Меню

Конспект урока астафьев основные черты героя васюткино озеро

Конспект урока на тему «В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:

В. П. Астафьев. Слово о писателе.

«Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.

Цели:

1. Познакомить учащихся с детством В.П.Астафьева.

2. Пробудить интерес к личности, произведениям писателя, местам, которые он изображает.

3. Совершенствовать речевые умения путем пересказа художественного произведения.

4. Развивать умение высказывать свое мнение о прочитанном.

5. Обеспечить развитие у школьников умения работать с источниками информации (с книгой, с рассказом товарища), составлять тезисы.

6. Развитие воображения и творческой активности школьников.

7. Помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.

8. Вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей.

ТИП УРОКА: ознакомление с новым материалом.

Использованы педагогические технологии:

— технология групповой работы;

Методы урока: интерактивный: взаимодействие в режиме диалога.

Форма организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Возрастная категория: 5 класс.

Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 5 кл.: Учеб.-хрестоматия: В 2 ч. М.: Просвещение, 2012.

Средства наглядности: иллюстрации, текст, презентация.

Оборудование: проектор, экран.

Место урока: первый урок по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему «В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу» »

В. П. Астафьев. Слово о писателе.

«Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.

1. Познакомить учащихся с детством В.П.Астафьева.

2. Пробудить интерес к личности, произведениям писателя, местам, которые он изображает.

3. Совершенствовать речевые умения путем пересказа художественного произведения.

4. Развивать умение высказывать свое мнение о прочитанном.

5. Обеспечить развитие у школьников умения работать с источниками информации (с книгой, с рассказом товарища), составлять тезисы.

6. Развитие воображения и творческой активности школьников.

7. Помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.

8. Вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей.

ТИП УРОКА: ознакомление с новым материалом.

Использованы педагогические технологии:

технология групповой работы;

Методы урока: интерактивный: взаимодействие в режиме диалога.

Форма организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Возрастная категория: 5 класс.

Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 5 кл.: Учеб.-хрестоматия: В 2 ч. М.: Просвещение, 2012.

Средства наглядности: иллюстрации, текст, презентация.

Оборудование: проектор, экран.

Место урока: первый урок по данной теме.

Организационный момент. Разговорная пятиминутка:

Мотивация обучающихся и целеполагание.

Создание проблемной ситуации.

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на эти картины. (Показ слайдов 1-6: тайга, Сибирь, Овсянка Красноярский край, Енисей, глухарь, белая рыба). Как вы думаете, ребята, какое они отношение имеют к нашему уроку?

Дети: Сибирь, Овсянка Красноярский край, Енисей связаны с именем Виктора Петровича Астафьева, тайга – место действия рассказа «Васюткино озеро», глухарь, белая рыба – герои этого рассказа.

Формулировка темы и цели урока обучающимися. Учитель: Правильно, скажите, пожалуйста, что мы с вами будем изучать сегодня на уроке и какие цели мы должны перед собой поставить?

Дети: тема урока – В. П. Астафьев, его биография. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. Цель: узнать о жизни и творчестве писателя и дать характеристику главному герою.

Деятельность обучающихся по усвоению новых первичных знаний и выработке новых умений.

Учитель: Откройте, пожалуйста, ваши тетради и запишите число и тему нашего урока. (Слайд 7)

Совсем недавно ушёл из жизни В.П. Астафьев. Он родился в Красноярском крае, в селе Овсянка, что на реке Енисее. (Слайд 8)

К самому берегу подступает вековая тайга. В.П. Астафьев писал: «Землю люблю свою и не устаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте …. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой». (Слайд 9)

Под стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя. Он создал много книг о войне, о мире, о детях, о природе, и каждая из них пропитана радостной музыкой человеческой души. Произведения, вышедшие из-под пера писателя, хорошо известны в нашей стране и за рубежом. Это многочисленные рассказы и повести: «Перевал», «Стародуб», «Кража», «Звездопад», «Пастух и пастушка», «Последний поклон», «Царь-рыба». (Слайд 10)

А жизнь великого сына земли красноярской была нелёгкой. Об этом нам расскажут девочки.

Сообщения учащихся.

1) Астафьев вырос в детском доме, учился в ремесленном училище, воевал. Вот что напишет в «Биографической справке о себе писатель: «Родился я 1 мая 1924 года в с. Овсянка. Все, кто ездил или собирался поехать из Красноярска в Дивногорск, никак не минуют моего родного села. Село расстроилось, сделалось почти что пригородом. Но есть ещё приметы, невиданные стороннему глазу и ведомые мне: лишь только скатится автобус по немыслимо крутому, извилистому спуску к речке Большой Селезнёвке, в её устье чуть заметен будет травянистый бугорок – здесь стояла когда-то водяная меленка, построенная моим прадедом.

Кругом живут родичи или близкие сердцу односельчане, всё напоминает детство, а красота наших мест: горы, Енисей, тайга всё не перестают манить, волновать и восхищать меня»

2) Виктор Петрович Астафьев прожил трудную и счастливую жизнь. Детство его – труднее не придумать. Мальчику было всего 7 лет, когда в Енисее утонула его мать Лидия Ильи’нична. «Если бы мне надо было повторить жизнь – я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами и поражениями, восторгами и горестями утрат. И лишь одно бы я попросил у своей судьбы – оставить со мною маму. Её мне не хватало всю жизнь…

Берегите матерей, люди! Берегите! Они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может! Говорит это вам человек, который имеет право на доверие , — он пережил свою мать…»

1) Начало литературного пути Астафьев отсчитывает с первых послевоенных лет – с рассказа о войне «Гражданский человек». В 1953 году вышел первый сборник В.Астафьева «До будущей весны».

2) В.П. Астафьев прожил долгую жизнь, почти 80 лет, творя добро, призывая нас к тому же. В ноябре 2001 года перестало биться сердце этого замечательного художника слова. Но он будет жить. Пока мы читаем его произведения. (Слайды 11-15)

Учитель: В основе произведений Астафьева история его собственной жизни.
«. думал я, думал, и вышло, что мне надо рассказывать о своих земляках, в первую голову о своих односельчанах, о бабушке и дедушке и прочей родне. Они были интересны мне и любимы мной такими, какие они есть на самом деле». (Слайд 16)

Одним из самых интересных рассказов для детей — «Васюткино озеро». (Слайд 17) Он написан в 1956 году. Сейчас мы познакомимся с историей его создания.

Сообщение ученика о предыстории рассказа «Васюткино озеро».

До войны в детском доме он написал сочинение о любимом озере, где ловил рыбу, где впервые познал счастье общения с природой. Сочинение похвалил строгий учитель. Вот как об этом говорит будущий писатель: «С тайным волнением ждал я тетрадей с сочинениями. Многие из них учитель ругательски ругал за примитивность изложения, главным образом за отсутствие собственных слов и мыслей. Кипа тетрадей на учительском столе становилась всё меньше, и скоро там сиротливо заголубела тоненькая тетрадка. «Моя!» Учитель взял её, бережно развернул – у меня сердце замерло в груди, жаром всего пробрало. Прочитав вслух моё сочинение притихшему классу, Игнатий Дмитриевич поднял меня с места. Долго, пристально вглядывался и наконец молвил редкую и оттого особенно дорогую похвалу: «Молодец!»

В перемену Игнатий Дмитриевич сказал мне, что поместит моё сочинение в школьном рукописном журнале».

Астафьев не забыл своё школьное сочинение и позже написал рассказ «Васюткино озеро».

Учитель: Действительно, «Васюткино озеро» — это автобиографический рассказ, появился из школьного сочинения «Жив!» в 1956 году. Автор вспоминает о нескольких днях, проведённых в тайге, когда он заблудился. То есть рассказ «Васюткино озеро» основан на реальных событиях жизни автора.

Запишем в тетради этот термин: Автобиографичность – свойство художественного произведения отражать реальные события жизни автора. (Слайд 18)

Первичное закрепление умений по использованию на практике новых знаний.

Учитель: А теперь вспомним содержание этого рассказа.

(Работа с текстом рассказа «Васюткино озеро». Аналитическое чтение. Беседа.)

— Кто главный его герой? Сколько ему лет?

— Почему Васютка отправился в тайгу? Отчего ему было скучно? (Слайд 19).

— Что дала ему мать перед дорогой и каковы были её напутственные слова?

Посмотрим диалог, матери и сына, подготовленный ребятами (инсценировка диалога):

— К ученью надо готовиться, а ты в лесу пропадаешь.

— Чего ты, мамка? Орехи кто-то должен добывать? Должен. Охота ведь рыбакам пощёлкать вечером.

— «Охота, охота»! Надо орехов, так пусть сами ходят. Привыкли парнишкой помыкать да сорить в избе… Ты от затесей далеко не отходи — сгинешь. Хлеба взял ли с собой?

— Да зачем он мне? Каждый раз обратно приношу.

— Не разговаривай! На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать.

-Почему мать так говорит?

-Каков старинный порядок? (Идёшь в лес – бери еду, бери спички.)

-Почему Васютка не стал спорить?

-Как сначала себя чувствовал Васютка в тайге? Найдите в тексте. Зачитайте. (стр.122)

-Почему Васютка спокойно шёл по тайге? ( Знакома, не раз бывал, следил за затесями)

-Почему Васютка разговаривал в тайге вслух?

Молодцы, ребята. Сейчас посмотрите на иллюстрации по рассказу «Васюткино озеро», сделанные вами. Какие эпизоды изображены на них?

— Итак, по вашим иллюстрациям и рассказам мы узнаем, что Васютка попал в беду, почему? (Слайд 20) (Увлёкся охотой за глухарём. Нарушил наказ матери и потерял затеси.)

— В какой момент Васютка понял, что заблудился? («Где же затеси?»)

— Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил что заблудился?

— А потом он увидел истлевшую тушку птицы, муху, попавшую в паутину.

«Васютка ещё не знал, что страшное в жизни начинается очень просто».

-О чём он подумал? Какое мысленное сравнение пришло ему в голову?

(Муха – пленница паука, а он сам – пленник тайги.)

-Страшно ли было Васютке? Почему?

(Да, ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха свойственно всем людям. Не надо его стыдиться, надо стараться перебороть страх, найти выход.)

— Чьи слова Васютка вспомнил, когда ему стало плохо? Что это за слова? Объясните их смысл. (Тайга наша кормилица, хлипких не любит)

— Что он сделал в первую очередь? О чём это свидетельствует? (Решил, что надо взять себя в руки, «перво- наперво надо развести огонь. Собрал сухие ветки, сорвал пучок сухого мха-бородача, сложил всё в кучу и поджёг. Запасся на ночь дровами.)

— Как мальчик приготовил себе еду?

— В чём укорил себя Васютка, когда начал ужинать?

-Что сделал, поев? (Сложил остатки еды в мешок, повесил его на сук, чтобы мыши или кто-нибудь ещё не добрался до харчей, перенёс в сторону костёр, убрал все угольки, набросал веток с хвоей, мху и лёг, укрывшись телогрейкой)

— О чём говорит такое поведение мальчика в тайге?

-Расскажите, как прошла первая ночь Васютки в тайге?

— Какие черты характера обнаружились в мальчике?

-На следующий день произошла ещё одна встреча мальчика с миром природы. С кем? Почему Васютка разговаривал с белкой? (Слайд 21)

-На основании поведения Васютки ответьте на вопрос: «Как и почему Васютка относится к окружающей его природе?» ( Васютка убивал дичь как охотник, чтобы прокормиться, а не ради забавы, воспринимал животных и птиц как равных: сердился на кедровку, разговаривал с белкой. Он хорошо знает жизнь и повадки птиц и животных).

-Мы много говорили о поведении мальчика в тайге. Автор неоднократно описывает тайгу. Прочитаем одно из описаний и попробуем определить его роль в произведении. –стр.136 «Тайга, тайга без конца и края».- выразительное чтение. (Слайд 22)

-Почему тайга казалась мальчику молчаливой и равнодушной? Почему тайга напоминала Васютке море? Как автор усиливает мрачность пейзажа? Какие слова использованы при описании тайги? Какое впечатление производит этот пейзаж на читателей? Почему? Как чувствует себя мальчик в этот момент? Какую роль играет здесь пейзаж?

— Какие ещё трудности пришлось преодолеть мальчику на своём пути?

-Где провёл мальчик 2-ую ночь? Почему ему было очень тяжело?

-Чем отличалась 3-я ночь?

-Почему Васютка искал лиственные деревья среди хвойных? (Слайд 24)

-Расскажите, как Васютка нашёл озеро.

— В чём увидел мальчик своё спасение? Что привлекло его внимание? (В озере. “Утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное”). (Слайд 25)

— Что удивило Васютку, когда он глядел в озеро? (Много рыбы. “В озере – белая рыба!”)

-Кому благодарен Васютка за своё спасение?

-Почему называет реку Енисеюшко?

— Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после четырёх дней скитания по тайге? Только ли радость оттого что спасён? Докажите словами из текста. Как это его характеризует?

— Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот? (Разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья.)

— Что помогло Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой? (Слайд 26)

-Чему можно поучиться у Васютки?

-Какие достоверные знания о тайге, особенностях поведения в ней вы получили, прочитав рассказ? Что нового для себя о жизни тайги узнали?

-Как человек должен относиться к природе?

Интересен и богат язык произведения. (Слайды 28-37)

Узнайте по эпитетам, о чем говорится:

(лес) неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый;

(тайга) молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая;

(озеро) небольшое, унылое, подёрнутое ряской;

Читайте также:  Все острова озера байкал

(туман) молочный, клейкий, неподвижный;

(звезды) далёкие, таинственные, мерцающие;

5. Обобщение.

1. Почему же так назван рассказ?

Васютка открыл озеро, его не было на карте. Васютка – проводник. Он привел отца и его бригаду к озеру, в котором водилось много речной рыбы. Тем самым помог потерявшим работу взрослым, выйти из отчаяния.

В 5 классе Виктор Астафьев назвал своё сочинение “Жив”. Какое из этих названий вам нравится больше? Почему?

2. Где же находится это озеро? Прочитайте. С. 152. Обратиться к картам.

3. Какие мысли возникают у вас после чтения рассказа “Васюткино озеро”?

Изучать и знать природу, знать повадки животных, уметь ориентироваться. Ведь мальчик мог погибнуть в тайге. Автор заставляет читателя лучше узнать о своем крае.

4. Какова идея рассказа? Что хотел донести В.П.Астафьев до читателя?

Автор показал одновременно суровость, строгую красоту и щедрость тайги. Необходимо любить, беречь свой край, гордиться им, как гордился и любил свой край сам автор.

5. Какой Васютка?

Добрый, заботливый, пытливый, ловкий, внимательный, славный, выносливый, терпеливый, разумный, смышлёный, разговорчивый, откровенный, смелый, рассудительный.

6. Подведение итогов урока. Итоговая беседа. Комментирование деятельности учащихся

7. Домашнее задание. Составить памятки: «Советы идущему в лес», «Если ты заблудился в тайге».

Источник

Конспект урока «Особенности характера главного героя рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

«Конспект урока по технологии развития критического мышления через чтение и письмо »

Учитель: Шестакова Валентина Ивановна

Предмет: литература.

Класс: 5.

Тема урока: Особенности характера главного героя рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

Цели урока:

  • создать условия для выявления особенностей характера главного героя рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро»;
  • формирование умения анализировать рассказ;
  • развитие умения выделять главное в изучаемом материале, умения сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли;
  • развивать эмоции учащихся, их коммуникативные умения, навыки чтения;
  • воспитание у учащихся доброжелательности друг к другу, уважения к мнению других, умения чувствовать и слышать собеседника.

Тип урока: урок актуализации знаний и умений.

1.Развитие интереса к теме.

2.Активизация всех учащихся.

3.Актуализация знаний обучающихся. Повторение.

4. Определение цели и учебных задач

1.Организация активного восприятия текста.

1.Лови ошибку (работа по содержанию)

Анализ отрывков с использованием вопросов

4.Обобщение темы по кластеру

1.Обобщение изученного материала

2.Анализ поставленных задач.

Технологическая карта урока

Этапы (стадии) и приёмы урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Хроно-мет-

раж

урока

Стадия «Вызов»

(задание на повторение, проверка домашнего задания)

Здравствуйте! С егодня мы вновь обратимся к рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Давайте поиграем в игру «Верите ли вы?»

1.События происходили на реке Енисей.

2.Васютка снабжал рыбаков рыбой.

3.Затесь – это зарубка на крыше дома.

4.Из-за осенних дождей, поднявших уровень воды в реке, стала плохо ловиться рыба.

5.«Таков старинный порядок…» — говорила мама, заставляя Васютку взять в тайгу хлеба.

6.Первой птицей, которую увидел в тайге Васютка, был глухарь.

7.Васютка понял, что заблудился, когда увидел рыбу, пойманную в сеть.

8.Васютка наблюдал за народными приметами.

9.Васютка в тайге проявил смелость, спокойствие, рассудительность.

— Скажите, ребята, каким может быть «характер»?

— Вы можете сказать, какой у вас характер?

— Как вы считаете, кто и что может повлиять на формирование характера человека? Давайте попробуем оформить ваши предположения как кластер.

Один элемент кластера мы оставим пустым и вернемся к нему позже.

А какие ассоциации возникают у вас при слове «тайга»? (напишите на доске)

— Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? Какова будет тема нашего сегодняшнего урока?

— Какие учебные задачи вы поставите перед собой на урок?

Выражают свое мнение, обосновывают его.

Спокойный, сильный, слабый, мягкий, твердый, волевой.

Выражают свое мнение, обосновывают его.

Кормилица, лес, глушь, бурелом, труднопроходимость, таёжник.

Особенности характера главного героя

Выявить особенности характера героя, узнать о формировании характера главного героя.

Ответить на вопрос, как Васютка выжил в тайге?

Стадия осмысле-ния

1.Работа по плану, работа в паре.

4.Сначала самостоятельно, а потом в парах

— Чтобы выявить особенности характера Васютки, нужно вспомнить содержание рассказа. Один ученик написал план по рассказу, но допустил ошибки. Вам придётся найти и исправить их.

2.Васютка набирает полный мешок шишек.

3.Васютка собирается в тайгу за орехами.

4.Охота на глухаря.

5.Васютка находит в лесу маленькое озеро.

7.Ночевка в тайге.

8.В озере много белой рыбы.

9.Васютка понимает, что озеро выходит к Енисею.

10.Рыбаки называют озеро в честь Васютки.

(Будете работать в паре)

Молодцы, быстро справились с заданием. А теперь подумаем и ответим, какие факты из рассказа наиболее ярко раскрывают характер Васютки?

Обратимся к приёму «Взаимоопрос». Перед вами тексты с отрывками из рассказа «Васюткино озеро». Ваша задача: составить вопросы соседу по парте (приложение 1).

Оцените свою работу и работу соседа по парте с помощью оценочного листа (приложение 2).

Давайте встанем и поиграем в игру. Я буду говорить, что делал Васютка в лесу, а вы будете это показывать.

Залезает на дерево.

Собирает шишки и в мешок кладёт.

Весело шагает в лес.

Спит. Просыпается и садится за уроки.

Отдохнули, а теперь пора браться за работу.

Давайте поиграем в «Корзину идей».

Каждый самостоятельно запишет себе ответы на вопросы

1.Какие черты характера проявил Васютка, заблудившись в тайге?

2. Что помогло Васютке выжить в тайге?

Затем обсудите свои ответы со своим партнёром, выясните, что общего в ответах, а в чем различие, выберите правильный ответ и поделитесь своей идеей с классом.

Молодцы, оцените свою работу с помощью оценочного листа (приложение 3).

Давайте сейчас вернемся к кластеру, который составляли в начале урока.

Помните, тот не заполненный элемент? Как вы считаете, кто и что может повлиять на формирование характера человека?

Работают в паре.

Исправляют план, читают.

2.Васютка собирается в тайгу за орехами.

3.Васютка набирает полный мешок шишек.

4.Охота на глухаря.

6.Ночевка в тайге.

7.Васютка находит в лесу маленькое озеро.

8.В озере много белой рыбы.

9.Васютка понимает, что озеро выходит к Енисею.

12.Рыбаки называют озеро в честь Васютки.

Высказывают своё мнение.

Васютка собирается в тайгу за орехами.

Охота на глухаря.

Васютка находит в лесу маленькое озеро.

Работают самостоятельно, по текстам формулируют вопросы.

— Когда Васютка собирался в лес, что ему строго напоминала мама? (не отходить от затесей)

— Что мама заставила взять с собой в лес? (хлеб)

— Почему нужно брать с собой в лес еду, спички? (старинный порядок, таёжные законы)

— Что такое затеси?(охотничьи зарубки на деревьях, чтобы не заблудиться)

— Какая склонность у Васютки была? (склонность к рассуждениям)

— Какую первую птицу увидел Вася? (кедровку)

— Почему Васютка не стал стрелять в кедровку? (жалко попусту сожжённые патроны)

— Как вёл себя Васютка, когда его одолевал страх? (рассуждал вслух, успокаивал себя, не останавливался, искал дорогу)

— Когда понял Васютка, что заблудился? (когда увидел муху, жужжащую в паутине)

— Что припоминал Васютка, когда заблудился в лесу? (слова отца и дедушки, рассказы рыбаков и охотников).

— Чем Васютка занимался в лесу? (как опытный охотник, разжёг костёр, приготовил глухаря)

— Как ведёт себя Васютка, когда выходит к озеру? (показывает свои таёжные знания, знания окружающей природы, рассуждает)

Работа с оценочным листом

Ребята изображают Васютку.

Работают сначала самостоятельно в тетради, а потом в парах.

Высказывают свои идеи.

1.Васютка проявил смелость,

спокойствие, рассудительность, знание окружающей природы, знание таёжных законов и т.д.

2.Васютке помогли знания и навыки, полученные в общении со взрослыми, слова отца и деда, рассказы рыбаков и охотников, умение размышлять.

Работа с оценочным листом

Высказывают свои мнения.

Знания и навыки, полученные в общении со взрослыми.

Стадия – рефлексия

А теперь напишите синквейн о Васютке, не забудьте раскрыть главные черты его характера.

— Чему же нас научил рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро»?

— Все задачи выполнили на уроке?

— Какое впечатление у вас осталось от урока?

Самостоятельно составляют синквейн.

Читают и обсуждают результаты.

Высказывают своё мнение. Делятся впечатлениями.

Домашнее задание

Напишите сочинение на тему « Как Васютка выжил в тайге»

Приложение 1. «Взаимоопрос» (тексты, примерные вопросы и ответы)

Когда Васютка с ружьём на плече и с патронташем па поясе, похожий па коренастого, маленького мужичка, вышел из избы, мать привычно строго напоминала:

— Ты от затесей далеко не отходи — сгинешь. Хлеба взял ли с собой?

— Да зачем он мне? Каждый раз обратно приношу.

— Не разговаривай! На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать.

Тут уж с матерью не поспоришь. Таков старинный порядок: идёшь в лес — бери еду, бери спички.

Васютка покорно сунул краюшку в мешок и поспешил исчезнуть с глаз матери, а то ещё придерётся к чему-нибудь.

— Когда Васютка собирался в лес, что ему строго напоминала мама? (не отходить от затесей)

— Что мама заставила взять с собой в лес? (хлеб)

— Почему нужно брать с собой в лес еду, спички? (старинный порядок, таёжные законы)

Весело насвистывая, шёл он по тайге, следил за пометками на деревьях и думал о том, что, наверное, всякая таёжная дорога начинается с затесей. Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдёт немного, ещё топором тюкнет, потом ещё. За этим человеком пойдут другие люди; собьют каблуками мох с валежин, притопчут траву, ягодники, отпечатают следы в грязи, и получится тропинка. Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия. Только иные тропинки зарастают со временем, а уж морщинки-то на лице едва ли зарастут.

Склонность к пространным рассуждениям, как у всякого таёжника, рано появилась у Васютки. Он ещё долго думал бы о дороге и о всяких таёжных разностях, если бы не скрипучее кряканье где-то над головой.

«Кра-кра-кра. » — неслось сверху, будто тупой пилой резали крепкий сук.

Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел кедровку. Птица держала в когтях кедровую шишку и орала во всё горло. Ей так же горласто откликались подруги. Васютка не любил этих нахальных птиц. Он снял с плеча ружье, прицелился и щёлкнул языком, будто на спуск нажал. Стрелять он не стал. Ему ужо не paз драли уши за попусту сожженные патроны. Трепет перед драгоценным «припасом» (так называют сибирские охотники порох и дробь) крепко вбит в сибиряков отроду.

— Что такое затеси?(охотничьи зарубки на деревьях, чтобы не заблудиться)

— Какая склонность у Васютки была? (склонность к рассуждениям)

— Какую первую птицу увидел Вася? (кедровку)

— Почему Васютка не стал стрелять в кедровку? (жалко попусту сожжённые патроны)

Страх начал давить ещё сильнее. Мальчик снова заговорил вслух:

— Ладно, не робей. Найдём избушку. Надо идти в одну сторону. На юг надо идти. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдёшь. Ну вот, всё в порядке, а ты, чудак, боялся! — хохотнул Васютка и бодро скомандовал себе: — Шагом марш! Эть, два!

Но бодрости хватило ненадолго. Затесей всё не было и не было. Порой мальчику казалось, что он ясно видит их на тёмном стволе. С замирающим сердцем бежал он к дереву, чтобы пощупать рукой зарубку с капельками смолы, но вместо неё обнаруживал шершавую складку коры. Васютка уже несколько раз менял направление, высыпал из мешка шишки и шагал, шагал…

В лесу сделалось совсем тихо. Васютка остановился и долго стоял прислушиваясь. Тук-тук-тук, тук-тук-тук… — билось сердце. Потом напряжённый до предела слух Васютки уловил какой-то странный звук. Где-то слышалось жужжание. Вот оно замерло и через секунду снова донеслось, как гудение далёкого самолёта. Васютка нагнулся и увидел у ног своих истлевшую тушку птицы. Опытный охотник — паук растянул над мёртвой птичкой паутину. Паука уже нет — убрался, должно быть, зимовать в какое-нибудь дупло, а ловушку бросил. Попалась в неё сытая, крупная муха-плевок и бьётся, бьётся, жужжит слабеющими крыльями. Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенёта. И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!

— Как вёл себя Васютка, когда его одолевал страх? (рассуждал вслух, успокаивал себя, не останавливался, искал дорогу)

— Когда понял Васютка, что заблудился? (когда увидел муху, жужжащую в паутине)

«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» — вспомнились ему слова отца и дедушки. И он стал припоминать всё, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников. Перво-наперво надо развести огонь. Ладно, что спички захватил из дому. Пригодились спички.

Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил всё в кучку и поджёг. Огонёк, покачиваясь, неуверенно пополз по сучкам. Мох вспыхнул — вокруг посветлело. Васютка подбросил ещё веток. Между деревьями зашарахались тени, темнота отступила подальше. Монотонно зудя, на огонь налетело несколько комаров — веселее с ними.

Надо было запастись на ночь дровами. Васютка, не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину, выворотил старый пень. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка». Ему тоже захотелось плакать, но он переборол себя и, ощипав глухаря, начал перочинным ножиком потрошить его. Потом сгрёб костёр в сторону, на горячем месте выкопал ямку и положил туда птицу. Плотно закрыв её мхом, присыпал горячей землёй, золой, углями, сверху положил пылающие головни и подбросил дров.

Через час примерно он раскопал глухаря. От птицы шёл пар и аппетитный запах: глухарь упрел в собственном соку — охотничье блюдо! Но без соли какой же вкус! Васютка через силу глотал пресное мясо.

— Что припоминал Васютка, когда заблудился в лесу? (слова отца и дедушки, рассказы рыбаков и охотников).

Читайте также:  Самое высокогорное пресноводное озеро мира

— Чем Васютка занимался в лесу? (как опытный охотник, разжёг костёр, приготовил глухаря)

Долго Васютка отыскивал глазами жёлтую полоску лиственника среди неподвижного зелёного моря (лиственный лec обычно тянется по берегам реки), но кругом темнел сплошной хвойник. Видно, Енисей и тот затерялся в глухой, угрюмой тайге. Маленьким-маленьким почувствовал себя Васютка и закричал с тоской и отчаянием:

— Э-эй, мамка! Папка! Дедушка! Заблудился я.

Голос его пролетел немного над тайгой и упал невесомо — кедровой шишкой в мох.

Медленно спустился Васютка с дерева, задумался, да так и просидел с полчаса. Потом встряхнулся, отрезал мяса и, стараясь не смотреть на маленькую краюшку хлеба, принялся жевать. Подкрепившись, он собрал кучу кедровых шишек, размял их и стал насыпать в карманы орехи. Руки делали своё дело, а в голове решался вопрос, один-единственный вопрос: «Куда идти?» Вот уж и карманы полны орехов, патроны проверены, к мешку вместо лямки приделан ремень, а вопрос всё ещё не решён. Наконец Васютка забросил мешок за плечо, постоял с минуту, как бы прощаясь с обжитым местом, и пошёл строго на север. Рассудил он просто: в южную сторону тайга тянется на тысячи километров, в ней вовсе затеряешься. А если идти на север, то километров через сто лес кончится, начнётся тундра. Васютка понимал, что выйти в тундру — это ещё не спасение. Поселения там очень редки, и едва ли скоро наткнёшься на людей. Но ему хотя бы выбраться из лесу, который загораживает свет и давит своей угрюмостью.

Мысль, которая вчера вечером беспокоила Васютку, снова полезла в голову: «Откуда в озере столько белой рыбы?» Он не раз слышал от рыбаков, что в некоторых озёрах будто бы водится белая рыба, но озёра эти должны быть или были когда-то проточными. «А что, если. »

Да, если озеро проточное и из него вытекает речка, она в конце концов приведёт его к Енисею. Нет, лучше не думать. Вчера вон обрадовался — Енисей, Енисей, — а увидел шиш болотный. Не-ет, уж лучше не думать.

Покончив с уткой, Васютка ещё полежал у огня, пережидая, когда уляжется туман. Веки склеивались. Но и сквозь тягучую, унылую дремоту пробивалось: «Откуда всё же взялась в озере речная рыба?»

— Как ведёт себя Васютка, когда выходит к озеру? (показывает свои таёжные знания, знания окружающей природы, рассуждает)

Источник

«Черты характера героя и его поведение в лесу» (по произведению В.П. Астафьева «Васюткино озеро»)

  • знакомство с творчеством В.П.Астафьева;
  • обогащение духовного мира школьников;
  • аналитическая работа с текстом и его осмысление;
  • развитие воображения и творческой активности школьников;
  • формирование личностной оценки произведений художественной литературы и явлений жизни;
  • развитие навыков коллективной и поисковой работы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы и формы учебной деятельности:

  • работа в группах;
  • ответы на вопросы учителя
  • обобщение сведений, необходимых для анализа текста;
  • проблемно-поисковые.

Ход урока

При знакомстве с произведением “Васюткино озеро” автор решил обратиться к такой педагогической технологии как “Развитие критического мышления через чтение и письмо” (РКМЧП).

– Мы сегодня обратимся к рассказу, который называется “Васюткино озеро”. Попробуем представить, о чем говорит название произведения.

Ребята обсуждают внутри группы и высказывают свои предположения (можно записать на доске).

Следующее предположение делают после того, как узнали имя автора. Первый прием, или фаза – “гроздья мысли”. Возможные ответы ребят:

– автобиографичный рассказ,
– рассказ о природе,
– о рыбной ловле,
– о преодолении трудностей.

Второй этап. “Освоение материала” (в нашем случае знакомство с текстом и его осмысление). Выразительное чтение фрагментов. Чтение на уроке части произведения, или его отдельных фрагментов, содержащих завязку, пробуждает в учащихся желание познакомиться с героями и с произведением в целом. На данном этапе используется метод активного чтения. Метод “Чтение с остановками” выглядит так:

– Обсуждение названия произведения.
– Композиция произведения.
– Как будут развиваться события дальше?
– Лексическая и стилистическая работа.

Фрагмент 1 ,стр. 92–95

“Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно…вытаскивают рыбы по нескольку центнеров… мать ворчит по привычке…”

Задания для групп:

– Укажите ключевые слова и предложения, позволяющие понять основную мысль фрагмента.
– Озаглавьте данный эпизод
– Какие ожидания не оправдались? /минусами отмечаю на доске/.
– Расскажите о новых предположениях, которые возникают. О чем же пойдет речь далее? /наиболее интересные высказывания фиксируются на доске/

Лексическая и стилистическая работа:

холодная изморось, осетр, стерлядь, белая рыба,
были, небылицы, затеси, хилые березки, шлюпка, бот, пацан, хлопец, варнак,
дожди вспучили реку, рассолодели от безделья, нету нынче фарту, рыба тучами ходила,
робеть, кочевать, осенняя путина, переметы.

Фрагмент 2, стр. 95-97

“Когда Васютка с ружьем на плече…тяжеловато будет, пожалуй, да ничего, донесу”.

Ребята анализируют поведение Васютки.

Кратко анализируем этот эпизод:

называем тему, характеризуем Васютку, выясняем роль этого фрагмента для всего хода повествования.

Работаем над ключевыми словами, исследовательская работа проводится в группах./ мать – матери, хлеб – краюшка, затеси – пометы – зарубки, дорога – тропинка/

– Почему Васютка не стал спорить с матерью перед походом в тайгу?
– О каких таежных законах говорится во втором фрагменте?
– Как автор подчеркивает, что Васютка перенимал привычки взрослых?
– Дальнейшее развитие событий.

Здесь можно использовать такой прием как “Дерево предсказаний”, который проводится по группам.

Фрагмент 3, стр. 97-99

“Вдруг впереди Васютки что-то сильно захлопало…думая о своей удаче, Васютка, счастливый шел по лесу”.
– Проанализируйте действия и чувства Васютки.
– Что помогло мальчику во время охоты?
– Выскажите новые предположения о развитии сюжета. Продолжаем работать с “Деревом..”, появляются новые веточки.

Фрагмент 4, стр.99-100

“Вдруг он спохватился: где же затеси. Да ведь он заблудился!”

– Кого винит Васютка в создавшемся положении?
– Как меняется настроение мальчика?
– Анализ последнего абзаца./работа в группах/
– Ваши предположения о дальнейших событиях.

Фрагмент 5, стр.100-102

“Открытие было настолько простым и потрясающим……Живем!”

Обучение составлению аналитического комментария.

Учащиеся делят текст на части и озаглавливают их.

1. Открытие Васютки. 1. Как и любой ребенок Васютка испугался.
2. Его охватило отчаяние. 2. Вначале природа пугала его.
3. Слова дедушки и отца, которые вспомнил мальчик. 3. Отец и дедушка оказывали на Васютку большое влияние.
4. Васютка разжег костер 4. У костра он вел себя как взрослый охотник
5. Как мальчик приготовил себе еду? 5. Когда он готовил ужин, он оценил наставления матери о хлебе.
6. “Живем!” 6. Мальчик понял, что не пропадет.

Теперь пора перейти к третьей фазе, которая в этой технологии называется “Рефлексия” (размышление).

– Чьи слова он вспомнил, когда ему стало плохо?
– Какие черты характера обнаружились в мальчике?

На данном этапе уместно использовать такой прием технологии развития критического мышления для творческого самовыражения как короткое литературное произведение, характеризующее предмет, тему, т.е. синквейн.

Домашнее задание. Дописать комментарий.

Работа с листами на печатной основе “Человек и природа в рассказе”.

Индивидуальное задание: составление словаря по тексту произведения;

Источник



Конспект урока астафьев основные черты героя васюткино озеро

Уроки литературы в 5 классе[1]
Уроки 76-77

УРОК 76
В. П. АСТАФЬЕВ. «ВАСЮТКИНО ОЗЕРО»:
ЮНЫЙ ГЕРОЙ В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Поведение героя в лесу. Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных ситуациях. Картины сибирской природы и их нравственный смысл.

Основные виды деятельности учащихся.
Чтение и обсуждение статьи учебника об Астафьеве, статьи «Деревня Овсянка» (из раздела «Литературные места России»). Восприятие и выразительное чтение рассказа, художественный пересказ его фрагментов, анализ содержания рассказа по вопросам учителя (по группам). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Обсуждение произведений книжной графики к рассказу. Устное иллюстрирование.
Самостоятельная работа. Создание иллюстраций к рассказу и подготовка к их презентации и защите.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности)

Рассказ о писателе (см. страницу Основные темы творчества В. П. Астафьева. Урок литературы в 11 классе) с показом презентации, включающей в себя галерею портретов и изображения мест, связанных с именем Астафьева.

II. Чтение статьи учебника об Астафьеве (см. статью ниже), статьи «Деревня Овсянка» (см. статью ниже) из раздела «Литературные места России» в конце учебника, ч. 2 и обобщающая беседа:

Как вы понимаете эпиграф к статье о писателе?

Могут ли рассказы о родне, земляках, односельчанах быть интересны для людей, которые их не знали? Обоснуйте своё мнение.

Какие трудности перенёс Астафьев в детстве и юности? Какие испытания он преодолел в жизни?

Как понять слова «. всё это откладывалось, где-то накапливалось потихоньку, пока не попросилось наружу»?

Поведение героя в лесу. Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных ситуациях

III. Выразительное чтение, пересказ и работа с текстом рассказа «Васюткино озеро» (в группах).
Текст для каждой группы могут прочитать несколько пятиклассников.

Г р у п п а 1.
Выразительно прочитайте фрагмент рассказа с начала до слов «. иногда из ружья пальнёт».

Расскажите, какая проблема озадачила рыбаков из бригады Васюткиного отца.

Г р у п п а 2.
Выразительно прочитайте фрагмент рассказа со слов «Васютка проснулся поздно» до слов «Тяжеловато будет, пожалуй, да ничего, донесу».

О каких таёжных законах предупреждала Васютку мать? Почему мальчик не выстрелил в кедровку?

Г р у п п а 3.
Выразительно прочитайте фрагмент рассказа со слов: «Вдруг впереди Васютки что-то сильно захлопало» до слов «. где же затеси? Пора уж им быть».

Как Васютка справился с глухарём?

Какие навыки охотника он проявил?

Картины сибирской природы и их нравственный смысл

Г р у п п а 4.
Выразительно прочитайте фрагмент рассказа со слов «Он посмотрел кругом» до слов «„Будь что будет“, — отрешённо подумал он».

Какой символический смысл вложил автор в описание «мёртвой птички» и «мухи, влипшей в тенёта»?

Г р у п п а 5.
Перескажите подробно, как Васютка провёл первую ночь в тайге, со слов «В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь» до слов «Он отламывает отростки от корневища и несёт их костру».

Какие качества характера проявил Васютка во время первой ночёвки в тайге?

Какие первые испытания предложила ему тайга?

Что он сумел сделать? Как он спасался в тайге от голода и холода?

Г р у п п а 6.
Перескажите подробно, как Васютка провёл свой первый день в незнакомом месте, когда заблудился, со слов «Коротка августовская ночь в Заполярье» до слов «По всем признакам ждать этого осталось недолго».

Какие картины сибирской природы подтверждают мысль автора о том, что тайга — живое существо?

Обобщающая беседа:

Ответы на вопросы 2—5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном»

Домашнее задание

Выполнить задание 2 из раздела учебника «Проверьте себя».

Прочитать рассказ «Васюткино озеро» со слов «Солнце пошло на закат» до конца и подготовиться к пересказу этой части.

Индивидуальные задания.

Нарисовать свои иллюстрации к рассказу «Васюткино озеро» и подготовиться к их защите.

УРОК 77
В. П. АСТАФЬЕВ. «ВАСЮТКИНО ОЗЕРО»:
СТАНОВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ

Основные виды деятельности учащихся.
«Открытие» Васюткой нового озера. Основные черты характера Васютки. Становление характера героя в сложных испытаниях. Автобиографичность рассказа. Герой и автор.

Основное содержание урока
Устный рассказ о писателе. Чтение (в том числе по ролям) и пересказ фрагментов рассказа, лексические и историко-культурные комментарии к тексту (по группам). Устные ответы на вопросы (с использованием цитат). Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героя рассказа. Рассказ о поведении и поступках героя (с использованием цитат). Нравственная оценка поведения и поступков героя рассказа. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Чтение и обсуждение отрывка из воспоминаний Астафьева «Судьба рассказа „Васюткино озеро“».
Практическая работа. Составление цитатной таблицы «Черты характера героя и авторское отношение к нему».
Самостоятельная работа. Выполнение письменной характеристики героя (с использованием материалов таблицы). Подготовка к контрольной работе — письменный ответ на проблемный вопрос. Составление плана (в том числе цитатного) самостоятельного письменного высказывания.

I. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера героя в сложных испытаниях

Чтение вслух и пересказ второй половины рассказа «Васюткино озеро», лексические и историко-культурные комментарии (в группах):

Г р у п п а 1.
Пересказ эпизода «Васютка находит озеро» со слов «Солнце пошло на закат. » до слов «. и вскоре забылся беспокойным сном».
(Заглавия эпизодов могут придумать пятиклассники.)

Почему Васютка, найдя озеро, расплакался? Что особенно удивило его в озере?

Какие законы природы и таёжной жизни он вспомнил во время своего пребывания в тайге?
(Болота чаще всего бывают у берегов озёр; пока хватит терпения, не трогать хлеб; поглядел на озеро, на кровянистое небо и с тревогой проговорил: «Ветер завтра будет. А вдруг ещё с дождём?»; вспомнил слова дедушки: «Вызвездило — к холоду!»)

Почему Васютку «начало донимать раскаяние»?

Г р у п п а 2.
Пересказ эпизода «Утро на берегу Васюткиного озера» со слов «Проснулся Васютка поздно. » до слов «. и снова забылся тяжёлым сном».

Как объяснил Васютка наличие в озере множества белой рыбы?
(Озеро проточное, значит, из него вытекает речка, ведущая к Енисею; заметил входящую в глубь тайги жёлтую бороздку лиственного леса. Значит, там речка; появились высокие обрывистые берега. «Вот она, речка!»)

Как эти знания помогли мальчику выжить?

Какие метафоры и образные сравнения применяет автор для создания картин суровой и неумолимой тайги?

Докажите, что всё-таки для автора она прекрасна.

Читайте также:  Река волга впадает в какое море озеро впадает

Г р у п п а 3.
Пересказ эпизода «Васютка выходит на берег Енисея» со слов «На рассвете Васютка, стуча зубами от холода. » до слов «Вот стучит, стучит, стучит».

Как Васютка преодолевал трудности последних ночей в тайге?
(Находил дрова, берёг спички, готовил пищу, устраивал ночлег, подвязал разорвавшуюся обувь и др.)

Какие «фокусы тайги» и приметы таёжной жизни он знал?
(Гудок всегда откликается на ближнем водоёме; в верховьях реки появился дымок. Идёт пароход; так могла стучать только выхлопная труба рыбосборочного катера-бота и др.)

Как автор описывает состояние Васютки при виде берега Енисея и теплохода «Серго Орджоникидзе»? Сравните эти состояния.

Какие слова и выражения находит автор для выражения радости и разочарования героя?

Г р у п п а 4.
Прочитайте по ролям эпизод «Васютка спасён» со слов «Тут же опомнился, схватил свои манатки. » до слов «. протягивая руки навстречу сыну».

Какие интонации присущи репликам Васютки? Как они выражают состояние мальчика?

Как украинский говор дяденьки Коляды помогает создать неповторимый образ этого персонажа?

Опишите чувства читателя, узнавшего о состоянии матери и деда пропавшего Васютки.

Г р у п п а 5.
Прочитайте по ролям эпизоды «Васютка снова дома» и «Рыбаки на Васюткином озере» со слов «. И вот Васютка дома!» до слов «. открыли постоянный промысел».

Как отнеслись к приключениям Васютки мать, отец и дед? Какие слова и выражения автор использует для изображения состояния персонажей, когда мальчик вернулся?

Какие нравственные уроки мог извлечь Васютка из реакции отца на его рассказы? Почему он «постеснялся плыть в лодке»?

Прочитайте два последних абзаца рассказа. Какие чувства и мысли о нашей Родине они вызывают?

Обобщающая беседа:

Вспомните детали приключений Васютки, которые помогли выработке у него мужского характера.

Что он знал о тайге до своих скитаний и чему научила его тайга?

Выполнение заданий 2—5 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

II. Основные черты характера Васютки
Составление плана характеристики Васютки.

Возраст героя, его внешний вид.

Занятия родителей и деда и отношение Васютки к ним.

Черты характера Васютки:

•Стремление помогать старшим (собирал кедровые орешки для рыбаков и др.).

•Закалка таёжного жителя (умение стрелять, пользоваться спичками и беречь их, находить в тайге пищу и воду, экономить хлеб и соль и др.)

•Умение находиться одному в лесу (разжёг костёр, высушил одежду, устроил ночлег, чтобы не замерзнуть, приготовил пищу, знал приметы, по которым в тайге находят север и юг, определяют близость реки или болота, умел определять породы рыб и др.).

•Смелость и находчивость (не испугался один ночевать в лесу, определил, что озеро проточное, и др.).

•Оптимизм, вера в победу над тайгой (не пал духом во время своих скитаний, старался не плакать и сохранять самообладание, постоянно думал о практических способах выхода из тайги и умело применял их в своих приключениях и др.).

•Любовь к родной земле (глубокое чувство Родины при встрече с Енисеем и др.).

Черты характера мальчика, вызывающие восхищение читателей.

Прослушивание устных сообщений учащихся по пунктам плана.

III. Чтение отрывка из воспоминаний Астафьева о своей детской «робинзонаде».

Почему рассказ «Васюткино озеро» называют автобиографическим?

IV. Автобиографичность рассказа. Герой и автор
Чтение отрывка из воспоминаний Астафьева «Судьба рассказа „Васюткино озеро“»
(см. отрывок ниже).

Можно ли считать историю создания рассказа необычной?

Как автор относится к своему герою?

Как проявилась в рассказе авторская позиция?

Обобщить свои наблюдения над текстом школьники могут в таблице:

IV. Показ, обсуждение и защита иллюстраций учащихся к рассказу.

Домашнее задание

Создать письменную характеристику Васютки, используя материалы таблицы.

Подготовиться к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов (см. следующий урок).

УРОКИ 78-79
УРОКИ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

Основное содержание урока.
Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов.

Основные виды деятельности учащихся.
Составление плана самостоятельного письменного высказывания. Подбор цитат по заданной теме. Составление плана (цитатного плана) письменного высказывания. Составление устного и письменного ответа на один из проблемных вопросов.
С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а. Поиск в справочной литературе или Интернете материалов о судьбах и подвигах детей в годы Великой Отечественной войны. Подготовка сообщения о военной биографии А. Т. Твардовского с показом его портретов. Поиск стихотворения о детях на войне, подготовка к его выразительному чтению, создание иллюстрации к стихотворению.

I. Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов

1. Какой изображена русская природа в творчестве С. А. Есенина, П. П. Бажова, К. Г. Паустовского, В. П. Астафьева? (по одному произведению)

Составление плана письменного высказывания и подбор цитат, раскрывающих пункты плана:

Что такое пейзаж в литературном произведении? Зачем писатели используют описания природы в своих стихах и прозе?

Какое время года рисует писатель? Какие приметы этого времени года он показывает читателю?

Как при помощи пейзажа передаются чувства и настроения человека?

Какие изобразительно-выразительные средства использует автор, чтобы сделать своё описание красочным?

Можно ли по пейзажу определить авторское отношение к конкретному времени года, к природе вообще?

В чём необычность и своеобразие русского пейзажа в выбранном вами произведении?

Какое впечатление производят описания природы на читателя, на вас лично (на примере конкретного произведения)?

Ответ на каждый вопрос подкрепляется примерами из текста.

2. Какие поступки сверстников и черты их характера вызывают моё восхищение в произведениях К. Г. Паустовского, А. П. Платонова, В. П. Астафьева? (по одному произведению)

В какой семье воспитывался герой? Кто были его родители, ближайшее окружение, чем они занимались?

Как они влияли на образование героя, его воспитание, взгляды на жизнь?

Что мы узнаём о герое до его появления в произведении?

Какие приёмы использует автор для создания образа героя (выбор имени, обстановка появления героя в произведении, портрет, речь, мир вещей, характеризующий героя, поступки героя, оценка героя другими персонажами, самооценка героя)?

Каково авторское отношение к герою, как оно выражается (автор прямо оценивает героя или показывает свои оценки скрыто)?

II. Пересказ содержания будущих ответов.
На втором уроке пятиклассники будут отвечать на эти вопросы письменно.

Домашнее задание

Найти в справочной литературе или Интернете материалы о судьбах и подвигах детей в годы Великой Отечественной войны.

Индивидуальные задания.

Подготовить краткое сообщение о военной биографии А. Т. Твардовского, найти в Интернете его портреты в военное время.

Подобрать одно стихотворение о детях на войне, подготовиться читать его выразительно, нарисовать к нему иллюстрацию (это задание даётся нескольким пятиклассникам).

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. – М.: Просвещение, 2016.

ВИКТОР ПЕТРОВИЧ
АСТАФЬЕВ

1924-2001

. Думал я, думал, и вышло, что мне надо рассказывать о своих земляках, в первую
голову о своих односельчанах, о бабушке и дедушке и прочей родне. Они были
интересны мне и любимы мной такими, какие они есть на самом деле.
В. Астафьев

Виктор Петрович Астафьев родился близ Красноярска в крестьянской семье. Рано потерял мать. Около трёх лет жил у бабушки и дедушки. Затем переехал с отцом и мачехой в Игарку, убежал из дому, беспризорничал, поступил в школу на станции Енисей, работал в пригороде Красноярска, участвовал в боях в Великую Отечественную войну, был ранен, потом работал разнорабочим. Позднее он напишет:

«. Масса встреч, масса впечатлений, множество событий, разных, приятных и неприятных, — всё это откладывалось, где-то накапливалось потихоньку, пока не попросилось наружу».

В 1951 году он написал первый рассказ «Гражданский человек». В автобиографии В. П. Астафьев пишет:

«. Я твёрдо знаю одно — заставили писать меня книги и жизнь. Я всегда и всюду много читал, и читал порой в ущерб учебе. Начался я как литератор не в тот вечер, когда сел писать свой первый рассказ, а, видимо, тогда, когда сочинял длинные „лирические» письма с фронта, когда в госпиталях, в пути и на привалах рассказывал о своих фронтовых товарищах, о разных случаях из своей жизни». В 1953 году в Перми был опубликован первый сборник рассказов Астафьева «До будущей весны».
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Что, по словам самого В. П. Астафьева, заставило его писать?

2. Подготовьте устное сообщение о писателе, используя содержание статьи учебника и произведений В. П. Астафьева, прочитанных вами ранее.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)

СУДЬБА РАССКАЗА «ВАСЮТКИНО ОЗЕРО»

Судьба рассказа «Васюткино озеро» любопытна. В городе Игарке преподавал когда-то русский язык и литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский, известный потом сибирский поэт. Преподавал он, как я теперь понимаю, свои предметы хорошо, заставлял нас «шевелить мозгами» и не слизывать из учебников изложения, а писать сочинения на вольные темы. Вот так он однажды предложил написать нам, пятиклассникам, о том, как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провёл один, и вот обо всём об этом и написал. Сочинение моё было напечатано в рукописном школьном журнале под названием «Жив». Много лет спустя я вспомнил о нём, попробовал восстановить в памяти. Так вот и получилось «Васюткино озеро» — мой первый рассказ для детей.
В. П. Астафьев
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)

Задания к рассказу «Васюткино озеро»
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ

1. Почему рассказ называется «Васюткино озеро»?

2. Что рассказывает писатель о рыбной ловле? Какая рыба попадалась в ловушки?

3. Как заблудился Васютка? Что помогло Васютке выжить, выйти из леса (смелость, смекалка, терпение, знание леса, другие качества)?

4. Какое время странствий в лесу оказалось для Васютки самым трудным и почему?

5. Что вспоминал Васютка? Как прислушивался к лесным звукам, о чём разговаривал с лесными жителями?

6. Почему взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем?

7. Какие иллюстрации вы нарисовали бы к этому рассказу?

8. Как начинается и как заканчивается рассказ «Васюткино озеро»?
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Подберите текст из рассказа «Васюткино озеро» к иллюстрации, помещённой в учебнике.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)

ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ

1. Обратите внимание на детали рассказа, например: почему мать настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба?
Что значат её слова: «На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать»?

«Ему уже не раз драли уши за попусту сожжённые патроны. Трепет перед драгоценным „припасом» (так называют сибирские охотники порох и дробь) крепко вбит в сибиряков отроду» — отчего был такой трепет? Что он обозначает?

«Страх начал давить ещё сильнее. Мальчик снова заговорил вслух: „Ладно, не робей. Найдём избушку. Надо идти в одну сторону. «» Почему Васютка стал разговаривать вслух?

2. Объясните слова и включите их в пересказ текста: холодная изморось, осётр, стерлядь, были, небылицы, хилые берёзки, затеей, белая рыба, шлюпка, бот, пацан, хлопец, варнак, рыбная тара.

3. Пошёл, ковыляя, передвигался, поплёлся. — какие из этих слов вы часто используете в своей речи?

4. Замёрз, продрог, окоченел. — когда используется каждое из этих слов? Приведите примеры.

5. Устал, притомился, изнемог. — придумайте предложения с этими словами.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Вспомните истории, которые происходили с вами в лесу.
Расскажите об этом устно или письменно, используя запомнившиеся вам образные слова и выражения из текста рассказа «Васюткино озеро».

Виктор Петрович Астафьев
Деревня Овсянка. (Красноярский край)

Овсянка — родина выдающегося русского писателя В. П. Астафьева. Рано оставшийся без матери мальчик воспитывался в семье деда и бабушки. Образ бабушки Катерины Ивановны — один из самых ярких и светлых во всём литературном наследии писателя (рассказы «Конь с розовой гривой», «Фотография, на которой меня нет» и др.). Воспоминания детства легли в основу многих произведений писателя.

В последние годы жизни В. П. Астафьев вновь вернулся в Овсянку. Здесь ему особенно хорошо писалось. В Овсянке, благодаря заботе и настойчивости писателя, была построена одна из лучших в крае сельских библиотек.

Многие любители русской литературы едут в Овсянку, чтобы отдать дань уважения писателю.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)

1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2016. — 252 с.
Методическое пособие «Уроки литературы в 5 классе» соответствует рабочей программе по литературе и переработанному в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования учебнику.
Пособие способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций пятиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 5 класса: учебника, фонохрестоматии, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим. ».
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников, содержатся ссылки на интернет-источники.
Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)

Источник

Adblock
detector