Меню

Ладожское озеро кого нашли

Древняя Ладога в истории Руси по летописям и находкам

При написании статьи использовалась работа Анатолия Николаевича Кирпичникова (род.1929)

Ладога (совр. Старая Ладога) — село в Волховском районе Ленинградской области, расположенное на р. Волхов, в 13 км от места впадения реки в Ладожское озеро.

В конце 16 — нач. 17 века Ладога находилась в зоне русско-шведских войн, а с основанием Петербурга (1703) и Новой Ладоги потеряла статус города. Я не случайно начал с событий, более близких к нам, по времени, чтобы рассказать, какое значение имел город в древние времена.

Итак, вокруг Ладожского озера традиционно проживали финноязычные племена (чудь, ижора) и саамы (лопари): Они именовали огромное озеро — Нево. Neva с фин. — «болото, болотистая местность.», название знакомой нам реки, связывающей Финский залив с Ладожским озером, шведы и носители германских языков переиначили, связав со словом «новый».
Что касается «Ладоги», то ее название выводят от *ааldоkаs, ааllоkаs «волнующийся» — от ааltо «волна» ( Фасмер — ссылка на Шёгрен и Томсена). Миколла же предполагает, что озеро названо по назв. Ладожки — притока нижнего Волхова, из фин. *Аlоdеjоki — от аlоdе, аlое «низкая местность»; На что Фасмер возражает:

Непонятно, как название незначительной речушки могло быть перенесено на большое озеро.

Археологические находки времени раннего металла и раннего средневековья указывают на мозаичное заселение окрестностей. Только в 8-м веке, с приходом, славян появляется большое поселение. Согласно дендрохронологическому анализу древнейший спил датируется примерно 750-м годом (Рябинин Е. А. // Новые открытия в Старой Ладоге).

Все качественные признаки, которые считаются присущими наиболее преуспевающим торговым местам средневековой Западной и Северной Европы, несомненно, были характерными для Ладоги 8 в. — первой половины 9 в. и ускорили ее подъем: поселение находилось на основных водных путях, служило перевалочным пунктом, гаванью, занимало ключевое положение на стыке морских и речных дорог, являлось местом контакта различных групп и культур.

Зона контроля ладожцами водного пути опознается по цепочке поселений и сопок, суммарно относящихся к последней четверти I тыс. н. э. и, следовательно, по времени своего возникновения одновременных древнейшему археологически выявленному строительному горизонту Е2 самой Ладоги (750—890 гг.).

Древнерусский летописец, который назвал Ладогу городом словен — первым на пути «из-за моря» в глубь равнины. (Лаврентьевская летопись). Ладога стала естественным местом наиболее ранних и важных контактов славян (словен и кривичей) со скандинавами (варягами, норманнами) и местными племенами.

Торговая активность ранней Ладоги подтверждается, в частности, находками монет, которые для второй половины 8 века. Не менее чем в восьми документированных случаях обнаружены в кладах и отдельно арабские монеты, чеканенные в 700—786 годах.

(Носов Е. Н. Нумизматические данные о северной части Балтийско-Волжского пути конца VIII—X вв.).
(Фомин А. В. Начало распространения куфических монет в районе Балтики // КСИА. 1982.)

Именно Ладога явилась одним из первых центров русской равнины, где дирхемы зафиксированы, как только началось их распространение в странах Восточной и Северной Европы. В Ладоге и урочище Княщина открыты также два клада дирхемов с младшими монетами соответственно 808 и 847 гг.

С Ладогой этого времени, очевидно, связан клад первой четверти 9 в., найденный в районе Петергофа.
( Мельникова Е. А., Никитин А. Б., Фомин А. В. Граффити на куфических монетах Петергофского клада начала IX в. //)

Отношения с этим финноязычным населеним стимулировали развитие в Ладоге бронзолитейного, стеклодельного, костерезного, деревообрабатывающего и судостроительного ремесел. Здесь скапливалась пушнина, полученная с окрестных земель в обмен, например, на украшения (застежки, бусы, гребни), оружие, ткани, посуду и некоторую бытовую утварь (топоры). Приобретенный таким образом мех, очевидно, продавали купцам уже на дирхемы.

(Львова З. А. К вопросу о причинах проникновения стеклянных бус X —начала XI века в северные районы Восточной Европы // АСГЭ. 1977. № 18. С. 108.)

Судя по раскопкам в Н. И. Репникова и В. И. Равдоникаса, домостроительство с самого начала было обусловлено нуждами усадебной застройки новообразованного торгово-ремесленного поселения. Так называемые большие, а точнее, крупные дома по площади их основного жилого покоя в среднем составляли 40—60 м кв. Общеевропейские тенденции: столбовая конструкция и прямоугольная печь в центре помещения. Однако по своему типу и плановой структуре (отапливаемое помещение и пристроенный к нему со стороны входа узкий холодный отсек) эти постройки — непосредственные предшественники более поздних русских городских домов-пятистенок.

Ладога конкурирует с Новгородом за право называться первой столицей Руси. Дело в » Сказании о призвании варягов«. Историческая основа летописной легенды несмотря на ряд домыслов и позднейших переработок, ныне общепризнана. Сказание застает северных славян и финноязычные племена дающими дань варягам и испытывающими от них насилие, что в конце концов привело к совместному выступлению и изгнанию врагов «за море». Наиболее вероятным местом, где происходили все эти события, могла быть действительно близкая к «морю» Ладога. (карта для наглядности выше). В тот период на северо-западе, на территории проживания славяно-финских племен не было, пожалуй, поселения, равноценного Ладоге по его ключевому положению на магистральном евразийском торговом пути.

Интересно и » Житие святого Ансгария» Римберта. В нем идет речь об осаде шведского города Бирки датскими викингами в 852-м. Шведский король Анунд сумел уговорить данов, уже захвативших предместья Бирки, покинуть Швецию и отправиться к некоторому городу (ad urbem), расположенному оттуда далеко, в пределах земли, принадлежащей славянам (in finibus Slavorum). Более двадцати кораблей викингов высадились у города, который был мирным и тихим, разграбили его, получив большие сокровища.

Польские историки считали этим городом Волин, или один из других поморских городов, Ф. Крузе и Н. Т. Беляев — Новгород.
Римберт поименовал бы город, если бы он находился в орбите знакомых ему стран Балтики от Дании до Курляндии. Следовательно, экспедиция датчан простиралась дальше его географических познаний. Поход датчан, несомненно, шел в те места, которые еще не были затронуты военными напастями, не имели укреплений. Многие центры балтийских славян в середине 9 в. испытали грабительские нападения и уже были укреплены.
Что касается Новгорода, то в середине 9 в. он если и существовал, то вряд ли считался богатым и полным сокровищ. К тому же этот город находился внутри страны, что исключало быстротечный и внезапный разбойничий набег. Зафиксированный в настоящее время древнейший слой Новгорода относится к 920—930 гг., а предшествующее Новгороду Рюриково городище, как показал Е. Н. Носов, существовало в середине 9 в., а возникло, видимо, несколько раньше.
Во время раскопок на Земляном городище в Старой Ладоге выделен горизонт E2, датированный 842—855 гг. Постройки горизонта погибли в тотальном пожаре,

Конечно, Ладога не была единственным значимым населенным пунктом, хотя и отличалась размерами. На территории Новгородской и Псковской земель по подсчету Г. С. Лебедева выявлено не менее 20 раннесредневековых городищ. В их число входят и такие, например, известные поселения, как Изборск, Псков, Рюриково городище.

Итак, вернемся к призванию Рюрика: словене, кривичи, меряне, чудь и весь договорились пригласить варяжских князей к власти «по ряду», т. е. на определенных условиях и договорных началах. По большинству летописей (!) — « придоша к словенам первее и срубиша город Ладогу и седе старейший в Ладоге Рюрик». Ипатьевская летопись . — Аналогичный текст приведен в летописных списках Радзивилловском, Московском-Академическом, Хлебниковском, Летописце Переяславля-Суздальского. Существует и иная версия Сказания, согласно которой Рюрик вокняжился не в Ладоге, а в Новгороде (Новгородская первая летопись. С. 106). Эту версию критикует А. Г. Кузьмин.

Если следовать ладожской версии Сказания, то Рюрик спустя два года после своего правления переменил резиденцию. «И пришед к Ильмерю, и сруби город над Волховом, и прозваша и Новгород».

В этом отношении обращает на себя внимание следующее свидетельство Иоакимовской летописи, приведенное В. Н. Татищевым. Когда жена Рюрика Ефанда (Сфанда или Алфвинд) родила Игоря, то получила в надел град при море». Не этот ли опыт был в дальнейшем повторен Ярославом Мудрым, предоставившим Ладогу и ее область в лен своей жене Ингигерд?

Сказание почти в парадоксальной форме сообщает об освобождении северных племен от варяжского ига и неожиданным, даже рискованным приглашением «владеть нами». Учтем, что именно через Русь в Скандинавию поступало более половины бывших там в обращении материальных ценностей (Лебедев Г. С. Эпоха викингов. С. 144, 268.), а сами группы викингов имели разные приоритеты. В 830—850-х годах усилились грабительские набеги викингов на Западную Европу. Достигли они и стран Юго-Восточной Прибалтики. Франкская торговля ослабла. После 855 г. викинги начали захват англо-саксонской Британии.
По замечанию Б. А. Рыбакова, Рюрик был приглашен на правах князя-военачальника, «чтобы он охранял население сeверных земель от других варяжских отрядов»

В урочище Плакун, на берегу Волхова, были найдены более десятка обособленных курганов скандинавской принадлежности (с учетом дендро-даты одного из комплексов — 890—900 гг.).

Читайте также:  Озеро в картинках весна

Сооружение в Ладоге деревянных укреплений, перепланировка, по меньшей мере, части поселения, подразделение его на детинец и посад, возведение в прежде межплеменном центре княжеской резиденции с помещениями для стражи — все эти черты, судя по письменным источникам, присущи Ладоге второй половины 9 в. На мысу, образованном рекой Ладожкой и Волховом была сооружена первая каменная фортификация. Строилась новая твердыня, по-видимому, по инициативе, Олега , который в 882 г. «нача городы ставити».

Памятник археологии «Олегова Могила» в Старой Ладоге. В научной литературе именуется также «Полой сопкой», «сопкой Ходаковского».

Сообщая о походе Олега Вещего в 882 г. к Киеву, ни Начальный свод, ни Повесть временных лет не упоминают, откуда состоялось выступление армии — «и начаша воевать и налезоста Днепр реку и Смоленск град». (Новг. летопись)
Как пишет пишет Ловмяньский, » трудно поверить, чтобы источник не упомянул в этом контексте Новгорода, если бы, по традиции, Олег имел в чем главный центр власти. Начальный свод (повторенный Новгородской первой летописью) указывал, что Олег Вещий вскоре после царьградского похода «иде к Новугороду, и оттуда в Ладогу». В Ладоге, таким образом, в последний раз видели ушедшего из Киева князя. Конец его жизни уже для киевских летописцев окружен неясностями. Одни писали, что он умер в Ладоге, другие, что его могила находилась на горе Щекавице в Киеве.

Археологическим путем установлено, что Ладоге 10-го века присуща упорядоченная уличная планировка, отражающая тесную фасадную рядность домов. Наряду с крупными домами все чаше строятся обычного размера избы с печью-каменкой в одном из углов. Приезжим торговцам предоставлялись участки городе кой территории для возведения артельных гостевых общежитий. Ремесленники-универсалы, занимались обработкой кости, янтаря, бронзы и стекла. Городская территория, судя но распространению культурного слоя, достигала в тот период 10—12 га.

Давидан О. И. К вопросу об организации косторезного ремесла в Древней Ладоге // АСГЭ. 1977.

В конце 10 века норвежский ярл Эйрик разрушил и сжег крепость и посад Ладоги, изменился и характер мировой торговли. К тому же, Лагода, из-за отсутствия сельскохозяйственных земель в северных краях целиком зависела от торговли. Как уже говорилось, в 11-м веке Ладога (сканд. Альдейгьюборг) была отдана в качестве подарка Ярославом Мудрым своей жене Ингигерд — дочери шведского конунга Олафа. Управлял городом наместник — родич великой княгини Рогнвальд, а после смерти последнего в 1030 г. его сын Эйлиф.

Под 1030 г. летопись сообщает о походе великого князя Ярослава Мудрого на эстонскую чудь и основании там Юрьева (совр. Тарту), а в 1042-м князем Владимиром Ярославичем был совершен трудный поход на емь, на территорию совр. Финляндии. Возможно, что опасность вооруженных столкновений существовала и в районе Ладоги, что и вынуждало содержать там воинский контингент наемников.

Ладога не только стерегла северные рубежи Руси, но и сама активно участвовала в освоении легендарной Биармии — северного Подвинья, Беломорья, включая и Кольский полуостров (Насонов А. Н. «Русская земля». С. 80; ср.: Новгородская IV летопись.)

В Новгородской четвертой летописи под 1032 г. упомянут поход некоего Улеба к Железным воротам. В Улебе историк С. М. Соловьев не без оснований усмотрел брата Эйлифа ладожского ярла Ульфа. Что касается Железных ворот, то они, по одной версии, локализуются близ устья Северной Двины. Побывавший в 1114 г. в Ладоге летописец вставил в свое повествование рассказ ладожан о «мужах старых», ходивших «за югру и самоядь».
Норманские наместники, несомненно, пребывали в Ладоге вплоть до 1050 г. Существует «Сага о Хальвдане сыне Эйстейна», в которой город Алаборг не повинуется Альдейгьюборге. Несмотря на всё художественность произведения, описанный путь до Алаборга приводит к нас Олонцу (Карелия), недалеко от Ладожского оз.

«Несомненно, — пишет Г. В. Глазырина, — что в „Саге о Хальвдане сыне Эйстейна” нашел отражение тот период русской истории, когда Новгород еще не распространил свое влияние далеко на север, и районы вокруг Старой Ладоги находились непосредственно в сфере ее интересов и влияния».

При князе Мстиславе Владимировиче, сыне Мономаха и английской принцессы Гиды, во время его первого (1088—1094 гг.) или второго (1096—1116 гг.) пребывания на Новгородском княжении в Ладоге появляется новая администрация. Об этом говорят находки посадничьих, княжеских и епископских печатей, относящихся к 70—90-м годам XI в. Но означало ли это присоединение к Новгороду?

Сразу после укрепления Новгорода в 1114 г. в Ладоге строится крепость, наследующая своей предшественнице времен Олега Вещего. По сообщению В. Н. Татищева, князь Мстислав лично указывал ладожскому посаднику Павлу место, где надо было расположить крепость, и сам вместе с летописцем присутствовал на ее закладке. Мстислав предпринял на севере не менее пяти походов на чудь. Базой одного из них послужил город на Волхове: «идоша в Ладогу на войну».
В 1164 г. ладожане во главе с посадником Нежатой, отбили первое, самое крупное в 12 в. неприятельское нападение шведов.

Триединство: Новгород-Псков-Ладога
Три города составили Костяк Новгородской земли. Характерно, что в течение большей части 11 в. в рассматриваемых городах не было князей.
В 1132 и 1136 гг. ладожане наряду с новгородцами и псковичами выступают в событиях политической истории Новгорода. В Псков и Ладогу были назначены, вероятно по выбору заинтересованных сторон, посадники Мирослав и Рагуил. Новгородский архиепископ Нифонт поочередно во Пскове и Ладоге воздвиг первые каменные xpaмы Спаса и Климента В дальнейшем общеземельное войско расширится включением в него новоторжцев (1198 г.- даты первых летописных упоминаний), рушан — уроженцев Старой Руссы (1316 г.), а также карел (1149 и 1191 гг.), ижоры (1241 г.) и води — вожан (1149 и 1270 гг.). В уставной грамоте князя Святослава Ольговича 1137 г. Поволховье и юго-восточное Приладожье не значились податными по отношению к новгородской епископии и новгородскому князю. Повинности, оговоренные в грамоте, касались погостов Заонежья и Заволочья, как бы в обход более близких, но в фискальном отношении не подчиненных Новгороду земель.

В проекте торгового договора Готланда с Новгородом (до 1270 г.) упомянуты церкви Петра и Николая в Ладоге. В этот период в городе появляются аж 6 каменных храмов. Как показали изыскания П. А. Раппопорта, большинство ладожских храмов один за другим последовательно строились одной артелью мастеров в непродолжительный период времени, примерно между 1153 и 1166 гг. и около 1200 г.

Судя по отдельным сообщениям письменных источников, достаточно высокое положение Ладоги в системе городов Новгородской земли удерживалось вплоть до второй четверти 14 в. Здесь посадничали виднейшие впоследствии представители Новгородской боярской республики, к примеру, до 1257 г. — Михаил Федорович, до 1260 г. — Семен Михайлович. Вплоть до 1471 г. великим князьям предоставлялось право раз в три года посылать в Ладогу осетренника и медовара (Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.; Л., 1949. С. 10 сл.).
Военные события:
1293 г. Новгородцы и ладожане сражаются у истока Невы против шведов, которые «хотяще на кореле дань взять».
1348 г. Ладога — центр сбора общеновгородских войск для прихода и освобождения Орешка, захваченного шведами. Город входил в Водскую пятину Новгородских земель.

Снижение политической роли Ладоги произошло в 15-м веке. После завершения русско-шведской войны 1590—1595, по Тявзинскому миру Ладога осталась за Россией. о Столбовскому миру, завершившему русско-шведскую войну 1613—1617, Швеция отказалась от притязаний на Ладогу.

Ладожская земля в конце 10 — начале 13 в. Границы показаны схематически (основа карты по А. М. Насонову).

Источник

Со дна Ладоги подняли погибшую на Дороге Жизни «полуторку»

Всего восемь километров не дотянула «полуторка» до посёлка Кобона, где в годы блокады заканчивалась Дорога Жизни. Она погибла в неравном бою и ушла под лёд. На дне Ладожского озера она пролежала почти 80 лет, пока 24 октября её не подняли поисковики.

Под обстрелом

Подъём машины из озера — лишь середина работы. Ему предшествовал поиск, подводные обследования грузовика. Впереди — реставрация и изучение архивных документов. В основном это дело энтузиастов.

«У нас очень интересный состав экспедиции, — рассказал первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Дмитрий Василенко. — Здесь и политики, и сотрудники МЧС, военные и обычные работяги, для которых поисковая работа стала смыслом жизни. И у всех глаза горят. Потому что понимают, каким важным делом заняты. Потому что вот она — история, буквально под ногами и у нас с вами».

Фото: пресс-служба Совета Федерации

В Петербурге и Ленинградской области посёлок Кобона знают все. В блокадные годы именно сюда по Дороге Жизни шли машины с эвакуированными из осажденного города. Назад грузовики возвращались с бесценным грузом — продуктами и медикаментами. Караваны «полуторок» ходили по льду Ладоги до середины весны, даже когда лёд едва выдерживал вес машины.

Читайте также:  Озеро ханка высота над уровнем моря

«Знаете, сколько ещё их лежит на дне? Сотни, если не тысячи!» — воскликнул Василенко.

Каждый год поисковики находят и поднимают погибшие грузовики. Тот ГАЗ-АА, легендарная «полуторка», что подняли 24 октября, лежал всего в восьми километрах от Кобоны.

«Машина погибла в неравном бою, — уверен Дмитрий Василенко. — Пока мы не можем сказать точно — артиллерийский снаряд или авиабомба уничтожили грузовик. Да и не важно это сегодня. Важно другое. То, что благодаря огромной работе, проделанной поисковиками, у нынешнего поколения будет ещё одна возможность прикоснуться к истории. Истории скорби, истории подвига нашего народа».

Своим ходом

Нынешний год был объявлен президентом Владимиром Путиным Годом памяти и славы. Совет Федерации поддержал президентскую инициативу, а спикер палаты регионов Валентина Матвиенко поручила организовать экспедиции на Дорогу Жизни и Невский пятачок. Эта работа не ограничится лишь 2020 годом — уже есть огромные планы на будущее.

Фашисты прекрасно знали, какие грузы идут в блокадный Ленинград. Знали, что в Кобону из города везут детей и женщин. Артиллерия фон Лееба и фон Кюхлера целенаправленно обстреливала единственный путь, связывавший осаждённый город с большой землёй. Лётчики Келлера круглосуточно патрулировали небо над Ладогой. Они не брезговали даже одиночными целями. Так, скорее всего, и погибла поднятая со дна «полуторка».

Для сенатора от Ленинградской области Дмитрия Василенко эта экспедиция — не первая. В июне он участвовал в поднятии со дна Невы полковой пушки. Сейчас реставраторы заканчивают восстановление орудия, и скоро оно займёт почётное место в музее «Прорыв блокады Ленинграда».

Дмитрий Василенко (в центре) Фото: пресс-служба Совета Федерации

«Это огромный труд, в котором задействованы не только те, кто непосредственно участвует в подъёмах с глубины или раскопках на местах боёв, — уточнил Василенко. — Многие ведь остаются «за кадром». Те же реставраторы, на плечи которых ложится самая, пожалуй, ответственная часть работы. Они буквально из ничего воссоздают то, что казалось на первый взгляд безвозвратно утерянным».

«Полуторку» решили отправить на реставрацию в Шлиссельбург. Там, на Невском судоремонтном заводе, уже накоплен большой опыт по восстановлению техники времён войны.

«И ребята там отличные, — заверил Василенко. — Не удивлюсь, если эта полуторка приедет в музей своим ходом».

Ещё одно имя станет известным

Останки погибшего водителя обнаружить не удалось. Но он теперь, скорее всего, перестанет оставаться в числе безымянных героев войны. Его имя намерены установить поисковики — по номеру машины через архивные документы. Так что в Музее Дороги Жизни, куда собираются поместить после реставрации полуторку, возможно, рядом появится и стенд с фотографией героя.

Этот музей выбран не случайно. Он стоит у маяка Осиновец, где и начинался путь на Кобону. Именно отсюда ушёл в свой последний рейс водитель поднятой со дна «полуторки».

Пока же экспедиция, организованная Советом Федерации, продолжает свою работу. Уже определены новые места для поиска техники и останков погибших. Ладожское озеро и Невский пятачок хоть и нехотя, но постепенно возвращают тех, кто так и не вернулся с самой страшной войны в истории.

Самой же дороге, ставшей для ленинградцев не только трассой, но и символом жизни, в сентябре будущего года исполнится 80 лет. И все эти годы она постепенно раскрывает свои страшные тайны. Сколько их ещё у неё в запасе — не знает никто. Поэтому экспедиции закончатся не скоро: 71 километр — это бесконечно много.

Источник

Белорус нашел на дне Ладоги суда, спасавшие блокадный Ленинград

Смельчак в акваланге. Так коротко можно назвать Игоря Матюка — профессионального водолаза, который уже 20 лет поднимает из темных глубин боевую технику Второй мировой. Его потрясающему чутью на железные машины может «позавидовать» любой металлоискатель. В коллекции его грозных находок — 15 танков и их фрагментов, один бронекатер и два самолета. И это только в Беларуси. Второй год подряд знаменитый белорусский подводник исследует дно Ладожского озера. Того самого, через которое с 1941 по 1943 годы проходила Дорога жизни — последний шанс осажденного Ленинграда получить продовольствие, оружие и технику.В эксклюзивном интервью «Р» Игорь Матюк рассказал о пугающих встречах на Ладоге, страшной судьбе советского «Титаника», героическом острове Сухо и неизвестном кладбище советских истребителей у берегов Норвегии.

«Паровозы плывут по воде!»

«Р»: — В последний раз мы встречались с вами на «Линии Сталина» под Заславлем. Вы тогда со своей командой как раз занимались восстановлением очередного, поднятого из белорусских болот танка. И тут вдруг Россия, Ладога, блокада… Новая тема?

И. Матюк: — Не совсем. В 2003-м я поднимал из Невы единственный уцелевший танк КВ-1. Все получилось. Уже спустя несколько месяцев эта могучая машина своим ходом заехала в ангары Музея прорыва блокады Ленинграда. Прошло 10 лет. 27 января следующего года будет отмечаться 70-ая годовщина полного снятия блокады, и меня как эксперта-подводника снова пригласили участвовать в поисковой работе. Теперь уже на Ладоге, откуда берет свое начало Нева. Дно этого крупнейшего в Европе озера — настоящее кладбище военной техники, где покоятся десятки и десятки судов, бронемашин, орудий, лодок, донных мин. Как можно усидеть в Беларуси, где ты поднял почти все, зная, что здесь еще столько неоткрытого, неизведанного?

«Р»: — Координаты затонувшей техники вам подсказали россияне? И. Матюк: — Едва ли они вообще были где-то зафиксированы. Описание тех боев и мест крушений мы по крупицам собирали в военном архиве, а также у доживших до наших дней очевидцев. Но, сами понимаете, любые данные весьма условны по прошествии 70 лет на озере площадью 17,6 тыс. кв. км… Притом летом на Ладоге сильно штормит. Поэтому мы решили разбить лагерь зимой прямо посреди 35-километрового участка Дороги жизни. На льду. Именно по этому, малому, пути в холодное время года к голодающему Ленинграду шли колонны с продовольствием. Немецкие бомбежки и артобстрелы превратили этот узкий участок Ладоги в массовое захоронение военных машин. Мы бурили лунку за лункой и опускали поисковые магнитометры на самое дно. Повезло. С первого же раза видеокамера отчетливо показала стальную гусеницу. Еще большее удивление ожидало нас на глубине 12 метров… «Р»: — Танк сохранился идеально? И. Матюк: — Это был не танк, а советский трактор ХТЗ НАТИ, причем их было три. Но дело не в количестве. Они лежали прямо возле затонувшей железнодорожной баржи длиной 57 и шириной 9 метров. Смотрим — а на ее рельсах стоят девять железнодорожных вагонов с тепловозом. Представьте, целый поезд на плавучем пароме! Все это означало только одно: мы нашли уникальную баржу времен блокады. В то время их было построено всего четыре: две распилили на металл сразу после войны, местонахождение еще одной не известно до сих пор. Это настоящее чудо инженерной мысли: поезд с береговых путей сходу заезжал по слипу на баржу и мог тут же плыть на ту сторону. Говорят, немцы, впервые увидевшие в ладожском тумане такую необычную картину, передавали командованию по радиостанции: «Русские сошли с ума! Их паровозы плывут по воде…»Конкретно этот паром, эвакуировавший на Большую землю ленинградский завод «Электросила», «юнкерсы» противника потопили в 1942-м. Мы нашли большую пробоину по правому борту. На палубе, в окружении водорослей, по сей день покоятся 30-тонная цистерна с горючим, бомбы, генераторы, ящики с патронами, электрооборудование на гусеничном и колесном ходу, мотоцикл.Мы обнаружили и подняли на поверхность штурвал этого гиганта. Сегодня он занял свое почетное место в музее.

Самое неприятное — это «черные» водолазы

«Р»: — Игорь Владимирович, с какими непредвиденными трудностями вы столкнулись в ходе поисковых работ на Ладоге?

И. Матюк: — Почти полярный холод. Рабочая температура на поверхности — -32. В прорубленной ледорубами полынье — +1. Но даже несмотря на это, при погружении в воду заклинивало кнопку стравливания воздуха. Это смертельно опасно. Еще одна реальная угроза для жизни — сети рыбаков, зацепившиеся за обломки кораблей. Попал в такую ловушку — пиши пропало: даже с ножом выбраться из нее сможет не каждый. В середине марта лед на озере начал ломаться. Огромные льдины наползали одна на одну. В одну из ночей лед под нашей палаткой начал трескаться и расходиться в стороны. Молились Богу и сидели в аквалангах, ведь спасать нас в кромешной тьме в 17 км от берега было некому. Господь миловал: наутро уезжали на пневмомашинах, разгоняясь до 90 км/час и перепрыгивая 3-метровые разломы. Местные, встречавшие нас на берегу, крутили пальцем у виска. Прозвище «отмороженные белорусы» преследовало нас до конца экспедиции. «Р»: — Надеюсь, летом на Ладожском озере погода более благоприятна для поисков? И. Матюк: — Да. Если не считать штормов, которые набегают здесь за 15 минут. Погружаешься — светит солнце и на поверхности лазурная гладь. Выныриваешь — свинцовое небо, ветер и волны высотой с фуру. А до берега еще 20-30 км… Бывало, в лодку не с первого раза и залезешь.Но самое неприятное — это «черные» водолазы. Если ты один и со дна видишь подплывшую к твоему катеру лодку, наверху лучше не показываться. За радиостанцию или навигатор можно схлопотать выстрел из подводного ружья. «Р»: — Что же в итоге «засекли» ваши сканеры на дне?И. Матюк: — В общей сложности мы намотали по озеру более 2000 км и обнаружили 218 затопленных объектов времен последней войны. Это плашкоуты, деревянные баржи с зерном и углем, фрагменты обшивки и вооружения, цистерны с топливом, грузовые автомобили… Но самое ценное — это останки двух флагманских сторожевых кораблей, охранявших суда Ладожской военной флотилии: «Конструктора» и «Пурги». Первым из них в свое время командовал контр-адмирал Колчак. Четвертого ноября 1941 года «Конструктор», перевозивший из Ленинграда в Новую Ладогу 256 жителей осажденного города, атаковали три немецких бомбардировщика. Судно получило серьезную пробоину и затонуло, унеся с собой на дно почти 200 человек. Летом прошлого года мы передали в музей «Дорога жизни» якорь с легендарного флагмана. Теперь он стоит там.Гибель «Пурги» также на совести немецкой авиации. 31 августа 1942-го корабль поддерживал огнем своих орудий начало Синявенской операции. Переночевал в районе банки Железница и утром 1 сентября возвращался на базу в Осиновец. Здесь его и настигли «юнкерсы»: две бомбы легли возле бортов, третья разломала палубу надвое… В ближайшее время мы планируем поднять носовую часть корабля: она сохранилась лучше всего. Этот фрагмент станет своеобразным памятником всем героически сражавшимся кораблям Ладожской военной флотилии.

Читайте также:  Озеро с березами в воде

И ужас режет души напополам

«Р»: — Скажите честно, что страшнее всего видеть под водой? И. Матюк: — Если вы об останках матросов и пассажиров, то они встречаются редко. Сколько ж времени уже прошло… В этот раз очень тяжело было видеть деревянный домик шкипера, сохранившийся на одной из барж. На них, как правило, уходили в плаванье семьями. А это значит, что муж и жена приняли смерть в один день и час.Ну а самая нервозная встреча произошла у меня на затопленном железнодорожном пароме. Я заплыл в трюм — и тут в свете фонаря мелькнуло лицо с усами и в маске. Сердце как молот, кровь прилила к ушам. Первая мысль: «Боевой пловец! Но откуда?» Инстинктивно схватился за нож и только потом разглядел, что это морской котик. До сих пор не знаю, откуда он там взялся.

«Р»: — Какую находку этой экспедиции вы считаете самой ценной и почему?

И. Матюк: — Останки баржи № 725, иначе говоря, ладожского «Титаника». Долгие десятилетия эта трагическая страница военной истории оставалась неизвестной. Более того, была засекречена. Все грифы с документов в архиве сняли только в 2004-м! Что же произошло в ночь на 17-е сентября 1941 года? Буксир «Орел» тянул через Ладогу баржу с курсантами ленинградских военных училищ, медиками и офицерами. В общей сложности на борту находилось более 1200 человек, и это только по официальным данным. Из-за перегруза и начавшегося шторма баржа дала течь и начала тонуть. Корабль сопровождения ушел вперед недопустимо далеко. Канонерская лодка «Селемджа», оказавшаяся в районе бедствия, напрочь проигнорировала сигналы СОС. В итоге крохотный буксир «Орел» принял на борт из ледяной воды 216 человек — больше было невозможно. Зато на сигналы бедствия вскоре прилетел немецкий самолет и сбросил 6 бомб. Только после угрозы применения оружия капитан «Селемджы» приблизился к месту крушения и спас… 24 человека. Больше спасать было некого.У этого места очень тяжелая энергетика. Говорят, каждый год в середине сентября рыбаки слышат здесь пронзительные шумы радиостанций, передающих СОС. Лично мы видели другое. Четыре дня подряд не могли возложить на воду венки: такой шторм. Пришлось вернуться на берег и заказать молебен в местном храме. Хотите верьте хотите нет, на следующий день ровно на три часа выглянуло солнце, и мы смогли осуществить задуманное. А потом опять поднялась волна.»Р»: — Вы планируете поднимать фрагменты баржи №725? И. Матюк: — Такие планы есть, сейчас проходят согласование все правовые вопросы. Очень хочется достать рубку: она станет веским доказательством самой страшной катастрофы 1940-ых, унесшей жизни 1000 человек. Как видите, в СССР тоже был свой «Титаник», как в зеркале отразивший неорганизованность и хаос начала войны.

Победили. Отстояли. Превзошли

Но были и другие примеры. Я говорю о непокоренном и овеянном славой острове Сухо. Сейчас здесь ни души, последние люди ушли отсюда несколько лет назад. Вокруг — только чайки. Ступаешь по каменистой земле — и чувство такое, будто война закончилась тут вчера. В башне маяка до сих пор зияют пробоины от снарядов, стены исписаны датами и надписями тех суровых лет. 22 октября 1942 года стоявший здесь на дежурстве советский гарнизон лейтенанта Гусева (104 солдата) отразил атаку 30 немецких десантных кораблей. Им было что охранять: остров располагался на пути движения советских конвоев, он же прикрывал подходы к главной базе Ладожской флотилии. Отступать им было некуда и незачем: с первых дней войны Гусев до исступления натаскивал своих солдат и отрабатывал до автоматизма элементы ведения боя. Итог: 16 кораблей противника потоплено, один — захвачен, сбито 15 самолетов. Вот он, героизм без лишних жертв, вот она, выучка!Мы ходили по этой земле с благоговением. И погружались в Ладогу с каким-то особенным чувством. Трофейный десантный корабль «Зибель», найденный в километре от берега, вызвал почти мальчишеский восторг. Потому что победили, отстояли и превзошли.»Р»: — В Минск на майские праздники вы прилетели прямиком из Норвегии. Это значит, что ладожская экспедиция уже завершена?И. Матюк: — Нет, еще рано. После 9 мая я возвращаюсь на Ладогу, в деревню Коккарево, где расквартирована наша база. За эту весну и лето предстоит детально изучить и каталогизировать каждый из 218 объектов на дне озера. Затем Военно-историческое общество России примет решение о том, что же именно нужно поднимать.А в Норвегию я летал на разведку. Знакомые с флота подсказали, что в одной из бухт в районе местечка Бодо лежат десятки сбитых немцами советских истребителей «Як» и «Ла». Вместе с английскими и американскими пилотами они сопровождали во время войны конвой союзников, который шел у берегов Норвегии (на тот момент захваченной фашистами). Я сделал несколько погружений — и просто обомлел: на дне этой бухты — настоящее кладбище погибших самолетов. Сразу видно: бои здесь были жаркие, навскидку насчитал 90 машин.

Пока идут двусторонние согласования, я активно изучаю архивы по теме. Очередная страница военной истории «воскрешает» поименно неизвестных героев, лежащих на дне мирной норвежской бухты.

Источник



На Ладоге нашли тело 83-летней петербурженки, отправившейся с мужем в поход. Поиски мужчины продолжаются

Спасатели ищут пенсионера на моторной лодке, который с супругой отдыхал на Ладожском озере. Тело женщины обнаружено неподалеку от карельского поселка, мужчину ищут. По словам близких, пожилая чета ходила в походы по Ладоге последние два десятка лет.

Как рассказали 47news в ГУ МЧС по Республике Карелия, 4 июля у поселка Терву Ланденпохского района обнаружено тело женщины. Предположительно, это 83-летняя петербурженка, которая 23 июня из этого же поселка вместе с 87-летним мужем вышла на лодке в акваторию Ладожского озера и пропала.

Поиски её супруга продолжаются, в них задействованы сотрудники ГИМС и трое специалистов на берегу. Обследуется акватория Ладожского озера, но пока следов стоянки и судна с рыбаком найти не удалось.

Сын пропавших рассказал 47news, что родители около 20 лет ходили в походы.

— Приезжали ко мне в гости и отправлялись исследовать острова в Ладожском озере. У отца собственная лодка-«Казанка» старой модели, — рассказал он, добавив, что последний раз родители ходили в поход недавно, в начале июня.

Напомним, об исчезновении двух пожилых петербуржцев полиции стало известно 3 июля. К правоохранителям обратился 51-летний сын пропавших. По его данным, около пяти вечера 23 июня из посёлка Терву Ланденпохского района Карелии, граничащего с Ленобластью, они на лодке отправились рыбачить на Ладожское озеро. Известно, что лодка ярко-зелёного цвета с номером «7992». При себе у супругов были удочки, палатка и спальники. Мужчина одет в камуфляж, женщина в плащ, куртку, брюки и сапоги. У обоих были с собой мобильные телефоны.

Источник

Adblock
detector