Меню

Как организовать переправу через реку

Переправы через горные реки вброд, по бревну, подвесная переправа, способы наведения переправы и организация страховки.

Водные препятствия очень часто могут стать проблемой, которую сложно решить, а в некоторых случаях реки и болота могут причиной отмены похода. А также при неправильном преодолении водного препятствия могут возникнуть несчастные случаи или проблемы со здоровьем. Поэтому всегда нужно на карте маршрута определить наличие рек, озер и болот, а если такие появятся на Вашем пути, то очень важно знать, как правильно их преодолевать. В этой статьи представлены методические рекомендации по преодолению водных препятствий, которые разработаны В. Г. Варламовым.

Страховка при переправе через горные реки вброд.

Переправы через горные реки вброд, по бревну, подвесная переправа, способы наведения переправы и организация страховки.

Переправляться вброд нужно только в ботинках на босу ногу. В этом случае меньше шансов повредить ноги о камни на дне реки. Верхнюю одежду лучше снять, чтобы уменьшить сопротивление набегающему потоку. Если вода теплая, а переход мал, глубокийброд лучше пройти без одежды. Снятую одежду поместите под верхний клапан рюкзака или, связав в узел, держите над головой.

Идти надо мелкими шажками, не торопясь, ощупывая дно ногами. В одиночку можно переправляться через реку навстречу течению, упираясь в дно крепким деревянным шестом. Если поток бурный, с мутной водой, не позволяет просмотреть характер дна, для опоры удобно использовать шест, подстраховав еговеревкой или репшнуром. Если одному переправляться трудно, можно войти в воду вдвоем—втроем.

Переправа вброд через сложные реки парами и шеренгой.

Этот способ заключается в следующем; два или три-пять человек, крепко обнявшись за плечи, двигаются несколько против течения. Безопасность такой переправы зависит от согласованности движений переправляющихся. В момент, когда один делает шаг, другой его поддерживает. При очередном движении нужно найти удобное место для ноги, чтобы она не скользила. Движение желательно осуществлять приставными шагами. Для улучшения страховки первый, идущий в шеренге, опирается на шест. При переправе кругом переправляющиеся, крепко обнявшись за плечи, образуют круг и передвигаются вращением против часовой стрелки.

Для перехода реки вброд можно пользоваться и другим способом переправы — колонной, который заключается в следующем. Группа выстраивается на берегу вдоль реки, в затылок друг другу. Впереди встает самый сильный участник с шестом в руках. За ним — второй, не уступающий по силе первому. В середину встают менее сильные и малоопытные члены группы. Туристы обеими руками крепко держат друг друга. Колонна, по команде первого, приставными шагами входит в воду, лицом навстречу течению. Основную силу напора воды принимает на себя первый. Он с силой опирается на шест, выставленный вперед вверх по течению.

Второй в колонне удерживает первого за пояс, придавливая его вниз, не давая возможности потоку опрокинуть ведущего, и т. д. Каждый страхует впереди стоящего. Колонна медленно приставными шагами переходит реку. Командует движением колонны ведущий. При этом способе переправы требуется четкое взаимодействие движений всех членов группы.

Система страховки при переправе через горные реки вброд.

Переправы через горные реки вброд, по бревну, подвесная переправа, способы наведения переправы и организация страховки.

Если переправа через горные реки осложнена, лучше переправляться вброд по перилам. На рисунке ниже показана организация такой переправы и страховки ее участников.

Переправы через горные реки вброд, по бревну, подвесная переправа, способы наведения переправы и организация страховки.

Переброска бревна через реку.

Переправы через горные реки вброд, по бревну, подвесная переправа, способы наведения переправы и организация страховки.

При сплаве бревна нужно заранее определить точку на противоположном берегу (большой камень, дерево и др.), в которую бревно упрется своей вершиной. После укладки бревна первый участник переправы безрюкзака (с прикрепленной к грудной обвязке страховкой с берега и вспомогательной страховочной веревкой) проходит по бревну на другой берег и выше от бревна по течению воды натягивает перила. Таким образом организуется переправа и необходимая страховка переправляющихся.

Способы переправы вброд через небольшие реки и другие водные преграды.

После выбора места брода и определения скорости течения приступают к проведению разведки. Она осуществляется одним из участников группы с обязательной страховкой, в качестве которой может быть прочный шест (палка) длиной 2-2,5 метра. Переправляющийся начинает двигаться несколько под углом к течению, опираясь на шест. При очередном передвижении его переставляют сверху по течению (напором воды он будет прижиматься ко дну). Ставить шест вниз по течению и опираться на него — грубая ошибка. В таком положении он не является страхующим средством, его легко может сбросить течением, после чего последует неминуемая потеря равновесия и может произойти падение в воду.

При переходе вброд реки, равнинной или горной, первый переправляющийся должен пройти без рюкзака, в обуви. Переходящий должен уметь хорошо плавать. Турист, который перешел реку первым, должен быть готовым к оказанию помощи своим товарищам. Если кто-то из участников не очень уверен в преодолении водной преграды, его необходимо подстраховать, выделив ему в помощь более опытного участника. На сложном участке реки помимо шеста переправляющийся пользуется страховочной веревкой. Страховка первого осуществляется основной и вспомогательной веревками, которые со стороны груди пристегиваются карабином к грудной обвязке. При движении страховочные веревки находятся под некоторым углом относительно одна другой — основная сверху по течению, вспомогательная — ниже.

Каждую веревку удерживают два туриста и, по мере надобности, выдают. При срыве направляющего основная веревка не выбирается, а лишь удерживается или слегка выдается. Подтягивание упавшего к берегу осуществляется вспомогательной веревкой. После переправы первого туриста основная веревка закрепляется за надежный предмет и натягивается страхующим на уровне груди переправляющихся. Тем самым веревка служит в качестве перил, при помощи которых осуществляется безопасность дальнейшей переправы. Движение производится приставными шагами, при поддерживании руками за натянутые перила, лицом навстречу течению.

При сильном течении на переправе, прежде чем начать движение, турист прикрепляется к перилам (основной веревке) карабином или страховочной петлей, находящейся на его грудной обвязке (со стороны груди). Последний участник отвязывает веревку и прикрепляется к ней. Вспомогательная и основная веревки закрепляются карабином со стороны груди. Опираясь на шест, турист переправляется через реку.

Подвесная переправа через горные реки.

Если вышеперечисленные способы переправ невозможны из-за чрезмерно бурного потока реки, ее ширины, используется подвесная переправа. При длинных навесных переправах, во избежание чрезмерного натяжения веревки и обрыва, используют двойную веревку. В момент скожения по наклонной веревочной переправе нельзя хвататься за веревку, возможен ожог. Во избежание удара о берег запрещается спускаться головой вперед.

Переправы через горные реки вброд, по бревну, подвесная переправа, способы наведения переправы и организация страховки.

Прикрепление грудной обвязки переправляющегося карабином к несущей веревке обязательно. Поскольку в любом случае посреди реки веревка провиснет, к переправляющемуся пристегивают вспомогательную веревку — ею его подтягивают к берегу. На подвесной переправе рюкзаки, ледорубы, другое снаряжение транспортируют отдельно.

Техника безопасности

Особенности горных рек

Областью питания горной реки являются снежники и ледники ее бассейна. Это определяет ряд специфических особенностей горных рек. Для них характерны суточные колебания расхода воды. После восхода солнца вода начинает прибывать и достигает максимума во второй половине дня (16—17 часов) в верхнем течении реки. Вечером уровень реки начинает снижаться и достигает минимума в утренние часы (5—7 часов), служащие поэтому лучшим временем для переправы. Как максимум, так и минимум расхода воды в горных реках неодинаковы и зависят от погоды. В ясную погоду дневные паводки очень интенсивны, зато после ясной ночи утром вода спадает, местами обнажая дно. В пасмурную погоду амплитуда паводков и спадов не столь велика. Дожди и фены могут быстро в неурочное время увеличить мощность потока. Пасмурная, холодная погода приводит к снижению уровня горных рек. Сезонный расход воды в горных реках резко отличает их от равнинных. В самое сухое и жаркое время года (июль — август) наступает паводок. Наиболее низкий уровень наступает в самое холодное время года — ноябрь — февраль (в северном полушарии). Верховье горной реки отличается сравнительно небольшой мощностью потока. Здесь зачастую возможна переправа вброд пеших путешественников и даже преодоление потока по камням. Среднее течение характеризуется увеличением мощности водного потока, большой трудностью и опасностью переправ. Низовья рек, берущих начало в горах, отличаются от рек, целиком текущих по равнине, не характером дна, берегов, скоростью течения, а низкой температурой воды, своеобразными суточными и сезонными колебаниями своего уровня. Вода горных рек, особенно в верховье, достигает 3—6°. Скорость течения — до 6, а местами и до 10 м/сек. Берега обычно крутые, обрывистые, дно каменистое, склонное к постоянным изменениям рельефа под влиянием паводков. Горные реки — серьезное препятствие на пути альпиниста. Сбивающее с ног течение, ледяная вода, от которой коченеют ноги, катящиеся по дну крупные камни, способные сбить или поранить переправляющихся, шум воды, мешающий звуковой корректировке и рассеивающий внимание, мелькание водных струй, приводящее к головокружению и потере ориентировки,— все это делает переправу опасной и требует тщательной подготовки к ней. Выбор места, времени и способа переправы Место переправы определяется: шириной и глубиной реки, характером дна и крутизной берегов, скоростью течения и режимом реки, который зависит от времени суток, времени года, метеорологических условий: наличия мест для организации страховки, наблюдения за переправой и руководства ею. Для переправы с помощью технических средств (над водой) благоприятна суженная часть реки с деревьями на берегу и скальными выступами. Место для брода надо искать там, где река разделяется на рукава или разливается по широкой пойме. Подходящим для переправ по воде (с помощью сплавных средств) считается участок реки с ровным, без бурунов, течением и удобными для причаливания берегами. Утро — лучшее время суток для переправы, отвечающее условиям наибольшей безопасности. Необходимо, однако, помнить, что в среднем и тем более в нижнем течении больших по протяженности горных рек (крупные горные реки Средней Азии) наблюдается значительное запаздывание суточного паводка. Способ переправы через реку — вброд, над водой или по воде — выбирается в соответствии с характером участка реки, техническим оснащением и подготовленностью группы.

Способы переправы через горные реки

Переправа вброд.

Для брода выбирается участок, где река течет несколькими руслами или широко разливается: ниже островков и крупных каменных глыб, на участках со спокойным течением и гладкой поверхностью воды, что свидетельствует об отсутствии крупных валунов и неровностей дна. Глубокие, выше пояса, броды труднопреодолимы. Местные жители обычно хорошо знают несколько бродов, которыми пользуются в быту. Однако надо каждый раз уточнять маршрут брода, так как под влиянием паводков русло может неожиданно измениться. На лошадях или верблюдах переправа вброд упрощается, так как они хорошо ведут себя при переходе реки. Ишаки переправляются хуже и зачастую требуют дополнительной страховки во избежание уноса животного потоком. Если предстоит пешая переправа, надо тщательно разведать реку и наметить точную трассу перехода через нее, с учетом глубины, скорости течения, увлекаемых водой камней, характера дна, а также подготовить места для страховки и наблюдения. В простых случаях, когда снос человека рекой угрожает лишь неприятным купанием, может быть осуществлена переправа вброд без страховки. Наиболее удобными способами в этом случае будут: одиночный переход реки с опорой на двухметровый шест, которым упираются в дно против течения; шеренгой — лицом к движению, обнявшись за плечи или за талию, причем сверху по течению становится наиболее сильный (рис. 89, а); по двое — лицом друг к другу, положив руки на плечи товарища и передвигаясь приставным шагом, боком к движению (рис. 89,б); в кругу — взявшись за плечи наподобие хоровода из 4—6 человек (рис. 89, в); колонной — боком к движению, лицом вверх по течению, положив руки на плечи идущего впереди. Передний опирается шестом о дно.

Переправа группы вброд через реку, представляющую определенную опасность, осуществляется с соблюдением всех необходимых мер предосторожности. Первым на страховке с берега (если возможно — с высокого, во избежание срыва переправляющегося из-за касающейся воды веревки) переходит реку наиболее опытный и сильный альпинист. Желательно, чтобы он имел в руках шест, которым следует упираться в дно против течения (рис. 90). Выйдя на противоположный берег, первый, закрепляет веревку в натянутом положении для использования ее в качестве перил. Переправляясь вдоль перил, необходимо соблюдать следующие правила: идти ниже веревки (по течению); страховаться, пристегнув грудную обвязку к перильной веревке с помощью карабина или петли из репшнура и придерживаясь руками за перила; схватывающий узел для страховки на перилах не применять; переходить по перилам только по одному человеку. В осложненных случаях (сильное течение, глубокая вода, валуны на дне, ослабевшая группа и т. д.) переправляющиеся страхуются дополнительно с берега веревкой или репшнуром, который выбирается обратно с помощью скользящего по перилам карабина (рис. 91). Последний в группе снимает перильную веревку, прикрепляется к ней и, опираясь на шест, переправляется на другой берег. Перильная веревка используется как страховочная.

Как правило, горную реку переходят в ботинках. Носки снимать не следует: ботинок плотнее сидит на ноге, и теплее. После переправы надо вылить воду из ботинок, вытереть их изнутри сухой тряпкой, отжать и выколотить о сухой камень носки. Решая вопрос о переправе через горную реку, группа обязана трезво взвесить свои возможности и ни в коем случае не идти на риск. Известно много случаев, когда при глубине по колено поток сбивал переправляющихся с ног. Нужны воля и мужество, чтобы выйти победителем из поединка с рекой. Большое значение имеют оперативные действия товарищей на берегу, направленные на оказание всей возможной помощи находящемуся в воде.

Переправы над водой.

На подходах альпинисты бывают вынуждены преодолевать верховья рек, боковые ручьи в ущельях, прыгая через поток по камням, выступающим из воды. Перед тем как ступить на первый камень, следует внимательно просмотреть путь, наметить каждый очередной шаг (прыжок), стараясь не пользоваться неустойчивыми, скользкими камнями. Особенно внимательными нужно быть при переходе таким способом непрямой, ломаной, трассы, когда во время серии прыжков надо резко менять направление от одного камня к другому. Узкие потоки и отдельные рукава преодолеваются одним прыжком. Иногда такой прыжок приходится делать с разбега. Тогда надо заранее определить место толчка и приземления после прыжка. При переправе часто требуется страховка (рис. 92). При массовом переходе возможна страховка с помощью натянутой над водой перильной веревки, к которой альпинист пристегивается карабином, находящимся на индивидуальной вспомогательной веревке, обеспечивающей свободу движений (рис. 93). Подробнее об этом см. на стр. 200. В первую половину сезона в верховьях горных рек можно переправиться через поток по лавинному завалу. В сомнительных случаях организуются страховка и предварительное опробование прочности снежного моста, например сваливанием на него каменной глыбы. В среднем течении горных рек, в сужениях, имеющих относительно высокие берега, возможна переправа через реку по поваленному дереву или по бревну. Укладка бревна через поток требует расчета и смекалки. Обычно бревно, поставленное вертикально на краю берега, с помощью привязанных к верхнему концу веревок опускается на противоположный берег (рис. 94). Непросты также переход по нему первого из группы и организация перил (рис. 95). Вместо бревна могут быть использованы жерди, доски и другой подручный материал, который потребует предварительной подготовки. Короткие жерди можно сколотить или связать в более длинный «хлыст», тонкие, прогибающиеся — в более прочный пучок из нескольких жердей. В предвидении подобных переправ группе желательно иметь топор и даже крупные гвозди. Этот инвентарь будет нелишним и при организации бивуака. При наличии крутых берегов, скальных глыб на краю берега, растущих на берегу деревьев несложно организовать подвесную канатную переправу. Переправив на противоположный берег первого одним из приведенных выше способов (или даже, для экономии сил и времени всей группы,— в обход по удаленной переправе, леднику и т. д.), натягивают через реку основную веревку. Чтобы избежать большого провисания веревки во время переправы, а также упростить извлечение веревки с противоположного берега по окончании переправы, натягивается сдвоенная веревка. Переправляющийся подвешивается на грудной обвязке, «беседке» или люльке из ледоруба к натянутой веревке с помощью карабина или блока и скольжением передвигается на противоположный берег (рис. 96). Карабин с «беседкой» (люлькой) вытягивают обратно репшнуром. При наклонном положении веревки возможно скольжение вниз «самоходом». В этом случае переправляющийся на надежной страховке с берега скользит над рекой ногами вперед, не хватаясь голыми руками за канат во избежание ожогов ладоней, и старается в конце переправы самортизировать возможный удар о берег. Скорость скольжения можно регулировать с берега вспомогательной веревкой. При горизонтальном канате или при наклоне его вверх переправляющийся передвигается вдоль каната, подтягиваясь руками. В этом случае он скользит головой вперед в горизонтальном положении (спиной вниз), перебирая руками по канату. При массовой переправе по горизонтальному или наклонному вверх канату полезно к люльке (карабину, «беседке») привязать вспомогательные веревки с обоих берегов, что даст возможность помочь переправляющемуся и ускорить переправу, а также дополнительно обезопасить ее. Переправляющийся для обеспечения безопасности должен пристегнуться к канату карабином, находящимся на короткой петле самостраховки, привязанной к его грудной обвязке.

Читайте также:  Карта реки волга с глубинами ивановская область

Если приходится воспользоваться старой переправой или естественно упавшим через поток деревом, необходимо тщательно осмотреть сооружение, проверить его прочность и только после этого начинать переправу. Для обеспечения мер безопасности при массовых переправах необходимо: 1) создать пункт наблюдения и руководства переправой, с которого просматривалась бы вся переправа и можно было подавать необходимые сигналы; 2) ниже по течению в удобном месте создать пост не менее чем из 2 человек, один из которых, надежно страхуемый двумя другими, готов при надобности броситься в реку для перехвата сорвавшегося в воду участника (рис. 97); 3) страхующие на переправах и на посту перехвата должны страховать выпуская (или выбирая) веревку просто руками (как при страховке через выступ, дерево или крюк), но не через поясницу или через плечо. Здесь 2—3 человека надежно удержат сорвавшегося, смогут в любую минуту выдать слабину и подтянуть упавшего в нужном месте к берегу; 4) обеспечить надежной самостраховкой самих страхующих.

Переправа по воде.

При определенных условиях — ровный рельеф дна, достаточная глубина, скорость течения не превышает 3—4 м/сек, подходящие для причаливания берега — возможна переправа через горную реку по воде, конечно при наличии средств переправы. Переправа вплавь из-за низкой температуры воды, опасности ударов о камни и необходимости последующей сушки имущества в обычных условиях должна быть отвергнута. Для переправы по воде используются (в зависимости от состояния реки и материальных возможностей) лодки обыкновенные, надувные, надувные бурдюки, плотики из надувных бурдюков (салы), автокамеры, труднозатопляемые предметы (фашины, мешки брезентовые, набитые соломой или ветками, и т. д.). На плавсредствах нужно правильно расположить груз и людей, следить, чтобы судно не кренилось. Груз надежно крепится к «плавсредству», а люди обеспечивают себе страховку и возможность немедленно его покинуть при необходимости (рис. 98). Особое внимание уделяется расчету трассы: определяется скорость течения реки, ее ширина, высчитывается время, необходимое для перегона выбранного сплавного средства через реку при помощи имеющихся в распоряжении группы гребных средств (весла, лопаты, доски и пр.), затем определяется трасса от удобного для спуска к воде места отправления до безопасного места причаливания. На случай проноса судна мимо места причаливания нужно иметь запасной пункт для выхода на берег ниже по течению. Большое неудобство этого способа переправы — необходимость доставки судна вверх по течению для повторных переправ. Чаще всего это приходится делать «посуху», что затруднительно в условиях крутых берегов горных рек. В очень редких случаях можно организовать паром — переправу по воде с помощью натянутого над рекой каната, по которому на блоках (карабинах) будет скользить судно, перетягиваемое от одного берега к другому с помощью вспомогательной веревки. Паром имеет смысл устраивать только на местах длительного пользования переправой. Следует отметить также возможность применения средств переправы по воде для транспортировки людей и грузов сплавным способом вниз по течению на не слишком бурных, хорошо изученных горных реках.

«Федерация альпинизма Нижегородской области» Нижний Новгород

Основные правила переправы через горные реки.

1. Перед осуществлением переправы необходимо тщательно разведать берега. Дать оценку обстановке с учетом силы и скорости потока, глубины и рельефа русла, возможности использования опор, отобрать материалы и снаряжение для организации переправы. 2. Определить способ переправы. 3. Выбрать место и время переправы. 4. Установить место для наблюдения, откуда просматривается вся переправа и можно руководить ею. 5. При особо сложной ситуации пользоваться только двойной страховкой. 6. Прежде чем начать переправу, следует проверить надежность точек закрепления, состояние веревок. 7. Выпускать на переправу первым наиболее опытного.

8. Припереправе с опорой на шест упираться им следует выше по течению. 9. При передвижении с организацией страховки перилами двигаться надо сбоку перил, ниже по течению. 10. Не употреблять при переправе схватывающего узла. 11. Не допускать к переправе одновременно двух и более человек. 12. На подвесной переправе рюкзаки, ледорубы, другое снаряжение транспортируют отдельно. 13. Обязательна надежная страховка и самостраховка. 14. При групповой переправе нужна строжайшая дисциплина и порядок.

По материалам книги SURVIVAL (Выживание). Коледа С.И., Драчев П.Н.

Способы переправы реки и водных препятствий вброд.

Способы переправы вброд

Глубина брода в м. при скоростях течения
до 1 м/сек 1-1.5 м/сек до 2 м/сек до 4 м/сек
Пешком 1 0,9 0,8 0,6
Верховыми лошадьми 1,2 1,1 1 0,8
Телегой в упряжи 0,7 0,65 0,6 0,5
Вьючными лошадьми 0,6 0,5 0,45 0,4
Автотранспортом 0,5 0,45 0,4 0,3

Непроходимые участки реки характеризуются недоступностью подхода к водной преграде : отвесные или крутые склоны, камнепады, каньоны, множество глубоких проток, сильно заболоченные, вязкие, илистые берега и дно реки, ямы и водовороты. Река имеет большую ширину, глубину и сильное течение. Признаки труднопроходимых водных участков — широкая пойма реки, сильное течение, низкие заболоченные или крутые берега. Неблагоприятные метеорологические условия (дождь, снег) влияют на прохождение водных преград. Проходимые реки имеют небольшую глубину и среднее течение, преодолеваются вброд в одиночку, парами и небольшими группами.

Источник

Организация переправы забросом веревки на целевой берег

Иногда в походе возникает необходимость (или просто большое желание ) переправиться через неширокую реку, ни вброд, ни вплавь не преодолимую. Многие относятся к этому скептически . «Я столько раз ходил и ни разу не понадобилось» — часто такое слышал от людей действительно опытных.
Тем не менее опыт таких переправ существует и я считаю, что группе, идущей маршрут по мало освоенному району с проблемными переправами, полезно о нем знать.

ТЕОРИЯ
В.Ф.Шимановский «Переправы вброд через водные преграды». Методические указания. М., 1984 г.
«Прицельная дальность заброса веревки с «кошками» не превышает 40—45 м, с ледорубом — 30—35 м. Максимальная ширина реки в месте предполагаемой переправы составит для заброса веревки с «кошками» около 30, а с ледорубом — до 20 м.
К другому концу привязывают «кошки», ледоруб или обломок толстой и крепкой ветки в форме рогатки, а при забросе в зону деревьев — небольшой камень в расчете на то, что веревка захлестнется за одну из ветвей дерева.
При забросе веревки с «кошками» рекомендуется использовать только задние 6-зубые части. Их складывают друг на друга кольцами вовнутрь, зубьями наружу. Фитили наматывают между зубьями обеих «кошек». Затем «кошки» обвязывают концом вспомогательной веревки так, чтобы фитили не разматывались.
После закрепления свободного конца веревки на исходном берегу рядом с площадкой, остальную ее часть большими кольцами укладывают вблизи воды перед бросающим так, чтобы конец веревки с привязанным предметом оказался наверху. Бросающий становится на площадке боком к реке, лицом к сложенной веревке на одной с ней линии удаления от воды, берет в руку конец веревки с привязанным предметом так, чтобы предмет свисал примерно на 0,5 м. Не меняя положения ступней, разворачивает корпус спиной к реке и заносит руку с веревкой назад до упора. Затем турист делает резкий поворот корпусом в обратном направлении с одновременным бросанием снизу —сбоку веревки под углом 45° к горизонту в направлении противоположного берега. Движения бросающего напоминают последнюю фазу движений метателя диска (т. е. без кругового вращения). Подобный способ бросания обеспечивает максимальную дальность, но точность его весьма незначительна.
Если прежде всего требуется высокая точность при средней (порядка 15 м) дальности броска, то рекомендуется следующий способ. Бросающий становится лицом к противоположному берегу. Рука с концом веревки опущена вниз. Затем турист делает два-три раскачивания веревки с предметом с постепенным увеличением амплитуды в плоскости, совпадающей с выбранным участком приземления, и бросает веревку снизу под углом 45° к горизонту. После того, как предмет с веревкой приземлился на противоположном берегу, веревку плавно, без резких рывков вытягивают в направлении исходного берега.»

Обращает внимание, что камень как инструмент практически игнорируется, хотя любой турист с гораздо большим удовольствием бросит камень, чем ледоруб или кошки (особенно если они свои 🙂 ).
Тут у классика явное упущение.
Очень впечатляет максимальная прицельная дальность. Неужели когда-то действительно так кидали, на 40-45 метров, да еще прицельно?

1. ЗАБРОС ВЕРЕВКИ С ПОМОЩЬЮ ЛЕДОРУБА (ЛЕДОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ).

1.1. 1988г., Памир, горный 6 к.с., Латвия,рук. — Полевскис Ю.,tlib.ru/doc.aspx?id=36156&page=1
Переправа через Сауксай:
«Ширина реки 15-25 метров, глубина 1.5-2м,скор.6-8 м.сек. Пробуем переправить первого участника маятником. После двух неудачных попыток отказываемся. Привязываем к веревке два связанных крестом ледоруба и со второй попытки забрасываем..Двое участников переправляются с сопровождением. переносим переправу на более удобное место.»
1.2. 1988г.,Памир,5 к.с., Калуга, рук. — Довженко С.
Переправа через Сауксай:». чуть ниже по течению Сауксая, после впадения в него правого притока с ледника Вали. Здесь с высокой скалы правого берега, за три заброса нам удалось надежно заклинить меж камней левого берега Al-айсбаль, привязанный к основной верёвке за дырку в его штычке. Значительно труднее было возвращение на правый берег уже ниже по течению (до притока р.Кузгун), где берега плоские, без такого благодатного рельефа. «

Довольно долго не встречал никаких упоминаний о современном применении. Казалось, секрет мастерства утерян еще в прошлом тысячелетии. Но оказалось, это только казалось.

1.3. 2009 г.,Памир, пеший 5 к.с., Казань,рук. — Мансуров Д.,tourism.intat.ru/reports/89/
Переправа через Танымас Сев.:
«Идем обратно вверх по террасам в сторону ледника. Через 40 минут доходим до утеса, значительно суживающего реку. В этом месте перекидываем на другой берег кошку из ледорубов, заклинивая ее в камнях.

1.4. В июне 2010 года московско-питерская группа отправилась штурмовать высочайшую вершину Краснодарского края — гору Цахвоа. И — уперлась в реку Безымянка. Летом она ходится вброд по колено, но в начале июня — совсем не так.
Полдня пытались переправиться «обычными» способами — не получилось. Еще полдня ребята, оставив девушек в лагере, пытались найти место получше — не нашли. Тогда вечером кто-то предложил:»Давайте попробуем закинуть веревку на ледорубе».

Тем же летом опять блеснули мастерством казанские «Чингачгуки».
1.5. 2010г., Тянь-Шань, пеший 6 к.с.,Казань,рук. — Мансуров Д.,tourism.intat.ru/reports/94/

1.5.1.Переправа через р. Куюкап :
«С утра воды меньше сантиметров на 30, но глубина реки все равно больше чем по пояс. Принимаем решение наводить навесную переправу.
На другом берегу в самом узком месте есть 2 огромных камня — плоский и стоячий. Перебрасываем сначала веревку с ледорубом на плоский камень (около 15 м) и с какой-то (далеко не с первой 🙂 попытки ледоруб цепляется .

1.5.2.Переправа через р. Куюкап-2:
«За 1ч 06 мин добираемся до начала каньона в устье р. Булунтор. Здесь, возле левого притока наводим навесную переправу на правый берег р. Куюкап. На целевой берег закидываем связку из 2-х ледорубов (расстояние до камня около 20 м).

1.6. 2011г., Алтай, пеший 5 к.с.,Украина, рук. — Моренко С., risk.ru/users/morenko/17588/
При переправе через Карагем «пошли ниже по течению, по одному перебрели 2 рукава к острову. Самая маленькая ширина 3-го рукава – в верхней оконечности острова, ширина потока метров 12, несколько притопленных стволов у одного и другого берега, но их использование бесперспективно. На противоположном берегу лежит крупное ветвистое дерево. Решили перебросить ледоруб на веревке.

Читайте также:  Для большинства рек урала характерно преобладание ледникового питания

Примечание: в походах Мансурова на самом деле бросались не ледорубы, а ледовые инструменты.

2.ЗАБРОС ВЕРЕВКИ С ПОМОЩЬЮ КОШЕК.
Не раз слышал. что такой прием применялся, но конкретных случаев на маршруте не знаю. Мой друг делал такую переправу в Гвандре на тренировке в ПКТ, но сейчас в ПКТ такому не обучают — видимо, это была инициатива отдельного энтузиаста. Женщина, когда-то принимавшая у нас КСС, рассказывала, что так переправлялась, но тогда подробно не расспросил, а больше уже не пересекались. Двое моих знакомых тренировали заброс кошки к таежным походам, но на маршруте применять не понадобилось.
Может, кто-нибудь поможет дополнить этот раздел.

1984г., Сванетия, туриада ПКТ, переправа через р. Твибер, рук. — Попов В.
Перед походом решили потренировать навесную переправу забросом веревки с кошкой, руководитель где-то прочитал или услышал про такой прием, захотел попробовать.
Нашелся человек, который в детстве много ловил рыбу забросом лески без удочки. Кроме того, много тренировался во дворе, бросая свинцовый груз в цель на нитке или леске — было такое развлечение. Он и вызвался кидать.
Первый раз получилось не очень — не сразу приспособился. Потом приладился и со второго раза попал точно. Кидал, раскручивая веревку по вертикали, как и леску. Целился в щель между камнями. Расстояние было 15-20 метров. По его оценке, метров на 20 тренированный человек спокойно будет попадать.

3. ЗАБРОС ВЕРЕВКИ С ПОМОЩЬЮ КАМНЯ.
Тут информации побольше. Посетители Риска успешно применяли как минимум 3 разных способа.

3.1.ЗАБРОС ВЕРЕВКИ ЗА КАМЕНЬ С ПОМОЩЬЮ ДВУХ КАМНЕЙ.

3.1.1. 1984г.,Памир,пеший 5 к.с., Ленинград, рук. — Тармак Ю.
Одна из задач — попытка пройти каньон Гандо, про который в нескольких отчетах было написано «В настоящее время непроходим». Спустились к реке Гандо через перевал Пеший и попытались пройти на ледник по правому берегу — ничего не получилось. Спустились обратно, выбрали здоровый камень на другом берегу, на середине веревки на расстоянии примерно диаметр камня сделали две петли, вложили по камню и два человека стали бросать — один целясь за камень чуть правее, другой чуть левее. На 7-й или 8-й раз забросили. Расстояние было метров 10. Главная трудность — кидать синхронно, не сразу получилось. Раньше так никогда не переправлялись, импровизировали по месту.

3.1.2. 1985, Памир, пеший 5 к.с., Ленинград, рук. — Иванов А.
Переправа в 1984-м получилась классная, поход — так себе. Много было накладок, из-за которых маршрут практически не прошли. На следующий год один из участников решил сводить по тому же маршруту еще раз, я тоже присоединился ко второй попытке. И вот год спустя мы опять были на берегу Гандо перед каньоном. Снова попытка прорваться правым берегом на ледник , вкушая прелести «овражинга» — и опять неудача! Но в этот раз прошли дальше и увидели, что вполне проходимым становится левый берег. Осторожно сползли к реке по узкому конгломератному кулуару, нашпигованному еле держащимися в стенках камнями, боясь лишний раз чихнуть, чтобы все это не посыпалось. Там из воды, уже за основной струей, торчал подходящий камень. Тем же способом набросили на него веревку (на этот раз попали сразу же — знай наших! 🙂 ), первый пролез, перешел через протоку, перевесил веревку поудобнее. Вечером мы уже встали на ночлег на леднике.

3.2.ЗАБРОС ВЕРЕВКИ ЗА ВЫСТУП С ПОМОЩЬЮ КАМНЯ,
2003 г.,Памир,горный 4 к.с.,Челябинск, рук. — Телицин С. tiranpage.narod.ru/
При переправе через Сауксай ввязали камень в середину веревки и бросали , пытаясь зацепить за небольшой выступ. Расстояние, по оценке участника antsol, 20 метров, попали с третьего раза. Далее переправа первого и перетяг веревки для остальных.

3.3.ЗАБРОС ВЕРЕВКИ В РАСЩЕЛИНУ С ПОМОЩЬЮ КАМНЯ,
Так переправлялся альпинист Алишер Хурсандов из Узбекистана (Alisher ). Камень обматывается веревкой, раскручивается и забрасывается в расщелину между большими камнями. Там он работает как закладка. После переправы первого веревка, естественно, перезакрепляется.

3.3.1. 2008г., Матча, район Каравшина.
Река шириной 6-8 метров, 6-7 попыток.

3.3.2. 2010 г., Памир
Переправа через Сев.Танымас, ширина 10-12 метров, бросали полчаса.

Интересно отметить, что для узбекских альпинистов такой способ является «штатным» — на альпсборах проводятся тренировки по организации такой переправы.

Вот такая пока имеется информация по достаточно редким и сложным, но, как видим, вполне реальным переправам.
Может, кто-то из читателей темы еще дополнит.
Также интересно было бы узнать, тренируются ли в каких-то турклубах или альпсекциях подобные переправы, или в этом вопросе только узбекские альпинисты «впереди планеты всей»? 🙂

Источник

А.А.Колесников. Вступая на тропу туризма. Переправы через реки

Реки – серьезные препятствия на пути любого человека, туриста, охотника, рыбака, геолога. Сложность тем более возрастает, когда надо пройти по маршруту, а брода нет и мост на карте не обозначен. Хорошо, когда туристская группа экипирована специальным снаряжением для наведения переправ и умеет грамотно и безопасно им пользоваться. Любые реки имеют глубину, которую никто не знает, течение, низкую температуру воды, что представляет собой совокупность серьезных препятствий на любом маршруте.

Место переправы определяется в соответствии с шириной, глубиной, скоростью течения, геометрией дна, рельефом береговой линии, расположением реки на открытом месте, либо в лесной зоне. Большую роль при определении места переправы играет крутизна береговой линии, расположение основного русла реки, радиус поворота основного потока. Нельзя пренебрегать метеорологическими условиями: естественно, во время дождя переправу устраивать ни в коем случае нельзя. Необходимо обратить внимание на наличие мест для организации страховки, для наблюдения за безопасностью переправы.

Вид переправы через реки: вброд, над водой, или по воде – выбирается в соответствии с характером реки и опытом группы. Место для организации переправы выбирается в соответствии с количеством опытных туристов в группе.

Если определен способ переправы, то необходимо обследовать место возможной переправы. Руководитель перед маршрутом должен четко представить себе, где проходит маршрут, по какой местности, и заранее определяет возможные переправы. Все это должно быть четко отмечено на карте маршрута. Придя на место или находясь в ближайшем населенном пункте, необходимо проконсультироваться, есть ли на вашем маршруте брод, переправа или мост. Местные жители знают характер реки (особенно это важно в весенний период или в сильное половодье и паводки), и могут указать точные места бродов, которыми они пользуются. Однако надо каждый раз надо уточнять место расположения брода, так как под влиянием паводков и разливов весной русло рек может сильно измениться.

Наиболее безопасным местом переправы является участок реки, где сила действия потока минимальна: русло самое широкое, а глубина потока наименьшая. Наличие отдельных островов позволяет организовать не эффективную разведку дальнейшего движения через реку. Не следует искать переправу в местах поворота русла реки, потому что быстрое течение размывает внешний от центра поворота берег, делает его крутым и трудно доступным, а главное – поток углубляет дно реки вблизи крутого берега, скорость его при этом резко увеличивается за счет концентрации здесь значительной массы воды.

Любая переправа вброд должна начинаться с разведки, которая складывается из следующих этапов:

-осмотр местности с целью определения типа возможной переправы;

-определение участка русла и берега реки, удовлетворяющих требованиям безопасности при организации выбранного типа переправы;

-определение конкретного способа движения первых участников вброд (с шестом, стенкой, кругом, парами, шеренгой, на усах и другие виды переправ);

-характер подготовительных работ: заброс веревки, укладка промежуточных камней, закрепление бревна, подготовка опор для натяжения перил при переправе над водой;

-выбор типа страховки, соответствующей избранному виду переправы.

После этого предварительного этапа начинается переправа. В простых случаях, когда снос человека течением воды угрожает лишь купанием, может быть осуществлена переправа вброд без страховки. Наиболее распространенными способами переправ являются:

— переход реки поодиночке с опорой на шест, которым упираются в дно против течения;

-шеренгой – лицом вперед по направлению переправы, обнявшись, за плечи или за талии, причем первым идет самый сильный участник, либо руководитель. Слабых участников и девушек ставят либо в конце шеренги, либо между крепкими ребятами для удержания строя и поддержки слабых членов группы;

-по двое — лицом друг к другу, положив руки на плечи и передвигаясь приставным шагом, боком к течению;

-кругом, взявшись за плечи друг друга и вращаясь по кругу, входят в речку и, удерживая напарника, перемещаются к противоположному берегу. Вращение круга желательно делать по ходу течения реки, а не против течения.

Здесь нелишне сказать о воздействии силы потока на переправляющегося. Какую величину должна иметь сила потока, чтобы сбить человека с ног? Она должна превышать силу трения ног переправляющегося о дно реки, которая зависит от силы сцепления подошв его обуви с дном реки и от рельефа дна реки. К уменьшению силы трения, начиная с глубины воды порядка 0,8-1 метра, приводит уменьшение веса тела человека, определяемое действием закона Архимеда. Так, при погружении человека средней плотности до пояса его вес уменьшается примерно на 4 кг.

Когда брод без страховки представляет определенную опасность, переправа осуществляется с помощью двух веревочных перил или растяжек с соблюдением всех необходимых мер предосторожности. При этом первым переходит реку наиболее опытный и физически сильный участник на страховке из основной веревки, закрепленной к карабину и к его грудной обвязке в районе спины в свободном скольжении. Под углом около 90 градусов к основной веревке ниже по течению идет к берегу вспомогательная веревка, которой можно при необходимости быстро подтянуть переправляющего к берегу. Страховку лучше всего организовать через выступ дерева, надежный камень или просто держать руками (2-3 человека). Основная веревка выдается идущему на переправу так, чтобы петля не задевала водную поверхность, не стягивала участника вниз и не затрудняла движения вперед.

Особое внимание необходимо уделить длине веревки, к которой будет, пристегнут участник: длина веревки должна быть больше, чем ширина реки.

На случай, если вода собьет переправляющегося с ног, основная веревка должна быть свободна. В противном случае она жестко удерживает сорвавшегося и не позволяет ему ни встать, ни плыть. Страховать нужно так, чтобы в любой момент веревку можно было ослабить и дать переправляющемуся возможность самому плыть вниз по течению, одновременно подтягивая его к берегу дополнительной или вспомогательной веревкой как маятник.

При переправе вброд с шестом необходима достаточно прочная палка длиной не ниже роста человека, прикрепленная коротким концом веревки к страховочным веревкам или к грудной обвязке. Двигаться нужно несколько против течения, сильно упираясь в дно шестом выше по течению, палку держать широко расставленными руками. При движении необходимо постоянно находиться на двух точках опоры, ноги и шест нельзя поднимать в воде высоко. Ступая ногами на дно, предварительно нужно ощупать дно в поисках прочной опоры. Надо стараться избегать попадания в подводные ямы или крутые спуски на дне реки.

После переправы на другой берег первый участник закрепляет основную веревку за дерево или за крепкий куст. Организуются перила для переправы остальных участников. Высота перил должна быть не ниже уровня груди человека, стоящего в реке. Движение по перилам также желательно осуществлять против течения. Сам переправляющий держится руками с двух сторон от карабина, которым он пристегнут к перильной веревке. Размер петли с карабином для самостраховки должен быть таким, чтобы во время движения можно было идти, откинувшись на прямых руках. Переправляться нужно ниже по течению относительно перил. К карабину на грудной обвязке также закрепляются страховочные концы. По возможности страховочную веревку делят пополам, но с условием, что ее хватит на переправу, и в середине вяжут узел проводника. Середину веревки при помощи карабина соединяют к беседке или к грудной обвязке. Таким образом, получаются два конца, две страховочные веревки, чтобы можно было помочь при падении участника в воду или обеспечить перетаскивание рюкзаков с одного берега на другой.

Когда группа при помощи веревочных перил переправится на противоположный берег, последний участник пристегивает к себе страховочный конец веревки и снимает все перила. На основной веревке, которая пристегнута к грудной обвязке, его страхуют другие участники, стоя на противоположном берегу реки. Последний участник переходит так же, как и первый участник с шестом, соблюдая все правила страховки.

Переходить по натянутым перилам следует только по одному человеку, чтобы не создавать аварийной ситуации на переправе.

Нельзя применять вместо карабина схватывающий узел, так как последний может сильно затянуться и в этом случае освободиться, стоя по пояс в холодной воде, будет проблематично. Кроме того, сильным потоком может сорвать участника и затянуть схватывающий узел и тогда освободить попавшего в воду будет очень сложно.

Переправляться босиком категорически не рекомендуется, чтобы не сбить ноги, особенно, если переправа идет по каменистому дну реки.

В летний период возможен переход вброд через небольшие речки с песчаным дном, но только после предварительной разведки дна.

Чем сложнее переправа, тем больше времени необходимо затратить на ее организацию. В ряде случаев в поисках участка с безопасной переправой группа вынуждена пройти 10-15 км вдоль реки.

В горных районах часто приходится обходить сложные скальные прижимы, уступы и выбрать место переправы очень сложно. Тогда применяют все возможные меры безопасности при преодолении водных преград. При планировании любого маршрута, нужно избегать ненужных переправ, если ниже по течению есть мост или брод. Но когда приходится идти по сложному маршруту и путь пролегает через горную реку, где невозможно найти хорошее и удобное место для переправы, то необходимо использовать все свои навыки, опыт, знания для организации переправы. Переправа над водой – это технически одно из самых сложных препятствий на маршрутах. В сложных категорийных походах встречается большое количество трудно проходимых вброд водных преград.

Читайте также:  Сниму дачу в воронеже у реки

Преодоление боковых ручьев в скальных ущельях, в верховьях рек обычно не представляют большой сложности. Часто такие преграды можно преодолевать одним прыжком, или прыгая через поток по камням, выступающим высоко из воды. Однако перед тем как начать прыгать по камням, следует внимательно просмотреть путь движения, наметить каждый очередной прыжок, стараясь не пользоваться неустойчивыми, скользкими камнями.

Особенно внимательным нужно быть при переходе таким способом в том случае, если надо резко менять направление движения от одного камня к другому. Это требует хорошей физической подготовки каждого участника, так как прыгать приходится с тяжелым рюкзаком за плечами почти всем членам группы. При переправах по камням требуется хорошая сноровка и четкая ориентация в пространстве.

При переправе по выступающим из воды камням или бревнам часто требуется страховка, так как поток воды очень сильный и при попадании человека с рюкзаком в поток он может сильно травмироваться.

Самой надежной является страховка с помощью натянутой над водой перильной веревкой, к которой пристегиваются карабином или блоком со страховочными концами, которые в свою очередь привязаны к беседке или обвязке. Таким образом, переправа проходит уже по навесной переправе, натянутой от одного берега к другому сдвоенной основной веревкой. Надо внимательно смотреть, чтобы страховочный конец не был слишком малым или чересчур длинным, чтобы можно было свободно перемещаться вдоль натянутой веревки. Надо иметь в виду, что при этом переправа по камням не идет прямо по натянутой веревке, но приходится перемещаться в разные стороны.

В лесной зоне при наличии высоких берегов возможна переправа по поваленному дереву или приготовленному бревну. Не всегда готовые бревна лежат, так как нужно группе при переходе на другую сторону реки. Но воспользоваться этим «мостом» стоит, необходимо только, осмотрев поваленное дерево, убедиться в его хорошем состоянии, целостности ствола, в его полной надежности при прохождении по нему группы. Если мешают сучья, надо срубить их, чтобы ветки не цеплялись за одежду или рюкзаки.

Руководитель должен убедиться в надежности и безопасности при преодолении данной переправы. Если возникают сомнения, необходимо натянуть веревку вдоль поваленного дерева, соблюдая правила страховки.

Укладка любого бревна через поток требует точного расчета и опыта. Чем длиннее и толще бревно, тем сложней его устанавливать. Сам процесс установки или укладки бревна очень трудоемок, и прежде чем браться за это мероприятие, надо хорошо подумать и взвесить все за и против: сможет ли группа правильно уложить большое дерево, не травмируя участников операции подъема. Если это мероприятие представляется затруднительным, то лучше будет отказаться от этого и найти другую возможность для переправы.

Сначала выбирают не слишком длинное дерево (желательно чуть больше ширины реки), обрубают все сучья, чтобы они не мешали во время транспортировки к месту его укладки. Необходимо подготовить место для крепления комля, то есть выкопать ямку или вбить колья для упора, чтобы оно не отошло в сторону во время подъема. Верхнюю часть обвязывают тремя веревками, образуя три конца длиной в 2-2,5 раза больше длины дерева, тем самым получается три растяжки. Когда все готово, самый опытный участник или руководитель берет все командование на укладку переправы на себя, а все участники выполняют все его указания. Команды выполняются четко, без лишней суеты и проволочек.

Самый сложный этап — это подъем бревна в вертикальное положение, удержание его в течение некоторого времени в вертикальном положении, а затем плавная без рывков и срывов укладка его на противоположный берег. Работа всех должна быть четко согласованной как при подъеме, так и при укладке. Во время укладки необходимо следить за натяжением левой или правой веревки, так как основная нагрузка лежит на центральной растяжке, и ее должны удерживать несколько крепких ребят. Особую осторожность надо проявить, когда угол наклона бревна при опускании становится минимальным, так как возможно отклонение бревна в сторону от линии его будущего положения на противоположном берегу. Бросать его не рекомендуется, так как оно может подпрыгнуть и тяжело травмировать участников подъема.

При наличии крутых берегов, скальных глыб на берегу или близко растущих деревьев можно организовать подвесную канатную переправу на карабинах или блоках путем натяжения с помощью системы полиспаст. При выборе места, где будет натянута основная веревка, надо обратить внимание на рельеф береговой линии, ее высоту, так как при натяжении веревки на большом расстоянии возможен провис на 50-60 сантиметров. При переправе это чревато тем, что на середине переправы человек может оказаться в воде.

Переправа с веревкой на другую сторону осуществляется вброд или вплавь, с соблюдением всех мер безопасности. Для закрепления веревки на противоположном берегу можно перебросить ее, предварительно привязав к ней камень или другой крепкий предмет, в крепкие кусты или в ветки деревьев, так чтобы она зацепилась. Проверив надежность крепления и натянув переброшенную веревку, со страховкой переправляют самого маленького и легкого участника на другую сторону реки, для того чтобы он мог правильно перевязать переброшенный конец веревки к основному дереву или другому надежному предмету.

После того как веревка будет перевязана, перед прохождением всей группы ее нужно заново натянуть при помощи полиспаста. Чтобы облегчить вытаскивание веревки после переправы всех участников, ее закрепляют карабинным узлом. Когда все участники перейдут на другую сторону и веревочная система ослабнет, один конец освобождают от узлов, а другой начинают тянуть на себя, тем самым вся веревка протягивается через карабинный узел и освобождается от крепления на дереве, а весь «хвост» вытягивается на берег.

Во время переправы, используют блок-ролик, который не рвет веревку и облегчает передвижение по натянутым «перилам». Сам участник в страховочной системе «обвязка + беседка» закрепляется карабином за блок-ролик. Передвижение по веревке желательно осуществлять в страховочных рукавицах во избежание травмы веревкой или блоком, так как руки могут попасть под блок. К карабину дополнительно пристегивается на «усах» (короткие 70-80-см концы страховочной веревки или репшнура, закрепленные на карабине узлом проводника к обвязке или страховочной системе) страховочная 6-8-миллиметровая веревка, для того, чтобы помогать при прохождении натянутых перил, особенно в случаях большого провиса на середине реки. Участника подтягивают на «усах», тем самым помогают ему преодолеть трудный участок прогиба веревки, за счет большого веса и слабого натяжения. Если веревочные перила натянуты под уклоном, то при помощи веревочных растяжек придерживают участника, находящегося на переправе, во избежание набора большой скорости и удара его об дерево или камень, за который привязана веревка. Переправляться по веревочным перилам следует вперед головой, чтобы видеть конечный пункт.

Если группа большая, то следует установить две переправы для быстрого преодоления водной стихии. На сложной горной реке, где есть опасность жизни переправляющихся, следует выставить спасательный пост ниже по течению реки для визуального наблюдения или возможного перехвата из воды туриста, сбитого потоком в воду. Есть и другие, более сложные способы переправ, но они требуют специальной техники и снаряжения.

При преодолении рек можно также использовать простые или сложные плоты из пустых пластиковых бутылок, автомобильных камер, одиноких деревьев и многого другого. Надо помнить только, что часто несчастные случаи происходят там, где нет дисциплины и достаточного опыта по преодолению водных преград. Руководитель должен контролировать все действия по организации наведения водной переправы. Халатное отношение к организации переправ приводит к беде.

Источник



Переправы через горные реки вброд, по бревну, подвесная переправа, способы наведения переправы и организация страховки.

Сложность и опасностьпереправы через горные реки связаны с силой их течения, низкой температурой воды, неровностями дна и катящимися по нему камнями. Меньше всего воды в 4-8 часов утра, больше в 13-17 часов. Уровень воды может быстро подняться во время и после дождя, в случае прорыва запруды, а при холодной облачной погоде значительно упасть.

Переправы через горные реки вброд, по бревну, подвесная переправа, способы наведения переправы и организация страховки.

Изучив особенности реки, можно выбрать место и время переправы так, чтобы брод оказался сравнительно легким. Ручьи и небольшие горные реки в это время удается преодолеть даже не замочив ноги, прыгая с камня на камень. Для этого надо отыскать место, где выступающие над поверхностью воды камни наиболее многочисленны, близко расположены друг к другу, не покрыты водорослями, мхом и имеют сухую поверхность.

Мелководные горные реки со слабосвязанным дном лучше переходить на четвереньках, лицом к набегающему потоку, упираясь носками ботинок в неровности на дне. Недопустимо переправляться через реку с ходу. Необходимо провести тщательную разведку берегов реки в обе стороны. Лучше задержаться на несколько часов или на сутки, чем подвергать свою жизнь риску.

Самые мелкие места находятся в самых широких местах реки, и наоборот — наибольшие глубины и скорости течения встречаются в сужениях русла. Признаками мелководья могут служить:

Широкие плесы с повышенной скоростью течения по всей ширине реки.
Места, где река разделяется островками на несколько рукавов.
Выступающие над водой камни.
Островки по всей ширине.
Водная растительность.

Днем, в тихую погоду, поверхность воды над мелкими местами — косами, перекатами бывает более ровная и светлая, чем над глубокими, где она имеет волнистый вид и темный цвет. Мелкая рябь на поверхности воды указывает на мелководье.

Переправа через горные реки вброд.

Переправа через горные реки вброд возможна, если глубина не выше середины бедра. В этом случае следует переправляться ниже поворота реки. Для удержания от сноса по реке организуется страховка с берега. Веревка крепится на спине переходящего реку человека и фиксируется еще на нескольких точках.

Страховка при переправе через горные реки вброд.

Переправляться вброд нужно только в ботинках на босу ногу. В этом случае меньше шансов повредить ноги о камни на дне реки. Верхнюю одежду лучше снять, чтобы уменьшить сопротивление набегающему потоку. Если вода теплая, а переход мал, глубокийброд лучше пройти без одежды. Снятую одежду поместите под верхний клапан рюкзака или, связав в узел, держите над головой.

Идти надо мелкими шажками, не торопясь, ощупывая дно ногами. В одиночку можно переправляться через реку навстречу течению, упираясь в дно крепким деревянным шестом. Если поток бурный, с мутной водой, не позволяет просмотреть характер дна, для опоры удобно использовать шест, подстраховав еговеревкой или репшнуром. Если одному переправляться трудно, можно войти в воду вдвоем—втроем.

Система страховки при переправе через горные реки вброд.

Если переправа через горные реки осложнена, лучше переправляться вброд по перилам. На рисунке ниже показана организация такой переправы и страховки ее участников.

Переправа через горные реки по бревну.

При массовых переправах организуют переправу через реку по переброшенному или сплавленному бревну. Перебрасывая или сплавляя бревно, комлевую часть надо закрепить. Серединой основной веревки на тонком конце бревна вяжется схватывающий узел. При перебрасывании бревно сначала поднимают вертикально, а затем страховочнымиверевками (веревки разводятся в стороны под острым углом — первоначально 90 градусов), осторожно опускают через поток.

Переправа через горные реки по бревну с перилами из жерди.

Переброска бревна через реку.

При сплаве бревна нужно заранее определить точку на противоположном берегу (большой камень, дерево и др.), в которую бревно упрется своей вершиной. После укладки бревна первый участник переправы безрюкзака (с прикрепленной к грудной обвязке страховкой с берега и вспомогательной страховочной веревкой) проходит по бревну на другой берег и выше от бревна по течению воды натягивает перила. Таким образом организуется переправа и необходимая страховка переправляющихся.

Страховка переправляющихся по бревну.

Подвесная переправа через горные реки.

Если вышеперечисленные способы переправ невозможны из-за чрезмерно бурного потока реки, ее ширины, используется подвесная переправа. При длинных навесных переправах, во избежание чрезмерного натяжения веревки и обрыва, используют двойную веревку. В момент скожения по наклонной веревочной переправе нельзя хвататься за веревку, возможен ожог. Во избежание удара о берег запрещается спускаться головой вперед.

Прикрепление грудной обвязки переправляющегося карабином к несущей веревке обязательно. Поскольку в любом случае посреди реки веревка провиснет, к переправляющемуся пристегивают вспомогательную веревку — ею его подтягивают к берегу. На подвесной переправе рюкзаки, ледорубы, другое снаряжение транспортируют отдельно.

Переправа через горные реки верхом на лошади, верблюде, ишаке.

Возможны переправы через горные реки с помощью животных. Предельная глубина брода для переправы верхом на лошади — 1,25 метра при скорости течения до 2 м/с. Верблюды преодолевают более глубокие броды. Ишаков переправляют без груза, страхуя веревкой с берега, противоположного началу переправы. Лошадей и ишаков обвязывают страховочной веревкой позади передних ног. При переправе верхом во избежание головокружения надо глядеть на противоположный берег или голову лошади.

Основные правила переправы через горные реки.

1. Перед осуществлением переправы необходимо тщательно разведать берега. Дать оценку обстановке с учетом силы и скорости потока, глубины и рельефа русла, возможности использования опор, отобрать материалы и снаряжение для организации переправы.
2. Определить способ переправы.
3. Выбрать место и время переправы.
4. Установить место для наблюдения, откуда просматривается вся переправа и можно руководить ею.
5. При особо сложной ситуации пользоваться только двойной страховкой.
6. Прежде чем начать переправу, следует проверить надежность точек закрепления, состояние веревок.
7. Выпускать на переправу первым наиболее опытного.

8. Припереправе с опорой на шест упираться им следует выше по течению.
9. При передвижении с организацией страховки перилами двигаться надо сбоку перил, ниже по течению.
10. Не употреблять при переправе схватывающего узла.
11. Не допускать к переправе одновременно двух и более человек.
12. На подвесной переправе рюкзаки, ледорубы, другое снаряжение транспортируют отдельно.
13. Обязательна надежная страховка и самостраховка.
14. При групповой переправе нужна строжайшая дисциплина и порядок.

По материалам книги SURVIVAL (Выживание).
Коледа С.И., Драчев П.Н.

Источник

Adblock
detector