Меню

Интересный урок по теме озера

Открытый урок по географии для 6 класса на тему: «Путешествие в страну озёр»

урок по географии дял 6 класса.

Открытый урок по географии для 6 класса на тему: «Путешествие в страну озёр»

Содержимое разработки

Загадка Посреди поля лежит зеркало. Стекло голубое, рама зеленая. Глядятся в него молодые рябинки, Цветные свои, направляя косынки Глядятся в него молодые березки, Свои перед ним поправляя прически. И месяц, и звезды – все в нем отражается… Как это зеркало называется? Озеро

Загадка

Посреди поля лежит зеркало. Стекло голубое, рама зеленая. Глядятся в него молодые рябинки, Цветные свои, направляя косынки Глядятся в него молодые березки, Свои перед ним поправляя прически. И месяц, и звезды – все в нем отражается… Как это зеркало называется?

Путешествие в страну озёр.

Путешествие в страну озёр.

Цель урока Познакомиться с многообразием озёр на нашей планете и их происхождением.

Цель урока

Познакомиться с многообразием озёр на нашей планете и их происхождением.

Озеро – это замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении.

Озеро

– это замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении.

Классификация озёр ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?

Озеро Байкал Величайшее пресное озеро

Озеро Байкал

Величайшее пресное озеро

Озеро Эльтон Соленое озеро

Озеро Эльтон

Самое соленое озеро Мертвое море 340—350 г/л Человек может лежать на поверхности Мёртвого моря

Самое соленое озеро

Человек может лежать на поверхности Мёртвого моря

Озера на карте

Озёра (по степени солёности) Солёные более 35‰. Пресные до 1 ‰. Солоноватые от 1‰ до 35‰.

Озёра (по степени солёности)

Ладожское озеро В Ладожское озеро впадают 35 рек, вытекает единственная река - Нева

В Ладожское озеро впадают 35 рек, вытекает единственная река — Нева

Озеро Балхаш В озеро впадают реки Или, Каратал, Аксу, Лепсы, Аягуз и другие, но не вытекает ни одной.

В озеро впадают реки Или, Каратал, Аксу, Лепсы, Аягуз и другие, но не вытекает ни одной.

Озёра по сточности сточные бессточные

Озёра по сточности

Урвановское озеро Озеро старица в долине реки Оки

Озеро старица в долине реки Оки

Псковско-Чудское озеро Ледникового происхождения

Байкал озеро тектонического происхождения

озеро тектонического происхождения

Озеро в кратере вулкана Малый Семячик на Камчатке

Озеро в кратере вулкана Малый Семячик на Камчатке

Сарезское озеро запрудное

Озеро Шадхурей карстовое озеро Кабардино-Балкарии

Озеро Шадхурей

карстовое озеро Кабардино-Балкарии

Практическая работа «Описание озера по плану» План описания озера Название На каком материке находится? Между какими параллелями и меридианами находится? Происхождение котловины Сточное или бессточное. Впадающие и вытекающие реки. Соленое или пресное.

Практическая работа «Описание озера по плану»

План описания озера

Что мы узнали? Озеро – это замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении. Классификация озёр По солености По типу котловин По сточности сточные бессточные пресные соленые

  • Название
  • На каком материке находится?
  • Между какими параллелями и меридианами находится?
  • Происхождение котловины
  • Сточное или бессточное. Впадающие и вытекающие реки.
  • Соленое или пресное.

Озеро – это замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении.

По типу котловин

Интересные факты Чернильное озеро в Алжире. В нем не живут рыбы, не растут растения. Чернила, которыми наполнено можно использовать для письма.

Чернильное озеро в Алжире.

В нем не живут рыбы, не растут растения. Чернила, которыми наполнено можно использовать для письма.

Интересные факты Озера Киву – озер-кастрюля в Руанде (Африка). Озеро Киву иногда превращается в гигантскую «кастрюлю», где варится «уха». Озеро находится в сбросовой впадине недалеко от вулкана Китуро. При извержениях вулкана лава стекает в озеро, отчего вода в нем закипает, а рыбы и водоросли, находящиеся в ней, варятся.

Озера Киву – озер-кастрюля в Руанде (Африка).

Озеро Киву иногда превращается в гигантскую «кастрюлю», где варится «уха». Озеро находится в сбросовой впадине недалеко от вулкана Китуро. При извержениях вулкана лава стекает в озеро, отчего вода в нем закипает, а рыбы и водоросли, находящиеся в ней, варятся.

Интересные факты Существует немало удивительных озер. Одно из них находится в Новгородской области и носит название Ильмень. Когда в морозную погоду озеро замерзает, под коркой льда образуется большое количество газа и если поднести к прорубу зажжённую спичку, вспыхнет огонь. Возле таких импровизированных кострищ нередко греются местные рыбаки.

Существует немало удивительных озер. Одно из них находится в Новгородской области и носит название Ильмень. Когда в морозную погоду озеро замерзает, под коркой льда образуется большое количество газа и если поднести к прорубу зажжённую спичку, вспыхнет огонь. Возле таких импровизированных кострищ нередко греются местные рыбаки.

Домашнее задание Параграф 31, вопрос 4 письменно. Составить кроссворд «Озёра мира» по желанию.

Параграф 31, вопрос 4 письменно.

Составить кроссворд «Озёра мира» по желанию.

Использованные ресурсы: Фото. Озеро Ильмень . Фото Ильмень-озеро у д.Коростынь. Май. - фотограф Анатолий А…http://www.photoforum.ru/photo/286648/index.ru.html Фото озера. Красивые фото озер и рек - Красивые фотографии - Реки и озер…http://mnogo-fotok.at.ua/photo/reki/krasivye_fotografii/krasivye_foto_… Воробцова Т. Н. География 6 класс Поурочные планы по учебнику Т. П. Герасимовой, Г. Ю. Грюнберга, Н. П. Неклюковой «География. 6 клас» 2-е изд.. – Волгоград, 2002. Озеро кастрюля geocder.ru›udivitelnaya… ozero - kastryulya .html Чернильное озеро в Алжире | Чернильное озеро prirodadi.ru › neobichnie…mira/ chernilnoe - ozero .html

  • Большая подробная физическая карта СССР. Подробная физическая карта СССР. Физическая карта СССР. Физическая карта Евразии временhttp://www.rus-maps.com/?p=48
  • Псковскиеозера http://alol.pustoshka.ru/ru/in…. http://alena-moda.livejournal.… Frying Pan Lake http://www.virtualoceania.net/…
  • Фото. Озеро. Изменим мир к лучшему. Ноябрь 2012http://biogeniy.blogspot.com/2012_11_01_archive.html
  • Фото. Озеро. Adolf — фото альбом Озеро — Фото sinevir.jpg, закачать фото,…http://www.mykadr.ru/sphoto/396726
  • Фото. Озеро. ТВЕРЬ. Клубные встречи и Клубная жизнь. — Просмотр темы * VW…http://vw-bus-club.ru/forum/viewtopic.php?p=978441&sid=3f45582dea7d554…
  • Фото. Озеро. Красивые фотографии окружающего мира. Обсуждение на LiveInte…http://www.liveinternet.ru/users/madam_irene/post279681105/
  • Фото. Озеро. vodablog: Легенда озера Светлоярhttp://vodablog.livejournal.com/408850.html
  • Фото. Озеро Байкал. Байкал— Википедияru.wikipedia.orgБайкал
  • Фото. Озеро Байкал. The Baikallake . sookmyungusa.com
  • Фото. Озеро Эльтон. http://fedpress.ru/news/ecology/news_envir/1369134805-s-saratovskogo-n…
  • Фото. Мертвое море. DeadSea — Aerial view images. bestouris m.com
  • Фото. Мертвое море . worldpix.ru
  • Фото. Мертвое море . premierbeauty.com.ua
  • Фото. Ладожское озеро. ecoportal.su
  • Фото. Озеро Балхаш. isilly.3dn.ru
  • Фото. Урвановское озеро.Урвановскоеозероwikimapia.org›9378645/ru/Урвановское-озеро.
  • Фото. Псковско Чудское озеро.Чудско-Псковскоеозероmegaribolov.ruindex.php…rybolova…pskovskoe-ozero
  • Спутниковый снимок ПсковскоЧудского озера . quickiwiki.com
  • Фото. Вулкан МалыйСемячик . Кислотное озеро . photosight.ru
  • Фото. Сарезское Озеро . fokys.ru
  • Фото. Карстовое озероШадхурей kbr-time.ru
  • Фото. Чернильноеозеров Алжире offtopka.ru
  • Фото. Озеро Киву.Киву(озеро) — Википедияru.wikipedia.orgКиву(озеро)
  • Фото. ОзероИльмень . Фото Ильмень-озеро у д.Коростынь. Май. — фотограф Анатолий А…http://www.photoforum.ru/photo/286648/index.ru.html
  • Фото озера. Красивые фото озер и рек — Красивые фотографии — Реки и озер…http://mnogo-fotok.at.ua/photo/reki/krasivye_fotografii/krasivye_foto_…
  • Воробцова Т. Н. География 6 класс Поурочные планы по учебнику Т. П. Герасимовой, Г. Ю. Грюнберга, Н. П. Неклюковой «География. 6 клас» 2-е изд.. – Волгоград, 2002.
  • Озерокастрюляgeocder.ru›udivitelnaya… ozero kastryulya .html
  • ЧернильноеозеровАлжире|Чернильноеозеро prirodadi.ru neobichnie…mira/ chernilnoeozero .html

-70%

Источник

Урок географии по теме «Озера». 6-й класс

Разработка создана в рамках педагогической технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо”, базовая модель технологии “Вызов – осмысление – рефлексия”, использованы стратегии: кластер, чтение с пометками, синквейн.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы обучения, используемые на уроке:

4. Индуктивные (для развития умения обобщать, осуществлять умозаключения от частного к общему).

5. Самостоятельной работы.

2. Письмо – составление таблицы, кластера, синквейна.

Формы работы на уроке:

Триединая дидактическая цель урока:

1. Формирование представлений об озерах

2. Научить применять теоретические знания к объяснению окружающей действительности

3. Рассказать об использовании озер человеком

Развивающая и воспитательная:

1. Развивать критическое мышление при изучении озер

2. Научить анализу и обобщению

3. Развивать коммуникативные умения и речь, навыки совместной работы в группе

4. Развивать умение учащихся устанавливать причинно-следственные связи между явлениями при изучении озер

5. Обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения

1. Учащиеся должны научиться выбирать карты нужного содержания и устанавливать на основе их анализа и по другим источникам особенности озер

2. Уметь определять тип озерных котловин

3. Уметь показать по карте озера

4. Развивать умение работать с информационным текстом

5. Развивать умение графически оформлять материал в виде кластера, таблицы.

1. Физическая карта России

2. Физическая карта полушарий

4. Раздаточный материал

5. Учебник Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова “Начальный курс географии”. 6 класс. 2005 год

6. Иллюстрации, фото

7. Листы для кластера

11. Схемы и фильм о Байкале

Первая стадия – “Вызов”

Это стадия позволяет:

  • актуализировать и обобщать имеющиеся у ученика знания по данной теме
  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности
  • побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Учитель: “Мы продолжаем изучение вод суши. Отгадайте тему сегодняшнего урока- какой следующий вид вод суши мы будем изучать”.

Работа начинается с загадки об озере, представленной на экране.

Загадка об озере.

Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц и звезды –
В нем все отражается.
Как это зеркало называется?

Тема урока записывается в тетрадь.

Учитель: “Чтобы лучше перейти к этой теме, давайте вспомним наши впечатления об озере”.

Учитель зачитывает отрывок из книги А.И.Лебедева “Озеро – одно из лучших украшений земли. Сколько оживления оно вносит в угрюмый лесной вид! Я еду лесом, кругом полутьма. Но вот лес как будто редеет. Между могучими стволами сосен замелькали светлые полосы. Тьма пропадает, исчезает лес.

Передо мной гладкая сверкающая на солнце поверхность озера. По берегам тянется лес. Но какая ширь, какая бездна света и голубого неба. Стоя на берегу и любуясь открывшимся дивным зрелищем, я едва замечаю далекий противоположный берег. На нем бродят коровы и между ними пастух с собакой. Как хорошо, приятно посидеть на высоком берегу лесного озера, вдыхать свежий, влажный воздух, любоваться зеркальной гладью чистой прозрачной воды. Вот прилетели утки.

Высокая осока и густые заросли камыша с серебристыми колосками дают приют многим пернатым, которые находят здесь обильную пищу и хорошую защиту”.

Прием “Составление кластера”

Кластер (пучок, созвездие, гроздь) – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Суть этого приема в том, что в середине листа записывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от нее фиксируются идеи (слова, рисунки), как-то с ним связанные. Выделяем центр – это наша тема, от нее отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия.

Кластер учащиеся пишут на отдельных листах, синим фломастером подписывают то, что знают.

Схема составляется на основе ответов учащихся и не содержит исправлений учителя. Чем больше соберется сведений верных, а возможно, и нет, тем богаче будет резервный фонд для изучения нового. Чем больше идей выскажут учащиеся, тем выше будет интерес к изучаемой теме. Не нужно будет убеждать их в том, что эту тему важно обязательно изучить.

Время, отводимое на стадию “Вызов” — 5-7 минут.

Вторая Стадия – “Осмысление”

Эта стадия позволяет ученику:

  • получить новую информацию
  • осмыслить ее
  • соотнести с уже имеющимися знаниями

Озер на земном шаре огромное количество. На суше много замкнутых углублений, в которые стекают поверхностные и подземные воды. Если в такое углубление поступает больше воды, чем за то же время испаряется, вода накапливается и образуется озеро.

“Чем озеро отличается от реки и моря?”

В отличие от моря озеро не является частью Океана. От реки оно отличается тем, что вода в нем не течет как поток в русле.

Прием “Чтение с пометками”

Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Учеников знакомят с рядом маркировочных знаков и предлагают им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. После этого заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками граф. В таблицу тезисно заносятся сведения из текста.

Читайте также:  Участки медвежьи озера щелковское шоссе

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Такая форма превращает урок в увлекательную игру, помогает понять, что можно сказать по данной теме, позволяет систематизировать уже имеющиеся знания.

Таблица представлена на экране

Пометки в тексте должны быть следующие:

“?” — не понял, есть вопросы

Ученики читают, текст заполняют таблицу. Идет обсуждение в группах. На работу отводится 5-7 минут. Дальше идет общее обсуждение результатов работы, озвучивание всех граф. Представитель первой группы читает содержание первого столбика таблицы. Представители других групп, которые знают другие факты, им предлагается озвучить свои записи. Те же операции проводятся и по второму столбцу таблицы.

Озер на земном шаре огромное количество. Только в нашей стране их насчитывают около 3 миллионов.

Если в замкнутое углубление на суше стекают поверхностные и подземные воды, причем вода поступает быстрее, чем испаряется, то она накапливается и образуется озеро.

Озеро – это скопление воды в природном углублении на суше.

Озеро, в отличие от моря, не является частью океана. От реки оно отличается тем, что вода в нем не течет, как поток в русле.

Озера встречаются в горах, долинах, низменностях; величина их различна – от нескольких десятков метров до сотен километров. Глубины озер тоже различны.

Самое большое озеро на Земле – Каспийское. В прошлом оно соединялось с океаном и было морем. За огромные размеры и соленую воду его называют морем. Его длина превышает 1000 километров

Самое глубокое озеро на Земле – Байкал. Его глубина 1620 метров. Оно содержит 1/5 запасов пресной воды Земли.

Углубления, в которых находятся озера, называются озерными котловинами. Причин образования озерных котловин много, и котловины эти очень разнообразны.

Самые большие и самые глубокие озера образовались в результате движения земной коры. При медленном опускании обширных участков земной коры возникла котловина Каспийского моря (остаточное озеро представляет собой остаток моря). Котловина Байкала – следствие образования гигантских трещин и раздвижения участков земной коры. Также образовались многие африканские озера, например Танганьика. В долинах горных рек встречаются запрудные озера. Примером может быть Сарезское озеро на Памире. Грандиозный обвал, вызванный землетрясением, преградил путь реке Мургаб, создав плотину. Есть вулканические озера. Их озерные впадины расположены в кратерах потухших вулканов. Много таких озер на острове Ява, на Курильских островах, на Камчатке. В поймах рек часто встречаются небольшие озера, представляющие собой остатки прежних речных русел. Их называют озерами – старицами. Котловины некоторых озер образовал ледник. Например, Ладожское озеро на северо-западе России. Существуют искусственные озера, созданные руками человека – водохранилища.

Так же как и реки, озера имеют дождевое, снеговое, ледниковое и подземное питание. Озерная вода расходуется на испарение, а также выносится реками. Озера, из которых вытекают реки, называются сточными. Примером сточного озера является Байкал. В него впадает 300 рек и вытекает одна Ангара. Многие озера являются бессточными, из них не вытекают реки. В таких озерах минеральные вещества, приносимые реками, постепенно накапливаются, и вода становится соленой. Вода каждой реки содержит небольшое количество соли. Влившись в бессточное озеро, вода с его поверхности испаряется, а соль остается в озере. Проходят десятки, сотни лет, и соли в воде озера становится все больше и больше. Из сточного озера соли выносят реки.

Одно из самых соленых озер мира находится на Аравийском полуострове. Его называют Мертвым морем. Его соленость 270%. В Мертвом море нельзя утонуть: насыщенная солью вода имеет очень большую плотность и удерживает человека на поверхности. На Прикаспийской низменности около 700 соленых озер. Среди них выделяется озеро Баскунчак.

Озера имеют большое хозяйственное значение. Много воды расходуется для бытовых нужд, орошения полей, много ее потребляют фабрики и заводы. Важное значение крупные озера имеют как пути сообщения. В озерах вылавливают рыбу, со дна некоторых добывают соль, со дна Каспийского моря – нефть.

Учитель показывает на карте озера.

Демонстрация фотографий озер, образование типов озерных котловин и фильма о Байкале с помощью интерактивного пособия, компьютера и мультимедиа-проектора.

Третья стадия – “Рефлексия”

Здесь основным является :

  1. целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  2. присвоение нового знания, новой информации учеником;
  3. формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

1. Возвращение к первоначальным записям на доске (кластеру), внести изменения, сделать дополнения, исправить ошибки. Работа проводится фронтально или по группам с последовательным их выслушиванием.

Внесение изменений и дополнений фиксируется на доске красным мелом, учащиеся пишут на листах красным фломастером.

2. Работа с синквейном.

На экране представлены правила написания синквейна:

Источник

Урок «Озера»

Предмет: география класс: 5 Учитель географии

Тема урока : Озёра и болота .

Цель урока : создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии проблемно-диалогического обучения, с использованием мультимедийных средств.

Проблема урока : разрешение противоречий между традиционной постановкой цели и организацией субъектного целеполагания для достижений личностных результатов обучения (создание проблемной ситуации).

Место урока в изучении темы: урок №5 в теме: «Мир земных вод»

Тип урока : урок открытия новых знаний (ОЗН)

Формы обучения : фронтальная, индивидуальная с элементами парной работы, групповая.

Методы : проблемного изучения с использованием компьютерных технологий, исследовательский, картографический, частично-поисковый, практический, наглядный, словесный, прогноз.

Минимум: озеро, болото,

Максимум: виды озёр: тектоническое озеро, запрудное, вулканическое, старица, сточное озеро, бессточное.

озерная котловина, верховые и низинные болота, торф.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, физическая карта мира, физическая карта России, раздаточный материал.

Учебник: 5 класс, География В.А. Кошевой, Т.Л. Смоктунович, О.А. Родыгина. Москва БАЛАСС 2012 год

Задачи урока:

1) сформировать понятия “озеро”, “озерная котловина”, “болото”; представление о типах озерных котловин, месторасположении крупнейших озер, болот;

2) научить определять по карте сточные и бессточные озера;

3) выявить причины образования разных типов озер, болот;

3) объяснять зависимость озер и болот от климата местности и рельефа;

1) развивать умение ставить цель и планировать свою деятельность.

2) учить работать с географической картой, показывать озера, болота.

4) учить работать с разными источниками географических знаний;

5) развивать умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

6) находить в различных источниках, анализировать географическую информацию и делать обобщающие выводы.

1) осознать практическую и личностную значимость учебного материала;

2) воспитывать бережное отношение к природе;

3) воспитывать позитивное отношение к ответам одноклассников

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2. Вычитывать все уровни текстовой информации.

3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.

4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I .Организационно-мотивационный этап урока

а) Приветствие учащихся.

б)Проверка готовности учащихся к уроку.

в) Знакомство с целями и задачами урока, моделирование целей и задач урока.

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики; готовность рабочего места; создает ситуацию успеха

— Я рада видеть вас! Надеюсь, что мы с вами сможем сегодня активно поработать! И вы порадуете меня своими глубокими познаниями!

При помощи сигнальных карточек покажите мне своё настроение вначале урока: (красный цвет — отличное, желтый цвет — нормальное, синий – плохое)

— А наш урок я начну с китайской мудрости:

«Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Дай мне действовать самому – и я пойму! (научусь)

Мне хотелось, чтобы вы сегодня больше делали сами и тогда всему научитесь, всё усвоите!

Готовят рабочее место.

при помощи сигнальных карточек показывают своё настроение вначале урока

соблюдение моральных норм в отношении взрослых людей и сверстников на уроке;

приобретают познавательный интерес и становление смыслообразовательного мотива;

умение переходить от одного вида общения к другому.

Личностно – регулятивные

умение мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начала деятельности»;

установление целевых приоритетов;

самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; формулирование проблемы.

Коммуникативные:

отображение содержания планируемых действий для достижения цели, решение задач в форме громкой речи, в форме внутренней речи.

Технологии: дифференцированный подход в обучении; индивидуально-личностное обучение

II . Этап целеполагания: совместное определение темы урока

1. Подготовка учащихся к восприятию материала

Читайте также:  Сколько градусов в озере байкале летом

— Что такое гидросфера?

Показ 1 слайда Гидросфера.

— Посмотрите на схему, какой вопрос у вас возникает?

(На какие части делится гидросфера?)

— Какие у вас будут гипотезы ? Проверим!

Перечислите воды суши.

Учащиеся вступают в диалог и называют части гидросферы.

Личностно – регулятивные:

готовность к самообразованию;

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные:

выбор средств и методов, адекватных поставленным целям.

Коммуникативные : представление конкретного содержания и сообщение его.

2. Определение темы урока

Показ 2 слайда Озера ( изображение 6 необычных озер и болот)

— Посмотрите на слайд и выскажите предположение, чему будет посвящен наш урок?

Все обходят это место:

Как будто тесто;

Здесь осока, кочки, мхи

Нет опоры для ноги.

– Сформулируйте тему урока!

Запишите тему урока в Карте ученика. Слайд 3 (Тема урока: «Озера и болота»)

Формулируют тему урока: «Озера и болота».

Записывают тему урока в карту ученика.

Личностно – регулятивные:

самостоятельный анализ условий достижения целей.

Познавательные:

умение проявлять интерес к коллективному творчеству.

Коммуникативные:

умение участвовать в коллективном обсуждении проблем ;

умение выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Технологии: поэтапное формирование умственных действий ; дифференцированное обучение; первичное проектирование индивидуального маршрута выполнения задач урока

I I I. Постановка проблемы и актуализация знаний.

1.Формулирование проблемы урока.

— Какую проблему поставим перед собой?

Чем отличается озеро от болота?

— Это главный вопрос нашего урока!

— Это проблема нашего урока!

-Что же нам нужно сделать, чтобы решить эту проблему?

Выделяют проблему, предполагают пути решения проблемы урока.

Личностно – регулятивные:

готовность к самообразованию;

умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной и коллективной деятельности;

освоение основ ознакомительного, поискового действия.

Познавательные:

умение формировать предметные понятия.

Коммуникативные:

умение вступать в диалог;

участвовать в коллективном обсуждении проблем.

2.Формулирование цели и задач урока.

— Какие мы поставим цели и задачи урока? Сформулируйте их!

— Дайте своё определение понятиям: «Озеро», «Котловина»

— А как ты думаешь? Почему? Объясни!

— Сравним его с определением, написанным на слайде.

— Запишем определение в Карте ученика.

Ставят перед собой цели и задачи урока.

Дают своё определение понятиям «Озеро, «Котловина». Дети сравнивают, проговаривают, записывают определения.

Технологии: дифференцированный подход, анализ результатов поэтапного формирования умственных действий, развивающее обучение,

I V . Поиск решения.

1. Работа с физической картой Мира.

— Как изображают озера на физической карте?

— Как правильно показать озера на карте?

— У всех ли озер одинаковый контур?

— Какой можно сделать вывод? (Контур озер разный, озера бывают различные по внешнему виду.)

— Покажите самое большое озеро, самое глубокое.

— Вспомним, что мы уже знаем об озерах?

— Посмотрите на схемы. Чем они отличаются? Показ 4 слайда (Сточные и бессточные озера)

— Какой можно сделать вывод?

— Приведите примеры сточных и бессточных озер и покажите их на карте.

Показ слайда 5. (Озера пресные и соленые)

— Что такое соленость воды?

— В чем выражается соленость воды?

— Какова средняя соленость морской воды?

Работа с картой . Показать пресные и соленые озера мира.

— Какую проблему мы поставили перед собой?

— Если озеро это природное углубление, то каким может быть его происхождение?

— Какие природные процессы и явления могут привести к образованию озерных котловин?

— А решать эту проблему предлагаю самостоятельно! (в парах, группах, каждый над своей задачей по уровням)

— Предлагаю выполнить мини-проект: «Озера и болота» В конце работы вам нужно найти контур озер, подобрать иллюстрации и прикрепить всё это на «нашу карту».

Работают с картой у доски, работают с атласом.

Отвечают на вопросы, приводят примеры, делают выводы.

Самостоятельно выполняют задания по группам в зависимости от постановки проблемы

Определяют последовательность своих действий.

Работают с текстом, с таблицей, схемой, рисунками, выводят закономерную связь между явлениями. Находят аргументы для своей оценки.

Личностно – регулятивные:

освоение основ ознакомительного, поискового действия; умение составлять алгоритмы решения задач;

формирование устойчивого познавательного интереса.

Познавательные:

умение формировать предметные понятия;

формирование навыков практических задач.

Коммуникативные:

умение аргументировать свою точку зрения;

умение вступать в диалог;

участвовать в коллективном обсуждении проблем.

2.Самостоятельная работа в парах, группах.

1 группа Проблема:

2 группа Проблема:

3 группа Проблема:

– Такие озёра, как Каспийское, Мёртвое, Аральское, названы морями .

– Проанализируйте представленную информацию.

– Какой вопрос у вас возникает?

– Почему эти озёра называют морями?

– Как нам действовать, чтобы ответить на основной вопрос урока? Какие у вас будут гипотезы?

– Составьте план действий.

(работа по подгруппам А, Б)

— Как образуются болота?

— Какие типы болот различают?

— Какое значение имеют болота?

— Как размещены озёра по территории России?

— Какие виды озёр встречаются?

— Как влияют озёра на природу и жизнь человека?

— Изменяется ли уровень воды в озёрах?

-Изменяется ли площадь озёр?

— Какое значение имеют озёра?

Природные особенности озера Балхаш .

Работа с учебником. Стр.114

Работа с учебником. Стр.117

Работа с учебником. Стр.116

— Какой вывод можно сделать?

1 группа. А. С равните озеро и море. Результаты сравнения занесите в таблицу.

1.Принадлежность к Мировому океану.

2. Определение водоёма.

3. Особенности происхождения.

4. Особенности вод.

— Проанализируйте информацию, собранную в таблице. В чём сходство и различие озера и моря?

1 группа . Б Происхождение озёр.

Тектонические (разломы в земной коре, опускание в земной коре), моренные, термокарстовые, запрудные, вулканические, ледниковые, озера-старицы.

1 группа . В Озёра и болота Калужской области .

— Как новые задания помогли нам ответить на основной вопрос урока?

— Чем отличается озеро от болота?

Послушаем, как справилась с проблемой 1 группа, 2, 3?

3. Демонстрация материалов «мини – проекта », (на ватмане, на карте полушарий находят озера, приклеивают их названия, иллюстрации и весь подготовленный материал)

4. Просмотр видеофильма: «Образование озер и болот»

5. Проведение дискуссии: «Надо ли осушать болота или необходимо их сохранять и беречь?».

— Выскажите свою точку зрения по этому вопросу.

Памятка « Правила ведения дискуссии».

Говорить по сути проблемы. Главное – аргументы, факты, логика, доказательства.

Придерживаться правила культуры общения, уважать точку зрения оппонента.

Быть сдержанным, четко формулировать свои мысли.

Стараться найти истину.

Быть самокритичным, уметь признавать собственные ошибки и недостатки своей аргументации.

Не навязывать личных суждений.

— Необходимо выдержать основное направление дискуссии, особенно в момент ы свободного обсуждения.

6 .Дальнейшая работа по формированию знаний.

— Назовите основные классификации озер, (местоположение, типы котловины, водный режим, питание, размеры (площадь), замерзаемость, объем воды, состав воды)

7. Работа над формированием понятия « Лужа »

— Сформулируйте определение, что такое Лужа?

— Вспомните, ведь вы сами называли лужу в числе других примеров вод суши.

Лужа – природное образование? (существует во времени и в пространстве…)

— Давайте сравним наши определения с определением из «Толкового словаря» В.Даля и С.И. Ожегова.

Технологии: анализ результатов поэтапного формирования умственных действий и реализации проекта, развивающее обучение, здоровьесбережение.

IV. Самостоятельное применение знаний.

1. Работа с физической картой.

2. Работа с контурной картой.

3. Составление Кластера «Виды озер»

4. Составление Синквейна

5 Игра «Третий – лишний».

– Приведите примеры и покажите на карте озёра: а) крупные;

б) глубокие; в) пресные; г) солёные;

д) сточные; е) бессточные.

Изменяется ли уровень воды в озёрах? Какие причины влияют на этот процесс?

Могут ли озёра образовывать систему? Найдите и покажите на карте примеры озёрных систем. В чём их особенности?

Дети, 2 группы – на контурной карте Мира, 3,4 группы — на контурной карте России.

— Отметить основные озёра Мира, России.

— Дети 1, 2 группы, составьте, пожалуйста,

Кластер «Виды озер»

3 группа — Составление таблицы: «Значение озер и болот», (используя текст на с. 117–118)

Работают с атласами, контурными картами. Составляют Кластер. Синквейн

Личностно – регулятивные:

готовность к самообразованию;

умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной и коллективной деятельности;

умение осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе урока и корректировать их;

самостоятельное применение знаний в новой ситуации.

Познавательные:

умение работать по алгоритмам; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные:

формирование вопросов для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером, учителем.

V. Рефлексия. Домашнее задание.

Проектирование (разъяснение) вариантов выполнения домашнего задания на основе осуществления дифференцированного подхода в обучении («каждому по силам»)

– Ребята, какую проблему мы с вами выделили в начале урока?

— Как думаете: мы с вами решили эту проблему?

– Что такое озеро?

– Что такое болото?

– Чем отличается озеро от болота?

— Каково значение озёр и болот.

— Оцените свою работу.

— Если вы считаете, что хорошо поработали группой, справились со своими заданиями, то возьмите красный цвет.

— Если поработали недостаточно хорошо и считаете, что вам еще нужно поработать над этой темой, то возьмите желтый цвет.

— А теперь оцените работу своего соседа, своей группы!

А теперь при помощи сигнальных карточек покажите мне своё настроение в конце урока: (красный цвет — отличное, желтый цвет — нормальное, синий – плохое)

Читайте также:  Солнце плывет над озером

Домашнее задание: § 21, индивидуальные задания.

подготовьте рассказ о любом озере мира, которое, по-вашему, мнению необычное и интересное.

— Молодцы, на уроке Вы открыли новые знания, научились применять их на практике, хорошо работали.

-Спасибо за урок!

Оценивают степень достижения цели и задач урока.

Дети выбирают задания в соответствии со способностями и потребностями.

Записывают в дневник

Личностно – регулятивные:

умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

формирование умений самоанализа результатов и самооценки готовности к выполнению заданий

формирование программы личных достижений, преодоления проблемных зон в знании и способах деятельности.

Познавательные:

создание алгоритма для решения задач.

Коммуникативные:

с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Технологии: анализ результатов реализации проекта, здоровьесбережение.

Источник



Конспект урока по географии на тему «Озера» — 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Елша Наталья Юрьевна

Конспект урока и презентация по географии на тему «Озера» 6 класс, с учетом требований ФГОС

Скачать:

Вложение Размер
Конспект урока на тему :»Озера»- 6 класс 34.8 КБ
презентация к уроку «Озера» — 6 класс 2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Тип урока : комбинированный

Цель: Познакомить обучающихся с разнообразием озер на Земле

1. Формирование представлений об озерах, типах озёрных котловин, сточных и бессточных озёрах.

2. Научить применять теоретические знания к объяснению окружающей действительности

Развивающая и воспитательная:

1. Развивать критическое мышление при изучении озер

2. Развивать умение учащихся устанавливать причинно-следственные связи между явлениями при изучении озер

3. Обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения

4. Развивать умение работать с информационным текстом

5. Учащиеся должны научиться выбирать карты нужного содержания и устанавливать на основе их анализа и по другим источникам особенности озер

6. Уметь определять тип озерных котловин

7. Уметь показать по карте озера

1.Коррекция пространственных представлений,

2. Коррекция операций анализа и синтеза,

3. Коррекция коммуникативных умений, навыков совместной работы в парах,

4.Коррекция связной речи

1. Организационный момент

Помните, что не ошибается тот, кто ничего не делает, а мы с вами учимся работать, поэтому не страшно, если будут ошибки, но важно их замечать и исправлять.

2. Проверка домашнего задания :

— Что такое гидросфера? (водная оболочка земли)

— В каких физических состояниях встречается вода на земле?

-А может ли вода на земле закончиться? Почему?

-Определите, какие объекты гидросферы изображены на слайде(какие условия необходимы для образования болот, что такое родник, что называют рекой, какие виды ледников вы знаете?)

Сегодня у нас необычный урок, а урок экспедиция.

На экспедицию отводится короткое время, поэтому работаем быстро, слаженно, дружно.

Прежде, чем мы отправимся в экспедицию надо ответить на вопросы теста

4. Введение в тему (настрой на работу )

Варианты ответов отмечены буквами. Если вы запишите правильный вариант ответа в таблицу, из букв у вас получиться название объекта гидросферы к которому отправиться наша экспедиция

1. Река со всеми притоками называется

а) речной долиной;
о) речной системой;
у) водоразделом.

2. Место впадения реки в море называетс я:

д) устье;
з) исток;
ж) приток.

3.Самая длинная и полноводная река:

е) Амазонка;
о) Нил;
у) Обь.

4. Ледниками являются:

п) сосульки ;
р) льды на вершинах гор
с) лёд на реке;

5.Какие территории суши постоянно покрыты ледником :

о)Гренландия и Антарктида;
у)Исландия и Антарктида;
ы)Австралия и Арктика.

Ответы на задания я предлагаю вам оценивать в ваших листах.Куда отправиться наша экспедиция?

5. Изучение нового материала

— Цель нашей экспедиции выяснить,что такое озеро и как различаются озера на земле

— Кто видел озеро?

Вот описание озера Александра Лебедева

“Озеро – одно из лучших украшений земли. Сколько оживления оно вносит в угрюмый лесной вид! Я еду лесом, кругом полутьма. Но вот лес как будто редеет. Между могучими стволами сосен замелькали светлые полосы. Передо мной небольшое углубление, заполненное водой.

Но какая гладь, какая бездна света, оттенки цветов и голубого неба. Стоя на берегу и любуясь открывшимся дивным зрелищем, и едва замечаю противоположный берег. Как хорошо, приятно посидеть на высоком берегу лесного озера, вдыхать свежий, влажный воздух, любоваться зеркальной гладью чистой прозрачной воды”.

— Что такое озеро?

— Дайте свое определение озера(ответы детей)

— Сравните свое определение с определением, данном на стр. 95 учебника

6. Работа с понятиями . Нахождение отличий между морем, рекой и озером

— Давайте рассмотрим, в чем различия между уже известными нам понятиями

Озеро — расположено на суше в замкнутом природном углублении

Море -часть океана. Мировой океан един, все его части связаны друг с другом.

Река -находиться на суше, постоянный поток воды в русле

7. Проблемный вопрос

Откройте физическую карту мира найдите на материке Евразия Каспийское море, Правильно ли его называют морем? (Подсказка в определениях)

(Каспийское море — озеро, потому, что не имеет связи с Мировым океаном)

8.Исследование 1 (см.приложение)

Начинаем исследование . Возьмите маршрутный лист. Исследование 1.

Прослушайте текст, посмотрите слайды и в маршрутном листе заполните схему по каким признакам различаются озера (учитель читает текст, обучающиеся заполняют таблицу)

Озер на земном шаре огромное количество. Только в нашей стране их насчитывают около 3 миллионов. Озера встречаются в горах, равнинах, низменностях; величина их различна – от нескольких десятков метров до сотен километров.Самое большое озеро на Земле – Каспийское. В прошлом оно соединялось с океаном, и было морем. За огромные размеры и соленую воду его называют морем. Его длина превышает 1000 километров

Глубины озер тоже различны. Самое глубокое озеро на Земле – Байкал. Его глубина 1620 метров. Оно содержит 20% запасов пресной воды Земли.

Озерные котловины образуются по разному: одни в трещинах земной коры, другие в кратерах потухших вулканов, третьи образовал ледник.

Озера бывают пресные и соленые. Одно из самых соленых озер мира находится на Аравийском полуострове. Его называют Мертвым морем. Его соленость 270%. В Мертвом море нельзя утонуть: насыщенная солью вода имеет очень большую плотность и удерживает человека на поверхности. На Прикаспийской низменности около 700 соленых озер. Среди них выделяется озеро Баскунчак.

— По каким признакам различаются озера? (дети озвучивают свои варианты и сравнивают со схемой на слайде)

— Все ли озера одинаковые?

Проведем исследование2 , как различаются озера по происхождению озерных котловин

Задание : Внимательно изучите текст учебника с.95 — 96. и дополнительный материал(информационный лист). Определите типы озерных котловин, объясните их происхождение и особенности. Приведите примеры озер одинакового происхождения на других материках. Ответы занесите в таблицу. Покажите озера на карте.

Работа с таблицей, отчеты у карты

— О ткуда берется вода в озерах? Что является источником воды в озерах? (осадками атмосферными, подземными водами, водами втекающих рек).

Внимательно послушайте текст и ответе на вопрос?

— Как различаются озера по приходу и расходу воды

Озерная вода расходуется на испарение, а также выносится реками. Озера, из которых вытекают реки, называются сточными. Примером сточного озера является Байкал. В него впадает 300 рек и вытекает одна Ангара. Многие озера являются бессточными, из них не вытекают реки. В таких озерах минеральные вещества, приносимые реками, постепенно накапливаются, и вода становится соленой. Влившись в бессточное озеро, вода с его поверхности испаряется, а соль остается в озере. Проходят десятки, сотни лет, и соли в воде озера становится все больше и больше. Из сточного озера соли всегда выносят реки.

Все озера по приходу и расходу воды можно разделить на какие группы

-Работа со схемой слайда

На рисунке-схеме вы видите озера и реки. О чем говорит первая схема, вторая?

Обратите внимания, что реки могут впадать в озера и вытекать

-Итак, озера бывают сточные и бессточные. Давайте попробуем сформулировать определения.

Сточные озеро – это озеро, в которое реки впадают и вытекают (или только вытекают).

Бессточные озера – озера, в которые реки только впадают.

Проведите исследование №3 .

По координатам определите озеро и определите сточное или бессточное, заполните таблицу в маршрутном листе.(см. приложение)

4. Работа с фотографиями на слайде:

Посмотрите на слайд

— Озера — ценнейшее богатство Земли .Как использует озера человек?

(Работа со слайдом)

5. Домашнее задание. Теперь обратите внимание на домашнее задание. Прочитать 31 параграф, описать озеро Байкал по типовому плану. Приготовить сообщения о необычных озерах мира (по желанию).

6. Подведение итогов

1. Река со всеми притоками называется:

а) речной долиной;
о) речной системой;
у) водоразделом.

2. Место впадения реки в море называется:

д) исток;
з) устье;
ж) приток.

3. Самая длинная и полноводная река :

е) Амазонка;
о) Нил;
у) Обь.

4. Ледниками являются:

п) сосульки ;
р) льды на вершинах гор;
с) лёд на реке .

5.Какие территории суши постоянно покрыты ледником :

о)Гренландия и Антарктида;
у)Исландия и Антарктида;
ы)Австралия и Арктика.

Источник

Adblock
detector