Меню

Лебединое озеро ноябрь 2012

Лебединое озеро — чудо Алтая, которое бывает с ноября по март.

Здравствуйте, дорогие читатели Фотопутешествий! Сегодня мы вам расскажем про маленькое чудо на Алтае! Лебеди-кликуны прилетают зимовать на Алтай уже около полувека! И с каждым годом их количество только растёт. Прилетают лебеди уже с потомством и рассредоточиваются в незамерзающих водоёмах Советского района. Представляете, друзья, себе картину: вы выезжаете из очередного заснеженного поворота, а перед вами в 30-градусный мороз озеро с плавающими на нём белоснежными птицами!

Около 20 лет назад, когда я впервые попал на озеро, чтобы поснимать лебедей, для меня был на самом деле небольшой шок — раньше лебедей я, как житель Сибири, вообще видел только в зоопарках и по телевизору. А здесь на природе, да еще и морозной зимой — это было что-то совсем необычное:

С тех пор, каждую зиму я жду прилёта белоснежных кликунов, чтобы встретиться с ними снова. Если спокойно наблюдать и стараться понять, что они делают, то можно много интересных сцен для себя увидеть:

Дирижёр белого оркестра!

В этом плане мне помогает понимать происходящее охотовед Владимир Николаевич, который уже много лет является бессменным «отцом» этого белоснежного семейства. Мы с ним частенько говорим про птиц, про их повадки и образ жизни. Он их очень любит и может многое про них рассказать. Например, чего пугаются лебеди:

Спугнули..

В выходные дни на озере, как правило, много людей — туристы на автобусах, экскурсии из Белокурихи, семьи с детишками на автомобилях, фотолюбители и просто зеваки. Когда шумно и все суетятся, трудно сосредоточиться на съёмке. Поэтому я люблю приезжать в середине недели и пораньше. В будние дни на рассвете, как правило, ты с птицами бываешь один. Вокруг тишина и только слышен клик лебедей откуда-то из тумана:

Красавец из тумана!

Люди начинают приезжать позже, часам к 10-11, когда уже поднимается солнышко и становиться теплее. На солнышке лебеди начинают разминаться, чистить пёрышки, а некоторые кликуны не против немного полетать:

Семья в полёте.

Прошлой зимой, впервые за всю историю жизни Лебединого озера, на него прилетали лебеди-шипуны. Это была одна семья и как её сюда занесло непонятно. Обычно они зимуют в других местах. Основная масса кликунов её не приняла и им пришлось всю зиму ютиться на протоках реки Кокши, которая тоже замерзает не полностью.

Шипуны на реке Кокши.

Орнитологи периодически ловят птиц и окольцовывают, чтобы отслеживать их миграции. Наши одевают птицам красные колечки. А один раз прилетали кликуны с синими маячками. Стали разбираться — оказалось это китайские коллеги таким образом птиц пометили. Для главного орнитолога Алтайского края это было удивительно — как правило, китайские птицы летают другими путями. Но, на всю зиму они у нас и не остались. Видимо кликуны поняли, что их не туда занесло и умчались в далёкие понятные только им дали.

Кто свой, кто чужой?

А вообще на Лебедином озере хорошо на закате. Приезжайте, друзья, в вечерние часы и вы сможете стать свидетелями неописуемой красоты! Солнышко садится прямо напротив смотровой площадки и в зависимости от освещения отражается в воде яркими красивыми цветами. Про лебедей на закате у меня даже есть отдельная статья: «Как увидеть закат на Лебедином озере..»

Признание в любви!

В морозные дни озеро укутывает густой туман. Он бывает настолько сильным, что иногда птиц не видно вообще и только из этого «белого молока» слышно кликанье чудных белоснежных гостей. Даже высоко поднявшееся солнце на таком морозе с трудом пробивается через туман:

Морозно на озере!

Где-то в марте-апреле становится значительно теплее и птицы готовятся к перелёту в свои лебединые края для высиживания потомства. Некоторые из них к этому процессу подходят ответственно и на озере иногда можно увидеть необычные глазу сцены:

Советчики..

Когда становится тепло, лебеди начинают вставать на крыло и тренироваться к дальнему перелёту. Кто-то делает это на озере, а другие разбредаются по проталинам на окружающих водоёмах. В такие дни становится немного грустно — ты понимаешь, что красота ещё рядом перед глазами, но совсем скоро она растворится полётом в далекие тундровые дали.

Домой!

Однако, природа устроена циклично — проходит весна, затем лето и осень, а потом наступает новая встреча с уже кажущимися своими кликунами и ты, как ребёнок, бежишь на встречу с этими замечательными созданиями. Бывает настолько волнуешься успеть к рассвету, что, например, один раз я приехал со всей фотоаппаратурой, а карты памяти забыл. В тот день я просто пил согревающий кофе из термоса и любовался этими прекрасными созданиями. Иногда это тоже нужно — уметь просто созерцать происходящее перед глазами, тем более когда перед тобой такая белоснежная красота!

Источник

Сегодня в Большом театре балетная премьера сезона — «Лебединое озеро» Юрия Григоровича

Маэстро приготовил для публики сюрприз — он восстановил постановку «Лебединого озера», некогда запрещенную партийными функционерами.

Сегодня в Большом театре — единственная балетная премьера сезона — «Лебединое озеро» Юрия Григоровича. Григорович не был в Большом 5 лет — с тех пор, как его сместили с поста главного балетмейстера. Теперь новое руководство театра пригласило хореографа восстановить балет, который десятилетиями олицетворял славу Большого театра.

Читайте также:  Самое глубоководное озеро мира материки

На премьеру в Большой сегодня собралась все московская элита — как в прежние времена, когда «Лебединое озеро» обязательно посещали важные гости из-за рубежа. Когда-то на этом балете побывали и Риббентроп, и Мао Дзе Дун. Нынешнюю постановку Григорович готовил в строжайшей тайне — прессу не пустили даже на последний прогон. И многие утверждали, что хореограф полностью повторит старый спектакль. Но Григорович восстанавливает собственную редакцию 69-года, не принятую в свое время из-за трагического финала — идеология требовала сказки со счастливым концом.

ЮРИЙ ГРИГОРОВИЧ: «У Петра Ильича тоже не все оптимистично кончалось. Герои просто гибли, оба героя гибли. А я все-таки одного оставляю жить.

Я сделал иной жанр, не жанр сказки, а жанр романтической новеллы. Все, что вы видите, лебединое царство — это внутренний мир героя».

Одетта — уже не заколдованная девушка, а идеальная мечта принца о любви. Мечта, которая погибает, когда принц отдает свое сердце обольстительной Одилии. Одетту-Одилию сегодня танцует Анастасия Волочкова, которую Григорович специально пригласил из Лондона. Ее партия — самая сложная в классическом балете. Изящную пластику в адажио Одетты мгновенно сменяют коронные фуэте и стремительные прыжки Одилии.

АНАСТАСИЯ ВОЛОЧКОВА: «Здесь гениальные возможности для артистов. Это действительно мечта, это такие спектакли, без которых не может жить балерина».

Критикам еще предстоит оценить премьеру, а зарубежные импресарио уже ведут переговоры с Большим театром о возможности постановки спектакля в Америке.

Источник

Лебединое озеро

Исполнители

Авторы и постановщики

Музыка Петра Чайковского
Хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова (1895)
в редакции Константина Сергеева (1950)
Либретто Владимира Бегичева и Василия Гельцера
Декорации Игоря Иванова
Костюмы Галины Соловьевой

Адаптация света на сцене Мариинского-2 – Андрей Понизовский

Краткое содержание

Действие I
Картина первая
Принц Зигфрид в кругу друзей празднует свое совершеннолетие. Гости поднимают кубки в честь Зигфрида, танцуют, веселятся. Шут развлекает присутствующих.
Слуги сообщают о появлении владетельной принцессы – матери Зигфрида. Она дарит сыну арбалет. Поздравив Зигфрида, принцесса напоминает, что детство прошло и он обязан подумать о женитьбе. Завтра на балу принц должен выбрать себе невесту.
Темнеет. Гости расходятся. Зигфрид остается один. Его томят неясные предчувствия… Увидев летящих к озеру белых лебедей, принц устремляется вслед за ними.
Картина вторая
Озеро в лесной чаще. Лебеди, выходя на берег, превращаются в девушек, и Зигфрид опускает арбалет, пораженный удивительной красотой королевы лебедей. Одетта рассказывает ему, что девушки-лебеди находятся во власти злого волшебника Ротбарта и только сила беззаветной любви способна разрушить колдовские чары.
Зигфрид клянется ей в вечной любви. Одетта предостерегает юношу: если он не сдержит клятву, то никто уже не сможет им помочь. Близится рассвет. По озеру вновь плывут лебеди. Одетта прощается с Зигфридом.

Действие II
Картина третья
Бал в замке. Одна за другой предстают перед принцем красавицы, но ни одна не привлекает его внимание. Сердце Зигфрида отдано Одетте.
Звуки фанфар возвещают о прибытии новых гостей. В обличье знатного рыцаря появляется волшебник Ротбарт, с ним – его дочь Одиллия. Зигфрид растерян: эта красавица необычайно похожа на Одетту! Одиллия не дает принцу опомниться, она манит, чарует, обольщает… и принц настолько увлечен, что клянется ей в любви.
Отныне она его невеста!
Ротбарт торжествует: Зигфрид нарушил клятву, данную Одетте, и значит – нет любви, нет преданности, ничто не в силах противостоять его власти.
Перед Зигфридом возникает видение Одетты и, поняв весь ужас обмана, жертвой которого он стал, юноша устремляется к озеру, к Одетте.

Действие III
Картина четвертая
Ночь. Берег озера. Одетта рассказывает подругам о коварстве Ротбарта и об измене Зигфрида. Появляется принц, он молит простить его. Влюбленных пытаются разлучить черные лебеди, посланные Ротбартом, но Зигфрид побеждает волшебника.
Власти зла приходит конец, и лучи восходящего солнца несут жизнь, любовь, счастье…

О спектакле

«Лебединое озеро» – балет, без которого невозможно представить себе современный академический театр, да и современный психологический. Академизм «Лебединого озера» – в четких структурных построениях, в строгой классической школе, в традиционном разделении на классический и характерный танцы. Психологизм – в загадочной теме двойничества, в культивируемой теме фатума и рока.
Тем не менее, появившееся в 1877 году «Лебединое озеро» получило отнюдь не мгновенное признание. Спектакль, сочиненный в Большом театре Вацлавом Рейзингером, был одним из многих – весьма традиционным и далеко не новаторским. Не находили в нем ни знаменитой русской души, ни вечного символа отечественной одухотворенности в образе лебедя. Да и музыка Чайковского, грустно-щемящая, празднично-ликующая или угрожающе-фатальная, не сразу была признана шедевром. Поначалу творение Петра Ильича аттестовали весьма сдержанно: находили, что балет «беден мелодиями», а музыка – его «самое слабое место». Да и духовность в первой постановке найти было нелегко: многое заслонял лебединый кордебалет, исправно махавший на премьере картонными крыльями, – сейчас такое можно представить разве что в пародии на спектакль! И только имя Полины Карпаковой, вошедшей в историю первой исполнительницей Одетты, говорит нам о том, что история балета началась вовсе не в Санкт-Петербурге. Но именно в городе на Неве белый лебедь «свил себе гнездо». После концерта памяти композитора, состоявшегося в 1894 году в Мариинском театре, на котором Лев Иванов показал лебединую картину, нежную, трогательную и печальную, властитель петербургского балета Мариус Петипа окончательно принял решение поставить спектакль Чайковского на императорской сцене. Премьера состоялась годом позже, в 1895-м. Очень тактичную музыкальную редактуру произвел дирижер и композитор Риккардо Дриго – именно его варианту партитуры «Лебединого озера» следует большинство хореографов. Француз Петипа и русский Иванов (хореографы), итальянец Дриго (дирижер и автор музыкальной редакции) и Пьерина Леньяни в партии Одетты-Одиллии – вот творцы знаменитого мифа «Лебединого озера».
За более чем столетнее существование «Лебединого озера» в Мариинском театре постановку капитально редактировали лишь трижды, что, согласитесь, для балета с более чем вековой историей крайне мало. Наиболее радикальной была, как ни странно, женщина – Агриппина Яковлевна Ваганова, прославленный педагог и отличная солистка (в «Лебедином озере», кстати, лавров не снискавшая). Она постаралась прояснить мистицизм либретто и музыки, представив историю о девушке-лебеде как болезненные галлюцинации начитанного юноши, беспощадно умертвив в финале главных героев без права воскрешения (в спектакле 1896 года Одетта и Зигфрид, погибнув, соединялись в загробном мире). Однако от Вагановой в сегодняшнем спектакле и «лебединый» поворот рук, и танцевальная встреча Одетты и Зигфрида: Агриппина Яковлевна, не удовлетворенная суетливой пантомимой этого эпизода, сочинила очень образную хореографию.
Десять лет спустя другой классик советского балета Федор Лопухов не дал погибнуть главным героям, более того, вернул Одетте человеческий облик – в финале она становилась девушкой. Но и этот спектакль, запомнившийся еще и отличной вариацией Ротбарта, в репертуаре театра продержался лишь пятилетку, и его сменила версия Константина Сергеева, одного из лучших Зигфридов всех времен и народов, в которой верный академическим традициям танцовщик и хореограф соединил все лучшее, созданное для «Лебединого озера» за полвека. И эта постановка сегодня считается классическим образцом. Именно в ней и зафиксировала тогдашняя кинохроника лирический танец Галины Улановой, виртуозный блеск Натальи Дудинской, академическую безупречность Габриэлы Комлевой, мятежную страстность Галины Мезенцевой.
Ольга Федорченко

Премьера балета Петра Чайковского в хореографии Юлиуса Рейзингера – 20 февраля 1877 года, Большой театр, Москва
Премьера балета в хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова – 15 января 1895 года, Мариинский театр
Премьера редакции Константина Сергеева – 8 марта 1950 года, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский)

Читайте также:  Что кусается в озере

Продолжительность спектакля 3 часа 10 минут
Спектакль идет с двумя антрактами

Узнать больше об этой постановке, посмотреть фотографии с репетиций и спектаклей можно на виртуальной выставке «Петипа в Мариинском»

Источник



Сегодня в Большом театре Беларуси состоится премьера балета «Лебединое озеро»

«Лебединое озеро» и премьера?» — наверняка спросит кто-то из читателей, вспомнив, как ходил на этот балет ребенком, а потом водил своих детей. Действительно, премьера «Лебединого» прошла в Минске в 1938 году. Потом его ставили в 1948, 1967, 1978, 1986 и 2012 годах. И каждый раз этот балет выглядел немного иначе. Каким мы увидим его сегодня?

Сцена из спектакля.

Три месяца до премьеры

О том, что художественный руководитель Большого театра Беларуси Валентин Елизарьев будет ставить балет «Лебединое озеро», я узнала за три с половиной месяца до премьеры. Удивилась: у нас в театре ведь идет «Лебединое»! Идет давно и с неизменным успехом, собирая полные залы, как и по всему миру. Это один из самых аншлаговых спектаклей мирового балета. И один из самых ярких примеров того, что начинается провалом, а продолжается победным шествием — такие истории сейчас очень популярны: собраться с силами, подняться и идти дальше.

Спрашивала у Валентина Николаевича, насколько «новой» будет эта версия спектакля. « Я восстанавливаю редакцию, прежде всего, старого московского «Лебединого озера» по тем крупицам, которые донес до нас Асаф Мессерер. И в этих традициях есть несколько не поставленных номеров из партитуры Чайковского. Я буду их ставить».

Во время репетиций.
— Что именно?

— Последнее трио Одетты, Принца и Ротбарда. Обязательно поставлю русский танец — там потрясающая музыка, но не сохранилась хореография. Добавлю танец шутов, который не сохранился, хотя был в постановке. Для меня этот спектакль — потрясающий музей хореографии, но поскольку мы живем все-таки в XXI веке, я попытаюсь придать ему вид не только музейный, но и современный.

Читайте также:  Геология озера байкал кратко

Двадцать пять дней до премьеры

На сцене впервые вывесили декорации. Художником спектакля стал народный художник России и лауреат Государственной премии Беларуси Вячеслав Окунев. В зале Валентин Елизарьев и все ответственные за изготовление декораций и костюмов, свет и бутафорию. Декорации висят на сцене, в зале висит тишина. Немного зловещая. «На эскизах это выглядело иначе», — говорит Елизарьев. Начинают играть светом — при правильном освещении вид меняется кардинально, и то, что минуту назад казалось мрачным, становится романтическим, по озеру идет рябь, в окне готического замка бьется преданная Одетта.

— Как быстро успевают заменить картины? — спрашивает Елизарьев.

— Обычно за минуту 35 секунд.

— Вы должны сделать это быстро, это очень важно.
Валентин Елизарьев изменил структуру: актов будет не четыре, а два — менять декорации и переодеваться придется быстрее обычного.

По прошествии многих лет Татьяна Шеметовец снова выйдет на сцену, на этот раз в роли Королевы.

Пятнадцать дней до премьеры

В расписании балетной труппы — шесть репетиций к «Лебединому». Готовятся четыре состава ведущих солистов, два — солистов, несколько Ротбардов и шутов. Шут, кстати, партия технически весьма сложная, до виртуозности.

Две недели до премьеры — самый трудный и нервный период: репертуарные спектакли никто не отменял, и артистам нужно справляться с повышенной нагрузкой. «Работают с энтузиазмом», — говорит Елизарьев, обычно скупой на похвалы.

Десять дней до премьеры

Пока оркестр занимается корректурой (сначала музыканты репетируют в группах, а потом собираются вместе, чтобы свести звучание), на главной сцене начинаются репетиции в костюмах. Заведующая балетной труппой Татьяна Шеметовец объясняет, почему костюмы нужно надевать пораньше. «Потому что в них меняется пластика, посадка головы. Всегда есть какое-то неудобство: здесь жмет, там тянет. К костюмам надо привыкнуть, поэтому лучше заранее, — и почти без перехода: — Вы знаете, что я буду выходить Королевой?» Теперь знаю. «Это предложение было неожиданным и очень лестным. На самом деле это приятное ощущение — снова оказаться на сцене. Репетиционный процесс — то, что держит меня на плаву. Я держу спину!» — смеется. На самом деле все балетные держат спину всегда: не могут иначе.

«Ну, мужики, не подведите! — напутствует Елизарьев перед мазуркой. — Панове, несите себя гордо!» И добавляет: «Чтобы к следующей репетиции у всех занятых в польском и венгерском танцах были усы». Говорит как будто в воздух, но уверен: его услышат. На следующей репетиции все панове и мадьяры уже с усами. «Хорошие», — удовлетворен Елизарьев. Цвет вееров в руках артистов, их наклон, жемчужины и высота кокошника в русском танце — мы этого, может быть (да скорее всего!), не заметим, но Елизарьев и его команда вдаются в каждую деталь, отмеряют каждый сантиметр: все работает на образ артиста и спектакля, а значит, на наше с вами впечатление. Постановщики все время думают о нас — зрителях.

Валентин Елизарьев на репетиции.
Репетиция идет в костюмах, но без оркестра. Дирижер Владимир Оводок занимает непривычное для себя место — на сцене, рядом с роялем. Со стороны, особенно для непосвященного, это выглядит немного странно: оркестра нет, но им дирижируют. Это нужно, чтобы запомнить темп движения, откорректировать его вместе с артистами.
Ведь дирижер может испортить любой балет: будет играть слишком быстро — загонит артистов, которые обязаны подчиняться музыке, будет играть слишком медленно — тоже загонит, потому что танцевать слишком медленно так же сложно, как и двигаться с ускорением. Но это не единственная странность, которую я, человек со стороны, наблюдаю на этой репетиции. Публики нет, никто не аплодирует, но артисты раскланиваются. Поклоны — часть спектакля, их репетируют так же, как и все номера. Но в этом «Лебедином» они несут дополнительную нагрузку: дают артистам возможность переодеться между картинами.

Три дня до премьеры

«Девочки, каждый день набираете! Молодцы!» — говорит Валентин Елизарьев на очередном прогоне. Сегодня первая оркестровая репетиция. Костюмы, грим, поклоны и оркестр — настоящий спектакль. Но пока еще «как будто»: оркестр можно остановить и попросить сменить ритм.

— Эвен, не слишком медленно это было?

Но сам ускориться не просит: профессиональный артист справится с любым ритмом, даже если он не слишком комфортен. Вот Дарья Медовская — Одетта\Одиллия — плачет после прогона. Она еще не танцевала больших сольных партий, а тут сразу такая! Эмоции зашкаливают, даже если единственные зрители сегодня — коллеги. Коллеги, кстати, подбадривают: аплодировали после фуэте, а похвала от своих дорогого стоит. Слезы пройдут, уверенность останется.

«Надеюсь, будет хороший результат», — говорит Валентин Елизарьев. Мы предвкушаем. Новое платье для премьеры я купила в тот же день, когда артисты надели на репетицию костюмы. Потому что премьера «Лебединого озера» — всегда праздник.

Источник

Adblock
detector