Меню

Изобрази схему реки которая протекает в твоем крае напиши куда впадает река подпиши ее притоки

Урок окружающего мира на тему «Реки» во 2-м классе по программе «Школа-2100»

Задача: Формирование познавательной деятельности, учебной мотивации.

  1. Познакомить учащихся с особенностями рек (исток, устье, берега, притоки), с причинами течения рек, их полноводьем.
  2. Научиться находить важнейшие реки на карте и правильно их показывать.
  3. Воспитывать любознательность, любовь к природе.

Учебные технологии: проблемно-диалогическая, информационные, здоровьесберегающие.

Оборудование: проектор мультимедиа, карта полушарий, карта Республики Башкортостан.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Течет, течет – не вытечет.
Бежит, бежит – не выбежит. (Река.)

– Как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем изучать?

– Тема нашего урока “Реки”.

– Что бы вы хотели узнать о реках?

– На какие вопросы вы бы хотели найти ответы?

  • Что такое река?
  • Откуда берется в реке вода?
  • Почему вода в реке не кончается?
  • Для чего нужны реки?
  • Как реки изменяют земную поверхность?

III. Совместное “открытие” знаний.

Река – это постоянно текущая вода.

– Как образуется река?

– Откуда река берет свое начало?

– Как называется место рождения реки?

Место рождения реки называется – исток.

Обычно она начинается с маленького родника, который бьет из под земли и течет ручейком. Постепенно с этим ручейком сливаются другие ручьи, а в образовавшуюся маленькую речку впадают такие же речушки.

– Как называются эти речушки?

Эти реки называются – притоками.

Притоки могут быть левыми и правыми.

– Почему их так называют: левый приток и правый приток?

Речка становится все полноводнее и мало-помалу превращается в большую реку. Именно так из ручейка рождается великая русская река Волга.

Чем дальше течет река, тем больше воды поступает в нее, стекая из мелких ручейков. В конце пути наша полноводная река может впадать в море или озеро. А если вдруг на пути встретится другая, более крупная река, то наша река может стать ее притоком.

– Посмотрите на схему реки.

– Как же называется место, где река впадает в другой водоем?

Это место называется – устье.

– Рождаться реки могут и в горах. Земная поверхность, с которой по ручьям и притокам собирается вода в одну реку, называется бассейном этой реки.

– Как определить, где левый берег, а где правый?

+ Нужно встать по течению.

– Какие новые слова вы видите на рисунке?

– Как вы думаете, что такое русло?

Русло – это канал, по которому течет река. Русло реки имеет уклон, поэтому вода в реке течет, у реки есть течение.

– Что такое течение?

Течение – это движение воды в реке.

– Одинаковое ли течение в реках?

– Посмотрите, как вы думаете, от чего зависит какое в реке течение ? Почему одни реки текут тихо, спокойно, а другие быстро, даже кажется, что вода в реке бурлит?

– Реки, протекающие по равнине, называют равнинными реками. Течение у них замедленное и спокойное.

Реки, протекающие по гористой земной поверхности, называются горными. Течение у них быстрое, подчас сбивающее с ног.

– А есть реки, в которых не видно воды. Она бежит под камнями. Такие реки называют каменными.

– Почему вода в реке не кончается? Почему она течет, течет, а не вытечет?

– Где река берет “вечнотекущую “ воду?

Рекам постоянно необходимо питание.

– Откуда реки получают питание?

– Питание может быть разное:

  1. дождевое
  2. ледниковое
  3. подземные воды
  4. снеговое.

– Основным источником питания являются осадки.

– А откуда берутся осадки? Вспомните, что такое круговорот воды в природе.

– Ребята, почему же вода в реке не кончается?

Вывод: реки получают постоянное питание и в природе происходит круговорот воды в природе.

Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот так славно освежились.
Делать так руками нужно
Вместе – раз, это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все, как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

IV. Закрепление изученного. Работа по рисунку

– Что же мы уже узнали о реках. Посмотрите на рисунок и ответьте на вопросы.

– Как это называется и что это такое? (исток, правый берег, левый, притоки, устье).

– У каких рек течение сильнее?

– Какое питание получают реки?

– В какое время года река получает большее питание?

+ Весной – во время таяние снегов.

Летом – при выпадении большого количества осадков.

– Как это время называется?

Половодье – большой и продолжительный по времени подъем воды.

Читайте также:  Когда полноводная река замбези в африке

V. Работа с картой.

1. Карта полушарий.

– Если река получает хорошее питание, и если у реки много притоков, то тогда и река становится крупнее.

– Откройте карту полушарий стр. учебника 128-129.

1-й ряд: ищет крупные реки Евразии.

2-й ряд: ищет реки Америки.

3-й ряд: ищет реки Африки.

– Нужно найти и показать. Как обозначены реки на картах? Откуда начинаем показывать?

+ Синими нитями. Показывать начинаем от истока – начала реки.

Африка: Конго, Нил.

Америка: Амазонка, Парана, Миссисипи, Макензи.

Евразия: Волга, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Меконг.

Большая часть этих рек находятся в нашей стране. Это – Волга, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Амур.

2. Реки Башкортостана.

– Посмотрите на карту нашей республики. Есть ли в нашем крае реки?

– Какие крупные реки нашего края вы знаете?

Более 600 рек украшают природу нашего Башкортостана. Матерью башкирских рек считается Агидель (Белая). Другие крупные реки: Караидель (Уфимка), Дема, Ик, Сакмара. Каждая река неповторима своим течением, своими берегами. У каждой реки свой характер. Живописны берега наших рек. То они покрыты зеленью лесов и полей, то возвышаются над реками высокие горы с пещерами. Есть реки с водопадами.

Атыш – водопад, природный памятник, находящийся на правом берегу реки Лемезы, в Белорецком районе.

Он образован подземной речкой в месте ее выхода на земную поверхность. Водопад низвергается из глубокой пещеры, расположенной в отвесной скале Ширина струи – 6 м, высота – 4,5 м. Внутри грота вода бьет из наклонного отверстия мощной восходящей струей, поэтому водопад назван Атыш, что в переводе с башкирского языка означает “бьющий, стреляющий). Из озера вытекает река Атыш.

– Для чего нужны реки?

Река – место отдыха, место жительство для рыб и других обитателей рек.

По рекам ходит водный транспорт, перевозит пассажиров и грузы. На крупных реках строят гидроэлектростанции, которые вырабатывают электричество.

Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти.
Тут сидят и там сидят, загорают и едят.
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли и поляночку нашли,
Но на солнечной полянке тут и там пустые банки.
И, как будто, нам назло, даже битое стекло.
Мы приехали на речку понедельник провести.
Только чистого местечка возле речки не найти.
(С. Михалков “Прогулка”)

– Как вы думаете, правильно ли вели себя возле речки отдыхающие?

– Какие правила, они нарушили?

– Что произойдет с рекой, если люди так будут поступать?

Давайте будем беречь реки. Реки – это жизнь, это красота вокруг нас!

– Рассмотрите рисунок. Какие понятия вам знакомы. Дайте им определение.

– Скажите, кто стоит на правом берегу, кто на левом?

– Что находится от ребят вверх по течению? Вниз?

– Как нужно стоять по отношению к реке, чтобы узнать, где у нее правый берег, а где левый?

– Кому понравился сегодняшний урок?

– Что вам на уроке понравилось?

– Какой информацией, полученной на уроке, вы бы хотели поделиться с родителями?

– Получили ли вы ответы на свои вопросы?

– На какие вопросы вы не получили ответа и чтобы вы хотели еще узнать?

IX. Домашнее задание.

Всем: У. с. 104-107

Постарайтесь найти ответ на вопрос: “Как реки изменяют земную поверхность?”

  1. Подготовить сообщение о крупных реках России.
  2. Выполнить макет местности, по которой протекает река
  3. Составить кроссворд по теме “Реки”.

Источник

Природа Мира

Реки – это особые водоемы, в которых вода течет в одном направлении. Но откуда берется вода, наполняющая реки, и куда она течет?

Почему реки текут?

Если мы в песочнице построим небольшую горку и начнем ее поливать водой, то вода по ее склонам потечет вниз. Если мы прольем воду на стол и после наклоним стол, то вода снова потечет вниз, а не вверх. Это особенность характерна вообще для любой жидкости на Земле и объясняется действием силы тяжести, которая подробнее изучается в средней школе. При этом чем сильнее наклонена та или иная поверхность, тем быстрее по ней стекает вода.

Утренней пейзаж реки

Мы знаем, что на нашей планете постоянно идут дожди. В результате вода падает на поверхность Земли, в том числе и на возвышенности. Оттуда она начинает стекать в районы, высота которых ниже. Именно этот процесс и приводит к течению рек – вода стекает из возвышенностей в низины.

Читайте также:  Река пересекающая чикаго 6 букв

Исток и притоки реки

Каждая река собирает дождевую воду с какой-то территории, которую называют бассейном реки. Чем больше бассейн, тем больше воды в реке.

В местах, где проходят дожди или тают ледники, образуются маленькие ручейки. Эти ручейки постепенно сливаются, образуя более крупные потоки – реки. В свою очередь реки могут вливаться в другие более крупные реки. Река, впадающая в другую реку, называется ее притоком. Те же маленькие ручейки, с которых начинаются реки – это их исток.

Исток реки на примере родника в лесу

Считается, что у каждой реки один исток, но это условность. Ясно, что в крупные реки на самом деле впадают тысячи таких ручейков. Лишь один из них условно принимают за исток главной реки, а все другие ручейки оказываются истоками притоков главной реки.

Так как по ходу течения в реку впадают всё новые притоки, то и количество воды в ней должно увеличиваться. Поэтому обычно по ходу течения реки становятся всё шире и больше. Но бывают и исключения – некоторые реки в Африке иссыхают из-за испарения воды.

Русло реки

Русло реки – это та часть поверхности суши, по которой течет сама река. Если по какой-то причине река высыхает, то на ее месте мы видим впадину – высохшее русло.

Извилистое русло реки

Свое русло река формирует сама. Изначально появившаяся река протекает по ровной поверхности, но при этом она постепенно размывает грунт, по которому она течет. Постепенно в грунте образуется впадина, которую и заполняет река. Многим рекам миллионы лет, поэтому они сформировали очень глубокие русла.

Устье реки

Устье реки

Место, куда впадает река, называется ее устьем. На самом деле почти все реки – это притоки других, более крупных рек, и поэтому их устьем является другая река. Но бывают случаи, когда реки впадают в озера, моря и океаны. В конечном счете с помощью системы рек почти вся вода с возвышенностей попадает в Мировой океан.

Круговорот воды

Возникает вопрос – если реки несут воду в океаны, то значит ли это, что воды в них должно становится всё больше и больше? Нет, не значит. Ведь иначе уровень воды в океанах постоянно поднимался бы, и они затопили бы сушу.

Но куда же девается излишек воды, поступающий в океаны из рек? Оказывается, что она просто испаряется. У океанов, в отличие от рек, большая площадь. Один Тихий океан занимает почти половину поверхности планеты! С такой большой поверхности и воды испаряется очень много, и это испарение с избытком компенсирует приток воды за счет рек.

Схема круговорота воды в природе

Вода, попавшая в атмосферу из-за испарения, не задерживается там надолго. Она выпадает на Землю в виде дождей и других осадков (снега и града). Часть дождей сразу падает в океан, но другая часть выпадает на сушу. Именно эта вода в свою очередь наполняет реки.

Получается, что существует замкнутый круг – вода испаряется с поверхности океанов, далее выпадает на сушу в виде дождей, а с суши снова стекает в океаны с помощью рек. Этот процесс постоянного перемещения воды называют круговоротом воды в природе.

Подведение итогов

Начало река называют истоком, а конец – устьем. Соответственно, реки текут от истока к устью. Устьем может являться другая река, озеро, море или океан.

Источник

Окружающий мир 2 класс рабочая тетрадь Плешаков 2 часть страница 51

👉 Ответы к странице 51. Окружающий мир 2 класс рабочая тетрадь 2 часть. Автор: А. А. Плешаков.

Водные богатства

С помощью учебника заполни таблицу.

Окружающий мир 2 класс рабочая тетрадь Плешаков 2 часть страница 51 задание 1

Имеют естественное происхождение: реки, озера, моря, океаны.

Созданы искусственно: пруды, каналы, водохранилища.

Муравей Вопросик раньше никогда не слышал слов «исток», «устье», «русло». Он хочет знать, что это такое. Научи Муравья, соединив таблички линиями.

Окружающий мир 2 класс рабочая тетрадь Плешаков 2 часть страница 51 задание 2

Исток – начало реки.

Устье – место, где река впадает в другую реку, в озеро или море.

Русло – углубление, по которому течёт река.

Подпиши на схеме исток и устье реки. Стрелкой обозначь направление течения реки. На правом берегу нарисуй человечка, а на левом — дерево.

Окружающий мир 2 класс рабочая тетрадь Плешаков 2 часть страница 51 задание 3

Ответ по Окружающему миру 2 класс рабочая тетрадь Плешаков 2 часть страница 51 задание 3

Начало — Исток, далее река бежит по — Руслу, и впадает в озеро — Устье.

Источник

Учебник Плешаков 2 класс. 2 часть. Страницы 82, 83, 84, 85

Страницы: 82, 83, 84, 85

Водные богатства

1) Вспомни, что ты знаешь о реке и море.

Река — это водный объект, которые имеет исток и устье. Протекает река по руслу и впадает в озеро или море.

Читайте также:  Все заводы сша находятся в долинах рек

Море — это крупный водный бассейн, который является частью мирового океана, и ограничен от других морей цепочками островов или участками суши.

2) Что означают слова «естественный» и «искусственный»?

Естественный — значит, созданный природой без участия человека.

Искусственный — значит, созданный человеком.

Догадайся, что пропущено в описании.

Когда-то здесь был овраг, по дну которого протекал ручей. Люди устроили запруду, и на этом месте появился пруд. Теперь в нём разводят рыбу.

Люди перегородили реку большой плотиной. Вода выше плотины разлилась, и образовалось водохранилище. Сейчас из него берут воду для города.

Между двумя реками люди прорыли углубление и пустили воду. Так появился канал. Теперь из одной реки на теплоходе можно проплыть в другую.

В описании пропущены следующие слова:

Пруд — искусственный водный бассейн, созданный руками человека.

Водохранилище — крупный искусственный объект на реке.

Канал — водный искусственный объект, соединяющий между собой другие водоёмы.

Рассмотри схему. Расскажите по ней о частях реки.

Любая река начинается с истока, откуда она по руслу течёт к устью.

Устье — это место, где река впадает в море или озеро.

У любой реки есть берега, правый и левый.

Чтобы определить, где берег правый, а какой левый, нужно встать лицом вниз по течению.

И тогда справа окажется правый берег, а слева от вас — левый.

У реки есть притоки, речки меньшего размера, которые впадают в более крупную реку.

По своим наблюдениям расскажите о водных богатствах вашего края.

Если тебе представится возможность побывать на море, подготовь фоторассказ на тему «Красота моря».

Ответы на вопросы в конце темы:

1. Что составляет водные богатства нашей планеты?

Это все существующие на планете водные объекты — океаны, моря, озёра, реки, водохранилища, пруды, каналы.

2. Из каких частей состоит река?

Река состоит из истока, русла, берегов, притоков и устья.

Источник



Окружающий мир 4 класс

Наши реки

Используя информацию из текста учебника «Окружающий мир. 4 класс» (с. 63), нарисуйте схему. Проверьте себя на «Страничках Умного Совёнка».

Части реки

схема части реки

По этой схеме расскажите о частях реки.

Ответ: У любой реки есть исток и устье. Истоком называется начало реки, а устьем — место, где река впадает в другую реку, озеро или море. У реки есть берега — правый и левый. Если смотреть в сторону течения реки, то справа будет правый берег, а слева — левый берег. В реку обычно впадают другие реки — притоки. С правого берега впадают правые притоки, с левого — левые.

С помощью карты текста учебника соедини линиями названия рек и городов, которые на них построены.

названия городов и рек

Выполни рисунки, показывающие реку (реки) твоего края, или помести фотографии.

рисунок реки твоего края

С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовь сообщение о какой-либо реке России, твоего края (по выбору). Запиши основные сведения для своего сообщения. Укажи источник информации.

Сообщение о реке России
Река Лена

Сообщение о реке России. Река Лена

Одной из самых протяженных рек России является Лена. Это самая крупная водная артерия в Северо-Восточной Сибири. Река Лена впадает в Море Лаптевых. Она занимает десятую позицию в мире по длине и восьмую по полноводности. Протекает в Якутии и в Иркутской области. Часть ее притоков находятся в Забайкалье, Хабаровском и Красноярском краях, а также в Бурятии. Примечательно, что бассейн водоема полностью находится на территории России.
Река Лена, длина которой составляет 4,4 тыс. км, занимает площадь 2490 тысяч квадратных километров.
Основные притоки Лены – это реки Олекма, Витим, Вилюй и Алдан.
Название реки произошло от эвенского слова Елю-Енэ, что в переводе означает «Большая Река». Открыл ее в 1619 – 1623 годах землепроходец Пянда и зафиксировал именно это название. В русском же языке за рекой закрепилось название Лена.
Лена является одной из немногих крупных рек континента, на которых не построено ни одной плотины гидроэлектростанций либо других гидротехнических сооружений. Ее бассейн до сих пор хранит нетронутые или практически ненарушенные человеком ландшафты. Река является главным транспортным путем Якутии и связывает районы региона с федеральной транспортной сетью.
С давних времен река Лена и ее притоки славятся своими рыбными ресурсами. Благодаря отсутствию плотин и наличию богатой кормовой базы создаются прекрасные условия для жизни многих видов рыб. Самой большой и наиболее ценной рыбой, обитающей в Лене, является сибирский осетр. Кроме того, в Лене легко можно наловить таких рыб как таймень и ленок. На сегодняшний день в бассейне реки обитает 37 видов рыб.

Источник

Adblock
detector