Меню

Как можно нарисовать васюткино озеро

Как можно нарисовать васюткино озеро

Уроки литературы в 5 классе[1]
Уроки 76-77

УРОК 76
В. П. АСТАФЬЕВ. «ВАСЮТКИНО ОЗЕРО»:
ЮНЫЙ ГЕРОЙ В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Поведение героя в лесу. Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных ситуациях. Картины сибирской природы и их нравственный смысл.

Основные виды деятельности учащихся.
Чтение и обсуждение статьи учебника об Астафьеве, статьи «Деревня Овсянка» (из раздела «Литературные места России»). Восприятие и выразительное чтение рассказа, художественный пересказ его фрагментов, анализ содержания рассказа по вопросам учителя (по группам). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Обсуждение произведений книжной графики к рассказу. Устное иллюстрирование.
Самостоятельная работа. Создание иллюстраций к рассказу и подготовка к их презентации и защите.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности)

Рассказ о писателе (см. страницу Основные темы творчества В. П. Астафьева. Урок литературы в 11 классе) с показом презентации, включающей в себя галерею портретов и изображения мест, связанных с именем Астафьева.

II. Чтение статьи учебника об Астафьеве (см. статью ниже), статьи «Деревня Овсянка» (см. статью ниже) из раздела «Литературные места России» в конце учебника, ч. 2 и обобщающая беседа:

Как вы понимаете эпиграф к статье о писателе?

Могут ли рассказы о родне, земляках, односельчанах быть интересны для людей, которые их не знали? Обоснуйте своё мнение.

Какие трудности перенёс Астафьев в детстве и юности? Какие испытания он преодолел в жизни?

Как понять слова «. всё это откладывалось, где-то накапливалось потихоньку, пока не попросилось наружу»?

Поведение героя в лесу. Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных ситуациях

III. Выразительное чтение, пересказ и работа с текстом рассказа «Васюткино озеро» (в группах).
Текст для каждой группы могут прочитать несколько пятиклассников.

Г р у п п а 1.
Выразительно прочитайте фрагмент рассказа с начала до слов «. иногда из ружья пальнёт».

Расскажите, какая проблема озадачила рыбаков из бригады Васюткиного отца.

Г р у п п а 2.
Выразительно прочитайте фрагмент рассказа со слов «Васютка проснулся поздно» до слов «Тяжеловато будет, пожалуй, да ничего, донесу».

О каких таёжных законах предупреждала Васютку мать? Почему мальчик не выстрелил в кедровку?

Г р у п п а 3.
Выразительно прочитайте фрагмент рассказа со слов: «Вдруг впереди Васютки что-то сильно захлопало» до слов «. где же затеси? Пора уж им быть».

Как Васютка справился с глухарём?

Какие навыки охотника он проявил?

Картины сибирской природы и их нравственный смысл

Г р у п п а 4.
Выразительно прочитайте фрагмент рассказа со слов «Он посмотрел кругом» до слов «„Будь что будет“, — отрешённо подумал он».

Какой символический смысл вложил автор в описание «мёртвой птички» и «мухи, влипшей в тенёта»?

Г р у п п а 5.
Перескажите подробно, как Васютка провёл первую ночь в тайге, со слов «В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь» до слов «Он отламывает отростки от корневища и несёт их костру».

Какие качества характера проявил Васютка во время первой ночёвки в тайге?

Какие первые испытания предложила ему тайга?

Что он сумел сделать? Как он спасался в тайге от голода и холода?

Г р у п п а 6.
Перескажите подробно, как Васютка провёл свой первый день в незнакомом месте, когда заблудился, со слов «Коротка августовская ночь в Заполярье» до слов «По всем признакам ждать этого осталось недолго».

Какие картины сибирской природы подтверждают мысль автора о том, что тайга — живое существо?

Обобщающая беседа:

Ответы на вопросы 2—5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном»

Домашнее задание

Выполнить задание 2 из раздела учебника «Проверьте себя».

Прочитать рассказ «Васюткино озеро» со слов «Солнце пошло на закат» до конца и подготовиться к пересказу этой части.

Индивидуальные задания.

Нарисовать свои иллюстрации к рассказу «Васюткино озеро» и подготовиться к их защите.

УРОК 77
В. П. АСТАФЬЕВ. «ВАСЮТКИНО ОЗЕРО»:
СТАНОВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ

Основные виды деятельности учащихся.
«Открытие» Васюткой нового озера. Основные черты характера Васютки. Становление характера героя в сложных испытаниях. Автобиографичность рассказа. Герой и автор.

Основное содержание урока
Устный рассказ о писателе. Чтение (в том числе по ролям) и пересказ фрагментов рассказа, лексические и историко-культурные комментарии к тексту (по группам). Устные ответы на вопросы (с использованием цитат). Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героя рассказа. Рассказ о поведении и поступках героя (с использованием цитат). Нравственная оценка поведения и поступков героя рассказа. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Чтение и обсуждение отрывка из воспоминаний Астафьева «Судьба рассказа „Васюткино озеро“».
Практическая работа. Составление цитатной таблицы «Черты характера героя и авторское отношение к нему».
Самостоятельная работа. Выполнение письменной характеристики героя (с использованием материалов таблицы). Подготовка к контрольной работе — письменный ответ на проблемный вопрос. Составление плана (в том числе цитатного) самостоятельного письменного высказывания.

I. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера героя в сложных испытаниях

Чтение вслух и пересказ второй половины рассказа «Васюткино озеро», лексические и историко-культурные комментарии (в группах):

Г р у п п а 1.
Пересказ эпизода «Васютка находит озеро» со слов «Солнце пошло на закат. » до слов «. и вскоре забылся беспокойным сном».
(Заглавия эпизодов могут придумать пятиклассники.)

Почему Васютка, найдя озеро, расплакался? Что особенно удивило его в озере?

Какие законы природы и таёжной жизни он вспомнил во время своего пребывания в тайге?
(Болота чаще всего бывают у берегов озёр; пока хватит терпения, не трогать хлеб; поглядел на озеро, на кровянистое небо и с тревогой проговорил: «Ветер завтра будет. А вдруг ещё с дождём?»; вспомнил слова дедушки: «Вызвездило — к холоду!»)

Почему Васютку «начало донимать раскаяние»?

Г р у п п а 2.
Пересказ эпизода «Утро на берегу Васюткиного озера» со слов «Проснулся Васютка поздно. » до слов «. и снова забылся тяжёлым сном».

Как объяснил Васютка наличие в озере множества белой рыбы?
(Озеро проточное, значит, из него вытекает речка, ведущая к Енисею; заметил входящую в глубь тайги жёлтую бороздку лиственного леса. Значит, там речка; появились высокие обрывистые берега. «Вот она, речка!»)

Как эти знания помогли мальчику выжить?

Какие метафоры и образные сравнения применяет автор для создания картин суровой и неумолимой тайги?

Докажите, что всё-таки для автора она прекрасна.

Г р у п п а 3.
Пересказ эпизода «Васютка выходит на берег Енисея» со слов «На рассвете Васютка, стуча зубами от холода. » до слов «Вот стучит, стучит, стучит».

Как Васютка преодолевал трудности последних ночей в тайге?
(Находил дрова, берёг спички, готовил пищу, устраивал ночлег, подвязал разорвавшуюся обувь и др.)

Какие «фокусы тайги» и приметы таёжной жизни он знал?
(Гудок всегда откликается на ближнем водоёме; в верховьях реки появился дымок. Идёт пароход; так могла стучать только выхлопная труба рыбосборочного катера-бота и др.)

Как автор описывает состояние Васютки при виде берега Енисея и теплохода «Серго Орджоникидзе»? Сравните эти состояния.

Какие слова и выражения находит автор для выражения радости и разочарования героя?

Г р у п п а 4.
Прочитайте по ролям эпизод «Васютка спасён» со слов «Тут же опомнился, схватил свои манатки. » до слов «. протягивая руки навстречу сыну».

Какие интонации присущи репликам Васютки? Как они выражают состояние мальчика?

Как украинский говор дяденьки Коляды помогает создать неповторимый образ этого персонажа?

Опишите чувства читателя, узнавшего о состоянии матери и деда пропавшего Васютки.

Г р у п п а 5.
Прочитайте по ролям эпизоды «Васютка снова дома» и «Рыбаки на Васюткином озере» со слов «. И вот Васютка дома!» до слов «. открыли постоянный промысел».

Как отнеслись к приключениям Васютки мать, отец и дед? Какие слова и выражения автор использует для изображения состояния персонажей, когда мальчик вернулся?

Какие нравственные уроки мог извлечь Васютка из реакции отца на его рассказы? Почему он «постеснялся плыть в лодке»?

Прочитайте два последних абзаца рассказа. Какие чувства и мысли о нашей Родине они вызывают?

Обобщающая беседа:

Вспомните детали приключений Васютки, которые помогли выработке у него мужского характера.

Что он знал о тайге до своих скитаний и чему научила его тайга?

Выполнение заданий 2—5 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

II. Основные черты характера Васютки
Составление плана характеристики Васютки.

Возраст героя, его внешний вид.

Занятия родителей и деда и отношение Васютки к ним.

Черты характера Васютки:

•Стремление помогать старшим (собирал кедровые орешки для рыбаков и др.).

•Закалка таёжного жителя (умение стрелять, пользоваться спичками и беречь их, находить в тайге пищу и воду, экономить хлеб и соль и др.)

•Умение находиться одному в лесу (разжёг костёр, высушил одежду, устроил ночлег, чтобы не замерзнуть, приготовил пищу, знал приметы, по которым в тайге находят север и юг, определяют близость реки или болота, умел определять породы рыб и др.).

•Смелость и находчивость (не испугался один ночевать в лесу, определил, что озеро проточное, и др.).

•Оптимизм, вера в победу над тайгой (не пал духом во время своих скитаний, старался не плакать и сохранять самообладание, постоянно думал о практических способах выхода из тайги и умело применял их в своих приключениях и др.).

•Любовь к родной земле (глубокое чувство Родины при встрече с Енисеем и др.).

Черты характера мальчика, вызывающие восхищение читателей.

Прослушивание устных сообщений учащихся по пунктам плана.

III. Чтение отрывка из воспоминаний Астафьева о своей детской «робинзонаде».

Почему рассказ «Васюткино озеро» называют автобиографическим?

IV. Автобиографичность рассказа. Герой и автор
Чтение отрывка из воспоминаний Астафьева «Судьба рассказа „Васюткино озеро“»
(см. отрывок ниже).

Можно ли считать историю создания рассказа необычной?

Как автор относится к своему герою?

Как проявилась в рассказе авторская позиция?

Обобщить свои наблюдения над текстом школьники могут в таблице:

IV. Показ, обсуждение и защита иллюстраций учащихся к рассказу.

Домашнее задание

Создать письменную характеристику Васютки, используя материалы таблицы.

Подготовиться к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов (см. следующий урок).

УРОКИ 78-79
УРОКИ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

Основное содержание урока.
Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов.

Основные виды деятельности учащихся.
Составление плана самостоятельного письменного высказывания. Подбор цитат по заданной теме. Составление плана (цитатного плана) письменного высказывания. Составление устного и письменного ответа на один из проблемных вопросов.
С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а. Поиск в справочной литературе или Интернете материалов о судьбах и подвигах детей в годы Великой Отечественной войны. Подготовка сообщения о военной биографии А. Т. Твардовского с показом его портретов. Поиск стихотворения о детях на войне, подготовка к его выразительному чтению, создание иллюстрации к стихотворению.

Читайте также:  Ладожское озеро рассказ для школьников

I. Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов

1. Какой изображена русская природа в творчестве С. А. Есенина, П. П. Бажова, К. Г. Паустовского, В. П. Астафьева? (по одному произведению)

Составление плана письменного высказывания и подбор цитат, раскрывающих пункты плана:

Что такое пейзаж в литературном произведении? Зачем писатели используют описания природы в своих стихах и прозе?

Какое время года рисует писатель? Какие приметы этого времени года он показывает читателю?

Как при помощи пейзажа передаются чувства и настроения человека?

Какие изобразительно-выразительные средства использует автор, чтобы сделать своё описание красочным?

Можно ли по пейзажу определить авторское отношение к конкретному времени года, к природе вообще?

В чём необычность и своеобразие русского пейзажа в выбранном вами произведении?

Какое впечатление производят описания природы на читателя, на вас лично (на примере конкретного произведения)?

Ответ на каждый вопрос подкрепляется примерами из текста.

2. Какие поступки сверстников и черты их характера вызывают моё восхищение в произведениях К. Г. Паустовского, А. П. Платонова, В. П. Астафьева? (по одному произведению)

В какой семье воспитывался герой? Кто были его родители, ближайшее окружение, чем они занимались?

Как они влияли на образование героя, его воспитание, взгляды на жизнь?

Что мы узнаём о герое до его появления в произведении?

Какие приёмы использует автор для создания образа героя (выбор имени, обстановка появления героя в произведении, портрет, речь, мир вещей, характеризующий героя, поступки героя, оценка героя другими персонажами, самооценка героя)?

Каково авторское отношение к герою, как оно выражается (автор прямо оценивает героя или показывает свои оценки скрыто)?

II. Пересказ содержания будущих ответов.
На втором уроке пятиклассники будут отвечать на эти вопросы письменно.

Домашнее задание

Найти в справочной литературе или Интернете материалы о судьбах и подвигах детей в годы Великой Отечественной войны.

Индивидуальные задания.

Подготовить краткое сообщение о военной биографии А. Т. Твардовского, найти в Интернете его портреты в военное время.

Подобрать одно стихотворение о детях на войне, подготовиться читать его выразительно, нарисовать к нему иллюстрацию (это задание даётся нескольким пятиклассникам).

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. – М.: Просвещение, 2016.

ВИКТОР ПЕТРОВИЧ
АСТАФЬЕВ

1924-2001

. Думал я, думал, и вышло, что мне надо рассказывать о своих земляках, в первую
голову о своих односельчанах, о бабушке и дедушке и прочей родне. Они были
интересны мне и любимы мной такими, какие они есть на самом деле.
В. Астафьев

Виктор Петрович Астафьев родился близ Красноярска в крестьянской семье. Рано потерял мать. Около трёх лет жил у бабушки и дедушки. Затем переехал с отцом и мачехой в Игарку, убежал из дому, беспризорничал, поступил в школу на станции Енисей, работал в пригороде Красноярска, участвовал в боях в Великую Отечественную войну, был ранен, потом работал разнорабочим. Позднее он напишет:

«. Масса встреч, масса впечатлений, множество событий, разных, приятных и неприятных, — всё это откладывалось, где-то накапливалось потихоньку, пока не попросилось наружу».

В 1951 году он написал первый рассказ «Гражданский человек». В автобиографии В. П. Астафьев пишет:

«. Я твёрдо знаю одно — заставили писать меня книги и жизнь. Я всегда и всюду много читал, и читал порой в ущерб учебе. Начался я как литератор не в тот вечер, когда сел писать свой первый рассказ, а, видимо, тогда, когда сочинял длинные „лирические» письма с фронта, когда в госпиталях, в пути и на привалах рассказывал о своих фронтовых товарищах, о разных случаях из своей жизни». В 1953 году в Перми был опубликован первый сборник рассказов Астафьева «До будущей весны».
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Что, по словам самого В. П. Астафьева, заставило его писать?

2. Подготовьте устное сообщение о писателе, используя содержание статьи учебника и произведений В. П. Астафьева, прочитанных вами ранее.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)

СУДЬБА РАССКАЗА «ВАСЮТКИНО ОЗЕРО»

Судьба рассказа «Васюткино озеро» любопытна. В городе Игарке преподавал когда-то русский язык и литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский, известный потом сибирский поэт. Преподавал он, как я теперь понимаю, свои предметы хорошо, заставлял нас «шевелить мозгами» и не слизывать из учебников изложения, а писать сочинения на вольные темы. Вот так он однажды предложил написать нам, пятиклассникам, о том, как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провёл один, и вот обо всём об этом и написал. Сочинение моё было напечатано в рукописном школьном журнале под названием «Жив». Много лет спустя я вспомнил о нём, попробовал восстановить в памяти. Так вот и получилось «Васюткино озеро» — мой первый рассказ для детей.
В. П. Астафьев
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)

Задания к рассказу «Васюткино озеро»
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ

1. Почему рассказ называется «Васюткино озеро»?

2. Что рассказывает писатель о рыбной ловле? Какая рыба попадалась в ловушки?

3. Как заблудился Васютка? Что помогло Васютке выжить, выйти из леса (смелость, смекалка, терпение, знание леса, другие качества)?

4. Какое время странствий в лесу оказалось для Васютки самым трудным и почему?

5. Что вспоминал Васютка? Как прислушивался к лесным звукам, о чём разговаривал с лесными жителями?

6. Почему взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем?

7. Какие иллюстрации вы нарисовали бы к этому рассказу?

8. Как начинается и как заканчивается рассказ «Васюткино озеро»?
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Подберите текст из рассказа «Васюткино озеро» к иллюстрации, помещённой в учебнике.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)

ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ

1. Обратите внимание на детали рассказа, например: почему мать настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба?
Что значат её слова: «На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать»?

«Ему уже не раз драли уши за попусту сожжённые патроны. Трепет перед драгоценным „припасом» (так называют сибирские охотники порох и дробь) крепко вбит в сибиряков отроду» — отчего был такой трепет? Что он обозначает?

«Страх начал давить ещё сильнее. Мальчик снова заговорил вслух: „Ладно, не робей. Найдём избушку. Надо идти в одну сторону. «» Почему Васютка стал разговаривать вслух?

2. Объясните слова и включите их в пересказ текста: холодная изморось, осётр, стерлядь, были, небылицы, хилые берёзки, затеей, белая рыба, шлюпка, бот, пацан, хлопец, варнак, рыбная тара.

3. Пошёл, ковыляя, передвигался, поплёлся. — какие из этих слов вы часто используете в своей речи?

4. Замёрз, продрог, окоченел. — когда используется каждое из этих слов? Приведите примеры.

5. Устал, притомился, изнемог. — придумайте предложения с этими словами.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Вспомните истории, которые происходили с вами в лесу.
Расскажите об этом устно или письменно, используя запомнившиеся вам образные слова и выражения из текста рассказа «Васюткино озеро».

Виктор Петрович Астафьев
Деревня Овсянка. (Красноярский край)

Овсянка — родина выдающегося русского писателя В. П. Астафьева. Рано оставшийся без матери мальчик воспитывался в семье деда и бабушки. Образ бабушки Катерины Ивановны — один из самых ярких и светлых во всём литературном наследии писателя (рассказы «Конь с розовой гривой», «Фотография, на которой меня нет» и др.). Воспоминания детства легли в основу многих произведений писателя.

В последние годы жизни В. П. Астафьев вновь вернулся в Овсянку. Здесь ему особенно хорошо писалось. В Овсянке, благодаря заботе и настойчивости писателя, была построена одна из лучших в крае сельских библиотек.

Многие любители русской литературы едут в Овсянку, чтобы отдать дань уважения писателю.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)

1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2016. — 252 с.
Методическое пособие «Уроки литературы в 5 классе» соответствует рабочей программе по литературе и переработанному в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования учебнику.
Пособие способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций пятиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 5 класса: учебника, фонохрестоматии, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим. ».
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников, содержатся ссылки на интернет-источники.
Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)

Источник

Презентация по литературе на тему «Иллюстрации к рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»(5 класс)

Иллюстрации к рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Иллюстрации к рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Спасибо за внимание

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Номер материала: ДБ-1685821

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Анализ художественного текста по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро». 5-й класс

Презентация к уроку

Цели урока: (слайд 2)

  • Способствовать формированию умения анализировать художественный текст; развитие внимания к тексту.
  • Формирование навыков самообладания, умения справляться с трудными жизненными ситуациями.
  • Воспитывать нравственные качества: любовь и к природе, внимательное и вдумчивое отношение к ней, забота о близких.

Задачи урока: (слайд 3)

  • Учить работе с изобразительно-выразительными средствами языка, помогающими понять сюжетную основу произведения.
  • Анализ эпизодов рассказа, описывающих переживания Васютки, осмысление их психологической составляющей как попытки перебороть свой страх.
  • Словесное рисование эпизодов рассказа, раскрывающих внутренние переживания мальчика с использование образных слов и выражений из текста
  • Учить умению делать выводы, производить рефлексию по прочитанному произведению.
Читайте также:  Кум куль озеро карта

Техническое обеспечение урока: медиапроектор, компьютер, экран, презентация к уроку.

1. Организационный момент.

2. Чтение и обсуждение эпиграфов. (слайд 4)

Природа –не только источник жизни. Она и воспитатель души.
Мир природы всегда отражает мир человека.
Природа — одна для всех. Она нужна всем.
В.П. Астафьев

2.1. Вступительное слово учителя: (слайд 5)

Виктор Петрович Астафьев – писатель, который пишет “для детей и о детях”. Он любим разными поколениями людей. В своих произведениях он глубоко исследует внутренний мир человека на переломе жизненных обстоятельств. Автор показывает нам, как человек, попадая в невообразимо сложные перипетии жизни, испытывая страдания, изо всех сил сопротивляясь невзгодам, все-таки побеждает.

2.2. История появления рассказа “Васюткино озеро” (работа со слайдом 6)

3. Этап открытия новых знаний.

1. Аналитическая беседа по прочитанному:

Чтение отрывка из рассказа (слайд 7)

“Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное Васютке. Еще бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки – озеро, названное его именем!”

Учитель: Есть много географических мест, улиц, школ, названных именами некоторых людей. Что это за люди, что же такое они совершили? А в нашей местности имеются такие места, названные именами чем-то выдающихся людей.

(Да, вот наша школа носит имя выпускника Валерия Маскина, есть улицы, названные именами легендарных людей: улица Ворошилова, улица Чкалова, Чапаева и др.)

— А обыкновенный мальчик? Что такого он должен был совершить, чтобы его именем назвали озеро? (высказывания ребят) (слайд 8)

— Мы пойдем по пути Васютки, чтобы понять, что пережил мальчик, заблудившийся в тайге, но не раскисший, не растерявшийся, не потерявший веры в себя.

— Можно ли понять, как автор относится к главному герою, прочитав название рассказа? (Да, ласково, с любовью- “Васюткино”. Сразу понятно, любит своего героя.)

— Каким было занятие Васютки у рыбаков? (Снабжал их кедровыми орехами: “Охота ведь рыбакам пощелкать вечером”.)

— Как же он выглядел, когда в очередной раз пошел за орехами?

(“Похожий на коренастого, крепкого мужичка”). Какие слова в этом портрете вселяют уверенность, что все с маленьким героем будет хорошо?

— Почему был заведен такой строгий порядок: “идешь в лес- бери еду, бери спички”?

(В тайге все может случиться.)

— А каким чувством веет от наказа матери? (Заботой, тревогой. “Ты от затесей далеко не отходи – сгинешь”.)

— Что такое “затеси”? (Зарубки на деревьях). (слайд 9)

— Мы знаем, что тропинка в тайге начинается с затесей. Она появляется тогда, когда по ней пройдут многие люди, потрудятся, прошагав, приложив усилия.

— А как вы думаете, какой литературный прием применяет автор, когда пишет: “лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия”? (Сравнение)

— А у человека отчего бывают морщинки? (Они появляются, когда человек много поживет, многое увидит и испытает.) (слайд 10)

— Ребята, а только ли в тайге нужны “затеси”? Где еще?

(Затеси – ориентиры, они нужны в жизни, чтоб не потеряться, не сбиться с хорошей дороги.)

4. Художественное чтение отрывка “Как Васютка заблудился и его анализ”.

1. А теперь давайте посмотрим, почему сбился с пути Васютка?

(Он увлекся охотой за глухарем, забыл о затесях, потерял их.)

“Он посмотрел кругом. Деревья ничем не отличались от тех, на которых были сделаны зарубки. Лес стоял неподвижно. тихий в своей унылой задумчивости, такой же редкий . полуголый, сплошь хвойный. Лишь кое-где виднелись хилые березки с редкими желтыми листьями. Да, лес был такой же. И все же от него веяло чем-то чужим.

— Когда он окончательно понял, что заблудился. (Когда увидел попавшую в тенета муху.

И опять очень образное сравнение и использованный литературный прием –сравнение).

2. Чтение и анализ отрывка. (слайд 11, 12)

“Васютка нагнулся и увидел у ног своих истлевшую тушку птицы. Опытный охотник-паук растянул над мертвой птичкой паутину. Паука уже нет- убрался, должно быть, зимовать в какое-нибудь дупло, а ловушки бросил. Попалась в него сытая крупная муха-плевок и бьется, бьется, жужжит слабеющими крыльями. Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенета. И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!”

— До каких пор длилось его оцепенение? (До тех пор, пока Васютка не услышал какой-то таинственный шорох и бросился бежать.)

— Какие чувства испытал Васютка, поняв, что он окончательно заблудился? (Отчаяние. “Будь, что будет, — отрешенно подумал он.)

— Что он вспомнил, что заставило его действовать? (“Тайга”, наша кормилица, хлипких не любит!”)

— Ребята, что значит хлипких? Давайте подберем синонимы к слову “хлипких”. (слайд 13)

— Помните, когда вы читали рассказ, вы узнали, что Васютка все умел, знал, как вести себя в тайге, что делать. Еще бы! Ведь он внук и сын таежников, охотников, рыбаков. А как ему было страшно! Как он испугался корня-выворотня! Да и как было не испугаться такого чудовища!

— Ребята, а если бы он ничего не знал и не умел? (Пропал бы, сразу пропал. Главное – не терять присутствия духа!)

3. Сравнение двух эпизодов. (слайды 14, 15)

— А теперь давайте посмотрим, как описана пробудившаяся тайга.

Чтение и анализ 1 эпизода.

Кедровки кричали

Желна заплакала

Синички потрошили, попискивая

Белка пронеслась, всполошено цокая

Уставилась на Васютку

— Зачем в таком маленьком кусочке текста столько глаголов? (Глагол обозначает действие, движение, в данном случае с помощью глаголов автор показывает картину пробуждения тайги).

2 эпизод. Какой же увидел тайгу Васютка, забрвшись на высокое дерево? (Чтение отрывка : Тайга. Тайга. )

— Обратим внимание на эпитеты — красочные определения.

Тайга – молчаливая, равнодушная, казалась огромным, темным морем.

Облака редкие

Проемы голубые

Ватой спрессованной

Ложились на тайгу

— Здесь их очень много, потому что это описание. Писатель хотел подчеркнуть с их помощью величие природы.

4. — А теперь среди этих красочных определений найдите то, которое помогает нам понять отчаяние Васютки? (слайд 16)

Источник



Иллюстрации к рассказу васюткино озеро нарисовать поэтапно

«Васюткиными тропами» (урок по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро») Маршрутный лист:

  • Опушка Архивариусов
  • Поляна Лесовиков
  • Просека Юных натуралистов
  • Пригорок загадок
  • Родник Литераторов
  • Берег Успеха

Опушка Архивариусов

  • (1924 – 2001)
  • Виктор Петрович
  • Астафьев

Сибирь – родина В.П. Астафьева Поляна Лесовиков Енисей

  • Что изображено на рисунке?
      • Тоня – улов
  • Затеси – зарубка, стёс на дереве
  • Валежина – сухие ветки, упавшие на землю

Васютка бродил по лесу:

  • а) в поисках кедровых орехов для рыбаков;
  • б) выполняя поручение отца;
  • в) ради удовольствия.

Заметив в глубине тайги жёлтую бороздку лиственного леса, Васютка понял, что там:

  • а) речка;
  • б) болото;
  • в) озеро.

Главному герою удалось спастись в лесу благодаря:

  • а) богатейшей флоре и фауне;
  • б) тёплой осенней погоде;
  • в) умениям и навыкам таёжного жителя.

«Глухарина проклятый…» «Мальчик стоял неподвижно и не спускал глаз с огромной птицы»

  • Сергей Сюхин. Иллюстрация к рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

«Перед глазами Васютки небольшое унылое озеро, подернутое у берегов ряской»Просека Юных натуралистов Советы идущему в лес:

  • Продумай тщательно маршрут.
  • Не забудь взять компас.
  • Возьми спички для костра.
  • Захвати с собой тёплые вещи.
  • Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари, консервы)

Родник Литераторов Если ты заблудился:

  • Не паникуй, успокойся
  • Прекрати бесполезное движение
  • Осмотри место, где находишься
  • Собери хворост, дрова для костра (на ночь)
  • Разожги костёр, приготовь пищу
  • Подготовь из веток, травы место для ночлега
  • Спокойно ожидай спасателей, родственников

Законы тайги

  • «От затесей далеко не отходи – сгинешь».
  • «Идёшь в лес – бери еду, спички, соль».
  • «Тайга хлипких не любит!»

Тайны Тайги

  • Тайны Тайги
  • Кедровка – птица полезная. Она разносит по тайге семена кедра.
  • Глухаря берут с собакой. Глухарь смотрит на лающую собаку, а охотник незаметно подходит с тыла.
  • Заполярная тайга не страшна зверьми.
  • Лиственный лес обычно тянется по берегам реки.
  • Трава растёт обычно возле больших водоёмов.
  • Если озеро проточное и из него вытекает речка, она приведёт к Енисею.
  • Эхо. Гудок всегда откликается на ближнем водоёме.
  • У костра заблудившегося скорей заметят.
  • с какой стороны у дерева ветвей больше – там юг.
  • Вызвездило – к холоду.

«Да, не удивляйтесь и не думайте. Что все озёра уже известны и что у каждого есть своё название. Много ещё в нашей стране безымянных озёр и речек».

  • «Да, не удивляйтесь и не думайте. Что все озёра уже известны и что у каждого есть своё название. Много ещё в нашей стране безымянных озёр и речек».
  • «Рыбаки из бригады Шадрина совсе было приуныли. Частые осенние дожди впучили реку. Вода в ней поднялась и рыба стала плохо ловитья.»
  • Экспозиция — подготавливает восприятие читателя, помещается в начале произведения.
  • «Весело насвистывая шёл он по тайге, следил за пометами на деревьях и думал о том. Что наверно, всякая таёжная дорога начинается с затесей.»
  • Завязка — это событие, которое является началом действия.
  • Развитие действий
  • 1) «Вдруг он спохватился: где же затеси?
  • Пора уж им быть.»
  • 1) Потеря затесей
  • Страх начал давить ещё сильнее. Мальчик снова заговорил вслух: «Ладно, не робей.»
  • 2) Страх и отчаяние героя
  • 3) Тайга, наша кормилица, хлюпких не любит!»
  • И он стал припоминать всё, чему его учили…..
  • 3) Действия по спасению.
  • 4) «Неужели впереди Енисей?»
  • 4) Выход к реке
  • Под утро он уловил равномерно повторяющиеся звуки: бут-бут…Из предрассветной мглы всплыл высокий неуклюжий силуэт бота.»
  • От бота отошла шлюпка. Васютку вытащили на берег.
  • Кульминация –
  • момент наивысшего напряжения сюжета в художественном произведении
  • И вот Васютка дома! В избушке натоплено так, что дышать нечем.»
  • Через два дня Васютка, как заправский провожатый, шагал по берегу речки вверх, а бригада рыбаков за ним.
  • Развязка –
  • это завершающая часть развития действия (Васютка дома! Путь к озеру и его освоение)
  • Эпилог –
  • это заключение, сделанное автором после изложения повествования
  • Композиционный план рассказа «Васюткино озеро»
  • Экспозиция.
  • Рассуждение об озерах и их названиях.
  • Неудачные дни бригадира Шадрина, скучное житье Васютки.
  • Завязка. Поход Васютки в тайгу за орехами и потеря затесей после охоты на глухаря.
  • Развитие действия.
  • Страх и отчаяние Васютки.
  • Решительные действия по своему спасению.
  • Просвет в пути.
  • Кульминация. Появление бота и возвращение героя.
  • Развязка.
  • Васютка дома.
  • Путь к озеру и его освоение.
  • Эпилог. Пятнышко на карте – «Васюткино оз.».

Узнайте по эпитетам, о чём речь?

  • Узнайте по эпитетам, о чём речь?
  • неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый
  • Небольшое, унылое, подёрнутое ряской
  • Молочный, клейкий, неподвижный
  • Далёкие, таинственные, мерцающие

Берег Успеха

  • Выразите своё отношение к герою.
  • Чему вы научились у Васютки?
  • Выводы:
  • 1. Память о традициях стала для Васютки спасательным кругом. Воспользовавшись им, он делает свою памятную зарубку – открывает озеро.
  • Пусть и для нас его уроки станут ориентиром в жизни.
  • 2. В.П.Астафьев своим творчеством старается показать, что все животные и растения проживут без человека, но человек без природы обречен на гибель.
Читайте также:  Край озер в украине

Зарубки на сердце

  • Уроки мужества, уроки доброты Ты в сердце сохранишь навеки, И озеро, как символ чистоты, Тебе откроется пусть на изломе лета. Увидишь в струях чистого ручья Природы первозданной отраженье, И собственная грешная душа Почувствует истоки очищенья. Вольется в сердце неба синева, И звезд на небе тихое мерцание, И щебет птиц, и росная трава –
  • Васюткиного озера сияние!

Домашнее задание:

  • 1) Написать письмо Васютке;
  • 2)Подготовить иллюстрации к одному из событий, произошедших с героем в тайге!
  • Спасибо за урок!
  • До новых встреч.

Печникова Альбина Анатольевна, учитель литературы МОУ «Зайковская СОШ №1»
Название работы: Урок внеклассного чтения по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
Описание:
Представляю вашему вниманию урок внеклассного чтения по рассказу уральского писателя Виктора Петровича Астафьева. Этот материал может пригодиться учителям начальной школы на РКО, литературном чтении, классном часе, педагогам 5-6 класса среднего звена обучения. В работе приведен тест по прозаическому произведению автора.
Цель: развитие у школьников адаптивного поведения в условиях, угрожающих их жизни посредством художественного текста.
Задачи:
1)воспитывать уважительное отношение к суровой таёжной природе;
2)раскрыть содержание человеческих качеств личности, помогающих людям справиться с бедой в самых опасных жизненных ситуациях;
3)способствовать формированию у подростков чувства ответственности за свои поступки.

Урок внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Ход урока:
Учитель.
Ребята! Многие ли из вас знают, как вести себя в трудных жизненных обстоятельствах? (обсуждение) Сегодня мы с вами познакомимся с любопытной историей мальчика, который спасся в тайге благодаря своим знаниям и наблюдательности! Это герой из рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро». К уроку вам дано было задание поискового характера: в библиотеке найти фрагменты о жизни этого уральского писателя. Какие факты из его детства вам удалось разыскать?

Рассказы детей.
Я узнала о том, что писатель Виктор Астафьев рано потерял маму, растили его бабушка и дедушка Патылицыны, он был даже воспитанником детского дома!
Мне стало известно, что Виктор Петрович учился на железнодорожника в городе Красноярске, воевал на фронте, был серьёзно ранен. После победы уехал к нам на Урал и жил там восемнадцать лет в городе Чусовом. Работал обычным грузчиком, слесарем, литейщиком и даже плотником в вагонном депо. Известность пришла к нему только в шестидесятые годы. Он всегда был честным человеком, настоящим тружеником земли русской! Опыт разных профессий помог потом писателю достоверно рассказывать о людях труда в своём творчестве.
Учитель.
Спасибо, ребята, хорошо, что вы уже многое узнали об авторе рассказа «Васюткино озеро», в этом тексте описана реальная история из жизни мастера слова. А опубликовал её писатель в тысяча девятьсот пятьдесят шестом году. Какое же событие лежит в основе сюжета?

Ученик(1)
Произведение «Васюткино озеро» — история о подростке, который заблудился в таёжном лесу, но сумел выйти из него живым и здоровым, так как имел сноровку и помнил рассказы опытных таежников. Василий был сыном артельщика. Часто он бегал в лес, чтобы набрать для рыбаков кедровых шишек. Мальчик отлично знал суровые законы тайги и сам не раз ходил по лесным тропкам. Однажды мальчуган заблудился! Это было особенно обидно! Потерялся в тайге из-за собственной глупости, невнимательности. Погнался за раненым глухарем, ушел от затесей, «зарубок» на деревьях не на ту дорожку, а выйти обратно было не так – то просто.

Сначала Васютка очень испугался и запаниковал-побежал, толком не разбирая дороги, ему было очень страшно, ведь он нередко слышал разговоры взрослых, как теряются в лесу и гибнут в болоте люди. Когда страх понемногу прошёл, мальчик успокоился и стал вести себя, как настоящий опытный охотник. Он не упал духом и вспомнил советы старых таёжников, начав разрабатывать план своего спасения. Умение рассуждать, воля, находчивость и вера в успех помогли маленькому сыну рыбака найти правильный путь к реке Енисею, к людям. Мальчик продержался несколько дней в лесу совершенно один, распределяя еду, бережно экономя патроны и спички. Я думаю, что не всякий взрослый сумел бы выдержать и спастись в тайге! Когда Васютку нашли и привезли домой, то он поведал всем о чудесном озере, которое отыскал, выживая в тайге. В озере этом было очень много рыбы. Его так потом и прозвали — «Васюткино».

Анализ текста по вопросам:
1)Что же чувствовал мальчик, блуждая по тайге? (страх, растерянность);
2)За что ругает себя Василий? Найдите и прочитайте об этом в тексте. (побежал за птицей, забыв об осторожности охотника);
3)Какое решение он принимает? О чём оно говорит? (чтение фрагментов из текста, обсуждение, анализ, синтез);
4)Найдите изобразительно-выразительные средства, которые использует автор для описания внешности героя;
5)Назовите эпитеты, метафоры и олицетворения, раскрывающие природу, как действующее лицо рассказа. Природа – друг и помощник мальчика или враг?
6)Как характеризует героя стремление выжить и найти дорогу домой?
7)Назовите качества характера Васютки, помогающие ему справиться с трудной жизненной ситуацией. А как бы поступили вы? (обсуждение)

Учитель.
В конце урока я предлагаю вам 10 вопросов теста по рассказу. Постарайтесь быть точными и внимательными в своих ответах.(Правильные ответы теста к заданиям 1 — 6 прописаны заглавной буквой. Ответы на вопросы 7-10 дети дают индивидуально, используя свои знания текста таким образом, как они поняли произведение и что нового узнали из устных рассуждений в ходе всего урока.)
Тест.
1)Из — под чего был мешок, в который мальчик собирал шишки?
а) Из — под муки;
Б) Из — под соли;
в) Из — под крупы.
2)Что такое «жарки»?
А) цветы;
б) огонь;
в) рыба.
3)Сколько дней бродил Васютка по тайге?

а)1
б)2
В)5
4)Сколько было герою лет, когда он заблудился?
а)7
б)10
В)13
5)Как звали собаку мальчика?
а) Трезор;
Б) Дружок;
в) Жучка
6)Чего не было у Васютки с собой?

А) топора;
б) соли;
в) хлеба;
г) спичек.
7)Какие черты характера мальчика вы можете назвать?
8)Почему он заблудился?
9)Какие таёжные законы помогли ему выжить?
10)Чему у Васютки тебе можно научиться?

Итог. Рефлексия
Перед вами на парте два смайлика: грустный и весёлый. Если вам всё было понятно, и вы многое узнали для себя полезного, прикрепите на доску весёлый смайлик. Если вам наш урок не понравился — оставьте грустный смайлик. Домой возьмите два задания. Мне бы очень хотелось, чтобы вы нарисовали рисунки о Васютке и его самоотверженной борьбе за жизнь. Второе задание: составьте для урока ОБЖ памятку

О чём идёт речь?

  • Она величественна и похожа на океан.
  • Она щедра и сурова.
  • Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
  • Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
  • Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России
  • Что такое тайга

    Чем тайга отличается от обычного леса?

    В тайге растут хвойные леса, земля практически не покрыта травой

    Завязка

    • С чего начинается рассказ?
    • Рассказчик говорит об озере
    • Как вы думаете почему Астафьев начинает с озера, а не с Васютки?
    • Кто такой Васютка и где он живёт?
    • Васютка – тринадцатилетний мальчик, он живёт в рыбацком селе на реке Енисее

    Рыбосборочный бот

    Начало

    • Какая проблема возникла у рыбаков?
    • Из-за частых дождей вода в Енисее поднялась, и вся крупная рыба ушла на глубину
    • Найдите в тексте, какая рыба ценилась больше, а какая меньше

    (подсказка: о чём ворчал дедушка Афанасий?)

    • Меньше: ерши и пескари
    • Больше: омуль, стерлядь, осётр
    • пескарь
    • Сибирский осётр
    • стерлядь
    • омуль
  • В путь, дорогу

    Зачем Васютка пошёл в лес?

    Васютка пошёл за кедровыми орехами для рыбаков

    Какой в тайге есть закон?

    Идёшь в лес – бери еду, бери спички.

    Лесная дорога

    Как Васютка ориентировался в лесу?

    • Он шёл по затесам
    • Затеси– зарубки, поставленные на деревьях, стоящих вдоль тропы

    В лесу

    Найдите в тексте с чем Васютка сравнивает тропинки в лесу

    Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия. Только иные тропинки зарастают со временем, а уж морщинки-то на лице едва ли зарастут.

    Кедровка

    • Почему писатель называет клюв кедровки чутким?
    • Она чувствует, когда орех пустой и не вытаскивает его из гнёздышка
    • Чем полезна кедровка?
    • Кедровка разносит по тайге семена кедра
  • В лесу

    Каким образом Вася сбился с пути?

    Васютка погнался за подстреленным глухарём

    Как Вася подкрался к глухарю?

    Потерялся

    • Как Васютка понял, что потерялся?
    • Он не увидел знакомых зарубок
    • Найдите в тексте, как Васютка определил куда ему следует идти. (стр. 131)

    Ладно, не робей. Найдем избушку. Надо идти в одну сторону. На юг надо идти. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдешь. Ну вот, все в порядке, а ты, чудак, боялся! — хохотнул Васютка и бодро скомандовал себе: — Шагом арш! Эть, два!

    Куда идти?

    «Васютка нагнулся и увидел у ног своих истлевшую тушку птицы. Опытный охотник — паук растянул над мертвой птичкой паутину. Паука уже нет — убрался, должно быть, зимовать в какое-нибудь дупло, а ловушку бросил. Попалась в нее сытая, крупная муха-плевок и бьется, бьется, жужжит слабеющими крыльями. Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенета.»

    Как вы думаете, чем столь обычное зрелище, муха попавшая в паутину, покоробила Васютку?

    На кого похожа эта муха?

    Совсем одни

    Представьте себе, что вы приехали в село, где жил Васютка. Вы отправились в лес за орехами и, подобно Васютке, сбились с пути. Что бы вы сделали?

    Не унывать!

    Итак Васютка смирился с тем, что потерялся. Что он предпринял? Опишите его действия.

    • Васютка развёл огонь
    • Он запасся дровами на ночь
    • Приготовил глухаря
    • Лёг спать на тёплое от костра место

    Готовим в лесу

    Как Васютка приготовил Глухаря? Используйте картинки и текст на стр. 133

    Сравним рассказы – Васюткино озеро

    «Он снял телогрейку, бросил на нее кепку и, поплевав на руки, полез на дерево. Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным темным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, все ближе прижимаясь к вершинам леса. Облака над головой были редкие, но чем дальше смотрел Васютка, тем они делались гуще, и наконец голубые проемы исчезли совсем. Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них.

    Долго Васютка отыскивал глазами желтую полоску лиственника среди неподвижного зеленого моря (лиственный лec обычно тянется по берегам реки), но кругом темнел сплошной хвойник. Видно, Енисей и тот затерялся в глухой, угрюмой тайге.»

    Источник

  • Adblock
    detector