту песню – «Любо, братцы, любо…». И голос Бориса Чиркова, и музыка, и слова, и само исполнение…, это незабываемо. Где-то с годов так это 70-х прошлого столетия, да и тысячелетия тоже, песня «Любо…» начала исполняться с эстрады. Исполнителей было много, поэтому перечислю только некоторых из них – Жанна Бичевская, Кубанский казачий хор, Пелагея, Иосиф Кобзон, «Лесоповал» и другие.

Поначалу я воспринимал эту песню, не задумываясь особо над текстом – раз эту песню поют уважаемые люди, значит всё правильно. Но, вот придя в более сознательный возраст и увлёкшись историей, содержание этой песни мне показалось несколько сомнительным. Кстати, всю песню я не знал, только первые два куплета, и вот случайно услышав эту песню, мне захотелось найти слова, чтобы выучить песню самому. «Залезаю» в интернет… бог ты мой! Какая богатая предыстория у этой песни оказывается! А как умудрились её исковеркать и в таком исковерканном варианте распевать с эстрады…! Честно признаюсь, как-то горько и обидно стало, и за песню, и за тех, кто поёт её, совершенно не задумываясь, о чём поёт, и в очередной раз за историю России-Матушки и её героев. И решил я в силу своих сил и возможностей восстановить справедливость. Выяснив всё основательно, у меня возникла мысль донести свои изыскания до более широкой публики. Правда, справедливости ради, замечу, что об историческом факте, который лёг в основу этой песни и о самой песне, всё это можно найти в интернете. Одно плохо, большинство тех, кто пытается изложить историю, попросту берут информацию из википедии и один в один бездумно и без зазрения совести, преподносят в своих статьях. К слову сказать, и сама википедия грешит некоторыми неточностями. Что касается информации, которую использовал автор статьи, то она по большей части взята из книг, а не из статей дилетантов. Надо сказать, что в этой песне тесно переплетены две составляющие – историческая и литературная. Поскольку эти составляющие неразрывны, то в нашем рассмотрении одна будет добавлять другую и наоборот. И всё-таки в первую очередь следует поговорить о том, что входит в составляющую историческую. Итак…

Читайте также:  Рыбалка по нерестовым рекам

Почти все исполнители первый куплет поют в разных вариантах, но вся суть сводится к тому, что на реке Терек произошло грандиозное историческое событие:
Как на грозный Терек, выгнали казаки,
Выгнали казаки сорок тысяч лошадей.
И покрылось поле, и покрылся берег
Сотнями порубанных, пострелянных людей.

Место действия как бы определено – река Терек. Дальше – «Выгнали казаки сорок тысяч лошадей». Понятно, что не в ночное выгнали. Не понятно другое, 40 000 лошадей, это что? Если вспомнить, что казак в поход выходил на своём коне, то получается 40 000 это количество казаков. Довольно много, целая армия. Последние две строчки куплета говорят о том, что произошла битва и битва жестокая. Значит против 40 000 казаков стоял неприятель с не меньшим количеством верховых. А значит, исторически такая битва должна быть как-то подтверждена фактами. Поскольку фильм «Александр Пархоменко» отображал эпизод Гражданской войны, то, вполне естественно, первое, о чём подумалось, что именно в это время в предгорье Кавказа где-то у реки Терек и произошла битва. И вот тут испытываешь первое недоумение – таких больших конных сражений на реке Терек НИКОГДА НЕ БЫЛО!

Первый шок прошёл, но остался вопрос – но, хоть какое-то сражение в тех местах было? Было. Но не на Тереке. На реке Маныч произошло столкновение белой казачьей конницы генерала Павлова и Первой конной армии красных С.М. Будённого в январе 1920 года. Количество участвовавших в бою с обеих сторон верховых казаков действительно было около сорока тысяч. Белые в этом сражении проиграли. В истории это событие известно как Батайско-Манычское сражение, которое описал Степан Андреевич Зотов «Батайско-манычское сражение 1-й Конной армии в 1920 г». Если посмотреть на карту, то можно видеть, что река Маныч и река Терек несколько не рядом. В таком случае не понятно – где и когда произошло событие, которое легло в основу песни? Так вот, событие нас интересующие относится к концу XVIII века, произошло оно у реки Калалах (совр. написание – Калалы), и связано с легендарным Донским атаманом Матвеем Ивановичем Платовым. В книгах разных авторов (А.В. Потто «Кавказская война». Том 1. «От древнейших времён до Ермолова»; генерал Пётр Краснов «Картины былого Тихого Дона». 1909г.; Владимир Лесин «АТАМАН ПЛАТОВ»), это сражение описывается с небольшими различиями, поэтому описание события будет проходить с комментариями автора данной статьи.

Начну с предыстории. В то время, как Россия вела военные действия на юге против Турции и её подручных татар, на востоке усиливалось восстание под руководством Емельяна Пугачёва. Это вынудило перебросить часть войск и донские соединения на восток к Волге, куда, как предполагалось должен выйти Емельян Пугачёв. На Дону в районе Ростова-на-Дону осталась малая часть казаков. Часть русских войск стояла на реке Кубань, исполняя пограничную службу, поскольку в этом районе находились крымские татары. О том, как они там оказались:
«После падения Перекопа войска генерал-аншефа Долгорукова ринулись в глубь Тавриды. Девлет-Гирей, выпросив у султана солдат и посадив их на сто двадцать турецких галиотов, взял курс на Суджук. В конце пути начался шторм. Пучина поглотила почти все его корабли. С остатками десанта ушел он на Тамань, рассчитывая сплотить против России ногайские орды, кочевавшие раньше в Бессарабии, а с начала турецкой кампании, переселившиеся на правобережье Кубани, перейти с ними Дон и отвоевать Крым. Но прежде надо было склонить на свою сторону самого сильного и влиятельного едисанского бея Джан-Магомета».
(Владимир Лесин «АТАМАН ПЛАТОВ»).

Теперь посмотрим, какую политику проводила Турция в Приазовье:
«Глубоко раздраженная потерей Крыма, Турция деятельно старалась поднять против России кабардинцев, закубанских черкесов, татар и даже ногайцев, этих полумирных кочевников, которые хотя и признавали над собой верховную власть замиренного Крыма, но были соучастниками во всех грабежах и набегах на русские пределы. Подготовляя вторжение в Крым, турки отлично понимали, что прежде надо было отвлечь куда-нибудь часть русских сил, охранявших Перекоп, и в этом случае Дон, как искупительная жертва честолюбивых замыслов, обречен был ими на гибель». (А.В. Потто «Кавказская война». Том 1. «От древнейших времён до Ермолова»)

Свою политику в Приазовье Турция проводила через Девлет-Гирея, который в свою очередь и подбивал татарские орды и иные народности на войну против России. Как мы видели из только что прочитанного, нужен был случай и такой случай представился. В том, как начали развиваться события, о которых мы и будем говорить, два автора В.Лесин и П.Краснов сходятся в едином мнении, третий А.В.Потто даёт совсем иную информацию. Читаем у П.Краснова:
«В это время на Кубань шел обоз. Везли казакам на линию провиант и припасы, ехали переселенцы на новые места, гнали скот, верблюдов. Этот огромный обоз вел полковник Бухвостов с двумя полками казаков — Матвея Платова и Ларионова, и двумя пушками».
Тоже самое говорит и В.Лесин: «Ейский пристав Стремоухов, снарядив большой обоз с провиантом, отправил его под охраной казачьих полков Степана Ларионова и Матвея Платова на Кубань для продовольствия стоявших там русских войск».
А вот, что сообщает А.В.Потто:
«…весной 1774 года Девлет-Гирей, провозглашенный крымским ханом, двинулся к Дону. Ногайская орда поднялась и стала уходить на речку Ею. Но для того, чтобы прикрыть ее переселение и вместе с тем забрать весь провиант, имущество, скот и даже больных, покинутых жителями в местах, где были их становища, подполковник Бухвостов составил из своего отряда два слабых казачьих полка под начальством полковников Платова и Ларионова».

В устье речки Еи стоит Ейск, откуда, по сообщению В.Лесина и выдвинулся обоз. Девлет-Гирей располагался на Тамани, то есть там, где река Кубань впадает в Азов. Если взять за основу то, что пишет А.В.Потто то, получается, что обоз с казаками и ногайцами шёл от реки Кубань к Дону, Это не совсем верно. Девлет-Гирей с ногайцами действительно вышел в поход с юга на север, но обоз Бухвостова шёл от Ейска на Кубань.

Итак, в первых числах апреля 1774 года из Ейска вышел обоз в направлении на Кубань для доставки продовольствия русским войскам, стоявшим на этой реке. Общее руководство было возложено на полковника Ивана Бухвостова. В авангарде обоза шли два полка. Одним полком командовал молодой двадцати однолетний полковник Матвей Платов, вторым – полковник Степан Ларионов.

Мой комментарий: В интернете встречаются статьи, где имя Бухвостова обозначено инициалом «Я» – Я.Бухвостов, что следует понимать, как Яков Бухвостов. Да, человек с таким именем и фамилией был – Яков Бухвостов. Зодчий. Жил в конце XVII – начале XVIII в.в. Событие же произошло в конце XVIII века. Ещё один исторический ляпсус – в одной статье в том же интернете на сайте «Живой журнал» командиром второго казачьего полка назван Павел Сидорович Кирсанов. О том, кто на самом деле был командиром второго полка, сказано выше.

Читая книги вышеназванных авторов, представляется так, что авангард оторвался от основной части обоза и вырвался вперёд. 2-го апреля оба полка дошли до реки Калалах и остановились на ночлег. Выслали в степь дозорных. Ночью (по другой версии перед рассветом) прискакали дозорные и доложили, что «валит силы татарской видимо-невидимо». В книге генерала Петра Краснова говорится, что поздно вечером, когда Матвей Платов собрался уже лечь спать, к нему в палатку зашёл старый казак и позвал Платова наружу. Там казак предложил Платову лечь на землю и приложить ухо к земле. Платов так и сделал и ему послышался какой-то неясный шум, как-будто птицы кричат. Старый казак пояснил: «Неприятель недалеко. Он стал лагерем, разложил огни, на свет поднялась птица и кричит. По большому крику надо полагать, что огней много, значит много и басурман. Теперь нужно держать ухо востро и ждать на заре нападения. Поживешь, Матвей Иванович, довольно — узнаешь и больше».
(генерал Пётр Краснов «Картины былого Тихого Дона»)

Читайте также:  Что такое река ответы маил

Обе версии могут быть верны. Но, как бы там ни было, известно одно, что М.Платов тихо поднял казаков и велел им составить вкруг телеги и окопаться. Одновременно М.Платов выбрал двух самых бойких казаков и отправил их с донесением к И.Бухвостову. Утром 3 апреля вся степь была заполнена татарами. Разные источники разнятся в количестве татар от шестнадцати до двадцати пяти тысяч всадников. Против тысячи казаков (один полк составлял 500 казаков) это был явный перебор. Сюда надо добавить, что татары имели по две «заводные» лошади, что зрительно увеличивало количество верховых в три раза. Казаки были в растерянности. Можно сказать, только один Платов проявил стойкость духа и, обратившись к казакам, произнёс речь, призывая не отступать и не уступить врагу. Спокойный, уверенный голос воодушевил казаков. Все заняли свои позиции, и с этого момента общее командование обеими полками перешло к М.Платову.

Атаки татар следовали одна за другой и каждый раз казаки давали достойный отпор. Помогало ещё и то, что у казаков была полевая пушка (по версии Краснова — две). Тем не менее, силы были явно не равны. Во время восьмой атаки, когда уже надежды на помощь никакой не было, вдруг позади татар показалось облако пыли. Это скакали во весь опор казаки полка Уварова. Из двух посланных М.Платовым казаков, доскакал только один – второй был убит.

Известие казака подняло всех, и все бросились седлать лошадей. Самыми проворными оказались казаки из полка Уварова. Пока Бухвостов с эскадроном ахтырских гусар и с легкой драгунской командой выезжал из лагеря, полковник Уваров со своим неполным казачьим полком уже был далеко впереди и прежде всех подоспел на помощь. Нисколько не раздумывая, триста казаков с опущенными пиками лавой налетели на врага и врезались в тыл неприятелю. Атака была такая стремительная и неожиданная, что татары даже и не сообразили, что их атаковала горстка храбрецов. Приняв Уваровцев за основные силы русских, татары пришли в смятение. Ну, какой бы татарин мог подумать, что русские «ку-ку» и безрассудство их порой безгранично?!

В это же время М.Платов дал команду «на конь» и оборонявшиеся казаки со своей стороны поскакали на врага. Это привело к панике у татар. Казаки Уварова и казаки Платова и Ларионова гнали татар по степи, и так получилось, что татары в бегстве своём выскочили как раз на подоспевших гусар, драгун и казаков Бухвостова. Четыре полевые пушки, это тоже кое-что, а в такой ситуации – что надо. Картечь сделала своё дело. Но и гусарам, драгунам и казакам Бухвостова тоже было, чем заняться. Татары уже не были монолитом, а были скопищем обезумевших людей, которые разбежались в разные стороны. Многотысячное войско Девлет-Гирея было рассеяно.
«Избиение продолжалось «до самой темноты ночи». «Огорченные и отчаянные» казаки уложили на месте сражения более пятисот татар и множество раненых. Сами же потеряли убитыми восемь, да без вести пропавшими 15 человек. Правда, урон в лошадях был очень велик — около 600 голов».
(Владимир Лесин «АТАМАН ПЛАТОВ»).

С этого боя началась слава Матвея Платова (1753 – 1818 г.г.) – тогда еще 21-летнего полковника, а в будущем донского атамана и героя многих войн, вплоть до войны 1812 года. Через месяц о подвиге М.Платова рассказали своим читателям «Петербургские ведомости» 16 мая 1774 года. О молодом герое заговорили казаки. Он стал известен военным. Узнали о нем и высокие начальники. Подвиг, совершенный им на реке Калалах, был отмечен золотой медалью с изображением императрицы и надписью на обороте: «За ревностную и усердную службу Донского Войска Полковнику Матвею Платову». Полковник Иван Бухвостов (? – 1776 г.) был награждён орденом Св. Георгия 3-й степени (№ 38, 13 июня 1774) — «За разбитие и прогнание во время порученной ему экспедиции на Кубани многочисленных толп, состоящих из татар и черкесов, и овладение городом Копыслаин». Много лет спустя Денис Васильевич Давыдов напишет так: «Если кому-нибудь придется быть в таком же положении, то пусть приведет себе на память подвиг молодого Платова, и успех увенчает его оружие. Фортуна, не всегда слепая, возведет, быть может, твердого воина на ту же степень славы, на которую вознесла она и маститого героя Дона».

Вот такая эта история. А теперь самое время поговорить о литературной составляющей. Те, кто хотя бы немного знаком с русской песней знают, что песни старых лет, это небольшой песенный рассказ. Сюжет может быть любой, и во всех песнях идёт последовательное повествование. К примеру – «Хаз Булат удалой», «По Дону гуляет», «На диком бреге Иртыша» и т.д. Что можно в этом плане сказать о песне «Любо…»? Текст песни «рваный». Место события не правильное. Некоторые исполнители меняют порядок куплетов, отчего получается, что сначала жена погорюет, а потом героя убивают. Или сначала идёт куплет, что казак погибает от пули, а в конце куплет, что его сразила татарская сабля. Но вот этот куплет меня просто умиляет своей бестолковостью:
Атаман наш знает, кого выбирает,
Грянула команда, тай забыли про меня.
(другие варианты – «Эскадрон, по коням», да забыли про меня.
Эскадрон пополнят и забудут про меня)
Им досталась воля и казачья доля,
Мне досталась пыльная горячая земля.

Атаман знает, кого выбирает. Для чего выбирает? Куда выбирает? Получается, что атаман выбрал несколько человек. Тогда причём здесь команда «Эскадрон по коням»? Ведь это общая команда для всех, а не для избранных. И что интересно, команда прозвучала, все успели, а вот про некий персонаж, от имени которого идёт повествование, как-то так, знаете ли, забыли. Как можно забыть? То есть, после команды есаул или сотник должен ходить и всех собирать? Так что ли? Вчитываясь в текст, видишь, с какой горечью и обидой говорит этот персонаж о своих товарищах, которые не стали его дожидаться, забыли про него – им досталась воля, а ему пыльная земля. По смыслу получается, что свою смерть этот персонаж получил именно потому, что остался и не ускакал вместе со всеми. Тогда что же, получается, эскадрон в спешке элементарно драпал от неприятеля…? Так что ли? Впрочем, оставим пока этот куплет, к нему мы ещё вернёмся, а поговорим обо всей песне, сопоставляя текст с реальным событием. Начнём с самого начала.

Как мы только что узнали, казаков, охраняющих обоз, было в общей сложности две тысячи верховых. Понятно, что ни о каких сорока тысячах тут и близко разговора нет. Кстати, в песне говорится не о верховых, а о лошадях, что их было сорок тысяч. В большом количестве к полкам М.Платова и С.Ларионова подошли татары Девлет-Гирея. Вот у них действительно было столько лошадей. Мы уже говорили о том, что татары имели по две «заводные» лошади. Значит, верховых татар было тысяч пятнадцать или около того, а вместе с заводными общее число лошадей и было тысяч сорок.

Справка: Что такое «заводные» лошади»? Татары не имели обозов и весь свой немудреной скарб перевозили на лошадях. Одна могла быть вьючной, а другая сменной.

В самом начале мы узнали, что сражение состоялось не на Тереке, а у реки Калалах. Если верить википедии, то название реки в переводе с тюркского означает – «Великая Грязь». Так вот первоначально песня начиналась следующими словами:
На Великой Грязи, там где Черный Ерик,
Татарва нагнала сорок тысяч лошадей.
(или по другой версии: Выгнали ногаи сорок тысяч лошадей.)
Потом «Великая Грязь» пропала, и появился вариант
Как на дикий берег, да на Чёрный Ерик,
Выгнали татары сорок тысяч лошадей…
Ну, а поскольку не все знали, что такое «ерик», а также в связи с Кавказской войной XIX века, место действия песни и атакующая сторона изменились. «Ерик» поменялся на «Терек», а «татары» заменились на «казаки». В итоге получилась самая настоящая ерунда.

Справка: Что такое ерик? Ерик — относительно узкая протока, соединяющая озёра, заливы, протоки и рукава рек между собой, а также с морем. Также речная старица (в словаре Даля это значение показано основным) либо искусственный осушительный канал. Ерики бывают постоянные и временные (сухие старицы или ложбины). Они располагаются в поймах рек или между озёрами. Согласно словарю Макса Фасмера, это слово пришло в русский язык, как давнее заимствование из тюркских языков. Название особенно распространено по северному побережью Каспийского моря (на Прикаспийской низменности) и в низовьях Волги, Дона, Кубани и Днепра, но также встречается и в других местностях. Слово «ерик» входит во многие топонимы – Ерик-Шопино, Казачий Ерик и т. п. Река Фонтанка в первые годы существования города Санкт-Петербурга называлась Безымянным Ериком. В нашем случае ерик, это – Чёрный Ерик.

Суммируя все варианты, где поётся про ерик, считаю самым приемлемым следующий вариант:
1.
Как на Чёрный Ерик выгнали татары
Выгнали татары сорок тысяч лошадей.
И покрылось поле, и покрылся берег
Сотнями порубанных, пострелянных людей.

То, что в первоначальном варианте пелось о «Великой Грязи» и «Чёрном Ерике», напрямую указывает на то, что сражение произошло в районе реки Калалах и нигде больше. Более того, «Черный Ерик» указывает на то, что сражение состоялось не на самой реке, а возле протоки под таким названием. Интересно, а где конкретно произошло сражение и есть ли какой-нибудь памятный знак в честь него? Такой памятник есть. В 2003 г. после заключения историко-культурной экспертизы Министерство культуры Ставропольского края вынесло решение о придании памятнику статуса вновь выявленного и установлении на месте героического боя памятник – креста с мемориальной надписью. Если ехать из Ставрополя в сторону Батайска, то за селом Красногвардейское не доезжая до села Привольное будет село Богомолово. Вот там и стоит этот памятник. Правда, тут есть одна странность, и странность эта состоиит в том, что 1 ноября 2017 года в этом месте состоялось открытие другого памятника, посвящённое этому же сражению. Непонятно, новый памятник поглотил старый или они стоят близ хутора Богомолово, но в разных местах? Ничего, чтобы что-то прояснило данный вопрос, мне найти не удалось. Но и это ещё не всё.

Читайте также:  Там где кончаются реки

Вызывает недоумение и сожаление тот факт, что место установки обоих памятников не соответствует тому месту, где произошло сражение. Посмотрим на карту (карта составлена автором), которая стоит в начале рассказа. Обоз вышел из Ейска и шёл по направлению к Кубани. Чтобы придти в то место, где ошибочно установлен памятник, необходимо было бы перейти реку Калалах (Калалы) и расположится на ночлег в излучине рек Егорлык-Калалах. Тем самым полки заперли бы себя в этом месте этими двумя реками, поскольку противник мог появиться только с южной стороны, что и произошло, но никак не с северной. К тому же совершенно не понятно, зачем переправляться через реку, а потом следовать на юг, если можно было пойти на юг вверх по реке левым её берегом. Именно этим путём обоз и следовал. И последнее, у А.В.Потто мы читаем: «…когда полки эти стояли в вершинах реки Калалах…». Вот где надо искать место прошедшей битвы – в верховьях реки Калалы. Именно там должен быть и ерик, известный по песне, как – «Чёрный Ерик».

С местом сражения мы немного разобрались, кто «выгнал сорок тысяч лошадей» тоже, осталось распределить куплеты в той последовательности, в которой происходило событие. Как мы помним, после получения известия о приближающемся неприятеле, М.Платов выбрал двух казаков для доставки донесения И.Бухвостову о появлении татар. Добрался только один. Песня исполняется, как бы от первого лица, точно также, как песня «Чёрный ворон». Вопрос, – если считать, что песня посвящена событию у реки Калалах, то кто из погибших казаков может быть тем персонажем, от имени которого и исполняется песня? Скорее всего, от имени погибшего гонца. Его выбрал атаман М.Платов. Стало быть, куплет «Атаман лишь знает…» должен быть вторым. Но… слова в куплете следует изменить и изменить коренным образом. В этом случае вариант второго куплета в редакции автора статьи будет таким:
2.
Атаман лишь знает, кого он выбирает.
Вот он и отправил с донесением меня.
Кому досталась воля, да казачья доля.
Мне досталась Матушка родимая земля.

В дневное время суток гонцы вряд ли бы проскочили татар, так что гонцы были посланы ночью. А ночь в степи непроглядная. И всё-таки одного гонца татарам удалось застрелить. О том, как это произошло, рассказывает третий куплет:
3.
А первая пуля, а первая пуля,
А первая пуля в ногу ранила коня.
А вторая пуля, а вторая пуля,
А вторая пуля в сердце ранила меня.

И вот теперь четвёртый куплет про жену:
4.
Жинка погорюет, выйдет за другого.
За мово товарища, забудет про меня.
Жалко только волюшки во широком полюшке,
Жалко мать-старушку, да буланного коня.

С этим куплетом тоже есть некоторая несуразица. В википедии говорится, что погибшим казаком, от имени которого ведётся повествование, был П.С.Кирсанов, друг М.И.Платова, который пал в бою. Через некоторое время М.Платов женился на вдове П.Кирсанова. Здесь не понятно, о каком человеке под фамилией Кирсанов идёт речь. Дело в том, что, возможно, у М.Платова и был друг Павел Сидорович Кирсанов, но женился М.Платов на вдове Павла Фомича Кирсанова. Во всяком случае, в интернете даётся биография именно Павла Фомича и именно Павел Фомич Кирсанов указан в биографии самого Матвея Платова. П.Ф.Кирсанов (1740 – 1782 г.г.) не был участником Калалахского сражения. Достаточно посмотреть на дату кончины и становится понятно, что, если П.Ф.Кирсанов и пал в бою, то только не в этом.

Заканчивается песня пятым куплетом, но он не всегда и не всеми исполняется:
5.
Кудри мои русые, очи мои светлые
Травами, бурьяном да полынью порастут,
Кости мои белые, сердце моё смелое
Коршуны да вороны по степи разнесут.

Вот, пожалуй, и всё, что можно сказать об этой песне.

© Copyright: Сергей Вишнёв, 2019
Свидетельство о публикации №219110602038 Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении Другие произведения автора Сергей Вишнёв Сергей, с интересом и удовольствием прочитал статью. Чувствуется, история государства Российского близка тебе, ведь такие тщательные исследования может провести только неравнодушный человек. Успехов!
С уважением,
Владимир

Владимир, извини, что не сразу отреагировал на твою рецензию. Ещё пока разбираюсь с некоторыми моментами этого сайта. Я рад, что тебе понравилось. Спасибо за отзыв.

Разбирайся Серега! Хай живе шестая рота! Пиши мне в личку.

Источник



Павел Пламенев — Сибирь

Текущая композиция

Список композиций

Послушать и скачать другие композии автора можно в разделе музыка.

Понравилось творчество автора? Расскажи о нем друзьям:

Поддержи
издание альбома «Крадущая сны»

Первый альбом «Герой с тысячью лиц» получился очень крутым! Вышла красивая редкая вещь с замечательной мистической музыкой, которая украсила коллекции музыкальных ценителей.

Теперь пришло время для второго, лирического альбома: «Крадущая сны».

В альбом войдут следующие песни:

  1. Девушка, крадущая сны;
  2. Небо над нами;
  3. Будущее уже произошло;
  4. Космодром;
  5. Вот тебе моя кровь;
  6. Я повержен, ты довольна? нет. ;
  7. Любовь как-нибудь;
  8. Тебя поцеловать;
  9. Ранее не опубликованная песня;
  10. Ранее не опубликованная песня;
  11. Умирает моя собака.

В альбом войдут две ранее не опубликованные песни. Остальные песни будут пересведены и переписаны: получат новое улучшенное звучание.

Готовый альбом будет содержать, помимо CD, книжечку с текстом, аккордами и иллюстрацией к каждой песне.

Второй альбом — это новая высота. Попробуем взять её вместе!

об альбоме

Узнать подробнее о втором альбоме и поддержать автора можно по ссылке ниже:

Слова и аккорды

Плохо стало жить казаку
На Дону,
Царь вешать казаков приказал:
За то, что били Орду,
Брали мзду —
Нас с Волги разогнал! —
Мы уходили за Урал.

Бьют брызги по векам.
Вёсла гонят наши корабли.
Идут казаки по рекам
Сибирской земли!
Назад нету дороги:
Дома плаха с топорами ждёт.
Зимой мы ставим остроги.
Весной — идём вперёд!

В Сибири можно убивать.
Царь не осудит.
Насиловать и разорять.
Закона не будет.
Но часто в предрассветной тьме —
Никто не забудет! — нас
Сибирцы резали во сне!

Их головы рубить на лету,
На скаку
Никто лучше меня не умел.
Мы посылали орду
В пустоту:
Ведь против самых метких стрел —
Всё решает огнестрел!

А кто не поклонился царю
И кресту (Ох,
Сколько я сибирской крови пролил!) —
Их приучали к хлысту
и кнуту.
Таких я лично разорил —
Чтобы царь меня простил.

Бьют брызги по векам.
Вёсла гонят наши корабли.
Идут казаки по рекам
Сибирской земли!
Не выдаст правды покойник:
Как встретил нас? И где лежит в земле сырой?
Эх! Был я дома разбойник.
В Сибири я — герой!

Предисловие

В 1580-х годах, спасаясь от царской виселицы, несколько казацких отрядов численностью около 800 человек разгромили десятитысячное войско сибирского ханства.

Залогом побед стал элемент внезапности, большой боевой опыт казаков, приобретённый ранее в разбоях и грабежах, сражениях с ливонцами, шведами, датчанами, ногайской ордой и др. И, конечно, весомую роль сыграло огнестрельное оружие казаков.

Пытаясь получить царское прощение, казаки «преподнесли» Ивану Грозному ограбленные земли западной Сибири. Часть добычи была направлена в Москву.

Так начиналось покорение Сибири.

В течение нескольких лет сибирцы по одиночке вырезали большую часть из тех 800 человек, что ранее так дерзко разбили могучее сибирское ханство. Остатки казаков приняли решение покинуть освоенные территории и вернуться на Русь. Там некоторых из них ждала царская виселица, остальных — забвение.

Интересно, что разбитая и взятая в плен казаками сибирская знать получила от царя вотчину под Ярославлем, поместный оклад и денежное довольствие.

Комментарии и благодарности

Мне всегда нравилась эпичная музыка из кинофильмов. В детстве думал: если и писать музыку, то обязательно для большого оркестра.

Инструментал к песне «Сибирь» вышел настолько мощным и композиционно насыщенным, что, безусловно, заслуживает отдельной жизни.

Представьте, что это саундтрек к приключенческому фильму или к заставке вашей любимой игры.

Это реально круто!

Спасибо тем, кто помогал в записи:

  • Павел Студенников и Сергей Крюковцев- алторн, флейта, ирландский вистл, японский сякухати.
  • Аня Чекасина — скрипка.
  • Миша Бручеев — труба и флюгельгорн.
  • Александр Поручик и Саша Куликов — барабаны и басы.
  • Анатолий Трифонов — акустическая и электрогитары.

© 2015-2021. Павел Пламенев — фан-сайт. 16+

Источник

Adblock
detector