Меню

Как за речкою да за быстрою жанр

Как за реченькой, за быстрою.

_ Как за реченькой, за быстрою дубровушка шумит,
А во той ли, во дубровушке соловьюшко поёт.
Тот соловьюшко поёт, грустно посвистывает,
О подруженьке молоденькой кручинится:
«Прилети, моя голубушка, соловьюшко,
Без тебя мне жить тошнёшенько. »
Так за речкою, за быстрою, удалый молодец;
Он по бережку гуляет и печалится,
красной девице поёт-перекликается:
«Где ж ты, Лелечка, мой свет, красавица моя?
Ты уж, видно, позабыла добра молодца,
Ты уж, видно, разлюбила свет-Серёжу, милого дружка. «

Во дубраве соловейко опечаленый,
соловеюшка тоску-кручину реченьке
просвистит, да утихает, прислушаяся.
Вторит молодец соловушке словечиком.
Он словечиком тоскует, не шутеяся,
а девиченька не больно расторопная —
призаснула среди бела дня, красавица,
и не чует, что тоскует добрый молодец.

Не тому тоскует молодец,
что девиченька заснула,
а тому, что на реке Смородине
его за Соловья-разбойника почитают,
и проклинают соловушку, и песнь его,
ищут, как убить-отравить соловушку..

Неразумным до соловушки не добратися,
не добратися, не разделаться.
Невелика речка Смородина,
вдоль — тропинка удачно стелется:
Укрывает от взора злобного,
взора злобного, непотребного.
Ей не диво безвинных выручить,
не впервой оказать содействие.

ВысОко летает соловушка,
всё видит, всё знает,
с кем проводит время девица,
что говорит о нём, что думает,
нет счастья от той любви молодцу,
нет надежды на то, что песнь его люба,
любушке понравится, споется-слюбится..

Не уверен в любви добрый молодец…
Аль не зря в девице сомневается
да наветами сердце мучает?
Не пошто сумняшеся, маяться,
на потребу радости ворогов,
что повылезли бы к Смородине,
да соловушка высоко летат…

Сердечко у соловейчика махонько,
но сильно и отважно — пташка гордая,
а любовна страстюшка неисчислима,
песня его неуслышанна стихнет вскоре,
и однажды он споет для другой пташечки
на речке своей Смородинке..

Будет песнь его краше преженной,
краше преженной, звончей да задористей.
Добрый молодец, услыхав, встрепенётся вдруг,
встрепенётся — сердцём возрадуется,
гордо вскинет кудряву голову,
переливным свистом завторит соловушке…

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Источник

Лучшие застольные песни Текст

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

Треплет, треплет лихорадка

Треплет, треплет лихорадка,
Да треплет друга моего,
Да пускай она потреплет
Да за неправду за его.

Уж ты, бабушка-отгадка,
Да отгадай, как болесть?
Говоришь, что простудился
Да со гуляния вчера.

Парень девку на гулянье
Да стал словами увивать:
– Я хочу нынче жениться,
Да я хочу тя замуж взять!

– Где те, миленький, жениться,
Да где меня, бедняжку, взять —
У тя тятенька богатый,
Да не позволит бедну взять.

У тя тятенька богатый,
Да не позволит бедну взять,
У тя мать-то не родная,
Да мне в совете с ней не жить.

У тя мать-то не родная,
Да мне в совете с ней не жить,
У тя братья очень горды,
Да много будут укорять.

Да вдоль да по речке

Да вдоль да по речке,
Вдоль и по Казанке
Серый селезень плывет. (2 раза)

Да вдоль да по бережку,
Вдоль и по крутому
Добрый молодец идет. (2 раза)

Он и со кудрями,
Он со шелковыми
Разговор себе ведет: (2 раза)

– Кому мои кудри,
Кому мои русы
Достанутся расчесать? (2 раза)

Доставались кудри,
Доставались русы
Старой бабушке чесать. (2 раза)

Она их не чешет,
Она их не гладит —
Только волосы дерет. (2 раза)

– Это не веселье,
Это мне не радость,
Удалому молодцу. (2 раза)

Доставались кудри,
Доставались русы
Старой бабушке чесать. (2 раза)

Доставались кудри,
Доставались русы
Молодой бабе чесать. (2 раза)

Она их не чешет,
Она их не гладит —
Только волосы дерет. (2 раза)

– Это не веселье,
Это мне не радость,
Удалому молодцу. (2 раза)

Доставались кудри,
Доставались русы
Красной девице чесать. (2 раза)

Она их и чешет,
Она их и гладит,
Волос к волосу кладет. (2 раза)

– Это мне веселье,
Это мне и радость,
Удалому молодцу. (2 раза)

На горе было, на горочке

На горе было, на горочке,
На горе было, на крутенькой,
Тут стояла нова горенка.

Я по горенке похаживала,
Из окна в окно поглядывала,
Увидала красну девку с молодцом.

Я со вьюном разговаривала:
– Уж вы, вьюны, вьюны, вы, вьюны мои,
Мне куда вьюны положить?

Положу вьюны на лавочку,
Красной девушке на полочку,
Красной девушке на правое плечо.

Я проснуся, я назад ворочусь,
Со вьюнами я еще поговорю,
Со вьюнами я еще поговорю.

Жонка маленька, коротенька была,
Напускала полну избу мужиков,
Столкнула кузнеца с крыльца.

Кузнец миленький заплакал да пошел,
Кузнец миленький не жалуется,
К уголочку прислоняется.

К уголочку прислоняется,
Он голытьбой называется,
У голытьбы ни кола, ни двора.

У голытьбы ни кола, ни двора,
У голытьбы столбы точены,
У меня-то позолочены.

У нашего пана было три дочки

У нашего пана, у нашего пана
Было три дочки, было три дочки.
Перву дочь выдал, перву дочь выдал
За хлебничка,
За калашничка,
За такого, за сякого —
Парня молодого.

Припев:
Сам он усастый, рыжий, бородастый,
Раз-тику, раз!
Нет! Нет! Нет! Не хочу я того,
Чтоб пошла я за него!

У нашего пана, у нашего пана
Было три дочки, было три дочки.
Средню дочь выдал, средню дочь выдал
За книжничка,
За читальничка,
За такого, за сякого —
Парня молодого.

У нашего пана, у нашего пана
Было три дочки, было три дочки.
Третью дочь выдал, третью дочь выдал
За дудошника,
За игральничка,
За такого, за сякого —
Парня молодого.

Первый зять едет – воз булок везет,
Второй зять едет – воз книжек везет,
Третий зять едет – воз дудок везет.
И хлебничек,
И читальничек,
И такой, и сякой,
А последний – молодой.

Селезень ловил утку

– Ступай, утица, домой,
Ступай, серая, домой —

У тя семеро детей,
А восьмой – селезень.

– А девятая сама, —
Поцелую я тебя!

Уж вы ножки, ножки резвые

Уж вы, ножки, ножки резвые,
Да донесите, ножки резвые,
Донесите, ножки резвые,
Да до родимого до тятеньки.

До родимого до тятеньки.
Да благослови, родимый тятенька,
Благослови, родимый тятенька,
Да мне раздать да девью красоту.

Мне раздать да девью красоту
Да по кумушкам, по подруженькам.
По кумушкам, по подруженькам
Да по душам, да красным девицам.

По саду ль, по садику

По саду ль, по садику, э-ой,
По саду ль зеленому, э-ой,
По саду ль зеленому, э-ой,
Гулял добрый молодец, э-ой.

Повесил головушку, э-ой,
На праву сторонушку, э-ой.
Увидала маменька, э-ой,
Из высока терема, э-ой.

Из высока терема, э-ой,
Из красна окошечка, э-ой,
Из красна окошечка, э-ой,
Из хрустальна стеклышка, э-ой.

– Дитя ль мое, дитятко, э-ой,
Что ходишь невесело, э-ой,
Что ходишь невесело, э-ой,
Гуляешь нерадостно, э-ой?

– Чему радоватися, э-ой,
Чему веселитися, э-ой?
Видел, видел, маменька, э-ой,
Какую диковинку, э-ой,

Какую диковинку, э-ой, —
Душу-красну девицу, э-ой,
Душу-красну девицу, э-ой,
Что Анну Егоровну, э-ой.

Взял бы, взял бы, маменька, э-ой,
Взял бы, взял бы, родная, э-ой,
Взял бы, взял бы, родная, э-ой,
Без ста рублей, без тысячи, э-ой, —
Из всех красных девушек, э-ой,
Нет ее завиднее, э-ой.

Вы, цветы ли мои, цветики

Вы, цветы ли мои, цветики,
Вы, цветы мои лазоревы,
Вас посеяно немножечко. (2 раза)

Вас посеяно немножечко —
Уродилося дивнешенько
У родимого у тятеньки. (2 раза)

Уродилося дивнешенько
У родимого у тятеньки,
У родимой-то у маменьки. (2 раза)

Уродилася изменница,
Изменница-красна девица
Что Татьяна-то Михайловна. (2 раза)

Взговорила красна девица
Что Татьяна-то Михайловна:
– Право, девушки, я замуж не йду! (2 раза)

Сама села за дубовый стол
С удалым да добрым молодцем
Что Степаном-то Васильичем. (2 раза)

Что так скучно, что так грустно

Что так скучно, что так грустно,
День идет не в день?
А бывало, распевал я,
Шапка набекрень!

Припев:
Эй вы, ну ли, что заснули!
Шевели, гляди!
Молодые, эх, удалые,
Эх, гривачи мои!

С песней звонкой шел сторонкой
К любушке своей
И украдкой, и с оглядкой
Целовался с ней.

Мать узнала – все пропало:
Любу заперла
И из дому за Ерему
Замуж отдала.

Я другую молодую
Выберу жену:
В чистом поле на просторе —
Гибкую сосну.

Время минет, кровь застынет,
Замолчит печаль.
Вороную удалую
Тройку только жаль!

Соловьём залетным

Соловьем залетным
Юность пролетела,
Волной в непогоду
Радость прошумела.
Пора золотая
Была, да сокрылась;
Сила молодая (2 раза)
С телом износилась.

От кручины-думы
В сердце кровь застыла,
Что любил как душу,
И то изменило.
Как былинку ветер
Молодца шатает,
Зима лицо знобит, (2 раза)
Солнце сожигает.

До поры, до время
Всем я весь изжился,
И кафтан мой синий
С плеч долой свалился.
Без любви, без счастья
По миру скитаюсь:
Разойдусь с бедою – (2 раза)
С горем повстречаюсь.

Как по ельничку

Как по ельничку да по березничку, ой,
По частому, по мелкому по осинничку, ох,
Идут молодцы горой да машут правою рукой, ой,
Машут правою рукой да манят девицу с собой.

Машут правою рукой да манят девицу с собой:
– Ты пойдем-ка, девица, да ты пойдем, красавица, ох,
Как у нас во дому да во высоком терему, ой,
Много шитых, много браных, много белых полотен.

Парень с девицей гулял да девке на ногу ступал, ой,
Девке на ногу ступал, ума-разума пытал.
Девке на ногу ступал, ума-разума пытал, ой,
Ума разума пытал – по три раза целовал. [1]

Не бела-то березанька

Не бела-то березанька,
Приклонясь к земле, стоит,
Не шелковая травушка
Расстилается под ней.

Калина с малиною
Безо время расцвела,
Меня-то мать-кормилица
Разнесчастную родила.

Не собравшись с умом-разумом,
В чужие руки отдала.
Чужая-то сторонушка,
Без ветру она сушит.

Чужой свекор-батюшка
Без вины журит-бранит,
Чужая свекровь-матушка —
Понапраслину.

Весной девушки гуляли

Весной девушки, ле, девки гуляли, ой,
Во, ой, во хороводе-то девушки на лужку.
Во хороводе-то девушки на лужку
Ой, девки песенку, ле, они запели,
Ой, ле, мальчик жалостно песенку внимал.

Мальчик жалостно песенку внимал,
Ой, жалобнешенько, ле, песенку внимал,
Ой, да речь забавну со любушкой говорил.
Речь забавну со любушкой говорил,
Ой, речь забавну, ле, таку славну,

Читайте также:  Участок в тарусском районе у реки ока

Ой, да сам деревеньку, ле, нашу бранил:
«Ой, деревёночка наша лешуконска,
Ой, да зачем сушишь ты молодца каждый час?»
Ой, не деревенька молодца иссушила,
Ой, да сушит девушка, ле, мила дружка.

Надоели ночи

Надоели ночи, надоску… эх, надоскучили,
Да надоскучили.

Ах, надоскучили,
Да со милым дружком да поразлу… эх, поразлучили,
Да поразлучили.

Да поразлучили,
Да я все ноченьки, млада, проси… эх, я просидела,
Да я просидела.

Ах, я просидела,
Да все я думушку, млада, проду… эх, я продумала,
Да продумала.

Ах, да продумала,
Да мне одна-то ли дума, эх, да с ума не йдет,
Да и со разума.

Ах и со разума,
Распрогневался милый, распрогне… эх, распрогневался,
Распрогневался.

Ах, распрогневался
На меня ли, на красну де… эх, красну девицу,
Да красну девицу.

Куда, милый, скрылся

Куда, милый, скрылся, где ж тебя сыскать?
В иную влюбился, меня позабыл.

Оставил несчастную горе горевать,
Горе горевать, плакать и рыдать.

Остался в Ростове денег добывать,
Не добывши денег, мешком соль таскать.

Едет милый с Дону, голубчик, домой,
Под конь вороновый – черкесский убор.

На нем кафтан в триста, а часы в пятьсот,
Жилетка атласна, а в кармане грош.

Девушки, подружки, какой нынче свет!
Какой нынче светик, ни в чем правды нет!

Снеги белые, пушисты

Снеги белые, пушисты
Покрывали все поля,
Одного лишь не покрыли
Горя люта моего.

Есть кусточек среди поля,
Одинешенек стоит,
Он не клонит к земле ветки
И листочков на нем нет.

Одна горька я, несчастна,
Все горюю по милом,
День горюю, ночь тоскую,
Понапрасну слезы лью.

Слеза канет, снег растает,
В поле вырастет трава.
Никто травушки не косит,
Шелковой не обожнет.

Никто девушки не любит,
Никто замуж не берет.
Пойду с горя в чисто поле,
Сяду я на бугорок.

Пойду с горя в чисто поле,
Сяду я на бугорок,
Посмотрю я в ту сторонку,
Где мой миленький живет.

Сизый голубочек

Сизый голубочек сидел на дубочке.
Очи его ясны, брови его черны, (2 раза)
Личико его беленько.

Тут летела пава, середь двора пала.
Она про то знает, она про то ведает, (2 раза)
Что мой милый дружок робит.

Мой миленький робит, сам по двору ходит,
Мой миленький робит, сам по двору ходит, (2 раза)
Своего коня седлает.

Оседлавши коня, коня вороного,
Оседлавши коня, коня вороного, (2 раза)
Со двора съезжает.

Как сказала Маша: «Где ты, радость наша?»
Шила, вышивала золоты узоры, (2 раза)
Своему дружку рубашку.

Плакала, рыдала, слезы утирала,
Плакала, рыдала, слезы утирала (2 раза)
Своей русою косою.

Русою косою, лентой голубою,
Русою косою, лентой голубою, (2 раза)
Своей правою рукою.

Поле чистое

Преширокое.
Эх, да и чем же, поле,
Изукрашено?

Изукрашено.
Эх, изукрашено поле
Все цветочками.

Да все цветочками.
Эх, все цветочками —
Василечками.

Голубчик ты мой!

Голубчик, голубчик!
Голубчик ты мой!
Ах, что ж ты, голубчик,
Невесел сидишь?

«Ах, как мне, голубчику,
Веселому быть,
Веселому быть
И радостному?

Вчера у меня
Голубка была,
Голубка была,
Со мной сидела.

Поутру ранешенько
Убита лежит,
Убита лежит,
Застреленная».

Не одна-то ли во поле дорожка

Не одна-то ли да одна, ай, во поле дорожка,
Во поле дороженька, во поле дороженька,
Не одна-то дорожка, ай, дорожка пролегала,
Она пролегала, она пролегала.

Эх, частым ельничком дорожка зарастала,
Она зараста… зарастала,
Молодым-то, горьким, горьким-то осинничком
Дорогу залома… ее залома… заломало.

Что нельзя-то по этой дорожке,
Нельзя в гости е… нельзя в гости ехать.
Уж я хоть поеду ли по ней,
А я к ней не зае… к нею не заеду,

Хоть заеду к своей любушке да сударушке,
Ночки не ночую, ночки не ночую.

Калинушка с малинушкой

Калинушка с малинушкой, лазоревый цвет,

Лазоревый цвет…
Веселая беседушка, где миленький пьет…

Где миленький пьет…
Он пить не пьет, голубчик мой, за мной, младой, шлет,

За мной, младой, шлет…
А я, млада-младешенька, замешкалася.

Замешкалася…
За утками, за гусями, за лебедями,

За лебедями…
За вольною за пташечкой, за журушкою,

За журушкою…
Как журушка по бережку похаживает,

Похаживает.
Шелкову травинушку пощипывает,

Пощипывает.
Студеною водицей захлебывает,

Захлебывает.
За речкою, за быстрою четыре двора,

Четыре двора.
Во этих ли во двориках четыре кумы,

Четыре кумы.
«Вы, кумушки-голубушки, подружки мои,

Подружки мои!
Кумитеся, любитеся, любите меня,

Любите меня;
Пойдете вы в зеленый сад – возьмите меня,

Возьмите меня.
Вы станете цветочки рвать – нарвите и мне.

Нарвите и мне.
Вы станете веночки плесть – сплетите и мне,

Сплетите и мне.
Пойдете вы на реченьку – возьмите меня,

Возьмите меня.
Вы станете венки бросать – бросьте и мой,

Бросьте и мой.
Как все венки поверх воды, а мой потонул!

А мой потонул.
Как все дружки домой пришли, а мой не бывал».

Степь

Уж ты, степь ли моя, степь,
Э… ой, да степь широкая,
Э… ой, да степь широкая.

Ох, широко ли, далеко,
Э… ой, да степь раскинулась,
Э… ой, да степь раскинулась.

Ох, как по этой по степи,
Э… ой, да по широкой по степи,
Э… ой, да по широкой по степи.

Ох, что никто-то вот по ней
Э… ой, да не проезживал,
Э… ой, да не проезживал.

Проезжали по ней
Э… ой, да все извозчички,
Э… ой, да молоденькие.

Как лошадушки у них
Э… ой, да все буланые,
Э… ой, да все буланые.

Как узды-то на них
Э… ой, да все наборные,
Э… ой, да все наборные.

Как тележки-то у них
Э… ой, да все шиновные,
Э… ой, да все шиновные.

Сослучилося у них
Э… ой, да вот несчастьице,
Э… ой, да вот несчастьице.

Захворал да занемог
Э… ой, да добрый молодец,
Э… ой, да млад извозчичек.

Он просил-то, он просил
Э… ой, да ах, товарищей
Э… ой, да все товарищей:

«Ах вы, братцы вы мои,
Э… ой, да вы, товарищи,
Э… ой, да вы, товарищи!

Не покиньте вы, братцы,
Э… ой, да вороных коней,
Э… ой, да вороных коней!

А свезите вы, братцы,
Э… ой, да батюшке поклон,
Э… ой, да мой низкий поклон.

Родной моей матушке
Э… ой, да челобитьице,
Э… ой, да челобитьице.

Малым моим детушкам
Э… ой, да благословеньице,
Э… ой, да благословеньице.

Молодой моей жене
Э… ой, да полну волюшку,
Э… ой, да всю свободушку!»

Как за речкою, да за быстрою

Как за речкою, да за быстрою,
Ай, люли, люли, да за быстрою.

Как ходил, гулял добрый молодец,
Ай, люли, люли, добрый молодец.

Как на нем, на нем кудри русые,
Ай, люли, люли, кудри русые.

Они чесаны-перечесаны,
Ай, люли, люли, перечесаны.

Повстречалися ему девушки,
Ай, люли, люли, ему девушки:

«Ты продай-ка нам, добрый молодец,
Ай, люли, люли, добрый молодец,

Ты продай свои кудри русые!
Ай, люли, люли, кудри русые!»

«Ах вы глупые, неразумные,
Ай, люли, люли, неразумные,

Самому-то мне кудри надобны,
Ай, люли, люли, кудри надобны:

Еще сам-то я неженат хожу,
Ай, люли, люли, неженат хожу,

Неженат хожу, еще холостой,
Ай, люли, люли, еще холостой!»

Плывет, плывет лебедушка

Плывет, плывет лебедушка,
Ладу, ладу!
Плывет навстречу лебедю,
Ладу, ладу!

Сустрел, сустрел лебедушку,
Ладу, даду!
Сустрел тот лебедь белый.
Ладу, даду!

Пошел ходить с лебедушкой,
Ладу, даду!
С подруженькой помолвился.
Ладу, даду!

И пели славу лебедю,
Ладу, даду!
И пели славу белому
Ладу, даду!

Зачем тебя я, милый мой, узнала

Зачем тебя я, милый мой, узнала,
Зачем ты мне ответил на любовь?
Ах, лучше бы я горюшка не знала,
Не билось бы сердечко мое вновь. (2 раза)

Терзаешь ты сердечко молодое,
Тебя твоя зазнобушка зовет…
Проходит только время золотое,
Зачем же ты, желанный, не идешь? (2 раза)

Я жду. И вот приходит долгожданный,
Целует, нежно за руку берет…
Ах, милый друг, мой нежный друг желанный!
И сердце песню радости поет. (2 раза)

Позарастали стёжки-дорожки

Позарастали стежки-дорожки,
Где проходили милого ножки.
Позарастали мохом, травою,
Где мы гуляли, милый, с тобою.

Мы обнимались, слезно прощались,
Помнить друг друга мы обещались.
Нет у меня с той поры уж покою —
Верно, гуляет милый с другою.

Если забудет, если разлюбит,
Если другую мил приголубит —
Я отомстить ему поклянуся,
В речке глубокой я утоплюся.

Птички-певуньи, правду скажите,
Весть про милого вы принесите.
Где ж милый скрылся, где пропадает?
Бедное сердце плачет, страдает.

Позарастали стежки-дорожки,
Где проходили милого ножки.
Позарастали мохом, травою,
Где мы гуляли, милый, с тобою.

Не корите меня, не браните

Не корите меня, не браните,
Не любить я его не могла;
Полюбивши же, все, что имела,
Все ему я тогда отдала.

Посмотрите, что стало со мною,
Где девалась моя красота,
Где румянец, что спорил с зарею,
Где волнистых волос густота?

Где девичий мой смех серебристый,
Где беспечная резвость моя?
Все ему одному безраздельно
Отдала, безрассудная, я.

Я готова забыть свое горе
И простить ему все его зло,
Не корите ж меня, не браните,
Мне и так тяжело, тяжело…

На родимую сторонку

На родимую сторонку
Сокол ясный прилетел
И на елку молодую (2 раза)
Тихо, робко он присел.

«Отчего ты так невесел,
Сизы крылья опустил,
Вниз головоньку повесил, (2 раза)
Хвост печально распустил?»

«Там, за морем, морем синим
Соколицу я любил,
Где ни взялся ворон черный,
От меня ее отбил.
От меня отбил милую,
Навек счастия лишил».

Кукует кукушечка

Кукует кукушечка
Во темном (и) во лесу;
Горюет моя девчоночка
По милому по дружку.

Горюет девчоночка
По милому дружку.
Грудью вся-то нездорова,
Сама она чуть жива.

Грудью нездорова да
Сама она чуть жива.
«Ты скажи, скажи, девчоночка,
Верно ль любишь ты меня?

Ты скажи, девчоночка,
Верно ль любишь ты меня?
Если верно любишь (и),
Выйди замуж за меня».

Прощай, жизнь, прощай, радость моя

Прощай, жизнь, прощай, радость моя, ой,
Слышу я, едешь, милый, от меня, ой,
Слышу я, едешь, милый, от меня.

Слышу я, едешь, милый, от меня, ой,
Нам-то судьба с тобой, милый, расстаться,
Тебя мне боле будет не видать.

Тебя боле будет не видать, ой,
Темная ноченька, девке не спится,
Сама я знаю, милый, почему.

Сама знаю, милый, почему, ой,
Сама я, девушка, ему сказала:
«За мною, мальчик, боле не гонись,

За мной, мальчик, боле не гонись,
Если погонишься, мальчик, за мной,
Потеряешь свой, мальчик, покой».

Потеряла я колечко

Потеряла я колечко,
Потеряла я любовь,
Да, любовь, наверно,
Потеряла я любовь.

Как по этому колечку
Буду плакать день и ночь,
День и ночь, наверно,
Буду плакать день и ночь.

Где девался тот цветочек,
Что долины украшал,
Украшал, наверно,
Что долины украшал?

Где тот миленький дружочек,
Что словами улещал,
Улещал, наверно,
Что словами улещал?

Улестил меня словами,
Сам уехал далеко,
Далеко, наверно,
Сам уехал далеко.

Сам уехал, меня бросил
И малютку на руках,
На руках, наверно,
И малютку на руках.

Читайте также:  Где находится пил река

Как взгляну я на малютку —
Слезой горькой обольюсь,
Обольюсь, наверно,
Слезой горькой обольюсь.

Чрез тебя ли, мой дружочек,
Пойду в речке утоплюсь,
Утоплюсь, наверно,
Пойду в речке утоплюсь.

Долго русою косою
Колыхалась по волнам,
По волнам, наверно,
Колыхалась по волнам.

Правой рученькой махала:
Прощай, милый мой, прощай,
Милый мой, наверно,
Прощай, милый мой, прощай.

Зелёная роща

Зеленая роща всю ночь прошумела,
А я, молоденька, всю ночь просидела.

Всю ночку не спала, сидела и пряла.
«Пряди, моя пряха, пряди, не ленися!»

«Я бы рада пряла, меня в гости звали,
Меня в гости звали к соседу в беседу.

К соседу в беседу, во пир пировати,
Во пир пировати, гостей забавляти.

Как приехал в гости на вороном коне,
На вороном коне в белом балахоне.

В белом балахоне мой милый с усами,
Мой милый с усами, с русыми кудрями».

Валенки

Валенки да валенки!
Ах, не подшиты, стареньки!

Нельзя валенки носить,
Ох, не в чем к милому сходить!

Ух ты, Коля, Коля-Николай,
Сиди дома, не гуляй!

Не ходи на тот конец,
Ой, да не носи девкам колец!

Чем подарочки носить —
Лучше валенки подшить.

Валенки да валенки!
Ах, не подшиты, стареньки!

Суди, люди, да суди, Бог,
Как же я любила:

По морозу босиком
К милому ходила!

Валенки да валенки!
Ах, не подшиты, стареньки!

Порушка-Параня

– Эх ты, Порушка, Параня,
Ты за что любишь Ивана?
– Эх, я за то люблю Ивана,
Что головушка кудрява!

Эх, что головушка кудрява,
А бородушка кучерява!
Ох, головушка кудрява,
А бородушка кучерява!

Эх, кудри вьются до венца,
Люблю Ваню-молодца!
Ох, кудри вьются до венца,
Люблю Ваню-молодца!

Эх, уж как Ванюшка
По горенке похаживает,
Эх, как он сапог о сапог
Поколачивает!

Пойду ль я, выйду ль я

Пойду ль я, выйду ль я да,
Пойду ль я, выйду ль я да
Во дол, во долинушку да
Во дол, во широкую.

Сорву ль я, вырву ль я да,
Сорву ль я, вырву ль я да
С винограда ягодку да
С винограда винную.

То ли мне не ягодка да,
То ли мне не винная да,
Я цветочек сорвала да
Я веночек совила.

Кинуся, брошуся да,
Кинуся, брошуся да
Ко молодцу на колени,
Ко молодцу милому.

Я у молодца сижу да
Я на молодца гляжу: «Да
Скажи, душа, скажи, свет, да
Скажи, любишь али нет?

Скажи, душа, скажи, свет, да
Скажи, любишь али нет?» – «Да
Я любить-то не люблю, да
Наглядеться не могу!»

Ах, вы, сени мои, сени

Ах, вы, сени мои, сени,
Сени новые мои,
Сени новые кленовые,
Решетчатые!

Как и мне по вам, по сеничкам,
Не хаживати,
Мне мила друга за рученьку
Не важивати!

Выходила молода
За новые ворота,
Выпускала сокола
Из правого рукава.

На полетике соколику
Наказывала:
«Ты лети, лети, соколик,
Высоко и далеко.

И высоко и далеко,
На родиму сторону.
На родимой на сторонке
Грозен батюшка живет.

Он грозен, сударь, грозен,
Он немилостивой:
Не пускает молоду
Поздно вечером одну.

Я не слушала отца,
Спотешала молодца.
Я за то его спотешу,
Что один сын у отца.

Что один сын у отца
Уродился в молодца.
Зовут Ванюшкою —
Пивоварушкою.

Пивовар пиво варил,
Зелено вино курил.
Вино зелено курил,
Красных девушек манил:

«Вы пожалуйте, девицы,
На поварню на мою!
На моей ли на поварне
Пиво пьяно на ходу.

На моей ли на поварне
Пиво пьяно на ходу,
Пиво пьяно на ходу
И на сладком на меду».

Ах, вы, сени мои, сени,
Сени новые мои,
Сени новые кленовые,
Решетчатые!

Источник

«О чем рассказала мелодия?»

Тема четверти: «Композитор – имя ему народ » по учебнику музыки Сергеевой Г.П., Критской Е.Д.

Тема урока: «О чем рассказала мелодия?»

Форма урока: урок-погружение.

Цель урока: показать неоценимое значение русской народной песни в истории русской культуры и в творчестве русских композиторов.

Задачи урока:

Воспитательные :

воспитание патриотичности и бережного отношения к истории Отчизны;

воспитание нравственно-духовного начала у учащихся.

Развивающие :

продолжать приобщать учащихся к наследию русской народной музыкальной культуры (песенной);

продолжать развивать понимание музыки, изобразительного искусства;

продолжать развивать первоначальные навыки владения сравнительным анализом в произведениях искусства;

продолжать дальнейшее развитие творческих способностей учащихся (исполнительских, вокальных, актерских).

повторить и закрепить знания раннее прослушанных музыкальных произведений и их авторов; закрепить знание музыкальных средств выразительности, знание инструментов симфонического оркестра, закрепить навыки работы с простыми музыкальными формами (трехчастной, вариаций), закрепить знания о понятии опера;

рассмотреть пример использования русской народной исторической песни «Как за речкою, да за Дарьею» в творчестве Н.А.Римского-Корсакова;

продолжить работу над первоначальным интонационно-выразительным анализом музыкального произведения;

закрепить с помощью викторины знания опер Н.А.Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”, «Садко», «Снегурочка».

Урок начинается с фоновой музыки. Звучит вступление «Похвала пустыни» к опере Н.А.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (муз. фрагмент №1)

У: Слайд 1. Тема сегодняшнего урока – путешествие вслед за мелодией. Мы попытаемся вникнуть и понять, о чем нам хочет поведать мелодия. Много великолепных мелодий мы знаем, давайте вспомним их. ( Ребята вспоминают прослушанные на уроках музыкальные произведения и имена их создателей).
У:Сегодня еще одно знаменательное знакомство. Давайте обратимся к неизвестной для нас мелодии. (Преподаватель играет мелодию р.н.п. песни «Как за речкою да за Дарьею»)
У: По стилю эта музыка европейская или русская? Обоснуйте свой ответ.
Д: Эта мелодия русская, потому что она напевна, протяжна.
У: Давайте мы « пропоем руками» и определим, какими интонациями эта мелодия наполнена. (Дети дирижируют.)
Д: Мы услышали интонации протяжные, широкого дыхания, мелодически распевные, как будто мы увидели российские бескрайние просторы.
У: Как вы думаете, эта народная мелодия или сочиненная композитором?
Д: Эта мелодия народная.
У: Мы с вами знаем народные песни разных жанров. Давайте вспомним о них.
У: Слайд 2.Для того, чтобы определить жанр новой песни, давайте обратимся к содержанию песни. (Учитель поет, ученики знакомятся с содержанием песни, уточняют с учителем значение слов, а затем вместе с учителем исполняют первый куплет песни и проходят к выводу, что перед ними историческая песня, посвященная нелегкой судьбе русского человека во время татаро-монгольского ига).
У: Слайд 3 Многие русские композиторы обращались в своем творчестве к русской народной песне. Это и М.И.Глинка, и М.Мусоргский, и А.Бородин, а Н.А.Римский-Корсаков собирает народные мелодии и издает сборник «100 русских народных песен», из этого сборника песен наша гостья.
У:Мелодия этой песни легла в основу будущей оперы композитора «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
У: Итак, опера. Вспомним определение. Давайте внимательно послушаем музыкальный фрагмент из этой оперы . (Муз. фрагмент №2). Презентация выключается.
У: Понравилась вам музыка? Какие интонации вы здесь услышали?
Д: Мы слышим напряженные интонации столкновения, беды.
У: Можем ли мы представить зрительно этот музыкальный фрагмент?
Д: Это картина битвы, поединка. Мы слышим удары мечей, звон щитов, возгласы сражающихся.
У: Встретилась ли вам знакомая мелодия песни. Вот она измененная (учитель проигрывает ее).
У: Н.А.Римский-Корсаков, изменяя лад песни (он становится уменьшенным) , меняет и настроение темы.
У: Как меняются выразительные интонации этой темы? Давайте еще раз послушаем.
(Звучит повторно музыкальный фрагмент симфонической картины с момента проведения основной мелодии-темы татар и до репризы.)
Д: Интонации становятся более зловещими. Тема русской народной песни, постоянно повторяясь, изменяясь (т.е. варьируясь), начинает звучать на forte в группе медно-духовых инструментов.
У: Действительно, мелодия этой песни зазвучала страшно. Этого и добивался композитор, именно этой мелодией он показал силу татарского войска. Как вы думаете, почему композитору необходимо неоднократное повторение мелодии?
Д: Для того, чтобы подтвердить свою мысль.
У: Мы с вами услышали и увидели музыкальное живописное полотно, которое Н.А.Римский-Корсаков так и назвал «симфоническая картина», тем самым подчеркнув изобразительность музыки. Слайд 4. В начале 20 века Николай Константинович Рерих создаст декорацию к этой сцене. Она будет знаменита. Давайте и мы познакомимся с ней.
У: Только я, ребята, не пойму, почему здесь так много красного цвета, для чего художнику потребовалось столько красного?
Д: Может быть, художник хотел показать, сколько крови невинных пролилось в этом сражении.
Д: Красным цветом он хотел показать накал сражения.
Д: Это – огненная лава, стихия сражения, которая поглощает все на своем пути.
У: Ну что же, пожалуй, я с вами соглашусь. Но мы с вами услышали первую часть-начало, вторую часть – сцену битвы, но не услышали и не увидели, чем заканчивается это сражение. Если бы вы были композитором, то, как бы вы закончили это произведение? Победно или поражением. Какими бы музыкальными средствами выразительности вы воспользовались? Слайды 5, 6. Сейчас в своей тетради каждый из вас попробует создать свой план окончания этого музыкального произведения, выразив его с помощью нам знакомых музыкальных средств выразительности. (Дети после того ,как самостоятельно поработают в тетради, делятся своими идеями.)
У: А теперь давайте послушаем, как решает закончить симфоническую картину автор – Н.А.Римский-Корсаков.
Д: Произведение заканчивается поражением русской дружины. Слышится многоточие, мы слышим diminuendo, темп замедляется, музыка как будто исчезает.
У: Слайд 7. Да, много осталось лежать в чистом поле защитников земли русской. Давайте вспомним и споем один из куплетов знакомой нам песни. (Исполнение песни Л. Афанасьева, сл. И. Шаферана «Гляжу в озера синие»)
У: Но опера на этом не заканчивается. (Начинают звучать колокола из 4 действия,2 картины. На экране изображение следовика. Муз фрагмент №3) Слайды 8, 9.
У: Что это за камень? Кто знает? Это следовик с отпечатанным следом Богородицы. Жители Китежа стали просить у Господа и Богородицы защиты и ее получили. Не сдался татарам Китеж, скрылся под звон колоколов под водами озера Светлояра на глазах у изумленных татар…
Сила веры, чистота помыслов, любовь к Отечеству спасли китежан. Слайд 10.
У: Слайд 11. Заканчивается история, о которой поведала песня, а нам остается ответить на вопрос, о чем рассказала нам русская старинная народная историческая песня «Как за речкою, да за Дарьею»?
Д: Слайд 12. Она нам напомнила об истории страны, о бесстрашных защитниках Отечества.
Мы еще раз вспомнили имена русских композиторов, которые высоко ценили, бережно собирали и использовали в своем творчестве русское музыкальное наследие, созданное композитором, имя которому – народ.
У: Слайд 13. Россия – это ведь мы с вами. И какое будущее будет у нашей Родины, зависит от нас с вами, от нашего бережного отношения к истории и наследию Отчизны. Давайте закончим наш урок песней о нас с вами, о нашей России:

«…Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией.
В небе радуга цветная –
Нет земли красивей»

Слайды №13, 14 приглашение на викторину, посвященную оперному творчеству Н.А.Римского-Корсакова.

Окончание урока связано с выставлением положительных оценок и пожеланий для тех ребят, кто допускал недочеты при ответах.

Источник



Народное творчество на уроке музыки

Разделы: Музыка

Тема полугодия: «Музыка моего народа»

Тема урока: «Исторические песни» (четвертый класс, первое полугодие)

Цели урока:

  • Познакомить учеников с новым жанром русской народной песни – исторические песни.
  • Развивать вокальные способности учащихся (работа над дыханием, кантиленой, чистотой интонации).
  • Воспитание любви и уважения к народной музыке.
Читайте также:  Река салакса нижегородская область

Вход: «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина» М. П. Мусоргского
Музыкальное приветствие: «Добрый день» Я. Дубравина

Учитель: Вспомните, о музыке какого народа, мы говорим на наших уроках в этом полугодии?
Дети: О музыке русского народа.
– Совершенно верно. Мы живем в России и, конечно, должны знать историю и культуру нашей Родины, помнить и чтить свои традиции. Но особое внимание мы уделяем русской народной песне. Как вы думаете, почему? Зачем мы учим, исполняем их?
Дети: Чтобы лучше знать, как люди жили, трудились, о чем мечтали.
Учитель: Правильно. Народная песня – это душа народа. Это неиссякаемый источник, из которого мы узнаем о жизни наших предков. История России отражается в песне.

Ты откуда, русская,
Зародилась музыка?
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом,
В радости ли? В боли?
Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда
Грусть в тебе и удаль?
В чьем ты сердце билась
С самого начала?
Как же ты явилась?
Как ты зазвучала?
Прилетели утки –
Уронили дудки.
Пролетели гуси –
Уронили гусли.
Их порою вешней
Нашли, не удивились.
Ну а песня?
С песней
На Руси родились.

Г. Серебряков

Учитель: Перечислите жанры русской народной песни, с которой вы уже знакомы.
Дети: Колыбельные песни.
Учитель: Правильно. Ребенок только родился, а уже слышит ласковый голос матери, которая тихонько напевая, укладывает свое дитя спать. С колыбельной песней человек растет.
Ещё какой жанр вы знаете?
Дети: Былины.
Учитель: Как раньше называли былины?
Дети: Раньше былины называли старины.
Учитель: Совершенно верно, потому что это мудрость, глубина, предание.
А сегодня вы узнаете еще об одном жанре русской народной песни – это исторические песни.
Они отражают подлинные события, повествуют о подвигах действительно существующих героев.
На уроках мы послушаем и проанализируем несколько произведений, которые стали музыкальным памятником скорбных лет жизни Руси.
1237 год. Огромное войско монголо-татар, под руководством хана Батыя, пошло на Русь. Как смерч, враг прокатился по русской земле, сжигая, убивая, угоняя русский народ в рабство. В разрушенных селениях, казалось, навсегда умолкли звуки жизнерадостных песен, лишь плачи, да причитания слышались порой.

Ветры мои, ветры, вы, буйные ветры!
Не можете ли, ветры, горы раскачати?
Гусли мои, гусли, звончатые гусли,
Не можете ли вы, гусли, вдову взвеселити?
У меня, у вдовушки, четыре кручины,
Четыре кручины, да пятое горе,
Да пятое горе, что нет его боле.
Первая кручина — нет ни дров, ни лучины;
Другая кручина — нет ни хлеба, ни соли;
Третья кручина — молода овдовела;
Четвертая кручина — малых детушек много;
А пятое горе — нет хозяина в доме.

В народе долгие годы из уст в уста передавалась удивительная история о том, как мать встретила в плену дочь. Её, еще совсем маленькой, монголо-татары угнали в плен. Прошли годы. Девочка повзрослела и стала женой одного из ханов. Об этом событии повествует историческая песня «Про татарский полон». Сядьте поудобнее, внимательно послушайте, подумайте, какое впечатление она произведет на вас.

Исполнение песни «Про татарский полон».

Как за речкою да за Дарьею
Злы татарове дуван дуванили

На дуваньице доставалася,
Тёще зятю.

Вот повёз тёщу зять во дикую степь,
Во дикую степь к молодой жене:

«Ну и вот, жена те работница,
С Руси русская полоняночка

Ты заставь её три дел делати:
Перво дело – куделю прясть

Второе дело – лебедей стеречь,
А и третье дело – дитю качать».

Полоняночка, с Руси русская,
Она глазками лебедей стережёт,

А ручками кудель пряжёт,
А ножками колыбель колышет

Ох, качает дитя, прибаюкивает:
«Ты, баю, баю, боярский сын!

Ты по батюшке зол татарчоночек,
А по матушке ты русёночек,

Ведь твоя-то мать мне родная дочь,
Семи лет она во полон взята…

Мне бить тебя – так грех будет;
А дитёй назвать – мне вера не та!»

Услыхали то девки сенные,
Прибежали они к своей барыне…

Дочка к матери повалилася,
Повалилася во резвы ноги:

«Государыня моя матушка!
Не спознала я тебя родную!

Ты бери ключи, ключи золоты,
Отпирай ларцы, ларцы кованы.

Ты бери казны, сколько надобно,
Ты ступай-ка, мать, во конюшенку,

Ты бери коня что ни лучшего,
Ты беги, беги, мать, на святую Русь!»

«Не поеду я на святую Русь,
Я с тобой, дитя не расстануся!»

Учитель: Вам понравилась песня «Про татарский полон»? Что, вы, чувствовали, когда звучала музыка?
Дети: Грусть, тоску, печаль, жалость, горечь…
Учитель: Что же произошло между матерью и дочерью?

Выслушать ответы детей.

Учитель: Какая мелодия у этой песни?
Дети: Широкая, раздольная, напевная, мелодичная.
Учитель: Да, ребята. Ведь характерными чертами русской народной песни, являются мелодичность, протяжность, напевность, распевы. Как я исполняла эту песню с аккомпанементом или без него? Как называется такое исполнение песни?
Дети: А капелла.
Учитель: Давайте разучим и исполним эту песню. Но, чтобы наши голоса звучали красиво необходимо распеться. Сядьте красиво, выпрямите спины, руки свободно положите на колени.

Учитель: А теперь возьмите тексты в руки, послушайте еще раз фрагмент песни «Про татарский полон», внимательно следите за текстом. (Следует обратить внимание детей на непонятные слова в тексте, пояснить их смысл.)
При разучивании песни следить за правильной осанкой и дыханием, добиваться чистоты интонации.
Учитель: С какой же исторической песней мы познакомились?
Дети: «Про татарский полон».
Учитель: О событиях какого времени повествует эта песня?
Дети: О времени монголо-татарского ига.
Учитель: Я хочу сказать, что таких случаев было много. Эта песня не простая история девушки, которая попала в плен. Песня «Про татарский полон» – музыкальный памятник, который повествует о нескольких поколениях жизни русичей.
Более двухсот лет страдала русская земля под гнетом Золотой Орды. (Пояснить значение названия.) За малейшее неповиновение, за невыплаченную вовремя дань, ханы грабили русские города, села, угоняли в рабство людей.

С князей брал по сту рублев,
С бояр по пятидесят,
С крестьян по пяти рублев;
У которого денег нет,
У того дитя возьмет;
У которого дитя нет,
У того жену возьмет;
У которого жены-то нет,
Того самого головой возьмет.

Лишь в 1480 году, татары увидели перед собой могучего противника – сильное, окрепшее войско Московского государства. Несколько месяцев простояли на реке Угре враги, так и не решившись вступить в сражение, бесславно ушли они в свои земли. Золотая Орда распалась на несколько ханств. Два из них – Казанское и Астраханское – оказались ближайшими соседями Руси. (Для наглядности использовать карту Древней Руси).
Страна вступила в пору обновления. Молодое крепнущее государство расширяло свои границы. Многие исторические русские народные песни тех лет повествуют о военных походах царя Ивана Грозного (Рисунок 1) на Казань. Она закрывала для Московского государства удобный торговый путь по Волге на восток, кроме того, татары не раз совершали разгромные набеги на пограничные русские земли, угоняя в неволю тысячи мирных жителей. Я хочу познакомить вас с исторической песней «Взятие Казанского царства». Она рассказывает о последнем штурме города русскими войсками. Второго октября 1552 года, на рассвете, раздался взрыв, и пали белокаменные стены города Казани. Послушайте внимательно эту песню. Подумайте, какая она по характеру?

Исполнение песни учителем.

«Взятие Казанского царства»

Среди было Казанского царства,
Что стояли белокаменны палаты.
А из сильного Московского царства
Подымался великий князь московский,
А Иван сударь Васильевич, прозритель,
Со теми ли пехотными полками,
Что со старыми славными казаками.
Подходили под Казанское царство за пятнадцать верст,
Становились они подкопью под Булат-реку,
Подходили под другую под реку под Казанку;
С черным порохом бочки закатали,
А и под гору их становили,
Подводили под Казанское царство;
Воску ярого свечу становили,
А другую ведь на поле в лагере:
Еще на поле свеча та сгорела,
А в земле-то идет свеча тишее.
Догорела в земле свеча воску ярого
До тоя-то бочки с черным порохом;
Принималися бочки с черным порохом,
Подымало высокую гору,
Разбросало белокаменные палаты.

Учитель: Интересная песня, каков ее характер?
Дети: Веселая, радостная, быстрая, победная…
Учитель: Она похожа по характеру на песню «Про татарский полон»?
Дети: Нет, совсем не похожа.
Учитель: Почему? Объясните!

Выслушать ответы детей.

Учитель: А какая мелодия у песни «Взятие Казанского царства»?
Дети: Напевная, плавная, мелодичная, мягкая, много распевов.
Учитель: Совершенно верно! Я еще раз хочу обратить ваше внимание, что эти черты присутствуют в каждой русской народной песне.
В честь победы над Казанью, а позже и над Астраханью, Иван Грозный, велел соорудить на Красной площади в Москве собор. Назвали его Покровский, более известный как храм Василия Блаженного. (Рисунок 2). Мастеров, способных воплотить царский замысел, искали по всей стране. И вот нашлись такие умельцы. Поэтому вопросу исторические источники расходятся во мнениях. В одних говорится об одном человеке – это Посник Яковлев из города Пскова по прозвищу Барма. В других источниках речь идет о двух зодчих, одного звали Барма, а другого Посник. О том, как сооружали храм Василия Блаженного, рассказывает великолепная баллада Дмитрия Кедрина «Зодчие». (Поясняю детям смысл слова «зодчие»). Послушайте ее.

(Читаю поэму Д. Кедрина «Зодчие». В конце звенят колокола!)

В рассвете спит еще столица,
Мерцают звезды далеки,
Густой седой туман клубится
Меж берегов Москва-реки.
И Русь, доступная когда-то
Вторженьям варваров-врагов,
Теперь сама крепка, богата
Сильна единством городов.
И то, что создано руками
И сердцем русских мастеров,
Живет и будет жить веками
Среди сокровищ всех миров.

Вот так отблагодарил зодчих Иван Грозный за великолепное творение. Тем не менее Покровский собор, задуманный, как символ царских побед, до сих пор является замечательным памятником простым русским воинам, сложившим головы за эти победы.

Учитель: Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Дети: Познакомились с новым жанром – исторические песни.
Учитель: Какие исторические песни мы послушали и исполнили.
Дети: «Про татарский полон», «Взятие Казанского царства»
Учитель: О каком времени повествуют эти песни?
Дети: О времени монголо-татарского ига.
Учитель: О каких событиях и героях рассказывают исторические песни, о подлинных или выдуманных.?
Дети: Исторические песни рассказывают о подлинных событиях и настоящих героях.
Учитель: Совершенно верно! История России отражается в русской песне. Сегодня мы только приоткрыли страничку этой истории. На следующих занятиях мы продолжим разговор о русской музыке, в которой отражаются подлинные события прошлых лет. Я благодарю вас за отличную работу на уроке, и, чтобы он запомнился, хочу вручить на память вот такие свитки.
(Разворачиваю специально изготовленный свиток). Но здесь вы не увидите названия тех музыкальных произведений, которые мы слушали и исполняли на уроке. Вы сами впишите их названия. (Рисунок 3). Это будет вашим домашним заданием.

Под музыку «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского из оперы «Хованщина», вручаю детям свитки.

Учитель: Я хочу, чтобы русская музыка всегда звучала в вашей душе. И в заключение урока предлагаю исполнить песню: «Красно солнышко».

Дети исполняют песню «Красно солнышко» П. Аедоницкого.
Выход из класса под музыку песни «Красно солнышко».

Источник

Adblock
detector