Меню

Храм зимой у реки

Церковь Покрова на Нерли зимой

Церковь Покрова на Нерли — один из самых известных памятников древнерусского белокаменного зодчества. Это чудо называют лебедь-храм или поэмой в камне, настолько совершенны его формы. Познакомиться с этим памятником ЮНЕСКО планировали ещё во время нашей летней поездки 2018 года во Владимир, но тогда не хватило времени. Желание исполнилось в этом же году, но в ходе поездки на Новый год в Суздаль. 31 декабря во второй половине дня мы совершили, можно сказать, паломнический полуторакилометровый переход в метель по заснеженному Боголюбскому лугу до церкви Покрова на Нерли. Предполагали, что накануне Нового года и при такой погоде будем шествовать по этой дороге в гордом одиночестве, но нет, не зарастет народная тропа к древнерусскому памятнику. Нельзя сказать, что это была как демонстрация, но людей было немало: были целые семьи, семейные пары, дети на санках. Они шли, как и мы, поклониться древнерусским мастерам, которые создали шедевр на вечные времена.

Церковь Покрова на Нерли зимой

Церковь Покрова на Нерли зимой

Церковь Покрова на Нерли зимой

Церковь Покрова на Нерли зимой

Зимой, когда все вокруг бело, церковь словно растворяется в бескрайнем снежном море

Церковь Покрова на Нерли зимой

Церковь Покрова на Нерли зимой

Церковь Покрова на Нерли зимой

Церковь Покрова на Нерли зимой

Храм 31 декабря был открыт, можно было войти внутрь, поклониться образам и поставить свечку. Храм неоталиваемый и зимой стоит холодный, как он пережил более чем восемь веков с момента постройки — загадка.

Церковь Покрова на Нерли зимой

Поклониться образам, сказать спасибо за 2018 год, попросить, чтобы 2019 год был не хуже, по крайней мере не было бы войны, их лимит русская земля уже исчерпала

Церковь Покрова на Нерли зимой

Церковь Покрова на Нерли зимой

Этим сводам восемь с половиной веков

Церкви Покрова на Нерли уже столько лет, что не сохранилось достоверных сведений о многих фактах её истории и храм хранит множество секретов и загадок. Специалисты ведут споры относительно даты строительства, названия церкви, её расположения и смысла белокаменной резьбы на наружных стенах.

Дата строительства

Точно известно, что возвести храм над рекой Нерль повелел князь Андрей Боголюбский. Общепринятая дата строительства Церкви Покрова на Нерли — 1165 год. Но историки более скептичны относительно этой даты. Летописи, по их словам, так скупы, что в них не найти ни даты, ни даже названия церкви. Первое упоминание о храме было во Владимирском летописце в сообщении под 1158 годом: «Сии же князь Ондрея Боголюбовный град спом осыпа, постави ту церковь камену Рождество святеи Богородици на Клязьме реке, а другую Покров святеи Богородици на Нерли, и устрои монастырь». В более позднем книжном памятнике «Житие святого Андрея Боголюбского», сообщаются подробности: связь храма с гибелью от ран сына Андрея Боголюбского Изяслава в 1165 году. Но другой, позже обнаруженный вариант того же Жития не содержит этого текста об Изяславе. Удивительны и сроки строительства храма. Обычно церковь строили за 3–4 сезона, но в том же Житие сообщается: «оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела», то есть храм был возведен за один год.

Церковь Покрова на Нерли зимой

Памятная табличка с общепринятой датой постройки церкви Покрова на Нерли. Ученые-историки оспаривают эту дату, но на то они и ученые.

Название

Храм посвящён Покрову Пресвятой Богородицы. История праздника Покрова Богоматери до сих пор полна пробелов и нет единого мнения о месте его появления. Традиционная точка зрения связывает начало почитания Покрова на Руси с Владимиро-Суздальскими землями и именем князя Андрея Боголюбского. Считается, что праздник Покрова учредил лично Владимирский князь без согласия Киевского митрополита и Константинопольского патриарха, что в то время было неслыханной дерзостью. Праздник должен был указывать на особое покровительство Богородицы Владимирской земле. Его учреждение имело далеко идущие планы, Андрей Боголюбский предполагал сделать из Владимира новую столицу Руси, равнозначную Киеву. Утверждается, что этого праздника никогда не было в Византии и в то время его не знала ни одна христианская церковь на Руси. Точно известно, что церковь Покрова на Нерли — самый первый храм на Руси, посвященный Покрову Пресвятой Богородицы, но конкретной даты освящения церкви в честь праздника Покрова в летописях нет. Некоторые историки утверждают, что праздник, тем не менее, пришел из Византии, в последнее время стали популярны мнения, что праздник был учрежден в Киеве.

Расположение

Более неудобного места для строительства церкви, чем место, где стоит церковь Покрова на Нерли, найти сложно. Невероятно красива церковь, когда она как одинокая свеча возвышается над заливными лугами, в то время как полая вода поднимается вокруг более чем на три метра, но эта красота потребовала сложнейших инженерных расчетов. Откуда в 12-ом веке взялись профессиональные знания строительной геологии и как строители смогли рассчитать фундамент, выдержавший более 850 весенних половодий, непонятно.

Частично эти тайны были раскрыты во время археологических исследований, проведенных в 1950-х годах Н. Н. Ворониным, одним из ведущих советских специалистов по древнерусской архитектуре. Как выяснилось, строители заложили бутовый фундамент из булыжного камня глубиной 1,60 метра, оперев его подошву на слой материковой туго-пластичной юрской глины. В бутовом фундаменте были заложены ленточные фундаменты для стен и столбов. Далее строители возвели основания стен и столбов храма из тщательно тесанного, плотно пригнанного камня общей высотой 3,70 метра, периодически засыпая его снаружи и внутри глинистым супесчаным грунтом, который плотно утрамбовывали. Так вырос искусственный холм, надежно прикрывавший от весеннего разлива лежащие в его массиве основания храма общей глубиной 5,30 метра. На этом фундаменте, поднятом над отметкой разлива, и был поставлен храм. Строители этим не ограничились — они облицевали поверхность холма белокаменными плитами и проложили каменные желоба для отвода осадков. Вот такое сложное инженерное сооружение лежит в основе церкви Покрова на Нерли. Поскольку все элементы конструкции здания были тщательно рассчитаны, то церковь без проблем простояла восемь с половиной веков, возможно столько же простоит ещё.

Читайте также:  Река териберка где это

Благодаря археологическим исследованиям 50-х годов прошлого века выяснилось, что изначально храм был обнесен открытыми галереями высотой 5,5 метров с перекрытиями, а в юго-западном углу была расположена внутренняя лестница, которая вела на хоры. Н. Н. Воронин впервые реконструировал первоначальный вид церкви на Нерли. Если Вас интересует более подробные сведения на этот счет, то можно обратиться к статье Н. Н. Воронина в журнале «Советская археология», где он описывает результаты своих археологических исследований церкви Покрова на Нерли.

Церковь Покрова на Нерли зимой

Эскиз реконструкции первоначального архитектурного ансамбля церкви Покрова на Нерли

Источник

Храм зимой у реки

Как-то вдруг — вероятно, в связи с разговорами о том, что во ВСЕХ церквях должно вестись богослужение (что в принципе правильно) — я подумала о традиционной системе теплых и холодных храмов, ВСЕГДА существовавшей на Руси. С древних времен и до 20-го века.
В любой крупной деревне, способной позволить себе каменный храм, в любом монастыре существовала система «двух храмов». То есть реально их могло быть в монастыре и бывало гораздо больше, но ДВА — суровая, практическая необходимость в наших климатических условиях.
Была «холодная», летняя церковь — большая, каменная, без систем отопления, зато с фресками, которую осенью запирали и до поздней весны оставляли в покое. Туда без крайней необходимости не входили, богослужение много месяцев к ряду не проводили. В итоге в церкви существовал тот самый идеальный «температурно-влажностный режим», о котором сегодня в надрыв кричат «злобные музейщики», вызывая дружное осуждение «благочестивой общественности».
Рядом (иногда в подклете, внизу) стояла маленькая каменная церовь, а чаще — деревянная — «теплая», зимняя. Летом ее не использовали, зато она честно трудилась с осени по весну. Там было отопление, система сеней, фильтрующих теплый и холодный воздух, выравнивая режим внутри помещения, но никаких фресок не было.
Выглядело примерно так:

фото

Потому что предки наши были не только благочестивые, но и еще и не идиоты! И они отлично знали, что Россия — не Греция и не Палестина. И если зимой начать топить в церкви печи, регулярно туда-сюда ходить, открывая двери, впуская сырой и холодный воздух, жечь свечи и лампады в «подписанной», то есть украшенной фресками каменной церкви, результат будет быстрым и плачевным: заведется сырость, грибок, штукатурка начнет отслаиваться, краски станут чернеть и гнить, все тихо посыплется на головы прихожанам, а воздух внутри церкви станет ядовитым (от грибка, плесени!). Та же гниль поразит доски икон, легкие священников и прихожан. И здание придется сносить как опасное и гибнущее.
А в здоровом деревянном срубе или в специально оборудованной маленькой каменной церкви с несколькими «пазухами» перед входом-выходом и без темперных красок на стенах можно зимой спокойно служить.
В музеях эта система поддерживалась за счет того, что во имя сохранности древних фресок «холодные» церкви на зиму закрывались для посещения. В том же Новодевичьем монастыре, который сейчас передают РПЦ, Смоленский собор с ценными фресками 17 века с осени по весну категорически закрыт. Церкви Старой Ладоги с осени по весну закрыты.

В наше время многие настаивают на том, чтобы богослужение в любой церкви совершалось круглогодично. То есть возьмем Спасо-Мирожский монастырь и начнем среди раскрытых темперных фресок 12 века осенью и зимой разводить перепады температуры. И пусть они, эти фрески, «самообновляются». А то, что у нас по-прежнему НЕ Греция, и все это сгниет, — это ерунда и происки «злобных музейщиков», которым лишь бы не пускать в церкви на молитву.
Ну, не служили в этих церквях зимой! НЕ служили.
Потому что искони говорили: «на Бога надейся, а сам не плошай». И понимали, что ответственность за сохранность храма лежит не на Боге — «который нечего лениться, пускай подает нам ежедневные чудеса и самообновляет иконы и фрески. » (а это ведь кощунство — ТРЕБОВАТЬ чудес!) — а на людях.

Читайте также:  Новгородская обл река мста

И вот мне просто очень интересно: передали сейчас Новодевичий монастырь общине монахинь. И что? Смоленский собор останется по традиции летним-холодным? Будет мирно отдыхать зимой и служить летом? Или в него затащат обогреватели и кондиционеры, начнут гонять его в хвост и в гриву, чтобы не простаивал, пока фрески не сгниют, а иконы грибком не покроются? А потом все страшно будут удивляться и падать в обморок: от чего мол такое случилось?
А ответ на поверхности: от невежества, тщеславия и нежелания соблюдать древнерусские традиции в древнерусских храмах.

Источник

Арамашево. Храм на скале

В «Пермской летописи» от 1884 года говорится, что село Арамашево было основано в 1631 году. Название села, по одной из версий, происходит от тюркского «ара», то есть «граница». Село и, правда, расположено так, что очень надежно защищено от набегов кочевников. Представьте, с одной стороны непроходимое болото, с другой стороны река и высоченные скалы. Поэтому очень часто Арамашево называют пограничной крепостью.

Поселенцы облюбовали берег Режа с его недоступными скалами, стали строить жилища и одновременно церковь. Сначала церковь была деревянной. Несколько раз она сгорала от набегов кочевников. В 1800 году поселенцы построили каменный храм. Храм назвали в честь иконы Казанской Божьей Матери. Даже в разрушенном виде храм и сейчас очень красив. Мы были поражены его величием! Очень светлое, теплое по энергетике место! А камень, то есть скала, на которой стоит храм, люди называют Церковный. Его высота 42 метра.

Нам очень повезло. По приезду в Арамашево мы зашли в магазин подкупить немного продуктов. Здесь же решили узнать о музее — где он находится и работает ли в этот день. И оказалось, что заведующая музеем Вера Васильевна в этот момент тоже зашла в магазин. Она с удовольствием согласилась провести для нас экскурсию по храму и музею.

С болью в сердце она рассказывала, как в 1929 году разрушали храм, как долго не могли скинуть колокол с колокольни. Местные жители, встав на колени, со слезами и молитвами умоляли не делать этого. Пригнав подводу с тремя лошадьми, колокол несколько раз дернули, и он упал. Покатился вниз по скале, но зацепился за выступ, как будто не хотел уходить, его поддернули баграми, колокол опять покатился вниз. И снова он зацепился за выступ. Жители ахнули. Многие заплакали. Колокол медленно покатился вниз и упал в реку. Как ни странно, его до сих пор не могут найти. Вера Васильевна, директор музея и главный подвижник по восстановлению Арамашевского храма, в этом году приглашала дайверов. Они тоже ничего не нашли. Было решено в следующем году продолжить работы. Надежда всегда остается до последнего!

Вера Васильевна открыла нам храм. Сейчас, благодаря ее усилиям и поддержке сельчан и дачников, отреставрирован правый придел храма. В нем даже проходят службы. Вера Васильевна рассказывала, что сюда приезжают венчаться даже из Екатеринбурга. В храме есть икона Иоанна Богослова. Ее хранят как святыню, ей более 200 лет. А нашли ее дачники, которые купили дом в Арамашево и разбирали чердак от мусора. Еще одна святыня — икона Симеона Верхотурского. Кто-то из арамашевцев, перекапывая свой огород, обнаружил эту икону. Она была вся в земле, без какого-либо укрытия, но при этом вид ее не пострадал — краска хорошо сохранилась, дерево не потрескалось. Сейчас это одна из главных икон храма.

Затем Вера Васильевна показала разрушенную часть храма, в которой в советские времена находился клуб. Клуб сгорел, а храм долгое время находился в запустении. Только в 2005 году начались работы по его восстановлению. Вере Васильевне помогает семья, бывшие ученики, некоторые сельчане. Дачники тоже не оставляют: кто кирпич привезет, кто рубероид, кто доски. Так всем селом потихоньку и работают. Но средств, конечно, не хватает.

В храме нас поразила высота купола. Когда смотришь снаружи, даже и не подозреваешь, что изнутри храм такой большой, а купол такой высокий! Поразила печь, которая отапливала храм зимой еще в дореволюционные времена. На месте, где был когда-то колокол, до сих пор зияет огромная дыра. Лестница, ведущая на колокольню, сейчас закрыта, так как требует восстановления. Три небольших колокола висят в основном помещении храма. Вера Васильевна даже позволила нам ударить в один из них. Когда ударяешь в колокол, ощущение света, высоты, волнение настигают как волна.

После храма мы спустились к роднику, который находится у подножия Церковного камня. Родник называется Крещенский. Он упоминается еще со времен первых поселенцев. Долгие десятилетия родник служил людям, но в 20 веке, в советские времена, он находился в запустении. В 2005 году Вера Васильевна со своими учениками его нашли и облагородили. Сейчас родник снова служит сельчанам.

Читайте также:  Мобил рек что это такое

В Арамашево есть несколько уникальных и одновременно таинственных мест. Первое из них — подземелье или ход, который идет из храма через весь Церковный камень на берег реки Реж. Этот ход был вырыт для того, чтобы во время набегов кочевников жители могли укрыться и спастись. Сейчас он завален. Сын председателя совхоза полез в храмовый ход и чуть там не погиб. После этого случая по приказу председателя ход завалили камнями.

Второе место — это пещера. Один из ее ходов вел в Шайтан-камень. В середине 20 века этот ход взорвали и завалили. Мы слушали Веру Васильевну и думали о том, сколько же варварства совершили люди в советские времена.

Третье место — это Шайтан-камень. Он находится на противоположном берегу реки Реж. Это очень большая скала. Говорят, что ночью здесь можно услышать странные звуки и увидеть огоньки. Поэтому камень и прозвали Шайтан, что в переводе с тюркского означает «бес, черт».

К сожалению, мы были ограничены во времени и не смогли сходить на Шуриков камень и Мамин камень. Зато мы смогли посетить музей. Он расположен в доме купца Загайнова постройки конца 19 века. Стальные ворота, ставни, внутренние помещения, даже подвалы — все сохранилось со старых времен. Музей в Арамашево существует уже 45 лет. Сейчас очень сложно найти села, в которых все еще работают музеи — Арамашево исключение. Здесь есть зал природы, зал боевой славы, стилизованная крестьянская изба, выставка телевизоров, граммофонов, выставка «своими руками». Мы мерили буденовки времен гражданской войны, шляпки из блокадного Ленинграда, рассматривали сундучки 18 века, гладили утюгом 18 века и рассматривали бивень мамонта.

Вера Васильевна — потрясающий человек! Она успевает развивать музей, реставрировать храм, устраивать поэтические вечера, организовывать праздники для сельчан, проводить народные гуляния еще многое и многое другое. Сейчас Вера Васильевна занимается восстановлением избы 17 века, чтобы перенести в нее все экспонаты музея. В следующем году она обещает открыть избу-музей и всех нас приглашает на открытие!

Конечно, недостаток средств затягивает реставрацию храма и реставрацию избы, но эта замечательная женщина-подвижница не теряет надежды! Обязательно побывайте в Арамашево!

Источник



В чем уникальность и красота Церкви Покрова на Нерли?

Один из самых узнаваемых символов России — Храм Покрова на Нерли. В чем особенность этого храма и почему он восторгает историков и искусствоведов?

Уникальность храма складывается по кирпичику из разных аспектов. Вот основные их них:

1. Эпоха

Храм был построен во время правления одного из самых значимых деятелей древнерусской истории — Андрея Боголюбского. Это памятник домонгольской Руси эпохи расцвета Владимирского княжества XII века.

Князь Андрей хотел создать независимое от Киева княжество на Северо-Восточных землях Руси. Центром его становится Владимир, который богато отстраивается в это время прекрасными белокаменными зданиями.

Но резиденцией князя становится Боголюбово, основанное на месте, где ему явилась Богородица и указала место для строительства города.

2. Название храма Покрова на Нерли

Хотя мы все привыкли к этому названию, но оно необычно и даже уникально. Скорее всего, храм сначала был посвящен Богородице, и только позднее уже получил название в честь праздника Покрова.

Сам праздник Покрова Богородицы, который пользуется большим почитанием в России, известен только по русским источникам, в византийских он отсутствует — не был известен или исчез. Современные историки склоняются к мысли о том, что этот праздник был установлен Андреем Боголюбским.

3. Дата строительства и легенда

Точная дата строительства храма не известна. Церковь была построена в память о войнах, погибших в битве с булгарами. Умер от ран после возвращения с этой битвы и сын Андрея Изяслав. Поэтому большинство историков склоняются к мысли, что храм был построен после 1165 года, так как в этом году умер княжич.

Есть и своя легенда у этого храма: якобы 1 августа 1164 года, во время похода на волжских болгар, от иконы Владимирской Богоматери, которая находились в обозе русского войска, начали исходить огненные лучи.

Летописи утверждают, что храм был построен в одно лето — что невероятно быстро для того времени.

4. Место и рукотворный пьедестал

Храм построен при слиянии двух рек — Клязьмы и Нерли (сейчас русла рек изменили положение), это были своеобразные речные ворота Владимирской земли, расположенные на важном торговом пути в Волгу. Корабли поворачивали здесь к княжеской резиденции в Боголюбове и, дальше — Владимир.

Источник

Adblock
detector