Меню

Котловины этого озера образовалась в результате разлома земной коры затем углублена ледником

Внутренние воды на материке Северная Америка представлены: Реки Озера Ледники Многолетняя мерзлота. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемСофия Изединова

Похожие презентации

Презентация на тему: » Внутренние воды на материке Северная Америка представлены: Реки Озера Ледники Многолетняя мерзлота.» — Транскрипт:

2 Внутренние воды на материке Северная Америка представлены: Реки Озера Ледники Многолетняя мерзлота

3 1. Какие крупные реки протекают по материку? Куда они несут свои воды? 2. Где проходит водораздел бассейнов рек, стекающих в океаны? 3. Какое питание имеют реки материка? 4. Какие реки замерзают? Какие полноводны весь год? Почему? 5. У каких рек большая скорость течения? 6. Где на материке много озёр? Проанализируйте карту атласа и ответьте на вопросы:

4 Основные источники питания рек Северной Америки. ледниковое дождевое смешанное (дождевое и снеговое)

5 Задание: сравнить реки Северной Америки с реками других материков,сделайте вывод. Таблица «Крупнейшие реки мира». Название Длина, км Площадь бассейна, тыс. км 2 Нил (с Кагерой) Миссиси пи ( с Миссури) Амазонка (с Мараньоном) Обь ( с Иртышом) Маккензи Юкон Колорадо

6 Миссури Огайо Арканзас Колумбия К бассейнам каких океанов относятся реки Северной Америки? mc.ru

7 Характеристика рек Северной Америки. Реки Северной Америки бассейна Атлантического океана бассейна Сев.Ледовитого океана бассейна Тихого океана

8 Миссури Самая большая река – Миссисипи с притоком Миссури. Длина – км. mc.ru

10 Главную роль в питании Миссисипи играют дожди. Часть вод река получает от таяния снега.

13 На севере материка – река Маккензи. Питание – снеговое. Большую часть года река скована льдом. mc.ru

16 Наиболее крупные реки Тихого океана – Колумбия и Колорадо. mc.ru Пользуясь картой атласа назовите крупные реки бассейна Тихого океана

19 Его длина – 320 км., высота – более 1 км. mc.ru

20 Река Ниагара «пропилила» возвышенность, сложенную известняками, и соединила озёра Эри и Онтарио. Срываясь с уступа, она образует Ниагарский водопад.

23 «Дева Мглы» у Ниагарского водопада

25 Характеристика рек Северной Америки. Реки Северной Америки бассейна Атлантического океана р.Миссисипи, Св. Лаврентия полноводные, равнинные богатые энергоресурсами, широко разливаются, Питаются дождевыми и талыми водами. бассейна Сев.Ледовитого океана р. Маккензи снеговое питание, много воды отдают ей болота и озёра надолго замерзает. бассейна Тихого океана р. Колорадо, Юкон, Колумбия бурные, многоводные, короткие, порожистые, богатые гидроэнергией, долины узкие и глубокие

26 Оз.Виннипег Озёра на севере материка образованы в результате разломов земной коры, а затем углублены ледником. mc.ru

30 Огромную водную систему образуют Великие озёра и река Святого Лаврентия. СВ.Лаврентия mc.ru

33 В Кордильерах много озер вулканического и ледникового происхождения. На внутренних плоскогорьях встречаются мелководные засоленные озера. Это остатки крупных водоемов, которые существовали здесь при более влажном климате. Многие озера покрыты коркой соли. Самое крупное из них – Большое Соленое озеро.На внутренних плоскогорьях встречаются мелководные засоленные озера. Это остатки крупных водоемов, которые существовали здесь при более влажном климате. Многие озера покрыты коркой соли. Самое крупное из них – Большое Соленое озеро. Соленость – от 137 до 300 промиллей.Соленость – от 137 до 300 промиллей.

34 Для материка характерно современное оледенение, площадь которого более 2 млн. кв. км. Современное оледенение Северной Америки. Причины: низкие температуры, обильные снегопады. Покровные ледники Гренландии, Канадского Арктического архипелага Горные ледники Кордильер, Аляски, Канады.

35 На севере материка распространена многолетняя мерзлота. Распространение многолетней Многолетняя мерзлота.Распространение многолетней Многолетняя мерзлота. мерзлоты (фиолетовый цвет).

36 I. Найти вопросы к ответам. Таблица ответов. Вопросы: 1. Через эту реку вода из Великих озер попадает в Атлантический океан. 2. Река, которая соединяет два озера: Эри и Онтарио. 3. Котловина этого озера образовалась в результате разлома земной коры, затем углублена ледником. 4. Река впадает в Северный Ледовитый океан, имеет снеговое питание, надолго замерзает. 5. Река, которая образовала Большой каньон. 6. Озеро в Кордильерах, покрытое коркой соли. А)р.МаккензиБ). р. Святого Лаврентия. Лаврентия.В) Виннинпег ВиннинпегГ)Большое СоленоеД). р. Ниагара р. НиагараЕ) р.Колорадо р.Колорадо

37 II. Знаешь ли ты карту Северной Америки. На каком фрагменте карты изображен следующий географический объект: 1. Это одна из самых длинных рек на Земле, смешанное питание с преобладанием дождевого. 2. Эта река несет свои воды в Тихий океан, она полноводна летом, с индейского «большая вода». 3. Через реку …. вода из Великих озер попадает в океан. 4. Река Ниагара, соединяет озера Эри и …. 5. Самое глубокое и большое по площади озеро. А.Б. В. Г.

38 ОТВЕТЫ I Найти вопросы к ответам:I Найти вопросы к ответам: А4А4 Б1Б1 В3В3 Г6Г6 Д2Д2 Е5Е5 Знаешь ли ты карту? 1Г 2А 3В 4Б Онтарио 5Б Верхнее

Читайте также:  Сша штат невада озера

39 Почему так важно сохранять чистоту рек и озёр? «Текут отравленные воды«Текут отравленные воды По руслам рек и под землёй,По руслам рек и под землёй, Дожди спадают с небосвода Дожди спадают с небосвода Сернокислотною водой,Сернокислотною водой, Леса свою теряют силу,Леса свою теряют силу, Уходит нежный запах лип Уходит нежный запах лип Озёра ставшие могилой,Озёра ставшие могилой, В себе хоронят стаи рыб.В себе хоронят стаи рыб. Нам всем пора остановиться,Нам всем пора остановиться, Понять, что человечий род Понять, что человечий род Не должен быть самоубийцей,Не должен быть самоубийцей, И рушить дом, где он живёт!» (И.И.Ландо)И рушить дом, где он живёт!» (И.И.Ландо)

40 Домашнее задание. 1. Параграф На контурных картах подписать названия рек и озёр, принести. 3. Творческое задание: составить рассказ «Я путешествую по реке…»

Источник

Озерные котловины их типы, происхождение и особенности (Таблица)

Справочная таблица озерные котловины описывает типы котловин, каким образом они образуются, их особенности, где встречаются те или иные котловины а также примеры.

Типы озерных котловины

В результате движения земной коры

— в погребе земной коры

Глубокая, длинная, узкая, крутые склоны, берега слабо изрезаны. Не очень глубокая, большая по площади, берега изрезаны

Каспийское, Аральское, Виктория

В кратерах потухших вулканов

В сейсмических областях

Озера речных долин и морских побережий

В результате разрушительной и созидательной деятельности рек (старицы) и морей (лиманы)

Продолговатая, подковообразная. Вытянутая вдоль речной долины

На пойме равнинных рек. В устьевых частях равнинных рек

Озера Русской равнины

Озера побережий Черного и Азовского морей

В результате разрушительной и созидательной деятельности ледника

Вытянута по направлению движения ледника. Вытянута вдоль горной долины

В районах подвергшихся древнему оледенению. В районах горного оледенения

Озера Кольского п-ова

В результате преграждения речного русла

Наличие плотины естественного происхождения

В долинах горных рек

В результате просадок и провалов при растворении горных пород, таянии многолетней мерзлоты, вынесении мелких частиц

Озерные котловины небольшие, неглубокие, воронкообразной или блюдцеобразной формы

В районах распространения растворимых горных пород, многолетней мерзлоты, на засушливых равнинах

Озера севера России, южной части Западной Сибири

На рисунке ниже изображены основные типы озерных котловин

Типы озерных котловин примеры изображение

_______________

Источник информации: В.Г. Чернова. География в таблицах и схемах./ — СПб.: 2013. — 96с.

Источник

Происхождение озёрных котловин

Связь между отдельными элементами ландшафтной оболочки Земли лишний раз иллюстрируется тем фактом, что нет на Земле буквально ни одного агента, который не участвовал бы в образовании озёрных котловин.

Существенная роль в этом принадлежит, прежде всего, эндогенным процессам, в результате действия которых образуются озёра тектонические и вулканические.

Тектонические — это те, котловина которых представляет опустившийся участок земной коры. Они обычно глубоки и сильно вытянуты в длину. Самые крупные озёра земного шара принадлежат к группе тектонических, потому что эндогенные процессы — это почти единственные процессы, масштаб которых позволяет создавать на Земле очень большие и глубокие впадины. Примером тектонических озёр служат: Каспийское, оз. Верхнее, Гурон, Мичиган, Эри, Онтарио, Ладожское, Онежское, Байкал, Телецкое, Зайсан, Севан, Иссык-Куль, Мёртвое море, великие восточноафриканские озёра (Танганьика, Ньяса), Курильское, Кроноцкое и др.

Вулканические озёра возникают либо в недеятельном кратере вулкана (некоторые озёра Камчатки, озеро Аверно на Флегрейских полях западнее Неаполя), либо в углублениях на поверхности лавового потока, образовавшихся при застывании последнего, либо в долине реки вследствие перегораживания её лавовым потоком. К последней категории относятся многие озёра Армянского нагорья: Паравани, Туман-Гель, Арпа-Гель и др.

Из экзогенных факторов деятельное участие в образовании озёр принимают вода, лёд, ветер, организмы и человек. Реки, пересыхающие в сухое время года, нередко обращаются в цепочку озёр, лежащих в долине и отделённых друг от друга сухими участками русла. Озёра при этом образуются в наиболее углублённых частях русла, т. е. в углублениях, созданных эрозией.

Во время половодья и паводков на пойме происходит не вполне равномерное отложение речных наносов, что, вместе со следами размывов, предопределяет неровный рельеф поймы. Поэтому при спаде воды, когда река входит в свои берега, сток воды обратно в русло с некоторых участков поймы затруднён: в пониженных местах вода застаивается, давая начало пойменным озёрам и озеркам.

Образование стариц часто сопровождается возникновением в них озёр. Примером может служить оз. Лиман в старице Донца около г. Змиева (Харьковской области).

Когда мелководные заливы или бухты отделяются от моря наносными песчано-глинистыми валами или косами, получаются озёра, называемые обычно лагунами.

Читайте также:  Озеро утренней славы карта

Карстовые озёра представляют, как нам уже известно, результат заполнения водой котловин, созданных химической (растворяющей) деятельностью подземных и наземных вод.

В областях развития вечной мерзлоты углубления на поверхности земли образуются в результате таяния подземных пластов или линз льда; таяние этого льда не только способствует образованию будущей озёрной котловины, но и поставляет в значительной мере материал (в виде талых вод) для заполнения этой котловины и превращения её в озеро.

Озёра, формирующиеся в связи с существованием и деятельностью ледников, тоже представляют большой интерес. На поверхности ледников озёра и озерки лежат в ледяных углублениях, образованных либо особенно быстрым таянием данного участка поверхности ледника, либо в результате неравномерного распределения обломочного минерального материала на поверхности ледника, либо, наконец, в результате возникновения и последующего расширения трещин во льду. Некоторые ледники боковых долин в периоды энергичного наступания далеко выдвигаются своими языками в долину главной реки, перегораживают её поперёк как бы гигантскими ледяными задвижками; подобные ледяные плотины, задерживая течение главной реки, вынуждают её разливаться выше плотин во временные озёра. Прорывы плотинных ледниковых озёр вызывают большие опустошения в долинах Альп, Каракорума и других горных стран.

Движущийся лёд, как и движущаяся вода, обладает способностью вытачивать в поверхности земли углубления или видоизменять уже существующие котловины. Ряд таких котловин, соединившись, может дать озёрную ванну.

К образованию озёр приводит не только разрушительная, но и созидательная работа ледников, особенно тех мощных ледниковых покровов, которые когда-то погребали под собой чуть ли не целые континенты. После отступания (таяния) и исчезновения такого ледникового щита на его месте остаётся весь обломочный материал, который он когда-то переносил на себе и в себе. Большое скопление этого материала (морены) в одних местах и незначительное в других создаёт рельеф, отличающийся холмистостью, непрерывным и частым чередованием возвышенностей и понижений, причём понижения обычно замкнуты. Заполненные водой, они дают начало моренным озёрам округлой или неправильной лопастной формы. Примером моренного озера могут служить Селигер и другие озёра, сопровождающие область развития конечных морен.

К озёрам органогенным относятся заполненные водой котловины в торфе, а также лагуны среди коралловых построек, к антропогенным — затопленные торфоразработки, каменоломни, искусственно вырытые пруды и озёра, возникшие в связи с запруживанием рек искусственными плотинами.

Озёра эоловые — это те, которые располагаются в котловинах выдувания и в понижениях между барханами и дюнами.

Наконец, нужно отметить, что к образованию озёр причастны иногда и космические силы, так как кратеры, создаваемые на Земле падением крупных метеоритов, тоже могут быть заполнены водой.

Вряд ли нужно подчёркивать, что происхождение многих озёрных котловин имеет смешанный характер. Котловины Великих озёр Северной Америки, Ладожского, Телецкого и Онежского тектонические, но затем они были обработаны ледником. Горные обвалы, низвергнутые в долину, засыпающие реку на известном протяжении и тем самым вынуждающие её разливаться в озеро выше создаваемой обвалом плотины, обычно возникают под совместным влиянием процессов выветривания, действия дождевых вод и циркуляции подземных вод; толчок к отрыву минеральных масс от склона может быть дан и землетрясением (Сарезское озеро).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник



Урок географии в 6-м классе «Озера»

Цель: познакомиться с многообразием озер нашей планеты и их происхождением.

образовательные: сформировать у учащихся представления об озере, типах озерных котловин, сточных и бессточных, пресных и соленых озерах;

развивающие: развитие индивидуальных познавательных интересов у учащихся;

воспитательные: воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости за свой край.

Тип урока: объяснение нового материала.

По завершению урока учащийся должен:

Знать: что такое озеро; типы озерных котловин; сточные и бессточные, соленые и пресные озера.

Уметь: показывать озера на карте.

Технологии: урок с использованием ИКТ и проблемного обучения.

Средство ТСО: компьютер, проектор, экран.

Дидактический и наглядный материал: маршрутные листы, учебники, карта полушарий и физическая карта России, атласы, параллельно демонстрируются слайды.

  1. Разработка презентации.
  2. Опережающее задание для отдельных учащихся (доклады).
  3. Составление маршрутных листов.

2. Изучение нового материала с поэтапным закреплением.

4. Домашнее задание

Здравствуйте, ребята! Я очень рада войти в приветливый ваш класс. Надеюсь, что наше сотрудничество будет не только приятным, но и плодотворным.

2. Изучение нового материала.

Учитель. Послушайте и отгадайте загадку, которая подскажет нам тему сегодняшнего урока. Приложение №1. Слайд №1.

Посреди поля лежит зеркало.
Стекло голубое, рама зеленая.
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои, направляя косынки
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц, и звезды – все в нем отражается…
Как это зеркало называется? (Озеро).

Учитель. Правильно. Это озеро. Тема нашего урока “Озера”. Слайд №2.

Читайте также:  Где находится озеро карагайкуль в башкирии

Учитель. На протяжении урока мы с вами рассмотрим следующие вопросы:

— многообразием озер нашей планеты и их происхождением;

— какие озера называются сточными, а какие бессточными;

— познакомимся с понятиями соленые и пресные озера. Слайд №3.

Учитель. Записи сегодня на уроке мы будем вести ни в тетрадях, а в Маршрутных листах, (Приложение № 2) которые лежат у вас на парте.

Учитель. Наша учебная дорога длинна и поэтому без промедления мы отправляемся в путь.

Учитель. Ребята, а кто из вас видел озеро? Поднимите руки.

Учитель. Я предлагаю вам на несколько секунд закрыть глаза и представить себе озеро. А теперь откроем глаза и расскажем, что мы увидели. У меня перед глазами озеро было круглое и мелкое. А с какими словами у вас оно ассоциируется? (маленькие и большие, глубокие и мелкие и т.д.). (Ответы детей)

Задание. Попытайтесь, сформулируйте определение понятие “озеро”. (Дети отвечают)

Учитель. Давайте сравним с тем определением, которое нам предлагают авторы учебника. стр. 95. Кто первым нашел определение?

Озеро – это замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении.

Записываем определение в Маршрутный лист. Слайд №5.

Учитель. Это углубление называется – озерная котловина.

Учитель. Ребята, озеро не является частью океана, как например море.

Учитель. Мы уже выяснили, что озеро – природное углубление или озерная котловина, образованная на земной поверхности. Какие природные процессы и явления могут привести к образованию озерных котловин? Да, вопрос сложный, но мы сейчас постараемся на него ответить.

Для дальнейшей работы нам понадобятся атласы на странице 16 “Физическая карта России”.

Учитель. Внимание на экран.

1. Тектонические в прогибах (остаточные). Они образовались за счет медленного опускания обширных участков земной коры, которые заполнялись водой. (Аральское, и самое большое в мире озеро — Каспийское). Слайд №6, 7.

2. Тектонические в разломах. При движении участков земной коры образовывались разломы, которые заполнялись водой. Как правило, такие озера очень глубокие. (Танганьика, Ньяса на материке Африка. А как вы думаете, а в России есть такие озера). — Самое глубокое озеро – Байкал. Оно уникально. В известности и славе не знает себе равных. Наибольшая глубина – 1620 м. Байкал содержит одну десятую часть пресных вод всей Земли. По прозрачности воды Байкал занимает первое место в мире. В озеро впадает 336 рек и речушек, а вытекает одна Ангара. Слайд №8, 9.

3. Ледникового происхождения озера образовались на месте впадин, углубленных ледником. (Онежское. Ладожское у этого озера славная история: в годы Великой Отечественной войны по его льду проходила Дорого Жизни – единственная связь страны с осажденным Ленинградом).

4. Запрудные образовались в результате обвала или осыпания горных пород в долину реки, Примером является Сарезское озеро на Памире.

(Рассказ учащегося). Февральской ночью 1911 г. жители Бартанга проснулись от неимоверного гула, идущего из недр земли. Гул сопровождался

оглушительным каменным грохотом. Казалось, что где-то вверху разбушевался невидимый джинн, ломающий памирского исполина. С вершин летели гигантские обломки скал. Перепуганные люди чувствовали себя, как на зыбких волнах; под ногами ходила почва. Происходило сильное землетрясение. И над кишлаком Усой несколько дней кружились клубы большой пыли. А когда пыль рассеялась, в русле реки люди увидели нерукотворную каменную стену полукилометровой высоты. Образовавшаяся из обломков скал стена перегородила бурную реку. Так родилось на Памире Сарезское озеро”. Слайд №12, 13.

5. Вулканические. Их озерные котловины расположены в кратере потухших вулканов. (Кроноцкое, Курильское.) Слайд №14, 15.

6. Озера-старицы часто встречаются в поймах рек, они представляют собой остатки прежних речных русел. Эти озера маленькие, поэтому на карте не обозначаются. Имеют дугообразную форму. Слайд №16.

7. Карстовые. В земной коре и на ее поверхности встречаются легко растворимые горные породы (известняк, соль и др.) При их растворении образуются пустоты, пещеры, а на земной поверхности котловины, которые и заполняются водой. Маленькие на картах не обозначаются. (Много на Урале, Кавказе). Слайд №17.

Динамическая пауза. (Закрыть экран)

Учитель. В Маршрутных листах имеется таблица “Типы озерных котловин”. Работая с учебником стр.96-97 и опираясь на тот материал, который я вам рассказала, вы заполняете таблицу. Работать мы будем в парах. Я вам заранее раздала карточки, на которых написан только один тип происхождения озерных котловин. Вы его и будите описывать.

Ребята обратите внимания на пример заполнения. Слайд №18.

Источник

Adblock
detector