Меню

История написания рассказа васюткино озеро 5 класс

«Васюткино озеро» — краткое содержание произведения В.П. Астафьева

Содержание рассказа

Жанр произведения — рассказ. Его иногда ошибочно называют повестью, но для такого формата оно слишком короткое. Если обрисовать содержание произведения кратко, то всё начинается со знакомства с мальчиком-школьником. Он попадает в тайгу, но теряет ориентир и выходит к западному озеру. В нём водится большое количество рыбы. Выйдя к своему дому, он зовет за собой рыболовную бригаду, возглавляемую его отцом. Впоследствии водоем называют его именем. Желающим подробно вникнуть в содержание аннотации будет недостаточно. Для них, а также для тех, кто намеревается составить план произведения, окажется более полезным пересказ полностью.

В начале рассказа рыбаки сталкиваются с невезением, из-за которого уровень воды в реке поднимается, вследствие чего рыба уходит на глубину. Когда подул теплый ветер, улов должен был стать получше, но ничего не меняется. Мужчины вынужденно отправляются в низовья Енисея. Они обнаруживают построенную некогда группой ученых избушку и решают остановиться здесь для пережидания осенней путины.

Далее по сюжету рыболовы ремонтируют сети. В это время мальчик Васютка уходит за кедровыми орехами. Время от времени школьник заглядывает в привезённые из города учебники. Постепенно на деревьях почти не остается шишек, и мальчик решает уйти в дальний поход на их поиски. Мать велит ему взять с собой спички, краюшку хлеба и ружье. Обстоятельства меняются, и мальчик понимает, что не знает, куда дальше двигаться.

Какое-то время ему помогали ориентироваться зарубки на деревьях. Набрав побольше шишек, мальчик разворачивается, чтобы идти домой. Но неожиданно он видит большого глухаря. Он подбирается к нему как можно ближе и выстреливает. Ему удается догнать раненую птицу и свернуть ей шею. Но обратного пути уже найти не удается. Васютка теряет зарубки на деревьях и начинает паниковать. Он бросается бежать, сам не понимая, куда.

Мальчик решает остановиться только в тот момент, когда уже темнеет. Он разводит костер и готовит пойманную птицу. Хлеб он оставляет на крайний случай. Всю ночь Васютка проводит в тревоге. Ему всё кажется, что кто-то крадется к нему. Утром он залезает на высокое дерево, чтобы отыскать сторону, где находится Енисей. Обычно его окружает полоса из деревьев с желтыми листьями, а сейчас ничего этого не видно. Тогда он решает набрать кедровых орехов и отправиться в путь.

Под вечер Васютка замечает, что чувствует под ногами кочки, похожие на те, что встречаются около водоемов. Но в результате он находит выход не к Енисею, а к огромному озеру, полному рыбы. По воде плавают утки и прочая дичь. Он подстреливает нескольких птиц и строит себе ночлег. Очередная ночь проходит в тревоге. Васютка вспоминает, как хулиганил в школе, пробовал курить и не слушался учителей на уроках. Сейчас он готов отказаться от курения и стать послушным, лишь бы очутиться в стенах родной школы.

Утром Васютка замечает косяки рыб около берега. Тут до него доходит, что это речные, а не озерные виды. Соответственно, где-то должно оказаться место, откуда вытекает река. Она и должна его привести к Енисею.

Стоит осень. Идет прохладный дождь. Васютка забирается под пихту, ест оставшийся кусок хлеба и решает поспать. Когда он просыпается, уже темно. По-прежнему идет дождь, который мешает развести костёр. Неожиданно мальчик слышит звук проплывающего мимо парохода. Это знак присутствия рядом Енисея. До него он добирается только на следующий день. Пока он думает, куда лучше направиться — вверх или вниз по течению, мимо проплывает большой теплоход. Васютка пытается привлечь к себе внимание, но капитан принимает его за кого-то из местных и решает пойти дальше.

Мальчику приходится переночевать на берегу Енисея. Утром до него доносится звук рыболовного катера. Мальчик начинает стрелять из ружья и громко кричать. Наконец, его замечают. Капитаном лодки оказывается дядька по имени Коляда. Он забирает его на борт и везет Васютку к родным, которые к тому моменту уже неделю ищут его в тайге.

Через несколько дней мальчик отводит рыболовов вместе со своим отцом к озеру, полному рыбы. Его впоследствии называют Васюткиным. Рыбы здесь оказывается очень много, а потому местные жители переключаются на озерную ловлю. На карте района в дальнейшем появляется отметка с надписью «Васюткино оз.». Но на краевой карте такой надписи нет. Таков сюжет книги в сокращении.

Главный герой

Василий Шадрин является главным героем сказки. Применительно к нему можно привести несколько характеристик:

  • он игривый, любит похвастаться;
  • ему нравятся приключения;
  • мальчик привык к самостоятельности и ощущает себя взрослым.

Значительное влияние на характер персонажа оказал его собственный отец. Также свою лепту внесли и немногословные жители деревни, затерявшейся где-то в тайге. Отпечаток на его поведение наложили в тому же традиции Сибири, а также местные обычаи. Автор не приводит слишком подробных характеристик этого героя. Его личность постепенно раскрывается к середине повествования. Оказавшись в сложном положении, он проявляет такие черты, как:

  • мужество и выдержка;
  • рассудительность;
  • смекалка.

Одновременно он не теряет чувства юмора, не поддается страху. Он думает не только о своем комфорте, но и об общих интересах.

Помимо 13-летнего мальчика, в рассказе присутствуют второстепенные персонажи: родители Васютки, дед, рыболовы. Мальчик сам себе придумывает работу, которая заключается в поиске кедровых орешков для рыбаков. Он знает, как они любят полакомиться ими в свободное время.

Описание тайги и людей, населяющих её, составляет наиболее интересный момент в рассказе. Многое можно узнать о привычках таежников. Благодаря умелому повествованию, создаётся впечатление, будто читатель путешествует с мальчиком по тайге. Это произведение — своего рода дверь в мир трудолюбивых и отважных сибиряков. Понять их характер помогает в книге «Васюткино озеро» глава «Тайга кормилица». В ней есть фраза: «Тайга хлипких не любит», что объясняет приспособленность и отсутствие страха у местного населения еще с малых лет.

История создания

Читателей, которым понравилось это уникальное произведение, интересует, кто написал «Васюткино озеро». Автором книги является В. П. Астафьев. Она была написана в 1952 году при удивительных обстоятельствах. Автор утверждает, что основой рассказа стал эпизод из его биографии. В школьные годы ему довелось провести несколько дней в лесу вместе со своим отцом Петром Павловичем. Случилось это в период летних каникул. Строгий учитель просит его написать сочинение о том, как школьник провел лето.

Когда Виктор Астафьев передает ему свой рассказ, где были описаны испытания, выпавшие на его долю, педагог испытывает приятное удивление. Сочинение попадает в школьный журнал. Астафьев вырастает и становится писателем. Он решает переписать школьный рассказ, который впоследствии называет «Васюткино озеро». Это первое и наиболее яркое достижение писателя родом из Сибири.

С первых строк автору удается погрузить читателя в удивительный мир сибирской природы. Чувствуется, что он испытывает к ней глубокую любовь. Автор рассказа «Васюткино озеро» В. П. Астафьев ратует за уважение к родным просторам. Он акцентирует внимание на характере героя, его стремлении преодолеть трудности даже в безвыходной ситуации. Рассказ учит никогда не сдаваться. Это его основная мысль. Произведение неизменно включают в различные читательские дневники. Примечательно, что Васюткино озеро существует на самом деле и находится на территории России, в Красноярском крае.

Ключевые особенности

Сюжет завязывается в тот момент, когда увлекшийся охотой на дикую птицу подросток теряется в лесу. Кульминация происходит, когда таежники после долгих поисков находят Васютку и спасают его. Развязка — это возвращение парня домой и начало рыбалки на найденном озере. Для этого рассказа характерны следующие особенности:

  1. Подробность. Указываются всевозможные детали, чтобы читатель мог представить себя на месте главного персонажа, сочувствовать ему и переживать за него.
  2. Неторопливость. События развиваются неспешно.
  3. Последовательность. В повествовании отсутствует резкие переходы от одного события к другому. По этой причине рассказ читается легко и свободно.
  4. Минимальное количество персонажей.

Астафьев любит использовать в своих произведениях метод сравнения. Также он прибегает к красочному описанию природных объектов, благодаря чему они как будто оживают. Писатель задействует местные слова и выражения, чтобы добавить героям образности.

Источник

История написания рассказа васюткино озеро 5 класс

Рассказ «Васюткино озеро»: история, фото

cvetikova
Произведения «Васюткино озеро» Астафьев В. П. написал в 1952 году. Краткое содержание рассказа поможет ознакомиться с этой интересной историей за 15 минут. Биография писателя позволит узнать о его трудной, но интересной судьбе.

Содержание статьи

  • Биография В. П. Астафьева
  • Тяжелые годы
  • Семья
  • Главный герой рассказа

Рассказ «Васюткино озеро» принадлежит советскому писателю Виктору Петровичу Астафьеву. В произведении повествуется о мальчике Васютке. Здесь подробно описывается тайга в районе Енисея, труд рыбаков. Писатель сам родом из тех мест, поэтому знал обо всём этом с детства.

Биография В. П. Астафьева

Виктор Астафьев родился в 1924 году в Енисейской губернии в селе Овсянка. У него был столетний прадед, у которого имелась мельница. Из-за этого старик и его семья были раскулачены Советской властью и сосланы в Сибирь. В дороге глава семьи скончался. Его прозорливый сын ещё до раскулачивания успел отселить Петра (отца будущего писателя), поэтому спас эту часть семьи.

Но Петр Астафьев был легкомысленным пьющим человеком. По его вине произошла авария на мельнице. А так как к этому времени ее уже отобрали, она принадлежала колхозу, то мужчина был осужден и сослан в лагерь.

Его жена и до этого была вынуждена работать за двоих, а после ареста мужа стала ещё и периодически посещать его в лагере. В одну из таких поездок женщина утонула в Енисее, так как лодка перевернулась. Так Виктор остался один, ведь братьев и сестёр у него не было, они умерли ещё в младенчестве.

Через 5 лет, отбыв наказание, в село вернулся Петр Астафьев. Вскоре он женился, но мачеха не заменила мальчику мать. У неё не сложились с ним отношения, и ребёнок был отправлен в детский интернат для сирот.

Читайте также:  Озера волгограда для рыбалки

Ещё в школе он начал писать. Когда в старших классах задали сочинение, он придумал рассказ, который после войны лёг в основу произведения «Васюткино озеро». Но обо всём по порядку.

Тяжелые годы

Началась война. К этому времени юноша уже вышел из интерната, окончив школу, а потом и железнодорожное училище. Он работал сцепщиком.

Как и другие труженики железной дороги, Астафьев получил бронь. Однажды к ним на станцию пригнали поезд из Ленинграда. Виктора поразило то, что он увидел — это были вагоны с телами ленинградцев, ведь почти все они умерли по дороге. Астафьев, потрясенный до глубины души, решил отправиться добровольцем на фронт.

Раньше о войне писали как о чём-то героическом и даже интересном. Попав туда, Виктор Петрович понял, что это не так. Описывая впоследствии войну, он утверждал, что это боль, страх и ужас.

Виктора отправили в запасной полк. Здесь были ужасные условия — зимой бараки не отапливались, ребят очень плохо кормили, лечения практически не было, как и военной подготовки. Поэтому многие истощенные и ещё «необстрелянные» солдаты из его полка погибли в своём первом бою.

Виктор Петрович написал роман «Прокляты и убиты» в 1993 году, в котором изложил события тех лет.

Семья

После войны Астафьев демобилизовался и уехал на Урал. Он женился на Марии Корякиной, которая также стала писательницей. В браке, продлившемся целых 55 лет, у супругов появились две дочери и сын, но одна из малышек умерла ещё в младенчестве. Супруги воспитали и двух приемных девочек. Скончался Виктор Петрович Астафьев в 2001 году. Он был похоронен на родине около деревни Овсянки.

Люди до сих пор помнит и чтит этого народного писателя. В его селе есть библиотека, названная в честь Виктора Петровича, имеется дом-музей писателя. В школьную программу входят многие произведения Астафьева, в том числе и «Васюткино озеро». Этот светлый рассказ позволяет еще больше полюбить русскую природу, учиться состраданию, находчивости.

«Васюткино озеро» — краткое содержание

Этот рассказ знакомит читателя с мальчиком Васюткой 13-ти лет. Он вместе с родителями, дедом и друзьями отца отправился на берег Енисея. Взрослые мужчины должны были здесь рыбачить, но подвела погода. Похолодало, пошли дожди, и улов стал мизерным. Отец Васютки был бригадиром и призвал всех отправиться вниз по Енисею, чтобы там ждать осенней путины.

Рыбаки погрузили свои пожитки в лодки и стали переправляться на другое место. Тут все расположились в избушке, стоявшей на берегу Енисея. Кроме Васютки детей там больше не было. Поэтому скучающий мальчик начал развлекать себя сам. Каждый день он отправлялся в ближайший лес за кедровыми шишками, затем угощал ими взрослых.

Когда вблизи избушки этих природных трофеев практически не осталось, мальчик решил освоить дальние места. Он хотел отправиться прямо так, но мать настояла, чтобы сын взял с собой хлеб и спички. Главный герой послушался родительницу, после чего отправился в путь.

Дальше сюжет рассказа переносит читателя в таежные места. Виктор Петрович описывает их со знанием дела. Набрав шишек, мальчик увидел глухаря. Прицелившись, Васютка выстрелил в птицу. Сначала раненый глухарь не сдавался и пытался улететь, но затем упал на землю. Взяв этот трофей, парень хотел отправиться домой, но понял, что заблудился.

Он стал искать зарубки на деревьях, которые помогли бы ему обнаружить нужную тропинку, но не отыскал их. Тогда главный герой рассказа «Васюткино озеро» попытался выйти к Енисею, ведь около реки должны быть люди. Но и это не удалось. Василий понял, что ему придется ночевать в тайге и поступил правильно. Сначала он разжег костер, потом отгреб тлеющие поленья, положил на горячую почву свой трофей в виде птицы, сверху прикрыл ее горящими углями. Поужинав, ребёнок убрал остатки еды, отгреб угли и лёг на тёплое место кострища, предварительно положив сюда мягкий мох.

Узнав данные подробности, читатель будет иметь представление о том, как вести себя в такой экстремальной ситуации в лесу.

На следующий день Васютке снова не удалось выйти к людям. Но он периодически стрелял уток, запекал их, поэтому у него была еда. Так ребёнок провёл несколько дней и лишь на пятый вышел к озеру. Оно было удивительное, как в сказке. В этом водоеме водилось много рыбы. Васютка правильно решил, что озеро должно быть соединено с рекой. Так он нашёл Енисей, а проплывающее судно отвезло ребенка к родителям.

Парень рассказал рыбакам про чудесное озеро, которое затем назвали его именем. Через 2 дня Василий привёл их к этому водоему. Бригада обосновалась здесь. Было решено поставить избушку и рыбачить в этом чудесном месте.

Вот такой интересный рассказ со знанием дела написал Виктор Петрович Астафьев. Конечно, многим бы хотелось отыскать это чудесное озеро, побывать там. Но писатель ещё в начале рассказа предупреждает, что его не отыскать на карте, хотя похожих в этой местности немало. И художественное слово Виктора Петровича помогает мысленно переместиться в этот чудесный природный край и побывать там, не выходя из дома.

Главный герой рассказа

Конечно же, это Васютка. Смелый мальчик не отчаялся, когда попал в трудную ситуацию. Он поступил очень правильно, вспомнив нравоучение родителей и рыбаков. Старшие часто рассказывают о различных случаях, о том, как нужно вести себя в экстремальной ситуации. Поэтому Вася взял с собой самое необходимое:

  • хлеб;
  • ружье;
  • спички.

Эти предметы позволили ему не голодать, не мерзнуть. Он знал, что остатки пищи нужно на ночь подвесить на дерево, чтобы их не съели звери.

В этом рассказе отец Василия — Шадрин Григорий Афанасьевич. Этот мужчина умный, деловой, надёжный. Наверняка, создавая это сказочное произведение, Астафьев подразумевал под образом Васютки себя и хотел, чтобы у него был такой отец. Ребёнок мечтал о полноценной семье. Ведь в рассказе фигурируют еще мать и дед.

Несмотря на трудную судьбу, Виктор Петрович Астафьев смог стать уважаемым человеком, любил природу и смог создать много чудесных произведений.

Источник

В.П. Астафьев «Васюткино озеро»: описание, герои, анализ рассказа

Историю о том, как в критической ситуации не растеряться, поддавшись панике, и, мобилизовав силы, сделать всё, что от тебя зависит, рассказывает в своём произведении «Васюткино озеро» В. П. Астафьев.
Сюжет рассказа взят из детства писателя, проведшего свои ученические годы в Красноярском крае. Даже фамилия бригадира является реальной и принадлежит известной династии сибирских промысловиков.

История создания

Написано «Васюткино озеро» было в 1952 году, а опубликовано – в 1956. Но началом появления рассказа на свет стал тот год, когда пятиклассник Витя, выполняя задание учителя литературы, поведал в сочинении, посвященном ушедшему лету, о том, как потерявшись в тайге, провел наедине с природой много тревожных суток, обнаружил неизвестное старожилам озеро и, в конце концов, смог самостоятельно выбраться к реке. Яркий и правдивый пересказ переживаний мальчика привел к тому, что его работа была напечатана в школьном журнале.

Созданное по памяти детское сочинение и стало основой для писателя.

Астафьев. Краткие содержания произведений

  • Ангел хранитель
  • Бабушка с малиной
  • Белогрудка
  • Бойе
  • Васюткино озеро
  • Веселый солдат
  • Весенний остров
  • Гуси в полынье
  • Далекая и близкая сказка
  • Деревья растут для всех
  • Домский собор
  • Запах сена
  • Зачем я убил коростеля?
  • Звездопад
  • Капалуха
  • Капля
  • Конь с розовой гривой
  • Кража
  • Легенда о стеклянной кринке
  • Людочка
  • Мальчик в белой рубахе
  • Монах в новых штанах
  • Ночь темная-темная
  • Пастух и пастушка
  • Печальный детектив
  • Последний поклон
  • Прокляты и убиты
  • Стрижонок Скрип
  • Фотография, на которой меня нет
  • Хвостик
  • Царь рыба
  • Яшка лось

Описание рассказа

Простым, но образным языком рассказчик повествует о буднях рыбацкого стана в Сибири. Тринадцатилетний Васютка, сын бригадира, пытается в меру своих сил помогать взрослым, добывает для них кедровые орехи.

В один из дней, захватив ружьё и провиант, парнишка зашел подальше в лес, надеясь на богатый урожай, и заблудился. После тщетных попыток отыскать дорогу Васютка осознает, что помощи ждать неоткуда, рассчитывать надо только на себя.Ужас, паника и растерянность постепенно уступают место спокойной рассудительности. Не зря парень рос в этом суровом краю, с малолетства слыша наставления стариков о том, как вести себя в подобном случае. Применяя советы бывалых охотников и собственные навыки, мальчику удаётся не только продержаться в жестких условиях несколько дней, поборов в себе страх, но и добыть себе пропитание, обогреться, обнаружить затерянный водоем с ценной рыбой, и, вспомнив уроки географии, выйти к берегу Енисея, к людям.

Шестьдесят километров прошел школьник за пять долгих, полных неизвестности и тревоги, дней. Зная, что рыбаки давно тоскуют без улова, Васютка, прибыв домой, без промедления сообщил об увиденном озере. Указав путь бригаде заветный маршрут, подросток чувствует причастность к общему делу. Впоследствии водоём был нанесен на карту и назван именем Василия.

Главный герой

Василий Шадрин – обычный деревенский школьник, озорник и хвастунишка. Он любит приключения, считает себя вполне взрослым и самостоятельным человеком. Его характер сложился под воздействием отца, немногословных жителей таежной деревни. Обычаи и традиции сибирского края также наложили свой отпечаток. Автор не дает подробной характеристики главного героя, его личность раскрывается в процессе повествования.

Попав в безвыходное, пугающее положение, зная, чем может обернуться потеря дороги в лесу, ясно представляя последствия, Васютка проявил мужество и выдержку, практическую сметку и рассудительность, не утратив при этом чувства юмора. Не поддавшись страху, отважно преодолевая препятствия, парнишка думает не только о себе, но и об общих интересах.

Главные герои

В произведении один центральный персонаж. Но и остальные имеют значимость. Во время прочтения читатель встретится с разными героями.

  • Вася Шадрин. Именно этому мальчику посвящена история. Это обычный ребенок, который учится в сельской школе. Мальчик озорной и любопытный в меру своего 13-летнего возраста. Несмотря на небольшой возраст, герой уже закален жизнью в тайге.
  • Папа Григорий Афанасьевич. Работает бригадиром рыбоведческой бригады. Является примером для своего сына
  • Мама Анна. Заботливая и внимательная женщина, которая любит свою семью.
  • Дедушка Афанасий.
  • Дядя Коляда. Старшина рыбоведческого бота.
Читайте также:  Загрязнение озер сточными водами

Все действия разворачиваются около мальчика Васютки. Произошедшая с ними история сильно сказалась на жизни мальчика.

Анализ рассказа

Во вступлении, ведущемся от третьего лица, автор говорит о новом озере и о роли Васютки в этом открытии. Глубокая любовь к родине и убежденность, что каждого из нас ждут большие и малые победы, сквозит в начальных строках.

Завязка происходит, когда, увлекшись охотой за глухарем, подросток заблудился. Кульминацией выступает момент, когда таёжники спасают отчаявшегося Васютку. Развязка рассказа – это возвращение парня к матери и начало промысла в открытом озере.

Рассказчик применяет традиционную композицию с последовательным повествованием и минимальным количеством героев. Неторопливость и подробность изложения позволяет представить себя на месте центрального персонажа, читатель сочувствует Васе, переживает за него.

Для Астафьева характерно использование сравнений. Благодаря красочным описаниям природа низовья Енисея оживает. Образности действующим лицам добавляет применение в прямой речи местного диалекта.

Преодолевать трудности, всегда искать выход из непростой ситуации, использовать все возможности – вот чему учит эта история. Огромное желание жить помогло маленькому сибиряку выбраться из тайги.

Тема: Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро»

  • название учреждения: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа села Ягодного

  • вид и название методической продукции: Лучший конспект учебного занятия
  • кому адресуется : учащиеся 5 класс
  • составитель или автор Краснопёрова М. В.
  • дата издания. 2020 год

Тема:
Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро»
(Урок анализа первоисточника)

— анализ рассказа В. П.Астафьева «Васюткино озеро», углубление и расширение знаний учащихся по творчеству В. П.Астафьева;

— научиться анализировать текст, умения работать со словарной статьёй, ресурсами Интернета;

— формирование уважительного и бережного отношения к природе; воспитание вдумчивого читателя. Помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью. Вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей.

Методы (приёмы) и формы работы на уроке:

  1. Работа в группах (в сотрудничестве).
  2. Индивидуальная работа учащихся (личностно-ориентированный подход) + разноуровневые группы + каждый в группе отвечает за свою часть.
  3. Элементы исследовательской деятельности учащихся (сравнение, анализ, рефлексия, гипотеза, логика изложения материала).
  4. ИКТ (интерактивная доска; самостоятельная работа учащихся , презентации).
  5. Аналитический пересказ; пересказ, близкий к тексту.
  6. Элементы фронтальной работы.
  7. Языковой анализ текста (элементы).
  8. Чтение карты (условные обозначения; знание знаков и умение их читать).

, презентация к уроку.

I. Эмоциональный настрой

— Добрый день, ребята, уважаемые гости, рада видеть вас на уроке.

(Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» — «Осень»)

— Ребята, нет человека, которому не был бы интересен мир живой природы. У нас вызывает восхищение танец глухаря на току, на нас нагоняет страх темный лес, зеркальное отражение глади озера завораживает, рыба, плавающая у берега, приводит в восторг. Человек и природа – вечная тема творчества, о которой говорили и будут говорить писатели и поэты. Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно.

II. Организационный момент

— Цель нашего урока доказать:

человек и природа едины в этом мире. Доказать, что уважение и понимание природы поможет человеку найти выход из сложной ситуации.

Слово про карты. Класс разделён на 3 группы: литераторы, художники, географы. На протяжении урока каждая группа работает по картам и в конце урока проводится обобщение и защита своих работ. ( Приложение №1)

III. Вопросы беседы

1)Итак, кто же главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро

2) Какое место занимал Васютка в бригаде? Какое было у него дело?

3) Васютке нравилось бродить по тайге… А что такое тайга? Давайте найдём значение слова по словарю. У каждой группы словарь.

(запишите слово тайга в словарь).

ТАЙГА
СЛОВАРЬ Слайд
Скажите, а какое время года описывает автор (даже месяц указан)? ( до первого сентября оставалось 9 дней)

4) Итак, в очередной раз Васютка собирается за шишками. Прочитайте,

как об этом рассказывает В. П. Астафьев.
Стр.127
5) Как Васютка относится к взрослым, почему не стал спорить с матерью? Работа с афоризмом.

Некоторые неписаные законы твёрже писаных. Сенека
( Запись на доске)
(Он не отступает от закона,

который помогает жить человеку – слушай старшего, более опытного человека).

— Какой самый первый закон мы должны соблюдать , когда собираемся в тайгу.

Записываем в тетрадь 1 ЗАКОН.
Собираясь в лес, необходимо брать с собой спички и хлеб.

6)Что такое затеси?

З) Зачем в таёжном лесу нужны затеси?

ЗАТЕСИ Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям СЛОВАРЬ

1 Сообщение учащегося.

Затеси – сама по себе вещь древняя и ведомая многим – это зарубка, стёс, сделанный топором или каким-то острым предметом на дереве. Делали его первопроходцы и таёжники для того, чтобы белеющая на стволе мета была видна издалека, и ходили по тайге от меты до меты, часто здесь получалась тропа, затем и дорога, и где-то в конце её возникала заимка, затем село и город. В разных концах России меты называют по-разному: зарубы, затесины, затеси.

— И только ли таёжная дорога начинается с затесей?

Любая тропинка, любая дорога, любой, всякий путь человека по большой жизни начинается с Затесей (заруби себе на носу, завяжи узелок на память). Как вы понимаете эти синонимические фразеологизмы? В конце урока мы с вами и посмотрим, что же мы завяжем в узелок и зарубим на носу.

По затесям пойдут другие люди. Вот он, ребята , 2 ЗАКОН.
Записать закон в тетрадь.
(закон взаимопомощи: сделав затесь на дереве, один человек поможет найти дорогу другому.)

— Весело посвистывая, шёл наш Васютка по тайге, пространно рассуждая о дороге, о всяких таёжных разностях.

— Кто прервал рассуждения героя? Работа со словарём. ( Кедровка)

Как Васютка относится к этим птицам? А какую пользу приносит кедровка лесу? Слайд

(На экране появилась птица кедровка). Вот так она выглядит.

— Васютка прицелился и щёлкнул языком, будто на спуск нажал. Почему наш путешественник не сделал настоящего выстрела?

— Как вы думаете, какой закон природы не нарушил Васютка? Запишите, пожалуйста , его в тетрадь, а в конце урока мы проверим, все ли таёжные законы вы знаете.

(Настоящий охотник бесполезных выстрелов не производит.)

Вдруг впереди что-то захлопало


Слайд
— Что привлекло внимание нашего собирателя шишек?

(Хлопанье крыльев глухаря)

Глухарь – красивая, умная птица

— Расскажите, чем закончилась встреча с глухарём. Какой способ знал Васютка, чтобы перехитрить птицу и выйти из схватки победителем?

— Васютка добыл дичь, или трофей, как говорят охотники. Зачитать. Стр. 130

… « Теперь всё – догоню…..

Давайте запишем это слово в словарь: ТРОФЕЙ -охотничья добыча СЛОВАРЬ

— Думая о своей удаче, Васютка, счастливый, шёл по лесу, насвистывая, пел, что на ум приходило. Вдруг спохватился… О чём спохватился Васютка ? ( Где же затеси?)

— Почему мальчик попал в беду, какой закон природы нарушил?

(Идти по проложенному пути, от затесей не отступать.)

Попытаемся понять Васютку. Монолог «А я заблудился». ( Текст на стр. 131

). Как бы вы повели себя в такой обстановке?
(Ничего, сейчас посоображаю и найду дорогу. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка?» )
— На какие черты характера Васютки обращает наше внимание автор?( ….. Вот вам и 4 закон

. Запишите его в тетрадь) Слайд

Работа по картам. Записать приметы

. (Литераторы работают на д художественными средствами языка ( Отрывок –описание тайги), художники рисуют иллюстрацию к понравившемуся сюжете, географы работают по карте.)

— Почему так настойчиво мать приказала Васютке взять с собою хлеб? Вспомните, какие обычаи, приметы, связанные с хлебом, вы знаете?

2 сообщение учащегося.

Хлеб – всему голова. Хлеб – традиционный символ народной культуры. Не только главная пища русского человека, он, хлебушко, обладает особой силой, которая приписывалась ему нашими предками.

Считалось, что, наделяя человека хлебом, Господь определяет его судьбу и долю, поэтому от характера обращения с хлебом зависели жизненные успехи и неудачи. С представлениями о связи хлеба с Богом и счастливой жизнью связаны и обычаи благословения человека в особо ответственные периоды его жизни не только иконой, но и хлебом.

— Какие меры принимал мальчик, думая, что быстро выберется из сложившейся ситуации?

— Но выхода не было!

— Какое чувство охватило Васютку?

— С каким насекомым сравнивает Виктор Петрович Астафьев нашего путешественника, чтобы передать те чувства, что испытывает он, заблудившись.

— Обратим внимание на экран. Да, действительно, попав в таёжный лес, ощущаешь себя песчинкой в огромной вселенной, мухой в паутине.

-Ребята , какой вы представляете себе непроходимую тайгу?

— «Будь, что будет»,- отрешённо подумал Васютка. Но какие слова деда и отца заставили припомнить всё, что знал наш герой, чтобы выжить в тайге? Слайд ( костер)

— Как Васютка готовился к ночи в таёжном лесу?

— Кого Васютка просит о помощи, обращаясь со словами… (белку)

— Почему мальчик обращается со словами к этому симпатичному существу?

(Человек и природа едины. Попав в беду, он ищет защиты у природы).

… Тайга…Тайга… Без конца и без края…

— Васютка отыскивает глазами жёлтую полоску лиственничка среди неподвижно зелёного моря.

— Для чего мальчик искал именно полоску лиственничка? ( Лиственник растёт по берегам рек)

— Нашёл Васютка водоём — Енисей? (Нет) А что? (Озеро.)

— Каким видится озеро автору, Слайд

— Как готовится Васютка к ночёвке у озера, о чём и о ком были его мысли? (Чтение отрывка). Стр.138

Читайте также:  Квартиры каинская заимка серебряное озеро

. Но не удалось вырваться из лап природы и пришлось вне дома провести 3-ю ночь.

— Какой была эта ночь?

— Что (очень важная деталь) освещает все ночи надежды Васютки, что он найдет дорогу домой? (Костёр)

— пофилософствуйте, почему автор символом надежды выбрал образ костра.

— Но вдруг настроение Васютки меняется. Почему герой так обрадовался найденному трофею? ( убитая утка – тягун – озеро проточное

— Вода проточная – один шаг к спасению; заметя бороздку, герой понял, что он на правильном пути
).
— Именно этот огонь надежды позволил Васютке найти Енисей.

— Теплоход не помог горю Васютки. Слайд

4-ю ночь пришлось провести на берегу Енисея. Она было самой трудной. Почему?

Работа по картам.

( Записать породы рыб)

— И всё-таки удача улыбнулась Васютке, бот «Игарец» спас нашего героя, и именем Васютки назвали озеро.

— Почему приключения Васютки оказались не напрасными? Только ли потому, что он показал бригаде отца «рыбные места». А ещё почему? Слайд

(Вспомним жизненную ситуацию: 1 июля 2013 года в поселки Гарь заблудился мальчик в тайге.)

3 с ообщение учащегося. История о заблудившемся мальчике.

Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка Рома борются за выживание. Китайский мыслитель Лу Синь

считал:
“Пути не открываются перед теми, кто не борется”.
Слайд

Но не только самообладание помогло Васютке и мальчику Роме. Что же еще?

(Васютку поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадывать тайны природы и знание законов тайги.)

— Ребята , а теперь давайте посмотрим, какие таёжные законы вы записали.

(Опрос по записям в таблице.)

Если ты заблудился. ПАМЯТКА

  • Не паникуй, успокойся.
  • Прекрати бесполезное движение,
  • Осмотри место, где находишься.
  • Собери хворост, дрова для костра (на ночь).
  • Разожги костер, приготовь пищу.
  • Подготовь из веток, травы место для ночлега.
  • Спокойно ожидай спасателей, родственников.
  • Работа с таблицей. ( Географы, литераторы, художники)

— Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?”

(Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.)

Природа – открытая книга
Слайд
“Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять” (М.Налбандян)

Природа – мать, кормилица

Природа, как вторая мать, помогает Васютке и выводит его из тайги, ведь она по своей сути гуманна и милостлива. Сам В.П.Астафьев говорил когда-то о природе такие слова: “ Землю свою люблю и не перестаю удивляться красоте её, неистощимому терпению и доброте…Рано потерявший мать – она утонула в Енисее весной 1932 года – я, естественно, тянулся ко второй моей и неизменной матери – земле. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой”

Он учился жить с природой в единстве, быть частью её; соблюдать и уважать её законы, потому и нашёл озеро, оставив память о себе навсегда.

Ребята , а какие легенды вы знаете о нашей местности.

4 , 5 сообщения учащихся ( Легенда о реке Яе и об образовании села Цветковка)
Слайды
— Я желаю вам, чтобы каждый из вас нашёл свой правильный путь в жизни и открыл, пусть небольшое, но своё озеро, чтобы в вашем сердце никогда не угасал костёр надежды, чтобы вы понимали, что человек и природа едины в этом мире. Только уважение и понимание природы поможет человеку найти выход из сложной ситуации.

Из общения с природой Васютка вынес столько света, сколько он захотел, и столько мужества и силы, сколько ему было нужно.
-Почему отражение в Енисее удивило Васютку?
(

Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя. Васюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, любовь — любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине. Безусловно, в этом нас убедил рассказ.)

В начале урока мы с вами говорили о затесях и о том, что же мы «завяжем в узелок» и зарубим на носу.

Работа по картам. Защита работ . ( Записать какие уроки извлекли из рассказа)

Заключительное слово учителя

Зарубки на сердце

Уроки мужества, уроки доброты Ты в сердце сохранишь навеки, И озеро, как символ чистоты, Тебе откроется, пусть на изломе лета. Увидишь в струях чистого ручья Природы первозданной отраженье, И собственная грешная душа Почувствует истоки очищенья. Вольется в сердце неба синева, И звезд на небе тихое мерцание, И щебет птиц, и росная трава —

Васюткиного озера сияние!

IV. Итог урока. Домашнее задание

1.Письменно ответить на вопрос» Чему меня

научил рассказ В. П. Астафьева “Васюткино озеро”?”

2. Если с вами тоже произошёл какой-либо необычный случай, когда пришлось проявить выдержку, смелость, смекалку, напишите об этом рассказ

3. Нарисовать иллюстрацию к рассказу “Васюткино озеро” ( Слабые учащиеся)

Источник



Краткая история создания рассказа «Васюткино озеро»

Краткая история создания рассказа

История создания

Виктор Астафьев — очень плодовитый писатель 20 века. За годы творчества он написал столько рассказов, романов и пьес, что собрание сочинений автора имеет объем 15 томов. «Васюткино озеро» — это рассказ, написанный им в 1952 году, но опубликованный лишь спустя 4 года, в 1956 году.

Краткое содержание

Васютка — главный персонаж истории, это маленький мальчик, который отправился на летнюю охоту вместе с отцом и его бригадой охотников. Однако в этот раз, вопреки привычным ожиданиям, охота была не слишком удачной — охотники не могли добыть дичь, а потому просто сидели целыми днями в домике. Васютке было скучно проводить весь день за учебниками и готовиться к школе, он каждый день гулял по лесу за орехами. Мальчик довольно хорошо ориентировался в лесу и всегда находил дорогу домой по примечательным шишечкам на деревьях.

Но однажды Васютка загулялся и сам не заметил, как оказался в незнакомой части леса, туда он забрел, потому что увидел глухаря, впервые за долгое время. Мальчику так хотелось порадовать отца и его бригаду, что он забыл об осторожности и погнался за птицей. Пристрелить глухаря он смог, а вот вернуться после этого по привычным знакам — нет.

Пять дней Васютка блуждал по лесу, почти отчаявшись вернуться домой. За это время он наткнулся на озеро, где было много рыбы. Однако к отцу мальчик все же вернулся, он смог найти дорогу от озера к реке, где встретил знакомого отца, едущего на лодке. Дядя Коляда на лодке и вернул Васютку в лагерь охотников. По возвращению Васютка рассказал охотникам про найденное озеро, куда они вскоре и отправились. В тот сезон они переключились на рыбную ловлю, а водоем стал носить название Васюткино озеро, так как нашел его главный герой истории.

Смысл названия

Для Васютки находка озера имела несколько значений. Во-первых, благодаря тому, что он смог выйти к озеру, он не погиб от голода, а занимался на нем ловлей рыбы и дичи, чем и питался несколько дней. Во-вторых, именно по нахождению озера он понял, где примерно находится, смог выйти к Енисею, откуда его и забрал друг отца — дядя Коляда. Отец мальчика, Григорий Шадрин, очень гордился своим сыном, ведь не зря озеро впоследствии было названо его именем, но старался не показывать своего особого расположения к сыну, чтобы тот не загордился. Однако Васютка все же считал, что это путешествие стало для него настоящим жизненным уроком, а само озеро — своеобразной наградой за пережитые испытания и способность не сдаваться в тяжелой ситуации.

Таким образом, данное название было выбрано автором по причине большого символического значения озера как для главного героя, мальчика, так и для всех окружающих.

История создания

Рассказ «Васюткино озеро» — одна из первых работ Виктора Астафьева. Изначально история существовала лишь как школьное сочинение, история, основой которой стала реальная ситуация из жизни самого писателя. Но позже сюжет приобрел художественную ценность и был опубликован в литературной газете, где работал одно время Виктор Астафьев.

Задание описать летний отдых Виктор получил в школе на уроке русского языка и литературы, тогда рассказ носил название «Жив». Мальчик и сам не ожидал, что его творение будет так высоко оценено учителем, но сразу опубликовать его возможности не было. Лишь спустя годы, после участия в войне и двух ранений, после того, как писатель устроился работать на железную дорогу и принял участие в создании местной литературной газеты, Виктор Астафьев вспоминает о сюжете и переписывает его, придавая оконченность произведению.

У Астафьева рано умерла мама, а отец, решив устроить семейную жизнь, женился на другой женщине и переехал. Так будущий писатель попадает в приют, где и знакомится с учителем русского языка и литературы, столь значительно повлиявшего на становление личности мальчика. Отец автора рассказа, действительно, был охотником, а потому мальчик не понаслышке знал все то, о чем пишет в школьном сочинении. Более того, кроме детального описания тайги, Астафьев взял из жизни и сюжет рассказа. Мальчик, заблудившийся в лесу — это сам автор «Васюткиного озера».

Отразились в рассказе и образы отца, и матери, и бабушки. В произведении он создает полную счастливую семью — образ того счастья, которое не получил в реальной жизни.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 3.8 / 5. Количество оценок: 9

Источник

Adblock
detector