Как территорию Башкирии населяли ногайцы, а русские искали башкир в верховьях Камы
Часть 2. Башкирский улус в источниках
О Башкирском улусе, как и о происхождении башкирских племен, сведения сильно разнятся. Старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани, к.и.н. Анвар Аксанов в своей статье для «Миллиард.татар» изучает разные источники и их интерпретации историками. Во второй части он приводит обзор исторических источников.
Ногайцы вместо башкир
Для начала рассмотрим сообщения, описывающие территорию современной Башкирии в XV–XVI веках. Императорский посол С. Герберштейн, дважды побывавший в Московском государстве (1517, 1526 гг.) и, по различным документам и сведениям очевидцев, изучивший Московию и остальную часть бывшего Улуса Джучи, писал, что Казанское ханство «с востока и юга» «ограничено пустынными степями», «за казанскими татарами, прежде всего, встречаем татар, зовущихся ногаями», которые «живут за Волгой, около Каспийского моря, по реке Яику, вытекающему из области Сибирской».
При этом в другой части «Казанской истории» находим упоминание о «башкирских улусах», которые находились «за 700 верст за Казань», причем под «за Казаньем» понимались земли, находившиеся к северо-востоку от Казани, тогда как территория нынешней Башкирии располагалась в другой стороне. Следовательно, описания юго-вос¬точных окраин Казанского ханства не содержат упоминаний о башкирах, а известие о «башкирских улусах» локализует их у северо-восточных границ ханства, что никак не увязывается с территорией современной Башкирии.
Татарский тархан
Согласно данным шежере юрматинцев, восходящего к этой эпохе (1564–1565 гг.), в западном Приуралье кочевали только ногайцы и иштяки. Также и летописи, описывая поход русских в эти места (до р. Белой) 1468 г. не говорят о столкновении с башкирами, а упоминают лишь об «избиении» здесь черемис и татар. Предводителем татарского отряда был княжеский сын «Тарханов» по имени Тулазей. Исходя из этого сообщения, некоторые исследователи делают вывод, что Тулазей был тарханом, а тарханами якобы были только башкиры. Хотя здесь совершенно четко обозначается, что Тулазий был воеводой татар.
Тарханы это привилегированная категория населения, освобожденная от уплаты податей, в эту социальную категорию могли включаться представители совершенно разных этнических общностей. О том, что между тарханами и башкирами нельзя ставить знак равенства говорит Духовная грамота Ивана IV от 1572 г. и ряд других документов, где тарханы упоминаются наряду с «башкирдами» как отдельная категория населения.
Таким образом, современники событий, описывая юго-восточные пределы Казанского ханства, не упомянули ни Башкирского улуса, ни башкир.
В летописной статье о сборе войск хана Ибрагима от 1469 г. «Башкирская земля» упоминается последней, что уже косвенно указывает на ее отдаленность и приграничное расположение. После завоевания Казанского ханства долгое время русские власти не привносили существенных изменений в административно-территориальную ситему улусов. А известия о «Башкурской волости» в составе Тюменского уезда сохранились в воеводских отписках от 1600 года. Но для того, чтобы более точно обозначить территорию этого улуса в эпоху Казанского ханства, требуется рассмотреть как известия этого периода, так и более поздние сообщения.
«Башкирские татары»
Согласно М. Меховскому (1517 г.), «за Московией на северо-востоке, на краю северной Азии, собственно называемой Скифией, находятся народы и области, подчиненные государю Московии, впервые покоренные князем Московским Иваном, а именно Пермь, Башкирия, Чиремисса, Югра и Корела».
Европейские известия о соседстве башкир с Пермью, Югрой, вогулами и черемисами согласуются с данными «Таварих-и гузида – Нусрат-наме» (начало XVI в.), Катиба Челеби (XVII в.) и Абдулгаффара Кырыми (XVIII в.), указывающими на близость «чимги башгырт»/«башкирских татар»/«башкурт» к вилайету Чимги-Тура, или Тюменскому ханству.
А.М. Курбский, лично участвовавший в походе на Казань в 1552 г. и в военных экспедициях по покорению народов Казанского ханства, оставил более подробное описание башкир. В первом случае, характеризуя народонаселение ханства, он указал на то, что «башкирцы» «живут в лесах в верховьях большой реки Камы». Далее в рассказе о походе 1554 г. А.М. Курбский сообщил, что передние полки, преследуя казанцев, «гонялись за ними даже за Уржум и за реку Мет, за большие леса, а там даже до башкир, которые растянулись по реке Каме вверх по направлению к Сибири».
«Башкирцы» в верховьях Камы
«Башкирцы» упоминаются и в связи с нападением на пермских купцов в верховьях Камы, что зафиксировано в Указной грамоте Ивана IV Строгановым от 1572 г. и в Строгановской летописи под 1572 г. О проживании «башкирцев» в верховьях Камы свидетельствуют и Ногайские дела, согласно которым в 1578 г. «приходили (ногайские татары – А.А.)… в Казанский уезд в остяки на верх Камы воевать… по реке по Каме на башкирцы и на остяки Казанского уезда и людей убивать почали и грабить и башкирдцы и остяки собрався иных побили, а трех-четырех живых взяли». А в статье Строгановской летописи под 1581 г. дана более конкретная локализация «башкирцов»: «он же злый (пелымский князь – А.А.) по неволи взя с собою Сылвянских, и Косвинских, и Иренских, и Ивинских и Обвинских Татар, и Остяков, и Вогуличь, и Вотяков и Башкирцов множество».
В более поздних документах XVII вв. на авансцену выходят юго-восточные, уфимские «башкирцы», но еще долгое время единственная «Башкурская волость» сохранялась в составе Тюменского уезда. Здесь необходимо учесть, что до основания Верхотурья (1597 г.) и Туринска (1600 г.) Тюменский уезд включал в себя весь бассейн р. Туры. В то же время, по наблюдениям Г.Ф. Миллера, тюменско-тобольские татары и башкиры еще долгое время называли друг друга «турали», то есть жителями области Тура. Если учесть, что тюменские татары населяли среднее и нижнее течение Туры, то башкиры могли занимать верховья Туры, что опять же полностью согласуется с сообщениями «Таварих-и гузида – Нусрат-наме», Катиба Челеби и Абдулгаффара Кырыми.
«В области Перми башкиры и черемисы поклонялись идолам»
Необходимо обратить внимание и на некоторые источники XVII–XVIII вв., которые повествуют о положении дел в более раннее время. В грамоте царя Михаила Федоровича от 1632 г. говорится о «старинных» владениях «башкирцев» в верховьях р. Камы: «Вотчины за нами за башкирцы старинные в Уфимском уезде речка Мулин, да речка Юг, да речка Нытва, да речка Отчера со всеми угодьи». Аналогичная грамота была составлена и в канцелярии Петра I в 1701 году.
Дополнительные географические ориентиры приводятся в исследовании голландского политика и ученного Н. Витсена, неоднократно посетившего Россию (впервые в 1664–1665 гг.).
Согласно ему, «в прошлом столетии (то есть в XVI в. – А.А.)» «в области Перми башкиры и черемисы поклонялись идолам», при этом в другом разделе своей книги он уточняет, что «земли Перми, иначе называемые Пермь Великая, имеет соседями с юга башкир».
Подробно описывая путь из Сибири, Н. Витсен обозначил еще один район, некогда занимаемый башкирами: «От этого озера (оз. Исеть – А.А.) до того места, где начинается река Чусовая, по каменным горам 6 миль пути. Эти земли раньше были заселены башкирскими племенами».
Таким образом, согласно аутентичным и в основном независимым друг от друга сведениям, Башкирский улус Казанского ханства располагался на северо-восточных и восточных окраинах: в верховьях Камы – у южных границ Великой Перми, в верховьях Чусовой, Исети, Туры и других сопредельных рек. Эта обширная территория на северо-востоке и востоке ханства, судя по всему, была малозаселенной, но играла стратегически важную роль, так как через нее проходили основные пути в Великую Пермь и Сибирь. То есть, с одной стороны, Башкирский улус выступал своеобразной буферной зоной на путях нередких набегов русских и угорских ушкуйников, а с другой – обеспечивал безопасность торговли с важнейшими районами пушного промысла.
Источник
как за доном за рекой казаки гуляют минус Скачать песню, слушать MP3 бесплатно
как за доном за рекой казаки гуляют минус
- как за доном за рекой казаки гуляют минус
- Piano song for denise
- Vital Lie
- DJ VIZOR & ELVIS
- Alike summer love
- york
- ani kuni (anthony el mejor & dj anil remix)
- Palwanowa
- I’m just a simple russian girl Nightcore
- Block & Crown-Just Be Good To Me (feat. Linda Victoria)
- Leaving On a Jet Plane
- TERRORBYTE — GRAVITATIONAL
- Сердючка я не поняла
- Pure energy kai tracid
- Сергей Завьялов Давай снова выпьем вина
- Minimize-Snout (Extended Mix)
- ost harley davidson and the marlboro man
- Наталья Сенчукова — Необходимо
- toshimichi isoe
- Sweet psycho
- abba the visitors 1981
- бальмонт я помню
- Алимханов А. & Modern Talking Don’t Let It Get You Down
- nero into the night
- Li min ho
- heartbeats (album version)
- Неизвестен — LXST CXNTURY — ODIUM [6SIX]
- Supercell my dearest
- Sean Paul — She Doesn’t Mind (One Of Six Edit)
- мубрак аяулым бастауышпен қоштасу минус
- х минус менин ажем
- Дмитрий Беранже
- Gimme love gimme love
- Давай Взорвём VERBEE
- Mark hawkins
- A Na Na Na Shatana
- Возьми меня rauf
- Solomun — Home (Club Mix)
- Misha Xramovi — Кайфарик
- nathan pelupessy
- S beater bagtly men
- Пусть не моя ты
- persona 5 counter strike
- Два друга (Original Mix)
- numb (432 hz) linkin park
- Don Don daddy Yankee remix
- с днем рождения любимый муж
- Gonna Catch You
- I Will Find
- Два пистолета
В интернете очень мало мест где можно скачать новую музыку. Мы исправляем это недоразумение и предоставляем вам такую возможность. На нашем сайте вы, не только можете скачивать последние новинки из мира музыки, но и слушать mp3 онлайн. Качество треков всегда на высоте. Для мобильных телефонов скачать рингтон, минус, нарезку на звонок не составит труда. Песни скачанные с нашего портала имеют битрейт не ниже 320 кбит в секунду. Оставайтесь с нами и получайте массу позитива вместе с Vkusmp3.ru!
Напоминаем, что вы можете без регистрации слушать и скачивать песни на телефон
Источник
Текст песни В. Коралли и К. Шульженко — Как за Камой, за рекой
Как за Камой за рекой
Я оставил свой покой:
Возле города Тагил
Я Марусю полюбил.
Ты ли меня, я ль тебя позабуду!
Рядом со мною ты в боях.
Ты ли меня, я ль тебя помнить буду
Во дале. далеких во краях.
Эх, Маруся! Душа моя, Маруся!
Ты ли меня, я ль тебя помнить буду
Во дале. далеких во краях.
Вся земля девчат полна,
А Маруся лишь одна.
На какую ни взгляну,
Вижу лишь ее одну.
В продолжении двух лет
Я вожу ее портрет.
Я вожу ее портрет –
Может, зря, а может, нет.
Посылаю песню я
В те уральские края
И обнять красу мою
Ей доверенность даю.
AS FOR Kama FOR RIVER
Music V. Soloviev- Gray
Words Guseva
As for the river Kama
I left my rest :
Near Town Tagil
I love Marusya .
Do you me, I will forget you miles !
Beside me you’re in combat.
Do you me, I will remember you miles
In the far distant . at the edges.
Oh, Maroussia ! O my soul, Maroussia !
Do you me, I will remember you miles
In the far distant . at the edges.
The whole earth is full of girls ,
A Maroussia only one .
Or take a look at what ,
I see her only one .
In the continuation of two years
I take her portrait.
I take her portrait —
Maybe nothing, maybe not .
I am sending a song
In those Ural Territory
And embrace the beauty of my
Give her power of attorney .
Источник
Текст песни К.Шульженко, В.Коралли — Как за Камой, за рекой
Как за Камой за рекой
Я оставил свой покой:
Возле города Тагил
Я Марусю полюбил.
Ты ли меня, я ль тебя позабуду!
Рядом со мною ты в боях.
Ты ли меня, я ль тебя помнить буду
Во дале. далеких во краях.
Эх, Маруся! Душа моя, Маруся!
Ты ли меня, я ль тебя помнить буду
Во дале. далеких во краях.
Вся земля девчат полна,
А Маруся лишь одна.
На какую ни взгляну,
Вижу лишь ее одну.
В продолжении двух лет
Я вожу ее портрет.
Я вожу ее портрет –
Может, зря, а может, нет.
Посылаю песню я
В те уральские края
И обнять красу мою
Ей доверенность даю. As beyond Kama beyond the river
I left my peace:
Near the city of Tagil
I loved Marusya.
Are you me, I will forget you!
Next to me you are in battle.
Do you remember me, I’ll remember you
Far away . far in the edges.
Oh, Marusya! My soul, Marusya!
Do you remember me, I’ll remember you
Far away . far in the edges.
The whole earth is full of girls,
And Marusya is the only one.
On what I shall look,
I see only her one.
In the course of two years
I’m driving her portrait.
I’m driving her portrait —
Maybe in vain, maybe not.
I send the song I
In the Urals
And hug my beauty
I give her power of attorney.
Источник