Меню

Как называется река забвения в древнегреческом царстве мертвых

Кануть в Лету — значение фразеологизма. Река Лета в греческих мифах

Что значит кануть в Лету? Примеры употребления и происхождение фразеологизма. Что такое Лета в древнегреческой мифологии? Почему она заставляет забывать о прошлом?

Кануть в Лету — это значит бесследно исчезнуть, уйти в небытие. Канул в Лету — то есть всем забыт, пропал.

Этот фразеологизм отсылает к греческой мифологии: Лета — река забвения в загробном царстве Аида. Согласно мифу, после смерти души людей пьют воду из Леты и забывают свою земную жизнь.

Кануть в лету. Примеры

Этот писатель давно канул в Лету.

К несчастью, лучшие времена канули в Лету.

Это слово кануло в Лету, его уже никто не использует.

Синонимичные выражения: исчезнуть, пропасть, сгинуть, кануть в небытие, кануть в вечность.

Одна из рек на Аляске названа Летой в честь мифического потока из греческих преданий.

Река Лета в царстве Аида — греческий миф

Лета (Λήθη) по-гречески означает «забвение». Это одна из пяти рек, протекающих в царстве мертвых — владениях подземного бога Аида.

Души умерших, попав в загробный мир, пьют воду из Леты и забывают прошлую жизнь. Те же, кто по воле богов возвращается в мир живых, также пьют из волшебной реки и вновь обретают память.

В «Божественной комедии» Данте описано, что в Земном Раю струятся два потока. Влево течет Лета, заставляющая забыть свои грехи, а вправо — Эвноя, пробуждающая память о добрых делах человека.

Также Лета — богиня забвения, с которой ассоциируется река в царстве Мертвых. Лета — дочь богини раздора Эриды.

Кануть в Лету. Примеры употребления

Так, понимаете, и слухи о капитане Копейкине канули в реку забвения, в какую-нибудь этакую Лету, как называют поэты.
Н.В. Гоголь. «Мертвые души»

Выходило много переводов иностранных авторов, из коих иных у нас позднее прославляли, а иных, наоборот, проклинали, а иные канули в Лету.
С.М. Голицын. «Записки уцелевшего»

К сожалению, только небольшая часть этих рассказов сохранилась в памяти. Большинство их забылось или, выражаясь старомодно, кануло в Лету.
К.Г. Паустовский. «Повесть о жизни. Книга скитаний»

Капля повиснет на миг на мандолинообразной лопасти твоего весла и снова торжественно капнет в Лету — пропадет — растает.
Саша Соколов. «Школа для дураков»

Времена, когда олигархи диктовали свою волю, окончательно канули в Лету.
Чингиз Абдуллаев. «Мистерия эпохи заката»

Сегодня, когда кануло в Лету сформулированное Рейганом противостояние двух миров…
Владимир Легойда. «Религиозность в безрелигиозную эпоху»

Источник

Загробный мир 7. Река забвения

Река служила одним из тех путей, по которому умершие могли прибыть в загробный мир. Обтекая землю мертвых, эта же Река образовывала границу между миром живых и миром мертвых. Считалось что душа умершего, перейдя ее, уже никогда не сможет возвратиться. В мифологических представлениях древних греков таких рек было несколько, но только воды одной из них — Леты — обладали свойством стирать в памяти испившего их воспоминание о прожитой жизни, о своей личности, привязанностях, способностях и накопленном жизненном опыте. Из Энеиды Вергилия нам известно, что в представлениях древних греков, души умерших в загробном мире сохраняли память о себе и прожитой ими жизни, друзьях и близких, с которыми они ее разделяли. А где же воды реки, дающей забвение? Все там же, в загробном мире, однако служили они совсем другой цели. Вот как пишет об этом Вергилий: «Тут увидел Эней в глубине долины сокрытый / Остров лесной, где кусты разрослись и шумели вершины: / Медленно Лета текла перед мирной обителью этой, / Там без числа витали кругом племена и народы /. / Что за река там течет – в неведенье он вопрошает/. /Молвит родитель в ответ: «Собрались здесь души, которым /Вновь суждено вселиться в тела, и с влагой летейской / Пьют забвенье они в уносящем заботы потоке»». Разгадка в том, что души умерших пьют воду забвения не с тем, чтобы навсегда остаться в мире мертвых, а для того, чтобы забыв свою прожитую жизнь, получить возрождение в новом теле.

Читайте также:  Реки текут в противоположную от экватора сторону

Возможно, это воды Леты пробивались родником забвения в сумрачной киммерийской пещере, где обитал бог сна Гипнос, сын Ночи и брат Смерти. Кроме этого родника был известен и другой источник забвения — в Беотии. Согласно сообщению Павсания в Лейбадее находилась пещера Трофония, и пришедшие вопросить оракул предварительно пили воду из двух источников: Леты — забвения, чтобы забыть о заботах и волнениях, и Мнемосины — памяти, чтобы запомнить услышанное и увиденное в пещере.

Греческой мифологии известен образ еще одной реки, которая в отличие от подземной Леты, давала забвенье, не от прожитой жизни, а от любви. По свидетельству того же Павсания, в Элиде, у развалин города Аргиры протекал ручей Аргира и река Селемн, впадающая в море. По поводу этого ручья и реки существует миф, приводимый автором: Аргира была морской нимфой, Селемн — влюбленным в нее юношей, который постарев, потерял расположение нимфы и умер от любви. Афродита обратила его в реку, «дав ему, как реке, забвение об Аргире. …воды Селемна полезны для мужчин и женщин тем, что излечивают их от любви: те, кто омоется в этой реке, получают забвенье от любви».

В русской мифологии известна река Забыть, отделяющая тот свет от этого. Именно так она называлась в Вологодском крае. Считалось, что перейдя в 40-й день Забыть реку, умерший забывал все, что с ним было на этом свете.

В мифологических представлениях других народов река забвения заменяется просто напитком забвения, без указания на то, откуда он взят. Только в орочской мифологии воды забвения все еще текут ручьем, испив из которого душа умершего забывает все о своей прожитой жизни.

В германо-скандинавской мифологии известен напиток забвения: только испив его, Гудрун соглашается на новый брак с Атли. После того как он убил ее братьев, она убивает их общих сыновей и подает Атли блюдо, приготовленное из их сердец, а потом убивает его самого, предав огню его палаты со всеми обитателями.

В Китае под влиянием буддизма возникло учение о 10 залах подземного судилища (Диюй), в котором умершему назначали одну из 6 форм перерождения. Безгрешные получали право нового рождения и отправлялись на границу между адом и землей, к духу Фэнду-шэню. Здесь души попадали в павильон богини Мэн («тетушки Мэн»), где им давали выпить напиток забвения. В мифологических представлениях вьетов душам, уходящим из загробного царства, тоже подносят кашицу забвения, чтобы они не помнили виденного в царстве.

В мифологии тибетских и монгольских тюркоязычных народов известен образ Гесера, победившего демона севера — людоеда Лубсана (бурят. Лобсоголдой Хара мангадхай). Победу герою удается одержать с помощью Мезы Бумджид (монг. Тумен Джаргалан, западнобурятская Тумен Яргалан), супруги демона. По некоторым вариантам, она была бывшей женой самого Гесера, похищенной демоном. Меза Бумджид подносит герою «напиток забвения», испив который, он остается на севере. Иногда сам Гесер представляется властителем севера. Первоначальное ядро сказания сложилось, по-видимому, на северо-востоке Тибета. В шаманских призываниях его называют сыном неба, обитающим поверх высокой, белой, горной вершины, в доме из облаков и туманов.

Вергилий. Энеида IV; Мифы народы мира, т. I,II; Павсаний. Описание Эллады. кн. IX, 39,8 и кн. VII, 23,2; Березницкий С.В. Мифология и верования орочей.

Источник

Река Стикс. Паромщик Харон на реке Стикс

Стикс, мифическая река мертвых, известна не только тем, что являлась связующим звеном между миром живых и потусторонним царством Аида. С ней связано большое количество мифов и легенд. Например, свою силу Ахиллес получил, когда его окунули в Стикс, к ее водам приходил Гефест, чтобы закалить меч Дафна, а некоторые герои переплывали ее, будучи живыми. Что же представляет собой река Стикс и какую силу имеют ее воды?

Читайте также:  Название реки урал при пугачеве

Стикс в древнегреческой мифологии

Древнегреческие мифы рассказывают нам, что Стикс – это старшая дочь Океана и Тефиды. Ее мужем был титан Паллант, от которого она родила несколько детей. Также, согласно одной из версий, Персефона была ее дочерью, рожденной от Зевса.

Стикс занимала сторону Зевса в его битве с Кроносом, принимая в ней активное участие. Она внесла значительный вклад в победу над титанами, за что удостоилась большого почета и уважения. С тех пор река Стикс стала символом священной клятвы, нарушить которую считалось неприемлемым даже для бога. Преступивший клятву водами Стикса сурово наказывался. Впрочем, Зевс всегда был благосклонен к Стикс и ее детям за то, что они всегда ему содействовали и были верны.

Река в царстве мертвых

Что же представляет собой река Стикс? Мифология древних греков рассказывает, что на земле есть такие места, куда солнце никогда не заглядывает, поэтому там царят вечные тьма и мрак. Именно там и находится вход во владения Аида – Тартар. В царстве мертвых течет несколько рек, но самой мрачной и жуткой из них является Стикс. Река мертвых огибает царство Аида девять раз, а воды ее черные и мутные.

Согласно преданиям, Стикс берет свое начало далеко на западе, где царит ночь. Здесь находится роскошный дворец богини, серебряные колонны которого, являющиеся падающими с высоты струями источника, достают до небес. Эти места необитаемы, и сюда не наведываются даже боги. Исключением можно считать Ириду, изредка прибывавшую за священной водой Стикса, с помощью которой боги совершали свои клятвы. Здесь же воды источника уходят под землю, где обитают ужас и смерть.

Существует одна легенда, которая гласит, что некогда Стикс протекала в северной части Аркадии, и Александра Македонского отравили водой, взятой из этой реки. Данте Алигьери в своей «Божественной комедии» использовал образ реки в одном из кругов ада, только там она представала в виде грязного болота, в котором грешники увязают навеки.

Перевозчик Харон

Переправу в царство мертвых охраняет Харон – паромщик на реке Стикс. В мифах Древней Греции он изображается мрачным стариком, имеющим длинную и нечесаную бороду, а его одеяние грязное и ветхое. В обязанности Харона входит перевозка душ умерших через реку Стикс, для чего в его распоряжении имеется небольшая лодка и единственное весло.

Считалось, что Харон отвергал души тех людей, чьи тела не были похоронены подобающим образом, поэтому они были вынуждены вечно скитаться в поисках покоя. Также в древности существовало поверье, будто за переправу через Стикс необходимо заплатить паромщику Харону. Для этого при погребении родственники покойного клали ему в рот мелкую монету, которой он сможет воспользоваться в подземном царстве Аида. К слову, подобная традиция существовала у многих народов мира. Обычай класть деньги в гроб соблюдается некоторыми людьми и по сей день.

Аналоги Стикса и Харона

Река Стикс и ее страж Харон являются довольно характерными образами, описывающими переход души в иной мир. Изучив мифологию разных народов, можно увидеть похожие примеры и в других верованиях. Например, у древних египтян обязанности провожатого в загробный мир, в котором также была своя река мертвых, выполнял собакоголовый Анубис, подводивший душу умершего к престолу Осириса. Анубис внешне очень похож на серого волка, который, согласно верованиям славянских народов, также сопровождал души в мир иной.

В древнем мире ходило множество легенд и преданий, иногда они могли не соответствовать или даже противоречить друг другу. Например, согласно некоторым мифам паромщик Харон перевозил души не через Стикс, а через другую реку – Ахеронт. Также существуют и другие версии относительно ее происхождения и дальнейшей роли в мифологии. Тем не менее река Стикс и сегодня является олицетворением перехода душ из нашего мира в загробное царство.

Читайте также:  Река ромашка приморский край

Источник



Река в преисподней — Стикс

Стикс — та самая река мертвых, которая описана в греческой мифологии. Именно через нее переплывает некий паромщик, с помощью которого за плату можно перевести души туда или же обратно. Чем знаменита эта река и какое значение она имеет в других культурах?

Почти все традиции имеют схожее друг с другом описание преисподней. Разницу имеют лишь детали и в основном названия. Например, в древнегреческой мифологии река, через которую переплавляют души умерших, называется Стикс. По легендам она находится в царстве Аида — бога царства мертвых. Само же название реки переводится, как чудовище, или другими словами олицетворение настоящего ужаса. Стикс имеет большое значение в подземном мире и является главным переходным пунктом между двумя мирами.

Согласно мифам древней Греции, река Стикс была дочерью Океана и Тефиды. Свое уважение и непоколебимый авторитет она заслужила после битвы на стороне Зевса. Ведь именно ее участие положительно повлияло на исход войны. С тех пор боги Олимпа нерушимость своей клятвы подтверждали ее именем. Если же клятва все-таки нарушалась, то девять земных лет олимпиец должен был бездыханно лежать, а после этого столько же не сметь приближаться к Олимпу. Только по прошествии этого времени нарушивший клятву бог имел право вернуться обратно. Кроме этого, водами Стикс Зевс проверял честность своих союзников. Он заставлял пить из нее, и если вдруг олимпиец был обманщиком, то тут же терял свой голос и на год застывал. Воды этой реки считались смертельно ядовитыми.

ФОТО1.jpg

По преданию, Стикс огибает царство мертвых — Аида — девять раз и находится под защитой Харона. Именно этот строгий старец переплавляет на своей лодке души/тени умерших. Он отвозит их на другую сторону реки, откуда они уже не возвращаются назад. Однако, делает он это за отдельную плату. Для того, чтобы Харон принял тень на свою лодку, древние греки клали в рот покойному мелкую монету обол. Возможно отсюда пошла традиция при погребении тела класть рядом деньги и другие ценные при жизни вещи. Между тем, попасть на другой берег могут не все. Если близкие не погребли тело, как положено, мрачный Харон не пускает душу в лодку. Он отталкивает ее, обрекая на вечные скитания.

Когда же лодка с душами все-таки достигала противоположного берега, их встречал адский пес — Цербер.

ФОТО2 - река мавронери.jpg

Река Мавронери

Часто образ реки Стикс можно встретить в искусстве. Облик паромщика реки использовали Вергилий, Сенека, Лукиан. Данте в «Божественной комедии» использовал реку Стикс на пятом кругу ада. Однако там это не вода, а грязное болото, в котором те, кто при жизни испытывал много гнева, ведут вечную драку на телах тех, кто всю жизнь прожил в скуке. Среди самых известных картин с перевозчиком душ — работа Микеланджело «День страшного суда». На ней в царство Аида увозят грешников.

Интересно и то, что в наше время аналогом реки, которая вытекала из преисподней, считают Мавронери — также известная, как «черная река». Она находится в горной части полуострова Пелопоннес, в Греции. Кстати ученые предполагают, что именно этой водой был отравлен Александр Македонский. Основывают они этот вывод на том, что в Мавронери, как и в Стикс, содержатся смертельно ядовитые для человека микроорганизмы, отравление которыми сопровождается симптомами, от которых мучился перед смертью великий полководец.

Упоминания о смертельных водах Стикс и ее сторожа есть и в других культурах. Например, египтяне приписывали обязанности перевозчика Анубису — Владыке Дуата, а у этрусков в качестве перевозчика некоторое время выступал Турмас, а затем Хару. В христианстве же преодолеть границу жизни и смерти помогает Ангел Гавриил.

Источник

Adblock
detector