Меню

Какие животные есть в рассказе васюткино озеро

Васюткино озеро краткое содержание

Рассказ «Васюткино озеро» Астафьева, написанный в 1952 году, во многом автобиографичен, и основан на детских воспоминаниях писателя. В своей книге Виктору Петровичу в полной мере удалось передать переживания мальчика, потерявшегося в тайге.

Для лучшей подготовки к уроку литературы 5 класса рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Васюткино озеро». Также краткий пересказ пригодится для читательского дневника.

Васютка – смелый, добрый, смышленый мальчик тринадцати лет.

Григорий Афанасьевич Шадрин – отец Васи, бригадир рыболовецкой бригады.

Афанасий – дедушка Васютки.

Дядя Коляда – старшина рыбосборочного бота.

«Рыбаки из бригады Григория Афанасьевича Шадрина» уходят на рыбный промысел в низовье Енисея и останавливаются в избушке, построенной «несколько лет назад ученой экспедицией». Вместе с ними отправляется и тринадцатилетний сын бригадира, Васютка.

Рыбаки чинят невода, изготовляют якорницы, конопатят лодки, а раз в сутки проверяют «переметы и спаренные сети», поставленные вдали от берега. В ловушки часто попадает ценная рыба, но нет в таком спокойном лове «азарта, лихости». Дедушка Афанасий частенько жалуется, что «оскудел батюшко Енисей».

Васютка развлекает себя тем, что собирает рыбакам кедровые орешки. Вскоре все ближние кедры остаются без шишек, и мальчику приходится «забираться все дальше и дальше вглубь леса».

За десять дней до начала учебного года Васютка решает сходить в самый настоящий поход за орешками. Он основательно к нему готовится – берет с собой хлеб, спички и ружье с патронташем.

Идя по тайге, мальчик не забывает следить «за пометками на деревьях», от скуки он принимается мысленно рассуждать «о дороге и о всяких таежных разностях».

На вершине старой ели Васютка замечает кедровку, «орущую» во все горло. Он хочет выстрелить в нее, но вовремя вспоминает, что в тайге ни в коем случае нельзя тратить впустую патроны. Этот закон «крепко вбит в сибиряков отроду».

Васютка замечает кедр, в котором «упрятались целые выводки смолистых шишек», и забирается на него. Он из всех сил стучит ногами «по разлапистым веткам кедра», и шишки дождем падают на землю. Собрав их в мешок, мальчик размышляет о том, чтобы «обобрать» еще одно дерево.

В этот миг Васютка замечает огромного глухаря. Он жалеет, что в этот раз не позвал своего верного Дружка – охотиться на эту птица куда удобнее с собакой. Подобравшись поближе, Васютка стреляет и ранит птицу. Он догоняет ослабевшего глухаря и сворачивает ему шею, но сам не замечает, как оказывается в глухом лесу без единой знакомой зарубки на дереве.

Васютку охватывает паника. Чтобы как-то совладать со страхом, он принимается говорить вслух, но это не помогает. Услышав «какой-то таинственный шорох к глубине потемневшего леса», мальчик в ужасе бежит, куда глаза глядят.

С наступлением ночи Васютка пытается припомнить все, что ему рассказывали о тайге отец и дед. Ему удается разжечь костер и приготовить мясо глухаря. Поужинав, мальчик перекладывает в сторону тлеющие угольки от костра, а сам сооружает себе лежанку из мха и веток на теплой после костра земле.

Ночь в тайге проходит очень тревожно. Утром Васютка забирается на самое высокое дерево и вглядывается в молчаливую, равнодушную тайгу. Не отыскав знакомых мест, мальчик решает идти на север.

К вечеру Васютка начинает замечать «среди однообразного мха тощие стебли травы» – значит, где-то поблизости есть вода. Он надеется, что вскоре выйдет к Енисею, но натыкается лишь на «унылое озеро, подернутое у берега ряской». Оглядевшись, Васютка удивляется большому количеству непуганых уток на озере, но еще более – великому множеству рыбы, среди которой попадается и ценная белая рыба.

На следующий день Васютка внимательно осматривает большое озеро, и приходит к выводу, что в нем «есть тягун, озеро проточное». Это значит, что водоем связан с небольшой речушкой, которая, в свою очередь, соединяется с Енисеем.

Днем погода меняется – становится «хмуро, неуютно», идет холодный осенний дождь. Васютка прячется под развесистой пихтой, съедает драгоценную краюшку хлеба и засыпает. Проснувшись, он принимается разжигать костер, как вдруг слышит слабый пароходный гудок, раздающийся издалека. Не веря своему счастью, Васютка бежит на этот звук.

Мальчику выбегает к Енисею и замечает маленький дымок, «будто от папиросы» – приближается теплоход. В отчаянии он кричит и машет руками, но капитан принимает его за местного жителя и не останавливается.

Васютке ничего не остается, как заночевать на этом месте. Утром он слышит звук выхлопной трубы «рыбосборочного катера-бота». Мальчик разжигает сильнее огонь, стреляет из ружья, и его замечают. Капитан бота, хорошо знакомый дядя Коляда, благополучно доставляет Васютку к родным, которые вот уже пятый день безуспешно ищут его в тайге.

Спустя два дня мальчик отвел всю рыболовную бригаду к озеру, которое рыбаки назвали Васюткиным. Рыбы там оказалось так много, что бригада Шадрина полностью переключилась на озерный лов.

Со временем на районной карте появилось крошечное голубое пятнышко с надписью «Васюткино оз.». На краевой карте оно уже значилось без названия, а на карте страны «озеро это сумеет найти разве сам Васютка».

В своем рассказе Астафьев выделяет главную мысль – даже в самой сложной ситуации никогда не стоит опускать руки. Нужно преодолевать свой страх и искать пути решения проблемы – только тогда можно надеяться на успех.

Краткий пересказ «Васюткино озеро» будет полезно для читательского дневника. После его прочтения рекомендуем прочесть рассказ Астафьева в полной версии.

Источник

В.П. Астафьев «Васюткино озеро»: описание, герои, анализ рассказа

Историю о том, как в критической ситуации не растеряться, поддавшись панике, и, мобилизовав силы, сделать всё, что от тебя зависит, рассказывает в своём произведении «Васюткино озеро» В. П. Астафьев.
Сюжет рассказа взят из детства писателя, проведшего свои ученические годы в Красноярском крае. Даже фамилия бригадира является реальной и принадлежит известной династии сибирских промысловиков.

История создания

Написано «Васюткино озеро» было в 1952 году, а опубликовано – в 1956. Но началом появления рассказа на свет стал тот год, когда пятиклассник Витя, выполняя задание учителя литературы, поведал в сочинении, посвященном ушедшему лету, о том, как потерявшись в тайге, провел наедине с природой много тревожных суток, обнаружил неизвестное старожилам озеро и, в конце концов, смог самостоятельно выбраться к реке. Яркий и правдивый пересказ переживаний мальчика привел к тому, что его работа была напечатана в школьном журнале.

Созданное по памяти детское сочинение и стало основой для писателя.

Астафьев. Краткие содержания произведений

  • Ангел хранитель
  • Бабушка с малиной
  • Белогрудка
  • Бойе
  • Васюткино озеро
  • Веселый солдат
  • Весенний остров
  • Гуси в полынье
  • Далекая и близкая сказка
  • Деревья растут для всех
  • Домский собор
  • Запах сена
  • Зачем я убил коростеля?
  • Звездопад
  • Капалуха
  • Капля
  • Конь с розовой гривой
  • Кража
  • Легенда о стеклянной кринке
  • Людочка
  • Мальчик в белой рубахе
  • Монах в новых штанах
  • Ночь темная-темная
  • Пастух и пастушка
  • Печальный детектив
  • Последний поклон
  • Прокляты и убиты
  • Стрижонок Скрип
  • Фотография, на которой меня нет
  • Хвостик
  • Царь рыба
  • Яшка лось

Описание рассказа

Простым, но образным языком рассказчик повествует о буднях рыбацкого стана в Сибири. Тринадцатилетний Васютка, сын бригадира, пытается в меру своих сил помогать взрослым, добывает для них кедровые орехи.

В один из дней, захватив ружьё и провиант, парнишка зашел подальше в лес, надеясь на богатый урожай, и заблудился. После тщетных попыток отыскать дорогу Васютка осознает, что помощи ждать неоткуда, рассчитывать надо только на себя.Ужас, паника и растерянность постепенно уступают место спокойной рассудительности. Не зря парень рос в этом суровом краю, с малолетства слыша наставления стариков о том, как вести себя в подобном случае. Применяя советы бывалых охотников и собственные навыки, мальчику удаётся не только продержаться в жестких условиях несколько дней, поборов в себе страх, но и добыть себе пропитание, обогреться, обнаружить затерянный водоем с ценной рыбой, и, вспомнив уроки географии, выйти к берегу Енисея, к людям.

Шестьдесят километров прошел школьник за пять долгих, полных неизвестности и тревоги, дней. Зная, что рыбаки давно тоскуют без улова, Васютка, прибыв домой, без промедления сообщил об увиденном озере. Указав путь бригаде заветный маршрут, подросток чувствует причастность к общему делу. Впоследствии водоём был нанесен на карту и назван именем Василия.

Главный герой

Василий Шадрин – обычный деревенский школьник, озорник и хвастунишка. Он любит приключения, считает себя вполне взрослым и самостоятельным человеком. Его характер сложился под воздействием отца, немногословных жителей таежной деревни. Обычаи и традиции сибирского края также наложили свой отпечаток. Автор не дает подробной характеристики главного героя, его личность раскрывается в процессе повествования.

Попав в безвыходное, пугающее положение, зная, чем может обернуться потеря дороги в лесу, ясно представляя последствия, Васютка проявил мужество и выдержку, практическую сметку и рассудительность, не утратив при этом чувства юмора. Не поддавшись страху, отважно преодолевая препятствия, парнишка думает не только о себе, но и об общих интересах.

Главные герои

В произведении один центральный персонаж. Но и остальные имеют значимость. Во время прочтения читатель встретится с разными героями.

  • Вася Шадрин. Именно этому мальчику посвящена история. Это обычный ребенок, который учится в сельской школе. Мальчик озорной и любопытный в меру своего 13-летнего возраста. Несмотря на небольшой возраст, герой уже закален жизнью в тайге.
  • Папа Григорий Афанасьевич. Работает бригадиром рыбоведческой бригады. Является примером для своего сына
  • Мама Анна. Заботливая и внимательная женщина, которая любит свою семью.
  • Дедушка Афанасий.
  • Дядя Коляда. Старшина рыбоведческого бота.

Все действия разворачиваются около мальчика Васютки. Произошедшая с ними история сильно сказалась на жизни мальчика.

Анализ рассказа

Во вступлении, ведущемся от третьего лица, автор говорит о новом озере и о роли Васютки в этом открытии. Глубокая любовь к родине и убежденность, что каждого из нас ждут большие и малые победы, сквозит в начальных строках.

Завязка происходит, когда, увлекшись охотой за глухарем, подросток заблудился. Кульминацией выступает момент, когда таёжники спасают отчаявшегося Васютку. Развязка рассказа – это возвращение парня к матери и начало промысла в открытом озере.

Рассказчик применяет традиционную композицию с последовательным повествованием и минимальным количеством героев. Неторопливость и подробность изложения позволяет представить себя на месте центрального персонажа, читатель сочувствует Васе, переживает за него.

Для Астафьева характерно использование сравнений. Благодаря красочным описаниям природа низовья Енисея оживает. Образности действующим лицам добавляет применение в прямой речи местного диалекта.

Преодолевать трудности, всегда искать выход из непростой ситуации, использовать все возможности – вот чему учит эта история. Огромное желание жить помогло маленькому сибиряку выбраться из тайги.

Тема: Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро»

  • название учреждения: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа села Ягодного

  • вид и название методической продукции: Лучший конспект учебного занятия
  • кому адресуется : учащиеся 5 класс
  • составитель или автор Краснопёрова М. В.
  • дата издания. 2020 год

Тема:
Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро»
(Урок анализа первоисточника)

— анализ рассказа В. П.Астафьева «Васюткино озеро», углубление и расширение знаний учащихся по творчеству В. П.Астафьева;

— научиться анализировать текст, умения работать со словарной статьёй, ресурсами Интернета;

— формирование уважительного и бережного отношения к природе; воспитание вдумчивого читателя. Помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью. Вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей.

Методы (приёмы) и формы работы на уроке:

  1. Работа в группах (в сотрудничестве).
  2. Индивидуальная работа учащихся (личностно-ориентированный подход) + разноуровневые группы + каждый в группе отвечает за свою часть.
  3. Элементы исследовательской деятельности учащихся (сравнение, анализ, рефлексия, гипотеза, логика изложения материала).
  4. ИКТ (интерактивная доска; самостоятельная работа учащихся , презентации).
  5. Аналитический пересказ; пересказ, близкий к тексту.
  6. Элементы фронтальной работы.
  7. Языковой анализ текста (элементы).
  8. Чтение карты (условные обозначения; знание знаков и умение их читать).

, презентация к уроку.

I. Эмоциональный настрой

— Добрый день, ребята, уважаемые гости, рада видеть вас на уроке.

(Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» — «Осень»)

Читайте также:  Сахаров озеро в лесу

— Ребята, нет человека, которому не был бы интересен мир живой природы. У нас вызывает восхищение танец глухаря на току, на нас нагоняет страх темный лес, зеркальное отражение глади озера завораживает, рыба, плавающая у берега, приводит в восторг. Человек и природа – вечная тема творчества, о которой говорили и будут говорить писатели и поэты. Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно.

II. Организационный момент

— Цель нашего урока доказать:

человек и природа едины в этом мире. Доказать, что уважение и понимание природы поможет человеку найти выход из сложной ситуации.

Слово про карты. Класс разделён на 3 группы: литераторы, художники, географы. На протяжении урока каждая группа работает по картам и в конце урока проводится обобщение и защита своих работ. ( Приложение №1)

III. Вопросы беседы

1)Итак, кто же главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро

2) Какое место занимал Васютка в бригаде? Какое было у него дело?

3) Васютке нравилось бродить по тайге… А что такое тайга? Давайте найдём значение слова по словарю. У каждой группы словарь.

(запишите слово тайга в словарь).

ТАЙГА
СЛОВАРЬ Слайд
Скажите, а какое время года описывает автор (даже месяц указан)? ( до первого сентября оставалось 9 дней)

4) Итак, в очередной раз Васютка собирается за шишками. Прочитайте,

как об этом рассказывает В. П. Астафьев.
Стр.127
5) Как Васютка относится к взрослым, почему не стал спорить с матерью? Работа с афоризмом.

Некоторые неписаные законы твёрже писаных. Сенека
( Запись на доске)
(Он не отступает от закона,

который помогает жить человеку – слушай старшего, более опытного человека).

— Какой самый первый закон мы должны соблюдать , когда собираемся в тайгу.

Записываем в тетрадь 1 ЗАКОН.
Собираясь в лес, необходимо брать с собой спички и хлеб.

6)Что такое затеси?

З) Зачем в таёжном лесу нужны затеси?

ЗАТЕСИ Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям СЛОВАРЬ

1 Сообщение учащегося.

Затеси – сама по себе вещь древняя и ведомая многим – это зарубка, стёс, сделанный топором или каким-то острым предметом на дереве. Делали его первопроходцы и таёжники для того, чтобы белеющая на стволе мета была видна издалека, и ходили по тайге от меты до меты, часто здесь получалась тропа, затем и дорога, и где-то в конце её возникала заимка, затем село и город. В разных концах России меты называют по-разному: зарубы, затесины, затеси.

— И только ли таёжная дорога начинается с затесей?

Любая тропинка, любая дорога, любой, всякий путь человека по большой жизни начинается с Затесей (заруби себе на носу, завяжи узелок на память). Как вы понимаете эти синонимические фразеологизмы? В конце урока мы с вами и посмотрим, что же мы завяжем в узелок и зарубим на носу.

По затесям пойдут другие люди. Вот он, ребята , 2 ЗАКОН.
Записать закон в тетрадь.
(закон взаимопомощи: сделав затесь на дереве, один человек поможет найти дорогу другому.)

— Весело посвистывая, шёл наш Васютка по тайге, пространно рассуждая о дороге, о всяких таёжных разностях.

— Кто прервал рассуждения героя? Работа со словарём. ( Кедровка)

Как Васютка относится к этим птицам? А какую пользу приносит кедровка лесу? Слайд

(На экране появилась птица кедровка). Вот так она выглядит.

— Васютка прицелился и щёлкнул языком, будто на спуск нажал. Почему наш путешественник не сделал настоящего выстрела?

— Как вы думаете, какой закон природы не нарушил Васютка? Запишите, пожалуйста , его в тетрадь, а в конце урока мы проверим, все ли таёжные законы вы знаете.

(Настоящий охотник бесполезных выстрелов не производит.)

Вдруг впереди что-то захлопало


Слайд
— Что привлекло внимание нашего собирателя шишек?

(Хлопанье крыльев глухаря)

Глухарь – красивая, умная птица

— Расскажите, чем закончилась встреча с глухарём. Какой способ знал Васютка, чтобы перехитрить птицу и выйти из схватки победителем?

— Васютка добыл дичь, или трофей, как говорят охотники. Зачитать. Стр. 130

… « Теперь всё – догоню…..

Давайте запишем это слово в словарь: ТРОФЕЙ -охотничья добыча СЛОВАРЬ

— Думая о своей удаче, Васютка, счастливый, шёл по лесу, насвистывая, пел, что на ум приходило. Вдруг спохватился… О чём спохватился Васютка ? ( Где же затеси?)

— Почему мальчик попал в беду, какой закон природы нарушил?

(Идти по проложенному пути, от затесей не отступать.)

Попытаемся понять Васютку. Монолог «А я заблудился». ( Текст на стр. 131

). Как бы вы повели себя в такой обстановке?
(Ничего, сейчас посоображаю и найду дорогу. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка?» )
— На какие черты характера Васютки обращает наше внимание автор?( ….. Вот вам и 4 закон

. Запишите его в тетрадь) Слайд

Работа по картам. Записать приметы

. (Литераторы работают на д художественными средствами языка ( Отрывок –описание тайги), художники рисуют иллюстрацию к понравившемуся сюжете, географы работают по карте.)

— Почему так настойчиво мать приказала Васютке взять с собою хлеб? Вспомните, какие обычаи, приметы, связанные с хлебом, вы знаете?

2 сообщение учащегося.

Хлеб – всему голова. Хлеб – традиционный символ народной культуры. Не только главная пища русского человека, он, хлебушко, обладает особой силой, которая приписывалась ему нашими предками.

Считалось, что, наделяя человека хлебом, Господь определяет его судьбу и долю, поэтому от характера обращения с хлебом зависели жизненные успехи и неудачи. С представлениями о связи хлеба с Богом и счастливой жизнью связаны и обычаи благословения человека в особо ответственные периоды его жизни не только иконой, но и хлебом.

— Какие меры принимал мальчик, думая, что быстро выберется из сложившейся ситуации?

— Но выхода не было!

— Какое чувство охватило Васютку?

— С каким насекомым сравнивает Виктор Петрович Астафьев нашего путешественника, чтобы передать те чувства, что испытывает он, заблудившись.

— Обратим внимание на экран. Да, действительно, попав в таёжный лес, ощущаешь себя песчинкой в огромной вселенной, мухой в паутине.

-Ребята , какой вы представляете себе непроходимую тайгу?

— «Будь, что будет»,- отрешённо подумал Васютка. Но какие слова деда и отца заставили припомнить всё, что знал наш герой, чтобы выжить в тайге? Слайд ( костер)

— Как Васютка готовился к ночи в таёжном лесу?

— Кого Васютка просит о помощи, обращаясь со словами… (белку)

— Почему мальчик обращается со словами к этому симпатичному существу?

(Человек и природа едины. Попав в беду, он ищет защиты у природы).

… Тайга…Тайга… Без конца и без края…

— Васютка отыскивает глазами жёлтую полоску лиственничка среди неподвижно зелёного моря.

— Для чего мальчик искал именно полоску лиственничка? ( Лиственник растёт по берегам рек)

— Нашёл Васютка водоём — Енисей? (Нет) А что? (Озеро.)

— Каким видится озеро автору, Слайд

— Как готовится Васютка к ночёвке у озера, о чём и о ком были его мысли? (Чтение отрывка). Стр.138

. Но не удалось вырваться из лап природы и пришлось вне дома провести 3-ю ночь.

— Какой была эта ночь?

— Что (очень важная деталь) освещает все ночи надежды Васютки, что он найдет дорогу домой? (Костёр)

— пофилософствуйте, почему автор символом надежды выбрал образ костра.

— Но вдруг настроение Васютки меняется. Почему герой так обрадовался найденному трофею? ( убитая утка – тягун – озеро проточное

— Вода проточная – один шаг к спасению; заметя бороздку, герой понял, что он на правильном пути
).
— Именно этот огонь надежды позволил Васютке найти Енисей.

— Теплоход не помог горю Васютки. Слайд

4-ю ночь пришлось провести на берегу Енисея. Она было самой трудной. Почему?

Работа по картам.

( Записать породы рыб)

— И всё-таки удача улыбнулась Васютке, бот «Игарец» спас нашего героя, и именем Васютки назвали озеро.

— Почему приключения Васютки оказались не напрасными? Только ли потому, что он показал бригаде отца «рыбные места». А ещё почему? Слайд

(Вспомним жизненную ситуацию: 1 июля 2013 года в поселки Гарь заблудился мальчик в тайге.)

3 с ообщение учащегося. История о заблудившемся мальчике.

Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка Рома борются за выживание. Китайский мыслитель Лу Синь

считал:
“Пути не открываются перед теми, кто не борется”.
Слайд

Но не только самообладание помогло Васютке и мальчику Роме. Что же еще?

(Васютку поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадывать тайны природы и знание законов тайги.)

— Ребята , а теперь давайте посмотрим, какие таёжные законы вы записали.

(Опрос по записям в таблице.)

Если ты заблудился. ПАМЯТКА

  • Не паникуй, успокойся.
  • Прекрати бесполезное движение,
  • Осмотри место, где находишься.
  • Собери хворост, дрова для костра (на ночь).
  • Разожги костер, приготовь пищу.
  • Подготовь из веток, травы место для ночлега.
  • Спокойно ожидай спасателей, родственников.
  • Работа с таблицей. ( Географы, литераторы, художники)

— Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?”

(Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.)

Природа – открытая книга
Слайд
“Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять” (М.Налбандян)

Природа – мать, кормилица

Природа, как вторая мать, помогает Васютке и выводит его из тайги, ведь она по своей сути гуманна и милостлива. Сам В.П.Астафьев говорил когда-то о природе такие слова: “ Землю свою люблю и не перестаю удивляться красоте её, неистощимому терпению и доброте…Рано потерявший мать – она утонула в Енисее весной 1932 года – я, естественно, тянулся ко второй моей и неизменной матери – земле. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой”

Он учился жить с природой в единстве, быть частью её; соблюдать и уважать её законы, потому и нашёл озеро, оставив память о себе навсегда.

Ребята , а какие легенды вы знаете о нашей местности.

4 , 5 сообщения учащихся ( Легенда о реке Яе и об образовании села Цветковка)
Слайды
— Я желаю вам, чтобы каждый из вас нашёл свой правильный путь в жизни и открыл, пусть небольшое, но своё озеро, чтобы в вашем сердце никогда не угасал костёр надежды, чтобы вы понимали, что человек и природа едины в этом мире. Только уважение и понимание природы поможет человеку найти выход из сложной ситуации.

Из общения с природой Васютка вынес столько света, сколько он захотел, и столько мужества и силы, сколько ему было нужно.
-Почему отражение в Енисее удивило Васютку?
(

Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя. Васюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, любовь — любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине. Безусловно, в этом нас убедил рассказ.)

В начале урока мы с вами говорили о затесях и о том, что же мы «завяжем в узелок» и зарубим на носу.

Работа по картам. Защита работ . ( Записать какие уроки извлекли из рассказа)

Заключительное слово учителя

Зарубки на сердце

Уроки мужества, уроки доброты Ты в сердце сохранишь навеки, И озеро, как символ чистоты, Тебе откроется, пусть на изломе лета. Увидишь в струях чистого ручья Природы первозданной отраженье, И собственная грешная душа Почувствует истоки очищенья. Вольется в сердце неба синева, И звезд на небе тихое мерцание, И щебет птиц, и росная трава —

Читайте также:  Название чудского озера в эстонии

Васюткиного озера сияние!

IV. Итог урока. Домашнее задание

1.Письменно ответить на вопрос» Чему меня

научил рассказ В. П. Астафьева “Васюткино озеро”?”

2. Если с вами тоже произошёл какой-либо необычный случай, когда пришлось проявить выдержку, смелость, смекалку, напишите об этом рассказ

3. Нарисовать иллюстрацию к рассказу “Васюткино озеро” ( Слабые учащиеся)

Источник

Природный мир в рассказе В. Астафьева «Васюткино озеро». Животные.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит материал для проведения бинарного урока по литературе и биологии.

Просмотр содержимого документа
«Природный мир в рассказе В. Астафьева «Васюткино озеро». Животные.»

Природный мир в рассказе «Васюткино озеро» Животные Подготовила ученица 5б класса МАОУ гимназии 6 Шишкина Полина

Природный мир в рассказе «Васюткино озеро» Животные

Подготовила ученица 5б класса МАОУ гимназии 6 Шишкина Полина

 Семейство млекопитающих отряда хищных . Обычно остерегаются человека, но могут быть опасными в тех местах, где они привыкли к людям, особенно белый медведь и медведь гризли . Мало восприимчивы к пчелиным укусам из-за своей густой шерсти, чувствительны для медведей укусы пчёл в нос. В природе естественных врагов почти не имеют .

Семейство млекопитающих отряда хищных .

Обычно остерегаются человека, но могут быть опасными в тех местах, где они привыкли к людям, особенно белый медведь и медведь гризли .

Мало восприимчивы к пчелиным укусам из-за своей густой шерсти, чувствительны для медведей укусы пчёл в нос. В природе естественных врагов почти не имеют .

Подотряд класса пресмыкающихся отряда чешуйчатых. Змеи обитают на всех континентах , кроме Антарктиды и нескольких крупных островов , таких как Ирландия и Новая Зеландия , а также множества мелких островов Атлантического океана и центральной части Тихого океана .

Подотряд класса пресмыкающихся отряда чешуйчатых. Змеи обитают на всех континентах , кроме Антарктиды и нескольких крупных островов , таких как Ирландия и Новая Зеландия , а также множества мелких островов Атлантического океана и центральной части Тихого океана .

 Род хищных млекопитающих семейства кошачьих , наиболее близкий к роду кошек ( Felis ). К нему относятся несколько кошек средних размеров: Обыкновенная рысь ( Lynx lynx ) Канадская рысь ( Lynx canadensis . Некоторые источники считают её подвидом обыкновенной рыси.

Род хищных млекопитающих семейства кошачьих , наиболее близкий к роду кошек ( Felis ).

К нему относятся несколько кошек средних размеров:

  • Обыкновенная рысь ( Lynx lynx )
  • Канадская рысь ( Lynx canadensis .

Некоторые источники считают её подвидом обыкновенной рыси.

Обыкновенный песе́ц , или полярная лисица , реже арктическая лиса ( лат. Vulpes lagopus , [ syn . Alopex lagopus ] от др.-греч. ἀλώπηξ «лисица» и λᾰγώπους «зайценогая») — вид хищных млекопитающих семейства псовых , обычно относимый к роду лисиц (иногда выделяется в отдельный род Alopex ). Небольшое хищное животное, напоминающее лисицу .

Обыкновенный песе́ц , или полярная лисица , реже арктическая лиса ( лат. Vulpes lagopus , [ syn . Alopex lagopus ] от др.-греч. ἀλώπηξ «лисица» и λᾰγώπους «зайценогая») — вид хищных млекопитающих семейства псовых , обычно относимый к роду лисиц (иногда выделяется в отдельный род Alopex ).

Небольшое хищное животное, напоминающее лисицу .

 Род грызунов семейства беличьих . Кроме собственно рода Sciurus , белками называют ещё целый ряд представителей семейства беличьих из родов красные белки ( Tamiasciurus ), пальмовые белки ( Funambulus ) и многих других.

Род грызунов семейства беличьих . Кроме собственно рода Sciurus , белками называют ещё целый ряд представителей семейства беличьих из родов красные белки ( Tamiasciurus ), пальмовые белки ( Funambulus ) и многих других.

 Семейство млекопитающих до 48 см ( южная тонкохвостая крыса Phloeomys cumingi ). Распространены повсеместно, большинство видов - в лесах тропиков и субтропиков .

Семейство млекопитающих до 48 см ( южная тонкохвостая крыса Phloeomys cumingi ). Распространены повсеместно, большинство видов — в лесах тропиков и субтропиков .

Соба́ка ( лат. Canis lupus familiaris ) — домашнее животное , одно из наиболее распространённых (наряду с кошкой ) « животных-компаньонов ».

Соба́ка ( лат. Canis lupus familiaris ) — домашнее животное , одно из наиболее распространённых (наряду с кошкой ) « животных-компаньонов ».

Волк , или серый волк , или обыкнове́нный волк ( лат . Canis lupus ) - вид хищных млекопитающих из семейства псовых ( Canidae ). Наряду с койотом ( Canis latrans ), обыкновенным шакалом ( Canis aureus ) и ещё несколькими видами составляет род волков.

Волк , или серый волк , или обыкнове́нный волк ( лат . Canis lupus ) — вид хищных млекопитающих из семейства псовых ( Canidae ).

Наряду с койотом ( Canis latrans ), обыкновенным шакалом ( Canis aureus ) и ещё несколькими видами составляет род волков.

Оле́невые , или оле́ньи ( лат. Cervidae ) -семейство парнокопытных млекопитающих, содержащее 51 современный вид .

Оле́невые , или оле́ньи ( лат. Cervidae ) -семейство парнокопытных млекопитающих, содержащее 51 современный вид .

Млекопитающее семейства хомяковых. Водяная полёвка часто селится по берегам рек, озёр, прудов и других водоёмов, но нередко её можно встретить далеко от воды — на лугах , огородах, полях и даже в плодовых садах.

Млекопитающее семейства хомяковых. Водяная полёвка часто селится по берегам рек, озёр, прудов и других водоёмов, но нередко её можно встретить далеко от воды — на лугах , огородах, полях и даже в плодовых садах.

Источник

Анализ рассказа Астафьева Васюткино озеро 5 класс

Очень краткий пересказ произведения «Васюткино озеро» Астафьева

Рассказ знакомит читателя с подростком Васюткой, который по неосторожности заблудился в лесу. Мальчишка справился со своими страхами, смог найти небольшое озеро, а затем вышел по ручью к реке, где его подобрали взрослые. Озеро, до этого дня неизвестное никому, впоследствии назвали именем маленького героя — Васюткиным.

Краткая характеристика Васютки — главного героя рассказа Виктора Астафьева «Васюткино озеро»

13-летний Вася Шадрин учится в простой деревенской школе. В меру озорничает, склонен прихвастнуть. Характер главного героя закалён таёжной местностью, сибирскими обычаями, привычками немногословных, трудолюбивых и морозостойких сибиряков. Васютка уверен в себе и считает себя вполне самостоятельным и взрослым человеком.

Автор не даёт прямой характеристики своему герою, он постепенно раскрывается перед читателем в развитии сюжета рассказа. Оказавшись в пугающем положении заплутавшего в лесу ребёнка и прекрасно понимая возможные последствия, мальчишка не растерялся, а нашёл в себе мужество для правильных действий. Он проявил смекалку, рассудительность и смог выбраться к людям. А оказавшись в безопасности, он не забыл рассказать о своём удивительном открытии — небольшом рыбном озере, о существовании которого местные жители не подозревали.

Васюткино озеро — краткое содержание

Васютка – тринадцатилетний паренек, сын начальника рыбацкой бригады. В конце лета было много дождей, и бригада отца вынуждена спускаться все ниже и ниже по Енисею: рыба ушла на глубину. Скоро мальчика снова ждет школьная жизнь, но пока он помогает отцу, деду и развлекает рыбаков, собирая им кедровые шишки в тайге.

Мальчик ходит невдалеке от рыбацких избушек, замечая затеси на кедрах, зарубки, которые оставили люди, чтобы не заблудиться. Каждый день мать дает ему с собой хлеб, но Васютка неизменно приносит его домой. Он сердится: зачем ему краюшка, если он все равно далеко не уходит? Но таков старинный порядок: идешь в лес – бери еду, бери спички.

Однажды, собирая шишки, Васютка замечает глухаря. Никогда еще ему не удавалось подстрелить эту ценную птицу. Он стреляет по ней из своего легкого ружья, но только ранит, и глухарь уходит все глубже в лес. Возбужденный Васютка бежит за ним, а когда добывает птицу, понимает, что затесей на деревьях нет. Мальчик заблудился.

Спички, теплый ватник и подстреленный глухарь (хлеб Васютка не решается трогать, пока есть мясо) помогают ему скоротать первую ночь. Лежа на лапнике, мальчик борется со страхом. Взобравшись на высокое дерево утром, он видит, что до горизонта раскинулась хвойная тайга, а берегов Енисея, обрамленных лиственником, не видно. Васютка решает идти на север: через 100 км начнется тундра, где проще быть замеченным. Вечером второго дня мальчик выходит на берег озерца. Он видит стаю уток, но также обнаруживает необычную белую рыбу, которая водится только в проточной воде. Радость настигает его: будь в озере протока, она могла бы вывести к Енисею!

«Он не раз слышал от рыбаков, что в некоторых озерах будто бы водится белая рыба, но озера эти должны быть или были когда-то проточными…»

надежды Васютки

Усталость отвлекает его от мечтаний: протоки может и не быть, и, подстрелив трех уток, Васютка остается ночевать.

Туманным утром мальчик идет по берегу озера, оказывается, оно намного больше, чем он думал сначала. С удивлением Васютка замечает, что утка, которую он подстрелил и не достал из воды вчера, отнесена на другой край озера. Был туман и безветрие, значит, в озере есть течение. Взволнованный, Васютка обнаруживает желанную протоку, дело за главным: она не должна вести к другому озеру. Идя вдоль речки, мальчик выбивается из сил. Он съедает последний хлеб, спичек остается только четыре. Васютка ночует на берегу протоки.

На рассвете он слышит пароходный свисток вдали. Мальчик бежит из последних сил, и оказывается в устье протоки:

«Неожиданно лес расступился, открыв перед Васюткой отлогий берег Енисея. Мальчик застыл. У него даже дух захватило – так красива, так широка была его родная река!»

Васютка выходит на берег Енисея

Мальчик видит пассажирский пароход, но тот проходит мимо. Затем, уже в темноте раздается звук мотора – это идет рыболовецкий бот. В отчаянье он подбрасывает дров в костер и зовет на помощь: пламя и крики привлекают внимание людей, и они забирают Васютку. Оказывается, это артель старшины-украинца, дяди Коляды. Мальчик узнает, что он ушел за 60 км от рыбацкой избушки его отца. Коляда разворачивает бот и отвозит Васютку к родным. Утром пятого дня мальчик возвращается к семье, все счастливы, дед обещает подарить внуку новое крепкое ружье. Васютка рассказывает мужчинам о богатом рыбном озере, и оно вызывает интерес рыбаков. Мальчик отводит их к «своему» озеру, все, в том числе отец, убеждаются в верности его слов. Бригада рыбачит на озере всю осень и зиму. Постепенно название «Васюткино озеро» закрепляется за водоемом. Сегодня под таким названием его и можно найти на карте.

Краткое содержание рассказа Виктора Астафьева «Васюткино озеро» подробно по плану

I. Знакомство с Васюткой

Васютке 13 лет. Он живёт со своими родителями недалеко от Енисея, в таёжной местности. Его отец рыбак.

Лето пролетело незаметно, погода портится, но носу школьные занятия. Взрослые рыболовы заняты починкой снастей, Васютка снабжает их собранными в лесу кедровыми орехами.

II. Васютка идёт в лес за орехами

В очередной раз, пока взрослые были заняты своими делами, Васютка отправился в лес за кедровыми шишками. Мальчишка взял с собой ружьё и, по настоянию матери, хлеб да спички. Васютка шёл по зарубкам на деревьях, чтобы не сбиться с дороги. Набрав достаточное количество шишек, он уже хотел повернуть к деревне, но заметил крупного глухаря. Птицу герой лишь ранил и бросился догонять. Поймав глухаря, он свернул ему шею и понял, что заблудился.

Воспитанный в условиях тайги, мальчик быстро справился с паникой и вспомнил науку взрослых. Заготовил дрова для ночлега, ощипал и приготовил ужин из подстреленной птицы. С рассветом стал искать дорогу домой. Вечером Васютка вышел на озеро, подстрелил уток, обнаружил, что вода богата на рыбу. Мальчик заметил, что в озеро впадает речушка. Он решил подняться по ней, в надежде выйти к реке Енисей. К несчастью, совсем испортилась погода, и Васютке пришлось искать убежище от дождя.

III. Спасение

Утром мальчик развёл огонь, чтобы просохнуть и обогреться. Вдали послышался звук парохода. Васютка отправился к источнику звука. Ему удалось выйти на берег. Вскоре показался теплоход. Дождавшись его приближения, Васютка стал размахивать руками и звать на помощь. Его старания были вознаграждены — его подобрал рыбосборочный катер. Совсем один Васютка провёл в лесу пять дней.

IV. Возвращение домой

Рыбаки накормили мальчика и отвезли к дому. Родные были счастливы его возвращению, ведь его могло уже не быть в живых. Васютка рассказал о своих приключениях и о прекрасном озере отцу. Бригада рыбаков нашла то самое озеро и ему дали название «Васюткино озеро». Рыбы в новом водохранилище и вправду оказалось немерено, и теперь его можно даже обнаружить на карте.

Васюткино озеро подробный пересказ

Для бригады рыбаков настали тяжелые времена. Уровень реки, где бригада занималась рыболовством, поднялся, а вся рыба опустилась на глубину. Позже с южной стороны подул ветер, но, к сожалению, на размерах улова это никак не отразилось. Рыбакам пришлось отойти к низовьям Енисея. Там они нашли пристанище в домике, построенном для ученых, которые проводили в этой местности экспедицию. В этом домике бригада решила ожидать осеннюю путину – сезон массовой миграции рыбы.

Рыбаки коротали время за починкой сломанных снастей, рыбачили переметами, а сын бригадира Васютка ходил в кедрач, а потом угощал собранными орехами рыболовов. Параллельно мальчик просматривал учебники, собирался осенью пойти в школу. Довольно скоро Васютка собрал шишки на кедрах, расположенных поблизости, и решил пойти собирать орехи подальше. Мать собрала сыну узелок, положила туда хлеба и спичек, а мальчишка захватил ружье.

Вначале мальчик шел по кедрачу, ориентируясь по зарубкам, сделанным раньше. Он набрал торбу шишек и решил повернуть обратно, как заметил большого глухаря. Решив его подстрелить, он подкрался и выстрелил, но не убил птицу, а только ранил. Тогда он догнал его и свернул ему шею. Решив, что пора возвращаться, мальчик огляделся, но не увидел знакомых зарубок. Васютка решил воспользоваться известными ему знаками и приметами, но только еще больше заплутал. Мальчику на ум пришли страшные истории о людях, когда-то заблудившихся в тайге, он запаниковал и побежал вперед, не разбирая дороги.

Когда стемнело, мальчик опомнился, немного успокоился и остановился. Он разжег костер с помощью спичек и зажарил глухаря. Всю ночь ребенок вздрагивал от чувства, что кто-то ходит рядом и подкрадывается. А проснувшись, он нашел высокое дерево в округе и залез на него, чтобы понять, где находится Енисей и определить, куда ему идти. Но с высоты дерева он не увидел желтую полосу лиственных деревьев, которые обычно растут вдоль Енисея. Тогда он запасся орехами, рассовав их по карманам, и отправился дальше.

С наступлением вечера Васютке стали попадаться травяные кочки, которые обычно находятся поблизости от водоемов. Но, вопреки ожиданиям, он вышел не к реке, а к озеру. В этом озере просто кишела рыба. Возле водоема находилось много дичи, поэтому мальчик подстрелил уток и решил, что нужно поспать. С наступлением ночи ребенок загрустил и стал вспоминать школу.

Читайте также:  Пансионат для пожилых доброта медвежьи озера

Утром Васютка определил, что рыба в этом озере не озерная. Значит, из озера однозначно бежит речка, которая приведет мальчика к Енисею – решил Васютка.

Днем начался дождь. Васютка забрался под дерево, доел хлеб, который приберег напоследок, и уснул, а проснулся с наступлением сумерек. Но дождь продолжался. Ребенок развел костер и услышал гудок. Мимо мальчика проплыл теплоход. Но капитан принял его за местного, и теплоход не остановился.

Ночь прошла под деревом. А проснувшись, услышал шум катера. Мальчик развел костер поярче и стал громко звать на помощь. Его заметили и привезли к родным.

А двумя днями позже мальчик привел бригаду отца к обнаруженному озеру. Вскоре озеро, названное Васюткиным, нанесли на карту.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

История создания и основная идея рассказа Виктора Астафьева «Васюткино озеро»

Рассказ «Васюткино озеро» был написан Виктором Астафьевым в 1952 году. История появления на свет этого небольшого рассказа удивительна. Она основана на реальных событиях, которые произошли с самим автором — Виктором Астафьевым. Ещё учась в школе в период летних каникул юный Астафьев заблудился и провёл несколько дней в лесу. Ему удалось выбраться и, когда строгий учитель литературы задал на уроке написать сочинение «Как я провёл лето», Виктор Петрович передал всё, что ему довелось испытать. Педагог был приятно удивлён работой своего ученика, он похвалил его перед всем классом. Сочинению юного Астафьева присвоили название «Жив» и опубликовали в школьном журнале. Когда Астафьев вырос и стал писателем, он вспомнил свой первый рассказ и переписал его, назвав «Васюткино озеро». Таким образом, рассказ можно считать первым достижением известного сибирского писателя.

С самых первых строк автор погружает читателя в красоту и силу сибирской природы. Он вдохновлён ею сам и стремится вдохновить своих почитателей. Как никто другой Виктор Астафьев радеет за любовь и уважение к родным краям, к Родине. Он говорит о важности открытия своего героя, подчёркивает, что его «маленькая» победа залог чего-то большого в будущем. Преодоление трудностей, поиск сил для действий в, казалось бы, безвыходной ситуации, стремление использовать все возможности, чтобы выжить и никогда не унывать — вот чему учит рассказ «Васюткино озеро».

История создания

Сюжет рассказа взят из детства писателя, проведшего свои ученические годы в Красноярском крае. Даже фамилия бригадира является реальной и принадлежит известной династии сибирских промысловиков.

Написано «Васюткино озеро» было в 1952 году, а опубликовано – в 1956. Но началом появления рассказа на свет стал тот год, когда пятиклассник Витя, выполняя задание учителя литературы, поведал в сочинении, посвященном ушедшему лету, о том, как потерявшись в тайге, провел наедине с природой много тревожных суток, обнаружил неизвестное старожилам озеро и, в конце концов, смог самостоятельно выбраться к реке. Яркий и правдивый пересказ переживаний мальчика привел к тому, что его работа была напечатана в школьном журнале.

Созданное по памяти детское сочинение и стало основой для писателя.

Источник



В. П. Астафьев, «Васюткино озеро». Краткое содержание. Главные герои

В 1952 году написал Астафьев «Васюткино озеро». Краткое содержание этого рассказа вы узнаете из данной статьи. Произведение начинается описанием озера. Оно получило название в честь одного мальчика, Васютки, который его нашел и показал людям.

Плохие новости

Васютка летом жил в тайге с отцом и матерью. Отец его был начальником местной рыбачьей бригады. У мужчин дела шли плохо. Реку вспучили частые осенние дожди, и рыба перестала ловиться. Мужчины ходили хмурые, они изнывали от вынужденного безделья. Бригада решила спускаться вниз по течению Енисея. Однако уловы оставались по-прежнему скудными.

Рыбаки уходят к Енисею

Рыбаки остановились в низовьях Енисея в избушке, которую построила ученая экспедиция несколько лет назад. Начались дни, похожие друг на друга. Мальчик скучал. Ему было некуда сходить и не с кем поиграть. Он ожидал с нетерпением начала учебного года. Вечерами было немного веселее. Рыбаки собирались все вместе в избушке, курили, ужинали, рассказывали истории из жизни и небылицы, щелкали орехи, которыми рыбаков снабжал Васютка. Мальчик обколотил уже все кедры, расположенные поблизости, и всякий раз забирался все дальше. Однако ему не была в тягость эта работа.

Васютка отправляется за орехами

Васютка, позавтракав, снова собрался в лес за орехами. Мать сказала ему недовольно, что следует готовиться к учебе вместо того, чтобы бродить по лесу. Затем она напомнила Васютке, чтобы тот не уходил далеко, и спросила, взял ли он с собой в дорогу хлеба. Мальчик сказал, что ему ни к чему хлеб. Однако мать все равно сунула ему краюшку, сказав, что так заведено «спокон веку», а Васютка еще слишком мал для того, чтобы переиначивать «таежные законы». Мальчик решил не спорить и исчез в лесу. Он шел, весело насвистывая и обращая внимания на пометки на деревьях. В конце концов он приглядел подходящий кедр и решил залезть на него. Затем Васютка стал колотить по веткам ногами. Посыпались шишки. Васютка слез, собрал свою добычу в мешок, а затем решил оббить еще один кедр, который он облюбовал.

Встреча с глухарем

Вдруг что-то сильно захлопало перед главным героем, которого создал Астафьев («Васюткино озеро»). От неожиданности он вздрогнул и вдруг увидел перед собой глухаря — большую черную птицу. Замерло сердце мальчика. Ему ни разу не удавалось подстрелить глухаря.

Птица перелетела через поляну и оказалась на сухостоине. Было сложно к ней подобраться. Васютка вспомнил, как охотники говорили, что глухаря нужно брать с собакой. Птица разглядывает ее, заливающуюся лаем, а охотник тем временем подходит с тыла и стреляет.

Васютка обругал себя за то, что пошел в лес без Дружка. Он пал на четвереньки и, подражая собаке, затявкал, а затем осторожно стал продвигаться вперед. Мальчик не замечал, что порвал телогрейку и расцарапал лицо. Он был охвачен азартом. Птица замерла и с любопытством за ним наблюдала.

Погоня за птицей

Мальчик, выбрав момент, поднялся на одно колено, решив поймать на мушку глухаря. Когда унялась дрожь в руках, он выстрелил. Хлопая крыльями, птица повалилась вниз. Однако, не коснувшись земли, глухарь выпрямился и полетел куда-то в глубь леса. Мальчик бросился за раненой птицей.

Все сильнее слабел глухарь. Вскоре он побежал, так как не мог уже взлететь. Было недалеко до птицы. Мальчик в несколько прыжков догнал глухаря и животом упал на него. Васютка, радостно улыбаясь, гладил птицу, любуясь его перьями, черными с голубоватым отливом. Мальчик взвесил в руке добычу и понял, что пора отправляться домой.

Васютка заблудился

Он шел гордый своей удачей и счастливый. Однако вскоре Васютка понял, что заблудился. Он осмотрелся в поисках затесей и повернул назад, присматриваясь внимательно к каждому дереву. Однако зарубок на них не было.

В поисках дороги

Сжалось сердце мальчика. Для того чтобы отогнать страх, он принялся рассуждать вслух, убеждать себя, что непременно найдет дорогу. Однако страх подступал к нему все сильнее. Васютка снова начал размышлять вслух о том, что нужно идти на юг. Он продвигался, но затесей не было видно. Несколько раз мальчик менял направление. Он высыпал шишки из мешка и шел вперед, пока не осознал со всей ясностью, что заблудился.

Много раз мальчик слышал рассказы о том, как люди блуждают в лесу. Однако он представлял себе это как-то иначе. Слишком уж просто все получилось. Васюткой овладело отчаяние.

Ночью он остановился, зажарил глухаря, однако хлеб решил приберечь на крайний случай. Проснувшись, он влез на высокое дерево, чтобы понять, где находится Енисей, однако не обнаружил окружавшей реку желтой полосы лиственника. Набрав полные карманы орехов, мальчик тронулся в путь. Интересно, чем же закончится рассказ «Васюткино озеро», не правда ли? Не волнуйтесь, финал его благополучный. Совсем скоро вы узнаете, какую концовку приготовил читателям автор произведения «Васюткино озеро». Отзыв о нем, а также ваше мнение о главных героях вы можете оставить в комментариях.

Васютка обнаруживает озеро

Васютка к вечеру вышел к большому озеру, полному непуганой дичи и рыбы. Здесь он подстрелил уток и расположился на ночлег. Очень страшно и грустно было мальчику. Вспомнив школу, он раскаялся, что хулиганил, курил, не слушал на уроках. Приглядевшись к рыбе утром, он понял, что она речная, а значит, из озера должна вытекать речка.

Днем мальчик залез на пихту, съел краюху хлеба и задремал. Он проснулся на закате. Все еще шел дождь. Васютка развел костер, а затем услыхал гудок парохода — где-то рядом был Енисей. Он выбрался к реке на другой день. Пока он размышлял, в какую сторону идти, мимо него проплыл пассажирский теплоход. Васютка напрасно кричал и махал руками — его приняли за местного жителя.

Спасение главного героя и заслуженная награда

О чем же далее рассказывает Астафьев («Васюткино озеро»)? Переходим к описанию финала. Мальчик устроился на ночь. Утром он услышал звук рыбосборочного катера. Мальчик начал кричать, развел большой костер, и его заметили. Коляда, знакомый дядька, доставил его к родным, искавшим его уже 5-й день по тайге.

Мальчик через 2 дня отвел рыболовную бригаду к месту, которое получило название Васюткино озеро. Краткое содержание не описывает подробностей финала. Отметим лишь, что в водоеме оказалось очень много рыбы. На районной карте вскоре появилось «Васюткино оз.». Уже без надписи оно перекочевало на краевую, а на карте страны отыскать его мог лишь обнаруживший его мальчик. Так заканчивается произведение, которое создал Астафьев («Васюткино озеро»). Расскажем теперь о главных героях.

Природа в рассказе

Природа и человек (Васютка) — вот главные герои. «Васюткино озеро» — это рассказ, в котором природа — это не просто фон или декорация. Это отдельный мир, который живет по своим собственным законам. Он проверяет сущность людей и определяет, на что способен человек. Природа заставляет главного героя пройти испытания, дает возможность лучше оценить заботу и любовь матери, близких, семьи. Она грозит, запутывает, пугает, но и приоткрывает завесы, подсказывает. Нужно лишь понять, увидеть, заметить, а для этого следует быть чутким и зорким не только на слух и глаза, но и в сердце.

Мальчик Васютка из рассказа «Васюткино озеро»

Краткое содержание, которое вы только что прочитали, не позволяет подробно описать характер этого мальчика. Однако общее представление о нем вы вполне можете составить. Человеческая сущность, как известно, лучше всего раскрывается в экстремальных ситуациях. Это и есть главная мысль рассказа, который написал Виктор Астафьев. Васютка оказался в одной из них. И он смог проявить мужество, находчивость, решительность. Конечно, мальчик очень испугался, поняв, что значило потеряться в лесу. Однако природа не любит трусливых и слабых, и Васютка отлично это осознавал. Конечно, он много раз был в лесу и знал из рассказов рыбаков, как нужно поступать в таких ситуациях. Вместе с тем Васютка понимал, как легко сгинуть навеки в просторах суровой тайги. Поэтому ему понадобилась вся его воля, мужество и самообладание для того, чтобы не поддаться панике. Виктор Астафьев отмечает, что Васютка, как опытный взрослый, обдумывал каждый шаг, каждое действие, устраиваясь на ночлег, выбирая направление, добывая еду. Благодаря мужеству он вышел победителем из леса. Его победа заключалась в том, что он преодолел в себе страх и растерянность, и это помогло Васютке вернуться домой. Он выдержал испытание, а наградой стало озеро, полное рыбы, о котором мальчик поведал рыбакам.

Не правда ли, интересную историю рассказал нам Астафьев («Васюткино озеро»)? Главные герои — это лишь одна сторона анализа этого произведения. Можно продолжить размышлять о нем, к чему мы и призываем читателя.

Источник

Adblock
detector