Меню

Исследовательская работа по озерам россии

Исследовательская работа по озерам россии

  • Исследовательские работы
    • Исследовательские работы школьников
    • Краеведение
    • ОБЖ
    • ОРКСЭ
    • Самоуправление в школе
  • Методические материалы
  • Игры, тренажеры, тесты
    • Игры и тесты по окружающему миру
    • Игры и тренажеры по математике
  • Контакты

Темы исследований

  • ДОУ (детский сад)
  • Начальная школа
  • Окружающий мир
  • Литературное чтение
  • Русский язык
  • Литература
  • Английский язык
  • Математика
  • Физика
  • Астрономия
  • Химия
  • Информатика
  • Биология
  • Экология
  • История
  • Обществознание
  • Краеведение
  • География
  • Физкультура
  • Музыка
  • ИЗО
  • ОБЖ
  • МХК
  • ОРКСЭ
  • Социальные проекты
  • Экономика
  • Психология
  • Педагогика
  • Литература по проектам

Оформление работы

  • Виды исследовательских работ
  • Организация и проведение работы
  • Этапы исследовательской работы
  • Оформление исследовательской работы
  • Структура исследовательской работы
  • План исследовательской работы
  • Титульный лист исследовательской работы
  • Содержание исследовательской работы
  • Введение исследовательской работы
    • Обоснование актуальности исследования
    • Проблема исследовательской работы
    • Цель исследовательской работы
    • Объект и предмет исследования
    • Задачи исследовательской работы
    • Гипотеза исследовательской работы
    • Методы исследования
    • Теоретическая значимость работы
    • Практическая значимость работы
  • Заключение исследовательской работы
  • Список литературы
  • Приложения исследовательской работы
  • Защита исследовательской работы
  • Исследовательская деятельность учащихся

Наш баннер

Исследовательские работы и проекты

Проект «Великое озеро Байкал»

Данная исследовательская работа на тему «Великое озеро Байкал» посвящена изучению озера Байкал с точки зрения достопримечательности не только России, но и всего мира. Проект рассчитан для учащихся 4, 5 и 6 классов в рамках предмета окружающий мир или география.

В процессе работы над исследовательским проектом по географии «Великое озеро Байкал» учеником 5 класса была поставлена цель познакомиться с величественным озером Байкал, изучить его историю и особенности.

Данный проект о великом озере Байкал может быть применен как на уроках окружающего мира в начальной школе, так и на уроках географии для учащихся постарше, а также для самостоятельного заочного путешествия по великому и красивейшему озеру Российской Федерации — озеру Байкал.

Оглавление

Введение
1. Интересная информация о Байкале.
2. Возраст озера Байкал.
3. Происхождение названия озера Байкал.
4. Вода Байкала.
5. Ветер и волны на Байкале.
6. Животный и растительный мир Байкала.
7. Население Байкала.
Заключение
Список литературы.

Введение

В 5 классе у нас появился новый предмет география, который позволяет узнавать о нашей планете много интересного, сидя за партой. На одном из уроков мы путешествовали заочно по морям, рекам, океанам и озерам. Меня заинтересовал рассказ учителя об удивительном озере Байкал.

«Байкал — кладовая чудес и загадок», «Байкал – чудо природы», «Байкал-жемчужина Сибири» читал я в книгах и интернете, и мне так захотелось увидеть это замечательное озеро и больше узнать о нем. Когда-нибудь моя мечта, надеюсь, осуществится, и я увижу Байкал своими глазами.

Я выбрал эту тему, потому что считаю ее актуальной, так как теперь я могу познакомить своих друзей и одноклассников, маму и папу с великим озером Байкал.

Цель моего проекта: знакомство с величественным озером Байкал.

Задачи проекта:

  • Найти информацию и иллюстрации с помощью интернет ресурсов об озере Байкал.
  • Научиться работать с программой Microsoft Office Power Point.
  • Создать презентацию «Великий Байкал».
  • Создать продукт – плакат с информацией о Байкале.
  • Публично защитить проект.

Гипотеза: Байкал уникальное озеро мира, которому нет равных.

будет плакат и презентация на тему «Великий Байкал». Этот продукт , я считаю достигнет цели проекта, так как в ходе своей работы я сам узнал много нового и интересного о жизни на Байкале.

16 апреля Выбор темы и уточнение названия. Планирование. Сбор информации в интернете и библиотеке.
17-19 апреля Обработка полученной информации, консультация руководителя проекта — Цедиленковой С.И.
20-22 апреля Изготовление продукта (написание письменной части, выполнение плаката). Работа с источником информации, поиск, отбор, анализ и обобщение полученных сведений.
23-26 апреля Подготовка презентации (оформление результатов исследования, подготовка продукта к сдачи на проверку)
24 мая Защита проекта. Обсуждение результатов работы.

Я начал свою работу с того, что стал искать литературу в интернете и библиотеке по данной теме, обратился к дополнительным источникам «электронная библиотека».

Сначала мне захотелось внимательно рассмотреть расположение Байкала на карте Мира. Затем мне стало интересно, а что знают мои одноклассники о Байкале.

  • кто что-нибудь знает и слышал, читал об озере Байкал?
  • кто был с родителями на берегах удивительного озера?
  • кто хотел бы побывать на Байкале, полюбоваться его красотой?
  • хотели ли расширить свои знания о знаменитом на весь мир озере?

диаграмма байкал

Потом я приступил к работе над проектом, стал анализировать информацию об озере.

Затем на листе А24 мне захотелось отразить основную информацию об озере Байкал. Я распечатал понравившиеся мне фотографии наклеил их и подписал. Мне нравилось оформлять листок ватмана о Байкале, я решил составить еще и презентацию для защиты проекта. В конце работы мне пришлось свести всю найденную информацию и оформить это в виде презентации.

Интересная информация о Байкале

Легендарное озеро Байкал расположено в центре Азии, на стыке Иркутской области и Республики Бурятия. Озеро в форме полумесяца вытянуто с севера на юго-запад его глубина достигает 1637 метров.

Наибольшая ширина в центральной части — 81 км. Площадь водной поверхности Байкала составляет 31500 км2. Длина береговой линии озера — около 2000 километров.

Байкал содержит 23000 кубических километров чистейшей пресной воды, что составляет 20% мировых запасов пресной воды, находящейся в незамерзшем состоянии.

«Байкал – далай» — называют озеро буряты, что означает «Байкал – море». Нет на Земле другого столь глубокого озера.

Озеро Байкал находится на юге Восточной Сибири. В Байкал несут свои воды 300 рек и речушек, а вытекает из него единственная река — Ангара. Но она очень многоводна, так как из озера выносится столько воды, сколько поступает.

Возраст озера Байкал

Обычно в литературе приводится возраст озера 20-25 млн. лет. На самом деле возраст Байкала точно не известен. Точно можно сказать, что Байкал очень древнее озеро. Если допустить, что возраст Байкала действительно несколько десятков миллионов лет, то это самое древнее озеро на Земле.

Считается, что Байкал возник в результате действия тектонических сил. Тектонические процессы идут и в настоящее время, что проявляется в повышенной сейсмичности Прибайкалья.

Происхождение названия озера Байкал

Проблеме происхождения слова «Байкал» посвящены многочисленные научные исследования, что говорит об отсутствии ясности в данном вопросе. Существует около десятка возможных объяснений происхождения названия. Среди них наиболее вероятным считается версия происхождения названия озера от тюркоязычного Бай-Куль — богатое озеро.

Из прочих версий можно отметить еще две: от монгольского Байгал — богатый огонь и Байгал Далай — большое озеро. Народы, жившие на берегах озера, называли Байкал по-своему. Эвенки, например, — Ламу, буряты — Байгал-Нуур, даже у китайцев было название для Байкала — Бэйхай — Северное море.

байкал

Довольно часто Байкал называют морем, просто из уважения, за буйный нрав, за то, что далекий противоположный берег часто скрывается где-то в дымке. При этом различают Малое Море и Большое море. Малое Море — то, что расположено между северным побережьем Ольхона и материком, все остальное — Большое море.

Вода Байкала

Байкальская вода уникальна и удивительна, как сам Байкал. Она необыкновенно прозрачна, чиста и насыщена кислородом. В не столь уж и древние времена она считалась целебной, с ее помощью лечили болезни. Такая высокая прозрачность объясняется тем, что байкальская вода, благодаря деятельности живых организмов, в ней обитающих, очень слабо минерализована и близка к дистиллированной.

Объем воды в Байкале около 23 тысяч кубических километров, что составляет 20% мировых и 90% российских запасов пресной воды. Ежегодно экосистема Байкала воспроизводит около 60 кубических километров прозрачной, насыщенной кислородом воды.

Ветер и волны на Байкале

Ветер на Байкале дует почти всегда. Известно более тридцати местных названий ветров. Это вовсе не означает, что на Байкале существует такое количество разных ветров, просто многие из них имеют несколько названий. Особенность байкальских ветров в том, что они почти все, почти всегда дуют вдоль берега и укрытий от них не так много, как хотелось бы.

Животный и растительный мир Байкала

Многие животные и растения больше не встречаются нигде в мире.

Всего можно насчитать больше 2600 видов обитателей.

Разнообразие и красота животного и растительного мира озера никого не оставляет равнодушным. В самом озере обитает уникальная губка (байкальский рачок), именно благодаря деятельности этого существа вода остается кристально чистой. В Байкале водятся тресковые, осетровые, лососевые, сомовые и карповые виды, а также омуль, голомянка, хариус, окунь, щука и сиг.

животный мир

Но самым известным и популярным эндемиком озера можно назвать нерпу. В лесах же обитают такие сибирские животные, как медведи, волки, лисы, зайцы и соболи. Также туристы на своем пути могут встретить хорька, росомаху, горностая, сурка, белку, сохатого лося, тарбагана, кабана, изюбра и дикую козу

В озере насчитывается 58 видов рыб. Наиболее известные — омуль, сиг, хариус, таймень, осетр, голомянка, ленок. На побережье Байкала произрастает около 2000 видов растений. На берегах гнездится 200 видов птиц. В Байкале встречается уникальное, типично морское млекопитающее — байкальская нерпа. Предполагается, что она попала в Байкал из Ледовитого океана в ледниковый период по Енисею и Ангаре.

Сибирь центр промысловой охоты. Народы которые населяли лесные территории Прибайкалья, всегда занимались охотой. Прежде всего это добывание морского зверя – байкальской нерпы, обитающей только в озере Байкал. А также, крупных промысловых птиц, копытных и пушных видов, включая мелких и крупных хищных животных в окружающих озеро горно-таежных лесах.

Население Байкала

Основные национальности Байкала — Буряты. Они являются одними из коренных народов Сибири.

Тогда и начали русские на Байкале осваивать неведомые, диковинные сибирские земли. Этот был долгий и непростой.

Шаманы.
Шаманизм — религиозное явление. Родиной шаманизма, «избранной землей» шаманов, принято считать Центральную и Северную Азию, а сакральным центром шаманов северного мира — остров Ольхон на Байка Встретить шамана – это большая удача. Шаман или шаманка – это носитель глубочайшего знания своего народа.

Кто такой шаман? Первым непременным условием для того, чтобы стать шаманом, было наличие удха — шаманского происхождения или корня. Вторым верным признаком являлось наличие шаманской болезни – сильнейшие головные боли. Избранный человек либо начинал общаться с духами и помогать людям, либо, если отказывался принять дар – вскоре умирал. Заключение

По итогам данной работы я убедился, что озеро Байкал, одно из величайших пресных озер мира, которое находится на юге Восточной Сибири. Самый крупный – остров Ольхон. Крупнейший природный резервуар пресной воды. Озеро и прибрежные территории отличаются неповторимым разнообразием флоры и фауны. Местные жители исторически называют озеро Байкал «священным морем».

Байкал – край небывалой сказочной красоты. Природа создала здесь свой уникальный мир, где всё живет в гармонии.

Байкал — достопримечательность не только России, а всего мира. Многих людей планеты это озеро привлекает не только своей неповторимой красотой, но и прежде всего уникальной чистотой своих вод. Байкал обладает уникальными особенностями. Ему нет равных в мире по возрасту, глубине, запасам и свойствам пресной воды, многообразию и эндемизму органической жизни.

Неповторима красота Байкала, живописные его берега и острова привлекали и привлекают туристов из нашей страны и зарубежья.

Неповторимый животный и растительный мир озера делают его «музеем живых древностей».

озеро байкал

В 1996 году Байкал был объявлен территорией всемирного наследия ЮНЕСКО.

Таким образом, гипотеза, предполагаемая в начале исследования полностью нашла своё подтверждение: Байкал — самое уникальное озеро мира.

Результативность работы

  • Узнал много интересного об озере Байкал;
  • поделился приобретенными знаниями с товарищами по классу;
  • вызвал у них интерес и желание заняться исследовательской работой;
  • освоил программу Microsoft Office Power Point.
  • научился работать с различными источниками: книгами, справочниками, журналами, интернет;
  • расширил кругозор.

Чем больше мы будем знать о Байкале, тем больше будем его ценить, бережнее к нему относиться к таким удивительным местам, и может быть, моя мечта осуществится, я побываю на Байкале.

Беречь Байкал — святое дело:
Его судьба — у нас в руках!
Сама природа нам велела,
Чтоб жил Байкал родной в веках!
И верю я: Байкалом будет
России слава прирастать!
И нам потомки не забудут
За это должное воздать.

Список используемой литературы

1. Агнесов Р. Байкальской тропой. М.: 1971г

2. Большая советская энциклопедия, M. изд-во Советская энциклопедия, 1978г., Т.4

3. Горощенко В.П. Природа и люди. Хрестоматия по природоведению.Изд-во «Просвещение», 1976г.

4. Сборник стихов о Байкале. -Иркутск: Изд-во Иркут.ун-та, 1983г

5. Тахтиев В.В. Море загадок. Рассказы об озере Байкал. — Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2001

Источник

Исследовательская работа по теме “Озеро светлое”

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТАГАНАЕВСКАЯ СОШ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ПО ТЕМЕ “ОЗЕРО СВЕТЛОЕ”

Авторы: Тэнне Светлана, 10 класс

Руководитель: , учитель географии

с. Таганай

2. Цели и задачи исследования с. 3

3. Историческое прошлое с. 4

4. Результаты исследования с. 6

4.1. Географическое положение с. 6

4.2. Результаты промера глубин. Питание озера. Абрис озера. с. 6

4.3. Ландшафт вблизи водоема, почвы, животные, растения водоема и береговой зоны с. 8

5. Современное использование водоема с. 12

6. Практическая работа с. 13

7. План реализации проекта с. 18

8. Заключение с. 19

Связь человека с природой существует на протяжении всей его жизни. Человеку нужно непременно общаться с природой, задавать ей вопросы и искать в ней ответы. Чтобы научиться охранять природу, заботиться о ней, нам необходимо внимательно к ней прислушаться и присмотреться. Когда знания получают с помощью собственного опыта, наблюдений, измерений и описаний, тогда они становятся действительно полезными, и человек может ими пользоваться на протяжении всей дальнейшей жизни. Психологами установлено, что в памяти у человека остается приблизительно десять процентов из того, что он слышит, пятьдесят процентов из того, что он видит, и девяносто процентов из того, что он делает. Великий китайский мыслитель Конфуций писал: услышал – забыл, увидел – запомнил, сделал – понял. Результатами своих наблюдений, своего «делания», мы и хотим поделиться в этой работе.

Объектом нашего исследования является озеро «Светлое». Это уникальное чистое озеро с прозрачной водой.

Для школьников, детей и взрослых нашей деревни это единственное место для купания летом, а также это просто красивое место для отдыха.

2. Цели и задачи исследования

· Изучить особенности природы родного края на примере озера Светлое;

· Выявить экологические проблемы озера;

· Наметить пути по становлению озера как зоны отдыха.

3. Историческое прошлое

Из слов старожилов нашего села, работников краеведческого музея г. Болотное, из документов районного архива и управления сельского хозяйства мы выяснили, что на берегах озера с одной и с другой стороны находился поселок Светлое озеро, который входил в состав колхоза «Червонный партизан». На основе похозяйственных книг из районного архива выяснилось, что в поселке с 1941 по 1951 год проживало 44 семьи. В каждой семье было от 4-х до 9-ти детей. В настоящее время в деревне Новая Чебула живут потомки семей, проживавших в поселке Светлое озеро: , , , Иванов поселка занимались сельским хозяйством: полеводством и животноводством
. В 60-е годы прошлого столетия произошло укрупнение мелких крестьянских хозяйств в совхозы. Это привело к разрушению малых деревень, жители были вынуждены переехать в более крупные села — Гудок, Старую Чебулу (впоследствии исчезнувшие деревни), Новую Чебулу (железнодорожная станция и образовавшийся совхоз «Чебулинский»). Отдельные жители пожилого возраста не пожелали переезжать и предпочли остаться в родном доме. В 1969 году в деревне оставалось еще 11 домов. Постепенно деревня вымерла. Последний дом, расположенный на западной стороне озера, опустел приблизительно в 1975 году. В нем проживала пожилая женщина

По словам работников краеведческого музея в начале 70-х годов на озере были проведены гидрохимические исследования. Анализ проб воды показал повышенное содержание серебра. Было запланировано построить санаторий, завезли бетонные блоки, но строительство не состоялось.

Примерно в это же время на северо – восточной стороне озера в сосновом бору был заложен пионерский лагерь «Алые паруса». До конца 80-х годов каждое лето в лагере отдыхали дети со всего района. В 1990 году лагерь закрыли.

4. Результаты исследования

4.1. Географическое положение

Озеро «Светлое» находится в 3 км от д. Новая Чебула Болотнинского района Новосибирской области, в направлении на Запад – Северо – Запад в лесной зоне. На расстоянии 4 км от озера в направлении Запад – Восток проходит автотрасса федерального значения «Байкал». В южном направлении от озера через д. Новая Чебула проходит транссибирская железнодорожная магистраль.

4.2. Результаты промера глубин. Питание озера. Абрис озера

Мы провели исследование глубины в различных частях озера. Наибольшая глубина оказалась ближе к середине озера и составила 16 метров. Источник воды в озере – родники, расположенные на дне. А также питание озера происходит за счет талых и дождевых вод.

Читайте также:  Озеро изумрудное байкал турбаза

4.3. Ландшафт вблизи водоема, почвы, животные, растения водоема и береговой зоны

С северо-западной стороны находится луг. С западной стороны располагается заросшее сорняками поле. Почвы лесостепей – серые лесные и черноземы выщелоченные. Вид почвы определяет растительность. Это, в основном, травянистые растения – герань луговая, князек сибирский (огонек), кровохлебка лекарственная, клевер луговой, лютик ползучий, пырей, люцерна, девясил, зверобой, ромашка, тысячелистник, подорожник, полынь горькая.

Луговая растительность в зоне водоема

С восточной стороны расположен сосновый бор, в котором, помимо основного вида – сосны, растут береза, осина, черемуха, шиповник, смородина, рябина, калина. Почвы серые лесные.

С южной стороны озера находится болотистая местность, болотные почвы. В небольшом отдалении — березовый лес.

Озерная растительность: камыш, тростник обыкновенный, рогоз широколиственный, ряска, роголистник погруженный, кувшинка белоснежная, кубышка желтая, осока и др.

Вдоль берегов – ивы, камыш, рогоз, березы, сосны.

Растительность вдоль берегов озера

Животный мир: в сосновом бору белки, бурундуки. В березовом лесу также бурундуки, мыши, кроты. Птицы: дятел, сорока, ворона, дрозд, синица, воробей, жаворонок, трясогузка, перепел обыкновенный, кукушка, пустельга, бекас, чибис, кулик. Кроме того, хищные птицы: кобчик, ястреб, коршун, сова. Водоплавающие: утки, гуси.

В биологическом разнообразии преобладают беспозвоночные: простейшие (амебы, инфузории, эвглены, губки), моллюски (улитки, слизень), ракообразные (дафнии, мормыш), паукообразные (клещ энцефалитный, паук – крестовик, сенокосцы). Самую многочисленную группу составляют насекомые: саранчовые, стрекозы, бабочки, жуки (майский, короед, усач, долгоносик, плавунец), двукрылые (мухи, комары, мошки, оводы, слепни), перепончатокрылые (пчелы, шмели, муравьи и др.). Из земноводных преобладают тритон, лягушка, жаба. Рептилии: ящерица, уж обыкновенный, встречается гадюка. В озере встречаются такие виды рыб: чебак, щука, гольян, карась, окунь, плотва.

Конечно, все многообразие животного и растительного мира озера «Светлое» этим не исчерпывается.

Результаты исследования водоема показали: озеро зарастает тиной, водорослями, ряской, берега зарастают кустарниками, но озеро по-прежнему красиво и привлекательно для отдыхающих и купальщиков.

5. Современное использование водоема

В хозяйстве озеро никак не используется, кроме водопоя местного скота из деревни Новая Чебула. Для выпаса и водопоя скота можно организовать и другие маршруты, ведь на озере постоянно купаются дети из окрестных деревень, а по выходным дням из г. Болотное и г. Новосибирска. Поэтому мы считаем целесообразным обратиться к местной администрации о запрете водопоя скота на озере «Светлое», иначе возможно заражение воды различными микроорганизмами, наносящими вред здоровью.

В озере достаточно рыбы. Отдыхающие и местные жители занимаются рыбалкой. Осенью и весной охотники промышляют водоплавающей птицей. Зимой рыбаки приходят на озеро для подледного лова рыбы.

Некоторые местные жители считают воду целебной и набирают ее в различные емкости для питья в лечебных целях. Житель села утверждает, что именно водой из озера вылечил гайморит. Известны случаи, когда люди вылечивали кожные заболевания. На озеро приезжают и из других населенных пунктов специально за водой.

6. Практическая работа

Будучи в составе областной экологической смены летом 2005 года школьники Таганаевская школы совместно с ребятами из Балтинской школы Мошковского района проводили «Экологический десант» на берегу Светлого озера. В 2006, 2007 г. Таганаевской школой эта работа была продолжена. «Экологический десант» поводился под руководством Новосибирского института почвоведения с представителями из США штат Калифорния и из Федеративной республики Германия. Мы провели очистку берегов озера от мусора, который собрали в мешки и вывезли. Впоследствии эту акцию мы проводим каждый год.

Мы собираем мусор

В 2007 году наши учащиеся были приглашены в институт почвоведения на презентацию книги «Наша Сибирь», изданной под редакцией заместителя директора института , а также при поддержке и помощи Федерального ведомства по защите окружающей среды (Германия), при участии межрегиональной общественной организации «Сибирский институт экологических инициатив».

Среди отдыхающих мы проводим разъяснительную работу, чтобы люди не загрязняли берега мусором и не бросали его в озеро.

На пляже и в местах разбивки палаток мы помещаем листовки с призывами к отдыхающим.

Пожалуйста, убирайте за собой мусор в пакеты и увозите с собой!

Не загрязняйте берега озера!

Граждане туристы и купающиеся!

Не бросайте пустые банки и бутылки в озеро!

Не оставляйте мусор на берегу!

Складируйте его в одном месте или увозите с собой!

Не мойте свои машины на берегу озера!

Не допускайте стока горючесмазочных материалов в наше чистое и светлое озеро! Вода в нем чистая и целебная.

На берегу Светлого озера

Проблема озера Светлое: зарастание озера растительностью. Если не будут предприняты необходимые меры, то, мы считаем, в перспективе (лет примерно через 50) наше уникальное озеро станет болотом.

Мы считаем, что для естественной очистки озера от водорослей необходимо запустить побольше толстолобика.

Если озеро очистить от водорослей и тины, то здесь можно организовать летом, например, палаточный городок или строительство рекреационной зоны отдыха. По берегам озера располагается сосновый бор, который обеспечивает возле озера чистый, целебный воздух. Мы надеемся найти заинтересованных людей, которые помогут нам сохранить это живописное место.

Источник

Исследовательская работа по экологии «Озеро Краснооктябрьское»

Татьяна Кириченко
Исследовательская работа по экологии «Озеро Краснооктябрьское»

МБОУ СОШ№2 Майкопского района.

Учитель биологии и экологии-Кириченко Т. В.

Исследовательская работа и проектная деятельность школьников-первый шаг к научному познанию окружающего мира.

Работа по этой актуальной, современной теме ведется под девизом «Исследования и практика-путь к новым знаниям»

В современной школе, работающей по ФГОС каждый учащийся должен научиться творчески работать, учиться самому добывать знания, применять их на практике, анализировать ситуацию и т. д. Первостепенная задача каждого учителя научить это делать, создавая проблемную ситуацию на уроке, отходя от репродуктивного преподавания предмета.

Исследовать-это значит искать что-то неизвестное, часто исследователь не знает, что принесет ему сделанное открытие и как на практике использовать добытые им сведения. Слово «проект» означает «брошенный вперед». А человек,реализующий проект, решает реальную, не выдуманную практическую проблему и задачу. Отсюда, на современном этапе развития образования очень актуально научить находить проблему, исследовать ее, предлагать свое решение. Метапредметные результаты по ФГОС отражают умение самостоятельно определять цели, ставить для себя новые задачи,развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.Личностные результаты: патриотизм российского гражданина,любовь и чувство долга к Родине. А для этого ученик должен сам практически познавать окружающий мир, выбрать тему, которая действительно ему интересна! Продумать цель и задачи, которыми хочется заниматься.

Любое исследование начинается с гипотезы,которую надо либо подтвердить, либо опровергнуть. Потом подбираются методы исследования данной темы.

После небольшой теоретической части обязательна практическая часть, где учащийся описывает,что конкретно он делал, анализирует свою работу, что получилось, что нет. Подтвердил гипотезу он или нет, делает выводы, вносит свои личные предложения по выбранной им теме.

1. Практико-ориентировочный (учебные пособия, макеты) 2. Творческий. 3. Ролевой (роли персонажей).

4. Монопроекты –в рамках одного. 5. Межпредметные.

Ученик должен четко понимать цель своего исследования,то есть зачем он его проводит.Задачи начинаются со слов:выявить. разработать…определить…выполнить…Гипотеза-догадка,не подтвержденная.Начинается со слов:если…возможно…допустим…предположим…

Методов исследования много:

-можно подумать самому.

-книги, фильмы по данной теме.

-консультация у компетентных людей.

Правильное оформление своей работы не менее важно, чем сама работа.

-Введение (актуальность-почему именно эта тема волнует? ,объект,например, озеро. Предмет, например,его растения и животные.

-Основная часть (теоретический короткий обзор научной литературы за последние годы, известные исследования по теме.)

-Практическая часть (что конкретно делал)

-Заключение (результаты работы,качественный и количественный анализ их с таблицами,графиками,диаграммами и т. д. Где практически может быть внедрен результат? Выводы и возможность дальнейшего исследования)

-Список информационных источников.

-Приложение (если оно нужно).

Как представить, презентовать и защитить свою работу?

То есть,продукты проектной деятельности:

1. Видео. 2. Выставка. 3. Игра. 4. Коллекция. 5. Макет. 6. Модель. 7. Презентация.

8. Публикация. 9. Учебное пособие. 10. Стенгазеты,фото, рисунки.

Результаты в виде графиков, диаграммы.

Предлагаю вашему вниманию исследовательскую работу шестиклассниц и проект по биологии и экологии, наиболее понравившиеся и учащимся, и взрослым.

Исследовательская работа

«Комплексное исследование озера Краснооктябрьское»

Работу выполнили:

Корнилова Анастасия, Доценко

Виктория, Погорелова Татьяна

ученицы 6 «А» класса МБОУ СОШ №2

п. Краснооктябрьского

Руководитель: учитель биологии и

экологии Кириченко Т. В.

Республика Адыгея 2018 год

2. Комплексное исследование озера Краснооктябрьское

2.1 Географическое положение.

2.2 Происхождение 2.3 Размеры. 2.4 Питание.

2.5 Характер берегов, почвы. 2.6. Растительный мир.

2.7. Животный мир.

3. Результаты опытов и исследований.

3.5 Общие выводы по проведенным опытам.

5. Список использованной литературы.

Актуальность исследования.

Данная работа является актуальной в связи с тем, что вода является источником всего живого на Земле и от качества воды, используемой человеком, зависит очень многое. Мы считаем, что загрязнение водоёмов и прилежащих к ним территорий является одной из важнейших проблем современности.

Гипотеза: чем больше мы узнаем о родном уголке природы, тем больше сможем ей помочь…

Цели и задачи исследования:

Цели проекта: выявить и оценить современное экологическое состояние озера Краснооктябрьского, провести биологические и этнологические исследования на озере и прилегающих к нему территориях.

Задачи: определить экологическое состояние озёра, используя полевые и лабораторные методы исследования.

Методы исследования:

— Беседа, (проводился опрос местных жителей).

— Метод наблюдения (использовался при изучении растительного и животного мира озёра).

— Метод глазомерной съёмки

— Органолептический метод, (для исследования воды: определялся её вкус, цвет и запах, данные заносились в таблицу).

— Место проведения исследований: Республика Адыгея, Майкопский район, центральная часть п. Краснооктябрьского.

Человечество во все времена воздавало должное воде. Об этом говорят многочисленные культуры, связанные с водными источниками. Древние верования и обожествление рек, ручьев, родников, озер сочетались с заботой об их сохранности. Некоторые из этих ритуалов живы и до наших дней.

Для поддержания нормальной жизнедеятельности человеческому телу воды требуется приблизительно в два раза больше по весу, чем пищи. Обезвоживание организма на 10% уже опасно, а на 25% — смертельно для человека; неудивительно, что без пищи человек может жить несколько недель, тогда как без воды погибает через 2-3 дня, и т. д.

От воды зависит климат планеты? Геофизики утверждают, что Земля давно бы остыла и превратилась в безжизненный кусок камня, если бы не вода. У неё очень большая теплоёмкость. Нагреваясь, она поглощает тепло; остывая, отдаёт его. Земная вода и поглощает, и возвращает очень много тепла и тем самым «выравнивает» климат. А от космического холода предохраняет Землю те молекулы воды, которые рассеяны в атмосфере — в облаках и в виде паров, без воды обойтись нельзя — это самое важное вещество на Земле.

В настоящее время проблема загрязнения водных объектов (рек, озер, морей, грунтовых вод и т. д.) является наиболее актуальной, т. к. всем известно — выражение «вода — это жизнь». Но, даже понимая всю важность роли воды в жизни, человек все равно продолжает жестко эксплуатировать водные объекты, безвозвратно изменяя их естественный режим.

Без воды невозможно представить жизнь человека, который потребляет ее для самых разных бытовых нужд.

Озёра представляют собой уникальные природные объекты. Они отличаются замедленным водообменом, свободным термическим режимом, химическим составом, значительными изменениями уровня воды. Для них характерен свой микроклимат, который оказывает заметное влияние на приозёрные ландшафты. Озёра представляют собой зону аккумуляции минерального и органического вещества, где образуются типично озёрные полезные ископаемые (сапропель).

Состояние большинства водных объектов Майкопского района, по результатам мониторинга экологического состояния водных ресурсов Республики Адыгея, относится к первой группе, что соответствует удовлетворительному экологическому состоянию.

Наш проект ориентирован на исследование, оздоровление, восстановление и охрану водных ресурсов.

В своём развитии озёра приходят несколько стадий:

Озера бывают молодые (олиготрофные, среднего возраста (мезотрофные) и старые (эвтрофные). По чисто внешним признакам молодые озера глубокие и чистые, более старые — мелкие и темные.

— В эвтрофной стадии оно становится мельче. В некоторых местах озера песок превращается в ил или глину. В прилегающих к озеру местах возникают отдельные пятна заболоченных площадей. Вода в озере становится более теплой. Заросли водных растений становятся плотными, а площади, занимаемые песком, уменьшаются. Цвет воды приобретает более темный оттенок, водоросли растут до меньших глубин.

В процессе старения кардинально меняется животный и растительный мир озера. Наше зеро переживает стадию старения.

1. Комплексное исследование озера Краснооктябрьское.

2.1 Географическое положение

Исследуемое озеро Краснооктябрьское расположено в центре п. Краснооктябрьского Майкопского района, между улицами Восточная, Шоссейная, Рабочая1

Озеро расположено на правом берегу реки Курджипс, примерно на расстоянии 250 — 300 метров.

Восточные и южные берега очень пологие, низкие, а вдоль западного берега проходит шоссе, высота насыпи около двух метров.

Вода имеет желтовато — зелёный оттенок, без запаха, есть небольшой осадок. Озеро пресное, проточное. В озеро впадает ручей Восточный.

Вытекает ручей Убегающий, впадающий в р. Курджипс.

2.2. Происхождение озера.

Более века назад, на месте посёлка был ещё хутор Драгунский. Наиболее низкие участки поймы реки Курджипс были заболочены. В некоторых углублениях образовались небольшие озёра. В этом районе было много родников, питавших озёра и болота. В шестидесятые годы двадцатого века через посёлок началось строительство дороги из Майкопа на Апшеронск. Было завезено много грунта, и большая часть болотистой местности вместе с озёрами была засыпана и застроена жилыми домами. Небольшой участок с озером сохранился. Ручей, вытекающий из этого водоёма, был засыпан при строительстве и в результате накопления родниковых вод площадь озера немного увеличилась. А в западной части из озера начал вытекать новый ручей. По происхождению озеро можно отнести к пойменным.

Озеро расположено на высоте 205 м над уровнем моря.

Имеет овальную форму. Ширина составляет 28 метров, а длина — 44 метра. Площадь водного зеркала озера около 800 м2.

Озеро мелководное, средняя глубина 0,8 м, а максимальная глубина достигает 1,6м. Объём воды в озере 260 м.

2.4. Питание и режим

Водное питание происходит за счет поступления атмосферных осадков, родников, выбивающихся со дна. В озеро впадает ручей Восточный.

Уровень воды в озере в течение года фактически постоянный, но в период сильных дождей периодически наблюдается незначительное, кратковременное увеличение площади зеркала озера.

Краснооктябрьское озеро — проточное. Из него вытекает ручей Убегающий. Устье ручья Восточный и исток ручья Убегающий находятся в восточной части озера, на расстоянии не более 10 метров, что сказывается на очень слабом водообмене озера.

Режим озера зависит от сезонных климатических особенностей. Если зима холодная, то озеро фактически замерзает полностью. Толщина льда может достигать 3-5 см. Незамерзающей остаётся только западная часть, где впадает ручей Восточный. В летний период, из-за мелководности, вода в озере прогревается до 25-27 градусов.

2.5 Характер береговой линии

Берега озера низкие, пологие. Западный берег более крутой, потому что рядом с озером проходит трасса «Майкоп — Апшеронск», при строительстве которой была сделана насыпь. Почвы супесчаные. Дно илистое, ил чёрного цвета

2.6. Растительный мир.

Несмотря на небольшие размеры нашего озера растительный мир довольно разнообразный. В южной, наиболее мелководной части озера, берега заросли камышом озёрным. За последние 10-15 лет площади этих зарослей увеличились на 20%. Рядом с камышом растут рогоз узколистный и стрелолист обыкновенный, встречается осока трёхгранная и скумпия. Западные берега густо поросли мятой перечной и ежевикой. Хорошо себя чувствует здесь и хвощ полевой и лютик едкий.

Из водных растений широко распространена элодея канадская. Зимой у элодеи наступает период покоя. Большая часть растения отмирает, в грунте остаются зимующие почки, которые весной дадут новые ростки.

На водной поверхности в отдельные годы, если жители прилегающих домов не выгоняют на озеро водоплавающих птиц (гусей, уток, поверхность озера затягивает ряска.

По берегам растут одиночные деревья: ива плакучая, тополь серебристый.

2.7. Животный мир.

В озере водится рыба: краснопёрка, горбыли и плотвичка. Это объекты внимания любителей рыболовов, которых на берегу озера можно встретить фактически в любое время года. Количество рыбы, по словам рыбаков, становится меньше после появления в озере щук.

Много черепах, которые в летний период часто греются на корягах

Из насекомых мы наблюдали:

стрекоз: стрелка голубая, коромысло, водомерок, в большом количестве комаров, жуков плавунцов.

Из моллюсков здесь встречаются брюхоногие: большой и малый прудовик.

Из земноводных: прудовая лягушка,

Из пресмыкающихся мы встречали водяного ужа,

Из птиц мы видели диких уток крякв, которые последние годы сюда стали чаще залетать и даже в зарослях камыша пытаются вить гнёзда. Иногда на озеро приземляются серые цапли и даже несколько раз видели лебедей.

Из млекопитающих здесь водятся ондатры, но они очень часто уходят вверх по течению ручья Восточный и снова возвращаются.

Читайте также:  Пеший поход по телецкому озеру

3. Результаты опытов и исследований.

Мы провели несколько лабораторных опытов.

Для изучения качества воды в озере мы взяли пробу воды. Исследование проводили в феврале 2018г. Воду для изучения отбирали в чистую посуду, предварительно 2-3 раза ополоснув исследуемой водой.

Определение запаха воды озера Краснооктябрьское:

Оборудование: колба с водой

1. Налили в колбу исследуемую воду, закрыли пробкой колбу.

2. Через час открыли пробку, и определили запах воды с помощью взмаха руки.

При определении запаха руководствовались предложенными таблицами:

Интенсивность запаха Характер проявления запаха Балл

Отсутствует Запах не ощущается 0

Очень слабая Запах слегка обнаруживаемый 1

Слабая Запах замечается, если обратить на это внимание 2

Заметная Запах легко замечается, вызывает неодобрительный отзыв о воде 3

Запах обращает на себя внимание и заставляет воздержаться от питья 4

Очень сильная Запах настолько сильный, что делает воду непригодной для питья 5

Символ Характер запаха Примерный род запаха

А Ароматный Огуречный, цветочный

Б Болотный Илистый, тинистый

Г Гнилостный Фекальный, сточный

Д Древесный Запах мокрой щепы, древесины

З Землистый Прелый, свежевспаханной земли

Р Рыбный Рыбьего жира, рыбы

С Сероводорода Тухлых яиц

Т Травянистый Сена, свежескошенной травы

Н Неопределенный Запах естественного происхождения, не подходящий под предыдущие определения

Вывод: по результатам наблюдений заполнили таблицу, используя приведенные выше таблицы.

№ колбы Оценка в баллах Запах

1 2 Вода взятая из озёра имеет легкий болотный запах, род запаха илистый, тинистый.

Определение мутности (прозрачности)воды:

Для определения мутности использовали метод качественного определения мутности.

Оборудование: пробирка стеклянная высотой 10–12 см, лист тёмной бумаги (в качестве фона).

Для определения прозрачности мы одну пробирку заполнили исследуемой водой до высоты 10–12 см.

Мутность воды определили, рассматривая пробирку на тёмном фоне при достаточном боковом освещении (дневном, искусственном). Мы увидели, что в озёрной воде заметны мелкие частицы песка, которые не оседают, но при этом сохраняется прозрачность воды. Используя таблицу, определили что, вода слабо мутная.

Вывод: вода слабо мутная, так как содержит мелкие частички песка.

Изучение осадка путем отстаивания воды:

Для определения осадка мы налили исследуемую воды в цилиндр и

отстаивали в покое 1 час. Осадок оценивали количественно (нет, незначительный, заметный, большой) и качественно (песчаный, глинистый,

илистый, кристаллический, хлопьевидный).

Вывод: в результате отстаивания воды образовался незначительный песчаный, осадок.

Условия исследования: комнатная температура.

Для определения цветности воды взяли стеклянный сосуд и лист белой бумаги. В сосуд набрали воду и на белом фоне бумаги определили цвет воды

Вывод: Цвет воды – слегка жёлтый.

3.5 Общие выводы по проведенным опытам:

1. В водоёме присутствуют животные, которые защищают его от загрязнения, поедая сгнившую растительность.

2. В результате наблюдения выявлено, что набережную водоёма засоряют мусором отдыхающие и рыбаки, часть мусора попадает в воду.

3. При определении качества воды озера «Краснооктябрьское»выяснили:

а) вода, взятая из озёра, имеет незначительный болотный запах, род запаха илистый, тинистый.

б) вода слабо мутная, так как содержит мелкие частички песка.

в) в результате отстаивания воды образовался незначительный песчаный, осадок.

г) цвет воды – слегка жёлтый.

Вода озера Краснооктябрьского умеренно загрязнена, в целом его состояние можно оценить как умеренно-загрязненное.

В течение всей исследовательской работы, мы поняли, что озеру необходимо помочь. Исследуя воду, мы пришли к выводу, что оно пригодно

для существования в нём живых организмов, а значит, озеро живое и в нём обитают богатая флора и фауна, которую надо сберечь.

В результате проведенных исследований основная цель и задачи выполнены.

Мы остались удовлетворены результатами своих исследований и всеми видами проведенных работ, потому что узнали много интересного о нашем озере.

Территория озера — место живописное. Но вызывает огорчение, что очень часто на этой территории скапливается много мусора. Мы считаем, что это проявление низкой экологической и общечеловеческой культуры некоторых жителей посёлка.

Мы очень хотим, чтобы наше озеро всегда было полноводным, красивым, чтобы в нём было много рыбы.

Чтобы люди берегли и приумножали богатства данного водоёма.

Лично мы тоже можем многое сделать для нашего озера, например, вместе с друзьями пойти вдоль озера, и расчистить загрязненные места.

1. Т. А. Ашихмина «Школьный экологический мониторинг»«Ангар»,

«Рандеву – АМ» 2010

2. А. Г. Муравьёв «Руководство по определению показателей количества

воды полевыми методами». Издание третье – «Крисмас+» Санкт-

3. Новиков Ю. В., Сайфутдинов М. М. Вода и жизнь на Земле. / Ю. В. Новиков, М. М. Сайфутдинов.: Наука.

4. СанПиН 2.1.4.1074-01 Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды.

5. Д. В. Новенко. География. Практические работы на местности 6-9 кл. / Д. В.Новенко-М:. Дрофа, .2010.

6. Экология.6-11 классы: внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся/сост. И. П. Чередниченко.

Исследовательская работа «Березовая кора» автор Закурдаев Кирилл, 5 лет Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Дульдургинский детский сад «Ромашка» Научно-практическая.

Исследовательская работа «Что за чудо эти сказки» Я очень люблю слушать сказки. Мне их рассказывают и читают родители перед сном, бабушка с дедушкой, а теперь я и сама умею их читать. Однажды.

Исследовательская работа «Профессия смелых» Введение В детском саду воспитатель нас знакомит с разными профессиями, я узнала, что каждая профессия по-своему является нужной и важной.

Исследовательская работа «Особенности демотиваторов» Содержание Введение. … 3 Глава 1. Основные понятия о демотиваторах 1.1. Что такое демотиваторы 4 1.2. Происхождение.

Исследовательская работа по ПДД «Профессия — регулировщик» Перед сном мама мне всегда читает разнообразные книги и журналы. И вот однажды, она мне прочла стих С. Михалкова «Дядя Степа». В стихотворении.

Исследовательская работа «Удивительный продукт — мед» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики.

Исследовательская работа «Мой родной язык» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Таптанайский детский сад «Солнышко» Исследовательская работа.

Опытно — исследовательская деятельность по экологии в подготовительной группе «Враг природе — мусор» Цель: Закрепить и расширить знания о правилах поведения на природе; Задачи: Формировать навыки практического взаимодействия с мусором:.

Исследовательская работа «Пенное извержение» Исследовательская работа по теме «Пенное извержение» Руководитель: Керн Алла Викторовна Оглавление 1. Введение…. 3.

Учебно — исследовательская работа по экологии и здоровью человека «Шоколад. Вред или польза?» Учебно — исследовательская работа Секция: Экология и здоровье человека «Шоколад: вред или польза?» Автор работы: Бессольнова Олеся 5 лет.

Источник

Исследовательская работа по озерам россии

Введение

Спокойно озеро, широко,Как чаша полная водой,Зарёй подернуто с востока,Хранит пленительный покой.Одета дымкой розоватой,Не шелохнётся осокаТуманом скрыта, словно ватой,Вдаль убежавшая река.

Моя малая Родина – это село Рыбниковское Каменского района. Село наше расположено на берегу замечательного озера – озера Сунгуль. Однажды, отдыхая с родителями на берегу озера, мы задумались о том, что означает его название. Папа сказал, что в нашей округе много и других озер: Шаблиш, Червяное, Тыгиш. Откуда взялись такие названия? Что они означают? Какие секреты таят названия озёр нашего края? Меня эта тема очень заинтересовала. На эти вопросы я постаралась ответить в своей исследовательской работе «Секреты названия озёр моей малой Родины»

Актуальность: Любовь к Родине начинается с любви к тому месту, где ты родился и вырос. Человек, любящий свой край, должен знать его историю. Названия озёр отражают историю родного края.

Цель исследования: изучить происхождение названий озёр Каменского района.

Для этого мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Изучить карту Каменского района и узнать, какие озёра там имеются.

2. Изучить литературу по данной теме.

3. Исследовать историю возникновения и значение названий озёр.

4. Провести анкетирование одноклассников и односельчан.

Объект исследования: озёра Каменского района.

Предмет исследования: происхождение названий озёр.

Методы исследования:

Теоретический: анализ литературы по проблеме исследования;

Социологический: опрос, анкетирование.

Гипотеза:

Мы предположили, что названия озёр должны отражать или какую-нибудь их особенность, или должны быть связаны с каким-нибудь событием, легендой.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. Что такое озеро.

Озеро — это естественный, замкнутый в берегах большой водоём, не имеющий непосредственной связи с океаном. Озера бывают естественные и искусственные, пресные и соленые. На Земле насчитывается около 5 миллионов озер.

1.2. Из истории края.

Мое село Рыбниковское впервые было упомянуто в документе 1682 г. По легенде известно, что его основал ссыльный Рыбников, крепостной крестьянин из Центральной России. По его фамилии и названо село. Деревня Рыбникова нанесена на карту А. Кичигина 1734 г. Интересно и то, что Рыбникова сначала входила в Колчеданский приход, потом в Щербаковский и, наконец, в Шаблишский. В 1816 году рыбниковцы начали строить свой храм и с 1820 г. деревня Рыбникова стала селом.

Деревня Богатенкова была основана на юго-восточном берегу озера Сунгуль после 1734 года.

Поля д. Богатенкова и Рыбниково 4 и 8 марта 1774 года были полями сражений пугачевцев с царскими полками, длившиеся оба раза по световому дню. Восставшими в этих боях командовали староста Белоярской волости, он же пугачевский полковник Федот Кочнев, и уроженец деревни Богатенкова — Самсон Максимов. 4 марта восставшие разгромили полк Фишера и к вечеру заняли Каменский завод, а 8 марта победу одержал майор Фишер.

До 1957 года по-соседству с селом Рыбниковское находилось село Тыгиш. Русское поселение возникло на месте аула татарина Ахмета Шигаева. Когда в 1851 г. в д. Тыгиш построили деревянную церковь, святить которую приехал архиепископ из Екатеринбурга, от с. Рыбниково до деревни Тыгиш ему выстлали дорогу из ковров и половиков. Известно, что тыгишцы тоже были пугачевцами, принимали также участие в волнениях 1754-1763 годов и «картофельном бунте» 1842 г. Село Тыгиш ликвидировано после радиоактивного выброса с предприятия «Маяк» 29 сентября 1957 года.

Глава 2. Практическая часть

Как прекрасны бывают озера,Окруженные лесом густым,Над водою склоняются ивы,Тихо шепчут под ветром кусты.

Почему так прекрасны озера?Нет ответа, не знаю я,Только тянут они как магнитом,И душа отдыхает моя!Марк Львовский

2.1. Изучение карты и истории названий озёр

Изучив карту Каменского района, мы узнали, что на его территории имеются несколько озёр: Тыгиш, Малый и Большой Сунгуль, Червяное, Травяное, Сосновское, Моховое, Карасье и Стариково (Приложение 1).

Село Рыбниковское расположено вдоль восточного и южного берега озера Большой Сунгуль. На юге озеро Червяное, на западе озеро Тыгиш. Километрах в трех от озера Червяное находится озеро Шаблиш. Шаблиш расположен уже за пределами Каменского района, на территории Челябинской области, но многие мои ровесники считают его частью своей Малой Родины. Так же в окрестностях Рыбниковского находится ботанико-геоморфологический природный памятник — Озеро Малое, — низинное осоко-тростниковое болото площадью 1,6 квадратных километров.

Информацию об озерах моей малой Родины мы изучали несколькими способами: это и прочтение книг по краеведению, и различные Интернет-ресурсы, а также мы провели опрос среди своих одноклассников и односельчан. Вот какую информацию мы обнаружили.

Озеро Большой Сунгуль — типичный водоем лесостепной полосы Уральского региона Озеро овальной формы, площадь водного зеркала 10,2 км 2 , средняя глубина 4 – 5 метров, максимальная — до 7 метров.

Существует несколько версий происхождения названия озера:

До расселения русских в местных краях жили башкиры. Так Сунгуль в переводе с башкирского означает: «Су» — вода, «Гуль» — измененное башкирское «Куль» — озеро.

По другой версии: «Сун»- камень, «Гуль»- цветок – «Каменный цветок».

Наш бывший учитель географии Федоров Иван Петрович предположил, что название озера означает: «Су» — вода, «Гуль» — соленое, т.е. «соленая вода».

Но неоспоримо одно, что название «Сунгуль» придумано башкирами.

Озеро Червяное находится на границе Челябинской и Свердловской области. Это бессточное озеро. Площадь зеркала 5,64 км 2 ; средняя глубина 2,5 метра, максимальная глубина 4,0 метра.

Толкование названия озера я нигде не нашла. В словаре Ожегова слово «червяной» означает – прилагательное к слову «червь» или «для червей».

Мои односельчане выдвинули такую гипотезу, что название озера может происходить и от древнерусского слова «червоное», т.е. красное. Красное озеро бывает во время заката солнца. Так же есть такая версия, что «Червяное» — это «лечебное» озеро.

Озеро Тыгиш. Площадь зеркала озера: 6,7 км². Средняя глубина: 1,5 метров, максимальная глубина: 6 метров. Слово «Тыгиш» переводится как «зеркало». Озеро Тыгиш, возможно, дало название селу Тыгиш.

Озеро Шаблиш. Шаблиш — достаточно крупное озеро, его площадь 32 км 2 . С севера на юг вытянуто на 8,5 километра, с запада на восток — на 5,5 километра. Озеро неглубокое: средняя глубина – 2 метра, максимальная – 5 метров, притом глубины увеличиваются постепенно.

Однозначного толкования названия озера нет. Предположительно, имя озера и расположенного на берегу села произошло от башкирского мужского имени Шаблиш. На это указывает имяобразующий суффикс -ш, -ыш, -ищ.

2.2. Социологический опрос

Изучая проблему, мы провели опрос среди учеников нашей школы и односельчан. В опросе участвовало 30 человек (Приложение 2).

1 вопрос: На берегу какого озера ты любишь отдыхаешь?

Большинство респондентов ответило: «На озере Сунгуль» — 70%;

На озере Червяное отдыхают 15 %;

На озере Тыгиш – 10%;

На озере Шаблиш – 5%

2 вопрос: Что дает нам озеро?

Ответ на этот вопрос показал, что люди осознают огромное значение наших озер. Ответы были почти одинаковые – это: рыба, место отдыха, красота и здоровье.

3 вопрос: Названия каких озёр нашего района ты знаешь?

Сунгуль — 100%, Червяное — 100%, Тыгиш — 95%, Шаблиш — 85%, Травяное – 60%, Сосновское- 40%, Моховое — 40%.

4 вопрос: Можешь ли ты объяснить, почему эти озёра так называются?

Высказали свои версии происхождения названий 80%. Не смогли объяснить — 20%.

5 вопрос: Нужно ли знать названия озёр своего края?

Все респонденты ответили положительно.

6 вопрос: Почему нужно знать названия озёр своего края?

100% ответили, что это наша история, часть нашей Родины. «Это наша Малая Родина, и мы должны знать не только названия озер, историю села, памятники, но и людей, которые прославляют наш край своими делами!» (Приложение 3).

Результаты опроса показали, что:

Наши ровесники и односельчане много знают о родном крае, интересуются его историей, а, значит, и любят свою Малую Родину!

Заключение

На территории России находится свыше двух миллионов озёр суммарной площадью более 350 тыс. км². Некоторые озера являются крупными, например, Ладожское или Онежское. В России расположено и самое глубокое озеро в мире – озеро Байкал. Однако подавляющее большинство российских озёр относится к небольшим.

Озера Каменского района не относятся к крупным, но это озера нашей малой Родины. Мы должны беречь и охранять их.

В результате исследования мы узнали, что названия озёр отражают историю нашего края. Эти названия остались от коренных жителей и первых русских поселенцев.

Изучение карты, литературы и интернет- источников показали также, что в названиях озёр отражаются их особенности. Наша гипотеза подтвердилась.

Все в тающей дымке:Холмы, перелески.Здесь краски не яркиИ звуки не резки.Здесь медленны реки,Туманны озеры,И все ускользаетОт беглого взора.Здесь мало увидеть,Здесь нужно всмотреться,Чтоб ясной любовьюНаполнилось сердце.Здесь мало услышать,Здесь вслушаться нужно,Чтоб в душу созвучьяНахлынули дружно.Чтоб вдруг отразилиПрозрачные водыВсю прелесть застенчивойРусской природы. Рыленков Н.

Библиографический список

1. Наша Родина – уральская глубинка: Сборник к 50-летию Каменского городского округа. — Под ред. Н.И. Буйносовой.- Реж: ОАО «Режевская типография», 2017. – 244с.

2. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. Л.И. Скворцов. — М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. — 1376 c. 3. Рундквист Н., Задорина О. — Свердловская область. От А до Я: Иллюстрированная краеведческая энциклопедия. — Екатеринбург: Сократ, 2009. — С. 456.

Приложение 1.

Приложение 2.

1 вопрос: На берегу какого озера ты любишь отдыхаешь?

3 вопрос: Названия каких озёр нашего района ты знаешь?

4 вопрос: Можешь ли ты объяснить, почему эти озёра так называются?

6 вопрос: Почему нужно знать названия озёр своего края?

Источник



Исследовательская работа «Озёра

Сравнительная характеристика озёр «Круглыш», «Вахринское» и «Старица», расположенных в долине реки Кама в окрестностях села Бисерово.

Работу выполнила Черкасова Елена Юрьевна, ученица 8 класса

МОУ СОШ с. Бисерово Афанасьевского района Кировской области.

Руководитель – учитель географии МОУ СОШ с. Бисерово Дёмина Нина Демьяновна.

Если речной поток завораживает своим движением, особенно заметным в ледоход, то озёра гипнотизируют неподвижностью водной глади, будоражат воображение таинственностью своих глубин.

В целом Кировскую область не назовёшь озёрным краем.

Инвентаризация озёр в области не проводилась, поэтому точное количество их неизвестно, примерная цифра – 4,5 тысячи.

АКТУАЛЬНОСТЬ данной проблемы заключается в том, что эти озёра могут иметь большое экскурсионное и научное значение с точки зрения их происхождения, экологии, площади, растительного и животного мира. В литературных источниках по Кировской области нет информации о данных озёрах.

Читайте также:  Тихие озера в контакте

Мы исследовали три озера: «Вахринское», «Круглыш» и озеро – старицу на Каме (местное название «Старица»). Описание всех озёр сделано по одному алгоритму.

Методику для исследований взяли из «Экологии родного края» авторы: В.П. Исупов и В.А. Копысов.

Озёра находятся на юге и юго — западе от села Бисерово за рекой Камой в 2-х и 3-х километрах. Чаша «Вахринского» и «Старицы» -продолговатая, а «Круглыш», оправдывая своё название, расположен вокруг холма. Площадь зеркала: 50 тыс. кв.(«Вахринское», 6,7 тыс кв.м («Круглыш»), 80 тыс кв.м («Старица»). глубина озер от 1 метра до 6 — 8 метров. Самое глубокое- «Вахринское». По происхождению это озера – старица. Питание озер осуществляется за счёт атмосферных осадков, а также за счёт грунтовых подземных вод. Прозрачность воды определили с помощью диска Секки. В «Вахринском» озере у восточных берегов она равна 87 см, в «Круглыше» — 52 см, в «Старице» -32 см. Определение запаха воды проводилось в домашних условиях. Примерно 100 – 150 мл воды наливали в колбу и закрывали пробкой, встряхивали. Быстро открывали пробку и определяли характер запаха. Затем колбу нагревали примерно до 60 градусов и оценивали запах. В «Вахринском» озере характер запаха болотный, так как местность окружают болота, в других озёрах – илистый. При исследовании вкуса и привкуса в рот набирали 10- 15 мл воды, держали несколько минут, не проглатывая, и определяли характер привкуса. Привкус воды во всех озерах рыбный (в «Старице» — нефтепродуктов). Содержание взвешенных частиц в мг на литр определяют по формуле:

(М1 – М2)* 1000. Примерное содержание частиц- от 0,01мг до 0,02 мг.

Из водных растений здесь встречается: кубышка жёлтая, камыш озёрный, ряска, в «Круглыше» и «Старице» много элодеи канадской (поселяется в грязных водоёмах, сама является биологическим загрязнителем). Из организмов- индикаторов озера заселяют: прудовик обыкновенный, лужанка, значит водоёмы умеренно загрязнёны. Температура воды озёр разная. Плохо прогревается «Вахринское» озеро. В хозяйственном плане озёра используются для ловли рыбы, места отдыха, выпас скота.

Из сравнительной характеристики озёр можно сделать вывод, что все озёра- озёра старицы. По времени происхождения самым молодым является «Вахринское» озеро. Более сильное антропогенное воздействие оказывается на озеро «Старицу».

Работу по изучению озёр необходимо продолжить. Наша задача – сохранение уникального чуда природы–озёр. Поэтому необходимо проводить разъяснительную работу среди населения и учащихся. Данные исследования можно использовать на уроках географии, биологии, краеведения. Территория озёр имеет рекреационную привлекательность, особенно озеро «Круглыш».

Скачать:

Вложение Размер
ozera.doc 744 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Бисерово

Афанасьевского района Кировской области.

озёр «Круглыш», «Вахринское» и «Старица», расположенных в долине реки Кама в окрестностях села Бисерово.

ученица 8 класса

МОУ СОШ с. Бисерово

географии МОУ СОШ

Дёмина Нина Демьяновна

С. Бисерово – 2009 год

1.Предисловие…………………….. стр. 3

2.Актуальность темы ………… 4

4. Озеро «Вахринское» …….. . 7-10

5. Озеро «Круглыш» ……. . … 11-12

6. Озеро «Старица» ………. 12-13

8. Литература……………….. 15 9.Приложение 1….. … 19 10.Приложение 2 …… 19

Сравнительная характеристика озёр «Круглыш», «Вахринское» и «Старица», расположенных в долине реки

Кама в окрестностях села Бисерово.

Люблю я вятские просторы:

В лесах — берёзовую сень,

Озёра, реки, косогоры…

«Если речной поток завораживает своим движением, особенно заметным в ледоход, то озёра гипнотизируют неподвижностью водной глади, будоражат воображение таинственностью своих глубин. Будто кто – то неведомый наблюдает за вами через голубые, зелёные, чёрные зрачки озёрных вод. Морской глаз – так называется одно из самых глубоких озёр Вятского Увала, расположенное в Марийской республике». А.Н.Соловьёв.

На уроках географии, при изучении темы «Внутренние воды», нам рассказывали про озёра.

Я заинтересовалась данной темой, поэтому мне захотелось узнать, много ли озёр окружает наш населённый пункт. В целом Кировскую область не назовёшь озёрным краем.

Инвентаризация озёр в области не проводилась, поэтому точное количество их неизвестно, примерная цифра – 4,5 тысячи озёр на территории Кировской области.

Соловьёв А.Н. Озёра. Энциклопедия земли вятской. Т.7. Природа, Киров, 1997. – С.200 – 202.

АКТУАЛЬНОСТЬ данной проблемы заключается в том, что эти озёра могут иметь большое экскурсионное и научное значение с точки зрения их происхождения, экологии, площади, растительного и животного мира. В литературных источниках по Кировской области нет информации о данных озёрах.

Цель работы : изучение и описание озёр, составление паспорта.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи :

— изучить литературные источники;

— выявить озёра и сделать их комплексное описание;

— дать оценку экологической ситуации озёр.

Озёрами называют внутриматериковые водоёмы, не имеющие течения. Это весьма своеобразные природные системы.

От рек они отличаются не только отсутствием течения, но и химическим составом воды, очень медленным водообменном, характерным температурным режимом.

Как рождаются озёра? Они бывают тектонического, вулканического, ледникового, старичного, карстового и других происхождений. Всего выделяется до 70 типов озёрных котловин. В Кировской области представлено не более пяти типов озёрных котловин.

Территория нашего края находилась за пределами деятельности четвертичных ледников, создавших множество озёр в Карелии и на Кольском полуострове. Однако определённую роль в происхождении наших озёр оледенение всё же сыграло. Территория области находилась под воздействием водных потоков, стекавших с ледника при его таянии. Потоки ледниковых вод углубили и расширили долины рек, оставив на дне многометровые толщи песчано — глинистых наносов. Блуждая в этих, легко размываемых, отложениях, реки постоянно меняли свои русла, отшнуровывая таким образом от нового русла его старые участки. Так возникли озёра – старицы.(1).

Мы исследовали три озера: «Вахринское», «Круглыш» и озеро – старицу на Каме (местное название «Старица»). Приложение 1

Описание всех озёр сделано по одному алгоритму.

  1. Географическое положение.
  2. Рождение озёр.
  3. Размеры:

4. Особенности берегов.

5. Характеристики озёр:

— породы, образующие дно;

— водная и околоводная растительность;

6. Исследования экологического состояния водных обьектов:

— прозрачность; определение чистоты воды по организмам;

— определение содержания взвешенных частиц;

— вкус и привкус воды;

Энциклопедия земли Вятской. Том 7. А.Н.Соловьёв «Озёра», стр. 200, 2005.

Методику для исследований взяли из «Экологии родного края» авторы: В.П. Исупов и В.А. Копысов.

Вахринское озеро. (Приложение 2)

Озеро относится к немногочисленным – глубоким и загадочным, с точки зрения происхождения, озёрам.

Оно находится на юго — западе от села Бисерово за рекой Камой, в 3-х километрах. Откуда возникло такое название, неизвестно. Наверное, об этом существуют различные легенды. Чтобы добраться до озера необходимо переправиться через Каму на левый берег. А дальше по пойменно — луговой долине, заросшей смешанными лесами можно добраться до озера. На довольно большом расстоянии от озера местность заболочена (особенно с северо — восточной стороны), поэтому подойти к нему сложно.

Чаша озера продолговатая. Длина примерно 1000 метров, ширина – до 50 метров. Площадь зеркала – 50 тыс. кв. м (0,05 кв. км). Точная глубина озера неизвестна, примерная от 6 до 8 метров. Максимальная глубина в центральной части озера.

Мы долго думали, какого происхождения это озеро. Первая версия была такова, что данное озеро провального происхождения. Однако при более подробном изучении выяснилось, что это озеро – старица. Озеро имеет вытянутую, извилистую форму. Дно озера образовано разными породами. У северо-восточных берегов дно илистое с отмершими растительными остатками. Ил тёмно – серого почти чёрного цвета. Местами — дно песчаное. Северо – восточный берег озера – пологий. В 70-е- 80-е годы, по словам очевидцев, к нему было сложно подойти, так как почва под ногами «тряслась». Причиной являлось то, что берега окаймляла сплавина. Сплавина – это плавучая дернина из переплетённых корней водно–болотных растений — вахты трёхлистной, сабельника болотного, поросшей мхами, осоками, болотными кустарничками и даже древесной порослью.

Сейчас берега более плотные, но не везде. Юго – западный берег — выше. Из – за окружающих озеро болот, вода в нём кажется чёрной. Питание озера осуществляется за счёт атмосферных осадков, выпадающих в виде дождя и снега, а также за счёт грунтовых подземных вод.

Из-за хорошего подземного питания уровень воды в озере почти не меняется (по рассказам рыбаков).

Прозрачность воды зависит от нескольких факторов: количества взвешенных частиц ила, глины, песка, микроорганизмов, от содержания химических веществ. Прозрачность характеризуется предельной глубиной, на которой ещё виден специально опускаемый белый диск диаметром около 20 см (диск Секки). Прозрачность мы измеряли у северо – восточного берега. Светлую фанерку с грузом опускали в воду на верёвке. На верёвке были сделаны метки. Диск опускали и замеряли по меткам на какой глубине он скроется из поля зрения. Затем диск поднимали и замечали глубину, на которой он стал виден. Среднее из этих отсчётов и стало показателем прозрачности воды. В Вахринском озере у восточных берегов она равна 87 см.

Определение запаха воды проводилось в домашних условиях. Примерно 100 – 150 мл воды наливали в колбу и закрывали пробкой, встряхивали. Быстро открывали пробку и определяли характер запаха. Затем колбу нагревали примерно до 60 градусов и оценивали запах.

По характеру запахи делят на две группы:

  1. Запахи естественного происхождения, их находят по классификации из таблицы.
  2. Запахи искусственного происхождения (от промышленных выбросов, от обработки воды реагентами) называться по соответствующим веществам.

В нашем случае характер запаха болотный, так как местность окружают болота.

Вкус и привкус воды оценивается как качественно, так и количественно по интенсивности в баллах. Различают 4 вида вкуса: солёный, горький, сладкий, кислый. Остальные вкусовые ощущения называют привкусами: хлорный, рыбный, металлический и т.д. Вкус и привкус определяют при комнатной температуре и 60 градусах. В воде открытых водоёмов сомнительных в санитарном отношении вкус воды устанавливают после её кипячения.

При исследовании в рот набирают 10- 15 мл воды, держат несколько минут не проглатывая и определяют характер привкуса. Привкус воды в данном озере рыбный.

Определение содержания взвешенных частиц.

Этот показатель качества воды мы определяли путём фильтрования 1000 мл воды. Фильтр перед работой взвешивали. Затем фильтровали и снова взвешивали. Содержание взвешенных веществ в мг на литр определяют по формуле: (М1 – М2) * 1000 : М1 — масса фильтра с осадком, М2- масса фильтра до опыта, Содержание взвешенных частиц равно, примерно 0,02 мг

На территории водоёма и прилегающих к нему участках можно увидеть самые разные растения. Из водных растений здесь встречается: кубышка жёлтая, камыш озёрный, ряска. Из организмов- индикаторов чистые водоёмы заселяют личинки веснянок, подёнок, вислокрылок и ручейников. Они не выносят загрязнения и быстро исчезают из водоёма. Умеренно загрязнённые водоёмы заселяют водяные ослики, бокоплавы, личинки мошек, двустворчатые моллюски, лужанки, личинки стрекоз. Чрезмерное загрязнение водоёма заселяют личинки комара звонца (мотыли) и ильной мухи. Данное озеро заселяют прудовик обыкновенный, лужанка, значит водоём умеренно загрязнён. Видовой состав прибрежной растительности разнообразен. По северо-восточному берегу растёт хвощ, осока, мхи, ольха, ива. По юго-западному берегу преобладает древесная растительность: первый ярус- это осина, берёза; второй ярус-ель, сосна. Так как вокруг озера произрастает древесная растительность, вода в нём прогревается плохо. На поверхности температура воды в начале августа составляла +15 градусов С, а на глубине 5 метров — + 12 градусов.

По берегам озера угадывается слабая тропа, проложенная рыбаками и охотниками. Озеро в хозяйственном отношении практически не используется местными жителями, за исключением рыбной ловли. В один из дней исследования в озере находилась браконьерская сеть. Обитают здесь: карась, окунь, щука. Со слов старожилов в прошлом здесь обитал очень крупный лещ (и карась размером 25-30 см.). Заморов рыбы местные жители не отмечают. Самыми крупными обитателями приозёрной местности являются лоси.

Озеро малодоступно для отдыхающих. Однако в 2007 году, в июне месяце, когда у нас был лагерь, мы посетили это озеро. Из местных жителей здесь мало, кто бывал.

Данное озеро находится южнее Вахринского озера, на расстоянии около 0,5 километра. Это озеро старичного происхождения, отделившееся от русла реки. Оно оправдывает своё название, так как расположено вокруг небольшого холма. Озеро соединяется с Камой небольшим протоком в виде оврага. Вода здесь бывает во время весеннего половодья. В июне месяце проток пересыхает. Озеро находится на стадии зарастания, поэтому подход к открытой воде затруднён из-за сильного разрастания хвоща приречного и осоки острой.

Озеро изобилует околоводными и водными растениями: кубышка жёлтая, камыш озёрный, разные виды рясок, водокрас лягушачий, элодея канадская (водяная чума). Элодея наиболее устойчива к загрязнению, однако сама является биологическим загрязнителем. Ряска развивается в стоячих водоёмах, покрывая всю поверхность воды, выделяя при этом большое количество кислорода, она играет важную роль в самоочищении водоёма. Кубышка жёлтая приурочена к илистым грунтам и не являются индикаторами чистой воды. Видовой состав растительности берега и заливного луга представлен многими видами растений: лабазник, борщевик сибирский, герань луговая, клевер луговой, клевер ползучий, пижма, тысячелистник обыкновенный, много злаковых. Подлесок представлен

шиповником, черёмухой, крушиной. В древостое преобладает осина, берёза, пихта, реже – ель, сосна.

Ихтиофауна представлена следующими рыбами: плотва (сорога), окунь, щука, ёрш, язь, карась.

Из моллюсков встречаются: лужанки, катушки, прудовик, улитки.

Дно озера илистое.

Данное озеро более интенсивно посещается рыбаками и охотниками. На заливном лугу, расположенном на северо – востоке от озера, СПК «Заря» ведёт заготовку сена. Природа данной территории очень красива, поэтому здесь бывает больше отдыхающих, чем на Вахринском озере. Но больших следов отрицательного воздействия здесь не обнаружено. В этих местах можно организовать зону отдыха.

Со слов старожила села Бисерово Лучникова Геннадия Ивановича, данное озеро пытались соединить с «Вахринским». Был прорыт овраг. Это было организовано одним из руководителей колхоза (фамилию его он не помнит). Эта небольшая канава существует до сих пор. Во время весеннего половодья она наполняется водой и по ней частично мигрирует рыба.

Прозрачность воды составляет 52 см.

Запах – илистый. Вкус – рыбный. Содержание взвешенных частиц – 0,01 мг.

Озеро также находится на юго-западе от села Бисерово. От озера «Вахринского» и «Круглыш» на юге.

Данное озеро отличается от озера «Круглыш» формой, форма более вытянутая. По сравнению с тремя исследованными озёрами – это озеро самое заросшее. В ботаническом и зоологическом отношении это озеро такое же, как «Круглыш».

Гидрологический режим озёра тесно связан с рекой, поскольку протоком связан с речным руслом и затапливается в половодье. Летом вода в озере хорошо прогревается, особенно поверхностный слой. Во время исследования температура составляла + 20 градусов (июль месяц). По содержанию питательных веществ это озеро относится к эвтотрофному типу. В нём обильно развиваются микроорганизмы, планктон, бентос, водная растительность, создаются прекрасные условия для обитания рыб и водоплавающих птиц. Обилие взвешенных мелких частиц (мути) делает воду этих озёр слабопрозрачной. Летом в озере наблюдается цветение воды. Ежегодное затопление озера паводковыми водами обуславливает их проточно – промывной

режим, препятствующий накоплению в них органических веществ, поэтому зарастание данного водоёма идёт по лугово – болотному типу без образования торфа и органического ила (сапропеля).

Антропогенное воздействие более сильное. Рыбная ловля, охота. По берегам пасётся скот. Местное население устраивает места отдыха (свидетельство тому – оставленные кострища). Частный транспорт, появляющийся на берегах, также загрязняет водоём нефтепродуктами.

Прозрачность – 32 см.

Количество взвешенных частиц — не определено.

Все 3 озёра – это озёра- старицы. По времени происходения самым молодым является «Вахринское» озеро. Озеро «Круглыш» и озеро «Старица» заросли сильнее. Видовой состав растительности в этих озёрах наиболее разнообразен, это говорит о том, что по времени происхождения они более ранние.

Сравнительная характеристика озёр дана в таблице. (Приложение 3).

Из сравнительной характеристики видно, что озёра имеют черты сходства:

  1. по происхождению это озёра- старицы, так как территория нашего края находилась под воздействием водных потоков, стекавших с ледника после оледенения;
  2. все озёра сточные (разница лишь в том, что озеро «Вахринское» и «Круглыш» соединяются с Камой во время весеннего половодья, а «Старица» круглогодично соединено с Камой);
  3. питание озёр также одинаковое;
  4. запах воды озёр болотно-илистый, вкус рыбный (в озере «Старица» — ещё и вкус нефтепродуктов).

Отличаются эти озёра:

  1. по площади, глубине, прозрачности, количеству взвешенных частиц;
  2. водной и околоводной растительностью, животным миром;
  3. экологическим состоянием озёр (более сильное антропогенное воздействие оказывается на озеро «Старицу»). Приложение 5.

Работу по изучению озёр необходимо продолжить. Наша задача – сохранение уникального чуда природы–озёр. Поэтому необходимо проводить разъяснительную работу среди населения и учащихся.

Данные работы можно использовать на уроках географии, биологии, краеведения. Территория озёр имеет рекреационную привлекательность, особенно озеро «Круглыш».

1.Соловьёв А.Н. Озёра (Энциклопедия земли вятской. Т.7. Природа, Киров, 1997. – С.200 – 202.

2.Пахомова М.М., Шурыгина А.Г. и др. Природа Кировской области, Киров, 1999. – С. – 85-90.

Источник

Adblock
detector