Меню

Хороводы у реки значение

Хоровод — русская традиция

Татьяна Радичкина Тема о хороводе появилась после прочтения миниатюры Милы Кудиновой
«Всепланетный танец»

Хоровод — древний народный танец славян. Он по праву занимает особую роль в традиции славянского народа. Это символ славянской культуры. Основной фигурой танца является круг. Это своего рода круговая композиция, символизирующая собой солнце. Хоровод являлся неотъемлемой частью любого праздника. Независимо от времени года. Но особую популярность народный танец приобретает на Новогодние праздники, после Пасхи до Петрова дня. Это время, когда наши предки особенно часто водили хороводы. Поэтому художники чаще всего изображают хороводы новогодние и в весенне-летний период.

У всех славянских народов хоровод имел свое название:

Сербское — коло;
Македонское — оро;
Хорватское — коло;
Болгарское — хоро.

Как начинался и проводился хоровод
Одним из основных способов начать хоровод заключался в следующем. Несколько девушек выходили на улицу и начинали припевать песни. Затем к ним присоединялись другие. Как правило, девушки были основой любого хоровода. А парни присоединялись к танцу позже, и придавали хороводу задор и веселье с музыкальными инструментами.

Особенность хоровода заключается в том, что он создает атмосферу единения народа. В момент танца люди ощущают себя единым целым, держась за руки и кружась в различных направлениям. Говоря о движении хоровода, следует сказать, что движение хоровода осуществлялось как по часовой стрелки, так и против часовой стрелки. Посолонь и противосолонь — термины, которые сегодня мало кто знает. Но раньше именно они использовались для описания движения по часовой и против часовой стрелки. По-солонь, то есть движение по солнцу. Противо-солонь — против солнца (против часовой стрелки).

Основные фигуры в хороводе
Теперь необходимо разобраться с основными фигурами в хороводе. Движение по кругу — это лишь вершина айсберга. На самом деле в танце существует минимум 7 форм движения, о которых далее.

Основные фигуры в хороводе:

«Столбы» — чаще всего используется в самом начале хоровода. Несколько человек встают квадратом по парам. По очереди начинается движение от одной пары к другой по мере входа в квадрат новых участников.

«Вожжа» — подразумевает собой движением волнами. Первая волна при этом самая большая. Постепенно волна становится меньше, в итоге превращаясь в точку.

Хоровод — русский народный танец. Затем из точки начинает образовываться спираль. Это фигура называется «Плетень». Начиная движение из точки и создавая спираль, символизируется творение вселенной. Плетень постепенно переходит в круг. Самое известное движение в хороводе сегодня. Круг символизирует завершение этапа сотворения мира.

«Сторона на сторону» — во время выдвижения этой фигуры девушки и парни выстраиваются в шеренгу друг напротив друга. Далее две шеренги начинают сближаться друг с другом и отдаляться. В процессе девушки «случайно» роняют платки, венки. А парни подбирают их, а затем возвращают вещи владелицам. Это фигура показывает взаимодействие мужского и женского начала.

«На четыре стороны» — участники хоровода образуют квадрат. Его стороны при этом символизируют четыре стороны света. Во время движения участники хоровода показывают «сеяние просо», чтобы вскоре собрать урожай.

И наконец, «Плясовая» часть хоровода. Является самой задорной. Во время плясовой части, участники исполняют народные танцы под гармонь. При этом соло-танцоры входят в круг и показывают свою удаль и мастерство.

Часто во время движения хоровода по кругу проводятся различные игры, которые веселят и радуют народ. К таковым относятся гусыня и селезень, пузырь, грушка и т.д. Самым популярным игровым хороводом сегодня является именинный хоровод. Когда именинник стоит в центре, а хоровод ходит по кругу и поет песню про каравай.
И особенно часто хороводы водят у новогодней ёлки. Для детей это неотъемлемая часть новогоднего праздника.

***
Из друзей, подружек
Цепь живым венком,
Что пойдёт-закружит
Плавным ручейком.

Да, забава предков
По сей день живёт, —
Возле ёлки водим
Все мы хоровод.

***
Хоровод, хоровод,
задушевный хоровод!
Как лебёдушка, по кругу
дева каждая плывёт,
Словно павы величавы
и сияют красотой —
От мелодии душевной,
так нетрудно быть такой.
От мелодии душевной
и берёзка поплывёт,
Девы статны, как царевны.
Славься русский Хоровод!

© Copyright: Татьяна Радичкина, 2020
Свидетельство о публикации №220062901070 Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении Другие произведения автора Татьяна Радичкина . Татьяна,я с большим интересом прочитала ваш познавательный рассказ. и конечно сразу вспомнилось своё детство,как водили хороводы,играли в «плетень»,мальчишки «стенка на стенку». и т.д. спасибо вам. всего вам самого хорошего. быть добру. с уважением,теплом,Лидия.

Спасибо, Лидия, за душевный отклик!
Добра и счастья Вам!

Источник

Хороводы у реки значение

Хорово́д ( карагод, танок, круг, улица) — древний народный круговой массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действия.

Распространён в основном у славян, но встречается (под разными названиями) и у других народов. Названия танца у разных славянских народов: коло (сербское), оро(македонское), коло (хорватское), хоро (болгарское). Название у других народов: ёхор (бурятское), хорэ (молдавское), хейро (эвенское), хоруми (грузинское) и др. Определённое сходство с хороводом также имеют танцы лонгдол и менуэт.

Ансамбль народного танца «Кудринка» — русский танец «Черёмуха».

Хороводом у восточных славян называются также молодёжные игры на открытом воздухе, сопровождаемые исполнением танца-хоровода. Приходятся в основном на конец весны — начало лета, но может быть и осенью.

Русские хороводы, украшая собою нашу семейную жизнь, представляются столько же древними, сколько древня наша жизнь. Жили ли предки наши дома, они занимались играми, плясками, хороводами; были ли они на побоище, они воспевали родину в своих былинах. С веселых пиров Владимира песни разносились по всей Руси и переходили из рода в род. Прежние наши гусляры, вдохновители русской народной поэзии, видны доселе еще в запевалах, хороводницах, свахах. Как гусляры в старину открывали песнями великокняжеские пиршества, так и наши запевалы и хороводницы составляют хороводы и пляски. Есть люди, указывающие нам на былое действие, но нет верного указания, когда начались наши хороводы. История хороводов заключается в преданиях; а все наши народные предания говорят о былом, как о настоящем времени, без указаний дней и годов; говорят, что делали наши отцы и деды, не упоминая ни места действия, ни самих лиц.

Ансамбль Кудринка — Русский хоровод «Веретенце».

Первоначальное значение хоровода, кажется, потеряно навсегда. Мы не имеем никаких источников, указывающих прямо на его появление в русской земле, и поэтому все предположения остаются ничтожными. Было счастливое время, когда наши филологи производили хоровод от греческих и латинских слов. Счастливо было то время, когда наши умники верили, что наш хоровод происходит от греческого слова chorobateo — ступаю в хоре; невозвратны и те наслаждения, когда с торжеством произносили, что хоровод заключается в словах: choros — лик поющих и пляшущих, ago — веду.

Утешны и споры филологов. Латинцы отыскали созвучие у Горация в IV книге, 7 оде — horos ducere — вести хоры, лики, и утверждали первенство за собой. Всматриваясь в это изыскание, как в предположение, находим, что оно прекрасно, что оно открыло труженикам мечтательное созвучие в словах; но кто поручится, что это было так? Кто докажет нам, что русские, вводя в свою семейную жизнь игры, составили свой хоровод из латинского выражения Горация? Много, очень много есть прямых указаний, как русские умели заимствовать из Греции обряды для своей жизни; и во всем этом мы только находим приблизительные указания. Очевидностей нечего и искать; их нет у нашего народа, когда предания передают былое вам о старой жизни.

Хоровод девушек в деревне.

Хороводы мы встречаем у всех славянских племен. Литовцо-руссы хоровод переименовали в корогод. Богемцы, хорваты, карпато-руссы, морлаки, далматы обратили его в kolo — круг. Славянское коло также сопровождалось песнями, плясками и играми, как и русский хоровод. Подобные изменения мы находим и в русских селениях. Поселяне Тульской, Рязанской и Московской губерний, говоря о хороводниках, выражаются: «Они пошли тонки водить». В слове тонки мы узнаем народную игру толоки, в которой игроки ходят столпившись, как в хороводе.

Важность русских хороводов для нашей народности столь велика, что мы, кроме свадеб, ничего не знаем подобного. Занимая в жизни русского народа три годовые эпохи: весну, лето и осень, хороводы представляют особенные черты нашей народности — разгул и восторг. Отделяя народность от простонародия, мы в ней открываем творческую силу народной поэзии, самобытность вековых созданий. В этом только взгляде наша народность ничего не имеет подобного. Отнимите у русского народа поэзию, уничтожьте его веселый разгул, лишите его игр, и наша народность останется без творчества, без жизни. Этим-то отличается русская жизнь от всех других славянских поколений, от всего мира.

Юркина Екатерина — Хоровод, 2005 год.

Русские хороводы доступны всем возрастам: девы и женщины, юноши и старики равно принимают в них участие. Девицы, окруженные хороводницами, изучают песни и игры по их наставлениям. В нашей хороводнице сохраняются следы глубокой древности. Обратите внимание на ее заботливость передавать вековые песни возрастающему поколению, на ее желание внушить девам страсть к народным играм, и вы увидите в ней посредницу между потомством и современностью, увидите в ее думах гения-блюстителя нашей народности. При всей этой важности, хороводница считается у нас обыкновенною, простою женщиною, способною только петь и плясать. Так одно время могло измениться народное значение этого слова. Между нашими православными людьми соблюдается доселе почет к хороводнице: подарки сельских девушек, угощение матушек, безденежные труды отцов на ее поле. Это все делается во время хороводных игр. В другое время она изменяет свой характер: делается свахою на свадьбах, бабкою-позываткою на пирах, за безлюдьем кумою на крестинах, плакушею на похоронах. Таков круг жизни, совершаемый русскими хороводницами. Кроме того, есть еще особенные отличия в хороводницах городских и сельских.

Городскою хороводницею может быть нянюшка, взлелеявшая целое семейство, и соседка, живущая на посылках у богатых купцов. Нянюшка из любви к детям утешает молодежь хороводами, передает им старину своего детства — сельскую; ибо большая часть русских нянек родились в селах, а доживают свою жизнь в городах, в чужом семействе. В этом классе всегда преимуществуют мамки, воспитавшие детей на своих руках. Соседка, удивительная своею заботливостью по чужим делам, представляет в нашей народности лицо занимательное. Она знает все городские тайны: кто и когда намерен жениться, кого хотят замуж отдать, кто и где за что поссорился. Без ней нет в семействе никакого утешения: зимой она приходит детям рассказывать сказки, матушкам передавать вести; летом она первая выходит на луг составлять хороводы, первая пляшет на свадьбе, первая пьет брагу на празднике. Соседку вы всегда встретите в доме зажиточного купца утром, в полдень и вечером; она всегда бывает весела, шутлива, бедно одета. Заговорите с ней поближе, словами, близкими к ее сердцу, и она передаст вам все сокрытое и явное; она ознакомит вас с городом и горожанами; она обрисует вам картины своего века так резко, что вы во сто лет не могли бы сами изучить так отчетисто и верно.

Сельская хороводница—женщина пожилая, вдова, живущая мирским состраданием. Отвага, молодость и проворство отличают ее от всех других. Ей не суждено состариться. Она вечно молода, игрива, говорлива; она утешает всю деревню; она нужна для всего деревенского мира: она распоряжает всеми увеселениями; она не пирует на праздниках как гостья, но зато все праздничные увеселения исполняются по ее наставлениям. Весь круг ее жизни и действий сосредоточивается в одной и той же деревне, где она родилась, где состарилась и где должна умереть.

Ансамбль «Веснушки» — Хоровод с полотенцами.

Места, где отправляются народные хороводы, получили во многих местах особенные названия и удержали исстари за собою это право. Реки, озера, луга, погосты, рощи, кладбища, огороды, пустоши, дворы — вот места для их отправления. На одних местах бывают хороводы праздничные, на других обыкновенные, запросто. Праздничные хороводы есть самые древние: с ними сопряжено воспоминание прошлого, незапамятного народного празднества. Для таких хороводов поселяне и горожане приготавливаются заранее, сзывают дальних гостей и соседей, красят желтые яйца, пекут караваи, яичницы, пироги, варят пиво, мед и брагу. Праздничные хороводы отправляются равно поселянами и горожанами, обыкновенные же более заметны по городам. Девушки богатых отцов выходят повеселиться на свой двор, куда сбираются к ним подруги. Все это бывает вечером, с окончанием работ.

Женщины и девушки, приготовляясь к хороводам, одеваются в лучшие наряды, предмет особенной заботливости поселян. Сельские девушки для сего закупают ленты, платки на ярмарках, и все это на свои трудовые деньги. Из мирской складчины они покупают для хороводницы платок и коты. В городах вся заботливость лежит на матушках, награждающих хороводниц и соседок из своих молочных денег, из барышей, остающихся у богатых купчих от продажи молока.

Читайте также:  Максимальная глубина реки иртыш

Простонародный хоровод в русской деревне.

Мужчины в сельских хороводах представляют гостей, призванных разделять веселье и радости. Молодые ребята, неженатые, вступают в игры с девушками по приглашению хороводницы. В городских хороводах, совершаемых на дворах и площадях, редко участвуют мужчины; там можно видеть братцев и родных, будущих суженых. Эти братцы живо представят вам особенный быт нашей семейной жизни: родниться с своим кругом и заранее сближаться с подругами жизни.

Ансамбль «Берёзка» — Хоровод «Берёзка».

Русские хороводы распределены по времени года, свободным дням жизни и по сословиям. Сельские начинаются со Святой недели и продолжаются до рабочей поры; другие появляются с 15 августа и оканчиваются при наступлении зимы. Поселяне веселятся только по дням праздничным; в другие дни окружают их нужды, а для искупления их они должны жертвовать всем. Городские хороводы также начинаются с Святой недели и продолжаются во все лето и осень. Горожане, люди досужливые, более имеют времени гулять и петь; они пользуются всем готовым. Время и разные обычаи до того разнообразят увеселения православных, что в одно и то же время в одном городе встречаем такой праздник, а в другом находим совершенно иной; там есть свои стародавние обряды, здесь другие. Весна и осень, два времени, в которые поселяне более всего веселятся. Здесь семейная жизнь представляется в разных картинах. Принимая разделение хороводов на весенние, летние и осенние, мы увидим настоящую картину русской жизни и правильнее можем следить за постепенным ходом народных увеселений.

Девичий хоровод на лугу. Русские. Фотоархив Российского Этнографического Музея (РЭМ).

Первые весенние хороводы начинаются с Святой недели и оканчиваются вечером на Красную горку. Здесь соединялись с хороводами: встреча весны, снаряжение суженых к венечному поезду. Радуницкие хороводы отличаются разыгрыванием Вьюнца, старого народного обряда в честь новобрачных. Георгиевские хороводы соединяют с собой выгон скота на пастьбы и игры на полях. В этот день к хороводницам присоединяются гудочники—люди, умеющие играть на рожке все сельские песни. Последними весенними хороводами считаются Никольские. Для празднования Николыцины званые гости съезжаются с вечера и принимаются с почетом, поклонами и просьбами пировать на празднике. Целое селение складывается в складчину на мирской сбор: поставить угоднику мирскую свечу; сварить браги, щей, лапши, каши; напечь пирогов для званых гостей. Все это дело присуждалось старосте или земскому. Званые гости уезжали с лошадьми в ночную, где пиршества продолжались до утра с плясками и песнями. Наставал праздник, со всех сторон стекались православные, званые и незваные. Богатые незваные приходили к старосте и давали вкладу пировать Никольщину; бедные только отделывались поклонами. Кругом погоста ставили столы с пирогами, кадушки с брагой; а в земской избе стояли на столе: щи, лапша, каша. С окончанием обедни начиналась пирушка. Гости ходили по избам, ели, что душе было угодно, пили донельзя. Пред вечером женщины выходили на улицы петь песни, играть в хороводы. Раздолье бывало шумное и гульливое, когда боярин жил в селе и справлял с своими гостями Никольщину. Двор его наполнялся людьми; боярин с боярыней угощали гостей вином и брагой. Все это бывало прежде, а ныне быльем заросло. Вот о чем с горестью воспоминают старики! Вот отчего мила русскому по душе и сердцу русская старина! Николыцина продолжалась три дня, а иногда и более. Заезжие гости до того наслаждались брагой, что не могли руками брать шапку. Это считалось для хозяев особенным почетом, а гости почитали себя вправе величаться таким угощением. В пиршестве не участвовали только девицы; они наслаждались хороводами, когда женщины плясали «во всю Ивановскую».

Летние хороводы начинаются с Троицкой недели и бывают веселее и разнообразнее весенних. Поселянки закупают наряды: платки и ленты. Семейная жизнь пробуждается со всеми причудами. Московский семик, первенец троицких хороводов, отправляется во всеми увеселениями. К этому дню мужчины рубят березки, женщины красят желтые яйца, готовят караваи, сдобники, драчены, яичницы.

Источник

Хороводные традиции русского народа

Народное хореографическое искусство Руси насчитывает большое количество танцев, плясок и переплясов. Но хоровод среди них стоит особняком, как один из самых древних танцев, ведущих свою историю из седой глубины веков.
Доподлинно неизвестно, где и у какого народа появились хороводы, вероятнее всего они были частью культуры многих народов, появившись как круговые песни и пляски. Известно, что уже в древней Месопотамии за две тысячи лет до нашей эры при жертвоприношениях богам вавилоняне совершали хороводные пляски. Первое письменное упоминание хороводов мы находим уже у древних греков. Гомер прекрасно в своих стихах описывает хоровод с участием юношей.

Торжественностью хороводных танцев выделялись греческие религиозные обряды, в которых участвовали только непорочные девушки, одетые в белые платья и в украшавших головы цветочных венках. Хороводы получили в древней Греции такое широкое распространение, что впервые превращаются в забаву молодых девушек в дни праздников и веселий.
В Древнем Риме, чья культура многое позаимствовала от древнегреческой, хороводы составляли священные обряды. Во время торжеств, посвященных богам, перед их изображениями девушки пели благодарственные гимны. Популярность хороводов, как и в Греции, приводит к тому, что они выходят за рамки религиозных обрядов, превращаясь в народную забаву.
Как ни странно, но после упадка античной культуры, хороводы постепенно исчезают из культуры западноевропейских народов. Лишь отдаленно некоторые танцы напоминали прежние хороводы. Возможно, виной тому было распространившееся в Европе христианство, которое крайне враждебно относилось ко всем проявлениям языческой культуры и, вероятно, именно по этой причине хороводы сохранились в основном у славянских народов, принявших христианство намного позднее западноевропейских народов.

Термин «хоровод» происходит от древнегреческого «χορ?с», что означает «массовый танец с песней» и старославянского «вод», что означает «ходить, водить». Хоровод имеет древнюю историю, и в самих хороводах отобразилась история Древней Руси. Чем бы ни занимались наши предки, свои действия они отражали в преданиях, которые, в свою очередь, отражались в народных танцевальных действах. Веселые пиры, ратные подвиги или трудовые будни – все это нашло воспроизведение в величавых хороводах, шествиях по кругу.
Пожалуй, одно из самых древних упоминаний о танце есть в сказании гусляра о Моравском царстве. Рассказчик упоминает о молодых людях, которые собирались на озерах и «водили хороводы да играли кругами». И все это захватывающее действие происходило на плотах!

Истоки хороводов славян уходят в далекое прошлое, к обрядам поклонения языческому богу Яриле. В этих обрядовых хороводах принимали участие все жители, от детей до стариков. Такие хороводы можно наблюдать и сейчас в некоторых районах русского Севера, где старообрядцы сохранили древнюю самобытную культуру русского народа. И, пожалуй, именно у восточных славян хороводы окончательно становятся не только массовым обрядовым танцем, но и веселой молодежной игрой на свежем воздухе, сопровождаемой песней и танцами. Хороводы можно назвать отражением русской девичьей души, где игривость и непринужденность сплетаются с восхитительными русскими напевами. Для этого действия девушки и женщины одевались в свои самые лучшие одежды, специально покупали красочные ленты, платки, даже если для этого надо былопотратить свои последние деньги.

Если же обратить внимание на тексты хороводных песен, то можно легко заметить, что они отражают быт наших предков: простым народным языком, часто метким и колким, показана жизнь славян, переданы их традиции, обычаи, уклад семейной жизни и даже умения. Дальше, при описании некоторых хороводов, Вы можете заметить, что хоровод, оставаясь веселой забавой, имел большой смысл, особенно в жизни русских девушек, и знакомил со всем «житьем-бытьем» русского народа от семейных традиций до хозяйственных умений.

Хороводы собирались девушками при наступлении времени игр и забав, когда жители выходили на улицу «людей посмотреть и себя показать». Участвовали в хороводах не только девушки, но и молодушки — те, кто недавно вышли замуж. Часто при сборе хороводов исполнялись грустные песни, суть которых состояла в том, что «Поиграйте красны девушки, Поколь волюшка жить у батюшки, Поколь негушка у матушки, Неровен жених навяжется, Неровен, как черт, привяжется…» Пением в хоровод приглашали не только подружек: «В хороводе веселились, По забавушкам пустились. Песни славно запевали, Подружечек собирали», но и парней: «Сходитесь на лужок, Да и станем все в кружок. Вы сцепитесь все за ручки и приймите молодчиков с собой», ведь одним девушкам в хороводе не то, чтобы скучно, но игры молодежи несли большой социальный смысл, способствуя знакомству и общению «на людях». Мужчины в сельских хороводах представляют гостей, призванных разделять веселье и радости. Молодые ребята, неженатые, вступают в игры с девушками по приглашению хороводницы

.Первые хороводы являлись языческим гимном Солнца. Основная фигура танца – хождение по кругу – символизировала наше дневное светило, а сам хоровод прославлял источник света и тепла, от которого зависел урожай. Этот танец сопровождал жизнь наших предков три сезона в год: весну, лето и осень, и только зимою игрища на природе приостанавливались.
Первые весенние хороводы начинаются с Святой недели и оканчиваются вечером на Красную горку. Здесь соединялись с хороводами: встреча весны, снаряжение суженых к венечному поезду. Радуницкие хороводы отличаются разыгрыванием Вьюнца, старого народного обряда в честь новобрачных. Георгиевские хороводы соединяют с собой выгон скота на пастьбы и игры на полях. В этот день к хороводницам присоединяются гудочники — люди, умеющие играть на рожке все сельские песни. Последними весенними хороводами считаются Никольские.

Для празднования Николыцины званые гости съезжаются с вечера и принимаются с почетом, поклонами и просьбами пировать на празднике. Целое селение складывается в складчину на мирской сбор: поставить угоднику мирскую свечу; сварить браги, щей, лапши, каши; напечь пирогов для званых гостей. Все это дело присуждалось старосте или земскому. Званые гости уезжали с лошадьми в ночную, где пиршества продолжались до утра с плясками и песнями. Наставал праздник, со всех сторон стекались православные, званые и незваные. В пиршестве не участвовали только девицы; они наслаждались хороводами, когда женщины плясали «во всю Ивановскую».

Летние хороводы начинаются с Троицкой недели и бывают веселее и разнообразнее весенних. Поселянки закупают наряды: платки и ленты. К этому дню мужчины рубят березки, женщины красят желтые яйца, готовят караваи, сдобники, драчены, яичницы. С рассветом дня начинались игры и песни. Троицкие хороводы продолжаются всю неделю. Всесвятские хороводы продолжаются три дня и соединены с особенными местными празднествами. Петровские и пятницкие хороводы отправляются почти в одно и то же время. Начатие и продолжение их зависит от изменяемости нашего месяцеслова. Ивановские хороводы начинаются 23 июня и продолжаются двое суток. На Петров день оканчиваются наши летние хороводы.
Осенние городские хороводы в одних местах начинаются с Ильина дня, а в других с Успеньева дня. Сельские хороводы начинаются с бабьего лета. Такая разность указывает более на местности, нежели на различие обрядов. Успенские хороводы начинаются с 6 августа, когда начинают сбирать фруктовые плоды. В старину эти празднества бывали сборные в тульских садах. Веневцы, исключительно занимавшиеся садовыми промыслами, начинали сбор яблок и груш песнями и хороводами.

Хоровод – это массовый танец. В нем принимают участие и молодежь, и люди среднего возраста, и даже старики. Музыка танца обычно медленная, напевная, лиричная. Музыкальный размер чаще используется 4/4, но бывает и 2/4, реже, 3/4. Танец часто сопровождается пением.
Большая роль в хороводе отводится хороводнице – женщине, которая пользуется всеобщим уважением, благодаря чему и заслужила право руководить танцем. В хороводнице сохраняются следы глубокой древности. Обратите внимание на ее заботливость передавать вековые песни возрастающему поколению, на ее желание внушить девам страсть к народным играм, и вы увидите в ней посредницу между потомством и современностью, увидите в ее думах гения-блюстителя нашей народности. При всей этой важности, хороводница считается у нас обыкновенною, простою женщиною, способною только петь и плясать. Так одно время могло измениться народное значение этого слова.

Между нашими православными людьми соблюдается доселе почет к хороводнице: подарки сельских девушек, угощение матушек, безденежные труды отцов на ее поле. Это все делается во время хороводных игр. В другое время хороводница может быть свахою на свадьбах, бабою-позываткою на пирах, кумою на крестинах, плакушею на похоронах. Таков круг жизни, совершаемый русскими хороводницами. Основные фигуры хоровода – это хождение по кругу. Хороводница руководит хождением танцующих в одном большом кругу, затем разбиванием его на несколько маленьких, вновь схождением в один большой круг.

В старину хороводы водились на особенных местах, каждое из которых получало свое название. Это были озера, реки, лужайки, рощи, пустоши, огороды, дворы. На одних местах собирались хороводы только праздничные, на других – повседневные. Для праздничных хороводов селяне пекли пироги, караваи, красили в желтый цвет яйца.
Этот танец является поистине универсальным, и в том или ином виде, под разными названиями встречается у многих народностей. Так, в Болгарии хоровод называется хоро, в Молдавии – хора, хурэ, в Литве – карогод, в Сербии – коло, что в переводе означает «круг». Под разными названиями хоровод известен в Македонии, Хорватии, Грузии и других странах. В каждой из этих стран хоровод вобрал в себя национальные особенности и своеобразие.
Различают хороводы женские и смешанные. Молодые парни могут принять участие в хороводе только по приглашению хороводницы. Это прекрасная для них возможность познакомиться с понравившейся девушкой, с ее окружением и родными.

Читайте также:  Угол реки волги в угличе

Разновидностей хороводов множество. При этом, существовали определенные правила, по которым устраивались хороводы, общими были и основные фигуры, выполняемые в ходе танца, тогда как хоровые песни в некоторой степени зависели от местности, которая накладывала свой отпечаток на обычаи и традиции. В наши дни это во многом затрудняет определение «возраста», но даже со всеми искажениями, по слогу, по деталям быта, некоторые хоровые песни относятся к XV-XVI векам!
Русские хороводы доступны всем возрастам: девы и женщины, юноши и старики равно принимают в них участие. Девицы, окруженные хороводницами, изучают песни и игры по их наставлениям.

Не поддаётся счёту сколько различных танцев и плясок бытовало на Руси и существует до сих пор в современной России. Они имеют самые разнообразные названия: иногда по песне, под которую танцуются (“Камаринская”, “Сени”), иногда по количеству танцоров (“Парная”, “Четвёрка”), иногда название определяет картину танца (“Плетень”, “Воротца”). Были хороводы любовные, семейные, военные, трудовые и т.д. Но во всех этих столь различных танцах есть что-то общее, характерное для русского народного танца вообще: это широта движения, удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства.

Давайте рассмотрим три хоровода, примечательных тем, что имеют различное прикладное значение: от простой забавы до обучения навыкам работы.
Начнем с хоровода-игры «Лён». Лен занимал огромное место в хозяйстве наших далеких предков. Историки утверждают, что лен возделывали еще во времена возникновения Киевской Руси. Из этого неприхотливого растения люди научились получать пряжу и изготавливать ткань. Из льна на Руси ткали холсты, рогожи, скатерти, полотенца, шили одежду и многое другое и учили этим навыкам своих детей. Учили с помощью игр. Так произошла игра-хоровод «Лён». В тексте хороводной песни отражены все этапы производства льна, от посева до получения пряжи! «Уж я сеяла, сеяла ленок… Я полола, полола ленок… Уж я дергала, дергала, лен… Уж я стлала, стлала ленок… Я мочила, мочила ленок… Я сушила, сушила ленок… Уж я мяла, я мяла ленок… Я трепала, трепала ленок… Я чесала, чесала ленок… Уж я пряла, я пряла ленок…» При этом девушки водят хоровод и изображают движения, характерные для упоминаемой в песне работы.

Хоровод «А мы просо сеяли» также уходит своими корнями в глубь веков, возможно, он даже старше «Лёна». Просо получило распространение у славян гораздо раньше ржи и у многих восточных славян оно долгое время оставалось основным зерновым злаком. Вероятно, просо получило распространение с оседлостью славян, которое относится к VI веку. Конечно, нельзя утверждать, что хороводная песня возникла в те же времена, но упоминание его в песне, говорит о важности этого злака в жизни народов, создавших «А мы просо сеяли». Не случайно и то, что изначально обрядовый хоровод проводился в Духов день — праздник, посвященный уважительному отношению к земле-кормилице.

Хоровод «А мы просо сеяли» имитирует многие стороны свадебного обряда славян. Юноши и девушки, разделившись на две группы, встают против друг друга — в этом смысл перехода девушки-невесты из одного состояния в другое, как проход через символические ворота: «Открывайте ворота, принимайте девицу!» При этом наши предки придавали значение каждой детали. К примеру, принципиальное значение придавалось направлению «сеяния проса» – по или против солнца. Ряд против солнца составляли всегда девушки-невесты и в этом заключался глубокий смысл. Такие девушки считались «чуждыми», «чужими», ведь одиночество считалось отклонением от общепринятых норм и традиций, угрозой благополучию рода и только выйдя замуж они становились «чистыми», «своими». «Чужесть» девушек подчеркивается словами песни: «Она у нас вшивая, вшивая, Она у нас дурочка, дурочка».

Последовательно девушка проходит все испытания, весь обряд очищения, включающий в себя и противостояние попытке порчи «конями» посеянного проса, где образ коней символизирует преждевременную внебрачную связь; и расплетение и расчесывание волос, ведь распускание волос волос предшествовало свадьбе; и поучение невесты плеткой, что символизировало переход ее под власть мужа. Заканчивался хоровод переходом всех девушек в ряды «чистых» и словами песни: «В нашем полку пиво пьют, в нашем полку слезы льют», что символизировало свадьбу, ведь слезы невесты — обязательный элемент свадебного обряда. Плачем невеста прощалась с родителями, родным домом, со своими подругами, с девичьей волей и переходила под «мужнину волю».

Следующим давайте рассмотрим хоровод «Заплетися плетень» или просто «Плетень». Вероятное время возникновение этой забавы относится к XVI веку. Примечателен факт, что в Европе этого хоровода нет и распространен он был только на территории Руси, представляя собой веселую и живую девическую забаву, в которой могли принимать участие и парни. В разных областях России хоровод отличается некоторыми деталями, но в основном суть игры в следующем. Пропев несколько первых куплетов хороводной песни, пара девушек, стоявших в начале хоровода, дугообразно поднимали руки и под ними проходили попарно все остальные девушки, после чего хоровод рассыпался – «Расплетайся, плетень, расплетайся». Затем все повторяется – «Заплетися, плетень, заплетися», при этом пары могли или перемешиваться, или оставаться прежними.
Вам это ничего не напоминает? Да, да, всем знакомый «ручеек», в который играли еще наши мамы, но который совершенно забыт сейчас. К сожалению, нынешний век стирает из памяти людей то, что досталось нам от наших предков, то, что определяет нашу самобытность и уникальную культуру, уходящую корнями в глубь веков.

В настоящее время хороводы исполняются, главным образом, на сцене. Радует, что в последнее время наблюдается тенденция к возрождению народных традиций и в обычной жизни.

Хороводы наши, душа увеселений девушек, слились с русской жизнью. Нет деревни, где бы не совершались они. Девица, которая не принимает участия в веселости своих подруг, делается предметом замечаний: «Верно, болит у нее сердце? Верно, нет здесь ее дружка? И для кого ей выказывать себя?» Все девушки непременно стараются показать здесь свою игривость и непринужденную ловкость; поют, резвятся, шутят, бегают, вертятся попарно и венцом, кружатся и раскланиваются.
Дух хороводных песен есть семейная жизнь. В них живо передано веселье и думы наших предков; в некоторых попадаются колкие замечания о семейном быте и его пороках. Время сочинения хороводных песен и имена сочинителей неизвестны. Судя по слогу, они относятся к разным векам, за исключением немногих, а именно: синичка, мак растить, просо сеять, которые должны быть отнесены к XVI в., все прочие к XVII и XVIII вв., но и эти искажены местностию до того, что нельзя определить настоящей их эпохи. Сочинители же были из простолюдинов, потому что никто другой не мог выразить с таким простодушием и таким знанием сельского житья, как тот, кто родился, возрос и наслаждался в простоте природы неподдельными забавами; сочувствовал им и передавал в тоническом распеве, не гоняясь за вычурными выражениями.

При наступлении игр и забав всякий спешит на улицу; старики садятся перед окнами своего дома, а молодые рассыпаются по улице или становятся в кружок. Мужчины составляют свои отдельные круги, а женщины свои, но каждый, подходящий к собеседникам, снимает шапку и приветствует: «Мир вашему сиденью». Ему отвечают, сняв шапки: «Поди к нашему смиренью»,–он садится с краю завалины. Беседа идет – о чем? Домоводство, пашня, посев, скотоводство, распоряжения опытных в этом деле, распоряжения начальства, ряды старосты, суд головы и (где люди без страстей?) – пересуды соседей или соседок перебираются в их разговорах. В то же время собеседники не забывают любоваться живописной окрестностью: за речкою пасутся на зеленеющем лугу кони, свободные на нынешний день от плуга; за рощею чуть видна колокольня ближайшего села; за пригорком извивается черная полоса дороги, по которой ездят в поле. Здесь, ближе, в речке плавают утки и гуси со своими малютками. Но живее рисуется деревенская улица, протянувшаяся по возвышенному берегу речки. Здесь девушки снуют в разноцветных уборах, бегают одна за другой, смеются и любуются своими нарядами. Хорош на той московский сарафан, но эта прекраснее в русском: стянутая под взволнованными грудями шелковым поясом, как она стройна и гибка! На некоторых наброшен на голове шелковый платок, на других золотая лента с широкой поднизью. Резвые и легкокрылые, они идут с конца улицы к тому месту, где всегда собираются играть хоровод; они идут и поют:

Выходили красны Девушки
Из ворот гулять на улицу.
Выносили соловеюшку на рученьке,
Посадили соловеюшку на травыньку,
На муравыньку, на цветы лазоревы.
Соловеюшка рассвищется,
Красны девушки распляшутся,
А молодушки расплачутся:
Поиграйте, красны девушки,
Поколь волюшка жить у батюшки,
Поколь негушка у матушки.
Неровен жених присватается,
Неровен, как черт, навяжется:
Либо старый и удушливый,
Либо малый и недужливый,
Либо ровня, горький пьяница.
Уж я старого утешила,
На осинушку повесила;
Уж я малого утешила,
Возмахнула, в воду бросила.
Уж со ровнюшкой гулять пошла.

Но не думайте, чтобы душа русской девицы омрачалась чувством скорбным при этой песне, чтобы она верила жалобам молодых женщин, которые вмешиваются в их хоровод и поют эту песнь. Девицы сами поют ее и тут же смеются; смотрят на парней, которые вьются около веселой их толпы, вертятся и кружатся свободно; потом, взявшись за руки, они составляют круг, движущийся в обе стороны, и поют:

Как у нас во торгу клич кликали,
А что дорого? А что дешево?
Дорожили красных девушек:
Первая во сто рублей,
Другая во тысячу,
А третьей цены нет!
Дешевы во торгу добры молодцы:
По семи молодцов за овсяный блин.
Восьмой на придачу,
Девятый в провожать!,
Десятый с конем, и с седлом.
И с золотой уздой.

В больших селах собираются хороводы не в одном месте, а на обоих концах главной улицы. Тогда взоры зрителей развлекаются по обеим сторонам. Один хоровод с одного конца, а другой с другого идет навстречу и поет:

Возле тыну хожу,
Я капер-траву сажу.
Не быть капру
С тыном ровну;
Не быть свекору
Против батюшки,
А свекрови
Против матушки.
Сошедшись, оба хоровода поют вместе:
Подойду, подойду
Под Царь-городок;
Вышибу, вышибу
Копьем стену…

Затем меняются игры и песни. Порядок их зависит от произвола и выбора хоровода. Почти каждая песнь сопровождается мимикой, тихой и плавной. Хоровод то строится в ряды, то свивается в кружок – по содержанию песни. Вот идут в один ряд игривые девушки и поют; потом расходятся и вновь собираются, задумывая играть хоровод.

СОЗЫВАНИЕ ДЕВУШЕК В ХОРОВОД

Собравшиеся на зеленой поляне или на улице девушки берутся за руки, делают круг и начинают созывать подружек в хоровод. Во время пения они ходят кружком:

Травонька, муравонька зацвела,
Я вечор та, молодая, в хороводе не была.
Красна девушка прошаталася,
С милым дружком каталася.
Мой милый дружок не женатый, холостой,
Он приглядчив и хорош,
На меня, молодец, похож.
Собиралися девушки все во кружок,
Расходилися во лесок,
Садилися на лужок,
Где муравонька и цветок.
Сорывали с цветов цветочки,
Надевали на головы веночки.
Пошли в хоровод, пошли в хоровод!
В хороводе веселились,
По эабавушкам пустились.
Песни славно запевали,
Подруженек собирали:
Собирайтесь во единый кружок!
Запоем ту песню нову
Про радость нашу к хороводу.

Созывание девушек в хоровод само собой выражает свое значение: желание девушек порезвиться.

П РИГЛАШЕНИЕ ПАРНЕЙ В ХОРОВОД

Одним девушкам скучно играть: они посматривают на парней и горят нетерпением, чтобы те поскорее пристали к ним; дают и знать о своем желании глазами и движениями; после запевают призывную песнь, в коей соблюдают прежний порядок хоровода.

Собиралися ясны соколы в дубровушку;
Слеталися белые лебедушки в зеленую.
Со куста на куст перелетывали.
Диди, лади, диди, ладушки!
Собирались все на единый на точек.
Между собой токовалися.
Все по паре разбиралися.
Диди, лади, диди, ладушки!
Они думали, гадали:
Как гнездушки завивать будем?
Как теплые сооружать будем?
Диди, лади, днди, ладушки!
Как нам, девушки, хоровод собирать?
Как нам, красным, новы песни запевать?
Одна девица все придумала, удумала.
Диди. лади, диди, ладушки!
Вы подруженьки любимые!
Вы красавицы, эабавницы,
Сходитесь на лужок,
Да и станем все в кружок.
Вы сцепитесь все за ручки
И приймите молодчиков с собой.
Диди, лади, диди, ладушки!
Выходите, веселые, веселится.
Резвые пары, сохи собирать;
Пары, пары, пашиньку пахать.
Бел леночек время сеять;
Нельзя время упустить.

Читайте также:  Самые величайшие реки мира

Приглашение парней в хоровод показывает, что забава девушек без участия в ней мужчин скучна, утомительна и единообразна. Только тогда и весело красавицам, когда резвятся с ними беззаботные и игривые молодцы. Тогда и радость, когда веселится беспечность.

СТРАСТЬ ДЕВУШЕК К ЗАБАВАМ

Составив хороводный круг, девушки и мужчины поют все вместе:
Ты зоря ли, моя зоренька,
Зоря вечерняя, игра наша веселая!
Вы играйте, красны девушки,
Покудова вы у батюшки,
V родимый у матушки.
Отдадут нас во чужи люди,
Во незнамые, не знакомые.
Нам не будет такой волюшки!
Белы руки грязью замараются,
Лицо от солнца закраснеется.
Свекор-батюшка у ворот стоит;
Он меня, младу, домой зовет.
Я нейду домой, не слушаю:
Не доиграны наши игры,
Не допеты наши песенки,
Не добаины бесенки.

После этого становится в середину парень. Он, представляя свекра, выполняет угрозы и старается разогнать девушек домой. При последнем стихе: «красных девок высылать»,– он берет девушку насильно, выталкивает ее из круга и гонит домой, покрикивая: «Вот я те, разгулялась! Домой!» Девушки начинают снова петь и продолжают петь дотоле, пока парень не прогонит всех из круга и не разгонит.

– Уж вы, девушки, красавицы!
Не пора ли вам игры оставлять?
Не полно ли вам песни распевать?
– Мы оставим все гулянья –
Нас домой всех кричат!
Родной батюшка зовет,
Родна матушка грозит.
Нам не хочется идти,
Нам охотно погулять,
В хороводе поиграть.
Разудалый молодец,
Своим детушкам отец:
Он и белый, кудреват,
Красных девок высылат.

Эта игра выражает явно, что девушки веселились бы вечно, если бы не останавливали их. Девицы думают, что они родились для одних веселостей, забывая, что всему есть время: время забавам и время благоразумию. Мечтательность и ветреность – неразлучные спутники красавиц.

Составляется два ряда играющих: в одном находятся невесты, называемые царевы, а в другом женихи, называемые бояре. Обе половины, взявшись за руки, отходят на известное расстояние, и когда поют женихи: «Вы, царевы» и т. д., тогда начинают сходиться оба ряда друг против друга. Когда поют невесты: «Вы, бояре» и т. д., тогда начинают отступать обе половины. Таким образом продолжают приступать и отступать, пока не скажут: «Вот вам невесты!» Обе половины поют попеременно. При требовании невест: «Покажите халат, сапоги и шляпу», – женихи им показывают. Разыгрывая выбор невест, наряжаются все как можно щеголеватее, особенно женихи: у них и рубашка красная, и сапоги вымазанные, и шляпа поярковая со страусовым пером; у них и глаза говорят: «Молодец я!» Ретивое бьется и кажется, кричит, подпрыгивая: «Жениться хочу!»

– Вы, царевы, пропустите в города,
Пропустите в города!
– Вы, бояре, вам зачем в города?
Вам зачем в города?
– Вы, царевы, нам невест выбирать,
Нам невест выбирать.
– Вы, бояре, у нас невесты не выращены,
И цветно платье не сряжено.
– Вы, царевы, нам цветно платье
Не нужно, да не нужно.
– Вы, бояре, покажите женихов,
Покажите женихов.
– Вы, царевы, вот вам женихи,
Вот вам женихи.
– Вы, бояре, покажите,
Есть ли у них халаты,
Есть ли у них халаты?
– Вы, царевы, вот вам халаты,
Вот вам халаты.
– Вы, бояре, покажите сапоги,
Покажите сапоги.
– Вы, царевы, вот вам сапоги,
Вот вам сапоги.
– Вы, бояре, покажите шляпы,
Покажите шляпы.
– Вы, царевы, вот вам шляпы,
Вот вам шляпы.
– Вы, бояре, вот вам невесты,
Вот вам невесты.

Указав на невест, т. е. на всех девушек, предоставляется парням выбор любой, нередко от шуток доходит до дела. Кому из девушек неприятно скорее замуж? Но то беда, что женихи разборчивы. Несмотря на странную привычку женихов, а всего более на их вкус причудливый: кому нравится чернобровая, а кому голубоокая, кому тонкая, а кому толстенькая, дородная, румяная, пылкая, кипящая вулканом страстей, а кому чтобы и нежная, и мягкая,– причудливый вкус мужчин! А какой вкус девушек – мы не знаем, только знаем одно, что они чересчур взыскательные, разборчивые, часто рады, когда отыщут им жениха, хоть кулика, да лишь бы не просидеть в девушках. Случается на грех, что жениху нередко понравится сатана, лучше ясного сокола. Кто ж после этого неразборчив? Девушки? – Нет! – Мужчины? – Нет! Неразборчив тот, кто перезрел, и в доказательство этого сами девушки говорят: «Вот вам невесты, выбирайте, кто вам понравится». Это значит, что они давно были узаконенные невесты, а теперь перезрелые, потому – выбирайте: вот вам невесты!

Источник



Хороводы на Руси

Русские хороводы.

«Отнимите у русского народа поэзию, уничтожьте его веселый разгул, лишите его игр, и наша народность останется без творчества, без жизни».

Иван Петрович Сахаров

Хоровод — толкование, значение, смысл.

Хоровод — древнейший вид народного танцевального искусства; сочетает хореографию с драматическим действием, переплясом, песней. «Большой энциклопедический словарь».

Хоровод — народная игра, движение людей по кругу с пением и пляской. «Словарь русского языка С. И. Ожегова».

Хоровод — малый; мужской род или харагод и карагод, южное, южный круг, танок, улица, собранье сельских девок и молодежи обоего пола на вольном воздухе для пляски с песнями; хороводные песни, особые, протяжные, и хороводная пляска, медленная, более ходьба, нередко с подражаньем в движеньях словам песни. Весенние хороводы играют или водят от первых теплых дней, от Пасхи до Троицы; летом страда, не до хороводов, а осенние от Спожинок, Успенья, до Рожд. Богородицы, до Покрова, где уже начинаются заседки, работа при огне, посиделки, супрядки; на святки игры святочные, там опять посиделки, до последнего воскресенья перед Масляной; с четверга катанье, а после Святой опять хороводы; посему и различают хороводы: радуницкие, троицкие, всесвятские, петровские, пятницкие, никольские, ивановские, ильинские, успенские, семенинские, капустинские, покровские. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даль

Русские хороводы, украшая собою нашу семейную жизнь, представляются столько же древними, сколько древня наша жизнь. Важность русских хороводов для нашей народности столь велика, что мы, кроме свадеб, ничего не знаем подобного. Занимая в жизни русского народа три годовые эпохи: весну, лето и осень, хороводы представляют особенные черты нашей народности — разгул и восторг. Мы в них открываем творческую силу народной поэзии, самобытность вековых созданий. В этом только взгляде наша народность ничего не имеет подобного. Отнимите у русского народа поэзию, уничтожьте его веселый разгул, лишите его игр, и наша народность останется без творчества, без жизни. Этим-то отличается русская жизнь от всех других славянских поколений, от всего мира. Русские хороводы доступны всем возрастам: девы и женщины, юноши и старики равно принимают в них участие.

Русский хоровод

Юркина Екатерина — Хоровод, 2005 год.

Места, где отправляются народные хороводы, получили во многих местах особенные названия и удержали исстари за собою это право. Реки, озера, луга, погосты, рощи, кладбища, огороды, пустоши, дворы — вот места для их отправления. На одних местах бывают хороводы праздничные, на других обыкновенные, запросто. Праздничные хороводы есть самые древние: с ними сопряжено воспоминание прошлого, незапамятного народного празднества. Для таких хороводов поселяне и горожане приготавливаются заранее, сзывают дальних гостей и соседей, красят желтые яйца, пекут караваи, яичницы, пироги, варят пиво, мед и брагу.

Русские хороводы распределены по времени года, свободным дням жизни и по сословиям.

Сельские начинаются со Святой недели и продолжаются до рабочей поры; другие появляются с 15 августа и оканчиваются при наступлении зим.

Первые весенние хороводы начинаются со Святой недели и оканчиваются вечером на Красную горку. Здесь соединялись с хороводами: встреча весны, снаряжение суженых к венечному поезду.

Радуницкие хороводы отличаются разыгрыванием Вьюнца, старого народного обряда в честь новобрачных.

Георгиевские хороводы соединяют с собой выгон скота на пастьбы и игры на полях. В этот день к хороводницам присоединяются гудочники—люди, умеющие играть на рожке все сельские песни. Последними весенними хороводами считаются Никольские.

Летние хороводы начинаются с Троицкой недели и бывают веселее и разнообразнее весенних. Поселянки закупают наряды: платки и ленты. Московский семик, первенец троицких хороводов, отправляется во всеми увеселениями. К этому дню мужчины рубят березки, женщины красят желтые яйца, готовят караваи, сдобники, драчены, яичницы. С рассветом дня начинались игры и песни. Троицкие хороводы продолжаются всю неделю. Всесвятские хороводы продолжаются три дня и соединены с особенными местными празднествами.

Петровские и пятницкие хороводы отправляются почти в одно и то же время. Начатие и продолжение их зависит от изменяемости нашего месяцеслова. Ивановские хороводы начинаются 23 июня и продолжаются двое суток.

На Петров день оканчиваются наши летние хороводы.

Девичий хоровод на лугу. Русские. Фотоархив Российского Этнографического Музея (РЭМ).

Девичий хоровод на лугу. Русские. Фотоархив Российского Этнографического Музея (РЭМ).

Осенние хороводы в одних местах начинаются с Ильина дня, а в других с Успеньева дня. Сельские хороводы начинаются с бабьего лета. Семенинские хороводы отправляются по всей России с разными обрядами и продолжаются целую неделю. Капустинские хороводы начинаются с половины сентября и отправляются только в городах. Последние хороводы бывают покровские, и отправление их зависит от времени года.

Русские хороводы сопровождаются особенными песнями и играми. Игры хороводные содержат в себе драматическую жизнь нашего народа. Здесь семейная жизнь олицетворена в разных видах. В хороводах, исключительно взятых, заключается народная опера. Ее характер, исполненный местными обрядами, старыми поверьями, принадлежит включительно русскому народу.

«Сказания русского народа, собранные Иваном Петровичем Сахаровым»

М.В. Боскин. Хоровод (фрагмент картины)

М.В. Боскин. Хоровод (фрагмент картины)

Многие века хороводы были частью календарных обрядов. По мере того, как человек познавал законы природы, отпадала необходимость в магических обрядовых действиях. Однако поэтические достоинства обрядовых игр и песен продолжали пленять своей красотой наших предков. А.Терещенко писал: «Хороводы наши, душа увеселений девушек, слились с русской жизнью. Нет деревни, где бы не совершались они».

Хороводы называли также «круговыми», игровыми песнями, они тесно связаны с трудовыми процессами сельчан.

Игровые песни – особый жанр заклинательной поэзии.

Хороводная песня, например, о льне полностью воспроизводила посев, уход за всходами, уборку, обработку льна до пряжи; обрядовая игра в своём первоначальном значении имела целью обеспечить успех в сельскохозяйственных работах.

Хороводная песня «Маки-маковицы» рассказывает о всех периодах посева, взращивания и сбора мака.

В хороводах идёт речь о так называемых культурных растениях, от роста и созревания которых завесила жизнь крестьянина (мак, капуста, горох, лук, лён, репа и пр.)

Хороводы водили девушки на все народные праздники, в любое время года: в избе, на лугу, поле.

Особо хороводная пора — это поздняя весна, лето, когда хозяйственные работы были ещё не в разгаре.

В хороводе была возможность не только время провести, но и на людей посмотреть и себя показать. Девушки демонстрировали свои наряды, яркие вышивки на сарафанах. Там же и женихов приглядывали.

Б.М. Кустодиев. Хоровод

Б.М. Кустодиев. Хоровод

Хоровод- это не только игра, это картина народной жизни.

По построению хороводы бывают круговыми, когда пение и действие идёт по кругу, круг — всегда имел у русских магическое значение, круг –это солнце, круг – это движение времён годового цикла, круглыми пекли ритуальные блины на масленицу. Когда люди вставали в круг, они старались задобрить солнце. Показывали в движениях как нужно, чтобы вырос лен или рожь. Люди верили в то, что после исполнения такого хоровода урожай будет хорошим.

Не менее распространёнными были линейные хороводы, когда играющие шли линиями навстречу друг другу, обычно пение велось в виде диалогов, в вопросно-ответной форме («А мы просо сеяли», «Бояре», «Кондалы»).

Водили ещё и улиточные, завивательные хороводы, когда ведущий вёл за собой всю единую линию зигзагом, или, завивая в «улитку, капустку». («Плетень», «Капустка» и т.п.) Примером орнаментального хоровода послужит «Заплетися, плетень».

Литература:

1. Некрылова А.Ф. «Круглый год». М.1991.

2. «Энциклопедия обрядов и обычаев». Сп.б. 1996.

3. Науменко Е.«Этнография детства» М. 1999.

4. «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания». Собрание Забылина М. М.1880

5. «Месяцеслов». Собрание Сахарова. М. 1991

Источник

Adblock
detector