Меню

Какая литературная точка находилась по адресу наб реки мойки 59

Дом Чичерина — Дом купцов Елисеевых — Кинотеатр «Баррикада»

фото

Архитекторы:
Год постройки: 1768-1771
Стиль: Классицизм

Фото — С. Васильев. 2008.

Дом Чичерина — Дом купцов Елисеевых — Кинотеатр «Баррикада» классицизм

Временный Зимний дворец императрицы Елизаветы Петровны

Дом Н. И. Чичерина

1768-1771 — автор не установлен

Дом князя Куракина

1790-е — расширение, флигель по наб. Мойки

Дом купца А. И. Косиковского

1814-1817 — арх. Стасов Василий Петрович — корпус по Большой Морской

Дом купцов Елисеевых

1858-1860 — арх. Гребёнка Николай Павлович — перестройка

Кинотеатр «Светлая лента» (1923)

Кинотеатр «Баррикада» (1930)

2007 (?) — здание снесено, восстановлено

Гостиница Taleon Imperial Hotel

фото

Дом Чичерина.
Панорама Невского проспекта.
литогр. И.А. Иванова с рис. В.С. Садовникова.
1830-е гг. [26 ]
(добавил Mary)

фото

Полицейский мост на Невском пр.
1810-е гг.
(добавил Mary)

фото

План этажа. [93]
(добавил Mary)

фото

1901-1903 гг.Фото ателье Буллы
ЦГАКФФД СПб Е 14680
(добавил Mary)

фото

Открытка начала ХХ в.
(добавил Mary)

фото

фото

фото

фото

Мероприятие
29 декабря 1920 г.
(добавил Ладада)

фото

Добужинский М.В.
Двор дома искусств.
1920 (ГРМ)
(добавил Askja)

фото

Кинотеатр «Светлая лента».
Невский пр., 15.
Вид с Большой Морской ул.
1926 г.

фото

Кинотеатр «Светлая лента».
Вид с Невского пр.
1926 г.
сайт kgiop.gov.spb.ru

фото

фото

Фото нач. 1970-х гг. [93]
(добавил Mary)

фото

Интерьеры. [93]
(добавил Mary)

фото

фото

фото

фото

2004 г. [25]
(добавил IVa)

фото

2004 г. [25]
(добавил IVa)

фото

фото

фото

* — Божерянов И. Н. Невский проспект. Культурно-исторический очерк. Т. 1-2. Юбилейн. изд. Поставщика двора ЕИВ П.И. Вильборга. 1902.

На месте квартала между Большой Морской ул. и Мойкой в 1716-1720 гг. архитекторы Г. И. Маттарнови и Н. Ф. Гербель построили Мытный двор. Трапециевидное в плане здание с двухъярусной галереей и башней у реки было средоточием торговли, и его чаще называли Гостиным двором. При катастрофическом пожаре 1736 г. оно сгорело. В 1755 г. арх. Ф. Б. Растрелли в течение шести месяцев возвел одноэтажный деревянный Зимний дворец, служивший временной резиденцией императрицы Елизаветы Петровны в период строительства нового Зимнего дворца. Импозантное здание с великолепной отделкой занимало обширный участок от Малой Морской ул. до берега Мойки, вмещая более 150 парадных помещений. Со стороны Кирпичного пер. был устроен театр, в котором в 1757 г. состоялись представления первого русского профессионального театра во главе с Ф. Г. Волковым. Елизавета Петровна скончалась во дворце 25 декабря 1761 г. Там же новый император Петр III принял присягу. Он жил в этом дворце вместе с женой — будущей императрицей Екатериной II — в 1755-1762 гг. После разборки большей части здания в 1767 г. бывшие Тронный зал и кухню отвели под мастерскую и жилье французского скульптора Э. М. Фальконе (участок по Большой Морской ул., № 14). Здесь он создал модель памятника Петру I — Медного всадника и прожил до возвращения на родину в 1778 г.

Освободившийся участок между Большой Морской ул. и Мойкой Екатерина II пожаловала петербургскому генерал-полицмейстеру Н. И. Чичерину. Для него в 1768-1771 гг. был возведен четырехэтажный дом с двухъярусными колоннадами на скругленных углах и в центре фасада по Невскому. Приземистый тосканский ордер нижнего яруса оттеняет грациозность продолжающих его композитных колонн. Архитектурные формы наделены особой пластической выразительностью. Полное благородного изящества здание принадлежит к выдающимся образцам раннего классицизма, в нем еще ощутимы отзвуки барокко. Двор имел полукруглую форму, обрамлявшая его «циркумференция» частично сохранилась. Имя создавшего дом зодчего неизвестно (авторство приписывалось, в частности, Ю. М. Фельтену). Но не исключено, что это был А. В. Квасов, связанный с владельцем делами Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы и живший рядом в своем доме (Б. Морская улица, № 3-5). В доме Чичерина кроме хозяйских апартаментов находились наемные квартиры, лавки, конторы. В 1771 г. здесь открылась первая в Петербурге частная Вольная типография. Ее владельцем был немец И. М. Гартунг. Типография находилась здесь до конца 1770-х гг. В одной из квартир в 1780-1783 гг. жил арх. Д. Кваренги, только начинавший свой творческий путь в России. Тогда же дом был известен своим Музыкальным клубом, его концерты посещали известные деятели культуры. Около 1790 г. участок купил генерал-прокурор князь А. Б. Куракин, живший здесь с 1782 г. До 1798 г. у него работал секретарем молодой М. М. Сперанский.

В 1794 г. к дому на Невском был пристроен со стороны набережной Мойки большой трехэтажный корпус (дом № 59). При новом владельце, херсонском купце А. И. Перетце (1799-1806 гг.) — крупнейшем финансисте, подрядчике, кораблестроителе и поставщике соли (о нем говорили: «Где соль, там и Перетц»), помещения снимал в 1799-1801 гг. военный генерал-губернатор граф П. А. Пален — один из руководителей заговора против Павла I. Затем участок приобрел потомственный почетный гражданин купец А. И. Косиковский. По его заказу архитектор В. П. Стасов в 1814-1817 гг. возвел со стороны Большой Морской улицы четырехэтажный корпус с колоннадой ионического ордера (дом № 14). В 1806-1831 гг. в доме на Невском помещались книжная лавка, библиотека и типография А. Плюшара (с 1827-го — вдовы Плюшара с сыном Адольфом), где печатались газета «Северная пчела» Н. И. Греча, журнал «Библиотека для чтения» О. Сенковского, 17 томов «Энциклопедического лексикона», а также «Панорама Санкт-Петербурга» А. П. Башуцкого. В 1830-х гг. типография А. А. Плюшара считалась лучшей в России. Здесь устраивало концерты Филармоническое общество, находился известный ресторан «Talon» (1810-1825 гг., впоследствии «Фельет»), который посещал А. С. Пушкин. В 1810-х гг. жила французская актриса М. Ж. Жорж. Госпожа Латур в 1822 г. демонстрировала виды разных стран и городов мира в своей «Оптической панораме», а Антон Росси в 1825-1826 гг. — модель Петербурга. В 1820-х гг. работала «Контора частных должностей» — своего рода биржа труда. В доме № 14 по Большой Морской ул. жил литератор и журналист Н. И. Греч (1821-1825 гг.), у которого летом 1825 г. останавливался поэт В..К. Кюхельбекер. Весной 1828 г. здесь поселился А. С. Грибоедов. Это была его последняя квартира в Петербурге, отсюда в июне того же года он уехал министром-резидентом в Тегеран, где трагически погиб в 1829 г. В 1830-1839 гг. в доме на Невском находилась редакция журнала «Отечественные записки» А. А. Краевского. Потом — магазин фортепьянного фабриканта Лихтенталя, который организовывал концерты Ф. Листа, А. Г. Рубинштейна и других композиторов. В 1858 г. участок приобрели почетные граждане, представители богатого купеческого рода братья Г. П. и С. П. Елисеевы, основавшие годом раньше торговый дом «Братья Елисеевы». Потом здесь осталась жить семья С. П. Елисеева, занимавшая корпус на набережной реки Мойки. В 1859-1860 гг. архитектор Н. П. Гребенка перестроил главное здание по Невскому проспекту. Он заменил нижние колонны в центре фасада массивными пилонами, изменил рисунок наличников, ввел круглые окна, перестроил Большой зал, а также расширил дворовые флигели, надстроил четвертым этажом дом на Мойке и выполнил «перештукатурку» его фасада в приемах ранней эклектики. Парадные помещения дома на Невском с 1860-х и до 1910-х гг. занимало Благородное собрание. В его состав входили «лица благородного звания и почетного купечества». Балы и маскарады, карточные игры чередовались с музыкальными и литературными вечерами. Здесь давало концерты Русское музыкальное общество, созданное А. Г. Рубинштейном, читал лекции композитор А. Н. Серов, выступали с чтением своих произведений Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. Плещеев, Я. П. Полонский. В спектаклях участвовали актеры Александрийского театра. С января 1862 г. проходили заседания Шахматного клуба, учрежденного меценатом графом Е. А. Кушелевым-Безбородко. Членами клуба были Н. Г. Чернышевский, Н. А. Некрасов, Д. И. Писарев, Н. А. Серно-Соловьевич, B. C. Курочкин, Н. Г. Помяловский, И. И. Панаев, П. Л. Лавров. По существу, это был литературный клуб, служивший средоточием вольной общественно-политической мысли. Летом того же года он был закрыт властями. С 1879 г. хозяином домов стал П. С. Елисеев — крупный банкир, занимавшийся благотворительной деятельностью. В зале Благородного собрания в 1890-х гг. давала бесплатные спектакли оперная и драматическая труппа И. П. Зазулина (в 1895 г. — с участием студента В. И. Шверубовича, будущего актера Качалова). С 1901 г. домовладение перешло к С. П. Елисееву, продолжившему дело отца. Он также был коллекционером, собранные им произведения О. Родена поступили затем в Государственный Эрмитаж. В 1902-1904 гг. особняк на Мойке был реконструирован архитектором А. К. Гаммерштедтом, создавшим отделку интерьеров в исторических стилях и в формах модерна (реставрированы в 1980-х гг.). В нем сохранились витражи рижской мастерской Э. Тоде. Часть дома на Невском в конце XIX — начале XX в. занимали конторы разных банков и ряд магазинов, в том числе велосипедов фирмы «Дуке».

Читайте также:  Расстояние от ленска до пеледуя по реке лена

В 1914 г. здание приспосабливалось для Центрального банка обществ взаимного кредита, учрежденного в 1909 г.

В 1919 г. по инициативе М. Горького здесь был создан Дом искусств (ДИСК), просуществовавший до 1923 г. Литературной студией ДИСКа руководил К. И. Чуковский, поэтическую секцию вел Н. С. Гумилев, секцию художественной прозы возглавлял Е. И. Замятин. В 1921 г. сложилась творческая группа «Серапионовы братья», в которую вошли молодые М. М. Зощенко, Вс. В. Иванов, В. А. Каверин, Н. С. Тихонов, К. А. Федин, М. Л. Слонимский. В ДИСКе бывали и выступали М. Горький, А. А. Блок, А. Белый, А. А. Ахматова, Ф. К. Сологуб, В. В. Маяковский, Ю. Н. Тынянов, А. Ф. Кони, Г. Уэллс. В ДИСКе жили В. И. Иванов, А. М. Ремизов, В. Я. Шишков, Н. С. Гумилев, В. Ф. Ходасевич, М. Л. Лозинский, О. Э. Мандельштам, М. С. Шагинян, В. Б. Шкловский, Г. В. Иванов, М. М. Зощенко, К. А. Федин, И. В. Одоевцева, В. А. Рождественский, Н. С. Тихонов, М. Л. Слонимский, Н. Н. Берберова; художники К. С. Петров-Водкин, К. А. Сомов, М. В. Добужинский, С. Ю. Судейкин, Ю. П. Анненков, искусствовед Н. Н. Пунин, географ В. Н. Таганцев. Здесь А. Грин написал «Алые паруса», Вс. В. Иванов — «Бронепоезд 14-69», О.Д. Форш — «Одеты камнем». Жизнь ДИСКа описала Форш в романе «Сумасшедший корабль». 3 августа 1921 г. здесь был арестован Н. С. Гумилев. В 1921-1923 гг. в доме на Мойке работало издательство «Аквилон», выпускавшее прекрасно оформленные книги с иллюстрациями художников-мирискусников. В 1923 г. на Невском открылся кинотеатр «Светлая лента» (с 1931 г. — «Баррикада»), в котором тапером-иллюстратором работал молодой Д. Д. Шостакович. В 1920-х гг. в зданиях находились Хореографический техникум, Деловой клуб руководителей промышленных и торговых предприятий, комиссионный магазин «Искусство и старина», столовая «Пролетарий». Затем — Клуб работников социалистической промышленности и «Союз воинствующих безбожников», Дом партийного просвещения. В здании на Мойке в 1990-х гг. открылся фешенебельный клуб «Талион». Для него были отреставрированы исторические интерьеры, сооружен стеклянный объем ресторана «Виктория».

В 2001-2003 гг. завершилась реконструкция этого здания с устройством атриума по проекту И. Ерохова и М. Соснило. В 2000 г. на Невском на месте популярного в прошлые десятилетия кафе «Дружба» открылась самая большая в городе кофейня «Идеальная чашка». С ней соседствовали Стоматологический центр ГПЦ ПАКС и кафе-клуб Paranormal. Теперь (2013 г.) все здания на историческом участке принадлежат клубу «Талион». Несколько лет, с 2005 г., проводилась их реконструкция с приспособлением под гостинично-деловой и торгово-развлекательный комплекс. Надстройка мансарды и бассейна над крышей исказила силуэт старинного дома на Невском. На первом этаже открылись магазины, кафе, отделы Констансбанка и банка «Ультима».

(Б. М. Кириков, Л. А. Кирикова, О. В. Петрова. Невский проспект. Дом за домом. 4-е изд., перераб. М. Центрполиграф, 2013; добавил: IVa )

Источник

Архитектурные обмеры: Казино «Талион»

Адрес объекта: г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 59 Сроки проведения обмерных работ на объекте: Май — июнь 2000 Работы, проводимые на объекте: Фототеодолитная съемка и

Адрес объекта:
г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 59

Сроки проведения обмерных работ на объекте:
Май — июнь 2000

Работы, проводимые на объекте:
Фототеодолитная съемка и стереофотограмметрические обмеры фасадов здания, определение геометрических параметров здания методом лазерной тахеометрии.

Историческая справка:
Здание по набережной Мойки, 59 – одно из красивейших в Петербурге. За свою долгую историю, но сменило немало владельцев и повидало много исторических личностей и событий.
В 1794 году к дому на Невском (дом А.Б.Куракина) со стороны набережной Мойки был пристроен большой трехэтажный корпус с 21 окном (теперь д. № 59), центр его был подчеркнут фронтоном.

В 1858-1860 годы по проекту архитектора Н. П. Гребенки (Николай Павлович Гребёнка) в процессе перестройки комплекса зданий для новых владельцев (купцов Елисеевых) дом был надстроен четвертым этажом, также была выполнена «перештукатурка» его фасада в приемах ранней эклектики. Именно в этом корпусе после окончания работ здесь осталась жить семья Степана Петровича Елисеева (1806-1879).
Первоначально в этом доме поселились оба брата со своими семьями. В начале 1860-х гг. по семейному разделу дом полностью перешел в собственность Степана Петровича Елисеева. В доме на Мойке он прожил до самой смерти, затем жили его сын и внук.
В начале ХХ в. интерьеры большой квартиры Елисеевых были капитально перестроены.

С конца XIX по начало XX века часть помещений в доме занимал магазин велосипедов фирмы «Дукс» Ю. А. Меллера.

В период с 1902 по 1904 год по проекту архитектора А. К. Гаммерштедта особняк на Мойке был реконструирован: создана отделка интерьеров в исторических стилях: приемная в стиле Людовика XVI, кабинет хозяина – в стиле французского ампира, зал – в духе барокко, гостиная и будуар хозяйки – в стиле рококо, столовая – в стиле ренессанс, библиотека – в стиле модерн.

Читайте также:  Половодье реки иртыш время года

Парадный вход в дом передвинули в дальний от Невского пр. конец фасада и оформили кованным козырьком и резным дубовым тамбуром. Над парадной дверью поместили вырезанную из дерева монограмму владельца «СПЕ» (Степан Петрович Елисеев). В дверях сохранились витражные стекла с гравировкой. Внутренняя отделка отличалась роскошью. Парадный вестибюль отделан в духе Ренессанса, стены его украшены дубовыми панелями, устроен камин, облицованный коричневым мрамором, на потолке орнаментальная роспись. Очень выразительна лестница – овальная в плане, с мраморными ступенями, со стенами, украшенными лепкой, росписью по штукатурке и перекрытая световым фонарем.

В 1919 году возникла идея создать «приют» для голодающей петроградской интеллигенции. М. Горький предложил назвать его «Дом искусств», сокращенно ДИСК. Для размещения выбрали дом Елисеевых на Мойке. В помещениях с окнами на Мойку и во двор жили и работали Н. С. Гумилёв, В. Рождественский, К. Петров-Водкин. Кроме писателей в доме Елисеевых жили портные, часовых дел мастера, советские служащие, бывшая прислуга прежних владельцев дома.

В 1921-1923 года в доме на набережной работало издательство «Аквилон», выпускавшее прекрасно оформленные книги с иллюстрациями художников-мирискусников.

Также в разные годы в доме на набережной реки Мойки размещались:
1923: Деловой Клуб.
1924-1930: Ленинградский Деловой Клуб.
1932: Журналы «Звеновик», «Партработник», «Партучеба; Клуб работников социалистической промышленности (б. Деловой клуб).
1934: Распределитель закрытого кооператива сотрудников и войск ОГПУ и милиции «Красная звезда»; Ленинградский Институт истории ВКП(б); Смольнинский районный дом партактива; Журналы «Звеновик», «Красная летопись», «Партработник».
1935: Ленинградский Институт истории ВКП(б) (Ленинградский Истпарт); Смольнинский районный дом партактив; Журналы «Красная летопись», «Парторганизатор», «Партработник
1937: Дом партактива Ленинградского Комитета ВКП(б); Институт истории ВКП(б); Журнал «Партработник».
1939-1940: Журнал «Пропаганда и агитация»; Центральный дом партийного актива Ленинградского Горкома ВКП(б).
1957: Дом политического просвещения ЛК и ЛГК КПСС.
1976-1988: Университет Марксизма-Ленинизма городского Комитета КПСС.

В 1980-е была проведена реставрация интерьеров особняка. В нем сохранились витражи рижской мастерской Э. Тоде.

В конце 1990-х годов большую часть дома Елисеевых приобрёл Центр Гуманитарного и Делового Сотрудничества, возглавляемый Александром Иосифовичем Ебралидзе. 20 июля 2000 года губернатором Санкт-Петербурга Владимиром Яковлевым был подписан инвестиционный договор, согласно которому ЦГДС обязывался капитально отремонтировать здание, отреставрировать сохранившие исторический облик помещения. Дом Елисеевых было решено превратить в «Елисеев Палас отель».

В 1990-е годы при создании фешенебельного клуба «Талион» в корпусе по набережной были отреставрированы исторические интерьеры, устроен атриум, сооружен стеклянный объем ресторана «Виктория».

В 1995-2003 гг. для компании «Талион» проведена реконструкция корпуса со стороны Мойки, в 2005—2010 гг. — комплексная реконструкция здания.

20 апреля 2013 года в прессе появилось объявление о выставлении отеля «Талион» на торги.
«Талион» позиционируется как отель класса «люкс» с дворцовыми интерьерами. Помимо гостиничных номеров, «Талион» предлагает несколько апартаментов на продажу. Отель является залогом по кредиту Сбербанка с остатком долга в размере 4,2 миллиарда рублей. «Талион Империал Отель» располагается в центре Санкт-Петербурга, поэтому объект обладает хорошей транспортной доступностью и уникальными историческими интерьерами. «Но, несмотря на его привлекательность, объект является залогом по кредиту Сбербанка, кроме того, начальная цена слишком высока. Скорее всего, стоимость его упадет, как минимум, на 40% к стартовой. «Талион» может привлечь иностранные фонды, но только в случае значительного снижения цены».

Торги были назначены на 3 июня 2013 года. Найти покупателя отеля «Талион Империал» с первого раза не удалось. Стартовая цена объекта была 12 млрд руб. Торги перенесли на 18 июля 2013 года.
Совладелец группы «Талион» Яков Барский сообщил, что потенциальные покупатели есть. В данный момент объектом интересуется инвестфонд, управляющий средствами одного из крупнейших в США частных университетов Notre Dame (Саут-Бенд, штат Индиана).

Работы, проведенные на объекте ООО НПП «Фотограмметрия»:
— фототеодолитная съемка и стереофотограмметрические обмеры фасадов здания,
— определение геометрических параметров здания методом лазерной тахеометрии.

Источник

Музей-квартира А.С. Пушкина на Мойке

Набережная реки Мойки. Здесь расположен дом, где снимал квартиру великий русский поэт в самое сложное время своей жизни с 12 октября 1836 года до 29 января 1837 года. А 16 февраля квартира опустела, вдова Пушкина с детьми покинули Петербург.

В отличии от дома на Галерной, где Пушкин провёл счастливые дни, дом на Мойке ближе к царскому дворцу, внешне шикарней, квартира там больше и дороже, но всё это как тяжёлые декорации, жизненные путы, связавшие поэта.

Пушкин имел обыкновение с семьёй снимать квартиру с осени по весну, затем лето проводить на даче, а осенью снимать новую квартиру. На этот раз он снял квартиру на 1 этаже дома статс-дамы княгини Софьи Григорьевны Волконской (сестры декабриста С.Г. Волконского и супруги дальнего родственника Министра двора князя П.М. Волконского, одного из самых высокопоставленных государственных деятелей николаевской эпохи).

Вход в квартиру был из этой арки, отсюда Пушкин уехал на дуэль, сюда его привезли смертельно раненым.

Дом и квартира неоднократно перестраивались, в 1924 г. квартира перешла в ведение Пушкинского кружка общества «Старый Петербург», в 1925 году был отреставрирован кабинет поэта. В 1960-80 гг. было проведено воссоздание историчего облика квартиры по мемуарам, запискам, в частности В.А. Жуковского. Прогуляться по комнатам можно с экскурсией, которые бывают по расписанию или самостоятельно с аудиогидом. Аудиогид удобнее по времени, но при этом текст там чрезвычайно мрачный, описывает трагические обстоятельства гибели Пушкина.

Источник



Какая литературная точка находилась по адресу наб реки мойки 59

Богатые и знаменитые: шесть зданий на набережной реки Мойки, которые должен увидеть каждый

Готовый маршрут небольшой прогулки вдоль реки, где с основания Петербурга селились самые влиятельные люди города и страны. Первым жителем на этом участке набережной реки Мойки стал архитектор Доменико Трезини. Он жил до 1710 года в небольшом деревянном доме, из которого переехал в особняк на Васильевском острове. Следующим известным владельцем участка земли стал Иван Черкасов, секретарь Петра I и заведующий кабинетом Екатерины I. В 1720-х годах он построил здесь большой каменный трёхэтажный особняк с двухэтажными дворовыми флигелями. Дом из голландского кирпича был одним из первых в квартале и долгое время оставался самым большим в округе.

В 1762 году здесь жил Бирон, опальный фаворит Анны Иоанновны. В 1806 году участок перешёл княгине Александре Волконской. К этому моменту дом уже был перестроен в стиле раннего классицизма.

С сыном княгини Сергеем Волконским дружил Александр Пушкин. Они оба были декабристами, за что их отправили в ссылку. С середины 1830-х годов хозяйкой особняка стала Софья Волконская. Она решила сдавать здание поэтажно в наём. В сентябре 1836 года сюда переехала семья Пушкиных. Сюда же привезли раненого поэта после дуэли.

Читайте также:  Квартиры в красноярске у реки

После трагической смерти Пушкина его жилище постоянно меняло хозяев и перестраивалось, вплоть до революции. Осенью 1924 года квартира попала в ведение Пушкинского кружка. В 1927 году в нескольких комнатах открылся первый музей поэта.

В 1980-х годах дом полностью расселили и отдали под музей. В это время прошла глобальная реконструкция и восстановление первоначальной планировки, вплоть до цвета стен. Были сделаны точные копии исторических рукописей, счетов, писем, долговых обязательств. Мемориальный музей вновь открылся для посетителей в феврале 1987 года.

Адрес: наб. реки Мойки, 12

Фото: Instagram / @andrei_mikhailov Доходный дом Калугиных

Четырёхэтажное здание появилось в 1852-1853 годах по заказу купца Ивана Калугина. Проектом занимался архитектор голландского происхождения Василий фон Витт. Просторный доходный дом принадлежал купеческой семье вплоть до революции.

К моменту строительства Калугин торговал сукном в Щукином дворе, был членом Депутатского собрания и заседателем 1-го департамента Санкт-Петербургской гражданской палаты. В последующие годы он был также директором Ассигнационного банка, попечителем Холерной больницы и заседателем Совестного суда.

После смерти имущество перешло к сыну Дмитрию. Он продолжил дело отца и торговал сукном. Но с возрастом отошёл от дел и жил на доходы от капиталов и недвижимости: в его собственности было три каменных дома в Петербурге и дома в Павловске. Дмитрий Калугин занимался благотворительностью, был казначеем в комитете главного попечительства детских приютов, ктитором церквей, сотрудником в комитете для призрения и разбора нищих.

Последним владельцем дома был внук купца Михаил. Он был общественным деятелем и политиком, членом IV Государственной думы. После 1917 года эмигрировал в Хельсинки, где в 1924 году скончался. В 2005 году в здании была проведена реставрация швейцарской компанией, после которой здесь находится отель.

Адрес: наб. реки Мойки, 22

Фото: Instagram / @andrei_mikhailov Доходный дом Суворина

Первое известное здание на участке появилось в 1723 году. Архитектор Николай Гербель построил двухэтажный каменный дом для любимого шута Петра I – Луки Чистихина. С последующие годы дом и дворовые флигели много раз перестраивались и надстраивались.

В 1877 году дом полностью изменил свой вид благодаря архитектору Александру Иванову. Угловой флигель становится трёхэтажным, дворовый – ещё на этаж выше. Вестибюль украсили лепниной, на парадной лестнице установили литые перила, а пол выложили плиткой.

В апреле 1905 года доходный дом выкупил журналист и издатель Алексей Суворин. Вместе со зданием он принял на себя долг его бывшей владелицы на 100 тыс. рублей Кредитному обществу. В следующем году архитектор Борис Зонн достроил здание до шести этажей. Долг банку Суворин так и не выплатил, поэтому здание было продано на торгах.

В 13 квартирах доходного дома работала редакция газеты «Русь», а во дворовом флигеле размещалась её типография. Позже первые два этажа заняло издательство « Cельский вестник». В марте 1917 года в одной из квартир поселилось издательство газеты «Правда». В январе 1984 гда в доме был открыт музей «В.И. Ленин и газета Правда». После распада СССР он был реорганизован в «Музей печати Санкт-Петербурга».

Адрес: наб. реки Мойки, 32

Фото: Instagram / @andrei_mikhailov Дом Чичерина

В 1716-1720 годах на участок между Мойкой, Большой Морской улицей и Невским проспектом был перенесён Морской рынок. После нескольких пожаров Растрелли предложил построить здесь временный Зимний дворец. 25 декабря 1761 года в нём скончалась императрица Елизавета Петровна.

Когда временный дворец был разобран, Екатерина II подарила часть освободившейся земли генерал-полицмейстеру Петербурга сенатору Николаю Чичерину. По заказу нового владельца здесь появился четырёхэтажный дом. Автор проекта неизвестен, но здание стало одним из самых старых на Невском проспекте.

С конца XVIII века дом на углу Мойки был местом, где жили богатые вельможи и самые известные люди Петербурга. Им владели знатные дворяне и влиятельные купцы. В нём находилась первая в Петербурге частная Вольная типография, а ещё скульптурная мастерская Винченцо Мадерни. В части здания по Большой Морской улице располагался ресторан «Talon», где бывала вся знать Петербурга, в том числе Пушкин.

В 1958 году Степан Елисеев приобрёл старинный особняк Чичерина. По его распоряжению дом был перестроен архитектором Николаем Гребенка. Он заменил нижние колонны в центре фасада массивными пилонами, ввёл круглые окна, перестроил Большой зал, а также расширил дворовые флигели и переделал фасад в приёмах ранней эклектики.

В 1902-1904 годах особняк был реконструирован Степаном Елисеевым (внуком первого Степана). При нём была создана отделка интерьеров в исторических стилях и формах модерна. Все владельцы особняка были коллекционерами и собрали много произведений искусства, находящихся на данный момент в Эрмитаже. Сейчас здание перестроено под роскошный отель.

Адрес: наб. реки Мойки, 59

Фото: Instagram / @andrei_mikhailov Усадьба Демидовых

Красивая усадьба знаменитых промышленников Демидовых скрыта от посторонних глаз одноэтажной пристройкой. Дом окружён со всех сторон соседними зданиями и практически не виден. Внутри расположен яблоневый сад и уникальная чугунная веранда с раздвоенной лестницей.

История дома началась с Григория Демидова. По его заказу архитектор Савва Чевакинский в 1759 году возвёл большой особняк в стилях классицизма и барокко. Дом был украшен барельефами и колоннами ионического типа. Только самый богатый промышленник империи мог позволить себе потратить огромное количество чугуна на установку металлической веранды.

В фамильной усадьбе выросло несколько поколений, пока род Демидовых не начал угасать в середине XIX века. Особняк сдали в аренду Английскому клубу и Петербургской консерватории. Здание пережило несколько перестроек и перепланировок, после которых изначальная архитектура дома была полностью утрачена. В советское время здесь долгое время находилось конструкторское бюро. В настоящее время усадьбой Демидова владеет коммерческая организация.

Адрес: наб. реки Мойки, 64

Фото: Instagram / @andrei_mikhailov Дворец Юсуповых

С самого основания Петербурга на этом участке находилась усадьба царевны Прасковьи Ивановны, племянницы Петра I. В 1742 году особняк приобрёл генерал Шувалов. Современное здание было построено в 1770-х годах по проекту Жана-Батиста Валлен-Деламота. В оригинальном виде до наших дней сохранились триумфальные ворота и ограда с классической колоннадой.

В 1795 году Екатерина II выкупила дворец в казну и подарила его графине Браницкой. У неё здание выкупил в 1830 году Борис Юсупов. Вплоть до революции домом владели пять поколений династии. Всего же в России им принадлежали 57 различных дворцов.

В 1832-1834 годах архитектор Михайлов расширил один из корпусов здания и вместил туда пять залов и знаменитый театр. В 1914 году во дворце появились Большая гостиная, Большой зал и Столовая. Юсуповский дворец вошёл в историю и как место убийства Григория Распутина в 1916 году.

Во время войны дом сильно пострадал, но был восстановлен в ходе масштабной реставрации под руководством Ирины Бенуа. Сейчас внутри располагается большой многофункциональный историко-культурный центр.

Адрес: наб. реки Мойки, 94

Фото: Instagram / @andrei_mikhailov Автор: Евгений Рубин Источник: Санкт-Петербург.ру 07.01.2020 17:20

Источник

Adblock
detector