Меню

Лабиринт в виде реки

Зелёные лабиринты из живой изгороди

Самые необычные в мире лабиринты из живой изгороди

Одной из самых запоминающихся сцен фильма «Трое в лодке, не считая собаки» является сцена, в которой главные герои попадают в лабиринт.

Лабиринты из густых живых изгородей долгое время были символом барочной роскоши. Они всегда завораживали людей и в то же время слегка пугали. И хотя в современном мире их популярность значительно снизилась, всё ещё есть огромное количество этих волшебных живых лабиринтов, которые продолжают расти. Вот примеры извилистых экземпляров садовой архитектуры, в уголках которых по-прежнему можно заблудиться.

Лабиринт усадьбы Лонглит (графство Уилтшир, Варминстер, Англия)

Состоящий более чем из 16 000 английских тисов хедж-лабиринт в Лонглите — один из самых длинных в мире. Протяжённость его коридоров, состоящих примерно из 16 тысяч деревьев тиса, около 2,7 километра, а общая площадь лабиринта — 0,6 гектара. С 16-го века эта территория принадлежала маркизам Бат, которые в 1975 году выделили часть территории своего поместья под огромный хедж-лабиринт. Позже в поместье были построены меньшие сады-лабиринты «Солнечный лабиринт»/«Sun Maze» и «Лабиринт любви»/«Love Labyrinth».

Масоне (Парма, Италия)

Крупнейшим лабиринтом в мире является «Масоне», который построили в итальянском городе, прославившемся своим сыром пармезан. Что любопытно, лабиринт был создан в результате спора между итальянским издателем Франко Марией Риччи и писателем Хорхе Луисом Борхесом. Когда Риччи заявил, что хочет построить крупнейший в мире лабиринт, то Борхес ответил, что это невозможно.

Звездообразный лабиринт, который открылся в мае 2015 года, был построен с использованием 200 000 бамбуковых растений, а его территория составляет целых 8 гектаров. Семидесятилетний Риччи использовал быстрорастущий бамбук вместо традиционных деревьев и кустарников, чтобы увидеть уже готовый лабиринт ещё до своей смерти.

Замок Андраши (Тисадоб, Венгрия)

Расположенный вдоль реки Тиса возле венгерско-словацкой границы, хедж-лабиринт из самшита и тиса в замке Андраши по задумке архитектора сверху должен был напоминать огромного кальмара. Сам замок был построен в 19-м веке для графа Андраши.

Ананасовый лабиринт (Вахайава, Гавайи)

Этот постоянный хедж-лабиринт, который был крупнейшим в мире до постройки «Масоне», находится на гавайской ананасовой плантации Dole. Он состоит из 14 000 ананасовых кустов, которые благоухают на всем четырёхкилометровом пути через лабиринт. Огромный ананасовый лабиринт Dole Plantation находится на гавайском острове Оаху. Этот лабиринт не просто имеет запутанные дорожки, но и великолепные живописные места. У туристов есть возможность искать выход в сопровождении специальной аудиозаписи, в которой рассказывается подробная история создания ананасовых плантаций в Оаху. По окончании прогулки каждый выбравшийся получает интересные призы.

Лабиринт виллы Пизани (Стра, Италия)

Часто говорят, что, несмотря на свои небольшие размеры, лабиринт на территории виллы Пизани — самый сложный в мире. Гиды любят рассказывать, что в 1807 году, гуляя по извилистым дорожкам лабиринта, в нём заблудился Наполеон. Байка это или нет — неизвестно, но лабиринт, построенный в 1720 году богатым дожем возле своей виллы, один из самых красивых в мире.

Кукурузный лабиринт на ферме Ричардсон (Спринг-Гроув, Иллинойс)

На поле кукурузы площадью 13 гектаров каждый год создают так называемый кукурузный лабиринт. Причём его дизайн меняется каждый год — к примеру, в 2013 году сверху лабиринт смотрелся как портрет Битлз, в 2014-м — как флаг США, а в 2015-м дизайн лабиринта посвящён был победе «Чикаго Блэкхокс» в НХЛ.

Лабиринт мира (Каслуэллан, Ирландия)

Лабиринт мира площадью 1 гектар был посажен в 2000 году, чтобы отпраздновать подписание Соглашения Страстной пятницы (соглашение об урегулировании политического конфликта в Северной Ирландии). Он состоит из двух частей, и, чтобы пройти лабиринт полностью, нужно пересечь обе. Существует традиция: тот, кто дошёл до центра лабиринта, звонит в расположенный там «Колокол мира».

Эшкомб Мейз (Виктория, Австралия)

Для строительства одного из самых старых растительных лабиринтов в Южном полушарии использовали более тысячи монтерейских кипарисов. С 1970-х годов кипарисы аккуратно подстригают два раза в год, причём каждый сеанс стрижки длится целый месяц. Посетителям нужно пройти две половинки лабиринта, у каждой из которых свой уникальный дизайн. А рядом с кипарисовым лабиринтом находится ещё один лабиринт, который был создан более чем из 4000 кустов лаванды.

Дворец Хэмптон-Корт (Суррей, Великобритания)

Самый старый из сохранившихся хедж-лабиринтов в Соединённом Королевстве был посажен в конце 1600-х годов для короля Вильгельма III возле дворца Хэмптон-Корт. Изначально его сделали из граба, но затем деревья заменили на падуб и тис. Лабиринт Хэмптон-Корт известен как один из самых сложных в мире. И хотя это не самый большой и не самый сложный лабиринт, лабиринт Хэмптон-корт один из самых старейших в мире. Он уже более 300 лет часами заставляет блуждать своих посетителей. Этот лабиринт — «мультикурсальный», что означает наличие нескольких возможных путей к выходу. Именно это многообразие выбора и развлекает людей уже несколько веков.

Парк «Лабиринт Орта». Барселона, Испания

Старейший сад Барселоны – прекрасный ангулярный хедж-лабиринт, заложенный в конце 1700-х годов. Его извилистые кипарисовые коридоры протяженностью около 750 метров ведут к террасам и балконам в итальянском стиле. А тот, кто попадет в центр лабиринта, встретит там статую Эроса – греческого бога любви. И вряд ли это случайность, ведь попасть в «сердце» фантастического исторического сада не так уж просто.

Лабиринт сада Глендурган, Корнуэлл

Эта созданная более 170 лет назад извилистая закруглённая головоломка продолжает путать посетителей и по сей день. Живые изгороди лаврового лабиринта Глендурган напоминают свернувшихся в траве змей. Ближе всего к центру лабиринта находится беседка, возвышающаяся над листвой, но уж таково строение лабиринта, что даже здесь чувствуешь себя лишь на полпути к цели. Создатель лабиринта намеренно его усложнил, сделав ассиметричным в отличие от большинства других всемирно известных лабиринтов.

Французский лабиринт Reignac-sur-Indre

Лабиринт Reignac-sur-Indre уже более шестнадцати лет носит название самого большого лабиринта в мире, который был создан руками человека. «Зеленый» лабиринт находится в небольшом провинциальном городке Турень. Особенность этого места в том, что пути каждый год разные, потому что место посадки растений меняют ежегодно. Появилось необычное произведение искусства благодаря фермерам, которые хотели привлечь внимание общественности к проблемам города. В то время мужчины даже не подозревали, что создают нечто большее, чем просто лабиринт. Ежегодно прогуляться в таком саду приезжают тысячи любителей экстремальных развлечений.

Массачусетский лабиринт Davis Mega Maze

Огромный лабиринт Davis Mega Maze славится своими масштабами и непредсказуемостью. Этот лабиринт находится в США, в штате Массачусетс. Ежегодно более 10 000 часов фермеры уделяют лабиринту. Каждый год это место преображается в что-то новое, никто не может предугадать, как будет выглядеть сад. Туристы могут часами бродить и искать выход в лабиринте.

Лабиринт Top Pearsy’s Maize Maze в Великобритании

В Британии в 2011 году фермеры и ландшафтные дизайнеры решили создать интересный современный лабиринт, в котором главная звезда — Гарри Поттер. Портреты молодого мага немного отличаются друг от друга. Так, дизайнеры создали не только интересный лабиринт, но и самую большую картинку «найди десять отличий». Помимо такого необычного оформления сада, здесь очень прекрасные и интересные запутанные ходы. Чтобы выбраться из лабиринта Top Pearsy’s Maize Maze, потребуется не один час.

Ашкомб. Шорхэм, Австралия

Самый старый традиционный хедж-лабиринт Австралии состоит из более чем тысячи отдельных растений, но они так легко срослись и переплелись, что лабиринт выглядит абсолютно целостным и бесшовным. Лабиринт стригут без использования лекал, без замеров, что создаёт дополнительное ощущение естественности. Отличительной чертой этого лабиринта является то, что состоит он из розовых кустов 217 видов, причём каждый обладает собственным, неповторимым ароматом. Так что путь к центру лабиринта и обратно можно в буквальном смысле найти по запаху.

Елизаветинский лабиринт в ботаническом саду Ван Дусена

Елизаветинский лабиринт — один из шести традиционных хедж-лабиринтов Северной Америки. Это сокровище Ванкувера было создано из более чем 3000 кедров. Плотные перегородки из зелёных насаждений высотой в человеческий рост привлекают многих любителей острых ощущений. Для тех же, кто не рискнёт обследовать головоломку самостоятельно, в ботаническом саду есть смотровая площадка, с которой открывается красивая панорама на весь лабиринт. Лабиринт открыт круглый год за исключением Рождества.

Источник

Обитель Минотавра, любви и греха: культурная история лабиринта — от римских мозаик до храмового ар-нуво

В Античности лабиринт считался обителью чудовищного Минотавра, в Средневековье стал аллегорией единственно верного жизненного пути, ведущего на небо, в эпоху Ренессанса их создавали из кустарников — для уединения и романтических прогулок, а в наше время они стали источником вдохновения для церковных архитекторов и геймдизайнеров. Историк Сергей Зотов, автор книг «История алхимии» и «Иконографический беспредел», прослеживает историю лабиринта от Античности до наших дней.

Содержание:

  1. Минотавр-эмодзи: Античность
  2. Запутанная дорога к Христу: Средние века
  3. Сад расходящихся троп: Ренессанс
  4. Иконные хитросплетения: Новое время
  5. Лабиринт современности

1. Минотавр-эмодзи: Античность

Судя по сообщениям разрозненных античных источников, самым древним лабиринтом был египетский, существовавший более четырех тысяч лет назад. Как указывает древнегреческий историк Геродот, он находился рядом с современным Каиром, якобы вмещал в себя три тысячи комнат и служил гробницей для фараонов. Лабиринт, который будто бы видел Геродот, в XVII веке зарисовал немецкий иезуит Афанасий Кирхер, знаменитый своими богато иллюстрированными сочинениями. Однако современные ученые считают, что то сооружение никогда не существовало: древние греки описывали полуразрушенный храмовый комплекс пирамиды в Хаваре, запутанными ходами напоминающий лабиринт.

И хотя существование того лабиринта считается легендой, именно из Египта до нас дошли самые древние (ок. 2150 года до н. э.) орнаментальные изображения, напоминающие узорами лабиринт. Свидетельствуют ли они о том, что у египтян действительно были постройки такой формы? Историки пока не дают однозначного ответа. Примерно в то же время похожие узоры рисовали в Вавилоне.

Вполне вероятно, что это был лишь орнамент: он мог обладать символическим смыслом и отсылать к идее циклического времени или же просто повторять природные формы, будучи похожим на раковину либо на прожилки листьев.

Скорее всего, греки выдумали египетский лабиринт, опираясь на мифы о лабиринте критском (в Египте изображения архитектурных лабиринтов появляются только во IIIII веках). Это сооружение — настолько же легендарное, как и его восточная версия — было якобы построено родоначальником всех ремесел Дедалом в Кноссе для царя Миноса. Жена Миноса, Пасифая, питала любовную страсть к быку и для ее удовлетворения пряталась в сделанной Дедалом деревянной корове, вследствие чего на свет появился необычный отпрыск — получеловек-полубык Минотавр. Чтобы скрыть скандального ребенка подальше от людских глаз, был построен лабиринт, в который затем отправился афинский герой Тесей. Он убил Минотавра, выросшего к тому времени в кровожадное чудовище, которому приносили человеческие жертвы. Тесей выбрался из лабиринта благодаря золотой нити девы Ариадны, дочери царя Миноса, влюбленной в него. Римский историк Плиний считал, что Дедал построил лабиринт по образцу египетского, только сделал его несравненно меньше.

Скорее всего, образ мифического сооружения был вдохновлен царским дворцом в Кноссе, который отличался разветвленной системой комнат.

Греки изображали кносский лабиринт на камнях и монетах — иногда чисто символически, как некий запутанный орнамент, а иногда пытаясь представить его как архитектурную целостность. Порой на обратной стороне монеты чеканили и Минотавра.

При этом образы лабиринта практически полностью отсутствуют на других материальных носителях. В вазописи греки часто изображали борьбу Тесея с Минотавром, рисуя последнего в виде обнаженного, иногда волосатого быкоголового человека. Но при этом сражения если и проходят в некоем помещении, то оно изображается слишком абстрактно и не представляет из себя лабиринт.

Читайте также:  Самая загрязненная река моря в россии

В дальнейшем критский лабиринт становится распространенным сюжетом римского искусства. Он появляется на архитектурных элементах в виде уже знакомого орнамента и в редуцированном виде (как дверь) на барельефах погребальных саркофагов.

Но самое широкое распространение мотив лабиринта получил в римских парадных мозаиках. В них это сооружение — квадратное или круглое — изображается обязательно с главными героями мифа в центре. К примеру, на знаменитой мозаике Тесея IV века, найденной на полу римской виллы под Зальцбургом, мы видим сцену убийства чудовища. Мозаика II века, найденная в Швейцарии, показывает ту же сцену очень натуралистично и анатомически подробно, а знаменитая мозаика I века до н. э. из Дома лабиринта в Помпеях дополняет обычный сюжет изображениями пленников Минотавра и ранее съеденных им жертв в виде скелетов.

На иных римских образцах, к примеру мозаиках II века, хранящихся в музее в Португалии, Минотавр предстает схематичным «эмодзи», скрывающимся в центре своего разветвленного логова.

2. Запутанная дорога к Христу: Средние века

В средневековое искусство мотив лабиринта приходит с переводами античных историков. Так как описанные выше римские мозаики были в основном раскопаны археологами в XIX веке или позднее, а изучение древнегреческой вазописи и нумизматика не были в приоритете ученых того времени, в иконографии лабиринт перевоссоздается на основе текстов, а не изображений. Впечатленные античными мифами, художники средневековой Европы уже с XII века начинают рисовать Минотавра — впрочем, максимально непохожим на греческие и римские образцы.

Он предстает то вооруженным кентавром с бычьими рогами, то тельцом с головой человека; как киноцефальное зооантропоморфное существо или как гибрид быка и лошади; в виде быка с бородатым мужским лицом или ходящей вертикально лошади с человеческим торсом.

Минотавр не во всех случаях, но часто изображался в чем-то вроде лабиринта: на фоне бесконечно вьющихся каменных арок, между антикизирующими колоннами, внутри типичной замковой залы, на фоне средневековых кирпичных ворот или же в центре кругового лабиринта. В одной из английских рукописей кносский лабиринт и вовсе напоминает средневековый бастион, ощетинившийся башнями и бойницами.

В немецкой рукописи XV века с энциклопедией немецкого богослова IX столетия Храбана Мавра «О природе вещей» в разделе про архитектуру есть глава о лабиринте. В ней рассказывается о том, как был устроен лабиринт на Крите, а затем (вслед за Плинием) перечисляются все якобы существовавшие остальные — египетский, греческий и итальянский. Глава иллюстрируется изображением мудреца, сидящего рядом с дверью в лабиринт, который символически изображен сверху, будто бы с высоты птичьего полета. Таким же изображением лабиринта на некоторых средневековых картах, например на Херефордской, отмечен сам остров Крит, а на других — библейский город Иерихон.

В Европе лабиринт быстро приобретает религиозные, символические смыслы. Христианский поэт Пруденций уже в IV веке, вторя многочисленным предшественникам, пишет о лабиринте как о символе безрассудства язычников и еретиков и создает метафоры блуждания и поиска истинного пути среди множества неверных.

Аллегория лабиринта ереси дожила как минимум до X века, когда французский монах и впоследствии святой Аббон Флерийский жаловался, что еретики смущают молодых людей, тем самым бросая их в лабиринт заблуждения. Этой линии будет придерживаться и итальянский поэт Данте, описавший в XIV веке ад как запутанный лабиринт, состоящий из множества кругов, поясов и щелей, в противоположность четким концентрическим кольцам рая.

Одновременно лабиринт в европейском Средневековье служил символом духовного поиска. Свидетельство тому — лабиринты, которые можно обнаружить в декоре, а чаще на полу готических соборов, к примеру в Шартре, где этот мотив был изображен на мозаике уже в XIII веке. Верующие и по сей день собираются для особого мистического паломничества по этому лабиринту по пятницам, то есть в день смерти Христа, и проходят весь путь от начала к центру на коленях. В монастыре в итальянском городе Алатри есть уникальная фреска, на которой в середине лабиринта из двенадцати кругов, полностью идентичного своим узором шартрскому, вместо Тесея или Минотавра изображен сам Христос.

В похожем виде лабиринты попадают на русскую почву. Появляясь впервые в духовных рукописях монахов в XV веке в качестве либо символа «таинства богословия», мимолетности жизни, заключающей в центре, подобно Минотавру, смерть, либо аллегории любви и стремления к Богу, до которого требуется добраться по сложному пути, в конечном итоге в XVIII столетии лабиринт попадает на православные иконы. Но подробнее об этом — в следующей главе.

3. Сад расходящихся троп: Ренессанс

В эпоху Ренессанса лабиринты продолжают увлекать европейских художников. На волне интереса к римской литературе, особенно к «Метаморфозам» Овидия, появляется огромное количество гравюр и картин, иллюстрирующих сюжет о Тесее. Лабиринт итальянские художники представляют в виде круглой замкнутой конструкции из камня, с единственным входом и без потолка, расположенной на берегу острова.

В центре лабиринта, вслед за уже знакомыми нам средневековыми образцами, вновь поселяется Минотавр в облике кентавра с рогами, просто быка или даже вертикально ходящего быка. На многих изображениях с ним борется Тесей — он одет в точности как рыцари тех времен, в тяжелых доспехах, снаряженный щитом и мечом.

В период расцвета архитектуры мыслители начинают планировать первые настоящие лабиринты. Для них это больше не легенда или красивый орнамент, не загадочный символ или богословская аллегория, а один из видов декоративной постройки. По сообщению гуманиста Бензо д’Алессандрии, уже в XIV веке он видел в Вероне некий «лаберинтум», который, возможно, был лишь комнатами круглой городской арены, в то время не прикрытыми полом. В книге итальянского архитектора XV века Франческо ди Джорджо «Заметки об архитектуре», состоящей из одних чертежей и практически полностью посвященной фортификационным сооружениям, встречаются и эскизы лабиринта.

Как минимум с XVI века в Европе появляются первые настоящие лабиринты, но не каменные, а садовые — по сути, живая изгородь особой формы. Являясь преемниками садов с регулярно разбитыми клумбами (их более емкое английское название — knot gardens — дает представление об узоре), растительные лабиринты вбирают в себя многое и из мифа о Тесее, и из христианских представлений о лабиринте как духовном пути.

Поначалу эти конструкции были предназначены для молчаливого созерцания и уединения и не подразумевали блуждания по хитросплетениям тропинок — в них была лишь одна круговая дорожка. Но затем, в XVII веке, лабиринты превратились в настоящие головоломки с тупиками и высокими стенами, мешающими подсмотреть, куда идти.

К примеру, знаменитый Версальский лабиринт, построенный в 1677-м и уничтоженный в 1778 году, являлся системой сложных переплетений тропинок и был украшен почти четырьмя десятками статуй. Старейший из непрерывно существующих садовых лабиринтов, Хэмптон-Кортский в Великобритании, был посажен в 1690-м и занимает площадь порядка 1200 квадратных метров.

Лабиринт служил не только для уединенных размышлений, которым аристократы обычно предавались в специально созданных для этого садах с эрмитажами (домиками для отшельнической жизни). По садовым дорожкам прогуливались любовные пары, и эта форма досуга фиксировалась художниками уже с XVI века. На миниатюре французский иллюминатор XVI столетия изобразил внутри лабиринта несчастного одинокого любовника — вероятно, сооружение символизирует его душевные метания и отсылает к совместным прогулкам по саду с возлюбленной, оставшимся в прошлом. На голландской гравюре XVII века аллегорический лабиринт «телячьей любви» представлен местом знакомств одиноких сердец. У входа стоит роскошно одетая барышня — ее приветствует Купидон и указывает путь. На заднем плане мы видим четыре прогуливающиеся пары, уже нашедшие друг друга, и лишь одного одинокого мужчину — очевидно, уготованного даме суженого. На «Портрете мужчины» итальянский художник XVI века Бартоломео Венето, славившийся вниманием к деталям костюма, изобразил у галантного юноши на груди вышивку с золотым лабиринтом. Возможно, эта деталь была частью моды на антикизирующие мотивы в украшении одежды, но, вероятно, она имела и символическое значение. Вышитый прямо напротив сердца, этот лабиринт мог намекать на запутанные любовные обстоятельства в жизни изображенного аристократа.

4. Иконные хитросплетения: Новое время

В Новое время, с приходом настоящих лабиринтов в культуру повседневности, они не потеряли символического значения, которое приобрели в Средневековье. В сочинении французского писателя Гийома де ла Пьера «Театр мудрости», состоящем из эмблем и пояснений к ним, попадается изображение человека в центре лабиринта, который ищет из него выход.

Эта сцена, озаглавленная «Трудно оставить удовольствие», сопровождается стихотворением. Оно повествует о том, что сложно выйти из лабиринта напрасных удовольствий, к которым так склонен любой человек.

В книге о математике немецкого мистика XVI–XVII веков Иоганна Валентина Андреэ мы встречаем изображение лабиринта «проб и заблуждений человеческой жизни». На обратной стороне листа конструкцию описывает религиозное изречение: «О том, чего мы не завершаем в лабиринте. Мы мечтаем — входим в него, блуждаем, возвращаемся. Но никто выходит из него. Все куда-то следуют, все чего-то достигают, все блуждают. Выведи же нас из него и наконец освободи, Иисус Христос». В немецкой духовной поэме «Истинный путеводитель короля» мы встречаем изображение лабиринта, из центра которого идет человек. Если он выходит наверх, то встречает Христа и помогает тому нести крест. Помолившись, праведник возносится на небо вместе с ангелом. Но если человек выходит из лабиринта вниз, то попадает прямиком в пасть ада. В книге чешского философа Яна Коменского «Лабиринт мира и рай сердца», известной и в русских переводах с первой половины XVII века, некий путешественник ходит по лабиринту мира, обозревая устройство сословий, наук и религии. В итоге он приходит к Христу и духовно прозревает: отныне он видит, каким должен быть жизненный путь праведника, его беззаботную смерть и то, как происходит его восхождение в рай.

В европейских аллегорических изображениях XVIII века, в том числе на церковных фресках, заблудших в лабиринте страстей путников выводила рука Богородицы или самого Господа, спуская им путеводную нить, напоминающую нить Ариадны из древнегреческого мифа — первоисточника всех сказаний о лабиринте. На алтарной панели 1755 года кисти знаменитого перуанского художника Маркоса Сапаты, висящей в кафедральном соборе Куско, изображен заблудившийся в ходах лабиринта пилигрим.

Путь неизбежно привел бы паломника в центр — там, где пасть ада пожирает грешников. Но его спасает божественное провидение — путнику подает руку Богоматерь, заступаясь за его душу, а второй рукой она же спасает тонущего моряка, вытаскивая его корабль из бури прямо за якорь.

Западные аллегории вдохновляли православных иконописцев. В XVIII веке в России уже не только копировали веками проверенную иконографию или создавали на ее основе новую, но и брали в качестве источника для образа сюжеты из книг. Так в икону проникают поучительные притчи, видения монахов и аллегорические композиции. Иносказательные тексты с описаниями ложного и верного путей, а также изображения этого мотива, вероятно, инспирировали появление лабиринта в русской иконе.

На иконе XVIII века «Лабиринт Духовный» хитросплетения постройки обозначали полный опасностей путь человека к Богу, и все выходы, кроме одного, вели к различного рода грехам, а затем в адское пекло. В центре «Лабиринта Духовного» мы видим смертного человека. Вместе с ним зритель начинает путь в поиске спасения от земных страстей. Однако в лабиринте легко заблудиться и ступить на неправедный путь. Только одна дорога — через молитву и праведные поступки — ведет к Горнему Граду, где чистая душа, сопровождаемая в рай ангелом, бьет челом Господу, восседающему на престоле. Зато путей, ведущих в ад, предостаточно — целых двенадцать, и они соответствуют смертным грехам.

Огненная пасть поглощает каждого, кто подвержен объядению, чревобесию, сребролюбию, гневу, унынию, тщеславию, гордости, пьянству, блуду, убийству, клевете и зависти.

Слева и справа от лабиринта нарисованы два варианта событий, ожидающих человека после смерти: душу либо бережно забирает на небо ангел, либо вырывает из тела черт, держащий в лапах список ее грехов.

Читайте также:  Что такое густота речной сети реки

Возможно, что такие иконы использовались для своего рода гадания, испытания личного благочестия. Человек мог мысленно отправиться в путешествие по лабиринту и, когда доходил до конца, обнаруживал, с каким грехом ему нужно бороться больше всего. Если предположить, что функция этих икон была такой, то можно представить, что прихожане так получали прогноз на будущее и испытывали чистоту своей души. Если человек был праведником, то Господь как бы помогал ему пройти лабиринт верным образом.

К такой мысли подталкивают и изображения духовного лабиринта, печатаемые в народном лубке: по одному его виду, более напоминающему современную настольную игру, можно предположить, что лабиринт использовали как мистическую игру или гадание. Однако не стоит исключать и того, что для клира и образованных людей такой лабиринт был мистическим упражнением, позволяющим задуматься о бренности человеческого существования и о правильности собственных решений, своего рода исповедью.

На иконе XVIII века из Нового Иерусалима мы видим расширенную версию духовного лабиринта. В центре изображены возрасты человеческой жизни — люди от младенца до глубокого старика идут по каменной лестнице, неумолимо спускаясь навстречу кончине. Над ними на крылышках реют песочные часы, отмеряющие недолгий людской век. Возле подписано: «Время сие божае часами во дни и нощи яко крылами». Снизу нарисованы сцены рождения и смерти, а между ними стоит сама Смерть с косой. Отсюда зритель, занимающий позицию умершей души, и начинает свой мысленный путь по лабиринту.

Подбираясь к его верху, он может прочесть поучительные надписи: «Яко на пути в нынешнем пребывая животе да со Христом будеши вечно красоте» и «Брате, словесем врага не веруй твоего. Дондеже прейдет скорый бег жития сего».

Если завершить путь наверх удалось и путник вышел из лабиринта через один из двух верхних выходов к Царству Небесному, его встречает надпись: «Понеже любовне Христос призывает и райские врата усердно отверзает». Сверху изображен Небесный Иерусалим, град о двенадцати вратах, и чистые души, которых к нему ведут ангелы Господни. Если же мысленным взором зритель прошел лабиринт неправильно, то внизу его ждет надпись: «Яко зол душа моя наполнися и живот мой темному аду приближися». В ад ведут двенадцать дорог, а именно — блуд, уныние, сребролюбие, пьянство, тщеславие, гордость, убийство, гнев, немилосердие, зависть, оклеветание и объядение.

Напротив входа в пасть геенны огненной изображены бесы — они вооружены пушками, луками и ружьями, символизирующими страсти.

Эти уникальные образы до сих пор пользуются популярностью, и иконописцы создают их современные копии для частных алтарей.

На российских нравоучительных листках второй половины XIX века, недавно выставленных в Музее истории религии в Санкт-Петербурге, «сатъ блуждающих тропок» предстает аллегорией духовного поиска. Герой изображения «Сад блуждающих размышлений» попал в великолепный лабиринт, но заблудился в нем. В своих странствиях он встречает старца, который всю жизнь пытается познать в саду премудрость Божию. Выходя из лабиринта, герой понимает, что мудрость Господа непознаваема. На другом похожем листке, озаглавленном «Лабиринт человеческой жизни», старец объясняет заблудившемуся юноше, как отыскать дорогу в райский сад при помощи христианских добродетелей: «В саду сем гулять, травы не мять и цветы не ломать, для чего надо знать, как путь начать и разумно оный кончать».

5. Лабиринт современности

В XIX веке интерес к лабиринту как христианскому символу в Европе нарастает. В это же время в Англии проводится масштабная реставрация церквей, что приводит к появлению новых лабиринтов в храмовом пространстве обновленных построек. К примеру, на полу у входа в церковь рядом с газонным лабиринтом в Олкборо, существовавшим с XII века, в 1887 году появляется изображение этого сооружения. Его делает местный историк Джеймс Гултон-Констабл — он также дарит храму копию плана олкберийского лабиринта, выполненную на витражном стекле.

В погребальной часовне Уоттс в стиле ар-нуво, расположенной на деревенском кладбище в Суррее, встречается целых пять лабиринтов — четыре из них держат в руках терракотовые ангелы, и они символизируют Путь, Жизнь и Истину. Пятый же использован в оформлении алтаря. Все они вдохновлены дизайном лабиринта XVI века на полу равеннской базилики Сан-Витале.

Лабиринты в последние двадцать лет активно появляются внутри христианских церквей и на прихрамовых территориях. В Великобритании они возникли в церквях Нориджа, Гластонбери, Уэйкфилда и многих других городов. Появляться лабиринты стали и в храмах США.

Сегодня лабиринты на полу церквей можно встретить в России — к примеру, в Феодоровском соборе Санкт-Петербурга, где есть уменьшенная копия шартрского лабиринта.

Объясняя религиозный смысл этого изображения, администрация собора пишет: «Идея такова: двигаясь по белой линии, необходимо прийти в центр. Начав движение, вы довольно быстро оказываетесь в непосредственной близости от центра, но не попадаете в него. Двигаясь дальше, вы всё больше и больше уходите от центра, пока не оказываетесь на самом дальнем радиусе. И здесь, в ситуации максимального удаления, вдруг оказывается, что остается сделать совсем немного поворотов, и вы — в центре. Смысл прост — начиная поиск Бога, человек довольно быстро впадает в иллюзию, что он уже достиг цели. Однако — впереди долгий, извилистый путь. И когда, казалось бы, все надежды потеряны и Бог — совсем далеко, выясняется, что Он — рядом».

В современной массовой культуре лабиринт является, в отличие от религиозной традиции, скорее пугающим символом. Хитросплетения ходов постоянно используются создателями фильмов ужасов и иногда становятся самой тканью сюжета (см. фильм «Куб»), а в компьютерных играх уже на заре возникновения шутеров и РПГ лабиринты превращались в основные локации, которые нужно зачищать от монстров. Таким образом, культурная память, хоть и вбирает в себя воспоминания о лабиринте как о пути к Богу, мудрости и прочим добродетелям, всё же больше склонна демонстрировать нам изначальный смысл лабиринта, созданный еще древними греками: запутанное пространство без света, где в любой момент герой рискует быть убитым.

Источник

15 самых удивительных в мире лабиринтов: от самшита до стекла

1. Лабиринт в виде портрета Гарри Поттера. Нет, даже двух портретов. Правда, и здесь закрались минимальные отличия. Найти их – уже немалый труд. А уж выбраться из очков Гарри и не ходить по кругу – та еще задача. Правда, в таком лабиринте один существенный минус – изменив его хоть немного, можно потерять лицо. В прямом смысле слова. Я про лицо Гарри Поттера.

Расположение: Йорк, Великобритания.

2. Ashcombe Maze – невероятный лабиринт фактически из розовых кустов. Самый старый и самый удивительный. Живые стены лабиринта высотой около трех метров и шириной –очень плотные и не дают подсмотреть участки, которые вы уже прошли. Но есть время, когда выходить из лабиринта и не хочется. Это время цветения роз, ведь в составе лабиринта аж 1200 розовых кустов.

Расположение: город Shoreham, Австралия

3. Il Labirinto – лабиринт, в котором заплутал Наполеон. Говорят, самый сложный в мире. Ему уже три века, а пройти его все еще почти нереально. Попробуйте.

Расположение: город Stra, Италия

4. Pineapple Garden Maze – будете на Гавайях, обязательно загляните на плантации компании Dole. Тут есть лабиринт, покоривший книгу Рекордов Гиннеса. Самый длинный лабиринт. Ну еще бы! 14000 растений, через которые вы продираетесь к середине: где деревья высажены в форме ананаса.

Расположение: остров Охау, Гавайский архипелаг

5. Davis Mega Maze – если вам надоели все эти прекрасные, словно нарисованные парки, то вот он, настоящий рай. Лабиринт и кукуруза. Причем, кукурузу каждый год высаживают по-разному. Дракон, звезда, корона: в каком желаете заблудиться? Если вам и это нипочем, то в лабиринте отсыплют с американской щедростью головоломок и препятствий. Выпутывайтесь!

Расположение: город Стирлинг, США

6. Лонглит – всего час езды от Лондона, и вы – в полном лабиринте. 16000 английских тисов, заботливо приготовленных для вас, если постараетесь, то непременно укажут путь к центру сооружения и смотровой башне. А посмотреть есть, на что! Длина лабиринта 2800 метров. Почти три запутанных километра. Гуляйте!

Расположение: замок Лонглит, Великобритания

7. Reignac-sur-Indre – это бесконечное лабиринтное приключение! Мало того, что это – самый большой в мире лабиринт , так он еще и перестраивается ежегодно. Кстати, посетителям, покинувшим его самостоятельно, вручают диплом. Видимо, Reignac-sur-Indre – это сразу высшее лабиринтное образование.

Расположение: замок Reignac, Франция

8. Hampton Court — если вы читали «Трое в лодке, не считая собаки», то уже заочно знакомы с этим лабиринтом. А еще, с ним знакомы сотни тысяч ежегодно приезжающих сюда туристов. Все-таки и расположение у лабиринта приятное – в бывшей загородной резиденции английских королей, и слава по миру, благодаря Джером К. Джером ходит нешуточная.

Расположение: Хэмптон-Корт, Великобритания

9. Лабиринт замка Андраши – хедж-лабиринт из самшита и тиса заказывали? Вот он, красавец, пожалуйста, любить, блуждать, жаловать. Согласно задумке умелого садовника, лабиринт должен сверху походить на огромного кальмара. Заблудились в щупальцах – кричите.

Расположение: Тисадоб, Венгрия

10. Лабиринт Мальборо может похвастаться самой аристократической историей. Он расположен у самого дворца Бленхейм, откуда родом герцог Мальборо. А еще, здесь же родился Уинстон Черчилль. Но не это, конечно, главное, в этом потрясающем месте. Только посмотрите на этот потрясающий лабиринт. Да, я тоже туда хочу.

Расположение: дворец Бленхейм, Великобритания

11. Лабиринт Мазоне – это удивительное творение рук человеческих в форме звезды привлекает огромное количество туристов. Он по праву считается одним из самых больших в мире: 2000 растений, 3 км в длину. О, настоящий гигант. К тому же, не все могут пробраться к загадочному зданию в центре лабиринта: на пути героев ожидают ловушки и тупики.

Расположение: Парма, Италия

12. Зеркальный лабиринт в Люцерне напоминает замок Альгамбра. Это сложное сооружение из 90 зеркал создано в почти два века назад и развлекало гостей на выставке в Женеве, а затем поселилось тут. Здесь куда ни повернись – везде твое отражение, а значит, в какую сторону идти, абсолютно все равно. А выход найти очень сложно.

Расположение: Люцерн, Швейцария

13. Стеклянный лабиринт в Нью-Йорке открылся совсем недавно. Но отбоя от посетителей уже нет. Еще бы. Он снабжен 80 смотровыми площадками, а еще в его составе 154 лестничных пролета и 2500 ступеней. Ярусы лабиринта в бронзовом цвете выглядят великолепно в любую погоду. А попасть на такую смотровую площадку настоящее счастье.

Расположение: Нью-Йорк, США

14. Лабиринт Маркизьяк – видели когда-нибудь миленького щеночка с пушистым хвостиком, которого так и хочется погладить? Маркизьяк – это как щеночек. Только лабиринт. 150 тысяч кустиков самшита и невероятное природное обаяние.

Расположение: город Везак, Франция

15. Cherry Crest – это 4 км троп и 2 га земли. И кукуруза. Лабиринт не рад гостям. Тут можно не просто заблудиться, а быстрее, чем скажешь: «Ой». Лабиринт настолько хитро сделан, что приходится хозяевам дежурить тут, рядом, и выводить незадачливых туристов из зарослей.

Расположение: Cherry Crest Adventure Farm, США

Итак, мы рассказали всего о 15 лабиринтах, а сколько их – необычных, ярких, запоминающихся? Например, один знаменитый дизайнер создал за свою жизнь более 500 лабиринтов. А потому во всех – не нагуляетесь. Придется выбирать. Поделитесь, куда бы больше всего вам хотелось.

Источник



Топ-10: самые загадочные лабиринты древности

Лабиринт – это запутанная структура ходов, ведущих к выходу или тупику. Они могут быть как целыми сооружениями, так и одномерным изображением на какой-либо поверхности. Лабиринты различаются по виду и предназначению, и сегодня больше выполняют декоративную, историческую или развлекательную функцию. Но так было не всегда.

Читайте также:  Режим рек оренбургской области

В древние времена лабиринты долгое время были особенными местами, связанными с религиозными ритуалами или святилищами, и считались центрами целительных сил. Многие верили, что они представляли собой сверхъестественную границу между миром живых и миром мертвых. Их использовали для медитаций, и верили, что они помогают в исполнении желаний. Некоторые из этих древних сооружений и начертаний остаются чарующей загадкой до сего дня.

10. Лабиринты острова Большой Заяцкий

Фото: Atlas Obscura

В Белом море на севере России находится самая высокая в мире концентрация лабиринтов эпохи Неолита. Только на одном острове Большой Заяцкий их насчитывается целых 35. Возраст этих лабиринтов составляет примерно 3000 лет, за что местные жители называют их вавилонскими.

Большой Заяцкий принадлежит группе островов архипелага Соловецкие острова. Лабиринты этого острова – это группа из 14 структур, расположенных на площади в 0,5 квадратных километров. Ряды из камней формируют спираль из рукодельных змей, которые встречаются своими головами в центре древнего сооружения. Самая большая структура достигает 25 метров в диаметре, а самая маленькая – 6 метров.

Все лабиринты Большого Заяцкого расположены на западе острова. На его восточных склонах тоже есть много каменных сооружений, но ни одно из них нельзя назвать лабиринтом.

В 1970-х русские исследователи выдвинули теорию о том, что лабиринты служили в качестве ловушки для рыбы, когда уровень моря был намного выше сегодняшнего, что было характерно для этих мест 5000 лет тому назад. Другие ученые полагают, что эти лабиринты использовались в качестве календарей, отслеживающих орбиты Солнца и Луны.

9. Индо-греческие связи

Фото: Marsyas

В августе 2015 года археологи объявили, что 2000-летний индийский лабиринт содержит узоры, идентичные обнаруженным на греческих глиняных табличках, датируемых примерно 1200-ым годом до нашей эры.

Квадратный индийский лабиринт, находящийся в деревне Гедимеду (Gedimedu), имеет в длину и ширину по 17 метров. Ходы лабиринта имеют длину от 1,1 метра до 0,8 метра. Строение было обнаружено в районе древнего торгового маршрута, связывавшего поселения Алаганкулам (Alagankulam) и Палаккад (Palakkad). В окрестностях также были найдены сокровища тех времен, среди которых числятся полудрагоценные камни и терракотовые лампы.

Греческие артефакты моложе индийских лабиринтов на 800 лет. Средиземноморская версия из Пилоса (Pylos) ранее считалась самым древним глиняным изображением лабиринта, состоящего из 7 кругов. Гедимединский лабиринт – второй крупнейший в Индии. В 2014 году археологи объявили об обнаружении еще одного подобного мотива в штате Тамил-Наду (Tamil Nadu), ставшего самым большим в свое роде.

В Индии практика нанесения лабиринтоподобных узоров на крыши домов довольно распространена. Их называют «колам» (kolam), и считается, что эти схемы обладают магической силой и защищают жилище от проникновения злых духов.

На протяжении 2500 лет Шартр (Chartres) считался одним из самых священных объектов во Франции. Это место почитали древние друиды, а затем христиане построили здесь свой собор.

Кельтские жрецы верили, что земля Шартра обладала сильной энергетикой, и почитали подземные воды, которые считали исцеляющими все болезни. В 1194 году нашей эры было завершено 25-летнее строительство одного из самых впечатляющих готических строений в мире – Шартрского кафедрального собора (Cathedrale Notre-Dame de Chartres).

В 1205 году внутри собора из древних камней был возведен лабиринт. Спиралевидный ход длиной в 294 метра и диаметром в 13 метров, он стал местом медитативного и созерцательного хождения для монахов и паломников.

Никто толком не уверен, зачем был построен Шартрский лабиринт. В 2001 году были организованы раскопки, предпринятые учеными в поисках склепа для масонов, которые предположительно и построили это сооружение. Однако тщательное исследование места так и не подтвердило догадки археологов.

7. «Человек в лабиринте»

Согласно верованиям индейцев юго-западной Америки Айитой (I’itoi) – своенравный бог, сотворивший предков племен Тохоно Оодхам и Пима (Tohono O’Odham, Pima).

Распространенное изображение «человека в лабиринте» чаще всего олицетворяет Айитоя у входа в систему ходов, символизирующую цикл жизни и выбора, который мы делаем на своем пути. Подобные рисунки широко распространены в Северной Америке, и их можно увидеть на серебряных монетах индейцев племени Навахо (Navajo), а также на плетеных корзинах племен Тохоно Оодхам и Пима.

Характерные для юго-западных народов континента, эти схемы чаще всего состоят из 7 кругов. Центральный круг символизирует смерть и вечную жизнь. Ходы начинаются с края лабиринта и ведут в центр схемы, а каждый крупный поворот уводит в сторону от центра лабиринта.

Существует множество интерпретаций всего узора, но по поводу «человека в лабиринте» очень мало пояснений. Лабиринты, нанесенные на корзины, часто содержат изображение намеренно ошибочного пути под названием dau (дверь), который может позволить духу изделия выбраться из запутанной системы ходов.

6. Голливудский камень

В 1908 году во время охоты на хорьков местные жители наткнулись на камень с вырезанным на нем узором в виде лабиринта. Находка была сделана в графстве Виклоу (Wicklow), Ирландия. Названный Голливудским камнем (Hollywood Stone), объект высотой в 1,2 метра и шириной в 0,9 метров лежал лицом вниз на травянистой тропе. На камне отсутствует небольшой фрагмент лабиринта диаметром примерно в 70 сантиметров.

Христианские мотивы дают основание предполагать, что камень относится к Средневековому периоду. Предназначение камня до сих пор остается не ясным. Некоторые исследователи считают, что объект относится к паломническому объекту в районе аббатства Глендалух (Glendalough) и может быть своеобразным знаком промежуточной остановки.

Тысячелетиями лабиринты ассоциировались с паломничеством. Путешествия пилигримов чаще всего были очень длинными, сложными и дорогостоящими походами. Многим верующим были не по карману поездки в Святую землю, поэтому люди придумывали альтернативы визитам в Израиль.

Считалось, что два посещения аббатства Глендалух можно приравнивать одному путешествию в Иерусалим. Со временем уже только семикратное путешествие в это аббатство стало приравниваться паломничеству в Святую землю.

5. Иерихонские лабиринты

Иерихонский лабиринт (The Jericho labyrinth) – это один из самых загадочных христианских символов. Несколько средневековых письменных свидетельств ссылаются на «Uruem Gericho» (Град Иерихон) как на семикратный лабиринт, напоминающий некоторые критские мотивы.

Некоторые ученые предполагают, что он связан с библейскими строками про падение стен Иерихона после того, как еврейское войско обошло этот город семь раз. Множество греческих летописей приписывают создание Иерихонского лабиринта царю Соломону. Самые ранние упоминания этого лабиринта были обнаружены в итальянском монастыре Абруцци (Abruzzi). Датируемый 822 годом нашей эры, квадратный лабиринт позже был переделан в начертание в форме круга.

Впервые христиане использовали лабиринтоподобные узоры в церкви Сан Репаратус (San Reparatus) алжирского города Эль Аснам (El Asnam). Датируемый четвертым столетием нашей эры, этот древний мотив был классифицирован в качестве христианского символа на основании слов, написанных в его центре — Sancta Eclesia (Святая церковь).

4. Лабиринт острова Бло-Юнгфрун (Синяя Дева)

Бло-Юнгфрун (Bla Jungfrun, Синяя Дева) – это необитаемый остров в проливе Кальмарсунд в районе восточного побережья Швеции. Веками у него была репутация места, связанного со сверхъестественными силами. По сей день его посетителям не советуют сходить с туристических тропинок, а гулять здесь после захода солнца строго запрещено.

Одно из самых загадочных мест на этом острове – это каменная россыпь посреди густого леса. Крупнейший в Швеции лабиринт получил название Троллеборгского лабиринта (Trolleborg).

Многие верят, что он как-то связан с ролью острова Бло-Юнгфрун в рыболовецкой промышленности региона. Лабиринты довольно часто встречаются на скандинавских архипелагах. Обычно они символизируют плодородие или удачу.

До сих пор неизвестно, когда именно был создан Троллеборгский лабиринт. Но мы точно знаем, что в 18 веке он уже был. Существует свидетельство, согласно которому этот лабиринт может оказаться намного более древним. В 2015 году археологи сообщили об обнаружении нескольких ритуальных объектов в пещерах острова, относящихся аж к 7000-ым годам до нашей эры.

3. Загадка лабиринта Каса-Гранде

Один из самых загадочных и неоднозначных лабиринтов в мире находится посреди руин Каса-Гранде (Casa Grande) в Аризоне, США. В 1694 году католический священник Кино (Kino) задался целью найти на берегу реки Джила (Gila River) Великий дом (Great House) из легенд местных жителей. В итоге он обнаружил «четырехэтажное строение, величиной с замок, равное самым выдающимся церквям на землях пустыни Сонора».

На северной стене здания нанесен узор сложного лабиринта. Десятилетиями это был единственный подобный рисунок, обнаруженный во всей Америке. Что еще более интересно, рисунок невероятно похож на замысловатые узоры, обнаруженные на критской чеканке возрастом в 2000 лет.

Вероятность того, что столь древний узор был воспроизведен абсолютно случайно, крайне мала. В 1961 году журнал Kiva опубликовал отчет исследователей, согласно которому лабиринт вне всяких сомнений является «доисторическим» в контексте другого археологического объекта округа Джила (Gila County) – национального монумента Тонто (Tonto), руин скальных жилищ племен Саладо.

Благодаря результатам исследований археологов теория о том, что лабиринт Каса-Гранде относится к доколумбовой эпохе, получила свое первое подтверждение. Это значит, что Великий дом был построен еще до первых визитов европейцев американского континента, то есть до 15 века.

2. Датский лабиринт каменного века

В 2017 году датские археологи открыли целый ряд загадочных базальтовых столбов, которые когда-то были составными частями древнего лабиринта времен каменного века. Причисляемая к эпохе Неолита, овальная ограда в районе коммуны Стевнс (Stevns) охватывает территорию в 18 000 квадратных метров.

Это место кажется руинами ограды древних поселений, но ученые полагают, что останки служили другой цели. Входы во внутренне пространство огорожены 5 неравномерными рядами камней, расположенными неодинаково очевидно намеренным образом.

Обычно подобные столбы возводились для защитных целей. Но в этом случае конструкция не превышает и 2 метра в высоту, и между колоннами достаточно много места, чтобы сквозь них мог пробраться человек. Это совсем не похоже на неприступные стены.

Неравномерное или чередующееся размещение столбов делает невозможным заглянуть внутрь ограды, стоя на одном месте. Зато такое расположение колонн могло бы быть преимуществом для ритуальных целей, чтобы происходящее внутри лабиринта не было видно снаружи и оставалось тайной для посторонних глаз.

Пока что в районе Стевнса больше не было обнаружено никаких других древних руин. Но поскольку здесь еще не предпринимались серьезные археологические раскопки, вполне вероятно, что эта земля хранит еще множество секретов.

1. Лабиринт Минотавра

Самый известный в мире лабиринт – на самом деле не совсем лабиринт. Согласно греческой мифологии, критский царь Минос построил этот «лабиринт», чтобы поселить туда Минотавра, питающегося людьми отпрыска царицы Крита и быка. Согласно мифам лабиринт Минотавра – это система подземных ходов, через которые Тесей (Theseus) прошел с помощью клубка ниток.

Веками люди искали то самое место, которое вдохновило все эти легенды. Местные жители полагали, что древняя пещера неподалеку от критского городка Гортина (Gortyna) и есть тот самый лабиринт из легенд. Растянувшийся примерно на 3 километра в длину этот лабиринт – это целый комплекс из никуда не ведущих коридоров и комнат.

Английский археолог Артур Эванс (Arthur Evans) оспорил эту версию. С помощью греческих источников, датируемых 2-ым веком нашей эры, он заключил, что тот самый лабиринт с монстром находился под дворцом царя Кносса (Knossos). Французский археолог Поль Фор (Paul Faure) также не согласился с теорией о лабиринте из Гортины, предположив, что мифическое подземелье находится в пещере Святой Параскевы (Agia Paraskevi) неподалеку от деревни Скотино (Skotino).

Источник

Adblock
detector