Меню

Какие уроки извлек васютка из рассказа васюткино озеро

Законы тайги Васюткино озеро – сочинение по рассказу

Содержание

Рассказ В. Астафьева “Васюткино озеро” во многом автобиографичен и повествует о детских годах писателя. История подростка, вынужденного жить в тайге целых 5 дней, раскрывает характер и силу духа еще совсем юного мальчика. Какие законы тайги (“Васюткино озеро”) нужно знать, чтобы выжить в суровых климатических условиях?

Краткое содержание

Когда 13-летний мальчик Васютка отправился с отцом ловить рыбу, он даже не подозревал, какие события ждут его впереди. Отправившись в тайгу за кедровыми орехами, мальчик сбился с пути и потерялся. Все дело в том, что он погнался за глухарем и позабыл про зарубки, которые могли его вывести к знакомым местам. Ему пришлось одному скитаться по тайге 5 суток, пока он не вышел к реке и не повстречал рыбаков. Скитаясь по тайге, он наткнулся на озеро, где было много рыбы белых пород. Позже он привел туда бригаду отца, и рыбы оказалось столько много, что рыбаки решили перейти с речного лова на озерный. А озеро так и стали называть “Васюткиным”.

Законы тайги

В тайге Васютке помогли выжить несколько законов, которые обязательно должен знать человек, который отправляется в неизвестную местность. Во-первых, необходимо взять с собой продовольствие и спички. С помощью спичек можно развести костер, около которого можно согреться. Также огонь может привлечь внимание людей и отогнать диких зверей.

Важно делать засечки на деревьях, именно они помогают заблудившимся путникам вернуться домой. Когда Васютка отвлекся и забыл про эти зарубки, тогда он и сбился с пути. Если у путника есть ружье, патроны нужно расходовать очень осторожно. Они могут понадобиться, чтобы застрелить дичь или отогнать дикого зверя.

Когда Васютка вышел к озеру, то очень удивился, что там обитает белая рыба, ведь ее обычное место обитания – реки. Васютка сделал вывод, что озеро проточное и имеет выход в Енисей.

Характер Васютки

Васютка – 13-летний мальчик, который за 10 дней до окончания каникул отправляется с отцом Григорием Шадриным и его командной ловить рыбу. Мальчик оказался очень трудолюбивым, он с удовольствием помогал рыбакам. Одним из его любимых занятий было собирание кедровых орешков. Мальчик очень любит природу: он разговаривает с белками и птицами.

У Васютки пытливый ум. Он внимательно слушает рассказы рыбаков и запоминает важные детали. Когда он осознал, что заблудился, то сначала начал паниковать и расплакался. Однако потом собрался, понимая, что главное – не поддаваться панике. Васютке пригодились его знания природы и любовь к ней, поэтому он выбрался целым и невредимым из этой опасной ситуации.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение “Законы тайги из рассказа “Васюткино озеро”. Здесь показаны черты характера главного героя, которые помогли ему выжить, а также описываются законы, которые должен знать каждый путник .

Источник

Урок по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»: «Васютка в зеркале природы, или Уроки мудрости и доброты»

Дидактическая цель – создать условия для осознания учащимися неразрывных связей между природой и человеком, активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий и метода проектной деятельности.

Цели по содержанию:

Образовательная – познакомить учащихся с творчеством В.П.Астафьева, с жанром “робинзонады” в русской литературе; способствовать формированию литературоведческих понятий: “средства создания образа”, “антитеза”, “образ-символ”, “нравственно-эстетический идеал”.

Развивающая – создать условия для развития у учащихся рефлексивных навыков, умений анализировать художественное произведение, работать в над литературоведческими понятиями с помощью интерактивной доски.

Воспитательная – способствовать воспитанию у школьников интереса к литературным традициям в русской литературе; формирование через литературное произведение нравственных понятий, чувства сопричастности миру природы, осознание себя частью целого на земле.

Тип учебного занятия – заключительный урок по рассказу В.П.Астафьева “Васюткино озеро” в форме эвристической беседы с использованием интерактивной доски. Урок проводится в 5-м классе по программе А.Г.Кутузова перед изучением зарубежной литературы, романа Д.Дефо “Приключения Робинзона Крузо”.

Методы обучения: эвристический, частично-поисковый, исследовательский.

Форма обучения: фронтальная, групповая.

Средства обучения: тексты произведений, интерактивная доска, проекционное оборудование, компьютер.

  1. Портрет В.П.Астафьева
  2. Текст рассказа “Васюткино озеро”
  3. Видеофильм “Таинственный лес”
  4. Презентация “В.П.Астафьев”
  5. Презентация в Smart Notebook File “Васюткино озеро”
  6. Васюткина карта
  7. Рисунки учащихся

Ход урока

I. Актуализация знаний, побуждение интереса к теме

Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы.

  • Она величественна и похожа на океан.
  • Она щедра и сурова.
  • Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
  • Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
  • Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

Действительно, это тайга. Посмотрите видеофильм “Таинственный лес” и подумайте: “Что скрывает в себе тайга?” (Тайну, загадку, силу, мощь, величие)

Вторая часть “ребуса”:

  • Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.
  • Он беззащитный и в то же время сильный.
  • Он сын и одновременно хозяин.
  • Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.
  • Он совершает ошибку и исправляет ее.

Вы правы: это главный герой рассказа В.П.Астафьева “Васюткино озеро”.

Какое противоречие возникает из сказанного? Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге. (Вспомним жизненную ситуацию: несколько лет назад в конце июля в Слободском районе погиб 14-летний подросток. Он заблудился в тайге. Он умер не от голода, нет! Он поддался страху, панике, который сковал его и лишил сил, то есть возможности выжить. Он провел в тайге всего сутки и погиб от переохлаждения.)

Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание. Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется”. Но не только самообладание помогло герою. Что же еще? Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы.

— Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?”

Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.

— Ребята, попытайтесь сформулировать проблемные вопросы сегодняшнего урока.

  • Природа – друг или враг?
  • Спасение Васютки – чудо или закономерность?
  • Какие уроки дает природа герою и читателю?

Обобщая сказанное, сформулируем тему урока: “Васютка в зеркале природы, или Уроки мудрости и доброты” (Слайд 1-й)

  1. В.П.Астафьев – писатель со сложной, но интересной судьбой. Гибель родителей, детский дом, война, душевные раны – все это было в его жизни. Но было и другое — то, что давало ощущение радости и полноты жизни. Это — творчество и целительная сила природы, которая сопровождала его на протяжении всей жизни. Мальчиком Виктор Петрович рыбачил на озере, но кончилось детство, и он оказался в детдоме. Но ему хотелось рассказать об озере, “открыть его таким, каким видел когда-то, чтобы написанное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать …каждое деревце в лесу, каждый лист… И был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него и он в этом мире есть”. И это озеро стало для писателя своеобразной путеводной звездой, он открыл его для читателя, чтобы каждый из нас, как и главный герой, через озеро смог понять себя, приобрести жизненную мудрость и стать добрее. (Чтение наизусть начала рассказа)
  2. Природа в произведении это не фон, не декорация к изображаемому, а сложный мир, который вбирает в себя человека и определяет его ценности. Природа изначально мудра, она учит человека на ошибках, проводит через испытания, прощает и помогает в выборе пути.
  3. Природа – открытая книга (слайды 4-5-й)

“Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять” (М.Налбандян)

Почему тайга стала для Васютки открытой книгой? Что помогло ему познать законы природы?

Тест: а) мудрые слова деда;

б) опыт отца;

в) знания, полученные в школе?

А сейчас посмотрим, как вы внимательно читали рассказ и знаете ли вы ответы на вопросы, которые спрятаны в мудрой книге природы?

Книга не только дает знания, но и учит переоценке ценностей: Васютка по достоинству оценил мудрость деда и те навыки, которые передал ему отец, заботу и любовь матери.

(Стр. 126, 131, 132)

  1. Природа – зеркало души (Слайд 8-й)

Умение через природу понимать и видеть человека пришло к В.П.Астафьеву постепенно. Ведь его учителем была не только природа, но и великая русская литература. М.М.Пришвин в “Кладовой солнца” так говорил о “зеркале” природы, в котором отражается человек: “ Бывает, наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь – весь-то человек, большой, прекрасный…из-за твоей спины наклонился и тоже смотрит в заводь, как в зеркало. И так он прекрасен там, в зеркале, со своей природой, с облаками, лесами, и солнышко там внизу тоже садится, и молодой месяц показывается, и частые звездочки”.

Задание: работа в группах

  • Васюткино озеро – “озеро надежды”?
  • Почему озеро называется Васюткино? Только ли потому, что его нашел наш герой?
  • Почему отражение в Енисее удивило Васютку?

Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.

Васюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, любовь — любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине.

Итак, наше путешествие по тайге подошло к концу. Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях?

Природа – мудрый наставник, учитель друг, иногда судия. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы (Значение имени Васютка). Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.

Попытаемся отразить наши размышления в виде синквейна или стихотворения собственного сочинения.

Синквейн (пятистишие) – свободная поэтическая форма, состоящая из 5 строф:

  1. Имя существительное, определяющее тему.
  2. 2 прилагательных – описание темы.
  3. 3 глагола(деепричастия) – название действий.
  4. 4 слова: фраза – отношение к теме.
  5. Образ – метафора, суть, смысл, синоним темы. (Слайды 9-10)

Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям. Читая произведение, мы тоже оставляем в душе какие-то впечатления, зарубки на сердце, постигаем тайну произведения. Вам предлагается написать сочинение-размышление на одну из тем нашего урока: “В чем тайна Васюткина озера?”, “Зарубки на сердце”. Ответ на эти вопросы каждый даст индивидуально в форме сочинения – размышления. Помогут вам в работе тезисы 11-го слайда:

  • Древние считали, что родник, озеро, источник — глаз Божий на земле.
  • Природа посылает Васютке озеро-загадку.
  • Озеро — отражение души Васютки.
  • Тайга-матушка, Енисей-батюшка, озеро.
Читайте также:  В дали появилось озеро байкал

Заключительное слово учителя

Зарубки на сердце

Уроки мужества, уроки доброты
Ты в сердце сохранишь навеки,
И озеро, как символ чистоты,
Тебе откроется, пусть на изломе лета.
Увидишь в струях чистого ручья
Природы первозданной отраженье,
И собственная грешная душа
Почувствует истоки очищенья.
Вольется в сердце неба синева,
И звезд на небе тихое мерцание,
И щебет птиц, и росная трава —

Источник

Какие уроки извлек Васютка из путешествия по тайге? (по рассказу Астафьева «Васюткино озеро»)

В рассказе «Васюткино озеро» автор познакомил читателя с подростком, который заблудившись в тайге, был вынужден приспосабливаться к суровой действительности. Эти пять дней не прошли бесследно для Васютки, и он извлек уроки из незапланированного «похода» и до конца своих дней их помнил.

Мальчик теперь понимал, что идя в лес, нужно быть готовым ко всему. Поэтому местные жители, уходя в тайгу даже ненадолго, брали с собой хлеб, спички и ружье. Васютка бы к этому списку после своего «путешествия» добавил бы еще соль и воду.

Но тогда, перед выходом из дома, он долго спорил со своей мамой насчет горбушки хлеба, отказываясь брать краюшку в дорогу. Он всегда приносил его обратно, ведь никогда не уходил надолго. Теперь же, он был ей очень благодарен, а этот небольшой кусочек, бережно приберег на «потом».

Он навсегда усвоил, что потерявшись в тайге, остается рассчитывать в первую очередь на самого себя. Лишь от собственных действий, будет зависеть и жизнь, и судьба, и здоровье. Главное, не раскисать, ведь тайга, как известно хлипких не любит. Она, будет проверять и силу, и смелость, и умение принимать верные решения, и желание жить. И только если внутри есть стержень, а в характере твердость, только тогда отыщется способность к борьбе за жизнь. Лес, это не место для замечтавшихся ротозеев. Здесь, нужно быть всегда начеку.

Казалось бы, что может быть легче, догнать подбитую птицу, и вернуться на прежнее место?! А оно вот как все получилось! Отвлекся, не сделал зарубку, отошел от курса. Ведь если бы он знал, что после этого потеряется, вряд ли вообще в тот день стал стрелять в глухаря.

Конечно же, мальчишка на всю жизнь усвоил то правило, что паника, слезы и отчаяние, не лучшие друзья в подобной ситуации. Важно сохранять спокойствие и трезво оценивать ситуацию, а не метаться из стороны в сторону, все дальше отходя от того места где еще существует шанс быть обнаруженным. Это, наверное, самая большая ошибка мальчика, за которую он очень дорого заплатил.

Еще один урок, который он извлек среди прочих, стало то, что в лесу нужно все подмечать. В тайге, просто так ничего не происходит и если иметь хоть малейшее представление об окружающей среде, то сразу повышается шанс остаться в живых. Так парень по зеленой траве определил, что где-то недалеко расположен водоем. Конечно, он ожидал в идеале увидеть Енисей, но в конечном итоге озеро то его и вывело к реке. И уже здесь, возле Енисея, ему очень пригодились патроны, которые он сберег на крайний случай. Он начал стрелять мимо проплывающего судна, чтоб привлечь к себе внимание и спастись.

Васютка многое понял из своего похода. Но главным, для него оставались его родные, которых он очень расстроил и заставил страдать. Мама постоянно плакала, а по внешнему виду отца и деда было понятно, что они на грани отчаяния. Никто не надеялся уже увидеть мальчишку живым и то, что ему удалось выйти и спастись – было огромной удачей. Васютка постарается, чтобы никогда так больше не огорчать горячо любимых ему людей.

Источник

Сочинение Васюткино озеро 5 класс по рассказу Астафьева рассуждение

Совсем недавно я прочитала рассказ Виктора Астафьева «Васюткино озеро». Главный герой этого произведения произвел на меня неизгладимое впечатление. Тринадцатилетний мальчик в экстремальной для себя ситуации смог не растеряться и справиться со всеми трудностями.

Васютка живет со своим отцом и остальными рыбаками, мужчины ловят рыбу, а мальчик ходит за кедровыми орешками. Каждый раз Васютке приходится все дальше уходить в тайгу, ведь шишек на деревьях остается все меньше. Обычно мальчик возвращался домой по зарубкам, которые делает на деревьях, но однажды подросток увидел глухаря, побежал за ним и заблудился.

Сначала Васютка очень растерялся и испугался, но затем он взял себя в руки и вспомнил все, что знал. Он выпотрошил и зажарил глухаря, которого подстрелил, поел и лег спать. Утром мальчик залез на дерево, чтобы понять, куда нужно держать путь. К вечеру Васютка набрел на болотистую местность и догадался, что поблизости должен находиться водоем. Мальчик был уверен, что вот-вот выйдет к Енисею, но он ошибся. Перед ним открылось чистое озеро, в котором было много рыбы. Там он подстрелил и зажарил уток, а утром услышал звук катера. Тогда Васютка понял, что вот он, шанс на спасение. Он, не долго думая, кинул все свои дрова в костер и начал стрелять из ружья, чтобы его заметили. Капитаном бота оказался знакомый дядька Коляда, он забрал подростка и доставил его домой. Васютка рассказал рыбакам об озере, в котором водится много рыбы, и показал, где оно находится. Люди назвали водоем в честь мальчика.

Главный герой этого рассказа действительно заслуживает уважения. Удивительно, что Васютка, несмотря на свой юный возраст, так ловко справлялся со всеми трудностями. Я уверена, что даже многие взрослые люди могли бы растеряться в такой ситуации. Мальчик не только смог выжить в тайге и вернуться домой, применив имеющиеся знания, но и отыскал богатое рыбой озеро, которое стало настоящим спасением для рыбаков, у которых уже давно не было хорошего улова.

Я считаю, что рассказ Виктора Астафьева, «Васюткино озеро» учит нас понимать то, что из каждой, даже самой сложной ситуации всегда есть выход. Самое главное никогда не терять веру в себя, не поддаваться панике и умело применять свои знания, как это и сделал главный герой произведения, тринадцатилетний мальчик Васютка. Данное произведение должен прочитать каждый, кто считает, что не способен справиться с трудностями.

Сочинение по произведению Астафьева Васюткино озеро

Произведение «Васюткино озеро» описывает детство автора. Свое детство писатель провел в Красноярском крае. Рассказ был написан в 1952 году. Рассказчик повествует о буднях рыбаков, живших в Сибири. Главный герой 13-летний мальчик Васютка был сыном бригадира. Мальчик занимается сбором кедровых орехов и всегда помогает отцу. Однажды мальчик решил собрать богатый урожай и отправился в лес с ружьем. Бродя по лесу, Васютка понял, что заблудился. Васютка понял, что он может рассчитывать только на себя. Мальчик не терял рассудительности. Герой родился в суровой Сибири и всегда прислушивался к наставлениям старших. Старики объясняли мальчику, как вести себя в чрезвычайных ситуациях.

Васютка применил советы охотников и смог выжить в лесу, поборов свой страх. Мальчик смог найти затерянный водоем и выйти к берегу Енисея. Мальчишка шел в пути 5 дней. Герой прошел 60 км пешком. После прибытия Васютка рассказал рыбакам о затерянном озере и о находках. Затерянный водоем был изображен на карте и получил имя мальчика.

Главный герой Василий Шадрин был веселым и озорным мальчиком, который любил повеселиться. Характер мальчика сформировался благодаря воспитанию отца и деревенских стариков. Кроме того на мальчика повлияли традиции и обычаи Сибири. Личность Васютки раскрывается постепенно. Потерявшись в лесу, герой не потерял рассудительности, смекалку и мужество. Парнишка отважно преодолел все последствия и не потерял чувство юмора. Потерянное озеро было настоящей находкой для героя и его отца, также для всех рыбаков сибирского края. Рыбаки деревни в тот момент испытывали нехватку ловли. Близкие и родные были в ужасе и не знали о Васютке ничего. Они обрадовались, когда мальчика привезли в деревню.

В своем рассказе автор показал роль мальчика в открытии озера и влияние на жизнь деревенских жителей. В начальных строках мальчик проявляет убежденность и любовь к своим родным краям. Кульминационным моментом является спасение Васютки. Автор использует традиционный способ повествования. В рассказ автор включил всего несколько героев. Подробное изложение действий дает возможность читателю представить себя на месте Васютки. История в произведении учит искать пути из любой ситуации.

Сочинение на тему: «Васюткино озеро»

На уроке литературы мы прочитали рассказ Виктора Петровича Астафьева: «Васюткино озеро». Главным героем этого произведения стал Васютка, тринадцатилетний мальчишка, учившийся в деревенской школе. Васютка родился и вырос в таёжном краю, в семье рыбака. И к тринадцати годам он уже многое знал и умел. Отец брал его на промысел. Когда работы было немного, рыбаки собирались вечерами в избушке, рассказывали разные истории, лакомились кедровыми орешками, которыми их снабжал Васютка. Когда мальчик уходил в лес один, мать напоминала ему о том, что нельзя «переиначивать таёжные законы»: надо обязательно брать с собой спички, хлеб, соль. В жизни случаются ситуации, когда от человека требуется проявление самообладания, мужества и выдержки. В такое положение попал и мальчик Васютка — как-то раз он пошел в лес за кедровыми орешками для рыбаков, мальчик не сразу понял, что случилась беда — он заблудился. Деревья, деревья, деревья… Под ногами — мох и жухлая трава, над головой — равнодушные, безучастные к человеческой беде облака. А в сердце — холодный, липкий, пронизывающий ужас, заставляющий то бежать сломя голову, то без сил лежать на земле. Вот что, как мне кажется, увидел и почувствовал тринадцатилетний мальчик Васютка, когда понял, что заблудился в бескрайней тайге.

В тайге он сумел выжить благодаря тем навыкам, которые сам знал и благодаря тем советам, которые ему когда-то давали взрослые. Каждый, кто хоть немного знаком с суровыми законами тайги, знает, какая опасность грозила мальчику. Конечно, ему было очень страшно одному в тайге. Однако главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро» совсем не похож на тех людей, которые, попав в трудную ситуацию, падают духом и трусливо ждут собственной смерти, сильно испугавшись вначале, Васютка сумел взять себя в руки, спокойно обдумать свое положение и принять верное решение. Вдумчиво, не суетясь шел Васютка к своему спасению, и удача от него не отвернулась.

Героя рассказа Виктора Астафьева «Васюткино озеро» спасла природная память, смекалка, находчивость, знание леса, примет, приобретённые навыки и умения разжечь костёр даже в дождь, приготовить дичь, не расходовать зря «драгоценный припас» — патроны. А главное — желание выжить во что бы то ни стало. «Тайга хлипких не любит,»-эти слова отца и деда вспомнились мальчику в самую страшную минуту, когда он был в отчаянии, они придали ему сил. Хорошим подспорьем оказались и услышанные им ранее рассказы рыбаков о том, как нужно себя вести, оказавшись в подобной ситуации. Самообладание и практические знания о тайге помогли заблудившемуся мальчику целых пять дней продержаться в неприветливом осеннем лесу, добывая себе пропитание охотой. Даже по ночам, когда страх и слезы подбирались совсем близко, Васютка не давал себе пасть духом. Мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью. Он предусмотрительно вешал мешок с остатками еды на сук, не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу, не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться. И вот, когда последняя краюшка хлеба, взятая из дома, оказалась съеденной, мужество мальчика было сторицей вознаграждено. Он нашел озеро, полное рыбы, — настоящий подарок для рыбаков. Васютка выбрал правильное направление на север, догадался, что озеро проточное, раз в нём водится речная рыба, что речка от озера обязательно выведет к Енисею. Следуя по течению, Васютке удалось выйти к Енисею, а там его подобрали на бот друзья отца. Все потом удивлялись, как мальцу удалось победить тайгу, Васютка рассказывал правду о пережитом, но отец и дед не позволяли ему хвастаться: они растили из него настоящего мужчину, сибиряка.

Читайте также:  Город в котором был васютка из рассказа васюткино озеро

Озеро, найденное Васюткой, впоследствии назвали его именем. С тех пор так и повелось. А вскоре это название появилось на карте. Среди голубых пятнышек в низовьях Енисея есть и то, которое называют Васюткиным озером. Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное для Васютки. Ещё бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки — озеро, названное его именем!

Я не знаю, как бы я повел себя на месте этого мужественного мальчика. Я еще не попадал в ситуации, которые требуют от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений. Однако я теперь точно знаю, что любой может оказаться в положении, где главным его богатством будут те качества и знания, которыми он обладает, и только они могут помочь или помешать остаться Человеком.

Я считаю, что это достойная награда для мальчика, сумевшего в одиночку преодолеть испытания, из которых не каждый взрослый вышел бы победителем. Озеро, названное Васюткиным, — это память о мужественном поведении заблудившегося мальчика.

Краткое содержание

Когда 13-летний мальчик Васютка отправился с отцом ловить рыбу, он даже не подозревал, какие события ждут его впереди. Отправившись в тайгу за кедровыми орехами, мальчик сбился с пути и потерялся. Все дело в том, что он погнался за глухарем и позабыл про зарубки, которые могли его вывести к знакомым местам. Ему пришлось одному скитаться по тайге 5 суток, пока он не вышел к реке и не повстречал рыбаков. Скитаясь по тайге, он наткнулся на озеро, где было много рыбы белых пород. Позже он привел туда бригаду отца, и рыбы оказалось столько много, что рыбаки решили перейти с речного лова на озерный. А озеро так и стали называть “Васюткиным”.

Сочинение по рассказу №2

“Васюткино озеро” – это рассказ, написанный Виктором Петровичем Астафьевым, в основу которого легли события, приключившиеся с ним еще в детстве. Однажды, во время школьных каникул, Виктор Петрович заблудился в глухой тайге. И, некоторое время спустя, он решил отразить свои переживания в творчестве.

Герой рассказа “Васюткино озеро” – обычный мальчик, который помогает своему отцу и бригаде рыбаков заниматься их промыслом. Рыбакам не очень везет, так как вода в реке поднялась, и вся рыба ушла на глубину. Они решают пойти в низовья Енисея и остановиться в избушке, которую когда-то построила ученая экспедиция, до осени. В то время, как рыбаки ходят на промысел, Васютка бродит по тайге и собирает кедровые шишки, чтобы порадовать мужиков.

Однажды, отправившись в тайгу за шишками, он по совету матери берет с собой краюшку хлеба и спички, а так же ружье. Это, по всей видимости, спасает его от холодной и голодной смерти. Насобирав шишек, Васютка замечает ничего не подозревающего глухаря. Недолго думая, он целится в него и стреляет. Глухарь ранен!

Истекающая кровью птица пытается спасти свою жизнь бегством, и Васютка, забыв обо всем на свете, пускается в погоню за раненым глухарем. Догнав его, мальчик хладнокровно сворачивает тому шею. Но радость от убийства продолжается не долго – Васютка, не найдя зарубки на деревьях, начинает подозревать, что заблудился. Пытаясь найти знакомые приметы, он какое-то время бродит по тайге, пока не признает, наконец, что заблудился окончательно.

Вспоминая страшные рассказы, которые он слышал когда-то от старших товарищей, Васютка поддается панике. Но через некоторое время, он берет себя в руки и решает, во что бы то ни стало, выбраться из мрачного и опасного леса. “Тайга, наша кормилица, хлипких не любит”, — вспоминает он слова отца и начинает свой непростой путь к цивилизации. В дороге ему пригождаются спички, хлеб и убитый глухарь. Вспоминая наработанные навыки, он готовит себе еду и устраивается на ночлег. В первую ночь ему спиться не очень спокойно — Васютке кто-то мерещится. Возможно, дух невинно убитого глухаря или кто-то еще. Чтобы приободрить себя, он угрожает “садануть по нему картечью”. Но взяв себя в руки, выясняет, что это всего лишь огромный “корень-выворотень”. Который, не смотря на страшное название, не представляет никакой опасности для человека.

Через несколько дней Васютка выходит к озеру, в котором много речной рыбы. Таким образом, озеро оказывается проточным, и он находит дорогу к Енисею. На берегу реки Васютка решает привлечь внимание людей на проплывающем мимо пароходе. Но те не спешат его подбирать, так как думают, что их просто приветствуют с берега. Не теряя надежды, наш юный герой все же добивается своего и попадает на судно, которым управляет знакомый его отца.

Дома он рассказывает об увиденном озере и приводит туда рыбаков. Таким образом, преодолев вынужденные трудности, мальчик обеспечил свою семью и друзей провизией на многие годы вперед. А озеро в честь юного героя назвали Васюткиным, немного покормив самолюбие маленького мальчика.

По всей видимости, писатель хотел донести до людей, что дикая природа всегда готова выручить человека, если тот к ней относится подобающим образом. А так же то, что никогда не помешает прислушаться к советам старших, отправляясь в ее объятья. Ведь если бы не взятые с собой спички, ружье и немного провизии, вряд ли рыбаки когда-нибудь увидели озеро полное рыбы, да и самого Васютку.

Немного грустно от того, что в последнее время у школьников все реже есть возможность скачать этот рассказ в сети бесплатно. Очень часто он обрывается на самом интересном месте, и ребята вынуждены просить у родителей деньги, чтобы получить драгоценную ссылку для скачивания. А ведь эти средства дети могут потратить на школьные обеды или на материалы, из которых можно сколотить на уроках труда кормушки для птиц, на которых они потом будут охотиться. И вряд ли Виктор Петрович Астафьев получает какие-то отчисления в свой адрес от этих платежей, ведь в ноябре две тысячи первого года его не стало…

Популярные сочинения

  • Сочинение Красота (Что такое красота)
    Красота — это абстрактное понятие. Для некоторых людей что-то будет красиво, а для других наоборот. Тем не менее, каждый из нас может видеть красоту глаз своего соседа, в дуновении ветра, в снежинках, падающих зимой или, вообще говоря, в природе.
  • Сочинение Градоначальник Угрюм-Бурчеев (Характеристика и образ)
    Салтыков-Щедрин – великий писатель, подаривший России множество сказок и романов, обличающих действительность. Одним из таких произведений является «История одного города»
  • Сочинения про Зиму

Вариант 3

Героем этой замечательной повести является юный тринадцатилетний мальчик, он храбрый, бойкий, юркий, развит не по годам. Его отец был рыбаком, живет мальчик вместе с родителями около реки Енисей в небольшом домике на время летних каникул. Он помогает рыбакам, приносит им орехи, а также просит дичь у них. Мальчик хорошо знает лес, и не боится ходить по нему, а также осознает, как себя вести в лесу.

Однажды, когда Вася решил направиться в тайгу, его мама велела взять его хлеб и спички, ведь мальчик всегда показывал себя глупым в этом плане и отправлялся в лес налегке, взяв с собой только ружье, а ведь лес не прощает ошибок.

Вася любит лес и старается его беречь, не стреляет зазря в животных, не устраивает пожаров. Мальчик осознает, что лес является кормильцем всех людей.

Юный герой всегда старался быть осторожным, но однажды, увидев глухаря, он просто забывает обо всем, он давно мечтал одержать победу над этой птицей. Когда он гнался за птицей, то потерял свои зарубки и конечно же заблудился.

Васе хочется плакать от отчаяния и страха, но все же собирается духом и всеми силами и вспоминает все наставления о выживании в лесу. Вася очень хорошо знает лес, умеет разводить костер даже в дождь. Мальчик начинает разводить огонь, делает себе еду из подстреленной птицы, затем ложиться на сооруженный ночлег.

С утра мальчик был бодрым. Мальчик приложил много усилий для того, чтобы спастись. Он нашел какое-то озеро, в котором было полно рыбы, а в рыбе он разбирался очень хорошо и понял, что она речная. Озеро оказалось проточным и поэтому юноше удалось выйти к домам. Мальчик Вася открыл рыбное место, позже его назвали именем мальчика, Васюткино озеро. Рыбакам очень понравилось это озеро и они решили вести свой промысел на нем.

Храбрость мальчика, а также его ум и знания и наставления, которые он получал от опытных взрослых людей помогли ему выжить в лесу и выбраться из него. Мальчик не растерялся и не расплакался, оказавшись в такой тяжелой ситуации, да еще и совершенно один. Его родители и дед могут гордиться им. Он выбрался из леса целым и невредимым.

Автор хочет донести до читателя то, что все же нужно слушать наставления взрослых и выполнять их. Ведь если бы Вася не взял с собой к примеру нож, то врядли бы он выжил в тайге. Вася оказался мужественным и рассудительным юношей, он прошел много километров пешком за пять дней.

Читайте также:  Тектонические плиты озеро байкал

Рассказ учит читателей мужественности, а также вере в свои собственные силы.

Источник



Чему учит рассказ «Васюткино озеро»?

Рассказ Астафьева Виктора Петровича » Васюткино озеро » о приключениях тринадцатилетнего мальчика Василия, изучают дети в 5 классе, и наверное не зря. Ведь он является своеобразным пособием по выходу из критической ситуации под названием «Если ты заблудился в лесу», которое поможет не растеряться школьнику, попавшему в аналогичную переделку. Ребята смогут учесть, как ошибки Васютки (нельзя паниковать и метаться из стороны в сторону), так и взять на заметку его методику выживания (успокоиться, двигаться в одном направлении, наблюдать за подсказками природы ).

Чему учит рассказ

Рассказ Виктора Петровича Астафьева » Васюткино озеро » учит нас как выжить в лесу, если потерялся. А так же не бояться оказаться в сложной ситуации, а еще терпению, выдержке и храбрости.

Дети могут взять на заметку методику выживания Васютки. И если вдруг случится, что они окажутся ночью в лесу — будут знать как действовать.

Рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро» учит нас выживать в экстремальных ситуациях. Нелегко оказаться даже взрослому человеку одному с тайге, а тут ребенок. Но мальчик справился с таким жизненным испытанием. И он нашел озеро, которое помогло выжить рыбакам. Этот рассказ учит нас узнавать новое, уметь пользоваться и применять эти знаниями в реальной жизни, чтобы даже из трудных ситуаций можно было всегда найти выход.

Рассказ под названием «Васюткино озеро» в первую очередь учит каждого читающего тому, что в любой ситуации не стоит поддаваться панике, ведь она не до чего хорошего не доведёт. Напротив, в сложной ситуации нужно взять всю свою волю в руки, обзавестись терпением и грамотно применить на практике все свои знания. А паника только будет мешать ориентироваться в сложившейся ситуации.

Так главный герой рассказа по имени Васютка очень грамотно поступил, что не пал духом и решил действовать, оказавшись в глухой тайге. Мальчишка хорошенько осмотрелся и начал искать варианты для ориентирования. В итоге он смог спастись благодаря не только своим знаниям, но и своему чувству обладания над ситуацией.

Совершенно согласна, что рассказ «Васюткино озеро» Астафьева учит не поддаваться панике оказавшись, вернее заблудившись в лесу, а действовать по обстоятельствам, вспомнив все что знали и что слышали о подобных ситуациях, чтобы самостоятельно найти дорогу к людям и не пропасть в глухой тайге, лесу. Вот например маленький герой этого рассказа, Васютка, умел правильно ориентироваться в тайге, он использовал высокое дерево, чтобы осмотреться, он ориентировался на желтые деревья в пойме реки, в найденном озере он заметил речную рыбу и понял, что из озера должен быть сток в Енисей. Найдя сток — он вышел к Енисею и спасся. То есть рассказ говорит нам о том, что очень важно в экстремальной ситуации не терять присутствия духа и не делать поспешных и глупых шагов.

Действительно, «Васюткино озеро» В. Астафьева можно назвать в некотором смысле учебником выживания. Мальчишка провел в одиночестве в тайге не один день и одну ночь, а несколько и прошел десятки километров в поисках выхода из тайги к реке.

Произведение учит нас не бояться оказаться в сложной ситуации, терпению, выдержке, самообладанию и, наконец, как выжить в лесу, если потерялся.

Из текста рассказа можно почерпнуть те знания и навыки, которые использовал мальчик: как определять сторону света, где что растет, как развести огонь, как запечь дичь, как выйти к реке, как привлечь внимание плывущих по реке людей к себе и т.п.

Виктор Астафьев написал рассказ о мальчике, попавшему в опасное положение. Если бы мальчик поддаля бы панике, потерял голову и кинулся от страха бежать, он бы погиб. Но Васютка сохранил хладнокровие и благополучно выбрался из тайги. Ему помогло его знание природы, рассказ «Васюткино озеро» учит не просто гулять по лесу, а внимательно слушать взрослых, перенимать опыт, как правильно вести себя в лесу. Главная мысль рассказа «Васюткино озеро» предупреждает, что нужно в любой ситуации вести себя разумно, тайга не прощает ошибок. В рассказе много поучительных моментов , которые также являются основными. Васютка нашел дорогу, потому что вовремя вспомнил слова, что в тайге хлипких не любят, значит, нужно перестать бояться и вспомнить все, чему учился.

Рассказ учит не сдаваться ни при каких условиях, бороться за свою жизнь и верить в себя. Мальчик Васютка, волею случая оказавшийся один в тайге, смог пересилить страх, побороть неуверенность в своих силах и найти выход к людям.

События рассказа относят читателя к тяжелым послевоенным годам. Как все мы знаем, тогда дети взрослели очень рано: мужчин было мало и мальчикам приходилось выполнять их роль: становиться поддержкой для матери и для младших детей.

Васютка не только смог выжить, он еще и обнаружил рыбное место — забытое озеро, о котором, может, и знали когда-то давно, но благополучно забыли.

Рассказ Астафьева «Васюткино озеро» учит не опускать руки в любых жизненных ситуациях, быть храбрым, упорным и уметь контролировать эмоции.

Главный герой Васютка отправился за кедровыми орехами в глухую тайгу, оставшись наедине с природой. Он долго искал выход из леса. В такой ситуации любой подросток может запаниковать, но Васютка смог сосредоточиться и не растеряться в непривычных условиях. Наш герой вспомнил рассказы дедушки о выживании в тайге и смог вернуться домой. Он не только выжил в тайге, но по пути домой нашел безымянное озеро, в котором водилось много рыбы. Об этом он рассказал рыбакам.

«Васюткино озеро» рекомендуется для прочтения как взрослым, так и детям. Рассказ учит не паниковать в экстремальных ситуациях, верить в себя и хороший исход начатого дела.

Рассказ Виктора Астафьева под названием «Васюткино озеро» учит читателей стойкости, умению бороться, пересиливать свой страх и действовать разумно, вовремя отбросив лишние эмоции и панику.

Главный герой рассказа Васютка смог в одиночку выйти из глухой тайги, пройдя при этом десятки километров пути. Он не поддался панике, был мужественным и стойким, смог применить свои знания о лесе и природе, которые и помогли ему выжить.

Кроме того, герой рассказа искренне любил и понимал природу — это тоже один из посылов произведения к своему читателю.

В рассказе Чарушина «Волчишка» некий человек ловит в лесу маленького волка — волчишку и приносит его домой. Он смотрит на волчишку и его забавляет, что маленький зверь дрожит от страха. А еще в доме жили кот и собака. И конечно эти животные восприняли появление волчишки в штыки. Кот шипел, спину выгибал, собака лаяла, а человек смотрел на это и потешался.

Что было делать бедному волчишке, которого насильно забрали от его матери?

Он дождался утра, не стал пить молоко, а увидел открытую дверь и поскорее убежал в лес.

Главная мысль рассказа «Волчишко» в том, что нельзя просто так, ради развлечения приносить домой диких зверей, нельзя отбирать зверят от их матерей. Это жестоко. Взять дикое животное из леса можно только в одном случае, чтобы помочь ему.

Чему учит рассказ «Волчишко». Этот рассказ учит бережному отношению к диким зверям в частности, и к природе в целом. Учит не быть равнодушным.

Рассказ Виктора Голявкина «Болтуны» коротенький, но забавный и поучительный. В рассказе мы видим двух одноклассников, которые обижали и обзывали друг друга. Все это происходило во время урока, но ребята даже не заметили, что в классе уже начался урок. Мальчики изощрялись и придумывали новые словечки, чтобы досадить друг другу, но учитель прервал этот пустой словарный поток.

Мальчишки оказались болтунами, но здесь нужно отметить, что происходил диалог на уроке. Вместо того, чтобы слушать учителя, они выясняли отношения. Рассказ учит нас тому, что школьные занятия — не место для глупых беспредметных разговоров. Да и во внеурочное время лучше относиться друг к другу добрее, не обижать своих товарищей.

Главная мысль рассказа заключается в том, что пустая болтовня до добра не доводит. Если возникла перепалка, то нужно как можно быстрее её прекратить, ведь каждое обидное слово больно ранит вашего друга. А кто умнее, тот должен остановить ссору первым.

Единственный эпизод, который указывает на расстояние, пройденное Васюткой —

это когда его подобрали рыбаки бота «Игарец».

И собственно, после того, как старшина бота (дяденька Коляда) узнал в потерявшемся мальчугане сына Григория Шадрина, рыбного бригадира, он и сообщил Васютке, что их деревня находится вниз по реке на 60 километров.

Рассказ Носова «Метро» веселый и я не раз улыбалась, когда его читала. Но забавный случай в метро, который произошел с братьями, заставил меня задуматься о многом.

Ребята спустились в подземку без сопровождения взрослых, а прежде они никогда в метро не были. Поэтому ничего удивительного нет, что они заблудились. Правда, они не растерялись и не стали плакать, а упорно продолжали искать свою станцию, но только еще больше запутывались.

Рассказ учит нас быть осмотрительными и не забавляться в местах, где может быть опасно. В незнакомые места без разрешения взрослых отправляться нельзя, поскольку это может привести к непредсказуемым последствиям. В нашей истории все закончилось хорошо, но ребята получили хороший урок на будущее.

Автор описал, как тетя Оля потешалась над незадачливыми путешественниками, но вскоре она сама попала в такую же ситуацию. Смеяться над промахами других людей, попавших в беду, нехорошо — всегда нужно помнить, что любой человек может ошибиться. Рассказ учит нас, что к ошибкам людей нужно относиться с пониманием, и по возможности им нужно оказывать помощь, а не смеяться.

Рассказ Бориса Житкова «На льдине» — это небольшое произведение о рыбаках из местного колхоза. Они рискнули и заночевали прямо на замерзшем море. Но не подумали, что может произойти беда. А она таки случилась: их чуть не унесло в открытое море и они чуть не погибли. Их вовремя успели спасти благодаря стараниям Андрея — он сам смастерил мачту с яркой красной тряпкой.

Чему учит рассказ:

  • Быть осмотрительным. Особенно зимой, на море. Учитывать все риски. Я бы даже сказала смотреть прогноз погоды и предупреждения об усилении ветра в данном случае.
  • Не засыпать на природе, не выставляя дежурного. Если бы сильный ветер заметили сразу, может беды и не случилось бы. Хотя вряд ли рыбаки рискнули ночью идти домой.
  • Не паниковать. Большинство людей стали именно паниковать, суетиться, кричать. Мальчик и вовсе плакал.
  • Не терять самообладание и предпринимать все для своего спасение. Именно знак, «флаг» помог легче отыскать рыбаков.
  • Верить в лучшее. Это тоже важно. Ведь помощь все таки пришла. Хорошо, что с берега сразу же отправились их искать.

Источник

Adblock
detector