Меню

Ладожское озеро разрыв кольца

Памятник «Разорванное кольцо» на берегу Ладожского озера

Летом 1941 года объединенные гитлеровские войска начали полномасштабное наступление на Ленинград. Операция по захвату города имела стратегическое значение, ее удачный исход открывал врагам путь на Москву. Несмотря на героизм советских солдат, силы захватчиков имели многократное превосходство, и к 8 сентября 1941 года Ленинград был полностью окружен. Вражеское кольцо вокруг города замкнулось. Начался трагический период в истории Ленинграда: страшные 872 дня блокады.

Страшное слово «блокада»

Самой тяжелой для ленинградцев оказалась первая блокадная зима. Недостаток продовольствия, воды, отсутствие отопления одновременно с регулярными бомбардировками с воздуха привели к тому, что в городе начался массовый голод, в результате которого погибли сотни тысяч стариков, женщин и детей. Хлеб выдавался по специальным карточкам – всего 125 грамм в день. Люди были истощены настолько, что падали замертво прямо на улице.

Единственной артерией, по которой в город поступали скромные продовольственные грузы, было Ладожское озеро.

«Дорога жизни», по которой осуществлялась эвакуация людей из города, доставлялись продукты, регулярно обстреливалась вражеской артиллерией и бомбардировщиками. Сотни человеческих жизней, тонны продовольствия и медикаментов оказывались на дне Ладоги.

Памятник «Разорванное кольцо» – символ поворота к победе

Полная блокада Ленинграда была снята 27 января 1944 года. Но уже зимой 1943 благодаря грамотному командованию Советской Армии удалось осуществить прорыв в кольце. Образовавшийся сухопутный коридор на некоторых участках достигал в ширину от 8 до 10 километров. Новая дорога немного облегчила жизнь жителей в городе. Доставлять запасы продовольствия в Ленинград стало проще, несмотря на то что регулярные обстрелы и блокада еще продолжались.

Именно 18 января 1943 года был сделан решительный шаг ленинградцев к освобождению от страшной блокады: проложена еще одна «Дорога жизни». Памятник «Разорванное кольцо» стал олицетворением этой первой победы и расположен в том самом месте, где начинался сухопутный отрезок пути.

История создания памятника

Железобетонная конструкция, представляющая собой две полуарки, является одновременно символом человеческих мучений и выдающегося героизма ленинградцев и советских солдат в годы войны.

Этот семиметровый монумент олицетворяет сотни тысяч потерянных жизней и долгожданное разорванное кольцо блокады. Памятник был возведен известным советским скульптором К. М. Симуном. Автор монумента был коренным ленинградцем и, несмотря на то что в годы войны находился в эвакуации, для него освобождение города означало скорое возвращение на родную землю. Возможно, именно благодаря этому огромный мемориал весом в 32 тонны так точно отражает радость от первой победы в освобождении блокадного Ленинграда и передает боль всех мучений, которое пришлось перенести его жителям. Рядом с монументом скульптор расположил два белых шара в качестве имитации прожекторных установок и подлинное зенитное оружие, а под аркой можно увидеть следы от протектора машин.

Памятник «Разорванное кольцо» был открыт в октябре 1966 года. В настоящее время монумент является объектом культурного наследия и частью огромного мемориального комплекса «Зеленый пояс Славы».

Музей «Дорога жизни»

Путь, благодаря которому выжил блокадный город, не зря получил название «Дорога жизни». Именно здесь была организована опасная переправа через Ладожское озеро, которая с сентября 1941 года по март 1943 соединяла Ленинград со страной. Несмотря на сотни утонувших машин, катеров, барж и тысячи погибших людей город продолжал существовать.

Сухопутный участок пути от Ленинграда до Ладожского озера является уникальным музеем под открытым небом и включает 7 монументов и столбы памяти: 46 из них расположены вдоль шоссе и 56 – вдоль железной дороги. Эти сооружения входят в состав уникального исторического комплекса «Зеленый пояс Славы».

Источник

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Мемориал «Разорванное кольцо»

Памятники

Мемориал Разорванное кольцо

Краткое описание

Мемориал «Разорванное кольцо» сооружен на берегу Ладожского озера, там, где сухопутный участок легендарной Дороги жизни смыкается с водой. В этом месте, у Вагановского спуска, начиналась трасса, проходившая по озерному льду к восточному берегу бухты Петрокрепость.

разорванное кольцо Дорога жизни

Сквозь две железобетонные полуарки, символизирующие разорванное кольцо блокады, видна панорама Ладожского озера.

История

8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады. В городе оказались окруженными войска Ленинградского фронта и Балтийского флота, мирные жители. Железнодорожное и автомобильное сообщение было прервано. Удалось наладить только авиамост, который не мог в полной мере удовлетворить потребности Ленинграда. Необходимость сооружения транспортной переправы была очевидной и острой, особенно по причине надвигающейся зимы.

Сооружение ледовой трассы через Ладожское озеро началось в октябре 1941 года. 26 ноября 1941 года она получила официальное название и стала именоваться «военно-автомобильная дорога № 101».

Дорога жизни фото

За все время функционирования Дороги жизни по ней было доставлено около 1,5 миллионов тонн груза в осажденный Ленинград и около полутора миллионов человек были эвакуированы из города на Большую землю.

Движение по спасительной ледовой трассе было закрыто приказом Ленинградского фронта 21 апреля 1942 года

Мемориал Разорванное кольцо

Мемориал «Разорванное кольцо» был открыт 29 октября 1966 года. Идея его создания принадлежит поэту, военному корреспонденту Михаилу Дудину. Он работал в блокадном Ленинграде и после окончания войны стал инициатором сооружения Зеленого пояса Славы — целого комплекса сооружений в память о героическом подвиге защитников города.

Читайте также:  Дичковское озеро в александрове рыбалка

Мемориал Разорванное кольцо Всеволжск

Пояс Славы протянулся там, где в 1941 году проходил передний край обороны Ленинграда, и было остановлено фашистское наступление на город. Одним из памятников Зеленого пояса Славы, и самым известным, является «Разорванное кольцо».

После очередной реконструкции, во время празднования в 2015 году 70-й годовщины Победы, на мемориале, на площадке под арками, был зажжен Вечный огонь, доставили который с Пискаревского кладбища.

Особенности композиции

Памятник без лишних деталей и обилия декора воспевает подвиг мужества и стойкости защитников блокадного города.

Возвышающиеся в небо железобетонные полуарки символизируют разорванное кольцо блокады. Просвет между ними – Дорога жизни, соединившая осажденный Ленинград с Большой землей. На бетонном основании под аркой – следы автомобильных протекторов, ведущие по направлению к озеру.

Соотношение дуги памятника составляет 2:1: ширина пролета — 14 метров, высота – 7 метров.

Разорванное кольцо фото

Возле мемориала установлены белые бетонные шары, символизирующие прожекторы, и настоящее зенитное орудие. Именно такие зенитки защищали автоколонны, движущиеся по льду Ладоги, от вражеских авиа налетов.

Разорванное кольцо монумент

Создатель памятника

  • Скульптор – К. М Симун
  • Архитектор – В. Г. Филиппов
  • Инженер-конструктор – И. А. Рыбин

Где находится

Адрес

Ленинградская область, Всеволожский район, Рахьинское городское поселение западный берег Ладожского озера

Как добраться

Электричка с Финляндского вокзала до станции Ваганово. Затем на автобусе № 602 до остановки Разорванное кольцо. Общее время в пути составит около 2 часов: 1 час 10 минут – на электричке и около 50 минут на автобусе

Мемориал Разорванное кольцо

Междугородние автобусы до Всеволожска из Санкт-Петербурга:

  • от станции метро «Площадь Ленина» — автобус К530. Время в пути составит около 30 минут
  • от станции метро «Ладожская» — автобус К462. Время в пути составит около 30 минут

Во Всеволожске автобус № 602 от остановки Платформа Всеволожская до остановки Разорванное кольцо. Время в пути на автобусе составит около 1 часа 30 минут.

Интересные факты

Трасса ежегодного легкоатлетического марафона, приуроченного к празднованию освобождения города от блокады, проходит по наземной части «Дороги жизни». Старт на дистанции 42 км проводится у мемориала «Разорванное кольцо»

Источник

Мемориал «Разорванное кольцо»

Зеленый пояс Славы, Разорванное кольцо

Зеленый пояс Славы, Разорванное кольцо V. Baranovskiy

«Разорванное кольцо» — мемориал, входящий в Зеленый пояс Славы, то есть комплекс мемориальных сооружений на рубежах битвы за Ленинград. Его построили в 1965—1968 гг. по инициативе поэта Михаила Дудина, человека пережившего блокаду и посвятившего этим тяжелым, но героическим годам, множество поэтических строк. Одно из главных сооружений пояса Славы, мемориал «Разорванное кольцо», расположен на западном берегу Ладожского озера, на Вагановском спуске, откуда автоколонны брали курс к восточному берегу бухты Петрокрепость. Потом им надо было проделать опасный путь обратно, он составлял расстояние в 30 км.

Описание памятника

Памятник посвящен тяжелейшей странице в истории Великой Отечественной войны. В сентябре 1941, после того, как город был окружен противником, единственным путем сообщения с ним оставалось Ладожское озеро. Оно находилось в пределах досягаемости артиллерии и авиации осаждающих, на озере также действовала объединенная военно-морская флотилия противника. Пропускная способность этой дороги не соответствовала потребностям большого города, не имевшего накануне блокады нужного для такого количества населения запаса продовольствия. Вскоре в Ленинграде начался голод. Поскольку первая блокадная зима была очень суровой, начались перебои не только с продуктами, но и с отоплением и транспортом. Жертвы исчислялись сотнями тысяч. В январе 1943 блокада была прорвана, окончательно удалось ее снять зимой 1944.

Авторский коллектив, работавший над созданием памятника, положил в его основу сочетание символических средств изображения с реалистическими деталями. Мемориал производит колоссальное впечатление. В афористичной форме, языком монументальной скульптуры он рассказывает о великом подвиге города-мученика.

Две железобетонные полуарки высотой 7 м, символизируют кольцо блокады, разрыв между ними — Дорогу жизни, на бетонном основании — следы от автомобильных шин, уходящие в сторону озера. В этом месте блокаду удалось разорвать нечеловеческими усилиями, стойкостью и мужеством защитников города. Мемориальная композиция дополнена белыми бетонными шарами, которые имитируют прожекторные установки. Рядом установлено настоящее 85-миллиметровое зенитное орудие, в память о том, что в годы войны на спуске находилась зенитная батарея.

Как добраться

Адрес: Ленинградская обл., Всеволожский район, пос. Коккорево. Как добраться: на электричке с Финляндского вокзала (ст. метро «Площадь Ленина») до ж/д станции «Ваганово», далее пешком около 3 км в сторону деревни Коккорево, или до станции «Ладожское озеро», около 5 км вдоль берега Ладожского озера.

На автомобиле: в северо-восточном направлении со стороны Ржевки по Рябовскому шоссе (А 128) на Всеволожск севернее Коккорева на выезде к Ладожскому озеру. Если движетесь по КАД, съезжайте по указателю на Всеволожск.

На автобусе: № 530 от ст. метро «Площадь Ленина» (60 минут), или от ст. метро «Ладожская» № 430 (30 минут) до Всеволожска, далее автобусом № 602.

Источник



7 мемориалов, посвященных блокаде Ленинграда — «С огнем и кровью пополам»

27 января отмечается День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками. Почти 900 дней, с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года город находился во вражеском кольце, под непрерывными бомбардировками и артиллерийскими обстрелами. Все это время единственной связью в Большой землей, крое воздушного сообщения, была ледовая Дорога жизни по Ладожскому озеру. Героическая оборона Ленинграда стала символом мужества. Ценой неимоверных лишений, героизма и самопожертвования воины и жители Ленинграда отстояли город.

Читайте также:  Где находиться озеро нугуш

56 памятных километровых столбов на железнодорожной линии Финляндский вокзал — Ладожское Озеро, 46 памятных километровых столбов на шоссе от станции Ржевка до Ладожского Озера, более ста памятных мест входит в «Зеленый пояс Славы», инициированный поэтом Михаилом Дудиным. Комплекс мемориальных сооружений по линии фронта создавался в 1965–1968 годах с целью увековечить память о героических защитниках Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

В обзоре журнала об искусстве Точка ART — мемориалы и музеи Ленинградской области, связанные с блокадой Ленинграда.

Мемориал «Разорванное кольцо»

22 ноября 1941 года по льду Ладожского озера в Ленинград проехали первые грузовики с продовольствием. Дорога жизни, так назвали ленинградцы ледовую трассу, стала единственный путем, связывающим осажденный город с Большой землей. Ледовая дорога, по которой осуществлялась доставка продовольствия, а также эвакуация жителей, проходила от мыса Осиновец к островам Зеленцы, с разветвлением на Кобону и Лаврово. Общее количество грузов, перевезенных в Ленинград по Дороге жизни за весь период её действия, с 1941 по 1943 год, составило свыше 1 млн 615 тысяч тонн. За это же время из города было эвакуировано около 1 млн 376 тысяч человек.

Мемориал «Разорванное кольцо» © Точка ART

Мемориал «Разорванное кольцо» © Точка ART

На берегу Ладожского озера, в деревне Коккорево, находится один из самых узнаваемых «блокадных» памятников — мемориал «Разорванное кольцо». Он воздвигнут в 1966 году на том месте, откуда автоколонны отправлялись на восточный берег бухты Петрокрепость. С 2015 года под арками был зажжен Вечный огонь, доставленный с Пискаревского мемориального кладбища.

Как добраться:
на электричке с Финляндского вокзала до ж/д станции Ладожское озеро и пешком около 5 км вдоль Ладожского озера;
на автомобиле по а/д Кола (Е-105) до поворота на Петрокрепость, далее по Дороге жизни;
на автобусе № 430 от ст. метро Ладожская (30 минут) до Всеволожска, далее автобусом № 602.

Музей «Дорога жизни»

В шести километрах от мемориала, на мысу Осиновец расположен одноименный маяк, а также музей «Дорога жизни», филиал Военно-морского музея. Он был открыт 12 сентября 1972 года и посвящен подвигу воинов Ленинградского флота и Ладожской военной флотилии. Музей разместился в здании бывшей пекарни на берегу Ладоги, где во время Великой Отечественной войны находились столовая, Красный уголок и располагалось также руководство Осиновецкой военно-морской базы.

Километровый знак на Дороге жизни © Точка ART

Километровый знак на Дороге жизни на ж/д станции Ладожское озеро © Точка ART

Музей «Дорога жизни» © Точка ART

Музей «Дорога жизни» © Точка ART

Экспозиция музея включает документы, раскрывающие историю Ладоги до начала Великой Отечественной войны, а также тему блокады Ленинграда, первой и второй военных навигаций, создания ледовой дороги и ее обороны, прокладки трубопровода и электрокабеля по дну Ладожского озера, действий Ладожской флотилии.

Монумент «Цветок жизни»

Сухопутная часть Дороги жизни — шоссе А-128 длиной 44 км, которое начинается на выезде из города в сторону Всеволожска, проходит по Рябовскому шоссе до Ладожского озера. Километры дороги отсчитывают памятные столбы с указанием километров, кроме того вдоль дороги расположены памятники и монументы. Один из самых посещаемых расположен на 3 км Дороги жизни, это монумент «Цветок жизни», созданный в память о погибших детях блокадного Ленинграда.

Начинающаяся у его подножья Аллея дружбы ведет к кургану Тани Савичевой с восьмью каменными плитами — страницами ее дневника. Комплекс окружен березовой рощей, 900 деревьев которой символизируют 900 дней блокады. По заведенной традиции на березы повязывают красные галстуки, в память о детях блокадного города.

Мемориал «Невский пятачок»

Мемориал «Невский пятачок» © Точка ART

Мемориал «Невский пятачок» © Точка ART

В поселке Дубровка на левом берегу Невы находится место, название которого имеет почти нарицательное значение. Это — Невский пятачок, плацдарм, на котором с 1941 по 1943 год проходили одни из самых ожесточенных боев Второй мировой войны. Этот небольшой участок земли сыграл решающую роль в удержании линии фронта и прорыве блокады Ленинграда.

Первоначально с Пятачка планировалось активное наступление на противника, но после неудачных атак в сентябре-октябре 1941 года его главной задачей стало сдерживание сил и изматывание немецкой армии. Немцы не ожидали такого сопротивления в этой точке, и даже после прибытия подкрепления не смогли сразу же захватить Пятачок; им удалось это сделать в апреле 1942 года. Но уже в сентябре 1942 он не был отвоеван обратно, а в январе 1943 года началась операция «Искра», в ходе которой была прорвана блокада Ленинграда.

Человеческие потери на Невском пятачке точно подсчитать нет возможности, в историографии число погибших сильно разнится: от 60 тысяч до 250 тысяч. В целом погибло около 90% воевавших на Пятачке. В ХХ веке на месте плацдарма был открыт мемориальный комплекс, состоящий из нескольких объектов, в частности, в 1972 году здесь был установлен «Рубежный камень», а в 1985 году появился памятник «Призрачный дом» как символ 38 селений и деревень, полностью уничтоженных в годы войны на территории современного Кировского района.

Читайте также:  Гугл карты озеро лохнесс

Как добраться:
на электричке с Финляндского вокзала до ж/д станции Невская Дубровка;
на автомобиле по а/д Кола (Е-105) до поворота на Кировск, далее по 41К-121 до Невской Дубровки;
на автобусе № 453 от ст. метро Ладожская до Невской Дубровки, на маршрутке № 801 от ст. метро Проспект Большевиков.

Мемориал «Синявинские высоты»

Еще одно место в Ленинградской области, напрямую связанное с боями за осажденный Ленинград — Синявино, расположенное в Южном Приладожье.

Немцы захватили высоты в 1941 году, что позволило им наносить артиллерийские удары по железной дороге, проходившей вдоль Ладожского озера, имеющей сообщение с Ленинградом. Первыми попытками советской армии прорвать блокаду и захватить высоты стали 1-я и 2-я Синявинские операции. Для прорыва блокады эти места были выбраны не случайно: в Синявино расстояние между двумя фронтами, Ленинградским и Волховским, составляло всего 10-15 километров. Единственным успехом этих операций можно считать создание Невского пятачка — плацдарма, впоследствии сыгравшего важную роль в прорыве блокады. Советские войска же продвинулись лишь на 10 километров и понесли огромные потери.

12 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов начали операцию «Искра» и к 18 января прорвали блокаду Ленинграда. Синявинские высоты также штурмовались в ходе этой операции, были несколько раз взяты, но контратаки противника отбрасывали войска на прежние позиции. Результатом операции «Искра» стало соединение Ленинградского и Волховского фронтов в районе деревни Марьино и прорыв блокады Ленинграда. Синявинские высоты же были взяты лишь в сентябре 1943 года, а из села Синявино немцы были полностью выбиты лишь в 1944 году. В ходе боев село было полностью уничтожено и Синявино наших дней отстроилось уже после войны в 8 км севернее.

Мемориал «Синявинские высоты» включает в себя две большие аллеи с памятниками и мемориальными досками, центральный обелиск воинам, павшим в боях за Ленинград, братские могилы и родник под горой.

Как добраться:
на автомобиле по а/д Кола (Е-105) до поворота на шоссе 41К-125 до Синявинских высот;

Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда»

Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда» состоит из музея-диорамы, открытой в 1985 году, и памятных мест Великой Отечественной войны в Южном Приладожье. Историко-культурная территория площадью 200 га, связанная с блокадой Ленинграда и освобождением его от немецких захватчиков, построена по принципу охранных зон с мемориалами: «Невский пятачок» и «Синявинские высоты».

Экспозиция музея-диорама посвящена операции «Искра» в январе 1943 года. Художественно-документальное полотно воссоздает основные события 7-дневных боев (с 12 по 18 января), в ходе которых блокада Ленинграда была прорвана. Экспозиция панорамы «Прорыв», открытая 18 января 2018 года, посвящена событиям операции «Искра» на Невском пятачке 13 января 1943 года с демонстрацией 3D mapping ночного боя.

Как добраться:
на автомобиле по а/д Кола (Е-105) до указателя «Музей-диорама»
на автобусе №№ 565 и 575 от ст. метро «ул. Дыбенко» до остановки «Музей-диорама».

Музей «Кобона: Дорога жизни»

На восточном берегу Ладожского озера расположена деревня Кобона, вошедшая в историю Великой Отечественной войны. Здесь проходила Дорога жизни, связавшая блокадный Ленинград с Большой землей. Для обслуживания этой водной трассы, немыслимыми усилиями в кратчайшие срок здесь был построен Кобоно-кареджский порт, состоящий из 7 длинных пирсов. Низкий уровень воды в Ладоге позволил расположить порт по берегу озера не только от Кобоны до Кареджской косы, но и на самой косе, чтобы еще уменьшить расстояние до противоположного берега.

Для связи порта с большой землей был построен железнодорожный узел из трех станций и отдельная железнодорожная ветка протяженностью 33 км, соединявшая Кобоно-кареджский порт (конечная станция «Коса») через Кобону, а затем через Лаврово с ж/д станцией Войбокало. Эта железная дорога позволила сократить общий путь от западного до восточного берегов Ладоги до 30 километров.

Музей «Кобона: Дорога Жизни» был открыт в 1980 году в здании бывшей Кобонской средней школы, служившей в годы Великой Отечественной войны эвакопунктом. В 2010 году в музее вспыхнул пожар, уничтоживший здание дотла. В 2015 году к 70-летию Победы здание было восстановлено. В новой, современной экспозиции деревня Кобона представлена не только как важная точка Дороги жизни, но и как древнее русское поселение, известное с XVI века. Тематически экспозиция разделена на несколько блоков: Дорога жизни, история деревни Кобона, быт Приладожских деревень, жизнь и творчество поэта А. А. Прокофьева, история Кобонской школы. Выставочные площади располагаются на двух этажах, в восьми залах.
В основу экспозиции первого этажа положены уникальные художественные и картографические материалы из архива инженера Дороги жизни Симона Гельберга: карты, схемы, чертежи, фотографии, дневники.

Как добраться:
на автомобиле по а/д Кола (Е-105) до Дусьево, далее по 41К-115 до Кобоны.

Источник

Adblock
detector