Описание картины Гавриила Кондратенко «Зимний вечер»
Гавриил Кондратенко, 1887 год, картина «Зимний вечер», Фото: opisanie-kartin.com
Название | Зимний вечер |
Страна, художник | Россия, Гавриил Кондратенко |
Год | 1887 |
Жанр | Пейзаж |
Находится | Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачёва |
Материалы | холст, масло |
На холсте изображены ранние зимние сумерки. Тихая, забытая Богом деревня укрыта снегом по самые крыши. Из высоких снежных сугробов пробиваются пучки травы и покосившиеся ивовые плетни.
Избушки стоят в два ряда, а значит, в селе всего одна улица. К ней ведет обледенелая дорога и узкий мост из трех досок через ручей. По дороге едет вереница саней, бредут уставшие путники. Они возвращаются домой после тяжелого рабочего дня, и торопятся успеть до заката, потому что темнота зимними ночами наступает стремительно, а без единого огня так легко заблудиться в лесу.
Погода стоит морозная и безветренная: это можно заметить по неподвижным раскидистым тополям, покрытым серебристым налетом инея. Чтобы согреться в этот холодный вечер, жители деревни усиленно топят печи – в небо из труб поднимаются тонкие струйки дыма.
Небо над деревней удивительно чистое и ясное, какое бывает только в самые лютые зимние морозы. Закатное солнце окрасило горизонт золотым мерцающим светом, но сверху еще догорает голубая лазурь. Очень объемно и реалистично прописан снег: пушистый белоснежный на крышах домов, голубоватый с ледяным накатом на дороге, слежавшийся и припылено-серый на обочинах.
Суровая зима со всеми ее чистыми ясными красками обладает редким притягательным очарованием. Но далеко не все художники способны его разглядеть – обычно пейзажисты предпочитают пестрые оттенки осени, солнечные блики летнего солнца или жизнеутверждающую свежесть весны.
Именно поэтому произведение демонстрирует высокое художественное мастерство Гавриила Кондратенко – редкому мастеру удается так достоверно изобразить скромную безыскусную красоту русской глубинки зимой. Этот манящий пейзаж словно приглашает окунуться в атмосферу зимней деревни, услышать ее звенящую тишину, ощутить пощипывание мороза на щеках и запах печного дыма. Такие оживающие картины особенно притягательны для зрителей, они выделяются особым очарованием и запоминаются своей искренностью.
Источник
Поэзия лета на кончике кисти: Лето глазами художников и поэтов XIX века
«Прогулка в лесу». Иван Шишкин.
Говорят, что каждое время года по-своему прекрасно, а лето — особенно, так как мы ждем его целый год и так хотим от него солнца, тепла, радостных событий. Однако в разгар летней жары, когда земля горит под ногами, так и идут на ум строки Александра Пушкина: «Ах, лето красное, любил бы я тебя, когда б не пыль, да зной, да комары, да мухи. ». Да, уж не любил великий поэт эту пору года, поэтому и стихов, напрямую посвященных ей, у него нет. Давайте-ка заглянем в творчество других русских классиков художников и поэтов, и узнаем, что они думали о летней поре.
«Летний пейзаж. Вид на монастырь.» (1880 год). Автор: Гавриил Павлович Кондратенко.
Поэты на Руси всегда отличались красноречивостью и глубиной слов, а художники умением живописно запечатлевать удивительную русскую природу в любую пору года. Поэтому те и другие, как никто другой, смогли передать все оттенки цветовой гаммы и настроения лета.
«Летний день». Иван Бунин
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
«Прогулка в лесу». Иван Шишкин.
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок — как шелк. Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол — гигант, тяжелый, величавый.
«Солнечный день». (1895 год). Автор: Иван Шишкин.
Источник
Гавриил Павлович Кондратенко(1854-1924)
«Сказочный Крым» Кондратенко
Гавриил Павлович Кондратенко – русский живописец-пейзажист, иллюстратор, представитель салонно-академической тенденции в русском пейзаже рубежа веков.
Кондратенко известен как автор многочисленных южных видов в стиле «экзотического» пейзажа, в традициях курортных пейзажей Л.О.Премацци, с обязательными эффектами освещения, лунными ночами, изящным стаффажем и т.п.
В частности, писал пейзажи Кавказа, Крыма и других русских южных губерний. Особенно был популярен среди светской публики художественных салонов Петербурга 1880-1890-х гг. А также оказал влияние на пейзажистов российской провинции, имел подражателей.
Более того, судя по сохранившимся отзывам, Гавриил Павлович не стремился к получению официальных академических званий. Бесспорно, и в жизни, и в творчестве он был самобытным человеком и художником. К сожалению, сейчас известен только специалистам.
Стоит отметить, что произведения Г. П. Кондратенко имеют большую коллекционную ценность. Они хранятся в крупнейших музеях России и частных собраниях за рубежом.
От крепостного до маститого художника
Ученичество
Гавриил Павлович Кондратенко родился в 21 марта 1854 года в селе Павло-Куракино Городищевского уезда Пензенской губернии. Как известно, сначала было Сердобское уездное училище. Надо полагать, именно здесь сын крепостного крестьянина начал делать первые шаги в искусстве.
Разумеется, потом Харьковская школа М.Д. Ивановой-Раевской. Окончив ее в 1873 году, Гавриил становится вольноприходящим учеником Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.
Время обучения Кондратенко в Академии художеств (1877-1882гг.) было достаточно плодотворным для него – 4 серебрянные медали. Начав с исторической живописи по руководством К.Ф. Гуна, он закончил Академию учеником натурного класса по пейзажной живописи. Здесь его учителем был барон М.К. Клодт.
В 1882 году совет Академии награждает выпускника малой золотой медалью и присваивает ему звание классного художника второй степени. Кстати, это была награда за исполненную им для конкурса работу «Ночь в Бахчисарае».
Зрелая жизнь
Итак, «окончив классы», Кондратенко уезжает путешествовать: Крым, Кавказ, другие уголки России. Уроженец средней полосы России, Кондратенко был потрясен южными «лунными ночами». Ведь они были столь непохожи на те, к которым привык художник. Кондратенко начинает увлеченно писать эти «ночи», а также много красочных видов в стиле «экзотического» пейзажа.
В 1880-х исполнил серию из двадцати пейзажей и картин, связанных с лермонтовскими местами в Москве и на Северном Кавказе.
Участвовал в выставках в залах ИАХ (1883–1918, с перерывами), Общества поощрения художеств (1883–1886, с перерывами), Московского общества любителей художеств (1887–1890), Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде (1896), Всемирной выставке в Париже (1900), выставке картин петроградских художников всех направлений (1923).
Член и экспонент Санкт-Петербургского (Петроградского) общества художников (1891–1918); старшина Комитета по устройству выставок (1893–1897), председатель правления Общества (1897–1917). Член и экспонент общества художников им. А. И. Куинджи (1917–1918, член с 1910). Провел персональные выставки в Петербурге (1884–1885, 1910).
Помимо станковой живописи и графики, занимался книжной иллюстрацией. Создал иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Русалка» (1891), работал над оформлением полного собрания сочинений М. Ю. Лермонтова (1914–1915). С 1892 — член правления Товарищества иллюстраторов.
Произведения Кондратенко находятся во многих музейных собраниях, среди них — Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачёва, Пензенская областная картинная галерея им. К. А. Савицкого, Нижегородский художественный музей и другие.
Служение искусству, активная общественная и благотворительная деятельность, многочисленные путешествия — такова жизнь Гавриила Павловича Кондратенко.
Как известно, умер Гавриил Павлович Кондратенко в 1924 году.
«Сказочный Крым» Кондратенко
Прежде всего, самыми известными в творчестве художника стали пейзажи Крыма. Он хорошо умел передавать настроение, состояние природы: закат солнца и раннее утро, тёплое южное солнце и прохладу тенистых лесных зарослей. Бесспорно, его работы отличаются лиричностью, богатой колористической гаммой. Так или иначе, привычные взору виды, на полотнах Кондратенко обретают сказочную красоту и притягательность.
Морские пейзажи
Живописные виды морского побережья Алупки и Гурзуфа и пейзажи скалистых бухт очаровывают яркостью красок и богатством цветовой палитры.
Источник
Кондратенко Гавриил Павлович
Русский художник, живописец, пейзажист, яркий представитель академической живописи рубежа веков. Родился в с. Павловское Пензенской губернии. С 1873 – вольнослушатель Петербургской АХ (учился у К. Гуна), с 1875 – ученик Петербургской Академии Художеств по классу пейзажной живописи (у М. Клодта). В 1877 и 1880 получил первые золотые медали, в 1879 – две вторые серебряные медали, в 1882 – вторую золотую медаль. В 1882 закончил АХ со званием классного художника 2-ой степени. В 1883 получил первую премию ОПХ.
По окончании учебы много путешествовал по России, Украине и Кавказу, а также за рубежом. В течение всей творческой жизни Кондратенко часто участвовал в различных выставках Академии художеств, всемирной выставке в Париже, всевозможных художественных обществ, а также персонально. Так, например, сбор от персональной выставки и продажи каталогов пошел на памятник М.Ю. Лермонтову и в пользу нуждающихся литераторов и ученых.
Будучи поклонником творчества М. Ю. Лермонтова, создал замечательные иллюстрации к полному собранию сочинений. На пейзажах художника запечатлены: родина поэта и писателя Тарханы, виды Москвы, Пятигорска и Кавказа.
Он хорошо умел передавать настроение, состояние природы: закат солнца и раннее утро, свежий мороз ясного зимнего дня, и тёплое южное солнце, и прохладу тенистых лесных зарослей.
Судя по сохранившимся отзывам, Гавриил Павлович Кондратенко не стремился к получению официальных академических званий. И в жизни, и в творчестве он был самобытным человеком и художником.
Работы художника пользовались большой популярностью среди светской публики Петербурга 1880 – 1890-х. Произведения находятся в коллекциях ГТГ, ГРМ, Днепропетровском ХМ., а также в частных коллекциях любителей живописи.
Возможно Вас заинтересует иллюстрированное подарочное издание «Большая коллекция русских художников». Это второй выпуск, 376 страниц, в значительной степени посвященный работам Гавриила Кондратенко. Правда цена доступна далеко не каждому. Вот ссылка.
Сицилия
Шторм
Черноморское побережье
Черноморское побережье
Цветы в корзине
Царьград
Хата над прудом. 1881 г.
Хата в Яновщине. 1909 г.
Хата в Яновщине. 1909 г.
Утро зимой. 1901 г.
Усадьба Гоголя «Яновщина» близ Диканьки, Полтавской губернии. 1909 г.
Украинская хата
У моря. Вид на Везувий.
Тихая обитель
Тихая обитель
Сумеречный пейзаж
Старый каменный мост «Гелос»
Старый дуб. 1920 г.
Сочи
Сочи
Снопы
Сельский пейзаж
Сельский пейзаж. 1880 г.
Сельский вид
Сельский вид.
Рыбаки
Русская эскадра
Руины старого замка
Развалины. Старая крепость
Пышный пейзаж Гелос
Пруд в Яновщине . Имение Гоголя
Прибрежные развалины Гелос
При лунном свете. 1895 г.
Подмосковный лес
Под Москвой
Повозка на фоне Крымского Пейзажа
Пляж
Пейзаж. Хмурое утро. Начало 1880 г.
Пейзаж с Ай-Петри
Пейзаж
Парк в Улупке
Папоротники. 1892 г
Памятник Петру I
Остров Капри
Окраина Алупкинского парка. Аллея
Озеро
Ночь в Гефсиманском саду. 1885 г.
Ночь в Бахчисарае
Ночь в Бахчисарае. 1886 г.
Незабудки
Натюрморт с васильками. 1900-е
На Юге
Морской прибой
Морской Пейзаж Крымский берег. 1890 г
Морской берег с парусником
Майская ночь
Лунная ночь. Конец XIX в
Лунная ночь в горах. 1881 г.
Лунная ночь. 1887 г.
Летний пейзаж. Вид на монастырь. 1880 г.
Летний пейзаж. 1890 г.
Летние дали
Ласточкино гнездо. 1890 г.
Крымский пейзаж
Крымский пейзаж с саклей. 1910-е
Художник: Кондратенко Гавриил Павлович. Картина: Крымский пейзаж с кипарисами. Холст-масло. 92х232
Крымский пейзаж. Конец 1880 г.
Крымская ночь
Крым. старая ротонда. 1890-е
Крым. Вид на море
Крым. Вид на гору Ай-Петри. 1890-е
Крым. Вид Воронцовского парка. 1880 г.
Крым. Весна
Крым. 1900-е.
Крепость Копорье
Крепость Копорье зимой
Зимний вечер. 1854 г.
Камни.
Казбек. Сумерки
Казбек
Итальянский пейзаж с видом на Везувий. 1898 г.
Зимний пейзаж с церковью. 1880-е
Зимний пейзаж с хутором у леса.
Зимний пейзаж. 1890 г.
Зима у околицы. 1883 г.
Звенигород
Заповедный лес. Окр. Москвы
Залив
Закат над рекой. Начало 1880 г.
Дорога в Алупку
Добрый вестник
Дворец в Крыму. 1895 г.
Дворец в Алупке. 1880-е
Гурзуф
Горная речка. 1890-е
Гагры
Гагры. Дворец.
Гагры. Дворец
Вид Стрелки Васильевского острова
Вид с пальмой
Вид памятника на Бородинском поле
Вид на долину. 1908 г.
Вид на Ай Петри. 1900-е
Вид Киева
Вид Воронцовского парка.
Вид Алупки. 1890-е.
Весна в Крыму. Вид на Ай Петри. 1880-е
Везувий. 1897 г.
В старом парке. 1880-е.
В парке
В ночной тиши
В зимнем лесу. 1888 г.
Бурелом
Букет цветов.
Букет Глициний. 1900-е.
Берег моря. Крым
Белые грибы.
Ананур в грузии. 1882 г.
Алупка. Утро
Алупка. Парк.
Алупка
Алупка. Мраморная лестница
Алупка. Дворец.
Алупка. Дворец.
Алупка. Дворец. Терраса. Алупка. Дворец. Вид на Гурзуф. Крым. 1901 г.
Летний день.
Морской пейзаж
Источник