Меню

Лебединое озеро махмуд эсамбаев

Махмуд Эсамбаев, танцор который «не вмещался в рамки балета». Чем его танец «покорил» многие страны

Ему бы исполнилось 95 лет, он умер 20 лет назад, в день, в который удивительным образом совпали православное Рождество и окончание мусульманского Рамадана. Он был человеком мира и очень любил свою страну.

Здравствуйте, сегодня поговорим о танцоре, повторить которого, наверное, невозможно.

И хотя его дочь Стелла, анализируя творчество отца, говорила, что технически сложного в его танцах ничего такого не было, и повторить его движения мог бы любой профессиональный танцор, танец это не только техника и движения. У Махмуда Эсамбаева особенно.

Как жаль, что так мало записей его танцев, которые танцами назвать язык не поворачивается, — это целые миры, повествования о людях, народах, их национальных особенностях, истории.

Танцевать он начал чуть ли не с рождения

Мать говорила, что он танцевал у нее на руках, когда был младенцем. А когда ему было всего 3 года, он отплясывал уже на свадьбах.

Когда отец понял, что сын “баловство” хочет сделать своей работой, бил его нещадно, чтобы даже желание это выбить из его головы.

Поэтому семья перебралась из горного селения Старые Атаги в Грозный, чтобы сын выучил русский и стал судьей, — об этом мечтал отец Махмуда.

Судьей он не стал, учеба не заладилась. Учительница не взлюбила его сразу. Когда он прокрутился на большом пальце одной ноги, а второй тут же коснулся своей головы, поняла, толку будет мало.

Махмуд Эсамбаев, танцор который

В сердцах он ей сказал, что когда-нибудь он будет знаменитым и на его концерты трудно будет попасть, а она будет старенькой, он принесет ей билеты в первый ряд, она будет сидеть и плакать, вспоминая, как к нему относилась.

Надо сказать, что слова его осуществились, он пришел к учительнице с билетами на свой триумфальный концерт в Грозном, она сидела в первом ряду и смотрела, каким стал ее бывший двоечник.

И хотя он не раз защищал честь школы, завоевывая для нее первые места на танцевальных конкурсах, после 6 класса был из школы отчислен за неуспеваемость.

Махмуд об этом не тужил, его сразу взяли в Грозненское хореографическое училище, а затем, когда ему было только 15 лет, он уже работал в Чечено-Ингушском государственном ансамбле песни и танца.

Все его образы такие разные, интригующие, завораживающие Источник: https://ru.sputnik.kg/photo/20150107/1013955019.html?mobile_return=yes

На войне он чуть не лишился мечты своей жизни

Мальчишкой в 16 лет он выступал с фронтовыми бригадами перед бойцами, на его счету 360 концертов. А на одном выступлении его ранило, прямо в ногу.

С большими усилиями он танец не прервал, закончил, а потом предстояло долгое лечение. Ногу спасли, но вынесли вердикт: танцевать он больше не сможет.

Но он сдаваться не собирался. Лечила бабушка своими народными средствами. А он, превозмогая боль и наплывавшее отчаяние, все равно тренировался по 3-4 часа ежедневно, пытался танцевать.

И в 1943 был приглашен в пятигорский театр оперетты.

Испанский танец Источник: https://ru.sputnik.kg/photo/20150107/1013955019.html

Беда, увы, не приходит одна

44 год — страшная дата: массовое переселение чечнцев и ингушей. Самого Махмуда не тронули, но он сам, добровольно, хотя его, уже достаточно известного танцора, и просили остаться, поехал за своей семьей. Знал, им его помощь нужна. Мать он в живых уже не застал.

Не сразу, через какое-то время, живя во Фрунзе, он станет солистом Киргизского театра оперы и балета. Многим запомнится его неповторимое исполнение главных партий в “Лебедином озере”, “Спящей красавице”, “Бахчисарайском фонтане”, танцевальные номера в различных оперных спектаклях.

Он с благодарностью всегда говорил о своей творческой жизни в этот трудный период. Многое сделал для становления Киргизского балета и стал первым Народным артистом Киргизии.

Источник: https://ru.sputnik.kg/photo/20150107/1013955019.html

Две женщины сыграли в жизни Махмуда Эсамбаева значительные роли

Первая — это, как он сам называл, еврейская мама, вторая жена отца, одесситка Софья Михайловна. Вообще отец прожил 106 лет, был женат 11 раз. А Махмуд остался жить со второй его женой, которую и считал своей мамой.

Она его всегда поддерживала, еврейка вместе с чеченцами была в ссылке. Когда он выступал уже в Киргизском оперном театре, ходила на каждый его спектакль и на отложенные “похоронные” деньги покупала роскошные букеты, которые выносили ему на сцену, до тех пор, пока зрители сами не приучились дарить танцору цветы.

Вторая — его жена, армянка, врач по профессии Нина Аркадьевна, в девичестве Ханумянц .

Для того, чтобы он смог выступать на международном молодежном конкурсе в 1957 году в Москве, продала швейную машинку и ковер, с деньгами было туго.

Об успехе услышали по радио, Махмуд Эсамбаев победил тогда лучших танцоров мира в 3 номинациях сразу. Газеты разных стран писали, что зажглась мировая звезда.

Снимки из семейного архива. Вверху слева Махмуд Эсамбаев с дочерью Стеллой, справа - с женой Ниной Аркадьевной

Танцор с семьей переехал в Москву. Ему стало тесно в рамках оперного театра, он стал работать самостоятельно, создавая целые театральные танцевальные истории на основе танцев различных народов мира.

Испанский, естественно, чеченский, русский, еврейский, таджитский, цыганский. Завораживающий взгляд и каждый танец — это целый рассказ, история. В репертуаре были и чечетка, и лунная походка, и иронические постановки.

Репетировал он с секундомером в руках, поэтому все четко и филигранно, отточено до мелочей.

Вершиной стало исполнение сложного индийского ритуального танца “Золотой бог”, найдите и посмотрите обязательно. А зрителям еще запомнился Махмуд Эсамбаев по замечательному фильму “Земля Санникова”, где он сыграл шамана.

На фото слева Народный артист РСФСР Махмуд Эсамбаев и актриса Назира Мамбетова в фильме

До последнего он не терял формы

Рост 182 сантиметра — высокий для танцора. При этом весил 67 килограммов всего. А осиной талии могла позавидовать любая женщина — 47 сантиметров.

Как ему это удавалось? Вообще что ли не ел?

Вкусно поесть он любил, но не в одиночестве, а с друзьями и съедал мало.

Он считал, что если будет есть много, то перестанет быть танцором, не сможет в танце взлететь. А без танца для него жизни не было. Если ты переел, говорил он, — то место твое на диване и жизнь твоя уменьшается до размеров этого дивана. Его жизнь была размером с весь мир.

Источник: https://ru.sputnik.kg/photo/20150107/1013955019.html

Ушел Махмуд Эсамбаев со сцены незаметно

Специально об этом не объявлял и не прощался, просто перестал выступать. Занимался депутатскими делами. Помогал людям, организовал благотворительный фонд.

Из него не получился долгожитель, не в отца пошел, онкология не дала жить долго. 75 лет ему всего было отведено.

Махмуд Эсамбаев, танцор который

Он умер достойно, как настоящий мужчина. На вопрос, какое у него желание, что нужно сделать, он ответил что нужно творить добро до тех пор, пока достает сил.

На Площади звезд в Москве в честь него, еще при его жизни, торжественно, как и полагается, заложена плита со звездой Махмуда Эсамбаева возле концертного зала “Россия”.

А где-то там высоко над землей вокруг Солнца вращается астероид 4195 (Esambaev), названный в его честь.

Да и сам он, как звезда, вспыхнул, и в своей не очень длинной жизни сумел многого достичь.

Источник

Махмуд Алисултанович Эсамбаев

Махмуд Эсамбаев — биография

Махмуд Эсамбаев – прославленный артист балета, танцовщик, балетмейстер, хореограф, актер. В 1974 году получил звание Народного артиста СССР, в 1984-м стал Героем Социалистического Труда.

Махмуд Эсамбаев относится к тем людям, которых перехвалить невозможно. Он стал гением, которому покорились танцы всех народов мира. Таких танцоров природа рождает раз в тысячу лет, его талант был признан великими хореографами и танцорами – династией Сухишвили, Игорем Моисеевым, Галиной Улановой. Он был участником всех самых значимых в Союзе концертов, праздников и фестивалей, причем везде его встречали как желанного гостя. Всю свою жизнь великий танцор помогал людям, и не ждал за это никакой благодарности. Это он однажды произнес фразу – «доброта спасет мир», и не уставал дарить окружающим теплоту своей души.

Детство

Будущий танцор с мировой известностью родился небольшом чеченском предгорном селении под названием Старые Атаги 15 июля 1924 года в многодетной семье. Родители Алисултан и Бикату Эсамбаевы, обычные крестьяне. Любовь к танцу была у кавказцев в крови, те, которые не овладевали искусством танца, считались неполноценными. Еще в раннем детстве Махмуд отличался особой пластикой движений, такого невероятно музыкального и талантливого танцора еще нужно было поискать. С семи лет он сопровождал отца на свадьбах, и так зажигательно отплясывал, что устоять было невозможно. Всем нравилось мастерство маленького мальчика, только его отец и братья недовольно хмурились, они считали, что чрезмерное увлечение танцем не подобает настоящему джигиту.

Читайте также:  Мост через оку в озерах 2021 когда откроют

Однако Махмуд и не думал сдаваться. Братья по-прежнему насмехались, отец злился, прятал его одежду и запирал на ключ, чтобы мальчик не мог покинуть дом. Поддержку он находил только у матери, как родной, так и мачехи, Софьи Михайловны, еврейки из Одессы. Она звала Махмуда на еврейский лад – Мойше.

Позже Махмуд говорил, что именно Софью Михайловну он считает настоящей мамой, что он состоялся, как артист исключительно благодаря ее поддержке. И когда отец снова женился (всего у него было 11 браков), то Махмуд остался жить с мачехой. В те времена, когда еврейское искусство находилось под негласным запретом, Эсамбаев танцевал еврейский танец. На вопрос, как ему разрешили включить его в свой репертуар, он отвечал, что он ни у кого не спрашивал, сам себе разрешил.

После 6-го класса он познакомился с бродячим цирком-шапито, и отправился вместе с ним гастролировать по стране. Поговаривают, что выступление молодого танцора оценила Любовь Орлова, побывавшая в Грозном в те годы. Именно она сказала, что мальчик достигнет больших высот в этом виде искусства.

Ослушавшись отца и братьев, Эсамбаев становится студентом хореографического училища в Грозном. Одновременно с этим началась и его творческая биография в ставе государственного ансамбля песни и пляски. Юность танцора выпала на суровые военные годы. Он не остался в стороне, с 1941-го по 1943-й годы Эсамбаев в составе фронтовых бригад танцевал перед солдатами на передовой, в госпиталях, на строительстве оборонительных сооружений. Во время одного из выступлений осколок снаряд попал Махмуду в ногу, его прооперировали, ногу удалось сохранить. Но хирург сказал, что танцевать он больше не сможет никогда. Собрав волю в кулак, танцор начал тренироваться, репетировать, и, несмотря на мрачное предсказание, вскоре снова вышел на сцену.

В 1943-1944-м годах служил в Пятигорском театре музыкальной комедии. Талантливому танцору предложили сразу несколько ролей, Махмуд пользовался уважением не только коллег, но и режиссеров. Но из-за своего непокорного характера часто попадал в серьезные переделки. Один раз ему даже пришлось побывать в далеком ауле и заниматься сплавом леса, где он едва не погиб. Его спасли местные жители и сослуживцы.

В том же 1944 году по приказу Сталина началось принудительное переселение чеченцев и ингушей в Киргизию. Эсамбаеву разрешили остаться дома, но он наотрез отказался, и добровольно отправился в депортацию. Он стал руководителем кружка народного танца и учил бальным танцам жителей поселка Ак-Тюз в Кеминском районе Киргизии. С 1946-го по 1956-й годы Эсамбаев служил в Киргизском театре оперы и балета в городе Фрунзе, стал исполнителем главных партий в балетах «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан».

Танцы и фильмы

Появление Эсамбаева внесло большие перемены в киргизскую хореографию, в ней появился национальный колорит. Кроме главных партий в самых популярных балетах, Махмуд исполнял танцы многих наров мира, которые впоследствии стали его своеобразной визитной карточкой. Техника исполнения талантливого танцора совершенствовалась с каждым годом, становилась все более утонченной.

На каждый концерт приемного сына приходила Софья Михайловна, для нее всегда выделялось отдельное место. Она видела, что Махмуд танцует лучше всех, но ему почему-то не дарят цветов, как остальным артистам. Она спросила у него, и узнала, что цветы приносят не просто зрители, а родственники артистов. В один из дней Софья преподнесла цветы своему любимому сыну, спокойно расставшись со всеми своими сбережениями.

Позже Эсамбаев вспоминал, что после одного из концертов ему вручили цветы, но он точно знал, что мама не могла, ведь она на тот момент сильно заболела и не поднималась с постели. Когда он пришел домой с букетом, женщина сказала, что вот и пришла к нему настоящая популярность, зрители поняли, что ее мальчик заслужил цветы, и начали сами их носить.

В 1957 году Эсамбаев перешел в Чеченскую филармонию, его приняли солистом. Спустя два года он уехал в Москву, потом на гастроли за границу, срывая аплодисменты восторженной публики. Вернувшись домой, Эсамбаев принялся создавать собственный танцевальный коллектив, занялся программой, в которую вошли национальные танцы в его исполнении.

Источник

Эсамбаев Махмуд Алисултанович (16 фото)

Эсамбаев Махмуд Алисултанович

Эсамбаев Махмуд Алисултанович

Махму́д Алисулта́нович Эсамба́ев (15 июля 1924, с. Старые Атаги, Чеченская автономная область, РСФСР — 7 января 2000, Москва, Россия) — советский чеченский артист балета, эстрадный танцовщик, актёр, хореограф и балетмейстер. Народный артист СССР (1974). Герой Социалистического Труда (1984).

Эсамбаев Махмуд Алисултанович

Махмуд Эсамбаев родился 15 июля 1924 года в предгорном селении Старые Атаги (ныне Грозненский район Чеченской республики). Выходец из тейпа Ишхой. Махмуд Эсамбаев танцевал с раннего детства. В 7 лет он уже плясал на свадьбах, куда его брала с собой мать.
В 1939—1941 годах учился в Грозненском хореографическом училище. В 15 лет начал танцевать в Чечено-Ингушском государственном ансамбле песни и танца, в 19 лет — в Пятигорском театре музыкальной комедии. Так как юность Махмуда пришлась на годы Великой Отечественной войны, он танцевал во фронтовой концертной бригаде на передовой, на строительстве оборонительных сооружений, в военных госпиталях.
В 1944 году был депортирован. 1944—1946 годах руководил кружком народного танца и вёл уроки бального танца в доме культуры посёлка Ак-Тюз Кеминского района Чуйской области Киргизии.

Эсамбаев Махмуд Алисултанович

В 1943 году в освобожденном Пятигорске своим даром 19-летний танцор моментально очаровал администрацию местного театра оперетты, и ему сразу предложили несколько ролей из репертуара, над которым работали актеры-профессионалы — «Роз-Мари», «Холопка» и «Раскинулось море широко». Несмотря на молодость Эсамбаева, никто из актеров не сомневался в его бесспорном таланте. Причем Махмуд был за непокорность сослан комендантом в аул, где некоторое время ему пришлось сплавлять лес по горной реке и от верной гибели его спасли поклонники и администрация театра.

Эсамбаев Махмуд Алисултанович

«Впервые увидев Махмуда Эсамбаева на репетиции, — писал в своих воспоминаниях И.К.Ковтунов, главный балетмейстер театра, — я был восхищен этим бесценным самородком, редчайшим даром природы, певучестью каждой части созданного богом для танца тела». Позже он убедился и в огромном трудолюбии, целеустремленности и дисциплине этого необыкновенного юноши. Молодому артисту не хватало хореографического образования, решил он. Осваивая по ускоренному варианту теоретическую программу балетного училища, Махмуд сразу реализовал ее на практике. Ему помогал в этом интернациональный коллектив. Вскоре под аплодисменты зрителей он начал исполнять не только характерные и народные танцы, но и главные партии в классических русских и других балетных спектаклях: в «Лебедином озере» — злого гения Ротбарта, «Бахчисарайском фонтане» — хана Гирея, «Спящей красавице» — Карабос, «Тарасе Бульбе» — Тараса. Играл в премьерных киргизских национальных балетных спектаклях — «Чолпон», «Анар», «Весна в Ала-Тоо».

Эсамбаев Махмуд Алисултанович

В 1950-е годы Махмуд Эсамбаев оставил академическую сцену и обратился к народному танцу. С 1957 года — солист филармонии Чечено-Ингушской АССР. В 1959 году Эсамбаев выступил со своей программой в Москве, затем в составе труппы «Звёзды советского балета» посетил с гастролями Францию, Южную Америку, где имел грандиозный успех.

Эсамбаев Махмуд Алисултанович

Поклонники и почитатели у Эсамбаева были повсюду – руководители государств считали за честь оказаться с ним рядом. Его друзьями были Иосиф Кобзон, Алла Баянова, Эдита Пьеха и много простых людей. Иосифа Кобзона Махмуд Эсамбаев называл «любимый младший брат». Иосиф Кобзон рассказывал: «Я пришел к нему на концерте за кулисы. Был 1962 год. Он посмотрел на меня: «А я тебя знаю, ты певец, я тебя по телевизору видел». А меня к тому моменту два раза в «Голубых огоньках» показали. «Значит, не такой ты дурак, раз на балет пришел». Я часто приезжал на гастроли в Грозный, и всегда меня встречал Махмуд. Мы обязательно шли на рынок, а за нами толпа, человек 200—300. В Чечне Махмуда боготворили. «Иосик, ты обязательно должен попробовать наши лепешки!» — «Хорошо, Мамудо!» И подходили ко всем. «Почем твои лепешки?» — спросил Махмуд у молодой чеченки. У той аж ноги от таких покупателей подкосились. «Угощайтесь, все бесплатно!» Эсамбаев долго выяснял цену. «Пятьдесят копеек», — наконец сдалась она. Что тут началось! «Да как ты можешь! Да как тебе не стыдно! Надо же землю вспахать, зерно посеять, урожай собрать, муку намолоть, лепешку сделать, а ты — пятьдесят копеек?» И давай ее ругать по-чеченски. «На двадцать пять рублей, иди домой, накорми детей». Помню, как они со своим дядей наперебой приглашали меня в гости. А дядя у него, Ваха Татаев, был министром культуры Чечни. И вот я, на правах гостя, пригласил их к себе. Дядя тост говорит, а Махмуд, нахмурившись, сидит. «Встань, я же твой дядя!» — не унимается Ваха Ахметович. Тот сидит. «К тому же я министр культуры!» — «Ты — мой министр культуры. У тебя вся культура — Махмуд Эсамбаев». И это была правда».

Читайте также:  Что ел васютка в лесу чтобы заглушить тошноту из рассказа васюткино озеро

Эсамбаев Махмуд Алисултанович

Визитной карточкой на новом витке жизни и творчества Эсамбаева стал индийский храмовый ритуальный танец стиля Бахарат Натьям «Золотой Бог», поставленный в 1957 году Элеонорой Грикуровой.

Эсамбаев Махмуд Алисултанович

Блистательный исполнитель ряда ведущих балетных партий привлек внимание кинорежиссеров. Дебют Махмуда Эсамбаева в кино в 1961 году состоялся не только как актера, но и как сценариста. Он написал сценарий к телеспектаклю, фильму-балету «В мире танца», а вскоре последовала главная роль Ишкоева в киноленте «Я буду танцевать». В экранизации балета Петра Чайковского, в фильме-балете «Лебединое озеро» в постановке режиссеров Аполлинария Дудко и Константина Сергеева Эсамбаев исполнил одну из главных партий.

Эсамбаев Махмуд Алисултанович

Режиссеры Альберт Мкртчян и Леонид Попов пригласили Махмуда Эсамбаева на одну из главных ролей в приключенческо-романтическую драму «Земля Санникова» по сценарию Марка Захарова. В этой картине Махмуд Эсамбаев сыграл Черного шамана, отпугивавшего своими завораживающими танцами беглого каторжника Ильина, сыгранного Владиславом Дворжецким, ссыльного поселенца Крестовского, сыгранного Олегом Далем, и авантюриста Губина в исполнении Юрия Назарова.

Эсамбаев Махмуд Алисултанович

Профессиональной победой в кино маэстро танцев стала роль придворного Музыканта «Несравнейнийшего» Иги-Наш-Туш у режиссера Геннадия Васильева в музыкальном фильме-сказке о волшебном Городе веселых тружеников «Пока бьют часы». Неугомонный «Огонь» в сказке Юрия Победоносцева «Честное волшебное» был в исполнении Эсамбаева также очень убедителен. Режиссеры обожали Эсамбаева за талант, их покоряла внутренняя мощь актера. Елизавета Кимягарова пригласила танцовщика на роль казначея в «Приключения маленького Мука» по мотивам произведения Гауфа, и в этой необычной роли Эсамбаев тоже был превосходен.

Эсамбаев Махмуд Алисултанович

Режиссер Георгий Базаров утвердил актера на роль строго Учителя в политической драме «Репортаж из бездны», повествовавшей о военном перевороте в небольшой азиатской стране в конце 1970-х годов. В 1995 году Эсамбаев снялся в роли Великого Турана в международном кинопроекте. Кинолента «Зов Предков» стала совместным кинопроектом Алжира и Узбекистана.

Эсамбаев Махмуд Алисултанович

Он очень болезненно переживал события в 1995 году. В Чечне шла война, в то время как Эсамбаев всю жизнь проповедовал идею единения людей разной веры, разных взглядов и разных национальностей. Его искусство примиряло, объединяло и возвышало. Он был человеком Мира.

Эсамбаев Махмуд Алисултанович

Очевидцы рассказывали о случае, произошедшем после спектакля в Большом театре в Москве на фуршете, где было много высокопоставленных чиновников. Махмуд Эсамбаев был не похож на себя – обычно такого веселого и доброжелательного. Он был подтянут и аккуратен, в своей знаменитой папахе и при галстуке. Но в глазах такая скрывалась боль. За столом Эсамбаеву, пожалуй, самому известному тогда чеченцу дали слово. «Скажи!» – подталкивали его. И он сказал довольно грубые, не свойственные ему, но четкие слова: «Пусть сдохнут все, кто начал войну!». Выдохнул и продолжил: «И все, кто за это не выпьет». И все выпили.
Война в родной Чечне – это та боль, с которой он не смог долго жить. И дело вовсе не в том, что во время чеченской войны его семья потеряла целое состояние, на которое, как он шутил, можно было построить в Москве целую улицу. Был разрушен дом Эсамбаева, погибла коллекция его картин и дорогих уникальных костюмов. Но когда ему начинали в этом сочувствовать, он отвечал: «Все это ерунда, там гибнут люди – вот это самое страшное».

Эсамбаев Махмуд Алисултанович

Махмуд Эсамбаев умер 7 января 2000 года на 76-м году жизни. Похоронен на Даниловском мусульманском кладбище в Москве.

Эсамбаев Махмуд Алисултанович

В Грозном в 2008 году был установлен памятник Эсамбаеву, в 2009 году его именем был назван проспект (бывший проспект Революции). Существует Всемирный благотворительный фонд имени Махмуда Эсамбаева.

Источник

Махмуд Эсамбаев — биография, информация, личная жизнь

Махмуд Эсамбаев

Махмуд Алисултанович Эсамбаев. Родился 15 июля 1924 года в селении Старые Атаги (Чеченская АО) — умер 7 января 2000 года в Москве. Советский и чеченский артист балета, эстрадный танцовщик, хореограф, балетмейстер, актер. Народный артист Киргизской ССР (1969). Народный артист СССР (1974). Герой Социалистического Труда (1984).

Махмуд Эсамбаев родился 15 июля 1924 года в селении Старые Атаги (ныне в Грозненском районе Чечни). Выходец из тейпа Ишхой.

О своем отце он рассказывал, что тот прожил 106 лет и женился 11 раз.

Второй женой его отца была еврейка родом из Одессы Софья Михайловна. «Ее и только ее я всегда называю мамой. Она звала меня Мойше», — говорил Эсамбаев.

Танцевать он начал с раннего детства. В возрасте 7-ми лет уже плясал на свадьбах. В 1934 году Чечню посетила актриса Любовь Орлова, которая, увидев его танец, предсказала ему большое будущее.

В 1939-1941 годах учился в Грозненском хореографическом училище. Одновременно танцевал в Чечено-Ингушском государственном ансамбле песни и танца.

В 1941-1943 годах — участник фронтовых бригад, танцевал на передовой, на строительстве оборонительных сооружений, в военных госпиталях. В одну из таких поездок начался обстрел, Махмуд не успел укрыться и получил ранение в ногу. «О танцах забудь», — сказали ему врачи. Но он даже и не думал о такой перспективе, превозмогая боль, он продолжал тренироваться, и в 1943 году вновь стал выходить на сцену.

В 1943-1944 годах — танцор Пятигорского театра музыкальной комедии.

На момент начала депортации чеченцев и ингушей находился в Пятигорске. Ему было предложено остаться жить и работать в этом городе. Однако он отверг это предложение и отправился в депортацию добровольно.

Когда чеченцев переселили в Среднюю Азию, они жили в городе Фрунзе (ныне Бишкек). Ссыльных чеченцев там считали фашистами. Как вспоминал Махмуд, Софья Михайловна сама не доедала, но пыталась прокормить его. «Она ходила в гости к своим знакомым одесситам — Фире Марковне, Майе Исаaковне — они жили побогаче, чем мы. И приносила мне кусочек струделя или еще что–нибудь», — рассказывал он.

В ссылке он стал вести на мясокомбинате кружок, учил танцевать бальные и западные танцы. За это ему платили мешок лошадиных костей. Мать обдирала с них кусочки мяса и делала котлеты напополам с хлебом, кости шли на бульoн.

Махмуд обучился еврейским танцам и песням, выступал на еврейских свадьбах за еду: «Я видел на свадьбе ребе, жениха и невесту под хупой. Потом все садились за стол. Играла музыка и начинались танцы–шманцы. Мамочка говорила: «Сейчас Мойше будет танцевать». Я танцевал раз пять–шесть. Потом она говорила: «Мойше, а теперь пой». Я становился против неё и начинал: «Вы немт мен, ву немт мен, ву немт мен. » Мама говорила: «Видите, какой это талант!» А ей говорили: «Спасибо вам, Софья Михайловна,что вы правильно воспитали одного еврейского мальчика. Другие ведь как русские — ничего не знают по–еврейски»».

Еще одной женой отца была цыганка, она научила его гадать и воровать на базаре. «Я очень хорошо умел воровать», — признавался Махмуд.

В 1946-1956 годах — солист Киргизского театра оперы и балета во Фрунзе, где он исполнял главные партии в балетах «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» П.И. Чайковского, «Бахчисарайский фонтан» Б.В. Асафьева, танцы в оперных спектаклях.

Партии Махмуда Эсамбаева в Киргизском театре оперы и балета:

  • «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева — Гирей;
  • «Тарас Бульба» В. П. Соловьёва-Седого по Н. В. Гоголю — Тарас;
  • «Лебединое озеро» П. И. Чайковского — Ротбарт;
  • «Спящая красавица» П. И. Чайковского — фея Карабос;
  • «Анар» В. А. Власова и В. Г. Фере — Кудаке;
  • «Красный мак» Р. М. Глиэра — Танцовщик из ресторана;
  • «Чолпон» М. Р. Раухвергера — Атаман.
Читайте также:  Озеро в казахстане туристическое

В 1950-е годы оставил академическую сцену и обратился к народному танцу. С 1957 года — солист филармонии Чечено-Ингушской АССР. В 1957 году в Москве состоялся Всемирный молодежный фестиваль, который принес танцору лидерство в двух номинациях и первые медали. Но самым важным было народное признание и знакомство со знаменитым балетмейстером Большого театра. Великая балерина Галина Уланова сказала, что такие таланты, как Эсамбаев, рождаются один раз в тысячелетие.

В 1959 году выступил со своей программой в Москве, затем в составе труппы «Звёзды советского балета» посетил с гастролями Францию, Южную Америку, где имел грандиозный успех.

После зарубежных гастролей создал свой коллектив — уникальный монотеатр танцевальных миниатюр. Создатель первой сольной танцевальной программы в СССР «Танцы народов мира».

Исполнил огромное количество самых разнообразных танцев: «Чабан» (чечено-ингушский, узбекский), «Воин» (башкирский), «Золотой бог» (индийский-бхаратнатьям), ритуальный «Танец огня» на музыку М. де Фальи, «Ла-коррида» (испанский), «Танец с ножами» (таджикский), «Воинственный» (таджикский), «Охотник и орёл» (монгольский), «Павлин» (перуанский), «Свободу Африке» (африканский), «Бамбука» (колумбийский), «Негритянский танец», танцевальные сценки: «Еврейские портняжки», «Автомат», танцевальная новелла «Аве Мария» на музыку Ф. Шуберта и др.

Махмуд Эсамбаев — индийский ритуальный танец «Золотой бог»

Всего за годы танцевальной карьеры исполнил около 100 балетных партий, танцев, хореографических миниатюр.

Махмуд Эсамбаев в кино

С 1961 года снимался в кино.

В 1962-м сыграл сыграл роль главного героя Махмуда Ишхоева, прототипом которого и являлся, в ленте «Я буду танцевать».

В 1973-м исполнил роль чёрного шамана в популярном приключенческом фильме «Земля Санникова».

Махмуд Эсамбаев в фильме «Земля Санникова»

Далее были работы в лентах «Честное волшебное» (Огонь), «Пока бьют часы» (придворный музыкант, «Несравненнейший» Иги-Наги-Туги), «Репортаж из бездны» (учитель), «Приключения маленького Мука» (казначей).

Махмуд Эсамбаев в фильме «Пока бьют часы»

В 1988 году он сыграл главную роль в криминальном фильме «Дорога в ад». Его герой — наркоторговец Керим Рустамович Бакаев по кличке «Шах». «Дорогой в ад» стала жизнь молодых людей Марины и ее брата Олега, пристрастившихся к наркотикам. За их сломанными судьбами стоят люди, которых молодые люди считают своими благодетелями. Наркоторговцы не останавливаются ни перед чем, чтобы расширять рынки сбыта. Угрожая физической расправой, они пытаются втянуть в свой бизнес лаборантку Катю и ее друга водителя-дальнобойщика Алексея.

Махмуд Эсамбаев в фильме «Дорога в ад»

С 1989 года — организатор и президент Международного союза деятелей эстрадного искусства. Академик Международной академии танца. При его активной поддержке в Грозном были построены новые здания драматического театра и цирка.

Избирался депутатом Верховных Советов Чечено-Ингушской АССР (1958, 1962), РСФСР 8-го созыва и СССР 10-го и 11-го созывов.

«У меня пара крыльев — Чечня и Россия», — говорил Эсамбаев, тяжело переживая начало второй Чеченской войны.

В последние годы страдал онкологическим заболевание. За три дня до смерти перенес инсульт. Махмуд Эсамбаев умер 7 января 2000 года в Москве. Похоронен на Даниловском мусульманском кладбище.

В честь Эсамбаева назван астероид 4195 (Esambaev), открытый 19 сентября 1982 года Л.И. Черных.

19 октября 2007 года в пансионате «Лесной городок» в Одинцовском районе Московской области был торжественно открыт первый в России памятник Махмуду Эсамбаеву татарского скульптора Рима Акчурина. В 2009 году бронзовую фигуру Эсамбаева окружили восемь рельефов с изображениями самых ярких образов, созданных им за творческую жизнь.

17 июля 2008 года состоялось торжественное открытие памятника танцору в Грозном, приуроченное к 84-й годовщине со дня его рождения. Памятник установлен у здания Республиканского центра культуры и искусств. Скульптура изготовлена жителем села Бено-Юрт А. Тимерхановым и преподнесена министерству культуры Чеченской Республики в подарок.

11 августа 2009 года проспект Революции в Грозном переименован в проспект имени Махмуда Алисултановича Эсамбаева. Распоряжением Правительства Чеченской Республики от 8 октября 2009 года ансамблю «Даймохк» было присвоено имя Махмуда Эсамбаева.

Имя Махмуда Эсамбаева навечно занесено на плиту в галерее «Звёзды эстрады Российской Федерации» в Москве перед Государственным концертным залом «Россия».

Учрежден Всемирный благотворительный фонд имени Махмуда Эсамбаева.

Личная жизнь Махмуда Эсамбаева:

Жена — Нина Аркадьевна Эсамбаева (урожденная Ханумянц; 1924-2002), по национальности армянка, по профессии врач. Познакомились в 1945 году.

Источник



Махмуд Эсамбаев: краткая биография, личная жизнь, фото

Первый артист СССР, заслуживший того, чтобы начать выступать как сольно, так и со своей группой, несомненно, достоин внимания. Особенно интересна направленность деятельности Махмуда – эстрадный танцовщик, он предпочитал народные танцы, игнорируя веяния моды, способные принести ему легкую известность. Как сложилась биография Махмуда Эсамбаева, личная жизнь, что повлияло на карьеру – эти подробности будут рассматриваться в этой статье. Становление признанного артиста начиналось с самого детства, что же, значит, с этого и нужно стартовать.

«Танец – это жизнь. Я дышу через танец. Легкие не в счет.»

Детство будущего балетмейстера

Стары Атаги – предгорное село, ставшее родным краем для маленького Махмуда. Сейчас это Грозненский район, находящийся в пределах Чеченской Республики. Когда ребенок немного подрос, мать начала его брать на свадьбы. В 7-летнем возрасте Эсамбаев Махмуд танцевал вместе с матерью для удовольствия молодоженов, а уже в 8 лет его взяли в маленький бродячий цирк, который путешествовал по горным деревням.

Одиночество возникает не просто потому, что человек физически изолирован, это происходит потому, что наша культура заставляет нас стыдиться этого. Мы сделали себя одинокими прежде всего из-за некоторых предрассудков, вкладывая в понятие одиночество что-то отрицательное. Подробнее.

Отец увлечением ребенка не был доволен: он кричал, обвинял, прятал одежду, не выпускал из дома, избивал ребенка. Не мужское это дело, танцевать! Сверстники не облегчали участь Махмуда, дразня его и называя «скоморохом». Эти два обстоятельства могли оказаться решающими при недостатке твердости характера. Однако желание угодить отцу и быть признанным у сверстников проиграло побуждению танцевать. Мальчик не бросил увлечение, избрав его жизненным путем.

Образование и ВОВ

В 1939 году юный танцор поступил в Грозненское хореографическое училище, хотя отец не изменил своего отношения к наклонностям сына. Любимое дело у Махмуда получалось, а где не хватало способностей – брал усердием. В результате уже к 15 годам, через год после начала обучения, он как студент был выбран для выступлений в государственном ансамбле песни и танца. Песни также сопровождали Махмуда все его образование и последующие выступления, но настоящая страсть была в танцах.

Биография Махмуда Эсамбаева тесно переплелась с историей СССР: с началом Великой Отечественной войны он начинает выступать на передовой вместе с фронтовой концертной бригадой. Солдат очень подбадривали песни, которые они привыкли слышать в мирные времена, а танцы воодушевляли настолько, что отряды готовы были снова выйти в бой, лишь бы иметь в будущем такую же возможность танцевать у себя в родных краях.

Тяжелые годы

Эсамбаев выступал в госпиталях, когда проводилось строительство оборонительных сооружений, и по особым случаям.

Во время концерта неподалеку взорвался снаряд, и в ногу артиста попал осколок. Со сцены Махмуд не сошел, пока не закончил выступление, но, выйдя за кулисы, потерял сознание. Диагноз хирурга ставил крест на карьере танцора: ранение не позволяло снова двигаться плавно. Упорство и желание снова оказаться на сцене взяли верх. Лечением выступила гимнастика. В 1943 году после освобождения Пятигорска от оккупационных войск Эсамбаев Махмуд снова выступал, но уже в оперетте. Надолго там задержаться не удалось: скоро началась пора депортаций.

В 1944 году Чечня и Ингушетия подверглись массовой депортации: коренную нацию насильственно переселяли во избежание восстаний. Уже известному артисту предлагали остаться, но Эсамбаев отказался. Много его соотечественников оказались в Казахстане, Средней Азии. Родственников, а затем самого Махмуда Эсамбаева (фото в статье) депортировали в Бишкек, который тогда носил название Фрунзе. Местный дом культуры стал для него новой работой: уроки бальных танцев, которые давал профессионал, помогали справиться с финансовыми затруднениями.

Источник

Adblock
detector