Меню

Как правильно пишется река иордан

Река Иордан

Река Иордан к югу от плотины

Река Иордан, место паломничества

Река Иордан, храм на берегу реки

Река Иордан, Ярденит

Река Иордан, верховье

Одна из самых известных рек планеты, река Иордан — естественная граница между Израилем и Иорданией и популярное место паломничества христиан, спешащих пройти символический обряд крещения именно в том месте, где некогда его принял Иисус Христос от Иоанна Крестителя. Иордан неоднократно упоминается не только в Новом, но и в Ветхом Завете как место совершения многочисленных чудес: его переходили посуху пророки, воды этой реки расступились перед Иисусом Навином, ведшим израильтян с Ковчегом Завета, знаменуя окончание их сорокалетних скитаний по пустыне. Сегодня увидеть Иордан и погрузиться в его святые воды можно и с израильского, и с иорданского берегов.

Немного истории и географии

Река Иордан протянулась на 252 км от подножия горы Хермон, через озеро Кинерет, впадая в Мертвое море. Это естественная граница между современными государствами Израиль и Иордания некогда отделяла территорию Земли обетованной, куда, согласно обещаниям Всевышнего, Иисус Навин привел странствовавших 40 лет по пустыне иудеев. Тогда воды Иордана расступились перед процессией, и это далеко не единственное чудо реки, описанное в религиозных текстах. Иордан переходили посуху пророки Илия и Елисей, здесь же были явлены многочисленные чудеса исцелений. Вера в целебную силу его воды широко бытовала и в период Византии.

Однако главная причина паломничества христиан к реке Иордан кроется в Новом Завете. Согласно Библии, в водах Иордана Христос принял крещение от Иоанна Крестителя, после чего разверзлись небеса и на землю снизошел Святой Дух в виде голубя, свидетельствуя мессианскую миссию Спасителя.

Что посмотреть

Как и Мертвое море, реку Иордан могут посетить туристы, находящиеся и в Израиле, и в Иордании. Израильская сторона Иордана более благоустроенна и удобна для посещения, но и более коммерциализирована — особенно это чувствуется на месте крещения Христа. Иорданская — практически нетронутая человеком, дикая и первозданная, однако и менее комфортна.

Самое популярное место для того, чтобы прикоснуться к водам Иордана со стороны Израиля — туристический комплекс Ярденит, расположенный в месте выхода реки из озера Кинерет, в нескольких километрах от Тверии. В год Ярденит посещают более 400 тыс. туристов и паломников, большая часть — чтобы принять символическое крещение. Ярденит не соответствует точному месту крещения Христа, однако был выбран властями Израиля в качестве символической достопримечательности. В благоустроенной купальне с плавным сходом в воду ежедневно (и не бесплатно, за 10 или 25 USD, в зависимости от набора услуг) можно пройти обряд троекратного погружения в Иордан, а в магазине — приобрести освященные предметы православного культа. Цены на странице указаны на апрель 2019 г.

Со стороны Иордании символическое место крещения Христа выглядит просто и утилитарно: деревянный помост с тремя ступенями, по которым паломники спускаются в воду. За погружение плату не взимают, но удобств и услуг здесь также нет. Веб-сайт

Источник

Нет более популярной реки у христиан всего мира, чем река Иордан

Нет более популярной реки у христиан всего мира, чем река Иордан в Израиле.

Единственное общее, что можно найти у христианина I, XI и XXI веков — это желание смыть свои грехи в священной воде. Верующие всех конфессий сливаются в один вечный паломнический поток, как реки Баниас, Дан и Снир, стекающие с горы Хермон, сливаются и образуют Иордан.

Река Иордан-Фотогалерея

Видео

Путеводитель по Израилю — Река Иордан

На Карте

Экскурсии

Библейская река

Человек вполне может не знать содержания всех заповедей или имен всех апостолов, но каждый знает, что река Иордан — место крещения Иисуса Христа. И потребность пусть не окреститься, но хотя бы омыться в ней совершенно понятна — хоть так, хоть на какой-то духовный миллиметр стать ближе к Сыну Человеческому.
Иудейское отношение к этой реке тоже очень серьезно — если посмотреть на реку Иордан на карте, видно, что она пронизывает тело Святой Земли сверху вниз — то есть с севера на юг — как огромный кровеносный, точней, водоносный сосуд, который жизненно необходим жаркой Стране.

Река Иордан — Течение Времени

Иордан неглубок и местами очень неширок, но его протяженность составляет 252 км, а путь заканчивается в Мертвом море. К тому же, главная река Израиля и до пришествия Христа «отметилась» в Ветхом Завете как граница земли Обетованной. По воле Господа Иордан ведет себя, как разумное существо, помогая иудеям. Воды расступились перед людьми вождя-воина Иисуса Навина, которые несли Ковчег Завета.

Пророку Илии достаточно было ударить по воде своим плащом, чтобы тоже перейти реку посуху вместе со своим учеником и духовным наследником Элишей. Элишу мы знаем под именем пророка Елисея. Ему Господь с помощью Иордана помогал творить чудеса. Так Елисей заставил всплыть упущенный неловким «сыном пророческим» железный топор, бросив на воду какую-то ветку. Так исцелил главнокомандующего сирийских войск Неемана, страдавшего не какой-то незначительной хворью, а проказой.

В те времена — и долго-долго после — проказа являлась смертным приговором, и смерть от нее была мучительной и безобразной. Елисей велел Нееману всего лишь семь раз омыть свое тело в Иорданских водах — и проказа ушла бесследно. Скорее всего, именно оттуда, а вовсе не с византийских времен, идет поверье о том, что вода реки обладает целебными свойствами.

Древние Города на берегу реки

Река Иордан словно течет сквозь историю человечества: глядя на карту, можно отмечать населенные и сейчас уже не населенные пункты начиная с эпохи палеолита. Это пещера Тель-Овадия, где были найдены каменные топоры. Каменное блюдо с египетскими мотивами из Бейт-Йерах. Сфинкс из Тель-Хацора. Тель-Хацор, этот большой город Пурпурной страны Ханаана, древнее этого сфинкса и упоминается в шумерских текстах. А в районе Скифополиса эллинский Зевс прятал своего внебрачного и непутевого сына Диониса от гнева законной супруги Геры. Руины римского храма Аполлона на Тель-Кедеш, рядом с остатками поселения древних иудеев колена Леви. В Вифсаиде Иисус творил чудеса, в Капернауме проповедовал в синагоге.

Развалины дворца халифа Хишама возле современного Иерихона. Остатки того, который завоевал Иисус Навин — восточнее.
Каменные квадраты XII в- остатки твердыни крестоносцев Бельвуар, которая сдерживала мусульманский натиск с востока на протяжении 20 лет, но султана Саладина все же не выдержала — а в 1220 очередной Амир-аль-Малик, правитель Дамаска, окончательно развалил замок.
Поэтому посетить долину Иордана стремятся не только паломники, но и те, кто интересуется историей хоть на профессиональном, хоть на любительском уровне. Кто-то готов приехать ради камней, оставшихся от древней Иудеи, кто-то — ради римских колонн, а кому-то важнее всего взглянуть на бывшую крепость ордена госпитальеров.

Экстремальный туризм на Иордане

Если вы предпочитаете очень активный отдых — вам в туристический центр Кафр-Блюм, где вам предложат рафтинг на надувных лодках или каяках по порожистым участкам Иордана.
Стоимость «семейного» спокойного сплава — 75 шек. с человека, скоростного — 109. Также вы можете выбрать скоростной спуск на канате в воду, скалолазание, стрельбу из лука и прогулки по весело шатающимся под ногами подвесным мостикам.

Паломнику на заметку

В какой день лучше ехать — решать только вам. Если в ваших планах — купание в реке Иордан, учитывайте время года и погоду.
Температура воды в Иордане:
• В декабре — от +15 до +18°С;
• Январь-февраль — от +12 до +17°С;
• В весенние месяцы — от +15 до +21°С;
• Летом — от +19 до +25°С;
• Сентябрь — вода все еще очень теплая, от +20 до +25°С;
• В октябре-ноябре температура постепенно снижается до +9-17°С.

Залив Крещения

«Я видел древний Иордан», — так начал русский поэт Петр Вяземский свое послание художнику Александру Иванову, автору «Явления Христа народу». А картина без преувеличения известна всем: Иоанн Креститель в своей верблюжьей шкуре на берегу Иордана, толпа вокруг него — и, судя по ней, омыться в Иордане и получить благословение пророка стремится действительно весь народ, на полотне и зрелые мужи, и женщины, и старики, и мальчишки. И хрупкая фигура Иисуса Христа, выходящего из пустыни, и на него смотрят еще не все — зато пялятся двое римских всадников, которые там, очевидно, для пригляду за порядком. Ибо способность пророков иной раз творить очень масштабные неприятности для врагов Святой Земли всем известна. Но римляне смотрят на Христа — и кто знает, что они там на самом деле думают.

Читайте также:  Какие реки возле оренбурга

Река Иордан Сегодня.

Сейчас на побережьях реки происходит ровно то же самое, разве что в других одеждах и без Иоанна. Потому израильские власти и выделили наиболее удобное место для паломников, стремящихся в воды Иордана — залив Ярденит. Здесь относительно чистая вода (вообще-то Иордан мутноват), и все обустроено: спуски к воде, раздевалки, душевые. А также — туалеты, бесплатная автостоянка, пункты общепита на выбор — ресторан и кафе, магазинчик, сувенирные лавки.
Но место крещения Иисуса Христа на реке Иордан не имеет никакого отношения к Ярдениту.

По Библии, Иоанн и Иисус встретились в Вифаваре, с которой ассоциировался район нынешней Бейт Авары, находящейся недалеко от устья Иордана у Мертвого моря. Но исследования в конце XX в. заставили в этом усомниться: они позволили предположить, что место крещения Христа находится на Западном берегу реки Иордан, возле Вади аль-Харар.
Ярденит же выбрали потому, что он был единственным безопасным местом, где Иордан не контролировался (и не простреливался) Палестинской автономией.

Часто иорданскую воду набирают в бутылки: кому реликвия и память о поездке, кому хочется «освятить» с ее помощью свое жилье, а кто и верит в исцеление от болезней с ее помощью.
Но пить ее вы будете, только если умираете от жажды в Иудейской пустыне! Во всех иных случаях не стоит. Чистота ее точно такая же, как во всех популярных местах купания толпы людей — то есть крайне сомнительная.

Река Иордан: граница вражды

«Мы встретим закат на реке Иордан, Где жены до ночи стирают. А может, там только кровавый туман На флейте песчаной играет?» — так заканчивается стихотворение современного поэта Игоря Караулова, которое вообще-то — о возвращении домой, о празднике, о предвкушении любви. И вдруг — «кровавый туман».

Актуально, причем актуально всегда.Нужно помнить, где находится река Иордан — и о ее пограничной роли. Палестинская автономия состоит из Сектора Газа и Западного берега реки Иордан, и потому там никогда не будет тишины и мира.

И если туризм для Западного Берега — одно из условий выживания местного населения (но не удивляйтесь многочисленным блок-постам!), то с Сектором Газа, который с 2007 г. полностью контролируется террористической мусульманской организацией ХАМАС, чья «святая» цель ни много ни мало — «Стереть Израиль с карты», все куда хуже. Газа — очень древний палестинский город, который наверняка был бы интересен туристам, но их там, возможно, некуда девать: Газа переполнена арабскими беженцами, которые скоро будут спать штабелями.

Святыни Палестины

На Западном берегу находится много древних мест, интересных и паломникам, и туристам. Кто не хочет посетить Иерихон, Хеврон, Наблус, Бейт Джалу, в которой стоит несколько православных церквей? Что говорить о Вифлееме, в котором находится множество христианских святынь — Базилика Рождества Христова, Греко-католическая церковь Богородицы, Сирийская церковь Св. Иосифа и другие святыни.

Да, туристические и паломнические маршруты сюда весьма оживленные, и приезжающим здесь рады, но тягостное ощущение вражды и неприятия прямо-таки ощущается в воздухе меж двумя государствами.
В древнейшем Хевроне священное для мусульман, иудеев и христиан место — Пещера патриархов с захоронениями Авраама, Исаака, Иакова и их жен — разделено пополам решетками и пуленепробиваемым стеклом.

Хорошо еще, не додумались разделить Дуб Авраама, который растет недалеко от Пещеры Патриархов— дереву явно не поздоровилось бы при попытке сделать его на треть мусульманским, на треть иудейским и на треть христианским. Кора точно пострадает от пуль, если там, где когда-то рядом с Авраамом отдыхали три ангела, сойдутся три непримиримых фанатика трех религий.

Кстати, Дуб растет на участке, который принадлежит Русской православной церкви, потому что нашел его в далеких 1860-х гг. начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин — и приобрел не только Дуб, но и — чуть позже — земли рядом с ним. Возле святыни вскоре построился и дом для паломников, а в 1914 вырос храм Святой Троицы и мужской монастырь при нем.
На Западном берегу Иордана в Иудейской пустыне находится и православная Лавра Саввы Освященного.

Полезная информация

Часы работы комплекса Ярденит

• Будни: с 08.00 до 18.00;
• Пятница и кануны праздников: с 08.00 до 17.00.

Как добраться самостоятельно

• От Иерусалима: рейсовые автобусы №№ 961, 963, 964;
• от северных городов страны — много автобусов по шоссе №90.

Паломнику на заметку:

Если ваша мечта — крещение в реке Иордан, имейте в виду, что повторно таинство крещения не совершается. Посоветуйтесь со священником своей конфессии. Да, поэт Вяземский описал свое троекратное погружение в воды Иордана, что соответствует крещению по православному обряду, но это, скорее всего, был его личный мистический опыт, а не повторное совершение таинства.
А вот омовение в реке Иордан можно совершать спокойно.
Если вы все же приняли решение креститься, здесь вам предложат белое крестильное одеяние, которое можно:
• купить за $24;
• взять напрокат за $4.

Источник

ИОРДАН

Вид реки Иордан при впадении в Мертвое море, Чернецов Н.Г., 1854 г.

Иорда́н (евр. yarden, араб. Эль-Урдун, Эш-Шериа), река на Ближнем Востоке, протекающая большей частью в современной Иордании, вдоль всей библейской Палестины и разделяющая ее на две половины. Длина реки 252 км.

Этимология названия

Евр. yarden не имеет убедительной этимологии. Высказывались предположения как о семитском, так и об индоевроп. происхождении этого наименования. Наиболее часто yarden связывают с евр. глаголом yarad — спускаться; cогласно В. Гезениусу [1], это предложение было высказано А. Реландом [2]; из совр. авторов эту этимологию поддерживает Э. Пентюк, который, основываясь на аккад. написаниях этого имени, зафиксированных в источниках из Эмара XIV-XII вв. до Р. Х., предлагает реконструкцию названия реки от корня yar [3]. В Вавилонском Талмуде приведено мнение раввина Хийи бар Аббы, который понимает происхождение слова yarden сходным образом («Почему она [эта река] называется Иордан? Потому что она спускается от Дана» — Берахот. 55а). Многие авторы отвергают эту этимологию, cчитая ее народной [4]; в частности, указывают на то, что суффикс -en в древнееврейском непродуктивен [5]. Основываясь по сути на том же общесемит. корне (араб. warada, евр. yarad, эфиоп. warada и др.), К. Ф. Зейбольд предлагает др. понимание семантики этого названия, которое он выводит из значения араб. warada — «спускаться к воде» (чтобы пить) и yarden — «водопой» [6].

Л. Кёлер, принимая во внимание главным образом древнеперсидские данные, высказал предположение, что речь идет о слове иранского происхождения, состоящем из элементов yar (древнеперсид. yar — год) и don/dan (древнеперсид. danav — река) со значением «река, текущая весь год» [7]. Ряд авторов отмечают фонетическое сходство названий рек Средиземноморского бассейна и Европы: Ιαρδάνος на Крите [8] и в Элиде [9], Eridanus (р. По), Rhodanus (р. Рона), Οὐαρδάνες в Сарматии [10]. Из этого делались различные выводы. Так, считалось, что семит. слово со значением «река» благодаря финикийцам распространилось по Средиземноморью. Р. Харрис, а также Ф. Гоммель полагали, что эти названия восходят к индоевроп. слову, представленному в персид. и арм. языках, ward — роза [11]. Эту линию интерпретации продолжает и В. фон Зоден, который приходит к выводу, что это «древний средиземноморский термин», однако считает, что он возник до появления как индоевропейцев, так и семитов в Леванте [12]. Ряд этимологий, как древних, так и новых, исходит из того, что в слове yarden присутствует наименование колена или местности Дан, где берет начало один из истоков И. Так, блж. Иероним Стридонский, исходя из греч. написания Ιορδάνες, считал, что это наименование образовано сложением названий 2 истоков — Йор и Дан [13]. Из авторов Нового времени, напр., Р. Олден приводит истолкование yarden как «вода (река) Дана», исходя из хурритского iar — вода [14].

Читайте также:  Пояса охранной зоны реки

Иордан в Священном Писании

Указания на р. Иордан в Священном Писании очень часты, в первый раз упоминается в Быт. 13, 10, также упоминается в Нав. 1, 2, Мф. 3, 5, Мк. 1, 5, 9, Лк. 3, 3, Ин. 1, 28 и др. Большая часть упоминаний Иордана в Ветхом Завете связана с тем, что река являлась рубежом, водоразделом или протекала по границе между территориями. Наиболее раннее упоминание связано с рассказом о Лоте, который выбрал как пастбища для своих стад «окрестность Иорданскую», она «вся. орошалась водою, как сад Господень» (ср.: Быт. 13, 10). Иордан был известен Аврааму и Иакову, Иосифу и Моисею (Быт. 13, 10, Быт. 32:10, Чис 13:29). Река упоминается в Иов. 40, 18. Иордан был чудесно перейден Иисусом Навином и евреями (Нав. 3, 4), и затем название реки Иордан, или просто реки, неоднократно встречается в последующей Библейской истории.

В Книге Судей Израилевых берега Иордана — это место постоянных сражений с моавитянами (Суд. 3, 28); мадианитянами, амаликитянами, аммонитянами (Суд. 6, 33; Суд. 7, 24; Суд. 8, 4); место междоусобиц (Суд. 12, 5-6). Возле переправы через Иордан сражался с филистимлянами царь Саул (1 Цар. 13, 5-7). Давид Псалмопевец неоднократно пересекал Иордан в дни победоносных сражений и в дни поражений (2 Цар. 10, 17; 2 Цар. 17, 22-24; 2 Цар. 19, 15-18, 31-41 и др.).

Воды Иордана некогда чудесно разделились, и через него, как по суху, прошли пророки Илия и Елисей; омывшись в водах Иорданских исцелился от проказы Нееман Сириянин (4 Цар. 2, 8-14, 4 Цар. 5, 14).

Для христианского мира Иордан в первую очередь священен тем, что в нём, близ Вифавары, Господь Иисус Христос принял крещение от руки Иоанна Крестителя. Евангелисты-синоптики говорят о том, что служение Иоанна Предтечи проходило, с одной стороны, в «пустыне Иудейской» (Мф. 3, 1), с другой — возле Иордана (Мф. 3, 5-6; Мк. 1, 5). Возможно, эти обстоятельства отсылают к образу пророка Илии, который жил «у потока Хорафа, что против Иордана» (3 Цар 17, 3-5) и в пустыне (3 Цар. 19, 4). Евангелист Иоанн указывает на Вифавару (она же Вифания Заиорданская, Ин. 1, 28) как на место проповеди Иоанна Предтечи, а позже сообщает, что он крестил также в Еноне близ Салима, потому что «там было много воды» (Ин. 3, 23).

География

Принято географическое разделение Иордана на верхний — от сев. истоков до Тивериадского озера и нижний — от Тивериадского озера до Мёртвого моря.

Река протекает по Сирийско-Африканскому рифту, и потому перепад высот в северной и южной части течения Иордана очень велик. Главные истоки, реки Эль-Хасбани (Снир), Дан и Банияс, берут начало у подножия горы Хермон на высоте ок. 520 м над уровнем моря. На высоте ок. 80 м над уровнем моря реки, слившись, образуют единое течение Иордана. На расстоянии 14 км к югу, на высоте ок. 78 м над уровнем моря, Иордан впадает в болотистое озеро Хула. На 25 км южнее, на высоте ок. 200 м ниже уровня моря, Иордан впадает в Тивериадское озеро. Иордан вытекает из Тивериадского озера с южной стороны и течет на юг к Мёртвому морю (ок. 410 м ниже уровня моря). На последнем, нижнем отрезке увеличивается меандрирование реки. В нижнем течении Иордан подпитывается еще несколькими притоками: с востока — реками Ярмук и Эз-Зарка (Иавок), стекающими с горы Галаад, с запада — реками Харод и Тавор, спускающимися с горы Гилбоа (Гелвуй). Стремительное течение и резкое падение на верхнем отрезке, извилистость и незначительная глубина на нижнем делают реку несудоходной.

Прибрежная полоса И. покрыта обильной растительностью, контрастирующей с пустынными окрестностями. Берега реки заросли иорданским тамариском, ивами, акацией, олеандром и содомскими яблонями. В древности в полосе растительности, тянущейся вдоль реки («краса Иордана» (Зах. 11, 3) ), водилось много диких зверей: львов (Иер. 49, 19; Иер. 50, 44; Зах. 11, 3), леопардов, диких кабанов. До сих пор встречаются газели, лисы, шакалы и гиены. Берега Иордана также служат местом стоянок для перелетных птиц. Река богата рыбой.

Верхнее течение реки представляет собой плодородную возделываемую долину. Земли вдоль нижнего Иордана заселены крайне неравномерно: восточный берег, область древней Переи, интенсивно осваивается, здесь расположены десятки деревень и небольшой г. Эль-Карама; на западном берегу насчитывается несколько оседлых бедуинских и израильских сельских поселений, а также г. Бейт-Шеан на месте древнего Беф-Сана.

В Новое время по Иордану прошла граница между государствами. После создания эмирата Трансиордания в 1921 г. (с 1946 королевство) и вплоть до 1948 г. Иордан служил его границей с брит. подмандатной территорией Палестины. После создания государства Израиль в 1948 г. верхний Иордан стал его восточной границей с Сирией. Нижний Иордан и прилегающие к нему земли, на которых по плану ООН должно было быть создано араб. палестинское государство, перешли под контроль Иордании и оставались под ним, пока не были захвачены Израилем в ходе 6-дневной войны 1967 г. По окончании войны по Иордана от Ярмука до Мёртвого моря прошла линия прекращения огня между Израилем и Иорданией, а после подписания мирного договора между странами в 1994 г.- гос. граница. Верхнее течение Иордана и его истоки были захвачены Израилем в ходе 6-дневной войны. Территориальные претензии на истоки Иордана неоднократно служили поводом для локальных конфликтов между Израилем, Сирией и Иорданией.

Современные проблемы Иордана

Река страдает от вредных стоков, интенсивного сельскохозяйственного использования ее вод и от последствий затяжного конфликта на Святой земле и, по некоторым оценкам, может в скором времени пересохнуть.

В начале 1960-х годов Иордан переносил из Галилейского озера в Мертвое море 1,3 млрд. кубометров воды в год. По словам экологов, сегодня количество воды, протекающей по руслу реки за год, составляет лишь 10% от прежнего. По данным международной организации «Друзья Земли на Ближнем Востоке», в обезвоживании Иордана виноваты Израиль, Сирия и Иордания, которые за последние полвека построили немало плотин, каналов и водозаборов для городской канализации.

«Если сейчас же не принять меры, река Иордан исчезнет. Больше половины воды в ней сегодня — канализационные стоки и вода, стекающая с полей», — заявил председатель «Друзей Земли» Мункет Мехьяр. По словам израильского директора «Друзей Земли» Гидона Бромберга, арабо-израильский конфликт также плохо влияет на состояние реки, так как каждая из конфликтующих стран старается «забрать себе как можно больше воды». В 1950-х годах Израиль начал откачивать воду из Галилейского моря, а в 70-е — Иордания стала использовать воду главного притока Иордана — реки Ярмук — для орошения своих полей. В настоящее время Иордания и Сирия строят на Ярмуке плотину, которая может привести к полному пересыханию Иордана. В 1994 году Израиль и Иордания подписали мирный договор, в котором упоминалась «реабилитация» реки, однако ни одна из сторон не приняла серьезных шагов для восстановления Иордана.

Читайте также:  Ширина долины горных рек

Обмеление Иордана — источник проблем Мертвого моря, самого соленого водоема на планете. Уровень воды в нем каждый год уменьшается почти на метр, что может привести к полному исчезновению моря через 50 лет [15].

Использованные материалы

  • А. К. Лявданский, Я. Чехановец, К. В. Неклюдов, Е. Е. Макаров. Иордан. Православная энциклопедия, т. 25, с. 512-519
  • Библейская энциклопедия архимандрита Никифора
  • Библейская энциклопедия Брокгауза

[1] Gesenius W. Thesaurus philologicus criticus linguae Hebraeae et Chaldaeae Veteris Testsmenti. Lipsiae, 1840. T. 2. P. 626

[2] Hadriani Relandi Palestina ex monumentis veteribus illustrata. Trajecti Batavorum, 1714. P. 271

[3] Pentiuc E. J. West Semitic Vocabulary in the Akkadian Texts from Emar. Winona Lake, 2001. P. 86-87

[5] Gesenius W. Thesaurus philologicus. 1840. T. 2. P. 626

Источник



Иордан

Иордан (течение, ниспадение) ( Быт. XIII, 10 , Нав. I, 2 , Мф. III, 5 , Мк I, 5, 9 , Лк. III, 3 , Ин. I, 28 и др.) – эта священная для всех христиан библейская знаменитая река, протекающая вдоль всей Палестины и разделяющая ее на две половины, в первый раз упоминается в кн. Бытия ( Быт.XIII, 10 ).

Начало Иордана относят к различным потокам – текущим с г. Ермон и Антиливана, но есть два или три особенных потока, которым обыкновенно приписывают образование Иордана. Один из них течет в Тель-Эль-Кади на з. от Баниаса. Воды большего источника, находящегося на западном конце означенной местности, выходят из берегов и образуют сначала маленькое озеро, а затем, выливаясь из оного, составляют быстро текущую реку по направлению к ю. По замечанию Д. Портера, это несомненно самый большой источник в Сирии и один из обширнейших в Азии. Близ него находится меньший источник, на коротком протяжении соединяющийся с вышеозначенным. Этот источник, находящийся в 4 англ. милях к с. от Тель-Эль-Кади, также доставляет значительную массу воды. Третий источник находится близ Хасбеи, в 12 англ. милях к с. от Тель-Эль-Кади (холм Судей). В той же самой местности, несколько далее к с. и з., существует еще несколько и других источников. Потому-то в действительности р. Иордан берет свое начало не из двух только источников, как полагают многие, а из нескольких, которые, соединяясь один с другим в нескольких милях выше озера Мерома, дают начало самому Иордану.

Пройдя около двух миль и приняв в себя соседние истоки, Иордан впадает в небольшое болотистое и мутное озеро Маррон, или Самохонитское (ныне Эль-Гуле), и воды его, доселе чистые и прозрачные, делаются мутными. За этим озером Иордан течет по узкому каменистому руслу, и воды его снова очищаются, усиливаются многими притоками и составляют самую реку глубиной в 2 локтя и длиной в 3 мили. В 3–4 часах пути, ниже озера Маррон, через Иордан, как увидим ниже, построен мост из базальтовых камней с арками. В этом месте, по верованию туземцев, патриарх Иаков переправился через реку, возвращаясь из Месопотамии.

Через три мили затем Иордан вливается в Геннисаретское озеро. Выступив из него и имея уже в ширину от 12 до 13 миль, он течет с постоянно усиливающейся быстротой в некотором отдалении от гор. Вследствие чего по берегам образуется прекрасная равнина (см. Иорданская долина), понижающаяся к самой реке; наконец вблизи Иерихона Иордан впадает в Мертвое море.

Впрочем, вследствие больших затруднений, сопряженных с переходом через Иордан, исследования течения этой реки не отличаются особенной точностью и подробностями. В некоторых местах она течет очень быстро, в других же нередко встречаются мелководье и броды; к тому же она совсем несудоходна для путешественников, и потому не представляется возможности проплыть безостановочно всю реку вдоль берегов ее.

Самое подробное исследование касательно течения Иордана принадлежит перу лейтенанта Линча, сделанное им в 1848 г.

Над рекой к ю. от озера Гуле построен мост, называемый арабами: мост дочерей Иакова (Дшизр-бени, Якуб или Бенат), но, как кажется, он позднейшего происхождения, по крайней мере в настоящем своем виде. Мост находится на большой дороге между Галилейским морем и Дамаском. Ниже Иордан перекрещивается несколькими бродами и переправами. Несколько к ю. от Тивериадского озера видится другой полуразрушенный мост, называемый Джизр-Меджамия, и очевидно, что в самом начале он был первоначально построен сарацинами или даже во времена римлян. Ниже оного в различных местах находится несколько переправ или бродов, из которых главным считается Сокхофский, еще ниже в нескольких милях, где впадает в Иордан поток Зерка или Иаввок, находятся следы еще третьего моста. Последние нижние броды находятся несколько к с. от Мертвого моря.

Указания на р. Иордан в Свящ. Писании очень часты. Эта река была известна Аврааму и Иакову, Иосифу и Моисею ( Быт. XIII:10, XXXII:10 ; Чис. XIII, 29 ). Она упоминается в кн. Иова ( Иов.XL, 18 ). Иордан был чудесно перейден Иисусом Навином и евреями ( Нав. III, 4 ), и затем название реки Иордан, или просто реки, неоднократно встречается в последующей библейской истории, как, напр., во времена Судей. Аод, Гедеон, Иеффай одерживали свои победы при Иордане над врагами Израиля – моавитянами, мадианитянами и другими. Воды Иордана некогда чудесно разделились, и через него, как по суху, прошли пр. Илия и Елисей; омывшись в водах иорданских, исцелился от проказы Нееман сириянин ( 4Цар. II:8, 14, V:14 ). Но что всего важнее и священнее для всего христианского мира – это то, что в Иордане, близ Вифавары, принял рабское крещение от руки Иоанна Крестителя Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира.

На Иордане же в земле Иудейской крестил Господь и Его ученики ( Ин. III, 22 ). Иоанн же также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились (ст. 23).

Так много великого, священного и достопримечательного представляет река Иордан для всякого христианина, и сама по себе и по важным событиям, происходившим на оной. Сколько священных воспоминаний от времен патр. Авраама и до времен самого Господа нашего Иисуса Христа возбуждает она в каждой душе христианской! Сколько и в последующие времена доставлял Иордан, как доставляет даже доселе, и облагорожения духа, и сердечного успокоения, и нравственного настроения каждому благочестивому поклоннику святых мест своим известным течением, чистыми струями своих вод, своими густыми и тенистыми береговыми кустарниками и цветущими растениями, безмолвием окружающей оный дикой пустыни и самим видом с оного возвышающихся голых восточных гор Аравийских!

Широта Иордана в различные времена года бывает неодинакова. Самая большая широта оного доходит до 3–4 верст, а самая меньшая равняется, выражаясь библейски, вержению камени. Глубина летом бывает от семи до восьми футов, а зимой от частых дождей р. Иордан нередко выступает из своих берегов. Вода Иорданская имеет вкус приятный; летом она прозрачна, но осенью, зимой и весной делается мутной, по причине наносимой в оную быстрым течением глинистой земли. Температура воды по различию времени года также различна, именно от 10 и до 20 градусов по Реомюру. В январе она имеет около 10 град. Некоторые находят такую температуру воды слишком холодной, чтобы можно было в это время погружаться в нее, но доселе еще тысячи пилигримов и богомольцев купаются здесь в праздник Крещения Господня или накануне оного, и притом без всякого вреда для своего здоровья.

Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0

Источник

Adblock
detector