Меню

Картины с ивами у реки

Клод Моне. Мистерия ив и вистерий

Картины с кувшинками кисти Клода Моне прекрасны. Но, как мы уже ранее посмотрели, не только кувшинками)

Столь волшебное впечатление создают и прекрасные ивы, а кувшинки подчас предстают в их обрамлении.

И о прекрасных вистериях Моне поговорим.

И с первой картины сюжет «соткан» нитями ветвей, с «вплетенными» в природное кружевное полотно лилиями.

Как будто неведомый занавес раскрывается, представляя нам пруд с прекрасными лилиями.

И освещение преображает всю картину, наполняя ее волшебным звучанием.

Фотография картины К. Моне

И снова – как будто представление лилий, их прекрасный хоровод)

И ветви ив – словно сцену своими отражениями формирующие.

Фотография картины К. Моне

И снова удивительная гармония ив, их отражений и кувшинок.

Когда всё пространство как единое целое воспринимается.

И впечатление – таинства природы, великим художником запечатленного.

Основное значение слова «мистерия» – таинство. И это слово очень точно передаёт ощущение от увиденного.

Фотография картины К. Моне

И снова таинство – ива предстает нам в удивительном ракурсе.

Зритель оказывается как будто под раскидистой кроной и зачарованно любуется красотой солнечного света, сплетающего узоры в её ветвях.

Фотография картины К. Моне

И снова волшебство света – в ветвях, отражениях, во всём пространстве, о прекрасном летнем дне повествующем.

И это впечатление счастья, подаренного нам самим художником, выразившим в картине своё восхищение.

Фотография картины К. Моне

И снова таинство – как прекрасны отблески света на листьях кувшинок и ветвях ивы!

В общей симфонии они приобретают сказочное звучание, дополняя друг друга.

Фотография картины К. Моне

И разве был бы столь прекрасен мостик, если бы не каскады ив)

Оттого пространство ещё более волшебным представляется.

Фотография картины К. Моне

А теперь – прекрасные ветви вистерии, иными словами – глицинии.

И какое удивительное впечатление даже при изображении ветви!

Фотография картины К. Моне

И снова таинство вистерии, ветвью представленное.

И сколько в картине света и воздуха и очарования цветущей вистерии.

Фотография картины К. Моне

И снова вистерия и пространство безграничное и каждым по-своему воспринимаемое – водная гладь или простор неба и, конечно, волшебная красота прекрасной глицинии.

🐠 Одарить автора можно: задонатив на Boosty , предложив работу на Kwork или сделав перевод . Друзья! Ставьте лайки, делитесь ссылкой на статью в соцсетях и подписывайтесь — это тоже поддержит автора! И отзывом порадуйте, напишите, что сегодня особенно понравилось)

Источник

LiveInternetLiveInternet

Помощь новичкам

Метки

Приложения

  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Музыкальный плеер
  • Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку «Обновить

Музыка

Цитатник

УРОК = КАК Я ДЕЛАЮ РАЗРЕЗНУЮ РАМОЧКУ В ФОТОШОП= Все мои уроки здесь Разрезная рамочка в ф.

ПРИСУТСТВИЕ НЕЗРИМОГО В ЗЕМНОМ .

Писанки, крашанки, крапанки, дряпанки, малеванки и яйчата. Писанки — это р.

МЕБЕЛЬ В СТОЛОВУЮ КОМНАТУ Опять о мебели. Мебель в столовую комнату. Конечно, ж.

ТРОПИЧЕСКИЙ САД НОНГ НУЧ (Nong Nooch Tropical Garden). Часть 2. Ранее материал о Таиланде был зде.

Новости

Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии МОИ ЛИЛЕЙНИКИ МОИ ЛИЛЕЙНИКИ 20:28 07.11.2012 Фотографий: 17 Посмотреть все фотографии серии ИРИСЫ В МОЕМ САДУ ИРИСЫ В МОЕМ САДУ 17:06 07.11.2012 Фотографий: 22 Посмотреть все фотографии серии БЛЮЗ ДОЖДЯ БЛЮЗ ДОЖДЯ 22:16 06.11.2012 Фотографий: 7

Рубрики

  • 8 МАРТА (43)
  • УРОКИ ФШ (0)
  • АНИМАЦИИ ЦВЕТОВ (137)
  • АНИМИРОВАННЫЕ СОБАКИ И КОШКИ (555)
  • АНИМАЦИИ- КАРТИНКИ (432)
  • АРХИТЕКТУРА (399)
  • БАННЕРЫ МОИХ САЙТОВ (9)
  • ВЕБМАСТЕР (825)
  • ВСЕ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ САЙТА (988)
  • ВСЕ О ЙОРКАХ (12)
  • ВСЕГДА ПОД РУКОЙ (428)
  • ВЫПЕЧКА (19)
  • ВЫШИВКА (136)
  • ВЯЗАНИЕ (168)
  • ДЕКУПАЖ (13)
  • ДЕКУПАЖ И ДРУГОЕ ТВОРЧЕСВО (15)
  • ДЕТИ И ДЕТСКОЕ (165)
  • ДИЗАЙН, СТИЛИСТИКА, МОДА (249)
  • ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ЦВЕТОВ (813)
  • ЖИВОТНЫЕ (379)
  • ЗИМА ПЕЙЗАЖИ И ПРОЧЕЕ (26)
  • ЗНАНИЯ И НАУКА (309)
  • ЙОРКИ (6)
  • КНИГИ (3)
  • КОММЕНТАРИИ-НАДПИСИ И КАРТИНКИ (399)
  • КУКЛЫ (221)
  • КУЛИНАРИЯ (131)
  • ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАНИЧКА (109)
  • МАСЛЕНИЦА (3)
  • МОИ РАМКИ (440)
  • МОИ СХЕМЫ ДЛЯ ДНЕВНИКА (336)
  • МОИ ФОНЫ (93)
  • МОЙ САД (21)
  • МУЗЫКА (395)
  • НАПИТКИ (18)
  • НОВОГОДНЕЕ (353)
  • НОВОСТИ В МИРЕ СОБАК (86)
  • ПАСХА (128)
  • ПОЗДРАВЛЕНИЯ (467)
  • РАЗНОЕ (375)
  • РАМКИ (301)
  • САДЫ И ПАРКИ (339)
  • УХОД ЗА ЦВЕТАМИ (34)
  • ФАФОР И КЕРАМИКА (67)
  • ФЛЕШКИ (163)
  • ФОТОПЕЙЗАЖИ И КАРТИНКИ (422)
  • Храмы и соборы (63)
  • ХУДОЖНИКИ (1397)
  • ЦВЕТЫ — ЖИВОПИСЬ (360)
  • ШИТЬЕ и МОДА (207)

Ссылки

Музыкальный плеер

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

ИВА- ПЕЙЗАЖИ

Ива —символ грусти и красоты.

Дремлют плакучие ивы,

Тихо склонясь над ручьем.

Что ты поникла, зеленая ивушка?

Что так уныло шумишь?

Или о горе моем ты проведала,

Вместе со мною грустишь?

Шепчутся листья твои серебристые,

Шепчутся с чистой волной.

Не обо мне ли тот шепот таинственный

Вы завели меж собой?

Знать, не укрылася дума гнетущая,

Черная дума от вас!

Вы разгадали, о чем эти жгучие

Слезы лилися из глаз?

В шепоте вашем я слышу участие;

Мне вам отрадно внимать.

Только природе страданья незримые

Духа дано врачевать!

У дорог, ручьев, на берегу рек, озер и прудов или недалеко от жилья часто можно встретить большое раскидистое дерево, достигающее иногда тридцатиметровой высоты. Это ива белая,’ или ветла. Ветви у ветлы зелено-желтые. Кора и нижняя сторона листьев покрыты шелковистыми волосками, напоминающими белесоватый налет.

Вам, наверное, не раз приходилось наблюдать, как в считанные секунды лишь стоит подуть порывистому ветру, крона ветлы из зеленой превращается в серебристо-белую. Если ива растет у воды, то здесь особенно заметно, как тонкие гибкие ветви, словно обессиленные, свисают вниз, кончиками листьев касаясь воды. Быть может, поэтому за ивой прочно закрепился эпитет «плакучая».

В народном поэтическом представлении ива —символ грусти и красоты. В сказках, песнях и легендах многих европейских народов ива уподобляется живому существу. Она говорит и плачет, а если ее рубят, то из нее течет кровь. Как к живому существу, обращены к иве слова русской народной песни:

Ивушка, ивушка Зеленая моя, Что же ты, ивушка, Невесело стоишь? Или тебя, ивушка, Солнышком печет, Солнышком печет, Частым дождичком сечет?

За околицей деревни

Под корнями старой ивы

Рассказал мне ту легенду

Познакомил меня с ивою

Это девушка любимого

Свои косы по-над речкою

Водяной ее со зла

Тело гибкое корою

Если милый эту Ивушку

И водицы родниковой

Читайте также:  Река уфимка какая рыба водится

Прежний облик к ней вернется

Так и ждет, над речкой косы

Прилетает часто ветер,

Соловей над нашей ивушкой

Ей забыть о друге милом

Образ ивы, склонённой над водой, всегда навевал печаль. Об иве слагались легенды и мифы.

Ива плакучая Ива остролистная Salux aculifolia Wilid

Название происходит от латинских слов sal – близко, lix – вода.

Иву часто называют вербой. Верба считалась у славян священным деревом, символом непрерывности и постоянства жизни. Именно верба символизирует древнеславянского языческого бога Ярилу.

В древнегреческой мифологии Ива была посвящена богиням Гекате, Гере и Персефоне. Ивовый прут — эмблема богини охоты Артемиды и символ деторождения.

Благодаря своим гнущимся, но не ломающимся ветвям, у даосов это дерево, символизировало силу в слабости.

В Японии оно являлось эмблемой упорства и терпения.

В мифологии некоторых других стран ива противопоставляется деревьям, которые ломаются под напором бури. Гибкие ветви ивы под порывами любого ветра остаются целы.

В шумерской культуре ива олицетворялась с весельем и счастьем.

В средневековой Европе её называли деревом певцов и поэтов, поскольку считалось, что она способна даровать красноречие.

В Китае с ивой связывались представления о женской красоте, мягкости, податливости, о весне; существовало поверье о способности ивовых ветвей, вывешенных на воротах, отгонять злых духов, что согласуется и с более общим представлением об иве как средстве связи с духовным миром. Иву можно встретить в любом районе Китая. Это дерево почитали прежде всего за то, что оно своими листьями создает надежную тень, давая людям возможность насладиться прохладой во время знойных, солнечных дней. Из гибких ивовых прутьев плели корзины и веревки, а из листьев, содержащих танин, крестьяне изготовляли напиток, заменяющий собой чай.

Источник

Картины с ивами у реки

Заметки дендролога. Поговорим об ивах.

Ива Сизая. Фото М. Сахневич «Сядем здесь у этой ивы. Что за чудные извивы
На коре вокруг дупла!
А под ивой как красивы
Золотые переливы
Струй дрожащего стекла».
А. Фет
«Ножки в речке купаются, ручки в воде плескаются, косы с плеч спускаются, серёжки висят, качаются» . Что это за дерево? У этой загадки отгадка простая. Дерево это, конечно, ива. Иву можно часто встретить у дорог, ручьев, на берегу рек, озер и прудов или недалеко от жилья, поэтому этот вид растений хорошо знаком нам с раннего детства.

И́ва (лат. Sálix) – род древесных растений семейства Ивовые (Salicaceae). Это лиственные, многолетние, двудомные растения. Растут они в областях с умеренным и прохладным климатом Северного полушария – в Сибири, в Северном Китае, на севере Европы, на севере Америки. Некоторые разновидности ив встречаются за Полярным кругом и в тропиках. Ареал большинства ив ограничен, а некоторые произрастают лишь на небольших изолированных участках. Большинство видов ив очень влаголюбивы, поэтому большая часть их растет в поймах рек и выносят длительное затопление. Встречается ивы и в лесах, как примесь к другим деревьям, в сухих же местах (на склонах, песках и т. п.) и на болотах растут сравнительно немногие виды. Ивы не требовательны к почве, но любят более легкую, чем тяжелую почву. Для всех ив свойственна особая светолюбивость, в тени и в глухих местах они растут очень плохо, пропадают в тесноте между другими древесными породами. Ивам свойственна быстрота роста, большинство видов, особенно в молодости и на хороших почвах, даёт ежегодный прирост побегов до двух и даже до трёх метров.

Ива козья. Фото М. Сахневич

Род ивы очень многообразный. По числу своих видов и разновидностей она занимает одно из первых мест среди других древесных пород. В настоящее время род ива насчитывает более 550 видов ; среди них много естественных гибридов, а также форм и сортов, выведенных искусственно. Представители этого семейства очень разнообразны по внешнему виду – есть среди них высокие деревья (среди некоторых видов ив встречаются экземпляры высотой до 40 м и диаметром ствола более 0,5 м), кустарники, иногда довольно мелкие, приземистые, стелющиеся по земле. В полярных странах и на высоких горах, в нагорных областях, растут еще более мелкие ивы, всего несколько сантиметров в высоту, не превышающие мхов, среди которых они растут. Различаются ивы не только внешним видом, но и формой листовой пластинки, формой и цветом стеблей, цветом почек. Время цветения у разных видов ив тоже разное – некоторые из ив цветут ранней весной до распускания листьев, другие – в начале лета, одновременно с появлением листьев или даже позже. Однако, различным видам ив присуще несколько общих для них признаков. Большинство из них цветёт до распускания листьев, мужские цветки содержат две тычинки, хорошо размножаются стеблями или ветвями. Почки на побегах свободные и сидят поодиночке в пазухах листьев, которые располагаются на ветке поочерёдно и крепятся к ней черешками. Плод – многосемянная коробочка, семена мелкие, голые, снабжены длинными серебристыми волосками. Практически у всех ив под корой побегов образуются группы клеток, которые при благоприятных условиях развиваются в корни. Благодаря этому ивы обладают способностью укореняться в любом возрасте, в любой момент вегетационного периода, на самых разнообразных почвах, лишь бы эти почвы были влажными. У каждого вида ив есть свое ботаническое название, но, наряду с ним в русском языке прижились и другие названия, данные этим растениям. В западных областях европейской части России крупные деревья и кустарники рода ива называют ветла, верба, шелюга, ракита. Кустарниковые виды называют лоза, лозняк; в восточных областях европейской части, в Сибири и Средней Азии большей частью кустарниковые виды ив называют тал, тальник. В литературе тоже можно встретить эти названия, относящиеся к определённым видам:

– Ива белая (Sálix alba L., с разновидностью S. alba var. Vitellina.) – ветла, ветловник;
– Ива ломкая ( Sálix fragilis L., с разновидн. S. Russeliana Sm.) – ракита;
–Ива корзиночная (S. viminalis L., с разновидн. S. Molissima), И́ва прутови́дная, или Ива корзи́ночная, Ива ло́зная – корзиночник, лоза, малокитник, талажчаник, белотал, верболоз, кузовица;
– Ива остролистная (Sálix acutifólia) – краснота́л, или кра́сная верба́, шелю́га красная;
– Ива козья (Sálix cáprea) – бредина;
– Ива миндальнолистная (Sálix amygdalina L., S. triandra L.) – ветла, краснолоз, тала, тальник;
– Ива пурпурная (Sálix purpurea L., S. Helix Koch, с разновидн. S. Lambertiana и S. Uralensis) – желтолозник, лозник, тальник;
Ива волчниковая (Sálix daphnoides) –шелюга желтая.

Ива появилась на земле довольно рано, её отпечатки попадаются уже в меловой формации. Само слово «ива» довольно древнее и встречается во многих языках мира, поэтому существует несколько теорий о его происхождении. Одна из версий происхождения состоит в том, что слово произошло от глагола вить. Ведь в старину из ивы крестьяне вили огромное количество ценных вещей.

Читайте также:  Проект наши реки река енисей

Ива барбарисолистная. Фото М. Сахневич

Ива имеет различные, и даже противоположные символические значения. Например, в европейских странах, она символ печали, скорби. На ивах по берегам рек Вавилона иудеи развешивали свои арфы и плакали, вспоминая Сион. Плакучая ива – символ горя и смерти – присутствует на картинах, изображающих распятие. Для всего Древнего Востока ива – символ разлуки. Её тонкие ветви ломали на память, прощаясь перед дальней дорогой. На Востоке ива – символ расцвета сексуальной любви, женского изящества, светлой грусти, способности быстро восстанавливать душевные силы, а также бессмертия. В буддизме ива – символ кротости и сострадания. В китайской живописи и декоративно-прикладном искусстве ива – один из наиболее знаменитых мотивов в качестве лунного, женского принципа. У даосов ива олицетворяла терпение и уступчивость. В Тибете ива – Древо Жизни. Японцы считают иву позвоночником первого человека.

Славяне же считали вербу (народные названия некоторых видов древесных растений рода ива, например: ива козья, ива волчниковая, ива остролистная) священным деревом, символом непрерывности и постоянства жизни. Именно верба символизирует древнеславянского языческого бога Ярилу. Верба на Руси играла ту же роль, что и пальмовые ветви, которыми народ приветствовал въезжающего в Иерусалим Христа. Верба освящалась и освящается до сих пор в храме святой водой. В древности существовал обычай: вернувшиеся из церкви родители стегали освященной вербой детей и приговаривали: «Верба – хлёст! Бьет до слез. Верба красна, бьет не напрасно». Это делалось с целью оделить детей здоровьем. Вербе приписывалась магическая сила влиять на орошение полей и лугов (верба растет в сырых местах, у воды), а значит, она, верили предки, способствовала плодородию и будущему урожаю. Считалось также, что верба обладает способностью наделять здоровьем и половой энергией скот и людей, предохранять от заболеваний и очищать от нечистой силы. Славяне верили, что верба сделает брак счастливым, а женщину – плодовитой. Верили, что ивовые амулеты, подвешенные на шею, предохраняют от адских видений. Женщины вкалывали в волосы веточки ивы, которые защищали от злых духов, придавали остроту зрению и предохраняли от слепоты.

В славянских языках слово ива означает «красное дерево». В самом деле, кора молодых побегов многих представителей этого рода красноватого цвета, и особенно яркой она кажется ранней весной, на фоне потемневшего тающего снега. В средней части России это дерево очень распространено и любимо, его ласково называют «ивушка», «ракитовый кусточек». Вполне естественно поэтому, что про иву сложено немало песен и стихов, отображающих её красоту и очарование. Не обошли стороной иву и русские поэты Ф. Тютчев, А. Фет, А. Ахматова, Ф.Сологуб, К. Бальмонт и другие:
«Что ты клонишь над водами,
Ива, макушку свою?
И дрожащими листами,
Словно жадными устами,
Ловишь беглую струю.

Хоть томится, хоть трепещет
Каждый лист твой над струёй.
Но струя бежит и плещет,
И, на солнце нежась, блещет,
И смеётся над тобой. » Ф.Тютчев.

«А я росла в узорной тишине,
В прохладной детской молодого века.
И не был мил мне голос человека,
А голос ветра был понятен мне.
Я лопухи любила и крапиву,
Но больше всех серебряную иву…» А. Ахматова.

«На иве распустились почки,
Берёза слабые листочки
Раскрыла — больше снег не враг.
Трава взошла на каждой кочке,
Заизумрудился овраг». К. Бальмонт.

Ива корзиночная. Фото М. Сахневич

До наших дней дошли приметы про иву:
– Ива рано инеем покрылась – к долгой зиме;
– Когда с ивы и с лозы пух летит, сей поздний овес;
– Коли ива рано по осени покрылась инеем, то будет протяжная весна;
– Кто вербу посадит, сам на себя заступ готовит, умрет, когда из вербы можно будет вытесать лопату;
– На вербной мороз — яровые хлеба хороши будут.

Не меньше сложено про иву пословиц и поговорок:
– Верба красна бьет напрасно; верба бела бьет за дело;
– Где вода, там верба, где верба, там и вода;
– Дождешься, как от вербы яблок;
– От ивы яблоко не родится;
– Ива от снега не ломается (Япония);
– Ива утонет, но на гору не поднимется (Китай).

Люди с древних времен пользуются чудесным свойством растений – давать пищу и тепло, исцелять от болезней . В славянских странах ива тоже использовалась в народной медицине как противовоспалительное и противолихорадочное средство при малярии. На Кубани вербу использовали при лечении детских болезней. Вербой окуривали больной скот, растирали её в порошок и засыпали им раны, делали из неё отвар и пили от разных болезней, а также употребляли в качестве примочек от опухолей и ушибов. Освящённую вербу скармливали коровам и овцам, при этом говорили: «Не я даю, а тальник. Как тальник не сохнет, так и вы, мои, Богом данные скотинки, не сохните». И не зря иве приписывались такие свойства. Салициловая кислота была впервые обнаружена именно в иве, отсюда происходит и её название. Кора некоторых видов ив обладает антибиотическим действием, она содержит гликозид салицин, имеющий лекарственное значение. Экстракты ивовой коры, благодаря наличию салицилатов, обладают противовоспалительным действием. В листьях некоторых видов содержатся салидрозид, флавоноиды, дубильные вещества. Из флавоноидов преобладают производные лютеолина, обладающие противовирусным действием. В медицинской практике используют листья ивы остролистной для получения лютеолина-стандарта и лютеолин-7-глюкозида-стандарта. Многие виды ивы имеют большое хозяйственное значение. Древесина ив очень легкая и мягкая, хотя быстро загнивает, тем не менее, используется для различных построек, изготовления мелких инструментов, получения целлюлозы, идёт на многие поделки и на изготовление деревянной посуды. Длинные гибкие побеги являются прекрасным материалом для изготовления плетёных изделий. На крайнем севере Западной Сибири и на Дальнем Востоке из коры ивы плетут рыболовные сети. Кора большинства видов богата дубильными веществами и используется в кожевенной промышленности для дубления кож. Облиственные ветви ивы идут на корм животным, особенно козам и овцам. Ива идёт на безвершинное ивовое хозяйство (система ведения хозяйства в лесных насаждениях, основная цель которого выращивание мелкой поделочной древесины). Кроме этого ивы это ценные медоносные растения. Благодаря способности легко возобновляться и вегетативно, и семенами, ивы часто являются пионерами зарастания нарушенных территорий – не только в поймах рек, но и на вырубках, гарях, вдоль дорог. Ивы широко используются в лесомелиоративном и полезащитном лесоразведении, выполняют водоохранные, водорегулирующие функции и служат для задержания передвижения летучих материковых песков. Большое значение некоторых из видов ив как декоративных растений, которые успешно применяются для озеленения городов и поселков.

Интересные факты про иву:
– внешний вид растений этой группы очень разнообразен: от деревьев до кустарников;
– цвет листьев: от зеленого до серо-белого;
– листочки разнообразных форм: широкие, эллиптические, узкие, длинные, ровные и зубчатые;
– период цветения у одних видов в начале весны, в других летом;
– даже вбитый в землю корешок может дать корни и прорасти;
– ивам свойственен процесс гуттации.

Читайте также:  Реки имеющие смешанное питание с преобладанием снегового

О последнем явлении хочется рассказать подробней. Слово гуттация происходит от латинского «gutta» – капля и характеризует способность растений выделять своими листьями капельножидкую воду. Это происходит в том случае, когда корневая система поглощает намного больше воды, чем может испариться с поверхности листьев. Гуттация весьма обычна у многих растений влажных тропических лесов, часто наблюдается на кончиках листьев молодых проростков. Ива относится к тем немногим деревьям, которые способны к этому процессу. Как правило, ива растет на берегах водоемов, корневище дерева значительной частью погружено в воду, поэтому получает они её в избытке. Естественно, что возникает потребность в избавлении от лишней влаги. Влажный воздух не дает иве сделать это привычным для других деревьев путем – через испарение с листьев. Отсюда, то самое состояние, про которое говорят, что дерево «плачет».

Источник



Река на картинах известных художников: как мастера разных эпох писали речные пейзажи

Река на картинах известных художников — частый элемент пейзажа. Иногда она становится главным героем произведения: живописец сосредотачивается на её характере — то плавном, то спокойном, выписывает тончайшие нюансы цвета, отдаёт ей основную часть холста, выносит на передний план, заставляет играть первую скрипку. Такой привилегии чаще всего удостаивались широкая Волга, могучий Енисей, знаменитая Темза… В этом случае, определяя вид пейзажа, можно смело говорить: речной. Впрочем, иногда река на картинах является только частью большого пейзажа: иногда очень важной, иногда фоновой. В этом случае она превращается в часть оркестра, и её красота гармонично вплетается в музыку шедевра.

Река на картинах известных художников. Исаак Левитан. «Вечерний звон»

Речной пейзаж может быть частью природного, сельского и даже городского ландшафта. Например, изображение Темзы у здания лондонского парламента у Клода Моне (Oscar-Claude Monet) — это городской пейзаж, неизвестная речка Михаила Константиновича Клодта, к которой пришли коровы на водопой — часть сельского.

Река на картинах известных художников. Клод Моне. «Здание парламента, размышления о Темзе»

Река на сюжетных картинах не только выступает фоном: зачастую она тесно взаимодействует с персонажами. Порой она выступает неотъемлемым сюжетообразующим элементом. Например, у Ильи Ефимовича Репина изнурённые бурлаки тянут по Волге тяжело гружённую баржу. А у Рафаэля (Raffaello Santi) дочь фараона со служанками находит в Ниле корзину с младенцем Моисеем, которому суждено стать великим пророком.

Река на картинах известных художников. Илья Репин. «Бурлаки на Волге»

Давайте же познакомимся с прекрасными шедеврами, на которых изображены голубые, синие, бирюзовые, стальные, перламутровые серебряные ленты рек, и узнаем, героинями каких историй они становились.

Река на картинах известных художников. Иван Шультце. «Тихий вечер»

Реки на картинах разных жанров

Красота рек на картинах пейзажистов многолика:

  • на зимних пейзажах их сковывает лёд;
  • на весенних — неукротимые силы заставляют воды ломать льдины и широко разливаться;
  • на летних — воды ярко синеют под солнечными лучами;
  • на осенних пейзажах — приобретают холодный стальной оттенок.

Река на картинах известных художников. Петер Мёрк Мёнстед. «Блики солнца на ручье Себю»

Река на картинах известных художников. Иван Шультце. «Ноябрь»

Закат и рассвет золотят речную гладь, луна бросает на неё таинственные блики или заставляет светиться в ночи.

Река на картинах известных художников. Альберт Бирштадт. «Водопады Сан-Антонио» («Водопады Сан-Антонио»)

Иногда налетает ветер, и тогда водная стихия может стать грозной, опасной. А иногда, как в «Лягушатнике» Пьера Огюста Ренуара (Pierre-Auguste Renoir), ветерок легко играет с зыбью Сены, которая окружает очаровательное кафе.

Река на картинах известных художников. Пьер Огюст Ренуар. «Лягушатник»

Но струящиеся потоки вод, как уже говорилось, встречаются не только в пейзажах. Мы часто видим их и в работах других жанров.

В мифологических, библейских и исторических произведениях они становятся частью конкретного сюжета. Например, многие живописцы обращались к крещению Христа в Иордане или к уже упомянутой истории Моисея, найденного плывущим в корзине по Нилу. Такие вещи мы встретим у живописцев Возрождения и творцов барокко, у представителей классицизма и апологетов академизма.

Река на картинах известных художников. Лоуренс Альма-Тадема. «Обретение Моисея»

Встречаются водные глубины и в литературным сюжетах, к которым обращались живописцы. Например, прерафаэлита Джон Эверетт Милле (John Everett Millais) вдохновила трагическая история Офелии.

Река на картинах известных художников. Джон Эверетт Милле. «Офелия»

У баталистов речная синь становилась территорией битвы: бурлила, вскипала под копытами лошадей, терялась в клубах порохового дыма, окрашивалась кровь.

Река на картинах известных художников. Василий Суриков. «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»

Река на картинах известных художников. Эмануэль Лойце. «Вашингтон переправляется через Делавэр»

В пасторалях, наоборот, речки становятся местом отдыха и наслаждений. Например, подобный фон любили живописцы эпохи рококо. У Франсуа Буше (François Boucher) — изобилие таких сцен.

Река на картинах известных художников. Франсуа Буше. «Гнездо»

В бытовых сценах речки могут выполнять самую разную роль, связанную с занятием персонажа. Например, герои могут купаться, рыбачить, полоскать бельё.

Река на картинах известных художников. Луис Хименес Аранда. «Прачки на берегу реки»

Настроение зависит от замысла автора и во многом от стиля: например, у реалистов часты сюжеты, в которых берег оказывается местом тяжёлого труда или подчёркивает жизненные тяготы героев, как Виктора Михайловича Васнецова, где бедная пожилая пара перебирается из одной трущобы в другую на стылом фоне зимней Невы.

Река на картинах известных художников. Виктор Васнецов. «С квартиры на квартиру»

В жанре ню водная стихия часто отражает красоту обнажённой натуры. Купающиеся прелестницы — один из традиционных сюжетов.

Река на картинах известных художников. Гюстав Курбе. «Купальщица»

Но не всегда подобное ню эротично. Например, написанное в стиле символизма «Купание красного коня» Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина — это аллегория приближающейся революции.

Река на картинах известных художников. Кузьма Петров-Водкин. «Купание красного коня»

Реки на картинах русских художников

Россия богата большими и малыми реками. Конечно же, знаменитые русские пейзажисты не могли не отдать дань красоте речных лент, струящихся по просторам родной земли.

Река на картинах известных художников. Исаак Левитан. «Тихая обитель»

Тончайшим лиризмом наполнены речные пейзажи Исаака Ильича Левитана. Этого гения называли мастером «пейзажа настроения». Его картины замечательно отражают, например, дрёму погружающегося в сон Золотого Плёса, задушевность разливающегося над водой вечернего звона, умиротворённость возвышающейся над берегом тихой обители…

Река на картинах известных художников. Исаак Левитан. «Вечер. Золотой плёс»

Величавы и неторопливы потоки вод у Михаила Константиновича Клодта – кажется, что ветер в принципе не способен нарушить зеркало речной глади. Замечательно удавались Клодту эпические, панорамные вещи. Одна из них — «Волга у Жигулей», великолепный образец пейзажной эпики.

Река на картинах известных художников. Михаил Клодт. «Волга у Жигулей»

У Архипа Ивановича Куинджи речные панорамы наполнены музыкой, мистикой, поэзией и ощущением трансцендентной бесконечности. Наполненное отражённым лунным светом «Ночное» завораживает своей магией.

Река на картинах известных художников. Архип Куинджи. «Ночное»

А вот у Ивана Ивановича Шишкина речки на картинах невелики. Шишкин был мастером лесного пейзажа, поэтому и речушки у него прячутся в сумраке леса.

Река на картинах известных художников. Иван Шишкин. «Лесная речка»

Изумительно играл красками рассвета и заката Иван Фёдорович Шультце.

Река на картинах известных художников. Иван Шультце. «Зимний пейзаж с рекой»

Особый характер у пейзажей Алексея Кондратьевича Саврасова. Он реалистично писал природу, не приукрашивая её и находя красоту в обыденности. Поэтому хотя разливы весенних вод у Саврасова порой грустны и унылы, но в них звучит чудесная музыка обновления.

Река на картинах известных художников. Алексей Саврасов. «Весна. На большой реке»

Есть на шедеврах русских мастеров и северные, и сибирские реки. Например, Василий Иванович Суриков не единожды живописал Енисей. Частая гостья на картинах и Нева. А у Василия Дмитриевича Поленова особой любовью пользовались Ока и небольшие речки — Оять, Орю, Клязьма и Свинка. Ведь даже в самой маленькой речушке — бездна красоты!

Река на картинах известных художников. Василий Поленов. «Речка Свинка близ Алексина»

Если вам нравится изучать живопись и открывать для себя новые имена, вы можете попробовать себя и на ниве коллекционирования. На сайте Very Important Lot регулярно проводятся аукционы, на которых выставляются произведения наших современников и старых мастеров. На них можно подобрать для своей коллекции вещи в самых разных жанрах и стилях — в зависимости от вашего вкуса.

Источник

Adblock
detector